Многоразовая возвращаемая двигательная установка

41 сообщение в этой теме

Опубликовано:

Навеяно недавним запуском X-37

В основе концепции лежит использование схемы "Шаттла" - т.е. сгораемого топливного бака (сам по себе он стоит копейки, в отношении к стоимости запуска).

Суть концепции - в использовании вместо орбитера - многоразовой двигательной установки (МДУ). Т.е. по конструкции, МДУ, это "простейший" беспилотный шаттл, не несущий в себе никакой полезной нагрузки. Фактически, это просто беспилотный планер для комплекса двигателей, задача которого - мягко вернуть эти самые двигатели на Землю.

Вся полезная нагрузка ракеты, "классически" размещается в ее верхней части. Это могут быть:

1) Просто блоки полезного груза

2) Одноразовые пилотируемые корабли класса "Союз"/"Аполлон" (с вполне традиционной и отработаной системой аварийного спасения)

3) Многоразовые пилотиремые корабли класса "Клиппер" (с точно такой же системой аварийного спасения)

4) "Летающий чемодан", т.е. аэродинамический корабль, предназначенный исключительно для возвращения с орбиты полезной нагрузки (стартует пустой, на орбите подхватывает спутник, и возвращается с ним на Землю)

При старте корабля, взлетает он как шаттл - т.е. используется как двигатели МДУ так и твердотопливные ускорители.

При выходе на орбиту, размещенная в носовой части полезная нагрузка отделяется и довыводится при помощи собственного разгонного блока. Топливный бак и МДУ продолжают полет по баллистической траектории. МДУ отделяется, и управляемо входит в атмосферу при помощи своих аэродинамических плоскостей.

Достоинства даной системы:

1) Обеспечивается спасение в общем-то самого дорогого компонента системы - дорогостоящей двигательнй установки, навигационных систем, смонтированных на МДУ

2) За счет беспилотности МДУ, отсутствия на ней самой отсеков для полезной нагрузки, ее размеры могут бть значительно уменьшены в сравнении с классическим орбитером шаттла, и ставший доступным вес израсходован на усиление теплозащиты

3) Т.к. МДУ беспилотна, она не требует столь филигранного подхода к надежности. Ее потеря - это всего лишь потеря денег, люди не подвергаются риску.

4) Классическое "ракетное" расположение груза в верхней части топливного бака, позволяет использовать пилотируемые корабли класса "Союз"/"Аполлон", оснащенные системой аварийного спасения, т.е. безопаснсть экипажа обеспечивается аналогичной ракетам "Протон"/"Сатурн-5"

5) При использовании многоразовых кораблей класса "Клиппер", стоимость вывода экипажа на орбиту понижается многократно!

Примерная схема:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А во сколько раз возрастает стоимость ДУ, способной к многоразовому использованию?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А во сколько раз возрастает стоимость ДУ, способной к многоразовому использованию?

По идее, это компенсируется ее сохранностью. На шаттле ставили именно на это. Я попытался отбросить удорожающие элементы, и сохранить концепцию!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как-то давно в журнале "Энергия" я прочитал о проекте РН "Трезубец", способной вывести на орбиту полезный груз 80 тонн, у этой ракеты боковушки спасались целиком (как ТТУ у Шаттла), а в центральном блоке и в верхней ступени, спасаемыми были только двигатели!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как-то давно в журнале "Энергия" я прочитал о проекте РН "Трезубец", способной вывести на орбиту полезный груз 80 тонн, у этой ракеты боковушки спасались целиком (как ТТУ у Шаттла), а в центральном блоке и в верхней ступени, спасаемыми были только двигатели!

Вот примерно та же концепция!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Значит [:||||||:] :)

Были уже такие идеи.

По факту - удорожание будет однозначно выше спасения. Там же теплозащита нужна и нагрузки огого :umnik:

Это ж по сути новый космический корабль. Причём класса покруче Шаттла.

Нет, если бОльшую половину скорости вынести на доразгонный блок, то скорости и нагрузки возвращения упадут. Цена и сложность ВК(взлётного корабля) - тоже. Но не так, чтоб намного. Всё равно ведь корабль. Ну уровня Спирита, например.

Идея не так уж и плоха, в-общем-то. В теории. На практике - писец.

Слишком много надо, чтоб получить дешёвую многоразовую АКС.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По факту - удорожание будет однозначно выше спасения. Там же теплозащита нужна и нагрузки огого

Это ж по сути новый космический корабль. Причём класса покруче Шаттла.

Так:

1) По-вашему, что есть шаттл? Вообще-то по сути дела, это и есть возвращаемая двигательная установка. Только дополненная еще и кабиной экипажа, огромным грузовым трюмом!

В предлагаемом проекте всего этого НЕТ. Нет огромного грузового трюма, который жрет массу в невероятных количествах, и нуждается в теплозащите

Т.е. по массе и размерам система получается гораздо легче "шаттла". А следовательно:

Необходима меньшая площадь теплозащиты

На теплозащиту можно израсходовать больший запас массы

Системе не требуется столь филигранный техосмотр после полета!

2) Основная проблема шаттла - сложность техосмотра после полета. Здесь же данная проблема снимается!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

возвращаемая двигательная установка

Жаль, но вы правы

Нет огромного грузового трюма

а толку...

и нуждается в теплозащите

Вот в ней он и у Шаттла особо не нуждается

по массе и размерам система получается гораздо легче "шаттла"

А топливо всё во внешнем баке, да?

А держать оно весь оголовок руками инженеров на весу будет?

А крылья-то на месте?

Необходима меньшая площадь теплозащиты

Нипонял :) Как это?

Может, вы имели ввиду в-общем меньшую теплозащиту, чем необходима орбитальным аппаратам? Ну дык это неплохо. Но по сравнению с теми же блоками А Энергии или SRB Шаттла... Не, не катит.

Системе не требуется столь филигранный техосмотр после полета!

А если %бнёт вместе с баком, РБ и ПН? И нидай бог прямо на старте, как Н1 №3Л?

С другой стороны, даже плотное ТО не может дать полной гарантии. Примеры Челленджера и Колумбии говорят об этом. Хотя не, Колумбия не совсем то. А нет, то. Правда, там другой косяк нашли - проблему внешнего криобака.

Вообще говоря, шо-та подобное предлагали товарищи из "Энергии", когда косяки оригинального варианта Энергии были видны невооружённым глазом.

Щас...

Вот раз и два

А конкретно:

gk-175.gif

По центру - многоразовая вторая ступень. По краям - многоразовые первые ступени.

Но по цене этот монстрег - поболе Шаттла в пару раз точно будет. И с таким же обслуживанием. И тд.

Зато многоразовая система. Практически полностью. Разве что ПН не многоразовая.

А как ваш ход мыслей от Х-37, который по сути маленький крылатый "Прогресс", запускаемый на нормальной РН, перескачил к такому?

скрыть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Цеппелин идея интересная, а картинку понагляднее? МОжет уже гдето было??

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот в ней он и у Шаттла особо не нуждается

Чем больше линейные размеры и вес - тем более мощная нужна термозащита.

А топливо всё во внешнем баке, да?

Ну естественно.

А держать оно весь оголовок руками инженеров на весу будет?

Вообще-то тот же самый бак спокойно удерживает. В ракете Ares он в общем-то и используется.

А если %бнёт вместе с баком, РБ и ПН? И нидай бог прямо на старте, как Н1 №3Л?

С другой стороны, даже плотное ТО не может дать полной гарантии. Примеры Челленджера и Колумбии говорят об этом. Хотя не, Колумбия не совсем то. А нет, то. Правда, там другой косяк нашли - проблему внешнего криобака.

Если даже рванет:

1) Люди не пострадают. Ввиду того, что надежность САС вполне отработана

2) Наиболее опасная стадия - посадка. А приземляется он без экипажа.

А как ваш ход мыслей от Х-37, который по сути маленький крылатый "Прогресс", запускаемый на нормальной РН, перескачил к такому?

Я просто подумал, что главное в шаттле-двигательная установка.

Цеппелин идея интересная, а картинку понагляднее? МОжет уже гдето было??

Подобным, в принципе, является МАКС. Правда, у него воздушный старт, и таскание груза в самом орбитере.

Картинку - может быть, попробую!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а Ангара разве не то ?

многоразовость 10 кратная

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, а где картиинка?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

навигационных систем

<{POST_SNAPBACK}>

Может для начала на них потренироваться? В принципе даже крыльев не надо - достаточно баллистической капсулы весом в центнер, в которой живут БЦВК и прочие гироскопы. А ресурс у современной электроники сильно больше, чем у двигателей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В проекте "Трезубец" у двигателей небыло крыльев- они монтировались в многоразовых спускаемых капсулах, имевших люки для реактивной струи и подачи топлива, после отделения от аппарата, люки закрывались и капсулы спускались на парашютах,подобно спускаемым аппаратам!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, а где картиинка?

Коллеги, я только сегодня сдал ГОС в родном институте! Имейте совесть!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сдал? Знач можно поздравить :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

многоразовой двигательной установки (МДУ).

Как у нас там предлагали возвращаемую крылатую ступень?

Я бы модифицировал идею возвращаемой сдкелал бы первую ступень, чтобы несколько удешевить процесс. И не крылатую с посадкой а с парашютной системой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Угу, а потом таскаться ее доставать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эту идею лет двадцать предлагает Роберт Зубрин:

0_e3d25_51a3e29b_XL.jpg

Но НАСА носители решило делать на одноразовых водородниках...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но НАСА носители решило делать на одноразовых водородниках...
А Маск сейчас учит возвращаться всю ступень целиком.

Вообще, как ни странно, наиболее дорогой частью ступени РН является обычно топливный бак.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Это с какого перепуга?

Обычно цена моторов это 40-50% цены всего носителя.

Изменено пользователем Бука

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, как уже заметили выше, первое испытание подобной хрени было в конце сентября (полезная нагрузка ушла на орбиту, но ступень мягко посадить не удалось), а на февраль 2014 планируют второе испытание, с исправлением выявленных первым испытанием багов.

Тоесть по мнению ракетостроителей затея имеет смысл и перспективу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Слишком много надо, чтоб получить дешёвую многоразовую АКС.

А может быть зеркальная альтернатива - через углубленные НИР-ОКР, преимущественно в сфере технологии изготовления и обеспечения надежности, резко понизить стоимость одноразовой РН и довершать экономию крупной серией?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас