Sign in to follow this  
Followers 0

Бахийская Амфиктиония

17 posts in this topic

Posted

Коллеги, для тех, кто здесь впервые, описание развилки тут

Эллинская Америка:Последняя воля бога

Творение коллеги Геры

Группа поселенцев оказавшаяся выброшеной в Северо-Восточной Бразилии была в гораздо более тяжелом положении. Они были вынуждены высадится в конце августа 321 года на побережье называемого в соседней параллельной реальности штатом Сеара северо-восточной Бразилии. Большая часть кораблей была разрушена штормами или посажена на мели. Крайне мало имущества удалось спасти, на берег был переправлен лишь мелкий домашний скот и небольшие запасы зерна. Путешественников собралось всего около тысячи человек и все совершенно разных национальностей, наибольшую группу, почти треть, составляли финикийцы, за ними вплотную шли малоазийцы, македонцы составляли лишь маленькую группу, не больше сирийцев с арамейцами и египтянами. Однако тем не менее они до времени удерживали неоспоримое руководство.

По счастливому стечению обстоятельств один из руководителей флота, Бахиас оказался, заболев, на транспортнике и смог возглавить спасшихся В скором времени также неподадеку от них к берегу прибило еще два корабля. Число населения увеличилось и несоизмеримо выше поднялся дух. Пользуясь инерцией привычной субординации, Бахиас сосредоточил на себе все нити управления, навкратиский грек по происхождению, быстро наладил отношения со всеми общинами и установив систему сдержек и противовесов. До нас не дошли циркулирующие среди поселенцев планы на дальнейшую судьбу предприятия, однако известна удивительная индеферентность - поселенцы не предприняли никакой попытки продолжить плавание. Хотя были наверняка в состоянии снарядить еще некоторое число целых кораблей, Бахиас, не иначе по какому наитию, отказался от дальнейших попыток. Сложилось так что колонисты не основали какого либо одного значительного полиса, возможно это было связано с отсутствием доминирующей общины обладающей силой притяжения. Все они разместились порознь отдельными группами вдоль берега, на расстоянии дневного перехода рядом друг к другу и поддерживали тесные отношения. Занимались рыболовством, разведением сохранившихся свиней, скрещивая их с местными пекари, разводили коз и кур, какого малого количества уцелевших коров и коней, засеивали привезенные с собой семена злаковых из Азии и гвинейского берега Африки. Активно экспериментировали с местными культурами, заимствованными у немногочисленных аборигенов.

Нам неизвестно имелись ли серьезные общественные столкновения в первые же годы, несмотря на отсутствие жесткой консолидации система показала достаточную устойчивость, кроме того действовала общая тяга к стабильности и соглашению среди незнакомой природной среды вокруг них. Видимо примерное количественное равенство нацинальностей привело отсутствию амбиций отдельных коллективы внутри колонии. Политическое влияние такой компромиссной фигуры как Бахиас к тому же наделенный по инерции некоей внешней официальной силой, играло скорее всего немалую роль. Какой то общей полисной колонии поселенцы на первых порах не создали, однако, когда в конце III века до.н.э. сильнейший ураган обрушившийся на побережье смыл небольшие рыбацкие поселки, их жители основали несколько в глубине берега новый большой полис, назвав его Бахией, уже через многие годы после смерти первого гегемона амфиктионии.

Гера пишет:

я уже примерно набросал политическую и хозяйственную атмосферу на первое столетие, живут поживают, добра наживают, в нескольких десятках деревенек, огородничают, разводят мелкий скот(крупный убежал в лес), рыбачат, подсечно выжигают сельву. Живут дружно, и между собой, и с немногочисленными группами редко забредающих индейцев, что то перенимают, чем то торгуют(основное средство обмена от индейцев: лишние рты женского пола, и может дичина).

Поселенческие деревеньки создавшиеся соответственно из отдельных корабельных команд управляются своими старейшинами обратившимися соответственно из корабельной старшины и просто авторитетных членов экипажа. Политически взаимотношения сообщества поселенцев разбросанных в небольших поселениях/хуторах на растоянии один-два дня друг от друга по побережью и незначительно вглубь можно охарактеризовать, ползуясь эллинским термином, как амфиктиония - конфедерация соседских общин. То есть фактически самостоятельные общины связанные с другом помимо родственных отношений какими то общими межобщинными религиозными праздниками и ярмарками. В качестве общих межобщинных авторитетов выступают жрецы особо распространенных культов и возможные бывшие высшие офицеры флота. Тут я субьективно произвольно высаживаю вместе с ними адмирала Бахиаса, также устраиваю где то на 60ом "году от поселения" особо сильный ураган(весьма частое явление), смывающий пару поселков, уцелевшие жители решившие объединится отстраивают один общий поселок, произвольно называя его в честь почившего Бахия - все это устроено мной чисто для удобства, чтобы иметь возможность условно называть это северобразильское сообщество каким то общим названием - Бахией, впрочем можно также называть Амфиктионией, или Бахийской Амфиктионией

Сия модель может показаться опасной в связи с быстрым падением культурного уровня и и этнической ассимиляцией индейцами - вариант миниСокотры(я ту тему тогда на ФАИ не просто так размещал) - если только не одно НО, стою и буду на том что подавляющая часть обеих Америк на 3 век до рождества Христова(за исключением Центральной и Андийской) совершенно дикая и малонаселенная территория(смотри реально сохранившиеся еще группы охотников Амазонии и папуасов Новой Гвинеи) когда племя из 15 охотников и 20-25 женщин и детей совершенно одни перемещаются по территории в тысячу квадратных километров практически не пересекаясь с такими же - о каком культурно проникновении и ассимиляции может идти речь :dontknow: максимум раз или два в год вышли эти товарищи из леса, вывели пару ненужных девочек, вдов потерявших на охоте мужей или по случаю где то захваченных, получили взамен пару железных топориков/наконечников, мешок муки и суконный отрез( гугли схему "немая торговля") и всё, до следующего раза. Провисание культурного уровня неизбежно, этого увы! не избежать,в последствии забытые ниши будут в последствии заняты какой то синкретикой с индейским элементом. Когда индейцы за счет контактных заимствований разовьются настолько что их действительно станет заметно больше чтобы принимать в расчет, пришлое население амфиктионии уплотнится уже до порога в десять а то больше тысяч, это будет не ранее чем через 200 лет, но при такой численности опасность утраты индентификации уже не будет стоять.

По математической дем.прогрессии полагаюсь на ваш откуп ;)

доля рыболовства и берегового собирательство в первые два-три поколения оцениваю до 80%(я как то уже отмечал что рыболовство по отношению вложения/отдача наше всё и будет палкой-выручалкой любого попаданца/поселенца), животноводство(разведение кур и свиней) на первых порах не больше 10-15%, растениеводство не больше 5%, оно по сути экспериментально. Дефицит растительной пищи восполняется большей частью собирательством дикорастущих плодов и ягод, обменом её у аборигенов.

Поэтому я и охарактеризовал тот вид вид земледелия огородничеством. Чем оно отличается от масштабного земледелия обьяснить? на небольших участках придомовой земли люди в свободное время экспериментируют с местыми и африканскими культурами и пытаются адаптировать свои, земледелие играет вспомогательную роль в качестве добавки к столу, особого результатов от него не ждут и тем не менее надеются, так как дефицит растительносодержащихся элементов питания дикорастущим не покрыть

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Начальная правка по демографии:

высадилось примерно тысяча, через 10 лет выжившие переженились, через 20 имеем нормальные семьи, скажем 500 семей - 2000 человек.

дальше уже прикидки:

еще через 30 лет - 2700, дальше у Геры страшный шторм, цунами и большие жертвы, скажем 300 человек,

люди укрупняют поселения и переносят их повыше

через 100 лет несколько меньше 4 тысяч,

через 200 лет после высадки около 10 тыс и набеги местных.

Впрочем, для меня ключевой была демография первых лет, когда существует сильный возрастной и гендерный перекос, что ведет формально к скачкообразному росту в первые 10 лет, в идеале может получиться и пятикратный рост. Но у нас плотность местных мала, проблема решается медленно, поэтому семьи оставили только половина прибывших. Остальные кто не дожил, кто вышел из репродуктивного возраста.

В общем, усредняя, имеем к началу н.э. около 30 тыс - культура сильно просела, ибо пахать надо и народу мало - не с кем переписываться. Язык сильно изменился, гибрид греческого с арамейским. Активное рыболовство - это понятно. Скотоводство заново освоят - тут тоже ясно, от молочка отказываться дурных нема.

Как с СХ - хлопчатник, маниок, фасоль, томаты, папайя, ананас , лук репчатый (возьмут из старого света по приказу медиков), табак, какао (на экспорт пойдет в дальнейшем).

Основа хозяйства видимо маниок, годится на хлеб, даст, думаю, около 50ц/га

Гера пишет:

Гвинейское побережье один из промежуточных пунктов нашего путешествия, последняя невольная остановка перед броском через Атлантику - и оно не цивилизационный "Урюпинск", культура Нок с центром в глубине на плато Джос, побережье всяко в ее перефирии. Тут проходят так называемые сельскохозяственные пояса: "пояс просо" в глубине континета и где посуше - просо, сорго, фонио, рис, "пояс ямса" непосредственно на Гвинейском побережье - ямс, кассава и масличная пальма, в приатлантической подобласти и то и другое

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Гера пишет:

Примерная карта распространения Бахийской культуры (я в принципе ориентировался на подсеку со средней плотностью в 4 человека на квадрат)

Первоначальный очаг Бахии выведен красным цветом

(около 40 тыс км2, 15-20 тыс чел., 50г до н.э.)

колонизация идет главным образом на возвышенные сравнительно сухие саванно-степные равнины типа Каатинга и далее в Серраду( аналогично как и ваш эльпидицы будут в первую голову осваивать Кампос как тоже наиболее подходящий биом), колонизация вдоль океанского побережья второстепенна. Расширение ареала обитания происходит главным образом путём вовлечения в культурно-хозяйственно-политическую орбиту периферийноразвивающихся аборигенов, этническая колонизация(возможно по римско-латинскому принципу) лишь один из асимиляционных элементов

темнокрасным расширение зоны культурно-хозяйственного развития через семьсот лет к 400 году н.э.

коричневым выедена примерна граница расширения ареала Бахии к еще через 150 лет к 550 году н.э.

темнокоричневым выведено дальнейшее расширение бахийского проникновения еще через 150 лет к 700году извержение Кракатау, потеря политической связности, образование различных самостоятельных государственных образований

синим дальнейшее расширение культурно-экономической зоны Бахии еще через 100 лет к 800 году нашей эры потеря языковой связности

фиолетовым предел заполнения ареала хозяйственного обитания бахийской цивилизации может быть достигнут еще через 100 лет к 900 году нашей эрыДальше двигаться уже по сути некуда, только спускаться в болотистую сельву Амазонии или в Гран-Чако, с юга уже наверняка подпёрли эльпидийцы. Потеря культурной связности, экономическое обособление регионов в пределах транспортной способности. Контакт со старым светом

7d0f38104b60t.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Коллега Гера о ситуации к 100-м годам

Уже произошло становлением периферийных "чифдомов", и скоро они начнут задирать "мамку". Бахия отобьется - для того чтобы у них что то вышло, им надо скоординировать усилия, а с этим туго, контры с друг другом пожестче будут. Тем не менее несколько неприятный мгновений доставят, и Бахии может нелишней оказать помощь каких нибудь эльпидских дружин. Заодно заставит подналечь на централизацию. Думается до этого все нити всецело у "Невидимых Отцов", то есть родовой знати - аристократические полисы. Централизация будет проходить под флагом Гоплитской революции, наступят нелегкие военный времена, роль народных ополчений поднимется - соответсвенно они выдвинут какую нибудь тиранию, которая начнет гнуть бараний рог аристократов. Те прыснут на перифирию на службу к "царькам", еще более поднимая их цивилизационный уровень, в хозяйственом отношении тут наиболее развита гипотетическая "Амару" в дельте Амазонии, там вроде была нехилая земледельческая культура, сохранились какие то следы ирригации, им бы еще зерновых каких подкинут - ребята вообще поднимутся. Тем временем изрядно милитаризовавшаяся Бахия вломит всем"варварам" и подомнет их земли, однако те соответсвенно отодвинутся дальше. Затем время сверхнапряжения пройдет - порыв угаснет, начнут сказывается проблемы транспортно-географической связности - Бахия развалиться на три четыре царства, но это будет потом, через век другой

Бахии ничего особо не нужно, всё необходимое присобачились извлекать на месте, чего нет на месте исключили из необходимого. Начнут как всегда с предметов роскоши, что компактно и удобно возить на дальние расстояния, затем торговый баланс будет постепенно расширятся по мере транспортных возможностей - от Бахии коровы, может вино, культуру винограда сохранили и даже смешали его с амазонским, какие то экзотические породы дерева, ту же гевею, местные породы лошадей, может еще что по ходу придумается. Надо... ну разве что, как я уже отмечал туго с зерновыми, Бахия почти не культивирует пшеницу и ячмень, обходясь уже должно быть проникшей сюда из Карибии кукурузой

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Подумав, решил, что я переборщил, относясь в прогрессу как к выключателю.

Конечно, прогресс в земледелии не был скачкообразным, изменения накапливались веками, окружающие Бахию племена не были давно чистыми собирателями и охотниками, какие-то зачатки земледелия вполне могли появиться - те же тыквы например. К тому же прибрежное рыболовство также способствует приросту населения, так что жиденькая варварская периферия у Бахии все-таки возможна. Но все-же она куда слабее аравакской волны с запада или грядущей волны тупи с юга. А мелкие племена будут быстро втягиваться в торговый и культурный оборот быстро растущей Бахией, превращаясь в хору новых полисов, в которых будет жить и бахизирующаяся племенная верхушка. и распространяться вдаль от Бахии эти племена не будут, ведь вдали их уровень жизни будет куда ниже, чем рядом с теми, кто так искусно делает столь удивительные вещи как ножи и зеркала и пр.

Так что я бы пририсовал 3-4 образования около 50-100км в ширину вокруг границ Бахии.

Гораздо интереснее прикинуть последствия появления железа в землях майя на чибча и весь север ЮАмерики.

Пусть обитателям перешейка потребуется 150 лет, чтобы узнать секрет железа, еще 150лет на распространение этого секрета и вызванное использованием этих орудий перенаселение с выплеском на юг, как и было в РИ, но куда мощнее.

Я бы предположил, что к 200г они дойдут до Ориноко, к 300 - еще полпути к Амазонке (те, кто пошел на восток вдоль побережья, конечно), к 400 дойдут и до Амазонии(не переборщил ли я?)

Соответственно, араваки отступают/в панике бегут, заселяя Амазонию и дальше к востоку. Вот тут и может появиться то, что у вас на карте обозначено как Амара.

Ну а население Бахии:

Дано к -50г: 15-20тыс

прошло 350 лет, считая наш 1% (рост населения после ГВ в Китае, примерно те же цифры у Гуревича о раннесредневековых германцах)

Итого около полумиллиона бахийцев. Побережье всегда заселено гуще, внутренние районы - свободнее, берем в среднем 5 чел на км2 (с горами и болотами и свободным расселением) - площадь Бахии 100 тыс км2, т.е примерно 500х200км.

Попробую перенести результаты на карту

d033067db302t.jpg

Примерная оценка ситуации в южной Америке к 300г н.э.

Эльпидия:

1. Ближняя Керандия (Дельфинополь)

2. Дуопотамия (Андромахия)

3. Старая Эльптдия (Палаполь)

4. Эремия (Гефестий)

5. Карития (Деметрия)

В пампе к югу кочуют керандийцы. Восточные торгуют с Эльпидией, западные - вербуются в дружины кхшатров

На юге бразильского нагорья и на побережье до 15градуса ю.ш. - распространяются племена гуарани, сильнейшие из которых - союз тупари в районе вдп.Игуасу

к востоку от Эльпидии - Кхшатра. Несмотря на большие размеры крайне слабо заселена - предгорные долины от дикой Керандии(Ансильта) до южного тропика(Жужуй), связанные кхшатрийскими дружинами, большая часть из которых - кочуют вдоль этих долин со своими стадами. Тут впервые произошла встреча приандского земледелия и скотоводства с земледелием и скотоводством Старого Света.

Бахия чуть к югу от экватора - полумиллионная рыхлая конфедерация полисов. На границах - несколько зарождающихся племенных образований, втянутых в Бахийскую орбиту.

Чибча распространяются от перешейка. Около 150г до н.э. позаимствовав секрет железа они начали экспансию на юг. часть из них выбрала горы, часть - побережье. Восточная группа племен уже перебралась через Ориноко и на полпути к Амазонии

Араваки отступая под натиском чибча заселяют Амазонию, распространяя здесь маис. На западе своего ареала уже вступили в контакт с Бахией.

Edited by serGild

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Еще раз к вопросу о родине слонов:

Были в Южной Америке и свои слоны – настоящие слоны, без дураков – третья группа хоботных Нового Света, предки которых проникли сюда еще до мамонтов. Первые индейцы называли их как-то по своему, а мы зовем их гомфотериями, а зубы их являли собой промежуточную форму между зубами мастодонтов и мамонтов. Гомфотерии, как полагается слонам, протаптывали в джунглях тропинки, благодаря которым непроходимая сельва становилась уже не столь непроходимой, чем первооткрыватели Амазонии с удовольствием воспользовались – останки убитых и расчлененных гомфотериев найдены рядом с поселениями древних индейцев, причем последнего представителя гомфотериев – кювьерониуса – съели совсем недавно, около 400 г. н.э.

5b9a04efc154.jpg

http://haritonoff.livejournal.com/145748.html#cutid1

По моему вашим бахийцам царский подарок. 3 метра в высоту, зверь из легенд, высокая дружелюбность, как у всех представителей неевразийской травоядной мегафауны (что ее и сгубило).

Будут на них по джунглям Амазонии рассекать и дороги прокладывать.

Кстати, теперь понятно, почему в Амазонии в 500г земледельцы завелись - слоны на завтрак кончились, вот и пришлось пахать

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Только вот с датировками придётся персикнуть :)

Последние кювьеронисы обитали в Южной Америке около 9100 г.до н.э.

Ну и в джунглях ему может быть тяжеловато:

Кювьероний населял равнинные территории и горные районы юга Северной Америки. В Южной Америке он населял в основном высокогорные пастбища с умеренно-холодными климатическими условиями. Вследствие этого он мог иметь удлинённый шерстный покров. Животное было приспособлено к поеданию различных кормов. Именно способность переносить холодный климат горных ландшафтов Анд и непривередливость в пище по всей видимости повлияли на широкое распространение рода в Южной Америке.

Но!

Это был не единственный мастодонт Южной Америки...

The related Stegomastodon occupied warmer, lower-altitude habitats in South America, while the smaller C. hyodon occupied cooler, higher-altitude Andean habitats. [4] It has been C14 dated to as recently as 6,060 B.P. in Yumbo, Valle del Cauca, Colombia. [8] [9]

It stood 2.8 metres (9 ft) tall and looked like a robust version of the modern elephant. It weighed about 6,000 kilograms (13,000 lb). Like modern elephants, but unlike most of its closer relatives, it had just two tusks. These tusks curved upwards and were about 3.5 metres (11 ft) long. Stegomastodon's molars were covered in enamel and had a complex pattern of ridges and knobbly protrusions on them, giving the creature a large chewing surface that enabled it to eat grass. It lived in North and South America, and its brain weighed about 11 pounds (5 kg).

800px-Stegomastodon_mirificus_-_Smithson

stegomastodon_platensis_by_dibgd-d35p5gf

Вы таки будете смеяться, но в плейстоцене в Южной Америке обитало аж три вида хоботных.

Увы, их дожитие до исторической эпохи пока доказано в основном на уровне криптозоологии. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

В исчезновении великого разнообразия хоботных до сих пор есть много неясного; так, до сих пор ведутся дискуссии о причинах вымирания мамонтов Сибири и Арктики. Несомненна деятельность двух факторов - смены климата и активная охота древних людей. Разные виды слонов на разных материках исчезли соответственно в разное время: американские - 8-10 тыс. лет назад, евразийские - немногим раньше. Карликовые слоники дожили до начала голоцена (на греческом о-ве Тилос - примерно до 2000 г. до н.э.), немногим раньше вымерли мамонты острова Врангеля; последний представитель гомпотериев - кювьерониус исчез в Южной Америке предположительно к 400 г. н.э.

Мегафауна. Мир, который мы потеряли навсегда

http://evolutsia.com/content/view/1709/89/

в инете еще сотни ссылок, кто автор текста я не понял

Животные (Animalia)

2.12. Четвертичный период. Антропоген (1,8 млн. лет назад - до наших дней)

http://wwlife.ru/index.files/Site.files/WW...Animalia12.html

тут нечто близкое

http://haritonoff.livejournal.com/145748.html

Плейстоцен в Америке. Часть II.

Тут я наткнулся впервые

Ну и про питание:

Предполагают, что гомфотерии были обитателями влажных лесов и заболоченных мест с обильной вечнозеленой растительностью. Бивнями они могли откапывать сочные корневища растений.

Энциклопедический словарь

Так что Амазония для них вполне приемлема

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Болотные гомфотерии уже вымерли. Выжившие скорее могут выжить на Бразильском нагорье или даже в пампе.

Но в любом случае однозначные данных об их выживании в постледниковый период мне не встречалось.

Edited by Lestarh

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

http://en.wikipedia.org/wiki/Talk:Cuvieronius

I have a reference for 400 AD:

The Illustrated Encylcopedia of Dinosaurs and Prehistoric Animals, consultant editor: Dr Douglas Palmer, Marshall Editions 1999

Хотя, конечно, "Illustrated Encylcopedia" не может являться доказательством - ох уж эти цветные книжки с картинками, у самого целая коллекция, для младших членов семьи.

Но если они действительно там были - это ж альтернатива чудовищной силы!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Нет, понятно что вопрос весьма спорный и шансы невелики, может поставить вопрос о том, могли ли хоботные в принципе, не портя генеральной исторической последовательности сохраниться в джунглях Амазонии, где население редко, как они сохранились на островах средиземноморья до 2000г до н.э.

Или даже так, можем ли мы это допустить не сильно натягивая сову на глобус.

ИМХО, основные тенденции это сильно поменять не должно, это не пропущенное похолодание, а вот красочности сюжету добавит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

The Illustrated Encylcopedia of Dinosaurs and Prehistoric Animals, consultant editor: Dr Douglas Palmer, Marshall Editions 1999

Благодарю, коллега, похоже это первоисточник тех постов, что находил я.

Но ведь откуда то и они должны были взять эту цифру!

По поводу чудовищности силы усомнюсь: все таки аборигены все те же, одомашниванием не страдают. Встретят - или убегут или на мясо пустят. Просто мало аборигенов в глубинах Амазонии, потому и не влияло отсутствие или наличие слонопотамов на генеральную последовательность.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Вынужден признаться, что мои наезды на пограничные вождества были неоправданы.

Читая о Перешейке нашел упоминание о северной границе чибчаязычных племен, использующих именно культуры, доместицированные на юге, в частности маниок, причм еще до н.э. А это значит, что доместикация и распространение раннеземледельческих культур из Парагвайского центра были раньше, чем я предполагал, а значит раннеземледельческие племена вокруг Бахии вполне себе есть и способны к усвоению новых знаний. Так что ваша карта (контурная) в плане расселения соседних племенных союзов вполне приемлема.

Можно примерно разделить племена согласно РИ: к югу гуарани, к северу тупи, примерно так:

8994cece0b95t.jpg

А это значит, что навстречу экспансии гуарани, индуцированной Эльпидией, идет экспансия тупи, индуцированная Бахией. Из Бахийского очага будет распространяться КРС, оттуда расплодятся по саваннам стада одичавших лошадей, где природа позаботится о выживании самых выносливых, каковые потом и будут вновь одомашнены тупи. Конечно, вблизи Бахии бужут возникать земледельческие вождества, сильно завязанные на бахийские товары, но дальше вглубь материка погонят на малорослых неприхотливых лошадках стада коров те племена, что вскоре столкнутся в жестоких боях с авангардными племенами гуарани, идущими распахать новые земли и сокрушить тех, кто живет на них.

Жаль только, что потомки не узнают о тех боях от эльпидских и бахийских историков, ибо слишком далеко они живут и много племен отделяет их от места встречи.

Разве что найдется среди тех племен человек, что отмечен будет музою Клио, и поведает он нам

как бились храбры на ратном поле

как пал на поле посев из копий

как пили копья напиток боли

и стало поле от крови топью...

Edited by serGild

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Пора наконец переключаться на северян, дальше тянуть нельзя, нужно знать, как там дела, как с Посейдонией, с чибча, как быть с Гардаханом и откуда он возьмется при континентальной Бахии. Может реформы в стиле Петра, создание цепи факторий, а потом мятеж традиционалистов с бегством побежденных кого на юг кого на запад?

Коллега Гера, ау!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

странно, коллега Гера появился а тут не выкладывает. Ну, тогда я.

Выложу мысли коллеги Геры:

Размышляя о Бахии и ее путях, вдруг навелся на презираемый многими(возможно и не зря) метод поиска аналогий. Мы уже пробовали находить сравнения с РИ в ряде случаев. Так вот какую страну или географическую область старого мира можно хотя приблизительно сравнить с условиями Бахии - и ну прям по Тойнби, предположить сходную модель исторического развития - это шибко бы мне упростило если честно жизнь даже если понятно всё это плюс-минус лапоть

Индия. Древняя Индия позднего ведического времени сложения царств долины Ганга. Индостан и Северо-Восточная Бразилия, примерно одинаковый сезонновыраженный мусонный климат, похожая сумма температур и осадков, одинаковые базовые С/Х - рис, ячмень, сорго/просо(только в Бахии их скорее африканские разновидности, что не суть), также коровы(также скорее африканские подвиды, которые также священно-сакральны в виду первоначальной малочисленности), юзаются в основном козы(лошади имеют также лишь вспомогательный характер). Это самые значительные материальные схожести определяющие сознание, понятно там широкая алювиальная долина а здесь океанское побережье с плоскогорьями в глубине(впрочем как и там), пожалуй единственное серьезно "но" - несравнимые плотности населения, хотя врядли людей серой расписной керамики было так уж и много в массе дравидских "дикарей"

Коллега Сергилд, как вы смотрите если толкаться по этому пути, и точкой отсчета принимать раннюю Магадху, 16 "великих стран" мы понятно не потянем, а вот 16 влиятельных родов-основателей/миниУруков/примитивных полисов вполне. Затем "Магадха" возвышается, гнобит дикарские племена"даса", очень даже смотрится и "кастование"(собственно как и вас в Эльпидии), "браминизацию" возвышение жречества мы выше уже вполне замотивировали. И так далее, разумеется Индию это будет напоминать весьма условно.

Примерно такую картину застанут Ваши эльпидские товарищи, тут им нужно будет сыграть некую роль Саши Македонского и Чандрагупты в одном лице - хорошо бы они её потянули эту роль, однако мне требуются не просто беженцы а заметный воинский контингент. Они тут мне всё перетряхивают и Строят Империю - ну типа миниМаурьи со своим Ашокой, на этом то этапе засылаются посольские экспедиции на север в Ниархию. Усе контакт состоялся.

Далее мои Маурьи как заведено разлагаютсяи сыпятся(как раз под Кракатау-Юстиниановы бедствия), начинается раздробленность и эпоха воюющих царств, засилие оцивилизовавшихся варваров с окраин типа кушанов-тупи иль ваши гуаранийские тамерланы. Затем восстановление былого величия нашими доморощенными гуптами к малому оптимуму 10-11 веков. Потом возможны опять варвары, или просто раздробленость(и всё одновременно) - думается в таком состоянии мы и придем к контакту с европейцами к середине-концу 15 века -впрочем эта раздробленность весьма условна, средний такой удел с хорошую европейскую страну

Гера пишет:

Группа поселенцев оказавшаяся выброшеной в Северо-Восточной Бразилии была в гораздо более тяжелом положении. Они были вынуждены высадится в конце августа 321 года на побережье называемого в соседней параллельной реальности штатом Сеара северо-восточной Бразилии. Большая часть кораблей была разрушена штормами или посажена на мели. Крайне мало имущества удалось спасти, на берег был переправлен в основном мелкий домашний скот и небольшие запасы зерна. Первоначально путешественников собралось всего около тысячи человек и все совершенно разных национальностей, наибольшую группу, почти треть, составляли финикийцы, за ними вплотную шли малоазийцы, македонцы составляли лишь маленькую группу, не больше сирийцев с арамейцами и египтянами. Однако тем не менее они до времени удерживали неоспоримое руководство.

По счастливому стечению обстоятельств один из руководителей флота, Бахиас оказался, заболев, на транспортнике и смог возглавить спасшихся В скором времени также неподалеку от них к берегу прибило еще несколько кораблей. Число населения увеличилось и несоизмеримо выше поднялся их дух. Пользуясь инерцией привычной субординации, Бахиас сосредоточил на себе нити управления, навкратиский грек по происхождению, быстро наладил отношения со всеми общинами во избежание любых конфликтов при в целом равном налаживании быта уцелевших. До нас не дошли циркулирующие среди поселенцев планы на дальнейшую судьбу предприятия, однако известна их индиферентность - поселенцы не предприняли никакой попытки продолжить дальнейшие изыскания или попытаться установить связь с кем то ещё. Хотя были в состоянии снарядить еще некоторое число целых кораблей. Колонисты не основали какого либо одного значительного полиса - для подобной концентрации отсутствовала какая либо одна доминирующая сила. Населяющие местные прибрежные леса и степные возвышенности дикари были слишком малочисленны и примитивны чтобы представлять угрозу, также напротив первоначальная сельскохозяйственная бедность и зависимость на этом этапе от охоты и собирательства способствовали к расселению небольшими семейными и родовыми группами. Все они разместились порознь отдельными общинами вдоль берега, обычно на расстоянии дневного перехода рядом друг к другу и поддерживали тесные отношения. Занимались в основном рыболовством на первых порах игравшем на первых порах главную роль, собирательством, разведением сохранившихся свиней, разводили коз и кур, совершенно малого количества уцелевших коров и лошадей. Ремесло подвергшись значительному упрощению все же не исчезло совсем, не было забыто и железо, хотя оказалось сильно потеснено медными, каменными и даже костяными орудиями. Посевы привезенных с собой семян злаковых из Азии и гвинейского берега Африки в первые десятилетия играли совсем небольшую роль в питании, ограничиваясь огородничеством, сводясь к первым агроопытам в новых условиях. С установлением сельскохозяйственного календаря, опытами в ирригации, защитой от наводнений, тайфунов и ветровой эррозии уже в последующие века земледелие получало всё более важную роль. В прибрежных лесах и поймах рек прочное место занял рис, выше на засушливых редколесьях плоскогорий обосновалось сорго не нуждающееся в особом уходе и нетребовательное к влаге. В промежутках между ними и на лесных росчистях засевались ячмень и меньше рожь. Земледелие начального периода нельзя назвать примитивным, несмотря на преобладание мотыги, не был забыт и плуг. С течением времени освоившиеся земледельцы научились получать даже по два урожая в год, высевая более терпимые к влаге ячмень и рожь весной, а влаголюбивые рис, ямс и бобовые осенью.

Однако несмотря на весь прогресс в земледелии первых жителей бахийской амфиктионии нужно называть народом рыбаков и пастухов, так как рыболовство и разведение главным образом мелкого и домашнего скота(свиней, коз и птицы) обеспечило выживание поселенцев в изначальный период и определило облик хозяйствования. Крайне немногочисленные на первых порах и очень дефицитные коровы стали основным мерилом благосостояния и положения на многие столетия вперед.

Нам неизвестно имелись ли серьезные общественные столкновения в первые же годы, несмотря на отсутствие жесткой консолидации система показала достаточную устойчивость, кроме того действовала общая тяга к стабильности и соглашению среди незнакомой природной среды вокруг них. Видимо примерное количественное равенство национальностей привело отсутствию амбиций отдельных коллективов внутри колонии. Политическое влияние такой компромиссной фигуры как Бахиас к тому же наделенный по инерции некоей внешней официальной силой, играло скорее всего немалую роль. Какой то общей полисной организации поселенцы на первых порах не создали, однако когда в конце III века до.н.э. на общем подъеме хозяйственной жизни начали выделяться первые наиболее успешные общины вырастающие в поселки, сильнейший ураган обрушился на побережье и смыл несколько небольших рыбацких поселений, их жители основали несколько в глубине берега один полис-соседскую общину, назвав его Битабахой, уже через многие годы после смерти первого гегемона амфиктионии.

О социальной организации изначальных бахийцев мы можем составить себе довольно ясное представление. Патриархальная семья составляла основы как социальной так и политической жизни. Моногамия по вполне понятным причинам была подавляющей формой брака, однако возможны были и случаи полиандрии. Политически взаимоотношения сообщества поселенцев разбросанных небольшими группами на расстоянии один-два дня друг от друга по побережью и на столько же в вглубь материка можно охарактеризовать, пользуясь эллинским термином, как амфиктиония - конфедерация соседских и родовых-«большесемейных» общин. То есть фактически самостоятельные общины связанные с другом помимо родственных отношений какими то общими меж общинными религиозными праздниками, ярмарками, сельскохозяйственными работами. В качестве общих меж общинных авторитетов выступают жрецы особо распространенных и теперь общесинкретизированных культов, возможно из бывших офицеров флота.

Была ли ранняя бахийская амфиктиония кастовым обществом? В том общепринятом виде который мы понимаем конечно еще не была, границы пока не являлись такими четкими, не было запретов на переход, никак не ограничены были браки. Однако уже в тот момент бахийское общество можно было разделить на три основные страты. Наиболее низкую и угнетенную долю населения составляли рабы, так называемые пай/пайи, по видимому от др-греч. paio - бить, ударять, и pais - слуга/служанка, мальчик/девочка, буквально означает человека которого можно безнаказанно подвергать избиениям. Это значение кажется ближе истине, абсолютное большинство рабов составляли выходцы из местных первобытных племен, которые в основном продавались своими бродячими кланами как лишние рты в малолетнем возрасте. Впоследствии этот же термин распространялся и на всех прочих рабов, как купленных так и захваченных военнопленных в основном из тех же дикарских племен. Основную долю населения составлял простой общинный люд декране с арамейского буквально муж, мужчина - свободные люди вне зависимости от рода занятий, играющие в некоторых случаях важную роль в народных собраниях, собираемых впрочем лишь в исключительных случаях. Доминирующую роль среди бахийцев играли теоры(от др-греч смотреть - ??????) или по другому хазиты - представляли собой старейшин и родовую верхушку, знать увязывала свое положение с сакральными жреческими функциями, распорядителей обрядов и жертвоприношений, мероприятий и полевых работ - они закрепили за собой монополию на знание, письменность, календарь, астрологию и медицину, сохраняя и дополняя их, стремясь закрыть тайными мистериями, ритуалами и табуированием дорогу сюда непосвященным. Функцию закрытого языка и письма образованной элиты взял на себя эллинский, вернее уже его упрощенное койне. Языком простонародья стал арамейский вобравший в себя заметное число слов обозначающих местную флору и фауну.

Однако теоры/хазиты как сословие знати несло сугубо прикладные экономические и управляющие функции, постепенно, на фоне укрепления и роста поселений и формирования соседских общин-полисов, из среды жреческой знати выделились плегоры(ии) (от сильно искаженных глаголов др-греч. ?????? - букв. убежденный, уверенный в чём то и собирать, вести за собой(напр. агора)), тут в значении мудрец, учитель, а на практике высшие жрецы овладевшие светскими атрибутами монарха, вождя-жреца, в системе которых рядовые теоры исполняли функции чиновников и старост. Земля бывшая общественной и став государственной, фактически также была в руках плегория, в последствии плегор мог дарить её своим теорам, однако на этом раннем этапе основным его доходом пока еще оставались "дары", которые пока сохранили характер добровольных приношений. В более позднее время к доходам плегоров добавится дань от подчиненных мастемин (букв арам. подчиняться), чаще варварских племен или более мелких вассальных поселков. Однако политическое положение «плегоров» не было еще достаточно устойчивым, они именуются «лучшими среди равных», «лучшими среди своих». На рубеже эры среди бахийцев социальное расслоение еще более усиливается. Основным мерилом богатства и средством обмена была корова - "дарующая жизнь", её нельзя было убить, это каралось смертью, в целом её жизнь ценилась выше жизни даже свободного человека, говядину можно было есть только в нескольких строго определенных днях в году.

Религия пронизывала всю жизнь бахийского общинника. Постоянно сталкивавшийся с трудностями и опасностями на первых порах незнакомого мира, он надеялся, что обрядовыми действиями сможет предотвратить грозящие ему неприятные неожиданности со стороны и естественных и сверхъестественных сил. Поэтому производственная деятельность непременно сопровождалась как сугубо практическими мероприятиями смысл и значение которых было понятно только избранным, так и совершением «наукоподобных» магических ритуалов и произнесением заклинательных формул или стихотворных обращений к сверхъестественным силам. Знание магических текстов, реализованное в ходе соответствующих процедур, и считалось подлинным логосом - словом/истиной; именно она обеспечивала человеку успех во всех делах и жизненное благополучие. Поскольку в ритуале важен не только «выбор» текстов, ни и то, как они произносятся, постольку даже самая совершенная система письменности не гарантирует правильного произношения и должной интонации, а ошибка может нарушить действенность обряда. Священное слово должно было сохраняться в первоначальном виде вечно, и для облегчения запоминания, заучивания разрабатывались особые приемы. Всё это было прерогативой жреческого сословия и как основной источник их благосостояния и возвышения тщательно оберегалось от посторонних.

Однако это являлось лишь одной гранью мировоззрения населения бахийской амфиктионии. На Древнем Востоке развитие мысли осуществлялось в условиях деспотических государств, уходя от внешних проблем и погружаясь в проблематику, касающуюся индивида, его самосовершенствования - раз сам мир изменить нельзя - и абстрактного миросозерцания. Как некто Гегель отметил, что восточный народ убегает в "пустую абстракцию как в бесконечное; это встречается преимущественно у индусов, которые истязают себя и углубляются в состояние наиглубочайшей абстракции.... таким образом, живут без всякого духовного содержания, кроме как знания абстракции; содержание этого знания есть, таким образом, нечто совершенно конечное. Это, следовательно, не почва для свободы". Учение при этом преподносится как завершенное знание, не требующее дополнительного обоснования, и чаще всего - как система некоторых нравственно-религиозных кодексов и норм - что внешне сложилось под влиянием внешних депрессивных условий и в бахийском обществе, и повлиявшие на многие последующие столетия его истории. Следует отметить что массивная варварская периферия только консервирует подобные традиционные отношения. Почему же не произошло замыкания, консервации и окончательного ухода по "индийскому пути"? Бахийском обществе были и иные глубинные силы, те которые уже изначально скрывались и в его национальном характере. Как также справедливо отметил некто Андрэ Боннар "...греческий народ был совершенно таким же народом, как и всякий другой... Его цивилизация распускалась и взращивалась на том же черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира... Именно этот примитивный, легковерный и жестокий народ изобрел... цивилизацию - нашу с вами цивилизацию". Непосредственно сами греки не составляли первоначально её заметной части, однако являлись самой социально активной частью сумевшей занять преимущественное элитарное положение в форме той же жреческой верхушки. И они всё равно оставались тем же "народом моря", как финикийцы и значительная часть эллинизированных переднеазиатов, сходных возможно по главному признаку - атональности, принципу соревновательности, во всем от индивидуальных до общественных форм. Эллины не желали вводить себя в какие то рамки и нормы, смиряться с внешними обстоятельствами - они стремились их преодолевать, не ставить содержание на службу форме, а использовать её как инструмент.

Парадоксальная и позитивная ситуация когда получавшая казалось бы от элитарности и закрытости знания наибольшие дивиденды эллинизированная верхушка несла сама в себе по сути противоречивый импульс - не давая стагнировать системе в целом. Внешне это вылилось в культ борьбы, противостояние хаосу как средство достижения цели. Типично образ хаоса, в основном в форме океана или первоначальной пропасти, хтонических чудовищ, тут также вобравший борьбу с неблагоприятной и непривычной природной средой, силой четко определяемой как враждебной, противостояние с ним влекущее упорядочение земной жизни составляет главный пафос мифологии вообще. По одной из египетских версий, мир зарождается из первоначального хаоса – океана: он и производит на свет солнце – Ра, которое "изрыгает" бога воздуха Шу и его женскую ипостась Тефнут. У Гомера нет понятия "хаос", – все происходит от бога Океана, "предка богов", но близко к Хаосу понятие "глубочайшей бездны", Тартара.

Персонификация главного отрицательного персонажа-антагониста произошла в образе "Темногривого" имеющего как хтонические признаки первоначального хаоса Тифона/Рушуфа/Сета, так и несколько неоднозначные Посейдона. Ему противостоит главный защитник человека "Звездохитонный" Геракл/Мелькарт/Осирис, богочеловек, бог-сын напрямую борющийся и неустанно побеждающий воскрешением. Верховный, почти не персонифицированный, бог-отец "Господин" Ваал-Засем/Шамаш/Зевс/Бел, занимает в этом конфликте почти созерцательную позицию целиком занятый исполнением основных мирозаконов - таких как движение солнца, смена времен года, дня и ночи - так как имеет некое отношение к его творению. Вспомогательную роль несет юный бог-пастух "Охотник" Адонис/Цедек/Таммуз и богиня луны "Ночная" Афина/Анат/Астарта, которые друг с другом в некоей форме брачных отношений, при этом Астарта в то же время мать Геракла/Мелькарта от вроде как бестелесного солнцеликого демиурга Зевса-Шамаша. Еще один вспомогательный бог "Лучезарный" Аполлон/Эшмун/Иолай способствует воскрешению Геракла в следствии злодейского убийства оного Тифоном/Тиаматом. Любопытным является совмещение полномочий в наиболее важных областях жизни человека, так за плодородие в какой то части отвечают все божества одновременно, также как за движение светил, и за посмертное существование, к этому даже подключен совместно с "Звездохитонным" и "Лучезарным" и хаос, в своем конструктивном начале(Посейдоне) даруя попутный ветер мореплавателям и улов рыбакам.

В основе культа лежали жертвоприношения богам - регулярные и специальные. Совершение первых было важнейшей составной частью образа жизни всех слоев общества. Мир существует благодаря богам, а они живут жертвоприношениями, поэтому ради своего и всеобщего благополучия должно одаривать богов, чтобы заручиться их расположением. В целом жертвоприношения были относительно просты и совершались в каждой семье - в огонь, который поддерживался постоянно, бросали частицы пищи. Эти обряды выполнял, как правило, сам домохозяин, и они назывались "домашними", тесно смыкаясь к поклонением умерших предков. Обрядами сопровождались и трудовые процессы — запряжка в плуг быков, начало пахоты, сева, жатвы, молотьбы, ввод и вывод скота из хлева, начало сооружения пруда, колодца, закладка сада, постройка жилых и хозяйственных помещений и тому подобное, а также любое событие в личной или семейной жизни.

«Торжественные» обряды отличались особой сложностью и пышностью, основанными на «священном знании». Человек понимал, что ему не сравниться в могуществе с богами, однако верил, что если настойчиво просить и щедро одаривать их, то они, в свою очередь, помогут ему. Не случайно еще долго определяющим оставался материальный фактор — жертва, а степень благочестия измерялась ее размерами. Жертвоприношение стало рассматриваться как самостоятельная магическая сила, способная вершить судьбами людей, как основа мироздания. Показательно, что в ряде мифов творение мира непосредственно связывается с первичным жертвоприношением.

Edited by serGild

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Гера пишет:

2f558c87a2cct.jpg

К рубежу эры численность свободных бахийцев уверенно перевалила за 30 тысяч и установился устойчивый демографический рост. Бахийское население начинает расселяться на всё новые територии углубляясь в глубь материка в саванну-каатингу и проникнув в долину Парнаба. В первые десятилетия новой эры усиливаются и превращаются в заметные города Гергамалы(Макау) на востоке, Гипсурания(устье Парнаиба) и Камосин на западе, Солы(Собрал), Ареофойис(озера реки Куруа), Морабит(МорадаНова) и Парнаб(Терезина) в глубине материка. Каждый из являлся столицей небольших "полисов-княжеств" управляемых своими наследственными плегориями, подчиняющими свою ближайшую хору-округу куда обычно входили по две-три более мелких большесемейных общин. Растет эффективность хозяйства, оно начинает приобретать все более товарный вид, устанавливаются оживленные торговые связи, так запад давал железо и рабов, восток - соль и золото, северное побережье - дары моря, а с юга везли медь. Универсальной единицей обмена по прежнему оставались коровы, в обиход также входит и золото, месторождения которого найденны на восточной окраине бахийских територий. Хозяйственно-экономическое влияние бахийской амфиктионии начинает во всё больше мере сказываться на окрестные примитивные племена, так восприняв от бахийцев скотоводство, прежде всего коз, и возделывание совершенно простого и неприхотливого в уходе сорго - повлекло взрывной рост их численности. В сочетании с конкуренцией среди отдельных племен за продукцию бахийской металлургии и ремесла это вызывало рост столкновений между отдельными группами и складывание первых союзов племен на периферии амфиктионии - Шоко, Вамоэ, Амара, Катембри и Гамелы.

Усиливается конкуренция и непосредственно между полисами, все большую силу и влияние набирает находящийся на границе с саванной Ареофой/Ареобейт, находящийся неподалеку старейший Битабах клонится к упадку. Также растет находящийся на самом краю известных земель Парнаб богатеющий на торговле с дикими племенами, местность вокруг которого также богата железным рудами.

Примерно в конце 60х годов плегорием Ареофойа утвердился некий Бисара из семьи Хариатов. Сын мелкого архонта небольшого приграничного городка, он расширил полученные им в наследство владения и поднял могущество и престиж Ареобейта. Бисара заботился об установлении дружественных отношений, установив союз в Морабитом и Солами. Он заключил брачный союз с Камоссой, его жена получила в приданное богатую деревню на границе между ними. Брак укрепил политическое положение и общее благосостояние Бисара. Старое соперничество между Ареобейтом и Битабахом продолжалось и закончилось в начале 80х годов сравнительно бескровным подчинением приморского Битабаха. Тем самым Бисар стал правителем довольно значительного по территории и самого населенного государства-"плерия". У него был сильный характер, он жестко контролировал собственных чиновников и нижестоящих жрецов. Как правитель обладающий судебной властью выделялся строгостью наказаний виновных, так собственно из нескольких дошедших судебных примеров мы видим несколько случаев когда убийство чужой коровы приравнивали к убийству человека и казнили преступника отрубанием рук.

Около 86/87 года Бисаре наследовал его сын Адасандр, который по преданию считается отцеубийцей. Тем не менее он последовательно продолжил политику своего отца и расширил границы Ареобейта. Делом почти всего его правления стала борьба с Камоссой. После смерти камоссинской жены Бесара её брат Перисад хотел снова занять деревню, которая была дана ей в качестве приданого. Вначале успех сопутствовал Перисаду и ему удалось взять в плен противника, однако затем ситуация поменялась. После долгого противостояния оба правителя пришли к соглашению. Адасандр взял в жены дочь Перисада, она в свою очередь получила ту же деревню в приданое. После этого во избежание недоразумений в будущем Адасандр возвел на месте поселения укрепление Пентекоста. В последнем десятилетии века Адасандр вел войну с неким скотоводческим племенем, чилва или тильва, жившем в глубине редколесной саванны. Помимо военных действий была предпринята и политическая диверсия. Понимая что мощь племени в его единстве, он направил в лагерь противника своего сановника, чтобы тот сеял раздоры. Тем не менее война была очень долгой, около 16 лет, так как тильва помогали сначала Камосса и затем некоторые другие племена. В конце концов они были побеждены и были принуждены платить весомую дань, территория государства выросла в 1,5 раза, и оно стало самым развитым и заметным в Бахийской Амфиктионии. Подъем

могущества Ареофойя вызвал зависть со стороны правителя Сол и отношения между этими двумя государствами стали напряженными. По видимому прямых военных действий между собой не при Адасандре, не при его сыне Дионе не велось, хотя отношения все более обострялись. Тут стоит отметить что войны не велись в привычном нам понимании, сам тогдашний термин "война" имеет перевод в словосочетании "желание коров" - то есть представляли собой форму организованного разбоя против того или иного враждебного соседского клана. Боевые действия велись небольшими группами личных дружинников редко превышающих 50-60 воинов в одном месте в виде набегов и мелких стычек, часто в форме индивидуальных поединков, где после гибели и ранений нескольких человек сторона посчитавшая себя наиболее пострадавшей покидала поле боя. Потеря в столкновении даже пары десятков воинов могло оказать далеко идущие последствия на всё княжество и его долгосрочные перспективы.

Ни Диону, ни его сыну Вайсилиду не удалось в течение середины II века сломить сопротивление Сол. Эту задачу смог выполнить только основатель новой династии правителей Ареобейта. Все последующие плегоры из рода Бесаридов были слабыми властителями, и около 242 года используя недовольство народа некий советник последнего правителя теор Савсаний убил его и занял престол. Неуверенный в достигнутом положении он перенес свою столицу в Пентекосту и лишь по прошествии нескольких лет вернулся в Ареобейт. Однако самым важным свершением Савсания и его сына Каласия было сокрушение и подчинение в 250-60х годах плерия Солы. Перипетии этой войны охватили всю западную часть бахийского мира. Крупный торговый город Парнаб не имел значительного свободного населения и жизненно зависел от торговых связей и рынков Ареофойя, в таком же положении находился и Гипсураний. Оба поселения, Гипсураний и Парнаб, были сами молодыми из "старых городов" и самыми немногочисленными по числу свободных граждан, жреческая власть там была сравнительно слабо развита и их скорее можно было охарактеризовать торговыми республиками с решающим голосом народных собраний. Торговля шла преимущественно через устье Пернаба и океан, прямой сухопутный путь во внутренние области Амфиктионии был труден и опасен. Он проходил по племенным землям Гамел, союза племен ставшего в последние столетия достаточно сильным и многочисленным. Гамелы были союзниками плегора Сол, которые многие годы контролировали их. Также на стороне Сол и Гамелов негласно выступал и Камоссин, получавший с торговцев пошлины за проход и ночные стоянки купцов на своей территории. Поначалу успех сопутствовал противникам Ареофойя, его наступление на Солы было отражено и перешло на этом участке в затяжную фазу, Парнабу удалось купить военную силу крупного союза Амара, его многочисленные воинские отряды переправились при помощи парнабцев через реку. Однако гамелы нанесли амарам несколько серьезных поражений и сами перешли в наступление переправившись на левобережье. Они одержали еще ряд побед и разрушили многие поселения, после чего с добычей спокойно вернулись к себе обратно. Эффект рейдов гамел был столь значителен что племенной союз Амара так и оправился от потрясения. В начале 260х годов они самоустранились от боевых действий и переместились далее на запад за Токантий к устью Амазонии основав там новый более обширный аравакский племенной союз со старым названием Амара. К этому времени Ареофойю и Парнабу удалось найти новых союзников в борьбе с Гамелами, они привлекли их южных соседей племена Катембри. Эти два племенных союза имели давние счеты, и теперь усиленно снабжались оружием и всем необходимым. Столкновения отличались большим кровопролитием и ожесточением, катембри были более многочисленны, но гамелы превосходили их в сплоченности и шаг за шагом теснили южан, в конце концов заставив отступить далее на юго-запад. Казалось бы Гамелы и их друзья Солы должны торжествовать, однако в ходе изнурительной длящейся более десяти лет войны они понесли слишком чувствительные потери и оказались на грани истощения. Губительный удар был нанесен около 265года когда соединенные отряды парнабцев и начавших действовать более активно гипсуранцев обрушились на родовые селения гамел, им на помощь пришел и отряд Каласия, обойдя войска Сол скованные основной армией Ареофойиса. Вместе они основательно разорили местность севернее реки Поти. В результате гамелские вожди были сокрушены а сам племенной союз вышел из войны отступив на юг в бывшие земли катембри. Судьба оставшихся в одиночестве Сол была предрешена и 267году они сдались на милость победителя после двухмесячной осады города поистине огромной по местным меркам союзной армией в 1000 воинов и слуг.

Ареобейт-Ареофойис на исходе 260х годов стал поистине гегемоном, с этого момента можно уже говорить об объединенной державе-предимперии, а не о Амфиктионии. По завершению войны устрашенный Камоссин подтвердил все старые клятвы и поспешил заключить новый полувассальный договор. Вскоре своих представителей с богатыми дарами прислали Гергамалы признавая себя вассалом.

Подлинная централизации державы произошла лишь при новых правителях. В более раннее время в некоей области Пакатис обитало вассальное племя скотоводов подчиненное городу Битабаху. Вождем этой довольно небольшой группы в третьей четверти I века был некто Лал, он был полукровкой лишь наполовину декранской крови. Собственно, единственная заслуга оказавшаяся достойной упоминания, что он достаточно вовремя углядел момент заката своего сюзерена и своевременно поменял его на нужного. С тех пор потомки Лалов были отмечены и приближены властителями Ареобейта. Один из них, Темисока, в отгремевшей войне был одним из начальствующих в некоем отряде "равасессе", состоявшем из профессиональных воинов прошедших более чем пятнадцатилетнюю войну, и по видимому не слишком многочисленном. Для войны они снова как их предки вернулись к использованию лошадей, если и не для боя непосредственно, то для доставки на его место - термин "равасессе" по видимому упрощенная калька арамейского "rawixe" и "d-as-sesye", что в сочетании "сидеть верхом на лошади". Вообще это первое бахийское сведение об достаточно системном использовании на войне лошади, снова размножившиеся от буквально считанных единиц на саваннах континента, они начали осваиваться человеком буквально заново скорее всего не ранее начала новой эры.

В 269 году Темисока, " завоевав симпатии правительницы", зарезал Каласия и его сына-наследника, затем узурпировал престол плегоров Ареофойиса - основав новую династию Лалов, собственно правление его собственное и двух его сыновей. Низкое происхождение Лалов и "неправедное" занятие ими престола осуждалось и в последующие века, тогда же сопротивление определенных кругов было весьма активным. Темисока Лал стал очень способным и деятельным правителем, он обрушил на страну масштабные репрессии, по видимому несколько преувеличенные впоследствии, преимущественно пострадали его противники из высшей касты теоров. Но при этом оказался значительно укреплен административный аппарат, государство обрело некоторые светские черты. При Лалах было завершено подчинение Ареофойису отдельных областей Бахийской Амфиктионии, бывшие ранее почти самостоятельными княжествами. Темисоке удалось подорвать положение плегоров, так и не ставшее достаточно твердым, сведя до разряда высшего чиновничества(аналогичного епископам позднего Рима/Византии-"глав магистратов") - архонтов-старейшин, отделив от них военную, светскую и судебную власть. Даже после низвержения Лалов процесс оказался необратим и сохранил следы прежнего положения лишь в административном делении областей Бахийской Амфиктионии на "плерии" - "старые" и "новые". Не всегда это происходило без вооруженной борьбы, так была уничтожена правящая семья Камоссы - впрочем это могло быть связано и с тем что правители города имели определенные права на престол Ареобейта. Темисока пренебрегал религией, хотя формально занимал пост высшего духовного правителя страны, и повышал налоги - среди простого народа-декран, были слышны как симпатии так и ропот против низкородной династии - Темисока опирался прежде всего на оформившуюся в ходе долгих завоевательных войн армию и аскаренов(семит.-арамей. askar - солдат), ветеранов получавших значительные наделы на окраинах державы. Темисока Лал против своих противников и ненадежных знатных семей практиковал их депортацию, так они переселялись на другой конец державы или в приграничье на свободные неосвоенные земли. Обработанная и орошенная конфискованная земля мятежников в центральных районах иногда раздавалась аскаренам, ей же одаривались военные командующие отдельных отрядов. В пяти километрах южнее Ареобейта за пределами поселения на берегу искусственно созданного озера он возвел укрепленную резиденцию Битлал, куда стекались все нити управления его державы.

После смерти Темисоки его политику продолжили и его сыновья Адахна и Сенаила. За наступившие годы единого строгого порядка и общего мира Бахийская держава достигла заметных высот и достатка. Гражданский мир, свободная торговля и ограничение произвола чиновной знати содействовала экономическому процветанию. Именно такую картину блистательного и изобильного царства запечатлели для себя первые эльпидийские путешественники около 275 года. И такое положение могло просуществовать еще достаточно долго если бы не вмешались внешние факторы.

8058fb65aa8at.jpg

Династия Лалов в борьбе с местнической знатью, пытаясь подорвать их связь с "природными" доменами и клиентелой, использовала любые доступные приемы. Так, когда умирал один из "князей"-архонтов любого плерия, его сыну-наследнику, имевшему прямые наследственные права, чтобы стать правопреемником нужно было каким либо образом показать и подтвердить свою лояльность царствующим гегемонам - допускалось всё, от неординарно богатых подарков(заметно больше обычных ежегодных даров-откупных) до выдачи или казней возможных противников режима Лалов. Влиятельные дома должны были отсылать своих отпрысков в Битлал "на услужение", где они будучи фактически на положении заложников, воспитывались. Впрочем такое Лалам еще не в полной мере удавалось, иногда династы сохраняли свое положение даже вопреки еще не закрепившимся правилам.

Андрогет, сын архонта Гергамал Элекесандра, по видимому так же был отдан на воспитание в малолетстве, и отметился уже тогда честолюбием и дерзостью, оскорбив каким то образом правящего "царя", по видимому еще Темисоку, он сбегает из Битлала. Где он скрывался до более дееспособного возраста неизвестно, скорее всего неподалеку от владений своего отца в клиентских их Дому варварских племенах Шоко. Его отца, по сообщениям весьма благожелательного к правящим гегемонам, поступок сына по всей видимости никак не затронул. Однако дорога к наследству для Андрогета стала закрыта. Дело шло к передаче Гергамал в домен Лалов через женитьбу одного из них, Сенаила на Прокриде, дочери Элекесандра.

Около 273 года от Р.Х. или 594 года по местному летоисчислению побережье Бахии открывают для себя эльпидийцы, открытие носит случайный характер и принадлежит некоему Алкиду благополучно вернувшемуся с известиями домой. Однако уже на следующий год он приводит сюда уже четыре корабля, торгово-исследовательские экспедиции предприимчивых эльпидийских торговцев из Эремии следуют одна за другой и уже в следующем десятилетии торговое сообщение становится регулярным. Регионы обмениваются продуктами собственного ремесла, с севера в основном везут крупный рогатый скот, шкуры, местные ткани и керамику, драгоценные и поделочные камни, слюду, медь и соль. С эльпидского юга поступает более качественная в целом ремесленная продукция, также отправляют зерно, лошадей, шерсть, оружие. Эльпидские торговцы изначально монополизируют всю транспортную составляющую, что также сглаживает некоторое неравенство торгового баланса. На торговом маршруте вдоль побережья ими закладывается цепочка перевалочных стоянок-факторий, для отдыха команд, пополнения припасов и ремонта, через них же идет оживленная туземная торговля, главным образом рабами. Все эти пункты называются "мандрами"( от ??????, букв. ограда, стойло, загон для скота), этимология совершенно понятна, так как использовались они в первую очередь для отдыха скота в долгом океанском путешествии, а также для сбора перед перевозкой скота другого рода, двуногого, и имели порядковое числительное. Наиболее крупными и известными впоследствии стали Альфамандра(Натал), Романдра(Рио-де-Жанейро), Капамандра(Куритиба), Сетамандра(Сантус), Витамандра(Витория). Самой крайней точкой торгового проникновения на начальном этапе стали Гергамалы, через этот своеобразный порто-франко шла практически вся торговля двух стран. Отношение династии Лалов к пришельцам было достаточно сдержанным, несмотря на очевидные плюсы торговли свободные их перемещения по стране не приветствовались.

Во внешне блестящем фасаде империи Лалов начали проступать первые едва заметные трещины, Темисока и его сыновья как уже было сказано в первую очередь опирались на армию, армия живет войной, в тоже время действительно адекватные противники в регионе с некоторых пор отсутствовали. В конце 270-начале280 годов Лалы организовывают несколько последовательных походов на варварские конфедерации Гамелов как своих старых противников, и их соседей Вамоэ, заставив обоих платить тяжелую дань. Однако эти походы носили лишь поверхностный грабительский характер, поспособствовав лишь централизации этих племен и соединению в заметный враждебный блок. Милитаризация и социальный дисбаланс общества прикрывались высокими налогами, что только усугубляло недовольство. Постепенно Лалы все таки вынуждены были сокращать военные расходы и ограничивать пожалования, что еще более сузило их социальную базу.

На этом фоне растет значение рабовладельческого хозяйствования, в первую очередь из-за дефицита рабочей силы, ветераны-аскарены и их командиры получали земли, часто на новозавоеванных землях, и становясь хозяйствующими субъектами нуждались в рабочей силе. К концу III века численность свободного населения Бахии едва перевалила за 300 тысяч. Общинное крестьянство нарушать старые патронажные связи и переходить в издольщики на новые земли не спешило, излишние рабочие руки общины всегда была возможность вывести на выселки на малозаселенный фронтир, наемный труд был слабо распространен из-за низкого околорабского статуса батрака работающего на другого человека. Также условия земледелия на неосвоенных и часто засушливых территориях требовали большой концентрации рабочей силы, пусть и низкой квалификации. Это показывало крайнюю выгоду и необходимость больших рабовладельческих хозяйств - постепенно в общественном устройстве Бахии начинает выделяться слой зажиточных землевладельцев и рабовладельцев - мариев - хозяев(от общесемитского mr; арабское mra, mar-at - мужчина, арамейское mari, mari-a - господин, хозяин, египетский иероглиф mr - соратники, сопутники(колл.), хауса muri-ma - спутник всадника). Эти хозяева с большой буквы выделяются из общего слоя пожалованных служилых аскаренов, к ним примыкают зажиточные "кулаки" из общей массы свободных общинников декран. Они сохраняют тот же полувоенизированный служилый характер и тесно связаны с государством, их благосостояние в большей части стоит на экономических методах принуждения и можно сказать в целом противостоит чиновно-жреческому положению теоров.

Со временем сословие мариев становилось бы весьма крепкой опорой для светского государства династов типа Лалов. Но этого времени уже не оказалось.

На далеком Юге, в 282 году завершается очередной раунд противостояния аристократических группировок. После неудачной попытки захвата власти претендентом на престол малолетним Лаэртом и стоящим за ним Главком из дома Клементеридов проигравшие вынуждены покинуть родину и по обычному эллинскому обычаю отбыть в изгнание. После поспешных сборов путь их лежал на север по уже известным проложенным маршрутам. Свой путь они заканчивают в Альфамандре в устье Потены, на самой границе земель гегемонов-проэдров Бахийского союза. Далее в Битлал ко двору нового "царя"Адахны из более чем трёхста изгнанников с дарами в поисках милости следуют только Главк с Лаэртом и ближайшими спутниками. Адахна, старший сын умершего Темисоки, только занял родительских престол, смущен и насторожен нежданными гостями с Юга, ему везде видятся интриги и коварство врагов династии. С Главком и Лаэртом обращаются максимально учтиво, но при этом осторожно и холодно как с чужаками с неизвестными намерениями. Милость проэдра выражается в разрешении эльпидским эмигрантам остаться на поселение на границе в Альфамандре и выделении всей округи в безраздельное пользование на какое угодно время. Им разрешается заниматься любой деятельностью и торговать в Гергамалах, с освобождением от любых налогов и пошлин, торговать или перемещаться по любой другой земле далее Гергамал запрещается. Впрочем Главк с соратниками вполне удовлетворен полученным, положение им видится как совершенно временное, ни Главк ни молодой царевич вовсе не собираются отказываться от политической борьбы на покинутой родине. Через активно перемещающихся эремийских торговцев поддерживаются контакты с тайными единомышленниками, засылаются соглядатаи. Оба внимательно следят за состоянием дел в Эльпидии. В это время к ним по видимому и примыкает скрывающийся в горах Борботура сын архонта Гергамал Андрогет. Возможно архонт Элекесандр все же тайно поддерживал связь со скрывающимся сыном и сам направил его к пришельцам стремясь установить прямые контакты к взаимной выгоде. Главк и Лаэрт готовились к реваншу и вполне очевидным кажется стремление пополнить свои силы за счет местных авантюристов и изгоев вытолкнутых из своей среды.

В 288 году от тропической лихорадки умирает Главк, однако это не изменяет общих планов эмигрантов. И казалось бы удобный момент наступает в 290 году, во время очередного аристократического заговора убит Ксанф и престол базилеев оказывается временно вакантным - Лаэрт сотоварищи выступает на Юг.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Гера пишет:

Мы не можем быть в полной мере уверенными, знал ли Лаэрт или даже имел ли непосредственное отношение к мятежу в Дельфинополе. Тем не менее данные события совершенно не застали Лаэрта врасплох, время морского пути между Бахией и Эльпидией в среднем занимает 2-3 месяца в зависимости от сезона в один конец. То есть с момента гибели Ксанфа и появления со своими людьми Лаэрта никак не могло пройти меньше 4-5 месяцев помимо подготовки к выступлению - весьма не малый срок в накаленной борьбе политических группировок. Никто бы не стал ждать без серьезных причин прибытия еще одного претендента на престол. И при этом Лаэрт прибыл не слишком поздно, по крайней мере до выдвижения Аресия на престол. Можно говорить о сговоре части эльпидской элиты с изгнанниками андромахидами-клементеридами, который все же не дал им решающих шансов. В борьбе с этим кандидатом Великих домов Лаэрт терпит поражение. В городе несколько дней шли уличные бои в которых Лаэрт был серьезно ранен, его отряд выбит из дворца и оттеснен в одну частей порта - отсюда они и эвакуировались в эремийский Гефестион. Торжествующий Аресий взяв страну под контроль собирал гетайрское ополчение для похода в Эремию где укрылся Лаэрт и куда собирались оставшиеся сторонники и клиенты партии андромахидов. До боевых действий и разорений дело не дошло, Великие Дома предпочли далее не нагнетать братоубийственный гражданский конфликт, предложив Лаэрту покинуть страну на весьма почетных условиях. Собрав всех и всё что можно Лаэрт теперь уже навсегда покинул страну и в самом конце 291 года возвращается в Альфамандру.

Участвовал ли Андрогет в походе на Дельфинополь неизвестно, по официальной истории династии считается что весь первый период своей жизни от бегства от "царей" он провел "пастухом" в горах Борботуры, по преданию в этих горах он находит клад сокровища которого пошли на формирование повстанческой армии. Скорее всего клад красивый вымысел, на армию были потрачены родовые сокровища гергамальских архонтов и добыча взятая в южном походе. По возвращению Лаэрта и явному крушению эльпидских планов между ним и Андрогетом заключается соглашение. Эльпидские эмигранты, а это уже почти тысяча воинов, и бахийские инсургенты группирующиеся вокруг Андрогета объединяют свои силы для свержения ненавистных большинству своих подданных Лалов. Изгнанникам обещаны уделы, земли, должности при дворе и армии и возможность реванша в будущем опираясь на более широкие ресурсы. Для скрепления договора в мае 292 года Лаэрт женится на сестре Андрогета Прокриде.

Пока еще действующие гегемоны-протекторы Бахийского союза не сидят сложа руки, на бунтующие восточные пределы государства послана почти вся действующая армия, пятитысячная карательная экспедиция во главе с младшим братом-соправителем Сенаилой. Преодолев засады и засеки гор Борботура Сенаила спускается в верховья Потены где его встречают основные силы Андрогета и Лаэрта. Мятежников почти в два раза меньше, однако у них нет проблем со снабжением в отличие от Сенаилы и они отлично знакомы с местностью, в том числе благодаря легким воинам племен шоко. Мелкими стычками и маневрами они изматывают правительственные отряды, заставив их ноябре 292 года с началом сезона дождей отойти на север в Гергамалы на отдых. Лаэрт и Андрогет имеют более сильный флот и господствуют на море, пока войска Лалов разделены и малобоеспособны, они сажают в январе 293 года все свои отряды на суда и высаживаются прямо в сердце Бахии. Короткий марш от побережья и столица Бахии, уже давно не имеющий стен восьмивратный Арофойис, в их руках, восстание охватывает теперь уже всё государство. Андрогет с Лаэртом из заурядных бунтовщиков с окраин превращаются в силу, Битлал осажден и в марте "царь" Адахна кончает жизнь самоубийством. Хотя весы склонились на сторону Андрогета, тем не менее гражданская война против Сенаилы длится еще два года, большая часть знати и народа поддержали Андрогета в пику ненавистным Лалам, однако и у тех оставались в немалом числе сторонники. Гражданский мир устанавливается лишь к 294 году достижением некоторого компромисса, Сенаила с горсткой верных бежит горными тропами на юг в долину Большого Шику(река Сан-Франсиску). Новая династия Мориев, рода основателей и первых владык Гергамал по сути ограничилась лишь косметическими изменениями оставив в неприкосновенности систему созданную Лалами. Старая удельная аристократия плериев не смогла вернуть себе былое могущество. Продолжало расти экономическое значение мариев и лишь несколько ослаб контроль над теорами, не в ущерб функциям центральной власти. Мории в отличи от Лалов большее значение уделяли религии, при них Битлал развился прежде всего как крупнейший на тот момент на континенте храмовый комплекс. Эльпидские союзники как и было обещано были осыпаны дождем наград, им был даны поместья конфискованные у сторонников прежней династии, посты в преобразованной армии, из эльпидийцев сформирована дворцовая стража, пришельцы получили право на торговые кварталы во всех крупнейших городах. Вполне понятно что единственным слоем чьи ожидания нового не оправдались был простой народ, расходы новых династов не только не упали а еще более выросли.

Не удалось сократить даже хотя бы армию. Пользуясь временным ослаблением Бахии в контрнаступление перешла варварская периферия - в 294-96 объединенные отряды гамел и вамоэ проводят несколько болезненных набегов, в последующие годы бахийцы снова овладели инициативой, пограничная война растянулась еще на десятилетие. 304 годом отмечено первое нападение на Бахию "морских змей".

В I - III веках в глубинных районах континента Южная Америка происходили не менее масштабные миграционные процессы что одновременно и на просторах Евразии. Если на Великое Переселение Народов на территории Евразии обращено внимание многочисленных исследователей, то Западному Полушарию тут повезло гораздо менее, в том числе из-за крайне малого числа источников. Мы можем лишь примерно восстановить картину аборигенных обществ переживавших в те века самую настоящую металургическо-неолитическую революцию. Взрывное расширение экономической базы и более выраженный переход от присваивающего к производящему хозяйству вызвал и быстрый демографический рост наиболее успешных в заимствованиях племен. Первый очаг сложился вокруг периферии Эльпидии из керандийских племен равнины Пампы и тупи-гуаранийских племен концентрирующихся в верхних бассейнах Уругвая и среднем бассейне Параны. Первые выбрали экспансию приандских склонов затем вдоль них распространились и выше на нагорья Антиплано вступив в успешную борьбы с самобытными андскими культурами сформировав кхшатрийскую государственность. Вторые, гуарани, осваивали огромные пространства Гран-Чако и Бразильского плоскогорья, здесь на просторных возвышенностях Мату-Гросу они столкнулись с "длинноухими", другой не менее сильной волной завоевателей. Находясь на ниархийской перифирии регион Истмо-Колумбия самими естественными обстоятельствами был "плавильным котлом" подобным Скандии и он выплеснул несколько волн чибчаязычных завоевателей. Основной удар пришелся на более отсталые группы араваков, которые были либо ассимилированы, либо отступили на восток в высокогорья Гвианы, в Амазонию и даже еще далее в предгорья боливийских Анд. Племена чибча не остановившись на этом и также проникли в Амазонию вплоть до плато Мату-Гросу, однако основная масса осела на побережьях обоих океанов от Эквадора до Суринама.

Отсюда с Гвианского побережья эти бестрашные и бесстрашные путешественники и беспощадные пираты начали совершать набеги на побережье Бахии, в 304 году упоминается первое пока весьма бестолковое нападение на крайний западный форпост Бахии Фрору(Сан-Луис). Нападавшие с уроном отброшен, весь ущерб несколько сожженных в беспорядке построек. И уже через год в 305 нападение повторяется, "морских змей" теперь заметно больше и они решаются подступить уже к самому укреплению, впрочем без всякого успеха. С этого момента нападения становятся регулярными и распространяются далее по побережью, на борьбу с ними отныне уходят основные силы армии Мориев. Заметно, возрастает значение и численность флота где ключевую роль играют эльпидийские выходцы.

Не менее тревожное положение складывается и на варварских окраинах, где в зоне цивилизационной перифирии складываются первые предгосударственные образования. К рубежу IV века завершается формирование государства Амара, многоэтничное по составу основанное говорящими на утраченном языке "предамарцами" господствующими над основной "аравакской" массой население. Отличилось достаточно высоким уровнем земледелия и развитым гидротехническим строительством, центры Амара располагались от Меарона на востоке до Токантиса и полуострова Марага на западе в глубине болотистых лесов на отдалении от побережья. Чтобы было также и весьма кстати в свете набегов пиратов-чибча. Далее на юг располагались караибские земли, которые караибы уже или все же еще, не покинут под напором племен тупи, воинственные по природе и практикующие людоедство врагов они сплотились в борьбе с напором тупи с юга и чибча с запада. В среднем течении Токантиса, на пересечении выгодных торговых путей раскинулась Аласандая, неведомо каким образом чудовищно скалькированая Александрия, государство-город-земледельческая община площадью застройки в 250-260 га, чьи кварталы и улицы населяет более 15 тысяч человек, соперничая с подобными протогородами балканско-анатолийского неолита. Далее на юго-запад в среднем течении Шингу расположилось еще одно земледельческое караибское протогосударство которое также лаконично назовем Шингу, так как о нем совсем мало сведений. Извсетно, что население его многочисленно, управляется архонтами и живет в больших укрепленных городах, в которых укрывается и ведет постоянные войны против прочих варваров, по видимому чибчаязычных. Далее на юго-восток между верхним Парнабом и средним Шику кочуют по гористому редколесью воинственные племена Гамел и Вамоэ, смесь апачей с печенегами, живут небольшими родовыми группами по 60-100 человек , 4-5 родов составляют "орду" признающую верховенство какого либо харизматичного вождя, заняты скотоводством и набегами на Бахию и прочих соседей. Далее на восток живут жэязычные земледельцы большой речной долины Большого(или Старого) Шику, подобно Нилу древнего Египта всё мироздание местных жителей закручено на Старика-Шику, крупнейшую речную систему этой части континента. В первом десятилетии IV века здесь завершается складывание государств, возможно связанное с бегством в эти края последнего Лала Сенаилы с соратниками. В первые десятилетия государство Пара(возможно от общего гидронима Пара - река, Страна Реки, не исключен вариант от греческого ???? - возле, около, вне - как выражение перифирии). Уже имело достаточно оформившуюся "царскую" власть, успешно противостояло набегам кочевых кланов, включило в себя скатившиеся к упадку племенные группы катембри. Вело в целом успешные войны с расположенным на побережье непосредственно в устье Шику "государством" Гала, которое получало непосредственную помощь от эремийских купцов.

Карта бахийского варварского круга будет приложена

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sign in to follow this  
Followers 0