Античный стимпанк

1856 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Наверное такое же, какое для промышленности Нового Времени...

А кому вообще нужна будет в Античности эта промышленность?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Lestarh, а что это за такие интересные восточные границы у Польши?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сам удивляюсь. Карта датирована 1924 годом. Скорее всего какая-нить линия Керзона.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Lestarh, а что это за такие интересные восточные границы у Польши?

А там не только у Польши... Украина и Прибалтика части России, анклав на территории Албании, зона черноморских проливов, греческие владения в Малой Азии и на берегу Черного моря...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

[А как же знаменитое "ни в баню сходить, ни хлеба купить"?

Григорий Богослов описывает один из тех моментов в истории ВРИ, когда религиозный спор политизировался, выливаясь в гражданское противостояние с вовлечением масс (которые подчас вкладывали в догматические формулировки свое понимание). Но и в такие моменты большинство интеллигенции оставалось вовсе вне религиозного спора. Прокопий, Агафий, автор Анонима…. множество ранневизантийских авторов дружно признают «предметы божественные» слишком возвышенными, чтобы о них рассуждать. А «ученые» выходили именно из этой среды.

Сэр Исаак весьма неординарная и в чём-то уникальная личность всё таки.

Для эпохи когда философия не отделена от науки и еще возможно энциклопедическое образование, такой круг интересов - в общем-то нормальное явление. Хотя…. Перебирая в уме всех византийских деятелей, имевших достижения в естественных науках – и в то же время бывших богословами (к примеру Лев Математик, Пселл, Никифор Григора), замечаю что их, как и Филопона, «привлекли» в богословскую дискуссию. Теология не была изначально важной сферой их интересов.

При всей её пользе вижу я в ней некую потенциальную угрозу. Именно как в потенциальном инструменте огосударствления общества в кризисной ситуации.

Не разделяю ваших опасений.

Построение мобилизационной модели в кризисной ситуации естественно и неизбежно. Но – в РИ ведь на Востоке, где сохранялась живая античная традиция, «мобилизационную модель» демонтировали по миновении надобности. Доминат был моделью, построенной по принципу «все для фронта, все для победы», превратившей куриалов в налоговых агентов, а их имущества – в средство обеспечения сбора налогов. Но это ничуть не помешало демонтировать систему домината по выходе из кризиса (на Востоке, Запад из него так и не вышел), и вступить на путь возвращения к «симполитии». Мало того – те же процессы начинались и в Византии XI века, когда схлынула арабская опасность. Только нашествие сельджуков заставило Византию окончательно «занять круговую оборону» и начать феодализироваться.

Причина этого ИМХО – в силе античной традиции, в том самом «классическом образовании» и «городском» социуме. Городские советы – буле, и даже экклесия возрождались и в Византии XI века, когда города поднимались из оставленных арабами руин и снова достигали благосостояния. Просто в силу того, что по мнению греков иначе городами управлять нельзя.

Я уж молчу о том, что те правовые нормы и институты, на которых было выстроено западное законодательство в преддверии индустриализации, с теми самыми «принципами частной собственности» - оформлено в юстиниановской ВРИ, причем это были работающие законы в живущем реально по ном социуме, с полным соответствием «настройки и базиса». А позднейшая Византия продолжала цепляться за эти правовые нормы даже в периоды, когда "базис" не очень-то соответствовал.

Традиция благотворительности и христианское милосердие ощутимо ограничат жестокость ломки традиционного общества и неизбежные в её ходе эксцессы.

Ну здесь ничем помочь не могу – традиция эта, заново освященная христианством, была и будет. На средневековом западе католическая Церковь старалась сосредоточить всю благотворительность в своих руках – де пускай верующие вносят на Церковь, а она организует помощь нуждающимся. К чему это привело при Реформации – понятно.

Но в сохранившейся Римской империи и традиция частного эвергетизма никуда не денется (это предмет не только морального долга, но и престижа), и сама Церковь не встает над обществом как корпорация, что случилось в средние века на Западе. Реформация не востребована. :rolleyes:

Но с другой стороны – эта же традиция является страховкой от того самого «срыва крышки» - то есть социальной революции и попыток построения «справедливого» социума – того самого «восточного типа». Традиция эвергетизма смягчает социальные противоречия, в этом ее главная функция. К тому же она вовсе не мешает мобилизации трудовых ресурсов. Паразитическое существование считалось позорным – это вам и Либаний, и Иоанн Златоуст подтвердят. Поэтому «благотворительность» заключалась и в том, чтобы дать беднякам достойно заработать (не считая, разумеется, больных и немощных, определяемых в богадельни). В частности – организацией общественных работ, дающих заработок беднякам.

Император Адриан, посетив впервые Александрию, был крайне удивлен, сравнив этот город с Римом, где толпы живущих на халявные раздачи стали нормальным явлением. Он написал:

«Этот город очень богат и обилен источниками приобретения. Здесь никто не живет праздно. Все искусства здесь находят людей понимающих и занимающихся ими. Одни изготовляют стекло, другие – папирусы, третьи – полотно, и каждый из этих неутомимых людей занимается каким-нибудь ремеслом. Здесь находит себе работу и слепец, и подагрик, и хирагрик, всем найдется труд».

Да не то чтобы плохо. Хотя они с Аристотелем и не очень соглашались.

Разные плоскости. Не соглашались, как тот же Филопон, с Физикой Аристотеля. Причем, ежели заметили, в аккурат по тем же вопросам, по которым с ней и Галлилей не соглашался. ;)

А Логика и Политика Аристотеля были в чести. Весь концептуальный аппарат филосфии по прежнему строился на Аристотеле.

Я исключительно о том, насколько традиция Филопона имеет шансы на то. чтобы стать философским мейнстримом? Не задавит ли богословие практическую науку?

,

Начнем с того, что в Византии философия так и не стала «служанкой теологии». В Академиях ВРИ не было «богословских факультетов», а религиозные вопросы в философских курсах старались принципиально не затрагивать. Позднее, конкретно при Максиме Исповеднике, Церкви ради победы халкидонской ортодоксии над монофелитством пришлось создать для богословия свой концептуальный аппарат, отличный от современной ей философии. Теология и философия оказались как-бы разведенными в параллельные плоскости.

Светская наука и философия, погибает вместе с ВУЗами в эпоху арабских нашествий, вроде бы торжествуют теология и монашеская идеология, но…. светская философия в полной мере возрождается в эпоху «македонского ренессанса». Причем возрождается неоплатонизм чистой воды, во многом не соответствовавший учению Церкви. Неоплатоник Пселл вступает в спор с наследием Максима Исповедника, называя Платона «светом для христианской философии», но здесь он оказывается на грани допустимого с точки зрения православной догматики (уже ученик Пселла Иоанн Итал оказался в ситуации резкого конфликта с церковными авторитетами). В XII в. влияние светской линии порождает в теологии ряд рационалистических ересей, сопоставимых с доктриной Абеляра на Западе (Евстратий Никейский, Сотирих Пантевген); все они платонически окрашены, и защитнику православия Николаю Мефонскому приходится спорить с древним Проклом, как с живым врагом. В XIII в. светская философия, развиваемая в изгнании в Никее (после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. и до его отвоевания в 1261 г.), возвращается к логической проблематике Аристотеля и Порфирия, и даже происходит «реанимация» наследия Иоанна Филопона (Никифор Влеммид, Георгий Акрополит). Последний расцвет мирских тенденций наступает в конце XIII в. — начале XIV в.; Феодор Метохит и Никифор Хумн — яркие представители энциклопедической учености эпохи. Культурной элите, порождавшей такие типы, был отпущен недолгий срок. С одной стороны, любители античной культуры, напр., Никифор Григора, ученик Метохита, вступили в сражение с исихазмом и проиграли, с другой стороны, приближалось падение Константинополя под натиском турок. Византийские философы и ученые отправляются на Запад, прежде всего в Италию.

Как видим, даже в РИ Византии богословию (не смотря на захват доминирующих позиций в «темные века») не удалось задавить светскую философию – она существовала самостоятельно, использовала концептуальный аппарат, не сходный с богословским, и временами сама оказывала влияние на теологию, вынуждая ту защищаться. Опять-таки принципиальная разница со средневековым западом, где философом был исключительно клирик, а философия – «служанкой теологии».

Спрашивается, откуда подозрения на то, что в обсуждаемом мире, где темных веков нет, академическая традиция сохраняется, наука начинает развиваться на новых основах (Филопон, Давид Непобедимый) – светскую науку кто-то «задавит»?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А там не только у Польши... Украина и Прибалтика части России, анклав на территории Албании, зона черноморских проливов, греческие владения в Малой Азии и на берегу Черного моря...

Судя по дате выпуска это какие-то временные границы и демаркации по итогам соглашений, не учитывающих реальные войны и их последствия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

К чему это привело при Реформации – понятно.

Да.

Хотя, подозреваю, там работал и другой механизм - возможность для нищего прожить на милостыню "от'едает" потенциального работника и повышает стоимость трудовых ресурсов.

Ну и опять же вшивый про баню. :)

Что интересно - общественная система построенная на этических императивах это ещё и Китай. Где "благородный муж" Конфуция таки победил легистское "не можешь - заставим".

В частности – организацией общественных работ, дающих заработок беднякам.

С одной стороны - разумный шаг. С другой - насколько это влияет на общую экономическую эффективность в условиях жёсткой конкуренции?

с Римом, где толпы живущих на халявные раздачи стали нормальным явлением

Кстати, а что будет на Западе, с его самостоятельными традициями?

Светская наука и философия, погибает вместе с ВУЗами в эпоху арабских нашествий

Кстати о ВУЗах. Насколько я понял из Ваших комментариев к МИГу - ВУЗ там фактически один. Александрийская академия. Афинскую по причине увлечённости мистикой закрывает Юстиниан, Константинопольская - не самостоятельна, а Бейрут вообще чисто правоведческий.

На фоне массового строительства университетов в позднем Средневековье - Ренессансе Европы как-то тоскливо смотрится.

Спрашивается, откуда подозрения на то, что в обсуждаемом мире, где темных веков нет, академическая традиция сохраняется, наука начинает развиваться на новых основах (Филопон, Давид Непобедимый) – светскую науку кто-то «задавит»?

На самом деле от слабого знания матчасти :blush2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На фоне массового строительства университетов в позднем Средневековье - Ренессансе Европы как-то тоскливо смотрится.

В Европе появился спрос на выпускников ВУЗов за счет:

1. Государственная служба (всякие законники и т.д.) +

2. Местные органы власти (государство и местные власти зачастую имели между собой письменные договора, вот и нужны юристы)

3. Рост грамотного населения вообще создавал почву для "народных ересей", тут нужны были для противодействия грамотные теологи.

4. Народ любит лечиться - вот и имеем медицинский факультет.

В Византии имеем только два последних запроса - медицинские школы были достаточно распространены, а богословов давали Александрия, Антиохия, Бейрут и монастырские школы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Бейрут
по современному - Юраккадемия

В Византии имеем только два последних запроса
На этом месте я чуть не поперхнулся чаем, вспоминая про римское право

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С одной стороны - разумный шаг. С другой - насколько это влияет на общую экономическую эффективность в условиях жёсткой конкуренции?

Организовать общественные работы (чаще всего строительные) можно только на муниципальном уровне решением «отцов города», или, по крайней мере с их согласия. Вряд ли подобный проект будут осуществлять, если рабочая сила востребована на частных предприятиях этого же города. «Подагрики, хирагрики и слепцы» Адриана трудились не на общественных работах, а на частных предприятиях.

(Кстати Александрии в этом плане жутко повезло. С одной стороны положение мегаполиса в обширной и очень плодородной крестьянской стране, да еще с такой удобной и «дешевой» транспортной артерией как Нил, давало гарантированный рынок сбыта – местное ремесло египетских аграрных городков не могло конкурировать с александрийскими товарами, приходившими по в общем либеральным ценам. С другой стороны опять же уникальное положение единственного центра, связанного со странами востока морскими путями давало Александрии положение монопольного производителя ряда предметов роскоши, изготовляемых из привозного восточного сырья. В данной теме я бы взял Александрию на особую заметку).

Кстати академией Константнополя распоряжалось правительство, ее схоларх был членом сената. А академия Александрии подчинялась городскому совету Александрии и финансировалась за счет города. ;)

Кстати, а что будет на Западе, с его самостоятельными традициями?

Ну императорский Рим – вещь уникальная, по нему ориентироваться не надо. Думаю что в регионах с давними муниципальными традициями и давней урбанизацией социума – Италия, Африка, южная Испания, юг Галлии – все было бы относительно похоже на восток. Другое дело северная Испания и большая часть Галлии, где урбанизация поверхностна, стержнем социума является крупное землевладение – «принцепсы» и их колоны, а ремесленные мастерские существуют в крупных поместьях. Во всяком случае в мире Германа, где эти регионы вдобавок еще и достаточно варваризировались, им предстоит урбанизироваться заново, и скорее всего только с началом Оптимума. Британии тоже касается.

Кстати о ВУЗах. Насколько я понял из Ваших комментариев к МИГу - ВУЗ там фактически один. Александрийская академия. Афинскую по причине увлечённости мистикой закрывает Юстиниан, Константинопольская - не самостоятельна, а Бейрут вообще чисто правоведческий.

На фоне массового строительства университетов в позднем Средневековье - Ренессансе Европы как-то тоскливо смотрится.

Возможно вы меня не совсем поняли. Сравнение университетов с позднеантичными Академиями не адекватно. В средневековой Европе образование всех направлений – и богословие, и право, и медицина – сосредотачивались в едином университетском комплексе. В античности такого не было, за исключением Константинополя, где в «академии Феодосиана» Феодосий II видел именно «универсальный» учебный центр. Зато была мощная сеть муниципальных училищ разных направлений, где изучались риторика, право, медицина. Для богословия, которое в «Академиях» не изучалось, существовали отдельные высшие школы, крупнейшие и знаменитейшие из которых располагались в Антиохии и той же Александрии.

Подобные училища крупных городов – как то Антиохия, Кесария, Газа, Пергам – давали вполне себе «академический» уровень такого специального образования. Скажем знаменитый историк Прокопий Кесарийский, долгое время бывший советником Велизария по «юридическим вопросам» и по некоторым версиям в конце карьеры вышедший в префекты Константинополя, не говоря уже о его блестящем литературном стиле, прошел полный курс риторики, а затем и юриспруденции в родной Кесарии Палестинской, хотя его отец, являвшийся президом провинции Палестина Первая, мог бы направить его и в Константинополь, и в Александрию.

Академией считались те учебные центры (тут я в самом деле приплел Бейрут не совсем к месту) где кроме курса обычных предметов шло углубленное изучение философии, где велась работа по комментированию текстов классиков и формированию концепций, где генерировались идеи, где мысль не стояла на месте. Туда ехали те, кто желал не просто получить образование, но и «постигать сущность вещей божественных и человеческих», слушать знаменитых профессоров, имеющих самостоятельные философские произведения. При этом философия преподавалась и вне Академий, в тех же крупных высших муниципальных школах – но именно «преподавалась». «Не самостоятельно».

И к моменту арабского нашествия Александрийская академия действительно осталась единственным «генератором идей» подобного масштаба.

Что касается Константинопольской – да, «не самостоятельна». Именно как этот самый «генератор». Пока. Антиохия кстати тоже уже выходила на почти «академический» уровень.

Как бы то ни было – после арабского нашествия единственным образовательным центром остается Константинополь. Александрия, Антиохия, Бейрут, Кесария, Газа – достались арабам, Пергам был ими разрушен и даже как город не возродился толком…..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На этом месте я чуть не поперхнулся чаем, вспоминая про римское право

Иметь право и иметь традиции правоприменения разные вещи. Возьмем, к примеру, РФ... дальше продолжать? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Иметь право и иметь традиции правоприменения разные вещи.
в ВРИ традиции правоприменения остались еще с эпохи РИ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Georg, а если начать индустриализацию с Суэцкого канала?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Georg, а если начать индустриализацию с Суэцкого канала?

А зачем нужен Суэцкий канал если есть действующий канал Нил-Красное море по которому может пройти любое, даже самое крупное судно того времени?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

<br />

Водяные мельницы. Насколько мне известно - в Италии/Испании/Греции было для этого достаточно тепло, чтобы полгода не простаивать.<br />

Кроме теплого климата, нужна ещё и мощность - объем водосброса. А вот с этим в средиземноморье - туго. Китаю гораздо проще, конечно

А какое топливо планируется использовать для потенциальной античной промышленности? Дрова? Сырую нефть?

Наверное такое же, какое для промышленности Нового Времени...

Т.е. пусть рабы рубают уголь, чтобы было топливо для машин, призванных заменить рабский труд? ИМХО, КПД упадёт :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Академией считались те учебные центры (тут я в самом деле приплел Бейрут не совсем к месту) где кроме курса обычных предметов шло углубленное изучение философии, где велась работа по комментированию текстов классиков и формированию концепций, где генерировались идеи, где мысль не стояла на месте

То бишь НИИ, фигурально выражаясь? Понял.

В данной теме я бы взял Александрию на особую заметку

Хм... Ближний Восток как центр индустриализации выглядит слегка разрывошаблонно. Но будем размышлять.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А зачем нужен Суэцкий канал если есть действующий канал Нил-Красное море по которому может пройти любое, даже самое крупное судно того времени?

И его лучше засыпать- меньше золота и серебра будет утекать в Индию и Китай...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Т.е. пусть рабы рубают уголь, чтобы было топливо для машин, призванных заменить рабский труд?

Тут выше рассказывали об удельном весе рабского труда в обществе. Но даже без этого.

В реале шахтеры добывали уголь. Может лучше было шахтеров в другое место, на мануфактуру каку-ю нибудь крутить колеса или раздувать горны? Какая разница между наемным шахтером и рабом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В реале шахтеры добывали уголь. Может лучше было шахтеров в другое место, на мануфактуру каку-ю нибудь крутить колеса или раздувать горны? Какая разница между наемным шахтером и рабом?

вот и рабочие шахты Марикана тоже видимо её не видят

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очень сложно ответить на этот вопрос, на мой взгляд самое важное изобретение - это книгопечатание (на бумаге).

Китайцы изобрели и то, и другое достаточно давно. Но как-то не очень поспособствовало.

Я не технолог, но что-то там у китайцев с материалами не то.

Это как с презервативами. Изобрели этот принцип контрацепции давно, из овечих кишок делали, из свиных потрохов, бог его знает из чего еще, даже из шелка говорят делали кондомы. Но до применения резины/каучука/латекса особого толку от этого изобретения не было.

Так вот, по-моему, китайское книгопечатание - это как "нерезиновый" презерватив, принцип правильный, идея хороша, а толку мало.

Из дерева из керамики, технологического прорыва особого не произошло.

Да тут еще их иероглифическая письменность и эффект совсем не тот, проще и дешевле из дерева целиком вырезать страницу, ксилография называется.

Хотя, кое-какой толк всё таки был. "За бугром", на "гнилом Западе" почти прописной истиной считается, что ближе всего к тому, что принято называть "индустриальной революцией" мир подошёл в "китайских государствах" перед монгольским завоеванием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И его лучше засыпать- меньше золота и серебра будет утекать в Индию и Китай...

Не поможет. Те товары, за которые оно "утекало", весят немного, запросто на верблюдах перевозятся. :grin:

Хм... Ближний Восток как центр индустриализации выглядит слегка разрывошаблонно. Но будем размышлять.

Замените "Ближний Восток" на "эллинистический восток", вспомните эпоху первых эллинистических царей - и все встанет на свои места. ;)

И вообще, что за пренебрежение к Востоку? Вспомните хотя бы расцвет Халифата:

"Из описаний арабских географов IX-X веков можно заключить, что в этот период то же Иран пережил такой экономический рост, какого никогда не было ни раньше, ни позже, вплоть до XX века. Важным фактором, определившим социально-экономический прогресс этого времени, было распространение культуры риса. При Аббасидах рис широко распространяется в Ираке, Хузистане, Хорасане и других областях Халифата; эта урожайная культура не требовала паров и была намного более продуктивной, чем пшеница. В это время стали строить подземные водоводы, кяризы, достигавшие длины в сотню километров и проходившие на глубине до 100 метров. Проводились новые каналы, строились дамбы, плотины, шлюзы для спуска воды в половодье. В Хузистане на реке Карун стояли огромные водоподъемные колеса, поднимавшие воду на высокие берега.

Крупные землевладельцы вели товарное производство и продавали свой хлеб в городах, это открывало возможности для роста городов; по словам фон Грюнебаума, «начался процесс индустриализации». Города быстро росли; Багдад превратился в один из крупнейших городов тогдашнего мира, его население достигло 500 тысяч жителей; по площади (7 тыс.га) Багдад превосходил тогдашний Константинополь в 5 раз. Однако, по свидетельству Мукаддаси, столица Хорасана, Нишапур, по размерам была больше Багдада. Свыше 100 тысяч жителей имели Исфахан, Хамадан, Шираз, Сираф, Басра, Мерв, Самарканд. По оценкам исследователей, за время правления Аббасидов население многих городов выросло в несколько раз. Арабские источники описывают этот период как время торгово-промышленного бума. В городах росло производство ремесленных товаров, шелковых, хлопчатых, льняных тканей, ковров, металлических изделий. Существовали большие государственные мануфактуры («амма» или «тираз»), на них изготовлялась, по большей части, одежда и оружие. Появляются новые ремесла: производство бумаги, сахара, фаянса. Сирийские и иранские шелка даже вытесняли с рынков шелка из Китая.

В то же время исследователи говорят о богатых горожанах, «бюргерах» или «буржуа» - преимущественно купцах, осуществлявших крупные торговые операции. Состояние богатейших купцов Сирафа достигало 40 млн. дирхемов; купцы владели кораблями, вмещавшими несколько сот человек; эти корабли плавали в Индию и Китай. Географ Истахри рассказывает, что один персидский купец в 936 году привез на 400 судах 12 тысяч рабов-негров. Торговля рабами была одним из самых прибыльных видов торговли; тысячи славянских рабынь доставлялись из Булгара в Багдад через Самарканд.

Новая мусульманская буржуазия занимала видное место в государстве, случалось, что выходцы из ее среды занимали посты визирей, а откупщики налогов становились губернаторами провинций. В этой связи М. Вебер считает возможным говорить об арабском «капитализме», а Е. Аштор называет эту эпоху «предкапиталистической». Нет сомнения, что в этот период частнособственнические отношения в регионе достигли высокой степени развития - может быть, наиболее высокой степени со времен Нововавилонского царства. "

Вот порядки там были попроще ;))) :

"Однако, несмотря на богатства мусульманских купцов, их собственность была далеко не обеспеченной. По мусульманскому праву, владение всякой собственностью исходит от изволения верховной власти и власть вольна в любой момент прекратить свое изволение. В случае нехватки денег халифы, визири и эмиры без долгих слов отнимали у купцов и откупщиков их богатства – а если те не желали отдавать, то прибегали к пыткам. Обычной практикой была конфискация имущества умерших визирей и высших чиновников – причем отбирали имущество и у их родственников и слуг. В начале X века конфискации у богачей обеспечивали едва ли не половину доходов казны." :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Из описаний арабских географов IX-X веков можно заключить, что в этот период то же Иран пережил такой экономический рост, какого никогда не было ни раньше, ни позже, вплоть до XX века.

Ну, да. Опять вопрос о монголах.

Их тактика разрушения и геноцида далеко переплюнула зверства шаливших там перед этим степных тюрок.

Моё мнение, что если бы не монгольская катастрофа, то индустриальная революция несомненно стартанула бы где-то на территории от Ирака до Кореи задолго до Европы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, да. Опять вопрос о монголах.

Их тактика разрушения и геноцида далеко переплюнула зверства шаливших там перед этим степных тюрок.

Не совсем в тему, ибо вышеописанный экономический бум рухнул без всяких нашествий. "Крышку сорвало". Автор темы тут увидел опасность в благотворительности и эвергетизме, не замечая опасности с другой стороны. Ну так вот иллюстрация:

"Распространение частнособственнических отношений, рост городов, ремесел и торговли - все это было следствием аграрного кризиса: безземельные крестьяне уходили в города, многие становились ремесленниками, но многих ожидала судьба бродяг и нищих. Между тем, положение в деревне продолжало ухудшатся, снова начались крестьянские восстания. На смену потерпевшим поражение маздакитам пришли исмаилиты, провозглашавшие те же лозунги всеобщего равенства и общности имуществ – но теперь в рамках ислама. Исмаилиты были одной из шиитских сект; в 880-х годах они создали в Ираке несколько крупных общин, которые возглавлял крестьянин (по другим сведениям, перевозчик зерна) Хамдан Кармат. Эти общины были коммунами с общим имуществом и с «братскими трапезами». В 890 году исмаилиты-карматы подняли восстание в Южном Ираке, затем последовали восстания в Сирии (900 г.) и в Хорасане (907 г.). В 899 году карматы овладели Бахрейном и создали там государство, которое Е. Аштор называет «коммунистическим»; до середины X века бахрейнские карматы вели долгую войну с багдадским правительством и не раз овладевали Южным Ираком. Иракские крестьяне поддерживали карматов, в области Васита вспыхнуло большое восстание; на знаменах восставших было начертана цитата из Корана: «Мы боремся за угнетенных, чтобы сделать их хозяевами».

Крестьянские восстания были следствием роста цен и обнищания населения; в 920 году цены на зерно составляли 1,7 динара за центнер - втрое больше, чем в середине IX века. В обстановке напряженной продовольственной ситуации любой крупный неурожай мог привести к голоду. В 935 году начался губительный кризис, засухи и наводнения продолжались шесть лет. В первый же год цена зерна достигла 4 динаров за центнер; к 941 году она превысила 10 динаров. Начался страшный голод, люди ели траву и падаль. Было много случаев людоедства, к голоду присоединилась эпидемия, перепуганная знать уезжала из Багдада. Правительство утратило власть над подданными, аййары вышли из своих убежищ и среди бела дня отнимали имущество у богатых. Государство рушилось на глазах; восставшие горцы-дейлемиты захватили Западный Иран. В 945 году один из предводителей дейлемитов, Ахмед из рода Буидов, без сопротивления вступил в Багдад. Халиф был лишен светской власти, у него отняли все владения и оставили лишь годовой пенсион в 730 тысяч дирхемов. Ирак и Иран оказались под властью варваров-дейлемитов, эпоха Арабского Халифата подошла к концу.

По свидетельству современника, население Багдада после голода 30-40-х годов было в 10 раз меньше, чем в начале X века. Запустели многие города, в том числе Басра, Куфа, Киркук, Мосул. Сбор налогов с Месопотамии снизился более чем в 10 раз...."

Поучительно для сторонников "жесткой индустриализации", не правда ли? ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не совсем в тему, ибо вышеописанный экономический бум рухнул без всяких нашествий. "Крышку сорвало". ... В 945 году один из предводителей дейлемитов, Ахмед из рода Буидов, без сопротивления вступил в Багдад...

Коллега, не совсем в тему.

Если Вы обратили внимание, то я говорил о Иране/Ираке перед монгольским завоеванием. Это было несколько позже 945 года, извините.

А Ваш пост я процитировал, ибо он навёл меня на мысль, ассоциативно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А в битве монгололы против римлян кто победит?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас