263 сообщения в этой теме

Опубликовано:

про религию еще будет через пару прод

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Отлично!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Король Иван II скончался 27 октября 1505 года. Ему наследовал его старший сын Александр III. Хотя новый король был человеком мягким по натуре, он был глубоко религиозным и пребывал в твердой уверенности в том, что его миссия перед Богом заключается в улучшении жизни подданных. Для того чтобы узнать их чаяния король Александр постановил созвать в Киев выборных представителей сословий со всей страны. 19 июня 1506 года в городе Киеве торжественно открылся Земской собор, благословленный патриархом. Его депутаты по сословному признаку были разделены на четыре палаты – боярскую (вотчинные дворяне), поместную (поместные дворяне), мещанскую и селянскую. На заседаниях палат составлялись челобитные, которые после этого подавались королю на рассмотрение. В отдельных случаях проводились совместные заседания палат. По итогам заседаний Собора Александр провел несколько реформ. В 1508 году был принят новый Судебник, подготовкой которого занималась избранная Земским Собором комиссия. Существовала насущная необходимость подобного предприятия. Судебник 1497 года, изданный в правление Ивана II, был, по сути своей, собранием правил судебных процедур и избранных норм законов для судей. Он был краток и неполон.

Судебник 1508 года (часто называемый «Александровым судебником») является пересмотренным и расширенным вариантом судебника Ивана II. Первый судебник состоял из шестидесяти восьми статей; новый – из ста. Некоторые из статей первого судебника появились в пересмотренной форме, а другие были разбиты на части.

По своей сути Александров судебник, подобно судебнику 1497 года, рассматривает в основном судебные процедуры, уголовные преступления и лишь некоторые нормы гражданского законодательства. Последние частично рассматривались более древними кодексами, "Русской Правдой" и "Псковской судебной грамотой", частично византийским законодательством, включенным в сборник церковных законов, "Кормчей книгой" (Nomokanon), и в значительной мере обычным правом. В то же время Александров судебник провозглашал формально действующий закон единственным источником последующего законодательства: "В будущем все тяжбы должны производиться согласно судебнику". Параграфы 97 и 98 предусматривали, что в случае появления прецедентов, не рассматриваемых в существующем судебнике, новые нормы в дополнение к судебнику будут устанавливаться королем и панами.

Среди новых важных статей в Александровом судебнике присутствовали параграфы 60 и 64, которые ограничивали судебную власть провинциальных наместников. Основные преступления против государства рассматривались так же, как и в пункте 9 судебника 1497 г. В Александровом судебнике этот пункт составил первую часть статьи 61. Согласно этому параграфу, к высшей мере наказания приговаривался каждый, виновный в вооруженном восстании и заговоре против суверена. Александрий судебник добавляет: "и каждый, кто сдал крепость врагу".

Александров судебник подтверждал принцип крестьянской свободы – их право передвижения с одного места на другое раз в году в течение двух недель около "осеннего дня св. Юрия", 26 ноября. Это было обеспечено статьей 57 судебника 1497 г. (статья 88 судебника 1550 г.).

Особое положение крестьян, которые жили в доме, построенном для них землевладельцами (пожилые дворы), рассматривалось также в судебнике 1497 г. (вторая часть статьи 57) и в судебнике 1550 г. (вторая часть статьи 88). Если такой крестьянин хотел уйти от землевладельца в конце первого года пребывания, он должен был заплатить ему за использование дома четверть его стоимости; за два года – половину стоимости; за три года – три четверти стоимости. За четыре года (или более) крестьянин должен был выплатить стоимость целиком. В судебнике 1497 г. стандартная полная цена дома составляла двадцать грошей в степной зоне (где лес был дорог) и десять грошей в лесном районе. Александров судебник сохранил уровень цен.

Значительный интерес представляет перечень платежей за ущерб, нанесенный достоинству людей среднего и низшего классов населения (статья 26 Александрова судебника). Шкала штрафов за ущерб достоинству указывала место каждой группы в русской социальной иерархии того времени. Чем выше был социальный статус человека, тем большей выплаты он мог требовать. Гость (оптовый торговец) получал 10 рублей за ущерб собственному достоинству, розничный торговец или горожанин – 1 рубль, горожанин низшего статуса – 20 грошей как и крестьянин. Таким образом крестьянин находился на нижней ступени социальной лестницы. Следует отметить, что женское достоинство было защищено лучше мужского. Во всех вышеперечисленных категориях компенсация жене была в два раза выше, нежели мужу.

Раб (холоп) не рассматривался в Древней Руси как юридически значимое лицо и поэтому не подлежал защите достоинства со стороны закона. Однако, согласно той же статье 26, некоторые категории людей, служивших боярам, должны были получать плату за посягательство на их достоинство, даже если они могли юридически считаться холопами.

В целом же, составители судебника 1508 года попытались положить предел распространению холопства. Согласно "Русской Правде" киевского периода, "если кто-либо идет в дворецкие или домоправители (другого лица) без специального соглашения", он становится рабом. Судебник 1497 года подтвердил эту статью относительно сельских районов, но отменил ее относительно городов (статья 68). Александров судебник повторил это исключение 1497 года и упомянул еще несколько прецедентов получения холопами свободы (статья 76).

К началу XVI века на Руси развился новый тип так называемого "условного рабства". Оно стало известно как служилое холопство. Этот тип зависимости от хозяина был следствием специальной формы ссуд. Должник обязан был выплачивать процент по ссуде, выполняя определенные работы для своего кредитора. Очевидно, что у него было мало шансов когда-либо выплатить ссуду, и обычно он работал на кредитора до смерти, если не освобождался от своих обязательств ранее. Александров судебник ограничил размер ссуды по служилой кабале, установив максимум в 3 рубля. Кроме того, только вольные люди, то есть те, кто не входил в налогооблагаемые сельские и городские общины, имели разрешение получать такие ссуды. Более того, кредитору строжайше запрещалось применять требования судебно-контрактного займа к обычному займу, требуя личной службы заемщика как процента по ссуде в обычных сделках (статья 78).

Также в 1508 году было принято Уложение о родовых поместьях, которое вводило в реале появившееся в XVII веке понятие "родовые поместья" – привилегию, которой пользуются только помещики юга, сами заселившие и благоустроившие предоставленные им земли. Суть ее заключается в том, что поместье отца передается сыновьям и в том случае, если они сами по себе и не выслужили столь высокий поместный оклад. При этом предполагается, что сыновья помещика будут верстаться "в припуск" в этом же поместье, пока оно не раздробится до размеров обычного оклада. Помещики из родовых поместий стали опорой короля в проведении последующих реформ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Александров судебник подтверждал принцип крестьянской свободы

Ну, если честно, то само отличие "Юрьева дня" от остальных - признак того, что закрепощение началось.

ИМХО, его и в этой АИ для южных, земледельческих земель КРИЛ, не удастся избежать, как не печально.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Юрьев день - это просто регламентация права перехода крестьян из одного поместья в другое. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да я в курсе. Просто рано или поздно он отомрет: в развитых регионах за нерентабельностью серважа, а в неразвитых - по мере закрепощения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

по просьбам трудящихся отредактировал проду по культуре и рассказал о киевских корнях ЕЖ

 

Изменения происходили и в Русской церкви. После учреждения в 1483 году Киевской патриархии патриархом был избран действующий киевский митрополит Симеон. В Русской церкви того периода наметились изменения, которые положат начало церковной реформе на Руси.  Интеллектуальный подъем, во многом связанный с борьбой против Флорентийской унии и полемикой с католицизмом, привел к расцвету русской богословской мысли. Постепенно формировался запрос на реформы в церковной жизни. Наиболее больным вопросом был вопрос монастырского землевладения. В среде заволжских старцев (монахов монастырей Белоозера и Вологды) зародилось движение нестяжателей. Под этим термином обычно понимается монашеское движение на Руси в конце XV — первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения. Однако понятие это шире и не исчерпывается вопросом о монастырских вотчинах. Так же и отличие во взглядах между нестяжателями и противопоставляемыми им иосифлянами не исчерпывается имущественными вопросами. В частности различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других вопросов. Что касается монашеского обета нестяжания, то нестяжательство иноков крупных общежительных монастырей (в том числе и Иосиф-Волоколамского) было, пожалуй, радикальнее, чем скитских монахов.

Вне клерикальной среды существовало множество течений, которые спорили с официальной доктриной православной церкви. Русские ереси находились под прямым влиянием богомильского учения, которое проникло на Русь в XIV веке (хотя некоторые исследователи находят боле ранние его проявления). Элементы богомильского влияния, как показывает игумен Андрей, сохранились на Руси вплоть до середины XVI века. Зарождению реформационных процессов на Руси в значительной мере способствовало типологически близкое богомильству движение «жидовствующих», которое также вышел из византийско-славянского православия. В то же время идейная система движения в значительной степени подготовлена ??арабо-еврейской рационалистической философией, древнееврейской библейской и естественнонаучной литературой – как оригинальной, так в основном переводной (среди последней немало переводов на среднерусский язык). О появлении еретических взглядов в определенных средах свидетельствует ряд памятников, перевод которых осуществлен в Киеве. Типичным местным произведением, в котором отражена связь этой литературы с рационалистическими ересями в восточнославянских землях, считается «Псалтырь» Федора Жидовина (60 - 70-е гг. XV в.), Который был адаптацией еврейского молитвенника «Махазор». К литературным источникам движения относят и среднерусские переводы книг Ветхого Завета (Книги Царей, Книга Есфирь, Книга пророка Даниила, Пятикнижие).

Наиболее полная информация по этой ереси сохранилась в северорусских источниках 1480-1500 годов. Однако ранние свободомыслящие взгляды, удивительно близкие к учению "жидовствующих", зафиксированы уже в середине XV в. в той интеллектуальной среде, которая в это время сформировалась в Киеве и своей научно-образовательной деятельностью направлена против византийской духовной традиции. Наличие определенного цикла памятников позволяет сделать вывод о научном кружке, который действовал в союзе с местными раввинской общиной, которую в начале 60-х годов XV века возглавлял известный в то время филолог Моисей Киевский (Изгнанник). Членом общины был личный астролог Михаила Семеновича Слуцкого Захария Скара, или Схария (родом из Кафы), который во второй половине XV века перевел трактат еврейского ученого XIV в. Иммануэля-бар-Якоба "Шестокрыл". В нем, вопреки традиционному религиозному мировоззрению, утверждалась ренессансная модель астрономии, опиралась на античную космографию. По оценке некоторых исследователей, в этом переводческом организации участвовали выходцы из разных этнических групп. Он состоял частично из представителей местной образованной элиты, а также ученых евреев и караимов, которые для нужд русского общества переводили древнерусском языке философскую и научно-естественную литературу. Книжники проявляли интерес к астрономии, математике, медицине, логике, философии, занимались собственной исследовательской деятельностью и популяризацией научных знаний – и не только с арабо-еврейской, но и западноевропейской литературы (например, перевод астрономического трактата Иоанна де Сакробоско). В ней находили свое выражение ростки гуманистического мышления, ренессансные веяния, постепенная переориентация части тогдашней русской элиты на систему западноевропейских культурных координат. В мировоззренческом аспекте научнопереводческая деятельность киевских книжников имела выразительное вольнодумное направление. Это объективно сближало ее с тем ренессансным духовным потоком, который развивался в Восточной Европе, готовя зарождения реформационных идей.

Распространению ереси жидовствующих в Северной Руси положил начало еврей Захария Скара, появившийся в Новгороде в 1470 году. В этой ереси существовало несколько ответвлений, варьирующихся от караизма до рационалистического отрицания церковных догматов и обрядов. Несколько высших чиновников в Киеве, включая подканцлера Федора Курицына, тайно поддерживали это движение.

Судя по всему, архиепископ Геннадий Новгородский узнал о существовании этой ереси в конце 70-х гг. XV века. Однако только в 1487 году, собрав больше информации, он взял под стражу двух священников и двух дьяков, обвинив их в богохульстве. Всех четверых он отправил в Киев, прося короля и патриарха наказать их. В Киеве трое обвиняемых были признаны виновными в хулении святых икон, а один оправдан. В целом вопрос о ереси не поднимался. В 1488 году троих (двух священников и одного тиуна) наказали кнутом, а затем всех четверых отослали обратно в Новгород. Геннадий получил указание провести дальнейшее расследование, но в то же время ему запретили применять к подозреваемым пытки или делать ложные обвинения. О расследовании по распространению ереси в Москве и Киеве приказа не поступало. 26 сентября 1488 гола в сан патриарха киевского был посвящен архиепископ полоцкий Иона, подозреваемый в тайном сочувствии ереси. С другой стороны, под давлением архиепископа Геннадия и других консервативных священников, требовавших жестоких мер, в Киеве был созван собор (церковный совет) для обсуждения мер по прекращению дальнейшего распространения ереси.

Собор допросил еще нескольких новгородских священников и дьяков, обвиненных архиепископом Геннадием во время следствия. Сам Иван II не стал участвовать в заседаниях и представлять великокняжескую власть послал трех панов и одного урядника. Всех обвиняемых признали виновными, и священников лишили сана. Всех приговорили к телесным наказаниям, и для исполнения приговора отправили обратно в Новгород. В самом Киеве в это время никто из приверженцев этого течения не был ни схвачен, ни допрошен.

Геннадий и его последователи не удовлетворились такими половинчатыми мерами и организовали травлю патриарха Ионы, обвинив его не только в еретических взглядах, но и в пьянстве. В 1494 году патриарх Иона скончался. Собор избрал его преемником московского архиепископа Симеона. Симеон II был убежденным православным, однако человеком робким, готовым подчиняться приказам Ивана II. Все понимали, что в основе своей терпимое отношение к ереси не изменится, пока у власти будет находиться Иван II.

 

В течение второй половины XV века на Руси сосуществовали традиционное православное образование и немногочисленные школы западного типа. Слово «школа» относительно православных образовательных учреждений случается в источниках только с середины XVI века Вероятно, к тому времени они уже усвоили некоторые общеевропейские организационные формы. В целом образование на Руси оставалось традиционным и давало начальное образование, позволяющее обучаться в университетах Центрально-Восточной Европы, включая созданные при короле Иване I академии в Киеве и Полоцке, а также католический университет в Вильно.

Вторая половина XV века стала временем начала распространения на Руси книгопечатания. В 1460 году богатый львовский мещанин Степан Дропан подарил монастырю Св. Онуфрия типографию, которая досталась благодаря тестю Яну Зоммерштайну. В этой типографии в 1460-х годах были отпечатаны Проповедь Иоанна Златоуста, Апостол, Азбука. Старейшая сохранившаяся до нашего времени типография – типография Киевской академии была основана в 1492 году немцем Швайпольтом Фиолем, бежавшим из Польши в 1492 году, где его обвинили в ереси. Типография Фиоля первой напечатала в 1494 году произведение светской русинской литературы – «Хождение за три моря» – путевые записи тверского купца Афанасия Никитина, путешествовавшего в Персию и Индию.

Вместе с развитием образования и книгопечатания на Руси развивалась и наука. Русский ученый Юрий Котермак стал сначала ректором Болонского университета, а затем с 1487 года профессором медицины Киевской академии и королевским лекарем. Наиболее известным его трудом является «Прогностическая оценка текущего 1483 года» (Iudicium pronosticon Anni MCCCCLXXX III). В этой книге, кроме ненаучных астрологических прогнозов, были сведения по географии, астрономии, метеорологии, философии, а также предпринята попытка определить, в пределах каких географических долгот расположены города Киев, Дрогобыч, Львов и др. Еще во введении Котермак чрезвычайно смело, как для его времени, однозначно утверждает познаваемость Вселенной: «Хотя и далеки от людей просторы неба, но не столь отдаленны от ума человеческого. Мы знаем из последствий об их причинах, а из этих последних следствие познаем». Также он предположил, что наблюдая атмосферные явления можно предсказывать погоду. Также Котермак утверждал, что климатические условия зависят от географической широты. Деятельность Юрий Котермака способствовала распространение на Руси гуманистических идей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, я вот тут о чем подумал. Если верить официальной версии про "жидовствующих", их "совратил" тот самый "жидовин Схария", личный астролог Михаила Олельковича. А семейство Олельковичей было тесно связано именно с Киевом, куда перенесена столица КРИЛ после унии с Великим княжеством Московским. Соответственно, карьера Олельковичей в этой АИ пойдет резко в гору - поскольку Иоанн Второй заинтересован в хороших отношения со столичным нобилитетом. Соответственно, если в РИ "жидовин Схария" занимался "подрывной деятельностью" в далеком северном Новгороде, то здесь он может оказаться при дворе самого короля.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Олельковичи у нас сидят в Болгарии и Михаил Слуцкий к киевскому нобилитету отношение имеют слабое. Так что быть Михаилу новгородским воеводой

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Олельковичи у нас сидят в Болгарии

Почему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Почему?

?потому что Олельку на Добричское княжество посадили короли Александр2 и Иван1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ясно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И да, освобождение Болгарии от османов в этой АИ будет иметь позитивные последствия и для болгар, и для русских.

Болгария в РИ была не так уж давно одним из наиболее культурных и просвещенных государств славянских народов.

В результате и в КРИЛ, и в Болгарии пойдет очень интенсивное культурное развитие - благо ещё и Ренессанс наступил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А греки, а греки то как будут жечь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот-вот. Плюс на базе антикатолических настроений тоже могут вырулить к идее Реформы церкви - такое и в РИ было в XVII веке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

как бы протестанты тут не вдохновлялись бы опытом Русской церкви

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Одной из главных целей Короны была радикальная реорганизация провинциальной администрации, тое есть уничтожение системы кормления провинциальных наместников и районных глав, назначаемых королем, и замена ее местным самоуправлением. Кормление было отменено в 1511 королевским указом, одобренным Панской Радой и Вторым Земским Собором, созванным в 1511 году.

До этого времени основная задача администрации кормления была двойственной: бороться с бандитами и другими преступниками и собирать налоги. Соответственно, были созданы два ряда институтов самоуправления: губа (район уголовной юрисдикции) и земство (от земля, населенная территория провинции, противоположной центральному правительству).

Правление губы возглавлялось губным старостой, который выбирался местным сеймиком – представительным органом власти дворянства повета. Другие члены правления избирались горожанами и крестьянами повета. Во властные полномочия губного правления входили функции уголовной полиции. Также губной староста был председателем гродского суда.

Институты губы были связаны с дворянскими корпорациями и поэтому не могли быть введены в Двинской земле, поскольку там не было боярских или дворянских земельных владений. Население там состояло из горожан и крестьян. Поэтому в поморских районах функции губы были поручены земскому правлению. С другой стороны, для собственных иных функций земские институты учреждались также в губных районах. Таким образом, существовало некоторое переплетение двух типов местного самоуправления.

В рамках земской реформы исчезло различие между крестьянскими общинами, проживающих на государственных и частных землях. Отныне закон, признавая каждую крестьянскую общину, на чьей бы земле она ни жила, одноправной с общинами городскими, представлял её юридическим целым, свободным и независимым в общественных отношениях; а поэтому выборные начальники общин, старосты, дворские, сотские, пятидесятские и десятские считались состоящими в королевской службе. Представители общин, включая города, создавали в повете Земскую избу, которая избирала из дворян земской суд, заведовавший гражданскими делами. В Двинской земле Земская изба также избирала и Гродский суд. Институты земства не устанавливались в приграничных провинциях, в которых функции земского суда исполнял суд наместника.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, а что там у хохлов поляков?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ах да, по Чехии. Религиозные расклады в державе Альбертинов обещают быть весьма любопытными. Её главная проблема - гуситский вопрос, так как, несмотря на Пражские компакты, утраквисты воспринимаются католическим миром как еретики. У Ладислава Постума и его вдовы-литвинки в этой АИ особых сил для окатоличивания Чехии не будет - других проблем хватает. А вот когда сын Ладислав Альбрехт II, повзрослев, "наведет порядок" в отцовской державе - вот тогда, скорее всего, под давлением Папства он начнет принуждать гуситов к унии с Римом. Впрочем, он и сам в этом заинтересован - так как после разгрома таборитов (социальных экстремистов) при Липанах чашники представляют из себя феодальную оппозицию монархии. Когда в РИ их усилиями чешским королем стал Владислав Ягеллон, он проводил политику сугубо в интересах панства.

Поддерживать утраквистов будут Ягеллоны (метящие на чешский престол), КРИЛ (поскольку чашники по вероучению близки к православным) и Леопольдины - в пику "братушкам"-Альбертинам. В результате в начале XVI века в Чехии рванет - при военной поддержке Польши и КРИЛ и на нидерландские деньги начнется восстание гуситов, которые провозгласят своим королем одного из Ягеллонов. Восстание, скорее всего, подавят - но кое-кто из выживших утраквистов может найти убежище не только в Польше и КРИЛ, но и во владениях Леопольдинов. А учитывая то, что и в РИ в канцелярии Максимилиана I, одержимого идеей имперского единства, предположительно работал такой деятель, как "Верхнерейнский революционер" (призывавший к физическому уничтожению католической церкви и созданию единой Германии) - в этой АИ Леопольдины могут склониться к Реформации.

Изменено пользователем Ottocar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В начале 1500-х религия еще не является таким значимым фактором в политике. Так что рванет при Альбрехте III в рамках большой войны в Европе в 1520-х

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, при всём уважении - вы неправы.

1) Альбертины - католики, а Папство заинтересовано в искоренении ереси.

2) Гуситы по совместительству представляют аристократическую оппозицию.

Сложив два и два, понимаешь неизбежность конфликта на этой почве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

я и говорю - рванет в 1520-х

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В РИ рвануло ещё при жизни Иржи Подебрада и Матьяша Корвина.

В любом случае, рокош на этой почве будет ещё в начале XVI-ого века.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С 1490-х годов управление Ромейско               й империей постепенно переходило в руки Василия III. Он добился установления ромейского сюзеренитета над Афинами и вытеснил в 1496 году дом Токко с материка. В 1501 году Иван торжественно отказался от власти над Ромейской империей и передал сыну права сюзерена над Валахией и Добруджей. Возрожденная Ромейская империя проводила активную политику в отношении Албании и Сербии, готовясь к столкновению с Венецией, владевшей крепостями на греческом побережье. С вышеперечисленными странами был заключен военный союз, скрепленный династическими браками младших детей императора. Эти действия неизбежно привели к войне, которая разразилась в 1503 году. Поводом для нее стал переворот в Албании, в ходе которого княжеская оппозиция убила короля Иоанна Кастриоти с семьей и попросилась под венецианский протекторат. Ромейское правительство не признало переворота и провозгласило королем Албании сына императора – Дмитрия, женатого на дочери убитого албанского короля Марии. В Албанию выдвинулось две армии: во главе с королем Дмитрием, которая с опорой на сторонников Кастриоти заняла север страны и осадила Дураццо. Второй армией командовал наследник престола Константин. Она захватила Янину и двинулась на север, давя сопротивление местных князей. Венецианцы послали в Албанию армию во главе с Никколо ди Питильяно. Объединенная албанско-венецианская армия двинулась из Влеры на север, стремясь снять осаду с Дураццо. Битва за Дураццо состоялась 15 июня 1503 года. Ромеи воспользовались слабым взаимодействием между венецианцами и албанцами и расстроили боевые порядки вражеского войска, после чего они нанесли венецианцам удар во фланг и в тыл и наголову разбили их.

Битва при Дураццо в корне изменила ситуацию в регионе. Ромею в ее войне поддержала Сербия, атаковавшая Скутари. Венгрия, чей новый король Альбрехт III стремился к более активной внешней политике, атаковал своих чрезмерно строптивых сербских вассалов. Король Иван же вступился за своего сына. В Восточной Европе разгорался пожар войны.

Король Дмитрий постепенно наводил порядок в Албании. Владения нелояльных князей были разделены между королем и князьями, поддержавшими короля. Империя же получила южные районы страны с Гирокастрой и Яниной, а также восточные приграничные территории. Авторитету нового короля способствовало падение в декабре 1503 Дураццо, который был присоединен к Албании.

 

Армия короля Альбрехта обрушилась на Сербию, захватив Белград, и начала продвигаться на юг, но из-за известия о вторжении русской армии во главе с гетманом Константином Острожским венгры были вынуждены повернуть на север. Русская и венгерская армии встретились 25 сентября под Наменем. Острожский воспользовался горячностью молодого короля, лично командовавшего венгерскими войсками, и полностью разгромил их. Альбрехт только чудом смог избежать пленения или смерти и бежал в Буду. Наменьская катастрофа открыла путь к восстанию оппозиции Альбертинам в Богемии и Венгрии. Богемский сейм провозгласил королем Богемии младшего брата польского короля князя опольского и глогавского Сигизмунда. Венгерская магнатерия  пошла дальше – она избрала королем Венгрии польского короля Владислава IV, стиль правления которого приходился по душе венгерским магнатам. Над Европой навис призрак возрождения державы Владислава Солуньского.

После Неманя и последующих событий под властью короля Альбрехта III оставались герцогство Австрия, Босния и западные районы Венгрии. Он вступил в переговоры с королем Иваном, который опасался формирования на своих западных границах единой державы. Короля поддержало и дворянство, недовольное установившимся господством магнатерии. Альбрехт подписал в январе 1504 года соглашение, согласно которому он отказывался от власти над Сербией и Чехией, что вывело их из войны. Поляки же, заинтересованные в союзе с Русью против Ордена, мешающего активно развивающейся балтийской торговле, отказались давать деньги на поддержку венгерских походов Владислава. В 1504 году король Альбрехт при русской поддержке перешел наступление против магнатских бандерий. Окончательный разгром мятежа произошел в битве при Дабаше, в которой королевская армия совместно с русским отрядом под командованием Михаила Глинского наголову разгромила мятежников. Владислав Ягеллон, вернувшийся в Польшу, был вынужден отказаться от претензий на польский престол.

 

На Балканах продолжалась война с Венецией. 29 сентября 1503 года объединенный русско-ромейский флот разгромил венецианцев при Зонкьо. Сербы взяли Скутари, а ромеи захватили венецианские крепости в континентальной Греции. Греки высадились на Кефалинии и осадили Корфу. Мятеж афинского герцога, инспирированный венецианцами, провалился, а само герцогство было ликвидировано, будучи присоединенным к Империи.

В декабре 1503 года венецианцы атаковали Лепанто, надеясь вернуть территории, потерянные после поражения в Битве при Зонкьо. Ромейский мегадука Фома Кантакузен отплыл с Кефалинии и отбил Лепанто у венецианцев. Он оставался в Лепанто в течение апреля-мая 1504 года, где его корабли ремонтировала целая армия из 15000 рабочих, набраных ромеями со всего региона. Потом он отплыл оттуда и обстрелял венецианский порт на острове Корфу, а в августе 1504 года вновь разбил венецианский флот, после чего атакой с моря взял крепость Модон. Затем он перехватил венецианский флот возле Корона и взял город вместе с венецианской бригантиной в гавани. Оттуда он пошел к острову Сапьенца, где потопил венецианскую галеру «Лецца». В сентябре 1504 года Кантакузен атаковал Воюссу, а в октябре 1504 года появился у мыса Санта-Мария острова Лефкас. В ноябре он вернулся в Константинополь, завершив кампанию. После победы в сражении при Модоне ромеи быстро захватили все венецианские владения в Греции. Модон и Корон — «два глаза республики» — были потеряны. Ромеи захватили также и Эвбею. Сербы же овладели Скутари и Каттаро. В дальнейшем боевые действия несли спорадический характер и закончились подписанием в 1507 году Константинопольского мира, по которому Венеция признавала захваты Ромеи и Венеции кроме Кефалинии, возвращавшейся в руки Венеции.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я тут увидел, кстати, перспективу восстановления Герцогства Швабия

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас