Первые и единственные линкоры Грузинского флота (часть II)

22 сообщения в этой теме

Опубликовано:

9Gzt9u5h.jpg

Тема написана Коллегой Wasa. Большое ему Спасибо!

за развитие альтернативного турецкого флота отдельное Спасибо Коллеге Граф Цеппелин

первая часть тут

 

Корабли типа “Вахтанг Горгасали” вызвали серьезные опасения и откровенное раздражение турецкого правительства, которые вылились в усиленную кораблестроительную программу.

Определенную роль, несомненно, сыграла и готовность англичан способствовать развитию турецкого флота дешевыми кредитами. 

В первую очередь, внимание турок обратилось на недостроенный броненосец "Абдул Кадир", с 1892 года стоявший на стапеле в Константинополе. Приостановленные было в 1897 работы возобновились в лихорадочном темпе, и c французской фирмой FMC был заключен контракт на достройку корабля по усовершенствованному проекту. Спущенный на воду в 1900 году, корабль был в 1902 отбуксирован во Францию для достройки.

Достроенный корабль вступил в строй в 1907 году - к моменту завершения работ в Италии над броненосцем "Мессудие" и в Германии над "Ассари-Тефвик".Кроме того в Германии, в 1910 г были куплены 2 броненосца т «Бранденбург».

По мнению османских адмиралов, вместе эти пять кораблей представляли собой достаточно убедительный аргумент против грузинского и греческого броненосного флота.

Но вернемся к грузинским броненосцам. Первое задание они получили даже не вступив в строй. Проходящие ходовые испытания “Вахтанг Горгасали представлял грузинский флот на церемонии спуска на воду бронепалубного крейсера «Очаков» 1 октября 1902 года, но только в марте следующего года он убыл к месту постоянного базирования ВМБ Поти. Второй броненосец «Эрекле II Кахтбатони» вступил в строй через год в феврале 1904 г.

С приходом новых кораблей произошла реорганизация флота, вместо отдельных отрядов из самых современных кораблей была сформирована практическая дивизия (которую для пущей важности в Грузии объявили эскадрой), в которой новые броненосцы свели в броненосный дивизион (с 1908 линейный). 10 лет линкоры занимались боевой учебой, кроме навигации 1909-1910 годов когда они уходили в Николаев для планового ремонта. Надо заметить, это плаванье было для них самое дальнее, командование флота продолжало жить принципами береговой обороны и считало что задачи броненосцев поддержка береговых батарей на угрожаемых участках. Крейсерские операции тоже прорабатывались, но все же считалось, что если от этой практики можно будет отказаться, то лучше не рисковать.

Войну оба, теперь уже линкора II класса, встретили там где и полагается на ВМБ Поти. Первоначально рассчитывали, что эти корабли будут стоять в резерве как последний аргумент против турецкого флота, а в море будут действовать крейсера и ЭМ, но всё изменилось после прихода в состав турецкого флота немецких кораблей.

Противодействовать обстрелу Батуми 24 октября крейсером «Бреслау» линкоры не успели, но 10 декабря им выпал шанс встретиться с самим «Гебеном». Волей случая, 9-го числа, вечером, линейный и разведывательный дивизионы под командой контр-адмирала Кванталиани, прибыли в Батуми. На следующий день они должны были обстрелять объекты на побережье в интересах приморского отряда сухопутных войск. Утром десятого числа когда "Гебен" сначала заметили с наблюдательного пункта в 20 км от базы, потом с кораблей разведывательного дивизиона который после полученной информации срочно вышел в море для проверки, линейный отряд как раз был под парами. После подтверждения и начавшейся перестрелки с береговыми батареями контр-адмирал Александр Кванталиани вывел свои линкоры в море. Сказать что разгорелось сражение, честно говоря, нельзя. Турок сделал два не совсем удачных залпа которые легли с большим перелетом, грузинские корабли за счет более скорострельных орудий выпустили 3 залпа которые легли наоборот с недолетом. На этом «Гебен» ретировался, а сопровождавшие его эсминцы в дневное время в самоубийственную атаку против пусть маленьких, но линкоров, да еще и на траверзе ВМБ врага не решились.

Этот "бой" был растиражирован как тактическая победа грузинского флота, до той поры пока не были опубликованы записки вахтенного офицера одного из сопровождавших "Гебен" ЭМ типа S,  «Ядигар-и-Миллет»  (немецкой постройки) где он описывает действительные причины ухода крейсера.
Выяснилось что выход грузинских линкоров был отнюдь не главным поводом для бегства. С ЭМ были замечены свободно плавающие мины на пути следования корабля (вероятно сорванные с якоря мины поставленные в качестве оборонительного заграждения еще 5 ноября), поскольку наличие мин сковывало действия командира крейсера и он не мог в полной мере воспользоваться своим преимуществом в скорости и вооружении. Было решено уйти в море, поскольку главная задача, выявление береговых батарей и состояние Батумской крепости в целом были выполнены.
Интересно что новые факты грузинскими историками сильно не афишировались.

Собственно говоря, на этом столкновения с флотом противника для линкоров окончились. Турецкие корабли совершали налеты на различные порты Грузии, но как правило в условиях плохой погоды, либо в темное время суток (это впрочем спасало и самих грузинских моряков поскольку точность стрельбы в таких условиях даже против береговых объектов была не важная), а линкоры просто не успевали выйти в море, а держать на внешнем рейде такие ценные корабли грузинские адмиралы не решились. В общем участие грузинских линкоров в первую мировую почти полностью повторило судьбу балтийских дредноутов, за одним исключением.

После выхода России из войны у Грузии не стало помощника в виде русского флота, а у Турции как раз не стало сильного противника и появилась реальная опасность повторения налета на Поти и грузинские корабли которые осуществляли огневую поддержку наземных войск, а после окончания ремонта «Гебена» в доках Севастополя это стало более чем вероятно, тем более что начавшееся весной 1918 г. наступление к Эресуну подразумевало активное использование корабельной артиллерии. Тогда для прикрытие командование решилось на отправку с другими кораблями флота и своего линейного дивизиона. Встреч с турецкими кораблями не произошло, оба линкора выпустили по позициям противника в общей сложности 106 х 240 мм снарядов и 164 меньшего калибра (до этого линкоры использовались для обстрела турецких войск только в июне 1915 когда "Эрекле II Кахтбатони" обстрелял турецкие позиции в районе Батуми, правда, результат этой бомбардировки остался неизвестен).

Но на обратном пути очень не повезло "Вахтангу Горгасали", он умудрился напороться на непонятно откуда взявшуюся вероятно сорванную с якоря мину, взрыв пришелся на носовую часть и она была раскурочена вплоть до барбетов носовой башни ГК и только потому, что погреба носовых башен у обоих кораблей были практически пустыми, боезапас не детонировал. Благодаря спокойному морю и наличию рядом своих кораблей линкор с грехом пополам дотащили до Поти, но в результате взрыва погибло и получило ранения 34 офицера и нижних чинов.

R0rVCs2l.jpg

us1JUBvl.jpg

Перемирие «Горгасали» встретил как и полагается солдату в бинтах, а точнее в пластыре. Ремонт корабля в условиях неразвитой судостроительной промышленности был мягко говоря затруднителен, а основная ремонтная база флота коей являлся русский Севастополь была недосягаема. Вплоть до 1921 года пока длились Закавказкие события, линкор простоял, уткнувшись носом к берегу, что бы его не разворачивало волнами под корпус намыли тонны песка и только в сентябре начались работы по ремонту. Сняли башни ГК, 152 мм и 120мм сняли еще раньше (при том первые установили на крейсере «Петре Багратиони» взамен расстрелянных), и подвели кессоны. Ремонт длился больше года и снова компанию, корабль смог начать только через пять лет после инцидента с миной.

Ремонт совместили с модернизацией, поскольку его 6» стояли на крейсере, на корабле установили снимаемые с авиатранспорта «Ачара» дополнительные 4х120 мм орудия, котлы перевели на нефтяное отопление. На "Эрекле II Кахтбатони" ограничились только переводом котлов на нефть. Не под какие Вашингтонские ограничения корабли не подпадали, да и откровенно говоря, Грузию на подписание договора даже не пригласили.

Однако с 1923 г. когда под разделку на металл были поставлены броненосцы в СССР, и по 1929г. когда в состав КЧФ СССР был введен линкор-дредноут «Парижская коммуна», наличие этих линкоров в составе грузинского королевского флота, делало его самым сильным на Черном море.

К началу 30-х как линкоры оба корабля уже не воспринимали как реальную силу, в конце 1929 линейный дивизион официально расформировали, а старые броненосцы переквалифицировали в корабли береговой обороны. Их 240-мм орудия оказались очень востребованы в качестве поддержки береговой артиллерии по этому корабли не стали списывать, и в 1934-35 г.г. подвергли серьезной перестройке.

Корабли лишились части котлов (с оставшимися его скорость упала до 15-16 узлов) на месте которых устроили каюты штабных офицеров и помещения штаба. "Эрекле II Кахтбатони" по сути стал исполнять функции флагмана флота в Поти, при этом официально не меняя классификации и в документах таковым не являясь. Из средней артиллерии оставили 4х152 мм орудия и столько же 120 мм, кроме того установили по 3 х 75-мм «универсалок» и 8 крупнокалиберных пулеметов.

wfqNM0Lh.jpg

"Вахтанг Горгасали" перестроили так же и даже вернули по типу систершипа 6-дюймовки, но помимо задач береговой обороны он выполнял обязанности учебного корабля, так же базируясь в Поти.

Организационно они входили в отряд кораблей охраны главной ВМБ.

Первый редко выходил в море, поэтому каких то серьезных работ на нем не производилось. Второй же часто совершал плаванья как и вначале службы между портами, поэтому время от времени становился на мелкий ремонт, на нем даже меняли артиллерию для обучения курсантов новым системам.

Вторую мировую, как и все старые корабли они провели на рейде ВМБ исполняя обязанности плавбатарей, по сути не представляя никакой боевой ценности. И в 1946 году во время большой чистки флота первые и единственные линкоры Грузии разделали на метал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Противодействовать обстрелу Батуми 24 октября крейсером «Бреслау» линкоры не успели, но 10 декабря им выпал шанс встретиться с самим «Гебеном». Сначала его заметили с наблюдательного пункта в 20 км от базы, потом с кораблей разведывательного дивизиона который после полученной информации срочно вышел в море для проверки. После подтверждения и начавшейся перестрелки с береговыми батареями контр-адмирал Александр Кванталиани вывел свои линкоры в море. Сказать что разгорелось сражение, честно говоря, нельзя. Турок сделал два не совсем удачных залпа которые легли с большим перелетом, грузинские корабли за счет более скорострельных орудий выпустили 3 залпа которые легли наоборот с недолетом. На этом «Гебен» ретировался, а сопровождавшие его эсминцы в дневное время в самоубийственную атаку против пусть маленьких, но линкоров, да еще и на траверзе ВМБ врага не решились.

Эпично!

Два броненосца постройки начала века решили сойтись с "Гебеном"...

Воистину-грузинский флот МПВГ- самый воинственный и героический флот на Черном море,ведомый самыми безрассудными и героическими адмиралами...

После подтверждения и начавшейся перестрелки с береговыми батареями контр-адмирал Александр Кванталиани вывел свои линкоры в море.

В первую очередь, внимание турок обратилось на недостроенный броненосец "Абдул Кадир", с 1892 года стоявший на стапеле в Константинополе. Приостановленные было в 1897 работы возобновились в лихорадочном темпе, и c французской фирмой FMC был заключен контракт на достройку корабля по усовершенствованному проекту. Спущенный на воду в 1900 году, корабль был в 1902 отбуксирован во Францию для достройки. Достроенный корабль вступил в строй в 1907 году - к моменту завершения работ в Италии над броненосцем "Мессудие" и в Германии над "Ассари-Тефвик".Кроме того в Германии, в 1910 г были куплены 2 броненосца т «Бранденбург».

Приветствую!Вот и начинает потихоньку вырисовываться альтернативный флот(альтернативной)Турции в МПВГ.(а помнится,меня критиковали за попытки приписать туркам парочку эсминцев и крейсеров)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Воистину-грузинский флот МПВГ- самый воинственный и героический флот на Черном море,ведомый самыми безрассудными и героическими адмиралами...

В принципе возле своей ВМБ, в зоне действия береговой артиллерии, кроме того есть вероятность, выхода ПЛ, по моему ничего безрассудного, в принципе 2 Бр. сопоставимы с ЛинКреем (с учетом вышеизложенных факторов)

а помнится,меня критиковали за попытки приписать туркам парочку эсминцев и крейсеров

Правда Ваша, "был неправ, вспылил" (С) :crazy:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

10 декабря им выпал шанс встретиться с самим «Гебеном». Сначала его заметили с наблюдательного пункта в 20 км от базы, потом с кораблей разведывательного дивизиона который после полученной информации срочно вышел в море для проверки. После подтверждения и начавшейся перестрелки с береговыми батареями контр-адмирал Александр Кванталиани вывел свои линкоры в море.

Сушон,получается,не менее адмирала Кванталиани героичен и безрассуден .Терпеливо ожидать выхода грузинских броненосцев ввиду береговых батарей(и еще имея с ними огневой контакт)-героизм?Отчаяние?безрассудство?Тонкий расчет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сушон,получается,не менее адмирала Кванталиани героичен и безрассуден .Терпеливо ожидать выхода грузинских броненосцев ввиду береговых батарей(и еще имея с ними огневой контакт)-героизм?Отчаяние?безрассудство?Тонкий расчет?

Ну не совсем имея огневой контакт, оперируя на границе досягаемости, и не выхода, а прихода, броненосцы на Поти базировались, шли в Батуми, для бомбардировки побережья, так сложилось что встретились

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Правда Ваша, "был неправ, вспылил"

Требую добавить туркам кораблей!:spiteful:;):bb2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Требую добавить туркам кораблей!

Куда уж больше? итак 1 линейный крейсер и 5 броненосцев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, я уже добавил... ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, я уже добавил...

их и указал, тех что Вы добавили, кстати надо ссылку на Ваше имя дать, спасибо что напомнили

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Куда уж больше? итак 1 линейный крейсер и 5 броненосцев

CarnivalNight04.jpg

 

Нет уж,товарищи!Грузинские броненосцы ,панимашь,на  медведя ,на"Гебена" выходят,а туркам угольный район Зонгулдака защищать нечем!

А эсминцев добавить?! Попробовать опередить греков и в Англии перекупить четверку эсминцев типа «San Luis»,предназначавшихся для аргентинского флота (в реале у греков за каждый корабль верфь запросила по 148000 фнт.ст.)?

aetos.jpg

Эскадренный миноносец "Аэтос"

Водоизмещение нормальное 980 т, полное 1175 т. Длина наибольшая 87,1 м; ширина 8,4 м; осадка 3,2 м. Мощность двухвальной турбинной установки 22000 л.с., скорость 32,5 узла. Вооружение: четыре 102-мм орудия и четыре 533-мм торпедных аппарата.

Будет какой-нибудь «Берк-Эфшан»...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нет уж,товарищи!Грузинские броненосцы ,панимашь,на  медведя ,на"Гебена" выходят,а туркам угольный район Зонгулдака защищать нечем! А эсминцев добавить?!

Не согласен, если от АИ меняется турецкий флот, то да, но греческий меняться не должен, я против ЭМ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

я против ЭМ

Произвол!

karnavalnaya-noch.jpg

Дайте тогда канонерок(парочку,испанских)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Произвол!

подчеркиваю Авторский! :crazy:

 

Дайте тогда канонерок(парочку,испанских)

Предлагайте!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Предлагайте!

83.jpg

 

«Темерарио», «Нуэва Эспанья», «Маркес де Молинс», «Мартин Алонсо Пинсон», «Винсенте Янес Пинсон».

562 т, 58x6,73x3,15 м. ПМ - 2, 4 ПК, 2600 л.с.=19 уз. 106/130 т уг. Эк. 91 чел. 2—120 мм, 4—57 мм, 1 — 25 мм, 2 ТА.

Старые канонерки (1889 — 1891 гг.), в начале Первой миро­вой войны перевооружены на 4 — 57 мм, ТА сняты. Скорость к тому времени не превышала 13 уз. «М.А. Пинсон» и «В.Я. Пин-сон» списаны в 1914 году, «Нуэва Эспанья» — в 1916-м. «Те-мерарио» и «Маркес де Молинс» служили соответственно до 1920 и 1922 годов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

«Темерарио», «Нуэва Эспанья», «Маркес де Молинс», «Мартин Алонсо Пинсон», «Винсенте Янес Пинсон».

а пояснения? куплены в Испании, или построены по этому проекту? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

но греческий меняться не должен,

Хорошо.

94f8531ce7b2da86a165a566b274a77c.png

Тогда рассмотрим вопрос с приобретением четырех эсминцев,строившихся для Аргентины во Франции на верфи «Шантье де Бретань» в Нанте («Mendoza», «Salta», «San Juan» и «La Rioja»).

И еще-«истребитель» «Хуссар»(австрийский).Известно,что в декабре 1908 года, произошла катастрофа: головной «Хуссар» во время шторма сел на камни у мыса Трасте (побережье нынешней Черногории) и был разбит волнами. В качестве замены пришлось заказать новый корабль, которому присвоили то же наименование - «Хуссар». Предположим,что первый "Хуссар"разбит не до конца.Австрийцы долго решали-восстанавливать его или нет и в конце концов,после ремонта(кое-как и кое-какого) сбагрили истребитель туркам...

а пояснения? куплены в Испании, или построены по этому проекту?

Приобретены у Испании в 1911 году«Мартин Алонсо Пинсон», «Винсенте Янес Пинсон».

 

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Приобретены у Испании в 1911 году«Мартин Алонсо Пинсон», «Винсенте Янес Пинсон».

в конце концов,после ремонта(кое-как и кое-какого) сбагрили истребитель туркам...

Ок, сварганьте Коллега темку, о турецком флоте если не трудно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ок, сварганьте Коллега темку, о турецком флоте если не трудно

Постараюсь,но нужно время...

357dc23237ee.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Постараюсь,но нужно время...

Спасибо Большое!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Турецкий флот - это вопрос сложный, его надо обсуждать подробно... Как и греческий и румынский, да.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот и начинает потихоньку вырисовываться альтернативный флот(альтернативной)Турции в МПВГ.(а помнится,меня критиковали за попытки приписать туркам парочку эсминцев и крейсеров)

Один я уже рисую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Турецкий флот - это вопрос сложный, его надо обсуждать подробно... Как и греческий и румынский, да.

я ж не против, просто попросил Коллегу @master1976 дать детальную информацию его виденья, на основе которой можно начать обсуждение

 

Один я уже рисую.

Буду рад увидеть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас