Генрих Гиз-король Франции


40 сообщений в этой теме

Опубликовано:

1594 г. Нантский  эдикт  короля  Генриха  Гиза-во  Франции  имеют  право  жить  только  католики.

Честно признаюсь, что немного не в теме, но этот пункт почему-то вызывает сомнения.

Я бы подумал о РИ Нантском эдикте в ришельевском варианте-то есть кое-какая свобода вероисповедания будет (хотя и поменьше чем в РИ), но без государства в государстве

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

кое-какая свобода вероисповедания будет (хотя и поменьше чем в РИ), но без государства в государстве

Да, мне этот вариант тоже нравится; он вполне реален. Тем более что тот же самый Ришелье в РИ возился с гугенотами так долго во многом именно из-за того, что РИ-Генрих IV (Беарнец) сделал своим (бывшим) единоверцам слишком много уступок по части самоуправления.

Изменено пользователем Ottocar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эдикт  Але (эдикт  милости)  Гизам  не  нужен, им  нужен  террор  и  конфискация  владений  протестантов, что  бы  удовлетворить  своих  сторонников.

Эдикт Фонтенбло  Людовика 14 здесь  более  уместен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Однако  это  были  представители  средневековой  буржуазии, выступавшей  за традиционную   систему  цехов  и  т.д.

Более того,это был городской патрициат, который находился в шаге от дворянства. И заветной мечтой их было сделать этот шаг и получить дворянство, а вовсе не какая-нибудь новая система.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Более того,это был городской патрициат, который находился в шаге от дворянства.

В западной историографии вроде бы сейчас господствует иная оценка Католической лиги.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Гугеноты как раз и представляли собой тех самых оборотистых товарищей

Все как раз наоборот. Костяк гугенотов в основном это та часть французского дворянства, которое было недовольно усилением власти короля и мечтало вернуть "старые добрые времена" феодальной раздробленности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это преувеличение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Костяк гугенотов в основном это та часть французского дворянства, которое было недовольно усилением власти короля

Вот-вот. Хотя в Нормандии и Лионе среди гугенотов действительно было немало представителей буржуазии, насколько я знаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Это преувеличение.

Историки иного мнения:

 

Во Франции гугеноты были скорее не религиозным, а политическим движением, разделяясь на "гугенотов религиозных" и "гугенотов политических" – действительно активных участников религиозных войн во Франции, и состоявших в первую очередь из аристократов, лишь временно влившихся в среду кальвинистов. Они воспользовались организационными формами кальвинисткой церкви, но в массе были мало затронуты ее учением. По сути протестантизм стал во Франции идеологическим знаменем знати, боровшейся против усиления королевской власти и требовавшей сохранения всех старинных прав и свобод аристократии. "Имя гугенотов, - писал венецианский посол во Франции Джовани Микеле, - превратились в название недовольных, и борьба идет не из-за религии, а из-за "общественного блага", как во времена Людовика XI" ("Лигой общественного блага" называлась организация французских сеньоров, выступивших в 60-х годах XV века под предводительством бургундского герцога Карла Смелого против объединительной политики Людовика XI).

Об этом свидетельствовали не только оценки наблюдателей. Ненависть гугенотов к этому королю – объединителю Франции, была настолько велика, что они не могли удержаться от надругательства над его останками. Они разрыли его могилу и развеяли по ветру его прах еще в самом начале религиозных войн. Эти сеньоры охотно переходили в кальвинизм. Реформа сулила им конфискацию церковных земель и – в идеальной перспективе – превращение их в самостоятельных потентатов на манер германских князей.

        Но кальвинизм нужен был им и по другой причине. Многочисленные дворянские свиты знатных родов юга Франции в церковной организации кальвинисткой церкви обретали новые узы, которые связывали их с "оптиматами", превращавшимися в пресвитеров новой церкви. Для этих сеньоров религиозная война была и потому желательна, что внешние войны предшествующих царствований подняли авторитет королевской власти и дворянство стало уходить из-под влияния сеньоров. Теперь во главе своей религиозной общины сеньоры шли на борьбу с королевской властью за свои вольности, а в случае удачи – и за свою политическую независимость. Как писал современник событий Клод Антон: "крупные гугенотские сеньоры, группирующиеся вокруг Конде, мечтали вовсе не о высоких должностях при короле, но о разделе королевства на ряд самостоятельных провинций, в которых они были бы суверенными, не признающими над собой ни короля, ни кого-либо другого".

 

Инфа взята из "История Франции". Ответственный  редактор А. З. Манфред. Изд. "Наука", 1972-1973

Изменено пользователем Леший

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Издательство Наука 1972 года - это несерьезно. Понятно, что там обязательно будет прогрессивный централизатор, реакцинные феодалы и прочая мура, ну а далее потащат каждое лыко, которое в строку. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Издательство Наука 1972 года - это несерьезно.

Как раз это очень серьезно. Тем более, что в советской идеологии как раз было принято сочувствовать гугенотам (и вообще протестантам), в их борьбе с "реакционной католической церковью". 

Изменено пользователем Леший

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

. Тем более, что в советской идеологии как раз было принято сочувствовать гугенотам (и вообще протестантам), в их борьбе с "реакционной католической церковью".

Там куда больше заморочек. Из-за которых практически любое советское историческое исследование в принципе сомнительно. Отдельные выводы могут быть логичны, но точно также сломанные часы дважды в день показывают правильное время.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ни не могли удержаться от надругательства над его останками

А где его похоронили?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

прогрессивный централизатор, реакцинные феодалы

А в чем эта схема (ну за вычетом эпитетов типа "прогрессивный", "реакционный") принципиально не верна?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

При  описании  гугенотской  партии  я  ориентировался  скорее  на  Люблинскую, которая  описывает  три  составляющие  гугенотской  партии- дворянство  во  главе  с  рядом  знатнейших, аристократических  фамилий (Роганы, Бурбоны, Шаимйоны, в  определенной  степени  Монамарси), наиболее  продвинутую  буржуазию, в  первую  очередь  портовых  городов (Ла-Рошель, торговая  столица  Юга, Руан)  и  мелкие  города  внутри  Франции (на  юге)

Изменено пользователем тохта

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас