Рейд за Сталина...

27 сообщений в этой теме

Опубликовано:

К вопросу о проведении челночных операций дальнебомбардировочной авиации ВВС КА  и Великобритании в начальный период ВОВ (и далее).

Положение с дальнебомбардировочной авиацией в ВВС КА накануне Великой Отечественной Войны было достаточно плачевным по целому ряду обстоятельств и причин. Касаться их более подробным образом не будем.Скажем только, что по данным штаба ВВС, по состоянию на 20 апреля 1941 года в строю находилось 10 ТБ-7. ТБ-7 пошли в 18-ю дивизию.

22 июня 1941 года началась война -то самое событие, к которому усиленно готовилась вся страна и ее вооруженные силы, и начало которого оказалось катастрофой и для страны, и для ее армии.К моменту германского удара части 18-й дальнебомбардировочной авиадивизии были разбросаны на нескольких аэродромах Украины.2-я АЭ (8ТБ-7 и 9 экипажей) 14 ТБАП находилась в Борисполе. В первые дни войны аэродром в Борисполе был подвергнут воздушным ударам немцев При этом были уничтожены как минимум две машины, часть повреждена. Вскоре оставшиеся в летном состоянии ТБ-7 были отведены в тыл.

Верховное командование решило сосредоточить наиболее боеспособные авиачасти, вооруженные новой техникой, в резерве Главного Командования. Остатки 2-й АЭ 14 ТБАП были переброшены в Казань, где на ее базе началось формирование нового полка на самолетах ТБ-7. Полк должен был войти во вновь формируемую авиационную дивизию дальнего действия, вооруженную новейшей авиационной техникой - самолетами ТБ-7 и Ер-2. Командиром новой 81-й дивизии Сталин назначил известного полярного летчика, Героя Советского Союза, комбрига М В Водопьянова . Водопьянов еще накануне войны обратился с письмом к Сталину о целесообразности создания специального соединения, оснащенного ТБ-7 Несколько раньше с подобными предложениями к Сталину выходил Голованов Одним словом, идея витала в воздухе С началом войны Сталин решил ее осуществить. 29 июня 1941 года началось формирование дивизии в составе 412-го ТБАП на ТБ-7 и 420-го ТБАП на Ер-2.

Местом формирования и первоначального базирования 412-го ТБАП была выбрана Казань. Начался сбор сохранившихся после первых дней войны ТБ-7. Назначенный командиром 412-го ТБАП полковник В И Лебедев лично вылетел на Украину искать и собирать оставшиеся и годные к перелетам в Казань ТБ-7.На Полтавском аэродроме удалось обнаружить восемь машин, поиски на других аэродромах Украины позволили довести количество машин до 13. Несколько машин находилось на испытаниях в НИИ ВВС и в ЛИИ, несколько стояло на заводском аэродроме в Казани. Машины подбирались разношерстные, с различными типами силовых установок, с различным составом оборонительного вооружения. В Казань начали прибывать летный и технический состав в основном из ГВФ и Полярной авиации, имевший хорошую летную и штурманскую подготовку для полетов на большие расстояния в сложных метеоусловиях. Необходимо было их в кратчайшие сроки подготовить к полетам на боевых машинах. Началось освоение самолетов экипажами.

К началу августа 1941 г. были закончены вывозка и обучение экипажей самолетов. Новое соединение становилось боеспособной единицей и через несколько дней ему предстояло выйти на тропу войны.Первый налет на Берлин состоялся 10 августа 1941 года. Он закончился полным провалом. После августовской эпопеи самолеты продолжали вылетать на боевые задания по дальним и ближним целям. Машины базировались на аэродромах поблизости от Москвы, до октября 1941 года продолжали использовать пушкинский аэродром .Было выполнено несколько налетов на Берлин и Кенигсберг. С приближением немцев к Москве и Ленинграду от этих аэродромов пришлось отказаться и ТБ-7 перебазировались на аэродром города Коврова Владимирской области, с которого ТБ-7 проводили боевые вылеты осенью-зимой 1941-1942 годов.

Между тем…

В июле - октябре 1941 г. внешнеполитические ведомства СССР, США и Великобритании приступили к поиску путей организации международного военного сотрудничества. Аппараты военных, военно-воздушных и военно-морских атташе тоже были подключены к решению этой важной и новой для них задачи.
Среди лидеров западных стран первым о поддержке Советского Союза в войне против гитлеровской Германии заявил премьер-министр Великобритании У. Черчилль 22 июня 1941 г.: «Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь... Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем».

Первые переговоры о возможных перспективах и направлениях военного и экономического сотрудничества начались в конце июня 1941 г., когда в Москву прибыла английская военно-экономическая миссия во главе с британским послом в СССР С. Криппсом.В состав делегации входили генерал-лейтенант М. Макфарлэйн и контр-адмирал Дж. Майлс. Прибывших в Москву посла С. Криппса и членов его миссии в аэропорту встречали представители Наркомата иностранных дел (НКИД) СССР, сотрудники Управления специальных заданий ГШ КА и контр-адмирал Н.М. Харламов, который был включен в группу встречавших по указанию наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова.
Встречаясь с руководителем британской делегации, нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов заявил о необходимости открытия союзниками второго фронта в Европе, о целесообразности обусловить взаимную помощь в войне против Германии соглашением политического характера. Руководитель английской делегации на это предложение ответил уклончиво, дав лишь понять, что к политическому соглашению с СССР правительство Англии пока не готово.В ходе переговоров между В.М. Молотовым и С. Криппсом обсуждался вопрос и об организации военного сотрудничества между СССР и Великобританией. 27 июня 1941 г. нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов в ходе очередной встречи с С. Криппсом выразил заинтересованность СССР в усилении англичанами воздушных бомбардировок Германии.
Вопрос о военном сотрудничестве в беседах с С. Криппсом поднимался трижды. В целом, английский посол заявил, что в принципе британское правительство готово сделать все, чтобы помочь советскому правительству в его борьбе против гитлеровской Германии. Вместе с тем он подчеркивал, что английский флот не может взяться за какую-либо операцию, не зная, в чем, собственно, она будет состоять.
Во время третьей встречи с В.М. Молотовым член британской делегации генерал М. Макфарлэйн заявил, что его задача состоит в том, чтобы поскорее получить подробные сведения о действиях и планах советских войск. В этом случае, по мнению генерала, английское командование выработает соответствующий план собственных военных операций.
Члены британской военной миссии генерал-лейтенант М. Макфарлэйн и контр-адмирал Дж. Майлс были приняты наркомом Военно-Морского Флота адмиралом Н.Г. Кузнецовым. На этой встрече были обсуждены проблемы безопасности северных морских коммуникаций, а также достигнуты соглашения об обмене военно-технической информацией по электромагнитным минам и достижениям в области радиолокации.
Руководитель английской делегации в ходе бесед с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым заявил, что правительство Великобритании готово сделать все, чтобы оказать СССР военно-техническую и экономическую помощь. Говоря о масштабах и размерах возможной помощи, посол С. Криппс отметил, что не видит причин, которые ограничивали бы ее размеры, как и вообще не может определить предела той помощи, которая необходима для достижения обеими странами общей цели – победы над врагом.
В ходе встреч В.М. Молотова и Н.Г. Кузнецова с британским послом С. Криппсом сформировалась идея обмена между СССР и Великобританией военными миссиями, которым предстояло в перспективе решать все вопросы советско-британского сотрудничества в военной области. В Москве считали, что главная задача военных миссий должна состоять в содействии усилиям правительств двух государств, направленных на их взаимодействие в военной области, и создании предпосылок, которые могли бы способствовать скорейшему открытию второго фронта в Европе.
12 июля 1941 г. в Москве было подписано соглашение «О совместных действиях Правительства Советского Союза и Правительства Его Величества в Соединенном Королевстве в войне против Германии». При подписании этого соглашения присутствовали И.В. Сталин, заместитель наркома обороны Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников, нарком Военно-Морского Флота адмирал Н.Г. Кузнецов. По поручению английского правительства соглашение подписал британский посол в СССР С. Криппс, которого сопровождали сотрудники посольства и весь состав британской военно-экономической миссии в Москве.
В этом соглашении в статье 1 говорилось, что «оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в войне против Германии». В статье 2 договаривающиеся стороны заявляли, что «в продолжение этой войны они не будут ни вести переговоров, ни заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия».
Пребывание посла С. Криппса в Москве инициировало ответный визит в Лондон советской военной миссии. По решению И.В. Сталина руководителем этой миссии был назначен заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии - начальник Разведывательного управления ГШ КА генерал-лейтенант Ф.И. Голиков. Перед выездом из Москвы генерал-лейтенант Ф.И. Голиков был принят для инструктивной беседы наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым, наркомом обороны Маршалом Советского Союза С.К. Тимошенко, наркомом внешней торговли А.И. Микояном и начальником Генерального штаба Красной Армии Б.М. Шапошниковым. В преддверии вылета в Лондон генерал-лейтенанта Ф.И. Голикова пригласил для инструктивной беседы и И.В. Сталин. В состав миссии Ф.И. Голикова входили контр-адмирал Н.М. Харламов, полковник Н.Н. Пугачев, полковник В.М. Драгун, военный инженер 2-го ранга П.И. Баранов.

Переговоры Ф.И. Голикова с начальниками штабов английских вооруженных сил в целом завершились положительно. Обещание У. Черчилля об оказании Советскому Союзу помощи в войне против фашистской Германии начало обретать конкретные формы.
Во время визита советской военной делегации в Лондон речь шла о достижении договоренности с английским правительством об организации совместных действий против общего противника. Советская делегация в ходе встреч с руководителями командования британских вооруженных сил пыталась добиться договоренности о последовательном осуществлении с участием ВС Великобритании нескольких операций против германских войск.
По поручению командования Красной Армии генерал-лейтенант Ф.И. Голиков добивался создания общего с англичанами фронта на севере Европы. На этот фронт, по мнению советской стороны, англичане могли бы направить свои военно-морские силы (ВМС), авиацию и несколько пехотных дивизий. Советское правительство считало целесообразным занятие союзниками островов Шпицберген и Медвежий, что было необходимо для обеспечения морских коммуникаций между СССР и Великобританией, а также между СССР и США.
От имени советского командования Ф.И. Голиков также предложил представителям британского военного ведомства осуществить высадку контингента войск на севере Франции. Руководитель советской военной миссии сообщил представителям высшего командования британских вооруженных сил, что в Москве считают особенно важным осуществление этой «французской операции».
В ходе встреч с представителями британского командования генерал-лейтенант Ф.И. Голиков предлагал начать боевые действия английских войск на Балканах, что позволило бы ослабить напряжение на советско-германском фронте, а также выработать принципы организации совместных действий дальнебомбардировочной авиации Великобритании и  ВВС Красной Армии.То есть-организовать стратегическое авиационное наступление против Германии. В организации стратегических бомбардировок, по мнению советской стороны, союзники могли бы увидеть важнейшую часть подготовки к вторжению на континент и, в конечном итоге, ключ к победе.

В конце сентября 1941г. советское политическое руководство вновь вернулось к теме обсуждения возможности проведения совместных челночных операций дальнебомбардировочной авиации СССР и Великобритании. Английская сторона не шла на подписание каких-либо далеко идущих соглашений в этом вопросе, но тем не менее, по предложению Черчилля, британское военное командование пошло на эксперимент. В начале октября был организован перелет советского бомбардировщика ТБ-7.Самолет прошел через линию фронта над оккупированной Европой и сел на один из аэродромов в Северной Шотландии. Из Шотландии ТБ-7,после отдыха, технического осмотра и согласования с британской стороной, перелетел тем же маршрутом над Европой в Монино.

В конце октября эксперимент повторили. На этот раз, с интервалом в два дня, в Англию направились два ТБ-7.Обе машины благополучно совершили перелеты в Северную Шотландию и также благопалучно возвратились…

В ноябре два британских бомбардировщика совершили перелет по проложенному маршруту. Один из самолетов был вынужден вернуться из-за технических неполадок на английскую авиабазу, другой же достиг конечного пункта перелета в Монино.Таким образом, в целом удалось подтвердить возможность организации челночных дальнебомбардировочных операций ВВС КА и Великобритании.

После длительных переговоров, урегулирования различного рода проблем и разногласий, весной 1942 года британские дальние бомбардировщики приступили к организации челночных рейдов…С каждым месяцем количество самолетов, задействованных в операции, возрастало(хотя с советской стороны постоянно могли действовать не более 7-9 исправных машин и участие советской стороны в рейдах в основном заключалось в предоставлении баз, технического обеспечения и пр.)…

Мир обещал быть…

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Собственно интересуют следующие вопросы:

-политическая целесообразность организации совместных операций СССР и Великобритании на начальном этапе войны.

-техническая возможность организации челночных операций дальнебомбардировочной авиации ВВС КА и Великобритании.

-вероятность более раннего присоединения к данным операциям ВВС США.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Эм, тут проблема. Британские бомбардировщики в основном летают ночами - их ЛТХ недостаточны для эффективных дневных рейдов. Т.е. придется решать море проблем с ночной навигацией над СССР... и уменьшать бомбовую нагрузку, чтобы тащить больше топлива (ибо советский фронт дальше в 1942 чем в 1944, а британцы не очень-то дальнобойны).

-политическая целесообразность организации совместных операций СССР и Великобритании на начальном этапе войны.

Ну... разве что как символический шаг, ИМХО. Уж слишком мало что может сделать в этом плане СССР.

-техническая возможность организации челночных операций дальнебомбардировочной авиации ВВС КА и Великобритании.

Не особенно просматривается, ИМХО. Технически-то возможно, но не знаю, будет ли смысл?

Изменено пользователем Граф Цеппелин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Британские бомбардировщики в основном летают ночами - их ЛТХ недостаточны для эффективных дневных рейдов. Т.е. придется решать море проблем с ночной навигацией над СССР

Это, кстати, не такая большая проблема.

Сдается мне (хотя это надо считать), что отбомбившиеся ночью по Германии бомберы линию фронта будут пересекать на рассвете (хотя надо бы предусмотреть пару запасных аэродромов, если уж очень сильно собьются с курса за ночь).

Но я бы предложил маршрут не "Шотландия-Германия-Монино", а "Шетландские о-ва\Шотландия-Норвегия-Ваенга". Цели - Тронхейм, Берген, Нарвик, Петсамо, Киркенес.

Профит СССР - воспрепятствование переброске резервов и материалов для армии "Норвегия" из-за разрушений портов + возможны более активные поставки авиатехники и вспомогательного оборудования на Север.

Профит бритов - нанесение потерь немецкому флоту и авиации в Норвегии + возможность гораздо лучше прикрыть бомберы эскортом.

Общий профит -  препятствование поставкам стратегического сырья в Германию (железной руды из норвежских портов и никеля из Петсамо) плюс упрощение координации - на Северах и так были английские летчики и моряки. И маршрут короче. Сильно короче.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Британские бомбардировщики в основном летают ночами - их ЛТХ недостаточны для эффективных дневных рейдов

А возможно ли развитие опытных работ по созданию высотных "Веллингтонов"( B.Mk.V и его дальнейших высотных модификаций )?

В свое время был получен заказ на 30 высотных бомбардировщиков. Но из-за проблем с моторами построили всего три "Веллингтона" V. В дальнейшем было решено переоборудовать недостроенные "пятерки" под рядные R&R Merlin 60 - так появился Wellington B.Mk.VI.(всего построили 64 таких самолета, два из которых поступили на вооружение в 109-ую эскадрилью особого назначения, где и  участвовали в вылетах).

Wellington Mk.V
Высотный бомбардировщик Vickers Wellington B.Mk.V.
 
 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

"( B.Mk.V и его дальнейших высотных модификаций )?

Это который с "Геркулесами"?

Изменено пользователем Граф Цеппелин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если не ошибаюсь, то высотники наткнулись на целую кучу проблем, решить которые быстро не получалось. "Геркулесы" оказались неподходящими; "Мерлины" работали лучше, но имелись проблемы с замерзанием жидкостей и т.д.

Кроме того, высотные "Веллингтоны" не создавались как линейные бомбардировщики. Они создавались как "маркеры" - призванные выходить на цель по сигналам радионавигационной системы, и сбрасывать на цель зажигательные и осветительные бомбы, подсвечивая ее для основного удара.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это который с "Геркулесами"?

Да.

Но возможно- предназначенные для использования в челночных рейдах машины будут оснащены "Роллс-Ройсовскими"( высотной серии моторов "Мерлин" 60 )...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Но я бы предложил маршрут не "Шотландия-Германия-Монино", а "Шетландские о-ва\Шотландия-Норвегия-Ваенга". Цели - Тронхейм, Берген, Нарвик, Петсамо, Киркенес. Профит СССР - воспрепятствование переброске резервов и материалов для армии "Норвегия" из-за разрушений портов + возможны более активные поставки авиатехники и вспомогательного оборудования на Север. Профит бритов - нанесение потерь немецкому флоту и авиации в Норвегии + возможность гораздо лучше прикрыть бомберы эскортом. Общий профит - препятствование поставкам стратегического сырья в Германию (железной руды из норвежских портов и никеля из Петсамо) плюс упрощение координации - на Северах и так были английские летчики и моряки. И маршрут короче. Сильно короче.

Это всё хорошо, когда у вас будут летать тысячи бомберов - ну хотя бы сотни. А пока в 41-42 летают считаные штуки - профит на 99% символический и политический, и только такой. А символический профит от налёта на Берлин и налёта на Петсамо - несравнимы. То есть от налёта на Петсамо он вообще нулевой - население Германии о нём на фоне войны просто не узнает.

Изменено пользователем volodechka

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Челночные операции на начальном этапе войны по всей видимости могли бы иметь больше политический,нежели военно-стратегический аспект.

А в дальнейшем?К середине 1943г.?Могли бы они повлиять на какие-то изменения в военно-стратегическом планировании союзников(например,Черчилль продавил бы вариант с ударом по "мягкому подбрюшью" Европы,по Балканам?)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, да ....

 

1386758031_pe-8.jpg

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если не ошибаюсь, то высотники наткнулись на целую кучу проблем, решить которые быстро не получалось.

Более-менее ряд проблем по высотникам кажется удалось к осени 1941г. решить.К весне 1942г. доведут до ума...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это всё хорошо, когда у вас будут летать тысячи бомберов - ну хотя бы сотни.

Петсамо с Киркенесом хватит и десятков.

И да, в РИ налеты на норвежские порты проводились довольно регулярно. При челночном варианте - можно будет брать больше бомб.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Черчилль продавил бы вариант с ударом по "мягкому подбрюшью" Европы,по Балканам?

Это чтобы челночно летать от нас куда-нибудь в Грецию? Тогда надо бомбить Плоешти, что ли...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Такое возможно вот в этом мире -

 

 

b1041502.jpg

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А насколько вероятно,что англичане,в связи с организацией челночных рейдов,пойдут на передачу ВВС КА некоторого количества дальних бомбардировщиков?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну "Хэмпденов" и в реале передавали

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну "Хэмпденов" и в реале передавали

А "Веллингтоны" и "Ланкастеры" могли бы передать(например,опасаясь ненужных потерь английских экипажей,но помятуя об имеющихся договоренностях об организации челночных рейдов,британское командование передает некоторое количество машин советской стороне)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну "Хэмпденов" и в реале передавали

"Хэмпдены" кажется,самостоятельно перелетали с английских баз на Север(в Ваенгу)?Хотя и со сложностями?(сложность состояла в том, что дальность "хемпдена" едва позволяла дотянуть до ближайшей русской авиабазы).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

После длительных переговоров, урегулирования различного рода проблем и разногласий, весной 1942 года британские дальние бомбардировщики приступили к организации челночных рейдов…

 

Первой, по-настоящему крупной совместной операцией дальнебомбардировочной авиации ВВС КА и Великобритании стали действия предпринятые на севере России. 4 июня 1942 года вылетели разведчики три спитфайера IV 1-го разведзвена. А спустя несколько дней, 9 июня 1942г. с английской базы Самбург стартовали 11 «Веллингтонов»,32 бомбардировщика «Хэмпден» 144-й и 455-й(австралийской) эскадрилий, взяв курс на Кандалакшу. В этом районе самолетам было проще ориентироваться и преодолевать линию фронта. Близ Кандалакшского залива находились удобные аэродромы, до которых расстояние было несколько короче, а подлеты относительно безопаснее, чем до Ваенги (непосредственного места предполагаемого базирования «хемпденов»). Правда, для некоторых самолетов данные обстоятельства едва ли послужили облегчением. Из 43 самолетов на советские аэродромы приземлились лишь 34(11 «Веллингтонов» и 23 «Хэмпдена»).Еще три «Хэмпдена» долетели до советской территории. Два из них из-за нехватки горючего удачно сели на вынужденную. Третья же машина была ошибочно сбита советской авиацией в районе Полярного. Остальные сбиты или потерпели крушение над Скандинавией (три в Швеции, два в Финляндии, один был подбит патрульным катером у берегов Норвегии).

 

 

Прибывшие в СССР самолеты были размещены на аэродромах Грязная губа, Лахта, Новая Земля, Холмовское и Ваенга. Сюда же крейсером «Тускалуза» были доставлены сотрудники английских наземных служб. С борта крейсера привезли и предназначенные для хемпденов американские торпеды Mark ХII.

13 июня 1942 г. в Ваенгу были переброшены 4 ТБ-7.

17 июня состоялся совместный боевой вылет.11 «Веллингтонов» и 4 ТБ-7 поднялись в воздух,нанесли бомбовый удар по Нарвику,после чего благопалучно достигли британской базы Самбург.Одновременно с этим налетом, 23 «хемпдена» с торпедами были срочно подняты в воздух на поиски немецкой эскадры. Семь с половиной часов самолеты искали «Тирпиц». Не обнаружив линкора, торпедоносцы вернулись в Ваенгу.

 

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если Крым не отдавать , а это вполне возможно , то можно и брюхо Европе почесать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А "Веллингтоны" и "Ланкастеры" могли бы передать(например,опасаясь ненужных потерь английских экипажей,но помятуя об имеющихся договоренностях об организации челночных рейдов,британское командование передает некоторое количество машин советской стороне)?

Зачем?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну да, через Север можно, чтобы егерям с люфтами там жизнь мёдом не казалась, но если до лета 1942 не разнесут инфраструктуру, то придется лавочку прикрыть - полярный день + прибытие эскадрилий Мессеров.

Интересен политический вопрос - поумерит ли Сталин ярость благородную по поводу подлых отсиживающихся союзников? Все-таки регулярные совместные БД с советской территории.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зачем?

Истребители же передавали. И эти так же.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

   Зачем?

Передадут англичане  десятка два-три машин,укомплектуют их наши советскими же экипажами и будут осуществлять челночные рейды нашими силами"(освободив англичан от важной политической,но неэффективной с точки зрения военного эффекта миссии)...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас