Золотой Крестовый Поход


73 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

http://tiger117.narod.ru/historicalmaps/europe1230.gif

Стратегическое планирование

Весной 1253 года в верховьях реки Онон собрался курултай монгольского народа-войска. Курултай являлся высшим органом власти Монгольской империи. Его возглавил верховный хан — Мункэ (Монкэ) — внук Чингисхана. Ближайшим помощником и союзником Мункэ был небезызвестный хан Батый.
Громадная профессиональная армия требует постоянного боевого применения; вопрос лишь в том, какому из трех открытых фронтов отдать предпочтение: Южному Китаю, Ближнему Востоку или Западной Европе. Китай ближе всего, и поход туда предрешен, но по поводу других направлений есть разногласия. Покойный каган Гуюк намеревался продолжить западный поход в Европу, чтобы дойти до Ламанша, к «последнему морю», как завещал Чингисхан, и превзойти успехи Бату в Восточной Европе. Но сам Бату сейчас категорически не хочет вмешательства чужих войск в дела его улуса; поэтому монгольские тумены двинутся на Багдад и Сирию и завершат разгром мусульманских держав. А к исламу монголы со времен Чингисхана были настроены, мягко говоря, недружелюбно. Ведь ислам выступал главными, притом мощным, врагом великого завоевателя с тех пор, как он двинулся на запад.
Уйгурские купцы-несториане, конкуренты мусульманских купцов, постоянно подталкивали Чингисхана к войне с исламскими государствами. Траектория движения определялась каждый раз в соответствии с конкретной ситуацией. Наш выдающийся историк Лев Гумилев тайной подоплекой военной кампании именно против мусульманских стран считал борьбу купеческих капиталов за контроль над Шелковым Путем.
Мысль о том, что традиционный курултай монгольских воинов, поклонявшихся Великому Синему Небу и почитавших духов предков, начал войну во имя торжества идей Креста, да еще в западноевропейской (католической) интерпретации, представляется совершенно невероятной. «Нужно стереть с лица земли все города, — говорил Чингисхан, — чтобы весь мир снова превратился в огромную степь, где монгольские матери будут вскармливать свободных и счастливых детей».
Действительно, многие славные города были разрушены, а их население истреблено. Осуществляя волю Великого Синего Неба, Чингисхан поручил своим наследникам взять контроль над Шелковым Путем, от моря и до моря, от Тихого океана до Атлантического.
Нужно отдать должное великому завоевателю. Ко всем религиям он относился исключительно терпимо. Поэтому толпы служителей всех религий окружали трон властителя мира и сопровождали монгольские орды. Это были несторианские монахи, православные священники, посланники римского Папы, исламские муллы, бродячие ламы, разношерстные шаманы и тому подобные служители культов. Свобода вероисповедания предоставлялась всем. А вот с содомитами, лжесвидетелями и черными магами разговор был короткий: Яса предписывала предавать их смерти.
У командующего западной армией Хубилая начальник штаба нойон Кит-Бука — несторианин, способный, по мнению монгольских правителей, найти общий язык с христианами Сирии и Малой Азии. И если европейские рыцари-крестоносцы, владеющие крепостями и гаванями на восточном берегу Средиземного моря, поддержат монгольский натиск, то странам ислама не устоять.
Мункэ и его полководцы были жесткими реалистами. В своей широкомасштабной завоевательной политике они руководствовались не религиозными симпатиями и мистико-романтическими идеями, а конкретными перспективами расширения владений. В этом свете так называемый «крестовый поход» Хулагу-хана предстает как очередная фаза военной экспансии монголов, направленная на Иран и Ближний Восток.
Выбор высшего руководства для выполнения глобальных задач, на первый взгляд, кажется удивительным. Христианские симпатии брата кагана Хубилая — ни для кого не были тайной, а его направили в страну, где господство над умами делили конфуциане, даосы и буддисты. В то же время Хулагу был открытым почитателем мистического направления буддизма, а ему было предписано защищать христианскую веру.
Сразу видно, что каган Мункэ, тонкий и умный политик, делал эти назначения не случайно. Призрак отпадения окраин уже начал тревожить расширявшуюся монгольскую империю, и было крайне важно, чтобы контакт наместника с подданными не становился полным. Хан-иноверец всегда должен искать поддержку у центральной власти, что сильно препятствовало его отпадению и суверенитету. К тому же хан Хубилай для покорения южно-китайской империи получил в подчинение кыпчакские и аланские войска, а хана Хулагу сопровождала свита из буддийских монахов-уйгуров, тибетцев и китайцев, крепко связанных со своими родными странами и их повелителем каганом.
Также были приняты и другие продуманные меры к тому, чтобы предотвратить возможное поражение армии из-за недостаточного контакта с местным населением. Жена Хулагу, кераитка Докуз-хатун, была христианкой и покровительницей христиан. Начальник штаба найман Кит-Бука-нойон был ревностным несторианином, и помощников себе подобрал из единоверцев. К тому же, в союз с монголами вступил царь Малой Армении Гетум I, который накануне лично прибыл в ставку Мункэ и просил его рассмотреть договор о союзе. При этом одними из основных вопросов было крещение всего подвластного кагану народа и возврат Святой Земли христианам, а также уничтожение мусульманского Багдадского халифата. Очевидно, каган отдавал себе отчет в трудности затеянного предприятия, но в целом согласился с условиями армянского царя, чем обеспечил себе его активную помощь. Более того, Гетум привлек к союзу с монголами антиохийского князя Боэмунда, которого привязал к себе, выдав за него замуж свою дочь.
По сохранившимся летописям известно, что каган Мункэ был приверженцем старой степной веры и заветов своего деда, «степенен, решителен, говорил мало, не любил пиршества, о себе говаривал, что он следует примеру своих предков. Он имел страсть к звериной охоте и до безумия верил волхвам и ворожеям. При каждом предприятии призывал их к себе и ни единого дня без них не был». Учитывая это, трудновато представить верховного хана монголов в роли фанатичного инициатора крестового похода и «защитника Гроба Господня». Зато ревностным христианином был его младший брат Ариг-буга.
Подготовка военной экспедиции была проведена исключительно тщательно. Чтобы сохранить нетронутыми пастбища, кочевое население согнали с маршрута армии, через реки навели понтонные мосты, заготовили провиант и вызвали из Китая тысячу специалистов по метательным машинам. Армия двигалась неспешно и лишь в январе 1256 г. перешла на левый берег Амударьи.

 

Информация к размышлению

Союз хана Хулагу с христианами был отнюдь не случаен. Связи между монголами и христианством (преимущественно несторианского толка) складывались веками. В 431 г. на Вселенском соборе в Эфесе был предан анафеме константинопольский патриарх Несторий, неосторожно заявивший, что "у Бога нет матери". Учение Нестория было мгновенно осуждено в Эфесе и снова проклято там же в 449 г. (Эфесский разбой). Окончательно анафема упорствовавшим несторианам была произнесена на Халкедонском соборе в 451 г. От репрессий они могли избавиться лишь путем отречения от своего лжеучения, что сделать отказались даже перед лицом гонений. Большая часть несториан ушла в Персию, где в 499 г. в Ктезифоне возникла несторианская патриархия.

Из Персии несториане широко распространились до самых восточных пределов Азии. В VI в. христиане не без успеха проповедовали свою веру среди кочевых тюрок. Тюрки, захваченные в плен византийцами в битве при Балярате в 591 г., имели на лбах татуировку в виде креста и объясняли, что это сделано по совету христиан, живших в их среде, чтобы избежать моровой язвы. В 1007 г. крестились тюркоязычные онгуты, лесовики-меркиты, гузы и отчасти джикили. У уйгуров, обосновавшихся в Турфане, Карашаре и Куче, христианство вытеснило остатки манихейства. Вместе с верой в Христа уйгуры восприняли сирийское письмо и создали весьма высокую культуру. Пышно расцвело христианство и в Семиречье. До сих пор в Средней Азии археологи находят древние тюркские надгробные памятники с изображением креста. В 635 г. несторианство проникло в Китай, где было встречено даже правительством весьма благожелательно. Первые императоры династии Тан, Тайцзун и Гаоцзун покровительствовали христианам и позволяли им строить церкви.

Не охваченной миссией оставалась лишь Северо-Восточная Монголия. Но скоро ситуация изменилась. В ХI в. начались гонения на христианство в Китае. Бежавшие оттуда несториане перебрались к кочевым народам пустыни Гоби и развернули там проповедническую деятельность, увенчавшуюся необычным успехом. В итоге полностью были крещены самые развитые монгольские племена - кераиты и найманы. Ханом кераитов тогда был несторианин Тогрул-бек, которого в средневековых европейских легендах называли "царем-священником Иоанном".

Но Чингизхан стремился объединить под своей властью монгольские и тюркские народы. И двух правителей быть не могло. Сначала им были завоеваны кераиты (1203 г.), а их могущественный правитель Тогрул-бек убит двумя воинами-тюрками. Череп "священника Иоанна", как повествуют хроники, был покрыт серебром и хранился в юрте одного из тюркских вождей, став предметом поклонения. Затем Темучин (так звали Чингисхана до принятия титула великого хана) покорил племя воинственных найманов. Два этих могущественных племени умножили силы монгольского войска и, что главное, ознакомили монголов с христианством. Так, найманская царевна Суюркуктени вышла замуж за любимого ханского сына Тулуя и сохранила при себе несторианскую церковь со священниками и имуществом. Дети ее Мункэ, Хубилай, Хулагу и Ариг-буга были воспитаны в духе уважения к христианской религии, хотя по монгольской ясе не могли быть крещены.

Так что, когда хан Хулагу в 1253 г. начал поход на Ближний Восток, многие его воины уже были христианами. К этому времени относятся попытки папы римского и европейского рыцарства направить энергию неукротимых монголов против своих смертельных врагов - мусульманских правителей Ближнего Востока. Французский король послал в ставку великого хана Мункэ своего посланника монаха Рубрука. Незадолго до того объединенная европейская армия потерпела страшное поражение от монголов у деревни Лигнице в Карпатах (1241 г.). Над Европой явственно нависла угроза разделить участь Руси, ранее покоренной Батыем. Миссия Рубрука закончилась провалом, поскольку великий хан Мункэ в обмен на союз предложил папе римскому и европейским монархам стать его вассалами. Такие условия были неприемлемы. Естественно, поход монголов в Святую Землю с опаской был встречен крестоносцами. Королевство Иерусалимское, орден госпитальеров так и вовсе выступили на стороне врагов монголов - египетских мамелюков, пропустив их через свою территорию. Но это будет позже.

 

Международная Обстановка

В Европе долгое время ходили упорные слухи о существовании в Азии христианского государства — «царства пресвитера Иоанна». После неудачи в Первом крестовом походе, Второй (1147—1149 гг.) был организован целиком в надежде на мифического союзника, но союзник не нашелся, и этот поход закончился полным разгромом. В последующие годы Западная Европа, не найдя «царства Иоанна», разочаровалась и в восточных христианах. Дела в Святой Земле складывались неважно, крестоносцы от наступления перешли к глухой обороне. А в середине XIII в. сказка вдруг стала явью. Союзник появился из тех самых земель, куда его и помещали.
Существует ряд версий, из которых следует, что европейские правители предпринимали определенные шаги по координации своих действий на Ближнем Востоке в борьбе с исламом. По одной из версий, посланец императора Священной Римской империи германской нации Фридриха II Штауфена встречался с каганом, при этом была достигнута договоренность о совместном походе против мусульман Египта. Но тут сработала старая папско-императорская распря и взаимная неприязнь.
Дело в том, что заклятый враг папства Фридрих II был отлучён от церкви за неучастие в Пятом Крестовом походе и за опоздание к началу Шестого, куда он отбыл позже. Император Фридрих II отличался редкой удачливостью (что сильно раздражало папский Рим), за что получил прозвище Stupor Mundi «Изумление (или даже Обалдение) Мира». Оно было дано ему за редкий дар договариваться с иноверцами — от еврейских финансистов до египетского султана и необычайно разносторонние знания. К тому же он знал 8 разных языков. Сюда также относится редкая для того времени веротерпимость, доходящая до безразличия: христианин, мусульманин или иудей — все едино, если верно служишь императору. Стоит отметить, что египетский султан Камиль уступил Иерусалим Фридриху II в 1228 г. и пригласил его в Палестину в качестве противовеса тюркам — хорезмийцам, которые бежали из Средней Азии под напором монголов и не признавали никого из ближневосточных правителей.
Но, увы, римский Папа, изгнанный войском Фридриха из Рима, всячески ему вредил, не признавал и воспринял его договоренность с монголами-христианами против мусульман как вероотступничество. В итоге союз расстроился. Откуда, вероятно, и было такое открытое неприятие крестоносцами в Палестине предложений монголов о совместных действиях.
По арабской версии, в сентябре 1248 года король Франции Луи IX по пути на Восток, пребывая на о. Кипр, заключил союз с монголами с целью взять арабский мир в клещи. Между захватчиками Востока и Запада регулярно циркулировали послы. В конце 1248 года Луи принял на Кипре делегацию, которая даже представила ему ослепительные перспективы возможного обращения монголов в христианство. Неимоверно тронутый этим, Луи поспешил направить ответное посольство с ценными и почтительными подарками. Но наследники Чингисхана не поняли смысла этого жеста. Сочтя короля Франции своим вассалом, они попросили его присылать столь же дорогие подарки каждый год, что возмутило короля. Это непонимание позволило арабскому миру избежать совместного нападения сразу двух противников. В результате чего наступление на Египет начали 5 июня 1249 года только воины Запада. Обе стороны ощущали свою слабость, но с союзниками никак не складывалось.
В ходе наступления франков султан Айюб умер. Сражение вокруг г. Мансур продолжалось всю зиму и 10 февраля 1250 года в результате предательства франкская армия неожиданно проникла в город. Король Франции вошёл в город и даже достиг султанского дворца; но его солдаты растеклись по улицам, грабя все подряд.
Казалось, что исламу нанесено смертельное ранение, но тут появились тюрки-мамлюки и рассеяли войска франков. В итоге победа привела к власти касту воинов-рабов, а король Франции сдался на милость победителей. Замещение Айюбидов мамлюками повлекло за собой крайнее ожесточение мусульманского мира по отношению к захватчикам. Потомки Саладина вели в этом плане более чем примирительную политику. Их слабеющая власть была уже не в состоянии противостоять опасностям, угрожавшим исламу как с Востока, так и с Запада. Мамлюкская революция очень скоро стала средством военного, политического и религиозного возрождения, а «Белокурая угроза» вскоре сменилась другой, более страшной опасностью, которую представляли собой потомки Чингисхана.
Отношения с крестоносцами у монгольских завоевателей, признававших лишь один принцип союзнических отношений — полное признание вассальной от них зависимости, складывались непросто. Не способствовало сближению и то, что приказ подчиниться был послан монголами самому Папе Римскому Иннокентию IV: «Если ты хочешь властвовать над землей и водой твоей вотчины, ты, папа, должен прибыть к нам лично и предстать перед тем, кто правит территорией всей земли. А если ты не приедешь, то мы не знаем, что может случиться». Излишне говорить, что Иннокентий IV не стал совершать поездку в далекий Каракорум. Кроме того, крестоносцы попросту опасались, что, покончив с бросившими им вызов египетскими мамелюками, неукротимые монголы разделаются и с ними. Естественно, что поход монголов в Святую Землю с опаской был встречен крестоносцами.

Успехи монголов в Западной Европе
После покорения Южной Руси и взятия Киева в 1240 г. монголы отправили послов к венгерскому королю Беле IV, с требованием выдать половецкого хана Котяна. Ультиматум Бату-хана был отклонен, а послы убиты. Война с Западной Европой стала неизбежной.
К этому времени набранные в войска монголов воины других покоренных народов отвечали предъявляемым к ним войсковым требованиям.
Весной 1241 года ставка Бату находилась к северу от Карпат (между Киевом и Львовом). Вторжение в Европу началось широким фронтом. Для наступления на Запад Бату разделил свою армию на 5 частей: 3 тумена наступали на Польшу, 3 тумена — на Силезию и Моравию, 2 корпуса по 3 тумена вторглись в Трансильванию, сам Бату с 80-ю тыс. воинов двинулся в Венгрию.
Прямо по фронту Бату противостоял польский великий князь Болеслав Храбрый. В тылу Болеслава король Богемии Венцеслав собирал многочисленную армию из отрядов Австрии, Саксонии и Бранденбурга. В Силезии находилось войско герцога Генриха Благочестивого, основу которого составляли тевтонские рыцари. К ним присоединились рыцари госпитальеры (иоанниты) и тамплиеры. На левом фланге монголам противостояли Мстислав Галицкий и другие князья. Еще левее, за Карпатами, развернулось 100-тысячное войско короля Белы.
Но царевич Бандар разбил поляков под Шидловым и сжег Краков, переправился через р. Одер и осадил Бреславль. Узнав, что рыцарское войско собирается у Лигница на р. Кацбах, Бандар соединился с царевичем Каданом, и оба поспешили навстречу объединенному рыцарскому войску Генриха Благочестивого.
В центре монголы также развивали успех. Бату-хан в марте, разбив охраняющие горные проходы венгерские отряды, преодолел Карпаты и тремя колоннами ворвался в Венгерскую равнину.
В это время на севере, 9 апреля, произошла битва при Лигнице, где монголы встретили лучшую тогда в Европе конницу немецких рыцарей. Первой двинулась на монголов пехота чешских горняков, нашивших на грудь большие белые кресты. Войска Генриха были готовы умереть, но не отступить, они верили, что настал Божий день, но не тут-то было. Монголы отступили перед пехотой, а та, бросившись вдогонку, растянулась. Неожиданно монголы повернули и стали расстреливать пехотинцев из луков, не вступая в рукопашный бой.
Почти все чешские горняки полегли на поле битвы. На помощь пехоте поспешили два конных отряда чехов и поляков, но были окружены и истреблены. Тогда на монголов двинулись тевтонские рыцари, построившись в боевой порядок — «клин». Но тяжелая рыцарская конница под прикрытием кнехтов стала на удивление легкой добычей. Монголы навязали свою инициативу, и рыцари не знали с кем сражаться. Монголы то отступали, то поворачивали обратно, кружились вокруг рыцарей и все время атаковали, не принимая лобового удара. Генрих и его бароны были сражены, великий магистр Тевтонского ордена пал в бою вместе со всеми своими рыцарями.
После Лигницы монголы вступили в бой с еще более крупной армией — короля Богемии Венцеслава. Как обычно, монголы не стали принимать встречный бой, а войска Богемии не могли за ними угнаться. Так, на глазах короля, который был не в силах навязать генеральное сражение, монголы подвергли опустошению Силезию и Моравию. Потом хитростью вынудили короля двигаться на запад, а сами повернули на юг, чтобы соединиться с Бату, и прошли через Чехию в Венгрию.
Бату, после двухмесячной осады столицы Венгрии, разбил войско короля Белы, состоящее из мадьяр, хорватов, немцев и французских рыцарей-тамплиеров.
Вскоре Бату с главными силами подошел к г. Триест. Монголы вышли к Адриатическому морю. Дальше начиналась Италия, до Рима было рукой подать.
Но внезапно Западный поход прервался из-за смерти кагана Угедея. Монгольские войска прекратили боевые действия и стали отходить на восток для выяснения своих отношений, что спасло Западную Европу от порабощения.
Война показала, что европейские армии, обученные сражаться с сомкнутыми массами, были бессильны против сверхманевренных туменов. Монах Джованни дель Плано Карпини, великолепно разбиравшийся в военном деле, отмечал: «Ни одно королевство и ни одна провинция не в состоянии выдержать натиск татар. Татары воюют, применяя больше стратегию, чем грубую силу». Он одним из первых признавался, что татары не столь многочисленны и не обладали атлетическим сложением и силой европейцев. «Наши армии следует организовать в том же порядке, как у татар, и по тем же суровым законам войны»,— призывал Карпини, посол и шпион в одном лице.

 

Крестоносцы с Восхода

Поход монголов на Ближний Восток начался в 1253 г. Главное направление наступления: Иран, Сирия, Палестина. Объективно это было на руку крестоносцам, воевавшим в то время в Святой Земле. На всем огромном протяжении великого броска от Амударьи до Средиземного моря монголы целенаправленно уничтожали мусульманских правителей. Последователей Христа при этом не трогали. Христианские Грузия, Киликийская Армения и Антиохийское княжество быстро признали власть хана. По настоянию хана Хулагу, заключившего союз с Никейской империей, латинский князь Боэмунд VI вынужден был вернуть в Антиохию православного первосвятителя и выслать католического патриарха.
Монголы уничтожали всё, что было связано с мусульманством, и помогали христианам независимо от направления веры. В 1256 году они заняли крепость ассасинов Аламут, к концу 1257 г. захватили все крепости исмаилитов в Иране, а уже в феврале 1258 г. двухсоттысячная армия захватила Багдад. Багдадский халифат мусульманской династии Аббасидов пал, а последний халиф был казнен. Трагический конец халифата поверг мусульманский мир в уныние. Теперь речь шла уже не о вооружённой борьбе за контроль над тем или иным городом, а об отчаянных усилиях, имевших целью сохранение ислама.
Падение Багдада было воспринято восточными христианами как небесное возмездие угнетателям за века унижений и произвола. Заступничества Докуз-хатун было достаточно, чтобы Хулагу запретил убивать и грабить христиан всех исповеданий. Хан даже подарил несторианскому патриарху дворец халифа для устройства резиденции. Это обратило к нему сердца армян и сирийцев. Армянский патриарх благословил хана на священную войну, а царь Малой Армении (Киликии) Гетум I и его зять, антиохийский князь Боэмунд VI, присоединили свои войска к монгольским. Монголам был открыт путь в Сирию.
В 1258—1259 годах монгольская армия с помощью союзников разбила мелкие султанаты Месопотамии и Сирии, которые, несмотря на несомненную доблесть, стали жертвами монголо-христианского союза. Потомки доблестного Саладина, отнявшего у крестоносцев Иерусалим в 1187 г. и отразившего Ричарда Львиное Сердце в 1192 г., не обладали способностями основателя династии и проводили время в междоусобных войнах, вступая в союзы с крестоносцами против единоверцев и родственников.
В этой войне проявилось большее, чем когда-либо ожесточение, потому что монголы стали практиковать мучения при казни пленных, чего до тех пор не наблюдалось. Похоже, что они заимствовали некоторые малопочтенные обычаи своих ближневосточных союзников. Мусульманские мечети в Алеппо, Дамаске, Хаме, Хомсе, Баниясе горели, а христианские храмы украшались трофеями. Религиозная терпимость, которую хан Хулагу внедрял на отвоеванной у мусульман территории, означала освобождение христиан, находившихся в положении "людей второго сорта". Вот что писал мусульманин - современник событий: "Монгольский хан Хулагу повелел, чтобы каждая религиозная секта открыто заявила о своей вере и что ни один мусульманин не должен против этого возражать. В тот день не было ни одного христианина, будь-то из простого народа или из знати, кто бы не облачился в свои самые нарядные одеяния"
.
Докуда дойдут монголы? До Мекки, уверяли некоторые, чтобы нанести последний удар вере Пророка. До Иерусалима, во всяком случае, и очень скоро. В этом была убеждена вся Сирия. Сразу после падения Дамаска две монгольские армии поспешили овладеть двумя палестинскими городами: в центре Наблусом и Газой на юго-западе. Казалось, что дни господства ислама сочтены. Хулагу, даже не дожидаясь окончания сирийской кампании, направил в Каир посла с требованием безусловного подчинения страны. Посла приняли, выслушали и обезглавили — мамлюки не шутили. Их методы были совсем не те, что у Саладина. Султаны-рабы, правившие Каиром уже десять лет, выражали ожесточённость и непримиримость арабского мира, осаждённого со всех сторон. Они сражались всеми средствами. Без моральных ограничений, без великодушных жестов, без компромиссов. Но зато храбро и эффективно.

 

Враг

Египет — страна богатая, но мобилизовать для военной службы крестьян-феллахов или торговцев с базаров было более чем проблематично. Они платили налоги в казну султану и не хотели воевать. Поэтому правительство Египта покупало в рабство юношей и, обучив их военному искусству, использовало для военной службы. Так как эти рабы принадлежали государству, их называли мамлюками (государственными рабами). При этом экономическое и социальное положение мамлюков было неизмеримо выше, чем свободных налогоплательщиков. Они были хорошо организованной, сплоченной и единственно реальной силой в стране. Мамлюки побеждали врагов ислама — крестоносцев, и именно они заставили Людовика IX сдаться на милость победителя.
С монголами у мамлюков были личные счеты. В свое время все они были захвачены монголами в рабство или плен и проданы на невольничьих базарах. Покупка воспринималась ими почти как освобождение. В Египте они попадали к своим землякам — кыпчакам, черкесам, туркменам, только проданным раньше и успевшим закрепить свое положение. Те оказывали землякам поддержку и вместе с ними проклинали монголов, лишивших их родины и свободы. Но теперь, в 1259 г., монголы опять угрожали им, и они понимали чем. Опять стоять нагим и скованным на невольничьем базаре, ждать, когда тебя купят и пошлют копать оросительные каналы под палящим солнцем — это, пожалуй, хуже смерти в бою. Поэтому мамлюки решили сражаться до последней капли крови, а воевать они умели не хуже самих монголов. Ведь они были такие же степняки, как и те, которые шли на них, а в военном таланте Куттуз и Бейбарс не уступали найману Кит-Буке.
В надвигавшейся схватке мамлюки имели несколько важных преимуществ. Богатый Египет как база наступления был ближе к Палестине, чем разоренный войной Ирак. Монгольские войска были утомлены походом, а мамлюки тщательно подготовили людей и коней. Сирийские мусульмане так же жадно ждали султана Куттуза, как год назад христиане — хана Хулагу. И, наконец, у мамлюков оказался неожиданный союзник, а у монголов — два непредусмотренных врага. Поэтому чаша весов победы закачалась.
К Египту были обращены взоры всех мусульман, ибо только он оставался последней опорой ислама. В Каире власть уже несколько месяцев была в руках тюркского военачальника Куттуза. Султанша Шагарат-ад-дорр («Драгоценное древо», рабыня армянского происхождения, красивая и коварная) и её муж султан Айбек, процарствовав вместе семь лет, кончили тем, что «ушли в небытие». По этому поводу долгое время ходили многочисленные слухи. Те, что пользовались особой популярностью, смешивали вместе любовь, ревность и политические амбиции.
Получается так, что якобы, султанша однажды, как это было принято, прислуживала своему супругу в бане (хаммам) и, пользуясь моментом расслабленности и интима, упрекнула султана за то, что тот взял себе в наложницы прелестную четырнадцатилетнюю рабыню. «Неужели я тебе больше не нравлюсь?» — спросила она его ласково. Но Айбек грубо ответил: «Она молода, а ты уже нет». Шагарат-ад-дорр задрожала от ярости. Она залепила супругу глаза мыльной пеной и сказала несколько примирительных слов, чтобы усыпить его бдительность, а затем неожиданно схватила кинжал и вонзила ему в бок. Айбек упал. Султанша несколько мгновений оставалась неподвижной, как бы в оцепенении. Потом, направившись к дверям, позвала верных рабов, чтобы убрать труп. Но, к её несчастью, один из сыновей Айбека, которому было пятнадцать лет, заметил, что вода, вытекавшая из хаммама наружу, окрасилась в красный цвет. Он бросился в хаммам и увидел за дверью Шагарат-ад-дорр, полуобнажённую и ещё державшую в руке обагрённый кровью кинжал. Она побежала по коридорам дворца, преследуемая своим пасынком, который поднял на ноги стражу. Султанша чуть было не ускользнула от них, но в последний момент оступилась и сильно ударилась головой о мраморную плиту. Когда к ней подбежали, она уже не дышала.
Хотя эта версия весьма романтизирована, она всё же представляет исторический интерес, поскольку, очевидно, воспроизводит то, о чем говорилось по поводу этой драмы на улицах Каира в апреле 1257 года.
Как бы то ни было, после гибели двух суверенов трон занял юный сын Айбека. Но ненадолго. По мере возрастания монгольской угрозы командование египетской армии стало понимать, что юноша не сможет возглавить отпор столь сильному противнику. В декабре 1259 года, когда орды Хулагу обрушились на Сирию, произошедший переворот привёл к власти Куттуза, человека зрелого и энергичного. Он сразу заговорил языком священной войны и призвал к всеобщей мобилизации против врагов ислама. Как следствие — страна перешла на военный лад. В июле 1260 года сильная египетская армия выступила для противостояния нашествию.

 

Непредвиденные осложнения

Христианские князья Палестины, теснимые мамлюками, не пришли в восторг при известии о приближении хоть долгожданных, но столь грозных и кровожадных союзников. Высшее руководство орденов Храма (тамплиеров) и Святого Иоанна (иоаннитов), рыцари которых составляли основу франкского войска, открыто заявили о том, что «если придут монгольские черти, то они найдут слуг Христа готовыми к бою». Более того, на военном совете обсуждался вопрос о заключении союза с мамлюками против монголов. Хотя официально союз не был заключен, крестоносцы пошли навстречу мамлюкскому султану.
Рыцарям-крестоносцам становятся ближе степные «варвары», обращенные в ислам, нежели их собратья степняки, исповедующие христианскую веру. Именно эта концепция, принятая без каких-либо доказательств, больше всего удовлетворяла более активную часть средневекового рыцарства и купечества.
Второе непредвиденное осложнение возникло в Грузии. До 1256 г. эта страна считалась улусом Золотой Орды, а по смерти Бату перешла в ведение хана Хулагу. Монголы считали грузин своими естественными союзниками и поэтому не лишили их самоуправления. В Тбилиси сидели одновременно два грузинских царя Давида (Давид Нарин и Улу Давид — малый и большой), причем Улу Давид был женат на монгольской княжне. От Грузии требовались только уплата налогов (сами монголы тоже платили подушную подать) и участие в войне с мусульманами, исконными врагами Грузии. Но в 1259 г. грузины восстали.
Сделали они это крайне непродуманно. Сначала восстал Давид Нарин, но, не добившись успеха, бросил страну и удрал в имеретинские горные замки. Затем восстал Улу Давид, но потерпел поражение и тоже сбежал, покинув свой народ на расправу. В 1262 г. он вернулся и вымолил прощение. Царские безумства стоили Грузии много крови, а для христианского дела оказались трагичными, так как монголы, вместо того чтобы опереться на грузинские войска, истратили свои резервы и время на их разгром в тот момент, когда в Палестине был дорог каждый человек. Выиграли от такого стечения обстоятельств только воинственные мамлюки.
В 1259 году нойон Кит-Бука сделал предложение палестинским католикам-крестоносцам о военном союзе против мусульман Египта. Но в Палестине тогда не нашлось ни одного дальновидного, властного и смелого правителя и рыцари отвергли предложение монголов.

 

Решающее сражение

На правом фланге наступавшей монгольской армии располагалось Иерусалимское королевство, уже потерявшее святой город, но удерживавшее прибрежную полосу с сильными крепостями: Тиром, Сидоном и Акрой. Фактическая власть здесь принадлежала рыцарям тамплиерам и иоаннитам, а контроль над морем — венецианцам и генуэзцам. В то время как вся Западная Европа радовалась победам восточных христиан и сравнивала Хулагу и Докуз-хатун с Константином и Еленой, европейцы с нетерпением ждали, когда новые «воины Христа» освободят Святой град Иерусалим и Гроб Господень и восстановят торжество христиан в Святой Земле.
После разгрома Багдадского халифата и покорения Сирии монгольская армия сосредоточилась близ Газы. Но случилось так, что осенью 1259 г. Хулагу-хан получил известие о кончине своего брата, кагана Мункэ — ситуация, аналогичная западно-европейской. А в Монгольской империи междуцарствие всегда вело к остановке всех дел и требовало личного присутствия на курултае чингисидов. Кроме того, Хулагу не ладил с Берке — ханом Золотой Орды — мусульманином и врагом несторианской церкви. Поэтому Хулагу срочно вернулся в Иран, оставив в Палестине всего лишь 20 тыс. воинов, которыми командовал нойон Кит-Бука. В надвигающейся схватке мамлюки имели численное превосходство из-за спешного отбытия основного монгольского войска. И тогда началось!
Жюльен, граф Сидона, без повода и предупреждения напал на монгольский патруль. В числе убитых оказался племянник Кит-Буки. В ответ разъяренные монголы осадили Сидон, взяли его и разрушили до основания, а крестоносцы протрубили на весь мир о монгольской свирепости. Сам граф Жульен успел убежать на генуэзском корабле. Христианские князья встали на сторону графа-разбойника. Обвинив монголов в разрушении Сидона, они объявили «желтых крестоносцев» главными врагами Святой Земли. «Это было глубокое заблуждение, но оно сыграло решающую роль в событиях, которые произошли во второй половине XIII в.», — отмечал Лев Гумилев. Он полагал, что, направляя войска в Палестину, монгольские ханы ставили исключительно благородные цели освобождения Гроба Господня и помощи местным христианам, а нойона Кит-Буку называл «последним паладином восточного христианства» и «последним подлинным паладином Креста».
Нойон Кит-Бука уже готовился выступить навстречу египтянам, когда в Дамаске вспыхнуло народное восстание. Мусульмане города, доведённые до исступления зверствами захватчиков и ободрённые уходом Хулагу, возвели на улицах баррикады и подожгли нетронутые монголами церкви. Кит-Буке потребовалось время и силы для усмирения и наведения порядка.
В то же время султан Куттуз, понимая, что настал решительный момент для нанесения превентивного удара, начал боевые действия.
Следующие события можно трактовать по-разному, но крестоносцы предают христианское монголо-армянское войско и помогают своим врагам мамлюкам. Когда Запад радуется победам пусть несториан, но христиан; когда сирийские и армянские христиане приветствуют монголов-освободителей, папский легат отлучает от церкви Боэмунда Антиохийского за союз с монголами. Хотя некоторые рыцари-крестоносцы ещё радовались поражениям ислама, но большая часть была напугана жестокостью азиатских завоевателей.
В этой обстановке султан мог двигаться внутрь Палестины и даже к Дамаску, не опасаясь за свой тыл. 26 июля 1260 г. мамлюкские войска вышли из Египта без обозов и, на рысях миновав Синайскую пустыню, уничтожили малочисленный монгольский заслон у Газы. Вступив на землю франков, они под стенами Акры получили от крестоносцев необходимое войску продовольствие и фураж для лошадей. Франки даже заключили с мамлюками выгодную торговую сделку: мамлюки обязались дешево продать рыцарям лошадей, которых они захватят у монголов. Мамлюки отдохнули, перегруппировались и через территорию Иерусалимского королевства вошли в Галилею, в тыл монгольской армии.
3 сентября 1260 года две армии встретились у города Айн Джалут («источник Голиафа»). Куттуз имел время спрятать большую часть своих войск и выпустил на поле боя лишь авангард под командой самого блестящего из своих офицеров — Бейбарса. Только что подошедший Кит-Бука не разобрался в обстановке и попал в ловушку. Он бросился в атаку со всеми своими силами. Бейбарс имитировал бегство. Преследуя панически отступающего противника, монгольский предводитель неожиданно увидел себя окружённым многочисленными египетскими войсками. Спустя несколько часов монгольско-армянское войско было разбито. Сам Кит-Бука был взят в плен. Он вел себя предельно мужественно, не просил пощады и обвинил победоносного Куттуза в убийстве законного султана, противопоставив преступлениям мамлюков монгольскую верность. Тут ему за такую крамолу немедля и голову отрубили.

 

   Такая вот унылая РИ. Теперь же о развилке, которая будет комплексной: 1) Мункэ либо прожил дольше, либо помер ещё раньше и нового кагана назначили до начала походов, но в итоге у Хулагу нет причин прерывать кампанию на середине; 2) присутствие полнокровных туменов заставляет притихнуть недовольных и призадуматься колеблющихся, в результате в Отремере возникает раскол между про- и анти-монгольски настроенными христианскими государями; 3) в таких условиях проблемы возникают у мамлюков, поскольку их противник ничем не ослаблен, а их собственные тылы под угрозой + никакой помощи от рыцарей-крестоносцев они получить не могут, т.к. те заняты "разборками" между собой; 4) финальная битва проходит на условиях монголов и крест сокрушает полумесяц...

  В последующие годы "восточные крестоносцы" добивают оставшиеся очаги исламского сопротивления и подчиняют своей власти "европейские протектораты", параллельно заключая союзы с соседними христианскими державами, вроде Византии и Эфиопии, а так же ведут активную миссионерскую деятельность - все это способствует перерождению Ближнего Востока в христианский регион.

   После распада Империи Чингизидов на этих землях возникает новое "Священное Царство"

https://img04.deviantart.net/943f/i/2012/074/c/0/holy_persian_empire_by_sapiento-d4sszyy.jpg

Мир обещал быть?

Изменено пользователем "Ди"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мир обещал быть?

Дальше полезут на Византию а-ля турки, имхо. Не сразу - сразу будут проблемы с Золотой Ордой (как в РИ).

Где-то в XVI веке, имхо. В результате получим христианский вариант Оттоманской Порты - которой будет немного легче покорять западных христиан (все же не язычники или мусульмане, а христиане, хоть и еретики с т.з. православных и католиков).

Византия, потом Сербия, Австрия...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мир обещал быть?

Если устоят в течении хотя бы 50-80 лет несколько больших монгольских христианских государств, то из-за отсутствия по соседству каких либо значительных исламских государств, местное население под давлением властей постепенно будет переходить в христианство. 

В дальнейшем они будут просто добивать мусульманские княжества и воевать между собой. В итоге Персия не сможет удерживать всех и появятся новые государства, с которыми она будет воевать. 

Эти ближневосточные христианские государства будут очень близко контактировать с европейскими, чем этот мир и интерестен. Особенно это повлияет на Восточную Европу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дальше полезут на Византию а-ля турки, имхо.

А почему не в Северную Африку или Индию, например?

 

Эти ближневосточные христианские государства будут очень близко контактировать с европейскими, чем этот мир и интерестен. Особенно это повлияет на Восточную Европу

Кстати говоря, а повлияет ли христианский улус на распространение сей религии на остальной территории Империи или ее отдельных частях, вроде Золотой Орды?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Кстати говоря, а повлияет ли христианский улус на распространение сей религии на остальной территории Империи или ее отдельных частях, вроде Золотой Орды?

Все зависит то того, что собой являет на то время внутренняя обстановка ЗО. Может даже быть, что она станет главной мусульманской страной мира, вместо ОИ, и будет устраивать джихад на христианских соседей. Пока ее не разобьют окончательно

Изменено пользователем Тарас

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не нужно забывать, что для авраамитов еретик хуже иноверца - тот догму не портит.

 

И потому для тогдашних католиков и кафоликов - несторианин хуже мусульманина, мусульманин хуже буддиста, буддист хуже язычника.

 

Так что лучше бы монголам было оставаться самими собой - шаманистами и тенгрианцами.......

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В условиях борьбы с сарацинами для ближневосточных крестоносных княжеств несторианцы-хулагуиды это намного лучше чем все остальные мусульманские соседи. Тем более, что до столь далеких еретиков дела у западных католиков не будет года так до 1500. А до того времени мусульман в этих краях останется не так много.

Папе достаточно того, что Иерусалим в руках католической церкви, как и другие княжества. А с Хулагуидами чисто антимусульманский союз. Монголы даже могут формально признать главенство Папы над все христианской церковью, пока не добьют Египет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Гумилев слишком преувеличивал христианизированность монгольской верхушки. В случае выживания Мункэ и продолжения похода, что повлечет за собой захват Египта, мусульмане по-прежнему останутся в империи Хулагуидов большинством. Более того, РИ-заигрывания Хулагуидов с западными крестоносцами на предмет объединения против мусульман потеряют смысл, так как направлены они были на союз с "франками" против Египта. Исламизация ильханата может произойти ещё раньше, со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, стоит помнить, что управление огромной империей от Хорасана до Египта - дело муторное, так что возможна сепарация от Улуса Хулагу западной части державы Хулагуидов, то есть земель за Евфратом. Если местные Хулагуиды установят хорошие отношения с католиками Иерусалимского королевства (которые уже давно руководствуются принципом make cash, not war) и устроят зачистку аборигенного мусульманского населения, сделав ставку на христиан - то возможна христианизация данного улуса. Другой вопрос, что легитимный ильхан неизбежно будет стремиться уничтожить это сепаратистское государство, как ханы Улуса Джучи конфликтовали с сепаратистом Ногаем. Вопрос, будет ли итог конфликта аналогичен судьбе Ногая.

Изменено пользователем Ottokar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Гумилев слишком преувеличивал христианизированность монгольской верхушки.

Это еще мягко сказано. 

мусульмане по-прежнему останутся в империи Хулагуидов меньшинством.

Большинством вы хотели сказать? 

устроят зачистку аборигенного мусульманского населения,

Галактизм.  Даже если зачистить, кушать потом что? 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это еще мягко сказано.

Ну если начистоту, то сабж просто враль.

Большинством вы хотели сказать?

Да.

Галактизм. Даже если зачистить, кушать потом что?

Это я предложил лишь как один из сценариев. Плюс, коптов вроде ещё довольно много, и можно хотя бы опираться на них.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Все зависит то того, что собой являет на то время внутренняя обстановка ЗО.

Берке и Узбек были мусульманами и занимались насаждением ислама сверху в РИ, Однако в АИ даже Мамлюкский Египет и прочие магометанские страны попросту сокрушены и никакой Аллах им не помог... Так что у шаманской еще элиты Орды возникнут закономерные вопросы о смысле поклонения ханов бугу-неудачнику...

 

И потому для тогдашних католиков и кафоликов - несторианин хуже мусульманина, мусульманин хуже буддиста, буддист хуже язычника.

Сдается мне, что Иерусалим стоит мессы;)

 

В случае выживания Мункэ и продолжения похода, что повлечет за собой захват Египта, мусульмане по-прежнему останутся в империи Хулагуидов большинством.

"Разделяй и властвуй!" никто не отменял, монголы христиане вполне могут править опираясь на ближневосточные общины христиан, которые будут крайне заинтересованы в сохранении власти крещеных чингизидов...

 

Галактизм.

Это про Арабский Халифат, который в кратчайшие сроки захватил огромные территории и обратил их к пророку, да ещё и на окрестные территории повлиял... Так почему же невозможен обратный процесс?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

"Разделяй и властвуй!" никто не отменял, монголы христиане вполне могут править опираясь на ближневосточные общины христиан, которые будут крайне заинтересованы в сохранении власти крещеных чингизидов...

Это реал. Тем не менее, со временем Хулагуиды сделали ставку на мусульман. Именно потому, что они - большинство на завоеванных землях. Причем с завоеванием Египта доля мусульман в ильханате в процентном отношении возрастает, а так как отпадает необходимость заигрывать с Западом на предмет поиска союзников против Египта, ради чего добрые язычники-монголы (с человеческими жертвоприношениями и ритуальным каннибализмом) и корчили из себя христиан - исламизация произойдет даже раньше, чем в реальной истории.

обратил их к пророку

Вот как раз это мусульмане сделали вовсе не в "кратчайшие сроки".

Берке и Узбек были мусульманами и занимались насаждением ислама сверху в РИ

Узбек ислам внедрял не с бухты-барахты, а потому, что население цветущих ордынских городов Поволжья, экономического "ядра" улуса Джучи, было строго мусульманским (ну и чтобы зачистить старую языческую знать, своих конкурентов). Ну не считая русских православных рабов, которые всё это евразийское благолепие сооружали.

Изменено пользователем Ottokar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тем не менее, со временем Хулагуиды сделали ставку на мусульман. Именно потому, что они - большинство на завоеванных землях.

Причем с завоеванием Египта доля мусульман в ильханате в процентном отношении возрастает, а так как отпадает необходимость заигрывать с Западом на предмет поиска союзников против Египта, ради чего добрые язычники-монголы (с человеческими жертвоприношениями и ритуальным каннибализмом) и корчили из себя христиан - исламизация произойдет даже раньше, чем в реальной истории.

Так, то да, но и нет. Вы сами себе противоречите коллега. С одной стороны вы упоминаете о коптах, а с другой о них же и забываете.

А ведь кроме коптов в державе Хулагидов полно и других представителей восточных церквей: сирийцы, армяне. Есть и православные (грузины, и греки Малой Азии) и католики (крестоносцы Леванта).

Для пришедших с монголами несторианцев это большое подспорье.

А насчет заигрываний - вон в Золотой Орде тоже вроде победили а с православными да и католическими попами вполне заигрывали. Если паства живет внутри империи почему бы с ней не поиграться?

Особенно учитывая сколько христиан живет за пределами державы Хулагу.

А вот с выносом Египта и Аравии у мусульман то "крыши" практически не остается: 1) Золотая Орда (как наследница Волжской Булгарии и Хорезма) это враг и конкурент для Хулагу.

2) Мамелюки Индии (за одно свое название) то же

остаются  3)мусульмане Андалусии и Магриба, но там "culpa" после Лас Навас де Толоса. мусульмане только собираются с силами

и 4) окраины вроде Кедаха  и Ифата

С чем тут играться?

Да мусульман много. Но! Есть зороастрийцы в Персии, да и в среде племен сравнительно недавно переселившихся в регион (я про тех кто пришел в 11 веке при Буидах, Сельджуках и т.д) тоже можно поиграть на религиозно-племенных чувствах (культ Неба, культ предков).

В РИ Хулагиды смогли балансировать вплоть до рубежа 14 века (50-лет это немало). Что мешает повторить это в АИ? когда все святыни подданных у их ног.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В РИ Хулагиды смогли балансировать вплоть до рубежа 14 века

Так и тут смогут, а вот дальше - ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А ведь кроме коптов в державе Хулагидов полно и других представителей восточных церквей: сирийцы, армяне. Есть и православные (грузины, и греки Малой Азии) и католики (крестоносцы Леванта). Для пришедших с монголами несторианцев это большое подспорье. ...  А вот с выносом Египта и Аравии у мусульман то "крыши" практически не остается: 1) Золотая Орда (как наследница Волжской Булгарии и Хорезма) это враг и конкурент для Хулагу. 2) Мамелюки Индии (за одно свое название) то же остаются 3)мусульмане Андалусии и Магриба, но там "culpa" после Лас Навас де Толоса. мусульмане только собираются с силами и 4) окраины вроде Кедаха и Ифата С чем тут играться? ... когда все святыни подданных у их ног.

Вот и я о том же... Мусульмане разгромлены подчистую - у них просто не осталось государственных образований, способных бросить достойный вызов Монгольской Империи. А вот христианских соседей хватает. Так что, можно и нужно опереться на местных "троебожников", которых еще немало осталось и которые заинтересованы в поддержке крещеной монгольской верхушки... Что касаемо остальных магометан, то процедура известна - налоги на веру и привлечение "спецов" с последующим обращением... Ну и привлечение крестоносных колонистов в святые земли;) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

у них просто не осталось государственных образований, способных бросить достойный вызов Монгольской Империи

Монгольская империя сама скоро кончится, независимо от того, падет Египет или нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Меня терзали смутные сомненья, что нечто подобное уже обсуждали.

Сомнения меня не обманули http://fai.org.ru/forum/topic/39478-mongolskaya-imperiya-vs-krestonosnyiy-egipet/?page=16

Коллега Оттокар не хотите её возобновить?

Монгольская империя сама скоро кончится, независимо от того, падет Египет или нет.

Евразийская империя монголов, может и падет, но осколки то - пару/тройку веков вполне могут продержатся

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Оттокар не хотите её возобновить?

Простите, у меня каникулы кончаются, впереди четвертый курс, да ещё и эпидемия лени напала.

Евразийская империя монголов, может и падет, но осколки то - пару/тройку веков вполне могут продержатся

Проблема в том, что осколки, в условиях отсутствия исламских антагонистов и (вероятной) конфронтации с "франками" сами исламизируются рано или поздно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проблема в том, что осколки, в условиях отсутствия исламских антагонистов и (вероятной) конфронтации с "франками" сами исламизируются рано или поздно.

А почему исламские антагонисты исчезнут? Шиитские скрытые имамы зажигали неплохо. Да и хариджиты тоже могут дать прикурить.

Они стоят "франков".

Но и те и другие внутри ильханата.

А вот появится ли у заморских франков желание спасть своих левантских собратьев разжигая новый крестовый поход? Или же они "возрадуются" победе царя Иоана над сарацынами.

И тогда конфронтация если и будет то с индийскими Мамелюками, Византией и Улусом Джучи.

А с "Аксумом" дружба.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Шиитские скрытые имамы зажигали неплохо

Исмаилиты на момент развилки разгромлены, более того - многие из них пошли к ильханам на службу и они были одним из тех меньшинств, на которые, наряду с христианами и иудеями, власти Улуса Хулагу делали ставку. Тот же Рашид-ад-Дин, классик историографии Монгольской империи, из них был, ЕМНИП.

Да и хариджиты тоже могут дать прикурить.

Они вообще живы на момент развилки?

А вот появится ли у заморских франков желание спасть своих левантских собратьев разжигая новый крестовый поход?

Желающие, вроде Луи Святого, есть.

победе царя Иоана над сарацынами

Ну вот не надо гумилевщины. В Европе поход монголов начала 40-ых все прекрасно помнили. В 1259-1260 годах монголы - заодно с русскими "схизматиками" из Галицко-Волынского княжества, кстати - повторно прошлись по Польше. О самом же "царе Иоанне" прекрасно известно, что его заигрывания с христианством носят сугубо политический характер, а в действительности это хардкорный язычник, подданные которого прекрасно практикуют человеческие жертвоприношения (!) и ритуальный каннибализм (!!!). Другой вопрос, что монголы везде выступали как покровители "свободной торговли" - а значит, могут пощадить утремерские анклавы "франков" как важные торговые центры. Но рано или поздно тенденция к исламизации возобладает.

А с "Аксумом" дружба.

Нубия скоро сама исламизируется под влиянием арабских купцов.

 

Изменено пользователем Ottokar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Они вообще живы на момент развилки?

Раз живы сейчас значит и тогда были живы

Исмаилиты на момент развилки разгромлены, более того - многие из них пошли к ильханам на службу и они были одним из тех меньшинств, на которые, наряду с христианами и иудеями, власти Улуса Хулагу делали ставку.

Так не одними ассасинами славились шииты мусталиты Йемена это тоже сила

Желающие, вроде Луи Святого, есть.

А что Луи жаждал воевать с монголами?

Как бы монголы достаточно сильно меняют ближневосточчные расклады и в политическом и экономическом и религиозном плане.

А тот же Людовик славился определенной щепетильностью -он даже брата Карла против Штауфенов отпускать не хотел

Так что не всё так однозначно (года так до 1300)

Ну вот не надо гумилевщины. В Европе поход монголов начала 40-ых все прекрасно помнили. В 1259-1260 годах монголы - заодно с русскими "схизматиками" из Галицко-Волынского княжества, кстати - повторно прошлись по Польше.

В первый раз что ли такое в истории Европы?

И кстати в Восточной Европе были "неправильные монголы" (их в ислам сманили). Хотя  и православные и католики также пытались. И тут также будут пытаться и византийские императоры (минимум 2 из 4: и Трапезундский, и Никейско-Константинопольский), и католики, и восточные христиане

практикуют человеческие жертвоприношения (!) и ритуальный каннибализм (!!!).

В сочинениях христианских монахов, которые ежегодно по сию пору активно юзают ритуальный каннибализм и как минимум на заре своей истории практиковавшие (да-да! Тацит более авторитетен чем религиозные писаки) человеческие жертвоприношения читать это смешно.

Нубия скоро сама исламизируется под влиянием арабских купцов.

С чего бы это? Кто такие после разгрома Египта и подчинения Аравии арабские купцы? "Сколько у них батальонов?" (с) А вот Аксум вполне может выйти из изоляции и влиться вернутся "в братскую семью" восточнохристианских держав наряду с Ильханатом и Грузией.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А что Луи жаждал воевать с монголами?

Луи жаждал освободить Гроб Господень:).

Так не одними ассасинами славились шииты мусталиты Йемена это тоже сила

Вряд ли монголы полезут в Йемен, ей-богу.

Раз живы сейчас значит и тогда были живы

Как политическая сила они давно мертвы.

в Восточной Европе были "неправильные монголы" (их в ислам сманили)

В ислам их ещё не сманили, вероисповедание хана Берке - его частное дело, в Монгольской империи "свобода совести".

В сочинениях христианских монахов, которые ежегодно по сию пору активно юзают ритуальный каннибализм и как минимум на заре своей истории практиковавшие (да-да! Тацит более авторитетен чем религиозные писаки) человеческие жертвоприношения читать это смешно.

Так "это же совсем другое дело" (c). Если христиане "едят плоть Христову и пьют его кровь", то для них это вовсе даже не каннибализм, а нечто духовное и возвышенное. Ну и для меня как атеиста это никакой не каннибализм, а банальное поедание хлеба с винишком. А вот у монголов человеческие жертвы, каннибализм и хардкорный языческий шаманизм - это суровая реальность, причем фиксируемая отнюдь не только по христианским источникам. Коллегу Читателя (вполне монголофила) хотя бы спросите.

Кто такие после разгрома Египта и подчинения Аравии арабские купцы? "Сколько у них батальонов?" (с)

В РИ именно они "отмиссионерили" мусульманские страны Юго-Восточной Азии и Нубию, без всякого государственного вмешательства.

Изменено пользователем Ottokar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Луи жаждал освободить Гроб Господень:).

От сарацин или лично для себя даже от христиан?

Вряд ли монголы полезут в Йемен, ей-богу.

Им достаточно разобраться с центральной аравией (Хиджаз, Асир, "Недж", Эль Хаса и "Оманы")

Как политическая сила они давно мертвы.

Они "рулят" в Омане - Ибадиты

вероисповедание хана Берке - его частное дело,

Что значит его дело, Хулагу вон христианин. Притом враждебен Берке. Как и Европа.А враг моего врага...

Так "это же совсем другое дело" (c). Если христиане "едят плоть Христову и пьют его кровь", то для них это вовсе даже не каннибализм, а нечто духовное и возвышенное.

Готтентотская мораль:

«Зло – когда сосед нападёт на меня, отнимет скот, жену…» – «А добро?» – «А добро - когда я у соседа отниму его скот и жену»

не находите?

А так, да подобное хоть "белковым голодом", хоть ритуальными мотивами попытайся обосновать - менее гадким поступок не станет.

Так или бороться со своими недостатками (идолопоклонство, ритуальный каннибализм) или нечего их у других осуждать.

Ну и для меня как атеиста это никакой не каннибализм, а банальное поедание хлеба с винишком.

Вы вкладываете в этот симпозиум какой то смысл? А вот монахи и их паства вкладывают вполне каннибалистический: "приобщившись при помощи поедания к сильному могучему  я стану таким же сильным, умным, удачливым, получить бессмертие"

В РИ именно они "отмиссионерили" мусульманские страны Юго-Восточной Азии и Нубию, без всякого государственного вмешательства.

:haha: Коллега, за ними в РИ стоял мусульманский мир. Тут этого нет, (он, а равно и мусульманская торговля ослаблены) а Ильханат на стороне эфиопских и египетских христиан.

Притом арменские и коптские купцы, а также греки вполне будут пропагандировать за христианство

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

От сарацин или лично для себя даже от христиан?

От не-христиан. К которым и монголы относятся. Георг приводил тематическую цитату, ЕМНИП.

Им достаточно разобраться с центральной аравией (Хиджаз, Асир, "Недж", Эль Хаса и "Оманы")

А зачем им туда лезть? Содрать с них нечего, кочевать там монголам тоже особенно негде:).

Они "рулят" в Омане - Ибадиты

Оман монголам тоже не слишком нужен, и их потенциальным союзникам из христиан - тоже. Во всяком случае, едва ли они пойдут туда крестовым походом.

Хулагу вон христианин

Христианин, приносивший человеческие жертвы - причем не Христу, а духам воды? И даже как типа-христианин он того-с, еретик-несторианин, между нами.

Готтентотская мораль:

Так готтентотской моралью тогда все и руководствовались. То есть монголы для европейских христиан - а иные субъектность утратили - решительно не "свои".

Вы вкладываете в этот симпозиум какой то смысл? А вот монахи и их паства вкладывают вполне каннибалистический: "приобщившись при помощи поедания к сильному могучему я стану таким же сильным, умным, удачливым, получить бессмертие"

Ну так Христос для них настоящий Бог, а боги монголов - ненастоящие. Можно это считать лицемерием, но они исходят из этого.

Притом арменские и коптские купцы, а также греки вполне будут пропагандировать за христианство

Коптские купцы? Копты же на тот момент, насколько мне известно, преимущественно земледельцы-феллахи, или всё же нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А зачем им туда лезть? Содрать с них нечего, кочевать там монголам тоже особенно негде:).

Затем зачем Кызылкумы всякие лезли

К последнему морю;)

без подчинения Аравии все завоевания в Месопотамии-Леванте-Хиджазе под угрозой и значит вопрос принципа завассалить их

А Хиджаз я  думаю и так ясно для чего нужен.

Христианин, приносивший человеческие жертвы - причем не Христу, а духам воды? И даже как типа-христианин он того-с, еретик-несторианин, между нами.

1)То есть мусульманин Берке им ближе?

2)Чем назаретянин лучше монгольских Богов?

От не-христиан. К которым и монголы относятся. Георг приводил тематическую цитату, ЕМНИП.

А можно "её в студию"? А то паломничество в Палестину от Христианина Хулагу европейцы я думаю получат. Как и торговлю. Смысл повторять ошибку 4 крестового похода? Людовик в РИ пытался даже с мусульманами засоюзится (правда это было после Египта во время Палестинского отдыха ) "чтобы квест выполнить"

.А так мусульман и в иных местах полно: хоть в Иберии, хоть в Магрибе - Людовику есть где силу применить

тогда все и руководствовались.

А я не про "тогда", а про "сейчас" и "вообще".

А на "тогда" есть другие мотивы "право сильного" и "текущий момент".

Коптские купцы? Копты же на тот момент, насколько мне известно, преимущественно земледельцы-феллахи, или всё же нет?

Коптов было много в "чиновничестве" Египта. Купцы пусть и в меньшем количестве тоже были см фото (19 век)

i?id=79e9942b6d1b877c9d45d3fd4fdfeb01-l&

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас