самолеты Польши

21 сообщение в этой теме

Опубликовано: (изменено)

финальный вариант энциклопедии

поскольку с PZL.P.11 и PZL.23 ситуация - реал, их не даю. По Р.24 и "Чайкам" слегка отличаются только списки операторов (у Р.24 - Румыния, Греция, Турция, у "Чайки" - Испания и Турция), поэтому их также не даю.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.P.11-W

(нет фото)

годы производства: 1940

выпущено серийных машин: 24

Польский гидросамолет-истребитель, созданный на основе опытного "Кобужа"

По сути, машина представляла собой все тот же экспериментальный PZL.P.11g - с остекленной кабиной, двигателем Bristol Mercury VIIIA и металлическим трехлопастным винтом PZL Hamolton Standard, только на поплавках.

всего было построено 24 таких машины. Вооружение - четыре 7,92-мм пулемета

оператор:

Morski Dywizjon Lotniczy - 24 машины

ЛТХ:

размах крыла - 10,72 м.

длина - 7,55 м.

высота - 2,85 м.

двигатель - Bristol Mercury VIIIA (840 л.с.)

максимальная скорость - 390 км/ч

практический потолок - 10.000 м.

практическая дальность - 700 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Fokker D.XXI Рolski

FCQlTTkQXmg.jpg

Годы производства: 1940 - 1941

выпущено серийных машин: 212

В конце 30-х годов планировалось, что PZL.P.11 должны будут сменить новые истребители PZL.50 Jastrząb, для которых была уже заказана постройка предсерийных 5 машин и закуплено в Англии 150 двигателей Bristol Mercury VIIIA (и лицензия на их производство) для модификации PZL.50a а также заказано 30 двигателей Bristol Taurus III для модификации PZL.50b. В качестве "дублера" PZL.50 разрабатывался также проект RWD-25. Однако, в результате эксплуатации 5 предсерийных машин окончательно выяснилось, что "Ястреб" никак не удаётся избавить от бафтинга, а в то же время проект RWD-25 так и не вышел за стадию чертежей. В то время как план перевооружения предполагал, что к 1942 году должно быть выпущено 330 новых истребителей, а минимальное количество новых машин, на которое вообще были согласны военные было 200 самолетов. И на доводку "Ястреба", и на разработку RWD-25 нужно было время, но было ясно, что к моменту запуска в производства эти машины уже устареют, поэтому было решено сосредоточиться на разработке перспективного PZL.62, работа над которым велась с лета 1939 года. Однако "шестьдесят второй" мог быть поставлен в серию не ранее 1942 года. Поэтому, в качестве временного решения проблемы "минимум 200 новых истребителей" было решено сделать ставку на недорогую иностранную машину, которая бы послужила до замены в строю на PZL.62. И выбор пал на голландский Fokker D.XXI, поскольку и машина была недорогой и простой в управлении (следовательно, после замены на PZL.62 она станет прекрасным учебно-боевым самолётом), а также машина была проста в производстве и в уже существовавших модификациях оснащалась двигателями Bristol Mercury VII и Bristol Mercury VIII, поэтому установить на ней как Bristol Mercury VIIIA (и его польский лицензионный клон PZL Mercury 8A) так и Bristol Taurus III можно было без проблем. Кроме того, машина имела довольно широкие возможности для модификации и улучшения. В феврале 1940 году Польша закупает в Голландии 12 самолетов без двигателей и лицензию на производство еще 200 машин. Сборка польских машин происходила на заводе LWS.

Серийные модификации:

Fokker D.XXI Polski A

Голландские планеры, на которых в Польше монтировался двигатель Bristol Mercury VIIIA с металлическим трехлопастным винтом PZL Hamolton Standard. Шасси неубирающееся. Вооружение - 4 пулемета FN Browning M36P (экспортный вариант FN Browning M36 но под польский калибр 7,92 вместо голландского 7,69). Выпущено 12 машин.

Fokker D.XXI Polski A bis

Планеры выпуска завода LWS, созданные по голландскому образцу. От предыдущего варианта машина отличалась только вооружением - четыре 7,92-мм пулемета PWU wz.36 с более совершенными польским прицелами. Выпущено 74 машины.

Fokker D.XXI Polski B

Машины с модифицированным планером производства LWS, получившим унаследованное от "Ястреба" убирающееся шасси, а также с измененным остеклением кабины за счет установки остекления на гаргороте для кругового обзора. Оснащались двигателем Bristol Mercury VIIIA или его польским лицензионным клоном PZL Mercury 8A. Выпущено 96 машин.

Fokker D.XXI Polski C

Машина получила более мощный двигатель Bristol Taurus III и новое вооружение - вместо четырех пулеметов - две 20-мм автоматические пушки Oerlikon в крыльях. В остальном конструкция идентична варианту В. Выпущено 30 машин.

Эксплуатация:

Машин принята на вооружение польских ВВС в октябре 1940 года. После их замены на PZL.62, "фокеры" были переведены в учебные части, где и использовались в дальнейшем в качестве учебно-боевых машин до 1957 года.

Оператор:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 212 машин

Любопытные факты:

Примечательно, что сами голландцы оказались в схожей с поляками ситуации, потратив много времени и сил на откровенно неудачный Fokker D.XXIII, в результате чего уже весной 1940 года, понимая, что "двадцать третьему", скорее всего, не суждено быть принятым на вооружение, голландцы решают модернизировать уже имеющуюся конструкцию "двадцать первого" путем установки более мощного двигателя (рассматривались варианты Bristol Herules, Rolls-Royce Merlin и DB-200). В результате, весной 1941 года голландцы принимают на вооружение Fokker D.XXIV, представлявший собой глубоко модернизированный D.XXI с двигателем Rolls-Royce Merlin ХХ и двумя 20-мм автоматическими пушками, что сближало его с польским "фокером" модификации С в плане технических характеристик.

ЛТХ (версии А и А bis / В / С)

размах крыла - 11 м.

длина - 8,2 м.

высота - 2,92 м.

двигатель - Bristol Mercury VIIIA (840 л.с.) / Bristol Mercury VIIIA или PZL Mercury 8A (840 л.с.) / Bristol Taurus III (1145 л.с.)

максимальная скорость - 440 км/ч / 455 км/ч / 475 км/ч

практический потолок - 10.000 м.

практическая дальность - 880 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.62

preview_pzl-55-pzl-62_src_1.jpg

Годы производства: 1942 - 1946

выпущено серийных машин: 1156

Польский истребитель конструкции Ежи Домбровского. Разработка машины начата в 1939 году. Первый прототип машины поднялся в воздух в августе 1940 года. Работа над машиной продолжалась до 1942 года и в июне 1942 года самолёт был принят на вооружение.

Модификации:

PZL.62/I

Первый прототип (август 1940). Оснащался двигателем Hispano-Suiza 12Y, не нес вооружения. Машина развивала скорость в 600 км/ч.

PZL.62/II

Второй прототип (ноябрь 1940). Оснащался двигателем Hispano-Suiza 12Y, получил вооружение - 20-мм автоматическую пушку HS.404 и четыре 7,92-мм пулемета PWU wz.36. С вооружением второй прототип развивал скорость в 585 км/ч.

PZL.62/III

Третий прототип (март 1941). Оснащался двигателем Hispano-Suiza 12Y, количество пулеметов было уменьшено до шести. Машина развивала скорость в 590 км/ч.

двигатель Hispano-Suiza 12Y был признан неподходящим и его было решено заменить на Hispano-Suiza 12Z-17. В связи с заменой двигателя работа над четвертым прототипом затянулась.

PZL.62/IV

Четвертый прототип (февраль 1942) Оснащался двигателем Hispano-Suiza 12Z-17, с которым машина теперь могла развивать скорость в 620 км/ч, что было признано по результатам испытаний достаточным и самолет PLZ.62/IV был принят как эталон для серийного производства.

PZL.62a

Первый серийный вариант, принятый на вооружение в июне 1942 года. Оснащался двигателем Hispano-Suiza 12Z-17, 20-мм автоматической пушкой HS.404 и шестью 7,92-мм пулеметами PWU wz.36. В 1942 году для польских ВВС было выпущено 118 машин этой модификации.

PZL.62b

Экспортный вариант для ВВС Греции. Оснащался двигателем Hispano-Suiza 12Z-17, 20-мм автоматической пушкой HS.404 и двумя 20-мм пушками Oerlikon в крыльях. В 1942 - 1943 гг. выпущено 64 машины.

PZL.62c

Оснащался двигателем Hispano-Suiza 12Z-17, 20-мм автоматической пушкой HS.404 и шестью 13-мм пулеметами PWU wz.42. В 1943 году было выпущено 70 машин для польских ВВС.

PZL.62c bis

Оснащался двигателем PZL Hs12Z (лицензионный клон Hispano-Suiza 12Z-17), 20-мм автоматической пушкой DL wz.43 и шестью 13-мм пулеметами PWU wz.42. Наиболее массовая модификация самолёта, выпускавшаяся в 1943 - 1945 гг. Выпущено 252 машины для польских ВВС, 300 машин для ВВС Финляндии, 20 машин для румынских ВВС и 80 машин для ВВС Турции, 11 машин для Югославии и 29 в машин, также фиктивно проданных Югославии, в обход эмбарго были поставлены Греции

IAR.P.62C

Румынский лицензионный клон PZL.62c bis. В 1944 - 1945 гг. выпущено 172 машины для румынских ВВС

PZL.62d

Экспортный вариант для турецких ВВС, выпускавшийся в 1945 - 1946 гг. Оснащался двигателем PZL Hs12Z (лицензионный клон Hispano-Suiza 12Z-17), 20-мм автоматической пушкой DL wz.43, двумя 20-мм пушками Oerlikon в крыльях и двумя крыльевыми 13-мм пулеметами PWU wz.42. Выпущено 40 машин для ВВС Турции.

Операторы:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 440 машин

Suomen ilmavoimat - 300 машин

Aeronautica Regala Romana - 192 машины

Türk Hava Kuvvetleri - 120 машин

Ἑλληνικὴ Βασιλικὴ Ἀεροπορία / Ελληνική Πολεμική Αεροπορία - 93 машины

Југословенско краљевско ратно ваздухопловство - 11 машин

Боевое применение:

PZL.62b греческих ВВС на момент начала в 1944 г. итало-греческой войны были самыми современными истребителями ВВС Греции и довольно неплохо показали себя в боях. На момент начала войны у греков было 64 таких машины, во время войны было поставлено в обход эмбарго еще 29 машин модификации PZL.62 c bis, фиктивно поставленных поляками Югославии (просто поляки не хотели терять столь перспективный рынок, а одновременно король Югославии понимал, что ежели Италия "скушает" Грецию, то Югославия будет у итальянцев "следующим блюдом", в силу чего Югославия участвовала как транзитное государство в поставках боевой техники Греции в обход эмбарго (формально вся техника по документам поставлялась югославской армии, но на практике югославы оставляли себе лишь часть машин, остальные, негласно, контрабандой поставлялись в Грецию (вестимо, югославская таможня по прямому секретному распоряжению правительства закрывала на эту контрабанду глаза). Машины превосходили по ЛТХ итальянские Re.2000 Falco и G.50 Freccia, составлявшие основу истребительных ВВС Италии и были равными и достойными противниками для новейших итальянских G.55 Centauro.

ЛТХ

размах крыла - 11 м.

длина - 9 м.

высота - 3,2 м.

двигатель - Hispano Suiza 12Z-17 или PZL Hs12Z (1600 л.с.)

максимальная скорость - 620 км/ч

практический потолок - 11.000 м.

практическая дальность - 800 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.54 Ryś

1567448_original.jpg

Годы выпуска: 1943 - 1945

выпущено серийных машин: 380

Польский тяжелый истребитель/штурмовик. Несмотря на явную неудачу с "Вилком", от идеи тяжелого двухмоторного истребителя поляки не отказались, другое дело, что после провала "Вилка" разработка машины перестала быть приоритетной. В качестве временной меры весной 1941 годы были закуплены 12 итальянских "Линце", но итальянские машины полякам не понравились и вторую партию этих машин (изначально планировалось закупить 36 машин до конца 1942 года) поляки закупать не стали, продолжив неспешно работать над их польским "тезкой", работа над которым шла с 1939 года. Первый прототип машины поднялся в воздух в апреле 1941 года. Работа над машиной продолжалась до 1943 года и в 1943 году самолёт был принят на вооружение.

Модификации

PZL.54/I

Первый прототип (апрель 1941). Оснащался двигателями Hispano-Suiza 12Y и не нес вооружения. Машина развивала скорость в 570 км/ч.

PZL.54/II

Второй прототип (март 1942). Оснащался двигателями Hispano-Suiza 12Z-17 и не нес вооружения. Машина развивала скорость в 625 км/ч.

PZL.54/III

Прототип тяжелого истребителя (сентябрь 1942). Оснащался двигателями Hispano-Suiza 12Z-17, вооружение - две 20-мм автоматических пушки FK wz.38D, шесть крыльевых 7,92-мм пулеметов PWU wz.36 и сдвоенный 7,92-мм пулемет PWU wz.37 в задней кабине. Машина развивала скорость в 610 км/ч

PZL.54/IV

Прототип штурмовика (ноябрь 1942). Оснащался двигателями Hispano-Suiza 12Z-17, вооружение - 37-мм пушка DLppanc wz.42, четыре 20-мм пушки Oerlikon в крыльях и сдвоенный 7,92-мм пулемет PWU wz.37 в задней кабине. Машина развивала скорость в 580 км/ч. PZL.54/IV по результатам испытаний был утвержден как эталон для штурмовика PZL.54b

PZL.54/V

Прототип тяжелого истребителя (февраль 1943). Оснащался двигателями Hispano-Suiza 12Z-17, вооружение - две 20-мм автоматических пушки FK wz.38D, шесть крыльевых 13-мм пулеметов PWU wz.42 и сдвоенный 7,92-мм пулемет PWU wz.37 в задней кабине. Машина развивала скорость в 610 км/ч. PZL.54/V по результатам испытаний был утвержден как эталон для тяжелого истребителя PZL.54а

PZL.54a

Серийный тяжелый истребитель, принятый на вооружение в августе 1943 года. Оснащался двигателями Hispano-Suiza 12Z-17 или их польскими лицензионными клонами PZL Hs12Z. Идентичен прототипу PZL.54/V. Было выпущено 162 машины для польских ВВС и 72 машины для ВВС Румынии

PZL.54b

Серийный штурмовик, принятый на вооружение в марте 1943 года. Оснащался двигателями Hispano-Suiza 12Z-17 или их польскими лицензионными клонами PZL Hs12Z. Идентичен прототипу PZL.54/IV. Было выпущено 70 машин для польских ВВС, 48 машин для ВВС Румынии и 12 машин для греческих ВВС. Также Югославии было поставлено 7 машин и под прикрытием Югославии еще 9 дополнительных машин было в обход эмбарго поставлено Греции

Операторы:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 232 машины

Aeronautica Regala Romana - 120 машин

Ελληνική Πολεμική Αεροπορία - 21 машина

Југословенско краљевско ратно ваздухопловство - 7 машин

Боевое применение:

Польша была одним из традиционных поставщиков самолётов для греческих ВВС, поэтому неудивительно, что многие машины польского производства оказались участниками итало-греческой войны. 12 штурмовиков PZL.54b были заказаны осенью 1943 года еще королевским правительством, однако поступили в январе-феврале 1944 уже в распоряжение новых республиканских властей Греции. Во время войны в обход эмбарго при посредничестве Югославии грекам было поставлено еще 9 машин. Греческие "Рыси" довольно эффективно боролись с итальянской бронетехникой.

ЛТХ (версии А / В)

размах крыла - 11,5 м.

длина - 8,8 м.

двигатели - 2 х Hispano Suiza 12Z-17 или 2 х PZL Hs12Z (2х1600 л.с.)

максимальная скорость -  610 / 580 км/ч

практический потолок - 10.000 м.

практическая дальность - 1500 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.46 Sum

0q2CC7XwEEk.jpg

Годы выпуска: 1940 - 1943 (в Румынии по польской лицензии до 1946)

выпущено серийных машин: 698 (в т.ч. 84 в Румынии по польской лицензии)

Легкий/пикирующий польский бомбардировщик и разведчик

Разработка машины была начата в 1936 году, прототипы версии легкого бомбардировщика и разведчика были испытаны в 1938 - 1939 гг., прототипы версии пикирующего бомбардировщика прошли испытания в 1940 году. В 1943 году был создан вариант с 1600-сильным двигателем PZL Waran 14A, но он так и остался не пошедшим в серию прототипом, т.к. к тому времени уже начиналось производство более совершенного "Лосося". Также с 1939 по 1942 на базе "Сома" проектировался дальный разведчик PZL.65 Szczupak ("Щука"), но прототипы этой машины по своим ЛТХ лишь слегка превосходили серийную разведывательную вариацию "Сома", и от запуска "Щуки" в серию поляки отказались, предпочтя ей альтернативный вариант -  более универсальный разведывательный самолёт "Гепард", разрабатывавшийся с 1940 года.

Серийные модификации:

PZL.46a

Серийный легкий бомбардировщик. Оснащался двигателем Bristol Pegasus XXA или его польским лицензионным клоном PZL Pegaz ХХA. Вооружение - четыре 7,92 крыльевых пулемета PWU wz.36, спаренный 7,92 мм. пулемет PWU wz.37 в кабине стрелка и один 7,92 мм. пулемет PWU wz.37 в нижней гондоле, бомбовая нагрузка - 600 кг. В 1940 - 1941 гг. для польских ВВС выпущено 300 машин

PZL.46b

Экспортный вариант легкого бомбардировщика. Оснащался двигателем Gnome-Rhône 14N21 или его польским лицензионным клоном PZL Gr14N21. Начавшая в 1940 году восстанавливать свои ВВС Болгария закупила 12 машин. Греция закупила 48 машин, Турция - 24 машины, Румыния - 12 машин

IAR.P.46B

Румынский лицензионный вариант PZL.46b. С 1942 по 1946 года выпущено 60 машин для ВВС Румынии

PZL.46c

Серийный разведчик. Оснащался двигателем Bristol Pegasus XXA или его польским лицензионным клоном PZL Pegaz ХХA. Вместо бомб оснащался полным комплексом фотографического оборудования. Для польских ВВС выпущено 50 машин

PZL.46d

Серийный пикирующий бомбардировщик. Оснащался двигателем Bristol Pegasus XXA или его польским лицензионным клоном PZL Pegaz ХХA. Отличался отсутствием подфюзеляжной гондолы. В 1941 - 1942 гг. было выпущено 72 машины для польских ВВС

PZL.46e

Экспортный вариант пикирующего бомбардировщика. Оснащался двигателем Gnome-Rhône 14N21 или его польским лицензионным клоном PZL Gr14N21. Отличался отсутствием подфюзеляжной гондолы. В 1942 году было выпущено 72 машины для финских ВВС, 12 машин для Румынии и 12 - для Турции.

IAR.P.46E

Румынский лицензионный вариант PZL.46e. В 1943 - 1944 годах выпущено 24 машины для румынских ВВС

Операторы:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 422 машины

Aeronautica Regala Romana - 108 машин

Suomen ilmavoimat - 72 машины

Ἑλληνικὴ Βασιλικὴ Ἀεροπορία / Ελληνική Πολεμική Αεροπορία - 48 машин

Türk Hava Kuvvetleri - 36 машин

Царские ВВС Болгарии - 12 машин

Боевое применение:

PZL.46b греческих ВВС довольно активно использовались в итало-греческой войне и показали себя как надежная и при этом неприхотливая машина.

ЛТХ (версии А / В)

размах крыла - 14,6 м.

длина - 10.5 м.

высота - 3,3 м.

двигатель - Bristol Pegasus XXA или PZL Pegaz ХХA (920 л.с.) / Gnome-Rhône 14N21 или PZL Gr14N21 (1020 л.с.)

максимальная скорость - 425 / 505 км/ч

практический потолок - 7700 / 10.000 м.

практическая дальность - 1300 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.64 Łosoś

CGNAGO46WXE.jpg

годы производства: 1943 - 1945

выпущено серийных машин: 146

Польский многоцелевой штурмовик и пикирующий бомбардировщик. Разработка машины была начата в 1939 году под руководством инженера Станислава Праусса. Первые прототипы поднялись в воздух в 1941 году, а серийное производство было начато в 1943 году.

Модификации:

PZL.64/I

Первый прототип без вооружения с двигателем Hispano-Suiza 12Y (ноябрь 1941)

PZL.64/II

Второй прототип без вооружения с двигателем Hispano-Suiza 12Z-17 (август 1942)

PZL.64/III

Третий прототип с двигателем Hispano-Suiza 12Z-17 и вооружением (март 1943) - 20-мм автоматическая пушка HS.404, шесть крыльевых 13-мм пулеметов PWU wz.42 и сдвоенный 7,92-мм пулемет PWU wz.37 в кабине стрелка. Бомбовая нагрузка - 1000 кг. По результатам испытаний утвержден как эталон для серийном машины.

PZL.64a

Серийный вариант с двигателем Hispano-Suiza 12Z-17, вооружение - 20-мм автоматическая пушка HS.404, шесть крыльевых 13-мм пулеметов PWU wz.42 и сдвоенный 7,92-мм пулемет PWU wz.37 в кабине стрелка. Бомбовая нагрузка - 1000 кг. В 1943 году для польских ВВС построено 14 машин

PZL.64a bis

Вариант с двигателем PZL Hs12Z (лицензионный клон Hispano-Suiza 12Z-17), вооружение - 20-мм автоматическая пушка DL wz.43, шесть крыльевых 13-мм пулеметов PWU wz.42 и сдвоенный 7,92-мм пулемет PWU wz.37 в кабине стрелка. Бомбовая нагрузка - 1000 кг. В 1943 - 1945 гг. было выпущено 110 машин для польских ВВС и 10 машин для Эстонии. Греческая Республика в 1944 году закупила 12 таких машин.

Операторы:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 124 машины

Ελληνική Πολεμική Αεροπορία - 12 машин

Eesti õhuvägi - 10 машин

Боевое применение:

PZL.64a bis греческих ВВС принимали участие в итало-греческой войне и показали весьма неплохие ЛТХ и боевые характеристики.

размах крыла - 15,5 м.

длина - 13 м.

высота - 3,3 м.

двигатель - Hispano-Suiza 12Z-17 или PZL Hs12Z (1600 л.с.)

максимальная скорость - 585 км/ч

практический потолок - 11.000 м.

практическая дальность - 1750 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.45 Sokół

wRKieqZyfXM.jpg

годы производства: 1941 - 1943 (в Греции по польской лицензии до 1945 г.)

выпущено серийных машин: 1136 (в т.ч. 472 в Греции по польской лицензии)

Легкий вспомогательный / учебно-боевой польский истребитель / машина мобилизационного резерва.

"Сокол" был машиной с непростой судьбой разработки. Работа над машиной началась еще в 1936 году, но долгое время совершенно не была приоритетной. Все изменилось в 1938 году, когда была утверждена новая "трехзвенная" концепция истребительных ВВС Польши, которая предполагала наличие трех классов истребителей - легкий вспомогательный истребитель, основной истребитель и тяжелый двухмоторный истребитель. Сии роли были предназначены, соответственно, PZL.45 "Сокол", PZL.50 "Ястреб" и PZL.48 "Леопард". Из всего трио до серийного производства дошел лишь легкий вспомогательный "Сокол". На место "Ястреба" пришли сперва лицензионные "фокеры", а затем - PLZ.62, на место "Леопарда" - сперва закупленные в небольшом количестве итальянские "Линце", а затем - PZL.54 "Рысь". И толлько "Сокол" не разделил их судьбу. Конепция применения машины была не совсем обычной - в мирное время машина должна была служить как учебно-боевая (согласно утвержденной в 1938 концепции развития польских ВВС, после обучения на двухместных машинах с инструктором польские пилоты сперва должны были сперва пройти дополнительное обучение на одноместных учебно-боевых машинах, и только потом пересаживаться на боевые истребители), патрульная и вспомогательная машина, но в военное время должна была служить истребителем мобилизационного резерва (которыми смог бы управлять даже мобилизованный неопытный пилот). В силу чего эту нишу должна была занять предельно простая в конструкции и управлении и при этом крайне недорогая машина, которой и был "Сокол". Каких-либо выдающихся ЛТХ от машины не ждали (даже оставив изначально запроектированное неубирающееся шасси, чтобы не увеличивать стоимость машины, хотя один из проектов "Сокола" предполагал и вариант с убирающимся шасси). На испытаниях 1940 года первый-же прототип машины уже выдал требуемые 480 км/ч (и даже превысил - 495 км,ч), второй прототип машины в конце того-же 1940 года был призван избавить машину от "детских болезней" и он-же стал эталоном для серии. Согласно программе 1938 года легкие вспомогательные истребители должны были покрывать резерв в 170% от парка основных истребителей, т.е. программа 1938 года предусматривала строительство 561 такой машины. Однако, с учетом того, что по мере замены на PZL.62 эту же нишу (учебно-боевых и вспомогательных машин) должны будут частично занять выводимые из боевых частей лицензионные "фокеры", заказ польских ВВС на "Соколы" был уменьшен с 561 до 349 машин. В качестве учебно-боевых машин "Соколы" использовались польскими ВВС до 1960 года.

Машина довольно активно поставлялась на экспорт (в Турцию, Грецию, Иран, Уругвай) и выпускалась по лицензии в Греции. На греческих лицензионных машинах следует остановиться особо. Как уже говорилось, Польша традиционно была одним из поставщиков самолётов для греческих ВВС и в начале 40-х предприняла усилия по закреплению на данном рынке. Польская сторона традиционно предоставляла грекам льготные условия для приобретения своих машин (что проявилось еще при закупках PZL.P.24 для греческих ВВС во второй половине 30-х годов), а также в 1941 - 1943 годах польские специалисты принимали активное участие в реконструкции и расширении греческого государственного авиазавода КЕА с открытием там полностью локализованного производства польских лицензионных машин (при польском посредничестве греки приобрели и лицензии на двигатели фирмы Гном-Рон), в том числе и PZL.45, которому было суждено стать самой массовой машиной греческих ВВС (см. раздел "боевое применение").

модификации:

PZL.45/I

Первый прототип, июль 1940 года

PZL.45/II

Второй прототип, ноябрь 1940 года. Эталон для серии.

PZL.45a

Принят на вооружение в мае 1941 года. Оснащался двигателем Gnome-Rhône 14M05 Mars или его польским лицензионным клоном PZL Mars 5 (машины греческой постройки оснащались греческой лицензионной копией "Марса" - KEA Ares 5). Вооружение - четыре 7,92 мм. пулемета PWU wz.36. Состоял на вооружении ВВС Польши, Греции и Турции. В Греции также выпускался по лицензии.

PZL.45b

Чисто экспортный вариант машины, созданный в 1943 году. Отличался от предыдущего только вооружением (вместо четырех 7,92-мм пулеметов - два 13-мм PWU wz.42). Состоял на вооружении ВВС Греции и Ирана. В Греции также выпускался по лицензии.

PZL.45c

Экспортный вариант машины с двигателем PZL Legwan 14A. Состоял на вооружении ВВС Уругвая

Операторы:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 349 машин

Ἑλληνικὴ Βασιλικὴ Ἀεροπορία / Ελληνική Πολεμική Αεροπορία -  592 машины

Türk Hava Kuvvetleri - 90 машин

Имперские ВВС Ирана - 60 машин

Fuerza Aérea Uruguaya - 45 машин

Боевое применение:

К моменту начала итало-греческой войны на вооружении греческих ВВС находилось 262 PZL.45a (100 - польской постройки и 162 - греческой) и 74 PZL.45b (20 - польской постройки и 54 - греческой) - всего 336 подобных машин, что делало их самыми многочисленными самолетами греческих ВВС. Кроме того, что немаловажно, их производство было полностью локализовано, тем самым во время итало-греческой войны в условиях оружейного эмбарго Лиги Наций "Соколы" были единственными истребителями, которыми греки могли массово пополнять свои ВВС (определенное количество боевых самолетов разных моделей также  нелегально поставлялось через Югославию в обход эмбарго, но объемы этих поставок в силу своей нелегальной специфики были довольно скромными). За время войны в греческие ВВС с завода КЕА поступило еще 227 PZL.45b и 29 PZL.45a. Именно "Соколы" греческих ВВС приняли на себя основную тяжесть воздушных боёв с итальянцами. Опыт боевых действий показал, что хотя эти машины безнадёжно уступали по всем параметрам новейшим итальянским G.55, они вполне могли "бодаться" с Re.2000 (хотя итальянские машины превосходили их по ЛТХ, лицензионные "Соколы" отличались лучшей маневренностью, поэтому пилоты греческих ВВС старались по возможность навязать итальянцам манервенный бой на малых высотах) и превосходили как по ЛТХ, так и по вооружению старые, но весьма многочисленные итальянские G.50.

ЛТХ (модификации А и В / С):

размах крыла -  12,14 м.

длина - 7,88 м.

высота - 2,55 м.

двигатель - Gnome-Rhône 14M05 Mars или PZL Mars 5 (730 л.с.), на машинах греческой постройки - KEA Ares 5 той-же мощности / PZL.Legwan 14A (1000 л.с.)

максимальная скорость - 495 км/ч / 545 км/ч

практический потолок -  8000 м. / 9500 м.

практическая дальность - 450 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.37 Łoś

nWPlwxXJwl0.jpg

годы производства: 1938 - 1942 (по польской лицензии за рубежом - до 1945 г.)

выпущено серийных машин: 498 (в т.ч. 204 в других странах по польской лицензии, из них 108 - в Греции)

Двухмоторный польский бомбардировщик. Машина начала разрабатываться в 1934 году, первый прототип поднялся в воздух в 1936 году. На вооружение машина была принята в 1938 году. Бомбовая нагрузка машины составляла до 2595 кг. Все бомбы находились во внутренних бомбовых отсеках. Машина могла брать на борт 50-, 100-, 200- и 300-килограммовые бомбы.

Машина довольно активно поставлялась на экспорт, а также производилась в ряде стран по лицензии. Машина состояла на вооружении ВВС Польши, Болгарии, Югославии, Румынии, Греции, Финляндии, Дании, Турции и Эстонии. В Дании, Греции, Турции, Эстонии и Финляндии машина производилась по лицензии.

Серийные модификации:

PZL.37a

Ранний вариант с однокилевым хвостовым оперением (все прочие модификации этой машины имели двухкилевой хвост). Двигатели Bristol Pegasus XIIB, защитное вооружение - три 7,7 мм. пулемета (носовой, надфюзеляжный и подфюзеляжный). Состояли на вооружении ВВС Польши.

PZL.37a bis

Первый из вариантов, получивший двухкилевое хвостовое оперение. В остальном машина была идентична модификации А. Состояли на воружении ВВС Польши.

PZL.37b

Вариант машины с двигателями Bristol Pegasus XXB или их польскими лицензионными клонами PZL Pegaz ХХ. Состояли на вооружении ВВС Польши. Ранние машины имели 7,7-мм пулеметы "Виккерс", более поздние - 7,92 пулеметы wz.37

PZL.37c

Экспортный вариант с двигателями Gnôme-Rhône 14NO1. Состояли на вооружении ВВС Греции. Также выпускались в Греции по польской лицензии.

PZL.37d

Экспортный вариант с двигателями Gnôme-Rhône 14N20/21 или их польскими лицензионными клонами PZL Gr14N20/21. Состояли на вооружении ВВС Дании, Бельгии, Эстонии, Финляндии, Румынии, Болгарии, Югославии и Турции. Также выпускались по лицензии в Финляндии, Бельгии, Дании, Эстонии и Турции.

PZL.37e

Недостаточная высотность лицензионных Bristol Pegasus заставила поляков отказаться дальнешего выпуска модификаций "Лосей" с этими двигателями для своих ВВС и ставить на них, как и на экспортные машины, лицензионные двигатели PZL Gr14N20/21. Также было усилено защитное вооружение машины, теперь составлявшее один пулемет калибра 7,92 в подфюзеляжной гондоле и два 20-мм "Элинкона" (первый - носовой и второй - в надфюзеляжной кабине стрелка). Данная модификация выпускалась в 1941 - 1942 гг. для польских ВВС

PZL.37Greeс

Появившийся в 1942 году модернизированный греческий лицензионный вариант, получивший двигатели КЕА ГР20/21 (лицензионные Gnôme-Rhône 14N20/21), носовой "Эрликон" и 13-мм пулемет в кабине стрелка. Подфюзеляжный пулемет сохранил калибр 7,92 мм. До начала итало-греческой войны было выпущено 32 машины этой модификации (еще ранее было выпущено греками 30 лицензионных машин модификации С), во время войны - еще 46 машин

Операторы:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 205 машин

Ἑλληνικὴ Βασιλικὴ Ἀεροπορία / Ελληνική Πολεμική Αεροπορία - 120 машин (в т.ч. 108 - греческого производства)

Suomen ilmavoimat - 60 машин (в т.ч. 58 - финского производства)

Türk Hava Kuvvetleri - 35 машин (в т.ч. 20 - турецкого производства)

Aeronautica Regala Romana - 30 машин

Царские ВВС Болгарии - 15 машин

Aviation Militaire Belge - 12 машин (в т.ч. 10 - бельгийского производства)

Југословенско краљевско ратно ваздухопловство - 10 машин

Hærens Flyvertropper - 6 машин (в т.ч. 5 - датского производства)

Eesti õhuvägi - 5 машин (в т.ч. 3 - эстонского производства)

Боевое применение:

Очень хороший в конце 30-х годов, к середине 40-х "Лось" уже успел весьма сильно устареть, и в 1944 году правительство Греческой Республики активно вело переговоры о покупке лицензии на более новый и современный польский бомбардировщик "Мись", но из-за оружейного эмбарго Лиги Наций лицензию на "Мися" греки приобрести не успели. На момент начала итало-греческой войны, в ВВС Греции насчитывалось 74 "Лося" (и еще 46 машин было выпущено за время войны), тем самым "Лось" был основным греческим бомбардировщиком. Несмотря на то, что машина к этому времени успела довольно существенно устареть, она активно применялась во время боевых действий против Италии.

ЛТХ (модификаций А и А bis / B / C / D, E и Grec):

размах крыла - 17,93 м.

длина - 12,92 м.

высота - 5,1 м.

двигатели - 2 х Bristol Pegasus XIIB (2х873 л.с.) / 2 х Bristol Pegasus XX или 2 х PZL Pegaz ХХ (2х918 л.с.) / 2 х Gnôme-Rhône 14NO1 (2х970 л.с.) / 2 х Gnôme-Rhône 14N20/21 или 2 х PZL Gr14N20/21 или 2 х КЕА ГР20/21 (2х1050 л.с.)

максимальная скорость - 396 / 412 / 460 / 490 км/ч

практический потолок - 4800 / 5900 / 7000 / 8500 м.

максимальная дальность полёта при полной бомбовой нагрузке - 1700 км.

максимальная дальность полета машины без бомбовой нагрузки - 2600 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.49 Miś

q_ywOw909xs.jpg

годы производства: 1942 - 1945

выпущено серийных машин: 199

Польский бомбардировщик, сменивший "Лося". Разработка самолёта была начата в 1937 году, технический проект был завершен в 1938 м, первый прототип поднялся в воздух в 1940 году а серийное производство было начато в апреле 1942 года. Бомбовая нагрузка машины составляла до 3000 кг. Все бомбы находились во внутренних бомбовых отсеках. Машина могла брать на борт 50-, 100-, 200- и 300-килограммовые бомбы.

Модификации:

PZL.49/I

Первый прототип с двигателями Bristol Hercules II (июнь 1940)

PZL.49/II

Второй прототип с двигателями Bristol Hercules III (январь 1941)

Машина показала весьма неплохие летные характеристики кроме одной - высотности. Высотность двигателей Bristol Hercules была сочтена поляками недостаточной, и было решено на все серийные машины ставить двигатели Гном-Рон, изначально предназначавшиеся исключительно для экспортного варианта машины PZL.49b, от варианта PZL.49a с двигателями "Бристоль" было решено отказаться

PZL.49/III

Третий прототип с двигателями Gnôme-Rhône 14N50/51 (август 1941). Машина была признана хорошей, но требующей небольшой доработки.

PZL.49/IV

Четвертый прототип с двигателями Gnôme-Rhône 14N50/51 (декабрь 1941). По результатам испытаний был признан эталоном для серийной машины.

PZL.49a

Индекс был в 1938 году зарезервирован для серийных машин с двигателями Bristol Hercules, серийные машины с этим индексом никогда не выпускались.

PZL.49b

Серийный вариант с двигателями Gnôme-Rhône 14N50/51 или их польскими лицензионными клонами PZL Gr14N50/51. Оборонительное вооружение - 20-мм автоматическая пушка HS.404 в носовой кабине, 20-мм "Эрликон" в верхней кабине стрелка, спаренный 7,92 мм. пулемет в нижней гондоле.

PZL.49b bis

От предыдущей модели отличался тем, что вместо HS.404 устанавливалась польская 20-мм пушка DL wz.43 а 7,92 мм. пулемет в нижней гондоле был заменен на 13-мм.

PZL.49c

Отличался усиленным защитным вооружением - носовая 37-мм автоматическая пушка DL wz.44, 20-мм "Эрликон" в задней кабине стрелка и 20-мм "Эрликон" в нижней гондоле.

PZL.49d

Отличался новыми 1600-сильными двигателями PZL Waran 14B

Операторы:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 164 машины

Aeronautica Regala Romana - 20 машин

Југословенско краљевско ратно ваздухопловство - 10 машин

Ελληνική Πολεμική Αεροπορία - 5 машин

Также Греция вела переговоры о закупке лицензии на производство "Мися", но они были прерваны в связи с оружейным эмбарго Лиги Наций, объявленным в отношении Греции и Италии.

ЛТХ (содификации А - С / D):

размах крыла - 18,2 м.

длина - 14,4 м.

высота - 4,8 м.

двигатели - 2 х Gnôme-Rhône 14N50/51 или 2 х PZL Gr14N50/51 (2х1400 л.с.) / 2 х PZL Waran 14B (2х1600 л.с.)

максимальная скорость - 520 / 550 км/ч

практический потолок - 9000 м. / 10.500 м.

максимальная дальность полёта при полной бомбовой нагрузке - 2000 км.

максимальная дальность полета машины без бомбовой нагрузки - 3000 км.

Боевое применение:

Партия из 5 машин была приобретена Греческой Республикой для ознакомпления в январе 1944 года, машина грекам очень понравилась и Греция вела переговоры о приобретении лицензии на их производство, но они были прерваны в связи с объявлением эмбарго Лиги Наций. Одна из пяти машин была уничтожена на аэродроме в самом начале войны, оставшиеся четыре машины продолжили воевать против итальянцев

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.68 Sarna

(нет фото)

Годы производства: 1945 - 1946

выпущено серийных машин: 42

Тяжелый четырехмоторный польский бомбардировщик. Разработка машины была начата в 1940 году. Технический проект в виде чертежей был завершен осенью 1941 года. Первый прототип поднялся в воздух летом 1943 года, а серийное производство машины было начато в конце 1945 года. Внешне машина напоминала собой сильно увеличенную четырехмоторную версию "Мися" - те же стремительные плавные обводы, тот же сдвоенный хвост. Полная бомбовая нагрузка машины составляла 5700 кг., и машина могла брать в свои бомбовые отсеки бомбы мощностью от 50 до 1000 кг. Защитное вооружение машины представляло собой четыре 20-мм "Эрликона" - сдвоенный в носовой части (диистанционно управляемый), один в надфюзеляжной кабине стрелка и один - в подфюзеляжной гондоле. Машина оснащалась четырьмя 1400-сильными двигателями Gnôme-Rhône 14N50/51 или их польскими лицензионными клонами PZL Gr14N50/51 (на первом, втором и третьем прототипах) или 1600-сильными PZL Waran14B (на остальных прототипах и серийных машинах).

модификации:

PZL.68/I

первый прототип без вооружения (июль 1943)

PZL.68/II

второй прототип без вооружения (декабрь 1943)

PZL.68/III

третий прототип (май 1944)

PZL.68/IV

четвертый прототип (октябрь 1944)

PZL.68/V

пятый прототип (апрель 1945)

PZL.68/VI

шестой прототип (август 1945), по результатам испытаний был утвержден в качестве эталона для серийных машин

PZL.68a

серийная машина. Принята на вооружение в декабре 1945 года. Для польских ВВС построено 42 машины.

Оператор:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 42 машины

ЛТХ:

размах крыла - 33,6 м.

длина - 21,9 м.

высота - 5,2 м.

двигатели - 4 х PZL Waran14B (4х1600 л.с.)

максимальная скорость - 530 км/ч

практический потолок - 10.0000 м.

максимальная дальность полёта при полной бомбовой нагрузке - 2750 км.

максимальная дальность полёта без бомбовой нагрузки - 4100 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

LWS-3 Mewa

LWS3_Mewa.jpg

годы производства: 1939 - 1941

выпущено серийных машин: 198

Польский фронтовой разведчик. Разработка машины начата в 1936 году, первый прототип поднялся в воздух в 1938 году, серийное производство начато в марте 1939 года. Польскими ВВС было заказано 150 таких машин, также машина выпускалась и на экспорт.

модификации:

LWS-3А, серийная модель  с 730-сильным двигателем Gnome-Rhône 14M05 Mars или его польским лицензионным клоном PZL Mars 5. Находилась на вооружении ВВС Польши.

LWS-3B, вариант с 860-сильным двигателем Fiat A.74RC, монтировавшимся в Болгарии (в Болгарию самолеты поставлялись без двигателя). Находилась на вооружении ВВС Болгарии

Операторы:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 150 машин

Царские ВВС Болгарии - 48 машин

ЛТХ (модификация А):

размах крыла - 13,45 м.

длина - 9,5 м.

высота - 2,65 м.

двигатель - Gnome-Rhône 14M05 Mars или  PZL Mars 5 (730 л.с.)

максимальная скорость - 360 км/ч

практический потолок - 8500 м.

практическая дальность - 700 км.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

LWS-7 Mewa II

(нет фото)

годы производства: 1942 - 1943

выпущено серийных машин: 70

Польский фронтовой разведчик, условершенствованный вариант LWS-3. Имела крыло увеличенного размаха и измененной конструкции (с двойным трапецевидным контуром с закругленными концами)

Разработка машины начата в 1939 году, первый прототип поднялся в воздух в 1940 году, серийное производство начато в апреле 1942 года

была представлена в единственной серийной модификации:

LWS-7A, серийный вариант для польских ВВС с двигателем Bristol Pegasus XX или его польским лицензионным клоном PZL Pegaz XX

Оператор:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 70 машин

ЛТХ:

размах крыла - 14,05 м.

длина - 9,5 м.

высота - 2,65 м.

двигатель - Bristol Pegasus XX или его польским лицензионным клоном PZL Pegaz XX (918 л.с.)

максимальная скорость - 425 км/ч

практический потолок - 7900 м.

практическая дальность - 725 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

LWS-11 Mewa III

(нет фото)

годы производства: 1943 - 1944

выпущено серийных машин: 50

Польский фронтовой разведчик, условершенствованный вариант LWS-7, получивший более легкий двигатель PZL Legwan 14A. В остальном конструкция машины практически не изменилась.

была представлена в единственной серийной модификации:

LWS-11A, с 1000-сильным двигателем PZL Legwan 14A

Операторы:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 30 машин

Ελληνική Πολεμική Αεροπορία - 20 машин

боевое применение:

В январе-феврале 1944 года первая партия из 20 машин была поставлено греческим ВВС (всего греки до конца 1945 года планировали закупить 200 таких машин, но помешало эмбарго Лиги Наций). Мевы III греческих ВВС применялись в ходе итало-греческой войны.

ЛТХ:

размах крыла - 14,05 м.

длина - 9,5 м.

высота - 2,65 м.

двигатель - PZL Legwan 14A (1000 л.с.)

максимальная скорость - 440 км/ч

практический потолок - 9000 м.

практическая дальность - 720 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PLZ.67 Gepard

(нет фото)

годы производства: 1943 - 1944

выпущено серийных машин: 25

Польский скоростной высотный разведчик. Первая попытка разработать двухмоторный высотный разведчик была предпринята PLZ в 1935 - 1936 годах, проект получил название "Żbik" ("Лесной кот"), но тогда, по причине отсутствия подходящих двигателей, машина так и не вышла за стадию чертежей. К проекту двухмоторного высотного разведывательного самолёта, получившему новое название "Гепард", поляки возвращаются в 1940 году, получив возможность использования двигателей "Испано-Сюиза". Подобно тому, как "Лесной кот" должен был быть конструктивно близок к "Вилку", так и "Гепард" был конструктивно близок к "Рыси", отличаясь от неё сильно удлиненными крыльями и тем, что в угоду высотности и скорости было решено пожертвовать защищенностью машины с целью максимально её облегчить. Бронирование на "Гепарде" практически отсутствовало, а оборонительное вооружение было представлено всего лишь двумя 7,92-мм пулемётами. Т.е. машина была бы практически беззащитна перед вражескими истребителями, если бы не то, ради чего поляки пожертвовали практически всей её защитой, максимально облегченный "Гепард", оснащенный двумя мощными двигателями "Испано-Сюиза" мог развивать скорость в 675 км/ч и имел практический потолок в 12.500 метров. Таким образом вражеским истребителям, чтобы сбить "практически беззащитную" машину сперва требовалось осуществить действие под названием "...но сначала - догоните".

Машина выпускалась в единственной серийной модификации PZL.67a и на экспорт не поставлялась по причине того, что вплоть до 1948 года само существование этой машины было государственной тайной.

Оператор:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 25 машин

ЛТХ:

размах крыла - 16,5 м.

длина - 9,3 м.

двигатели - 2 х Hispano Suiza 12Z-17 или 2 х PZL Hs12Z (2х1600 л.с.)

максимальная скорость -  675 км/ч

практический потолок - 12.500 м.

практическая дальность - 1750 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.61 Flaming

(нет фото)

годы производства: 1942 - 1943 (в Греции по польской лицензии до 1945)

выпущено серийных машин: 141 (в т.ч. 105 в Греции по польской лицензии)

Легкий морской истребитель / вспомогательный самолёт сил береговой обороны. Конструктивно машина практически не отличалась от PZL.45 "Сокол", по сути представляя всего лишь его поплавковую версию.

Серийные модификации:

PZL.61a

Принят на вооружение в апреле 1942 года. Оснащался двигателем Gnome-Rhône 14M05 Mars или его польским лицензионным клоном PZL Mars 5. Вооружение - четыре 7,92 мм. пулемета PWU wz.36. Состоял на вооружении ВВС Польши

PZL.61b

Чисто экспортный вариант машины, созданный в 1943 году. Отличался от предыдущего только вооружением (вместо четырех 7,92-мм пулеметов - два 13-мм PWU wz.42). Состоял на вооружении ВВС Греции. В Греции также выпускался по лицензии.

Операторы:

Morski Dywizjon Lotniczy - 24 машины

Ἑλληνικὴ Βασιλικὴ Ἀεροπορία / Ελληνική Πολεμική Αεροπορία - 117 машин

боевое применение:

На момент начала итало-греческой войны греки располагали 42 PZL.61b (12 - польского и 30 - греческого производства). За время войны на заводе КЕА было выпущено еще 75 машин. Машина активно использовалась в ходе боевых действий во время итало-греческой войны.

ЛТХ:

размах крыла -  12,14 м.

длина - 7,88 м.

высота - 2,75 м.

двигатель - Gnome-Rhône 14M05 Mars или PZL Mars 5 (730 л.с.), на машинах греческой постройки - KEA Ares 5 той-же мощности

максимальная скорость - 460 км/ч

практический потолок -  8000 м.

практическая дальность - 450 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

RWD-22

RWD_22-01.jpg

годы производства: 1941 - 1942

выпущено серийных машин: 36

В 1939 году поляками было приобретено 6 итальянских торпедоносцев CANT Z.506, но поляки хотели иметь более универсальную машину подобного класса, которой и стал разрабатывавшийся с 1938 года RWD-22. Он должен был выполнять роль учебной машины, машины сопровождения конвоев, основного самолёта сил береговой обороны, торпедоносца и бомбардировщика. Машина была оснащена двумя 7,92-мм пулеметами, могла нести двадцать четыре 12-килограммовых или четыре 100-килограммовых бомбы или одну 750-килограммовую торпеду.

Оператор:

Morski Dywizjon Lotniczy - 36 машин

ЛТХ:

размах крыла - 18 м.

длина - 13,8 м.

высота - 4,2 м.

двигатели - 2 х PZL G.1620B Mors B (2 х 430 л.с.)

максимальная скорость - 290 км/ч

практический потолок - 5500 м.

практическая дальность - 1100 км.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

PZL.60 Tygrys

(нет фото)

годы производства: 1942

выпущено серийных машин: 19

Польский гидросамолёт бомбардировщик-торпедоносец. Идея разработки подобной машины пришла полякам еще в конце 30-х годов, когда была предпринята попытка построить поплавковую версию бомбардировщика LWS-6 Zubr, но тогда эта машина была забракована военными. В 1940 году поляки возобновляют работу над машиной подобного класса, но уже на основе серийного "Лося". Конструкция "сохатого" была переработана таким образом, чтобы он имел поплавковое шасси, также машина получила возможность нести на внешней подвеске две 750-килограммовые торпеды. Помимо этого машина лишилась подфюзеляжной гондолы. Первый прототип поднялся в воздух в 1941 году, а в серийное производство (за счет того, что машина была в плане конструкции переделкой уже существующего "Лося") машина была запущена в 1942 году.

Выпускалась в единственной серийной модификации PZL.60a, имевшей двигатели  PZL Gr14N20/21. Защитное вооружение было представлено двумя 20-мм "Элинконами" (первый - носовой и второй - в надфюзеляжной кабине стрелка).

Операторы:

Morski Dywizjon Lotniczy - 4 машины

Aeronautica Regala Romana - 6 машин

Југословенско краљевско ратно ваздухопловство - 5 машин

Ἑλληνικὴ Βασιλικὴ Ἀεροπορία / Ελληνική Πολεμική Αεροπορία - 4 машины

боевое применение:

Четыре "Тыгрыса" греческих ВВС принимали участие в итало-греческой войне, однако в связи с незначительным числом таких машин серьёзного влияния на ход боевых действий оказать не смогли.

ЛТХ:

размах крыла - 17,93 м.

длина - 12,92 м.

высота - 5,3 м.

двигатели - 2 х PZL Gr14N20/21 (2х1050 л.с.)

максимальная скорость - 470 км/ч

практический потолок -  8500 м.

максимальная дальность полёта при полной бомбовой нагрузке - 1700 км.

максимальная дальность полета машины без бомбовой нагрузки - 2600 км.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

LWS-11 Mewa III (нет фото) годы производства: 1943 - 1944 выпущено серийных машин: 50 Польский фронтовой разведчик, условершенствованный вариант LWS-7, получивший более легкий двигатель PZL Legwan 14A. В остальном конструкция машины практически не изменилась. была представлена в единственной серийной модификации: LWS-11A, с 1000-сильным двигателем PZL Legwan 14A Операторы: Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 30 машин Ελληνική Πολεμική Αεροπορία - 20 машин боевое применение: В январе-феврале 1944 года первая партия из 20 машин была поставлено греческим ВВС (всего греки до конца 1945 года планировали закупить 200 таких машин, но помешало эмбарго Лиги Наций). Мевы III греческих ВВС применялись в ходе итало-греческой войны.

с учетом простоты конструкции, в 1944 году греческая сторона неофициально (официально продать лицензию в условиях эмбарго поляки не могли) приобрела всю необходимую документацию на "Меву III" и наладила на заводе КЕА выпуск её "полуофициальной" копии под названием "Гларос" (γλάρος - "чайка"). Главным отличием "Глароса" от "Мевы III" было то, что вместо 1000-сильного PZL Legwan 14А на "Гларос" устанавливался 730-сильный KEA Ares 5, уже выпускавшийся греками на КЕА. За время войны на заводе КЕА греки выпустили 327 самолётов "Гларос"

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

о коммерческих машинах не забываем

лицензионный Lockheed 18 Loadstar ака PZL.Lockheed Model 18

 

ldPy3AF-2eM.jpg

годы производства (в Польше): 1940 - 1948

выпущено серийных машин: 165 коммерческих и 59 военно-транспортных

откровенно низкие показатели разрабатываемого PZL.44 Wicher, равно как и "выкидывание на мороз" главного лоббиста оной машины Райского весной 1939 года, привели к тому, что прекративниеся было переговоры между Lockheed и PZL осенью 1939 года вновь возобновляются. Не прекращающая попыток закрепиться на европейском рынке компания "Локхед", как и в 1937-м, предлагает продажу лицензии на более чем льготных условиях (как и в 1937-м - всего лишь за 100.000 долларов) - но на сей раз лицензия предлагалась не на "Супер Электру" а на новейший "Лоудстар". И в феврале 1940 года поляки приобретают лицензию на выпуск "Лоудстар", который на PZL начинает выпускаться под наименованием PZL.Lochkeed Model 18. Для ВВС с 1941 по 1946 также выпускалась военно-транспортная модицифкация этой машины PZL.Lochkeed Model 18-TW (буквы TW обозначали "транспортовец войсковы")

Операторы коммерческих PZL.Lochkeed Model 18:

Polskie Linie Lotnicze „LOT” - 29 машин

Aero O/Y (Финляндия) - 30 машин

Devlet Hava Yollari (Турция) - 25 машин

SARTA (Румыния) - 20 машин

Τεχνικαί Αεροπορικαί Εκμεταλλεύσεις - 20 машин

Československá letecká společnost - 15 машин

Аеропут (Югославия) - 14 машин

MALÉRT (Венгрия) - 12 машин

Операторы военно-транспортных PZL.Lochkeed Model 18-TW:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 35 машин

Aeronautica Regala Romana - 24 машины

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

лицензионный Lockheed 049 Constellation ака PZL.Lockheed Model 49

 

AR1wN-mtzG8.jpg

годы производства (в Польше): 1943 - 1947 (до 1944 - отверточная сборка)

выпущено серийных машин: 37 коммерческих и 15 военно-транспортных

перво-наперво, следует отметить, что в ЭАИ без РЕИ ВМВ, история этой машины в самих США с самого начала будет развиваться более удачно. В ЭАИ нет реквизиции прототипа в конце 1941 года, нет закона о маратории на выпуск коммерческих машин и нет приоритета военных "Лайтингов", "Хадсонов" и "Вентур", поэтому разработка L.049 идет куда бодрее реала и первые прототипы этой машины поднимаются в воздух в США уже в 1942 году, а серийный выпуск машины начинается в США в феврале 1943 года. Теперь возвращаемся в Польшу. Условия лицензионного соглашения между PZL и "Локхед" были с одной стороны льготными, но с другой - довольно жесткими. Льготными они были в том плане, что стремящаяся сперва закрепиться, и затем и упрочить свои позиции на европейском рынке "Локхед" предоставляла PZL как льготные условия в плане цены лицензии на новые машины, так и приоритетный доступ к своим новым разработкам. Взамен PZL отказывалась от разработки собственных коммерческих пассажирских самолётов. PZL сохраняла полное право разрабатывать свои военные, спортивные, учебные и прочие самолёты, КРОМЕ коммерческих пассажирских машин, которые отныне должны были быть представлены исключительно лицензионными "Локхедами". Понятно, что поскольку, как и в РЕИ коммерческой тайны ради, "Локхед" не афишировала данную машину до того, как первый её прототип поднялся в воздух, то и поляки получили её спецификации только в 1942 году. Но зато "Лёт" стал второй авиакомпанией в мире, после, собственно, TWA, получившей в своё распоряжение "Констеллейшены". Первые пять машин американского выпуска были поставлены "Лёту" в марте 1943 - всего спустя месяц после того, как первые такие машины получила американская TWA. Уже в сентябре 1943 года на PZL начинается отверточная сборка лицензионных "Констеллейшенов" под названием PZL.Lochkeed Model 49, а летом 1944 года их производство было полностью локазизовано. Для польских ВВС выпускалась с 1944 года также военно-транспортная версия машины PZL.Lochkeed Model 49-TW

Операторы коммерческих PZL.Lochkeed Model 49:

Polskie Linie Lotnicze „LOT” - 16 машин (в т.ч. 5 - американского производства)

Československá letecká společnost - 8 машин

Aero O/Y (Финляндия) - 5 машин

SARTA (Румыния) - 5 машин

Аеропут (Югославия) - 4 машины

Τεχνικαί Αεροπορικαί Εκμεταλλεύσεις - 2 машины

MALÉRT (Венгрия) - 2 машины

Оператор военно-транспортных PZL.Lochkeed Model 49-TW:

Lotnictwo wojskowe Rzeczypospolitej Polskiej - 15 машин

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас