Sign in to follow this  
Followers 0

Арканар как он есть


6 posts in this topic

Posted

Представляю вниманию коллег мой старый уже случайно найденный  в архивах текст, опубликованный в журнале "Меридиан" (за него в далеком 2011 году получил премию на "Звездном мосту")

 


    "Итак, "не пора ли нам, товарищи, замахнуться на Вильяма нашего   Шекспира?"(с)       В смысле - не пора ли поговорить об Арканаре, в котором жил и    работал сотрудник Института экспериментальной истории Антон, более     известный как дон Румата Эсторский. О стране и городе,   где он, а в его лице и Земля потерпела весьма     чувствительное поражение.     Что мы можем сказать об Арканаре? Не домысливая и не делая  многозначительных и малообоснованных выводов, как это давно стало  модно среди сетевых критиков а четко следуя сеттингу произведения? 

***

 Для начала - пространственная локализация: северные пределы империи  (под названием Империя: Эстор - это именно ее метрополия,   "хартленд", не передавший свое название всей надгосударственной  структуре) вблизи Красного Хребта, область, именуемая Запроливье.   Империя эта, в отличие от любой из европейских, объемлет почти всю  Ойкумену, известную местным обитателям. На севере, как уже   говорилось, Красный Хребет, о землях за которым "много чего"  рассказывают. С запада (видимо) океан, за которым вроде есть какие-то страны (пришельцем откуда дон Рэба считает Румату). Что на юге и востоке - неизвестно. Может быть, море или варвары плюс горы и  пустыни. Сверхдержава существует в гордом одиночестве - даже не как Рим  эпохи расцвета а скорее как, ранний Китай. Империя существует уже    достаточно давно: род Руматы - старых имперских аристократов -  насчитывает двадцать два поколения, и не факт, что этот род самый   древний. Земные соответствия - ну, может быть, империя Каролингов.    Правда, ее инопланетный вариант оказался более удачливым, избежав и    Лотарингского договора, и Золотой буллы, и сильно расшатавших   единство конфликтов  светской и духовной власти. Во всяком случае, император   господствует в своем домене и имеет некую возможность влиять на  обстановку в вассальных королевствах - хотя бы через родовитую  аристократию.
    Империя эта достаточно обширна: герцогство Убанское, где повоевал   Арата Горбатый, находится "за три моря отсюда" (Трансильвания? Великое княжество Литовское? Местный вариант Московии?)...
    Было ли что-то в этих краях до Империи, не очень понятно. Однако   косвенные указания на это есть. К примеру, упомянуты книги "на  древних, ныне мертвых языках аборигенов Запроливья". Из этого    следует, что прежде тут жили люди, достаточно развитые, чтобы писать  книги. Какие тут могут быть соответствия? Латынь и греческий? Или,  как предположила Ю.Горишняя, - древнескандинавский? Возможно. Но автору приходит на   ум кельтский. (Последние книги, написанные огамическим кельтским  письмом, сгорели в ирландских монастырях в ходе войн за подчинение  этого острова Англии - и в церковных библиотеках, уничтоженных    Генрихом VIII по ходу местной "реформации".)     Занятная деталь: "носатость" ируканцев, соседей Арканара, - это как    раз кельтская национальная черта. 

***
  Еще не так давно -каких то триста лет тому -  Арканар  был вотчиной варваров, пришедших когда-то   из-за Красного Хребта. Кстати, отметим: варварские нашествия тут  были не гунно-монгольского типа (массы конницы и   великие каганы), а норманнского или саксонского (пешие орды свирепых   дикарей, не имеющие единого вождя).
  Пока Империя не окрепла и не пришла в себя, варвары владели  Запроливьем, более-менее успешно его грабя и разоряя, но как только  появилась возможность двинуть на север нормальную армию, оказались   вышвырнуты обратно за Хребет.
  И это тоже соответствует исторической правде. Несмотря на все   бойцовские качества рядовых воинов, хуже организованное сообщество   неизменно проигрывало, когда речь заходила о тактике, а тем более -  стратегии. Тут не помогают не только сила и ярость, но даже более  совершенное оружие: англичане побили индусов, несмотря на наличие у тех боевых ракет и мощных ружей, бивших дальше английских, не говоря   уже о превосходстве индийских клинков.     Ныне варвары не ощущаются как серьезная угроза, хотя и время от  времени напоминают о себе, небольшими шайками спускаясь с гор, и  воруя случайных путников.  И еще -мелочь но... поправим уважаемых мэтров насчет того, что варвары,  "никудышные в рукопашном бою", вынуждены компенсировать это умением  пускать из духовых ружей отравленные колючки. (Между прочим,  сарбакан в виде основного оружия подтверждает истинность легенд, что  за Красным Хребтом много лесов, подобных Икающему. Ибо это оружие  как раз лесовиков.) В рукопашном бою варвары всегда были   очень даже "кудышними", обычно превосходя более цивилизованных     бойцов. Отдельно взятый кельт или гот без труда справлялся с римским  легионером а викинг - с саксонским или французским дружинником. Тем более что время сложных фехтовальных систем еще не     пришло и придет нескоро - как указано у самих авторов, лет через   двести.
    Варвары, конечно, старинные враги, их не любят и боятся. Но  одновременно с ними, видимо, ведут какую-то торговлю, берут их  женщин в жены (вряд ли принц Хаар, герой романа Гура Сочинителя, был   единственным в своем роде). Они даже, как мы увидим ниже, состоят в  королевском войске - не исключено, что на службу их привлекают   именно благодаря репутации беспощадных головорезов. 

***

   Что у нас дальше?
 Церковь - вроде бы, как указывали критики, "католического типа"...
  Стоп! Вот с местной церковью вопросов как бы не больше всего!   Внешне как будто все именно так - меч духовный, меч светский,  еретики и колдуны на кострах, злые монахи, ненавидящие книжников и    грамотеев... Между тем стоит внимательнее вчитаться в текст, и   оказывается - ничего подобного!   Итак, рассмотрим арканарскую религию внимательнее. Что можно о ней  сказать, исходя из написанного Стругацкими? 
 Первое: никакой единой церкви в Империи, собственно говоря, и нет.    Ибо ни разу - ни разу! - в тексте не упомянут ни Великий Понтифик,  ни Архипастырь ни еще какой-нибудь Протопресвитер, или иной высший  духовный владыка, подобный    римским папам.    Более того - в тексте романа пестрят разнообразные "отцы" и   "братья": монахи и, так сказать, обычные священники. Но ни разу не    фигурирует  ни "преосвященство", ни "святейшество", ни даже  "преподобие". Самая высокая степень - аббат (настоятель монастыря).
    Епископа или архиепископа в Арканаре нет - не считая, конечно, "орла   нашего дона Рэбы". Да и у того епископство сомнительного свойства -   неизвестно, как арканарская церковная иерархия соотносится с чинами  Святого Ордена...
Второе -церковь в отличии от католицизма и даже протестантства в светские дела не вмешивается - о чем нам ясно сообщают авторы устами дона Руматы.
    Но мало этого - при описании Арканара не упомянуто не то что  городского собора, но даже и ни единой церквушки! Вот так - ни  единой! Неверящие могут сами перечитать "Трудно быть богом".     Челядь Руматы в церковь тоже не ходит, предпочитая молиться дома.  Есть святые места, вроде многочисленных могил святого Мики (в  прошлом грешника и пьяницы), которых только на Арканарской дороге по   меньшей мере семь. Существуют многочисленные монастыри, а также,   возможно, какие-нибудь молитвенные дома и часовни. Но церкви и храма  - ни одного.
    Еще одна любопытная деталь: в Империи существуют и мирно (хм???)    уживаются аж три официальные церкви, дружно проклявшие пресловутого  Вагу Колесо за неумеренную гордыню. 
    С чем напрашиваются аналогии? Вопрос небезынтересный. Европейские   реалии подталкивают к мысли поискать соответствий в протестантских  странах. Но и у лютеран, и тем более у англиканцев имеется и  иерархия, и первосвященники, и соборы с кирхами. Скорее уж приходит на ум  что-то совсем экзотическое, вроде альбигойцев или вальденсов (на   крайний случай - кальвинистов), но все равно - типичное "не то".
    Если выйти за рамки западного мира, то положение яснее не   становится. Что не православие и не другая восточная ветвь    христианства - само собой. Там патриарх, хоть плохонький, а быть  обязан (на Руси он исчезает лишь в петровскую эпоху, по всем
 параметрам не средневековую). Ислам тоже отпадает, даже суфийский.    Во-первых, опять-таки эта конфессия весьма активно вмешивается в   светские дела, во-вторых, подобной вере соответствует другой тип   государства, а именно халифат.
    Зато если бросить взгляд восточнее - и с удивлением обнаруживаем,    что если с чем-то сопоставлять арканарскую церковь, так это с   буддизмом.
    Налицо все признаки: невмешательство в светскую жизнь, очень высокая  роль монастырей и монахов, полное отсутствие иерархии. (Тибетский  далай-лама - это не просто исключение, а наследие иной традиции,  видимо, сохранившейся от древней веры Бон-По. Впрочем, и Святой Орден, вполне возможно, тоже к чему-то такому восходит.) Да и  религиозных войн между приверженцами хинаяны и махаяны не наблюдается.

***

    Что еще можно сказать об Арканаре?
    Прежде всего, Арканар - государство богатое и относительно  процветающее. Хотя и указано, что дон Рэба развалил экономику и   подорвал сельское хозяйство, но... Пшеница дешевеет, спрос на   доспехи устойчивый, чеканится золотая монета - а ведь далеко не все   европейские государства даже Нового Времени могли себе это позволить!  (Видимо, золото добывают там же, где и серебро: в предгорьях  Красного Хребта.)
  Строй сугубо феодальный, с ленными правами и вольностями - если уж два знатных рода сумели, объединившись, оттягать изрядный кусок  королевского домена.
Но с другой стороны, на дворе эпоха пусть и  не   абсолютизма, то уж начала его становления - точно.  Наряду с рыцарским ополчением есть и регулярная армия (солдаты  которой имеют обыкновение топить шпионов в нужниках), и регулярный  флот: галеры, вооруженные примитивными огнеметами. Также на службе  монарха имеются наемные отряды, где служат, правда, не местные   уроженцы, а "варвары в медных шапках". Развитая бюрократия с   министерствами, и единая денежная система. Для сравнения: во Франции   таковая окончательно введена лишь в XVI веке.

***

    Ну и, конечно, "серые роты".     
По мнению некоторых стругацковедов, "Серое движение" - модернизация,     и ничего такого быть не могло. Так ли? Посмотрим, что можно о нем сказать. Первое - движение это вроде как антифеодальное: не раз  подчеркивается, что "серые" не любят аристократов, а аристократы,     соответственно, серых. Но как тогда быть с тем, что в их рядах    немало дворян? Вспомним хотя бы мысленное замечание Руматы об  офицере, "старательном ублюдке из мелкопоместных", и авторские     комментарии о дворянских недорослях, обучающихся в Патриотической  школе.     Иными словами, Серое движение направлено не против дворянства как  такового, а против именно аристократии - как силы, противостоящей  абсолютному монарху и владеющей богатствами (последнее, пожалуй, на   первом месте).   Второе - это движение в основном горожан. (Отметим важную деталь:  городское самоуправление в Арканаре кончается на уровне цехов и   кварталов. Ни бургомистров, ни ратуши, ни прочих "буржуазных    излишеств"(с) не имеется - городом правит губернатор. Как было и в нашей истории - "к востоку от Суэца"(с).  Но опять же - не  всех горожан.    Скажем, подмастерья и бедные работники вроде  Кикуса-Хромача, равно как и сомнительные элементы вроде грамотеев, книготорговцев и прочих, туда не допускаются. Таким образом видим,что "Серые" - представители того самого пресловутого "среднего класса".
    (Не надо его слишком идеализировать - в реальных серых, то есть    коричневых, ротах, да и в черных отрядах, тоже были не  одни бедняки-пролетарии.)
 Далее - бойцы серых рот настроены весьма антиклерикально ("Эй, поп  - хочешь в лоб?").   Аналогии можно подбирать сколько угодно - от гуситов-таборитов до   опричнины. Везде видим похожие признаки: антиклерикализм при   уважении к религии "в принципе", антиаристократизм при весьма  большом проценте дворян как таковых, нарочитый монархизм и - не  обязательно, но часто - презрение к простому народу.
 Закончили все вышеупомянутые, как правило, плохо или даже очень  плохо. Что опять-таки соответствует изложенному Стругацкими.   В данном случае, видимо, ситуация в Арканаре станет чем-то средним между Чехией времен "рекатолизации" и Нидерландами времен герцога  Альбы. А учитывая, что у Святого Ордена репутация, мягко говоря, не   лучшая (иначе бы идея блокады захваченного им Арканара не была бы    выдвинута столь компетентным специалистом ИЭИ, как неформальный
 глава Соана дон Кондор), - весьма вероятна иностранная интервенция. Но это уже лежит за гранью истории Руматы-Антона, в которой одни читатели видят "трагедию мятущегося интеллигента", другие -    истерику слабака и хлюпика, не справившегося с должностными   обязанностями, третьи "духовный крах коммунара в столкновении с реальным миром".

***

    А в самом деле - что будет дальше с несчастным   Арканаром и с местной Ойкуменой в целом? 
Ну что ж... Попробуем  представить...
    Лаской и таской императоры начнут укреплять свою власть, используя  то купцов, то монахов, то аристократов. Ученик почтенного Синды  изобретет порох. Ученик отца Кабани - печатный станок.   Ируканский, а может быть, соанский капитан затеет переплыть океан и    откроет новые земли по другую его сторону.
    Механики додумаются до паровой машины и проведут "эту самую  промышленную революцию" (К. Еськов).
    Поданные будут с энтузиазмом свергать с трона королей и с не меньшим    энтузиазмом - возвращать троны их потомкам.     Имперское общество любителей кошек поставит памятник Ваге Колесу -    как первому защитнику прав домашних животных.    Главную площадь столицы герцогства Убанского переименуют в площадь    Араты Отважного.
    А некий профессор математики из Арканарской академии имени отца Кина  напишет пухлый труд по "новой арканарской хронологии". В котором с   математической точностью докажет, что видный государственный деятель  периода укрепления абсолютизма дон Рэба и знаменитый авантюрист  конца Третьей эпохи (м-м-м, кажется, это не из той оперы)  Румата Эсторский - одно и то же лицо. Ибо оба жили и умерли в одно время, оба любили одну и ту же женщину, и оба живо интересовались
 учеными людьми и книжниками - пусть даже с разными целями.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted


Немного, но со вкусом.  Это, полагаю, хорошо.

Но в архивах есть тема на много страниц, по истории этой цивилизации.  Читал ещё на заре своего знакомства с форумом.  Правда её авторы дальше "средневековья" не пошли. 

А ещё был фанфик, где на площади Арканара стоит памятник Дону Рэбе.  С отрубленной головой. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А ещё был фанфик, где на площади Арканара стоит памятник Дону Рэбе.  С отрубленной головой. 

и чья отрубленная голова была у Дона нашего Рэбы?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

и чья отрубленная голова была у Дона нашего Рэбы?

Своя.  За други своя, видимо, держал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

и чья отрубленная голова была у Дона нашего Рэбы?

Дона Рэбы Невинноубиенного. При этом ногами он попирал гадостного демона -дона Румату:happy:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0