"Броненосный минный таран "Архип Осипов"


32 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

 

 

Потопление "Ре д'Италия" таранным ударом "Фердинанда Макса" в сражении при Лиссе оказалось эпохальным событием – свыше 30 лет после этого таран считался оружием атаки. Поскольку в то время в основном ориентировались на бой в линейном классическом строю(эта тенденция сохраниться практически до 1й мировой войны), то корабли противоборствующих эскадр должны были сходится в схватке нос к носу, и при начале общей свалки в облаках густого белого дыма, как следствия стрельбы тогдашних орудий чёрным порохом, теоретически появлялись превосходные возможности для нанесения таранного удара. (Правда офицеры с более практическим взглядом на вещи отмечали, что пока корабль сохраняет ход, он в состоянии избежать таранного удара простым поворотом руля, а результат можно ожидать лишь в том случае, когда противник лишён хода и представляет собой неподвижную мишень.) 
"Таранная лихорадка" захватывала всех кораблестроителей в то время. И во Франции и в Германии, Италии и Испании и даже в Перу и Бразилии в состав флотов входили все новые таранные корабли. В Англии адмирал Сарториус с полной серьёзностью высказывался за то, чтобы срезать надводный борт исполинского лайнера "Грейт Истерна", покрыть его бронёй, установить винты в обеих оконечностях, вооружить тяжёлой артиллерией и использовать как таран. Для защиты от абордажных партий на нём предлагалось даже установить башни, из которых нападавших поливали бы струями кипятка. Франция отодвинула свою прежнюю тактическую доктрину на задний план, твёрдо уверовав, что тарана, и только тарана следует бояться теперь и впредь".
Многие морские деятели основывали будущую тактику флота на том принципе, что таран является единственным стоящим орудием борьбы на море.

Эта тенденция не миновала и Россию -приведя к совсем уже необычному решению.

Им стало создание особого минного тарана.

Группа молодых офицеров участвовавших в походе эскадры Лесовского в годы Гражданской войны между Севером и Югом(в том числе в частности Н.А.Римский-Корсаков и будущий флотоводец С.О.Макаров) во второй половине 1860х гг. предложила проект "Нарвал" - за основу которого был взят южный таранный броненосец "Манассус".

Напоминаем его историю.

В 1861г году, группа частных лиц в Новом Орлеане приобрела винтовой буксир "Enoch Train", для перестройки его в броненосный таран -названный "Манассус". Прежде, чем перестройка корабля была завершена, конфедеративный флот реквизировал его, и укомплектовал своими моряками. Надстройки и надводный борт буксира были срезаны до уровня ватерлинии, а все что осталось накрыли выпуклым броневым панцирем из железных плит. Броненосец не имел ни мачт, ни надстроек, лишь выступали две дымовые трубы, за которыми находилась боевая рубка, а также броневой навес над единственным пушечным портом в носу судна. Получилась бронированная «сигара» наполовину погруженная в воду.Вспомогательным оружием стала 64-фунтовая гладкоствольная пушка, установленная в броневой рубке носу. Пушка была предназначена для стрельбы вперед по курсу, в момент перед таранным ударом. . Он имел вид плавающей сигары, над которой возвышались две трубы. Весь корпус покрывался панцирем из дуба в 0,3 м, поверх которого шёл слой 38мм железных плит. Однако скорость перегруженного броней парохода упала до 4х узлов -что сделало его по сути бесполезным- и южане сожгли его при отступлении. Зная о нем из публикаций прессы северян, русские офицеры предложили создать аналогичные -но разумеется более быстроходные корабли для боя вблизи берегов и гаваней и на минно-артиллерийской позиции. Проект офицеров был поддержан адмиралом Бутаковым и великим князем Константином и работы начались. И вот с подачи С.О.Макарова таранные броненосцы предложили дооснастить шестовыми минами - по две на носу. Так и родилась концепция минного тарана -у которого наряду с таранным бивнем основным оружием будут мины.

Минно-броненосный таран рассматривали как смертельного противника обычного линкора-броненосца в эскадренном бою – или при атаке передовых порядков, или как "сокрушителя", удар которого наносится бы с тыла, после того как основные силы были уже связаны боем, своим шипроном добивающего поверженных минами врагов и наоборот - поражающих минами протараненные но еще находящиеся на плаву корабли противника.

В 1868 г. в Кронштадте был заложен первый корабль этого типа - "Архип Осипов".

Это было деревянное, покрытое бронёй судно водоизмещением 1510 т, которое имело карапасную палубу и выдающийся далеко вперёд таран. Его главный калибр - единственное 9" (229мм) орудие было установлено в носовой части. Во всех отношениях он представлял собой увеличенный "Манассус" с нарезным орудием вместо использовавшейся южанами карронады. Впрочем -в эскизных проектах предполагалось не изобретать велосипед, а установить по примеру прусского тарана "Принц Альберт", три 36-фунтовых гладкоствольных пушек, как сугубо вспомогательное оружие -корабль совсем без артиллерии было трудно представить не только адмиралам сформировавшимся в парусную эпоху но и новому поколению офицеров. Но позже решили и тут повторить "Маннаус" -разве что орудие выбрали нарезное и более мощное.

Сперва, впрочем, разработчики предполагали возможность установить орудие в башне системы Кольза. Однако потом пришли к выводу что "представляется маловероятным, что вращающаяся башня сможет выдержать сотрясение при таранном ударе", после чего Морской технический комитет заключил, что орудие следует разместить в неподвижной броневой рубке.

Его и установили в броневом каземате на поворотном горизонтально-скользящем станке, позволявшем вести горизонтальную наводку - орудие имело сектор обстрела 45°. Корабль развивал скорость 12,5 уз и отличался весьма малым диаметром циркуляции. Корпуса этих кораблей имели железный набор и деревянную обшивку, а впереди в подводной части был прикреплен четырехметровый стальной таран, который и являлся их главным оружием. Для огня по корме предусматривались все те же два 36-фунтовых орудия на деревянных лафетах, которые стреляли через бортовые амбразуры.

Возле труб имелась небольшая боевая рубка, а на ней узкий мостик и штурманская рубка. Странно, что это их вполне удовлетворительное расположение, ставшее через много лет стандартным, не было воспроизведено на последующих кораблях и в России и в мире - боевые рубки устанавливали где угодно, прежде чем окончательно остановились на расположении характерном "Архипа Осипова". Большая часть корпуса корабля была скрыта под водой, а снаружи его закрывал бронированный панцирь с круглыми обводами — открытыми остались лишь трубы и рубка, низко сидящий хорошо защищенный корпус, представлял трудноуязвимую цель.

О минном оружии следует сказать особо.

Изначально предполагались шестовые мины - специальная таранная 100-фунтовая корабельная мина системы полковника В. Ф. Петрушевского (вес без шеста — 152 кг, заряд — 37,5 кг артиллерийского пороха либо пироксилина. При этом конструкция этих мин предусматривала довольно прочный чугунный конический корпус, при слабой цинковой носовой крышке с гальваноударными взрывателями -чтобы энергия взрыва не рассеивалась в воде во все стороны а была направлена в основном вперед. Мины устанавливались на 14 метровых (20 аршин) выдвижных дубовых шестах толщиной 6 дюймов, усиленных железными трубчатыми накладками . Для избежания преждевременного взрыва носовую часть защищал деревянный полукруглый колпак - его предполагалось снимать перед приведением мины в боевое положение.

Шесты уходили целиком в корпус, размещаясь в особых трюмных коридорах. Двенадцать матросов под командованием минного офицера непосредственно перед атакой должны были вручную выдвигать шест вперед, а потом фиксировать особым массивным чугунным засовом. Чтобы длинный шест не слишком "провисал", его оконечность возле места крепления мины, была соединена специальным линем с кольцом в каморе, где были установлены мины -перед атакой камору надежно герметизировали и открывали амбразуру. Минная камора была собрана из листов железа толщиной 11 мм на заклепках и укреплена бандажами из кованных полос. Для установки мины она была снабжена задней дверью с гуттаперчевой герметизирующей прокладкой запиравшейся на задвижку шпингалетного типа и фиксировавшуюся шестью болтами и поперечным накладным брусом а для обслуживания -двумя боковыми сдвижными дверцами с кремальерами. В задней двери было проделано отверстие с сальником для шеста а дополнительной защитой от возможного прорыва воды служили массивные двустворчатые двери в минном коридоре в полутора метрах от каморы - их закрывали после выдвижения мины и закладывали дубовым брусом. С внешней стороны камора запиралась железной квадратной крышкой, открывавшейся из минного коридора особым запором с помощью длинного рычага, и заполнявшейся водой перед выдвижением мины в боевое положение двумя барашковыми кранами. Эта довольно сложная система была сперва сделана в одном экземпляре и испытана в опытовом бассейне Балтийского завода, и лишь потом установлена на корабль. Предусматривалась возможность атаки как двумя минами одновременно так и по очереди, причем как полагали разработчики - двойного взрыва мин не выдержит ни один корабль из имевшихся в мировых флотах.

Шестовые мины были дополнены двумя буксируемыми минами гарвеевского образца системы Макарова. Однако вскоре от них отказались - после того как на учениях у Гангута один из тросов макаровских мин намотался на винт тарана - что в реальном бою привело бы к самоподрыву корабля.

К тому моменту проекту "Нарвал" дали новое имя в честь головного корабля -"Архип Осипов".

(Архип Осипович Осипов (1802—1840) — рядовой Тенгинского полка, герой обороны Черноморской береговой линии, взорвавший себя в пороховом погребе вместе с захватившими крепость горцами)

Их решили называть в честь прославленных героизмом простых матросов и солдат - генерал-адмирал и курирующий русский флот великий князь Константин был склонен поиграть в демократизм. Но еще раньше было решено из планируемых шести на Балтике и четырех на Черном море строить лишь четыре.

После "Архипа Осипова" был заложен еще один аналогичный корабль -"Сергей Бухвостов" -в честь первого солдата петровской армии. Чуть позже -в 1873 году в Николаеве заложили два их "систепшипа" -"Петр Кошка" и "Игнатий Шевченко"(поименованные в честь героев обороны Севастополя).

В связи с изобретением метательных мин Эриксона, было решено перевооружить корабли ими. Дальность стрельбы по морской цели из 10-дюймового (254-мм) метательного минного аппарата — составила порядка четверти кабельтова (ок. 40 метров), вес заряда взрывчатки метательной мины — примерно 31 килограмм при весе самой мины — 74 кг. В итоговом варианте вооружение состояло из четырех носовых минных аппаратов -по два на амбразуру на месте минных камор и шести траверзных -по три на борт.

Из других нововведений, интересным решением было оснащение корабля накладной деревянной палубой-помостом, вмещавшей легкий ходовой мостик и шлюпки (позднее позиции 4х митральез). В случае затопления корабля палуба сохраняла плавучесть, превращаясь в три спасательных плота.

На фоне классических высокобортных батарейных броненосцев своего времени "Архип Осипов" должен был смотреться достаточно странной и чужеродной диковинкой с опасным новым оружием, которому приписывалась преувеличенная мощь. (Любопытная деталь - именно с "Архипа Осипова" срисовал Ж.Робида корабли атаковавших наш мир атлантов, обитавших в подводных городах его романа "Наследники Посейдона")

Но на самом деле тип "Архип Осипов" годился только для обороны гаваней и берегов. Малый запас хода, не очень высокая мореходность, и тот факт что внутренние условия корабля были довольно-таки некомфортными для команды накладывал непреодолимые ограничения.

(По этому поводу была даже сложена матросская шуточная песня на основе русской скороговорки.

"Ой "Осипов Архип"

я от службишки на ём охрип-охрип

И осип!!" )

Особо страдали команды на черноморских таранах, в жаркие дни превращавшихся в настоящую печку - не особо помогла даже установка двух насосов, поливавших бронированный корпус забортной водой, усиленных вентиляторов и даже экспериментального холодильника системы Джона Горри.

Самый дальний поход совершенный этими кораблями был переход "Архипа Осипова" из Кронштадта в Свеаборг. Даже при переходе новопостроенных черноморских кораблей из Николаева в Севастополь на всякий случай тщательно выбиралось время - чтобы исключить угрозу не то что шторма а сильного волнения. (Когда "Федор Кошка" шел на ремонт в Николаев из Керчи, он останавливался у мыса Тарханкут, чтобы погрузить уголь с заранее подошедшего из Одессы транспорта "Боспор").

Да и военная мощь этих кораблей оказалась сомнительной. Так, в 1885 году "Архип Осипов" предпринял учебную атаку на броненосец "Петр Великий" целью которой было выяснение возможности отражения английской атаки на Кронштадтскую гавань (в тот момент не исключалась война с Британской империей из за вопроса границ в Туркестане) и ни разу не попал учебными минами по "означенному противнику". (После этого корабли-тараны были спешно перевооружены торпедами).

Да и бронирование их в новых условиях выглядело слабым для эскадренного боя.

Из за обветшания деревянного корпуса и общей устарелости корабли типа "Нарвал" предполагалось списать в 1904 - но русско-японская война и потери флота заставили отложить это до 1908го.

Однако уже в 1900м "Сергей Бухвостов" был превращен в учебный корабль а "Игнатий Шевченко" был после пожара на борту разоружен и получил сомнительную честь стать фактически тюрьмой - плавучей казармой черноморской арестантской роты.

Но и до сих пор у военных историков нет единого мнения - было ли ошибкой создание этих кораблей?

 

Тип "Архип Осипов" ("Нарвал")

 

Годы постройки 1869-1876.

Годы службы -1869-1909

 

Водоизмещение -1510-1600 тонн

Скорость хода -максимальная 14 узлов("Петр Кошка"), экономическая -10 узлов.

Дальность плавания -300 миль

 

Вооружение

 

После вступления в строй: 1 9" 12-тонное дульнозарядное нарезное орудие Мотовилихинского завода, 2 36 -фунтовых дульнозарядных гладкоствольных(общий вес залпа 130 кг). После перевооружения в 1885 г.: 1 9" нарезное казнозарядное Обуховского завода, 2 6" казнозарядных Путиловского завода, 4 картечницы Пальмкранца (общий вес залпа 219 кг)

 

Бронирование -76-112 мм.

Минное оружие.

При вступлении в строй

2 шестовых мины системы Петрушевского ("Архип Осипов")

2 буксируемые мины системы Макарова

 

"Петр Кошка","Сергей Бухвостов", "Игнатий Шевченко" -

2 по 2 254 носовых минных аппарата для стрельбы минами (запас 3 мины на аппарат)

6 по 1 254 бортовых траверсных минных аппарата для стрельбы минами (запас 2 мины на аппарат)

 

После перевооружения в 1885 году

 

2 по 2 носовых торпедных аппарата (запас 8 мин Уайтхэда образца 1882 года, калибра 15"(381 мм)

4 по 1 траверсных минных аппарата запас (4 мины Уайтхэда образца 1882 года, калибра 15"(381 мм) (в аппаратах).

 

Экипаж 175 человек.

 (Энциклопедия "Русские боевые корабли" Том 4 (1860-1905), Рига, 1999)

Изменено пользователем Владимир Станкович

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Потопление "Ре д'Италия" таранным ударом "Фердинанда Макса" в сражении при Лиссе оказалось эпохальным событием – свыше 30 лет после этого таран считался оружием атаки. Поскольку в то время в основном ориентировались на бой в линейном классическом строю(эта тенденция сохраниться практически до 1й мировой войны), то корабли противоборствующих эскадр должны были сходится в схватке нос к носу, и при начале общей свалки в облаках густого белого дыма, как следствия стрельбы тогдашних орудий чёрным порохом, теоретически появлялись превосходные возможности для нанесения таранного удара. (Правда офицеры с более практическим взглядом на вещи отмечали, что пока корабль сохраняет ход, он в состоянии избежать таранного удара простым поворотом руля, а результат можно ожидать лишь в том случае, когда противник лишён хода и представляет собой неподвижную мишень.) 

Я так понимаю, развилка была сильно раньше Лиссы и там кто-то пытался в линейную тактику, а флагманом Персано был не "Аффондаторе"?

Группа молодых офицеров участвовавших в походе эскадры Лесовского в годы Гражданской войны между Севером и Югом(в том числе в частности Н.А.Римский-Корсаков и будущий флотоводец С.О.Макаров) во второй половине 1860х гг. предложила проект "Нарвал" - за основу которого был взят южный таранный броненосец "Манассус".

Выставлять Макарова и ко совсем уж пускающими слюни дегенератами все же не стоит.
Предложение во второй половине 1860-х копировать корыто, которое и в первой половине 1860-х было хреновым, приведет лишь к осмеянию предложившего.
С учетом темпов развития военно-морской техники в этот период, это примерно аналогично предложению эдак в 1948 скопировать И-153 и на серьезных щщах предлагать использовать его как истребитель.

Небольшой минный таран - да, вполне вероятно что предложат и построят. Но это будет что-то вроде USS Alarm.

Их решили называть в честь прославленных героизмом простых матросов и солдат - генерал-адмирал и курирующий русский флот великий князь Константин был склонен поиграть в демократизм. Но еще раньше было решено из планируемых шести на Балтике и четырех на Черном море строить лишь четыре.

А вот для этого развилка нужна поистине тектоническая. Причем сразу по двум направлениям: Во-первых, в РИ "демократизация" ниже лейтенантов не пошла. Да даже сильно более демократичные янки называть корабли в честь матросов и старшин начали, когда счет натурально на тысячи пошел и приличные названия кончились. Во-вторых, если "корабли, названные в честь матросов" при определенных обстоятельствах еще можно себе представить, то названные в честь солдат - нет.


Оно, конечно, правда, что в этот период каждый уважающий себя флот должен иметь серию занятных кораблей-посмешищ, но в этой роли "поповки" несравнимо круче.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А мне понравилось, это же предтечи подлодок нарисовали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Корабль под названием "Матрос Кошка" (или, по другим источникам, "Матрос Пётр Кошка") для Российского Императорского Флота строился, но не был принят. Но это 1902 год, и специфический корабль - сверхмалая ПЛ конструкции Колбасьева, предназначенная для диверсионных операций. Её должны были доставлять в разобранном виде на борту нейтрального судна, собирать и использовать для атаки в порту.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Матрос_Пётр_Кошка_(подводная_лодка)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Большой шестовый миноносец" реал, "В.К.Константин", помимо минных катеров, нёс мины и сам. Однако атак не предпринимал, поскольку это самоубийственно и оправдано лишь в крайнем случае.

ka27i.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот примерно так кораблик должен был выглядеть

 

тарангл.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У Джевецкого что-то подобное было. "Водобронный" миноносец.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Архип Осипов", учитывая суть его подвига, должен быть кораблём-камикадзе. Или хоть брандером.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Причём именование в честь сухопутных воинов, даже не простых солдат, для флота неправдоподобно. Так что это корабль Инженерного ведомства, средство обороны приморских крепостей, наряду, скажем, с мини-ПЛ Джевецкого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Лоцманское судно "Иван Сусанин" 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Лоцманское судно "Иван Сусанин" 

и бронированая плавбатарея "Не боись, не трону"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А также таможенный крейсер "А если найду?"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Плавбатарея должна называться - "Ян Жижка"

А таможенный крейсер - "Светлейший князь Меньшиков"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И однотипный ему "Дай что-нибудь"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если найду

Дай что-нибудь

это не серьезно. хорошие, годные таможенники (пусть даже и взяточники) так говорить не будут - это просто позор какой то....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

хорошие, годные таможенники (пусть даже и взяточники) так говорить не будут

"А если найду?" (в том числе и в дословно такой формулировке) даже на вполне цивилизованной российско-украинской границе в 2004-2013 озвучивалось регулярно. Но с забавным "разделением по ролям" - на ж\д "землю рыли" украинские таможенники и российские пограничники. Украинские пограничники и российские таможенники были вполне расслабленными. На паромной переправе с украинской стороны на расслабоне были все, с российской - лютовали все.

"Дай что-нибудь" от таможенников лично слышал дважды. На границе Киргизии и Узбекистана и Сирии и Ливана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Плавбатарея должна называться - "Ян Жижка"

"Василий Темный"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

украинские таможенники и российские пограничники

эти жалкие эпигоны... понимаете, найти примеров много можно, но называть корабль в честь таких обсосов - не вариант....

"Василий Темный"

ну как вариант... был еще какой то слепой суровый норвежец которого в бой оруженосцы водили а дальше все разбегались по сторонам....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Гакон Слепой?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Гакон Слепой?

он самый...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И однотипный ему "Дай что-нибудь"

Не, должен быть "Есть чо?" и "Дай закурить!", ну и флагманский таможенный "Чо такой дерзкий?"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну как вариант... был еще какой то слепой суровый норвежец которого в бой оруженосцы водили а дальше все разбегались по сторонам....

Ещё можно чешского короля Яна Люксембургского вспомнить

Когда он услышал команду к бою, он спросил, где его сын Карл. Оруженосцы сказали ему, что не знают, но, наверное, он где-то сражается, на что король сказал: "Господа, вы теперь все мои друзья и братья по оружию, поэтому я прошу вас, потому что я слеп, взять меня с собою в бой". Рыцари согласились, и, поскольку он не хотел затеряться в толчее, привязали его в седле боевого коня. Король поскакал в рядах французской конницы на англичан... все они были убиты. Утром король был найден мертвым на земле

(Жан Фруассар)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Яна Люксембургского

о, точно! Два чеха и норвежец (правда норвежец скорее всего литературный, поскольку реальный Якун был не слеп а леп (красив)) образуют отличное комплект названий для японских крейсеров типа Мацушима (ну помните, которые ни в кого так за всю карьеру и не попали)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

После вступления в строй: 1 9" 12-тонное дульнозарядное нарезное орудие Мотовилихинского завода, 2 36 -фунтовых дульнозарядных гладкоствольных

Чушь и херня. Дульнозарядные орудия средних калибров в 1869 отечественные заводы уже не производили, Последняя мотовилихинская дульнозарядная пушка, стреляющая ядрами - это 20" опытное орудие для броненосца "Крейсер", позднее предполагавшееся на фрегат "Минин".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Чушь и херня. Дульнозарядные орудия средних калибров в 1869 отечественные заводы уже не производили, Последняя мотовилихинская дульнозарядная пушка, стреляющая ядрами - это 20" опытное орудие для броненосца "Крейсер", позднее предполагавшееся на фрегат "Минин".

Ээ... ну вообще то ниоткуда не следует что пушка была сделана именно в 1869 а не взята из старых запасов

 

Выставлять Макарова и ко совсем уж пускающими слюни дегенератами все же не стоит. Предложение во второй половине 1860-х копировать корыто, которое и в первой половине 1860-х было хреновым, приведет лишь к осмеянию предложившего.

Во первых не копировать а развивать идеи таранного броненосца творчески изучив данный образец. А во вторых Макаров нужен для идеи дополнить таран минным оружием -да которой никто так и не додумался... Идея в итоге оказалась ошибочной само собой...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас