Записки ордусского путешественника


43 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Лу Си Цзин. Цзыньши Александрийского посольского приказа. Пу Си дзин - чьим двоюродным дедом был почтенный Лу, посвятил ему поэму "Служитель мудрости". В молодости служил начальником заставы на литовской границе, потом на разных должностях. Участник Малого Великого Посольства и нескольких миссий по приему на службу ценных для Ордорусси специалистов. Создатель первого в Цветущей Середине университета европейского типа - Великого училища западных наук. Систематизировал древние русские летописи (именно он открыл подлинник "Летописи инока Ивашки") Знал восемь языков. Данный дневник написан на русском, каковой почтенный Лу знал очень недурно и даже составил учебник этого языка для ханнеян. . К сожалению дневник его известен лишь в отрывках - подлинник как и многие ценнейшие документы (включая подлинник отысканной им "Летописи инока Ивашки") сгорели в Мосыкоу в ходе беспорядков начала позапрошлого века...


25 июня покинул я прекрасную Александрию Невскую и отправился по делам нашего Великого Государя в земли гокэ. 
Со мной двинулись мои жены- все три, а также свита -в которой среди слуг и писцов были  знатоки земель западных варваров -Петр Мак Набс - бывший маеор  английской армии, и Хемпри Ван Вейден - голландский шкипер в юности бывший школяром в Лейденском высшем училище.
Выехав из Пскова и миновал заставу въезжая во владения ливонцев - было странно видеть наших дородных вейбинов в удобных кафтанах и тощих стражников в дурацких коротких камзолах и с неудобными алебардами.
17 июля прибыли в Ригу.  Там были наняты первые работники - три подмастерья знающих хорошо обработку янтаря. Все они немолоды и по бедности неженаты, и все принадлежат не к немцам а к местному племени "labussov" или наподобие этого... Им по здешним немецким порядкам никогда не стать мастерами -оттого они охотно согласились. Выехали из Риги 23 июля. Мы поутру 26 числа пристали позавтракать в Ниммерзат, к бедному ямщику, у которого, кроме дурного хлеба и прогорклого масла, ничего не нашли. В 4 часа пополудни приехали в Мемель.  Обедали мы в деревнишке Саркау очень плохо.  30-го прибыли мы
в Кенигсберг. Я осматривал город, в который от роду моего приезжаю четвертый раз. Хотя я им никогда не прельщался, однако в нынешний приезд
показался он мне мрачнее.
Зулейке купил янтарное ожерелье а Маше платье здешнего покроя с голыми плечами. Она хоть и одела его но порадовалась что отец ее и мой тесть - князь Баран -Бельский -этого не видит - а то бы захотел ее высечь. 
 Всего же больше не понравилось мне их обыкновение: ввечеру в восемь часов садятся ужинать и ввечеру же в восемь часов вывозят
нечистоты из города. Сей обычай дает ясное понятие как об обонянии, так и о вкусе кенигсбергских жителей.
1-го в девять часов поутру вынес нас Янло-ван из Кенигсберга. Весь день были без обеда, потому что есть было нечего. Ужинали в Браунсберге очень
дурно.
 На другой день, 1 августа поутру рано приехали мы в городок, называемый Прусская Голландия, который нам очень понравился. В трактире,
куда пристали, нашли мы чистоту, хороший обед и всевозможную услугу. Тут  отдыхал я , стал здоров и весел, и мы ехали всю ночь благополучно.

Лейпциг, 13  августа 

Приехали мы сюда благополучно.  Из Кенигсберга  были мы в дороге до Лейпцига одиннадцать днёв...  По счастью нашему, прескучная медленность ямщиков награждалась прекрасной погодой и изобилием плодов земных. Во всей Западной Пруссии нашли мы множество абрикосов, груш, вишен - немногим хуже теплисских или таврических и даже отчасти тех что Цветущей Середине.  
Отобедав, ходили мы  в немецкий театр.  Мерзее ничего я от роду не видывал. Я не мог досмотреть первой части.
Не то что наш ханьский театр но и комедианты в русских землях неизмеримо выше этого разврата!
Мария же не сдержавшись ругалась неизвестными мне русскими словами - подозреваю, услышанными ею в бытность когда ее батюшка - князь Акакий Елпидифорович Баран Бельский, по прозвищу Лопата командовал стрельцами на войне против Магнуса Шведского(по прозвищу Мягкий Меч -коим он обязан по преданию поражению нанесенному моим тестем -хоть иные говорят и о иной, не слишком приличной причине сего прозвища).
 Поутру приехали мы в Росзиттен переменять лошадей. Росзиттен есть прескверная деревнишка. Ямщичий начальник -по здешнему почтмейстер живет в избе столь загаженной, что мы не могли в нее войти.
Обедали в преизрядном городе Ландсберге. Тут нас ждали собранные поверенным банка Ротшильдов (с ним ведет дела наш александрийский князь Гервасий - долгих ему лет и милости Небес)Исааком бен Беном искатели мест - два офицера, с дюжину мастеров оружейного и иного железного дела, и астроном. Поговорив с ними сам и посредством Мак Набса и Ван Вейдена, всех нашел годными. С оказией  отправлю  с подорожными в Александрию Невскую
 Ночевать приехали мы во Франкфурт-на-Одере , и трактир попался скверный. Нас, однако ж, уверяли, что он лучший в городе. 
Здесь напали на нас разбиваки* - напугав Зулейку  - но мы отбились - Машенька метко стреляла в злодеев из дорожных пистолей, Мак Набс рубил их  родовым клеймором не хуже чем повар капусту,  а нанятый  накануне ваффеншмидт (оружейник по нашему) Рихарт двух убил своим молотом как тараканов за што пожалован мной десятью золотыми.
После этого, ни о чем мы так не пеклись, как скорее выехать. Обедали мы в Милльрозе и так и сяк...

1 августа августа.  
Приехали в город Герцберг, где обедали очень плохо. Ночевали в городе Торгау...
Я нанял стеклянных дел мастера, умеющего по его словам и отзывам варить стекла для зрительных труб и очков. 
Увы - не Вейден ни Петр в сем деле не смыслят -остается поверить на слово...

Нюрнберг, 9 августа 

От самого Лейпцига до здешнего города было нам очень тяжко. Дороги адские, пища скверная, постели осыпаны клопами и блохами. Также и злодеи о чем сказано выше. Например не так давно шайка таковых как мне сказывали ограбила женский монастырь и обесчестила многих монахинь.
Даже тибетцы с их Черной Верой Бон себе такого не позволяют.  Вообще, сказать могу беспристрастно, что от Александрии Невской до
Нюрнберга достоинства  нашего отечества перетягивает сильно. Здесь во всем вельми хуже нашего: люди, лошади, земля, изобилие в нужных
съестных припасах, словом: у нас все лучше и мы больше люди, нежели немцы.
Поутру был я с визитом у своих банкиров, из коих один  дал нам на другой день великолепный обед.
Взял денег чтобы отправить нанятых мастеров в Александрию 
 19 августа в десять часов поутру выехали мы из Лейпцига, обедали в деревне Лангендорф очень плохо... 
По прибытии в Киль зафрахтовав шхуну погрузил на нее нанятых людей и наказал капитану отвезти их в Александрию Невскую, указав что там он получит столько же денег сколь от меня сейчас.
 21 августа обедали в местечке Ауме. Весь наш стол состоял из двух не изжаренных, а сожженных цыпленков, за которые не постыдились содрать
с нас червонный...
 22 августа был день для нас премучительный... Хуже дороги вообразить трудно. Обедали и ночевали в деревнишках, в избах крестьянских так скверно, что нас горе взяло. 23 августа обедали, или, лучше сказать, голодали, в городе Кранах .
25 августа к обеду приехали сюда, в Нюрнберг, и стали в трактире, в котором безмерная чистота и опрятность привели нас в
удивление.  Какое пирожное!
Какой десерт! О пирожном говорю я не для того только, что я до него охотник, но для того, что Нюрнберг пирожными славен в Европе. Скатерти,
салфетки тонки, чисты, — словом,  лучшего стола иметь не желал бы. Вполне Александрийский порядок...
Нанял кондиторского подмастерья - дабы обогатить кухню нашу сими сладостями -а пока определил его в помощь нашему повару Семке
31 августа к обеду приехали мы в Аугсбург.
 Надобно знать, что нюрнбергские мастера и живописцы писали обо мне в Аугсбург, почему и явились ко мне аугсбургские мастера. 
Ван Вейден и Мак Набс  опросили их однако нанял лишь одного обжигальщика изразцов и одного часовщика - все прочие по их словам - никчемные работники и пьяницы.
Все мы в открытых колясках поехали гулять за город . По возвращении ко мне все потчеваны у меня были лучшим чаем пуэром и молочным улунем. 
После обеда  возили нас на гульбище Все немецкие гульбища одинаковы. Наставлено в роще множество столиков;
за каждым сидит компания и прохлаждается пивом и табаком. Я спросил кофе, который мне тотчас подали. Таких мерзких помоев я от роду не
видывал — прямое рвотное снадобье. По возвращении домой мы потчевали компанию чаем пуэр, который немцы пили, как нектар.

 1 октября 1777 года

Боцен  лежит в яме.  Жителей в нем половина немцев, а другая итальянцев.
 Образ жизни итальянский,  то есть весьма много свинства.
Полы каменные и грязные; белье мерзкое; хлеб, какого у нас не едят нищие; чистая их вода то, что у нас помои. Словом, мы, увидя сие
преддверие Италии, оробели.
 После обеда ходил я  в итальянскую комедию. Театр адский. Он построен без полу и на
сыром месте. В две минуты комары меня растерзали, и я после первой сцены выбежал из него, как бешеный.
 Ввечеру был я на площади и смотрел марионеток. Ордусский Петрушка не хуже... Дурное житье в Боцене подвигло нас выехать из него.
 Поутру,  отправились из скаредного Боцена в Триент, который еще более привел нас в уныние. В самом лучшем трактире вонь, нечистота, мерзость...
 Мы весь вечер горевали, что заехали к скотам.
 После обеда был я в епископском дворце -надо было отдать письма от епископа александрийских латинян.  Сей вечер кончился тем, что показали нам погреб священнослужителя, в котором несколько сот страшных бочек стоят с винами издревле. Меня потчевали из некоторых, и я от двух рюмок чуть не с ног долой. Казалось бы, что лицу духовного звания - пусть и западной веры таким изобилием винных бочек больше стыдиться, нежели хвастать надлежало; но здесь кажут погреб на хвастовство.
 16 октября выехали мы  из Триента; обедали в карете.  Я послал гонца  в Верону, чтобы нам отворили ворота, ибо иначе были бы мы
принуждены у ворот ночевать. Гонца надо сказать пускать не хотели -ибо стражники были заняты с гонцом из Пизы - какой то вельможа тоже боялся быть застигнутым в дороге ночью... Дороговизна в Вероне ужасная; за все про все червонный.  Надобно отдать справедливость немецкой земле, что в ней житье вполы дешевле и вдвое лучше.
 Не понимаю, за что иные хвалят венецейское правление, когда на земле плодоноснейшей народ терпит голод. Мы в жизни нашей не только не едали,
даже и не видали такого мерзкого хлеба, какой ели в Вероне и какой здесь все знатнейшие люди едят. Причиною тому алчность правителей. В домах
печь хлебы запрещено, а хлебники платят страже - именуемой сбирами за позволение мешать сносную муку с прескверною, не говоря уже о том, что печь хлебы не смыслят.
Всего досаднее то, что на сие злоупотребление никому и роптать нельзя, потому что малейшее негодование на правительство венецианское
наказывается очень строго. Верона город многолюдный и, как все итальянские города, не то чтобы провонялый, но прокислый. Везде пахнет кислой капустой.
С непривычки я много мучился, удерживаясь от рвоты. Вонь происходит от гнилого винограда, который держат в погребах; а погреба у всякого дома
на улицу  отворены.
Водил я супруг своих смотреть древний амфитеатр. Му сказала что ему не хватает гармонии а Маша посетовала на людскую любовь к развлечениям. 
 19 октября выехали мы перед обедом из Вероны.  Ужинали в Мантуе .
20 октября поутру приехали в Модену.  
 Поутру возил я жен в галерею.  Отобедав, выехали из Модены и под вечер приехали в Болонью. За ужином под окнами дали нам
такой концерт, что мы заслушались. Я заплатил за него четверть рубля, которая была принята с великой благодарностью. 

Рим, 27 октября 
Я до Италии не мог себе вообразить, чтоб можно было в такой несносной скуке проводить свое время, как живут итальянцы. 
Из ста человек нет двух, с которыми можно б было как с умными людьми слово промолвить.
 Угощение у них, конечно, в вечер и полтины рубля не стоит.
 Мой банкир, человек пребогатый, дал мне обед и пригласил для меня большую компанию. Я, сидя за столом, за него краснелся: званый его обед
несравненно был хуже моего вседневного в трактире. Словом сказать, здесь живут, как скареды... 
Гостей ничем не потчевают, и не только  чаю или кофе-многими в Александрии любимого -  и воды не подносят.
 Маша  моя иначе мне о итальянинах не говорит, как бедные нищие...
 Правду сказать, и бедность здесь беспримерная: на каждом шагу останавливают нищие; хлеба нет, одежды нет, обуви нет. Все
почти наги и так тощи, как скелеты. Здесь всякий работный человек, буде занеможит недели на три, разоряется совершенно. В болезнь наживает долг,
а выздоровеет, едва может работою утолить голод. Чем же платить долг?
Продаст постель, платье — и побрел просить милостыню. Воров, мошенников, обманщиков здесь превеликое множество; убийства здесь почти вседневные.
 Итальянцы от такой жизни впали в упадок не токмо вещный но и духовный. Все злы безмерно и трусы подлейшие.  Честных людей во всей Италии, поистине сказать, так мало, что можно жить несколько лет и ни одного не встретить. Знатнейшей породы особы не стыдятся обманывать самым подлым образом. Наемные убивцы гуляют по улицам ожидая что кто то позовет их для их ужасных кровавых услуг а грабителей боятся даже стражники. 
 В Италии род и чины  не обязывают нимало к доброму поведению: веселые дома набиты дворянками.
В комнате, которую нам отвели и коя была лучшая, такая грязь и мерзость, какой, конечно, у моей скотины в хлевах никогда не бывает. 
Ни плодороднее страны, ни голоднее народа я не знаю. Италия доказывает, что в дурном правлении, при всем изобилии плодов земных, можно быть
прежалкими нищими.


11 ноября
Ко мне явился некий пожилой уже человек и назвался графом Мончини.
Он показал свои грамоты и Мак Набс сказал что это доподлинно граф.
Он просил разговора наедине для некоего тайного дела.
А в моих покоях он показал мне парсуну юной премилой девушки и сказал что это его дочь которую он готов мне уступить в жены за две тысячи золотых червонцев
Сие меня удивило - и он видя -пояснил - что у него нет денег на приданое ей а на это золото  он отправит на службу ко двору короля Сицилийского либо же римского архипротопопа своих сыновей.
Подумав - я согласился однако захотел повидать сперва засватанную мне девицу. При этом спросил у жен -согласятся ли они принять к себе четвертую? Му посокрушалась - не слишком ли я растрачу на новую женщину  свои жизненные силы но сказала однако что может быть она родит мне сына -коего пока не подарили мне ни она - увы бесплодная - ни Маша и Зулейка - приносившие пока лишь дочерей. Зулейка хоть и ударилась было в слезы -говоря что неужто она надоела мне -но в конечном счете сказала -мол пусть будет как хочет мой муж и господин.
Мария думала несколько дольше но тоже согласилась - правда выговорив себе право - обратить ее в православие.
Я как приверженец Кун-дзы ей не возражал...


Франция. Монпелъе, 11 января 1778 года

Мы здесь живем полтора месяца - я со спутниками и уже четыре моих жены.  Я уже полтора месяца как женат в четвертый раз. Воистину -я не даром потратил две тысячи червоных. Еле достигшая шестнадцати Катрин - Катерина как теперь ее зовут, отданная мне отцовской волей вполне покорна ей и как оказывается довольна - ибо один завтрак по ее словам в моем доме больше чем бывало съедалось за день ей и отцом. 
Правда сперва ее пришлось отмыть и расчесать...
Ибо здешние цырульники возводят из волос такие башни что и толку не дашь --использовали различные подушечки, набивку, валики, и проволочные основы. Чтобы весь шедевр удержать на голове, были и специальные средства  - пудра и помадка  из муки или крахмала, а в основе помадки было топленое сало с отдушками. Цырульник мог целый день творить волшебство на женской голове, и конечно, прически старались сохранить как можно дольше: ходили с ними несколько недель, а иногда и месяцев. И жертвы во имя красоты на этом не заканчивались: спали дамы сидя, чтобы не повредить свой шедевр на голове. Случалось не то что насекомые но и мыши забрались в глубоко волосы,  где они могли долгое время остаться незамеченной. 
Но ныне бывшая графиня отмыта и одета в пристойное платье -из числа тех что Ма купила будучи в гостях в семье Нурхаци Четвертого...
Она вполне соответствует нашим ханьским образцам  женской красоты - роскошные черные волосы, изогнутые черные брови, светлая кожа, большие глаза и маленький рот, изящные руки с тонкими пальцами и имеет  стройную фигуру с тонкой талией. Також и ягодицы -  они высокие и широкие, то это удобная подушка для любовного сражения.
Первая ночь тоже прошла выше всяких ожиданий - расколоть тыкву я сумел не причинив супруге боли и неудобств
Правда лишь одно смущает - Катерина стыдлива сверх меры - и не приступает к состязанию нарцисса и орхидеи без того чтобы прочесть молитву трижды и перекреститься раз двадцать. Также пока что не удалось склонить ее и к тому чтобы  войти через заднюю дверь. 
 Также она пока не готова к тому чтобы на нашем ложе присутствовали еще и Ма или Зулейка - впрочем и Маша имеет тот же предрассудок...
Впрочем как бы то ни было - я доволен... Обедаем дома, но я не всегда, потому что зван бываю к здешним знатным господам, а жены обыкновенно обедают сами. Здесь нет обычая звать дам обедать, а зовут ужинать. В пятом часу всякий понедельник ходим на концерт - Му изучает местную музыку. Маша и Катерина проводят дни за игрой в шахматы или спорах о вере. 
Катерина к слову расспрашивала Машу -как она христианка состоит в браке с человеком иной веры. Княжна Баран-Бельская просветила свою названную сестру объяснив что брак с вельможей это еще и повиновение властям -коим всякая душа согласно основам христианства должна быть покорна...
Зульфия же ведет дом и ругает слуг. И за дело - простой плов слуги приготовить не смогли - пришлось ей самой стать к казану. 

Вот сейчас пока я пишу эти строки, Ма пересказывает  Катарине отрывок и из «Лунь юй», глава «Шао мао»

Как-то к Учителю пришла женщина и спросила: “Почему, если у одного мужчины много женщин, это свидетельство его доблести, а если одна женщина спит со многими мужчинами, то ее считают существом низким и достойным осуждения?”– Это легко объяснить на примере, – отвечал ей Учитель

-Возьми чайник и завари в нем чай (женщина взяла чайник и заварила в нем чай по всем правилам), а потом разлей его по шести чашкам. Хорошо ли получилось?

– Да, хорошо, – ответила женщина, поднося чашку к губам.– Не увлекайся! – остановил ее Конфуций. – Это только первая часть урока. А теперь достань вон из того шкафчика шесть чайников и завари чай в каждом из них и налей понемногу из каждого чайника в одну чашку. Хорошо ли получилось?

– Да, отлично получилось! – ответила женщина.

– Вот дура! – вскричал Учитель

 ...25 февраля

Иногда мы ходим  ужинать к маркизу де Воляй. Он большой человек и взял подряды на корабли - и обещал нанять для меня корабельных плотников и мастеров
За стол садятся в полдесятого и сидят больше часа. Стол особ на семьдесят накрывается. Маркиз дает такие ужины три раза в неделю:
в понедельник , среду , пятницу.  
Белье столовое во всей Франции так мерзко, что у знатных праздничное несравненно хуже того, которое у нас в бедных домах в будни подается.
Оно так толсто и так скверно вымыто, что гадко рот утереть. Я не мог не изъявить моего удивления о том, что за таким хорошим столом вижу такое
скверное белье. На сие де Воляй сказывал мне: «Так его же не едят!». Подумать, какое глупое заключение: для того, что салфеток не едят, нет будто бы и нужды, чтобы они были чисты.
Кроме того, мало что они ветхие -  дыры на них зашиты голубыми нитками! Нет и столько ума, чтобы зашить их белыми.
Впрочем - может таков здешний фен-шуй? Я не даос и не гадатель - хотя надо было озаботиться и взять его в путешествие...
 Возвращусь теперь к описанию столов. Как скоро скажут, что кушанье на столе, то всякий мужчина возьмет даму за руку и поведет к столу. У
каждого за стулом стоит свой лакей. Буде же нет лакея, то несчастный гость хоть умри с голоду и с жажды.
Иначе и невозможно: по здешнему обычаю, блюд кругом не обносят, а надобно окинуть глазами стол и что полюбится, того спросить чрез своего
лакея. Перед гостем  не ставят ни вина, ни воды, а буде захочешь пить, то всякий раз посылай слугу своего к буфету.
Рассудить так и нелепость и несообразность: коли нет слуги, кому принести напиться, кому переменить тарелки, кого послать спросить какого-нибудь блюда а соседа твоего лакей, как ни проси, тарелки твоей не примет...
 Люди заслуженные, но не имеющие слуг, не садятся за стол, а ходят с тарелкой около сидящих и просят, чтобы кушанье на тарелку им положили.
Как скоро съест, то побежит в переднюю к поставленному для мытья посуды корыту, сам, бедный, тарелку свою вымоет и, вытря какой-нибудь грязной ветошью,
 побредет опять просить что-нибудь с блюд. Я сам видел все это и вижу вседневно при столе самого графа де Воляй. Часто потому беру я с собой второго слугу, и велю ему   служить какому-нибудь заслуженному но нищему господину.
 Впрочем - поварня французская довольно хороша: эту справедливость ей отдать надобно; они даже не пренебрегают лягушками и улитками - что есть и в ханьской кухне. Но  прислуга за столом очень дурна. 
Наша ордусская мода обносить блюда есть наиразумнейшая.
В Польше и в Немецкой земле тот же обычай, а здесь только перемудрили.
Спрашивал я и этому резон: сказал мне лакей маркиза, что для экономии: если-де блюды обносить, то надобно на них много кушанья накладывать. Спрашивал я, для чего вина и воды не ставят перед приборами? Отвечали мне, что и это для экономии: ибо-де примечено, коли бутылку поставить на стол, то один всю ее за столом и вылакает; а коли не поставить, то бутылка на пять персон становится.
Подумать,  из какой безделицы делается экономия: здесь самое лучшее столовое вино бутылка стоит шесть чох, а какое мы у нас
пьем— четыре чохи. Со всем тем для сей экономии не ставят вина в самых знатнейших домах. Клянусь по чести моей, что как живет у нас сюцай или староста  своим домиком, то есть как он пьет  и ест, так здесь живут первые люди; а твоего достатка люди рады б к тебе в слуги пойти.
Отчего же это происходит? Не понимаю.  О брат мой Ли Си цзин - если б ты здесь жил, как в Мосыкоу живешь, то тебя почли бы презнатною особою.

1 марта 1778 года
 Пришел к нам обедать посланник Чу Ча -проездом из Лондона на родину. Посол рассказывал о службе в Англии.
Когда я поведал ему о своих впечатлениях о скудости здешней - он сообщил что не только в одной Ирландии, где нанимал он моряков
 но и в тех частях Великой Британии, которые, считается, избавлены от ирландской нищеты, был свидетелям убогости,
по сравнению с которой условия ордусского мужика есть роскошь, живёт ли он средь городской скученности или в сквернейших деревушках захолустья.
Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин и даже бедный сарт сочтёт негодными для своей скотины да и
 тибетский пастух подумает - заселиться ли туда.
. В Александрийском улусе  изобилие продуктов, они хороши и дёшевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги, и
большая их часть вывозится .
У нас в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров
можно приобрести за гроши. Ордусский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях,
расположенных подле больших городов - например поставляя недавно распространившуюся "картоплю" на заводы  по выгонке эрготоу в Мосыкоу или поставляя  торф для теплиц у Александрии.
Законы же ужасные - послушав его рассказ Машенька не сдержалась и воскликнула -\"Да  там вешают буквально за "kher"!"
Чу Ча с улыбкой отчего то уточнил что вешают там за шею -но закон и в самом деле жесток.
Он сам  видел как без малого дюжину девочек в разноцветных платьицах, которых увозили на повешение. Их осудили за кражи и прочую мелочь - и Чу Ча даже предложил стражникам выкупить несчастных - но это оказалось невозможно... Он также посетил  суд  над несколькими совсем юными мальчишками, осужденными к повешению, которые разрыдались после оглашения приговора.
"Очевидно они  оказались совсем не готовы к этому. Никогда не видел, чтобы мальчики так плакали".- глубокомысленно изрек посланник. 
Катерина разразилась речью на французском русском и итальянском сказав что это оттого что англичане -злодейские еретики и государя своего Карлуса до смерти убили. И что в прекрасной Франции и Италии такое невозможно.

13 марта
 Я сегодня,  гуляя пешком по городу, зашел к виконтессе Бражелон с коей  коротко был знаком в Александрии Невской во время когда ее муж пребывал в посольстве при князе Гервасии.
Идучи на лестницу в парадные покои, услышал я внизу ее голос. Я воротился с лестницы и пошел туда, откуда слышен был ее голос, отворил
двери и нашел свою виконтессу на поварне; сидит за столиком с сыном и со своей горничной и изволит обедать на поварне против очага. Я извинился, откланиваясь, спрашивал ее, что за каприз к ней пришел обедать на поварне?
Она же безо всякого стыда отвечала мне, что как нет у нее за столом людей посторонних, то для экономии, чтобы не разводить огня в камине
столовой комнаты, обедает она на поварне, где в очаге огонь уже разведен. Жаловалась мне, что дрова очень дороги и что она одною
поварнею чувствительный убыток терпит.
Сказать по чести,  дрова здесь и вправду  очень дороги; я за два камина плачу двадцать рублей в месяц; но  смешно слышать, каких здесь обо
мне мыслей по одному тому, что у меня в камине огонь не переводится: «Чудовищный богач, счастливец! Сенатор китайский! Какой великий
господин!» Вот отзыв, коим меня удостаивают!
 Перстень мой, который ты знаешь -от деда доставшийся - и которого лучше бывают часто у наших  восьмикультурных гвардейцев, здесь в превеликой славе. Здесь алмазы только на дамах, а перстеньки носят маленькие. Мой им кажется величины безмерной и чистейшей воды. 
К слову о виконтессе - она сказала что ее муж состоит в некоей "комиссии" по новым ружьям - сейчас они как раз делают для французского войска новое ружье в семь линий -более надежное и дешевое чем прежнее. Думаю если купить ей хорошую алмазную брошь - то она замолвит за меня словечко перед мужем и выясню -что за ружья...

1 апреля 
Вместе с маеором Мак-Набсом ездили за город в оружейные мастерские виконта де Бражелона - осматривать нвоые ружья (обошлось мне в алмазную брошь, табакерку с рубинами и бриллиантами для мужа и еще в двадцать собольих шкурок ). Ружья как сказал маеор добрые -оттого мы наняли сразу шестерых подмастерий. Кроме того за двадцать золотых управляющий вынес лекала для стволов и замков. 
Вернулись мы ранее означенного времени и в спальне очам моим предстало неожиданное зрелище -Катерина и Маша спали в объятиях и совершенно нагими - а пальцы Катерины лежали на нефритовой ступеньке княжны Баран-Бельской - словно бы окончательно устраняя возможные сомнения...
Когда я деликатно постучал по пустому винному кубку ложечкой - будя моих прекрасных жен - то Катерина в ужасе вскочив рухнула на колени прося прощения... Маша же хоть и смутилась - но призналась что ей всегда втайне нравится любовь к ароматной наперснице, но лишь при условии что на ложе только женщины - а с мужем она стремится соединятся лишь когда я и она остаются вдвоем. 
Не зная что делать - право же всегда смущался женских слез я поднял рыдающую Катерину а потом задержал уходящую было Машу и уложил рядом. Та было воспротивилась моему намерению -но я прикрикнул на нее - после чего успокоил обоих так как предписано успокаивать женщин мужу ибо как сказал Учитель - женщина - друг человека... Без лишней скромности скажу что хоть и не сравнюсь с древним владыкой Чжоу-синем -коий обходил вкруг дворцовую арену  с обнаженной женщиной, поддерживаемой лишь его нефритовым жезлом -но обе красавицы были неоднократно побеждены...
 
(На этом заканчивается сохранившаяся часть дневника. Печатается по "Александрийский хронограф" том 3 за 1956 год)

 

* Имеются ввиду разбойники - почтенный Лу все таки не досконально знал русский

 

За основу взяты совершенно реальные  описания жизни Европы восемнадцатого века. Употреблены некоторые специфические китайские термины. 

Изменено пользователем Владимир Станкович

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно, не встречал ли почтенный цзянши Лу некого потомка немецких гокэ, из рода фон Визенов?...

 

Кстати, да,отрывки, вначале идут поздние путешествия, а потом ранние.  Правда, каким-то образом, у Лу, сначала, три жены, потом, в 1777 он женится на четвёртой, а потом, если вернуться в 1784-й, опять три.  Видно не выдержала, бедная Катарина Манчини, нефритового изобилия.... 

сейчас они как раз делают для французского войска новое ружье в семь линий

И вправду делают. https://kollekcioner-spb.ru/article/pulya_dura_shtyk_molodets_frantsuzskoe_ruzhye_obraztsa_1777_goda/

Хотя "линии" в Александрийском улусе вещь сомнительная - скорее 5,5 фэня будет. 

Весь наш стол состоял из двух не изжаренных, а сожженных цыпленков, за которые не постыдились содрать с нас червонный...

А вот это уже почти невозможно представить.  Во-первых, что, в Ордуси стали выделывать золотые монеты?  Во вторых, сколько же веса было в той монете, если ею платили за цыплят?

Здесь напали на нас разбиваки* - напугав Зулейку - но мы отбились - Машенька метко стреляла в злодеев из дорожных пистолей, Мак Набс рубил их родовым клеймором не хуже чем повар капусту, а нанятый накануне ваффеншмидт (оружейник по нашему) Рихарт двух убил своим молотом как тараканов за што пожалован мной десятью золотыми.

Целое войско напало...  Что, такие Рихарты ещё существовали?  То есть ручное выделывание клинков? 

Обедали в преизрядном городе Ландсберге.

Ночевать приехали мы во Франкфурт-на-Одере

Быстро ездят!

князь Акакий Елпидифорович Баран Бельский, по прозвищу Лопата командовал стрельцами на войне против Магнуса Шведского

Представить бы эту дивизию! 

 

И так далее.

За Ордусь - спасибо. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

искатели мест - два офицера, с дюжину мастеров оружейного и иного железного дела, и астроном

даже правильно обустроеная Ордусь вынуждена нанимать всяких ученых гейропейцев - это явная крамола, полагаю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

даже правильно обустроеная Ордусь вынуждена нанимать всяких ученых гейропейцев - это явная крамола, полагаю

Это странно, полагаю:yes:.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это странно, полагаю

даже в нарисованном магазине много народу и выбор неважный

Жванецкий порожняк не гнал, полагаю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Жванецкий порожняк не гнал, полагаю

Да, коллега.  Только меня, полагаю, интересуют ордусские дивизии и железнодорожная колея, а критика западного строя, это, так сказать, "в нагрузку". 

Изменено пользователем ALL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Замечу, что произведение, само по себе, никого не заинтересовало.  Критика, конечно, традиционная, но мiровой антураж критики как-то не вдохновил читающих. 

Когда Мусин Пу будет с масонами бороться и бунтовщиками в Мосыкэ? 

И, Восточная война - паки повторяю (хотя и бесполезно) этот сюжет хорошо бы соединить с утопистами тайпинами, которых хитро вразумляются одними увещеваниями (увидев, впрочем, что стрельбою только страну порушишь).  В дальнейшем Тайпины важная и стремящаяся не к странному, но возвышенному, фракция ордусского парламента.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Замечу, что произведение, само по себе, никого не заинтересовало.

   Да потому что "пустое", по сути. Изобильная Александрия в зоне рискованного земледелия и теплицы при необходимости нанимать зарубежного мастера-стекольщика, это взаимоисключающие параграфы. Семейка посланника то ещё цирк, потому как мусульманка с христианкой в гареме у язычника без перемены вер, это "нереал". Описание быта в Европе вообще какое-то беспросветное, прямо как у Мединского, а так же разнос местных художественных традиций это явный перебор. Опять-таки, при наличии Ордуси с "Иранским" улусом в составе, Османская Империя существовать не должна, так где описание Византии и балканских королевств?

   И всё в таком духе, даже если не упоминать обыкновенный детерминизм и пару издевательств над именами - в общем, не то это.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Описание быта в Европе вообще какое-то беспросветное, прямо как у Мединского

Оно скопировано прямым текстом с реальных путевых заметок Фонвизина (того самого). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да потому что "пустое"

Согласен.  Частью, скороспелое.

Изобильная Александрия в зоне рискованного земледелия

:grin::yes: Я думал - что у кого отнять - ничего не получается.  И волки сыты и овцы целы.

Опять-таки, при наличии Ордуси с "Иранским" улусом в составе, Османская Империя существовать не должна

Почему?  До Ирана руки дошли, а до османов нет.  Которые от этого ещё и усилились. 

пару издевательств над именами

Коллега любит выправлять имена;)

обыкновенный детерминизм

Код Гиас обходится без детерменизма, но часто твердят, что настоящую, годную АИ без знания матчасти не построишь.  Что есть матчасть, как не детерменизм?

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересный сюжет.

Замечание - у монголов в гаремах были женщины разных вер. Монголов это не тревожило.

Видимо устройство гарема Мусина Пу - это наследие ордынского периода в истории Ордуси.

А христианки Маша и Катарина знают заповедь Христа - "муж женою спасается"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

у монголов в гаремах были женщины разных вер

 

Монголы могли себе позволить, они согласия пленниц не спрашивали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Оно скопировано прямым текстом с реальных путевых заметок Фонвизина (того самого). 

Только смягчено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Монголы могли себе позволить, они согласия пленниц не спрашивали.

Лу Си Цзин богатый человек и, как не христианин, не обязан переводить в свою веру своих жён.  Да и у христиан, наверняка встречались некрещёные наложницы/гаремы. 

А христианки Маша и Катарина знают заповедь Христа - "муж женою спасается"

Думаю в Ордуси должны были возникнуть и быть приняты некоторые синкретические учения.  Ибо чистоту святоотеческого христианства в таких условиях соблюсти невозможно (и не соблюдают).  Или превалирует учение христианского мазохизма (китайцы христовым народом русь спасаются), что тоже, если не принять официально, на соборе - ересь.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

учение христианского мазохизма

 

А можно хотя бы главные догматы сего учения изложить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да и у христиан, наверняка встречались некрещёные наложницы/гаремы. 

Я вас удивлю, у христиан не встречалось гаремов)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Оно скопировано прямым текстом с реальных путевых заметок Фонвизина

Справедливости ради, у него все же не настолько всё однобоко, в частности даже ругая Францию он таки указывает и положительные моменты, не смотря на, как считают некоторые исследователи, ангажированность Фонвизина.  Русские путешественники были и до него и после и все писали о "Европах" разное, так что истиной в последней инстанции мнение Дениса Ивановича не является. (Иначе придется творчество де Кюстина считать непреложной фактологией по России)

 

ничего не получается

Суть всей Ордуси. Ни рыба, ни мясо и в раки не годиться.

 

До Ирана руки дошли, а до османов нет.

Османы сами дойдут в своей экспансии. РИ конфликт турок с Тимуром начался с янычарского захвата фактически вассального Тамерлану бейлика Эретны. А в АИ с уцелевшим Ильханатом, как составной части Ордуси, столкновение будет ещё раньше.

https://i.ytimg.com/vi/0Rjm_bSkTVM/maxresdefault.jpg?sqp=-oaymwEmCIAKENAF8quKqQMa8AEB-AH-CYAC0AWKAgwIABABGDcgOCh_MA8=&rs=AOn4CLA8ii1bvb4Xab7IQ3cxySuGfXPH5Q

годную АИ без знания матчасти не построишь

Есть проблемка, когда "матчасть" превращается в обычный пересказ РИ-событий без учета влияния от развилки - одно дело если речь о расхождении с РИ, в отдаленных друг от друга регионах регионах, например разгром Византии "персами и ко" никак не повлияет на объединительные процессы у монгол, но ведь тут Ордусь. И её существование не просто ДОЛЖНО, а ОБЯЗАНО искажать ход истории в Европе и на Ближнем Востоке. ... Опять таки, исходя из обсуждения тем на форуме, знание "матчасти" исключает любую развилку, так как подоплека событий ясно показывает, что "Иначе быть не могло, потому что не могло быть никогда!".

 

Лу Си Цзин богатый человек и, как не христианин, не обязан переводить в свою веру своих жён.

Которых ему, как нехристю и неверному, ни один уважающий себя монотеист не отдаст, будь он хоть потомком Конфуция. Религиозные реалии того периода таковы, что "война во имя веры" и прочий "промысел божий" полнейшая обыденность и попытки "веротерпимых" язычников набирать себе жен из христиан и мусульман без перехода в соответствующее вероисповедание послужит лишь поводом для конфликтов.

 

у христиан не встречалось гаремов

Что ж, технически, нет, но вот у конкистадоров в американских колониях неофициальные гаремы вполне были. Но они "христово слово" несли индейцам, истребляя и порабощая их, так что им можно было.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

так что им можно было

И им было нельзя))

 

неофициальные гаремы

Неофициально чего только не бывало. Но официально многожёнство в христианстве всегда было запрещено (да, я знаю про курьёзные истории с разрешением двоежёнства в Баварии после тридцатилетки и с разрешением крестившимся в первом поколении банту сохранить гаремы - но это именно что те редчайшие исключения, которыми поверяют правило).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А можно хотя бы главные догматы сего учения изложить?

Я думаю, Вы коллега более сведущи в христианстве - придумайте, пожалуйста сами (а для фанфика про Ордусь и так достаточно).

Я вас удивлю, у христиан не встречалось гаремов

Я вам удивлюсь, и не поверю. 

Коллега я тут в рамках одной темы пытался понять кое какие расклады в Речи 18 века, частично посмотрел биографии в 16, 17 веках. Глаз зацепился за то, что несколько аристократов в новое время держали гаремы/наложниц.

Коллега AVGUR говорит это в теме "Замойская ординация переносится...", 12 июля 2023 года.

Неофициально чего только не бывало

О неофициальном и речь.  К слову придираться смысла не вижу, суть, может, не совсем мусульманская, но сам термин вполне может быть и многозначным, выражая, так же и определённую европейскую специфику.

Суть всей Ордуси. Ни рыба, ни мясо и в раки не годиться.

Вкусы у всех разные.  Знающий фантаст извернётся и экономику придумает. 

Османы сами дойдут в своей экспансии. РИ конфликт турок с Тимуром начался с янычарского захвата фактически вассального Тамерлану бейлика Эретны. А в АИ с уцелевшим Ильханатом, как составной части Ордуси, столкновение будет ещё раньше.

Вы хотите сказать, что при неизбежных нападениях на "ордусский" Иран, турок придётся уконтропупить?  Коллега, по Рыбакову, да, Ильханат уцелел (чтобы вся нефть была ордусская;)))).  По Станковичу Иран завоёвывали в XVII веке.  Как было "на самом деле" - один Янло-Ван знает.  

Опять таки, исходя из обсуждения тем на форуме, знание "матчасти" исключает любую развилку, так как подоплека событий ясно показывает, что "Иначе быть не могло, потому что не могло быть никогда!".

Тут вы абсолютно правы.  Тем более, просчитывать подробно, это себе в сочинительстве вредить.  Но детерминизм и матчасть я понимаю как антураж и конструктор (слова, фонемы) из которого и сочиняют.  Без этого никак и негде.  Кроме того узнаваемость способствует положительному восприятию (тоже не раз говорил).

Которых ему, как нехристю и неверному, ни один уважающий себя монотеист не отдаст, будь он хоть потомком Конфуция.

Раз Ордусь существует, значит отдают. 

Религиозные реалии того периода таковы, что "война во имя веры" и прочий "промысел божий" полнейшая обыденность и попытки "веротерпимых" язычников набирать себе жен из христиан и мусульман без перехода в соответствующее вероисповедание послужит лишь поводом для конфликтов.

В благой Ордуси нет (вернее мало, значительно меньше, чем в остальном мире) конфликтов.  Тем она и притягательна (как и любая утопия).  Вам просто эта сказка не нравится.  А мне нравится.  А, поскольку, сказка уже есть, то мы, конечно, вольны вводить конфликты для развития сюжета.  Но с пониманием, что конфуцианцы, из сказки, их мудро купируют.  И чем подробней эта мудрость описана, тем лучше для текста, даже, если в рассуждениях заметны нестыковки.  Притом, нестыковки, при большом таланте автора, могут быть мало заметны.  Красивой демагогией/стилистикой замажет. 

Такая вот вселенная.

 

Однако, мы тут о гаремах, а где же автор?  Молчаливо следит за критикой, или скороспело позабыл о творении? 

 

 

Изменено пользователем ALL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  1. Во-первых, что, в Ордуси стали выделывать золотые монеты? 

Червонец изначально это как раз не русская монета 

Первоначально это золотая монета весом примерно 3,3—3,5 грамма без номинала, эквивалентная в разное время от 2 до 3,5 серебряных... Иногда  червонцами называли любые крупные золотые монеты

Вероятно и слово пришло из польского или скорее уж западно-русского. Так что это скорее дукаты или цехины. Как раз вполне удобно - не несколько пудов серебряных талеров а аккуратный кошелек

Во вторых, сколько же веса было в той монете, если ею платили за цыплят?

Так безбожно ободрать иностранца - сам герр Готт велел:)

Изобильная Александрия в зоне рискованного земледелия и теплицы при необходимости нанимать зарубежного мастера-стекольщика,

Во первых - Александрия хорошо живет не за счет сельского хозяйства - даже тепличного - а как столица улуса и морские ворота Ордуси на западном направлении.  Во вторых  - читать надо внимательно - не стекольщика а мастера умеющего варить оптическое стекло. (Даже сейчас дело не особо простое -турки вот и в 19в этого делать не умели).А обычные оконные стекла в том числе и для теплиц (они в РИ появились еще при Алексее Михалыче:)) умеют делать уже давно

потому как мусульманка с христианкой в гареме у язычника без перемены вер, это "нереал"

Мусульманок китайцы и в РИ вполне себе брали в жены - и мусульманское духовенство даже придумало для таких отношений какой то особый "временный брак" (читаем Л.Н.Гумилева). Что до христиан - вспомним хоть Марию Монгольскую...  Правда конечно Хулагу был вроде как христианин - но еще неизвестно кто с ортодоксальной точки зреняи хуже - богохульствующий еретик(с) несторианин, поносящий крест, или простой язычник. (Оно понятно - браки царей это особая статья - и ГГ конечно не ильхан - ну так и Бараны-Бельские не Палеологи:))

 

Я вас удивлю, у христиан не встречалось гаремов)))

См выше о Хулагуидах... Христиане а поди ж ты...

 

, ангажированность Фонвизина.

Дело в том что сообщенное Фонвизиным подтверждается и аутентичными источниками -причем слегка;) позднейшими

 

 

Следует увидеть Шампань и Пикардию, Лотарингию и Ниверне, Солонь, Лимузен, Бретань и т. д., и увидеть их с близкого расстояния. В домах одна комната, которая одновременно и кухня, и столовая, и общая спальня — для отца, матери, малышей… Эта же комната еще и подвал, и чердак, и амбар, и птичий двор. Свет проникает внутрь через узкие щели, все продувается насквозь, стекла почерневшие и разбитые, если они есть. Существуют целые провинции, в которых практически не используется оконное стекло. Помещение освещается чадящей масляной лампой. Пол земляной, неровный и сырой, кое–где встречаются лужи. Вы входите внутрь. По полу ползают маленькие дети. Говорю вам, я видел там уток, которые ищут корм!»

Это надо видеть. Надо войти в жилище бедного бретонского крестьянина, в его убогую хижину, крыша которой почти срослась с полом, а стены почернели от дыма. В этой ужасной халупе, куда свет проникает лишь через открытую дверь и гаснет, когда она закрывается, живет его полураздетая семья, весь скарб которой состоит из колченогого стола, скамьи, котла и нескольких предметов домашней утвари из дерева или глины; в качестве кровати — какой–то ящик, вместо постельного белья и одеяла — охапка соломы; в другом углу этой конуры на куче навоза жует свою жвачку тощая корова (хорошо еще, если она есть), молоко которой кормит всю семью

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

мусульманское духовенство даже придумало для таких отношений какой то особый "временный брак"

 

Википедия о нём пишет следующее:

 

Врéменный бракмут’а (араб. نكاح المتعة‎ — брак для удовольствия или временный брак‎, сигэ (перс. صیغه‎) — форма брака у мусульман-шиитов, заключаемого на определённый срок (от часа до нескольких лет).

Как в шиитских, так и в суннитских источниках зафиксирован тот факт, что временный брак был разрешён и практиковался мусульманами во времена пророка Мухаммеда и первых двух халифов, Абу Бакра и Умар. Сунниты утверждают, что временный брак был отменён самим пророком Мухаммедом и потому воспринимают его как прелюбодеяние. В свою очередь, шииты-имамиты считают отмену этой разновидности брака пророком недоказанной, а отмену халифом Умаром незаконной, поскольку сам Умар с их точки зрения являлся лишь узурпатором[2]. По мусульманскому преданию, содержащемуся у Табари, отмена Умаром временного брака вызвало возражение со стороны Али. Последний сказал: «Если бы Омар не запретил брака мут’а, то бедняк не впадал бы в прелюбодение»[3].

 

Временный брак в Коране[править | править код]

Для обозначения временного брака используется термин «мут’а» (существует также термин «сигá»), который точно переводится как «удовольствие». Во времена пророка Мухаммеда его использовали для обозначения брачных (чаще всего сексуальных) отношений на время, что зафиксировано и в шиитских, и в суннитских сборниках хадисов.

В качестве довода о дозволенности временного брака, шииты приводят из Корана аят 24 суры 4 и указывают на отсутствие отменяющего его аята.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Врéменный брак, мут’а (араб. نكاح المتعة‎ — брак для удовольствия или временный брак‎, сигэ (перс. صیغه‎) — форма брака у мусульман-шиитов, заключаемого на определённый срок (от часа до нескольких лет).

Я вот про это

 

В истории Синьцзяна были эпохи, когда смешанные браки были обычным явлением. "Распущенность" привела к тому, что уйгурские женщины вышли замуж за китайских мужчин и не носили вуали после окончания правления Якуб Бега. Уйгуры также верят, что их предки - ханьцы из исторических смешанных браков (см. примерно 10 век), например, те, кто жил в Турфане. В 1911-1949 годах, когда правил Гоминьдан, многие уйгурские девушки обращались к ханьским солдатам за помощью.Несмотря на запрет ислама, была создана форма временного брака, который мужчина мог легко расторгнуть, проигнорировав традиционный контракт. Тюркские мусульмане в Синьцзяне называли это "браком по расчету". 

https://en.wikipedia.org/wiki/Uyghur_women_under_Qing_rule

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

одета в пристойное платье -из числа тех что Ма купила будучи в гостях в семье Нурхаци Четвертого...

Ципао, вещь неплохая.  Правда современные.

Во первых - Александрия хорошо живет не за счет сельского хозяйства - даже тепличного - а как столица улуса и морские ворота Ордуси на западном направлении.

Но упоминаются в тексте и сельские жители, кои пасторально изобильны и богаты.  С временами Радищева как-то не сходится. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

упоминаются в тексте и сельские жители, кои пасторально изобильны и богаты

Не совсем так. Сказано что крестьянин может преуспеть - живя рядом со столицами... Вряд ли скажем обитатели рязанской глухомани сильно роскошествуют - другое дело что например в Ордуси как и в Китае в РИ продажа крестьян например места не имела 

Но странно что никто из коллег не покритиковал продажу графом собственной дочери и не удивился боевитой православной лесбиянке;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

не удивился боевитой православной лесбиянке

Вероятно нашли в этом, Ваш фирменный стиль;).  Впрочем, ясно, что она не зря была при батюшке, когда тот Магнуса в суомских землях громил. 

Не совсем так. Сказано что крестьянин может преуспеть - живя рядом со столицами... Вряд ли скажем обитатели рязанской глухомани сильно роскошествуют

Интересно, скорее, как сильно роскошествуют обитатели китайской глухомани.   Почтенный Лу должен был чаще думать о своих соотечественниках.  Но, может быть 50 на 50, поскольку он живёт в Александрийских владениях.  В общем, тогда лучше вписать, что вблизи крупных городов ордусские крестьяне роскошны.  Специально, но, как бы невзначай, подчеркнуть, что "вблизи".

При цинах земельный кризис уже намечался.  Не знаю как в городе, а в деревне, волею автора, сильные дома надо корчевать беспрерывно.  

Однако, где бы он не жил, при, в общем, одинаковом ВНП на душу, упоминаемая роскошь элиты и четыре жены в хороших ци-пао означает, что у многих (большинства) с этим всё плохо.  У кого отнять, даже без продажи?

Впрочем, я не отрицаю пасторально изобильной Ордуси, где жизнь идёт в соответствии с русской и китайской сказкой.  И все такие культурные, что знают четыре языка, умеют читать сто иероглифов и писать своё имя.   Главное, чтобы поменьше поводов для боевитости и расходов на это. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас