Является ли Волгоград/Сталинград самой "оптимальной" столицей Российской Империи?


228 сообщений в этой теме

Опубликовано:

немного бурого угля

в основном под Тулой. 

Всегда есть... на чем плавить

Дрянь-с. Нормальный "плавильный уголь" в больших партиях, а не кустарный древесный, и называется кокс, к тому же он весь привозной, из бурого кокс не получится, как ни химичь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в основном под Тулой. 

Ну так в Туле и лес на древесный уголь, и кузницы, и плавильни и даже приток Дона. Паршивый для судоходства Иванозёрский канал с загаженым Шатом.
 

Дрянь-с. Нормальный "плавильный уголь" в больших партиях, а не кустарный древесный, и называется кокс,

До XVIII-XIX века как то с этой дрянью делали рекордное количество чугунины и железо для петровских пушек, ядер, якорей и прочего - да и в Англии  тоже

Начиная с железного века, основным видом твёрдого топлива, использовавшимся для производства металла в сыродутных горнах, а затем в домницах и доменных печах был древесный уголь. В XVI—XVIII веках в Европе обострилась проблема истощения  лесов, в связи с чем начали проводиться опытные доменные плавки с использованием каменного угля. Все они были безуспешными. В результате экспериментов Абрахама Дарби I по созданию искусственного топлива в XVIII веке был открыт каменноугольный кокс. Первая доменная плавка на каменноугольном коксе была осуществлена в Великобритании его сыном Абрахамом Дарби II в 1735 году

В 1709 году Авраам Дарби I построил доменную печь на коксовом топливе для производства чугуна. Благодаря высокой прочности кокса доменные печи стали выше и больше. Доступность недорогого железа стала одним из факторов, приведших к промышленной революции. До этого для производства железа использовалось большое количество древесного угля, получаемого при сжигании древесины. По мере того как вырубка лесов перестала удовлетворять спрос, в Великобритании стало обычным делом заменять древесный уголь коксом. Кокс производили путём сжигания угля в кучах на земле таким образом, что сгорал только внешний слой, а внутренняя часть кучи оставалась в обугленном состоянии. В конце XVIII века были разработаны кирпичные печи-ульи, которые позволяли лучше контролировать процесс горения.[35]

В 1768 году Джон Уилкинсон построил более практичную печь для превращения угля в кокс.[36] Уилкинсон усовершенствовал процесс, построив угольные кучи вокруг низкой центральной трубы, сложенной из кирпича без раствора, с отверстиями для  поступления продуктов горения, что привело к повышению выхода более качественного кокса. Благодаря более умелому обжигу, укрытию и охлаждению куч к середине XIX века выход кокса увеличился примерно с 33% до 65%. Шотландская металлургическая промышленность быстро развивалась во второй четверти XIX века благодаря внедрению процесса горячей продувки на угольных месторождениях.[8]

В 1802 году недалеко от Шеффилда была построена батарея печей-ульев для коксования угольного пласта Силкстоун для выплавки стали в тиглях. К 1870 году на угольных месторождениях Западного Дарема работало 14 000 печей-ульев, которые производили 4 000 000 тонн кокса в год. В качестве меры расширения производства кокса можно привести тот факт, что в начале 1850-х годов потребности металлургической промышленности Великобритании в коксе составляли около 1 000 000 тонн в год, а к 1880 году выросли примерно до 7 000 000 тонн. Из них около 5 000 000 тонн было добыто в графстве Дарем, 1 000 000 тонн — на угольном месторождении в Южном Уэльсе и 1 000 000 тонн — в Йоркшире и Дербишире.[8]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

У Менделеева есть расчет ("Уральская железная промышленность в 1899" часть 3), что для производства 300 млн.пудов чугуна на древесном угле нужно 15 млн. десятин леса. Реально может и меньше, потому что он заложил с большим запасом угар дров и недобор прироста.

Но в масштабах страны 0,3 млрд. пудов (5 млн. тонн) это небольшая часть потребности, все равно без шахт и кокса не обойтись. На такую страну, как Россия, нужно в двадцать раз больше. А 300 млн. десятин леса, весь прирост которых уйдет в уголь, это вряд ли посильно для экономики. Разве что как в Китае, с домной угольной кучей в каждом хуторе. К тому времени, когда у нас будет СТОЛЬКО лишнего населения, уже угольные залежи разработают давно.

Изменено пользователем Curioz

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

из бурого кокс не получится

Сам по себе бурый уголь имеет низкую удельную теплоту сгорания и каменноугольный кокс заменить целиком не может, однако как замена топливу для обогрева, как порошковое топливо при недоменой плавке (у кузнецов и кустарей) или как восстановитель при доменной выплавке вполне годится. Кроме того сажа и пепел бурого угля могут использоваться как компонент при изготовлении кирпичей и подкормки-удобрения в сельском хозяйстве. Строго говоря, потому Тула и Москва имели достаточное количество железа и не извели все леса полностью (хотя к правлению Елизаветы Петровны они сильно поредели и многие подмосковные углежогни закрылись). Была дрянная замена, однако была + Фосфорит как удобрение, глины как строительно-ремесленный материал, известняки для стройки и химического производства. 

В близи же Царицына/Сталинграда/Волгограда только песок. Железо и фосфорит дальше на северо-запад к Воронежу. Есть даже нефть и газ с титаном, железо ближе к Самаре, но угля нет. И лесов не много

https://otvet.imgsmail.ru/download/36734039_7b3d09b45b3c6d821bafa8cff9503e07_800.jpg 
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/Карта_растительности_Волгоградской_области.jpg 

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

угля нет

Угля есть. Донецкий угольный бассейн, но это, конечно, не без возвращения требований к каналу ;-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Угля есть. Донецкий угольный бассейн

И как его притащить? Канала нет, Дон в Волгу не впадает 
 

требований к каналу ;-)

Коллега вот вы все смайлики ставите, а сам канал как построить не предложили 
Кроме того, граница в степи никуда не девается и ничем не прикрыта. Как в такой ситуации добывать уголь? Ещё и в жару с отсутствием воды для питья и водокачек  

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В близи же Царицына/Сталинграда/Волгограда только песок

Опять же, мы столицу выбираем или промышленный кластер?

Столице промышленность не нужна и даже вредна (потому что пролетариат - потенциальный источник бунтов).

 

Столице нужны:

1. Безопасность от внешних угроз.

2. Безопасность от внутренних угроз.

3. Удобные пути сообщения (водные, шоссейные, железнодорожные) с регионами страны.

4. Удобные пути сообщения (водные, шоссейные, железнодорожные) с основными внешними  хозяйственно-экономическими и военно-политическими партнёрами.

5. Наличие линий связи (ямская служба, затем световой или механический телеграф, затем электрический телеграф) с регионами страны, соседними странами и основными внешними партнёрами.

6. Удобство размещения (строительства и эксплуатации) присутственных мест.

7. Удобство размещения (строительства и эксплуатации) мест жительства руководства страны и чиновников.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

сам канал как построить не предложили

ЧГ мне лень лезть искать точную цытату из Радова. Было у него в серии Читтановой, силами ландмилицкими.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ЧГ мне лень лезть искать точную цытату из Радова. Было у него в серии Читтановой, силами ландмилицкими.

Стало быть плана нет. Даже приблизительного. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

плана нет

у вас -- нет, в литературе (АИшной, между прочим) -- описано ;-) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Москва - город на притоке Оки недалеко от Волги между бывшими княжествами удельными - от Можайска до Коломны, а потом до Нижнего Новгорода. С лесом строительным и отопительным, глиной, известняком, фосфоритом. Есть где прятаться от противников и устраивать засады, есть материал из чего строить дома и укрепления, из чего делать вещи, чем обогреваться зимой, на чем торговать, где добыть пропитание. Про религиозный центр я молчу. В Киеве почти все тоже самое в том же наборе, только Днепр один и порожистый ниже по течению, и поляки торчат дольше. 

Санкт-Петербург - порт, замыкающий речную систему Волги и Озёр с выходом к через Балтийское море в Океан и потенциальным выходом к Белому морю на севере. Кругом есть лес, торф, фосфорит, чего не хватает, привозят на торг по рекам из Центральной России по сплаву, чего нет - то привозят морем из-за границы. Уголь быстрей и ближе, чем с юга по тем путям которые есть. Ну физически он ближе за 2350 км из Ньюкасла чем 2500-2766-3650 км по речным колдобинам вверх по рекам. Да климат вызывает геморроидальный цвет лица, однако же живут и не плохо. Если канализацию и водопровод нормальные сделать и коммуналки расселить. 

Царицын - сторожевой форпост на южных рубежах на берегу реки в степи. Важный форпост, но не конечный пункт на берегу моря, как Астрахань или Азов-Ростов на Дону. Кругом ни достаточного леса, ни близости моря как торгового пути и смягчения климата, жара летом, ветра дикие, зимой холод от которого непонятно как укрываться и согреваться топляком. Вот же замечательное место для столицы! Захотелось именно тут придуркам-боярам и царю-дегенерату столицу, вдохновились эти Альтернативщики как интересной задачей - переехали. На степь любоваться, арбузы есть с грядки. 

у вас -- нет, в литературе (АИшной, между прочим) -- описано ;-) 

Вам смешно,  я понимаю (с) Пальцем прочертить и обхохочешься 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В литературе АИ типы вроде Жоффруа-Шато тоже не слишком утруждался. Захотелось и строчит, как Наполеон весь мир покоряет, "творческое ожило" (с) И не важно, физика, погода, логистика, психология, это все фигня. Хочет он, как дите в детском саду, и считайтесь с этим. 
Почему мы должны считаться с абстрактным фактом существования канала, который не могли построить до середины XX века?  Где кряж как зуб в носу? Где 13 шлюзов пришлось ставить? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот же замечательное место для столицы! Захотелось именно тут придуркам-боярам и царю-дегенерату столицу

Пусть делают столицу. Пусть как Петька 1 увозят в эту столицу всех своих приближённых. Там их захватят в плен какие-нибудь татары или турки, продадут на мясо на каком-нибудь бусурманском рынке и и будет в России праздник - день освобождения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пусть делают столицу. Пусть как Петька 1 увозят в эту столицу всех своих приближённых

И кто как он может это сделать раньше него, как коллега dragon.nur указывает? 

 

Там их захватят в плен какие-нибудь татары или турки, продадут на мясо на каком-нибудь бусурманском рынке и и будет в России праздник - день освобождения.

Жалобу отправил 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Угля есть. Донецкий угольный бассейн

До 1860-ых - нет.

Правом добычи угля тут владело Войско Донское. А им оно было не нужно. Кое-что добывали - хватало для Луганского металлургического, но это были крохи по сравнению с выработкой Пермских и в целом уральских заводов.

 

В принципе, если альтернативим, то можем посчитать, что уже в 1830-ых удалось договориться с Войском Донским и начать массовую разработку Донецкого бассейна.

Но тогда выгоднее всего получается размещение металлургического кластера в нижнем Дону - ниже впадения Северского Донца (вокруг которого Донбасс и раскинулся) в Дон.

 

Почему ниже? Потому что сплавлять баржи с углем проще, чем тащить их против течения вверх до Калача.

 

Где взять руду? 

Ну, Курская магнитная аномалия ещё не разработана - тут месторождение доказано только в 1909.

Магнитная гора на Южном Урале ещё совсем-совсем не разработана.

Криворожское месторождение будет доказано только в середине 1860-ых.

Остаётся только вариант - доставлять руды с Камы. Опять же - удобно: по Каме и Волге сплав (не против течения), по Дону тоже сплав.

 

Канал нет

Да, канала нет.

И строить его в тех масштабах, как его строили в Союзе, при царизме никто не будет.

Могли бы построить канал под суда меньшего размера, в т.ч. меньшей осадки.

Барок известно три типа: 1) ветлугские, или гофманки, назв. по р. Ветлуге, с которой они сплавляются на Волгу к посаду Дубовке с дегтем и отсюда перевозятся на Д.; длина их до 22 с., шир. до 16 1/2 арш., поднимают до 12000 пуд. при осадке в 3 1/2 четв.; чрезвычайно удобны для верхового хода; для низового пути, при выгодах большого подъема, они, однако же, неповоротливы и требуют много рабочих.

https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Дон,_река_в_России

"Четверть" - это четверть аршина.

Аршин - 16 вершков, т.е. четверть - это 4 вершка.

Следовательно, 3,5 четверти - это 14 вершков.

Вершок - 4,445 см. Следовательно, 14 вершков - это всего 62,23 см.

 

Но даже и без канала:

... устройства Волго-Донской ж. д. (в 1861 г.) ...

... В прежнее время 70-верстный волок между Д. и Волгою в точке наибольшего сближения этих двух pp., между волжским посадом Дубовкой и Качалинскою пр. на Дону, имел большое значение для донской торговли. Товары привозились гужом; неоднократно делались попытки, начиная с Петра I, к прорытию канала; позднее, именно в 1846 г., построена конно-железная дорога. Со времени открытия Волго-Донской железной дороги Качалинская и Беляевская пристани постепенно уступили первенство Калачевской пристани, до того представлявшей скромный хутор на берегу Д. Привозимые к Ростову произведения, преимущественно восточных губерний, отправляются за границу и в наши порты Черного и Азовского морей, а произведения низовьев Д. и доставляемые в Ростов иностранные товары отправляются внутрь России частью по ж. д., частью же вверх по Д.

 

Изменено пользователем shuricos

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

И кто как он может это сделать раньше него, как коллега dragon.nur указывает?

Тмутаракань была когда-то. Вроде недалеко.

 

Жалобу отправил

Вот так вот и отвечай на фразы "придурки-бояре" и "дегенераты-цари". Фу.

Изменено пользователем hanhnets

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если канализацию и водопровод нормальные сделать и коммуналки расселить

Что случилось в 21 веке.

прочертить

Нет, там описана технология и не только. Может, коллега @comrade отзовётся, если захочет.

хватало для Луганского металлургического

Им собирался заниматься Константин Николаевич, но после того, как там про...служили управляющие, забросил.

что уже в 1830-ых удалось договориться с Войском Донским и начать массовую разработку Донецкого бассейна

Или ранее. Это могло случиться и при "условно инвариантной" Екатерине 2, которая разобралась и с сечевыми, и с яицкими.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

По поводу канала.

Карповка — река Области Войска Донского, лев. приток р. Дона; берет начало в сев.-зап. части Астраханской губ. и вначале течет в сев.-зап. направлении в 10-верстном расстоянии от Волги, от которой К. отделяется только холмистым водоразделом. У слоб. Карповки река направляется к Ю.З. и после 105-верстного течения впадает в Дон. Количество воды в К. подвержено весьма значительным колебаниям: в зависимости от атмосферических явлений К. представляется то бурливою рекою, то почти безводным речным руслом. Начиная от слоб. Карповки, Волжско-Донская ж. д. пролегает вдоль речки К. в близком от нее расстоянии.

https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Карповка,_река

Можно было возле слободы Карповки построить бейшлот, чтобы накапливать воду из верховьев Карповки во время половодья (паводка). А затем спускать эту воду для обеспечивая необходимой глубины реки.

Также бейшлоты можно было соорудить на притоках реки Карповки ниже слободы Карповки - для тех же целей.

Само русло Карповки можно перегородить полузапрудами (бунами), чтобы вода уходила медленнее, а глубина была больше:

0_d7a91_ea7ae353_XXXL.jpg

Со временем часть полузапруд можно заменить полноценными дамбами со шлюзами - тогда расход воды будет ещё более эффективным.

 

Да, останется ещё 10 вёрст по суше между Волгой и Карповкой - это на будущее оставляем, а пока тут обходимся конно-железной, а потом полноценной железной дорогой с паровозами.

Всё же 10 вёрст меньше, чем 70+.

Изменено пользователем shuricos

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что случилось в 21 веке.

А в Лондоне и Париже в 19-м. Значит технически возможно. 
 

Нет, там описана технология и не только. Может, коллега @comrade отзовётся, если захочет.

Не знаю, отзовется ли. Я по указанным координатам этого отрывка найти не могу, даже с нейро-поиском в Яндексе. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А в Лондоне и Париже в 19-м

Лондон и Париж основаны на 1700 лет раньше Питербурха, там канализация создавалась еще чуть ли не с римских времен. В Париже крытые водостоки еще Карл Мудрый устроил (до рождения герра Питера оставалось каких-то триста лет).

Я не говорю, что вопрос технически нерешаемый к началу ХХ, но ранее... "даже десять женщин не родят ребенка за 1 месяц".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Лондон и Париж основаны на 1700 лет раньше Питербурха

А Чикаго на 92 года позже, а как город так вообще на 134. И все равно там централизованную канализацию стали строить в 1856-м. И город подняли и болота осушили и канализацию сделали. И все это без электрических приборов 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Жоффруа-Шато тоже не слишком утруждался

Ну то есть известная позиция "не читал, но осуждаю"?

в Лондоне и Париже в 19-м

Париж на известняках почти без болот. Лондон - столица богатейшей державы и канашкой всерьёз, занялся только при вполне реальной, а не эфемерной угрозе сдохнуть от холеры.

И город подняли и болота осушили и канализацию сделали.

По деньгам Питер нестоличный мало чем отличается от, скажем, Саратова, в котором канашку строить начали аж в 1911 году, притом, что грунты гораздо удобнее.

без электрических приборов 

С ними удобнее, но не определяющий фактор. 

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Где взять руду? 

Так в Керчи же? Как раз в 1830-е полноценное научное исследование керченского железнорудного месторождения. В 1845м начало промышленной разработки. А что железо в крыму есть еще с античности знали (добычу уже греки вели).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну то есть известная позиция "не читал, но осуждаю"?

Жоффруа-Шато, коллега, я не только читал, но и переводил, когда ещё не было перевода страницы https://dzen.ru/a/YQ4_Bp2hNGUGPyTf
https://fai.org.ru/forum/topic/49865-lui-zhoffrua-shato-napoleon-pokoryaet-mir-1836/ 
Труд у него один, "Наполеон покоряет мир" и я его озвучил. 
А Вы?
 

ЧГ мне лень лезть искать точную цытату из Радова

Я про цитату от Радова слышу от вас первый и пока единственный раз, даже без указания примерного названия книги. И как я должен это прочитать? 
 

Париж на известняках почти без болот.

Потому квартал Маре (3-й и 4-й округа) так называется

Лондон - столица богатейшей державы и канашкой всерьёз, занялся только при вполне реальной, а не эфемерной угрозе сдохнуть от холеры.

Потому в Лондоне в 1858-м случилось Великое зловоние, когда тошнило членов парламента. 

По деньгам Питер нестоличный мало чем отличается от, скажем, Саратова, в котором канашку строить начали аж в 1911 году, притом, что грунты гораздо удобнее.

Питер важнейший порт ис судостроительный центр на Балтике. И даже ваше хотение, коллега, этого не ищменит.
 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 

Труд у него один,

Я же написал. Радов, Читтано; полностью это Константин М. Радов, Жизнь и приключения графа Алессандро Читтано, пять или шесть книг в цикле ЕМНИМС.

квартал Маре

...осушенный аж в 13 веке, за три с половиной века до минимальной развилки.

в 1858-м случилось Великое зловоние

А в 1859 начали строить нормальную систему, а не вести дальнейшее развитие скрепных засрален, заражавших холерой водопровод.

Питер важнейший порт ис судостроительный центр на Балтике

В РИ, но если посмотреть на карту топикстартера -- Питер нужен примерно как хрен на ужин никак. 

В 1845м начало промышленной разработки

Крайне низкопродуктивной. Очень много фосфора и серы, для "нормальных" целей только переработка через огарок и агломерат.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас