БЖРК Р-9а

154 сообщения в этой теме

Опубликовано:

http://rau-rostov.narod.ru/01/rvsn-mbr/r-16.htm

http://rau-rostov.narod.ru/01/rvsn-mbr/r-9a.htm

http://rau-rostov.narod.ru/01/rvsn-mbr/rt-23u.htm

1964. Р-16 уже на вооружении, первый полк уже на боевом дежурстве. Р-9А уже испытана и ставится на дежурство, но перспективы её не очень радуют: возни с кислородом действительно больше, чем с высококипящими. Да и трудовая биография нового Генсека... в общем, поводы для размышлений имеют место быть.

Итак, минусы: большая уязвимость из-за более длительной (по крайней мере пока) предстартовой подготовки и малого времени нахождения на дежурстве в заправленном состоянии, необходимость некоторых дополнительных вспомогательных агрегатов и ёмкости для хранения кислорода.

Но есть и плюсы: значительно меньшие габариты и масса при той же ПН, нетоксичность и доступность компонентов топлива.

Предложение: если сделать стартовый комплекс подвижным, это практически решит проблему уязвимости. Исходя из массы и габаритов, на тягач можно, но очень проблемно. А в ЖД как раз практически как под заказ. При этом очень удачно, что в отличии от Р-9а, Р-16 в ЖД-вагон не запихнёшь, т.е. конкуренции нет, как раз из-за всеобщего увлечения высококипящими.

Комплекс: вагон с МБР (заправлена керосином и опечатана), вагон с дьюаром с кислородом и прочей криогенкой, вагон с вспомогательными агрегатами (если не удастся запихнуть в первые два). Один БЖРК - 2-3 связки с МБР, вагоны управления, пара тепловозов. Со стартовым весом 80 скорее всего "разгружать" вагон перед запуском не потребуется.

Результат: такой комплекс и сейчас-то не очень ловится, а уж в 60 - 70 :unsure: . А на дальнюю перспективу - Янгель как и в РИ уходит на тяжёлые МБР, Королёв работает над лёгким носителем на Р-9а и твердотопливными.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не вижу далёких последствий. Твердотопливными Королёв вряд ли займётся - ему интереснее космос, а там кислород выгоднее. Упора на железнодорожные ракеты не будет - старались сделать ракеты с максимальной полезной нагрузкой - а это шахтные без вариантов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не вижу далёких последствий. Твердотопливными Королёв вряд ли займётся - ему интереснее космос, а там кислород выгоднее. Упора на железнодорожные ракеты не будет - старались сделать ракеты с максимальной полезной нагрузкой - а это шахтные без вариантов.

<{POST_SNAPBACK}>

1. РТ - как раз Королёв

2. Девятка как лёгкий РН ИМХО смотрится довольно неплохо. И где-то видел идею, что с её движками семёрка поднимет тонн 10, если не 12 - а это уже другие Союзы и т.д.

3. Как бы лёгких 100 сделали сильно больше, чем тяжелых 36.

4. Если деньги закопают не в ШПУ, а в ЖД-инфраструктуру - ИМХО вреда народному хозяйству не будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как бы лёгких 100 сделали сильно больше, чем тяжелых 36. - с каких это пор "сотка" стала лёгкой. Вполне себе средняя, причём построенная в иной военной обстановке.

Шахтные установки дешевле как в постройке, так и в обслуживании (в разы). А мы тогда гнались за числом и суммарной мощью боеголовок.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

с каких это пор "сотка" стала лёгкой. Вполне себе средняя, причём построенная в иной военной обстановке.

<{POST_SNAPBACK}>

1. Лёгкая. Как по сути (750 кг, 42 т), так и формально

Задание на разработку «легкой» ампулизированной ракеты, пригодной для крупносерийной постройки, было выдано постановлением Правительства от 30 марта 1963 года.

http://rau-rostov.narod.ru/01/rvsn-mbr/ur-100.htm.

2. Обстановка та самая. УР-100 развёртывали во второй половине 60-х.

Шахтные установки дешевле как в постройке, так и в обслуживании (в разы). А мы тогда гнались за числом и суммарной мощью боеголовок.

<{POST_SNAPBACK}>

1. Насчёт дешевых в постройке ШПУ подробностями не поделитесь? Да и в обслуживании - с учётом, что ШПУ тоже и охранять, и снабжать не помешает.

2. И чем Р-9а могла помешать этой гонке?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да и в обслуживании - с учётом, что ШПУ тоже и охранять, и снабжать не помешает.

<{POST_SNAPBACK}>

Для охраны шахты нужно три человека с пулемётом. Как вы понимаете, для спецсостава нужно и людей и денег на порядки больше.

2. И чем Р-9а могла помешать этой гонке? - не умели у на сделать нормальное твёрдое топливо - поэтому ракеты на нём будут и дороже и строиться меньшим темпом.

Насчёт дешевых в постройке ШПУ подробностями не поделитесь? - вырыть шахту дело не сложное и не дорогое. Оборудования в шахте не больше, чем поезде (а связанных с системой управления - в разы меньше). И самого состава нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для охраны шахты нужно три человека с пулемётом. Как вы понимаете, для спецсостава нужно и людей и денег на порядки больше.

<{POST_SNAPBACK}>

Представляете - не понимаю. Место расположения ШПУ известно, а 3 человека с пулемётом при некотором везении смогут шугануть пьяного хулигана, но ни разу не диверсионную группу. Которой в случае с БЖРК придётся изрядно постараться, чтобы просто с ним пересечься.

И чем Р-9а могла помешать этой гонке? - не умели у на сделать нормальное твёрдое топливо - поэтому ракеты на нём будут и дороже и строиться меньшим темпом.

<{POST_SNAPBACK}>

:dntknw: Эээээ... можно уточнить - к твёрдому топливу Вы относите керосин или кислород?

Насчёт дешевых в постройке ШПУ подробностями не поделитесь? - вырыть шахту дело не сложное и не дорогое. Оборудования в шахте не больше, чем поезде (а связанных с системой управления - в разы меньше). И самого состава нет.

<{POST_SNAPBACK}>

http://www.shmurzik.net/modules.php?name=N...id=93#shpuUR100

http://www.livejournal.ru/themes/id/12469

1. Яма на 500 - 1000 м3 и ШПУ - две большие разницы.

2. Оборудования в шахте больше - ту же крышку шахты вручную открыть довольно сложно, да и лифт в комплектации ЖД-комплекса вроде не наблюдается.

3. 2-3 вагона, даже спец - это не ШПУ, которую к тому же через несколько лет пришлось модернизировать. Как бы не на порядок дешевле будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

http://www.shmurzik.net/modules.php?name=N...id=93#shpuUR100

http://www.livejournal.ru/themes/id/12469

1. Яма на 500 - 1000 м3 и ШПУ - две большие разницы.

2. Оборудования в шахте больше - ту же крышку шахты вручную открыть довольно сложно, да и лифт в комплектации ЖД-комплекса вроде не наблюдается.

3. 2-3 вагона, даже спец - это не ШПУ, которую к тому же через несколько лет пришлось модернизировать. Как бы не на порядок дешевле будет.

В вагоне нет большой и тяжелой крышки которая прикрывает ШПУ, однако и крышу вагона тоже вручную не откноешь. В шахте нет механизма ноднимающего ракету в вертикальное положение, он как бы не помощней будет, чем тот который сдвигает крышку шахты.

Интересный вопрос который вами не отмечен, сколько времени займет подготовка к старту Р-9? Скальпель твердотопливный, стартует сразу после подъема ракеты. Р-9 надо перед стартом заправлять. Можно ли будет ракету заправить в "лежачем" положении? Или ракету сначала придется поднять в вертикальное положение, и только потом заправлять. Если последнее, то это серьезное снижение скрытности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Андрей

Или ракету сначала придется поднять в вертикальное положение, и только потом заправлять. Если последнее, то это серьезное снижение скрытности.

Даже если заправка занимает час, диверсионная группа никак не успеет обнаружить поезд и выдвинутся к нему, разве только по случайности окажется рядом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Даже если заправка занимает час, диверсионная группа никак не успеет обнаружить поезд и выдвинутся к нему, разве только по случайности окажется рядом.

Так она и к ракетной шахте проникнуть не сможет.

1. Рактные шахты располагаются на большой территории, вокруг которой несколько периметров охраны. Сама охрана осуществляется не "тремя человеками с пулеметом", охраны там много. Диверсанты могут просто кончиться до того как дойдут до ракетной шахты.

2. На этой территории могут располагаться и ложные позиции ракет. Т.е. силы придется распылять на одну реальную шахту и несколько ложных.

3. Ну допустим диверсионная группа проникла к ракетной шахте что она сможет сделать? Взорвать крышку нереально, она выдерживает близкий подрыв ЯБП, и взрыв обычной взрывчатки, в разумных пределах, сколько может унести группа на своих плечах, ей нисколько не повредит.

ИМХО развитие в СССР мобильных ракетных комплексов, это ответ на повышение точности американских ракет. Когда американцы смогли уложить боезаряд с точностью в одну-две сотни метров, тогда пришлось искать решение резко повышающее выживаемость ракетных комплексов. Пассивая защита, уже не вполне овечала возросшим требованиям, пришлось искать выход в мобильности.

Так что пока американцы не обзаведутся высокоточными ракетами, само решение перенести комплекс на мобильную основу, маловероятно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для охраны шахты нужно три человека с пулемётом

<{POST_SNAPBACK}>

Хорошо, что в МО этого не знали, а то не бывать бы ПД батальону в каждой ракетной дивизии...

крышу вагона тоже вручную не откноешь

<{POST_SNAPBACK}>

Крышка ШПУ весит больше самого вагона. А иные и больше всего поезда. ШПУ Р-14У например были защищены ж/б крышками массой 450 тонн...

Даже если заправка занимает час, диверсионная группа никак не успеет обнаружить поезд и выдвинутся к нему

<{POST_SNAPBACK}>

Может быть, подъем и заправку удастся реализовать на малом ходу состава? :) Пусть диверсанты побегают :)

пока американцы не обзаведутся высокоточными ракетами, само решение перенести комплекс на мобильную основу, маловероятно

<{POST_SNAPBACK}>

Не согласен, решение как раз самоочевидно. У нас 1964. Массовое строительство ШПУ всё же ещё только предстоит. Но в РИ деваться было некуда, т.к. под мобильные ПУ не было ракеты с приемлемым забрасываемым весом. Сохранив Р-9, мы получаем именно такую. В общем-то экзотика - согласен - но в СП я верю :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Крышка ШПУ весит больше самого вагона. А иные и больше всего поезда. ШПУ Р-14У например были защищены ж/б крышками массой 450 тонн...

Крышку можно и ракетными ускорителями сдвигать, никаких особых приспособлений не надо.

Не согласен, решение как раз самоочевидно. У нас 1964. Массовое строительство ШПУ всё же ещё только предстоит. Но в РИ деваться было некуда, т.к. под мобильные ПУ не было ракеты с приемлемым забрасываемым весом. Сохранив Р-9, мы получаем именно такую. В общем-то экзотика - согласен - но в СП я верю :lol:

Осталось только доказать что необходимость создания мобильных ракет тогда осознавалась и что попытки создания таких комплексов предпринимались.

В реальности же к созданию мобильных МБР приступили только тогда когда у США появились ракеты способные с высокой точностью поражать наши ШПУ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Крышку можно и ракетными ускорителями сдвигать, никаких особых приспособлений не надо

<{POST_SNAPBACK}>

Ага. И будет крышка одноразовой. А как регламентные работы проводить? В общем, по сравнению с крышкой вагона приспособления требуются эээ несколько более сложные и дорогие. Та крышка например по рельсам двигалась.

Ещё более в общем - господа коллеги, то, что шахтное базирование есть самый дорогой вариант (ну мб кроме экзотов вроде запуска МБР с тяжелого бомбера) - есть общеизвестный и не нуждающийся в доказательствах факт. Строительство ПЛАРБ и то дешевле обходится.

Осталось только доказать что необходимость создания мобильных ракет тогда осознавалась и что попытки создания таких комплексов предпринимались

<{POST_SNAPBACK}>

Она и осознавалась, они и предпринимались. Я один страшный вещь скажу - первые мобильные ракеты начали разрабатываться в СССР на основании постановления аж от 4 апреля 1961 года (РТ-15). В 1964 начали разрабатывать РТ-20, а в 1965 вышло постановление на "Темп-2С", который реально и довели до принятия на вооружение. Причём в РИ работа ещё и тормозилась отсутствием подходящей ракеты - жидкостные не лезли в массогабарит, а твердотопливные ещё только учились летать хотя бы из шахты. В РИ первые пуски мобильных ракет - конец 1966.

Ну и конечно была такая сложность, как обеспечение наведения при меняющихся координатах старта. Для середины 1960-х это пожалуй даже более актуальная задача, чем наличие носителя.

У Чертока есть такая цитата, относящаяся к 1968:

"Дмитрий Федорович, по-моему, лучше военных сейчас разобрался, насколько хороши мобильные комплексы" (с)

Так что ИМХО ничего персикового.

Я уж не говорю, что Штаты работали над мобильными Минитменами ещё ажно в 1960 году, когда СССР гарантированно не мог поразить даже открытые пусковые позиции...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Крышку можно и ракетными ускорителями сдвигать, никаких особых приспособлений не надо.

Потребуется "ускоритель" размером больше самой ракеты. Для сброса крышки используются заряды взрывчатки.

шахтное базирование есть самый дорогой вариант

В абсолютном исчислении. С точки же зрения боевой устойчивости, вплоть до 80-х, у ШПУ при массовом развёртывании особых конкурентов нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ага. И будет крышка одноразовой. А как регламентные работы проводить? В общем, по сравнению с крышкой вагона приспособления требуются эээ несколько более сложные и дорогие. Та крышка например по рельсам двигалась.

Там может быть две системы, одна для быстрого открывания крышки, другая для открывания для регламентных работ. Двигатели разводящие Тауэрский мост по мощности меньше легковушечного, и ничего хватает.

Она и осознавалась, они и предпринимались. Я один страшный вещь скажу - первые мобильные ракеты начали разрабатываться в СССР на основании постановления аж от 4 апреля 1961 года (РТ-15). В 1964 начали разрабатывать РТ-20, а в 1965 вышло постановление на "Темп-2С", который реально и довели до принятия на вооружение. Причём в РИ работа ещё и тормозилась отсутствием подходящей ракеты - жидкостные не лезли в массогабарит, а твердотопливные ещё только учились летать хотя бы из шахты. В РИ первые пуски мобильных ракет - конец 1966.

И что? Комплексы не стратегические, а средней дальности. Предлагается же сразу переходить к мобильному комплексу межконтинентальной дальности.

Кроме того, явно не учитываются сложности размещения на БЖРК десятков тонн криогенного топлива, в простую цистерну их не зальешь, жидкий кислород еще и огнеопасен при контакте с маслами, которых на поезде масса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В абсолютном исчислении

<{POST_SNAPBACK}>

В нём самом. Ибо это означает, что массовость развертывания ШПУ будет уступать таковой БЖРК или грунтовых комплексов. И тем сильней, чем монструознее будут ШПУ.

Там может быть две системы, одна для быстрого открывания крышки, другая для открывания для регламентных работ

<{POST_SNAPBACK}>

Надеюсь, коллега не считает, что раздвижная крыша ж/д вагона намного сложнее по устройству и дороже по цене? :blink:

Комплексы не стратегические, а средней дальности

<{POST_SNAPBACK}>

Темп-2С как раз стратегический, дальность стрельбы 10500, ГЧ 0,65-1,5 МТ. Средней дальности были его предшественники. Но уж тут извините что могли, то и могли. Твердотопливные ракеты никогда сильной стороной Союза не были.

явно не учитываются сложности размещения на БЖРК десятков тонн криогенного топлива

<{POST_SNAPBACK}>

Само собой. Никто не говорит, что будет легко. Скорее всего придётся извращаться с дьюаром на подвесах или чем-то подобным.

Однако перспектива получить МБР с дальностью почти 14000 и ГЧ до шести мегатонн, неуязвимую для внезапного удара, ИМХО вполне заманчива. Ну и продолжение ветки двигателей тоже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ибо это означает, что массовость развертывания ШПУ будет уступать таковой БЖРК или грунтовых комплексов. И тем сильней, чем монструознее будут ШПУ.

Любой мобильный комплекс имеет ахиллесову пяту в виде длительного времени нахождения в уязвимом положении - на базах. В этой ситуации, очень незначительными силами можно уничтожить непропорционально большое число ракет. Причём без особых требований к точности и мощности средств поражения. Теперь дайте мне прикидку по группировке БЖРК, которая обеспечила бы одновременное нахождение в дороге эквивалента трёх сотен Р-36 и тысячи УР-100.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Надеюсь, коллега не считает, что раздвижная крыша ж/д вагона намного сложнее по устройству и дороже по цене? :)

Конечно нет. Вообще не понимаю, почему вы к крыше привязались.

Темп-2С как раз стратегический, дальность стрельбы 10500, ГЧ 0,65-1,5 МТ. Средней дальности были его предшественники. Но уж тут извините что могли, то и могли. Твердотопливные ракеты никогда сильной стороной Союза не были.

Вот именно что Темп это уже совсем другое время. Там на подходе уже видны были высокоточные МБР. В начале 60-х ничего подобного еще нет.

Само собой. Никто не говорит, что будет легко. Скорее всего придётся извращаться с дьюаром на подвесах или чем-то подобным.

Однако перспектива получить МБР с дальностью почти 14000 и ГЧ до шести мегатонн, неуязвимую для внезапного удара, ИМХО вполне заманчива. Ну и продолжение ветки двигателей тоже.

Ракету и так получили, только в шахтном варианте. :D

В том-то и дело что особой уязвимости не просматривается. Американские ракеты того времени имеют КВО и полукилометра и выше. Даже Трайдент Ц4 имеет КВО в 300 м. Поэтому до появления Миджетменов, особой уязвимости ШПУ не вырисовывается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

W76 Трайдента имела настолько высокую точность, что в её отношении даже не озаботились системой контактного подрыва. Это чистый сити-киллер, созданный в рамках увлечения "эквивалентным мегатоннажем".

Вот ещё информация для размышления:

f4110627e45f8c162daa1561c77f86c4.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

W76 Трайдента имела настолько высокую точность, что в её отношении даже не озаботились системой контактного подрыва. Это чистый сити-киллер, созданный в рамках увлечения "эквивалентным мегатоннажем".

ХЗ. Привел данные с нью-фактории.

Вот ещё информация для размышления:

f4110627e45f8c162daa1561c77f86c4.jpg

А что там написано? Не спец в амерских абриевиатурах. :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ракет на поражение одной цели с вероятностью 0,8.

С боеголовками:

W-56 - 3 5 6

W-62 - 5 7 9

W-68 - >10

Устойчивость цели указана в избыточном давлении, необходимом для её поражения. Соответственно 300 600 900 psi, что примерно соответствует американским ШПУ 70-х.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В этой ситуации, очень незначительными силами можно уничтожить непропорционально большое число ракет

<{POST_SNAPBACK}>

Можно уничтожить. А можно и не уничтожить. Для уничтожения вообще-то требуется точно знать, где находятся БЖРК в настоящий момент - а в угрожаемый период они как правило не на базах. Которые и сами неизвестно где и насколько укреплены.

Теперь дайте мне прикидку по группировке БЖРК, которая обеспечила бы одновременное нахождение в дороге эквивалента трёх сотен Р-36 и тысячи УР-100.

<{POST_SNAPBACK}>

"Эквивалент" понятие растяжимое. Вы можете дать свое определение эквивалентности мобильного комплекса шахтному? :rolleyes: Ибо просто по штукам считать методологически неверно.

именно что Темп это уже совсем другое время

<{POST_SNAPBACK}>

Темп, напомню, это 1965. То самое время.

Мобильностью же Минитменов Штаты озаботились и того раньше. Поиграли и бросили.

Ракету и так получили, только в шахтном варианте

<{POST_SNAPBACK}>

Преимущества шахтного варианта уже тогда были мягко говоря неочевидны. Но выбора не было. Ставить УР-100 или Р-36 на рельсы слава Богу не додумались.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

где находятся БЖРК в настоящий момент

Аналогично лодкам и тополям - большая их часть основную массу времени проводит в специально отведённых местах.

в угрожаемый период

Угрожаемый период наступает тогда, когда опасность обмена ядерными ударами уже миновала.

Которые и сами неизвестно

Известно.

Вы можете дать свое определение эквивалентности мобильного комплекса шахтному?

Боевая эффективность отнесённая ко времени нахождения на боевом дежурстве. Для ШПУ подразумевается всё время, что ракета проводит в шахте при закрытой крышке. Для мобильных комплексов - время в движении.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

большая их часть основную массу времени проводит в специально отведённых местах

<{POST_SNAPBACK}>

100% шахтных ракет проводят там 100% времени. Вот на разницу и скорректируйте "боевую эффективность", ибо понятие обезоруживающего удара никто не отменял.

Угрожаемый период наступает тогда, когда опасность обмена ядерными ударами уже миновала

<{POST_SNAPBACK}>

А? Переведите плз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ибо понятие обезоруживающего удара никто не отменял

Я выше привёл данные по возможностям США нанести "обезоруживающий удар".

А? Переведите плз.

Ядерный удар или наносят внезапно, или не наносят вообще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас