Опубликовано: 11 Oct 2009 Значацца так создаю разделы для описании войны на море. ПОка бой, сення-завтра первую неделю опишу войны... На рассвете с борта стоявшего под берегом линейного крейсера «Дмитрий Донской» обнаружили дым. Учитывая ночной перехват Черкасов распорядился развести пары к рассвету. Видимость была небольшая. На свою беду кэптен-командер Бейли решил осмотреть побережье архипелага. И когда в предрассветной дымке сигнгальщики «Донского» обнаружили дым, крейсер немедленно снялся с якоря и дав полный ход пошел на перехват. Крейсера разделяло 6 миль. Впрочем вот что писал о бое 2-й артиллерийский офицер крейсера лейтенант Дементьев этом бое: В 7.45 зазвенели колокола громкого боя и была пробита боевая тревога. Моряки бегом занимали свои посты по боевому расписанию. Огромный крейсер стремительно оживал. Спустя несколько минут на дальномерах определили дистанцию. До британца 50 кабельтов, через головные телефоны я услышал доклад дальномерщика старшему артиллеристу крейсера лейтенанту Бестужеву находившемуся на посту управления огнем смонтированном на фок-мачте. Потекли томительные минуты. Орудия зарядить фугасными снарядами и поставить на Товсь. В этот момент командир стоявший на правом крыле мостика негромко скомандовал «Полный вперед», «руль право на борт», «Огонь по готовности». Среди замерших, затаив дыхание людей в боевой рубке, это прогремело как раскат грома. Крейсер покатился вправо. Башни главного калибра поползли вправо нащупывая цель. Корабль ложился на курс NNW. Британец на которого сносило дым из наших дымовых труб явно просмотрел наш поворот и несколько драгоценных минут лежал на прежнем курсе. Вновь последовала команда прицел 45 кабельтов, целик влево 5. Наконец весь корабль содрогнулся. Первый пристрелочный залп дала носовая башня. Старший артиллерист командует прицел больше 2. Спустя полминуты, корабль вновь вздрогнул от залпа кормовой башни. Падение первого залпа. Недолет, но снаряды легли кучно. 3 огромных столба воды встали, как чудовищные деревья, заслонив силуэт крейсера. Падение второго залпа – перелет. Вилка. Бестужев половинит вилку и вновь командует пли. Третий залп. Накрытие. Попали. Сильный взрыв в носовой части. Старший артиллерист скомандовал «Беглым на поражение!». Третий, четвертый залп. Накрытия. Наши снаряды рвутся о воду вздымая огромные столбы воды. Британец пытается повернуть влево. Пятый залп. Накрытие. Взрыв посредине корпуса. Британец уже окутываясь облаком пара и наконец с опозданием открывает огонь. Шестой залп. Попаданием снаряда уничтожена третья труба. Седьмой залп. Вновь идут накрытия. Полутонный фугас рвется пробив тонкую сталь борта, вспучивая палубы и сотни осколков корежат конструкции и убивают людей. Крейсер сильно горит. Восьмой залп. Накрытие. Мы стреляем, как на учении. Девятый залп. Накрытие. Десятый залп. Накрытие. Два попадания. Столбы огня и дыма окутывают британский крейсер, который движется на скорости 5-6 узлов и сильно парит. Разгораются пожары. Одиннадцатый залп. Накрытие. Двенадцатый залп. Накрытие. Снова взрыв в самом носу. Британский крейсер останавливается. Сильный крен на левый борт. Вся носовая части в дыму и огне. Из пробоин в средней части валит пар. Бестужев командует дробь не наблюдать. Экономит главный калибр. Наш рейд только начинается. Англичанин ведет редкий огонь из одного-двух орудий. Мы сбавили ход до 14 узлов и вновь поворачиваем вправо. Когда дистанция сократилась до 15 кабельтов мы вновь открыли огонь, только в этот раз из 120 мм орудий. Стреляли залпами в течении 6-8 минут. За это время в британский крейсер попало еще 10-15 снарядов и его орудия окончательно смолкли. Минуту спустя Черкасов скомандовал минеру выпустить по горящему крейсеру мину. Потом добавил по французки «Коуп де грасс», то бишь окажите ему милосердие. Спустя несколько минут в носовую часть британца подбросило взрывом и он стремительно стал погружаться под воду. Машины стоп. Спустить шлюпки подобрать людей на борт. Следующая команда уже командиру морской пехотной полуроты Дмитрий Евгеньевич вы знаете что делать. Мы дрейфуем в 5-7 кабельтовых от места где на поверхности виднеется масса голов. Тем временем с запада к нам спешит наш угольщик. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 Чего-то причесать по-моему надо. Более развернуто, что ли написать. Предыдущее описание больше нравится. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 почему? впрочем не окончательно, я щаз увязываю май-июнь Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 а где то же было почти литературное описание этого боя... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 Нашел: Развязка наступила! В 20.00 22 мая антенны «Айрон Дьюка» приняли радиограмму в которой флот извещался о посланном в Санкт-Петербург ультиматуме, срок которого истекал в полночь, и о предстоящей отправке «военной телеграммы». Британское командование прекрасно понимало, что в случае отрицательного ответа в игру вступали силы объединенного флота, тем более как следовало из перехваченных сообщений к полудню 19 мая оперативная эскадра Балтийского флота состоявшая из 8 дредноутов уже сосредоточилась в Вильгельмсхафене. В момент отправления ультиматума адмирал Каллаган находился в море, выполняя директиву Адмиралтейства, которое ошибочно предполагало, что силы объединенного флота покинули Вильгельсхафене и следуют к побережью южной Норвегии. Директива состояла в следующем: четыре линейные эскадры со своими крейсерами и с 4-й флотилией миноносцев отправлялись к берегам Норвегии, линейные крейсеры и крейсеры адмирала Пэкинхема оставались для наблюдения за районом Шетландских островов, 2-я крейсерская эскадра и шесть судов других различных эскадр, стоявших совместно со 2-й флотилией эскадренных миноносцев в Розайте, выходили в условленное рандеву в середине Северного моря, откуда совместно с линейными эскадрами производили поиск на восток и запад. Тем временем командование объединенного флота и не помышляло о выходе главных сил в море, полагая ограничится развертыванием системы патрулей в Гельголландской бухте и поставить оборонительные минные заграждение на подходе к ней. Кроме того, еще утром 18 мая начальник адмирал-штаба адмирал Поля обратился с просьбой к командованию Балтийского флота о временном предоставлении в его распоряжение отряда минзагов Балтийского флота. После некоторых колебаний Небогатов распорядился о немедленном переходе в Вильгельсмхафен судов. К вечеру 22 мая минзаги встали на якорь у острова Гельголланд, пройдя Кильским каналом в ожидании дальнейших распоряжений. Апофеозом нарастания напряжения стало введение в действие совместным решением морского министра адмирала Небогатова и начальником адмирал-штаба адмирала Поля в действии шифра «Норд» для всех германских морских сил в северном море и Атлантике, а также для Балтийского флота и Флотилии Северного Ледовитого Океана с нуля часов 22 мая. Данный факт ослепил британскую разведку в самый важный момент, с этого момента комната 40, потеряла возможность представления своевременной информации. Следующие сутки по мнению морского министра адмирала Небогатова оказались самыми длинными в его жизни. Итогом стало вручение британским послом в Санкт-Петербурге сэром …….. ноты об объявлении войны России в 8.00 23 мая 1914 года. Германия в свою очередь объявила войну в 21.00 по Гринвичу. В итоге первые залпы войны на море произвели обуховские 12» орудия линейного крейсера «Дмитрий Донской» принявшего циркулярную радиограмму «О состоянии войны между Российской и Британской Империями» отправленную Либавской станцией в 9.30 по времени Санкт-Петербурга. Тем временем крейсер следовал на Юг. На дистанции 5-6 миль по его корме держался крейсер «Чатам» который обнаружил русских на рассвете, после чего на русском крейсере начали разводить пар в остальных котлах. Как только на стол Черкасова легла радиограмма, тому стало ясно, что преследователя надо уничтожать, ибо появление линейного крейсера будет вопрос времени. Впрочем вот что последний пишет об этом бое: В 9.45 зазвенели колокола громкого боя и была пробита боевая тревога . Офицеры, сверхсрочники, матросы занимали места по боевому расписанию. Огромный крейсер стремительно оживал. Спустя 2 минуты на дальнемерах определили дистанцию. До британца 50 кабельтов, через головные телефоны я услышал доклад дальномерщика старшему артиллеристу крейсера лейтенанту Бестужеву находившемуся на боевом марсе. Потекли томительные минуты. Орудия зарядить фугасными снарядами и поставить на Товсь. На доли секунды я задержал взгляд на стремительном силуэте, после чего негромко скомандовал «Полный вперед», «руль право на борт», «Огонь по готовности». Среди замерших затаив дыхание людей в боевой рубке это видимо прогремело как раскат грома. Крейсер покатился вправо. Башни главного калибра поползли вправо нащупывая цель. Крейсер ложился на курс NNW. Британец на которого сносило дым из наших дымовых труб явно просмотрел наш поворот и несколько драгоценных минут лежал на прежнем курсе. Вновь последовала команда прицел 45 кабельтов, целик влево 5. Наконец мир взорвался! Первый пристрелочный залп дала носовая башня. Старший артиллерист командует прицел больше 2. Спустя секунд 15-20, корабль вновь вздрогнул от залп кормовой башни. Падение первого залпа недолет, но снаряды легли кучно. 3 огромных столба воды встали, как чудовищные деревья, заслонив силуэт крейсера. Падение второго залпа – перелет. Третий залп. Накрытие. Попали. Сильный взрыв в носовой части. Бестужев скомандовал «Беглым на поражение!». Третий, четвертый залп. Накрытия. Британец пытается повернуть влево. Пятый залп. Накрытие. Взрыв посредине корпуса. Британец с опозданием открывает огонь. Шестой залп. Седьмой залп. Вновь идут накрытия. Полутонный фугас рвется пробив тонкую сталь борта, вспучивая палубы и сотни осколков корежат конструкции и убивают людей. Крейсер окутывается паром и теряет ход. Восьмой залп. Накрытие. Мы стреляем, как на учении. Девятый залп. Накрытие. Десятый залп. Накрытие. Два попадания. Столбы огня и дыма окутывают британский крейсер, который движется на скорости 5-6 узлов и сильно горит. Одиннадцатый залп. Накрытие. Двенадцатый залп. Накрытие. Британский крейсер окутался паром и сильно горит. Бестужев командует дробь не наблюдать. Англичанин ведет редкий огонь из одного-двух орудий. Мы сбавили ход до 10 узлов и вновь поворачиваем вправо. Минуту спустя По-моему более художественно как-то и в целом удачнее. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 "Прорыв Рюрика" ну только даты и названия нужно переиначить... 19 декабря 1913. Александрия. "Inflexible" Мильну доставляют телеграмму от первого лорда: № 117 с/с. Командующему силами Средиземного моря. С получением сего устанавливается предупредительный период. Инструкции вам известны. Первый морской лорд Луи Баттенберг. Командир крейсера "Рюрик" Черкасов нервно расхоживал по мостику. Похоже Адмиралтейство не рассчитало столь быструю реакцию Лондона на захват проливов. Иначе как казалось Василию Ниловичу они бы не пустили новейший крейсер в Средиземное море для прохода Суэцким каналом. Изначально было заявлено что "Рюрик" направляется в Средиземку стационером,а азатем пройти каналом и перейти во Владивосток. Однако мировые события стали развиваться слишком быстро и крейсер оказался в ловушке. Вместе с крейсером шел быстроходный вспомогательный крейсер, выполняющий роль угольщика. Черкасов неоднократно слал радиограммы в Адмиралтейство с просьбой дать указания на дальнейшие действия, однако "Шпиц" отделывался общими фразами – "действуйте по обстановке", "выполняйте поставленную задачу". * * * 25 декабря 1913 г. Валетта. "Inflexible". Адмиралу Мильну. Последним сведениям "Рюрик" и неизвестный корабль направляются для погрузки угля в Бриндизи или Таранто. Вышлите "Chatham" наблюдения районом Бриндизи — Таранто. В случае появления русских донесите. Командиру "Chatham" дайте директиву держаться за зоной итальянских территориальных вод, чтобы не раздражать итальянцев. Мильн * * * 27 декабря 1913 г. "Рюрик" встал на рейде Таранто для бункеровки. Там Черкасов узнал последние международные новости. Лондон занял крайне враждебную по отношению к России позицию и похоже что дело шло к войне. Черкасов запросил консула может ли он искать укрытия в австрийских или итальянских портах в случае начала войны. Однако на это был получен отрицательный ответ. Италия и Австро-Венгрия пока проявляют нейтральное отношение и крейсер сможет только интернироваться. Кроме плохих были и хорошие новости – русское правительство договорилось с немцами и те обязались вывести в указанные ими районы Индийского океана угольщики, под видом вспомогательных крейсеров. Забункеровавшись, наутро следующего дня крейсер растворился в море. * * * 28 декабря 1913 г. "Chtatam". Адмиралу Мильну. Русские корабли в итальянских портах не обнаружены. 28 декабря 1913 г. Александрия С флагманского корабля последовательные сигналы: 1) Всему отряду приготовиться к съемке с якоря в 17.30. На походе иметь дежурные орудия заряженными, подвахтенным спать одетыми. При встрече с рускими кораблями салют производить только в ответ на таковой с русской стороны. Выход с рейда в строю по ордеру № 3. Дивизиону эскадренных миноносцев коммодора Бейли организовать походное охранение. 2) Флагман приказывает командирам кораблей прибыть к нему в 17.00 на совещание. 28-29 декабря 1913 г. Рюрик в Ионическом море 12 уз. ходом шел на SO. Черкасов ждал изменений в международной обстановке, особенно его волновала позиция Австро-Венгрии, чтобы иметь возможность прорваться в Адриатическое море. Ночью 29 декабря 1913 г., в районе Крита во-время шторма, средиземноморская эскадра и русский крейсер разошлись на контркурсах на расстоянии 60 каб. друг от друга. 30 декабря Черкасов, ввиду неясности обстановки, принял решение прорываться через Суэц. Увеличив ход до 16 уз. крейсер двинулся к проливу. 31 декабря – 02 января английская эскадра тщетно искала русский корабль, который тем временем приближался к Суэцу. 02 декабря Мильн, вследствие неудачных поисков разделил эскадру – "Inflexible", "Indefatigebl" и два легких крейсера, совместно с французкими кораблями остались около Отранто. "Indomitable", "Invisible", "Chatam" получили приказ полным ходом идти к Суэцкому проливу. Целью был перехват русских кораблей в Красном море. Командование над оперативным соединением приказано было принять контр-адмиралу Трубриджу. * * * 04 января 1914 г. "Warrior". Адмиралу Мильну. Русский крейсер "Рюрик" начал проход Суэцким проливом. Попытка задержать русских не удалась. Трубридж Контр-адмиралу Трубриджу. "Warrior" следить за русскими, в бой не вступать. Оперативному соединению после прохождения Суэца преследовать русских. * * * 04 января 1914 г. № 0068 Директивно. с/с. БРИТАНСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО ПО МОРСКОМУ ГЕНЕРАЛЬНОМУ ШТАБУ Оперативная часть. 06 января 1913 года. № 000 000. Лондон. Командующему силами Средиземного моря Адмиралу сэру Бэрклею Мильну Обстановка в Средиземном море на случай войны складывается следующим образом: выступление Италии против Согласия маловероятно Главная ваша задача с момента военных действий перехватить и подавить всякую попытку русских крейсеров вырваться из Красного моря. Русский отряд должен быть истреблен быстро и решительно. О начале военных действий узнаете по условной телеграмме. Первый морской лорд Луи Баттенберг. Суэц. Английские крейсера ночью приняли полный боезапас. Мысленно адмирал Трубридж уже видит в темноте силуэты русских кораблей, в которые он готов вцепиться, как остервеневший дог, сокрушительными клыками двенадцатидюймовых снарядов. Одно только беспокоит адмирала насколько его два линейных крейсера сильнее "карманного крейсера" русских. И насколько он быстрее его 25-узловых кораблей. 06 января 1913 г. Красное море. "Рюрик" Южная ночь уходила, давая дорогу новому дню. Горизонт стремительно светлел. Что этот день мог принести русским? После авантюрного прохода Суэцким проливом казалось что весь запас отпущенный кораблю удачи использован полностью. Крейсер шел на юг с 15-узловой скоростью. - Ваше благородие, мачты на горизонте – сигнальщик протянул бинокль вахтенному офицеру. - Это не торговое судно. Принесите справочник Джейна. И будите командира. Капитан 2-го ранга Черкасов стремительно поднялся на мостик: - Доложите обстановку. - Есть контакт с военным кораблем. По Джейну похож на броненосный крейсер типа "Warrior". - Передайте в Адмиралтейство. Имею контакт с английским военным судном, ведет наблюдение, держится на расстоянии. Дайте указания на дальнейшие действия. Проясните международную обстановку. - Увеличить ход до 20 уз. * * * 07 января 1914 г. Красное море. "Invisible" 11 час. 34 мин. Сигнальщиками доложено о появлении в остовой части горизонта двух дымов. 11 час. 39 мин. Опознаны "Рюрик" и неизвестный корабль. Сигнал эскадре "Строй пеленга"; курс SO. Ход 20 узлов. 11 час. 43 мин. "Рюрик" ворочает влево. Скорость "Рюрика" 20 узлов. Дистанция 67 кабельтовых. 14 час. 15 мин. "Рюрик" увеличил ход до 22 уз., избегая сближения. 14 час. 41 мин. Ввиду Приказано передать радио, запросив инструкции о положении с войной и разрешении боя". Красное море. "Рюрик" 11 час. 30 мин. На W обнаружены вражеские корабли. Опознаны как 2 линейных крейсера типа "Invisible" и легкий типа "Chatam". 11 час. 40 мин. Англичане увеличили ход до 20 уз. Дистанция 70 каб. Начат маневр уклонения на Оst. 14 час. 15 мин. Англичане продолжают держаться справа сзади. По приказанию капитана ход увеличен до двадцати двух узлов. 18 час. 45 мин. Англичане начинают отставать. 19 час. 30 мин. Англичане скрылись из видимости, кроме легкого крейсера "Chatam". 22 час. 15 мин. Крейсер "Chatam" скрылся из виду. Ночью на "Рюрике" произвели последнюю бункеровку и транспорту было приказано уходить в сторону берега. Затем на 20 уз. крейсер двинулся курсом SSW, прижимаясь к берегам Африки. Два британских линейных крейсера идут 20-узловым ходом курсом, держа курс на S. Адмирал явно имеет намерение перехватить противника их до Аденского пролива. Все ждут не дождутся объявления войны. Всем хочетсяв прекрасного дела, не связанного ни с каким риском. Два линейых крейсера с двенадцатидюймовыми орудиями и броненосный "Warrior" легко уничтожат русского. Операция сулит максимум достижений при минимуме неприятностей. В кают-компаниях идет обсуждение и жаркие споры о боевых возможностях русского "карманного" крейсера. Конструкция этого странного корабля с его весьма специфическим расположением главного калибра – две трехорудийные 12" башни, очень часто подвергалась критике и язвительным статьям в газетах – "русские даже линейный крейсер нормально сделать не могут". Теперь первым британским линейным крейсерам представляется хорошая возможность проверить русского на прочность. * * * 08 января 1914 года. Командующему силами Средиземного моря. 6 час. 30 мин. 09 января 1914 года. Доношу, что 6 час. 10 мин. принято радио Адмиралтейства объявлении нами войны России. Ввиду этого прошу директив дальнейшей дислокации. В настоящий момент визуальный контакт с русскими потерян. Трубридж . Война объявлена. Продолжайте преследование, полагаю необходимым перехватить русские корабли и уничтожить их до выхода их на оперативный простор.Дальнейшие директивы получите. Мильн. 06 час. 45 мин. Красное море. Рюрик Черкасова разбудил настойчивый стук в дверь каюты. За дверью стоял шифровальщик и молча протянул шифрограмму капитану. Василий Нилович прочитал телеграмму, на пару секунд задержал дыхание и затем шумно выдохнул: - Ну наконец-то. Все решилось. Черкасов срочно собрал офицеров корабля и объявил что с данного момента Российская Империя находится в состоянии войны с Британией. Главной задачей для крейсера является прорыв из Красного моря в Индийский океан и двигаться во Владивосток, попутно совершая рейдерские действия, пополняя запас угля с захваченных судов. Команде быть в полной боевой готовности, орудия приготовить к бою. 09 час. 15 мин. Визуальный контакт с крейсером "Chatam". Крейсер идет по левому борту с 22 уз. скоростью. Дистанция 65 каб. Черкасов принимает решение используя фактор внезапности атаковать крейсер до подхода главных сил и на полном ходу уходить на S. * * * «Chatam» доносит, что его место: 160N 400Е. Обнаружен корабль русских. Просит сообщить место линейных крейсеров и предполагаемое место, где они могут нагнать «Chatam». Трубридж заскрипел зубами, координаты указанные крейсером явно указывали на то, что русские ночью сменили курс и сейчас шли гораздо более западнее его кораблей. Да еще и один корабль русских пропал. Трубридж отдал распоряжения и указал новый курс на перехват русских кораблей. "Chatam". Держаться на дальней дистанции. Сближение полагаю рискованным рискованным. Трубридж Командующему силами Средиземного моря. 9 час. 35 мин. Крейсером "Chatam" у побережья Эфиопии обнаружен русский крейсер. Второй корабль пропал. На его поиски отправляю "Warrior". С "Invisible" и " Indomitable " беру курс на перехват русских. Трубридж 09 час. 35 мин. Увеличив ход до 27 узлов "Рюрик" резко пошел влево, выходя на пересечку курса "Chatam". Гигантский силуэт русского, описав кривую, несется на сближение с маленьким «Chatam». Ослепительно вспыхивают залпом носовая и кормовые башни, которые теперь не кажутся такими уж нелепыми. Шесть огромных столбов воды взвиваются кверху в двух кабельтовых от крейсера, и ветер доносит шум разрыва. Второй недолет — ближе, у самого борта. Взметенные падением снарядов фонтаны долго стоят в воздухе, не опадая. Третий раз пробежали огоньки выстрелов русского и вдруг крейсер содрогается от близкого разрыва. Тут же образуется крен и корабль начал зарываться носом в воду. 09 час. 40 мин. С дистанции 50 каб. Русский крейсер открыл огонь. Огонь русских был точен и уже с третьего залпа "Рюрик" перешел на поражение. 305 мм снаряд разорвался в носу английского крейсера, отчего тот вильнув влево стал зарываться носом и резко терять ход. 09 час. 40 мин. "Chatam" контр-адмиралу Трубриджу. Веду бой с русским крейсером. Имею тяжелые повреждения, ход упал до 15 уз. Координаты следующие… 09 час. 55 мин. Русские перешли на стрельбу на поражение. В течении последующих 10 мин в крейсер противника попало не менее 6-х 305 мм. снарядов, корабль потерял ход на корме полыхал большой пожар. "Chatam" практически прекратил вести огонь. 10 час. 05 мин. С мостика Рюрика на SO замечены новые корабли. Крейсер оставил своего обреченного противника и на 25 уз. скорости начал отходить на S. Противник шел на пересечку. Скорость русского крейсера растет 26 уз, 27, 28 уз., 29 уз. Корпус корабля дрожит от напряжения. * * * Мостик "Invisible". - Добавьте же ходу черт возьми – беснуется на мостике Трубридж - Сэр, это невозможно, мы и так идем на максимальных оборотах. Полных 25 узлов. Русский корабль медленно исчезает на горизонте. Командующему силами Средиземного моря. 12 час. 25 мин. Контакт с противником потерян. В бою с русскими получил тяжелые повреждения и затонул легкий крейсер "Chatam". Трубридж "Chatam" стал первым погибшим британским крейсером в этой войне. Нелепая гибель крейсера в первый же день войны и успешный прорыв русского крейсера в Индийский океана вызвало большое неудовольствие руководство Британской Империи. Британское адмиралтейство всерьез задумалось о боевых возможностях, ранее не принимавшегося всерьез, русского "карманного крейсера". * * * "Командующему силами Средиземного моря. Общественное мнение взволновано слухами о прорыве "Рюрика" в Индийский океан и гибелью нашего крейсера. Не считаете ли возможным возобновить энергичное преследование и достичь уничтожения противника по возможности при содействии Ост-Индской эскадры. Черчилль "Командующему Ост-Индской эскадры. Совместно с соединением контр-адмирала Трубриджа начать поиск и достичь уничтожения русского крейсера в Индийском океане. Черчилль 09 января 1914 г. Рюрик на 25 уз. скорости прошел Аденский залив и вышел в Индийский океан. 11 января 1914 г. Контр-адмиралу Трубриджу. В связи с вступлением Германии в войну с Англией и неясной позицией Австрии приказываю преследование русского крейсера прекратить и вернуться в состав Средиземноморской эскадры. Мильн * * * 14 января 1914 г. Индийский океан. Получен сигнал бедствия с с греческого угольного транспорта "Понтопорос" везшего 6500 тонн индийского угля для английского флота. "Остановлен крупным боевым кораблем. Координаты …." На этом передача оборвалась. 25 февраля 1914 г. Порт-Артур. "Рюрик", в сопровождении порт-артурского отряда крейсеров, пришвартовался, под приветственные крики, на внутреннем рейде. Командующий Порт-Артурской эскадрой Н.О. Эссен тепло приветствовал Черкасова. - Вы к нам надолго? - Да нет, бункеруемся, принимаем боезапас и завтра утром уйдем. - Каким путем пойдете? Вокруг Японии? - Цусимой. Пройдем на полной скорости. От больших утюгов оторвемся, а если кто-то из мелочи попадется, чтож, один уже попался по дороге. – улыбнулся Черкасов. Петербург. Императорская главная квартира. Счастлив донести Вашему Величеству, что вверенный мне крейсер после беспримерного героического похода благополучно встал на рейде Владивостока. Команда и офицеры вели себя выше всяких похвал и, забывая нечеловеческие труды и усталость, готовы в бой по первому слову вашего величества во славу России. В результате похода уничтожен английский крейсер, захвачено и потоплено 8 торговых судов. Капитан 2-го ранга Черкасов В.Н. Владивосток, 03 марта 1914 г. Эпопея "Дмитрия Донского". 22 февраля 1914 г. в Вильгельсгафен вошел русский линейный крейсер "Дмитрий Донской", в сопровождении императорской яхты "Полярная звезда" на которой находился Е.И.В. Михаил. Корабль почтил своим присутствием кайзер и другие высшие сановники рейха. Крейсер должен быть получить уголь и припасы, и отправиться на Тихий океан, во Владивосток. Ввиду неясности международной обстановки Адмиралтейство тянуло с разрешением покинуть гавань. 25 февраля командир крейсера Черкасов лично в беседе с Императором испросил высочайшее разрешение на переход во Владивосток. Черкасов упирал на то что на высокой скорости корабль сумеет прорваться через канал, пока еще не последовало официальное объявление войны. 26 февраля в 6 утра крейсер выбрал якоря и вышел в море. С этого момента наалась одна из наиболее драматических историй великой войны. 27 февраля крейсер вошел в Дуврский пролив. Где был замечен английским легким крейсером "Чатам". Англичанин получил приказ следить за русским, одновременно из командующим 2-й эскадрой Милну было дано распоряжение выйти в море к Гибралтару, с целью перехвата русского рейдера. 28 февраля, под командованием Трубриджа "Инвисибл", "Индефатебл" и 2 легких крейсера покинули гавань и вышли в море. 01 марта "Дмитрий Донской" встретил в Порто, где производил погрузку угля. Рано утром Черкасов получил шифрованную телеграмму из Адмиралтейства, о разрыве дипломатических отношений с Англией. На корабле стали активно готовиться к дальнему переходу. Уже рано утром 02 марта корабль покинул гавань. В налетевшем тумане английские крейсера срочно подошедшие к Порто потеряли русского. Отряд Милна прошел Танжер и умеренным ходом двигался на юго-восток в сторону Азорских островов. Англичане не знали местоположения русского, а также каким путем он пойдем в Владивосток. У рейдера было два варианта – вдоль побережья Африки и м. Доброй Надежды, через богатый судоходство Индийский океан, либо через Атлантику и м. Горн. Оба варианта имели свои плюсы и минусы. Такими же мыслями мучился и командир русского рейдера, а пока что корабль 12-уз. ходом двигался на юг. Черкасов выбирал путь прорыва. Все решилось на рассвете 04 марта. В 05-15, на широте 15N, с мостика рейдера заметили, на фоне начинающегося рассвета силуэт, который был опознан как легкий крейсер "Чатам". Черакасов долго не колебался и отдал приказ, пользуясь внезапностью уничтожить противника. В противном случае англичанин, пользуясь высокой скоростью мог уйти от русских и "пасти" его, наводя крупные силы противника. В 05-20 увеличив ход до 27 узлов "Дмитрий Донской" резко пошел влево, выходя на пересечку курса "Чатам". В 05-25 на "Чатаме" заметили накатывающийся на них из темноты гигантский силуэт русского. В 05-27 с дистанции 30 каб. русский крейсер открыл огонь - ослепительно вспыхивают залпом носовая и кормовые башни, которые теперь не кажутся такими уж нелепыми. Шесть огромных столбов воды взвиваются кверху в двух кабельтовых от крейсера, и ветер доносит шум разрыва. Второй недолет — ближе, у самого борта. Взметенные падением снарядов фонтаны долго стоят в воздухе, не опадая. Третий раз пробежали огоньки выстрелов русского и вдруг крейсер содрогается от близкого разрыва. Тут же образуется крен и корабль начал зарываться носом в воду. Огонь русских был точен - 305 мм снаряд разорвался в носу английского крейсера, отчего тот вильнув, влево стал зарываться носом и резко терять ход. В 05-32 с "Чатама" контр-адмиралу Трубриджу отправлено сообщение "Веду бой с русским крейсером. Имею тяжелые повреждения, ход упал до 10 уз. Координаты следующие…" В течении последующих 10 мин. в крейсер противника попало не менее 6-х 305 мм. снарядов, корабль потерял ход на корме полыхал большой пожар. В 05-40 русский рейдер, не обращая внимание на огонь единственного оставшего 152 мм. орудия подешел на близкую дистанцию и практически в упор выпустил торпеду. Английский крейсер, получив попадание торпедой в носовую часть через несколько минут перевернулся и затонул. "Чатам" стал первым погибшим британским крейсером в этой войне. Нелепая гибель крейсера в первый же день войны и успешный прорыв русского крейсера в Индийский океана вызвало большое неудовольствие руководство Британской Империи. Британское адмиралтейство всерьез задумалось о боевых возможностях, ранее не принимавшегося всерьез, русского "карманного броненосца". Заметив на горизонте дымы, Черкасов приказал полным ходом уходить на юго-восток, решив прорываться через Атлантику. Трубридж стоял перед тяжелым выбором, он пытался поставить себя на место русского капитана – продолжить путь на юг, зная что противнику известно направление движения или резко поменять курс. В конце концов Трубридж принял решение – идти на Фолкленды. 18 марта Трубридж прибыл в Порт-Стэнли. В море находилось пять английских крейсеров, ведущих поиск русского. За прошедшее время русскому рейдеру дважды улыбнулась удача – были захвачены и потоплены два торговых судна. 20 марта ожидание Трубриджа было вознаграждено – с борта "Уорриора" сообщили, что русский корабль появился в порту Монтевидео. В течении дня крейсер грузил уголь и припасы. "Уорриор" крейсировал невдалеке от территориальных вод, пристально следя за русским. Оба линейных крейсера снялись с якорей и двинулись к устью Ла-Платы. Утро 21 марта принесло неприятный сюрприз для Черкасова – на горизонте появились новые противники, характерный силуэт, трехногие мачты не давали сомнений что это линейные крейсера англичан. На совете офицеров было решено, используя преимущество в скорости, идти на прорыв. В 10-15 крейсер начал выбирать якоря и двигаться к выходу из гавани. В 10-30 крейсер развил 20-уз ход и двигался параллельными курсами с англичанами, в 10-35, с дистанции 80 каб. головной английский крейсер открыл огонь. Постепенно наращивая скорость, в 10-35 русские открыли огонь, дистанция составила 60 каб. Англичане имели двойное преимущество – против 6 орудий ГК в залпе у рейдера, линейные крейсера выставляли 12, Трубридж был полностью уверен в победе. Крэдок, направился к северу, намереваясь перехватить русского и задержать до подхода Стэрди. К вечеру 25 марта противники увидели друг друга в районе Порт-Стэнли. Англичане заняли позицию со стороны берега, чтобы заходившее солнце освещало неприятельские корабли и мешало прицеливаться артиллеристам. Однако стрельба началась уже после заката, когда силуэт русского корабляй был незаметен на фоне берега, а английские выделялись на фоне неба. Огонь открыли в 19 часов 30 минут русские артиллеристы с дистанции около 30 каб. С третьего залпа они накрыли “Гуд Хоуп” и вывели из строя систему управления огнем. Уже через 20 минут на борту “Гуд Хоуп” произошел взрыв, но корабль еще некоторое время продолжал вести огонь, пока не пошел ко дну с экипажем и флагманом. “Монмут” вышел из строя, осел на корму и под градом снарядов через 2 часа перевернулся и затонул. С броненосных крейсеров не спасся ни один человек. Попытка преследования русским “Глазго” не удалась, получив шесть попаданий крейсер ушел на восток. С зарей, не увидев целей, Черкасов объявил благодарность всей команде:“Одержана блестящая победа, за которую я благодарю и поздравляю команду”. После боя "Дмитрий Донской", двигаясь на юг, захватил канадский пароход с грузом угля, отконвоировал его в уединенную бухту Огненной Земли и до 01 апреля продолжал погрузку топлива и ремонтировал полученные повреждения. Стэрди, не думая что русские задержатся в указанном районе искал рейдер в море скрыть");document.close(); Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 Коллега! Я этого не видел? Где откопали??? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 а это мне кто-то из демиургов МЦМ-7 присылал... давненько уже.. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 Да уж, устарело порядочно. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 На рассвете с борта стоявшего под берегом линейного крейсера «Дмитрий Донской» <{POST_SNAPBACK}> Кстати, у нас же вроде Александр Невский на начало войны в Атлантике. Донской уже в Индийском океане. Из справочника: Крейсера спущены на воду в декабре 1911 года. «Дмитрий Донской» вступил в строй в январе 1914 года, вышел на Дальний восток 28 апреля 1914 года. «Александр Невский» вступил в строй в апреле 1914 года, и к концу мая проходил курс боевой подготовки. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 справочник неправильный........... писал ЧК, я правил.... и кстати про это и забыл.... вобщем надо все сводить вместе... и орформлять как мемуары или в основной текст вставим как считаете? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 вобщем надо все сводить вместе... и орформлять как мемуары или в основной текст вставим как считаете? <{POST_SNAPBACK}> Лучше пока в основной текст. Значит вот так неправильно? «Дмитрий Донской» СПб, Адмиралтейский завод 15.06.1910-18.12.1911-28.01.1914 «Александр Невский» СПб, Балтийский завод 15.06.1910-29.12.1911-21.04.1914 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 Oct 2009 нее я подумал, в общем давайте к выходным справочник все таки скину.... пусть короче Донской будет уже в Тихом океане, а Невский в Вильгельмсхафене в момент КРИЗИСА. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 Nov 2009 По просьбе геноссе cobra Развертывание Королевского Флота в июне 1914 года Гранд Флит (Скапа-Флоу) Флагманский корабль ЛК «Айрон Дьюк». Приданы КРЛ «Сафо», ЭМ «Оук». 1-я эскадра линкоров ЛК «Эмперор оф Индиа» (ф), «Сент-Винсент», «Коллингвуд», «Вэнгард», «Колоссус», «Геркулес», «Паллас», «Зилэс». Придан КРЛ «Беллона». 2-я эскадра линкоров ЛК «Кинг Георг V» (ф), «Аякс», «Центурион», «Одейшес», «Монарх», «Тандерер», «Орион», «Худ». Придан КРЛ «Боадицея». 3-я эскадра линкоров ББ «Кинг Эдвард VII» (ф), «Хайберниа», «Африка», «Британия», «Коммонвелф», «Доминион», «Хиндустан», «Зеландия». Придан КРЛ «Бланш». 4-я эскадра линкоров ЛК «Конкерор» (ф) «Трафальгар», «Нил», «Девастейшн», «Свифтшур», «Триумф», «Нептун». Придан КРЛ «Блонд». 1-я эскадра линейных крейсеров ЛКР «Лайон» (ф), «Принцесс Ройял», «Куин Мэри», «Индефатигебл» (Кромарти) 2-я эскадра крейсеров БРКР «Шэннон» (ф), «Ахиллес», «Кохрейн», «Наталь». 3-я эскадра крейсеров БРКР «Энтрим» (ф), «Эрджилл», «Девоншир», «Роксборо». Флот Канала, Портсмут Флагманский корабль ББ «Лорд Нельсон» 6-я эскадра линкоров ББ «Принс оф Уэлс» (ф), «Бульварк», «Лондон», «Венерэбл», «Куин», «Формидебл», «Иррезистебл», «Имплейкебл». Придан КРЛ «Топаз». Резервный Флот, Девенпорт 10-я эскадра линкоров ББ «Ганнибал» (р. Хамбер), «Илластриес» (Лох Ю), «Магнифишент» (р. Хамбер), «Марс» (р. Хамбер), «Викториес» (р. Хамбер). Эскадра минных заградителей «Андромаха», «Аполло», «Ифигения», «Интрепид», «Латона», «Найад», «Тетис» (бывшие КРЛ) Флагманы флотилий эсминцев В распоряжении командующего минными силами КРЛ «Аретуза», «Пенелопа». 1-я флотилия - «Фиэрлесс»; 2-я флотилия - «Эктив», позднее добавлен «Галатея»; 3-я флотилия - «Эмфион», позднее добавлен «Андаунтед»; 4-я флотилия - «Керолайн»; 5-я флотилия - нет; 6-я флотилия - «Эдвенчер», «Аттентив»; 7-я флотилия - «Форсайт», «Скирмишер»; 8-я флотилия - «Патфайндер», «Сентинел»; 9-я флотилия - «Форвард», «Пэтрол», 10-я флотилия - «Аурора». Средиземное море 5-я эскадра линкоров ЛК «Дредноут», «Беллерофон», «Сьюперб», «Темерер», 2-я эскадра линейных крейсеров ЛКР «Инвинсибл» (ф), «Индомитебл», «Инфлексибл», «Инвинсибл». (Гибралтар) 1-я крейсерская эскадра «Дифенс» (ф,) «Блэк Принс», «Дюк оф Эдинбург», «Уорриор» (Гибралтар) 8-я эскадра линкоров «Агамемнон»(ф) «Принс Георг», «Цезарь», «Маджестик», «Юпитер», Придан КРЛ «Сапфир» (Александрия) 5-й флотилия эсминцев (Александрия) Китайская станция (Вэйхайвей) 7-я эскадра линкоров «Рассел» (ф), «Корнуоллис», «Албемарл», «Дункан», «Эксмут». Придан КРЛ «Дайамонд». Линкоры «Глори» и «Голиаф» 4 крейсера, 8 эсминцев, 3 ПЛ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 Nov 2009 Так коллеги кто в курсе о системе организации обороны Гельголландской бухты на 1914 год... Прежде всего приморские укрепления и береговые батареи интересуют... СОстав, кол-во орудий и т.д. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 Nov 2009 Крейсера спущены на воду в декабре 1911 года. «Дмитрий Донской» вступил в строй в январе 1914 года, вышел на Дальний восток 28 апреля 1914 года. «Александр Невский» вступил в строй в апреле 1914 года, и к концу мая проходил курс боевой подготовки. <{POST_SNAPBACK}> Что-то я сомневаюсь, что его так быстро в океан отправят. У немцев по полгода учились, прежде чем включали корабль в боевые эскадры. Или нужно прописывать плохое умение стрелять. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 Nov 2009 Так коллеги кто в курсе о системе организации обороны Гельголландской бухты на 1914 год... <{POST_SNAPBACK}> Литературы пока никакой не вижу, могу тупо в Jutland посмотреть, что там в 1916 было. Еще есть утт про укрепления Гельголанда: http://www.battlefield-travel.com/site/461...ress_helgoland/ Как я понял, было 2 батареи 305 мм орудий, 2 батареи 210 мм орудий, 8 280 мм гаубиц. Не считая более мелкого калибра. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 Nov 2009 Так коллеги кто в курсе о системе организации обороны Гельголландской бухты на 1914 год... у Шеера ни слова не сказано... только организация морской обороны бухты, маяки и пр.Как я понял, было 2 батареи 305 мм орудий, 2 батареи 210 мм орудий, 8 280 мм гаубиц. Не считая более мелкого калибра. я так понял что 2 орудия 30.5 см. в спаренной башне, и два 21 см. и батарея из 8-ми 28 см. гаубиц Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 Nov 2009 В игре Jutland в мае 1916 года на Гельголанде присутствуют следующие орудия: Батарея "Норд" (северный участок): 2х2 305/50 мм (в башнях) 2х1 210/40 мм 1х1 150/40 мм Батарея "Зюд" (южный участок) 2х2 305/50 (в башнях) 2х1 210/40 мм В центре острова - батарея из 8 280 мм гаубиц Батарея "Вестмолен" (западный участок, близ гавани) 4х1 150/40 мм 8х1 105/40 мм Батарея "Остмолен" 4х1 105/40 мм (восточный участок, близ гавани) Батарея "Хавен" (в гавани) 4х1 88/30 мм Батарея "Ост" (восточный участок) 2х1 88/30 мм Батарея ПВО (на маленьком острове рядом) 4х1 88 мм зениток Всего получается 8 305 мм орудий, 8 280 мм гаубиц, 4 210 мм орудия, 5 150 мм орудий, 12 105 мм орудий, 6 88 мм орудий, 4 88 мм зениток Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 Nov 2009 Дык - это на 16-й... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 Nov 2009 Судя по всему, состав не сильно поменялся с 1914-го. Во всяком случае, орудия крупного калибра точно были на месте. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 Nov 2009 Видимо добавили тока зенитки, я тока сення прочесть смог инет глючит по черному.... Слабовато как то выглядит Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 Nov 2009 Слабовато как то выглядит <{POST_SNAPBACK}> Там еще нехилые минные заграждения были. Да и 8 305 мм орудий - это немало Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 Nov 2009 Там еще нехилые минные заграждения были. Да и 8 305 мм орудий - это немало да и морское прикрытие тоже было неплохое ЕМНИП Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 Jul 2010 Предисловие 28 января 1917 года император Михаил II сделал на госсовете заявление, «предвидя весьма вероятное возникновение требования отчета о военных действиях и считая крайне желательным удовлетворить, это справедливое пожелание широких общественных кругов России, совет министров принял решение подготовить к печати и опубликовать по окончании войны официальную «Историю Великой Войны». Войны ставшей воистину и Великой и Мировой, ибо не было уголка в нашем мире где бы не воевали русские солдаты и матросы, оказавшиеся даже ввиду случайного стечения обстоятельств в Германской Африке. Но сбор, обработка информации и написание многотомника затянулось на многие десятилетия в силу ряда причин. Настоящая книга и представляет собой обещанный труд. В нем использованы русские официальные морские, военные, дипломатические документы а так же все доступные союзнические документы и неприятельские источники, в том числе и из средств массовой информации. Период, описанный в книге, включает подготовку к войне, а также морские и военные операции на разных театрах военных действий вплоть до окончания военных действий. Целью настоящего труда является стремление дать в повествовательной форме, не только непосредственное описание морских и военных операций, но и их взаимную связь с политикой и действиями дипломатии. Кроме того, задачей авторов было показать те трудности и противоречия, которые сплошь и рядом влияли на успех операций. Таким образом, в настоящем труде сделана попытка представить все операции на море в их непосредственной связи с общим ходом войны. Работа состоялась лишь благодаря сотрудничеству с Историческими секциями МГШ, Генерального штаба и министерства иностранных дел. При составлении книг использовались. - входящие и исходящие телеграммы морского министра, МГШ и штабов флотов. - Входящие и исходящие телеграммы военного министра, Генерального штаба, штабов фронтов и армий, а также рапорта и донесения. - рапорты и донесения флагманов и старших морских начальников; вахтенные журналы, машинные и сигнальные журналы и радиожурналы; - переписка российских государственных учреждений. - показания пленных, захваченные документы и сведения морской разведки, военной разведки и осведомительского отдела министерства иностранных дел. - отчеты, документы, журналы боевых действий, предоставленные военным и морским ведомствами. - документы по разработке и реализации совместных операций с союзниками, донесения офицеров связи. - Официальные документы, предоставленные союзниками по запросу и документы опубликованные в средствах массовой информации. - те или иные документы представленные спустя годы бывшими противниками по войне, в том числе воспоминания участников. - а так же те или иные неофициальные источники информации. Введение Русско-Японская война оказалась знаковым событием начала XX века, ибо она во многом обеспечила расстановку фигур в предстоявшем переделе Мира которого так или иначе, в том числе по своим причинам желали ведущие Европейские державы. Последовавшие, без малого 10 лет ознаменовались напряженнешей гонкой вооружений. Главной чертой, которой стало то, что ее олицетворял дредноут. Могучие дредноуты вооруженные невиданными до селе орудиями стали эквивалентом государственной мощи и политического веса державы. Российская империя, флот которой принес ей победу в Цусимском сражении, да и в Русско-Японской войне в целом, уделила послевоенному развитию флота серьезнейшее внимание, достаточно сказать, что лету 1914 года Российский флот располагал 11 боеготовыми линейными кораблями дредноутами и 3-мя крейсерами дредноутами. Правда сложившиеся положение вещей значительно осложнялось тем, что Россия была вынуждена рассредоточить имевшиеся в наличии морские силы по трем не сообщающимся в военное время театрам. Тем самым на фоне беспрецедентного послевоенного экономического роста к лету Россия располагала третьим по количеству дредноутов флотом, опередив флот США. Спустя несколько лет по окончании русско-японской войны, по мере восстановления мобилизационных армейских запасов, и принятия программ по новому судостроению и реформированию армии, совет государственной обороны после долгих обсуждений пришел к выводу о необходимости вернутся, к рассмотрению вопроса о возобновлении усилий направленных на реализацию давних устремлений империи по решению Восточного вопроса. А именно по захвату проливов Босфор и Дарданеллы. По итогам обсуждения и анализа существующих военных и политических раскладов в МГШ было признана необходимость для успешности морского и сухопутного наступления на Стамбул намертво приковать главные силы Британского флота к Северному морю тем или иным способом. Вынесенный на обсуждение Совета Государственной Обороны вопрос привел в конечном итоге к достижению военных соглашений с Германией направленных прежде всего против Британии. Таким образом, руководство Российской Империи предполагало используя в своих интересах военно-политический союз с Германий, под прикрытием необходимости защиты христианских подданных оккупировать зону пролива Босфор и Собственно Стамбул. Спустя десятилетия прошедшие с момента окончания Великой войны. Можно признать что в момент майского кризиса, беспорядки в Стамбуле были инспирированы русской военной разведкой. Тем не менее, в целом проявляя недюжинные усилия по подготовке крупномасштабной войны на всех театрах, руководство Российской Империи всерьез предполагало что на фоне прошедших Балканских войн, удастся ограничится наступлением и занятием Стамбула и локальными боевыми действиями на Кавказе. Действительность оказалась много страшнее и в ход пошли многомиллионные армии и эскадры дредноутов. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах