Андроник III Палеолог прожил до глубокой старости

276 сообщений в этой теме

Опубликовано:

А почему в кавычках-то? Разве теория демографических циклов является ненаучной?

Нефедов - просто популяризатор демографически-структурной теории в России. Причем лично я в его трудах неоднократно обнаруживал натягивание фактов на концепцию, чем впрочем грешит большинство историков.

Истинными ее корифеями являются в США - Кэмирон и Джек Голдстоун, а в Европе - французские "анналисты" во главе с Фернаном Броделем.

Желающим опровергать ее "научность" - флаг в руки. ;)

Для построения АИ она чрезвычайно удобна тем, что позволяет применять математическое моделирование к историческим процессам и дает соотсвтствующий инструментарий. Посему как альтисторик я и являюсь ее приверженцем. B)

Теперь, ежели будет позволено, немного по существу.

Болгары Византию сильно не любят, а будучи однажды ее завоеванными - боятся ее усиления. Так что повторю - благом для Византии этого миря является слабость и развал Болгарии во второй половине XIV века.

Другое дело - сербы. Андроник III по смерти Душана вполне может сохранить (даже скорее всего) Антианжуйский пакт. А это действительно может спасти Сербию от распада. В РИ развал королевства начался после того как в конце 1350ых Стефан Урош был наголову разбит Лайошем Великим и признал себя вассалом Венгрии. Это вызвало крах "королевского авторитета" и жупаны стали отделяться. Византийская военная помощь вполне может спасти сербов от разгрома, а значит - и помочь Урошу удержаться у власти.

Жаль дочерей у Андроника нет.

Но по смерти Уроша жупаны все равно начнут рвать страну на части. Из Неманьичей никого не остается - единственный сын Синиши Иван еще при жизни отца по доброй воле постригся в монахи.

Теперь по самим грекам. Набирающий силу в византийской элите "эллинизм" конечно не очень способствует идее единства православных. Но империи не выгоден отказ от "вселенскости". К тому же у власти остаются сторонники идеи "византийского содружества". Кантакузина можно назвать последовательным проводником идеи империи, основанной на религиозной и культурной общности с народами Восточной Европы. Полагаю что и при Иоанне V он сохранит влияние, да и тестем Иоанна скорее всего будет. В РИ ведь, как показали недавние исторические разыскания, в роли государственного советника при Иоанне V по прежнему выступал добровольно отрекшийся от престола и принявший в 1354 году монашество под именем Иоасафа Иоанн Кантакузин.

"При императоре Иоанне V политику в действительности определял его тесть Иоанн-Иоасаф Кантакузин, который даже не скрывал этого. И если Иоанн V руководствовался в своих государственных решениях требованиями текущего момента, то Кантакузин выступал в роли хранителя имперской идеологии и религиозного ригоризма. Серьезных разногласий между ними, впрочем, не возникало, поскольку Иоанн V никогда открыто не поднимал голос против традиционных византийских идеологических устоев, а Кантакузин снисходительно смотрел на действия зятя, не упуская случая указать на их неэффективность."

Но действительным проводником идеи православного содружества может выступать только Церковь, в которую, как я уже писал, идеи эллинизма особо не проникают. Что же там? Обратимся к исследованию Мейендорфа "Византия и Московская Русь".

Мир византийского монашества пользовался широкой народной поддержкой не только на территориях, подвластных империи, но и на завоеванных турками землях Азии, и, конечно же, в славянских странах. Центр монашества, Афон, был постоянным местом встреч и общения греков, славян, грузин и даже арабов. Более того, Константинопольский патриархат распространил свою каноническую власть на огромные территории, и такие страны, как Русь, не испытывали, конечно, никакой привязанности к идеалам эллинизма, но по-прежнему почитали и поддерживали православную Византию, церковь и имперскую традицию.

Стремление же "гуманистов" сохранить греческую культуру de facto вело к пониманию Византии как принадлежности греческого народа. "Сознание "римского" бытия, - пишет А. Вакалопулос, - постепенно бледнело и вытеснялось чувством бытия "греческого", хотя видимого разрыва с исторической традицией или недавним прошлым при этом не происходило. Просто эллины впитывали как политическое и культурное наследие древней Греции, так и наследие Восточной Римской империи... и с течением веков греческая традиция постепенно растворила его в себе". Приведенное описание совершенно справедливо в своей первой части, как описание "гуманистической" элиты, но автор не заметил, что наследие древней Греции и наследие христианской империи на самом деле были полюсами напряженного противоречия, которое ни в эпоху Палеологов, ни позднее нисколько не "растворилось". Подразумевавшийся зарождающимся "эллинским" национализмом более мирской взгляд на веши в конкретных условиях XIV века мог, конечно, расцениваться как более реалистический, но он означал также некоторый отход от религиозных, культурных и политических ценностей, которые в течение веков хранила христианская Византия, а теперь и православные страны. Что для Церкви и особенно монашества было неприемлемо.

Направляя патриархат, афонские монахи во многом укрепили позиции Византии как "царицы городов" - по-славянски "Царьграда" - и на несколько столетий продлили существование "римского" универсализма, олицетворявшегося этим городом. Конфликт с эллинистами в этом плане не был принципиальным. В РИ даже в эпоху торжества исихазма византийские гуманисты могли свободно пропагандировать эллинистическое учение, если хотя бы формально придерживались православной веры: иначе невозможно было бы появление таких личностей, как Виссарион и Гемист Плифон. Со своей стороны, гуманисты никогда не оспаривали универсальных имперских притязаний Палеологов или идеи православной ойкумены.

То что монашество и в этом мире будет руководить Церковью - я нисколь не сомневаюсь. Влияние монашества было связано не только с победой исихастов в 1347 году. Оно возобладало гораздо раньше и было связано с реакцией общественного мнения на деспотическую политику императора Михаила VIII (1259-1282 гг.), который силой насаждал Унию с Римом поставил патриархом "униата" Иоанна Векка; таким образом он способствовал росту нравственного престижа монашеской партии, самоотверженно сопротивлявшейся его политике. Во всяком случае, именно личность патриарха Афанасия I (1289-1293, 1303-1309 гг.) показывает возросшее влияние монашества в жизни византийского общества, с одной стороны, и служит образцом исихастских патриархов конца того же столетия, с другой. Суровый аскет, Афанасий взошел на патриарший престол с целой программой реформ, которые сделали его непопулярным в некоторых кругах, но обнаружили личную ревность патриарха в защите бедноты, устоев церкви и нравственных принципов в социальном поведении.

Отсутствие полного торжества исихастов в этом мире "универсалистскую" позицию церкви не изменит. В конце-концов возглавлявшие византийскую церковь религиозные ревнители, которые пользовались широким народным признанием и поддержкой таких политических деятелей, как император Иоанн Кантакузин в Византии и царь Иоанн Александр в Болгарии, могут быть лишь с оговорками названы "исихастами" (хотя многие из них были афонскими монахами): они, опираясь на радикальные истины богословия, отстаивали определенные культурно-политические устои, а не одну только частную традицию монашеской духовности.

Но вот условия, на которых Византия предлагала строить "православное содружество".... Несколько примеров:

Документ 1355 года, относящийся к правлению патриарха Каллиста. Он адресован группе болгарских монахов - в том числе св. Феодосию Тырновскому, - которые, без сомнения, были сторонниками константинопольского централизма. Все они учились на Афоне у св. Григория Синайского. В этом документе Каллист сурово обличает болгарского патриарха Тырновского за то, что тот не поминает вселенского патриарха как главу церкви. Согласно Каллисту, константинопольский патриарх "судит апелляции, все исправляет, утверждает и скрепляет" решения трех других патриархов: Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. И потому, спрашивает Каллист, разве не подобает болгарской церкви называть его "господином", поскольку болгарский патриарх получил титул "патриарха" только для почета, но по существу не отличается от митрополитов, подчиненных Константинополю.

В 1354 году в синодальном акте патриарха Филофея, которым Алексий Бяконтов был назначен митрополитом Киевским и всея Руси, говорилось: "Святая кафолическая и апостольская церковь Божия (т. е. константинопольская), которая направляет все к лучшему, согласно неколебимому праву и власти, дарованным ей свыше, благодатью Христовой, заботится и печется о всех святейших церквах, где бы они ни находились, чтобы они управлялись к добру в соответствии с законом Божиим". В 1370 году патриарх Филофей в послании великому князю Дмитрию Донскому без обиняков называл себя "утвержденный всевышним Богом отец всех христиан, где-либо обретаемых на земле". В том же году, в грамоте русским князьям, понуждающей их подчиниться митрополиту Алексию, Филофей изложил теорию "вселенского попечения" таким образом, что ее практически невозможно отличить от самых авторитарных заявлений римских пап:

"Так как Бог поставил нашу мерность предстоятелем всех, по всей вселенной находящихся христиан, попечителем и блюстителем их душ, то все зависят от меня, как общего отца и учителя. И если бы мне можно было самому лично обходить все находящиеся на земле города и веси и проповедовать в них Слово Божие, то я неупустительно делал бы это, как свое дело. Но поелику одному немощному и слабому человеку невозможно обходить всю вселенную, то мерность наша избирает лучших и отличающихся добродетелью лиц, поставляет и рукополагает их пастырями, учителями и архиереями и посылает в разные части вселенной: одного - кир Алексия - в вашу великую и многолюдную страну, другого - - в другую часть земли, повсюду - особого архипастыря, так что каждый в той стране и местности, которая дана ему в жребий, представляет лицо, кафедру и все права нашей мерности".

В 1399 году патриарх Антоний в грамоте Великому Новгороду не только говорит о своей власти над "всеми христианами вселенной", но (как и в письме к великому князю Московскому Василию I) с негодующим укором напоминает им, что "патриарх есть наместник Христа на земле и восседает на престоле самого Господа".

Насколько такая позиция придется ко двору в Сербии или там на Руси? Подчинения грекам это не означает - патриарх позиционирует себя не как греческий, а как вселенский, окружен афонским "монашеским интернационалом", в который входят представители всех православных народов, занимает по отношению к византийскому императору определенно независимую позицию (именно благодаря своему вселенскому авторитету, признаваемому далеко за пределами Греции), его представителями на местах являются как правило не греки а местные.

Но вот наколько это понравится национальным элитам и монархам православных стран. Ведь авторитет Всселенского патриархата дает местным церквям определенную независимость от своих государей. А православное монашество всей Православной Ойкумены, подчиняясь авторитету Афона, превращается в подлинный "Клюнийский орден" - со всеми вытекающими.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати о Руси. Терзают меня смутные сомнения, что Кревская уния будет как и в РИ. Факторов, достаточно мощно воздействующих на ВКЛ сторону отличия от РИ не вижу.

Но с друой стороны... у Крыма нет турецкого сюзерена.

Зато есть Витовт желающий посадить в Крым Тохтамыша и его потомство. Или Тохтамыш в данной АИ не уедет в Литву?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зато есть Витовт желающий посадить в Крым Тохтамыша и его потомство. Или Тохтамыш в данной АИ не уедет в Литву?

А что меняется в данной АИ относительно РИ в эпопее Тохтамыша, Витовта и Едигея? Если все же Кревская уния состоялась как в РИ (если не состоялась - Витовту не видать великого княжения в Вильне).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

О-о-о! Кажется, математическая модель демографически-структурной теории построения АИ существенно усовершенствована за последний промежуток времени.

Должно быть и фактологическая БД быстро пополняется.

Искренне поздравляю!

ПЫ-СЫ. ИМХО, Кревскую унию желательно похерить...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

О-о-о! Кажется, математическая модель демографически-структурной теории построения АИ существенно усовершенствована за последний промежуток времени.

Должно быть и фактологическая БД быстро пополняется.

Искренне поздравляю!

Коллега, исследования отца Иоанна Мейендорфа в моей фактологической БД присутствуют давно, в чем можно убедится, рассмотрев мои старые темы.

Я просто, перечитав ваши посты, предположил что возможно не совсем правильно вас понял. Но увы - метод "делать тонкие намеки невсурьез и издаля" взаимопониманию не способствует.

А "переход на личности" за длительный форумный стаж давно научился игнорировать. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Далее по сербам. Учитывая что Кантакузин в РИ являлся "собинным другом" и де-факто соправителем Андроника III - брак Иоанна V с дочерью Кантакузина Еленой считаю весьма реалистичным для данной АИ. Соответственно и дети у Иоанна V те же.

Далее - сохранение тесного союза с Сербией зело оптимально и для династической истории самих Палеологов. Видя что Урош скорее всего бездетен, Византия постарается перехватить хотя бы часть наследства. При бездетности Уроша наследникам являются дети Синиши, который в этой АИ получит удел в Сербии - скорее всего Зету, традиционное владение младших Неманьичей. Сам Синиша - Палеолог по матери и убежденный грекофил; в данной АИ будет следовать в русле византийской политики.

Как уже упоминалось, единственный сын Синиши, Иван, пошел в монахи, не смотря на то, что этому сопротивлялись все родственники и окружение. Кажется реально был "не от мира сего", и абсолютно заслужено канонизирован.

Единственной наследницей таким образом остается дочь Синиши, Мария Ангелина. И Византия здесь в рамках союза не упустит своих возможностей. Жених есть - практически ровестник невесты Андроник, старший сын Иоанна V, РИ Андроник IV.

В РИ был женат на дочери Ивана Александра Болгарского, но здесь расклады иные, и его женой становится Мария Ангелина. В РИ сия дама была замужем дважды:

Тома Прелюбович (+1384),

с 1385 Исаул Буонделмонти-Аччьяуоли.

И детей нет. Дама бесплодна. Соответсвенно Андроник бездетен. Вряд ли сидя на царстве он будет поднимать мятеж (к которому в РИ его подбил Сауджи Османлу), ни как бы то ни было, Андроник умер в 1385, еще при жизни отца. В АИ - бездетным. Расчищая тем самым путь к трону Византии брату - РИ Мануилу II, "византийскому Марку Аврелию", как величали его итальянские гуманисты.

Что же с Сербией? Думаю так - по смерти Уроша Андроник в силу брака предъявляет права на Сербскую корону, но реально завладевает лишь Македонией и Албанией. На остальной территории королества рулят князья - Лазарь в Рашке и Браничево, Вук Бракович в Косово, Никола Алтоманович в Златиборе, Балшичи в Зете, которые признают сюзеренитет нового короля в обмен на помощь против Венгрии.

Андроник Палеолог и царствует как Сербский король (в Македонии - реально, севернее - номинально) до самой смерти в 1385 году. Детей нет. Казалось бы - династия пресеклась... Но нет.

Брат Андроника Мануил, второй сын Иоанна V, на ком женат в РИ? На ЕДИНСТВЕННОЙ дочери Константина Деяновича, сербского князя Струмицы. А кто есть Константин Деянович? А он и есть законный наследник Неманичей, так как является сыном воеводы Деяна и родной сестры Стефана Душана.

Византийская политика этого несомненно не упустит. Видя бездетность брака Андроника с Марией Ангелиной, подстрахуются, и как и в РИ Мануил женится на дочери Константина Деяновича. Что принесет ему власть над Македонией и сюзеренитет над Лазаревичами и Бранковичами по смерти старшего брата.

Ну и приятно конечно, что у Мануила будут те же дети, что и в РИ. Император Иоанн VII, гуманист Феодор Морейский, Константин XI (который в РИ стал последним императором и героически пал при штурме Константинополя; здесь же будет не менее героически отвоевывать у турок земли в Азии) - все талантливые и достойные люди, каждый в своем ключе. Умолчу о младшеньких - Димитрии и Фоме (в РИ отце нашей государыни Софьи Палеолог) - им вряд ли светит корона империи.

При этом не думаю что уния Византии и Сербии возникнет напрямую. У Мануила сыновей много, есть кого сажать на королевский трон в Скопье. Если как и в РИ Иоанн и Федор умрут бездетными - корона Сербии (а точнее Македонии и Албании, ибо севернее уже целиком рулят Бранковичи) перейдет Фоме.

И Софью Палеолог привезут в Москву как сербскую королевну. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А что меняется в данной АИ относительно РИ в эпопее Тохтамыша, Витовта и Едигея? Если все же Кревская уния состоялась как в РИ (если не состоялась - Витовту не видать великого княжения в Вильне).

1 Ну в зависимости от тогда когда "волны АИ дойдут до" Литвы можно строить предположения о браке Ягайло с тем или иным соседом

2 Кроме того неважно Витовт, Ягайло либо другой литовский князь у которого есть Тохтамыш (либо его наследник) постараются попытаются посадить хотя бы в Крым своего ставленника.

В качестве последствий две крайности:

а) наследники Тохтамыша православные ханы Крыма ;)

б) Литва со своим союзником (?) сталкиваются с державой Тимура. Если у Византии с Литвой отношения на уровне не будет ли попытки повоевать с Тимуром?

И детей нет. Дама бесплодна. Соответсвенно Андроник бездетен. Вряд ли сидя на царстве он будет поднимать мятеж (к которому в РИ его подбил Сауджи Османлу).

Что же с Сербией? Думаю так - по смерти Уроша Андроник в силу брака предъявляет права на Сербскую корону, но реально завладевает лишь Македонией и Албанией. На остальной территории королества рулят князья - Лазарь в Рашке и Браничево, Вук Бракович в Косово, Никола Алтоманович в Златиборе, Балшичи в Зете, которые признают сюзеренитет нового короля в обмен на помощь против Венгрии.

Андроник Палеолог и царствует как Сербский король (в Македонии - реально, севернее - номинально) до самой смерти в 1385 году. Детей нет. Казалось бы - династия пресеклась... Но нет.

А не попытается ли данный прЫнц при жизни отца править Великой Сербией (вначале византийской частью, а потом не только). а там желающих посоветовать тоже будет немало

Андроник, старший сын Иоанна V, РИ Андроник IV.

В РИ был женат на дочери Ивана Александра Болгарского, но здесь расклады иные,

За кого её отдадите ?

(О Софье говорить еще рано)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Георг, забыл напомнить:

"Десять заповедей прогрессора"

10) Будь готов ко всему. История уже идет другим путем, многое, что было, не случится, а многое, чего не было - случится. Нам не дано знать, что именно. Любой день может стать последним. Воспитай нескольких наследников.

(Это я к тому, что не помешает помнить ежели Вы желаете "жить в Ренессансной Византии"... ;))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Десять заповедей прогрессора"

?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Завязываем флейм, господа. Дальнейшая пикировка в теме накличет бан

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Wiki - Десять заповедей прогрессора.

http://fai.org.ru/index.php?autocom=ibwiki...rticle&id=8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эту тему можно назвать "Византия Палеологов без междоусобиц". Действительно, если в Византии будет тишь, гладь и божья благодать, а у её соседей -междоусобицы как в реале, тогда Византия конечно же сохранится и даже превратится в величайшую державу мира. Но по моему скромному мнению, в правдоподобии такого допущения возникают очень серьёзные сомнения.

Георг, вы женили Андроника 4-го на бесплодной принцессе. и тем отняли у него бунтовать против отца. Но ведь это полумера. Бездетность - повод для развода, да и не все девицы, находящиеся в пределах досягаемости наследника престола - бесплодны. Лучше просто оскопить его и проблема радикально решена :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эту тему можно назвать "Византия Палеологов без междоусобиц". Действительно, если в Византии будет тишь, гладь и божья благодать, а у её соседей -междоусобицы как в реале, тогда Византия конечно же сохранится и даже превратится в величайшую державу мира. Но по моему скромному мнению, в правдоподобии такого допущения возникают очень серьёзные сомнения.

Сомнения всегда есть, а конкретно? Неуж-то даже "допущение" будете критиковать?

Ну тогда с матчастью пожалуйста, а то получается что я аргументирую фактами, а оппоненты - "сомнениями".

Кантакузин ведь долго жил, до 1383. Андронику Иоанновичу с ним не тягаться. А потом Кантакузина достойно сменит "византийский Марк Аврелий" - Мануил II.

И наконец - междуусобица тоже не такой страшный зверь. Андроник III тоже пришел к власти в результате междуусобицы, свергнув деда, но ни к краху империи, ни даже к территориальным потерям эта междуусобица не привела.

Гражданская война 1340ых стала затяжной и ожесточенной и привела к краху империи потому, что произошел взрыв всех накопившихся в Византийском обществе социальных противоречий. Взбунтовались малоземельные крестьяне, городская буржуазия поднялась против архонтов, константинопольское чиновничество сцепилось с аристократией. Феодальное войско было на стороне Кантакузина, но его противники подняли на щит "принцип легитимизма" и подняли народ за законную династию. Затяжка войны привела к вмешательству интервентов - и усе.

Но Чума большую часть этих противоречий устраняет, радикально изменив социальные расклады и устранив социальную напряженность. Города обескровлены Чумой, у крестьян земли немерено, ибо народу поубавилось, соц. структура Византии вернулась ко временам первых Комнинов.

И гражданская война подобных масштабов нам уже не грозит. А мятежи и раньше бывали, и ничего.

Бездетность - повод для развода, да и не все девицы, находящиеся в пределах досягаемости наследника престола - бесплодны.

Прикалываетесь, коллега? А я серьезно отвечу. Развестись с Ангелиной Андроник не может, так как это грозит ему потерей сербской короны. От "грека" сербские жупаны такого не стерпят.

А бастарды на трон Византии никогда не выдвигались - традиция-с. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Georg писал:

Если все же Кревская уния состоялась как в РИ (если не состоялась - Витовту не видать великого княжения в Вильне).

Очень спорен такой детерминизм, имхо, коллега Georg.

Насколько помню, кревская уния в РИ поначалу вызвала войну Витовта Кейстутовича с Ягайлой Ольгердовичем.

Примирение спровоцировала общая тевтонская угроза.

Кревская уния, имхо, результат как раз - таки византийской церковной политики (и бОльшей лести на тему духовной исключительности Византии со стороны Москвы vs Литва), и РИ исхода битвы при Ворскле (именно сочетание этих двух факторов дало не только и не столько РИ кревскую унию, но и её последствия,- что не осталась личным делом Ягайло Ольгердовича).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кревская уния, имхо, результат как раз - таки византийской церковной политики (и бОльшей лести на тему духовной исключительности Византии со стороны Москвы vs Литва)

Неправда, коллега. Вспомните что Феогност изначально пытался наладить отношения с Литвой, и лишь потом перебрался на Москву. Гедимин сам оттолкнул Византию, начав переговоры с Римом о принятии католичества. А Ольгерд сие усугубил, создав "мучеников Литовских", и попытавшись создать самопровозглашенную митрополию при помощи Тырновского патриарха. Дошло до того, что Филофей (которому в этовй АИ как другу Кантакузина патриархом быть однозначно) практически призвал русских князей к священной войне с литовским князем-огнепоклонником.

Но когда Ольгерд приложил реальные усилия для налаживания отношений с Византией - они быстро нормализовались. См. деятельность направленного Филофеем Киприана в Литве в последние годы правления Ольгерда. Потому Дмитрий и не принял Киприана митрополитом в Москву, считая его литовским агентом влияния.

Интересно кстати что будет делать Москва здесь по смерти Алексия. В РИ к этому моменту Филофей был уже смещен, и Дмитрий рассчитывал попросту купить митроплию для Митяя в нищей Византии, "на куны надеяся и на фрязи".

Здесь же позиция Филофея непоколебима, Византия отнюдь не нищая.... В Москве не могут не понимать что авантюра с Митяем шансов не имеет - в Царьграде его пошлют куда подальше, Новгород, Тверь, Рязань, получив патриаршие грамоты, признают Киприана...

Хм. Придется однако Дмитрию скрепя сердце Киприана на митрополию принять.

Но вот как это повлияет на ситуацию в Литве? Мамай-то (и генуэзцы в Крыму) в этой АИ по любому как в РИ, Куликово будет, а после Куликова - сил для вмешательства в Литве у Москвы нет. Ягайло усидит, и когда ему предложат польскую корону - отнюдь не откажется. В РИ при Ягайле отношения с Константинополем были нормальные, Киприан сидел у него. Не помогло.

Далее реал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ягайло усидит, и когда ему предложат польскую корону

А можно чем-то Лайоша занять так чтоб он не смог получить польскую корону после смерти Казимира?

Ягайло усидит, и когда ему предложат польскую корону

Или другой вариант - сможет витовт получить королевский титул не от Германского (или он от Папы получал?), а от Византийского императора?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Однако в РИ Митяй умер по пути в Византию, куда следовал для утверждения сана:

Инии глаголаху о Митяй, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше.

(Никоновская летопись. IV. 76)

Притом похоже дело тёмное...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Georg: См. деятельность направленного Филофеем Киприана в Литве в последние годы правления Ольгерда. Потому Дмитрий и не принял Киприана митрополитом в Москву, считая его литовским агентом влияния

Вот именно, что "считая". Есть основания полагать, что Киприан был оклеветан пред князем Дмитрием, и его последующее неприятие, этим и вызвано:

В начале октября князь Дмитрий Иванович вызвал его (КИПРИАНА) из Твери в Москву и той же осенью изгнал, а сосланного по возвращении на Русь Пимена перевел из Чухломы, места его ссылки, сначала в Тверь, а затем на место К. в Москву.

Около 1385—1386 гг. К. послал на Русь письмо, адресованное, по всей вероятности, Феодору Симоновскому. В нем он ставит адресата в известность, что отправляется в Царьград, и выражает уверенность в скорой победе над “лживым человеком и льстивым”.

(http://www.krotov.info/spravki/persons/14person/kiprian.htm)

Есть к тому основния, ИМХО.

О деятельности Киприана в польска-литовско-русских делах.

Большое внимание К. уделял подвластным Литве и Польше западным землям своей митрополии, стараясь связать их духовно с восточными, подолгу жил в Киеве (1396—1397, 1404— 1406 гг.), неоднократно встречался с литовским князем и польским королем, вел с королем Ягайло переговоры об унии православной и римско-католической церквей и писал об этом патриарху Антонию (1396 г.), предлагая созвать общецерковный собор на Руси. Примерно в конце 90-х гг. распространил свою власть на Молдовлахию и Галицию.

(Там же.)

И вот еще:

В 1381 году великий князь Димитрий послал симоновского игумена Феодора в Киев «по Киприана» с приглашением его в Москву. (Пимен в это время был еще в Константинополе.)

Почему произошла такая перемена в отношении московского князя к митрополиту? Известный православный историк протоиерей Иоанн Мейендорф в своей книге «Византия и Московская Русь» пишет, что подобную перемену можно объяснить лишь, если допустить, что Киприан оказал московскому князю какую-то значительную услугу в его победе на Куликовом поле.

Одна такая услуга известна. По благословению святителя Киприана литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи перед самой Куликовской битвой, в 1379–1380 годах, перешли на службу к великому князю московскому. Их участие в Куликовской битве значительно повлияло на ее победоносный исход.

Но, возможно, была и еще одна, более важная услуга. Известно, что у Мамая был мощный союзник – литовский князь Ягайло Ольгердович, с которым Мамай должен был соединиться на Куликовом поле. Если бы Ягайло соединился с Мамаем, исход битвы неизбежно был бы другим. Но Ягайло опоздал на битву! Было ли это случайностью?

Киприан в это время как раз находился в Литве. Личный контакт Киприана с Ягайло – известный факт. Можно ли представить, что неутомимо-деятельный митрополит, для которого объединение Руси было делом всей его жизни, в этот судьбоносный для Руси момент оставался в стороне от происходящих событий?

Есть и еще одна возможность объяснения происшедшей перемены – ходатайство перед великим князем троицкого игумена Сергия. После Куликовской битвы авторитет преподобного Сергия возрос и стал непререкаемым.

(http://www.pravoslavie.ru/put/060920121617.htm)

Кстати, относительно смерти Митяя:

...происходят события, поистине достойные приключенческого романа. Претенденты на престол митрополита всея Руси решительно направились в Константинополь. Когда ставленник великого князя Димитрия, Михаил-Митяй, пересек Черное море и уже приближался к виднеющемуся вдали Царьграду, он прямо на корабле заболел и внезапно умер. Сопровождающая его свита с изрядной митрополичьей казной пребывала в полной растерянности.

(Там же.)

Georg, из каких источников Вы черпали столь негативную и сомнительную инф-ию о Киприане, как дескать пособнике литовцев? (Если считать, что Вы разделили мнение кн. Дмитирия.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И Софью Палеолог привезут в Москву как сербскую королевну. :)

Ух ты, какой Детерьминизьм!

В этой АИ у нас никакого Третьего Рима и не намечается, зачем Иван Васильичу хрен знает кто хрен знает откуда? Поближе найдет, пополезней.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Georg, из каких источников Вы черпали столь негативную и сомнительную инф-ию о Киприане, как дескать пособнике литовцев? (Если считать, что Вы разделили мнение кн. Дмитирия.)

Я именно привел мнение князя Дмитрия, не более.

Ух ты, какой Детерьминизьм!

В этой АИ у нас никакого Третьего Рима и не намечается, зачем Иван Васильичу хрен знает кто хрен знает откуда? Поближе найдет, пополезней.

Коллега, там смайл стоит :)

А византийские браки Москва заключать будет - если ей дадут конечно. Ибо здесь и "сурожская торговля", и внешняя политика - Византийское влияние в том же Крыму будет немалым. Ко времени Ивана III Византия будет уже зело серьезой державой, ибо часть Малой Азии уже "ренконкистируют". Ну и престиж Царьграда на Руси зело высок. Не забывайте - все что в РИ Иван получал из Италии, здесь пойдет на Русь из ренессансной Византии. Константинополь для русской знати будет тем же, чем в РИ в XVIII веке был Париж.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В этой АИ у нас никакого Третьего Рима и не намечается, зачем Иван Васильичу хрен знает кто хрен знает откуда?

Ну вообще-то концепция Москва - Третий Рим как бы попозже появилась. А в этой АИ Софья или ее аналог - дочь монарха довольно крупного европейского государства. Так что есть основания.

Изменено пользователем Han Solo

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А вот и примечательная подоплека "внезапной смерти" Митяя:

Чтобы упрочить свое положение, Митяй попытался стать епископом с помощью собора русских епископов. Князь созвал собор, но избрание Митяя было сорвано протестом епископа Дионисия Суздальского, Нижегородского и Городецкого. Митяй вынужден был отправиться для поставления на митрополию в Константинополь простым монахом. Предвидя необходимость сделать заем у католиков или у мусульман, великий князь снабдил Митяя чистыми грамотами, «харатьями», со своею печатью. Поблизости от Константинополя Митяй неожиданно скончался на корабле. Сопровождавшие его послы решили подделать княжеские грамоты и; представить патриарху и императору вместо Митяя одного из них, переяславского архимандрита Пимена, как великокняжеского кандидата в русские митрополиты. С помощью подкупа этот план удался, и Пимен стал митрополитом Великой Руси. Однако же по возвращении на Русь — а к тому времени уже произошла Куликовская битва (ей в летописи посвящен особый рассказ) и митрополичий престол; в Москве занимал приглашенный Дмитрием Донским из Киева Киприан — Пимен был арестован и сослан (1381 г.). Но осенью 1382 г., после нашествия на Москву Тохтамыша (как и Куликовской битве, в летописи ему посвящен отдельный рассказ), Киприан был удален князем из Москвы, а на митрополичий престол возведен Пимен.

(http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4550)

Мне и раньше было совершенно очевидно, что Митяй отнюдь не несвежей рыбкой на корабле отравился или там ещё что "невинное", а смерть его неслучайна: "кто-то" был весьма заинтересован посадить на митрополичий престол "своего человека", в контра ставленнику кн. Дмитрия...

Так и сделали, пользуясь между прочим отнюдь не безкорыстным желанием самого чернеца-Митяя утвердиться митрополитом московским...

(Спасибо гуглу и интернету: ныне подобные разыскания занимают как никогда мало времени.)

Прямо-таки сюжетец просится на исторический детектив! :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А можно чем-то Лайоша занять так чтоб он не смог получить польскую корону после смерти Казимира?

Или другой вариант - сможет витовт получить королевский титул не от Германского (или он от Папы получал?), а от Византийского императора?

Занять - нет. Хватало у Лайоша и в РИ занятий.Да и договор с Казимиром был подписан заранее.

Короновать Витовта патриарх может. И если Витовт переведет Литву в православие - то сын Софьи Витовтовны и Василия может унаследовать всю Русь.

Но в 1430ых поздняк метаться - литвинское боярство уже оформилось в панское сословие по польскому образцу и стало опорой унии в противостоянии руссской православной знати. См ту мощную поддержку, которую получил в этнической Литве Сигизмунд Кейстутович против Свидригайлы.

Разрыв с Польшей нужно проворачивать до Городельского сейма. То есть - нужно Ворсклу выигрывать. Победив на Ворскле Витовт непременно порвал бы с Польшей.

Вот только победу на Ворскле из нашей развилки прямо не вывести.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот только победу на Ворскле из нашей развилки прямо не вывести.

<{POST_SNAPBACK}>

а если Витовт возьмет денег у монастырей на наём/приглашения дополнительных сил и попросит помощи у византийских дипломатов для создания проблем в тылу у Едигея - например: сообщив что-то Тимуру?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас