Мир императора Германа - обсуждение

2256 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Еще в последнее время выдвинута теория тунгусо-маньчжурского происхождения авар и жужаней. (по это версии "жужани" это "чжурчжени") rolleyes.gif

<{POST_SNAPBACK}>

можно ссылку на источник?

у Кляшторного есть упоминание, что жужани потомки дунху, а также родственные племена ухуаням (вероятно авары) и табгачам:

Вторая версия Вэй Шоу совершенно не совпадает с первой. Согласно её основному и главному постулату жуаньжуани — потомки дунху, т.е. они генеалогически родственны ухуаням (аварам) и сяньбийцам, в том числе и тем же табгачам. Более того, династия имела идущее от дунху или их потомков родовое имя — Юйцзюлюй. Вэй Шоу не может скрыть этих, очевидно известных в образованных кругах, фактов, но он делает попытку как-то оправдать официальную версию, соединить её с достаточно известными реалиями; для этого Вэй Шоу предлагает следующее разъяснение: поскольку родовое имя Юйцзюлюй созвучно с именем легендарного раба-предка Мугулюя, то потомки раба и разбойника стали называть себя Юйцзюлюй, очевидно стыдясь своего нехорошего прародителя. Это явно надуманное разъяснение нигде более не повторяется, как и подлинное родовое имя династии. Гораздо более удобным оказалось самоназвание (или всё же название?) жоужань, возникшее ещё до появления нового государства и относящееся к вождю группы степных удальцов. Скорее всего это слово было хорошо известно табгачам и, для получения нужного эффекта, оно было переделано в бессмысленное сочетание с уничижительным значением иероглифического написания.

Своё подтверждение вторая версия находит в одном из эпизодов истории жуаньжуаней, сохранённом в «Истории Северных династий» (Бэй ши). Здесь запечатлён следующий диалог, состоявшийся во время аудиенции жуаньжуаньского кагана Анагуя во дворце вэйского императора Суцзуна в 520 г. и воспроизведённый по протокольной записи: «Совершив двойной поклон и встав на колени, Анагуй сказал: „Предки Вашего слуги ведут происхождение от великой династии Вэй”. Император приказал ответить: „Мы хорошо знаем об этом”. Анагуй встал с колен и продолжал: „Предки Вашего слуги пасли скот, отыскивая хорошую траву, а затем поселились на землях к северу от пустыни"».

Анагуй недвусмысленно напомнил императору-табгачу об их общих предках-сяньбийцах и общей прародине, и император не только не уклонился от признания генеалогического родства, но, напротив, подтвердил правильность заявления Анагуя.

Эта поразительная запись, предназначенная для очень узкого круга лиц из окружения императора, не попала в официальную «Историю династии Вэй», а была воспроизведена лишь много позже после гибели династии, в начале VII в., историографом Ли Янь-шоу в его суммарной «Истории Северных династий» (Таскин, 1984, с. 281, 414, примеч. 56). Понятно, почему её игнорировал вэйский летописец Вэй Шоу, ведь в этом диалоге открыто утверждаются два факта — во-первых, табгачская династия и так называемая династия Мугулюя были генеалогически связаны, если не родственны, и, во-вторых, предки Анагуя «пасли скот» в IV в. там же на юге, т.е. на Среднекитайской равнине, где и табгачи, и лишь «затем» вынуждены были уйти (бежать?) на «север от пустыни», т.е. в Монголию, скорее всего под давлением сородичей-табгачей. Вот тогда-то будущий основатель династии и стал предводителем степной вольницы, что ловко использовали в своей главной версии предшественники историографа Вэй Шоу для дискредитации основателей правящей династии жуаньжуаней, степных соперников и главных противников Тоба Вэй.

и

Ещё интереснее сообщение обеих историй Южных династий о «другом имени» жуаньжуаней. Оно явно связано с личным именем «победоносного кагана» Датаня, племянника фактического основателя империи Шэлуня. Датань восстановил единство империи после кровавой междоусобицы, последовавшей после смерти Шэлуня, и серьёзно угрожал государству Тоба Вэй в двадцатые годы V в. Здесь стоит вновь процитировать китайское наблюдение о родовых (племенных) названиях у дунху, потомками которых были жуаньжуани — «в качестве (родовых) фамилий используют имя сильного старейшины». Вот таким именем-эпонимом для жуаньжуаней или их части и стало имя Датаня, не связанное с появившимся ранее названием государства.

Реконструкцию произношения этого имени в середине I тыс. н.э. осуществил, по моей просьбе, С.Е. Яхонтов. И оказалось, что здесь мы впервые фиксируем этноним, ставший хорошо известным через два столетия после описываемых событий, ибо иероглифическое написание датань произносилось в V в. н.э. как *dadar / *tatar. Согласно тюркским памятникам 732-735 гг. (о них см. ниже) послы от otuz tatar «тридцати (племён) татар» пришли в 552 г. почтить память почившего годом ранее тюркского Бумын-кагана, победителя жуаньжуаней и нового владыки тех их племён, которые покорились Тюркскому элю. «Тридцать (племён) татар» — та самая группа племён, входивших ранее в государство жуаньжуаней, которая сплотилась в 20-е гг. V в. вокруг Датаня / Татара; эта группа племён обеспечила его победу в междоусобице, победу над другими претендентами, которых поддерживали другие племенные группировки жуаньжуаней. И, в отличие от этих других группировок, «тридцать племён» носили имя своего вождя, имя, закрепившееся как самоназвание, подобно тому, как много веков спустя стали этнонимами имена Ногая и Узбека.

Таким образом, опираясь на три изложенные генеалогические версии, сохранённые китайской историографией, — табгачскую версию, жуаньжуаньскую версию и версию историографов Южных династий, — возможно обозначить три линии возникновения этнополитических наименований в новообразованной степной империи:

а) сохранение имён древних племенных союзов авар (ухуань) и сорви (сяньби), к одному из которых принадлежал, вместе с табгачами, династийный род Юйцзюлюй;

б) появившийся позднее политоним (этнополитоним?) жоужань;

в) возникший в ходе политических неурядиц и межплеменной борьбы этнополитоним татар (датань), превратившийся в этнонимическое название крупной группы жуаньжуаньских племён.

Что же означало то основное имя нового государства и его населения, которое появилось вместе с возникновением самого этого государства?

По реконструкции С.Е. Яхонтова (личная консультация), иероглифы жоужань в своём звучании для середины I тыс. н.э. должны быть переданы, с некоторыми вариантами, транскрипцией *nцnцr. Этот термин обозначил в IV в. некую группу степной вольницы, возглавленную оторвавшимся от своего роду-племени вождём. Подобные группы в степи появлялись и исчезали в течение многих веков. Позднее, во II тыс. н.э., для их обозначения стал использоваться тюркский (кыпчакский) термин казак, этимология которого неясна. Термин породил глагол казакла = «казаковать, скитаться, жить по-вольному», обозначавший временное состояние отколовшегося от своего рода удальца, жившего военным бытом в степи. Казак — удалец, но также и группа удальцов, степная вольница, сплотившаяся вокруг своего военного предводителя, вождя, атамана, организатора набегов на ближних соседей и походов в дальние страны. Наиболее подробно этот термин в его политическом и социальном значении рассмотрен Т.И. Султановым (Кляшторный, Султанов, 2002, с. 248-255).

Существовал ли термин с подобным значением в монгольской языковой среде?

Исследования последних десятилетий, суммированные Г. Дёрфером, показали, что подобный термин в древнемонгольском существовал, он хорошо известен и в позднейшее время. Таково древнее значение слова nцkцr; в обычном и довольно позднем русском словоупотреблении, прошедшим через тюркоязычную адаптацию, оно звучало как нукер. Его правильное звучание в древнемонгольском именно nцkцr, а первоначальное значение — «другой, иной» (G. Doerfer: «der andere»). Позднее семантическое поле термина значительно расширилось. Прежде всего, оно обозначало воина, связанного узами добровольной службы с каким-либо военным предводителем, а не с родом-племенем. Нёкёр — дружинник степного вождя, а не участник племенного ополчения. И одновременно он член военного сообщества, дружины, возглавленной вождём. Тот же термин означал и само военное сообщество, сложившееся вокруг вольного степного вождя (Doerfer, 1963, S. 521-526).

Все эти значения как нельзя лучше совпадают с первичной семантикой термина жоужанъ / *nцnцr. Его совпадение с nцkцr представляется настолько вероятным, что остается только предположить вполне обычную для китайских транскрипций чужих наименований звукоподражательную прогрессивную ассимиляцию согласного во втором слоге, обусловившую замену -k- на -n-, которая явилась результатом максимальной адаптации слова к его воспроизведению в древнекитайском.

Итак, главными этнополитическими составляющими степной империи Нёкёр (Жоужань) были прамонгольские племенные объединения авар (ухуаней), сэрви/сэрби (сяньби) и татар (датань), поглотившие, но не ассимилировавшие многочисленные гуннские (сюннуские) кочевья и подчинившие непокорные, раздробленные на разные территориальные группировки племена гаоцзюй. Во главе государства стоял династийный род Юйцзюлюй, принявший в конце IV в., после вынужденного переселения в степи к северу от Гоби, новое имя Нёкёр, которое, во всяком случае на страницах китайских исторических сочинений, стало названием государства.

http://kronk.narod.ru/library/klashtorny-s...-2005-1-2-4.htm

Учитывая, что чжуржэни говорили на языке, относившегося к тунгусо-маньчжурским языкам, а не к монгольской группе, как табгачи и жуаньжуани, то чжуржэни не были потомками ухуань или жуаньжуань

Изменено пользователем pythonwin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Итак, главными этнополитическими составляющими степной империи Нёкёр (Жоужань)

<{POST_SNAPBACK}>

я в восхищении! :)

nuker.jpg

какие милые ребята, однако...

можно ссылку на источник?

<{POST_SNAPBACK}>

http://helimski.com/1.18.doc

http://helimski.com/2.175.rtf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Еще одно монгольское слово - возможный этноним

andaa.jpg

Вот вам и ответ, кто такие анты.... :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Европейские авары - действительно бывшие "граждане" Жужаньской империи. Но жужани (как и любая другая степная империя!) - не единая чистокровная нация, а конфедерация союзных племен и кланов, занимавших разное социальное положение. В принципе, Коломийцев об этом и пишет.

Авары - один из таких кланов.

Чжурчжени - другой клан. Только и всего.

Чжурчженьский язык? Хм. Берем пример из той же эпохи. Почему наследники булгарских тюрок вдруг заговорили на славянском языке? Так и монголо-язычные прото-чжурчжени могли перейти на тунгусский по семейным обстоятельсттвам!

По остальным вопросам потом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Карта РИ-раздела Галлии между Гунтрамном, Хильдебертом и Лотарем в 587 году http://upload.wikimedia.org/wikipedia/comm..._Gaul_-_587.jpg Точно так же, получается и произойдет раздел в нашем АИ-мире. Только в отстутсвии здесь Лотаря желтая зона будет поделена по Сомме - восток Хильдеберту, запад Гунтрамну.

Кстати, коллега Георг. Судя по всему тут вполне получится династию Меровингов ликвидировать в 613 году :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мне кажется спор о языке авар уводит нас от темы. В течении ближайших 200-300 лет он практически наверняка исчезнет. Мне интересно другое, у Баяна на этот момент есть наследник? А то назвать бы его Артуром (Бояновичем) :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Угу, наследник - это важно.

Но сюда примыкают ещё два не менее важных вопроса:

- сколько лет Баяну - сколько он ещё сможет править?

- успеет ли он крестить своих? И как они к этому отнесутся (вроде, традиционно кочевники достаточно пофигистично относились... но конкретно про аварскую религиозность ничего не встречал). Крестить, ежели оставаться в Британии (и вообще в Европе) абсолютно необходимо, и не затягивая с этим. Не обязательно, конечно, как Владимир наш КС, всех в один день в одной речке - но время не ждёт...

На крайний случай преемник Бояна должен это дело завершить. А начать как можно быстрее. Хотя бы верхушку авар крестить, при благожелательном нейтралитете основной массы...

Может, что-то вроде "частичного крещения" викингов, для начала?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

у Баяна на этот момент есть наследник?

Авары степняки, а у степняков было многожёнство. Так что наследников должно быть много.

А даже если и нет - наплодить никогда не поздно...

Крестить, ежели оставаться в Британии (и вообще в Европе) абсолютно необходимо, и не затягивая с этим.

А не наоборот?!...

В Британии авары окажутся самыми сильными. Объединиться против них там никто не сможет. Как раз наоборот. И вполне смогут авары всех остальных зашаманить.

Авары в Британии окажутся в положении конкистадоров, которые были бы беспомощны, если бы против них объединились; но, поскольку там все воюют со всеми, можно завоевать всех и заставить говорить на своём языке. Даже не заставлять, а сделать свой язык (и свой шаманизм) языком армии и администрации, остальное само свершится.

Между прочим, авары кто - шаманисты или тенгрианцы?!...

В реале они продержались до подхода венгров, которыми были восприняты как свои. Не были ли авары уграми и шаманистами?!...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В Британии авары окажутся самыми сильными. Объединиться против них там никто не сможет. Как раз наоборот. И вполне смогут авары всех остальных зашаманить.

Ключевые слова - "в Британии". Кончится это удовольствие крестовым походом всей Европы. А начнется изоляцией, то есть - нет шансов на развитие.

Да и вообще - нафига плыть против течения?

В то время в тех местах будущее за христианством. Своей, альтернативной сверхидеи и мессианства у авар, если я правильно понимаю, нет... Их задача-минимум - выжить, задача максимум - жить хорошо и долго.

Непокорного судьба тащит, а покорного - ведёт. Порой даже позволяет подкорректировать курс (с чем нельзя бороться, то надо возглавить): если начать христианизацию рано, добровольно и с песнями - можно натащить в этот толк христианства много родной и привычной идеологической отсебятины. Англиканство (аварийное христианство? :rolleyes: ) возникнет раньше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

тяжелая кавалерия без пехоты в лсу беспомощна.

Поэтому авары вполне могут быть равноправными с бриттами. Они в одной лодке.

Саксы все равно затопляют Британию. Долго продержится аварская плотина...

В принципе можно уйти и в Ирландию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кончится это удовольствие крестовым походом всей Европы. А начнется изоляцией, то есть - нет шансов на развитие.

А это в любом случае.

В те времена есть ортодоксальное христианство и есть еретические.

Принять ортодоксальное можно только из Константинополя. А там непримиримые враги авар и в крещение их не поверят, назовут ложнокрещёнными и еретиками, которые хуже иноверцев. А даже если и поверят, всё одно для хороших отношений со своими союзниками-тюрками так объявят. Вот и предпосылки к крестовому походу.

Католицизма как альтернативы ещё долго не будет, да и будет ли в этом Варианте?!....

Принимать еретическое христианство - это тоже напрашиваться на крестовый поход.

Так что изоляции сейчас и крестового похода потом аварам в любом случае не избежать. Можно только оттянуть, и хорошо подготовиться.

А потому - быть тем самым иноверцем, который лучше еретика, и притом хорошо обустраивать государство, чтобы смогло этот поход отбить.

тяжелая кавалерия без пехоты в лсу беспомощна.

Поэтому авары вполне могут быть равноправными с бриттами. Они в одной лодке.

Саксы все равно затопляют Британию. Долго продержится аварская плотина...

В принципе можно уйти и в Ирландию.

А между прочим, какие природные ландшафты в тогдашней Британии и Ирландии?!...

Там леса или торфяники?!...

Объединившись с некоторыми, авары смогут завоевать других. Там же и кельты, и саксы - разобщены!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А это в любом случае.

В те времена есть ортодоксальное христианство и есть еретические.

Это натяжка, и очень большая.

Накал "ортодоксальности" несравним с позднейшим, внутри ортодоксального куча вариантов обряда - то же кельтское христианство.

И обратите внимание - нетерпимая борьба идет (то есть ересями объявляются) течения христианства, возникающие в стратегически важных и не слишком дальних частях империи, где раскол смертелен: та же Африка, Сирия... То есть впереди идеологии - политика. А нестандартное христианство на плохо контролируемых окраинах или вообще варварской переферии - ничего подобного не вызывает. Где крестовые походы "по пустякам" в Эфиопию, Армению, Ирландию? К тем же киевлянам?

Другое дело, когда появляются реально отмороженные еретики, фактически уже и не христиане типа богумилов или катаров (и эти опять вблизи жизненных центров). Ну так у нас ничего подобного не просматривается.

Католицизма как альтернативы ещё долго не будет, да и будет ли в этом Варианте?!....

Имхо, никуда не денется: и Рим как центр, и деление Империи на Восток и Запад, культурное, этническое, экономическое - объективно. Вероятно, в рамках одной империи формальные противоречия будут помягче, но вовсе исчезнуть не могут.

Так что изоляции сейчас и крестового похода потом аварам в любом случае не избежать.

Болгария как-то избежала. Хотя расположена куда доступнее. А ситуация именно аналогичная: очень скоро от авар останется только имя и _государственный порядок_, внесенный в общество слишком уж вольных кельтов/славян. А может и имя будет другое, имена народов весьма случайны: будут какие-нибудь думнонцы, а то и вовсе "баянисты" :) (ну вот есть же узбеки...)

А потому - быть тем самым иноверцем, который лучше еретика

Это каким? Пример не приведете? Я что-то таких не припоминаю.

И не на краю света, куда руки коротки, поневоле потерпишь и еретика, и шиваита какого-нибудь и безбожного конфуцианца. В Европе.

притом хорошо обустраивать государство, чтобы смогло этот поход отбить.

В хорошее обустройство государства входят хорошие отношения с соседями. Особенно когда соседи заведомо на порядок превосходят тебя массой. А то этот поход отобьёшь - а следующий? К тому же изоляция в таком случае никуда не делась, да ещё ресурсы на милитаризацию - развития нет, тупик. Повторяем судьбу пруссов и разной прочей жмуди...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Болгария как-то избежала. Хотя расположена куда доступнее.

Болгария в горах и не интересна. И не очень-то избежала, тот же Василий Болгаробойца её завоевал. Крестового похода не понадобилось - обычным обошлись.

очень скоро от авар останется только имя и _государственный порядок_, внесенный в общество слишком уж вольных кельтов/славян. А может и имя будет другое, имена народов весьма случайны: будут какие-нибудь думнонцы, а то и вовсе "баянисты" :) (ну вот есть же узбеки...)

А это ещё как получится...

И не на краю света, куда руки коротки, поневоле потерпишь и еретика, и шиваита какого-нибудь и безбожного конфуцианца. В Европе.

Тогда Британия достаточный край света. И вся надежда, что руки коротки у тюрков и византийцев до них дотянуться.

В хорошее обустройство государства входят хорошие отношения с соседями. Особенно когда соседи заведомо на порядок превосходят тебя массой. А то этот поход отобьёшь - а следующий? К тому же изоляция в таком случае никуда не делась, да ещё ресурсы на милитаризацию - развития нет, тупик.

А это в любом случае, у авар слишком много врагов. И хороших отношений с материковой Европой у них однозначно не будет, кому бы они там не молились. Разве что с викингами, да и то дожить до них надо.

Повторяем судьбу пруссов и разной прочей жмуди...

В реале Британия несколько раз повторяла. Даже Цезарем такое описано, что южные племена тогдашней Британии суть завоеватели с материка.

Последний такой поход был - Вильгельма Завоевателя.

И потом британцам постоянно приходилось опасаться сильных врагов с материка - Испании Карла Пятого и Филиппа Второго, Франции Луи 14 и Наполеона 1, Германии Вильгельма 2 и Гитлера...

Типовая британская мистерия...

Изменено пользователем Звёзды Светят

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

М-да.

Коллеги, я сейчас увы не могу внести в дискуссию ничего, ибо поднялся после корпоративной пьянки. Вчера оно вроде было нормально, но сегодня....

Как смогу - отпишусь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вчера оно вроде было нормально, но сегодня

Ох, как я вас понимаю :rolleyes:

Как смогу - отпишусь.

Не надо! Лучше продолжение, душа горит

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не надо! Лучше продолжение, душа горит

Увы. Так выпали звезды, но..... скажем так, близкий знакомый пригласил меня сегодня осмотреть купленный им ресторан в Марьино....

Короче для дела АИ и моего здоровья эти выходные потеряны :) .

Но пару фраз по имевшей место дискуссии вякну.

Вопрос о религиозных и идеологических разногласиях восточной и западной Римских империй этого мира прорабатывался (как я обещал ранее коллеге Гучкову), и будет рассмотрен позже. Разногласия непременно будут, как не быть, но главное - в этом мире сохранится так сказать "взаимное пространство дискурса". Римская и восточная церркви не доживут как в РИ до тотального взаимонепонимания ибо единство средиземноморской культуры сохранится.

По поводу религии авар. Они - изначально - шаманисты. Но даже из венгерского археологического материала, приводимого в работах Эрдели, очевидна их религиозная "гибкость". Как я упоминал выше, каганат были иерархией племен, и на верхних уровнях этой иерархии религиозные верования пришельцев и местных активно комбинировались. При несомненной принадлежности по раскопанным предметам к аварской культуре в погребениях наблюдаются "индивидуальные" различия. К примеру разные народы, согласно своим поверьям, хоронили людей головой к той или иной части света - по направлению к центру мира или в ту сторону, откуда ждали воскресения. У авар единой ориентации не было - погребение происходило головой как на восток, так и на запад. Причем даже у их "слабомонголоидной" части отсутствовал единый обряд.

Отсюда вывод - авары в религиозном плане не имели «стержня», достаточно устойчивого чтобы противостоять местным влияниям.

С другой стороны – бритты уже христианизированы, и мало того, христианство является частью национального самосознания в противостоянии язычникам-саксам. «Боевое братство» авар и бриттов (точнее тех королевств, что сразу же примкнут к Баяну и чьи династии последствии займут место "столпов" новой державы) сформируется сразу - аварам без такого братства банально не выжить. А значит верования союзников будут рассматриваться как "братские".

И главное - кельтская церковь известна своей гибкостью в плане адаптации языческих культов. Коллега Смельдинг тут уже приводил фрески ирландских монастырей с изображением кельтских богов в "ангельском чине" при Иисусе Миродержце.

Так что с крещением особых проблем не ожидается. Для авар это будет просто обряд, нужный для заключения побратимства с бриттами. А грузить их христианскими доктринами в ближайшее время никто не станет - это будет происходить по мере их адаптации в местную культуру.

Далее. По языку - я, глянув матчасть, соглашусь с коллегой Читателем что он был древнемонгольским. Этой точки зрения традиционно придерживается монгольская историография, согласно которой, европеоидные антропологические черты подавляющего большинства аваров, оказавшихся в Европе, легко объяснимы, если учесть наличие в средневековье среди самих монголов так называемых «нирунских» родов, отличавшихся ярко выраженными признаками европеоидной расы. Отсюда и широко популярное в современной Монголии обозначение жужаней и аваров термином «Nirun Avar?uud» (то есть «Нирун-Авары»). В Монгольской империи, созданной Чингисханом, европеоиды-нируны считались привилегированной прослойкой (сам Чингисхан также являлся нируном), призванной Верховным Небом повелевать всем миром. Одно из родоплеменных подразделений монголов, проживающее на территории Китая у р. Тельгир (Морин-Хошун) до сих пор известно под именем Уар-гуни. :)

Аварская орда отождествляла себя с жужаньской государственностью, но реально состояла из неоднородных по своему этническому составу племён преимущественно европеоидного происхождения. Так, данные археологических раскопок показывают, что 80 % обнаруженных аварских черепов принадлежат к европеоидной расе, среди которых длинноголовые нордики (высокорослые блондины с выпирающими носами и подбородками, — атланто-балтийцы) и средиземноморцы составляют 38 %, широколицые протоевропеоиды сарматского типа (условные «кроманьонцы»)— 22,6 %, круглоголовые памиро-альпийцы (балкано-кавказцы, включая так называемый «кельтский тип», высокорослых динарцев, депигментированных кавкасионцев с отчасти сарматскими чертами и народ «ди» китайских хроник) вместе с арменоиднымми переднеазиатами (то есть физическими хурритами) — 17,1 %. Монголоидные же черепа могут быть соотнесены с северомонголоидным (халха-монголы, буряты и др.), северокитайским и палеосибирским (монголоиды с выступающими носами — азиатские гунны, енисейские народы и близкие к ним по основным соматическим чертам — североамериканские индейцы) типами, но вовсе не «туранцами» (монголоидно-европеоидными метисами, наподобие башкир, предков современных венгров и др.) как первоначально ошибочно полагали.

Avar_warriors.GIF

Качество ювелирных изделий свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства у аваров. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса с богатой металической гарнитурой. Искусство аваров, во многом, являлось продолжением так называемого «скифского звериного стиля» с его мелкой пластикой и стилизованными изображениями фантастических животных, как правило, в динамичных позах, среди которых часто встречается грифон. При этом исследователями подмечено с начала VII века явное византийское влияние на ювелирное искусство у аваров, даже в культовых предметах. То есть опять-таки - "адаптационная гибкость".

Исходя из сего крещение авар считаю предопределенным, хотя на первом этапе оно и будет носить чисто формальный характер.

По ландшафтам - в южной Британии шумят густые "шервудские" леса. Но авары и бритты в одном флаконе здесть рулят. Ибо лесную войну возьмут на себя бритты, а решающие сражения - авары. С помощью бриттов атакуя территории расселения саксов и разоряя их, Баян заросто сумеет вытащить саксов на битву в удобном для конницы месте. У саксов нет грамотных тактиков, рулит метод "размахнись рука, раззудись плечо". Более грамотные франки били их на этом неоднократно, и задолго до Карла.

По Баяну - согласно византийским источникам он исчезает из исторического действа где-то в самом конце 590ых. То есть у этого гения дипломатии и государственного строительства, в РИ всегда умевшего найти друзей среди соседних народов - причем не на час, а искренних - есть еще 20 лет на Британию.

Коллега Магнум надеюсь не рассердится на меня за использование его брендовой фразы "мир обещал быть". :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

интересно как Император объяснит кагану тюрок куда делись авары...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

интересно как Император объяснит кагану тюрок куда делись авары...

Думал над сим моментом. Истеми, услышав "переплыли на остров в Океане", справится у своих согдийских "коммерции-советников" (уже имеющих немалые познания о Европе) что это за остров. А получив информацию - засмеется и скажет "уже дети этих ублюдков не смогут воевать в степи; можно о них забыть".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

все зависит от того , что конкретно обещал император кагану.

Во всяком случае можно послать послов к Баяну после его прибытия на остров и предложить подписать отказ от поползновений на Паннонию.

Взамен, торговлю то никто не отменял...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

все зависит от того , что конкретно обещал император кагану.

Думаю то же самое, что и в РИ каганы требовали обещать - не заключать мира с аварами, не вступать с ними в сношения. Пока они в пределах досягаемости. :rolleyes:

Здесь следует сделать паузу и осветить ситуацию в Британии. Карта прилагалась.

В первых десятилетиях VI века королевства Кент и Сассекс были вассальны Артуру, Уэссекса и Эссекса не существовало вовсе – эти земли были частью артуровской Логрии, в Восточной Англии повиновались владыке Британии два отдельных племени федератов англов – Норфолк и Саффолк (северное и южное), Берниция была не английским, а британским королевством, а англы Дейры были просто служилыи военнопоселенцами британского короля Эбраука (римского Эборака и английского Йорка). Основанное англами королевство Линдси (Линкольншир), отделенное от остальной страны болотами нижнего Трента и лесными дебрями на юге, давно установило с бриттами мирные отношения..

Но с тех пор Британию посетила великая чума. И оная же чума совершенно не затронула зарейнскую Германию. Из находящейся на грани перенаселения континентальной Саксонии переселенцы хлынули в Британию – по призыву англосаксконских королей, бросившихся на добычу. В Британии царил «пир во время чумы» - описанная Гильдасом междуусобица британских королей.

Посему за 20 лет карта Британии серьезно изменилась. На землях нижней Темзы возникло королевство Эссекс. Заселено оно было саксами, призванными королями Кента, и правитель Эссекса числился «элдорменом» Кентского короля. В таком же положении оказался и Сассекс, тоже ставший вассалом Кента. Единственным независимым от Кента саксонским плацдармом в Британии стало королевство, известное нам как Уэссекс, но первоначально именовавшееся Гевиссе. Это королевство было порождением новой, «послечумной» миграции саксонских племен в Британию, возглавляемой вождем Кедриком. Артуровская Логрия, как наиболее пострадавшая от чумы, и сверх того опустошаемая междуусобицами, пала, и на ее лучших землях, с центром в районе Винчестера и Солсбери, и возникло королевство Гевиссе – Уэссекс. В дальнейшем, привлекая новых мигрантов с континента, саксы Уэссекса вели «перманентную войну» с бриттами.

Следует отметить что королям Уэссекса приходилось время от времени воевать и на востоке, где короли Кента, претендуя на верховенство над всеми саксами Британии («бретвальда») не оставляли попыток подчинить Гевиссе. Король Кента Этельберт (женатый на ранее упомянутой Берте, сестре жены Германа Младшего) в 565 году предпринял попытку покорить Гевиссе, но был разгромлен королем Кевлином в битве при Виббандуне.

В середине VI века возникает и Восточная Англия - вождь Вуффа объединил «саффолк» и «норфолк» и основал королевство. А вскоре заявили о себе и англы северной Британии. К тому времени на севере уже имелись две колонии англов. Одна – в бриттском королевстве Бринейх, между реками Форт и Тайн, а другая – в юго-восточной части Эбраука (Йорка), называемой Дейра. Первоначально короли Бринейха и Эбраука использовали англов в качестве наемников во время войн с пиктами. Затем англы стали исполнять функции телохранителей при кельтских королях, и вскоре полностью взяли власть в свои руки.

В 547 г. англы изгнали последнего короля Бринейха, Моргана, захватили его крепость Дин-Гуарди (Бамбург) и основали на месте кельтского Бринейха англское королевство Берниция. А в 560 г. восстали англы Дейры под предводительством Эллы. Они прогнали бриттов с земель в низовьях Хамбера и создали там свое королевство Дейра. Столица Дейры находилось где-то в районе современного Поклингтона в графстве Йоркшир. Англы Дейры продолжили борьбу за весь Эбраук ( и в РИ в 580 году взяли Йорк).

Королевства бриттов ко второй половине VI утратили остатки былого единства. На юге борьбу с наступлением англосаксов вели Думнония, Гвент и Калхвинед, образовывавшие более или менее устойчивый союз. Кроме них сильными государствами были Поуис на верхнем Северне, управляемый династией потомков Вортигерна, и Гвинед (северо-западный Уэльс и остров Англси).

На севере лежали земли, управляемые ветвями династии Коэла Старого, и простиравшиеся от Антонинова вала до Трента. Элмет был самым южным из этих королевств. Но не смотря на единство происхождения короли севера не образовывали устойчивого союза. В 550ых большая часть севера (оба Регеда и Элмет) была объединена под гегемонией Элиффера, короля Эбраука, но после смерти Элиффера его держава распалась, а вскоре восстание англов и отпадение Дейры покончили с могуществом Эбраука.

События в Британии, близкие к текущему моменту таймлайна, известны нам по реконструкции коллеги Могултая, проводившего комплексный анализ хроник, «легендарных и полулегендарных источников» и просто преданий.

Согласно его реконструкции около 550 г. правителем острова Мэн (королевство Инис Манау) стал местный князь, сын некоего Гориона, вошедший в историю под прозвищем “Худышка из Манау”, Кул-Манавид. Возможно, он и его отец Горион принадлежали к династии местных правителей Мэна и происходили от скоттов, колонизировавших остров ок. 400 г., но с тех пор (аналогично таким же колонизаторам Уэльса в начале V в.) полностью “обританившихся”. Как бы то ни было, Кул-Манавид добился полной независимости и стал хозяином Ирландского Моря. Он совершил какие-то завоевания в Ирландии, во всяком случае, в воспоминаниях потомства он постепенно превратился во владыку Ирландии, а после его смерти короли ирландской Улидии (Ольстер) принимали активнейшее участие в разделе наследства Кулманавида. На другой стороне пролива Кулманавид завоевал британский Галвидел, присоединенный к королевству Инис-Манау.

К середине 560ых годов Кулманавид добился гегемонии на севере Британии, подчинив и обложив данью северный и южный Регед и отбросив пытавшегося развернуть экспансию в эти земли короля Гвинеда Рина ап Мэйлгуна. Сфера его гегемонии раздвинулась вплоть до границ Берниции, с которой Кулманавид воевал. Как властитель Ирландского моря Кулманавид располагал влиянием и на скоттов Далриады. Только Стратклайд, где правил отважный и энергичный Ридерх, отбил все атаки Кулманавида. На юге таким же препятствием для дальнейшего расширения державы Кулманавида явился отбивший все его атаки уэльский Гвинед, управляемый Рином ап Мэйлгуном.

Располагая сильным флотом, Кулманавид совершал дальне морские походы, грабя даже побережье франкской Аквитании. Он попытался захватить плацдарм на юге, чтобы взять Уэльс в клещи. Целью для удара было избрано королевство Гвент, чрезвычайно удобно расположенное в низовьях Северна. Примерно в конце в 560-х гг. Кулманавид ворвался в эстуарий Северна, опустошил территории добуннов, взяв Кориниум-Киренкестер (Чичестер), разбил в сражении короля Гвента и пришедшего ему на помощь Калхвинеда, а затем продвинулся на восток и навсегда сокрушил могущество Калхвинеда, так что позднейшее предание считало его «опустошителем Логрии». Удержать завоевания на Северне ему не удалось (как видно вмешались Думнония и Поуис), но Гвент и Клахвинед (служивший ранее главным бастионом сопротивления англосаксонскому завоеванию) были обескровлены, и вскоре стали жертвой завоевателей. В начале 570ых годов Калхвинед уже потерял половину своей территории, завоеванной саксами Уэссекса и англами-иклингами. В то же время Кулманавид на севере победил английского короля Берниции Теодрика и заставил его подчинится – правда на почетных условиях, выдав за короля англов дочь. Кулманавид готовился к подчинению Эбраука и новому броску на юг.

В РИ битва при Дирхеме, после которой Калхвинед и Гвент оказались обречены гибели, произошла в 577 году. Причем определенную роль в том что Келвин начал новое наступление, сыграло прибытие очередного подкрепления – тех самых саксов, что Сигберт привел в Галлию, но которым из-за гибели Сигберта на удалось получить там земли. В данной АИ благодаря тому что Византия проплатила Хильперику, поход Сигберта и появление саксов в Галлии произошло уже в 572 году. Оказавшись после гибели Сигберта у разбитого корыта, саксы захватили суда в Токсандрии и переправились в Уэссекс, где Кевлин, ведя войну с бриттами, принял из с распростертыми объятиями. Король Уэссекса немедленно развернул наступление на Гвент. Войска Думнонии и Калхвинеда пришли на помощь союзнику. Осенью 572 года на поле Дирхема армия трех бриттских королей была разгромлена силами саксов. Кевлин завершил кампанию взятием второго по значению города королевства Гвент – Аква Солис (Бат).

Положение бриттских королевств оказалось критическим. Сил остановить наступление саксов не было. Гвент и Калхвинед ожидала близкая гибель, Думнонию – потеря лучших земель и оттеснение в глухой Корнуолл (что и произошло с ними в РИ в ближайшие годы).

И в этот момент с противоположного берега Ла-Манша пришло предложение – призвать в Британию авар. Идея возникла в голове принца Алана. Прибыв в Думнонию с отрядом своих ветеранов осенью 572 года, но не успев принять участие в битве при Дирхеме, Алан и его воины во всей красе расписали королю Думнонии Геррену боевые качества авар, легко победивших грозных франков. Когда же зимой вернувшийся в Британию Алан узнал о сложном положении, в которое попали авары, он убедил своего брата Вароша, короля Бретани, немедленно снестись с Думнонийским двором и предложить перевезти авар в Британию.

В столице Гвента, городе Глевум (Глостер) съехались на совещание короли Думнонии, Гвента и Калхвинеда. Мнения разделились, вопрос «чем эти авары лучше саксов» сразу же был поставлен. Алан, взяв слово, описал порядок и обычаи авар – вовсе не варваров по его мнению. Вслед за тем выступил король Калхвинеда Кадрод. Подчеркнув что дело бриттов стоит на грани гибели, Кадрод сказал «не важно каковы эти авары, ибо мы находимся в положении утопающего, который как известно хватается и за змею; по крайней мере их всего 8000, и за ними не явятся из-за моря новые полчища требовать новых земель».

Решение было принято, и союзники вступили в переговоры с Баяном. Соглашение было быстро достигнуто – авары должны были получить земли, отвоеванные у саксов, Баян провозглашался верховным главой бриттов в грядущей войне с саксами, и наконец три королевства обязались поставлять аварам определенное количество продовольствия. Взамен Баян обещал защитить земли новых союзников от саксов и уважать их права в рамках заключенного договора.

Овладев Руаном и уже располагая Нантом, Баян конфисковал годные к морской переправе суда на Сене и Луаре. Другую часть кораблей поставили бритты, они же давали экипажи.

Весной 573 года, как только установилась хорошая погода в Ла-Манше, грандиозная флотилия покинула гавань современного Шербура, и вскоре авары уже высаживались на берег Думнонии.

В Дурноварии (Дорчестере), у стен которого был возведен первый в Британии аварский ринг, Баян встретился с союзниками. Здесь были принесены клятвы, положенные при заключении договора, и определившие на ближайшие столетия государственное устройство Британии.

Действовать приходилось незамедлительно. Кевлин уже наступал. Саксы осадили город Корин в верховьях Темзы, прикрывавший путь на Глеву, столицу Гвента.

Ни Кевлин, ни его воины не имели представления о том, что такое авары в бою. Получи в известие об их высадке в Британии, король Уэссекса счел что раз он все равно располагает численным превосходством, то все шансы на победу за ним. Саксы готовились к борьбе с той кавалерией, с которой они сталкивались в войнах с бриттами или на континенте.

Баян применил стандартный прием. Боевые качества и тактику как бриттов, так и саксов он уже знал по войне на континенте, и сумел вполне успешно воспользоваться бриттами, завязавшими бой по фронту и давшими возможность аварам охватить фланги саксов. Саксов Уэссекса постигла судьба франков под Парижем – битва закончилась грандиозной резней, в которой войско Уэссекса прекратило свое существование. Среди трупов остался лежать и король Кевлин с аварской стрелой в шее.

Не теряя времени Баян двинулся в Уэссекс, устраивая его тотальную зачистку. Саксы разрушили стены британских городов, и теперь им негде было укрыться от мести разъяренных бриттов. Всех мужчин убивали, женщин и детей брали в рабство. В течении лета Уэссекс как саксонский плацдарм перестал существовать. Его лучшая часть с городами Вента Белгарум (Винчестер) и Сорбиодун (Солсбери), некогда бывшими резиденциями Артура, оказались теперь в руках авар. Меньшую часть королевства захватил король Кента Этельберт.

Баян был доволен. Авары обрели собственную землю, а бритты поверили в новых союзников и нового вождя, о котором уже начинали звучать песни бардов. Совершив стремительный переход на север, в Калхвинед, Баян атаковал англов-иклингов и нанес им сокрушительное поражение.

Меж тем Этельберт готовил контрнаступление. Уничтожение его врага Кевлина едва ли не обрадовало короля Кента – теперь он рассчитывал, победив авар, стать единственным государем саксов на острове. Приняв под свое командование уцелевших уэссексцев, Этельберт призвал новых добровольцев из континентальной Саксонии. До зимы прибыло несколько дружин, еще большие силы ожидались в следующем году. Воспользовавшись уходом Баяна в Калхвинед, Этельберт попытался отбить Венту Булгарум, но молниеносный рейд Баяна в Эссекс заставил его отступить.

Завершался 573 год. Обе стороны готовились к решающей битве за Логрию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а карта?

Карта прилагалась.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а карта?

Выкладывалась раньше. На третьей странице данной темы, сообщение № 116 от 9.12.2010, 5:09.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Карта выскакивает здесь -

http://pics.qip.ru/0027xG-202IJoV/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Имхо не дадут ему бритты Уэссекс, а вот восточную Англию с прилегающими вполне.

Как могут Бритты отдать столицу Артура.

Сделать из нее общую столицу Британской конфедерации вполне, но не более.

Баян-верховный король Британии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Баян-верховный король Британии.

Каган Британии...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас