Еврейский вопрос и Палестина в Мире Французского Государства


202 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Основу этой ветки АИ заложил коллега Димитър, а дальнейшие разработки – плод интенсивной переписки между вашим покорным слугой и коллегой Некромантом 1488. Как всегда приглашаем к обсуждению всех неравнодушных к МФГ коллег. Настоятельно попрошу всех коллег оставаться строго в рамках обсуждаемого вопроса, воспринимая эту тему исключительно как элемент АИ.

Логично будет перед изложением АИ провести небольшой экскурс в историю вопроса, показав, что изложенные в дальнейшем умозаключения являются не авторским произволом, и имеют под собой реальные предпосылки. В написании использованы материалы Вершинина Л. Р., размещенные им в своем ЖЖ.

Пролог. Часть І.

Основу «современного» еврейства в Палестине заложили евреи Восточной Европы (прежде всего России), выброшенные из привычного жизненного уклада революцией (так называемая «Третья Алия»). Конечно, и до этого в Святых местах проживали иудеи, но было их не много, да и жили они обособленно, полностью занятые своими общинными и религиозными делами. Прибывшая волна иммиграции выглядела довольно солидно – не менее 40 тысяч, в основном бедняки, желающие только молиться и работать. Появились первые кибуцы – сельскохозяйственные коммуны на землях, выкупленных у богатых арабов спонсорами из Европы. При этом особых проблем с местными арабами не было.

Тем временем в Германии бушевали свои страсти. Пришедший к власти Гитлер четко заявлял о своем желании решить «еврейский вопрос», но ни о каком физическом уничтожении даже и речи не было. Сами немецкие евреи осознали всю сложность ситуации далеко не сразу, причем это осознание для разных представителей «богоизбранного народа» было разным. Руководители религиозных общин приняли новую власть даже с некоторым удовлетворением. Их вполне устраивало возрождение своего рода «гетто», где вынужденно вернувшиеся к религии евреи жили бы тихо, ни в чем не участвуя.

Более активная часть еврейского народа наоборот, пыталась доказать, что они тоже немцы и готовы трудится на благо своей родины (Германии) и даже воевать за нее. В январе 1933 года появилось «Имперское представительство немецких евреев», ставшее основным выразителем данной идеи. С этими евреями руководство НСДАП общего языка не нашло, зато очень даже нашло общий язык с носителями совершенно других идей – сионистами. По суди в этом не было ничего удивительного: просто цели Гитлера («избавление Германии от евреев») и цели сионистов («вывоз как можно большего количества европейских евреев в Палестину») совпадали. И в смысле фанатизма последние мало отличались от тех же нацистов – светлая цель оправдывала любые средства.

В конечном итоге, стороны нашли точки соприкосновения. «Все в Германии знали, - вспоминал позже один из тогдашних лидеров германского сионизма Иоахим Принц, - что только сионисты могли ответственно представлять евреев в отношениях с нацистским правительством. Мы все были уверены, что однажды правительство сядет с сионистами за круглый стол, за которым новый статус германского еврейства будет рассмотрен. Правительство объявило, весьма торжественно, что нет ни одной страны в мире, которая столь серьезно хотела бы разрешить еврейский вопрос, как Германия. Решение еврейского вопроса? Но это же наша сионистская мечта! Мы никогда не отрицали существования еврейского вопроса! Де-ассимиляция? Мы к этому призывали!».

При этом немецкие сионисты развернули самую активную борьбу против любых проявлений критики национал-социализма. Рейх, со своей стороны, не оставался в долгу. Уже в конце августа 1933 года министерство экономики Германии, с одной стороны, и официальные представители сионистских организаций Германии и Палестины заключили официальное соглашение, вошедшее в историю как «Haavarah-Abkommen». Его смысл состоял в том, что национал-социалисты взяли на себя обязательства всячески содействовать выезду немецких евреев в «Землю Обетованную». Заинтересованность властей Рейха была так велика, что они пошли не только на политические, но даже на экономические поблажки: для выезжающих в Палестину был существенно уменьшен налог на вывоз капитала. Кроме того, была создана сеть ремесленных и сельскохозяйственных училищ (Umschulungslager), где все желающие потенциальные иммигранты могли получить специальность, востребованную на новом месте жительства. Так формировалась германская «Пятая Алия».

0aa4e7bf3bcf.gif

Расположение еврейских Umschulungslager в 1936 году.

Для ее активизации были изданы унизительные для евреев Нюрнбергские законы 1935 года. Евреям настойчиво намекали в Германии им делать нечего. Но ведь их появление не означало, что необжитая Палестина это единственное место для иммиграции – можно было податься в другие страны Европы, в Южную или Серверную Америку. А вот тут начинались сложности ведь несмотря на то, что о дискриминационных законах всем было известно, распахнуть двери перед иудеями никто особо не спешил. Практически все крупные страны ограничивали въезд множеством условий, в первую очередь, «квотой состояния», а ее преодолеть было под силу далеко не всем, тем паче, что выезжающих в любую страну, кроме Палестины, нацисты на выезде обдирали, как липку.

Фактически деваться было некуда, и поток евреев отъезжающих из Германии в Палестину резко увеличился. По взаимно согласованной квоте до начала войны успели благополучно выехать более 60 тысяч желающих. При этом на обустройство выезжающих было выделено около 100 миллионов рейхсмарок! Справедливости ради нужно сказать: проблемы конечно же были. Планомерная эмиграция окончательно испортила некогда вполне приличные, но теперь сильно испортившиеся отношения ишува с арабами. Прибытие евреев уже вызвало в Святой Земле очень серьезные беспорядки и англичане (владельцы мандата на Палестину) начали понемногу ужесточать порядок приема новых жителей. А когда в мае 1939 года Великобритания, стремясь как-то остановить арабские протесты, вернее, уже настоящую войну, установила «пятилетнюю квоту» в 75 тысяч человек, фактически закрыв дорогу в Палестину желающим, которых было уже очень много, стало понятно: дело зашло в тупик.

Изменено пользователем Parafin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну до Хрустальной ночи выехала только треть евреев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну до Хрустальной ночи выехала только треть евреев.

Не спорю. Кстати, развилка летом 1940 года - до нее все РИ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пролог. Часть ІІ.

Нельзя обойти вниманием и краеугольный камень этой истории – противостояние евреев и арабов в Палестине. Эта земля еще со времен владычества османов была слабозаселенной и довольно бедной. Пустыни восточнее Иордана, Негев и Синай были домом кочевых бедуинских племен, прибрежные города представляли собой настоящий интернационал, а богатые территории Западного берега населяли арабские кланами, наиболее влиятельными из которых были семейства Аль-Хусейни и Нашашиби. Прибытие на эту землю новых жителей вначале воспринималось спокойно, да и сами сионисты поначалу предпочитали «жить дружно». Ситуация начала меняться с увеличением потока иудеев – земли им требовалось все больше, появилась конкуренция, да и политически активные сионисты стали «напрягать» местную арабскую элиту, считавшую Палестину своей вотчиной. О том, что местное духовенство тоже имело камень за пазухой – и говорить не надо.

Первый серьезные проблемы стали назревать начале 1920 года, вскоре после начала «Третьей Алии». Полыхнуло в Иерусалиме, когда неосторожные заявления лидеров сионистов о новом раскладе сил в Палестине (с приездом большого количества евреев) вызвали гнев «улицы», причем недовольство усиленно разжигалось верхушкой клана Аль-Хусейни. Город на четыре дня погрузился в хаос, быстро перекинувшийся в сельскую местность. Вовсе разгромить Еврейский квартал у арабов не получилось – евреи сумели наладить самооборону, но крови пролилось немало. Порядок был наведен англичанами относительно легко, причем досталась обеим сторонам. Сионисты же поняли – противостояние только начинается и отряды самообороны должны уступить место формированиям армейского образца. Так появилась военизированная организация «Хагана» («Защита»).

И вовремя. Следующий этап противостояния начался уже через год: как реакция на резкий всплеск приезда чужаков начались кровавые «Яффские бунты». Тогда англичане решили разделить мандат – от Большой Палестины отрезали почти две трети территории, создав восточнее Иордана (места обитания кочевых бедуинов) эмират Трансиордания, куда евреи ехать, согласно приказу эмира, не могли. Не всем в лагере сионистов это понравилось, но делать было нечего, к тому же ситуация определенно улучшилась. Все успокоилось до 1929 года, когда стало понятно, что проблема не ушла. В сельской местности вновь начались погромы и убийства евреев (причем били и «старых» и «новых» одинаково).

29f951849230.jpg

Лагерь еврейских переселенцев. Начало 30-х годов.

Было ясно – с прибытием новых эмигрантов обстановка будет все более ухудшатся. Сионисты пытались, как могли, урегулировать конфликт: встречались с авторитетными арабскими деятелями, с которыми были в неплохих отношениях, еще и еще раз объясняли свою позицию, напоминали о ранее заключенных договорах – и все без малейшего намека на успех. Ситуация становилась чем дальше, тем острее. Арабские авторитеты пытались сломать ишув бойкотом, пытались давить на англичан забастовками и демонстрациями. Стали появляться и откровенные экстремисты – например, знаменитая «Черная рука» Иззеддина аль-Кассама. Постепенно, под давлением внешних обстоятельств, позиция сионистов стала меняться: теперь лозунг «жить дружно» был отправлен на свалку, замененный новым – «мы здесь, они там». Идея же Возвращения никогда сомнению не подвергалась.

Между тем, осенью 1935 года арабская знать, - в том числе даже прикормленный англичанами клан Набашиши, - интеллигенция и партийные лидеры обратились к властям с «Общим требованием», настаивая на проведении в Палестине выборов и расширении автономии, но главное – на закрытии въезда для евреев, то есть, на отказе от Декларации Бальфура. Британцы на давление не реагировали и волнения вспыхнули с новой силой. С другой стороны еврейская община уже представляла собой немалую силу, а отделившаяся от умеренной «Хаганы» более радикальная «Иргун» была готова ответить жестокостью на жестокость. Меж тем в городах начали появляться «национальные комитеты» из представителей арабских партий, а в конце апреля 1936 года был создан и Верховный арабский комитет во главе лидером клана Аль-Хусейни Амином аль-Хусейни. «Общие требования» были повторены опять, уже от имени не партий, а как бы всего населения. Была объявлена всеобщая забастовка на месяц, в случае отказа удовлетворить «требования» комитет угрожал прибегнуть к силовым методам.

Впрочем, необъявленная война уже шла полным ходом. Вооруженные отряды арабов атаковали еврейские фермы, громили еврейские кварталы, убивали и грабили на дорогах. Англичанам пришлось подтянуть войска из Египта. Начали расстреливать и вешать. Между тем, хотя Верховный арабский комитет и отрицал свою причастность к выступлениям, погромы не утихали. Стала появляться информация, что средства на организацию «народного гнева» также поступали из Италии и Германии, пресса которых весьма сочувственно отзывалась о «восстании арабских патриотов против лондонской плутократии».

Пиком вооруженного противостояния в Палестине стало появление правильно организованного военного отряда добровольцев из соседних стран во главе с кадровым сирийским офицером Фавзи аль-Кавукджи. Он в свое время закончил военную академию в Стамбуле, во время Первой мировой войны сражался в рядах турецкой армии против англичан в Палестине и Ираке, а потом служил королю Сирии Фейсалу (сражался с французами). В дальнейшем закончил военную школу Сен-Сир, но не был готов признать французского господства в Сирии и в 1925 году принял участие в арабском восстании. После его поражения Кавукджи покинул Сирию и некоторое время служил королям Саудовской Аравии и Ирака.

1013622_m.jpg

Фавзи аль-Кавукджи (третий справа), 1936 год

В 1936 году Кавукджи, бывший тогда инструктором военной академии в Ираке, по призыву иерусалимского муфтия Хаджа Амина аль-Хусейни во главе отряда из 200 добровольцев из Ирака, Сирии, Ливана и Трансиордании присоединился к арабскому восстанию в Палестине. Отряд прибыл в Палестину в августе, но в октябре его вынудили уйти в Трансиорданию. За это время Кавукджи, сам себя произведший в ранг «главнокомандующего арабской революцией в Южной Сирии», успел сколотить под лозунгами арабского национализма собственную армию из разрозненных отрядов в районе Наблуса, Тулькарма и Дженина. В дальнейшем мы еще не раз встретим этого офицера на страницах нашего повествования.

Жесткие меры англичан постепенно стали давать плоды - повстанцы начали разбегаться. К тому же, долгая забастовка поставила арабское население на грань голода, и силы бунтовщиков понемногу иссякали. К сожалению это была только передышка перед еще более сильными потрясениями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пролог. Часть ІІІ.

В 1937 году британскими властями была организована комиссия по урегулированию ситуации в Палестине во главе с лордом Пилем. Комиссия сразу же вытребовала временное сокращение квоты въезда евреев втрое, но окончательно становиться на позиции Амина Аль-Хусейни и ВАК не спешила. В ее выводах четко констатировалось, что «поскольку прочный мир и порядок невозможны в рамках единого государства, следует взять курс на создание двух отдельных государств». Карта прилагалась: евреям было предложено забрать примерно пятую часть мандатной территории, а их оппонентам – все прочее, после чего присоединиться к Трансиордании. Стратегически важные позиции, а также города в еврейской части, где обитали и арабы (примерно четверть миллиона), предлагалось временно оставить под британским управлением, а затем «разменять население». Сионисты были довольны, а вот арабы – категорически нет.

3344b9a07e0f.jpg

Лорд Пиль в Палестине.

В итоге, с трудом достигнутое спокойствие оказалось всего лишь краткой передышкой – в середине 1937 года начались покушения на английских чиновников, и все пошло по новой. ВАК заявлял о своей непричастности к обострению, но скоро поступила опровергающая их слова информация. Тогда власти мандата объявили «национальные комитеты» всех уровней вне закона и сместили аль-Хусейни, который начал уже публично выступать в поддержку Гитлера, с поста главы ВАК. Последовали аресты и высылки, но удаление вожаков только подлило масла в огонь – события полностью вышли из под контроля. В сельской местности появились сперва десятки, а потом и сотни мелких, в среднем по 10-15 бойцов, повстанческих отрядов (общее количество оценивается до 8000 повстанцев). В ответ «Хагана» получила приказ активизировать действия, после чего были созданы т.н. «полевые роты», способные не только обороняться, но и атаковать.

Англичане «Хагану» не признавали, но помощи в этом хаосе были откровенно рады. Засветился там и британский офицер Уорд Уингейт, считавшийся причастным к созданию еврейского спецназа – «Воинов Ночи». С другой военизированной организацией евреев отношение наоборот не сложились. Речь идет о радикальной «Иргун», которая не только ответила террором на террор, но взвинтила противостояние на новую ступень. За убийство мирных жителей евреи начали взрывать арабские рынки и кафе, позиционируя свои действия как «акции возмездия». Шокированы были все, даже «свои». Боевики-арабы и сами быстро освоили науку изготовления самодельных бомб – жертвы взрывы стали появляться уже с обеих сторон.

1014140_m.jpg

Члены отряда «Воинов Ночи»

И все же драться хотели не все – в это время из Палестины уехало более 30 тысяч арабов, в основном, солидные горожане, которым было что терять. Утихомирить же страсти удалось только к осени 1939 года. Большинство повстанческих отрядов, выродившихся к тому времени в бандформирования, были уничтожены, остальные вытеснены за Иордан, и там частично перебиты, частично разоружены «Арабским Легионом» эмира Абдаллы. Мало кто сомневался, что это временная передышка – начиналась Мировая Война, значение Суэцкого канала, и без того колоссальное, возрастало многократно, а симпатии местного населения по итогам событий были отнюдь не на стороне Лондона. Более того, арабы симпатизировали конкретно немцам, которые, как известно, своих евреев не жаловали. Такие настроения были и в Египте, и в Сирии, и в Ираке.

Итогом стала еще одна конференция, на которой вновь договориться не удалось, а решением стало фактическое ограничение эмиграции на основе вышедшей еще 17 мая «Белой Книги». Отмены Декларации Бальфура, конечно, не состоялось: бриттам, на случай чего, был необходим противовес, ориентированным на немцев арабам, но вторая сторона получила максимум. Во-первых, фиксировалась «окончательная квота» - 75 тысяч на ближайшую пятилетку, после чего въезд евреев становился возможным только с согласия арабской общины, во-вторых, вводились жесточайшие ограничения на покупку Еврейским Агентством земли, и наконец, называлась окончательная дата предоставления территории независимости – через 10 лет. Впрочем, все усилия пропали даром: и сионисты, и арабы принимать такое решение отказывались.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

РИ заканчивается, начинается АИ МФГ

Еврейский вопрос во Французском государстве: Метрополия.

Строители нового Французского Государства не обошли вниманием свой еврейский вопрос. В то время во Франции проживало около 350000 евреев. Около 120000 из них являлись не французскими гражданами, а теми, кто переселился во Францию после Первой мировой войны, или беженцами из Германии и других оккупированных стран. В зоне, подконтрольной немцам, за них взялись сразу – евреи лишились рабочих мест, были ограничены в свободе передвижения, и многих из них арестовали. Так 1 июня 1940 года было принято решение о высылке французских евреев в свободную зону, а 28 сентября 1940 года вышел закон о конфискации имущества евреев. Одновременно с этим правительство Петена также начало преследования еврейской общины. Уже 22 июля 1940 года была аннулирована натурализация иностранцев, начиная с 1927 года. В результате 6000 евреев потеряли французское гражданство. В октябре 1940 года появляется ряд законов, называемых «Statut des Juifs».

1015622_m.jpg

Арест французской жандармерией евреев в пригороде Парижа.

Эти законы строго определяли, кто считается евреем, и призывали к решительному сокращению еврейского участия в жизни французского общества. Изначально антиеврейские меры, предпринятые правительством Франции, были направлены против евреев, не являющихся коренными жителями Франции. Тысячи из них были отправлены на принудительные работы, многих поместили в лагеря. Одновременно приняли закон от 3 октября 1940 года, который позволял депортацию иностранных евреев из свободной зоны в немецкие лагеря. Коренных евреев в принципе не трогали, хотя их гражданские права тоже были ограничены (запрет на занятие государственный должностей и ведение коммерции). Были запрещены все еврейские организации и конфисковано их имущество. С другой стороны, набирающая силу военная верхушка смогла отстаивать свои интересы. Так, например, все права и свободы были сохранены за евреями-ветеранами французской армии и Иностранного легиона, а также за их семьями. Это привело к тому, что ты в ряды Легиона записались тысячи контрактников еврейской национальности.

В марте 1941 года правительство Виши, под давлением немцев, основало Управление по еврейским делам (Commissariat g?n?ral aux questions juives) под руководством Ксавьера Валла. Оно несло ответственность за претворение в жизнь антиеврейского законодательства, а также конфискацию еврейской собственности и предприятий. В ноябре 1941 года Валл, по указанию Теодора Даннекера, представителя Адольфа Эйхмана во Франции, создал Союз французских евреев. Управление действовало достаточно активно в плане национализации предприятий, находящихся в иудейской собственности. В течении 1941-1942 года было реквизировано около 200 крупных и средних производств. В числе пострадавших оказался и выдающийся авиаконструктор Марсель Блох.

1015617_m.jpg

Глава Управление по еврейским делам Ксавьер Валл

В начале 1942 года свод законов «Statut des Juifs» был пополнен и ужесточен. Фактически евреи лишались права на образование и возможности занимать выборные должности. Не могли иудеи вести деятельность в сфере юриспруденции, медицине, торговли и искусства. Они также не могли быть владельцами земли на территории Франции сверх положенной нормы. Появилось требование об обязательной отметке в паспорте «еврей». Теперь это касалось и евреев с французским гражданством, определенные льготы оставались лишь для ветеранов армии и потомков евреев-иммигрантов, прибывших во Францию до 1860 года. Тогда же начался процесс депортации евреев-иностранцев (прибывших из Польши, Чехословакии, Венгрии и др. до 1927 года). В течении следующих двух лет было депортировано 72000 человек (транзитом через Дранси), среди которых французских граждан не было. Эти евреи отправлялись в Германию, где они были включены в программу переселения.

Французские евреи, в свою очередь, не подвергались высылке. К этому правительство Петена всегда относилось отрицательно – например, летом 1942 года Маршал отказался лишить французских евреев гражданства с тем, чтобы обеспечить их депортацию. Иудеи с французским гражданством не отправлялись в трудовые и концентрационные лагеря, но, тем не менее, жизнь их становилась все тяжелей. В мае 1942 года начальником Управления по еврейским делам, вместо Валла, был назначен Луи Даркье де Пеллепуа, который не только организовал процесс депортации евреев-иностранцев, но и активно внедрял в жизнь букву законов «Statut des Juifs». Особо нужно сказать о евреях провинций Эльзас и Лотарингия, где их проживало довольно большое количество. Здесь полностью хозяйничала немецкая администрация (например, жителей этих территорий призывали в Вермахт), которая проводила депортацию иудеев, повинуясь приказам Берлина без оглядки на Париж и согласно с общей германской политикой «решения еврейского вопроса».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Еврейский вопрос во Французском государстве: Африканские колонии.

Свои особенности решения «еврейского вопроса» были и в колониальной империи Франции, прежде всего в Северной Африке. Накануне войны самым большим еврейским населением обладал султанат Марокко. В так называемом Французском Марокко на 1936 год проживало около 161 000 «туземных» евреев (т. е. подданных султана) и 12 000 евреев – французских граждан. К июню 1940 года, с учетом естественного прироста, а также притока беженцев из Европы – многие из которых рассчитывали на Марокко как на перевалочный пункт на пути в Америку – здесь проживало приблизительно 200000 евреев. В Тунисе по переписи 1936 года находилось около 60000 евреев, а кроме того, из 95000 тунисских итальянцев, учтенных переписью, от 5000 до 6000 также составляли евреи. Интересно, что последние отличались итальянским патриотизмом, и некоторые даже симпатизировали фашистскому движению. К 1940 году здесь было уже 90000 иудеев.

Во французской колонии Алжир Декрет Кремье от 1870 года даровал французское гражданство всем евреям страны, независимо от их происхождения. Так Франция получила в Алжире заметное меньшинство, горячо поддерживавшее колониальный режим, но при этом между арабами-мусульманами и евреями был вбит клин. Зато европейская (преимущественно французская) община Алжира, насчитывавшая к началу войны почти миллион человек, стала питательной средой для всевозможных ультраконсервативных и фашистских движений. Антисемитизм был едва ли не главным кредо этих движений. Всего в Алжире проживало около 120000 евреев.

Еврейские граждане Третьей Республики в Северной Африке постоянно ощущали негативное отношение со стороны местных мусульман и европейских поселенцев и у этой нелюбви были давние корни. В Алжире в конце XIX века прошли мощные еврейские погромы (в 1881–1883 и в 1897–1898 годах), причем в последней погромной волне, произошедшей на фоне дела Дрейфуса, приняли участие не только арабы, но и французские поселенцы. В дальнейшее эксцессов хватало, а арабское восстание в Палестине в 1936–1939 годах вызвало подъем солидарности в арабском мире, что вылилось в новые погромы.

1015734_m.jpg

Французский антиеврейский плакат 1940 года.

Начало второй мировой войны в 1939 году привело к усилению профранцузских чувств в среде евреев Северной Африки, но также и к росту антисемитизма в среде европейских поселенцев и арабов. Участились налеты французских и арабских легионеров, мобилизованных во французскую армию, на еврейские кварталы в Марокко, в Тунисе распространялись брошюры с призывами убивать евреев и только Алжире, где французская власть была неколебима, ситуация оставалась более спокойной. Законы из «Statut des Juifs» только усугубили ситуацию. 7 октября 1940 года был отменен Декрет Кремье и более 100000 алжирских евреев – большинство из них уже родились французскими гражданами – потеряли свое гражданство. Французское гражданство сохранялось только за ветеранами 1914–1918 и 1940 годов (но не за их вдовами и детьми и не за ветеранами войны 1926 года в Марокко), за кавалерами ордена Почетного легиона и обладателями некоторых военных наград.

Также на Северную Африку были распространены все другие нормы антиеврейского законодательства, правда адаптированные к местным реалиям. Например, для туземных евреев была учтена их религиозная принадлежность: евреи, перешедшие в ислам или христианство, уже не считались евреями. Султан Марокко Мухаммед V и бей Туниса Ахмад были вынуждены подтвердить «Статут о евреях» соответствующими указами. Евреи были сняты с административных постов, уволены из армии и из школ, кроме специфически еврейских. В Алжире евреи были изгнаны из сфер финансов и печати, из страхового дела, из книгоиздательства и кино. По всей французской Северной Африке евреям были запрещены многие виды торговли. Была введена процентная норма для адвокатов, врачей и иных специалистов. Впрочем, в Тунисе для врачей была установлена 5%?ная норма, а не 2%?ная, как во Франции. Евреи были исключены из детских и молодежных организаций.

Как и во Франции, была проведена национализация еврейской собственности – промышленной, коммерческой, земельной, мастерских, недвижимости (кроме личных квартир). В Тунисе изъятие имущества шло медленно: против «ариизации» возражали итальянские военные власти. Немудрено: в руках пяти с лишним тысяч тунисских «ливорнези», большинство из которых были подданными Италии, находилась половина всей еврейской собственности Туниса. Зато бейский указ от 22 июня 1941 года затруднил тунисским евреям приобретение земли и предприятий розничной торговли.

Довольно продолжительное время евреи Северной Африки были склонны приписывать антиеврейские меры правительства Петена принуждению, оказанному немцами. В протесте, направленном алжирскими иудеями маршалу Петену после введения «Статута о евреях», говорилось: «В своем сердце мы остаемся французами. Да здравствует Франция! Да здравствует французский Алжир!». С другой стороны начали появляться некоторые силы, влияющие на послабления антиеврейской политики. Так военное ведомство в 1941 году добилось сохранения гражданства за ветеранами Легиона, а также за членами семей ветеранов ПМВ и войны 1940 года. Теперь отслужившие в Иностранном Легионе могли не только натурализоваться сами, но и получить гражданство для своих детей. Это привело к огромному росту добровольцев еврейской национальности, желающих вступить в Легион и ВС Франции. Также были освобождены и восстановлены в правах интернированные члены Иностранного легиона, демобилизованные после капитуляции Франции. Большинство из них были отправлены в лагеря в Сахаре, рабочие или нерабочие, но в 1941 году все желающие могли возвратиться на службу с последующим восстановлением гражданства. Надо ли говорить, что служить пошли практически все.

1015732_m.jpg

Евреи Туниса на принудительных работах

Одновременно с этим евреи-иностранцы большими группами отправлялись в Северную Африку на принудительные работы. Так ими были заполнены трудовые лагеря, расположенные вдоль строящейся Транссахарской железной дороги на востоке Марокко. К зиме 1940 года здесь находилось уже 2000 рабочих-«добровольцев» – беженцев из Европы. Чтобы избежать ареста и депортации, они согласились завербоваться на строительство, и им даже выплачивалась минимальная зарплата. Эти сахарские лагеря постоянно пополнялись новыми интернированными: беженцами, надеявшимися отплыть из Касабланки в Америку и не сумевшими это сделать, пассажирами пароходов «Монте Визу» и «Альсина», не доплывших до Америки и вернувшихся в Касабланку, заключенными из лагерей в Южной Франции, переведенными сюда властями, а также местными евреями, арестованными по подозрению в коммунизме или голлизме или за участие в черном рынке. Всего через лагеря Марокко и Алжира за 1940-1942 года прошло около 20000 иностранных евреев.

Составлено с использованием материала Даниила Романовского и других источников, выложенных в сети.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Еврейский вопрос во Французском государстве: контакты с немцами.

Рассматривая историю «решения еврейского вопроса» в общеевропейской плоскости, нужно отметить тот факт, что французское еврейское законодательство было вторым по строгости к иудеям после германского. Ни Италия, ни Венгрия, ни Румыния не имели таких дискриминационных законодательных актов и на столько нетерпимого отношения к своему еврейскому населению. При этом правительство Петена приняло свой «Статут о евреях» без всякого нажима со стороны Берлина. Конечно, определенные позиции в в этом вопросе согласовывались и чуть позже стали на прямую координироваться. Так по германской инициативе появилось Управление по еврейским делам Франции и концлагерь пересылки в Дранси, причем немецкие спецслужбы не гнушались перенимать определенный опыт у своих галльских коллег.

Первыми ростками совместной политики по «решению еврейского вопроса» стали переговоры по проекту «Мадагаскар». После капитуляции Франции один из ведущих сотрудников МИД Германии, советник Франц Радемахер предложил использовать под «временный приют для евреев» остров Мадагаскар, переселив туда 4 миллиона человек. По мнению автора идеи, такой вариант, курируемый СС (при самоуправлении, возглавляемом сионистами) «дал бы евреям спокойствие, одновременно купировав негодование в еврейских кругах США, сняв одну из сложных проблем Рейха». План обсуждали на высшем уровне, с участием самого Гитлера и с привлечением Муссолини (был поставлен в известность 18 июня), причем всем план понравился. Вот только как осуществить его на практике никто не знал. После проигрыша Рейхом «Битвы за Англию» проект потерял актуальность, но первые мостки были положены – в Берлине всерьез рассматривали вопрос о массовом переселении евреев.

Активизация французов в Северной Африке, победы Роммеля в Ливии, восстание в Ираке и укрепление сил Оси в Сирии вновь оживили интерес немецкой верхушки к «переселенческим идеям» в контексте решения «еврейского вопроса» – теперь в пределах досягаемости оказалась сама Палестина. На очередной встрече Гиммлера с Лавалем впервые прозвучала мысль о возможности трансферта немецких евреев на Землю обетованную. Тогда же окончательно договорились о депортации максимального числа евреев-иностранцев из Франции в Германию. Последних собирали в печально известном лагере Дранси с последующей отправкой в Германию: всего до конца 1942 года вывезено около 72000 человек.

В принципе Париж нейтрально относился к идее массового переселения немецких евреев в Палестину. Французских иудеев пока не трогали, ограничившись высылкой большинства иностранцев еврейской национальности (последние попадали в концентрационные лагеря в Германии на общих основаниях). Переселенческих планов у правительства Петена не было, но оно было готово поддержать германские начинания, надеясь, в свою очередь, на определенные уступки со стороны вождей Рейха.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В принципе, на Ближнем Востоке французы имеют ту же проблему, что и англичане (и немцы): прямая поддержка сионистов ведёт к вражде с арабами. Иначе можно было бы заняться подготовкой Ударных Боевых Групп из «Иргуна» уи сторонников сионистов-ревизионистов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В принципе, на Ближнем Востоке французы имеют ту же проблему, что и англичане (и немцы): прямая поддержка сионистов ведёт к вражде с арабами. Иначе можно было бы заняться подготовкой Ударных Боевых Групп из «Иргуна» уи сторонников сионистов-ревизионистов.

Тут все будет очень запутано! Но положение англичан займут скорее немцы - это их идея, их евреи и их ставленики-сионисты. Французы тут скорее будут выступать защитниками арабов (для их Северной Африки это будет полезно), одновременно ловя рыбку в мутной воде.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

одно понять не могу--за что так мальгашей обижают.

Они никого не обидели, а к ним на их остров...

Где справедливость?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

одно понять не могу--за что так мальгашей обижают. Они никого не обидели, а к ним на их остров... Где справедливость?

Все нормально - на Мадагаскар никто не едет! Причем это был всего лишь один из нескольких "африканских" выриантов переселения евреев. Правда на Мадагаскаре уже англичане высадились, но надеюсь местные особо не пострадают.

Изменено пользователем Parafin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Решение еврейского вопроса: планы.

Когда летом-осенью 1941 года на Ближнем Востоке начала вырисовываться возможность уничтожения местной английской группировки, один из теоретиков третьего рейха, все тот же Франц Радемахер, предложил новый план по решению «еврейского вопроса» Германии. Фюрер и его приспешники были уверенны в победе и мыслили «стратегическими» масштабами – планировали, что они будут колонизировать, кого переселять, от кого избавится. В этой атмосфере и возникла мысль отправить всех германских евреев на Ближний Восток, а точнее в еще не захваченную Палестину. Ничего фантастического в этой идее не было – французские и немецкие войска сумели закрепиться в Сирии, от которой до Земли обетованной было рукой подать. Зашевелились и германские сионисты: их мечты о создании своего государства были как никогда близки к осуществлению.

Особенно рьяно поддержал эту идею Риббентроп – ее воплощение жизнь сулило серьезное упрочнение влияния МИДа в Третьем Рейхе. Нужно было только возродить консолидационные процессы 30-х годов, когда сионисты и национал-социалисты имели общие задачи в «решении еврейского вопроса». Конечно отношения успели существенно испортится (особенно после письма Хаима Вейцмана), но, как не странно это звучит, определенные контакты между нацистской верхушкой и еврейской общиной существовали всегда, более того некоторые группы даже предлагали напрямую сотрудничать с Гитлером. Когда немцы стали зондировать почву на предмет выполнения своего плана «Палестина», то встретили определенное понимание. Лед тронулся.

1020755_m.jpg

Риббентроп – еще один «игрок» судьбами миллионов евреев.

Напомним, что до 1942 года речь о физическом устранении иудеев Германии и оккупированных стран не шла – нацисты активно подыскивали место для выселения евреев. Палестина подходила как нельзя лучше обеим сторонам, поэтому когда делегации Франции и Германии обсуждали в Берлине перспективы Средиземноморской компании Риббентроп вдруг вышел с предложением, подкупающим своей новизной. Согласно общему плану германского МИДа французы должны были наступать из Сирии и Ливана в Палестину, что бы отвлечь часть сил английских армий от фронта в Египте. Так вот, германский министр иностранных дел предлагал Франции оставить себе Палестину при условии, что туда будут переселены 6000000 евреев с подконтрольных немцам стран (кроме СССР). Таким образом Гитлер решал свой «еврейский вопрос» руками французов, причем евреи должны были оказаться вне Германии, на французской территории.

Французы были не против такой сделки, но решили торговаться до конца. По тайным условиям германо-французского мира от 1940 года, территории Сирии и Ливана должны были после войны перейти к Германии. Теперь, после всех усилий французских войск в Ливии и Египте, после того как им придется в серьез воевать с англичанами в Леванте, только Палестины, и то для немецких евреев, было определенно мало! После напряженных закулисных переговоров договоренности наконец были достигнуты. По ним Франция оставляет за собой Сирию и Леван, также ей передается еще не захваченная Палестина, на которую «добровольно» переселяются европейские евреи. Взамен Франция отказывается от любых претензий в Египте и в районе Суэцкого канала, но оставляет там все французские войска до конца компании, а также передает Германии остров Кипр. О Иордании речь пока не шла, ровно как и об других территориях. Еврейские представители к переговорам, допущены не были, но по решению «высоких» сторон они должны были «заплатить» за свою новую родину.

Уже 18 ноября 1941 года Гиммлер декларировал немедленную депортацию евреев с территории Рейха. Одновременно была окончательно запрещена еврейская эмиграция из стран подконтрольных властям Третьего Рейха. В следующем месяце в гетто Минска, Кишинёва и Белостока начинается практически открытая пропаганда за переселение в Палестину. Альтернативой становится бесправная жизнь и смерть. Каратели доходчиво показывают, что будет с оставшимися – кровавая акция в Пинске, где за три дня было убито более 3000 иудеев, стала наглядной «демонстрацией» для обеспечения нужного нацистам выбора. Впрочем разгуляться погромщикам особо не дают: так за бесчинства во Львове были повешены несколько вояк батальонов «Нахтигаль» и «Роланд».

Принимая решение о депортации евреев, нацистская верхушка внимательно изучила и определенный французский опыт. Еще во время франко-германской войны 1939-1940 годов парижское правительство дало добро на формирование нескольких новых полков Иностранно Легиона. В период с октября 1939 года и май 1940 года были созданы 21, 22, 23 маршевые полки (RMVE) причем их основной контингент составляли испанские республиканцы и евреи из центральной Европы. Плохо вооруженные, эти части не имели славных традиций, спаянного сержантского состава, опытных офицеров. Не смотря на все это маршевые полки Легиона дрались с таким же упорством и самопожертвованием, как и кадровые части L?gion ?trang?re.

Сразу после заключения мира правительство Петена издает свой «Статут о евреях» по которому последние фактически лишались гражданства. В этой ситуации Союз ветеранов Легиона и его командование выступили за сохранение гражданских прав легионеров-евреев. Учитывая заслуги Легиона, правительство пошло навстречу этим просьбам, причем это обстоятельство имело интересные последствия – буквально за месяц на вербовочных пунктах было подано более 9000 заявлений о вступлении в Легион и 90% из них было от молодых евреев. Даже строгий медицинский отбор позволял сформировать два полнокровных полка. Очень нуждаясь в войсках при ограничении призывных контингентов, французское правительство дало добро на формирование новых частей. Так возродились 21 RMVE и 22 RMVE под новыми наименованиями: 21e REI и 22e REI.

1020758_m.png

Легионеры-евреи из 22 RMVE

В мае 1942 года полки в полном составе были отправлены в Северную Сирию. Несмотря на некоторые опасения случаев дезертирства или перехода на сторону противника практически не было. 21e REI и 22e REI занимали многочисленные гарнизоны и несли охранную службу. Приходилось совершать многочисленные рейды и поиски, отлавливать партизан и диверсионные группы. Полки показали высокую выучку, боеспособность и умение работать в самых сложных условиях. Хотя с лета 1941 года поступление французских евреев в Легион было ограничено, численность 21e REI и 22e REI не падала ниже 3500 человек каждый.

Учитывая положительный французский опыт, Гитлер отдает приказ сформировать «силы охраны» (Schutztruppe) из евреев-добровольцев, которые должны были с оружием в руках помочь немецким войскам освободить Палестину. Это довольно неожиданное и поначалу казавшееся спорным решение на деле удовлетворило практически всех. Сионисты теперь могли вполне легально сформировать боевые отряды, которые в будущем должны были превратиться в основу собственных ВС Израиля. К тому же такая постановка вопроса позволяла позже заявить, что именно иудейские войска непосредственно отвоевывали Палестину. Немцы получили «роты смертников», которые можно было бросить в любую кровавую кашу, сберегая драгоценные арийские жизни своих горных стрелков. Проблем с разоружением рот после выполнения задачи не ожидалось – евреям планировали выдать только стрелковое оружие. Поморщились только французы, вынужденные организовывать переброску этого воинства в Сирию, но их мнения особо не спрашивали. Занялся набором добровольцев небезызвестный Авраам Штерн.

Изменено пользователем Parafin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

было подано более 9000 заявлений

;)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С чем связан удивительный гуманизм немцев по отношению к евреям по сравнению с РИ? В РИ Холокост фактически начался с нападением на СССР, немцы сразу стали массово убивать евреев,потом дошло до Польши и только значительно позже - до западных стран.Кроме МФГ тут должна быть еще одна крупная развилка.Не менее чем отсутствие Восточного фронта,или что-то еще сучастием ИЛМ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

я так понял что на востоке еврейская политика та же.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

оставить себе Палестину при условии, что туда будут переселены 6000000 немецких евреев.

Где их взять - столько то?

С чем связан удивительный гуманизм немцев по отношению к евреям по сравнению с РИ?

Вероятно - с надеждой на возможность трансфера.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

видимо считаются + бельгийские, датские и голландские

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Маленькая ложь рождает большое недоверие (С)

Тему не читал, но в первых же строках натркнулся на полную хрень, которая заставляет задуматься, а в теме ли автор?

Итак:

{Основу «современного» еврейства в Палестине заложили евреи Восточной Европы (прежде всего России), выброшенные из привычного жизненного уклада революцией (так называемая «Вторая Алия»)}.

А википедия утверждает: Вторая алия — период 1904—1914 гг., за который в Палестине поселилось около 40 тысяч евреев из Восточной Европы. Эмиграция была вызвана волной еврейских погромов на территории Российской империи, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года.

В 1919—1923 годах, как следствие Первой мировой войны, установления в Палестине британского мандата и Декларации Бальфура, в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч.

Т.е., автор как минимум перепутал 2-ю и 3-ю алию, религиозных с сионистами :)

Но ведь была и четвертая - по-настоящему послереволюционная:

если склероз не путает около 100 тыс. и все в основном светские :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

из 6 миллионов в Палестину на родину предков эмигрировало 100+40+40=180 тыс.

В Америку порядка 2 миллионов.... мда

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

я так понял что на востоке еврейская политика та же.

Cовершенно верно. К советским евреям у нацистов было совсем особое отношение - они считались главной опорой комунизма и главными ответствеными за все что произошло в России после октября 1917. В мире МФГ вроде нету обе5ктивных причин чтоб нацисты это свое отношение поменяли. Так что Бабий Яр и поголовная резня советских евреев Эйнзатцгруппамы на "старих" советских землях они некуда неделись. На териториях которих СССР окупировал в 1939 - 40 годах нацисты в РИ придерживались условно "средней политике" - сразу убили всех кто был, или показался связан с советской властю, да и вобше чем то особо непонравился, но остальных загнали в гетто и конслагеря и уничтожили уже позже в течение 1942 -43 года. У этих евреев в мире МФГ есть шанс уцелеть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

почти нулевой. туземцы вырежут как и в реале.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

почти нулевой. туземцы вырежут как и в реале.

Мог бы поспорить, но небуду, ибо даже если захочет ну ВСЕХ (а не только отличившийся во время года советской окупации и их семей) просто неуспеют - евреи теперь побегут в Палестину.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а не только отличившийся во время года советской окупации и их семей

т.е. 90%

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

было подано более 9000 заявлений

;)))

Все совпадения случайны!

Маленькая ложь рождает большое недоверие (С) Тему не читал, но в первых же строках натркнулся на полную хрень, которая заставляет задуматься, а в теме ли автор?

Критику принимаю, но только в той части что не до конца проверил информацию своего источника. Думал надежный:

http://putnik1.livej...175.html#cutid1

После событий, связанных с революцией в России, началась «Вторая Алия», довольно солидная, не менее 40 тысяч. В основном, как и за 25 лет до того, бежала беднота, про всякие америки даже не мечтавшая, и бежала общинами, опять-таки оседая в города, чтобы молиться и работать. Никакими сионистами эти бедняги не были, однако в общей массе уже выделялись «идейные», - как правило, романтичная молодежь, проникшаяся идеями социализма, но по итогам революционных событий, в которых многие даже активно поучаствовали, пришедшая к выводу, что социализм должен быть национальным. Эти ребята были, основном, абсолютно не религиозны, в старые города не тянулись, но, напротив, стремились исполнять главную на тот момент доктрину сионизма «Еврейский труд на еврейской земле». А земля была: на деньги, довольно щедро жертвуемые западными доброхотами, которые сами в Палестину не стремились, но более или менее раскошеливались, у знатных арабов, владевших огромными, хотя и не слишком хорошими (а то и вовсе плохими) латифундиями, закупались весьма солидные участки. Так появились первые, ставшие позже знаменитыми кибуцы – сельскохозяйственные коммуны, где все было общим, а труд обязателен (причем, наемный труд исключался как явление). Так появились и поселки, позже разросшиеся в новые, уже чисто еврейские по составу населения города.

Но ведь была и четвертая - по-настоящему послереволюционная:

если склероз не путает около 100 тыс. и все в основном светские

Тут ошибка (или критик не дочитал вики). Четвертая это в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии.

Изменено пользователем Parafin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас