Экономическое развитие и обзор ресурсов Грузии до ПМВ


161 сообщение в этой теме

Опубликовано:

Экономические реформы начатые еще Ираклием III к 1880-м годам стали приносить свои плоды . В Грузии развивалась промышленность. Но по большей части это были небольшие предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственного сырья и насчитывавшие по нескольку десятков рабочих. Развитию промышленности серьезно препятствовали острый недостаток собственных капиталов, конкуренция иностранных товаров. Импорт почти полностью составляли готовые изделия, а экспортировались, в основном, сельскохозяйственные продукты и сырье. При правительстве Ираклия IV, которое во второй половине 80-х годов перешло к политике протекционизма, промышленность развивалась несколько более быстрыми темпами. Однако Грузия всё таки оставалась аграрной страной. Три четверти ее экспорта составляли сельскохозяйственные товары. Собственная тяжелая индустрия развивалась медленно. В 80-х годах усилилось железнодорожное строительство, вырос тоннаж торгового флота (почти в четыре раза за последние два десятилетия XIX в.), увеличился оборот внешней торговли, появились крупные порты. Но это развитие в значительной мере было результатом притока иностранного капитала, главным образом в форме государственных займов. Экономическая и политическая зависимость Грузии от великих держав значительно усилилась.

Еще в 1851 г принятием Закона о земле Ираклий III проводит земельную реформу. Все сельскохозяйственные земли передаются государству, а государство отдаёт земли в аренду земледельцам, который постепенно выкупая становятся собственниками земли, при условии того что земли продолжают использоваться как сельхоз угодья. Эта земельная реформа привела к исчезновению феодалов-землевладельцев, кроме того реформа способствовала появлению сельхоз буржуазии. Сельское хозяйство по новому организовывалось. Крупные арендаторы земли нанимали сельхоз рабочих. Феодально крепостническое хозяйствование заменялось фермерским, часто крестьянские общины, имевшие по закону приоритет, в складчину и сообща арендовали и обрабатывали земельные участки.

Но многим крестьянам не нашлось места на земле. Постепенно образовывались промышленные предприятия и мануфактуры, обилие сельскохозяйственной продукции такой как шерсть, шелковица и др. обеспечивали первые мануфактуры собственным сырьем. Государством субсидировалось оружейное производство, при переходе от кустарного производства к промышленному, потребовалась металлообрабатывающая промышленная база, что привело к появлению первых металлургических предприятий.

История Грузинской Железной дороги началась в середине XIX в. В Крымскую войну одной из причин несвоевременного реагирования на высадку корпуса Омер-Паши стала слабость транспортной системы, затруднявшая передвижения войск.

Власти прекрасно это понимали. Чрезвычайное затруднение в сообщениях и огромные расстояния от пунктов, в которых сосредоточены главные силы государства, вполне разъединяют Восточную и Западную Грузию и в военном, и в экономическом отношении». Поэтому-то сразу после заключения Парижского мира власти приступили к рассмотрению сразу нескольких проектов грузинской железной дороги.

Самый первый из этих проектов предполагал построить дорогу от Тифлиса до села Сангар – места, где р. Кура становится судоходной.

Проект носил чисто военный характер, экономические аспекты такого масштабного строительства в нём явно недооценивались. Предполагалось, что грузооборот составит 1.5 млн. пудов (пуд = 16 кг.) в год, из них 1.3 млн. - стратегические грузы («провиант, спирт, артиллерийские снаряды». Быстрота передвижения признавалась излишней роскошью – считалось, что 10-15 километров в час будет более чем достаточно.

Вскоре появились и другие проекты. Предлагалось соединить рельсами Тифлис-Гори-Кутаис-Поти. Доказывая целесообразность строительства, выражалась надежда; Тифлис станут посещать из любопытства, для развлечения, чтобы составить себе понятие о Кавказе; прекрасные Боржомские минеральные воды, посещавшиеся только тифлисским обществом, получат свою оценку для России.

Помимо этого, в регионе снизятся цены на продовольствие, установится транзит с Персией. Всех видов, - заключали авторы проекта, - не только невозможно перечесть, но даже нельзя предвидеть, и не одни только тифлисские жители, а почти все народнаселение Закавказья примет в них участие. Вино, шелк, хлопчатая бумага, красильные вещества, пушной товар, кожи, нефть, рыба, соль и пр. получат возможность более обширного сбыта».

Рассмотрев целый ряд проектов, один из которых предполагал и сплошную железнодорожную линию Поти-Баку, Царь Петр II в 1868 г. распорядился создать специальный Временный комитет - для сбора топографических и статистических сведений. Исследования завершились в 1872 году, и Петр II издал высочайшее повеление о строительстве магистрали.

Первоначально рассматривалась устройство железной дороги с русской колеей (1524 мм.)

Однако пересеченный, горный рельеф местности, а также возможность снижения затрат на строительство, и устройство объектов железнодорожной инфраструктуры (мосты, туннели) заставил проектировщиков обратить внимание на возможность применения узкой колеи. Наиболее предпочтительной оказалась колея 3 фута, 6 дюймов (1067 мм. - названная позднее Капской) которую применил в Норвегии железнодорожный инженер Карл Абрахам Пихл.

В 1872 создается акционерное общество грузинской железной дороги с широким привлечением британского капитала. Акции успешно размещаются на Лондонской бирже и приносят необходимый капитал.

В 1873началось строительство дороги. Паровозы начинают прибывать из Англии осенью 1875 года. Тогда же начинается эксплуатация участков дороги. В 1876 - окончательный пуск в эксплуатацию.

Хронология ввода в эксплуатацию линий:

Тифлис – Поти (1876)

Самтредия – Батуми (1883)

Тифлис – Баку (1883)

Зестафони – Сачхере (1886)

Риони – Ткибули (1887)

Хашури – Боржоми (1888)

Тифлис – Гурджаани (1891)

Гурджаани – Телави (1893)

Боржоми – Вале (1895)

Вале – Ардаган (1898)

Боржоми – Бакуриани (1899)

Гори – Цхинвали (1904)

Сенаки – Сухуми (1906)

Железные дороги способствовали развитию прежде всего нефтяной и марганцеворудной промышленности.

Особое значение для развития горнодобывающей промышленности Грузии имело возникновение в 1879 г. разработок марганца в Чиатуре.

Высокое содержание металла в рудах, незначительное содержание попутных элементов и примесей, а также благоприятные условия залегания и удобное географическое расположение (близость к черноморским портам) являлись основными факторами того, что чиатурский марганец относился к наиболее перспективным видам минерального сырья.

Способствовала железная дорога и подъему виноделия. В конце 1870-х по ней ежегодно перевозилось 195932 пуда вина, в 1894 – уже 1036574. При этом основные винодельческие регионы – Кахетия и Эриванская губерния - были в стороне от магистрали. Их продукция доставлялась к железной дороге на лошадях.

В 1878 г. Карсская область отошла к России, после победы над Турцией.

Российская администрация в 1890-х гг. руководствуясь военно-стратегическими соображениями приняла решение строительства железной дороги Тифлис – Александрополь – Карс. России нужно было укреплять своё положение на границах с Турцией и Ираном.

Весной 1894 г. Министерство путей сообщения России и Управление Грузинской железной дороги начали «топографические и коммерческие изыскания», а вскоре утвердили смету строительства двух линий: главной – Тифлис – Александрополь – Карс и второстепенной – Александрополь – Эривань.

Первая ветка была закончена в декабре 1899 г. Из-за сложного горного рельефа пришлось создавать множество искуственных сооружений – мостов, насыпей, галерей и туннелей.

Ветка Александрополь – Эривань была начата в 1899 г. и вошла в эксплуатацию в конце 1902 г. Это была линия сравнительно легкого профиля, и из всех ее искуственных сооружений наиболее серьезным был сплошной водопровод на безводном участке Ани – Аракс. Дорога носила в большей степени коммерческий, чем стратегический характер. Разумеется, она не охватывала всех районов Армении, но оказала огромное влияние на экономическую жизнь страны, связав ее с российским и мировым рынками.

Власти планировали продолжить эту ветку до персидской границы – благо северная часть Ирана входила тогда в сферу русского влияния. В 1908 г. была закончена ветка Эривань – Джульфа. Таможенная станция Джульфа должна была стать важным транзитным пунктом для экспорта иранского сырья (хлопка, шерсти, кож, рыбы и риса) не только в Россию и Европу, но и в Северную Африку.

В 1878 году началось строительство Тбилисского вагоноремонтного завода. В 1884 г. началось опытное производство вагонов, а с 1898 паровозов.

.

Промышленная эксплуатация наиболее богатого по запасам и качеству сырья Чиатурского продолжается до настоящего времени. Высокое содержание металла в рудах, незначительное содержание попутных элементов и примесей, а также благоприятные условия залегания и удобное географическое расположение (близость к черноморским портам) являлись основными факторами того, что чиатурский марганец относился к наиболее перспективным видам минерального сырья.

Имеющиеся в Грузии богатые залежи марганца вполне обоснованно рассматриваются в качестве одного из основных ископаемых богатств страны. Совокупные разведанные запасы металла оцениваются в 222,5 млн т, около 90 % из них сосредоточены в Чиатурском бассейне. Запасы месторождения представлены в значительной части наиболее ценными оксидными рудами (35,7 % от совокупных запасов) с содержанием марганца 25,2 %, окисленными (17,5 %) и карбонатными (46,8 %), с содержанием марганца 20,4 и 17,3 % соответственно.

В отличие от развития марганцевой промышленности которое было вызвано не потребностями экономики Грузии, а ростом черной металлургии передовых капиталистических стран, разработка ткибульских и ткварчельских каменноугольных месторождений была необходима для развития и подъема металлургической промышленности Грузии

. Промышленно значимыми месторождениями угля в Грузии являются Ткибули-Шаорли и Ткварчели. Для нужд металлургической промышленности в основном используются угли ткибульского месторождения, которые относятся к марке газовых и дают металлургический кокс в смеси с углями Ткварчельского месторождения (относящимися к классу жирных, коксующихся углей).

Крупные металлургические предприятия были построены в Зестафони и Рустави.

Кроме того в Грузии имеются месторождениях других рудных ископаемых, в частности цветных (медь, цинк, свинец) и редких металлов (мышьяк, сурьма). Медные месторождения страны представлены в основном тремя геолого-рудными формациями: медно-цинково-колчедановой (Болнисский рудный район), медно-пирротиновой (южный склон Большого Кавказа) и жильной медно-полиметаллической (отдельные районы Аджаро-Триалетской зоны).

Чиатурский марганец в основном вывозился через Потийский порт, что способствовало росту этого древнего приморского города.

Подобно тому, как Потийский порт специализировался на вывозе чиатурского марганца, Батумский приспосабливался к вывозу Бакинской нефти. Завершение строительства сквозной магистрали Закавказской железной дороги в 1883 г, превратило Батуми в морские ворота, через которые Бакинская нефть широким потоком устремилась на заграничные рынки.

И в самой Грузии имеются значительные запасы нефти. По оценкам специалистов, грузинская нефть достаточно высокого качества, она характеризуется пониженным содержанием примесей серы (Самгори-Патардзеульское месторождение) и широко используется в нефтехимии. Разведанные (Самгорское, Мирзаанское, Патара-Ширакское, Норийское, Супсинское, Сацхенисское, Цкалцминдское, Восточно-Чалодидское, Шромисубанское, и Телетское) и эксплуатируемые месторождения нефти сосредоточены главным образом в Причерноморье и в Восточной Грузии.. В целом же, начальный исчисленный потенциал нефти в стране составляет 4,1 млрд. баррелей.

С этого времени вывоз нефти стал основным фактором, определяющим развитие города и его хозяйства. К концу XIX века в Батуми создался ряд предприятий, связанных с экспортом Бакинской нефти. Массовое изготовление бидонов для вывоза нефти способствовало возникновению вспомогательных производств — цинковального, чугунолитейного, химического и механического.

Кроме того к наиболее значимым и находящимся в промышленной разработке относятся Маднеульское медно-свинцовоцинковое месторождение, Цителсопельское, Дамбудское, Мерийское комплексные месторождения, расположенные в Болнисском районе Южной Грузии, а также Кваисское свинцово-цинковое месторождение в Джавском районе. Согласно оценкам, суммарный запас меди на указанных месторождениях составляет 342 тыс. т, из которых около 62 % приходится на Маднеульское месторождение. Совокупные разведанные запасы цинка оцениваются в 264 тыс. т, свинца — в 107 тыс. т. Ведущие позиции в обеспечении цветной металлургии Грузии сырьём стало занимать Маднеульское месторождение, поскольку географические, геологические и горнотехнические условия его разработки были и пока остаются экономически эффективными.

Наиболее важное значение для экономики страны (из группы рудных ископаемых) имеют достаточно крупные залежи благородных металлов. Суммарные разведанные запасы серебра в Грузии составляют около 520 т. Кроме того, страна располагает значительными запасами золота, прогнозные разведанные запасы которого на золотоносных месторождениях в районе Рачи, по оценкам специалистов, составляют 80 т, в Аджарии и Триалети — 15 т, в Сванетии — 25 т. Наиболее золотоносным в стране является Болнисский район, где находится Маднеульское комплексное месторождение. Прогнозные запасы золота в районе составляют около 160 т

Здесь разведано порядка 65 месторождений минерального рудного сырья, и в промышленной разработке до месторождения, балансовые запасы металла на котором составляют 37,3 т.

Ведущее место в сельском хозяйстве Грузии занимали зерновые культуры: пшеница — в Восточной Грузии и кукуруза — в Западной. После зернового хозяйства наиболее значительной отраслью сельскохозяйственного производства Грузии было виноградарство и виноделие. Среди технических культур в дореформенной Грузии преобладал табак. Товарное табаководство было сосредоточено главным образом в Абхазии, Гурии и Кахетии.

В грузинском Причерноморье хотя и появились субтропические культуры (чай, цитрусы), однако широкого распространения они не получили и промышленного значения не имели.

Другие отрасли тоже не оставались в стороне. Так, в 1880-е годы в Грузии зарождается солодковая промышленность, а на одной из станций строится целый завод по прессовке корня солодки - для последующего экспорта в США.

Таким образом, развитие капитализма, нарушив вековую, хозяйственную замкнутость, резко расширило и внутренние и внешние рынки, увеличило товарообмен и экономически объединило разные районы, способствовало росту городов и городского населения. Некогда передовая феодальная страна, которую отсталые деспотические государства на многие века оторвали от цивилизованных народов, теперь снова включилась в международную экономическую жизнь.

население Грузии на 1897г

Итого Грузия 1897г....2 105 032

Грузины...................1 284 037

Армяне.....................277 189

Азербайджанцы........107 383

Русские....................102 272

Турки.........................84 772

Осетины....................67 268

Абхазы......................51 000

Греки........................41 118

Аварцы и андийцы....34 130

Евреи.......................13 000

Прочие.....................42 863

zawm.png

население Грузии на 1926

Итого Грузия 1926г....2 820 000

Грузины (все типы)..1 848 186

Армяне................367 018

Азер-цы...............137 921

Осетины...............113 298

Рус+Укр+Бел........110 981

Абхазы..................56 847

Греки.....................54 051

Евреи (все типы)...30 534

Турки.....................23 810

Немцы...................12 074

Курды+Йезиды......10 217

Прочие..................32 776

Иностранные граждане..22 287

srg9.png

(за социологические изыскания отдельное спасибо Коллеге ВИП-у)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Прикинуть надо сколько составит доля России в железных дорогах? И кстати довольно легко можно будет расчитать доходы бюджета от бакинского транзита

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Прикинуть надо сколько составит доля России в железных дорогах? И кстати довольно легко можно будет расчитать доходы бюджета от бакинского транзита

эх я ж не экономист, эта выборка мне стоила две бессонные ночи, про жд, вроде бы финансирование через распространение акций первоначально, или Вы про участок на территории Росс. Империи

насчет транзита, тоже вопрос, но кроме того я вот нарыл про значительные запасы нефти в самой Грузии (4,1 млрд. барр. супротив 7,0 млрд азербайджанской) не сверх прибыли но и на экспорт можно

марганец тоже, и вот золото с серебром оказывается тоже есть, так что не все так мрачно как казалось

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Можно перенести сравнительные эконом стат данные из главной темы.

Там вроде было до ПМВ экономическая мощь по реалу или немножко больше реала.

По крайней мере, отталкиваться всё равно от реала нужно. Ну и посмотреть, что можно сделать лучше.

Как по мне, до ПМВ Грузия развивалась естественным темпом. Всё шло ещё относительно удачно - знай себе перевози нефть в Батуми да выращивай покушать. Ровно те же самые возможности будут и тут. Я не знаю все сотни отраслей региона, как там тогда обстояли дела, но не думаю, что можно было сделать в разы лучше. На какие-то % лучше наверно можно было.

В 20е годы Грузия скорей всего будет продолжать развиваться тем же темпом что и Советский Союз.

В 1929-1933гг в Грузии не будет голодоморов и коллективизаций, но зато её, как часть глобальной кап экономики, затронет Великая Депрессия.

С 1933г до ВМВ развитие может идти быстрее реала, но за несколько лет в развитые выйти не успеет.

И вот, если мы хотим подыграть Грузии, то самая сказка начнётся после ВМВ. К 1975г возможен уровень тогдашней Греции-Испании-Ирландии, и круче всего Восточного блока. Т.е. "2й эшелон" в Европе.

Самый лучший вариант видится "Путь Кекконена" - нейтральная кап страна, не входящая в НАТО, посредник.

К 1990г вполне может в развитые выйти. Германский уровень вряд ли, ну может на 20-25% пониже финского. (негатива по ср-ю с финнами в том, что у финнов было много богатых соседей, а у Грузии их нет вообще)

1992-93гг - небольшой кризис, связанный с распадом СССР, переориентация торговли.

1995-2000е - также остаётся уровень лучше греческого но похуже финского.

Стремление в ЕС. Но не знаю уж, как вы к этому отнесётесь, но даже для такой Грузии шансы в ЕС оч малы. Может и чуть выше чем у Турции, но уж точно ниже Кипра.

Если только в этом мире альтернативная Турция, Украина и Россия, и картина мировых блоков в 2000е будет иной, тогда и Грузию возьмут в зап блок, после турок или Уа-РФ.

Но переживать от этого не стоит, вон та же Швейцария и Исландия не входят, и не страдают от этого.

Вот, так я вижу. Может, кто-нибудь меня поправит или дополнит.

Изменено пользователем ВИП

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Можно перенести сравнительные эконом стат данные из главной темы.

Точно щас попробую перенести ваши выкладки

В 20е годы Грузия скорей всего будет продолжать развиваться тем же темпом что и Советский Союз. В 1929-1933гг в Грузии не будет голодоморов и коллективизаций, но зато её, как часть глобальной кап экономики, затронет Великая Депрессия. С 1933г до ВМВ развитие может идти быстрее реала, но за несколько лет в развитые выйти не успеет.

уровень между Болгарией - Венгрией по промышленности (не объемы а уровень развития) возможен?

Самый лучший вариант видится "Путь Кекконена" - нейтральная кап страна, не входящая в НАТО, посредник.

так и задумывалось

Но переживать от этого не стоит, вон та же Швейцария и Исландия не входят, и не страдают от этого.

совершенно не переживаю, именно так и хотелось бы

в меру нейтральная в меру прозападная

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

уровень между Болгарией - Венгрией по промышленности (не объемы а уровень развития) возможен?

Да, примерно такой и должен быть в 1920е. Да и у СовСоюза так было. Грубо говоря, в 1928г ВВП на душу Венгрия 2400 у.е., Польша 2000, СССР 1370у.е., Югославия 1300, Болгария и Румыния 1200. Так что где-нить 1500-1550у.е. вполне может быть.

Изменено пользователем ВИП

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Может и так, если азербайджан советский то процентов на 75%, если независим то можно за 20-30-е поднятся значимо сильнее

До ПМВ будет несколько более развитая индустрия (как любое нормальное государство будут развивать национальное производство в стратегических отраслях). Как минимум военпром (оружие, боеприпасы, ВВ) и транспорт (вагоны, немного паровозов, рельсы).

Кстати, керосино(нефте)провод от Баку будут строить?

Т.е. индекс промышленного производства будет пожалуй значимо выше чем в РИ. Подумал, ведь это значит больше рабочих, как бы коммунисты здесь не развернулись сильнее. Не хотите прописать восстание на скажем некоем "Кутаисском арсенале" в 1918?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

До ПМВ будет несколько более развитая индустрия (как любое нормальное государство будут развивать национальное производство в стратегических отраслях). Как минимум военпром (оружие, боеприпасы, ВВ) и транспорт (вагоны, немного паровозов, рельсы).

Дык желание это одно, возможности другое. Есть минимальный объём рынка для каждого вида продукции.

РосИмп и Турция ведь тоже не дремлют. Они тоже будут всё строить и покупать свою продукцию.

И вот, если Грузия построит завод-конкурент турецкому и РосИмперскому, куда она будет продукцию продавать? В РосИмп и Турцию уже не продаст, Иран нищий, ещё есть бедная Болгария и Румыния, в Европе тоже производителей хватит. А маленькая 2млн Грузия - для массового производства рынка не на все товары хватит. А если делать мелкосерийно - товар будет "золотой" по стоимости.

В любом случае всё сразу делать не будут, иначе выйдет как в КНДР какой-нить.

Вон гляньте на Финляндию или NZ - разве они развивают все отрасли? У финнов есть своя Нокия и деревообработка, и хватает.

В NZ слышал пытались уже после ВМВ автопром создать, не пошло, прикрыли. И даже в Сингапуре не пошло, закрыли.

Так и в Грузии, многое не пойдёт. Все подряд отрасли внедрить не выйдет.

Потому и думаю, что максимум, на % лучше реала перед ПМВ.

И вообще, РосИмп может нефть через какое-нибудь Туапсе вывозить в обход Грузии, радуйтесь если останется грузинский транзит.

Таких умных то везде много.

Я предполагаю, что для грузинского союзника ещё оставят лавочку :)

Хотеть то много кто хочет. Но если б всё было так просто, то уже весь мир бы в развитые вышел. Ан-нет.

Изменено пользователем ВИП

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, керосино(нефте)провод от Баку будут строить?

В 1896 году начинается строительство керосинопровода Баку - Батуми на участке от Батуми до Хашури, и лишь в 1906 году строительство было завершено по всей длине, составляющей 835 км. Диаметр трубопровода в основном составлял 8 дюймов, на небольших участках - 10 и 12 дюймов. По трассе керосинопровода было расположено 16 насосных станций.

Строительно-монтажные работы велись вручную, трубы соединяли между собой с помощью резьбовых муфт, покрывали антикоррозионной изоляцией - свинцовым суриком на олифе и обматывали джутовой тканью с последующей окраской суриком. Вдоль трассы была сооружена телефонная связь. Все сооружения трубопровода были выполнены для того времени на высоком техническом уровне, а сам трубопровод был одним из наиболее мощных в мире.

Трубопровод построен вдоль железной дороги, практически не отступая от нее, при длине воздушной линии между этими пунктами 725 км и протяженности железной дороги 900 км, трасса трубопровода имела длину 835 км.

При переходе через реку Куру трубопровод был подвешен к железнодорожному мосту. Еще одной особенностью прокладки является размещение трубопровода в четырехкилометровом сурамском туннеле, против чего категорически возражало правление Закавказской железной дороги.

При прокладке трубопровода Баку - Батуми пришлось столкнуться с такими районами, где производство работ было возможно только в зимнее время (окрестность Евлаха), поскольку работы в летнее время были сопряжены с большими затруднениями из-за малярии.

Пропускная способность трубопровода была 900 тыс. тонн в год. Насосные станции были оснащены плунжерными насосами с паровым и дизельным приводами.

С 1931 года по трубопроводу начали перекачивать сырую нефть для батумского завода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ВИП,

несомненно, но по результатам, и в итоге ПМВ, когда из экономического фактора в Грузии выпала Российская империя (скорее всего основной поставщик как технологий так и высокотехнологических товаров)

есть вероятность шведского пути (только касаемо оборонки) все для обороны пытаться делать самим

Подумал, ведь это значит больше рабочих, как бы коммунисты здесь не развернулись сильнее. Не хотите прописать восстание на скажем некоем "Кутаисском арсенале" в 1918?

надо подумать, и даже если так, (я просто еще не прописал) то т.н Элийский (Элия р-н Тбилиси [я там рядом вырос, там на самом деле есть арсенал]) арсенал ;)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ВИП,

добавил Ваши данные и диаграммы по населению

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

есть вероятность шведского пути (только касаемо оборонки) все для обороны пытаться делать самим

Более или менее автономный военный комплекс да, можно создать. Ну не так чтоб, весь спектр, что-то всё равно будут покупать, но какой-то оборон минимум можно, и даже экспорт по некоторым позициям можно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И вообще, РосИмп может нефть через какое-нибудь Туапсе вывозить в обход Грузии, радуйтесь если останется грузинский транзит.

Таких умных то везде много.

Я предполагаю, что для грузинского союзника ещё оставят лавочку :)

да, так возможно - через Новороссийск и будет. благо коммуникации в виде ж/ж Баку-Ростов с необходимыми ответвлениями есть. но портБатуми в какой то степени Бранобель развивать будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

есть вероятность шведского пути (только касаемо оборонки) все для обороны пытаться делать самим

Более или менее автономный военный комплекс да, можно создать. Ну не так чтоб, весь спектр, что-то всё равно будут покупать, но какой-то оборон минимум можно, и даже экспорт по некоторым позициям можно.

а зачем? и для чего? вкладывать колоссальные ресурсы а оборонку, которые сожрут и так не большой бюджет? безусловно оборонка должна ограничиваться разумным уровнем: производство пороха и некоторых видов боеприпасов, легкое стрелковое оружие, может быть легкая артиллерия и легкая бронетехника... в общем, то что было в Венгрии или Югославии с Испанией. остальное закупать - дешевле будет и быстрее можно оснастить ВС необходимым вооружением

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Более или менее автономный военный комплекс да, можно создать. Ну не так чтоб, весь спектр, что-то всё равно будут покупать, но какой-то оборон минимум можно, и даже экспорт по некоторым позициям можно.

НЕсомненно, своего в оборонке ничего, стрелковка чуть раньше, артиллерия чуть позже, танки авиация: лицензионные, немного в 30-х

Кораблестроение, сначало каботаж, потом нефтеналив небольшого тоннажа, к середине 30-х чуть посерьезнее, катера судоремонт

Автопром аналогично в сер 30-х сборка, с постепенной локализацией производства

Но метро в 30-х построю!!

производство пороха и некоторых видов боеприпасов, легкое стрелковое оружие, может быть легкая артиллерия и легкая бронетехника... в общем, то что было в Венгрии или Югославии с Испанией

ну вроде бы так и планируется

но портБатуми в какой то степени Бранобель развивать будет.

и керосинопровод построят, и флот нефтеналивной

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но метро в 30-х построю!!

вах, батоно Горец, чтоб армянам носы утереть ;)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вах, батоно Горец, чтоб армянам носы утереть

нет почему?

в реальной истории метро в Тбилиси построили в 1965-67, а в Ереване 1980-81, но в СССР было правил город миллиоником стал значит метро

а тут у меня власти так с безработицей в Великую депрессию боротся будут

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

чтоб армянам носы утереть

Коллега я понимаю, юмор, но я спешу вас уведомить я на 50% армянин, а оставшиеся 50% делятся по 25% на грузинскую и польскую, так что по крови я наверно больше армянин чем грузин. Хотя принцип "сагвареуло" национальность по отцу, плюс воспитание четко показывает что я грузин

тут нет национального предубеждения, хотя соревновательный элемент присутствует, но я считаю что имею права смеятся и над армянскими и над грузинскими особенностями :yahoo:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

По моему можно развивать гидроэнергетику. Потенциал (Грузии в реале) 15,000 мегаватт, + Ризе (Чорох и тд) около 5,000 мегаватт. Даже если использовать использовать 50% от потенциала (10 гвт), можно достичь выработки электричества 40-45 миллиардов квт-ч к 80-м годам (80%-90% Гидроэнергия, + для стабилизации 5% уголь (местный + импорт) и газ (5-15%- импорт, СССР, Иран, Азербайджан). В связи с этим экономика хорошо переживет нефтяной кризис в 70 -х. История: можно начать строить в 1898 (как в реале), и к 1914 добиться 10-20 мгВт. (в Норвегии уже 100 мегаватт и планы утроить производство). По моему будут строится в 4 этапа, 1) 20-30 годы ( ЗАгэс в 1925м - 37 мгВт , а также эс на Арагви, Храми, Лиахви, Чорохе, и в западной Грузии), для электрификации, хим. и алюминиевая промышленность, производство до 1 миллиарда. В стройтельстве - особенно в 30-х годах участвует государство. 2) 40-50 годы, строятся средние электростанции, (на государственные ссуды а также иностранные инвестиции), производство доходит до 10 миллиардов квтч. Полная элекрификация, в тч железных дорог, алюминиевая промышленность, металлургия. 3) 60-70 годы крупные электростанции, (Ингурский, Рионский, Чорохские каскады), иностранные инвестиции, банки, пенсионные фонды. Хим. пром. + 10-15% производства идёт на экспорт, Армения, Турция, Иран. 4) 80 - 90 годы, крупные гидростанции не строятся, растёт импорт газа для теплостанций, рассматривается возможность постройки, атомной эс.

Изменено пользователем ZaZu

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Огромное спасибо!!!

Если можно я использую Ваши данные в первом посту

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А вот помнится,читал в свое время,что в Абхазии(в 20-ег.г)был развит промысел дельфинов(занималось этим что-то около 300 человек).

http://www.znaytovar...produkcii2.html-про дельфинов..

А еще-табаки(не уступавшие по качеству балканским),развитое огородничество(в реале этим занимались эстонцы-колонисты и немцы переселенцы)

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

был развит промысел дельфинов

Жалко дельфинов (

А еще-табаки(не уступавшие по качеству балканским)

да табак неплохой

развитое огородничество(в реале этим занимались эстонцы-колонисты и немцы переселенцы)

в моем детстве в основном азербайджанцы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Огромное спасибо!!!

Если можно я использую Ваши данные в первом посту

Само собой, информация как раз для этого :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Само собой, информация как раз для этого

еще раз Огромное Спасибо

я не экономист и подобный ракурс, эта отрасль экономики вылетела у меня из головы :good:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В грузинском Причерноморье хотя и появились субтропические культуры (чай, цитрусы), однако широкого распространения они не получили и промышленного значения не имели

>>>>>>

полностью согласен, вместо чая и цитрусов скорее всего будет фундук (hazelnut) около 10% мирового производства, третье место в мире (после Турции и Италии) - (в реале пятое).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас