Турбоэлектрическая силовая установка на тяжелых военных кораблях

67 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Насколько перспективна идея с установкой ТЭА на тяжелых военных кораблях - линкорах и авианосцах периода 1930-х и 1940-х, а возможно и на более мелких классах?

США имели 6 линейных кораблей с ТЭА постройки 1916-20 годов, и еще 12 единиц планировали, но достроили как аваианосцы только "Лексингтон" и "Саратогу". В войну ТЭА стояли на 102 эскортниках типа "Бакли", а также на большом числе пассажирских лайнеров и быстроходных грузовых судов. Другие страны (в первую очередь Германия) также активно рассматривали возможность использования ТЭА.

1. Как ТЭА влияет на стоимость силовой установки по сравнению с ТЗА и на ее массогабаритные характеристики?

2. Какова ее живучесть по сравнению с ТЗА в артиллерийском бою и при затоплениях? Какие могут быть приняты меры для ее увеличения?

3. Какая установка удобнее в эксплуатации?

4. Позволяет ли ТЭА большее эшелонирование механизмов, чем ТЗА?

5. Может ли использование ТЭА сократить время постройки серии кораблей?

Изменено пользователем Muller

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Говорят, главной проблемой был риск замыканий при боевых повреждениях. Потому и отказались.

Теоретически, ТЭА допускает очень эффективную регулировку оборотов без снижения мощности и не требует громоздких и ненадежных редукторов.

На практике... Не слишком удачное решение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Дорого. Сложно. Требует цветные металлы в количестве. Требует контроль влажности в некоторых отсеках ЭУ. Имеет проблемы с живучестью при сотрясениях. Требует грамотный персонал (хотя конечно до экстрима с германскими высоконапорными котлами дело не доходит).

И кроме всего прочего - сравнительно тяжела.

Преимущества - экономичность и маневренность. Можно эксплуатировать тепловой-генерирующий комплекс на оптимальных режимах. И этих оптимальных режимов для достаточно большой установки (16 котлов, 4 главных турбогенератора, 3-4 вала с 2-3 электромоторами на каждом) много.

Существенное компоновочное преимущество - отсутствие длинных валов. Ну и возможность вкладывать всю энергию в обратный ход без возни с реверсивными турбинами или хитрыми переключаемыми редукторами.

Изменено пользователем Marlagram

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

2. Какова ее живучесть по сравнению с ТЗА в артиллерийском бою и при затоплениях?

Требует контроль влажности в некоторых отсеках ЭУ.

Я служил на корабле с ДЭУ.... впринципе установка достаточно надежна, но както на систершипе залили отсек ГЭД, сушили их месяца три после этого :grin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И кроме всего прочего - сравнительно тяжела.

Собственно только по этому американцы от нее и отказались - после всяких Вашингтонских договоров стали ценить всякую тонну :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Требует контроль влажности в некоторых отсеках ЭУ. Имеет проблемы с живучестью при сотрясениях

Что такое "контроль влажности"? встроенный прямо в отсек осушитель воздуха?

Что значит живучесть при сотрясениях - от близких попаданий снарядов выходит из строя?

===============

Ну и про сравнительную тяжесть хотелось бы послушать - сравнительно - это сколько? вдвое? на 10%?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Что такое "контроль влажности"? встроенный прямо в отсек осушитель воздуха?

Что-то вроде. Специальная система вентиляции и кондиционирования, неспособность работать в затопленном отсеке. Для 30-х-40-вых годов для паротурбинной установки военного назначения норма работать в затопленном виде - даже для котельных отделений (это у нас задержались с прямым дутьём в котлы, на тех же семёрках дули в отсеки).

Что значит живучесть при сотрясениях - от близких попаданий снарядов выходит из строя?

Электродвигатели большой мощности тех лет - коллекторные, щётки плохо реагировали на существенные сотрясения при такой мощности. Электроарматура - тоже больной вопрос. Дуги разрядов, оплавления, замыкания...

Ну и про сравнительную тяжесть хотелось бы послушать - сравнительно - это сколько? вдвое? на 10%?

1. Для 30-40вых электропаротурбинные установки имели смысл при мощности на валу от 10 тыс. л. с. Больше - лучше, до где-то 80 тыс. на вал (320 тыс на корабль).

2. Такая установка имеет на 10-15 процентов большую удельную массу в снаряжённом состоянии и тратит на 10-15 процентов больше топлива на условную милю при эксплуатации по максимально оптимальному сценарию (т. е. как например трансатлантики - вышел из порта и "педаль в пол" до пункта назначения) из-за КПД преобразователей энергии. При интенсивном маневрировании такая установка наоборот выгоднее.

3. Цена зубчатого редуктора для обычной паротурбинной установки линкора 30-х - это до трети стоимости силовой установки и хай-тек металлообработки, лимитированный по количеству мест производства и тиражу. В США было проще делать электродвигатели, в Англии - редукторы. Особенности структуры промкомплексов...

Изменено пользователем Marlagram

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тема интересная. Предлагаю, чтобы всё это (и многие другие вопросы по отдельным элементам конструкций и систем) не терялось с годами, обсуждать в одной специальной теме:

http://fai.org.ru/forum/index.php/topic/29529-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8F/page__st__40

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну и про сравнительную тяжесть хотелось бы послушать - сравнительно - это сколько? вдвое? на 10%?

Американца производили расчет для Йортауна - при мощности 120000 лс турбоэлектрическая будет на 400-500 тонн больше весить, но ее экономичность на 15 узлах будет на 25-30 процентов выше.

В принципе для большого артиллерийского корабля она лучше без вариантов - но конечно при отсутствии договоров типа Вашингтонского.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А если мы делаем быстроходный (29,75 узла) линкор в рамках Вашингтона для действий в европейских водах (дальность 3000 миль) с приоритетом защищенности и живучести - то тогда лучше обычный ТЗА?

Изменено пользователем Muller

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если мы делаем быстроходный (29,75 узла) линкор в рамках Вашингтона для действий в европейских водах (дальность 3000 миль) с приоритетом защищенности и живучести - то тогда лучше обычный ТЗА?

По Вашингтону вам в любом случае ТЗА лучше - потому как в расчет идет стандартное водоизмещение без запасов топлива. То бишь этот перевес придеться вкладывать в расчетное водоизмещение - а топливо - нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В принципе для большого артиллерийского корабля она лучше без вариантов - но конечно при отсутствии договоров типа Вашингтонского.

Вы хотели сказать для АВ? потому что по арткораблю стреляют, его затопляет итп. От всего этого турбозубчатый агрегат не ломается, а вот ТЭА вполне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вы хотели сказать для АВ? потому что по арткораблю стреляют, его затопляет итп. От всего этого турбозубчатый агрегат не ломается, а вот ТЭА вполне.

По авианосцу тоже стреляют :)

И реально живучесть у ТЭА выше . Там довольно много плюсов именно для артиллерийского корабля.

Проблема с кондиционированием и осушением воздуха не так сложна - электромоторы уже не первое десятилетие стояли на подводных лодках , а системы кондиционирования - в артиллерийских погребах линкоров.

Шум и вибрации у ТЭУ меньше - что сами понимаете для арткорабля только в плюс.

Валы короткие, отсеки для электромоторов лучше изолированы - ибо сами понимаете что пропустить силовой кабель через переборку куда проще паропровода.... И резервировать - проще.

Собственно котлы с генераторами к моторам жестко не привязаны - больше свободы в компоновке. Отсеки с котлами могут окружать генераторные и служить даже частью ПТЗ, как на том же Лексе. И живучесть повыситься....

Так что проблема там только в соответствующем развитии электротехники - и в отсутствии ограничений на стандартное водоизмещение.

А то в том же Принце Уэльском - турбина вполне себе работала в затопленном отсеке, и вращала длинный но уже погнутый вал - и таких делов наделала , что и торпеды не смогли.... Пусть лучше замкнет и остановиться ;) И другие валы есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Шум и вибрации у ТЭУ меньше

Это не столь очевидно.

Так что проблема там только в соответствующем развитии электротехники - и в отсутствии ограничений на стандартное водоизмещение.

Проблемма в двойном преобразовании энергии. Т.е. потере КПД.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проблемма в двойном преобразовании энергии. Т.е. потере КПД.

Тут, повторюсь, не всё так просто.

График КПД турбины в зависимости от мощности/оборотов имеет вполне конкретную - и не самую удобную для корабля с ограниченным количеством топлива на борту форму. Это обладатели ЯЭУ могут себе позволить иметь крейсерскую в 90 процентов максимальной. Обычные же военные корабли с нефтяными/мазутными котлами вынуждены иметь крейсерскую в районе 45-65 процентов максимальной. А эксплуатировать турбины на неоптимальных режимах... Или же городить турбины крейсерского хода... Хлопотно это.

Таким образом, использовать один главный электротурбогенератор из 4-6 на оптимальных оборотах для экономного хода - выгоднее с точки зрения КПД даже с учётом неоптимального преобразования.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тут, повторюсь, не всё так просто.

Да.

Обычные же военные корабли с нефтяными/мазутными котлами вынуждены иметь крейсерскую в районе 45-65 процентов максимальной. А эксплуатировать турбины на неоптимальных режимах... Или же городить турбины крейсерского хода... Хлопотно это.

Не столь уж и хлопотно. Сама система хорошо отработана.

Таким образом, использовать один главный электротурбогенератор из 4-6 на оптимальных оборотах для экономного хода - выгоднее с точки зрения КПД даже с учётом неоптимального преобразования.

Это хорошо бы доказать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это не столь очевидно.

Очевидно. У самих американцев редукторы перед второй войной за сотню децибел шумели.

Это хорошо бы доказать.

опять же -американцы делали необходимые расчеты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очевидно. У самих американцев редукторы перед второй войной за сотню децибел шумели.

опять же -американцы делали необходимые расчеты.

Хорошо бы указать на материалы расчетов и исследований.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хорошо бы указать на материалы расчетов и исследований.

Коллега я же выше приводил их расчеты по Йорктауну. Из книжки Морская коллекция - Авианосцы Эссекс. И про шум там же.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В журнале по Лексингтону из той же серии такая же инфа: зубчатый редуктор на 180тыс. лс произвести в США было невозможно или трудно, шумели же редукторы(чуть меньших размеров) до 125 децибел. В итоге поставили турбоэлектрику, и среди положительных ее свойств отмечали что ЭУ очень маневренна, надежна и экономична на малых ходах. Также отмечали низкую вибрацию на полном ходу, так как гребные валы короткие.Недостатки - больший вес, сложность обслуживания, больший расход на полном ходу, риск замыканий (хотя на деле, ЕМНИП такого не произошло)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега я же выше приводил их расчеты по Йорктауну. Из книжки Морская коллекция - Авианосцы Эссекс. И про шум там же.

Это вы привели своё мнение. В тот период применение электрохода, в основном, связано со сложностью производства зубчатых колес большого диаметра. При чем установка полного электрохода получалась тяжелее.

Шум, сам по себе, ни чего не значит.

По Эсексам посмотрю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насколько я помню из книги 80-х г.г. "Сердце корабля", от ТЭУ отказались из-за меньшей экономичности. Видимо, плюсы от неё только у маневровых судов типа буксир. Также, видимо, на малых АВ их дешевле ставить в крупной серии, чем ТЗА.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я прикинул - ежели взять Норт Кэролайн и заменить ее турбозубчатую установку на ТЭУ то выходит что стандартное водоизмещение будет тонн на 500 - 600 больше, зато полное при сохранении той же дальности плавания - более чем на тысячу меньше. Можно или дальность увеличить или еще куда эту тысячу тонн пристроить. Это при лучшем разбиении на отсеки и скорее всего решение проблемы вибрации от которой она страдали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я прикинул - ежели взять Норт Кэролайн и заменить ее турбозубчатую установку на ТЭУ то выходит что стандартное водоизмещение будет тонн на 500 - 600 больше, зато полное при сохранении той же дальности плавания - более чем на тысячу меньше.

Это очень сомнительно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я прикинул

А как именно прикидывали?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас