Константин Погонат - Болгаробойца


Нравится ли тема   28 голосов

  1. 1. Нравится ли тема


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для голосования в опросе.

201 сообщение в этой теме

Опубликовано:

славяне Пелопонесса на своих однодревках

А они через Средиземное смогут переплыть? Не потонут?

после чего разграбили город и вернулись обратно

А местное население на тот момент за кого? Не будут просить остаться? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

после чего разграбили город и вернулись обратно

А местное население на тот момент за кого? Не будут просить остаться?

я думал на эту тему что-то написать, но не знал что :sorry:

славяне Пелопонесса на своих однодревках

А они через Средиземное смогут переплыть? Не потонут?

если вот на таких

37893077.jpg

потонут

если моноксилы - это аналоги лодей Олега или запорожских чаек с грузоподъемностью в 30-40 человек - не потонут (где берется 20-25 меровый дуб и на него нашиваются борта).

То вот такие доплывут:

53812_12_485x341.png

В РеИ же славяне Крит грабили - а это удаление от берега на сотню км. Так что скорее всего это второй вариант

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В РеИ же славяне Крит грабили - а это удаление от берега на сотню км. Так что скорее всего это второй вариант

Насколько я понимаю, им бы вдоль берега. До Крита можно махнуть от Пелопоннеса, или "через" Родос. А в Африку вдоль берега получится? Или надо от Крита "махать" до Ливии? Хотя, викинги и не так плавали, и корабли у них не многим лучше были.

я думал на эту тему что-то написать, но не знал что :sorry:

У арабов, вроде, с силами в Египте не особо хорошо, как и во всей Африке. Если копты и прочие уже "дозрели" и "хотят домой" - может, и получится Египет удержать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насколько я понимаю, им бы вдоль берега.

я ориентировался на пересечением запорожцами Черного моря. У них как-то получалось - я и предположил, что славяне тоже смогут.

У арабов, вроде, с силами в Египте не особо хорошо, как и во всей Африке

да, не очень хорошо. Но я не планирую активных ромейских завоеваний на Средиземке.

Имхо, Константину достаточно уже завоеванного, а Юстиниану достаточно просто пограбить

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У них как-то получалось - я и предположил, что славяне тоже смогут.

Логично. Грабить захочешь - не так поплывешь :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А местное население на тот момент за кого? Не будут просить остаться?

 

я думал на эту тему что-то написать, но не знал что

Я полагаю что местное население ромеи особо жалеть не будут. Этап "просили остаться" уже миновал - это была экспедиция Мануила Аршакуни в 645 году. При поддержке местных он, пользуясь кратковременным бардаком после смерти Омара, отбил город и удерживал его почти год. Арабы вторично брали его с уличными боями и СИГ; греческое население исчезло, ибо кто не сумел свалить в Византию, тех зачистили. Тех кто попросил бы остаться - не осталось совсем.

 

В итоге Александрия во-первых испытала колоссальный регресс. По данным Большакова ("Средневековые города Ближнего Востока") накануне арабского завоевания в Александрии было 200 000 жителей; при арабах - даже при первых Аббасидах лишь 75 000 жителей. Площадь города сократилась почти в 4 раза - населенным остался лишь северо-западный регион былой Александрии, примыкающий к внутренней гавани. Город -военно-морская база Халифата, население - арабы и служащие им копты-монофизиты. Можно скормить на завтрак славянам без зазрения совести.

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

полагаю что местное население ромеи особо жалеть не будут.

честно говоря, так же полагал, но смутило, что кажется Вы писали, применительно к Сирии, что ромеи предпочитали не зачищать христиана, а переселять их к себе

здесь, конечно, не православные, а монофищиты - но на всякий случай решильнаписать уклончиво. Тем более что главная цель, это не Александрия сама по себе, а именно верфи и египтский флот

после зачистки сирийских и александрийской верфей, ромеи, как и в Реи после гибели египетского флота от шторма в 684 году,  становятся хозяевами восточного средиземноморья

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Вы писали, применительно к Сирии, что ромеи предпочитали не зачищать христиана, а переселять их к себе

Сирийские монофизиты и монофизиты египетские - это на начало VII века разные субстанции. В Сирии и при Маврикии переходили в православие целыми общинами, а монофелитская уния при Ираклии продвигалась весьма успешно. И арабскому завоеванию сирийцы сопротивлялись - пока оставалась надежда на помощь имперской армии.

 

В Египте Ираклий не смог продвинуть унию ни кнутом ни пряником, а арабскому вторжению копты сопротивления не оказали практически никакого.

 

Так что... как там старик Гомер описывал простые будни простых героев:

 


Вдруг потянуло меня в Египет поехать, хороших
В путь заготовив судов и товарищей взяв богоравных.
Девять судов снарядил я. Народ собирался недолго.
Шесть после этого дней они у меня непрерывно
 Пир пировали. И жертвенный скот доставлял в изобильи
Я и для жертвы богам и на пищу товарищам милым.
В день же седьмой, взойдя на суда, от пространного Крита
Мы при попутном поплыли стремительном северном ветре.
 Как по теченью, легко мы неслись. Никаких повреждений
 Не потерпели суда. Безопасны, спокойны, сидели
 Мы на скамьях. Рулевые и ветер суда направляли.
Дней через пять мы достигли прекрасных течений Египта.
Там, на Египте-реке, с кораблями двухвостыми стал я.
Прочим спутникам верным моим приказал я на берег
 Вытащить все корабли и самим возле них оставаться,
А соглядатаев выслал вперед, на дозорные вышки.
Те же в надменности духа, отваге своей отдаваясь.
 Ринулись с вышек вперед, прекрасные нивы египтян
Опустошили, с собой увели их супруг и младенцев,
 Их же самих перебили.

 
Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вдруг потянуло меня в Египет поехать, хороших

Такие простые слова, а сколько в них смысла...:grin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Логично. Грабить захочешь - не так поплывешь

кстати, Георг привел хороший пример

ахейцы на своих каботажных корытах как то от Крита к Ливии плавали - и явно не вдоль Малой Азии, Леванта и Египта 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А они через Средиземное смогут переплыть? Не потонут?

 

 

Не потонут - военный флот у Юстиниана II уже практически фемно-"ополченский" - "Карависианы" - от греч. "судно" и "люди судов" ("отряд моряков").

 

Предположительно создал его Констант II, после того как утопил остатки регулярного имперского флота в знаменитой  "битве мачт" и вынужден был начать формирование "местного оборонительного флота" в тех областях, которые теперь остались беззащитными перед нападениями арабов (причем эти регионы "совпадали" с прежним эллинистическим юго-западным "углом" Малой Азии издревле славившегося своими корабелами и морским традициями), с тем чтобы и "подведомственную" территорию обороняли от атак с моря и "кормили" себя сами, возможно, в основе этих осевших на побережье "военморов" были остатки прежнего quaestura exercius  - "базы" этого "иррегулярного" флота (во главе которого стоял "стратиг судов") располагались в приморских областях Киликии, Ликии, Памфилии, на островах Родос, Кеос и Самос, возможно и на др. островах греческой Эгиды.

 

Юстиниан II услил "кадровый состав флота" Карависианов переселив на южное побережье Малой Азии несколько тысяч воинственных ливанских христиан - горцев мадраитов (с семьями), ставших служить на флоте в качестве матросов-гребцов и морских пехотинцев. Юстиниан II же выделил из состава Карависианов отдельную фему - "Эллада", "снабдив ее флотом", на котором, предположительно, могли служить и "имперские" славяне из числа местных уроженцев Пелопоннеса, по тем или иным причина оказавшиеся на военной службе у ромеев.

 

Основная боевая корабельная "единица" Карависианов  - дромон,  - быстроходный, "узкий", палубный, парусно-гребной корабль (дословно "дромон" это "бегун", "гонщик"), желающих более подробного описания дромона к Прокопию Кесарийскому, описавшего его довольно подробно.

 

Поскольку Юстинианом II в данной АИ планируется не завоевание Египта, а именно грабительский набег и военная спецоперация по уничтожению египетских верфей Халифата, то больших транспортных судов для перевозки пехоты и кавалерии десанта /"армии вторжения", ромеи специально строить или мобилизовывать у своих купцов не будут (а равно не будут брать и славянские моноксилы, которым будет просто "не угнаться" на "большой воде", за быстрохожными дромонами, особенно, если те "встанут на ветер"). В набег пойдут только быстрые "хищные" дромоны со своим собственными экипажами и морпехами, хотя, возможно, вдобавок  к уже имеющимся дромонам, построят новые, под увеличенный общий состав экспедиции, славяне же будут: а)  "свои", "флотские" из фемы Эллада, б)  "новички"-наемники-"союзники", привлеченные из регионов Фракии-Македонии и не подконтрольной имперским властям части Пелопоннеса, - последних навархи  просто распределят равномерно среди экипажей уже существующих кораблей - с одной стороны это их усилит, с другой стороны у "свободных" славян, "равномерно размазанных" подобным образом по кораблям имперских эскадр, не будет "соблазна" захватить и угнать имперский военный корабль, поскольку они будут "под контролем" существующих корабельных экипажей и морпехов:

 

 

ахейцы на своих каботажных корытах как то от Крита к Ливии плавали - и явно не вдоль Малой Азии, Леванта и Египта 

 

Поскольку ко второй половине VII в. ромеи уже практически "благополучно провалились" едва ли не во времена "древних героев", то нравы у моряков и морпехов Карависианов, наряду с навыками и отношением к кораблям, надо полагать, были соответствующие временам "седой ахейской старины", - корабль как  "большой дом", комплектование экипажей в т.ч. и на родственно-семейной основе, поэтому "дикие" славяне на их кораблях будут под надежным контролем.

 

P.S. В данной АИ все РеИ действия Юстиниана II в отношении флота (включение мадраитские военпоселенцев в состав флота, выделение отдельной морской фемы "Эллада" и проч.), вполне могут  быть осуществлены его долгоживущим отцом - победителем болгар, причем возможно даже раньше чем это было у его сына в реале.

 

P.P.S. Бегло набросал все это по книге Банникова и Морозова "История флота Рима и Византии" (2014) куда и отсылаю желающих за подробностями и ссылками ;)

Изменено пользователем magister militum

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

хотелось бы все таки обсудить вот этот вопрос

пока дописываю 683-884 годы - забавная мысль пришла в голову.

минимальное жалование арабского воина в конце 7-го века - 16.6 динаров в год.

Минимальное жалование византийского воина - 5 номисм (=5 динаров).

При этом у нас нет информации о малоазийских "поравалитиках" 7-го века, менявших веру и идентичность на более высокие доходы ... дикари-с ;)))

Я понимаю всю важность религиозных устоев и то, что для очень многих людей неприемлем отказ от веры несмотря ни на какие материальыне блага.

С другой стороны - у арабов служило (в том числе и в армии), немало христиан. Что мешало жителям Малой Азии переехать в Сирию и служить там за бОльшие деньги?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ахейцы на своих каботажных корытах как то от Крита к Ливии плавали - и явно не вдоль Малой Азии, Леванта и Египта

Спасибо.

Не потонут

Спасибо за исчерпывающий ответ!

Что мешало жителям Малой Азии переехать в Сирию и служить там за бОльшие деньги?

А вот эта минимальная зарплата - это у "сирийца", у араба вообще, у "малави"? Или это "средняя по всем родам войск"? То есть "малави" мог получать и меньше, чем византийский солдат, а "сириец" получал столько, что его все остальные ненавидели за это, в итоге выходили на такую среднюю?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Я понимаю всю важность религиозных устоев и то, что для очень многих людей неприемлем отказ от веры несмотря ни на какие материальыне блага. С другой стороны - у арабов служило (в том числе и в армии), немало христиан. Что мешало жителям Малой Азии переехать в Сирию и служить там за бОльшие деньги?

 

 

Не все люди измеряют свои жизненные ценности и приоритеты размером "зарплаты":

 

Феофан Исповедник, "Хронография" (за 654/655 гг.): 

В сем году предпринял поход Мавия, и начал вооружать величайший флот против Константинополя. Все приготовление происходило в Триполисе Финикийском. Увидевши сие два брата  христолюбивые, жившие в Триполисе дети Вукинатора, проникнутые божественною ревностью устремились к градской темнице, в которой находилось множество узников римских, выломали двери, освободили заключенных, напали на эмира градского и убивши его со всеми бывшими при нем, всю утварь его предали огню и отплыли в Романию [...] Царь, не обративши на это внимания, поставил в строй римский флот для сражения; сразились и римляне побеждены; море смешалось с кровью римлян. Царь приказал другому одеться в его платье; между тем сын Вукинатора, вышеупомянутый, вскочивши на царское судно, схватил царя и пересадивши его на другое чудесным образом спас, а сам мужественно стоя на царском корабле много врагов побил и благороднейший человек умер за царя. Враги окруживши его сильно со всех сторон нападали на него, думая, что это был сам царь. Так он, избивши многих и сам был убит вместе с тем, на котором была царская одежда. Царь же спасся бегством, и оставя всех, прибыл в Константинополь.

 

Геройские были братаны, явно не о размерах заработка в колаборационистских формированиях оккупантов-иноверцев думали...

 

P.S. Ну а небезызвестный товарищ Каллиник из ливанского же Гелиополя, т.о., видимо, просто, явно "не понял своего счастья" - ему бы свою "вундервафлю" в Дамаск надо было тащить - бабло ведь!, а он дурак, зачем-то "ужиком да за  камешком" через "военные границы" и кордоны ломанулся со своим "изделием" на службу к Константину Погонату...

 

Изменено пользователем magister militum

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллеги, подскажите пожалуйста, если византийцы продолжают владеть Карфагеном и северным Тунисом и Кайруан так и не восстановлен - арабы могут покорить Магриб и далее выйти в Испанию?  Впорос с точки зрения логистики

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну а небезызвестный товарищ Каллиник из ливанского же Гелиополя, т.о., видимо, просто, явно "не понял своего счастья" - ему бы свою "вундервафлю" в Дамаск надо было тащить - бабло ведь!, а он дурак, зачем-то "ужиком да за  камешком" через "военные границы" и кордоны ломанулся со своим "изделием" на службу к Константину Погонату

да я не спорю

просто как то странно

одни христиане спокойно служат арабам и покоряются им

а другие говорят, что за Волгой Тавром земли нет и ни в какую не хотят изображать из себя хомо экономикус 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

да я не спорю просто как то странно одни христиане спокойно служат арабам и покоряются им а другие говорят, что за Волгой Тавром земли нет и ни в какую не хотят изображать из себя хомо экономикус 

 

 

Возможно, коллега, тут свою роль внесло то обстоятельство, что в М.Азии , в конечном итоге, "осела" профессиональная воюющая армия, с присущим ею корпоративным духом "кшатриев", соответственно, получилось, что-то вроде гигантского, самовоспроизводящегося гарнизона, с соответсвенным уровнем мотивации и "накала патриотизма", к которому банально вынуждали уже и сами обстоятельства существования в рамках милитаризированного общества, живущего и ведущего хозяйство в рамках почти постоянной войны, как говорилось в одном из фентезийных повествований - "мы веками сражались с врагом, которого завещали нам отцы и деды!"

 

Изменено пользователем magister militum

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Забавные картинки про болгарский супрематизм

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Возможно, коллега, тут свою роль внесло то обстоятельство, что в М.Азии , в конечном итоге, "осела" профессиональная воюющая армия, с присущим ею корпоративным духом "кшатриев", соответственно, получилось, что-то вроде гигантского, самовоспроизводящегося гарнизона, с соответсвенным уровнем мотивации и "накала патриотизма", к которому банально вынуждали уже и сами обстоятельства существования в рамках милитаризированного общества, живущего и ведущего хозяйство в рамках почти постоянной войны, как говорилось в одном из фентезийных повествований - "мы веками сражались с врагом, которого завещали нам отцы и деды!"

мне, кстати, попалась, подтверждающая Вашу точку зрения, версия, что мардаиты - это бывшие воины https://en.m.wikipedia.org/wiki/Saborios

к мусульманам не пошли, а византийцам возвращаться было нельзя

вот и бандитствовали понемножку в рамках мардаитской народной республики

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интермедия 4.

Завоевание арабам Северной Африки 640-700 годы

Поскольку развилка неминуемо коснется Африки, и как следствие - Испании и Южной Франции – напомню себе и читателям как арабы завоевали Африку в РеИ.

 

Использованная литература:

Берберы.

Берберы были разделены на два блока: Батр (Butr) и Баранис (Baranis), которые всегда враждовали между собой – и до и после прихода ислама. Большинство племен Батр жило в районе Заната, Матгара и Нафзава – среди которых Занат имело преимущество. Наиболее сильными племенами Баранис были Авраб, Хаввара и Санхадия.

Заната населяли Киренаику, Триполитанию и частично Феззан, а также нынешний Восточный Алжир. Баранис населяли западный и центральный Магриб.

Большинство берберов было язычниками – лишь небольшая часть берберов, живущих на побережье, приняла христианство.

 

Завоевание Триполитании и Киренаики.

После захвата Египта, его победитель, Амр-ибн-Алас напал на входящую в провинцию Египет Киренаику (Барку) в 643 году, и захватил ее, не встретив никакого сопротивления со стороны ромеев. Киренаика начала платить Египту дань 13 тысяч динаров в год. В том же году, Амр послал Нафи ибн Абд Алькайс захватить Завилу – небольшой оазис между Киренаикой и Фаззаном, важный источник воды на пути на юг.

В 644 Амр захватил Триполи и Ваддан – крупнейший оазис во внутренних районах Триполитании. Занятие Ваддана означало контроль над всем горным регионом Наффузы.

здесь и далее черным курсивом - комментарии коллеги Magister Millitum

1. После Триполи Амр взял еще и Сабрату в западной Триполитании, а до того занял всю восточную часть Триполитании, плюс разграбив Лептис-Магна, то ли сразу в начале похода, то ли "на обратной дороге"...

2. По Ваддану - захват его Амром в 644 г., весьма спорен, иначе бы не пришлось его вторично "перезахватывать" в 647/648 г. Бусру ибн Абу Арту ("коллега" Саада по ифрикийскому походу 647 г.), а затем уже в третий раз, оный оазис захватил уже Окба ибн Нафи в 660-е гг. - очевидно, что "прочным завоеванием" Ваддана было именно третье, а все предыдущие были видимо скорее всего были демонстрацией арабами своей силы местному князю, с последующим изъявлением им формальной покорности и уплаты соответствующей дани. 

На этом, Амр поставил точку, завершив завоевание Египта.

 

Первое вторжение в Ифрикию.

В 647 году новый правитель Египта Абдаллах ибн Саад вторгся в Бизаценну во главе 20-тысячной армии. Экзарх Африки Григорий, за несколько лет до этого заявивший о своей независимости от Константинополя, перешел из Карфагена в крепость Суфетула. Узнав о приближении арабов, он собрал большую армию и был разбит в битве с арабами, в ходе которой погиб.

Заняв Суфетуллу, арабы начали грабительские рейды во все направления – пока карфагеняне не заплатили большой выкуп, после чего арабы ушли в начале 649-го года.

между "первой" и "второй" стадиями был еще и арабский набег 654/655 г., когда арабам удалось захватить г. "Джалула" (предположительно Гадрумет-Юстианополь), разграбив который захватчики возвратились обратно.

 

Вторая стадия завоевания

Теперь арбы представляли, как географию так и силы ромеев, в Барке стоял постоянный гарнизн и небольшой гарнизон был в Ваддане. Однако все арабские планы были перечеркнуты двенадцатилетней гражданской войной (т.н первая Фитна https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B0 ) 644-655 годов и восхождением Муавии на трон в 661-ом году. Взойдя на престол, Муавия объявил о возобновлении джихада по всем фронтам, назначил Укба ибн Амир аль-Духани наместником Египта и доверил Муавия ибн Худайди аль Сакуни командование армией вторжения в Магриб.

За годы противоборства двух претендентов на Халифат были утрачены многие позиции и в Северной Африке. Триполитания и даже Барка вышли из-под контроля наместников Египта. Одним из первых мероприятий Амра б. ал-Аса после утверждения в Египте стала посылка им в 661-62 г. своего двоюродного брата по матери, Укбы б. Нафи' ал-Фихри, в поход на Ливию и Маракию (район южнее Барки) для приведения в покорность берберов, переставших платить дань. Утвердив свою власть в этой области (Барка и Мараакия), Ибн Нафи' на следующий год продолжил поход и дошел до Гадамиса, покорив Вадан и Фаззан,причем египетская историческая традиция приписывает Укбе бессмысленную жестокость по отношению к вождям, с которыми он заключил договор. После пятимесячной передышки в самое жаркое время года Укба двинулся дальше на запад и захватил в 663 г. Гадамес, Кастилию (в районе Таузара) и Кафсу [+83]. Параллельно Шарик б. Сумай начал завоевание Триполита-нии, также вышедшей из-под власти арабов, и овладел Либдой [+84].

 

За прошедшие 15 лет обстоятельства сложились в пользу арабов. Новый экзарх, патриций Никифор (российские византисты называют его полководцем Константа, но, на мой взгляд, логично, что одновременно он был экзархом Африки между Геннадием и Элефтерием в 665 году) захотел собрать налог сопоставимый с выкупом, платимым арабам. Поскольку африканцы, естественно, отказывались платить – он начал собирать налоги с использованием армии – что не добавило ему популярности. Поэтому в 665 году Муавия легко разбил Никифора, заставив его укрыться за стенами Гадрумета. В скором времени, арабы взяли город штурмом, заставив Никифора бежать. Потом мусульмане последовательно захватили Бизерту и остров Джерба, а в 666-ом году совершили набег на Сицилию. От Карфагена их уже отделяло около 100 км.

У Константинополя не было сил для помощи – поскольку халиф Муавия вл боевые действия в Сирии и Малой Азии.

После этого экзархом становится Элефтерий Младший https://en.wikipedia.org/wiki/Eleutherios_the_Younger

 

 

В 670-м году халиф Муавия снял своего тезку с поста командующего армией вторжения, назначив Укба ибн Нафи (по другой версии, это произошло в 661-ом – Большаков О.Г. История Халифата)

Из Ваданна Укба предпринял длинную экспедицию на юг – в Фезанн и юг Кавара – примерно к нынешним границам Республик Чад – строя укреплённые пункты с мечетями и арабскими гарнизонами. Потом, он направился на север, к Гадамесу, где начал атаку последней византийской крепости между Кабесом и местом своей будущей базы (современным Кайруаном).

 

По версии Большакова: За годы противоборства двух претендентов на Халифат были утрачены многие позиции и в Северной Африке. Триполитания и даже Барка вышли из-под контроля наместников Египта. Одним из первых мероприятий Амра б. ал-Аса после утверждения в Египте стала посылка им в 661-62 г. своего двоюродного брата по матери, Укбы б. Нафи' ал-Фихри, в поход на Ливию и Маракию (район южнее Барки) для приведения в покорность берберов, переставших платить дань. Утвердив свою власть в этой области (Барка и Мараакия), Ибн Нафи' на следующий год продолжил поход и дошел до Гадамиса, покорив Вадан и Фаззан, причем египетская историческая традиция приписывает Укбе бессмысленную жестокость по отношению к вождям, с которыми он заключил договор. После пятимесячной передышки в самое жаркое время года Укба двинулся дальше на запад и захватил в 663 г. Гадамес, Кастилию (в районе Таузара) и Кафсу. Параллельно Шарик б. Сумай начал завоевание Триполитании, также вышедшей из-под власти арабов, и овладел Либдой.

 

Укба начал готовиться к продолжению компании, но в 675 году он был освобожден от командования. Его преемником стал Динар ибн Абу аль Мухаджир, занимавший свой пост с 675 до 682 года. К этому времени, ситуация начала складываться в пользу ромеев.

Отразив первую атаку на Константинополь, Константин Погонат вновь занял Кипр и часть островов Эгейского моря, и послал гонцов в Карфаген, к еще остающимся там ромеям. Его посланникам также удалось привлечь на сторону Византии наиболее сильного берберского вождя Касейлу, вождя конфедераций Авраба и Саххадиа, правившего в центральном Магрибе.

Однако Абу аль Мухаджиру удалось переубедить Касейлу и привлечь его на свою сторону, и берберы приняли ислам (История с пленением Косейлы и мнимым принятием им в плену ислама является весьма спорным утверждением позднейших арабских источников, как и мнимый иудаизм Кахины.) В следующем, 678-ом году, арабы с помощью берберов, завершили завоевание полуострова, атаковали Карфаген и захватила Мила – ключевую византийскую крепость расположенную вблизи Цирты (совр.Константин).

 

Интересно что в 680-м – 692 –ом годах в Халифате шла Вторая фитна https://en.wikipedia.org/wiki/Second_Fitna - и тем не менее, это не помешало арабам продолжать завоевание. Не могу сказать, о чем это говорит – о слабости врагов аабов или о том, что завоевание уже поддреживалось египстким деньгами и восточно-берберским наемниками без привлечения сил из центра. А может дело в личности самого Укбы – судя по всему, отличного вояки и безбашенного фанатика.

 

В 682, Абу аль Мухаджир был отозван и Укба вновь назначен правителем Ифрикии. Без сомнения, назначение Укбы – наиболее важный момент в арабском завоевании Северной Африки. Заявив о желании покорить весь Магриб,

 

Прибыв в ал-Кайраван, он сразу же арестовал Абу-л-Мухаджира Динара в отместку за то, что был арестован им при предыдущей смене власти в Ифрикии. В 681 г. Укба оставил в ал-Кайраване небольшой гарнизон для охраны семей, командовать которым поручил Зухайру б. Кайсу, а сам со 5 тыс арабов и бербеами Кайселы направился на запад, где сохранялись остатки бывших византийских владений. Первое столкновение произошло около городка Баххайа. Городское ополчение дало бой в поле, потерпело поражение и укрылось в городе. Укба осадил город, осада затянулась, и Укба отступился от него. После одного или двух сражений он подошел к Тахарту, где его встретило объединенное войско тахартцев и призванных ими на помощь берберов. После тяжелого сражения оно было разгромлено, и арабам открылся путь далее на запад. Можно думать, что слух об этой победе отбил у берберов охоту сталкиваться с арабами, потому что о 750-километровом пути от Тахарта до Танжера (Танджа) не осталось никаких воспоминаний. Правитель Танжера Юлиан вышел с войском навстречу Укбе, но боя не принял, а предпочел заключить мирный договор.

 

Победы подарили Укбе репутацию непобедимости и тысячи берберов, впечатленные его деяниями, принимали ислам и присоединялись к его армии. Однако Укба совершил крупный политический просчет. Вопреки совету аль Мухаджира, он напал и ограбил Тлемкен, родину Касейлы – которые уже были мусульманами и его союзниками. Касейла пришел в ярость, но отложил месть для более подходящего времени.

 

Отсюда Укба повернул на юг к главному городу края Валиле (Валубилису), разгромил встретивших его берберов, захватил город и, преследуя отступающих берберов, дошел до верховьев реки Дра', за которой начинались пески Сахары. После столкновения с санхаджами, Укба повернул на северо-запад и совершил полукруг в районе между реками Сус и Тансифт от современного Марракеша до Атлантического океана. Точно воспроизвести его маршрут трудно из-за значительного изменения топонимики. Возможно, в некоторых случаях ему удавалось склонить берберов к формальному принятию ислама, поскольку упоминается сооружение мечетей в вади Дра' и Наффисе

Многочисленные, хотя и победоносные бои за два года должны были значительно сократить войско Укбы, не получавшее подкреплений. В 683 г. отягощенное добычей арабское войско повернуло назад. Три четверти пути были пройдены без осложнений. В восьми днях пути от ал-Кайравана, около Тибны, Укба отослал вперед часть войска с захваченной добычей, а сам остался с 5000 воинов. Добыча, по-видимому, дошла до ал-Кайравана, но Укбе не довелось ею попользоваться. Ослабевший победитель стал жертвой побежденных. Жители Тахуды, в которой Укба намеревался запастись продовольствием, убедившись в его слабости, отказались иметь с ним дело и заперли ворота. На пути от Тахуды на Укбу напал вождь местных берберов Кайсела , принявший ислам при Абу-л-Мухаджире, который решил теперь посчитаться с Укбой за нанесенную ему прежде обиду. Когда войско пересекало Тлемкен – родину Касейлу, он покинул лагерь Укбы и направился в глубь гор Атласа. Там он договорился с христианами, укрывавшимися от мусульман о совместных действиях. Около Бискры Укба обнаружил, что его окружает 50 тысяч человек. После этого, он поддержал свою репутацию и погиб как герой вместе с почти всеми своими воинами (август 683).

Одержав победу над Укбой, Касила подошел к ал-Кайравану. Как все города-лагери, он не имел оборонительных стен и не мог обороняться против превосходящего противника. Зухайр б. Кайс почел за благо покинуть его и увезти от опасности семьи погибших и добычу в Триполитанию

 

Начало берберского сопротивления.

Кампания Укбы имела один важный эффект – берберы осознали, что действия арабов направлены не только на ромеев, но и на них самих.  Стало ясно, что арабы хотят привлечь берберов как в ислам, так и в свою империю. Хотя вожди берберов не имели особых возражений против ислама, они не желали становиться данниками арабов. В то же время, Омеййяды не были готовы давать в провинциях власть не арабам, пусть даже и мусульманам.

В 688 году халиф Абд аль Малик назначил Зухайра ибн Кайса командующим  арабскими силами в Магрибе. К этому времени, Касейла, основал королевство на территории западного Алжира и большей части Туниса. Он ощущал себя неуверенно в Кайруане и решил встретить арабов в небольшой деревушке Мамма, лежащей между Кайруаном и Ларибусом.

Битва при Мамме (690) сыграла решающее значение в завоевании Магриба. Берберы были разбиты, Кайсела – убит, Авраба – до этого одно из наиболее сильных берберских племен – почти уничтожено.

Зухайр недолго наслаждался своей победой. Ромейский флот, воспользовавшись арабо-берберским конфликтом, высадился в Барке и оккупировал ее. Зухайр бросился туда со своим авангардом, а армия следовала за ни, но погиб в битве. Все же местные арабы совместно с фустатцами, бежавшими в Барку от чумы, сбросили византийцев в море

Через четыре года халиф направил в Ифрикию новые войска во главе с новым правителем, Хассаном ибн аль Нуманом. С целью закончить покорение Магриба, Хассан нанял новую армию, потратив на нее все египетские налоги.

 

Его первой целью был разгром византийцев, для предупреждения союза между ними и берберами. Вернувшись в Кайруан, Хассан выступил на Карфаген и разрушил его порт, чтобы предотвратить высадку византийского десанта. Большинство ромеев бежало на острова Средиземного моря. В то время произошли жестокие битвы под Истафурой и на полуострове, на котором находятся Бизерта, Хиппо Регус (сейчас Аннаба) и Табарка. Все эти византийские колонии и крепости пали.

На этом Хассан счел вою задачу выполненной и планировал приступить к обустройству территории – но появилась новая проблема. «Принцесса и пророчица» (Кахина была княгиней романо-берберского княжества Аурес (Аверса) и по крайней мере один из ее старших сыновей участвовал в походах Косейлы и принял участие в разгроме Окбы ибн Нафи, поскольку во второй половине VI в. власть кнзей Альтавы (Джедара) - "царей мавров и римлян" простерлась от Волюбилюса на западе и практически до Капсы на востоке, пока их не разгромили карфагенские экзархи Иоанн Троглита и Геннадий I, - вполне вероятно, что княжеский дом Аверсы с тех пор состоял в тех или иных родственных и иных (возможно вассальных) связях с предками Косейлы, а возможно и с ним самим, - это объясняет и упоминание арабским источниками сына Кахины, как второго командующего в войске берберов и ее последующий стремительный "выход на первые роли" в деле возглавления ею берберского сопротивления арабам, после гибели самого Косейлы при Мимсе) племени Джарава в Атласских горах, собрала племена и заявила, что хочет выгнать арабов из Ифрикии. Арабы называли ее аль-Кахина.

Как глава объединения Заната, аль-Кахина была огорчена поражением Кайселы, правившим соседним объединением Санхадия. Следующими после Кайселы на очереди были как раз племена аль-Кахины.

 

Хассан немедленно начал боевые действия. Аль-Кахина ожидала, что арабы осадят Баххаю, использовавшуюся ей как база для аак на арабов – и она без промедления заняла этот город.

В 696 году Хассан атаковал, но берберы дрались столь отчаянно, что арабы отступили, оставив сотни трупов. Хассан вернулся в Барку. Кахина, удовлетворенная победой, вернулась в горы, вместо того, чтобы идти на Кайруан (возможно, это не она вернулась, а племена не захотели воевать далеко от дома?).

Считая, что арабов интересует только грабеж, она проводила политику «выжженной земли», чем восстановила против себя оседлые племена, попросившие Хассана о помощи.  Арабская сказка XIV в. не подтверждаемая более ранними источниками и археологией и некритично "персказываемая" некоторыми современными исследователями, - придумана для "объяснения пост-фактум" плачевного состояния некогда значительных земледельческих пространств Магриба, подвергшихся к XIV в. тотальному разорению и опустыниванию, после переселения туда арабских кочевых разбойничьих племен бану-хиляль в первой половине XI в., окончательно уничтоживших еще функционировавшую позднеантичную аграрно-поливную инфраструктуру и эко-систему. В 697 году ситуация продолжала ухудшаться – император Лев послал флот, который захватил Карфаген и вырезал всех мусульман.

Халиф Абд аль Малик, утомленный борьбой за Африку, решил нанести решающий удар. Новая армия Хассана была самой большой из всех,  что видел Магриб – и на стороне арабов сражались многие берберы.

 

Финальная битва случилась в 701 году – Кахина была убита. Берберы получили прощение, при условии, что они посылают воинов  амию Хассана. Карфегн в 702 году был полностью разрушен, и выстроен новый порт – современный Тунис.

 

В 704 году новый наместник Ифрикии Муса ибн Нуср завершил завоевание Западного Магриба.

Впереди была Испания …

 

Карты можно посмотреть зесь (чего то не копируются)

http://fai.org.ru/forum/topic/37460-pogibosha-aki-obre/?do=findComment&comment=1079064

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спор возник не с подачи кучки умников, а в результате масштабной миграции армян в Малую Азию вследствии омеядских погромов Армении. У армян в тот период под влиянием актистизма (крайней формы монофизитства, которая периодически побеждала в Армении) возникло неприятие поклонения иконам. И развитые формы оного поклонения, обнаруженные в ромейской Малой Азии, шокировали их. Учитывая засилье армян в армии (они составляли теперь большинство населения "фронтовых" фем), их мнение было существенным фактором. Собственно и Лев Исавр поставил сей вопрос с подачи "боевого товарища" - куропалата Армении Смбата Багратуни. Смбат был в тесных отношениях с Львом Исавром, и именно через посредство византийских полководцев армянского происхождения иконоборчество проникло в столичные круги. Сохранилось даже письмо католикоса Армении Саака Дзорапореци к Смбату Багратуни о том, что "не подобает почитать иконы, но только кресты".

получается, что если армян не особо сильно громят и существенную долю ромейских армий составляют не только армяне, а славяне (то есть не только армяне+ромеи, а ромеи+армяне+славяне+остатки болгар Кувера) - то и иконоборчества, скорее всего, не будет?

 

или накал "пассионарности" велик и не иконоборчество, так другую причину для распри найдут?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Набрел на аналогичную тему

приятно, что в основном мысли с Георгом сходятся (хотя в данной АИ до абассидов еще далеко и можно успеть намало дерзких дел, пока ромев не вышибут обратно в Малую Азию;))))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

получается, что если армян не особо сильно громят и существенную долю ромейских армий составляют не только армяне, а славяне (то есть не только армяне+ромеи, а ромеи+армяне+славяне+остатки болгар Кувера) - то и иконоборчества, скорее всего, не будет?   или накал "пассионарности" велик и не иконоборчество, так другую причину для распри найдут?

 

 

"П" - "павликане"  - проблем доставляли уже при Погонате (причем, помимо всего прочего, иконы тоже отрицали), потом Юстинан II их гонял, потом их пришлось гонять уже даже иконоборцам, поскольку на фоне "павликан" они смотрелились едва ли не образцом "древнего благочестия"...

Изменено пользователем magister militum

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 

Глава 6. 684-688

в связи с переписыванием темы, зачёркнутое не читать

Карты:

582b18cb6b3ea___683.thumb.jpg.76db526742582b1969997d1__685.thumb.jpg.caa584a3300582b1977bfd7c__685.thumb.jpg.dfc39c4a578

 

Начало 685-го года халифат встретил невесело. Язид контролировал Сирию и Палестину. Египтяне, враждебно относившиеся к наместнику, назначенному Йазидом, явно склонялись к Ибн аз-Зубайру.

Наместник Востока, Убайдаллах б. Зийад, находившийся по зимнему времени в Басре, вместо того чтобы организовать поддержку Язиду, созвал басрийцев и после речи, в которой обрисовал им, какого расцвета достигла Басра и как благоденствуют они сами в его правление, предложил затем присягнуть ему как амиру, до того, как в Дамаске разберутся со властью. Басрийцы присягнули ему в этом, хотя потом многие, выходя из мечети, отирали руки о двери и стены, чтобы стереть с руки принесенную рукобитием присягу

Обнадеженный поддержкой басрийцев, Убайдаллах послал делегацию к куфийцам, предлагая им принести такую же присягу. На призыв к присяге и сохранению единства куфийцы ответили отказом. Известие об этом вдохновило противников Убайдаллаха в Басре, начавших пропаганду в пользу Зубайра. Убайдаллах прибег к испытанному средству поддержания авторитета: приказал досрочно выплатить жалованье воинам и пособие семьям. Писцы трудились над списками, не разгибая спины, даже ночью при светильниках. Но это не принесло примирения. Тамимиты (арабское племя), среди которых было много хариджитов (арабская секта), потребовали от Убайдаллаха выпустить их собратьев, заключенных в темницу. Убайдаллах отговаривал их: "Они погубят вас", но вынужден был уступить их настояниям, что, естественно, усугубило положение. Убайдаллах оказался в изоляции: обширное семейство Зийада отказалось поддержать его в вооруженной борьбе против его Противников, остались в стороне и его подопечные бухарские стрелки.

Убайдаллах решил использовать межплеменное соперничество. Долгое время в Басре господствовали тамимиты, но с конца правления Му'авии б в Басру усилился приток аздитов из Бахрейна и Омана, которые вступили в соперничество с тамимитами. Поскольку главные противники Убайдаллаха были среди тамимитов, естественно было искать поддержки у аздитов.

Вождь аздитов, Масуд б. Амр, отнюдь не был склонен разжигать вражду ради Убайдаллаха. Некогда всемогущему наместнику пришлось искать посредничества малоизвестного аздита, чтобы он ночью тайно сопроводил его в квартал аздитов и поставил Мас'уда перед свершившимся фактом — отказать в покровительстве человеку на территории своего племени было нельзя без ущерба для чести. Убайдаллах прибыл с братом Абд-аллахом и остатками казны в несколько миллионов.

Басра осталась без правителя. Начались раздоры между мударитами и кайситами, аздитами и кайситами, и все это обострялось действиями необузданных хариджитов. Глава тамимитов ал-Ахнаф б. Кайс блокировал резиденцию, казнохранилище и канцелярии (диваны), чтобы их никто не узурпировал.

 

В этих условиях ромеи, заключившие мир с Язидом, занимались укреплением своих позиций.

Константин продолжал армянскую кампанию «понуждения к миру». В 684 году византийская армия совершила набег на Западную Армению под руководством стратига Анатолика Леонтия. В результате похода было захвачено и продано в рабство 50 тысяч армян, разорено восемь округов. Сам Константин в этом году повторял балканское «полюдье», обходя полуостров по кругу и напоминая вождям «славиний» кто здесь хозяин.

В 685-ом басилевс сам пришел в Западную Армению – но уже с миром. Вместе с хазарскими войсками был совершен набег на Албанию (совр. Азербайджан), Джазиру и Азарбадган (совр. Иранский Азербайджан). Затем он «вызвал к себе всех князей этих стран, и они пошли к нему не по своей доброй воле, а по принуждению». Некоторых из них Константин «возвысил царскими дарами и назначил князьями этих стран». В отличии от РеИ ромеи не заявляли прав на Восточную Армению, признавая эти земли хазарской сферой влияния.

Набег на Джазиру не означал разрыва перемирия с Язидом, которому Джазира не подчинялась. Более того, Константин и Язид являлись временными союзниками. Ромеи имели полное право нападать на земли, бунтовавшие против законного халифа.

Этим и объясняется повторное вторжение в Египет флота под руководством Юстиниана в 686-ом году.

 

Здесь я немного отвлекусь, касаясь любимой темы.

Были ли эти пиратские набеги набегами именно ромейского военного флота?

На мой взгляд – нет. В 6-ом веке империя вообще (или – почти вообще) не имела регулярного флота. Походы на вандалов, готов и тд осуществлялись на купеческих кораблях, а также на специально построенных кораблях.

Например, мы знаем, что в 645 году для набега на Александрию был специально построен флот. И армию фемы Опсикиан Констант на чем-то перевозил в Италию.

Однако, что такое строительство флота? Для нормального набега на верфи Александрии требуется войско в несколько тысяч человек. Скажем –около 3 тысяч. Какие корабли могли быть использованы для этого? Феофан говорит, что в ходе осады Константинополя в 670-х годах использовались как большие огненосные диеры с котлами для «греческого огня», так и дромоны, которые были оборудованы сифонами. Прокопий Кесарийский описывал дромон своего периода как судно с 11 парами весел, несущее примерно 20-25 человек.

Далее, вплоть до 10-го века нет точных данных о ТТХ дромона и мы можем только фантазировать вслед за маститыми историками, опирающимися на картинки в летописях, сделанные далекими от флота людьми.

Мое ИМХО – дромон конца 7-го века можно сравнить со средним драккаром – тем более, что и цели у кораблей были схожие. Это примерно 50 человек команды корабля. То есть 600 дромонов для набега.

Согласно современным реконструкторам, «25.8 человек должны бы были работать по восемь часов в день, шесть дней в неделю в течение десяти месяцев, чтобы построить только один корабль класса Sea Stallion (корабль Вильгельма Бастарда) http://mirrinminttu.livejournal.com/238929.html

То есть для постройки 600 дромонов нужно было задействовать 15 тысяч человек в течение года. На мой взгляд, Византия того времени не могла себе позволить такого отвлечения сил ради набега. Возможно – именно такие колоссальные усилия прилагались для строительства флота во время осад Константинополя. Но не для набега, от результата которого не зависела судьба страны.

Так что Александрию разоряла сборная солянка из византийских боевых кораблей, реквизированных купеческих судов и славянских моноксил, по размерам не слишком отличавшихся от дромонов.

Но второй набег был организован лучше. В руках Юстиниана, получившего должность стратига Карависиев (по сути – ВФМ Византии) была гавань в Триполи, мардаиты, часть арабской дани и Кипр. И, конечно, славяне, верившие в «долю царевича Управды».

 

Пара слов о мардаитах. Вот здесь https://thehistoryofbyzantium.com/2014/09/18/episode-52-the-non-siege-of-constantinople/ мне попалась, на мой взгляд, правдоподобная версия об их происхождении.  Во время мятежа стратига фемы Армениак Сабориуса в 667 году многие рядовые участники мятежа были вынуждены бежать после гибели стратига. И с учетом того, что «мардаиты» переводятся не только как «повстанцы», но и как «дезертиры» - вполне возможно, что это были бойцы фемы Армениак.

           

Помимо более короткого маршрута с Кипра и Триполи, по сравнению с прошлым походом с Крита, успех вторжения объяснялся еще и полным отсутствием арабских армии и  флота. Про отсуствие армии я скажу позже, а основная масса флота была уничтожена еще в 670-х во время боев под Константинополем, сирийский и египетский флоты были уничтожены во время последних войн с ромеями.

В результате, флот вторжения насчитывавший около пяти тысяч воинов, из которых полторы тысячи составляли славяне и еще тысяча – добровольцы с торговых кораблей, смог разорить все побережье.

Александрия, Агму, Параллос, Елеархия, Таммиате, Тенессос, Герос – все прибрежные города Египта были не только разграблены, но и сожжены. Население, которое не смогли вывезти в рабство – вырезали. Щадить еретиков-монофизитов, добровольно живших под арабами, в то время как добрые православные воевали с нехристями – никто не собирался.

После этого, арабы (кем бы они ни были) лишились возможность быстро воссоздать флот. Даже гипотетическая возможность нападения на Константинополь в среднесрочной перспективе была ликвидирована.

 

Следующие несколько лет ромеи жили в мире с арабами … если не считать периодических морских набегов на побережье Леванта и Египта, и перманентных разбоев мардаитов. Но мардаиты были сами по себе, и Константин ограничивался стандартной мантрой: «Войска империи не присутствуют на территории Халифата. Империя поддерживает территориальную целостность Халифата и рассчитывает на скорейшее прекращение огня на западе страны». А морские разбои всегда можно было свалить на славян.

На Балканах было восстановлен контроль над Via Egnatia (на карте Балкан выделено зеленой толстой полосой). Была создана сеть фортов, позволявшая осуществлять коммуникации как с Италией, так и с адриатическим побережем империи. Основным достоинством это дороги была возможность быстро перебросить войска на Адриатику без участия флота. И, если что – на подручных средствах переправить в Бари.

Как и в РеИ – шло переселение славян в Малую Азию. Но не настолько большими темпами – в больше мере империя старалась переселить в Малую Азию коренных жителей из Иллирии, находившейся под контролем зависимых Сербии и Хорватии. Тем не менее, в Малой Азии росло количество славянских поселений, возглавляемых собственными князьями.

По мнению Норвича, в РеИ 680-е «в Малой Азии обосновалось уже около четверти миллиона славян. Демографические сдвиги в таких масштабах привели к радикальному изменению социальной ситуации в регионе: в начале века здесь доминировали крупные землевладельцы, к концу столетия наиболее влиятельным стал новый класс свободных крестьян. Улучшение жизненных условий привело к повышению рождаемости и неуклонному увеличению площади возделываемой земли. Растущее и богатеющее население научилось себя защищать, сорганизовав исключительно мощные отряды провинциальной милиции»

В Аи размер переселений будет меньше и больший процент среди переселенцев будут составлять ромеи. Еще одним отличием стало то, что вместо поселений в Вифинии, привычных к постоянным конфликтам со славянами иллирийцев селили на пограничной территории – по ту сторону Антитавра, формируя территорию акритов. Не все из этих переселенцев переселялись насильно. Многие жители Балкан были наслышаны о богатстве арабов и горели желанием заставить богатых иноверцев поделиться своим золотом.

Одновременно, совместно с гуннами Алп-элтебера, властителя гуннского княжества и данника хазар было совершено несколько конных рейдов на территорию Северной Мессопотамии. Кульминацией было разграбление Мосула.

 

Тем временем в Халифате продолжалась Вторая Фитна.

Язид, кое-как справившись с замирением сирийских подданных, недовольных тем, что значительный кусок их пирога уплывает в жадные ромейские пасти, начал восстановление халифата. Конечно - с Египта.

Два обстоятельства определяли важность Египта: значительные денежные поступления (Му'авийа получал оттуда не меньше 600 000 динаров) и, что не менее важно, доставка зерна морем в Мекку, ставшая особенно насущной, после того как Сирия и Палестина перестали поставлять зерно. Прекращение поставок египетского зерна не вызвало бы голода в Мекке, но резко повысило бы цены и понизило авторитет мекканского халифа. Кроме того, Египет был бы постоянной угрозой для Язида в случае попытки организовать поход на Мекку — удар через Аилу отрезал бы его от Сирии.

Сторонниками Зубайра в Египте были низшие по статусу арабские племена и беднейшие слои мусульманского населения, которых представляли "хариджиты". В какой мере эти мятежники были идеологически близки к иракским хариджитам-харуритам, судить трудно, известно только, что и их лозунгом было "суд принадлежит Аллаху". С позиций истинного хариджизма Зубайр не был законным халифом, выбранным по воле мусульман, и иракские хариджиты не признавали его.

Арабы из племен-первопоселенцев, принимавших участие в завоевании Египта, особенно их верхушка, были недовольны господством. Восстановление умаййадской власти вселило в них надежду на перемены. Аристократическая оппозиция вступила в переписку с Язидом и обещала поддержку изнутри в случае нападения на Египет, не скрывая этого от наместника, Абдаррахмана б. Утбы б. Джахдама.

 

Здесь надо отметить, что Зубайр мало контролировал Египет или Ирак. Эти регионы не подчинялись Язиду – но это не значит, что помимо направления дани (иногда в значительно меньших размерах, чем это было при Муавии), Ирак с Египтом хоть как-то слушались Зубайра. Войск, способных драться с Язидом у Зубайра тоже было не очень много. Жители Мекки и Медины любили посплетничать про «сирийских выскочек», но идти воевать с ним не горели желанием. А профессионального, состоящего на жаловании войска, закаленного в походах на Малую Азию, у Зубайра не было.

Когда Язид начал подготовку к походу на Египет, Абдаррахман в ответ стал готовить Фустат к обороне. Время выступления сирийских войск неизвестно. Шло оно двумя колоннами. Одна, под командой Язида, наносила удар через Аилу на Кулзум, а другая, под командованием племянника Мервана абд-аль-Малика, двигалась по приморской дороге. О противодействии египетских войск на границе сведений не имеется, но мы знаем, что Абдаррахман, готовясь к обороне, успел выкопать ров (прикрывший Фустат с востока), над которым целый месяц трудилось 30 000 рабочих. Либо его начали копать при первых известиях о готовящемся нападении, либо сирийские войска продолжительное время стояли на границе Египта.

Именно в этот момент ромеи и нанесли удар с моря. Арабские войска были связаны у Фустата и византийский флот славно повеселился в прибрежной зоне Египта.

Опираясь на ров, египтяне упорно сопротивлялись. Основные бои происходили у Айн Шамса. Фустатцы обороняли ров, сменяя друг друга через один-два дня. Племенная знать в лице Ку-райба б. Абрахи (главы химйаритов), Абиса б. Са'ида ал-Муради (в разное время бывшего начальником полиции и судьей) и других выступила посредником и выговорила Абдаррахману б. Утбе почетную отставку

Язид вступил в Фустат в конце 686 г. принял присягу в мечети и распорядился о постройке для себя дворца. После этого он начал зачищать египетскую элиту от недовольных.

Весной 687-го года халиф вернулся в Сирию – где начал готовиться к войне с Зубайром.  Возвратился Язид очень своевременно, потому что Ибн аз-Зубайр воспользовался его отсутствием, чтобы помочь Натилу отвоевать Палестину, и отправил туда войско во главе с Мус'абом б. аз-Зубайром. Язид выслал ему навстречу часть своих воинов во главе с Амром б. Са'идом, и они легко разгромили Мус' аба на подходе к границам Сирии; место их встречи никем не упоминается.

В ответ Язид организовал поход на Медину, поручив командовать им вождю племени балкайн Хубайшу б. Дулдже. Вероятно, его соплеменники и составляли ядро войска, потому что в войске из 6400 человек не упоминается ни один известный деятель, если не считать прославившегося впоследствии ал-Хаджжаджа б. Йусуфа, значит, основные силы сирийской армии оставались при Язиде.

Зубайр выслал навстречу ему свои наличные вооруженные силы во главе с Масруком ан-Насри. Они явно были немногочисленны, так как одновременно наместники Куфы и Басры получили распоряжение выслать подкрепления. Из Куфы вышел двухтысячный отряд Мухаммада б. ал-Аш'аса, а из Басры — трехтысячный отряд ал-Хатафа (.

Войско Хубайша беспрепятственно дошло до Зу-Марвы. При известии об этом наместник Медины бежал. Хубайш стал лагерем в Джурфе, и где-то между Джурфом и Мединой произошло столкновение с отрядом Масрука, кончившееся разгромом мекканцев. Хубайш похоронил своих убитых, а мекканцы остались лежать в поле непогребенными.

Язид предупредил Хубайша, чтобы тот не трогал мединцев, которые не поддерживают явно Ибн аз-Зубайра. Хубайш не нарушил этого распоряжения — о казнях не сообщается, — но не скрывал своего презрения к мединцам. Как рассказывали, он, сидя на минбаре пророка, ел финики и бросал косточки в присутствующих, приговаривая: "Хочу этим дать вам понять, как мало вы для меня значите".

Узнав о разгроме мекканцев, Мухаммад б. ал-Аш'ас с дороги вернулся в Куфу. Басрийцев же это не смутило, и они продолжили свой марш на Медину. Хубайш не стал ожидать их в Медине, а вышел навстречу к ар-Рабазе с 4000 воинов. Бой под ар-Рабазой был упорным, и перевес клонился на сторону Хубайша; исход его решила тысяча всадников, до последнего момента укрывавшихся в лощине. Неожиданный удар опрокинул палестинцев, Хубайш был убит, оставшиеся в живых бежали, их преследовали и брали в плен. В плену оказалось от 500 до 800 человек. Заместитель, оставленный Хубайшем в Медине, бежал из нее с остатками войска.

Мединцы радостно встретили победителей. Семьи, пострадавшие в битве на Харре, получили полное моральное удовлетворение: 800 пленных палестинцев были казнены. Казнями руководил специально для этого приехавший Мус'аб б. аз-Зубайр.

Сражения под Мединой показывают, что собственные вооруженные силы Ибн аз-Зубайра были невелики, навязать с их помощью свою волю какой-нибудь провинции, не признавшей его добровольно, было невозможно, только моральный авторитет Ибн аз-Зубайра и ненависть к Умаййадам обеспечивали ему признание. Особенно важно было для него укрепить свое влияние в такой богатейшей области, как Ирак, которому с конца 687 г. стал угрожать Убайдаллах б. Зийад, вступивший во главе многочисленного войска в Джазиру, чтобы вернуть себе Ирак, 20 лет бывший вотчиной Зийада и его сыновей. С этой целью Ибн аз-Зубайр послал в Басру наместником своего брата Мус'аба.

 

Конечно, в этих условиях не могло быть и речи о направлении Зухайра ибн Кайса в Ифрикию, как в РеИ 687 года – и в Кайраване по-прежнему правил бербер Койсела. Как и в РеИ, ромеи высадили десант в Барке (побережье Африки между Египтом и Ливией). В РеИ местные арабы совместно с фустатцами, бежавшими в Барку от чумы, сбросили византийцев в море – но в АИ фустатцы остались лежать у рва под Фустатом, а ромеи были сильнее. Ключ к Магрибу вновь оказался в руках ромеев.

 

В 688-ом году произошло то, что должно было случиться – Язид умер. Причина – банальна. Водка Вино … Еще в 682-ом, страдая от приступа печеночных колик, он заставил приближенных принести присягу своему сыну Муавии – тихому книгочею.

Цирроз печени – это такая штука, когда человек может умереть не от самого цирроза, а от того, что упадет и случайно ударится печенью о землю. Один человек, который тоже много пил, умер такой смертью в 43 года. Поэтому думая, когда Язид загнется от бухалова, я авторским произволом определил смерть в возрасте 43 лет – в 688 году.

Поскольку смерть законного халифа – это большое событие, на нем я прерву рассказ о арабах и ромеях, и перейду к болгарам и их новых соседям.

 

Напомню, что, совершив в 682-ом году массовый набег в Паннонию и Хорутанию под руководством Аспаруха, в дальнейшем болгарские комитаты действовали самостоятельно. В 683-ем году произошли набеги на Тюрингию, Фриуле и Бургундию. В 684-ом – на Брешию, полабских сорбов и средний Рейн, где впервые столкнулись с дружинами австразийских франков. В том же году Тервель, сын Аспаруха, взял в жены Кунигунду, дочь алеманского герцога.

Укрепив союз с алеманами, Аспарух направил экспансию на север и юго-восток. В 685-ем году были обложены данью хорутане. В 685-ом и 686-ом годах последовала серия походов, в результате которых династии тюрингских Радульфингов и сербских Дерваничей прервались. На территории Тюрингии и Сербии разместились болгарские контингенты – но для возраставшего славянского населения ничего не изменилось. Как и в РеИ небольшие неукреплённые деревеньки пражской культуры росли в междуречье Эльбы и Заале. На карте Европы зависимые от Болгарии земли выделены красным пунктиром.

К своему удивлению, майордом Австразии обнаружил на востоке от себя растущего агрессивного соседа.

Все что мы знаем о РеИ событиях в земле франков в 680-688 году умещается в пару абзацев, переписанных из Продолжателя Фредегара и Ранних Мецких аналлов..

Пипин пошел на мир с новым нейстрийским майордомом Вараттоном (680 г). Может быть, помня о печальной судьбе своего дяди Гримоальда, он смог первое время скрывать свои амбиции, довольствуясь титулом герцога Австразийского. Но в семье Вараттона начались ссоры, он был на какое-то время смещен с должности собственным сыном Гислемаром (684 год. кстати, этот сын славно навалял Пипину), затем окончательно заменен зятем Берхером (685); причем и того, и другого отличали стремление властвовать над нейстрийской знатью и агрессивность по отношению к Австразии. В результате все большее число нейстрийцев склонялось на сторону Пипина, пополнив армию его австразийских союзников, которую терпеливо создавали как его предшественники, так и он сам. И это больше всего придавало Пипиниду смелости. Набрав из числа своих приверженцев крупное войско, он захватил древнюю римскую дорогу, которая соединяла сердце его владений с дверями Нейстрии, проходя через Тонгр, Бавей и Камбре. У Тертри, недалеко от Сен-Кентиена, произошло столкновение этого войска с Берхером и его сторонниками. Победа Пипина была полной: Берхер в конце концов где-то скрылся, Тьерри с его сокровищами был захвачен.

Пипин не стал вторгаться в Нейстрию как агрессор, он предпочел договориться с ее знатью, среди которой насчитывал немало своих приверженцев. Власть Тьерри III была восстановлена во всех владениях, отныне его окружал чисто нейстрийский двор. В то же время сам Пипин добился того, что король признал его в качестве единственного майор дома всего Франкского государства. Пипин продолжал постоянно жить в Австразии, в случае необходимости — в своих собственных владениях (Эрсталь, Жюпий, Шевремон), но столь же охотно он оставался в королевских столицах, которыми являлись Мец и (что особенно знаменательно) Кёльн.

Наличие болгар не позволило реализоваться планам Пипина. Хотя тюрингское герцогство и не входило в домен Пипинидов и уже как полвека лет не подчинялось Австразии – формально оно входило в состав Австразии. В 639-ом «Радульф, герцог тюрингов, стал считать себя королем Тюрингии, заключил договор о союзе с вендами и начал переговоры с другими соседними народами. Он не говорил много слов и не отвергал сюзеренитет Сигиберта, но на деле сделал все, что мог для ослабления его власти»

Да и в любом случае, было ясно, что Аспаруха нужно остановить. Попытка договориться с Берхаром о совместных действиях против болгар не увенчалась успехом. Набеги болгар не особо волновали бургундо-нейстрийскую элиту.

В 687-ом году Пипин собрал войско и напал на болгар.

Судя по всему, битва для австразийцев окончилась не очень хорошо, поскольку летописец выражается об ее итогах крайне уклончиво: «Гунны же пытались вновь вторгнуться в Австразию. Против них с войском выступил доблестный майордом  Пипин, взяв с собой великое множество храбрых воинов. Когда они должны были вступить в сражение, гунны, сведущие в искусстве волшебства, явили им различные наваждения и разбили их наголову. А когда войско франков обратилось в бегство, сам он был задержан гуннами и содержался у них под охраной до тех пор, пока позднее, будучи ловким и проворным, он не подкупил дарами тех, кого он не смог одолеть храбростью в сражении. В самом деле, одарив их подарками, он заключил с королем гуннов договор о том, чтобы никогда при их жизни не было между ними никакой войны; и это по праву расценивается скорее как похвала ему, чем бесчестие. Но и король гуннов дал королю Пипину много подарков. А самого короля гуннов называли Хан. Ведь этим именем называли всех королей этого народа»

В результате нападения на Нейстрию и битвы при Тертри не случилось. Более того, если в РеИ многие недовольные избранием Берхара знатные лица, включая пфальцграфа Аудерамна и реймского епископа Риеля обратились за помощью к Пипину Геристальскому, в АИ, после сокрушительного разгрома австразийцев, нейстрийские элиты были полны желания восстановить единство «франкского мира».

Попытка оказалась неудачной – и в битве под Кельном австразийское ополчение смогло разбить нейстрийскую знать. Короче – все остались «при своих».

К общему веселью подключился и Радбод Фризский. Узнав о нападении нейстрийцев, он тоже захотел пограбить соседей, и, подбив на помощь  соседей, саксов-вестфаллов, на двадцати кораблях спустился вниз по Рейну – встретив там потрепанное ополчение Пипина. Еще одного удара австразийцы не выдержали – и побежали.

Фризы и саксы разграбили Кельн и родовые земли клана Пипинидов

 http://cn.flibusta.is/i/93/362193/i_008.jpg

На этом закончился 688 год.

История уже сдвинулась и существенно … но узлы пространственно-временного континуума туги и не так то просто развязать их …

 

Изменено пользователем Neznaika1975

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

для удобства на 1-ой странице темы сделал оглавление с гиперссылками

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас