Паровые авто в СССР

93 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Прикупил я тут одну книжку по истории НАМИ.

И есть там такой эпизод - испытание в 1938 году парового самосвала Сентинел. Грузоподъемность - 6 тонн. 152 килограмма угля на 100 км. Движок 120 сил. Скорость 65 км в час.

И что интересно - есть там цены на уголь 4 коп за кг. А цена бензина 95 коп ( не знаю на литр или кг, но будем считать на литр)

Теперь можно посчитать.

Сентинел - 1 рупь на тонну на 100 км.

ЯГ-6 - 8.3 рублика на тонну на 100 км

Зис - 5 10.5 рубля на тонну на 100 км.

Разница чуть ли не на порядок... Ради такого барыша можно полчаса перед стартом пары поразводить :rolleyes:

Надо было Сталину стимпанком заняться .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

152 килограмма угля на 100 км.

Какая модель? В немецкой Wiki http://de.wikipedia.org/wiki/Sentinel_%28Fahrzeug%29

: 4-5 кг угля и 30л воды на км. На 100км = до полутонны угля.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сентинел 4TS

Но если у более ранних машин расход угля больше - все равно 3 рубля на тонну на 100 км. Явная выгода по нашим ценам на топливо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А газогенераторные с ДВС на дровах ездили..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А газогенераторные с ДВС на дровах ездили..

Так и паровик в принципе может. Причем у него мощность мотора не падает....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Надо посмотреть эффективность по сравнению с газгенами. Но - с нефтью то у СССР особых проблем не было?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И есть там такой эпизод - испытание в 1938 году парового самосвала Сентинел. Грузоподъемность - 6 тонн. 152 килограмма угля на 100 км. Движок 120 сил. Скорость 65 км в час.

Товарищи похоже, выдавали желаемое за действительное ровно вдвое :scare2:

Восстановленный энтузиастами шеститонник Сентинел на 100км тратит 330 кг угля, около тонны воды, и больше 40 даже в горку не разгоняется. Впрочем, на одной заправке он 100 км и не проезжает, емкости бункера с углем и бака с водой хватает максимум на 75, и не факт что они это измеряли с грузом.

Все равно кажется довольно дешево, но с другой стороны - ему надо не 100 литров дистилированной воды в год, а тонну на 100км, его нельзя водить одному, то есть надо платить еще и кочегару, да и погрузка 250 кг угля и заливка 750 литров воды для поездки 30 км туда и 30 обратно - удовольствие ниже среднего. Вот так ценовой выигрыш и съедается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Надо посмотреть эффективность по сравнению с газгенами. Но - с нефтью то у СССР особых проблем не было?

Но такая разница цены бензина и угля...

Товарищи похоже, выдавали желаемое за действительное ровно вдвое :)

Восстановленный энтузиастами шеститонник Сентинел на 100км тратит 330 кг угля, около тонны воды, и больше 40 даже в горку не разгоняется. Впрочем, на одной заправке он 100 км и не проезжает, емкости бункера с углем и бака с водой хватает максимум на 75, и не факт что они это измеряли с грузом.

Все равно кажется довольно дешево, но с другой стороны - ему надо не 100 литров дистилированной воды в год, а тонну на 100км, его нельзя водить одному, то есть надо платить еще и кочегару, да и погрузка 250 кг угля и заливка 750 литров воды для поездки 30 км туда и 30 обратно - удовольствие ниже среднего. Вот так ценовой выигрыш и съедается.

Ну чего они намерили - я и написал :scare2:

Книга - по материалам из архива НАМИ.

Отмечаются высокие динамические и экономические качества данного агрегата. На нашем донецком угле марки ПС.

Отмечается что котел низкого давления.

Кочегар и погрузка ?

Так это неквалифицированная работа и стоит дешево. На паровозах справлялись ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так это неквалифицированная работа и стоит дешево. На паровозах справлялись :scare2:

Коллега ВВВ, я вас не узнаю сегодня ;)

Считают-то полную стоимость владения, а она тут огого. Например, чтобы проехать из Москвы в Ленинград, пришлось бы по пути делать не меньше 10 заправок, и на каждой - закидывать 5 мешков угля и заливать 750 литров воды. Уголь еще туда-сюда, а вот вода это сложно, для паровозов подходила не всякая, всякую надо готовить, то есть пункт заправки это как для паровозов - огромные баки, котельная, градирня, и персонал чтобы круглосуточно все это обслуживал.

Два ЗИС-5, взяв с собой по бочке бензина и останавливаясь только долить и отлить, привезут в Ленинград тот же груз втрое быстрее :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но такая разница цены бензина и угля...

Где? Можно, конечно вводить единые цены на уголь и бензин в Донецке, Баку и Магадане, но... реально то эффективность паровика будет разной. Возможно - пара дюжин закупленных у "Шкоды" "сентинелев" будут действительно намного эффективнее грузовиков с ДВС - в некоторых регионах, но - смысла производить их в СССР, вероятно, нет. К тому же, что бы понять эффективность надо учитывать стоимость, проходимость итд...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега ВВВ, я вас не узнаю сегодня :)

Считают-то полную стоимость владения, а она тут огого. Например, чтобы проехать из Москвы в Ленинград, пришлось бы по пути делать не меньше 10 заправок, и на каждой - закидывать 5 мешков угля и заливать 750 литров воды. Уголь еще туда-сюда, а вот вода это сложно, для паровозов подходила не всякая, всякую надо готовить, то есть пункт заправки это как для паровозов - огромные баки, котельная, градирня, и персонал чтобы круглосуточно все это обслуживал.

Два ЗИС-5, взяв с собой по бочке бензина и останавливаясь только долить и отлить, привезут в Ленинград тот же груз втрое быстрее :)

Где? Можно, конечно вводить единые цены на уголь и бензин в Донецке, Баку и Магадане, но... реально то эффективность паровика будет разной. Возможно - пара дюжин закупленных у "Шкоды" "сентинелев" будут действительно намного эффективнее грузовиков с ДВС - в некоторых регионах, но - смысла производить их в СССР, вероятно, нет. К тому же, что бы понять эффективность надо учитывать стоимость, проходимость итд...

Я все тот же ;)

Но меня заинтересовала ценовая политика Сталина. Вот один коллега здесь выкладывал стоимость нашего и не нашего оружия ВМВ.

Опять же коллега марик ссылку на книжку цена победы давал...

И вот мне в этой книжке о НАМИ попалась цена бензина и угля на 38 год.

4 коп за кило для угля и 95 копеек для бензина. Впечатляяет.... Золотой какой то бензин... Или очень дешевый уголь...

При таком бензине - паровики явно выгоднее с учетом всех накруток как не посмотри. Особливо вдоль ЖД- где вся необходимая инфраструктура уже имелась (вода, уголь, персонал)

Насколько эта цена бензина была оправдана - это тоже интересный вопрос....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очень интересная тема.

По бензину - да, в СССР 30-х с бензином, даже простым (по современным меркам - "самогонным"), было довольно плохо. Во всяком случае, смутные воспоминания ;) о репликах коллеги Марко Поло... А так же то, что нефть тогда была практически только бакинской...

По эксплуатации/испытаниям. А там есть что-нибудь об особенностях эксплуатации например зимой (тосол в котёл не зальёшь...) или в пыльное лето? Как колосники чистятся (уголь грузить - это ещё просто, вот шлак чистить...)? Как часто надо трубки в котле менять? Можно ли перевести на мазут?

И по топливу. Если уж сравнивать, то надо строить таблицу по регионам, с бензином/соляркой/мазутом/углём/дровами... Нетривиальная задача.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По эксплуатации/испытаниям. А там есть что-нибудь об особенностях эксплуатации например зимой (тосол в котёл не зальёшь...) или в пыльное лето? Как колосники чистятся (уголь грузить - это ещё просто, вот шлак чистить...)? Как часто надо трубки в котле менять? Можно ли перевести на мазут?

http://en.wikipedia.org/wiki/Super_Sentine...n#Steam_waggons

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

kinhito писал:

Надо посмотреть эффективность по сравнению с газгенами. Но - с нефтью то у СССР особых проблем не было?

Для "России Верховного Ивана Ильина" я бы желал производства небольших комплексов стационарный газген (при лесопилке, ЦБК, торфо или небольшом предприятии по бурому углю, или при крупной ферме на навозе/жмыхе) дистиллятор воды, газокомпрессор- заправка.

Причем и для автомобилей и для ЖД метровыой колеи - тепловозов с гидропередачей (типа РИ ТГМ из РИ "Хеншеля" 1928ого года РИ)

Октановое число метана (газогенераторного, после очистки) - 110, но смесь очень горячая и температуру надо разменивать на давление уже в рабочем теле впрыскивая воду.

Про то, что нефть - одно, а бензин - сиильно другое уже написали.

ВВВ писал:

При таком бензине - паровики явно выгоднее с учетом всех накруток как не посмотри.

Газгены ещё выгоднее и в РИ при сталине (должность) их мобильных очень активно и делали.

Паровики _сейчас_ - на современном уровне технологий только - очень интересны. Вроде как двигло с самым большим КПД. Но стОит такой паровик как ЖРД по квалификации обслуживающих

Изменено пользователем MGouchkov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По эксплуатации/испытаниям. А там есть что-нибудь об особенностях эксплуатации например зимой (тосол в котёл не зальёшь...) или в пыльное лето? Как колосники чистятся (уголь грузить - это ещё просто, вот шлак чистить...)? Как часто надо трубки в котле менять? Можно ли перевести на мазут?

Там не так много... Про колосники - чистка занимает 5-10 минут, чистить надо через 50-60 километров. Общий вывод - эксплуатация экономически выгодна. При том что сама машина работает на довольно низких параметрах пара. 17 атмосфер.

Как я понял этот аппарат их заинтересовал и в 40 году они проектировали паровик на ЯГ. Там уже приямоточный котел на 100 атм и любое жидкое топливо. Был также разработан котел под антрацит. Самое прикольное - замкнутый цикл. Машина имела конденсатор.

В 46 у нас испытывали паровой тягач и трактор Саксенберг ( австрийские)

Газгены ещё выгоднее и в РИ при сталине (должность) их мобильных очень активно и делали.

Паровики _сейчас_ - на современном уровне технологий только - очень интересны. Вроде как двигло с самым большим КПД. Но стОит такой паровик как ЖРД по квалификации обслуживающих

Не факт. Про газобалонные машины того периода я еще не успел почитать, но... Когда после войны испытывали паровик НАТИ - на тех же дровах он был вдвое выгоднее газогенераторных машин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

возможно ключевое слово самосвал.

Он далеко не ездит и одной заправки на 2-3 рейса и хватит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

ВВВ писал:

Там уже приямоточный котел на 100 атм и любое жидкое топливо.

Во-во. Это уже концептуальный предок того, что сейчас под капотом "Шкоды-фабии" какого-то универа обеспечивает максимальный КПД. Обслуживаемым универовскими профессорами и техниками. СтОит - как ТВРД истребителя

У любого ДВПТ (двигателя внешнего подвода тепла) паровика ли, "стирлинга" ли, за оптимизацию процесса сгорания платят тем что нагреватель под статическим перепадом давлений и механика (если "сквозь" контур под давлением) требовательнее к технологиям чем космические двигатели (ну ещё вроде ВМФ Швеции и бундесмарине себе позволяют "стирлинги" на ПЛ)

Не факт.

Цикл с открытым контуром проигрывает ДВС по термическому КПД (и удельному массогабариту). Замкнутый цикл со статически повышенным давлением - и сейчас ультрахайтех.

Когда после войны испытывали паровик НАТИ - на тех же дровах он был вдвое выгоднее газогенераторных машин.

Технологии газобаллонников в РИ опоздали развивать погнавшись за кажущимися более простыми решениями.

Хайтехпаровик - выгоднее и современного ДВС быть может.

А с мобильным газогенератором может посостязаться и "открытый" паровик.

Дело,- стационарный газогенератор плюс баллоны. Можно использовать химические процессы сильно более выгодные чем сухой пиролиз мобильного газгена.

Изменено пользователем MGouchkov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Упоминанием про РИ прямоточные котлы и РИ газобаллонники, коллега ВВВ спровоцировал напомнить о величайшем имхо курьёзе развития двигателей в РИ XXом веке,- том что газопаровое (не путать с парогазовым) рабочеее тело в РИ не то что бы совсем неведомо, но применено-таки единственный раз в ГГ привода ТНА ЖРД французкой РН "Диамант".

..С конструктором прямоточного котла на шарашке видится такой диалог: "Убери жаровую поверхность которая всё время прогорает, дай вскипятиться воде прямым смешением с топочным рабочим газом". Он бы ответил, что тогда в термомеханический преобразователь (поршневую машину в автомобиле, или турбину в РИ предвоенном проекте бронекатера) пойдёт всякая гадость из топлива и выведет из строя двигатель. Если топливо,- уголь или мазут,- да, а если газ (от сгорания которого - тот же пар и углекислота.. ..Или топливо - довольно качественная солярка нужная и так для дизелей экономичного хода и воздушного нагнетателя плюс топливный же и дистиллятный насосы для турбины полного...

Ресурса газопаровой турбине, увеличивающей скорость морского бронекатера с 15ти узлов под дизелями до 30ти (с ВРШ система, понятно, так и планировалось) на 2-4часа за боевой выход, в 30-50часов, достаточно.

Это - про РИ прямоточные котлы того (3х РИ) времени.

Про позднейшие баллоны, в РИ - уже с природным метаном:

Октановое число у него - 110, но сгорание настолько высокотемпературное, что в РИ и меняя сёдла клапанов (и может - поршневые кольца) РИ газовые ДВС вынуждены были регулировать на настолько бедную смесь, что с таким (110) ОЧ литровая мощность в РИ снижалась.

Поставь насос ВД аналогичный дизельному и впрысни дистиллят воды! "Разменяй" в цилиндре температуру сгорания на давление - кол-во вещества (более холодного) с его энергией!

Изменено пользователем MGouchkov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я бы начал с вопроса, отчего немцы, у которых не было таких проблем с нефтью, как у СССР - поскольку не было самой нефти, вместо строительства паровых авто стали делать заводы синтетического бензина. А когда совсем уж припёрло - газогенераторные. Но не паровые.

Единственное объяснение - паровые всё же дороже. Хотелось бы знать, что это за 4 копейки за кг угля и 95 копеек за литр бензина. Откуда эти цены?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

возможно ключевое слово самосвал.

Он далеко не ездит и одной заправки на 2-3 рейса и хватит.

Это смотря где и как. Бывает (и часто) , что простаивать некогда. Крутятся как белка в колесе. А вот служебные автобусы , (вахтовки) для подвоза рабочих - самое то. На тех же шахтах , лесо и торфоразработках. В таких местах и стационарные "паровики" к месту будут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так это неквалифицированная работа и стоит дешево. На паровозах справлялись

Вождение паровоза на самом деле более высококвалифицированная работа, чем вождение тепловоза или электровоза. И отопление тоже, если на угольной машине.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А вот служебные автобусы , (вахтовки) для подвоза рабочих - самое то. На тех же шахтах , лесо и торфоразработках. В таких местах и стационарные "паровики" к месту будут.

Это РИ. Локомобили (передвижные паровые двигатели) в СССР выпускались до шестидесятых годов, а использовались и до семидесятых.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

. А вот служебные автобусы , (вахтовки) для подвоза рабочих - самое то.

Не пойдут. Паровой автомобиль выгодно использовать при постоянной трехсменной загрузке, чтобы не гасить котел.

Отсюда выгодная область применения - тяжелые грузовики, карьерные самосвалы, промышленные и сельскохозяйственные тракторы. Кстати, для тракторов характеристика паровой машины весьма выгодна и упрощается трансмиссия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Касательно квалификации. Паровозный кочегар действительно рабочий неквалифицированный. Только вот кочегар паровозную топку не топит, это задача помощника машиниста, у которого образование - училище или даже техникум. Кочегар перетаскивает уголь из тендера к топке, и только.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас