24 posts in this topic

Posted (edited)

В этой теме рассматриваются вопросы местного самоуправления в Украинской Республике.

Вопросами местного самоуправления и административного устройства Правительство Украинской Республики озаботилось сразу после Революции на граните. Среди "Революционных законов", принятых в конце 1990 года был и Закон о местном самоуправлении в переходный период. Хотя он и носил централизаторский характер, ограничивая власть советов, в первую очередь областных, он создал основу для проведения в середине 1990-х годов децентрализации и создания самоуправляемых громад. После роспуска СССР и принятия в октябре 1991 года Конституции, стал вопрос о воплощении в жизнь прописанных в ней конституционных норм и организации самоуправляемых громад, поветов и земель, сильно схожая с РИ польской.

Edited by Владислав

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

а я не чего писать не буду а то опять забанят)))))))))))))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А чего автор хочет получить в итоге?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Коллега Владислав?..

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А чего автор хочет получить в итоге?

к концу президентства Чорновила Украина придет к децентрализованной унитарной системе a la Польша.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

децентрализованной унитарной системе a la Польша

Какая скука. :(

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Какая скука.

зато практично

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

зато практично

Украина - не Россия (в плане территории, а то знаю я вас, устроите сейчас тут). Может стоит задуматься над переходом к двухуровневому делению? У меня даже карта есть под это дело: Новое территориальное устройство Украины

Edited by Смольный

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Может стоит задуматься над переходом к двухуровневому делению?

Польша, которая по демографическим параметрам как раз - ближайший аналог, в 1990-х как раз переходила на трехуровневое деление. Вот для Беларуси двухуровневое деление - самое то.

 

PS и рисовал бы я карту двух-уровневого деления по-другому. Как минимум не прирезал бы к Покутью куска Закарпатья

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Польша, которая по демографическим параметрам как раз - ближайший аналог, в 1990-х как раз переходила на трехуровневое деление. Вот для Беларуси двухуровневое деление - самое то.

Демографические показатели тут не главные. Вот сравним Львовскую область и Словению, как близкие по площади, населению и его плотности. В последней неплохо обходятся без каких-либо аналогов наших районов (не считая "статистических регионов").

PS и рисовал бы я карту двух-уровневого деления по-другому. Как минимум не прирезал бы к Покутью куска Закарпатья

Я эту карту честно прихватизировал с "Думай". Она тут для примера.

Edited by Смольный

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Донецкая и луганская область такими случайно получились?

или это стеб?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Донецкая и луганская область такими случайно получились? или это стеб?

Эта карта была нарисована уже после всем нам известных событий. Но прошу на этом не зацикливаться.

Edited by Смольный

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

tumblr_nx3pr8rr6S1rd6sdio2_500.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Чтобы было веселее надо делить Украину на области так, чтобы границы областей проходили в тех местах, где отделять кусочек очень неудобно. Например, разделить Крым на два региона, например так. 5684e57cb8ed1_---v2.thumb.jpg.c235d2736e

Тогда если кто-то попытается покусится на суверенитет Украины путем раздвуания внутренних конфликтов, то дополнительной проблемой будет то, что те кто хотят отделиться будут перемешаны с теми, кто хочет остаться. Но если кто-то действительно захочет захватить кусочек Украины, например, Венгрия, то это не поможет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Чтобы было веселее надо делить Украину на области так, чтобы границы областей проходили в тех местах, где отделять кусочек очень неудобно.

Джерримендеринг наше всё! 8)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

  3 часа назад, letbur сказал: Чтобы было веселее надо делить Украину на области так, чтобы границы областей проходили в тех местах, где отделять кусочек очень неудобно. Джерримендеринг наше всё! 

увы, джерримендеринг a la Казахстан тут не поможет. 

путем раздвуания внутренних конфликтов

проблема в том, что сами знаете что первоначально затевалось региональными баронами как рокош против Центра.

 

И да, как модератор сего раздела призываю к осторожности при обсуждении вопроса сепаратизма ибо банхаммер наш быстр и тяжел

Edited by Владислав

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

увы, джерримендеринг a la Казахстан тут не поможет.

Поможет-непоможет, а попытаться сотит. Вдруг получится. Причем разделение, вероятно произойдет в конце 90-х - начале 2000-х годов. Когда появится более-менее крепкая центральная власть, которая будет методами джерримендеринга бороться с позицией. Получится или не поучится - как повезет. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Закон Украинской Республики о местном самоуправлении

Раздел I. Основные положения

 

 

Статья 1.

1.       Первичным субъектом местного самоуправления в Украинской Республике является громада – объединение жителей села, поселка, города или добровольного объединение в громаду жителей нескольких населенных пунктов.

2.       На основании закона жители громады образуют сообщество местного самоуправления.

3.       Всякий раз, когда настоящий закон ссылается на громаду, этот термин обозначает объединение местного органа власти и соответствующей территории.

 

Статья 2.

1.       Местное самоуправление в Украинской Республике – это гарантированное государством право и реальная способность громады – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украинской Республики.

 

Статья 3.

2.       Граждане Украинской Республики реализуют свое право на участие в местном самоуправлении по принадлежности к соответствующим громадам.

3.       Любые ограничения права граждан Украинской Республики на участие в местном самоуправлении в зависимости от их расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, срока проживания на соответствующей территории, по языковым или другим признакам запрещаются.

 

Статья 4.

1.       Громада выполняет административные функции от своего имени и несет за них исключительную ответственность.

2.       Громада является юридическим лицом.

3.       Автономия громады защищается в судах.

 

Статья 5.

1.       Административная система громады определяется сводом ее законов.

2.       Проект законов громады с населением более 300 000 согласовывается с Правительством.

3.       Любые споры разрешаются Правительством.

 

Статья 6.

1.       Организация, объединение и упразднение громад, определение их границ, имен и мандатов их органов власти осуществляется посредством постановления Правительства после консультации с резидентами (постоянными жителями).

2.       В ходе организации, объединения, упразднения громад, определения их границ, должны предприниматься усилия, обеспечивающие, чтобы громада охватывала как можно более однородную территорию с точки зрения модели заселения и пространственной организации, а также социальных и экономических связей, с тем, чтобы она могла исполнять государственные функции.

 

Статья 7.

1.       Громаде присваивается статус города постановлением Правительства.

2.       Правительство определяет границы громады, которой присвоен статус города.

3.       Границы города могут быть изменены постановлением Правительства после консультации с постоянными жителями.

 

Статья 8.

1.       Громада может формировать вспомогательные единицы, такие как сельские  административные участки, городские районы, жилые зоны и т.д. Город, расположенный на территории громады, также может быть вспомогательной единицей.

2.       Вспомогательные подразделения учреждаются советом громады, путем принятия решения после консультаций с постоянными жителями или по их инициативе.

3.       Принципы учреждения, объединения, разделения или упразднения вспомогательных единиц определяются сводом законов громады.

 

Статья 9.

1.       В ситуациях, определяемых в настоящем законе, а также в других случаях, представляющих важность для громад, на их территории могут проводиться консультации с резидентами.

2.       Правила и процедуры проведения консультаций с резидентами определяются в резолюции, принимаемой советом громады.

 

 

Раздел II. Сфера деятельности и обязанности громад.

 

 

Статья 10.

1.       К сфере деятельности громады относятся все публичные вопросы местного значения, не предусмотренные законами для выполнения иными субъектами.

2.       Если законы не устанавливают иное, решения по вопросам, о которых говорится в ч. 1, принимаются громадой.

 

Статья 11.

1.       Удовлетворение общих потребностей сообщества принадлежит к числу собственных задач громады. В частности, собственными задачами громады являются проблемы:

1)      землеустройства и целевого назначения земель, хозяйствования территориями и охраны окружающей среды, природы и водного хозяйства,

2)      громадских дорог, улиц, мостов, площадей и организации дорожного движения,

3)      водопроводов и обеспечения водой, канализации, ликвидации и очистки коммунальных стоков, чистоты и порядка, а также санитарного оборудования, свалок и утилизации коммунальных отходов, обеспечения электрической и тепловой энергией,

4)      местного общественного транспорта,

5)      здравоохранения,

6)      социальной помощи, в том числе центров и учреждений по опеке,

7)      коммунального жилищного строительства,

8)      образования,

9)      культуры, в том числе коммунальных библиотек и иных учреждений культуры, а также охраны памятников архитектуры и истории, и попечительства над памятниками архитектуры и истории,

10)   физической культуры, в том числе территорий отдыха и спортивных объектов,

11)   рынков и торговых помещений,

12)   коммунальных зеленых насаждений,

13)   коммунальных кладбищ,

14)   общественного порядка и безопасности граждан, а также противопожарной и безопасности, защиты от наводнений, в том числе оснащение и содержание громадского склада предупреждения и защиты от наводнений,

15)   содержания громадских объектов общественного пользования, а также административных объектов,

16)   защиты семьи, в том числе обеспечения беременным женщинам социальной, медицинской и правовой опеки.

17)   поддержки и распространения идеи самоуправления,

18)   продвижения громады,

19)   сотрудничества с неправительственными (некоммерческими) организациями,

20)   сотрудничества с местными и региональными сообществами других государств.

2.       Законы определяют, какие собственные задачи громады имеют обязательный характер.

3.       Передача громаде, в форме закона, новых собственных задач требует обеспечения необходимых финансовых средств по их реализации в форме увеличения собственных доходов громады или субвенций. Положения ст. 12 ч. 6 и 7 применяются соответственно.

 

Статья 12.

1.       Законы могут возлагать на громаду обязанность реализации задач из сферы органов государственной власти, а также из сферы организации подготовки и проведения всеобщих выборов и референдумов.

2.       Задачи из сферы органов государственной власти громада может реализовать также на основании соглашений с органами государственной власти.

3.       Громада может осуществлять задачи, возложенные на повет, а также земли, на основании соглашений с этими единицами местного самоуправления.

4.       Имущественные споры, вытекающие из соглашений, указанных в ч. 3 и 4, а также ст. 99, рассматривают общие суды.

5.       Громада получает финансовые средства в необходимом размере для реализации задач, о которых говорится в ч. 1-3.

6.       Подробные принципы и сроки передачи финансовых средств, о которых говорится в ч. 5, устанавливаются законами, которые возлагают на громады обязанность выполнения порученных задач или заключенных соглашений.

7.       В случае несоблюдения сроков, о которых говорится в ч. 6, громаде полагаются проценты (пени) в размере, установленном для налоговых задолженностей.

 

Статья 13.

1.       Для реализации задач громада может создавать организационные единицы и заключать договоры с иными субъектами, в том числе с неправительственными организациями.

2.       Громада, а также иное коммунальное юридическое лицо может вести экономическую деятельность, выходящую за рамки общественно полезных задач исключительно в случаях, указанных в отдельном законе.

3.       Формы ведения коммунального хозяйства, в том числе реализация громадой задач, имеющих характер общественного пользования, установлены отдельным законом.

4.       Задачами общественного пользования, в понимании закона, являются собственные задачи громады, указанные ст. 11 ч. 1, целью которых является удовлетворение общих потребностей населения в форме оказания общедоступных услуг.

 

Статья 14.

1.       Выполнение публичных задач, превышающих возможности громады, может быть осуществлено путем сотрудничества между единицами местного самоуправления.

2.       Громады, межгромадские союзы, а также объединения единиц местного самоуправления могут оказывать помощь, в том числе финансовую, друг другу либо другим единицам местного самоуправления.

 

 

Раздел III. Органы власти громады.

 

 

Статья 15.

Жители громады принимают решения путем всеобщего голосования (путем выборов и референдумов) или при посредничестве органов громады.

 

Статья 16.

1.       Органами громады являются:

совет громады,

сотник (либо мэр города).

2.       Принципы и порядок проведения выборов в совет громады, а также выборов сотника (мэра) определяют отдельные законы.

3.       Всякий раз, когда в настоящем законе говорится о сотнике, под этим следует понимать также мэра города.

 

Статья 17.

1.       Деятельность органов громады является открытой и явной. Ограничения явности могут быть установлены исключительно законом.

2.       Открытость и явность деятельности органов громады охватывает, в частности, право граждан на получение информации, присутствия на сессии совета громады и заседаний его комиссий, а также право получения доступа к документам, вытекающим из выполнения публичных задач, в том числе к проколам заседаний органов громады и комиссий совета громады.

3.       Принципы доступа к документам и их использования определяет устав громады.

 

Статья 18.

Принципы и порядок проведения громадского референдума устанавливаются в отдельном законе.

 

Статья 19.

Постановления органов громады принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее половины состава органа, если законом не установлено иное.

 

Статья 20.

·         За исключением случаев, предусмотренных в ст. 18, распорядительным (законодательным, постановляющим) и контрольным органом в громаде является совет громады.

·         Если местонахождение совета громады находится в городе, расположенном на территории этой громады, совет носит название городского совета.

 

Статья 21.

Срок полномочий громады составляет 4 года со дня выборов.

 

Статья 22.

Совет состоит из следующего числа членов совета:

-         пятнадцать в громадах, с числом жителей до 4 000

-         четырнадцать в громадах с населением  до 7 000

-         двадцать в громадах с населением до 10 000

-         двадцать два в громадах с населением до 15 000

-         двадцать четыре в громадах с населением до 20 000

-         двадцать восемь в громадах с населением до 40 000

-         тридцать два в громадах с населением до 60 000

-         тридцать шесть в громадах с населением до 80 000

-         сорок в громадах с населением до 100 000

-         сорок пять в громадах с населением до 200 000

плюс пять за каждые дополнительные 100 000 резидентов, но не более 150 членов совета в целом.

 

Статья 23.

1.       К полномочиям совета громады относятся все вопросы, входящие в сферу деятельности громады, если законы не устанавливают иное.

2.       К числу исключительных компетенций совета громады относится:

1)      утверждение устава громады,

2)      определение заработной платы сотника, определение направлений его деятельности, а также рассмотрение отчетов о его деятельности,

3)      назначение и освобождение казначея громады, который является главным бухгалтером бюджета, а также руководителя аппарата громады – по заявлению сотника,

4)      утверждение бюджета громады, рассмотрение отчета по выполнению бюджета, а также принятие постановлений по вопросу выражения одобрения или неодобрения по этому вопросу,

5)      утверждение экспертных оценок условий и направлений землеустройства громады, а также утверждение местных планов землеустройства,

6)      утверждение экономических программ,

7)      установление сферы деятельности вспомогательных единиц, принципов передачи им компонентов имущества для пользования, а также принципов передачи бюджетных средств для реализации задач этими единицами,

8)      принятие постановлений по вопросам налогов и сборов в границах, указанных отдельными законами,

9)      принятие постановлений по имущественным вопросам громады, превышающим сферу обычного правления, связанных:

a)      с определением принципов приобретения, реализации и задолженности земельной недвижимости, а также ее аренды или найма на срок, превышающий три года, если отдельные законы не устанавливают иное; до времени определения принципов правление может производить эти действия исключительно с согласия совета громады,

b)      с принципами приобретения, продажи и передачи в залог недвижимости, а также ее аренды и найма на срок, превышающий три года, либо на неопределенный срок, если отдельные законы не предусматривают иное; постановление совета громады обязательно также в случае, если после договора, заключенного на срок до 3 лет, стороны заключают последующие договоры, предметом которых является тот же самый объект недвижимости; до времени определения принципов сотник может производить такие действия исключительно с согласия совета громады,>

c)       с эмиссией облигаций и определением принципов их продажи, приобретения и погашения сотником,

d)      с получением долгосрочных ссуд или кредитов,

e)      с установлением максимального размера краткосрочных ссуд и кредитов, взятых сотником в бюджетном году,

f)       с обязательствами в сфере осуществления инвестиций и ремонтов, стоимость которых превышает размер суммы, устанавливаемой ежегодно советом громады,

g)      с созданием и участием в предприятиях и кооперативах, а также роспуском и выходом из них,

h)      с определением принципов внесения, возвращения и продажи паев и акций сотником,

i)        с созданием, ликвидацией и реорганизацией предприятий, учреждений и иных громадских организационных единиц и наделением их имуществом,

j)        с установлением максимального размера ссуд и поручительств, уделяемых сотником в бюджетном году.

10)   определение размера суммы, да которого правление громады может самостоятельно принимать (финансовые) обязательства,

11)   принятие постановлений по вопросу принятия на себя выполнения задач, указанных в ст. 12 ч. 2 и 3;

12)   принятие постановлений по вопросам сотрудничества с иными громадами, а также выделение на эту цель соответствующего имущества;

13)   принятие постановлений по вопросам: герба громады, названий улиц и площадей, являющихся публичными дорогами, либо названий внутренних дорог, а также сооружения памятников,

14)   присвоение звания почетного гражданина громады,

15)   принятие постановлений по вопросам выделения стипендий для учеников и студентов,

16)   принятие решений по иным вопросам, предусмотренным отдельными законами для сферы полномочий совета громады.

 

Статья 24.

1.       Совет громады контролирует деятельность правления и громадских организационных единиц; с этой целью назначается ревизионная комиссия.

2.       В состав ревизионной комиссии входят депутаты, в том числе представители всех фракций, за исключением депутатов, исполняющих функции, о которых говорится в ст. 25 ч. 1.

3.       Ревизионная комиссия оценивает выполнение бюджета громады и подает заявление в совет громады по вопросу выражения одобрения или неодобрения правлению по этому вопросу. Заявление по вопросу выражения одобрения или неодобрения подлежит оценке региональной расчетной палатой.

4.       Ревизионная комиссия выполняет иные задачи из сферы контроля, порученные советом. Это полномочие не нарушает контрольных полномочий других комиссий, создаваемых советом громады на основании ст. 27 ч. 1.

5.       Принципы и порядок деятельности ревизионной комиссии определяются уставом громады.

 

Статья 25.

1.       Совет громады выбирает из своего состава председателя и 1-3 вице-председателей абсолютным большинством голосом в присутствии не менее половины законного (полного) состава совета, путем тайного голосования.

2.       Задачей председателя совета является исключительно организация работы совета, а также проведение его заседаний. Председатель для выполнения своих задач может назначить вице-председателя. В случае отсутствия председателя и не назначения вице-председателя, задачи председателя осуществляет самый старший по возрасту вице-председатель.

3.       Освобождение от занимаемой должности председателя и вице-председателей происходит по заявлению не менее 1/4 членов от полного состава громады в порядке, указанном в ч. 1.

4.       В случае подачи в отставку председателем и его заместителями, совет принимает постановление по вопросу принятия отставки не позднее 1 месяца со дня подачи в отставку.

5.       Не принятие постановления, указанного в ч. 5, в течение 1 месяца со дня подачи в отставку председателем или заместителем председателя, равнозначно принятию отставки всего совета громады с последним днем месяца, в котором должно было быть принято постановление.

 

Статья 26.

1.       Совет громады заседает на сессиях, созываемых председателем по мере необходимости, однако не реже одного раза в квартал. К уведомлению о  созыве сессии прилагаются повестка дня и проекты постановлений.

2.       Совет громады может внести изменения в повестку дня абсолютным большинством голосов от полного состава совета.

3.       Первую сессию новоизбранного совета громады созывает председатель совета предыдущего созыва в течение 7 дней после оглашения сводных результатов выборов в советы на территории всей страны.

4.       После истечения срока, указанного в ч. 3, сессию созывает избирательный комиссар в течение 21 дня после объявления сводных результатов выборов для всей страны, либо в случае досрочных выборов в течение 21 дня после объявления результатов выборов в совет громады.

5.       В случае досрочных выборов первую сессию созывает лицо, которое Правительство или Президент назначил для выполнения функций органов единицы местного самоуправления. Положения ч. 3 применяются соответственно.

6.       Первую сессию новоизбранного совета громады, до выбора председателя совета, ведет самый старший возрастом депутат, присутствующий на сессии.

7.       По заявлению сотника либо не менее ? от полного состава совета громады председатель обязан созвать сессию в течение 7 дней со дня поступления заявления. Заявление о созыве сессии должно выполнять требования, предусмотренные во втором предложении  ч. 1.

8.       К изменению повестки дня сессии, созванной в порядке, предусмотренном в ч. 7, применяются положения второго предложения ч. 2, с условием, что дополнительно должно быть получено согласие заявителя.

9.       По заявлению сотника председатель совета громады обязан внести в повестку дня ближайшей сессии проект постановления, если он был получен советом громады не менее 7 дней до начала сессии совета.

 

Статья 27.

1.       Совет громады может из своего состава создавать постоянные и временные комиссии для реализации определенных задач, устанавливая их предмет деятельности и персональный состав.

2.       Комиссии находятся в подчинении совета громады, представляют ему план работы и отчеты о деятельности.

3.       В заседаниях комиссии могут участвовать депутаты, не являющиеся ее членами. Они могут высказывать свое мнение в дискуссии, а также подавать заявки без права участия в голосовании.

 

Статья 28.

Внутренняя организация и порядок работы органов громады определяется уставом громады.

Устав громады подлежит публикации в земельном официальном вестнике.

 

Статья 29.

1.       Депутат обязан руководствоваться благом громады. Депутат поддерживает постоянную связь с жителями и их организациями, и в особенности, принимает вносимые ими требования и представляет их органам громады для рассмотрения, однако он не связан инструкциями избирателей.

2.       Депутаты могут создавать фракции депутатов, которые действуют по принципам, установленным уставом громады.

 

Статья 30.

1.       До начала выполнения своих полномочий депутаты приносят присягу:

«Верен Конституции и праву Украинской Республики, торжественно присягаю достойно, добросовестно и честно выполнять обязанности депутата, и руководствоваться благом моей громады и ее жителей».

2.       Присяга происходит таким образом, что после прочтения текста присяги вызываемые по очереди депутаты встают и произносят слово «присягаю». Присяга может быть принесена с добавлением предложения «Да поможет мне Господь».

3.       Депутаты, отсутствующие на первой сессии совета громады, а также депутаты, которые получили мандат в течение срока полномочий, приносят присягу на первой сессии, на которой они присутствуют.

 

Статья 31.

Депутаты обязаны принимать участие в работе органов громады и ее комиссий, а также иных учреждениях местного самоуправления, в которые они были избраны или назначены.

 

Статья 32.

1.       С депутатом не может заключаться трудовой договор в управлении громады, в которой депутат получил мандат.

2.       Депутат не может занимать должность руководителя или заместителя громадской организационной единицы.

 

Статья 33.

1.       Лицо, избранное в депутаты, не может выполнять работу в рамках трудовых отношений в управлении громады, в которой получило мандат, а также исполнять функции руководителя в организационной единице этой громады. До начала исполнения своих полномочий это лицо обязано подать заявление о предоставлении неоплачиваемого отпуска в течение 7 дней со дня объявления результатов выборов уполномоченным избирательным органом.

2.       Депутат, о котором говорится в ч. 1, получает неоплачиваемый отпуск на период осуществления депутатских полномочий и на 3 месяца после их истечения.

3.       Депутат получает неоплачиваемый отпуск, несмотря на вид и срок трудовых отношений. Трудовой договор, заключенный на определенное время, который бы истек до момента окончания неоплачиваемого отпуска, продлевается до 3 месяцев по окончании этого отпуска.

4.       В случае депутата, занимающего пост начальника организационной единицы, полученной в собственность или созданной громадой в течение срока полномочий, период, о котором говорится в ч. 1, составляет 6 месяцев со дня получения или создания этой единицы.

5.       Не внесение депутатом заявления, о котором говорится в пкт. 1, равнозначно отказу от мандата.

6.       Положения ч. 1-5 применяются соответственно в случае заполнения мандатов совета в форме постановления совета громады, принятого в соответствии с положениями Закона о местных выборах.

7.       По истечении срока депутатских полномочий работодатель возвращает депутата на ту же или равнозначную должность, с заработной платой, соответствующей заработной плате, которую депутат получал бы, если бы он не пользовался неоплачиваемым отпуском. Депутат обязан уведомить о готовности приступить к работе в течение 7 дней со дня истечения срока полномочий.

 

Статья 34.

Сотник не может поручить депутату громады, в которой этот депутат получил мандат, выполнения работы на основании гражданского договора.

 

Статья 35.

1.       Депутаты не могут заниматься дополнительной трудовой деятельностью и получать дары, которые могут подорвать доверие выборщиков, до истечения срока полномочий в соответствии со ст. 30 ч. 1.

2.       Депутаты не могут ссылаться на свой мандат в связи с начатой дополнительной деятельностью или хозяйственной деятельностью, которую они ведут самостоятельно или вместе с иными лицами.

 

Статья 36.

1.       Депутаты не могут вести хозяйственную деятельность самостоятельно или вместе с иными лицами с использованием коммунального имущества, а также руководить такой деятельностью или быть представителем или уполномоченным в осуществлении такой деятельности.

2.       Если депутат перед началом выполнения мандата вел хозяйственную деятельность, указанную в ч. 1, он обязан прекратить вести эту деятельность в течение 3 месяцев со дня принесения присяги. Невыполнение обязанности, указанной в первом предложении, является основой признания прекращения полномочий депутата в порядке, предусмотренном Законом о местных выборах.

3.       Депутаты и их супруги, а также супруги сотников, заместителей сотников, руководителей аппарата громады, казначеев громады, руководителей организационных единиц громады, а также управляющих и членов управляющих органов громадских юридических лиц, не могут быть членами управляющих или контрольных и ревизионных органов, ни уполномоченными лицами хозяйственных обществ с долей громадских юридических лиц, или предприятий, в которых участвуют такие лица. Выбор или назначение этих лиц на эти функции недействительны в силу закона.

4.       Если выбор или назначение, о котором говорится в ч. 3, имели место до начала исполнения депутатских полномочий, или до дня выбора сотника либо назначения на должность заместителя сотника, руководителя аппарата громады, казначея, руководителя организационной единицы громады, а также управляющего или члена управляющего органа громадского юридического лица, лица, указанные в ч. 3 обязаны сложить свои полномочия или функции в течение 3 месяцев со дня принесения присяги депутатом или сотником, либо со дня назначения на должность. В случае не сложения полномочий или должности лицо, указанное в ч. 3 теряет его в силу закона по истечении срока, указанного в первом предложении.

5.       Депутаты не могут владеть пакетом, составляющим более 10% паев или акций в предприятиях, ведущих деятельность на основании хозяйственного права, с участием коммунальных юридических лиц или экономических субъектов, в которых участвуют такие лица. Паи или акции в количестве, превышающем этот пакет, должны быть проданы депутатом до первой сессии совета громады, а в случае их непродажи они не участвуют в течение срока депутатских полномочий и двух лет по его истечении в исполнении полагающихся им прав (права голоса, права на дивиденды, права раздела имущества, право приобретения).

 

Статья 37.

1.       В связи с осуществлением мандата депутат пользуется правовой защитой, предусмотренной для публичных служащих.

2.       Расторжение с депутатом трудового договора требует предварительного согласия совета громады, членом которой он является. Совет громады отказывает в предоставлении согласия на расторжение трудового договора, если основанием для расторжения этого договора являются обстоятельства, связанные с исполнением депутатом депутатских полномочий.

3.       Работодатель обязан освободить депутата от профессиональных обязанностей для предоставления ему возможности принимать участие в работах органов громады.

4.       По принципам, установленным советом громады, депутату полагаются суточные и компенсации командировочных расходов.

5.       Размер суточных, полагающихся депутату не может превысить в течение месяца суммы, которая в полтора раза больше базовой суммы, определенной в бюджетном законе для лиц, занимающих руководящие государственные должности на основании положений Закона о заработной плате в бюджетной сфере.

6.       Правительство в своем постановлении определит максимальный размер суточных, полагающихся депутату в течение одного месяца, учитывая количество жителей громады, причем сумма, указанная в ч. 5 означает максимальный размер суточных в громадах, имеющих наибольшее количество жителей.

7.       Совет громады при определении размера суточных депутатов принимает во внимание функции, выполняемые депутатом.

8.       Министр, ответственный за вопросы публичной администрации в своем постановлении определит способ начисления возмещения затрат служебных поездок депутатов, с учетом целесообразности возмещения действительно понесенных затрат, связанных с выполнением мандата, а также учитывая необходимость облегчения расчетов.

 

Статья 38.

Мандат депутата громады несовместим с:

мандатом депутата Национального Собрания,

должностью губернатора или вице-губернатора,

членством в органе другой единицы местного самоуправления.

 

Статья 39.

1.       Исполнительным органом громады является сотник.

2.       Срок полномочий сотника начинается в день начала срока полномочий совета громады, либо со дня выбора его советом громады и истекает в день прекращения срока полномочий совета громады.

3.       Сотником (мэр города) не может быть лицо, не являющееся гражданином Польши.

4.       Мэр является исполнительным органом в громаде, в которой местонахождение органов власти находится в городе, расположенном на территории этой громады.

 

Статья 40

1.       Сотник, своим приказом, назначает и снимает с должности своего заместителя либо заместителей, и определяет их количество.

2.       Количество заместителей сотника не может быть больше, чем:

один в громадах, численностью до 20 000 жителей,

два в громадах, численностью до 100 000 жителей,

три в громадах численностью до 200 000 жителей,

четыре в громадах численностью свыше 200 000 жителей.

1.       В случае, если установленное сотником количество его заместителей больше, чем один, в приказе, о котором идет речь в ч. 1, сотник поименно указывает первого и последующих заместителей.

 

Статья 41.

Должность сотника, а также его заместителя несовместима с:

должностью сотника либо его заместителя в другой громаде,

членством в органах единиц местного самоуправления, в том числе в громаде, в которой является сотником или заместителем сотника,

трудоустройством в органах государственной власти,

мандатом депутата Национального Собрания.

 

Статья 42.

К сотнику и его заместителям применяются соответственно положения ст. 35 ч. 1.

 

Статья 43.

2.       Постановление совета громады, касающееся неодобрения выполнения бюджета сотником, по истечении 9 месяцев со дня выбора сотника и не позднее, чем 9 месяцев до окончания срока полномочий, равнозначно инициативе проведения референдума по вопросу освобождения сотника от должности. Перед принятием постановления по вопросу одобрения или неодобрения выполнения бюджета сотником, совет громады должен ознакомиться с заявлением и согласовательными письмом, о которых идет речь в ст. 24 ч. 3.

3.       Постановление по вопросу одобрения или неодобрения выполнения бюджета сотником совет принимает абсолютным большинством голосов от законного состава совета громады.

4.       Совет громады может принять постановление о проведении референдума по вопросу освобождения сотника от должности по причине, указанной в ч. 1 на сессии, созванной не ранее 14 дней со дня принятия постановления по вопросу неодобрения выполнения бюджета сотником.

5.       Перед принятием постановления, указанного в ч. 3, совет громады должен ознакомиться с согласовательным письмом (экспертным заключением, оценкой) региональной расчетной палаты по вопросу постановления совета громады о неодобрении выполнения бюджета сотником громады, а также выслушать объяснения сотника.

6.       Постановление, указанное в ч. 3 совет громады принимает абсолютным большинством голосов от законного (полного) состава совета, в поименном голосовании.

 

Статья 44.

1.       Совет громады, по истечении 9 месяцев со дня выбора сотника, и не позднее 9 месяцев перед окончанием срока полномочий, может принять постановление о проведении референдума по вопросу освобождения с должности сотника по иной причине, чем неодобрение выполнения бюджета, только по запросу не менее ? законного состава совета.

2.       Заявка, указанная в ч. 1, должна быть составлена в письменной форме, и в ней должно быть представлено обоснование причины освобождения от должности, и ее необходимо согласовать с ревизионной комиссией.

3.       Совет громады может принять постановление о проведении референдума по вопросу освобождения сотника от должности на сессии, созванное не ранее истечения 14 дней со дня подачи заявки, указанной в ч. 1.

4.       Постановление, указанное в ч. 3, совет громады принимает большинством не менее 3/5 голосов законного состава совета, в поименном голосовании.

 

Статья 45.

Если поданная в процедуре статьи 44 заявка о проведении референдума по вопросу освобождения сотника от должности не получила требуемого большинства голосов, очередная заявка может быть подана в рамках этой процедуры не ранее, чем по истечении 12 месяцев со дня предыдущего голосования.

 

Статья 46.

1.       В случае прекращения действия мандата сотника до окончания срока полномочий, проводятся досрочные выборы в порядке, предусмотренном Законом о местных выборах

2.       Выборы не проводятся, если дата досрочных выборов приходится на период 6 месяцев до окончания срока полномочий сотника. Досрочные выборы не проводятся также тогда, когда дата выборов приходится на период дольше 6 месяцев, но короче чем 12 месяцев до окончания срока полномочий сотника, и совет в течение 30 дней со дня принятия постановления о прекращении действия мандата сотника примет постановление о не проведении выборов.

 

Статья 47.

Прекращение действия мандата сотника до истечения срока полномочий равнозначно с освобождением от должности его заместителя или заместителей.

 

Статья 48.

В случае прекращения действия мандата сотника до истечения срока полномочий, его функции, до времени вступления в должность нового сотника, выполняет лицо, назначенное Правительством.

 

Статья 49.

1.       В случае временной помехи в выполнении задач и полномочий сотника, причиной которой является одно из нижеперечисленных обстоятельств:

1)      задержание (временный арест),

2)      отбытие срока наказания в форме тюремного заключения за непреднамеренное преступление,

3)      отбытие наказания ареста,

4)      трудовая неспособность по причине болезни, длящейся более 30 дней,

- его задачи и полномочия возлагаются на заместителя, а в громадах, в которых назначен более чем один заместитель – первый заместитель.

2.       Если заместитель или первый заместитель не был назначен в порядке, предусмотренном положениями ст. 40, то в случае временной помехи в выполнении задач и полномочий сотника по причине одного из обстоятельств, указанных в ч. 1, задачи и полномочия сотника возлагаются на лицо, указанное в ст. 50.

3.       В случае временного препятствия в выполнении задач и полномочий заместителем или первым заместителем, по причине одного из обстоятельств, указанного в ч. 1, задачи и полномочия сотника возлагаются на лицо, указанное в ст. 50.

4.       Подтверждением возникновения обстоятельств, указанным в ч. 1 являются соответственно:

1)      уведомление работодателя согласно нормам Криминально-процессуального кодекса – для обстоятельства, указанного в ч. 1 пункт 1;

2)      повестка в суд для отбытия наказания лишения свободы либо ареста – для обстоятельств, указанных в ч. 1 пункт 2 и 3;

3)      медицинская справка о болезни – для обстоятельства, указанного в ч. 1 пункт 4.

5.       Повестки, о которых идет речь в ч. 4 пункт 2, суд пересылает председателю совета громады.

6.       Заместитель, первый заместитель либо лицо, указанное в ст. 50 выполняет задачи и полномочия сотника:

1)      со дня задержания до дня освобождения – в случае обстоятельства, указанного в ч. 1 пункт 1;

2)      со дня указанного в повестке для явки в место лишения свободы до дня освобождения – в случае обстоятельств, указанных в ч. 1 пункты 2 и 3;

3)      в период указанный в медицинской справке – в случае обстоятельства, указанного в ч. 1 пункт 4

- однако не дольше, чем до дня прекращения действия мандата сотника.

7.       В течение 48 часов с момента получения уведомления о появлении одного из обстоятельств, указанных в ч. 1, председатель совета письменно информирует губернатора о появлении таких обстоятельств и о:

1)      принятии задач и полномочий сотника его заместителем либо первым заместителем, или

2)      необходимости назначения лица, указанного в ст. 50 – в связи с положениями ч. 2, или

3)      необходимости назначения лица, указанного в ст. 50 – в связи с положениями ч. 3.

 

Статья 50.

В случаях, указанных в ст. 49 ч. 2 и 3, Правительство, по заявлению губернатора, которое передается немедленно посредством министра, ответственного за вопросы публичной администрации, назначает лицо, которое принимает выполнение задач и полномочий сотника.

 

Статья 51.

1.       По истечении срока полномочий сотника, он выполняет свои обязанности до времени вступления в должность новоизбранного сотника.

2.       После истечения срока полномочий сотника, заместитель сотника выполняет свои обязанности до времени назначения нового заместителя сотника.

 

Статья 52.

1.       Вступление в должность сотника происходит с момента его присяги перед советом громады. Текст присяги должен быть следующего содержания:

«Вступая в должность сотника (мэра) громады (города), торжественно присягаю, что буду верен праву, а возложенные на меня задачи буду выполнять только во имя общего блага и благополучия жителей громады (города)». Присяга может быть также принесена с добавлением предложения: «Да поможет мне Господь».

2.       С целью принесения присяги сотником председатель совета громады созывает сессию совета на день, приходящийся в течение 7 дней со дня объявления результатов выборов сотника. Положения ст. 26 ч. 3 и 4 применяются соответственно.

 

Статья 53.

1.       Сотник исполняет постановления совета громады и задачи громады, установленные законом.

2.       К числу задач сотника относятся, в частности:

1)      подготовка проектов постановлений совета громады,

2)      определение порядка исполнения постановлений,

3)      хозяйствование коммунальным имуществом,

4)      исполнение бюджета,

трудоустройство и увольнение начальников громадских организационных единиц,

3.       При реализации собственных задач громады сотник находится исключительно в подчинении совету громады.

 

Статья 54.

Сотник руководит текущими делами громады, а также представляет ее при внешних контактах.

 

Статья 55.

1.       Сотник разрабатывает оперативный план защиты от наводнений, а также оглашает и отменяет состояние готовности и тревогу.

2.       Если иным образом невозможно устранить непосредственной угрозы для жизни или имущества, сотник может объявить эвакуацию с территорий находящихся в непосредственной зоне опасности.

3.       В случае объявления стихийного бедствия, сотник действует согласно принципам, установленным в отдельных нормативно-правовых актах.

 

Статья 56.

1.       Сотник выполняет свои задачи при помощи управления громады.

2.       Организация и принципы функционирования управления громады устанавливаются организационным регламентом, принятым сотником в приказе.

3.       Начальником управления является сотник.

4.       Сотник может поручить ведение некоторых дел громады от своего имени заместителю сотника или руководителю аппарата громады.

5.       Начальник управления исполняет полномочия служебного начальника по отношению к работникам управления и руководителям громадских организационных единиц.

6.       Юридический статус работников органов местного самоуправления установлен отдельным законом.

 

Статья 57.

1.       Внутреннюю организационную структуру и сферу деятельности вспомогательной единицы определяет совет громады отдельным уставом, после проведения консультаций с жителями.

2.       Устав может предусматривать назначение единицы более низкого уровня в рамках вспомогательной единицы.

3.       Устав вспомогательной единицы предусматривает, в частности:

1)      название и территорию вспомогательной единицы,

2)      принципы и порядок выборов органов вспомогательной единицы,

3)      организацию и задания органов вспомогательной единицы,

4)      сфера задач переданных единице громадой, а также способ их выполнения,

5)      объем и формы контроля и надзора органов громады над деятельностью органов вспомогательной единицы.

 

Статья 58.

1)      Распорядительным органом в участке является сельское собрание, а исполнительным – староста. Деятельность старосты поддерживается советом участка.

2)      Староста и члены совета участка избираются путем тайного прямого голосования, из неограниченного количества кандидатов, жителями с постоянным местом жительства в участке, имеющими право голоса.

3)      Староста пользуется правовой защитой, полагающейся публичным служащим.

 

Статья 59.

1)      Распорядительным (постановляющим) органом района (микрорайона) является совет, количество членов которого установлено в соответствии со ст. 22, не более однако, чем 21.

2)      Исполнительным органом района (микрорайона) является правление. Во главе правления стоит председатель.

3)      Председатель правления пользуется правовой защитой, полагающейся публичным служащим.

4)      Устав микрорайона может устанавливать, что в микрорайоне распорядительным органом является общее собрание жителей. Общее собрание избирает правление микрорайона; ст. 58 ч. 2 применяется соответственно.

 

Статья 60.

Председатель исполнительного органа вспомогательной единицы может участвовать в работах совета громады на условиях, предусмотренных в уставе громады, без права участия в голосовании. Председатель совета громады обязан каждый раз уведомить, на тех же самых условиях что и депутатов, председателя исполнительного органа вспомогательной единицы о сессии совета громады.

 

Статья 61.

1.       Совет громады может установить принципы, на основании которых председателю исполнительного органа вспомогательной единицы будут полагаться суточные и компенсации командировочных расходов.

2.       Совет громады может устанавливать принципы, по которым членам исполнительного органа вспомогательной единицы и членам совета района (микрорайона), совета участка будут полагаться суточные и компенсации командировочных расходов.

 

Статья 62.

Особенности структуры громад, которые исполняют задачи особого значения, установлены соответствующими законами. Это относится, в частности, к курортным громадам.

 

Статья 63.

Решения по индивидуальным вопросам из сферы публичной администрации принимает сотник, если иное не предусмотрено законодательством.

Сотник может уполномочить своих заместителей или иных работников управления громады принимать административные решения, о которых говорится в ч. 1, от имени сотника.

Для решения индивидуальных вопросов из сферы публичной администрации совет громады может также уполномочить исполнительный орган вспомогательной единицы и органы единиц и субъектов, о которых говорится в ст. 13 ч. 1.

Решения, принимаемые сотником или бурмистром, правлением громады и органами, о которых говорится в ч. 4, могут быть обжалованы в апелляционной коллегии местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством.

 

Статья 64.

Правительство своим постановлением устанавливает канцелярскую инструкцию для органов громады и межгромадских союзов.

 

 

Раздел IV. Акты местного права, принимаемые громадой.

 

 

Статья 65.

1.       На основании законных полномочий громаде полагается право принятия нормативно-правовых актов, общеобязательных на территории громады, называемых далее актами местного права или нормативно-правовыми актами громады.

2.       На основании настоящего закона органы громады могут принимать акты местного права громады из сферы:

1)      внутренней структуры громады и вспомогательных единиц,

2)      организации управлений и громадских учреждений,

3)      принципов распоряжения имуществом громады,

4)      принципов и порядка пользования громадскими объектами и оборудованием общественного пользования.

1.       В области, неурегулированной отдельными законами или иными общеобязательными нормативно-правовыми актами, совет громады может принять предписания об охране общественного порядка, если это необходимо для охраны жизни или здоровья граждан, а также для обеспечения порядка, покоя и общественной безопасности.

2.       Предписания об охране общественного порядка, о которых говорится в ч. 3, могут предусматривать за их нарушение денежный штраф, начисляемый в порядке и по принципам, указанным в законе о правонарушениях.

 

Статья 66.

1.       Предписания громады принимает совет громады в форме постановления.

2.       В случаях, не терпящих отлагательства, предписания об охране общественного порядка могут приниматься сотником в форме приказа.

3.       Приказ, о котором говорится в ч. 2, подлежит утверждению на ближайшей сессии совета громады. Оно теряет силу в случае отказа в утверждении или непредставления к утверждению на ближайшей сессии совета.

4.       В случае непредставления для утверждения или отказа утвердить распоряжение, совет громады устанавливает срок утраты его законной силы.

5.       Сотник, направляет предписания об охране общественного порядка для информации сотником соседних громад и старосте повета, в котором находится громада, на следующий день после их принятия.

 

Статья 67.

1.       Правила громады обнародуются помещением объявлений в общественных местах или различными способами используются на местах или публикуются в местной прессе, если законом не предусмотрено иначе.

2.       Правила громады вступают в силу в день обнародования, если только этими правилами не установлена более поздняя дата.

3.       Офис громады хранит в месте своего положения полный свод правил громады, доступный для общественности.

 

 

Раздел V. Коммунальное имущество.

 

 

Статья 68.

Коммунальным имуществом является собственность и иные имущественные права, принадлежащие отдельным громадам и их союзам, а также иным коммунальным юридическим лицам, в том числе предприятиям.

 

Статья 69.

Приобретение коммунального имущества происходит:

1)      на основании Универсала о местном самоуправлении,

2)      путем передачи громаде имущества в связи с организацией или изменением границ громады в порядке, предусмотренном в ст. 6; передача имущества происходит путем заключения соглашений между заинтересованными громадами, а в случае отсутствия соглашения – решением Правительства, принятым по заявлению министра внутренних дел,

3)      в результате передачи органами государственной власти по принципам, установленным Правительством в форме постановления,

4)      в результате собственной хозяйственной деятельности,

5)      путем осуществления иных правовых действий,

6)      в иных случаях, установленных отдельными положениями.

 

Статья 70.

Субъекты коммунального имущества самостоятельно принимают решения о назначении и порядке использования компонентов имущества, при сохранении требований, заключенных в отдельных положениях закона.

 

Статья 71.

1.       Волеизъявление от имени громады в области распоряжения имуществом осуществляет сотник самостоятельно, либо действующий на основе переданных им полномочий заместитель сотника самостоятельно либо вместе с другим уполномоченным сотником лицом.

2.       Если правовое действие может быть причиной возникновения денежного обязательства, для его эффективности необходима контрассигнация казначея громады (главного бухгалтера бюджета) или лица им уполномоченного.

3.       Казначей громады (главный бухгалтер бюджета), который откажет в контрассигнации, производит ее однако по письменному поручению начальника, уведомляя об этом совет громады и региональную расчетную палату.

 

Статья 72.

Руководители организационных единиц громады, не имеющих статуса юридического лица, действуют единолично на основании полномочий, данных им сотником громады.

 

Статья 73.

1.       Вспомогательная единица управляет и пользуется коммунальным имуществом, а также распоряжается доходами из этого источника в объеме, установленном в уставе. Устав устанавливает также сферу действий, осуществляемых самостоятельно вспомогательной единицей в сфере полагающегося ей имущества.

2.       Положение ч. 1 применяется соответственно к единице более низкого уровня, о которой говорится в ст. 57 ч. 2.

3.       Совет громады не может ограничить прежних прав участков по пользованию имуществом без согласия сельского собрания.

4.       Все полагающиеся ранее жителям села права собственности, пользования или иные вещные и имущественные права, называемые далее громадским имуществом, остаются неизмененными.

5.       По отношению к имуществу громады применяются, с ограничением ч. 4, положения, связанные с коммунальным имуществом.

 

Статья 74.

1.       Громада не несет ответственности по обязательствам иных коммунальных юридических лиц, а они не несут ответственности по обязательствам громады.

2.       В случае упразднения или раздела громады, громады, получившие ее имущество, несут солидарную ответственность по ее обязательствам.

 

Статья 75.

Обязанностью лиц, участвующих в управлении коммунальным имуществом, является особая старательность при управлении в соответствии с назначением этого имущества и его охрана.

 

 

Раздел VI. Коммунальное финансовое хозяйствование.

 

 

Статья76.

1.       Громада самостоятельно ведет финансовое хозяйствование на основании бюджета громады, называемого далее бюджетом.

2.       Бюджет принимается на календарный год.

3.       Устав громады устанавливает полномочия вспомогательной единицы для ведения финансового хозяйствования в рамках бюджета громады.

 

Статья 77.

1.       Проект бюджета подготавливает сотник.

2.       Без согласия сотника совет громады не может ввести в проекте бюджета громады изменений, которые приводят к увеличению расходов, которые не имеют покрытия в планируемых доходах, либо к увеличению планируемых доходов без одновременного определения источников этих доходов.

3.       Проект бюджета вместе с информацией о состоянии коммунального имущества и пояснениями сотник представляет совету громады не позднее 15 ноября года, предваряющего бюджетный год, и пересылает проект региональной расчетной палате, для оценки.

4.       Бюджет утверждается до конца года, предваряющего бюджетный год.

 

Статья 78.

Процедуру утверждения бюджета и виды, а также особенности информационных материалов, сопровождающих проект, устанавливает совет громады.

До момента утверждения бюджета советом громады, однако не позднее 31 марта бюджетного года, основанием бюджетного хозяйствования является проект бюджета, предоставленный совету громады.

В случае неутверждения бюджета в срок, о котором говорится в ч. 2, региональная расчетная палата устанавливает бюджет громады в объеме необходимых собственных задач, а также порученных задач до конца апреля бюджетного года. До дня установления бюджета региональной расчетной палатой основанием для бюджетного хозяйствования является проект бюджета, о котором говорится в ч. 2.

 

Статья 79.

1.       Доходами громады являются:

1)      налоги, сборы и иные поступления, установленные отдельными законами как доходы громады,

2)      доходы от имущества громады,

3)      общая субвенция из государственного бюджета.

2.       Доходами громады могут быть:

1)      целевые дотации для реализации порученных задач, а также на дополнительное финансирование собственных задач,

2)      поступления от самоналогообложения жителей,

3)      завещания, завещательного возложения и дары,

4)      иные доходы.

 

Статья 80.

1.       Общие субвенции устанавливаются для громад по объективным критериям, которые определены отдельными законами.

2.       Министр финансов устанавливает, в соответствии с ч. 1, размер и разделяет общие субвенции для каждой громады непосредственно из государственного бюджета.

 

Статья 81.

В бюджетном постановлении громады определяются источники покрытия бюджетного дефицита, если планированные расходы бюджета превышают планируемые доходы.

 

Статья 82.

1.       Постановления органов громады, относящиеся к финансовым обязательствам, указывают источники доходов, из которых эти обязательства будут покрываться.

2.       Постановления, о которых говорится в ч. 1, принимаются абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины от законного состава органа громады.

 

Статья 83.

Распоряжение денежными средствами громады отделено от ее кассовой реализации.

 

Статья 84.

1.       За правильное финансовое хозяйствование громады отвечает сотник.

2.       Сотник обладает исключительным правом:

1)      принимать обязательства, имеющие покрытие в определенных в бюджетном постановлении суммах расходов, в рамках полномочий, данных советом громады,

2)      эмиссии ценных бумаг, в рамках полномочий, данных советом громады,

3)      осуществления бюджетных расходов,

4)      внесения предложений изменений в бюджете громады,

5)      распоряжения резервами бюджета громады,

6)      блокирования бюджетных средств в случаях, предусмотренных отдельным законом.

 

Статья 85.

1.       Финансовое хозяйствование громады является открытым.

2.       Сотник безотлагательно объявляет бюджетное постановление и отчет по его исполнению в порядке, предусмотренном для местных нормативно-правовых актов.

3.       Сотник информирует жителей громады об основных положениях бюджетного постановления, направлениях социальной и экономической политики, а также об использовании бюджетных средств.

 

Статья 86.

Контроль над финансовым хозяйствованием громад и союзов осуществляет региональная счетная палата.

 

Статья 87.

Отдельные законы устанавливают:

1)      порядок назначения, организационную структуру и подробные принципы деятельности региональных счетных палат,

2)      налоги, сборы и поступления, которые считаются доходами громады,

3)      общие принципы бюджетной процедуры и финансового хозяйствования в громадах,

4)      условия получения ссуд громадой.

 

 

Раздел VII. Межгромадские союзы и соглашения.

 

Статья 88.

1.       Для совместного осуществления общих публичных задач громады могут создавать межгромадские союзы.

2.       Постановление о создании союза принимают советы заинтересованных громад.

3.       Права и обязанности громад, участвующих в межгромадском союзе, которые связаны с реализацией задач, поручаемых союзу, переходят союзу в день публикации устава союза.

4.       Обязанность создания союза может быть наложена только в форме закона, который определяет задачи союза и порядок утверждения его устава.

5.       К межгромадским союзам применяются соответственно ст. 8 ч. 2-5 и ст. 39 ч. 4 настоящего закона.

 

Статья 89.

1.       Союз осуществляет публичные задачи от собственного имени и под свою ответственность.

2.       Союз обладает правоспособностью.

 

Статья 90.

Громада информирует губернатора о намерении вступления в союз.

 

Статья 91.

1.       Создание союза требует принятия его устава советами заинтересованных громад абсолютным большинством голосов законного состава совета громады.

2.       Устав союза должен определять:

1)      название и местонахождение союза,

2)      участников и время существование союза,

3)      задачи союза,

4)      органы союза, их структуру, сферу и порядок деятельности,

5)      принципы пользования объектами и оборудованием союза,

6)      принципы участия в расходах по совместной деятельности, в прибыли и покрытии расходов союза,

7)      принципы вступления и выхода членов и принципы имущественных расчетов,

8)      принципы ликвидации союза,

9)      иные принципы, определяющие взаимодействие и сотрудничество.

3.       Изменение устава происходит в порядке, предусмотренном для его утверждения.

 

Статья 92.

1.       Реестр союзов ведет министр, ответственный за вопросы публичной администрации.

2.       Союз приобретает правоспособность после регистрации, в день публикации устава.

3.       Министр ответственный за вопросы публичной администрации в своем постановлении определит порядок ведения реестра межгромадских союзов, а также публикации уставов союзов, принимая во внимание документацию, необходимую для внесения союза в реестр, данные, подлежащие внесения, а также порядок внесения изменений в записи реестра.

 

Статья 93.

1.       Распорядительным (постановляющим) и контрольным органом союза является собрание союза, называемое далее собранием.

2.       В сфере задач, порученных союзу, собрание обладает полномочиями, принадлежащими совету громады.

3.       К собранию союза применяются соответственно положения, касающиеся совета громады.

 

Статья 94.

1.       В состав собрания входят сотники громад, состоящих в союзе.

2.       По заявлению сотника совет громады может поручить представительство громады в союзе заместителю сотника или депутату.

3.       Устав может предоставлять отдельным громадам больше одного голоса на собрании. Дополнительных представителей назначает заинтересованный совет громады.

 

Статья 95.

Постановления собрания принимаются абсолютным большинством голосов уставного числа членов собрания.

 

Статья 96.

1.       Член собрания может внести письменный протест по отношению к постановлению собрания в течение 7 дней со дня его принятия.

2.       Внесение протеста приостанавливает исполнение постановления и требует нового рассмотрения дела.

3.       Протест не может подаваться по отношению к постановлению, принятому в результате нового рассмотрения дела.

4.       Положения ч. 1-3 не применяются по отношению к межгромадским союзам, созданным в соответствии со ст. 88 ч. 4.

 

Статья 97.

1.       Исполнительным органом союза является правление.

2.       Правление союза назначается и распускается собранием из числа своих членов.

3.       Если уставом так устанавливается, допускается выбор членов правления не из членов собрания в количестве, не превышающем 1/3 состава правления союза.

 

Статья 98.

1.       К финансовому хозяйствованию межгромадского союза применяются соответственно положения о финансовом хозяйствовании громад.

2.       Финансовый план союза утверждает собрание союза.

 

Статья 99.

1.       Громады могут заключать коммунальные соглашения по вопросу поручения одной из них выполнения определенных ими публичных задач.

2.       Громада, реализующая публичные задачи, охваченные соглашением, получает права и обязанности остальных громад, связанные с порученными ей задачами, а эти громады обязаны принимать участие в расходах по реализации порученной задачи.

 

 

Раздел VIII. Объединения громад.

 

 

Статья 100.

Для поддержки идеи местного самоуправления и защиты общих интересов громады могут создавать объединения, в том числе с поветами и землями.

Организационная структура, задачи и порядок работы объединения определяет его устав.

К объединениям громад применяются соответственно положения Закона о объединениях, с условием, что для создания объединения требуется минимум 3 учредителя.

 

Статья 101.

Принципы вступления громад в международные объединения местных и региональных сообществ устанавливаются отдельными нормативно-правовыми актами.

 

 

Раздел IX. Надзор за коммунальной деятельностью.

 

 

Статья 102.

Надзор за коммунальной деятельностью осуществляется на основании критерия соответствия законодательству.

 

Статья 103.

Органами надзора являются: Правительство и губернатор, а в сфере финансовых вопросов – региональная счетная палата.

 

Статья 104.

Органы надзора могут вмешиваться в коммунальную деятельность только в случаях, установленных законами.

 

Статья 105.

Органы надзора имеют право требовать сведения и данные, связанные с организацией и функционированием громады, необходимые для осуществления возложенных на них надзорных полномочий.

 

Статья 106.

1.       Если закон ставит в зависимость действительность постановления органа громады от его утверждения, согласования или оценки иным органом, решение этого органа должно быть принято в течение 14 дней со дня получения этого постановления или его проекта, за исключением случаев, указанных в ч. 2.

2.       Срок, указанный  в ч. 1, составляет 30 дней, если утверждение, согласование или оценка требуется от распорядительного (постановляющего) органа единицы местного самоуправления.

3.       Если орган, о котором говорится в ч. 1, не принимает решения по вопросу, постановление считается принятым в таком звучании, которое предлагается громадой, с истечением срока, указанного в ч. 1 или 2.

4.       Для утверждения, согласования или оценки органами громады решений других органов положения ч. 1-3 применяются соответственно.

 

Статья 107.

1.       Сотник обязан представлять губернатору постановления совета в течение 7 дней со дня их принятия. Нормативные акты об охране общественного порядка сотник обязан представить в течение 2 дней со дня их принятия.

2.       Сотник представляет региональной расчетной палате, согласно нормам, указанным в ч. 1, бюджетное постановление, постановление по вопросу выражения одобрения или неодобрения сотнику и иные постановления, подлежащие надзору палатой.

 

Статья 108.

1.       Постановление или приказ органа громады, противоречащее закону, является недействительным. Полная или частичная недействительность постановления признается органом надзора в течение 30 дней со дня получения постановления, в порядке, указанном в ст. 107.

2.       Орган надзора, начиная процедуру по делу признания недействительности постановления или приказа,  или же в ходе этой процедуры, может приостановить их исполнение.

3.       Положения ч. 2 не имеют применения по отношению к постановлению или приказу об обжаловании надзорного решения в административном суде.

4.       Решение, вынесенное органом надзора, должно содержать фактическое и юридическое обоснование, а также уведомление о возможности внести обжалование в административный суд.

5.       В случае несущественного нарушения закона орган надзора не признает недействительности постановления, ограничиваясь указанием, что постановление было принято с нарушением закона.

6.       Положения Административно-процессуального кодекса применяются соответственно.

 

Статья 109.

1.       Признание органом надзора недействительности постановления либо приказа органа громады, приостанавливает их выполнение в силу закона в части, которая была признана недействительной, со дня получения надзорного решения.

2.       Положения ч. 1 не применяются по отношению к постановлениям и приказам об обжаловании надзорного решения в административном суде.

3.       В случае обжалования органом громады надзорного решения, административный суд назначает рассмотрение в течение 30 дней со дня получения жалобы судом.

 

Статья 110.

1.       По истечении срока, указанного в ст. 108 ч. 1, орган надзора не может в пределах собственных компетенций признать недействительность постановления или приказа органа громады. В этом случае орган надзора может обжаловать постановление или приказ в административном суде.

2.       В случае, о котором говорится в ч. 1, принятие решения о приостановке исполнения постановления или приказа входит в полномочия суда.

 

Статья 111.

1.       Не признается недействительность постановления или приказа органа громады по истечении одного года со дня его принятия, за исключением случаев, когда была нарушена обязанность представления постановления в срок, указанный в ст. 107 ч. 1., либо если они являются местным нормативно-правовым актом.

2.       Если не признается недействительность постановления или приказа органа громады по причине истечения срока, указанного в ч. 1, а существуют предпосылки для признания недействительности, административный суд выносит решение об их несоответствии законодательству. Постановление или приказ утрачивают силу в день принятия решения судом об их несоответствии законодательству. Положения Административно-процессуального кодекса в отношении результатов такого решения применяются соответственно.

 

Статья 112.

1.       В случае повторяющегося нарушения советом громады Конституции или законов, Национальное Собрание, по заявлению Правительства, может, в форме постановления, распустить совет громады. В случае роспуска совета громады Президент по заявлению министра внутренних дел назначает лицо, которое до времени выборов нового совета громады исполняет функции этого органа.

2.       Если повторяющееся нарушение Конституции или законов допускается сотником, губернатор призывает сотника прекратить нарушения, а если этот призыв не приносит результата – обращается к Правительству с просьбой освободить сотника от занимаемой должности. В случае освобождения с должности сотника Президент, по заявлению министра внутренних дел, назначает лицо, которое до времени выборов сотника выполняет его функции. 

 

Статья 113.

1.       В случае, не обещающем быстрого исправления и затянувшегося отсутствия результатов в реализации публичных задач органами громады, Президент, по заявлению министра внутренних дел, может приостановить деятельность органов громады и установить комиссарское управление на период до двух лет, не дольше, однако, чем до выборов совета и сотника на новый срок.

2.       Установление комиссарского управления может произойти после предварительного представления обвинений органам громады и призыва к безотлагательному представлению программы исправления ситуации громады.

3.       Правительственного комиссара назначает Президент по заявлению губернатора, при посредничестве министра внутренних дел.

4.       Правительственному комиссару передаются полномочия, а также возлагаются задачи органов громады со дня назначения.

 

Статья 114.

1.       Решение органов надзора относительно громады, а также решение, принятое в порядке ст. 112 ч. 2 и ст. 113 ч. 1, а также решение принятое в порядке ст. 104, подлежит обжалованию в административном суде по причине несоответствия с законом в течение 30 дней со дня его получения.

2.       Положения ч. 1 применяются соответственно к решениям, касающимся органов межгромадских союзов и соглашений.

3.       Обжалование может внести громада или межгромадский союз, чьи юридические интересы, полномочия или компетенция были нарушены. Основанием для внесения обжалования является постановление или приказ (распоряжение) органа громады, который принял постановление или приказ, или которого касается надзорное решение.

4.       Обжалование решения органа надзора, касающееся постановления совета громады, полученное после истечения срока полномочий совета громады, может подать совет громады следующего созыва в течение 30 дней со дня выбора председателя совета.

5.       По отношению к делам, о которых говорится в ч. 1 и 2, применяются соответственно положения об обжаловании в административном суде решения по индивидуальным вопросам из сферы публичной администрации.

6.       Решения органов надзора становятся правомочными по истечении срока, предусмотренного для внесения обжалования или в день отклонения обжалования или отказа в рассмотрении судом.

 

Статья 115.

1.       Положения о надзоре над громадами применяются, соответственно, к межгромадским союзам и соглашениям.

2.       По делам межгромадских союзов и соглашений, выходящих за пределы одной земли, органы надзора действуют в границах своих местных компетенций и при посредничестве органов надзора, компетентных по месту нахождения властей союза или соглашения, за исключением случаев, если устав союза или соглашения передает полномочия по надзору Премьер-министру.

 

Статья 116.

Судебные разбирательства, о которых говорится в предыдущих статьях, освобождаются от судебных сборов.

 

Статья 117.

1.       Каждый, чьи юридические интересы или полномочия были нарушены постановлением либо приказом органа громады в вопросе,  входящем в сферу публичной администрации, может – после безрезультатного вызова для устранения нарушения – обжаловать постановление или приказ в административном суде.

2.       Положение ч. 1 не применяется, если по делу уже было вынесено решение административным судом и обжалование было отклонено.

3.       Обжалование постановления или приказа, о котором говорится в ч. 1, может быть внесено в административный суд от собственного имени или от имени группы жителей громады, которые выразят на это письменное согласие.

4.       По делу вызова для устранения нарушений применяются положения о сроках рассмотрения дел в административной процедуре.

5.       По вопросам, о которых говорится в ч. 1, применяется соответственно ст. 111.

 

Статья 118.

1.       Положения ст. 117 применяются соответственно, если орган громады не исполняет действий, предписанных законом, или при выполнении юридических или фактических действий нарушает права третьих лиц.

2.       В случаях, указанных в ч. 1, административный суд может поручить органу надзора выполнение необходимых действий в пользу истца, за счет и риск громады.

 

Статья 119.

Положения настоящей главы не применяются к индивидуальным решениям по вопросам, входящим в сферу публичной администрации, принимаемым органами громады, их союзами или апелляционными коллегиями местного самоуправления. Инстанционный контроль в этой сфере и внеинстанционный надзор и контроль, осуществляемые судом, определяются отдельными положениями.

 

 

Раздел X. Конечные положения

 

Статья 120.

Закон вступает в силу в сроки и по принципам, указанным Универсале о местном самоуправлении.

 

 

28 сентября 1992

Президент Украинской Республики Вячеслав Максимович Чорновил

Edited by Владислав

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 Громада выполняет государственные функции от своего имени и несет за них исключительную ответственность.

Коллега, громада, выполняющая государственные функции, да ещё и от своего имени с исключительной ответственностью, превращается в орган государственной власти, что противоречит самой идее местного самоуправления. 

       Проект законов громады с населением более 300 000 согласовывается с Правительством.

Любые споры разрешаются Правительством.

 Правительством Украины? Кажется, я не до конца понимаю масштаб централизации вашего государства.

      P.S. А так, конечно, очень даже неплохо.

P.P.S.Что с сайтом? Почему всё лагает и дёргается?

Edited by Смольный

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Коллега, громада, выполняющая государственные функции, превращается в орган государственной власти, что противоречит самой идее местного самоуправления.

честно калькированные польские нормы. Вообще, в СПМ в плане местного самоуправления забавно получается. В марте 1990 Польша принимает Закон о местном самоуправлении на уровне гмин. Уряд Москаленко, когда пишет свой "Закон о местном самоуправлении в переходный период" декабря 1990 года, сильно вдохновляется польским. При разработке реформы Украина идет еще дальше и уже в 1992 году принимает нынешний закон о местном самоуправлении, а в 1994 - закон о местном самоуправлении на уровне повета и земли. И тут уже поляки, когда в конце 1990-х проводят свою реформу, повторяют наш опыт

 

государственные функции

в принципе - административные звучит лучше

И да - вот польский закон для примера

http://www.civicportal.org/biblioteka/a/1_ustawa sam gminny.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

 

PS вот за что можно уважать поляков так за ясные законы, в отличие от нашего онанизма превенции св. Люцифера

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Владислав

тема называется "местное самоуправление"

а обсуждаете вы с коллегами административное деление - что совсем другая вещь

 

на мой взгляд, что, чего не хватает и России и Украине - это действительного МЕСТНОГо самоуправления  то есть низовой демократии (на уровне городского или сельского района) с собственным бюджетом и его источниками, и контролем населентя за районной администрацией

 

если Вы сможете это прописать (и показать, почему не скатится в реал) - цены Вам не будет

 

P. S спрячьте пжл закон в скрытий текст

 

P. P. S судя по текстам - Вы по образованию рист (как и я по первому образованию)

 

имхо, недостаток юристов - в том, что им кажется, что все можно решить хорошим законом. Но в плане местных громад - какие бы вы ей полномочия не дали, но если у нее нет денег - все бесмысленно

 

по идее, в местный бъджет должны идти поступления от тех источников, который может развивать именн местная власть - малый бизнес и тп. И доходы не должны убираться по желанию центральной власти

 

как это сделать - не знаю. Но имхо, есть смысл посмотреть на систему бюджетов и законодательства графств в СШП

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

закон о местном самоуправлении на уровне повета и земли

Т.е. повет тоже не орган МСУ?

И тут уже поляки, когда в конце 1990-х проводят свою реформу, повторяют наш опыт

Действительно, забавно получается.

в принципе - административные звучит лучше

Дело в том, что когда говорят о муниципалитетах, слова "государственные" в отношении них стараются не употреблять, ибо весь  смысл в том, чтобы отделить органы МСУ от органов государственной власти.

как это сделать - не знаю.

Берём швейцарский опыт и назначаем муниципалитеты ответственными за сбор всех налогов.Часть средств остаётся у них, часть идёт наверх.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

административное деление - что совсем другая вещь

как показывает опыт размер базового уровня (громады) влияет на эффективность аккумулирования ресурсов для местных программ и эффективности управления (украинский опыт прямо вопиет об этом, порождая 10 тыс. не эффективных сельсоветов и сводя попутно реформу местного самоуправлния и АТУ к объединению больших районов в одну "об'єднану громаду", несмотря на то что там по всем методичкам реформы должно быть 4-5 ОГ). 

 

в местный бюджет должны идти поступления от тех источников, который может развивать именн местная власть - малый бизнес и тп

я планирую оставлять в местных бюджетах в первую очередь налог на землю/недвижимость, упрощенку (налоговая система для малого бизнеса и единственное хорошее в нашей налоговой системе), НДФЛ

 

есть смысл посмотреть на систему бюджетов и законодательства графств в СШП

я ориентируюсь в первую очередь на Польшу, благо условия схожие - посткоммунистическая страна со схожими демографическими и географическими параметрами, успешно реформировавшая местное самоуправление

 

 

P. P. S судя по текстам - Вы по образованию рист (как и я по первому образованию)

вообще-то я только учусь и не на юриста ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now