Танки в МЦМ4

2605 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Гренадер_* :

Почему вы легко добавляете 2 кило? Потому, что вам так хоца?
(Тоном школьного учителя физики) Если не менять длину снаряда и его форму, а только увеличить диаметр с 102 мм до 107 мм, то масса пропорционально квадрату диаметра увеличится как раз с 17,18 кг до 19,2 кг

А хотите еще приколоться?
Ну и в чём прикол? Вы приводите данные 102/60 пушек Металлического и Обуховского заводов (кстати, угол возвышения минус 10 плюс 30), а я – 101,6/45 МК-2-4. Причём я же ясно написал - фугасного. Причём тут лёгкая граната?

По 107 мм пушке 1910/30 – Ваши цифры в основном верны, но дальнобойность 16350 м, да и угол возвышения 37 гр. Вес патрона 18,5-19,0 кг? А откуда взялся патрон у пушки с раздельным заряжанием?. Вы скорее приводите вес заряда. А патрон тогда получился бы 17,18 + 18,5/19,0 = 35,68/36,18 кг. (А я говорил о СОХРАНЕНИИ веса патрона 30 кг) Ну, и что это доказывает?

В первую мировую - зенитка?
Ну, Flak 38/39 разработана в 1935 г. Нужен аппарат 1МВ? Хорошо, тогда смотрим на 10cm sК 17, разработанную в 1917 г также на основе морской.

Калибр 105,2 мм, масса фугасного снаряда 18,5 кг, дальнобойность 15775 м, скорострельность 5 в/мин; так что здесь скорее раздельное заряжание.

ААА:

Именно 2х23 мм калибр для ЗСУ на шасси БХ-13.
Что у нас вообще получается с ЗСУ? В 1940 -41 ЕМЗ произведено по 100 ЗенАС-1 1х20 мм на базе устарелого БХ-4. В 1940-44 на КЗВС производится по 200-100 шт в год ЗенАС-2. (пока 1х23 на базе БХ-11). В 1942-44 ЕМЗ делает по 100-200 ЗенАС-3 на базе БХ-16. Итого за войну произведено 1500 ЗСУ. По штату 1942 требуется:

В ЗеСАД 39-ти мехбригад = 39х12=468

В ЗесАП 7-и МК =7х36=252

В ЗесАП 4-х МК =4х36=144

В ЗеСАД 8-ми МСД = 8х12=96

Итого требуется 960 ЗСУ. А произведено на начало 1943 г. 200 ЗенАС-1 + 500 ЗенАС-2 +100 ЗенАС-3 = 800 шт. Маловато будет. И это ещё без учёта неизбежных потерь. Придётся корректировать. Теперь по типам.

1х23 ЗенАС-1 оставляем. ЗенАС -2 превращаем в 2х23 мм на базе БХ-13 и производим в 1940-42 по 200 шт в год? Идея! С учётом производства на КЗВС логичнее всего было бы БХ-2 делать 4х23 на базе БХ-9 (он там выпускался) и затем (~ в 1943-44) перейти к ЗенАС-4 2х45 на базе БХ-17. А ЗенАС-3 1х37 на базе БХ-16 тоже оставляем и строим по 200 шт в год. Тогда на начало 1943 имеем 200 ЗенАС-1 + 600 ЗенАС-2 + 200 ЗенАС-3 = 1000 шт минус потери. Коллеги, как такой вариант?

А выглядеть этот вариант (4х23) ЗенАС-2 может так: b656bb270e74t.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

2 Владимир - вот именно это о 107мм калибре я и хотел сказать - его унитары слишком тяжелые для морской универсальной пушки..

И насчет танков - коллеги, все таки предлагаю более детально продумать ТТХ бронеходов - нужны обязательно указывать ширину и прописывать типы мотором пользуясь концепцией отражений...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

(ВладIMIR @ 27.5.2009, 20:35) Идея! С учётом производства на КЗВС логичнее всего было бы ЗенАС-2 делать 4х23 на базе БХ-9 (он там выпускался) и затем (~ в 1943-44) перейти к ЗенАС-4 2х45 на базе БХ-17. А ЗенАС-3 1х37 на базе БХ-16 тоже оставляем и строим по 200 шт в год. Тогда на начало 1943 имеем 200 ЗенАС-1 + 600 ЗенАС-2 + 200 ЗенАС-3 = 1000 шт минус потери. Коллеги, как такой вариант?

А выглядеть этот вариант (4х23) ЗенАС-2 может так:

В принципе этот вариант даже лучше, чем вариант ЗенАС-2 на шасси БХ-13, я ЗА.

ТТХ могут быть следующие: экипаж: 6 чел; масса: 20,5 т.; двигатель: Д 300 л.с.; макс. скорость: 40 км/ч.; запас хода: 400 км.; вооружение: 4х23 мм; бронирование: лоб - 45 мм, борт - 35 мм, башня - 20 мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Vova7:

коллеги, все таки предлагаю более детально продумать ТТХ бронеходов - нужны обязательно указывать ширину и прописывать типы мотором пользуясь концепцией отражений...
Всё правильно. И ещё хорошо бы строить трёхвидовку. Вот только очень уж трудоёмко. Будем к этому стремиться, но быстрых прорывов в эту сторону не обещаю. Что же касается ТТХ - Вы же видели, как мы их уточняли - изучением статистики и построением более-менее непротиворечивого и не лезущего из современного уровня сочетания характеристик. Что получилось - видели. Есть конкретные предложения и замечания? Предлагайте!

Концепция отражений? У дизеля 150 л.с. -отражение, возможно, движок с польского 7ТП - дизель "Заурер" 110 л.с. или Spa 15TM41 с итальянского M14/41 - 145 л.с. У дизеля 300 л.с. всё просто - В-4 с Т-50. Про 500-сильный В-2 говорить не стоит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У дизеля 150 л.с. -отражение, возможно, движок с польского 7ТП - дизель "Заурер" 110 л.с. или Spa 15TM41 с итальянского M14/41 - 145 л.с.

с этими понятно - возможно появятс на с/х технике..

У дизеля 300 л.с. всё просто - В-4 с Т-50. Про 500-сильный В-2 говорить не стоит.

а вот тут сложней - как известно В-2 разрабатывался на базе авиационного дизельного двигателя, потребность в котором в СССР возникла насколько я понимаю в следствии сложностей с производством высооктанового авиационного бензина..(коллега Мухин может Вам больше про это известно?) Будут ли такие условия в МЦМ-4?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

(Vova7 @ 28.5.2009, 9:05) а вот тут сложней - как известно В-2 разрабатывался на базе авиационного дизельного двигателя, потребность в котором в СССР возникла насколько я понимаю в следствии сложностей с производством высооктанового авиационного бензина..(коллега Мухин может Вам больше про это известно?) Будут ли такие условия в МЦМ-4?

Согласно развития авиамоторостроения в МЦМ 4, утвержденного коллегой Мухиным, в 1936 году в серии авиадизель АДЛ-XI ( отражение АН-1А) Номинальная мощность на высоте 850 л.с., а в 1938 году - авиадизель АДЛ-XII (отражение АН-1РТК) номинальной мощностью на высоте 1000 л.с. Так что, отражения В-2 и В-4 вполне жизнеспособны. :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Vova7:

возможно появятс на с/х технике..
На средних полугусеничных БТ-2 "Горец" у нас как раз 150л.с. движок, а Вы так хотели дизель на БТРах...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На средних полугусеничных БТ-2 "Горец" у нас как раз 150л.с. движок, а Вы так хотели дизель на БТРах...

я же и говорю что с маломощными моторами будет попроще...

Согласно развития авиамоторостроения в МЦМ 4, утвержденного коллегой Мухиным, в 1936 году в серии авиадизель АДЛ-XI ( отражение АН-1А) Номинальная мощность на высоте 850 л.с., а в 1938 году - авиадизель АДЛ-XII (отражение АН-1РТК) номинальной мощностью на высоте 1000 л.с.

мне кажется эти не подойдут..

смотрите историю создания В-2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

(Vova7 @ 28.5.2009, 22:37) мне кажется эти не подойдут..

Коллега я же не говорил, что именно эти дизеля. Я привел пример, что в 1936 году в нашей альтернативе есть серийный дизель, следовательно ранее работы над авиадизелями велись, и вполне возможно разработка в нашей альтернативе танкового дизеля, в основу проекта которого лягут наработки по авиационным дизелям, так сказать МЦМ отражения В-2, также как появился в реале настоящий В-2.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хорошо, подождем что скажет коллега Мухин...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

и вполне возможно разработка в нашей альтернативе танкового дизеля, в основу проекта которого лягут наработки по авиационным дизелям, так сказать МЦМ отражения В-2, также как появился в реале настоящий В-2

<{POST_SNAPBACK}>

согласен

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллеги, в понедельник уезжаю в пионерлагерь, вернусь через три недели. Увы, успел сделать далеко не всё, что хотелось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

AAA:

В принципе этот вариант даже лучше, чем вариант ЗенАС-2 на шасси БХ-13, я ЗА.

ТТХ могут быть следующие: экипаж: 6 чел; масса: 20,5 т.; двигатель: Д 300 л.с.; макс. скорость: 40 км/ч.; запас хода: 400 км.; вооружение: 4х23 мм; бронирование: лоб - 45 мм, борт - 35 мм, башня - 20 мм.

Согласен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллеги, я тут на досуге попытался расписать количество бронеходов и АС в частях РИА. Вот для затравки выкладываю расклад на начало войны.

Значит так - как сказано у коллеги Мухина в войсках 5500 бронеходов и 1100 АС. Прнимаем за основную орг единицу БХ или АС полк в 96 машин (какая его организация пока не принципиально).

1 Бр. А - 2 мехкорпуса по 4 бригады, 1 МС корпус с приданным АС полком, 1 АС полк придан армии.

2 Бр. А - 1 мехкорпус в 4 бригады, 2 гренадерских корпуса с 2-мя полками АС каждый, 1 БХ полк придан армии

3 Бр. А - 2 мехкорпуса по 4 бригады, 1 МС корпус с 2-мя АС полками, 1 АС придан Арми.

Итого в БХ армиях - 2116 бронеходов и 828 АС.

7 отдельных бригад - 644 бронехода

4 полка тяжелых БХ - 368 БХ

4 полка приданы кав. корпусам - 368 БХ

18 полков (2024 машин) БХ и 3 (276 АС) полка АС приданы каждому стрелковому корпусу - их как не трудно заметить у нас 21.

и еще остается 4 полка по 96 машин - возможно в составе бригад ВДВ и морской пехоты.

Итого 5520 бронеходов и 1104 АС.

Понятное дело что структура очень приблизительна и нуждается в модернизации - необходимо вводить по крайней мере еще одну орг. единицу в 30 машин (батальон или что там у нас будет) для развед. частей.. да и плавающие машины объединять в полки тоже несколько перебор...

Жду табуретов отзывов и предложений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Мухин для дальнейшего расписывания этих штатов хотелось бы знать - какие новые части и соединения будут ли формироваться с началом боевых действий и будут ли вообще...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

и еще - коллега Владимир, хотел обратить Ваше внимание на вот такую деталь:

вот Ваш Черкасс

, полученный путем установки ХЧ от ранних Pz-II на Т-80

вот ЗСУ на его базе с парой 37мм

а вот реальная ЗСУ на базе СУ-76 от которой Вы взяли башню

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

на лицо явное несоответствие пропорций - полагаю что для установки башни с 37 зениткой или рубкой с 76мм пушкой шасси придется удлинять на 1 каток...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Мухин для дальнейшего расписывания этих штатов хотелось бы знать - какие новые части и соединения будут ли формироваться с началом боевых действий и будут ли вообще...

Я полагал, это будет диктоваться наличием свободной техники. Разве нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да нет, я не про бронетехнику. Я про обычные пехотные корпуса и армии.. им то тоже бронеходы полагаются...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да нет, я не про бронетехнику. Я про обычные пехотные корпуса и армии.. им то тоже бронеходы полагаются...

<{POST_SNAPBACK}>

Ах, Вы про это... Ну, я это вижу так. Вообще на 1939 г. планировали воевать тем что есть - и никаких формирований военного времени. К середине 1941 г. выяснилось, что так не получится - поэтому начали обдумывать создание новых частей. Но тяжёлые потери в существующих соединениях и необходимость восстанавливать 2 полностью уничтоженные на островах дивизии "съели" все контингенты, предназначенные для новых частей. Поэтому всё так и осталось в планах. В 1942 г. сформированы (мои приблизительные прикидки - могут быть откорректированы) 2 пд, 1 гсд, 5 стр. бр. Существенно увеличится АРГК, но это к танкам имеет опосредованное отношение. Итого можно ожидать появления ещё по одному АК и ск.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Угу, понятно..

ой, только щас увидел - на начало войны численность полка не 96, а 92 бронехода...

ну тогда вот таки штаты у меня получились на конец 1940 года. Итак, как Вы указывали - в строю 4500 БХ и 2200 АС. Полк в 96 бронеходов/АС

1 Бр. А - 2 мехкорпуса по 4 бригады, 1 МС корпус с приданным АС полком

2 Бр. А - 1 мехкорпус в 4 бригады, 1 гренадерский корпус с 2-мя полками АС, 1 грендадерский корпуса с 1 полком, 1 БХ полк придан армии

3 Бр. А - 2 мехкорпуса по 4 бригады, 1 МС корпус с 2-мя АС полками.

Вот тут я изменением штатов создал потери.. но скорей всего нужно сохранить штаты с начала войны просто уменьшив число машин в полках

Отдельные бригады 672

Тяже Бр полки 384 БХ 192АС

Приданы кав. Корпусам 288БХ 96АС

Приданы общ. Корпусам 1152БХ 1344АС

Итого 4512 БХ и 2208 АС.. И опять нужно создать разабиение по мелким частям... Может за выходные сделаю..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Мухин, я вот что нашел..

Попытаюсь немного оживить заснувшую тему. Итак, что мы имели

на начало 1940 г. в строю 5500 бронеходов и 1100 САУ. Всего 6600 ББМ

год----------танки-----------------------------------------------сау

-----------произв.----погибло-----остаток----- произв.----погибло-----остаток---ББМ

1940------2000-------3000----------4500----------2000------900-----------2200------6700

1941------2600-------2400----------4700----------2000------1400---------2600-------6100

1942------2700-------800------------6600---------2800------1700---------3700------10300

1943------2900-------3700----------5800----------3700------3400---------3400-------9200

1944------3800-------3000----------6600----------2100------4000---------1500-------8100

Баланс танков и самоходок на начало 1940 г. Штатно требовалось:

27 линейных бронеходных полков, входящих в мехбригады х 90 машин = 2430

21 корпусной бронеходный полк, входящие в состав армейских корпусов = 1890

4 отбп х 90 = 360

8 бронебат. в составе мсд х 30 = 240

56 развед. бронерот в составе мехбригад, армейских корпусов и мсд х 10 = 560

Всего – 5480 танков

27 самоходно-арт. дивизионов (СамАД) в составе мехбригад х 12 машин = 324

8 САП в составе мсд х 36 машин = 288

5 САП в составе мехкорпусов = 180

8 исад в составе мсд х 16 машин = 128

21 исад в составе арм. корп. = 336 (реально из-за нехватки матчасти ряд корпусов исад-ов не имели)

Всего – 1256 САУ

В течение 1940 г. ввиду недостачи бронеходов, в большинстве корпусных бронеполков и мотострелковых бронебатальонов наряду с бронеходами включались и самоходки. Нередко бронеходы изымались для передач в линейные мехбригады. В 1941 г. эта ситуация была легализована. Корпусные бронеполки официально переформировывались в САПы. Впрочем, разрешить кризис с постоянной нехваткой бронетехники это не помогло.

В 1942 г. интенсификация бронеходостроения позволила, наконец, приступить к формированию новых бронечастей.

Были сформированы

8 мехбригад (составили IV и V механиз. корп.)

12 отбп

4 отд. мехбр.

10 отд. пионерных бронебатальнонов (опибробат)

1 мехполк морской пехоты (мехпМП)

6 бронебат. МП

4 мехполка в составе мск

Бронебатальоны мсд были развёрнуты в тп, которые в отличие от брп мехбригад были не 3-х, а 2-хбатальонные

Баланс танков и самоходок на начало 1943 г. Штатно требовалось:

39 линейных бронеходных полков, входящих в мехбригады х 90 машин = 3510

16 отбп х 90 = 1440

8 тп. в составе мсд х 60 = 480

10 опибробат х 30 плавающих машин = 300

6 бронебат. МП = 180 плавающих машин

1 мехполк морской пехоты (мехпМП) = 90 плавающих машин

4 мехполка в составе мск = 360

56 развед. бронерот в составе мехбригад, армейских корпусов и мсд х 10 = 560

Всего – 6920 танков. Реально в строю было ок. 6600 бронеходов. Это объяснялось тем, что к концу года опипробаты, фактически создававшиеся для единственной операции – массированного форсирования Нила – представляли собой некие призраки соединений. В начале 1943 г. расформированы окончательно.

39 самоходно-арт. дивизионов (СамАД) в составе мехбригад х 12 машин = 468

39 зенитных самоходных дивизионов (зесад) х 12 машин = 468

21 корпусной САП в составе арм. корпусов х 36 машины = 756

8 САП в составе мсд х 36 машин = 288

7 сабр в составе мехкорпусов х 72 машины = 504

7 зесап в составе мехкорпусов х 36 машин = 252

4 сабр в составе мск = 288

4 зесап в составе мск х 36 машин = 144

8 исад в составе мсд х 16 машин = 128

8 зесад в составе мсд х 12 = 96

63 исад в составе пд = 1008

Всего – 4409 САУ Реально в строю насчитывалось около 3700 самоходок. В результате значительная часть пд либо вообще не имела исад-ов, либо обладала исад-ом в 6-11 машин. Так как ЗенАСы в первую очередь передавались в зесады, зесапы практически все были некомплектны. Положенные по штату самоходно-артиллерийские бригады в мск реально были сформированы лишь в I-II Гвардейских мск

Итак, в сухом остатке - пополнения в РИА ожидаются в основном в бронеходных войсках - IV и V мехкорпуса, и многочисленные отдельные бронечасти.

Практически все "пехотные" пополнения съело восполнение потерь и развёртывание мотострелковых батальонов мехбригад в мотострелковые полки. Возможно формирование пары бригад морской пехоты.

Всё, я готов к табуреткам

это Ваше сообщение от 15 марта.. все вопрос об организации отпадает

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У меня только вопрос по кав. частям - будем придавать им бронеходы или все таки оставим их с бронеавтомобилям?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Думаю, бронеавтомобилей будет достаточно...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллеги, я вернулся! Всем пионерский привет! В пионерлагере нашел у себя ошибку в расчётах (видно, не один коллега Mukhin не дружен с калькулятором), где-то потерял 40 БХ. Чтобы сильно не переделывать таблицы производства, предлагаю считать, что продано на экспорт немного меньше (не 450, а 410) БХ-6. Напоминаю, что с подачи коллеги ААА в 1939 Российская армия конфисковала предназначавшиеся на экспорт 150 ОСЗ-36М (аналог Т-50) и приняла на вооружение под обозначением БХ-13. Подозреваю, что они были заказаны для Испании, но с окончанием гражданской войны оказались не нужны. (К тому же ещё 100 шт будет произведено в 1940м уже по заказу армии). Кроме того, уже с моей подачи был увеличен БХ батальон с 30 до 43 БХ (а полк так и остался 90 БХ, откуда взялись варианты 92 или 96?), и это повлияло только на штат 8ми МСД.

В результате помещаю исправленный вариант 1го этапа (уже с учётом САУ):

Имеем на начало 1940 г. в строю 5650 бронеходов (5500+150) и 1100 САУ. Всего 6750 ББМ.

За 1930-39 произведено 7020 бронеходов и 1150 САУ, около 1000 БХ ушло на экспорт, а также списана (или передана в учебные центры, училища и т.п.) часть наиболее старых БХ (~370) и САУ (~50). "Внеплановые" БХ-13 частично (90шт - как раз один полк) пошли к пехотным, остальные (60 шт) пополнили подразделения, наиболее зияющие прорехами - ИСАД.

К 1.01.1940 произведено БХ-5 = 320 (-80 списано), БХ-6 = 470 (-экспорт 410), БХ-9 = 1450, итого пехотных = 1750;

БХ-7 = 1050, БХ-10 = 900, БХ-14 = 70, итого крейсерских = 2020;

БХ-8 = 380, БХ-12= 30, итого БХ усиления = 410, лишние – к пехотным;

БХ-4 = 1000 (-240 списано) итого лёгких = 760 – пойдут в БХ батальоны МСД и в крейсерские;

БХ-3 = 390 (-50 списано), БХ-11 = 220, итого плавающих = 560 – пойдут в развед. БХ роты;

АС-1, -1М =150 (-50 списано), АС-3 = 650 - пойдут в СамАД и САП;

ИАС-1 = 350 - пойдут в ИСАД;

БХ-13 =150 - пойдут к пехотным и в ИСАД.

Наполнение частей:

Требуется в 27 линейных БХП 2430 крейсерских БХ;

в 21 корпусных БХП 1890 пехотных БХ;

в 4 отдельных БХП 360 БХ усиления;

в 8 БХ батальонах МСД 344;

в 56 развед. БХ ротах 560;

в 27 СамАД и 13 (8+5) САП 792;

в 29 (8+21) ИСАД 464.

В наличии в линейных БХП = БХ-7 = 1050, БХ-10 = 900, БХ-14 = 70, БХ-4 = 410, итого 2430 ;

в корпусных БХП БХ-5 = 240, БХ-6 = 60, БХ-9 = 1450, БХ-8 = 50, БХ-13 = 90, итого 1890;

в отдельных БХП БХ-8 = 330, БХ-12= 30, итого 360

в БХ батальонах МСД БХ-4 = 350 ;

в развед. БХ ротах БХ-3 = 340, БХ-11 = 220, итого 560;

в СамАД и САП АС-1, -1М =100, АС-3 = 650, итого 750;

в ИСАД ИАС-1 = 350, БХ-13 = 60, итого 410.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас