Posted 8 Jun 2009 Давным-давно, в даллекой Галактике коллега Роберт написал: Обдумывая варианты спасения поздней Римской империи, я не раз останавливался на Юлиане Отступнике. Несомненно, это был самый талантливый и многообещающий император IV века. Его главный недостаток в том, что он был фанатичным язычником и слишком много энергии тратил на борьбу с христианством, т. е. на безнадёжную греблю против течения. Чтобы Юлиан мог возродить империю, нужно сделать его религиозно индифферентным христианином, таким же, как большинство позднеримских императоров. Пусть поменьше занимается религиозными вопросами и побольше – государственными реформами и военным делом. Для этого необходимо изменить его раннюю биографию. Пусть Юлиан будет не узником, которому нечего больше делать, кроме как читать греческие книжки и распалять в себе ненависть к дяде-узурпатору. Пусть его с самого детства воспитывают как наследника империи. Переиграем переворот 337 года и приведём к власти ту ветвь династии Флавиев, к которой принадлежал Юлиан. Напомню расстановку сил к моменту смерти Константина. Его ближайшие родственники делились на две враждующие группы: - сыновья: Константин II, Констанций II и Констант; - сводные братья: Далмаций Старший и Юлий Констанций, плюс их сыновья: Далмаций Младший и Ганнибалиан (дети Далмация), Галл и Юлиан (дети Юлия). К 337 г. титул цезарей имели все сыновья и Далмаций Младший, причём последний занимал главенствующее положение: в его область подчинения входили Константинополь и Балканы. Констанций вёл войну с персами, Константин II находился в Галии, о Константе ничего неизвестно. Далмаций Старший, имевший титул цензора, по-видимому, правил Сирией и Кипром. Положение Юлия Констанция неизвестно. Галл и Юлиан были ещё детьми. Самая экзотичная должность была у Ганнибалиана – «царь царей и понтийских народов», его резиденцией была Кесария в Каппадокии. По-видимому, его титул означал сюзеренитет над вассальными царями Армении, Боспора и прочих клиентских государств. Возможно также, что Константин прочил Ганнибалиана на престол Персии. После смерти Константина (22 мая 337 г.) родственники съехались в Константинополь. Никто не был провозглашён августом, сыновья назывались только «принцепсами», вероятно, шла глухая подковёрная борьба за наследство. В конце лета конфликт вырвался наружу: вспыхнул «стихийный солдатский бунт», сводные братья и их сыновья были убиты, кроме малолетних Галла и Юлиана, которых отправили в ссылку. Сыновья Константина поделили империю между собой. Есть основания предполагать, что главным организатором резни был Констанций. Теперь сделаем развилку. Сводные братья переиграли сыновей. Взбунтовавшиеся солдаты убили Констанция, Константина и Константа. Далмаций Младший получил повышение до августа, его уделом остался Константинополь и Балканы плюс Иллирик. Далмаций Старший стал августом Востока (и старшим августом) со столицей в Антиохии. Юлий Констанций – августом Запада; с ним отправились в Галлию и его малолетние сыновья, объявленные цезарями. Ганнибалиан стал цезарем в подчинении Далмация Старшего и сохранил титул «царя царей». В 338 г. Далмаций Старший и Ганнибалиан предприняли решительный поход против персов. Далмаций повёл наступление в Месопотамии, а Ганнибалиан с армянскими и готскими федератами вторгся в Атропатену. История обещала быть…. Дальнейшее обсуждение тут http://alternativa.borda.ru/?1-11-0-000003...-0-0-1191926918 И решил я возродить тему. Кое-какой таймлайн лежит по ссылке и интересующиеся могут ознакомится. Вкратце пробежим по верхам того что могло бы быть. в 360-е годы Юлиан громит соперников и становится единовластным императором. Своему Брату Галлу дает титул Августа и всю Империю к Востоку от Босфора. Сам 7 лет режет аллеманов, после чего идет на дунай, в Сирмий, воевать квадов и присматривать за иллирийской военной верхушкой, недовольной тем что власть перешла галльской военной клике. Убежавших от гуннов вестготов без эксцессов расселили в Мезии и Фракии, как бастарнов за сто лет до того. Размещением готов руководил Аммиан Марцеллин, оставившим подробное свидетельство о событии. В религиозной политике Юлиан придерживается РИ-практики Валентиана - никаких репрессий, обижать друг друга нельзя, ибо прийдет злой солдат и даст по шапке и эллину и христианину. На Востоке Галл свирепствует и добивает аримнскую церковь, подобно Феодосию, так что после его (Галла) смерти Юлиану и его наследникам достается в целом консолидированная христианская церковь. Только самоуправство Феофила и нападения на Храм Сераписа и Нитрийскую обитель даром не проходит. Египет в конце 4 - начале 5-го вв жестка зачищается, т.о. питательная среда монофизитсва уничтожается, а Александрийские патриархи лишаются своего независимого статуса. В этом мире небыло мятежей Магнеция, Максима и Евгения, так что Гальская армия сильна как никогда. Вот тут пишут http://ancientrome.ru/publik/bannikov/bann01.htm Так, в 350 г. Магненций вывел из городов и крепостей, защищавших рейнскую границу, все римские военные части (καὶ πόλις πᾶσα καὶ φρούριον πρόσοικον Ῥήνῳ τῶν ἐνοικούντων φυλάκων ἐξερημωθέντα προδέδοτο μὲν ἀφύλακτα πάντα τοῖς βαρβάροις — Iulian. De Regno. I.28.34); в 383 г. во время восстания Магна Максима римские войска оставили укрепления вала Адриана38; в 394 г. гарнизоны с рейнской границы увел Евгений (innumeras invictasque copias, vel Romanorum praesidiis, vel auxiliis barbarorum […]; Gallorum Francorumque viribus […] — Oros. VII.35.11; 12); после падения Евгения на Рейне на какое-то время вновь появились римские войска, но уже в самом начале V в. римское командование вынуждено было увести их для защиты Италии, которой угрожало вторжение готов; Клавдиан утверждает, что после этого Рейн остался открытым и лишь страх удерживает германцев от вторжения на Римский берег (De Bello Pollentino. 419—429)39. Оборона границы была возложена по большей части на федератов40. В нашей АИ германцев удерживает не только страх, поэтому никакого вторжения вандалов не происходит. Сидят себе спокойно на правом берегу и получают транши из Галлии. Детерменизм в этом мире происходит и Аттила тоже приходит к власти. Однако в отличие от РИ обе империи, с напряжением всех сил воюют с гунно-германской коалицией. Сил ходить в Галлию у Аттилы нет, все ограничивается Балканами, которые Аттила конечно разоряет, но это судьба. Зато Галлия и Британия надежно охраняются. Вполне возможно что в этом мире Аттила умрет раньше, надломленный поражениями. Его империю точно также разделят его сыновья и германцы точно также взбунтются и сразятся при Недао. В результате в Паннонии к северу от Савы образуется государство остготов, которым Запад дал права федератов. Гепиды с герулами оседают в Дакии, лангобарды остаются на Территории Австрии, бургунды - на Декуматских полях, которые они заселили еще после Юлиановской зачиски аллеманов. Какие нибудь вандалы либо ассимилированы, либо сидят на среднем рейне, франки, как водится, вернейшие федераты империи, сидят в Бельгике и в ус не дуют. Хуже всего пришлось англам - в Британию хода нет, пришлось оставаться в Ютландии и сражатся не на жизнь а на смерть с предками датчан и понаехавшими славянами. Беовульф без геройств не останется. Вполне возможно что на каком-то этапе в 5-ом вере - а время все же будет штормовое, как никак а давление на империю будет очень серьезное, Галльская армия чего-то там не поделит с очередным императором из дома Флавиев, не опраавдавшего возложенного на него высокого доверия и в 470-ом году узурпатором Запада станет Артур\Амвросий Аврелиан - командующий британскими легионами, хе-хе... Запад примется натравливатьсвоих федератов - лангобардов и остготов на Византию, Византия, станет отбиватся, используя гепидов (впрочем остготы могут привлечь гепидов к союзу, благо народы родтвенные) и особенно славян. Великие славяно-германские войны на дунае. Персия весь 5-й век будет сидеть тихо, после войн с Ганнибалианом и Юлианом особо не повоюешь. Потом конечно примется возникать и получим нсколько византийско-персидских войн. Поскольку в Византии нет своего Юстиниана, да и, подозреваю, что война с Западом не вечна (глядишь, в самой Византии Флавиев тоже на кого-то сменят) то результат войны может случится как в Мире Императора Велизария (см. на старом форуме). Там Византийцы благополучно обратились лицом на Восток, захватили Йемен и устроили Мекке год Слона. Вся эта благодать продолжалась до прихода чумы имени Кракатау и нашествия аваров. Прошу помощи зала - насколько велик шанс того что Византия поможет аварам громить Остготов? И получится ли этих остготов разгромить? Share this post Link to post Share on other sites
Posted 9 Jun 2009 Чтобы Юлиан мог возродить империю, нужно сделать его религиозно индифферентным христианином, таким же, как большинство позднеримских императоров. Пусть поменьше занимается религиозными вопросами и побольше – государственными реформами и военным делом. ИМХО Юлиан по определению не мог быть "религиозно индифиррентным". Не тот психотип. Будет христианином - будет так же искренне религиозен. Возможно даже будет впоследствии канонизирован. Тем не менее: Давным-давно, в даллекой Галактике коллега Роберт написал: В религиозной политике Юлиан придерживается РИ-практики Валентиана - никаких репрессий, обижать друг друга нельзя, ибо прийдет злой солдат и даст по шапке и эллину и христианину. На Востоке Галл свирепствует и добивает арианскую церковь, подобно Феодосию, так что после его (Галла) смерти Юлиану и его наследникам достается в целом консолидированная христианская церковь. Все очевидно так и будет. Для запада такая религиозная политика на тот момент единственно возможна. Только самоуправство Феофила и нападения на Храм Сераписа и Нитрийскую обитель даром не проходит. Египет в конце 4 - начале 5-го вв жестка зачищается, т.о. питательная среда монофизитсва уничтожается, а Александрийские патриархи лишаются своего независимого статуса. Блин. Кровищи-то будет. Придется устроить в Александрии кровавую баню не хуже той, что устроил некогда Караккала. А заодно возможно и давить голодный бунт в Константинополе - ибо хлебные поставки будут сорваны. Но реально. Прошу помощи зала - насколько велик шанс того что Византия поможет аварам громить Остготов? И получится ли этих остготов разгромить? Авары сперва ударят по антам, затем - по гепидам (которые занимают Потисье и Трансильванию). А когда они быстро разгромят и тех и других - офигевшие византийцы естественно вступят в союз с остготами против чрезмерно усилившихся пришельцев. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 9 Jun 2009 ИМХО Юлиан по определению не мог быть "религиозно индифиррентным". Не тот психотип. Будет христианином - будет так же искренне религиозен. Возможно даже будет впоследствии канонизирован Психотип. Его психотип был деформирован многолетным пребыванием под домашним арестом и угрозой расстрела. Тут правильно замечено было в старой теме - у Юлиана даже сексуальные расстройства на этой почве появились. Если он воспитывается как наследник - психотип будет откорректирован. А вместо христианского рвения будет преобладать оголтелый римский шовинизм, ага. Блин. Кровищи-то будет. Придется устроить в Александрии кровавую баню не хуже той, что устроил некогда Караккала. А заодно возможно и давить голодный бунт в Константинополе - ибо хлебные поставки будут сорваны. Но реально. Угу. А вы говорите - канонизировать Авары сперва ударят по антам, затем - по гепидам (которые занимают Потисье и Трансильванию). А когда они быстро разгромят и тех и других - офигевшие византийцы естественно вступят в союз с остготами против чрезмерно усилившихся пришельцев. Так и запишем. Значит Паннонская Готия выживет и остановит славянский натиск на Юг. Гм. Мне вот только непонятно существование Готии между Западом и Востоком. Разве что по примеру Армении, которая между Империей и Ираном лавировала. Но если и Запад и Восток сговорятся... Share this post Link to post Share on other sites
Posted 9 Jun 2009 (edited) Продолжим, помоляся. После поражений от готов и византийцев авары оседают в Валахии и постепенно изчезают, ну там, федераты-наемники, войны с другими племенами и т.п. Готия растет и укрепляется, активно усваивая достижения Средиземноморья, но не теряя своей национальной идентичности (забыл упомянуть что Ульфила в этой АИ таки никеец) Славяне, напуганые Готской державой массово бегут на Запад и на Восток. В Полабье плотность населения на порядок выше, аоднако англы никуда из Дании не ушли, так что Ютландию славяне не заселят. Хотя... не исключаю что Англы могут побежать на север и загеноцидить\ассимилировать предков викингов Усиливается славянский натиск на территории к западу от Эльбы, туда где сидят всякие вандалы с Бургундами. И вот тут таой момнт. Галлия опустошна Чумой, треть населения вымерла... Засилье магнатов имеет место быть, которые постепенно плюют на императорскую власть. Реально ли массовое вторжение всяких германцев в Галлию в 630-е и оттожение северных территорий от империи? Edited 9 Jun 2009 by Крысолов Share this post Link to post Share on other sites
Posted 9 Jun 2009 Продолжим, помоляся. Реально ли массовое вторжение всяких германцев в Галлию в 630-е и оттожение северных территорий от империи? Всяких - это кого? Прирейнским королевствам франков и бургундов, как тесно интегрированным в мир-экономику империи, самим от чумы перепадет, как в РИ перепало от нее рипуарским франкам. В РИ при Хлотаре II франки даже держали на Рейне оборону от набегов саксов. Здесь им обоим придется ложиться костьми, отбивая голодных саксов и прочих алеманнов. И если одно из рейнских королевств падет - Галлию не спасет ничто. Ибо придут не федераты, уже обтесавшиеся в сфере влияния Рима (как франки в РИ), а форменные дикари. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 9 Jun 2009 Здесь им обоим придется ложиться костьми, отбивая голодных саксов и прочих алеманнов. И если одно из рейнских королевств падет - Галлию не спасет ничто. Ибо придут не федераты, уже обтесавшиеся в сфере влияния Рима (как франки в РИ), а форменные дикари. ВОт и я говорю. Вообще я расчитываю на саксов (аллеманов еще Юлиан загеноцидит). Только полагал что эту уже конец 8-го века и Видукинд Завоеватель С другой стороны... Англы могут испугаться злых славян и побежать на запад. И уже в середине 7-го века полчища англосаксонских и юто-фризских завоевателей хлынут в ослабленную чумой и смутой Галлию... Как я в общем то и предлагал ранее. Только теперь это предложение в новой обертке пойдет. А вслед за ними прийдут новые славянские полчища, теснимые готами. Хочу их в Британию направить. Пусть тамошний Артур бросает свою пехоту на вагрийские щиты :) Share this post Link to post Share on other sites
Posted 9 Jun 2009 А вслед за ними прийдут новые славянские полчища, теснимые готами. Какими готами? Остготы сидят в Паннонии и Далмации уже как правильно организованное государство. Эдакий Рохан . А вестготов загеноцидили давно. Англы могут испугаться злых славян и побежать на запад. И уже в середине 7-го века полчища англосаксонских и юто-фризских завоевателей хлынут в ослабленную чумой и смутой Галлию... Караул!! Эдак можно доиграться до полной этнической германизации всех земель к северу от Луары и Юра. Местное население там после чумы редкое, а германцев много. А как же la belle France? Галлы Арморики в этом мире побегут в Британию (усиливая ее мобпотенциал), так же как в РИ бритты бежали от саксов в Бретань. :) Share this post Link to post Share on other sites
Posted 9 Jun 2009 Какими готами? Остготы сидят в Паннонии и Далмации уже как правильно организованное государство. Эдакий Рохан . А вестготов загеноцидили давно. А как же наследие Германариха? Да, Рохан. Но во-первых, Рохан не пускает славян на Юг. Т.е. совсем не пускает. А кроме того всячески расространяет свою власть на Север, в Богемию. И ЛАнгобарды, что у Виндобонны осели тоже кусаются. Караул!! Эдак можно доиграться до полной этнической германизации всех земель к северу от Луары и Юра. Местное население там после чумы редкое, а германцев много. А как же la belle France? Нуууу... Альтистория требует жертв. Зато потом Лангедок зацветет и запахнет. Галлы Арморики в этом мире побегут в Британию (усиливая ее мобпотенциал), так же как в РИ бритты бежали от саксов в Бретань. Гм. Это интересная идея. Глядишь - отобьются от всяких славяно-викингов и создадут Британскую империю :) Share this post Link to post Share on other sites
Posted 14 Jun 2009 Пытаюсь оценить обстановку на 700 год. Получается: Предыдущее, 7-е столетие, отмечено рядом катастроф, постигших Imperia Romani Occidentalis. Для начала, Великая Чума, которую в этом мире не назвали Юстиниановой ударила по западу сильнее чем по Востоку (хотя слабее чем в реале - сказалось сохранение единого государства, культурно-образовательного базиса и отсутствие постоянных войн во внутренних провинциях). Тем не менее удар по экономике пришелся сильный и усилилось закрепощение крестьян. Увеличилась власть земельных магнатов, возросли сложности комплектования армии из коренных жителей провинций (особенно сильный удар чума нанесла по Галлии и Британии, т.е. по основным источникам новобранцев), все чаще пришлось прибегать к помощи федератов - франков (Нижний Рейн), вандалов (Средний Рейн) и бургундов (Декуматские поля - достались бургундам после великой зачистки аллеманов Юлианом), усилилась фрагментация элиты. На сладкое в первой трети 7-го века разразилась гражданская война за власть в Империи (нечто подобное узурпации Фоки - Рейнская армия сказала свое веское слово, после чего случился обвал и война всех против всех), которая обессилила империю. Участились пиратские нападения саксов и англов на Британию и галльское побережье. Надо отметить что в этом мире Византия сильнее реала (за подобностями см. Мир Императора Велизария). Юстиниана в этом имре не было, а если и был, то все ресурсы и усилия били потрачены не на восстановления империи на Западе, а на борьбу с Ираном и проникновение на восток. В результате удалось прочно завассалить арабов (Гассаниды владеют доброй половиной Аравии и исповедуют православие), устроить Мекке год Слона и оккупировать Йемен (как Хосров Ануширван в реале). Византийские купцы плавают на Тапробану и в Индию и подрывают трансиранскую торговлю). Армения была поделена с Ираном в 397 году на условиях - Рим себе всю Армению, Иран довольствуется Атропатеной. Аваров, благодаря союзу с остготами удалось уконтропупить на взлете, так что в 600 году не было захвата аварами пленных и не было отказа их выкупать, следовательно никакого восстания Фоки не произошло. Даже императора Маврикия не было, гы! В общем, к середине века силушки богатырской у Восточной империи хватало. Нехватало только настоящих буйных. И он нашелся! Молодой византийский император Лев очень любил историю и древнюю римскую славу. Так любил, что даже в совершенстве выучил латынь, хотя в столице на латыни говорить же было не с кем, кроме фракийцев из дворцовой схолы. Как-то раз, перечитав на ночь биографии Цезаря, Септимия Севера и Юлиана, подумал что это несправедливо быть всего лишь соправителем. Один народ, одна империя, один фюрер, пардон, Император! Сказано - сделано! Благо Запад распадался на глазах - в Африке вновь подняли голову донатисты и циркумцеллионы, которых никогда не удавалось окончательно уничтожить, берберы благополучно отобраи весь Атлас, в Галлии снова поднялись багауды. А трон Запада сотрясали постоянные смуты. Заключив союз с остготами, крайне заинтересованными в признании их захватов (благо отхватить успели все Западные Балканы от линии Сирмий-Диррахий до Аквилеии, кроме приморских гордов Далмации) Византийцы начали наступление на запад. В генеральном сражении при очередном Фригидо (или Аквилее, кому как нравится) остатки регулярной западной армии, снятой с северной граници, и много частей федератов погибли. Византийцы вступили в Италию, где вскоре западный соправитель был низложен и Лев был провозглашен единым императором. Вторая византийская армия в это время оккупировала Африку. Потихоньку начали готовить высадку в Испанию. И в этот момент рухнула оборона на Рейне! Случилось то что случилось в нашем мире в 407 году. Пгибшие легионы не заняли пограничные укрепления и только страх сдерживал варваров от вторжений. Но голод сильнее страха. Многочисленные и голодные племена саксов и, решившие уйти из Ютландии по такому случаю англы, предприняли ряд вторжений. Самыми верными римскими федератами оказались франки, пришлось их немного загеноцидить, но несмотря на это они продолжали удерживатся в низовьях Рейна и Шельды. А вот вандалы оказались слабыв звеном. После первых поражений от злобных англичан мудрый вандальский вождь Гензерих Понял что если не можешь победить врага - то надо к нему присоединится. В общем когда дым рассеялся картина оказалась следующей. 1. Франки засели в Бельгике так что хрен их оттуда выбьешь, однако оказались окружены враждебными англосаксами. 2. Вандалы осели в Аквитании, сделав своей столицей Тулузу и получили потверждение прав федератов от Византии. 3. Бургунды так и сидят на Декуматских полях, хотя и поучавстсвовали в разграблении римских провинций. 4. Англосаксы завладели всей оставшейся Галлией кроме Септимании и Арля. Настоящие варвары творят СИГ и грабеж в промышленных масштабах. Успели даже пограбить Испанию но были выбиты оттуда византийской армией. Вражуют с вандалами и рано или поздно их съедят. 5. Готское государство (Ойум) владеет Паннонией, Пуштой, Балканами от Аквилеи до Сирмия, за исключением узкой прибрежной полосы с богатыми далматинскими городами, аннексированной Византией. 6. Единая Римская империя, которая кроме восточных византийских провинций владеет Италией, Африкой, Испанией (местная элита решила что лучше Византийцы чем англосаксы), Септиманией и Арлем 7. Россыпть романо-кельтских королевств в Британии. Именно туда бегут, спасающиеса от геноцыда галло-римляне. К 700-720-м годам Англосаксы съели вандальскую аквитанию, а самих их частью убили, частью ассимилировали. На огромной территории от Гаронны до Эльбы, от Бискайского залива до Альп образовалась Гептархия - семь англосаксонских королевств, как в реале в Британии - Уэстэнгель (Бретань и окрестности), Эстэнгель (Париж), Уэссекс (Аквитания), Сассекс (Южная Галлия), Эссэкс (РИ-Бургундия) и Великосаксония (старые саксонские территории между Рейном и Эльбой) завасаллившая франкские королевства. За опустевшую Ютландию сцепились ободриты и изгнанные было на север неушедшими в пятом вее англами предки датчан. Поскольку в этом мире Ойум не дал ужным славянам уйти на Юг они повернули на северо запад. В Результате в ходе напряженной борьбы славянам удалось таки отбросить датчан на север и то что мы называем Данием в том мире называется Вагрией. Однако в Норвегию вторгнутся не получилось и викинги будут и в этом мире. Впрочем славяне сами не дураки попиратсвовать и пограбить, тем более что людей в Полабье становится все больше и больше, а слухи доносящиеся из Британии свидетельствуют о том что там бушуют постоянные войны. Итак, мир стоял в одном шаге от начала великих славяно-норвежских походов! Засим умолкаю и прошу коллег высказаться. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 14 Jun 2009 Может не прав но переносить через три века и повторять фактически ту же ситуацию как то не правильно по моему, к 8 веку единственно активная сила это саксонцы, ну может бавары и тюринги(лангобардов просто игнорируем, не говоря уж о всяких герулах, аланах, гепидах, квадах, ругах, бурах и т.д.), остальным уже ничего не надо. Вопрос, хватит ли их на столь масштабные действия, в Британии то топтались, хотя делов там было все ничего. Опуская историческую достоверность расклад симпатичный русско-норвежеские дружины плывут в Гренланию и Сицилию, в помощь автору http://www.langs.ru/russenorsk и БАЛТИЙСКИЕ СЛАВЯНЕ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Территории, населявшиеся в Европе славянами, в средние века были больше, чем сейчас. К нашему времени территории некоторых и славянских, и не славянских народов были со временем заняты другими народами. Некоторые из существовавших тогда народов отчасти влились в другие этносы и стали предками народов, которых мы сейчас называем уже по-другому. Некоторые народы были истреблены полностью более сильными противниками, как, например, авары (впрочем, авары – это не славянский народ, дальше здесь о них не будет говориться). История постоянно все меняет… И когда говорят о ранее существовавших народах, так или иначе исчезнувших к нашему времени, говорят о ком угодно: древних египтянах, кельтах, хазарах. Но при этом о нескольких даже не народах, а союзах народов балтийских славян никак не упоминается. И даже когда говорят именно о славянах, то о достаточно большой группе живших на севере Европы в конце I – начале II тысячелетия балтийских славян не упоминается. Но как франки, кельты и хазары, так и балтийские славяне реально существовали. И именно балтийские славяне были несколько особой группой славян, выделявшейся из всех славян некоторыми такими особенностями, которые развили у себя именно только они. И именно жизнь, быт и история балтийских славян ещё более интересны, учитывая то, что отчасти от них (от переселенцев с южного берега Балтики) произошли новгородцы и не только они… Скорее всего, пантеон восточно-славянских богов отчасти происходит от богов балтийских славян. Наконец, очень и очень возможно, что Рюрик и варяги-русь, от которых прозвалась наша, русская земля, - это тоже выходцы из балтийских славян. От этого изучение истории балтийских славян приобретает еще больший интерес. Если позже, при княгине Ольге и князе Владимире, христианская религия была занесена на Русь из еще одного ныне не существующего государства Византии, то в более ранний период большое влияние на Русь оказали балтийские славяне. Когда славяне появились на южном побережье Балтийского моря? Как происходило заселение юга Балтики славянами? Л. Нидерле в книге «Славянские древности» говорит так. Первоначально на юге Балтийского моря жил какой-то народ, оставивший после себя поля погребений. Но его этническая принадлежность не выяснена до сих пор. Гипотезу о том, что это могли быть фракийцы или иллирийцы Л.Нидерле считает необоснованной. По его мнению, это могли быть либо кельты, либо славяне. Нидерле подробно говорит об этом в третьей части первой книги «Славянских древностей», но я здесь останавливаться на этом не буду, т.к. кем бы ни был этот народ, его потом вытеснили оттуда, а отчасти, может быть, покорили германцы, и закончился этот процесс уже во ІІ веке до нашей эры. Но уже в первые века нашей эры и германцы ушли оттуда, за исключением большого племени лугиев, дальнейшая судьба которого неизвестна (то есть просто неизвестно, ушло оно или нет), а также по-видимому, незначительных остатков различных других племен – история доказывает, что кое-кто из германцев там все же остался. Но, тем не менее, те территории, на которых потом поселились балтийские славяне, к тому времени оказались большей частью совсем, а отчасти почти свободны от германцев. Когда туда же пришли славяне – об этом до сих пор ученые спорят. Часто говорят, что это произошло в VI и даже VII веках. Нидерле придерживается другой точки зрения, что славяне пришли туда не позднее ІІ-ІV веков н.э. о как бы то ни было, в любом случае достоверные свидетельства о присутствии славян в тех местах относятся уже к значительно более позднему времени. В частности, в бассейне Хавеля-Шпрее начало процесса возникновения славянских укрепленных селений датируется концом VI - началом VII века. Тогда возник Бранибор (теперь это Бранденбург), в первой половине VII века – Старгард (Ольденбург). Правда, в то время они были уже укрепленными поселениями, а зарождение этих селений могло произойти раньше. Примерно то же самое было и на острове Рюген, когда его заселили славяне. В.В. Седов пишет: «Подобная ситуация наблюдается и на острове Рюген. Из 40 пыльцевых анализов половина показала континуитет земледельческой деятельности и, следовательно, несомненную встречу славянских переселенцев с местными германцами. Этноним славянского племени, заселявшего этот остров - раны (руяне, рушане, руги), - очевидно, восходит к германским ругиям, упоминаемым еще Тацитом, связь которых с тем же островом представляется бесспорной. Контакты славян с германцами фиксируются и в Вагрии, в частности, по материалам Ольденбурга и Бозау». К сожалению, любители спекулятивных рассуждений о славянстве часто и уверенно говорят, что, дескать, руги – это и были уже славяне. Но достоверно доказать ту или иную точку зрения (что руги – германцы или что они же – славяне) до сих пор, исходя из имеющейся у историков информации, невозможно. Общепринятая точка зрения такова: известно, что руги пришли на Балтику вместе с другими достоверно германскими племенами и практически нет смысла сомневаться, что и они были германцами. На самом деле все несколько сложнее и некоторые поводы сомневаться в этом есть, но, тем не менее, в свете имеющихся у историков фактов такая версия, что руги – это германцы, пока более убедительна. Реально, по-видимому, было так, что славяне пришли на Рюген, когда его уже населяли руги (будь то другие славяне или германцы) и когда они называли свой остров Руян или, может быть, как-то по-другому, но с началом на «Ру-». Ругов новопришедшие славяне оттуда вытеснили, а может быть, если тех было на острове не много, даже и просто стали заселять остров, как их соседи. Ну а поскольку Рюген в то время уже как-то назывался ругами, они просто стали называть его так же или примерно так и, в конце концов, переделали это название в Руян. Правда, если предположить, что руги – это германцы, и после появления славян они оттуда не ушли, а остались на острове, надо понимать, что их там было явно мало, намного меньше, чем славян. И это доказывается тем, что культура, которую туда привезли славяне, не только изначально была славянской, но и славянской же осталась, а от культуры (в первую очередь от религиозных представлений) германцев-ругов там не осталось ничего. А вот обряд гадания по поступи коня в руянском святилище Арконе был точно таким же, как в святилище лютичей Ретре. И у лютичей, и у руян пурпурный цвет имел какое-то культовое значение. А некоторые контакты с оставшимися на острове германцами никак не повлияли на культуру славян, за исключение того, что последние оставили примерно то же название острова, как его называли германцы-руги. После того, как славяне уже расселились по южному берегу Балтики и до сего момента, их стали делить на 4 группы, из которых три группы - это три больших союза племен, живших на материке и не имевших прочных границ, а четвертая группа - это руяне: 1/ самое западное, занимавшее земли от Южной Ютландии до р. Рокитницы, – ободриты (переиначенные Шафариком и с тех пор часто называемые бодричами), 2/ на востоке и к юго-востоку от них до р. Одры лютичи (они же велеты или вильцы-волки) – тоже не одно племя, а союз из нескольких племен, 3/ руяне (жители о. Рюген, напротив территории лютичей), 4/ и, наконец, между Одрой, Вислой, Вартой и Нотецею, жили поморяне, состоявшие из двух (кашубов и словинцев) племен (впрочем, в некоторых источниках упоминаются и некоторые другие племена, входившие в состав поморян). В основном эти союзы племен формировались, видимо, по родству входивших в них племен. Кроме этих союзов, к балто-славянам принято относить и ряд мелких племен, соседствовавших с лютичами и ободритами или, может быть, входивших в тот или другой из этих союзов - некоторые из этих племен будут упомянуты ниже, в цитате из "баварского географа". Причем надо сказать, что наряду с балтийскими славянами, часто говорят об ободритах и лютичах (без руян и поморян), как о полабских славянах, добавляя к ним еще один славянский союз – сербов-лужичан, но сербы – это действительно полабские, но уже не балтийские славяне, они не селились на побережье Балтики. Германцы (прежде всего немцы, скандинавы, англо-саксы) именовали южнобалтийских славян вендами или виндами (Wenden, Winden), а их страну Винланд, Виндланд (Vinland, Vindland). О религиозных верованиях вообще всех балтийских славян говорить здесь много говорить нет смысла – об этом лучше говорить применительно к каждому объединению балтийских славян отдельно. Пока здесь имеет смысл отметить только четыре особенности культа балто-славян. Первое - балтийские славяне были язычниками. И в разных областях Южной Балтики поклонялись разным богам. Но при этом некоторые особенности их культов были удивительно сходны, но об этом надо говорить при рассказе о каждом конкретном народе балто-славян. Плюс к тому, у нас есть одно высказывание средневекового хрониста Гельмольда о том, что хотя балто-славяне и имели много богов, но... «Между многообразными божествами, которым присвоены леса, поля печали и радости, они [балтийские славяне] признают единого Бога, в небесах повелевающего прочими богами, и верят, что он, всемогущий, заботится только о небесном; другие же божества, которым розданы разные должности, подчинены ему, произошли от его крови и тем знатнее, чем ближе родством к этому Богу богов». То есть, веря во многих богов, они в то же время, в какой-то мере исповедовала единобожие. А.Ф. Гильфердинг, автор крупнейшего труда о балтийских славянах («История балтийских славян», 1874 г.) так комментирует это утверждение Гельмольда («Славянская хроника»): «Чрезвычайно замечательно и важно это верование. Никакой языческий народ в Европе не подходил так близко к единобожию, как Балтийские Славяне. … Правда … поняв, что небесное божество стоит в недосягаемой высоте над земным миром, Балтийский Славянин уже не постигал, чтобы оно могло заботиться об этом ничтожном мире, в котором живет человек: по его рассуждению, оно должно было презреть землю и предоставить ее низшим божествам. Не менее материально и то верование, что эти низшие, земные божества, суть дети и внучата небесного Бога. Удалив единого, небесного Бога от земного мира, Балтийские Славяне и не воздавали ему поклонения: что ему было до поклонения существ, о которых он, по их понятиям, не заботился? Все поклонение и весь круг мифологии сосредоточились в его потомках, божествах земных, человеческих» Как и говорит Гильфердинг, никаких следов поклонения балто-славян некоему наивысшему небесному божеству неизвестно. Но «Славянская хроника» Гельмольда является достаточно достоверным источником информации. Видимо, нечто вроде того, что говорит Гельмольд, действительно было. И как минимум одно подтверждение этого все же имеется. В самом раннем упоминании (у Адама Бременского) о главном боге лютичей этот бог назван Сварожичем. Но Сварожич - это сын Сварога. При этом поклонения лютичей Сварогу нигде не зарегистрировано. Но достоверно известно, что, например, у восточных славян Сварог был именно богом неба. Может быть, высшим небесным богом и у лютичей считался Сварог? (Причем не исключено, что у других балто-славян он мог иметь как то же самое, так и другие имена.) Также Гильфердинг говорит: «От Неба рожден был и Святовит, по известному верованию Балтийских Славян» (Святовит - это бог руян, так что верование в наивысшего небесного бога было, видимо, и у них), правда, никаких ссылок на средневековые первоисточники, из которых известно это верование, и вообще никаких подробностей об этом веровании он в данном случае не приводит. Второе – большая развитость культов, существование жрецов. Специальная каста жрецов засвидетельствована (из всех славянских народов) только у балтийских славян, религия которых, по сравнению с другими западными славянами-язычниками, была наиболее развита и у которых имелось наибольшее количество известных богов и крупных культовых центров с известными храмами. В связи с этим, а точнее говоря, причиной этого локального развития была именно существовавшая у них каста жрецов. У остальных славян подобного рода жрецы не засвидетельствованы. У всех других славян (восточных, западных и южных), очевидно, отец семьи или хозяин, а в случае необходимости и князь племени исполняли и религиозные обряды, хотя нельзя отрицать и того, что в их культовых центрах были также лица, выполнявшие в какой-то степени функции жрецов. Ими являлись постоянные помощники при жертвоприношениях и хранители святилищ. В отличие от этого, в землях балтийских славян при святилищах существовали целые группы жрецов с главным жрецом во главе (sacerdos major, pontifex), которые заботились о поддержании культа и занимались различными магическими действиями и предсказаниями. Даже у таких богов, которым не был посвящен специальный храм, каким, например, являлся Прове (ему поклонялись в дубовой роще у Старгарда) был, как упоминают источники, собственный великий жрец. (Впрочем, святилища-храмы были у всех балто-славян, кроме ободритов.) Третье – как пишет, в частности, В.Н. Бодрухин, только у полабо-прибалтийских славян известно храмовое строительство и даже строительство так называемых храмовых городов, в которых находились именно только храмы, но не было постоянных жителей. Таковы были, в частности, Аркона, Ретра. О храмах балтийских славян пишет В.В. Седов: «Храмы-святилища, сооруженные из дерева и великолепно оформленные, до недавнего времени были известны по описаниям средневековых авторов XI-XII вв. Археологическими изысканиями в Гросс Радене недалеко от г. Штернбергер в Шверинском округе была открыта одна из таких культовых построек, относящаяся к более раннему времени. Здесь на полуострове озера Биннензее находится городище с высоким кольцевым валом и поблизости поселение IX-Х вв., на котором и находилось культовое здание, датируемое второй половиной IX в. Стены его были сооружены из вертикально поставленных бревен, которые с наружной стороны были облицованы уплощенными брусьями. Последние сверху завершались схематически вырезанными изображениями голов. Над входом висел череп зубра - символ силы и благополучия. Длина храма 12,5 м, ширина 7 м. Остатки подобной культовой постройки, несколько худшей сохранности, раскопаны были также в Фельдберге. Анализ этих языческих храмов показал, что ближайшие аналогии им находятся в культовом строительстве кельтов. В этой связи вполне обоснованной представляется мысль Й.Геррманна о том, что культовые здания северо-западных славян восходят к кельтским храмовым постройкам. Их начало, по-видимому, связано с теми регионами, где в I тысячелетии до н.э. имели место кельто-славянские контакты, то есть с бассейном верхнего течения Одера. Из Силезии в земли балтийских славян кельтское наследие было перенесено, очевидно, носителями фельдбергской культуры». Другие славяне храмовых городов не строили. Четвертое – это, в сущности, особенность не именно балтийских славян, а славян вообще: они имели много многоголовых богов. В том числе многоглавы были все боги рюгенских славян и некоторые боги других балто-славян. И, наверное, наиболее ярко поликефалия богов была распространена именно среди балто-славян. Учёные считают, что эта многоглавость, или поликефалия, возникла у славян очень давно, во времена, когда славяне были еще единой ветвью индоевропейцев. Топографические условия поселений суковско-дзедзицкой культуры (к которой принадлежат балтийские славяне) и весь ее облик говорят о земледельческом характере населения. В то же время балто-славяне были и отличными мореходами. Пишет В.В. Фомин («Комментарии к книге С.А. Гедеонова ''Варяги и Русь''»): «Славяне были самым мореходным народом на Балтике, «властвовали, - подчеркивает И.А.Лебедев, - на море безраздельно и были передовым народом в мореплавании. Они отличались искусством в построении судов. Первые большие корабли, которые могли вмещать лошадей, были построены ими». Отсюда и важное новшество, введенное славянами в военно-морских операциях: погружая на корабли коней и посредством их совершая быстрые вторжения вглубь территории противника (этот способ был затем перенят у них датчанами). По свидетельству немецких ученых, именно у балтийских славян скандинавы заимствовали «ряд морских терминов». Из того же источника (В.В. Фомин): «Уровень жизни балтийских славян поражал воображение чужеземцев. Так, в житиях Оттона Бамбергского говорится о Поморье, которое предстало перед ним в 20-х гг. XII в. в состоянии довольства и богатства: «Нет страны обильнее медом и плодоноснее пастбищами и лугами». По точным словам Забелина, для европейцев славянская земля была «землей обетованной», в которой всего было вдоволь. Славяне, свидетельствуют современники, почти не знали бедности. О Поморье шла слава, что там не было нищих, а бедняки вообще презирались. Когда епископ Бернгард явился в 1122 г. для проповеди в Волин, то жители, лицезрея его разутым и в одежде бедняка, не поверили, что он есть посланник истинного бога, «полного славы и богатства», и приняли его за обманщика. Успех проповеди Оттона Бамбергского во многом заключался именно в том, что поморяне увидели в нем богатого человека. В этом случае показательно сопоставление уровня жизни датчан и южнобалтийских славян, сделанное спутниками Оттона. Во время его второй проповеди (1127) на Южной Балтике, когда он посетил главным образом города лютичей и Штеттин, один из его приближенных побывал в Дании, у датского архиепископа. И сразу же яркие краски, присущие в описании жизни и экономического быта балтийских славян, исчезают из жития святого: у датчан церкви и дома знатных людей очень бедны и убоги на вид, жители занимаются в основном скотоводством, а также рыболовством и охотой. Земледелие развито слабо, в образе и одежде у датчан, заостряется внимание, не было ни роскоши, ни изящества». Правда, что касается землепашества у балто-славян, исключением здесь являются руяне: они добывали себе на жизнь мореходством (в первую очередь, вероятно, пиратством), почти не занимаясь землепашеством. Но в этом они так преуспели, что их уровень жизни, судя по данным средневековых хронистов, был не ниже, а даже еще выше других балтийских славян. Ну и, разумеется, большой статьей дохода всех балто-славян была торговля, в том числе морским путем. Жизнь на берегу Балтики давала им огромные возможности в торговле как с теми, кто жил западнее, так и с теми, кто жил восточнее их. Градостроительство у балтийских славян начало развиваться рано, и рано же оказалось сильно развито. Читаем так называемого "баварского географа" (единственное дошедшее до нас его сочинение «Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii», то есть «Описание городов и областей к северу от Дуная», IX в.) о славянских городах: «Ближе всего к пределам Дании находятся те, кого называют северными ободритами. Там — область, в которой имеются 53 града, поделенные между их князьями. У вильцев 95 градов и 4 области. Глиняне — народ, имеющий 7 градов. Неподалеку от них располагаются те, которые зовутся бетеничами, мильчанами и моричанами и которые имеют 11 градов. Рядом с ними — гаволяне, имеющие 8 градов. Около них находится область сербов, где живут многие [племена], и у них 50 градов» (Descriptio civitatum ad septentrionalem plagam Danubii. Praha, 1956. P. 2, пер. В. К. Ронина). Балто-славянский город Волин, по мнению средневекового летописца Адама Бременского, был самым большим городом в Европе того времени, он пишет: «За страной лютичей, которые иначе называются вильцами, протекает река Одер... В устье ее... славнейший город Юмне... Это поистине самый большой из всех городов, какие есть в Европе» (Юлин, Юмна или Юмнета - это другие названия Волина). Впрочем, по мнению, Эббона (III,1), это было не совсем так, он пишет: «Щецин, напротив, очень большой город, больший, чем Юлин» . То есть еще более крупным городом, чем Волин (Юлин), он называет другой балто-славянский город, столицу поморян Щецин. Погребальные памятники у балтийских славян практически неизвестны. Исследователи полагают, что здесь бытовала какая-то обрядность, трудно фиксируемая археологией. По всей вероятности, это был ритуал кремации умерших с последующим разбрасыванием остатков трупосожжения, собранных с погребального костра, в определенных местах прямо на поверхности. Такой могильник с поверхностным слоем, состоящим из остатков трупосожжений, был открыт в Ябеле в округе Нейбранденбург (это на территории лютичей). Отношение к власти у различных народов балтийских славян было разным. Наиболее сильна была власть единого правителя у руян, слабее (последовательно) у ободритов, лютичей и самой слабой у поморян (обычно пишут так; правда, М. Любавский считает, что у поморян княжеская власть была сильнее, чем у лютичей). Последние два союза – лютичи и поморяне – были фактически вечевыми республиками. Но подробнее об этом нужно говорить в отдельных статьях. Наконец, даже краткий рассказ о балтийских славянах будет не полон, если не привести информацию о связи их с происхождением ильменских славян (словен). Для этого имеет смысл поместить здесь следующую длинную цитату. «Массовый археологический, антропологический и нумизматический материал свидетельствует не только о самых древних связях Северо-Западной Руси с Южной Балтикой (по сравнению с той же Скандинавией), но и о самом широком присутствии в ее пределах южнобалтийских славян. Особенно впечатляют как масштабы распространения керамики южнобалтийского облика (фельдбергской и фрезендорфской), охватывающей собой обширную территорию Восточной Европы (она доходила до Верхней Волги и Гнездова на Днепре, т. е. бытовала в тех областях, обращает внимание А.Г.Кузьмин, где киевский летописец помещал варягов; в Киеве ее не обнаружено), так и удельный вес ее среди других керамических типов и прежде всего «в древнейших горизонтах культурного слоя» многих памятников Северо-Западной Руси (Старой Ладоги, Изборска, Рюрикова городища. Новгорода, Луки, Городка на Ловати, Городка под Лугой, неукрепленных поселений - селища Золотое Колено, Новые Дубовики, сопки на Средней Мете, Белоозера и других). Так, на посаде Пскова она составляет более 81 %, в Городке на Ловати около 30 %, в Городке под Лугой ее выявлено 50% из всей достоверно славянской (и эта посуда не является привозной, а производилась на месте, о чем говорит как объем ее присутствия, так и характер сырья, шедшего на ее изготовление). В целом для времени Х-ХI вв. в Пскове, Изборске, Новгороде, Старой Ладоге, Великих Луках отложения, насыщенные южнобалтийскими формами, представлены, по оценке С.В.Белецкого, «мощным слоем». В 1950 г. Я.В.Станкевич отметила, что «широко распространенные в древнейших жилых комплексах» Старой Ладоги, а именно сюда первоначально пришел Рюрик, сосуды имеют многочисленные аналогии в керамике южнобалтийских славян междуречья Вислы, Одера и Эльбы. На селище Новые Дубовики, что в 9 км вверх по течению от Старой Ладоги, и датируемом IX в., многочисленной группой лепной керамики также представлена посуда южнобалтийского типа. В ранних археологических слоях Новгорода (Неревский раскоп, конец IX в.), говорит Г.П.Смирнова, заметный компонент составляет керамика, которая «характерна только для поморских славян и может служить ориентиром для определения границ их обитания». Лепная керамика Рюрикова городища (IХ-Х вв.), в котором видят предшественник Новгорода и куда якобы пришел из Ладоги Рюрик, абсолютно идентична древнейшей посуде Старой Ладоги и Новгорода, т. е. керамике южнобалтийского типа. Часть раннегончарной посуды поселения (первая половина X в.), указывает Е.Н.Носов, «находит аналогии среди керамики севера Польши и менкендорфской группы...». В Изборске (Труворово городище) основу керамического набора лепных сосудов VIII-IХ вв. (более 60 %), подчеркивает С.В.Белецкий, «составляют сосуды, находящие себе соответствие в славянских древностях южного побережья Балтийского моря». В.В.Седов заметил, что сосуды биоконических и реберчатых форм, найденных в новгородских сопках, являют собой характерную особенность славянской культуры междуречья нижней Вислы и Эльбы. Своей массовостью керамический материал, следует напомнить слова А.В. Арциховского, служит «надежнейшим этническим признаком», причем лепная посуда является одним из наиболее ярких этнических индикаторов. Поэтому, как справедливо заключал Седов, именно лепная посуда «представляет первостепенный интерес» для изучения истории населения Северо-Западной Руси. В 1960-х гг. В.Д.Белецкий широкое присутствие южнобалтийского керамического материала в раскопах Пскова объяснял тем, что сюда переселилось славянское население «из северных областей Германии...». В 1970 г. Седов, основываясь на сосудах нижнего горизонта Ладоги и Псковского городища, ближайшие аналогии которым известны на южнобалтийском Поморье, пришел к выводу «о происхождении новгородских славян с запада, из Венедской земли». В 1971 г. В.Л.Янин и М.Х.Алешковский отметили среди новгородского населения наличие «балто-славянского контингента», пришедшего с запада. В 1974 г. Г.П.Смирнова, исходя из «сравнительного анализа керамики Новгорода и керамики поморских славян», поддержала мнение о заселении Новгородской земли выходцами из северных районов Висло-Эльбского междуречья. В 1977 г. В.М.Горюнова появление керамики южнобалтийского типа в Городке на Ловати связала с переселением с территории Западного Поморья водным торговым путем определенной части «ремесленного люда». В 1982 г. исследовательница, характеризуя западнославянские формы раннекруговой керамики Новгорода и Городка на Ловати, еще раз указала, что «керамика этих форм... скорее всего, принесена сюда выходцами с южного побережья Балтики». В 1979-1980 гг. С.В.Белецкий связал появление керамики южнобалтийского типа в Изборске с его основанием (рубеж VIII-IХ вв.), а в конце IХ в. в Пскове - со временем кратковременного затухания Изборска. В новой группе населения в Пскове (вторая половина X в.) ученый также видит южнобалтийских славян. Причем он подчеркнул, что его территория увеличилась в 6 раз, и на поселении появились профессиональные ремесла и торговля (весы, разновес, монетные находки). В 1980 и 1982 гг. К.М.Плоткин, отметил, «что... в генезисе древнерусского населения Псковщины участвовали западнославянские этнические элементы». В 1982 г. Й.Херрман высказался в пользу того, что южнобалтийские славяне могли «прибывать и в Новгород, и в Старую Ладогу, поселяясь в этих торгово-ремесленных центрах». В 1988 г. Е.Н.Носов, констатируя прибытие в VIII в. в центральное Приильменье новой группы славян с развитым земледельческим укладом хозяйства, значительно стимулировавшей социально-экономическую жизнь региона, предположил, что переселенцы могли придти с территории современного Польского Поморья. Через два года он отметил наличие «культурных связей поморских славян и населения истока р. Волхова». В 1990 г. С.В.Белецкий подчеркнуто сказал, что на Труворовом городище «в VIII-IХ вв. находился ремесленно-торговый протогородской центр, основанный славянскими переселенцами с территории междуречья нижней Эльбы и Одера...». Заключения антропологов с поразительной точностью подтверждают выводы археологов. В 1969 г. В.П.Алексеев установил факт наличия среди населения Северо-Западной Руси выходцев с Балтийского Поморья. В 1974 г. Т.И.Алексеева констатировала, что краниологические серии с территории Северо-Запада «тяготеют к балтийскому ареалу форм в славянском населении...». Чуть позже В.В.Седов конкретизировал это положение: «Ближайшие аналогии раннесредневековым черепам новгородцев обнаруживаются среди краниологических серий, происходящих из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Таковы, в частности, славянские черепа из могильников Мекленбурга, принадлежащих ободритам». К тому же типу, добавляет ученый, относятся и черепа из курганов Ярославского и Костромского Поволжья, активно осваиваемого новгородцами. (Вместе с тем он, давая оценку популярной в науке гипотезе о заселении Приильменья славянами из Поднепровья, отмечает, что «каких-либо исторических и археологических данных, свидетельствующих о такой миграции, в нашем распоряжении нет». Более того, подчеркивает Седов, по эаниологическим материалам связь славян новгородских и славян поднепровских «невероятна». Антропологические исследования, проведенные в 1977 г. Ю.Д.Беневоленской и Г.М.Давыдовой среди населения псковского обозерья, отличающегося стабильностью (малое число уезжающих из деревень) и достаточно большой обособленностью, показали, оно относится к западнобалтийскому типу, который «наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского моря и островов Шлезвиг-Гольштейн до Советской Прибалтики...». В 1995 г. антрополог Н.Н.Гончарова специальным исследованием доказала генетические связи новгородских словен с балтийскими славянами, а ее учитель Т.И.Алексеева сейчас видит в них исключительно «переселенцев с южного побережья Балтийского моря, в последствии смешавшиеся уже на новой территории их обитания с финно-угорским населением Приильменья». В пользу этой же мысли все больше склонялся в последнее время Седов. С выводами археологов и антропологов о теснейшей связи Южной Балтики и Северо-Западной Руси и о переселении на территорию последней какой-то части южнобалтийского населения полностью состыковываются заключения лингвистов. Н.М.Петровский, проанализировав новгородские памятники, указал на наличие в них бесспорно западнославянских особенностей. Д.К.Зеленин, в свою очередь, обратил внимание на балтославянские элементы в говорах и этнографии новгородцев. Исходя из этих фактов, оба исследователя пришли к выводу, что близость в языке и чертах народного быта новгородцев и балтийских славян можно объяснить лишь фактом переселения последних на озеро Ильмень. И это переселение, по мнению Зеленина, произошло так рано, что до летописца XI в. «дошли лишь глухие предания об этом». Он также напомнил весьма важный факт, на который было указано еще в 1900 г. И который был совершенно забыт в историографии, что эстонско-финское название Rootsi-Ruotsi распространялось не только на шведов, но и на Ливонию. Отсюда, подытоживал ученый, «так как Лифляндия много ближе и более знакома эстам, нежели заморская Швеция, то есть все основания полагать, что более древним значением народного эстонского имени Roots была именно Ливония, а Швеция - уже более поздним значением. Эстонское имя Rootsi-Ruotsi можно связывать с именем древнего прибалтийского народа Руги. Этим именем называлось славянское население острова Рюгена или Руяны». К сказанному Зелениным надо лишь добавить, что в папских буллах ХII-ХIII вв. Ливония называется «Руссией». Так, Климент III в 1188 г. утверждал епископство Икскюль; Гонорий IV в 1224 г. именовал ливонских епископов с их сотрудниками «fildeles per Russiam constituti»; Урбан IV в 1264 г. считал восточную Летгалию лежащей «in regno Russiae». С.П. Обнорский отметил западнославянское воздействие на язык Русской Правды, объясняя это тем, что в Новгороде были живы традиции былых связей со своими сородичами. В середине 1980-х гг. А.А.Зализняк, основываясь на данных берестяных грамот, запечатлевших разговорный язык новгородцев XI-XV вв., заключил, что древненовгородский диалект отличен от юго-западнорусских диалектов, но близок к западнославянскому, особенно севернолехитскому. Академик В.Л.Янин недавно особо подчеркнул, что «поиски аналогов особенностям древнего новгородского диалекта привели к пониманию того, что импульс передвижения основной массы славян на земли русского Северо-Запада исходил с южного побережья Балтики, откуда славяне были потеснены немецкой экспансией». Эти наблюдения, обращает внимание ученый, «совпали с выводами, полученными разными исследователями на материале курганных древностей, антропологии, истории древнерусских денежно-весовых систем и т. д.». Действительно, генетическая близость населения Северо-Западной Руси и Балтийского Поморья находит дополнительное подтверждение в характере металлических, деревянных и костяных изделий, в характере домостроительства и в конструктивных особенностях (решетчатая деревянная конструкция) оборонительного вала (Старая Ладога, Новгород, Псков, Городец под Лугой), распространенных в конце I тысячелетия н.э. только в указанных регионах. На юге Восточной Европы аналогичные типы домостроительства и фортификационных сооружений появляются позже. На Рюриковом городище и в Ладоге открыты хлебные печи, сходные с печами городов польского Поморья. С этим же районом связаны и втульчатые двушипные наконечники стрел (более трети из всего числа найденных), обнаруженных на городище. «Кончанская система Новгорода - добавляет А.Г.Кузьмин, - близка аналогичному территориальному делению Штеттина»». (В.В. Фомин. «Летописные варяги - выходцы с берегов Южной Балтики»). И в этой цитате упомянуты даже не все факты, свидетельствующие о том, что ильменские славяне как минимум отчасти происходят от балтийских славян. Некоторые из этих фактов являются не сильными аргументами в пользу вышесказанного, в том числе таким не сильным фактом, возможно, является такое сходство, что Штеттин (он же Щецин) и Новгород состояли из нескольких «концов». Но сходство черепов, сходство керамики и построек балтийских славян и ильменских словен являются более сильными аргументами. И, тем более, все они в целом довольно убедительно показывают явную этническую связь балто-славян и ильменских словен, то есть происхождение (как минимум, отчасти) последних от первых. скрыть Share this post Link to post Share on other sites
Posted 14 Jun 2009 Ну мне особо добавить нечего, все правдоподобно. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Может не прав но переносить через три века и повторять фактически ту же ситуацию как то не правильно по моему Собственно, а какая разница? Разве что население Империи сократилось из-за чумы. А так - одно и то же. Ну мне особо добавить нечего, все правдоподобно По религиозной ситуации например. Подумав я решил что в этом мире не будет ни Нестория (какой несторий через 80 лет после развилки, тем более что легионы Ганнибалиана разорят Междуречье и вряд ли его дедушки и бабушки проберутся в Сирию) ни Патрика (не украдут его пираты). КРоме того, при сохранении римского мира - как пойдет христианизация Запада и Италии? Что болгары? Подозреваю что Дунайских болгар византия вместе с остготами загенодидят и Семь Племен (думаю они и здесь будут, готы не помешают славянам идти в Восточные Балканы) элиинизируют. А вот Волжские? Как то коллега смельдинг говорил что при более плотном населении болгарам не удалосббы тюркизировать волжских славян. Может и тут не получится? А хазары? Какую религио они примут? А что Африка? Как тамошний Донатизм? Не удастя ли получить христианский аналог Альморавидов? И как, наконец, Митраизм? Получится ли сохранить его хоть чучелом, хоть тушкой на каких-нибудь задворках цивилизации? Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 По религиозной ситуации например. Подумав я решил что в этом мире не будет ни Нестория (какой несторий через 80 лет после развилки, тем более что легионы Ганнибалиана разорят Междуречье и вряд ли его дедушки и бабушки проберутся в Сирию) ни Патрика (не украдут его пираты). Не будет Нестория - будет кто-то другой. "Христологический спор" неизбежен, это закономерная ступень развития христианского вероучения в рамках неоплатонической метафизики. А значит и появление "крайних полюсов" данного спора - несторианства и монофизитства - тоже неизбежно. Здесь вы с одной стороны вроде ослабляете монофизитство разгромом Александрийской патриархии, но толко временно - ибо легионы монахов-пустынников никуда не делись, а монофизитство само по себе уж очень хорошо лежит к религиозной психологии сирийцев и коптов. Другое дело, что Армения, оставаясь в составе Византии целиком, скорее всего будет изначально православной. Равно как и отсутсвие Патрика не отменяет появления в Ирландии других британских миссионеров. КРоме того, при сохранении римского мира - как пойдет христианизация Запада и Италии? Да думаю теми же темпами, что и в РИ, ускорить их западные императоры вряд ли смогут. На первом месте будет полемика с арианством. Что болгары? Подозреваю что Дунайских болгар византия вместе с остготами загенодидят и Семь Племен (думаю они и здесь будут, готы не помешают славянам идти в Восточные Балканы) элиинизируют. А вот Волжские? Как то коллега смельдинг говорил что при более плотном населении болгарам не удалосббы тюркизировать волжских славян. Может и тут не получится? Возможно. А хазары? Какую религио они примут? Вряд ли православие - это означает византийскую гегемонию. Я тут кстати недавно прочитал книгу Пигулевской "Византия и Иран в начале VII века". Так вот сия весьма компетентная по ближнему востоку мадам утверждает что при Хормизде и Хосрове Парвизе христианство распространялось в Иране стремительными темпами, а значимость христиан в социуме быстро увеличивалась. И это - на фоне всестороннего кризиса зороастризма. Кавад Шируйя тот вообще был христианским ставлеником и Ираклий на полном серьезе возлагал на него надежды по крещению Ирана. Так что как бы не доиграться до принятия христианства Сасанидами. Причем это будет однозначно несторианство - православие неприемлемо по политическим соображениям, а монофизитство не лежит к религиозной психологии персов. Но если и нет - я склоняюсь к мысли, что Хазария примет веру из Ирана, будь то христианство или реформированный заороастризм, как сложится. А что Африка? Как тамошний Донатизм? Не удастя ли получить христианский аналог Альморавидов? И как, наконец, Митраизм? Получится ли сохранить его хоть чучелом, хоть тушкой на каких-нибудь задворках цивилизации? Выгнать донатистов к берберам? Вариант. На счет митраизма вариантов не вижу. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Здесь вы с одной стороны вроде ослабляете монофизитство разгромом Александрийской патриархии, но толко временно - ибо легионы монахов-пустынников никуда не делись Гм. Ну, снятие семби Феофила и Кирилла с патриаршества уже на многое повлияет. А монахов будем убивать. Разве не получится загнать монофизитство в рамки маловлиятельной секты и уничтожить в зародыше? Так очень многих переварили. Ну а если временно олабляем монофизитов и несториан - то насколько временно? Можете нарисовать приблизительную картинку? Равно как и отсутсвие Патрика не отменяет появления в Ирландии других британских миссионеров А будут ли они столь удачны и приспособленны к местным условиям? Вот в чем вопрос... Да думаю теми же темпами, что и в РИ, ускорить их западные императоры вряд ли смогут Я вообще-то о замедлении думал. Помните что вы сами рассказывали про язычество в Италии до лангобардов... А в Галлии христианство сметут англосаксы, придется их повторно христианизировать. Кстати стих об англосаксонском завоевании от коллеги Магнума (ответ Могултаю) другим цветом указаны мои правки Слышишь?! Очень даже слышу! Громче самых громких труб Грохот битвы сносит крышу, жертву пробуя на зуб, Кто к сражению не годен, тот увидит свой конец, Нас ведет могучий Один, общий предок и отец, Дети Хорсы и Хенгиста, против нас не сквернословь -- Мы -- саксонские нацисты, не смешаем с вами кровь! Пусть погибнет Пакс Романа, для чего нам этот Пакс? На языческих курганах станет править англосакс. Не забудут эту трепку до скончания веков, Брось поганых галлов в топку и добавь побольше дров! Слышишь?! Слышу эти вопли, вижу рабское клеймо -- Подберите ваши сопли, аквитанское дерьмо! Тонны золота и слитков мы получим, победив, Ну а римских недобитков пусть пожрет стервятник-гриф! Будут помнить этот подвиг, посвящая песни нам, Даже франк великий -- Хлодвиг поклонится храбрецам. Над упавшим легионом твердым шагом пронесем Мы саксонские знамена с беспощадным кабаном, Кто сразит врагов немало, но простится с головой, Тот поднимется в Вальгаллу, где продолжит вечный бой! Истребив навек крамолу, утвердивший нашу власть, Над Крестом восстанет Молот, разорвавший галлам пасть! И без лишних разговоров, воздвигая новый храм, Мы воскликнем -- слава Тору! Тору -- слава! Слава нам! На первом месте будет полемика с арианством. Думаю что уничтожат его как и в реале. А готы тут изначально православные. Так что как бы не доиграться до принятия христианства Сасанидами. Причем это будет однозначно несторианство - православие неприемлемо по политическим соображениям, а монофизитство не лежит к религиозной психологии персов. Я об этом думал. Но относил к более позднему времени. Кто там снес Саманидов? ВОт примерно на то же время я предполагаю завоевание Ирана тюрками. В самом Иране пусть в это время побушуют религиозные войны и общий распад власти. Тут встает вопрос о темпах христианизации. Ибо если несторианства таки не будет - то какое же христианство Сасаниды будут принимать? что Хазария примет веру из Ирана, будь то христианство или реформированный заороастризм, как сложится. Не факт. Почему Иран не сыграет ту же роль что и Халифат? Остаются либо иудеи, либо манихеи... Вот о последних я и думаю... Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Митраизм нужно сделать национальной религией, как Сами-Знаете-У-Кого. Осталось подобрать подходящий народ. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Митраизм нужно сделать национальной религией, как Сами-Знаете-У-Кого. Осталось подобрать подходящий народ. Я об этом думал и на старом форуме обсуждали. Но как это сделать - непонятно... Народ... Коллега Смельдинг рассказ написал как митраизм приняли Хазары, но меня берут сомнения в реалистичности. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Это был отличный сюжет, но митраисты в 7-8 веке - злобная криптоистория. Нужно работать в 3-4, 5 максимум, потом поезд ушел. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Гм. Ну, снятие семби Феофила и Кирилла с патриаршества уже на многое повлияет. А монахов будем убивать. Разве не получится загнать монофизитство в рамки маловлиятельной секты и уничтожить в зародыше? Так очень многих переварили. Ну а если временно олабляем монофизитов и несториан - то насколько временно? Можете нарисовать приблизительную картинку? Несторианство всплывет в те же строки - ибо Антиохийская школа экзегетики, из которой оно выросло, цветет и пахнет. Другое дело, что без Кирилла Александрийского и его диктата на соборе, когда он, не дожидаясь Антиохийцев, бросил Несторию отлучение, и утвердил свою формулировку "единая природа Бога Слова воплощенная" - вполне может получится не доводить до открытого разрыва, спустить на тормозах, миром привести Нестория к покаянию и обрести компромиссные формулировки - что потом собственно и сделали Иоанн Антиохийский и Кирилл Александрийский, но джин был уже выпущен и религиозный раскол ушел в народ. То есть - шансы избежать несторианства как массового движения есть. С монофизитством сложнее. Ибо в нем выразился тот самый аспект религиозной психологии, что на западе проявился в августинизме - человек как плотское существо разбит и опутан грехом, и может быть спасен только при полном поглощении божественной природой его плотской природы. Это очень хорошо ложится в психологию экстремистского сиро-коптского монашества в силу его постоянной аскезы и борьбы с плотью. И всплывет оно ИМХО в те же сроки - в конце концов Евтихий не в Александрии жил, а был игуменом монастыря в Константинополе. Монофизитский конфликт неизбежен, и в РИ было сделано все возможное для нахождения компромисса. Невышло. Так что монофизитства не избежать. Пускай уж оно пройдет через все перепитии VI века, расколется на секты яковитов, петритов, тритеистов, монофелитов и пр. и др. - и тогда его можно будет отеснить на переферию. Но крови империи оно успеет попортить. А монахов будем убивать. Нерентабельно. Получите тот же самый эффект, что ранее имел место при преследовании христиан - пример мучеников заразителен. Вы хоть представляете себе численность этой братии в Сирии и Египте и степень их влияния на народ? Они ведь отморежены совершенно, не усомнятся и бунт спровоцировать. Хотите получить на востоке аналог циркумцеллионов? Я не сомневаюсь, что империя справится, но при этом 2 наиболее экономически процветающие провинции империи будут начитсто опустошены. И откуда деньги потом брать? А будут ли они столь удачны и приспособленны к местным условиям? Вот в чем вопрос... Это как раз некритично. К германцам и то приспособились, а тут все ж таки такие же кельты, не сильно отличающиеся от своих родных камбрийцев. Я вообще-то о замедлении думал. Помните что вы сами рассказывали про язычество в Италии до лангобардов... Типа того. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Монофизитский конфликт неизбежен, и в РИ было сделано все возможное для нахождения компромисса. Невышло. Так что монофизитства не избежать. Пускай уж оно пройдет через все перепитии VI века, расколется на секты яковитов, петритов, тритеистов, монофелитов и пр. и др. - и тогда его можно будет отеснить на переферию Ну... Или так. Остатки притесняемых монофизитов убегут в Иран и Согдиану... И в Аравию конечно... Типа того. А с галлскими англосаксами чего делать будем? С одной стороны Галлия не Британия, совсем закопать римское наследие не получится. С другой - англы таки дикари... Кстати, в каком нибудь 800 году при короле Этельреде (хотел написать Альфреде, но испугался коллегу Магнума) Эстангель и Уэстангель объединятся в единое королевство Англия с центром в Париже и станут местным гегемоном. Митраизм... Коллегу смельдинга сюда бы... Правду ли говорят что пара Белобог-Чернобог - суть митраисткое влияние? И это, коллеги, у кого какое мнение по дальшейшему разыитию события? У меня вдохновение скоро кончится... Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Ну... Или так. Остатки притесняемых монофизитов убегут в Иран и Согдиану... И в Аравию конечно... А с галлскими англосаксами чего делать будем? Да окрестят как и в РИ, разве что попозже. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 В свое время прочитал "Юлиана-Отступника" Мережковского, тоже очень понравилось, хорошо но мало, и вот оно продолжение Донастисты vs циркумцелионы, ну надо же какой реликт откопали, а на Востоке попробовать надо еще всяких маронитов, маркионитов, яковитов/барадейцев, павликиан(да, гностиков побольше, все сущее есть зло, тотал анигилейшн ), на персах можно по маздакистки потренироваться, хуррамитов побольше, еще последователей Мани для полного набора... А так согласен с уважаемым Георгом, александрийцев так легко не удушить... Маленькая просьба подскажите что там насчет волжских славян, очень интересно :( Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Маленькая просьба подскажите что там насчет волжских славян, очень интересно Смельдинга зовите. Он умный... Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Но ссылка то хоть на тему осталось, или хоть как примерно называлась, ну очень интересно, шо за славяне такие, а вдруг афанасьевцы :( Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 Правду ли говорят что пара Белобог-Чернобог - суть митраисткое влияние? <{POST_SNAPBACK}> ИМХО, притянуто за уши. само имя ЧерноБОГ говорит о статусе, несопоставимом со статусом Аримана в Зороастризме и Митраизме. Бог - это объект культа, причем общепризнанный в таком качестве. а что насчет волжских славян? вы про именьковцев? Share this post Link to post Share on other sites
Posted 15 Jun 2009 а что насчет волжских славян? вы про именьковцев? А я уж думал, пребладают ли славяне в черняховцах и поздних зарубинцах? там по моему кого только нет, ну переселились, только тюркизированные волны с юга шли всегда, и даже если бы они остались то растворились. Идет спор считать ли именьковцев и волынцев родственными, и вообще насколько северяне славяне, а на сколько тюрко-иранцы? Share this post Link to post Share on other sites