Культура , социальная политика, медицина, образование и наука Российской Империи


338 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Американскій кинематографъ.

"НОВЫЙ МІРЪ"

Только сегодня и завтра исключительно для взрослыхъ. Учащіеся не допускаются.

"Гибель аристократки въ угар? страсти"

Захватывающая драма современной жизни въ исполненіи лучшихъ артистовъ Копенгагенскаго Королевскаго театра. Исключительно выдающаяся по сюжету картина, въ 3-х отд?леніяхъ, демонстрируется въ 1-й разъ въ Россіи.

"Кіевская молва". 1 іюня 1911 года.

l784L0P5lH8.jpg

Бронзовый памятникъ Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, высотой 8 метровъ, открыли 29 мая 1908г. въ Чит?.

По его настоянію въ 1851 году появилась Забайкальская область съ центромъ въ Чит?. Онъ подписалъ Айгунскій договоръ 1858 года, утвердившій государственную границу Россіи съ Китаемъ по Амуру, за что и получилъ титулъ графа Амурскаго. Памятники Николаю Муравьеву-Амурскому такъ же есть въ Благов?щенск?, Хабаровск?, Владивосток?.

Pm5Z_op3JRk.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

TdAmfg7O6BU.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Страничка модъ.

Какъ мы и предсказывали, шароварная мода укр?пляется и въ Москв?. И – кто знаетъ – не шагъ ли это къ давно желанной реформ? женскаго туалета, такъ далекаго отъ самыхъ элементарныхъ правилъ гигіены?

Въ садахъ «Эрмитажъ» и «Акваріумъ» шаровары мелькаютъ всё чаще и чаще. Глазъ начинаетъ привыкать къ нимъ.

«Сенсаціи» они уже не производятъ. Правда, шароварную идею москвички проводятъ очень робко.

Наибол?е частый типъ – шаровары, замаскированные двумя туниками или юбкой съ разр?зами.

Иной разъ присутствіе шароваръ приходится констатировать лишь съ большимъ напряженіемъ зрительныхъ нервовъ.

Но... «всё-таки она вертится»... Всё-таки это - шаровары.

"Московская газета". 5 іюня 1911 года.

yM5B9E8DbLM.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1908г.

ПАРАДНОЕ ОТКРЫТІЕ 1-го въ Маріупол?

Скэтингъ-РИНГА

Катаніе на колесныхъ конькахъ.

ТРИ СЕАНСА ежедневно: утромъ отъ 12 -2ч., днемъ отъ 5 – 7 ч., вечеромъ отъ 8? – 11? ч. Въ качеств? инструктора пригъ. изв. спортсменъ и роликобежецъ перваго Московскаго Скэтингъ-Ринга А.л.ЛЕО.

Вечеромъ отъ 8? ч. во время сеанс. игр. стр. орк. подъ упр. Шарфа.

5XGHBfYi78g.jpg

1908г.

ПАРАДНОЕ ОТКРЫТІЕ 1-го въ Маріупол?

Скэтингъ-РИНГА

Катаніе на колесныхъ конькахъ.

ТРИ СЕАНСА ежедневно: утромъ отъ 12 -2ч., днемъ отъ 5 – 7 ч., вечеромъ отъ 8? – 11? ч. Въ качеств? инструктора пригъ. изв. спортсменъ и роликобежецъ перваго Московскаго Скэтингъ-Ринга А.л.ЛЕО.

Вечеромъ отъ 8? ч. во время сеанс. игр. стр. орк. подъ упр. Шарфа.

5XGHBfYi78g.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Императорское народное предприятие,

правление которого состоит из представителей государства, города , местного университета(института) и самих рабочих. Значительное место в уставе занимали вопросы социального характера. Устанавливаются 8-часовой рабочий день, 12-дневный ежегодный отпуск, пенсионное обеспечение.

Каждый служащий, от директора до рабочего, получает заработную плату и долю в прибыли, соответствующую его годичному заработку, причём максимальный оклад любого сотрудника не должен превышать минимальный более чем в десять раз. Из прибылей предприятия отчисляется значительная доля на научные исследования, другая — на просветительные задачи, третья — на обеспечение самого предприятия в случае неблагоприятного хода дел. например строится великолепная физическая лаборатория для Н-ского университета, народный дом с читальнями и залами для концертов и лекций, образцовая городская библиотека( вместе с городом), детская больница( вместе с городом и другими предприятиями), санаторий( так же), стадион, бассейн, планетарий, приют для детей рабочих.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Утро Россіи". 29 ноября 1909 годъ.

Первая ассоциация была - держит лапы...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Просьба по возможности писать не на дореволюционной грамматике. Этот закос под старину ни к чему

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

беру с сайта а там в дореволюционной.

транслятора нет. в базовом тексте правлю.

здесь черновик. оригинал выкладывается отдельно.

1907 закончен. 9 месяцев писал. щас пройдет на контроль и вычитку и буду выкладывать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

W3zWYLdoOLk.jpg

W3zWYLdoOLk.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ПРАЗДНИКЪ НАГОТЫ

(Отъ нашего парижскаго корреспондента).

Традиціонный балъ французскихъ художниковъ, изв?стный подъ названіемъ «Quatres arts», носилъ въ этомъ году характеръ буквально «вавилонскаго столпотворенія».

Туть несомн?нно сказалось вліяніе русскихъ художниковъ, научившихъ парижанъ любить востокъ. Благодаря балетамь «Шехеразада» и «Клеопатра», парижане буквально пом?шались на оріентализм?.

Трудно описать, что творилось на Монмартр? въ день бала!

Весь Латинскій кварталъ двинулся сюда на таксомоторахъ, фіакрахъ и омнибусахъ.

Художники, съ бородами изъ пробки и въ полномъ вооруженіи вавилонскихъ воиновъ, натурщицы, съ намазанными коричневыми лицами, въ какихъ-то полосатыхъ, яркихъ тряпкахъ, едва прикрывавшихъ ихъ т?ло— вся эта огромная, пестрая, веселая толпанеслась къ «Ипподрому», подъ оглушительный ревъ какихъ-то іерихонскихь трубъ, гудки автомобилей, визгъ полупьяныхъ женщинъ, свистъ уличныхъ мальчишекъ.

Настоящее вавилонское столпотвореніе!

Воть, наконецъ, зданіе «Ипподрома».

Вс? ст?ны украшены огромными, дышащими зноемъ востока панно, всюду разставлены уродливыя языческія божества, эффектные полосатые шатры, стильный вавилонскія курильницы и жертвенники.

Огромная ряженая толпа, ждетъ момента, чтобы начать, веселиться.

Кто-то изъ «рапеновъ» сорвалъ съ своей полуголой дамы прозрачное тюлевое покрывало, и началась вакханалія...

Прим?ру см?льчака последовали другіе мужчины, и скоро повсюду заплясали голыя женскія и мужскія т?ла.

Вп?чатл?яіо огромной восточной бани, гд? мужчины и женщины, потерявъ стыдъ, соединились вм?ст? и предаются дикому разгулу.

Изъ ложи въ ложу ходить буквально по рукамъ миніатюрная, смуглая, совершенно нагая женщина.

Мужчины перебрасываются ею, какъ мячикомъ, подъ веселый гулъ и одобренія толпы.

Стройная, красивая блондинки, съ профилемъ Венеры, и круглая, полногрудая брюнетка, схватившись за руки, пляшутъ, нагія, какой-то страстный, вакхическій танецъ.

Дальше, необыкновенно мохнатый, обезьяноподобный художникъ сажаетъ себ? на плечи молоденькую, совс?мъ юную натурщицу, и оба дурачатся, балаганятъ, вызывая довольно циничныя зам?чанія окружающихъ.

Весело въ этой безстыдной, разнузданной, пьяной толп?!

Даже «сержанъ де-виль», поставленный зд?сь для наблюденiя за порядкомъ, заражается общимъ безпардоннымъ настроеніемъ и съ жаднымъ, веселымъ любопытствомъ сл?дитъ за происходящимъ.

Въ дв?надцать часовъ трубные звуки возв?стили начало процессiи. Ц?лый рядъ красивыхъ, голыхъ натурщиць, въ самыхъ оригинальныхъ позахъ, продефилировали въ колесницахъ.

Потомъ ужинали, кто за столиками, кто — сидя и валяясь на полу. Такъ продолжалось до утра, когда вся эта голая, полупьяная, ликующая толпа начала расходиться по домамъ, осв?жаясь, по дороге, у фонтановъ.

"Петербургская газета". 29 iюля 1911 год.

Fz3khPh5kD8.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Одно время русское масонство озаботилось заманиванием Федора Михайловича на спиритические сеансы, на что тот ответил заметкой в "Дневнике" за январь 1876 г.: "Спиритизм. Нечто о чертях. Чрезвычайная хитрость чертей, если только это черти".

И там намёками, намёками-с доводил:

"Вся беда моя в том, что я и сам никак не могу поверить в чертей, так что даже и жаль ... Дело в том, что я защищаю чертей: на этот раз на них нападают безвинно и считают их дураками. Не беспокойтесь, они свое дело знают ... черти ... важной политической ошибки не сделают. Политики они глубокие и идут к цели самым тонким и здравым путем (опять-таки, если в самом деле тут черти!) ... черти превосходно знают всемирную историю и особенно помнят про все, что на раздоре было основано ... Перед нами ревизионная над спиритизмом комиссия во всеоружии науки. Ожидание в публике, и что же: черти и не думают сопротивляться, напротив, как раз постыднейшим образом пасуют: сеансы не удаются, обман и фокусы явно выходят наружу. Раздаётся злобный хохот со всех сторон; комиссия удаляется с презрительными взглядами, адепты спиритизма погружаются в стыд, чувство мести закрадывается в сердца обеих сторон. И вот, кажется бы, погибать чертям, так вот нет же. Чуть отвернуться ученые и строгие люди, они мигом и покажут опять какую-нибудь штучку посверхъестественнее своим прежним адептам, и вот те опять уверены пуще прежнего. Опять соблазн, опять раздор! ... Ну, а что, если черти, приготовив поле и уже достаточно посадив раздор, вдруг захотят безмерно расширить действие и перейдут уже к настоящему, к серьёзному? Это народ насмешливый и неожиданный, и от них станется. Ну что, например, если они вдруг прорвутся в народ, ну хоть вместе с грамотностью? А народ наш так незащищён ... Он может поверить новым явлениям со страстью (верит же он Иванам Филипповичам (известный юродивый ) и тогда - какая остановка в духовном развитии его, какая порча и как надолго! Какое идольское поклонение материализму и какой раздор, раздор: в сто, в тысячу раз больше прежнего, а того-то и надо чертям... Ими, конечно, управляет какой-нибудь огромный нечистый дух, страшной силы и поумнее Мефистофеля, прославившего Гете, по уверению Якова Петровича Полонского".

Привычная стилизация со временем сложилась-то в нечто совсем иное, гораздо более определенное, мерзкое и прозорливое. В прозревание подноготной. А так ведь - "шуточки".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Av0pZ8MbJSQ.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

TzyxMd-2wXk.jpg

Видъ рентгеновскаго кабинета. Верхнеудинскъ. Лазаретъ Россійскаго Общества Краснаго Креста имени Ея императорскаго величества Государыни императрицы Елены Филипповны. Начало XX в?ка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

аппарат под названием "Diplograph".

Личное послание считалось важнейшей составляющей этикета Викторианской эпохи. В то же время написание, к примеру, большого числа приглашений на праздничный ужин требовало от гостеприимного хозяина значительных усилий. Этим делом начинали заниматься еще задолго до назначенной даты. Поэтому появление швейцарского письменного аппарата Diplograph было встречено публикой восторженно, так как позволяло одновременно писать два документа. Благодаря имеющим регулировкам, копия могла осуществлять запись тиснением – крохотным роликом, что позволяло читать документ слепым людям. Diplograph представлял собой механизм из литерных дисков и рычагов с шарнирами. На деле эта машинка оказалась неудобной, а качество копии желало лучшего.

QH5eX6O3qVY.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Русский рог.

Все началось с барской забавы — охоты. В парфорсных (псовых) охотах в России издревле применялись охотничьи рога. В 1751 году директору императорских театров графу С.К. Нарышкину пришла в голову идея: почему бы не создать из них роговой оркестр? Но обычные охотничьи рога издавали малоприятный рев, подходящий для полей и лесов, но никак не для исполнения в концертных залах. Эти охотничьи инструменты имели одинаковую форму и одинаковый звук. Когда на охоте егеря дули сообща в свои рога, то получался сильный ревущий звук, распугивавший дичь.

По заказу Нарышкина придворный капельмейстер и валторнист Ян Мареш видоизменил эти инструменты: одни стали меньше, другие — больше, а третьи остались прежними. Рога, которые для охоты делались из меди, начали изготавливать из листовой латуни, а их длина разнилась от десяти сантиметров до трех метров. Теперь каждый из них уже имел свой определенный тон. Мареш согласовал их по полутоновому звучанию и создал единый роговой оркестр. Основная сложность игры в таком оркестре заключалась в том, чтобы хорошо считать паузы и вовремя сыграть свою ноту. Для записи произведений рогового оркестра использовалась специальная система нот. Репертуар оркестров получился удивительно богатым — играли и Гайдна, и Моцарта, и Глюка.

Императрица Елизавета, услышав изобретение Нарышкина, пришла в полный восторг и приказала немедля организовать роговой оркестр при дворе. Роговые оркестры быстро завоевали популярность у русской аристократии. Нарышкины и Голицыны, Салтыковы и Разумовские наперегонки создавали свои оркестры. За короткий период в Санкт-Петербурге и Москве их было создано несколько десятков. Свои роговые оркестры имели также Егерский и Конногвардейский полки. Ни одно значимое событие не проходило без их участия. Использовались они и как инструмент внешней политики — в прямом смысле этого слова. Эффект звучания рогового оркестра считался залогом успеха при ведении переговоров с иностранными делегациями.

«Барская выдумка» превратилась в искусство. Мода на уникальные, характерные исключительно для России роговые оркестры просуществовала около ста лет, но потом сошла на нет. Их вытеснили классические музыкальные инструменты, духовые и симфонические оркестры.

Принципы игры на русских рогах имеют свою специфику и мировой музыкальной практике неизвестны. Каждый музыкант на одном инструменте в определенное время издает только одну ноту — натуральный тон. Оркестр создает слегка колеблющуюся звуковую картину, которая поддерживается акустикой зала. Неоднократные попытки возродить русскую роговую музыку за последние 150 лет не приводили к успеху. В Российской империи последняя попытка возродить роговой оркестр была предпринята в 1896 году, она оказалась удачной.

Вручную были сотворены новые инструменты, а в феврале 1902 года состоялся первый концерт возрожденной Императорской Русской Роговой капеллы.

wLmv0JyDxW8.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Учителю чириковского народнаго училища, Новоградволынскъ. у?зда, И.С.Гликману назначена пенсія въ разм?р? 3214 руб. 80 коп. въ годъ изъ суммъ пенсіонной кассы народныхъ учителей и учительницъ. Гликманъ прослужилъ въ должности народнаго учителя — 50

летъ; въ настоящее время ему 69 летъ.

"Раннее утро". 9 сентября 1908 годъ.

h5ltxyGk8uo.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

оно канешно фотка странная но цитата подлинная

хотя в месяц получается где-то 266 рублей

зарплата стало быть бы с земскими надбавками и + за беспорочную службу рублей 800 в месяц.

вполне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

atqqtevQw5k.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мифология знает два способа становиться Богом: один — озарение, просветление, то есть некая внутренняя умственная метаморфоза, другой — взаправдашнее страдание, смерть и возрождение для жизни вечной.

Царевич Сиддхартха увидел спящих людей, подумал, что они умерли, и стал Буддой. Магомеду было видение, вещий сон, после которого он стал пророком. Лев Толстой пережил «Арзамасский ужас» в гостиничном номере.

А, скажем, Осириса разрезали на куски. Христа пытали, изувеченного поджаривали на солнце и проткнули копьём. Достоевский пережил эшафот и каторгу. Получается, его инициация круче толстовской.

Толстой зато воевал, скажете вы, и будете правы. Толстой и Достоевский — это как в германо-скандинавской мифологии Тор и Один. Тор очень крутой: он воин, у него молоток, его числили своим патроном невозможно милые викинги…

А Один, принявший распятие на Мировом Древе, круче.

dost1.jpg

Наверное, есть в Достоевском «какая-то загадка». Что-то такое, что нас беспокоит, тревожит. Недовыясненность какая-то. Я совершенно исключаю возможность, что Достоевского просто сильнее любят. Не может такого быть. Вот «сильнее не любят» — это, пожалуй, да.

Не знаю, есть ли ещё писатель, про которого было сочинено столько сплетен. От безобидных (требовал, чтобы его произведения в журналах отделялись специальными виньеточками) до подлых: не иначе, был педофилом… Почему об этом писал? Почему отстаивал право художника на изображение страсти в споре с Катковым? Знать, было чё-то, дыма без огня не бывает. Люди зря не скажут…

А вот про Толстого не говорили, что у него, допустим, был роман с Чертковым. Видимо, не раздражал сплетников. Ведь взгляды с сочинителями сплетен у него в основном совпадали, были самые что ни есть «передовые».

Тактика известная: если тебя раздражает в человеке его позиция, бей по внешности, биографии, манере ковырять в носу. Ведь если человек имеет изъян, правота его от этого уменьшается (а если нет, то, видимо, увеличивается, именно поэтому для нас так важны мнения по разным поводам актёров, певцов и прочих, кто «прекрасен без извилин»).

Писатель в «акте письма» неравен личности писателя в историческом и бытовом контексте. Грубо говоря, художник не способен ответить за всё, что им создано. Так и писатель в «акте письма» способен не только на то, что есть в его опыте.

Фигура «автора» для его почитателей всегда была тем, чем является для нас образ актёра: либо он умеет стрелять, драться и прыгать с крыш, либо он нежен, обходителен и романтичен — короче, душка. Постепенно, правда, мы понимаем, что в жизни актёр может быть совсем другим, а вот с авторами выходит заминка. От них мы всё равно ждём «соответствия». Ведь если актёр играет одну роль, то писатель в романе — десять, а то и больше, а это в понимание не вмещается. Об этом, кстати (называя это «полифонией»), писал Бахтин в «Проблемах творчества Достоевского» и последующих работах по «диалогизму».

Итак, говоря «Достоевский», мы имеем в виду не человека, а что-то другое. Например, медиума. Или некоторое учение. Или ту систему, которую образует текст и сумма его интерпретаций. Или некий «эфир» (энергии, «космические струны»), который всё это — писателя, текст, читателей — связывает. Говоря о Христе, одни имеют в виду странствующего проповедника — человека из Назарета, а другие — Бога. Те, кто видел в Христе человека, не создали великого культурного феномена, пережившего страны, народы и эпохи, а значит, вероятно, были дальше от истины.

Трудно полюбить Бога. Как это сделать? Попробуйте полюбить людей. Но люди так несовершенны и гадки, как увидеть в них братьев? Полюбите родину, возблагодарите Бога за то, что вы русский, — и тогда почувствуете их братьями, как бы несовершенны они ни были.

dost2.jpg

Заметим, что национализм Гоголя и Достоевского не конечная цель, а «путь вверх», к чему-то более масштабному, чем социальная справедливость, и более непоколебимому, чем торжество одних людей над другими.

К диалектике национального и религиозного мы ещё вернёмся, а пока — о том, как трудно «любить Бога».

В великом легко и приятно растворяться, приятно ощущать свою к нему причастность и «увеличиваться» самому за его счёт. Но это на самом деле лишь увлечение, влюблённость. Любовь — чувство деятельное и жертвенное, любить — значит отдавать, а не брать. И вот поэтому-то любить великое очень трудно. Как, если ты сам так мал?

Чтобы полюбить великое, себя нужно неимоверно расширить, каким-то неэвклидовым способом вывернуться наизнанку, как делает морская звезда, когда ей нужно переварить добычу больше себя. Многим неподвластно это искусство, а труд — непосилен. Что же делать?

Обычно мы поступаем так: выбираем на великом какую-то отдельную пимпочку, трещинку, травинку понятную — «аспект».

В общем, нужна «экзистенциальная синхронизация». Экзистенции — с Бытием.

Вот почему ещё «не вызывает вопросов» Толстой. (Ну, кроме того, что он либерал и социалист, а быть либералом и социалистом «естественно».) Может, ещё потому, что таких зацепок для синхронизации читателя с текстом Толстой как очень зоркий художник предоставляет море. Раскрасневшиеся щёчки Китти увидел, что-то своё вспомнил — и стало интересно читать. «Как про своё».

Достоевский же писал по старинке. Его интересовала суть вещей. Поверхности (художественной форме) он отдавал должное, но и только. Достоевского в большей степени нужно читать головой. Тут важен не житейский, бытовой и чувственный опыт («да, так бывает, вот у меня тоже случай…»), а опыт сильных «пограничных» переживаний и глубоких размышлений. Если у тебя нет к этому склонности, Достоевский не твой писатель. Покажется нудным и надрывным одновременно.

В общем, нужна «экзистенциальная синхронизация». Экзистенции — с Бытием.

Вот почему ещё «не вызывает вопросов» Толстой. (Ну, кроме того, что он либерал и социалист, а быть либералом и социалистом «естественно».) Может, ещё потому, что таких зацепок для синхронизации читателя с текстом Толстой как очень зоркий художник предоставляет море. Раскрасневшиеся щёчки Китти увидел, что-то своё вспомнил — и стало интересно читать. «Как про своё».

Достоевский же писал по старинке. Его интересовала суть вещей. Поверхности (художественной форме) он отдавал должное, но и только. Достоевского в большей степени нужно читать головой. Тут важен не житейский, бытовой и чувственный опыт («да, так бывает, вот у меня тоже случай…»), а опыт сильных «пограничных» переживаний и глубоких размышлений. Если у тебя нет к этому склонности, Достоевский не твой писатель. Покажется нудным и надрывным одновременно.

Любить Достоевского трудно, но в стороне остался вопрос: а почему для нас так важно его любить? Или не любить, что одно и тоже. Почему мы к нему неравнодушны?

Розанов ответил на этот вопрос двумя словами: потому что Достоевский — это «русское Евангелие». Он предсказал будущее (в частности революцию( да то что мы прошли в 1905-06гг это революция) и её последствия для души: вышло не так, как мечталось революционерам, а как предсказал Достоевский), он выразил особенности русского национального характера, постигая который, можно постичь смысл русской истории. по Гоголю — возлюбить Бога. Кому ж не хочется постичь смысл русской истории? Ан путь к нему лежит через Достоевского.

Вот именно поэтому одни любят, а другие не любят. Сознательные русские делятся на две части. Это те, кто не любит русского государства в любых его формах, кроме максимально ослабленных, потому что государство — бездушная тупая машина. И те, кто к государству лоялен — по каким-то странным причинам. О прочих «мелочах» мы друг с другом договоримся, а об этом нет. Это — важно.

Почему важно? Я осмеливаюсь считать, потому что государство — историческая форма бытования русского народа. Не кровь (слишком у всех разная), не территория (всегда слишком большая, чтобы объять умом), не климат (разный), не верования (то есть, то нет), а именно государство — «высшая форма существования нации».

«Русские не нация, а квазиимперское образование», — говорят наши стратегические небратья (или «имперское квазиобразование», не помню), очевидно, полагая, что нация — это что-то плавно опускающееся с дерева, вроде обезьяньей стаи. Да, русский народ был собран из разных племён, из враждующих между собой московитов, тверичей, рязанцев и новгородцев. И образование это оказалось неожиданно устойчивым и долговечным, хотя имело кучу шансов рассыпаться. А кто собрал, кто отлил этот философский камень? «Начальство».

При том, что «начальство» может быть сколь угодно плохим, а народ сколь угодно хорошим, русский народ и русское государство — это диалектика формы и содержания. Вот стакан с водой, что тут главное? Конечно, вода: её можно пить. Но убери стакан, и вода протечёт сквозь пальцы, уйдёт в землю, испарится, ничего не останется.

dost4.jpg

У нас нет других «скреп» . Наша религия — «общая», не только для русских (что вызывает раздражение у многих нынешних националистов), язык и территория — тоже. Чтобы всё это «присвоить», надо всё это уменьшить, но до каких пор и какими средствами — непонятно.

Достоевский убеждал, что разграничивать Россию и государство нельзя (даже будучи «петрашевцем», склонялся к освобождению крестьян царским указом), и всех это ужасно расстраивало. Ведь и те, и другие считали, что если «государство» из уравнения убрать, то «Россия» достанется им. Их пафос писатель Юрий Трифонов очень точно поименовал в названии своего романа о народовольцах — «Нетерпение». А Достоевский, получается, проповедовал терпение. Вот что ужасно.

В терпении мы склонны видеть слабость и пораженчество — выводим из него слова «потерпевший», «терпила». Хотя, например, спортсмен, когда бежит или борется, — он именно терпит. Чем отличается киношный бой от настоящего? В киношном — красиво, сплошные удары. А на настоящем ринге больше возни какой-то…

В сегодняшней политике, в том, что всех нас волнует, очень много «возни» и очень мало «ударов».

Впрочем, порою нас озаряет: «Когда человек рождается, он слаб и гибок, когда умирает, он крепок и чёрств. Когда дерево растёт, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жёстко, оно умирает. Чёрствость и сила — спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит».

Но такую «гибкость и слабость» мы обычно оставляем себе — для интимного пользования.

Либерал придерживается позиции «нравственной». Нравственность — это «свято место», которое не бывает пустым, то есть то, что образовалось на месте исключённой из императивов религиозности. Религии — они же разные, правильно? И все равны. А нравственность — она общая для всех людей. Это заблуждение, люди тоже все очень разные (в том числе из-за религий), ну да неважно.

Либерал правильно чувствует, что нравственная позиция как-то должна быть связана со слабостью: «Лучше быть жертвой, чем палачом». Но вот только чьей слабостью? Получается, что со слабостью государства, ведь нравственным быть требуют от него. Ну, по крайней мере, уличают в безнравственности. Однако тут есть одна хитрость.

В разборе «Анны Карениной» Достоевский пишет: когда совестливый помещик Лёвин думает, что должен отдать имущество крестьянам, он поступает нравственно. Но если сам крестьянин скажет: да, отдай мне своё имущество, крестьянин поступит безнравственно. Диалектика проста: хочешь быть «за нравственность» — жертвуй интересами. Невозможно — и интерес соблюсти, и за нравственность подержаться.

Так что же, должен Лёвин раздать землю? Нет, не должен, потому что на нём лежит ответственность за неё. (Это напоминает о том, как отец Иоанн Крестьянкин часто отказывал просящим у него благословения на постриг. Дескать, неси свой крест там, где тебе назначено.) Нельзя посредством нравственного поступка избавиться от ответственности — «стать чистеньким». То есть можно, только нравственность испарится.

В результате Достоевский приходит к выводу о «нравственном» и «историческом» началах в человеке. Нравственное — идеальное, историческое — возможное. Нравственным идеалом поверяется поступок, но нельзя подгонять действительность под идеал, каким бы справедливым и прекрасным он вам ни виделся. (Петрашевский выстроил для своих крестьян «фаланстер» — новенькую общую суперизбу с общим инвентарём, а крестьяне перед самым заселением жилище сожгли: лучше вшивенькое, да своё.)

dost5.jpg

На языке Евангелия это называется «Царствие Моё не от мира сего». Нельзя насладиться совершенным социальным устройством без того, чтобы оно оказалось обманкой, гламурным царством Антихриста — существа с внешностью Христа и приятного во всех отношениях .

Беда в том, что девять человек из десяти махнут на это рукой и поморщатся: дескать, в жизни не до того, всё это спекуляции, сопли и метафизика.

Никто не хочет ничего ждать, ни с чем не хочет мириться, ничего не хочет терпеть, все хотят победительности, немедленно. И самое поганое, что многие пытаются облечь это желание в форму «нравственного требования». Сироты страдают от произвола чиновников — с этим, что ли мириться? Это терпеть?!.. (Недаром люди, работающие с обездоленными, так часто становятся «оппозиционерами»…)

Не удалось увернуться от разговора Ивана Карамазова с Алёшей о пресловутой «слезинке». Мало кто из тех, кто поминал когда-либо эту «слезинку», помнит смысл эпизода: Иван, томимый внутренним бесом, искушает Алёшу, «соблазняет единого из малых сих», чтобы поколебать его веру. Задаёт ему задачу, которая с точки зрения «чистой нравственности» без «исторической» составляющей не решаема.

Так, значит, надо мириться со страданием — во имя сохранения лояльности к государству? Конечно, нет. Не мириться и делать что можешь, что от тебя зависит — для облегчения участи страдающего. Но не впадать в морок: дескать, чтобы разом всем полегчало, надо власть скинуть, — «другая придёт — порядок наведёт». Не впадать в известное искушение: если дети страдают и умирают, то Бога нет!

Это сильный аргумент. Но вот если у кого нет детей, если он вообще «чайлдфри», но очень любит, допустим, деньги (очень трогательно любит, как Акакий Акакиевич — шинель), ведь тогда получается «если у меня кошелёк украли, то Бога нет ».

Что мне хорошо, то и Бог. Ну и наоборот, выходит.

Достоевский — это такой человек, который четыре года читал одну книгу. Жена декабриста Фонвизина перед самым заключением в острог подарила ему Евангелие. Поэтому нам так трудно бывает его понять. Некоторым из нас. Многим.

Христианство — религия «слабая», не воинственная: «подставь щёку», «возлюби врагов», «раздай имущество»… Вместо того, чтобы, доказывая свою правоту, разметать римлян по камушкам, Иисус добровольно принял от них мученическую смерть (соотечественники до сих пор ему этого не простили). Стать христианином — долгое время означало выпасть из социального контекста, обречь себя на неуспешность, «лузерство» и, вероятно, смерть (первохристиан жестоко казнили). Да и в наше время стать христианином — означает отказать себе во многих жизненных вкусностях. И вот эта слабая религия «не от мира сего» распространилась на половину планеты и существует уже почти две тысячи лет. Как такое возможно?

И вот как-то так. Никому не понятный, а тем, кому понятный, глубоко чуждый и отвратительный, ну или милый, бесконечно милый, но «не от жизни сей» — для размышлений и красоты — не для «практики», маленький (впрочем, роста-то скорее высокого, но какой-то весь костистый, нескладный, с залысинами — в общем, плюгавенький), нервный, дёрганый, больной, подверженный многим слабостям, пишущий второпях — не столько за деньги, сколько для отдачи очередного долга и только во время очередной речи-проповеди меняющийся, словно наполняющийся изнутри светом Достоевский. Немеркнущий и недостижимый авторитет. «Для особого пользования». Что ли, для души. Не для жизни сей.

И это — сбились полтора десятка тёток в платках — ненакрашенные, перекошенные — в тесном, прокопчённом свечами (а вокруг — какой день! солнышко!) пространстве, нудно что-то поют тоненькими голосами, думают, что у них тут Бог. А бог-то там, за стенами — резвится, пятками по росе, головой в облака, король оранжевое лето, псковские дали, улыбки, красота отношений!.. это каждому человеку понятно… И не проходит. И ничего ей, религии, опиуму, не делается. (Хоть что только ни делали.) Всегда найдётся полтора десятка тёток и при них мужичок-петушок, тверёзый, основательный — староста. Зачем это?.. Для чего?..

Вспоминается поговорка про праведника, который — доколе есть, и село стоит.

Вот, может быть, для села. Для всего этого. Ну, чтобы пятки, улыбки, стильные рюкзачки и красота отношений. Чтобы спорить до хрипоты, жарить отвратительные (дух тяжёлый) котлеты и утирать сопли детям. Чтобы путешествовать по Европе. Сочинять верлибры про то, как путешествовал по Европе. Выходить на площадь с плакатом и гордо так в лицо палачу…

А внутри там, внизу, в подполье, под палубой, как шахтёр или галерник, ворочается и скрипит колесом наше коллективное бессознательное — писатель книг руками и ртом (диктовал жене) Ф.М. Достоевский.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1908г.

В России началась мода на Японию. в том числе популярность стали приобретать нэцке.

l1fSPpI3FLg.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1907г.

Доклад министра просвещения «О высшем образовании Российской Империи».

Высшие учебние заведения Российской Империи.

1.
Императорские Университеты.

1. Санкт-Петербургский.

5 000 студентов / 500 преподавателей

Ежегодный выпуск 1000 чел., в том числе 200 медиков ,100 экономистов и 100 юристов

2. Московский

7 000 студентов / 700 преподавателей

Ежегодный выпуск 1400 человек, в тм числе 280 медиков, 140 экономистов и 140 юристов

3. 2-й Московский

3 750 студентов / 375 преподавателей

Ежегодный выпуск 750 человек, в том числе 150 медиков, 75 экономистов и 75 юристов

4. Харьковский

2 500 студентов / 250 преподавателей

Ежегодный выпуск 500 человек, в том числе 100 медиков , 50 экономистов и 50 юристов.

5. Казанский

2 500 студентов / 250 преподавателей

Ежегодный выпуск 500 человек, в том числе 100 медиков , 50 экономистов и 50 юристов.

6. Киевский Св.Владимира

3 200 студентов / 320 преподавателей

Ежегодный выпуск 640 человек, в том числе 128 медиков, 64 экономиста и 64 юриста.

7. Новороссийский

2 500 студентов / 250 преподавателей

Ежегодный выпуск 500 человек, в том числе 100 медиков , 50 экономистов и 50 юристов.

8. Варшавский

1 500 студентов / 150 преподавателей

Ежегодныцй выпуск 300 человек , в том числе 30 экономистов и 30 юристов.

9. Саратовский

2 500 студентов / 250 преподавателей

Ежегодный выпуск 500 человек, в том числе 100 медиков , 50 экономистов и 50 юристов.

10. Томский

2 500 студентов / 250 преподавателей

Ежегодный выпуск 500 человек, в том числе 100 медиков , 50 экономистов и 50 юристов.

11. Юрьевский

2 500 студентов / 250 преподавателей

Ежегодный выпуск 500 человек, в том числе 100 медиков , 50 экономистов и 50 юристов.

12. Таврический

2 500 студентов / 250 преподавателей

Ежегодный выпуск 500 человек, в том числе 100 медиков , 50 экономистов и 50 юристов.

13. Нижегородский

2 500 студентов / 250 преподавателей

Ежегодный выпуск 500 человек, в том числе 100 медиков , 50 экономистов и 50 юристов.

14. Пермский

2500 студентов / 250 преподавателей

Ежегодный выпуск 500 человек, в том числе 100 медиков , 50 экономистов и 50 юристов.

Итого 42950 студентов / 4295 преподавателей.

Ежегодный выпуск 8590 человек, в том числе 1658 медиков, 859 экономистов и 859 юристов.

2.
Медицинские высшие учебние заведения

  1. С.-Петербургский Психоневрологический институт

По штату 1200 студентов, 120 преподавателей

Основан в этом году.

Первый выпуск в 1912

2. Императорская С.-Петербургская медико-хирургическая Академия

2400 студентов, 240 преподавателей

Ежегодный выпуск 480 врачей

3.Императорский С.-Петербургский медицинский Университет

3200 студентов / 320 преподавателей

Ежегодный выпуск 640 врачей

4. С.-Петербургский женский медицинский институт

1200 студентов / 120 преподавателей

Ежегодный выпуск 240 врачей

Итого: 8000 студентов / 800 преподавателей

Ежегодный выпуск 1600 врачей, включая 160 фармацевтов.

3.
Педагогические высшие учебние заведения

  1. Ярославский

400 студентов и 40 преподавателей .

Основан в 1906г.

Первый выпуск состоится в 1911 г.

  1. Владимирский

400 студентов, 40 преподавателей

3.
Московский

800 студентов, 80 преподавателей

4.
Казанский

800 студентов / 80 преподавателей

5.
Киевский

800 студентов / 80 преподавателей

6
. Саратовский

400 студентов / 40 преподавателей

7.
2-й Московский

400 студентов / 40 преподавателей

8.
2-й Петербургский

400 студентов / 40 преподавателей

9.
Петербургский

800 студентов / 80 преподавателей

10
. 2-й Казанский

400 студентов / 40 преподавателей

11.
2-й Киевский

400 студентов / 40 преподавателей

12.
2-й Саратовский

800 студентов / 80 преподавателей

Готовит учителей-армян для Западной Армении и учителей со знанием армянского и грузинского языка.

13 .
Смоленский

400 студентов/ 40 преподавателей

14
Екатеринодарский

400 студентов / 40 преподавателей

15.
Самарский

400 студентов / 40 преподавателей

16.
Гродненский

400 студентов / 40 преподавателей

17.
Томский

400 студентов / 40 преподавателей

18.
Новосибирский

400 студентов / 40 преподавателей

19.
Донецкий

400 студентов / 40 преподавателей

Основан в 1904.

Первый выпуск в 1909г.

20.
Барнаульский

400 студентов / 40 преподавателей

Основан в 1905

Первый выпуск в 1910г.

Итого: по штату 10 000 студентов / 1000 преподавателей

Ежегодный выпуск 2000 учителей.

4. Ветеринарные высшие учебные заведения

1. Юрьевский ветеринарный институт

1500 студентов / 175 преподавателей

При нем Зоотехническое училище с 240 учащимися

Ежегодный выпуск 300 врачей и 80 техников

2.Императорская Харьковская ветеринарная Академия

2000 студентов/ 240 преподавателей

При нем Зоотехническое училище с 420 учащимися

Ежегодный выпуск 400 врачей и 140 техников

3. Варшавский ветеринарный институт

450 студентов / 54 преподавателя

При нем Зоотехническое училище с 90 учащимися

Ежегодный выпуск 90 врачей и 30 техников

4. Казанский ветеринарный институт

1500 студентов / 180 преподавателей

При нем Зоотехническое училище с 300 учащимися

Ежегодный выпуск 300 врачей и 100 техников

5. Новосибирский ветеринарный институт

По штату 500 студентов/ 62 преподавателя

Открыт в этом году. Первый выпуск в 1912.

При нем открыто Зоотехническое училище с 120 учащимися .

Первый выпуск в 1910г.

По плану ежегодный выпуск 100 врачей и 40 техников

6. Омский ветеринарный институт

500 студентов / 62 преподавателя

При нем открыто Зоотехническое училище с 120 учащимися .

По плану ежегодный выпуск 100 врачей и 40 техников

7. Императорская Воронежская ветеринарная академия

1200 студентов / 156 преподавателей

Основана в 1905. первый выпуск в 1910г.

При нем открыто Зоотехническое училище с 360 учащимися .

Первый выпуск в 1910г.

По плану ежегодный выпуск 240 врачей и 120 техников

Итого по штату 7650 студентов , 929 преподавателей

Ежегодный выпуск 1530 ветеринарных врачей.

5.
Гуманитарные высшие учебные заведения

1. С.-Петербургский институт Философии , литературы и истории.

250 студентов / 25 преподавателей

2. Нежинский князя Безбородко институт литературы и истории.

250 студентов / 25 преподавателей

3. С.-Петербургский историко-археологический институт

370 студентов / 37 преподавателей

4. С.-Петербургский историко-филологический институт .

250 студентов / 25 преподавателей.

5. Московский археологический институт

350 студентов / 35 преподавателей

Итого 1470 студентов, 147 преподавателей.

Ежегодный выпуск 294 человека.

6. Технические высшие учебниые заведения.

1. С.-Петербургский технологический институт Императора. Николая I

При нем Техническое училище с 650 учащимися

1300 студентов / 200 преподавателей

2. Харьковский технологический институт Императора Александра III

При нем Техническое училище с 750 учащимися

1500 студентов / 225 преподавателей

3. Императорское московское высшее техническое училище

. При нем Техническое училище с 650 учащимися

1300 студентов / 200 преподавателей

4. Рижский политехнический институт

При нем Техническое училище с 350 учащимися

700 студентов / 110 преподавателей

5. С.-Петербургский политехнический институт

При нем Техническое училище с 900 учащимися

1800 студентов / 270 преподавателей.

6. Томский технологический институт.

При нем Техническое училище с 450 учащимися

900 студентов / 135 преподавателей

7. Киевский политехнический институт Императора Александра II

При нем Техническое училище с 650 учащимися

1300 студентов / 200 преподавателей

8. Императорское московское высшее инженерное строительное училище

При нем Техническое училище с 350 учащимися

720 студентов/ 110 преподавателей

9. С.-Петербургский Институт гражданских инженеров Императора Николая I

При нем Техническое училище с 650 учащимися

1300 студентов/ 210 преподавателей.

10. С.-Петербургский Электротехнический институт Императора Александра III

При нем Техническое училище с 650 учащимися

1300 студентов/ 210 преподавателей

11. Донской политехнический институт ( г. Ростов на -Дону)

При нем Техническое училище с 450 учащимися

900 студентов / 140 преподавателей

12. Одесский политехнический институт

При нем Техническое училище с 300 учащимися

600 студентов/ 90 преподавателей

13. Екатеринбургский технологический институт

При нем Техническое училище с 450 учащимися

900 студентов / 140 преподавателей

14. Казанский политехнический институт

При нем Техническое училище с 450 учащимися

900 студентов / 140 преподавателей

15. С.-Петербургский Технический Университет Императора Петра Великого

При нем Техническое училище с 1600 учащимися

3200 студентов / 480 преподавателей

16. Механико-технический институт Императрицы Екатерины II

Г. Александровск Екатеринославской губернии

При нем Техническое училище с 200 учащимися

400 студентов / 60 преподавателей

17. Императорский С.-Петербургский институт точной механики и оптики

При нем Техническое училище с 200 учащимися

400 студентов / 60 преподавателей

18. Самарский политехнический институт

При нем Техническое училище с 450 учащимися

900 студентов / 140 преподавателей

19. Одесский мукомольный институт

При нем Техническое училище с 200 учащимися

400 студентов / 60 преподавателей

20. Новочеркасский политехнический институт

При нем Техническое училище с 450 учащимися

900 студентов / 140 преподавателей

Основан в 1906 году.

Первый выпуск состоится в 1911 году

21. Вятский кожевенный институт

При нем Техническое училище с 200 учащимися

400 студентов / 60 преподавателей

Основан в 1906 году.

Первый выпуск состоится в 1911 году

22. Черниговский Текстильный институт

При нем Техническое училище с 200 учащимися

400 студентов / 60 преподавателей.

Основан в 1906г.

Первый выпуск состоится в 1911 г.

23. Ярославский механико-технический институт

При нем Техническое училище с 300 учащимися

600 студентов / 90 преподавателей

Основан в 1906г.

Первый выпуск состоится в 1911 г.

Итого : 22020 студентов / 3530 преподавателей

Ежегодный выпуск 4404 инженера.

7.
Институты путей сообщения

1. С.-Петербур. Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I;

1800 студентов/ 270 преподавателей.

При нем техническое училище с 900 учащимися.

2. Московский Императорский институт инженеров путей сообщения.

1200 студентов, 180 преподавателей.

При нем техническое училище с 600 учащимися

3. Киевский институт путей сообщения

800 студентов / 120 преподавателей

При нем техническое училище с 400 учащимися

4. Екатеринбургский институт путей сообщения

800 студентов / 120 преподавателей

При нем техническое училище с 400 учащимися

5. Вологодский Северный институт путей сообщения

800 студентов / 120 преподавателей

При нем техническое училище с 400 учащимися.

Итого 5400 студентов / 810 преподавателей.

Ежегодный выпуск 1080 инженеров.

8.
Экономические институты

1.
С.-Петербургский экономический институт

575]450 студентов / 45 преподавателей

2.
Московский экономический институт

575]450 студентов / 45 преподавателей

3.
Киевский экономический институт

450 студентов / 45 преподавателей

4. Торгово-промышленный институт М. В. Побединского.в СПб

450 студентов / 45 преподавателей

Итого 1800 студентов, 180 преподавателей

Ежегодный выпуск 360 экономистов.

9.
Сельскохозяйственные институты

  1. С.-Петербургский Императорский аграрный институт

2600 студентов / 320 преподавателей

При нем
Техническое училище
с 600 учащимися

Ежегодный выпуск 520 инженеров и 200 техников

2.
Воронежская сельскохозяйственная академия Императора Петра Великого

1800 студентов / 210 преподавателей

При нем
Техническое училище
с 300 учащимися

Ежегодный выпуск 360 инженеров и 100 техников

3.
Московская Императорская сельскохозяйственная академия

2200 студентов / 250 преподавателей

При нем
техническое училище
с 300 учащимися

Ежегодный выпуск 440 инженеров и 100 техников

4.
Харьковский сельскохозяйственный институт

1200 студентов / 138 преподавателей

Основан в 1906г.

Первый выпуск состоится в 1911 г.

При нем техническое училище с 180 учащимися

Первый выпуск в 1909 году

Ежегодный выпуск 240 инженеров и 60 техников

5.
Вологодский молочный институт

600 студентов / 69 преподавателей

При нем
техническое училище
с 90 учащимися

Ежегодный выпуск 120 инженеров и 30 техников

6.
Институт виноделия

120 студентов / 15 преподавателей.

При нем
Техническое училище
с 30 учащимися

Ежегодный выпуск 24 инженера и 10 техников

7.
С.-Петербургский Императорский Лесной Институт

700 студентов / 100 преподавателей

При нем
Техническое училище
с 300 учащимися

Ежегодный выпуск 140 инженеров и 100 техников

8.
Семипалатинский аграрный институт

По штату 500 студентов, 56 преподавателей

При нем
Техническое училище
с 60 учащимися

Ежегодный выпуск 100 инженеров и 20 техников.

9.
Константиновский межевой институт

1200 студентов / 144 преподавателя.

При нем Техническое училище с 240 учащимися

Ежегодный выпуск 240 инженеров и 80 техников

10 .
Киевский землеустроительный институт

1200 студентов / 144 преподавателя.

При нем Техническое училище с 240 учащимися

Ежегодный выпуск 240 инженеров и 80 техников

11. Уфимский аграрный и землеустроительный институт.

При нем открыта «Юматовская школа огородничества и пчеловодства»

Со 300 учащимися

600 студентов / 90 преподавателей

Открыт в 1905г.

Первый выпуск инженеров в 1910г.

Ежегодный выпуск 120 инженеров, 100 техников.

Итого : 12720 студентов, 1536 преподавателей

Ежегодный выпуск 2544 инженера

10.
Горные высшие учебные заведения

1. Санкт-Петербургский Горный институт Императрицы Екатерины II

Основан в 1773 г.

При нем Техническое училище с 300 учащимися

1000 студентов/ 130 преподавателей.

2. Екатеринославское высшее горное училище

При нем техническое училище с 200 учащимися

600 студентов / 80 преподавателей

Итого 1600 студентов / 210 преподавателей

Ежегодный выпуск 320 горных инженеров.

11.
Художественные высшие учебные заведения

1. Императорское С.-Петербургское высшее художественное училище

575]120 студентов/ 12 преподавателей

2. Харьковское высшее художественное училище

575]120 студентов / 12 преподавателей

3. Высшее музыкальное училище в г. Николаеве.

120 студентов / 12 преподавателей

4. Екатеринбургское Императорское высшее художественное училище.

120 студентов / 12 преподавателей

Итого 480 студентов, 48 преподавателей

Ежегодный выпуск 96 человек

12.
Юридические высшие учебные заведения

  1. Высшее училище правоведения

1200 студентов, 120 преподавателей

  1. Демидовский лицей ( г. Ярославль)

640 студентов / 64 преподавателя

Итого 1840 студентов, 184 преподавателя

Ежегодный выпуск 368 юристов.

13. Прочие.

1. Лазаревский институт восточных языков

380 студентов / 38 преподавателей

2. Восточный институт (г.Владивосток)

480 студентов / 48 преподавателей

3. Духовные Императорские академии

С.-Петербургская, Киевская, Московская, Казанская

Всего 2 000 студентов, 200 преподавателей.

Финансируются Патриархией

4.Московская старообрядческая духовная академия

200 студентов, 20 преподавателей

Финансируется ДРПЦ

5.Одесский институт торгового флота.

200 курсантов / 40 преподавателей

6. Херсонский институт торгового флота

200 курсантов / 40 преподавателей

7. Рижский институт торгового флота

200 курсантов / 40 преподавателей

Итого 3660 человек, 466 преподавателей

Ежегодный выпуск 732 человека.

Всего система высшего образования Российской империи по Министерству Просвещения насчитывает 119 590 студентов, 14282 преподавателя.

Ежегодный выпуск специалистов с высшим образованием составляет 23 918 человек.

Данные даны по штатному расписанию, реальная численность студентов и преподавателей в университетах и в институтах колеблется в размере +- 5% от штата.

Министерство просвещения принимает все меры для полного укомплектования ВУЗов преподавателями, используя и привлечение высокопрофессиональных ученых из-за рубежа.

Не учтены военные и военно-морские ВУЗы, институты ведомства Императрицы Марии, ВУЗы финансируемые министерством двора( как например Царскосельский лицей), ВУЗы Кореи(университет+ медицинский) и Финляндии(3 ВУЗа).

Ведомством разрабатывается вопрос о расширении существующих и открытии новых учебных заведений разных специальностей...

Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 4450.

Требуется открыть минимум 4-5 медицинских ВУЗов с увеличением выпуска врачей в действующих минимум в 2 раза и довести число выпускаемых ежегодно врачей до 6-7 000. Отечественная фармацевтика требует увеличения выпуска фармацевтов минимум в 6 раз и доведения ежегодного выпуска фармацевтов до 1 000 человек

В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи.

Необходимо открыть минимум еще 5 ветеринарных Вузов и довести число выпускаемых ветврачей до 4 000 в год.

Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, мы встретились с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40% общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания... Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку.

Таким образом, для удовлетворения изъясненных неотложных потребностей страны в лицах с высшим образованием, возникает необходимость прежде всего в открытии высших медицинских и физико-математических, затем историко-филологических и, наконец, юридических школ. По исторически сложившейся организации совокупность этих школ и составляют университеты.

Е.И.В. соизволил наложить следующую резолюцию на доклад:

«Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с нее пока вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание».

Если сравнить положение дел с прочими странами, то обнаружим, что

  1. В Герма­нии в университетах учи­тся 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях – 12,2 тысячи, в специальных академиях – 3,9 тысяч.
  2. На всех «факульте­тах» Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и ка­толических институтах.
  3. В университетах Великобритании учится около 20 тысяч человек, в учительских колледжах (train­ing colleges в Англии и Уэльсе и colleges of education в Шотландии) – 5 тысяч (Здесь учтены учащиеся всех форм обучения, в том числе вечернего и допол­нительного (part-time)). На дневной форме обучения в высших учебных заведени­ях Англии только 5500 студентов. Из этих данных видно, что система российско­го высшего образования по абсолютным показателям сопоставима с системами других ведущих европейских стран.

При этом российская система высшего образования развивается значительно быстрее.

Нам удалось предложив несопоставимые зарплаты привлечь преподавательские кадры из Германии и Франции.

Относитель­ные масштабы системы российского высшего образования в сравнении с общим населением страны

Количество студентов высших учебных заведений на каждые 10 000 жителей

Россия Великобритания Германия Франция

1894 3,5 6 8 9

1901 6 7 10 11

1907 9 8 11 12

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

SZdtgchxVCE.jpg

Отд?лъ художественной литературы книжнаго магазина А.Ф.Цинзерлинга. Санктъ-Петерубргъ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Женская обувь девятнадцатого века.

Поскольку с середины девятнадцатого века дамские юбки не только приобрели более овальные очертания, но и чуть приподнялись, открывая носок сапожка - дамы стали более изощренны в выборе обуви, уделяя ей больше внимания. Сапожки, полусапожки и туфельки стали украшаться вышивкой, всяческими узорами и изящной ленточной шнуровкой.

R91ib1JURQI.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Продавцы и приказчикъ въ рыбномъ отд?л? магазина «О гурме» торговаго товарищества «О гурме и братьевъ Рогушиныхъ». Санктъ-Петерубргъ.

Okp2BIy-DlY.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Казачья станица. Терское казачье войско. междуречье Терека и Сунжи.

z_59a00cab.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас