Война в Северном море и Атлантике

297 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Обстановка на театре в преддверии войны Развертывание и дислокация противоборствующих в Атлантике флотов.

Ни одна из многочисленных войн, в которых создавалась и крепла британская морская традиция, не выдвигала задач, подобных тем, с которыми пришлось столкнуться летом 1914 года. Весь боевой опыт Королевского флота приобретался в войнах с противником, расположенным к югу от Британии. Никогда, начиная со времен голландских войн XVII века, британцам не приходилось сталкиваться с сильнейшей морской державой, базировавшейся к северу от Дуврского пролива. На неприступности этого узкого прохода с его обеспеченными с юга и запада флангами основывалось развертывание главных сил Королевского флота во всех войнах предшествовавшего времени. В предстоящей же войне все условия переменились в корне.

Вместо легко защищаемого Английского канала, в котором прежний противник не имел ни одной укрепленной базы, перед британцами лежало Северное море с бурным и широким выходом между Шотландией и Норвегией, причем Германия обладала подходами к нему, расположенными в двух далеко отстоящих друг от друга районах, соединенных между собой идеально защищенным внутренним водным путем. Фронтом же к Германии тянулось побережье с многочисленными коммерческими портами, но без оснащенной морской базы, за исключением Чатема, который, по своим навигационным трудностям не мог удовлетворять современным военным требованиям. Оставались неясными вопросы, связанные с масштабом сухопутных операций. Безусловно, необходимость переброски экспедиционного корпуса на континент в первые дни войны была предусмотрена и роль флота в данной операции учтена, но предугадать, что этот корпус обратится в миллионную армию, и предвидеть, с какими трудностями будет сопряжено обеспечение ее продовольствием и боеприпасами, оказалось невозможно. Помощь доминионов ожидалась, но размеры ее, удивившие весь свет, также не могли быть учтены заранее. Никто не мог предусмотреть появление многочисленных конвоев, спешивших в Великобританию со всех концов земного шара.

На первом месте стоял вопрос дислокации главных сил флота. В войне с Германией главным препятствием для Британцев являлось изменение географических условий: оно опрокидывало все прежние соображения, руководившие выбором ключевой позиции флота в прежних войнах. Требовалось найти новую позицию, базируясь на которой флот мог бы уверенно начать выполнение своих боевых задач. Исторически сложилось такое мнение, что первейшая задача флота состоит в поиске и уничтожении главных сил неприятеля. Взгляд этот, больше эмпирический, чем исторический, оказался наиболее распространен в Германии — в стране, где он не мог быть проверен на опыте истории. Впрочем и союзники Германии: Русское морское командование, основываясь, в том числе и на опыте Русско-Японской войны считало точно также. В итоге командование Объединенного Флота, Адмирал-штаб и МГШ единодушно и совершенно искренне считали, что Королевский флот будет немедленно искать встречи со своим противником при том на подготовленных заранее союзниками позициях.

В тоже время Британское адмиралтейство исходя, в том числе и из исторического опыта полагало, что превалирующая роль главных сил королевского флота — Гранд-Флита — сводилась к удержанию господства в прилегающих водах, охране берегов Британии, Шотландии и Ирландии, а также защите торговли. Ибо, по мнению адмиралтейства не могло быть и речи о поиске и ближней блокаде Объединенного флота, который был недосягаем, укрываясь за укреплениями своих баз и в тоже время получал возможность оказывать воздействие на британские блокадные дозоры. Чем это чревато ясно свидетельствовал опыт осады Порт-Артура, в ходе которой Японский флот потерял на точно поставленных русским минзагом минах 2 линейных корабля из 4-х потерянных в ходе войны. Все, что мог делать Королевский Флот, это занимать позицию, которая давала бы возможность удерживать неприятеля в портах или вынуждать к бою в случае выхода в море. То что рано или поздно Объединенный флот примет бой было не сомненно. Но до наступления момента решающего Сражения Королевский флот должен был зорко и бдительно выполнять свои первоначальные обязанности — прикрывать эскадры и отряды, составлявшие морскую защиту против десанта, а также те эскадры, которые, базируясь на фланговых портах метрополии, охраняли торговые пути и насколько позволяли географические условия оперировали на торговых путях неприятеля. Принятая дислокация одновременно не только охраняла британские торговые пути, но и закрывали доступ к неприятельским портам, кроме русских арктических защищавшихся достаточно ограниченными русскими силами. Германская океанская торговля сразу была практически парализована, но не вследствие деятельности британских крейсеров в океанах, а потому что германские порты оказались запертыми Гранд-Флитом. И единственной возможностью для германских торговых судов стала возможность либо укрыться в нейтральных портах, либо следовать в отдаленные русские порты, Арктические или Дальневосточные. Принимая во внимание вышесказанное, и была определена позиция для Гранд-Флита. Наилучшим районом были воды Шотландии, откуда главные силы флота могли следить за подходами к Северному морю точно так же, как в старину Западная эскадра следила за Каналом и подходами к нему. Однако приходилось учитывать тот факт, что слабыми местами новой позиции являлись как раз те стороны, которые были сильны у старой. Западная эскадра имела в своем распоряжении прекрасные базы: Портсмут, Плимут и Фалмут. Для новой позиции и базы требовалось оборудовать новые. Этому вопросу уделялось достаточное внимание в свое время, но оставалось сделать еще очень многое. После немалых колебаний в 1903 году было принято решение о строительстве первоклассной базы в Розайте, причем проект предусматривал завершение работ к концу 1915 года. Второклассных баз, подобных Пемброку и Куинстоуну, на Северном море не было, и только один Тайн удовлетворял требованиям в отношении ремонта и доков. В качестве маневренных баз, подобных Биргавену, Портленду и Дувру, на восточном побережье имелся лишь Гарвич. Правда, здесь находился ряд защищенных коммерческих портов: Хамбер, Хартлпул, Тайн, Абердин, которые могли служить в качестве маневренных баз, но все они представляли собой тесные речные порты, совершенно не похожие на просторные порты юго-западного района, к тому же крайне неудобные из-за условий прилива. Наконец, все они не удовлетворяли главному стратегическому требованию — не были достаточно удалены к северу. Опыт русско-японской войны показывал, что пользование такими пунктами, как, например, острова Эллиота — уединенные естественные гавани, в качестве не только маневренных баз, но также передовых и вспомогательных существенно важно. Идеальными пунктами подобного рода были Кромарти и Скапа-Флоу на Оркнейских островах. В 1908 году вследствие увеличившейся дальности действия торпед выявилась незащищенность внешних якорных стоянок флота в Розайте от атак миноносцев, поэтому пришлось пересмотреть проект обороны этого порта. Быстрый рост германского флота определенно указывал на невозможность разместить в Розайте необходимые против него силы. Поэтому в 1910 году взоры обратились на Кромарти как необходимую передовую маневренную базу, а на Скапа-Флоу — как такую же, но для меньшей части флота. Вначале эти пункты предполагалось использовать по японской системе, т. е. флот должен был сам оборудовать их в нужный момент, но когда в 1912 году в управление флотом вступил новый состав Адмиралтейства, морские вооружения достигли таких размеров, что значение Кромарти и Скапа-Флоу сразу возросло. Стала очевидной необходимость создания тут постоянной обороны. Что вызвало новые трудности для британцев, ибо береговая оборона находилась введении военного ведомства, то есть береговые укрепления и все, что непосредственно их касалось, не входили в ведение флота; морское командование давало лишь директивы в отношении желаемого характера укреплений и возможностей использования того или иного порта в стратегическом и тактическом отношениях. Однако вследствие быстрого развития морского оружия и неизбежности перемен в оборудовании самих портов даваемые задания также менялись. Примером может служить Хамбер, наилучшая маневренная база между Розайтом и Гарвичем, в которой после создания оборонительных сооружений выстроили прекрасные доки и устроили крупные нефтехранилища; она нуждалась в переоборудовании, так как укрепления уже не удовлетворяли требованию защиты от нападения линейных сил и высадки десанта. Военное ведомство разработало новый проект береговой обороны этого порта, но ко времени готовности смет оказалось, что намеченные укрепления уже устарели. Появились дредноуты, и проекты пришлось переделывать снова. Кроме осложнений, связанных с быстрым ростом мощности судовой артиллерии и увеличением дальности действия торпед, появилась новая угроза — подводные лодки. Это новое оружие представляло особенную опасность для маневренных баз, что и показал опять таки опыт Русско-Японской войны, когда единственная атака русских ПЛ по временной базе и привела к гибели крейсера «Акицусима». Помимо вышеприведенных сложностей, задержки происходили и из-за принципиальных расхождений во взглядах на оборону между представителями флота и сухопутного ведомства. Что касается Кромарти, то вопрос разрешился путем передачи его в распоряжение морского ведомства. Это в полной мере удовлетворило Адмиралтейство, которое считало, что передовая база должна быть всецело в его руках, дабы во всех мелочах соответствовать требованиям и нуждам флота. Результатом данного решения стала полная готовность Кромарти к концу июля 1914 года; к этому сроку закончили постройку всех укреплений и установили на них всю артиллерию. В Хамбере дело обстояло иначе — порт прикрывался 2-мя батареями крепостной артиллерии и к установке крупных орудий еще не приступали. Что же касается Скапа-Флоу, то вопрос по-прежнему оставался открытым, и Адмиралтейство предложило устроить там лишь склады жидкого и твердого топлива, ограничившись созданием укреплений против возможного нападения незначительных неприятельских сил, если ввиду экономии нельзя будет произвести оборонительные работы крупного масштаба. Тем не менее и это предложение осталось неосуществленным, и, когда началась война, в Скапа-Флоу не оказалось ничего и наново организованная оборона являлась полной импровизацией. Приблизительно к этому времени, хотя Розайт и был избран в качестве главной базы Гранд-Флита, Скапа-Флоу стали рассматривать как наилучшую передовую базу. Вес линейные корабли Объединенного Флота концентрировались на базах Северного моря, что в свою очередь давало возможность Англичанам сконцентрировать Гранд-Флит на новой позиции, оставив для защиты Дуврского пролива минный флот вместе с поддерживающими его крейсерами и устаревшими линейными кораблями. Однако предстоящая война не являлась войной только между Британией и союзом Германии и России, к которым тяготела и Австро-Венгрия. Неясным являлось положение Италии. Ну и уже было в достаточной степени понятно, что Британии необходимо считаться, что в случае разгрома Турции и занятия зоны проливов, в Средиземном море появятся и корабли Черноморского флота. В итоге, учитывая необходимость для французов господства в Средиземном море ради безопасности их колоний в Северной Африке. А так же тем, обстоятельством, что в основу французского плана войны входила перевозка алжирского армейского корпуса в первые дни войны. Было заключено франко-британское морское соглашение, предусматривавшее передачу Средиземного моря под оперативный контроль ВМС Франции, Атлантика же, включая собственно и оборону французских вод становилась задачей англичан. Но если французы (несмотря на сомнения морального или даже сентиментального свойства: «Эти воды полны воспоминаниями о кораблях Турвилля и Дюге-Труэна, там покоятся герои «Венгеура») действительно сосредоточили весь свой флот в Средиземном море. То в свою очередь британцы постоянно держа во внимании контроль над Суэцом, и при этом не оставляя своим вниманием также Черноморские проливы сформировали Средиземноморский флот настолько сильный, насколько это позволяло общее сосредоточение флота в северных водах. Располагая таким образом, к середине мая в Александрии: 2-мя эскадрами линейных кораблей (6-й и 7-й) Таким образом вышеуказанное развертывание Британского флота вкупе с французским развертыванием в Средиземном море, направленные на энергичное и самое полное использование сил Согласия, рассматривалось как соответствующее Франко-Британскому плану войны. Главным минусом новой системы явилось положение в Атлантике. Торговые пути в океане были открыты, и британские крейсера уходили из районов, где они привыкли показывать флаг в мирное время. Что еще более ухудшалось предполагаемым наличием Дальневосточного театра военных действий. Совершенно естественно, что при подобных обстоятельствах Гранд-Флит должен был осуществить свое развертывание при первых же намеках на тревожное положение, дабы предупредить возможность такой попытки. В тоже время такая диспозиция Гранд-флита, не решала проблем защиты торговли, ибо давний противник Россия мог позволить себе производить развертывание вспомогательных крейсеров из отдаленных дальневосточных и северных портов. Что в свою очередь еще в большей степени увеличило расходы на флот и что привело к тому что, для укомплектования крейсеров не хватало офицеров и матросов действительной службы и уже весной 1914 года крейсера стали укомплектовываться тайно призываемыми резервистами. Организация морских сил в отечественных водах предусматривала разделение их на три флота по степени боевой готовности каждого из них. Первый именовался Гранд-Флитом, находился в полной боевой готовности (команды были как правило укомплектованы на три четверти, и должны были быть доукомплектованы в течении суток) и имел следующий состав: флагман - «Айрон Дюк», 1-я, 2-я, 3-я, 4-я эскадры, 1-я эскадра линейных крейсеров, 2-я, 3-я, 18-я эскадры крейсеров, кроме того линейным эскадрам и флагману было придано еще 6 крейсеров, 2-я, 3-я, 4-я флотилии эсминцев и отельная флотилия тральщиков (которая правда была полностью отмобилизована к осени 1914 года). Второй флот – флот Канала, команды которого будучи укомплектованы офицерами имели чуть более половины команд, имел в своем составе 5-ю эскадру линейных кораблей, 5-ю, 6-ю, 9-ю крейсерские эскадры и 10-ю флотилию эсминцев – мог быть приведен в боевую готовность за двое-трое суток. Третий флот, состоял из 10-й эскадры линейных кораблей: состоявшей из 6 кораблей типа «Маджестик», 7-й, 10-й, 11-й, 12-й крейсерской эскадры и эскадры минных заградителей. 7-й и 9-й флотилий эсминцев. Корабли резервного флота в мирное время не были укомплектованы личным составом и подлежали с началом войны укомплектованием резервистами, что заняло бы не менее 2-х недель. Не менее важную роль играл Средиземноморский флот (флагман «Дредноут») располагавший 6-й и 7-й эскадрами линейных кораблей, 2-й эскадрой линейных крейсеров, а так же 1-й крейсерской эскадрой и 7-й флотилией эсминцев. С защитой торговых путей в Атлантике дело обстояло следующим образом – торговые пути прикрывались 8-й, 16-й и 17-й крейсерскими эскадрами базировавшимися на Вест-Индию, Гибралтар и Кейптаун. Кроме этого по решению командующего Грандфлита для охраны торговли могли выделятся дополнительные крейсерские силы. Торговые пути в Индийском океане охраняли 13-я и 15-я крейсерские эскадры базировавшиеся на восточное и западное побережье Индии. Кроме того, для противодействия Русско-Германским дальневосточным силам пришлось содержать полностью боеготовый Восточно-Азиатский флот, в состав которого входила 8-я эскадра линейных кораблей, 4-я и 14-я крейсерские эскадры, 11-я флотилия эсминцев. Кроме того на Австралийскую и Новозеландскую станции базировались 3-я эскадра линейных крейсеров, а так же Австралийская и Новозеландская крейсерские эскадры. Роль британского флота не ограничивалась охраной океанских торговых путей. Оставалась еще забота по охране нашего побережья от налетов малочисленных неприятельских сил. Для этой цели были привлечены несколько флотилий эскадренных миноносцев. Флотилии объединялись в отряды под патрули и флотилии местной защиты (Local Defense). Патрули под номерами 6, 7, 8 и 9 со своими легкими крейсерами находились под командой отдельного флагмана — адмирала патрулей (Admiral of Patrols), в то время контр-адмирала Балларда. Флотилии местной защиты формировались из более старых эскадренных миноносцев и миноносцев и расписывались по портам, которые они и должны были охранять. Ввиду того что нападение на побережье ожидалось только со стороны Северного моря, патрули распределили лишь по восточному побережью.Таковы в общих чертах силы и организация, которыми Британцы располагали для решения стоявших перед ними задач накануне войны. Но организация эта не предусматривала громаднейшего вспомогательного флота, родившегося уже во время войны. До известной степени помощь торгового флота предусматривалась всегда, но трудно было предвидеть, что она развернется до таких гигантских размеров. Несколько пассажирских пароходов состояли на учете в качестве вспомогательных крейсеров, а с 1911 года было положено начало организации вспомогательных тральных судов из зафрахтованных траулеров, которые должны были укомплектовываться резервистами из числа рыбаков. Эти суда входили в состав организации, находившейся в ведении начальника тральщиков и находилась под общим начальством адмирала патрулей. Дело с тральщиками шло настолько успешно, что капитан 1-го ранга Бонхам, начальник тральщиков в 1913 году, во время тогдашнего кризиса мог доложить «о готовности 82 тральщиков на случай военных действий». За год до войны были предприняты также меры к образованию резерва моторных катеров, но и это дело находилось в зачаточном состоянии. В заключении вновь стоит упомянуть, что согласно Франко-Британскому соглашению французский флот сосредотачивался в Средиземном море. Но тем не менее была сформирована эскадра Ла-Манша состоявшая из 2-х дивизий крейсеров (11 крейсеров) и флотилии эсминцев. Кроме этого на восточном побережье французы располагали еще 3-я дивизионами эсминцев и сторожевыми флотилиями Шербура, Гавра, Бреста, Кале и Ла-Рошели. Относительно не плохо были укомплектована только эскадра Ла-Манша и 11-й дивизион эсминцев, стоявший в Кале (75-80 процентов личного состава). На остальных судах было не более 10 процентов личного состава, и они подлежали укомплектованию резервистами флота в случае войны.

После заключения союзного соглашения с Германией Морской генеральный штаб продолжил разработку оперативных планов ведения боевых действий. На коллегии адмиралтейства после консультации с министерством внутренних дел (на запрос морского ведомства был подготовлен меморандум имевший название «Прогнозирование некоторых аспектов внешней политики империи») было принято решение о разработке оперативных планов исходя по степени вероятности возникновения боевых действий. Наиболее вероятным МГШ солидаризуясь с МИДом, считал возникновение военного конфликта с Англией ввиду направленности русской политики на захват зоны проливов. Учитывая, что в настоящий момент политическое решение подкреплялось военными приготовлениями, МГШ посчитал возможным вплотную приступить к планированию совместно с ГУ ГШ операции направленной на захват проливов.

В 1906 году между Германией и Россией был заключен Бьоркский договор, выполнение которого гарантировало в какой то степени мир в Европе на следующие 8 лет. Стоит отметить, что именно во время Русско-Японской войны были установлены первые контакты между русским и германским флотами. В частности германские угольщики обеспечивали переход эскадры Чухнина, а также боевые действия Тихоокеанского флота в целом. Германские наблюдатели, находившиеся на борту русских кораблей, приняли участие в Цусимском сражении. После русско-японской войны контакты, как на официальном, так и неофициальном уровнях продолжились. К примеру, в межвоенный период для Русского флота построено 3 крейсера, германская фирма Крупп разрабатывала и строила 14» орудия для новейших русских линейных кораблей и т.д. В момент очередного обострения Русско-Британских обострений осенью 1908 года Чухнин, с ведома Регента санкционировал первые контакты по вопросам организации совместных операций против британской морской торговли. Осенью 1911 года было заключено новое соглашение между Берлином и Петербургом, который гласил что, что в случае агрессии против Германии Российская Империя выступит на стороне Германии. Помощь русских была куплена дополнительным протоколом к договору, где зона проливов и Константинополь, равно как и северное побережье Турции является зоной российских интересов. Взамен Россия обязуется оказывать военную и экономическую помощь против стран Антанты. Отдельно было прописаны отношения между АВИ и РИ. Заключение договора привело к необходимости организации совместных действий флотов. Результатам напряженной работы стало заключение 2 августа 1912 года русско-германской военно-морской конвенции о совместных действиях, оформленной в виде обмена письмами между министрами иностранных дел России и Германии. Обе стороны договорились о согласованных действиях флотов. В конвенции указывалось на необходимость подготовки морских сил сторон для согласованных действий ещё в мирное время. В этих целях начальники морских генеральных штабов России и Германии уполномочивались на ведение «непосредственных сношений». Им предоставлялось право обмениваться «всеми сведениями, изучать все возможные гипотезы войны и согласовывать между собой все стратегические планы». Начальники морских генеральных штабов обоих флотов обязывались совещаться друг с другом не менее одного раза в год и вести протоколы своих совещаний. Прежде всего было признано необходимым обмен секретными сведениями об иностранных флотах; выработка способов связи, общего шифра для сношений, свода сигналов на случай совместных действий флотов; «выяснение и разбор морской обстановки в связи с военно-сухопутной, имея главной руководящей целью содействие успеху на сухопутных фронтах». Разработанный морским генеральным штабом доклад был доложен царю, который его утвердил в части касающейся. В августе 1912 начальник русского морского генерального штаба прибыл в Берлин. В ходе совещания были намечены мероприятия по совместным действиям флотов. Итогом послужил подписанный начальниками штаба протокол о совместных действиях флотов, который предусматривал вхождение в состав Германского флота открытого моря русской оперативной эскадры и тем самым организация объединенного флота под германским командованием. При этом командующий русской оперативной эскадры получал права первого заместителя главкома объединенного флота. На Дальнем востоке же предусматривался переход под русский оперативный контроль всех германских сил в акватории Тихого океана. При этом Германская сторона обязывалась не позднее лета 1913 года усилить свои силы на Дальнем востоке эскадрой додредноутов. Осень 1912 года – весна 1913 года прошла в шлифовке и отработке положений конвенции в частности были разработаны шифры НОРД и ОСТ, предназначенные для ввода в действие в случае эскалации обстановки. Резюмируя обмен мнений, по поводу стратегической обстановки в случае общеевропейской войны, морской министр адмирал светлейший князь Ливен высказался так: «Балтийский флот вместе с ГЗФ проводит операции против сил Антанты в Северном море обеспечивая тем самым свободу плавания. Черноморский флот проводит операции против Турции, имея целью захват зоны проливов совместно с сухопутными войсками. На Дальнем востоке Русские и Германские силы обеспечивают свободу плавания, в случае же вступления в войну на стороне Антанты Японии проводят против нее совместные операции. Далее совещание морских генеральных штабов рассмотрело вопросы связи (в частности об устройстве мощных радиостанций, обеспечивающих непосредственную радиосвязь Русского и Германского командований), шифров и обмена секретными сведениями. Последний вопрос был нормирован специальной конвенцией. Действительно, в последующие годы Россия получила от Германцев много ценных сведений, как в отношении техники, так и о флотах враждебных государств, особенно о Британском. В 1913 году в Россию приехал начальник Адмирал-штаба адмирал Поль для очередного обмена мнений с русским начальником генерального штаба. В ряде совещаний, имевших место, были, в общем, подтверждены соглашения прошлого года и выдвинуты некоторые новые вопросы:

1) Решено летом-осенью провести совместные маневры в составе объединенного флота, перед этим провести ряд учений меньшим количеством кораблей на Балтийском море.

2) Решено организовать совместную разведывательную службу для выяснения приготовлений к войне и вооружений флотов Антанты.

3) Решено совместные маневры на Дальнем востоке провести весной следующего года.

Наконец, начальник германского генерального штаба разрешил командировку в Германию русских морских офицеров для ознакомления с военно-морской техникой и, в частности, с постановкой дела подводного плавания. Следующее свидание начальников морских генеральных штабов имело место весной 1914 года в преддверии Балканского кризиса, и в основном внимание было сосредоточено на улучшении взаимодействия объединенных сил, в частности результатом стало наличие германских офицеров связи на русских кораблях и соответственно русских на германских кораблях.

С началом общеевропейской войны, как и планировалось, оперативная эскадра Балтийского флота перешла под оперативный контроль германского командования, в свою очередь германские силы на Дальнем востоке перешли под оперативный контроль русского командования. Были введены новые шифры и сигнальные коды.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

S-L а какая у Вас специализация была в Аннаполисе (какая из 20-ти - инженерка)? чисто ради интереса...

и у кого проходили стратегию?

Изменено пользователем CheshireCat

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Обстановка на театре в преддверии войны Развертывание и дислокация противоборствующих в Атлантике флотов.

хм.. Книга же пишется в России?

тогда странно то, что описание начинают с британии.

Отечественный автор скорее скомпоновал бы начало в виде -"о себе"-"о противнике"-"о союзниках", кмк..

Возможно даже с классическим "экскурсом в историю и пинками недальновидным предшественникам".

Возможно.

В стиле "С самого начала строительства Русского броненосного флота...трам-парам... однако РЯВ, недоработки, работа над ошибками.. послевоенные тенденции... оформившийся основной "вероятный противник" (вот тут уже про вб) - для противодействия которому... союзник(и) - планы"..

S-L а какая у Вас специализация была в Аннаполисе (какая из 20-ти - инженерка)? чисто ради интереса...

и у кого проходили стратегию?

Хм, коллега, вы точно меня ни с кем не перепутали?

я вроде не давал повода)

я, так сказать, продукт исключительно отечественного минобра и минобороны.

и стратегию мне не давали, к сожалению..

только тактику, правда разную и не единожды)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

хм.. Книга же пишется в России?

ето был пробный шар... Есть другая идея, но надо немного подождать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

.....но надо немного подождать

Шо ..... опять.... , фхтагн? :dntknw:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нет пару дней и я выложу гельголланд.... стучитесь в Маи.агент поясню в чем причина

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мда прошла куча времени прежде чем я смог вернуться к теме. :sorry::( :this:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Накануне великой войны европейские державы разделились на два враждебных лагеря, что явилось политическим выражением противоречий между ними. Одной из противоборствующих сторон являлся Континентальный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и России окончательно оформившийся в 1913 году и впоследствии ставший известным как «Союз трех императоров». Формально к тому времени в союз входила и Италия, однако, в 1902 году Италия за спиной у своих союзников заключила с Францией тайный договор о нейтралитете и узы, связывающие ее с Германией и Австро-Венгрией, ослабли. Кроме того накопление противоречий между Италией и Австро-Венгрией фактически и развязало Европейский конфликт. Континентальному союзу противостоял альянс Англии и Франции, возникший в 1904 году («Entente»).

Великобритания, владычица огромной империи, включавшей в себя 60% мировых колоний, или одну четвертую часть земного шара, обладала самым могущественным флотом: его мощь была равна мощи двух наиболее сильных, после Великобритании, флотов мира вместе взятых (так называемый «two power standart»). Германия, объединившая в 1870 — 1871 гг. в единое государство несколько десятков прежде разрозненных княжеств и королевств, переживала небывалый промышленный бум. Она завоевывала своими товарами мировые рынки и с завистью поглядывала на колониальные владения соседей: Германия тоже жаждала колоний, но захватывать было почти нечего, поскольку самые богатые территории давно поделили между собой старые колониальные державы. Бурное развитие Германии создавало серьезную угрозу для ее ближайших соседей по Европе, а также ущемляло интересы Великобритании, которая в своей внешней политике традиционно стремилась к сохранению равновесия сил на континенте.

Ситуацию осложнял то что Россия после Русско-Японской войны, в которой британцы оказывали активную помощь Японской империи не шли ни на какие соглашения с Великобританией, а большая игра в средней Азии вышла даже на новый виток противостояние.

Но наверно стоит использовать и ранее описанное?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Наверно стоит добавить фразу:

После 1913 г. оба противостоящих блока стремились получить новых союзников. К примеру на Балканах англичане сумели создать, казалось бы невозможный, союз из Турции, Греции и Сербии. Япония тоже не отказалась от реваншистких настроений, активно строя флот, пользуясь пролонгацией выплат по кредитам, любезно предоставленные основыми ее заемщиками.

Вот как-то так

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

логично буду сшивать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По Испании кстати какое решение?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По Испании кстати какое решение?
в смысле? Скорее всего будет курить в сторонке и наживаться на поставках

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не факт Антанте нужна пехота, и им это в 1913 году станет отчетливо ясно. Так почему нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не факт Антанте нужна пехота, и им это в 1913 году станет отчетливо ясно. Так почему нет?

Не факт что испанцы за хотят умереть за Британию.

Если только за золото.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А как еще? Золото и преференции...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

давайте пока Испанию не трогать...

у нее еще будет своя роль в АнтантеНуар

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Антанте нужна пехота
обучить миллион индусов и прочих зуавов, нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не забывайте, что у Антанты есть Турция. Есть Канада, Индия, АНЗАК, плюс почти вся Африка. Пехоту они найдут.

Испанию можно запряячь только для обеспечения перевозок из Африки (кстати не только ее - есть еще Португалия)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Португалия)
они за Антанту и в РИ воевали

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну так и здесь тоже самое будет...........

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну-с приступим к Северному морю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Введение

Великобритания – величайшая морская держава. На ее стороне — притязания на неограниченное господство на море, на преобладание на всех морях, на преимущественное право ведения морской торговли и собирание сокровищ со всех частей света. «Мы первый народ в мире» — таков догмат каждого англичанина, и он не допускает мысли, чтобы другие могли в этом сомневаться. Английская история дает доказательства энергичного и беспощадного внедрения этого представления. Один из величайших поклонников английского метода ведения морской войны (к тому же наилучшим образом отображенного в истории Англии) американский капитан Мэхэн, автор известной книги «The influence of seapower upon history», следующим образом обрисовал это в исследовании закончившейся в 1783 году североамериканской войны: «Намерением союзных стран (Америки, Франции и Испании) было отомстить за допущенное бесправие и положить конец тираническому господству, которое Англия присвоила себе на океане. Как полагало тогдашнее поколение, путем освобождения Америки они причинили вред Англии, но ни в Гибралтаре, ни на Ямайке они не устранили беззакония, с которым они там столкнулись; они не смогли, как следует приняться за английский флот, англичане не потеряли уверенности в своих силах, и английское господство на море вскоре стало столь же тираническим и еще более необузданным, чем когда бы то ни было». При всем том Англия сумела с течением времени добиться чуть ли не всеобщего мирового признания законности своих требований. Вся ее политика, опорой для которой служили флот и благоприятное географическое положение Британских островов, всегда проводилась под флагом, на котором было начертано, что все случалось «ad majorm gloriam Britanniae», способствовало также прогрессу человечества. Эгоизм англичан всегда был так велик, что никому другому не предоставлялось никаких выгод даже в том случае, если их использование в данный момент было англичанам не под силу. Яснее всего это проявилось в колониальном вопросе. За столетие прошедшее с того времени, как на основе славы, добытой под Трафальгаром, было воздвигнуто здание английского могущества и мирового господства, с тех пор ими старательно избегали рисковать. Вместе с тем не оставалось неиспользованным ни одно внешнее средство, которое, при известной доле ловкости, дозволяло на нем сыграть, чтобы создать впечатление могущества и тем самым оказать моральное воздействие. Неоднократно Британия блефовала угрожая войной, либо вела локальные или коалиционные войны против слабейших противников.

Тем не менее, за все надо платить. Кризис начал назревать с конца 19 века, прежде всего с усилением роли объединенной Германии. А тем временем назрел восточный узел противоречий, столкнувший в войне Россию и Японию, подготовка к войне которой шла при непосредственном участии Великобритании, ставившей себе целью подорвать силы России. Русско-Японская война оказалась знаковым событием начала XX века, ибо она во многом обеспечила расстановку фигур в предстоявшем переделе Мира которого так или иначе, в том числе по своим причинам желали ведущие Европейские державы. Но, пожалуй главной причиной возникновения мировой войны является противоположность англо-саксонских и германо-русских интересов.

Последовавшие, без малого 10 лет ознаменовались напряженнейшей гонкой вооружений. Главной чертой, которой стало то, что ее олицетворял дредноут. Могучие дредноуты вооруженные невиданными доселе, орудиями стали эквивалентом государственной мощи и политического веса державы. Российская империя, флот которой принес ей победу в Цусимском сражении, да и в Русско-Японской войне в целом, уделила послевоенному развитию флота серьезнейшее внимание, достаточно сказать, что лету 1914 года Российский флот располагал 11 боеготовыми линейными кораблями дредноутами и крейсером-дредноутом. Правда сложившиеся положение вещей значительно осложнялось тем, что Россия была вынуждена рассредоточить имевшиеся в наличии морские силы по трем не сообщающимся в военное время театрам. Тем самым на фоне беспрецедентного послевоенного экономического роста к лету Россия располагала третьим по количеству дредноутов флотом, опередив флот США.

Спустя несколько лет по окончании русско-японской войны, по мере восстановления мобилизационных армейских запасов, и принятия программ по новому судостроению и реформированию армии, совет государственной обороны после долгих обсуждений пришел к выводу о необходимости вернутся, к рассмотрению вопроса о возобновлении усилий направленных на реализацию давних устремлений империи по решению Восточного вопроса. Суть которого заключалась в захвате проливов Босфор и Дарданеллы. По итогам обсуждения и анализа существующих военных и политических раскладов в МГШ было признана необходимость для успешности морского и сухопутного наступления на Стамбул намертво приковать главные силы Британского флота к Северному морю тем или иным способом. Вынесенный на обсуждение Совета Государственной Обороны вопрос привел в конечном итоге к достижению военных соглашений с Германией, направленных прежде всего против Британии.

Таким образом, руководство Российской Империи предполагало, используя в своих интересах военно-политический союз с Германий, под прикрытием необходимости защиты христианских подданных оккупировать зону пролива Босфор и Собственно Стамбул. Спустя десятилетия прошедшие с момента окончания Великой войны. Можно признать, что в момент майского кризиса, беспорядки в Стамбуле были инспирированы русской военной разведкой. Тем не менее, в целом проявляя недюжинные усилия по подготовке крупномасштабной войны на всех театрах, руководство Российской Империи всерьез предполагало что на фоне идущей Балканской войны, удастся ограничится очередной войной с Турцией с занятием Стамбула и локальными боевыми действиями на Кавказе. Действительность оказалась много страшнее и в ход пошли многомиллионные армии и эскадры дредноутов.

Так начиналось кровавое лето 1914 года. Дата, определившая ход событий XX века. Водораздел между патриархальным и рыцарственным XIX веком и XX веком. Веком породившим самолет и подводную лодку, веком когда фронт и тыл стали единым, веком когда, впервые в ходе боевых действий было применено оружие массового поражения и красный крест уже перестал что-либо значить для участников войны, Веком когда Война стала не более чем организованным массовым убийством.

Обстановка на театре в преддверии войны. Развертывание, дислокация и планы операций противоборствующих в Атлантике флотов.

Королевский флот

Ни одна из многочисленных войн, в которых создавалась и крепла британская морская традиция, не выдвигала задач, подобных тем, с которыми пришлось столкнуться летом 1914 года. Весь боевой опыт Королевского флота приобретался в войнах с противником, расположенным к югу от Британии. Никогда, начиная со времен голландских войн XVII века, британцам не приходилось сталкиваться с сильнейшей морской державой, базировавшейся к северу от Дуврского пролива. На неприступности этого узкого прохода с его обеспеченными с юга и запада флангами основывалось развертывание главных сил Королевского флота во всех войнах предшествовавшего времени. В предстоящей же войне все условия переменились в корне.

Вместо легко защищаемого Английского канала, в котором прежний противник не имел ни одной укрепленной базы, перед британцами лежало Северное море с бурным и широким выходом между Шотландией и Норвегией, причем Германия обладала подходами к нему, расположенными в двух далеко отстоящих друг от друга районах, соединенных между собой идеально защищенным внутренним водным путем. Фронтом же к Германии тянулось побережье с многочисленными коммерческими портами, но без оснащенной морской базы, за исключением Чатема, который, по своим навигационным трудностям не мог удовлетворять современным военным требованиям. Оставались неясными вопросы, связанные с масштабом сухопутных операций. Безусловно, необходимость переброски экспедиционного корпуса на континент в первые дни войны была предусмотрена и роль флота в данной операции учтена, но предугадать, что этот корпус обратится в миллионную армию, и предвидеть, с какими трудностями будет сопряжено обеспечение ее продовольствием и боеприпасами, оказалось невозможно. Помощь доминионов ожидалась, но размеры ее, удивившие весь свет, также не могли быть учтены заранее. Никто не мог предусмотреть появление многочисленных конвоев, спешивших в Великобританию со всех концов земного шара.

На первом месте стоял вопрос дислокации главных сил флота. В войне с Германией главным препятствием для Британцев являлось изменение географических условий: оно опрокидывало все прежние соображения, руководившие выбором ключевой позиции флота в прежних войнах. Требовалось найти новую позицию, базируясь на которой флот мог бы уверенно начать выполнение своих боевых задач. Исторически сложилось такое мнение, что первейшая задача флота состоит в поиске и уничтожении главных сил неприятеля. Взгляд этот, больше эмпирический, чем исторический, оказался наиболее распространен в Германии — в стране, где он не мог быть проверен на опыте истории. Впрочем и союзники Германии - русское морское командование, основываясь, в том числе и на опыте Русско-Японской войны считало точно также. В итоге командование Объединенного Флота, Адмирал-штаб и МГШ единодушно и совершенно искренне считали, что Королевский флот будет немедленно искать встречи со своим противником при том на подготовленных заранее союзниками позициях.

В тоже время Британское адмиралтейство исходя, в том числе и из исторического опыта полагало, что превалирующая роль главных сил королевского флота — Гранд-Флита — сводилась к удержанию господства в прилегающих водах, охране берегов Британии, Шотландии и Ирландии, а также защите торговли. Ибо, по мнению адмиралтейства не могло быть и речи о поиске и ближней блокаде Объединенного флота, который был недосягаем, укрываясь за укреплениями своих баз и в тоже время получал возможность оказывать воздействие на британские блокадные дозоры. Чем это чревато ясно свидетельствовал опыт осады Порт-Артура, в ходе которой Японский флот потерял на точно поставленных русским минзагом минах 2 линейных корабля из 4-х потерянных в ходе войны. Все, что мог делать Королевский Флот, это занимать позицию, которая давала бы возможность удерживать неприятеля в портах или вынуждать к бою в случае выхода в море. То что рано или поздно Объединенный флот примет бой было несомненно. Но до наступления момента решающего Сражения Королевский флот должен был зорко и бдительно выполнять свои первоначальные обязанности — прикрывать эскадры и отряды, составлявшие морскую защиту против десанта, а также те эскадры, которые, базируясь на фланговых портах метрополии, охраняли торговые пути и насколько позволяли географические условия оперировали на торговых путях неприятеля. Принятая дислокация одновременно не только охраняла британские торговые пути, но и закрывали доступ к неприятельским портам, кроме русских арктических защищавшихся достаточно ограниченными русскими силами. Германская океанская торговля сразу была практически парализована, но не вследствие деятельности британских крейсеров в океанах, а потому что германские порты оказались запертыми Гранд-Флитом. И единственной возможностью для германских торговых судов стала возможность либо укрыться в нейтральных портах, либо следовать в отдаленные русские порты, Арктические или Дальневосточные. Принимая во внимание вышесказанное, и была определена позиция для Гранд-Флита. Наилучшим районом были воды Шотландии, откуда главные силы флота могли следить за подходами к Северному морю точно так же, как в старину Западная эскадра следила за Каналом и подходами к нему. Однако приходилось учитывать тот факт, что слабыми местами новой позиции являлись как раз те стороны, которые были сильны у старой. Западная эскадра имела в своем распоряжении прекрасные базы: Портсмут, Плимут и Фалмут. Для новой позиции и базы требовалось оборудовать новые. Этому вопросу уделялось достаточное внимание в свое время, но оставалось сделать еще очень многое. После немалых колебаний в 1903 году было принято решение о строительстве первоклассной базы в Розайте, причем проект предусматривал завершение работ к концу 1915 года. Второклассных баз, подобных Пемброку и Куинстоуну, на Северном море не было, и только один Тайн удовлетворял требованиям в отношении ремонта и доков. В качестве маневренных баз, подобных Биргавену, Портленду и Дувру, на восточном побережье имелся лишь Гарвич. Правда, здесь находился ряд защищенных коммерческих портов: Хамбер, Хартлпул, Тайн, Абердин, которые могли служить в качестве маневренных баз, но все они представляли собой тесные речные порты, совершенно не похожие на просторные порты юго-западного района, к тому же крайне неудобные из-за условий прилива. Наконец, все они не удовлетворяли главному стратегическому требованию — не были достаточно удалены к северу. Опыт русско-японской войны показывал, что пользование такими пунктами, как, например, острова Эллиота — уединенные естественные гавани, в качестве не только маневренных баз, но также передовых и вспомогательных существенно важно. Идеальными пунктами подобного рода были Кромарти и Скапа-Флоу на Оркнейских островах. В 1908 году вследствие увеличившейся дальности действия торпед выявилась незащищенность внешних якорных стоянок флота в Розайте от атак миноносцев, поэтому пришлось пересмотреть проект обороны этого порта. Быстрый рост германского флота определенно указывал на невозможность разместить в Розайте необходимые против него силы. Поэтому в 1910 году взоры обратились на Кромарти как необходимую передовую маневренную базу, а на Скапа-Флоу — как такую же, но для меньшей части флота. Вначале эти пункты предполагалось использовать по японской системе, т. е. флот должен был сам оборудовать их в нужный момент, но когда в 1912 году в управление флотом вступил новый состав Адмиралтейства, морские вооружения достигли таких размеров, что значение Кромарти и Скапа-Флоу сразу возросло. Стала очевидной необходимость создания тут постоянной обороны. Что вызвало новые трудности для британцев, ибо береговая оборона находилась введении военного ведомства, то есть береговые укрепления и все, что непосредственно их касалось, не входили в ведение флота; морское командование давало лишь директивы в отношении желаемого характера укреплений и возможностей использования того или иного порта в стратегическом и тактическом отношениях. Однако вследствие быстрого развития морского оружия и неизбежности перемен в оборудовании самих портов даваемые задания также менялись. Примером может служить Хамбер, наилучшая маневренная база между Розайтом и Гарвичем, в которой после создания оборонительных сооружений выстроили прекрасные доки и устроили крупные нефтехранилища; она нуждалась в переоборудовании, так как укрепления уже не удовлетворяли требованию защиты от нападения линейных сил и высадки десанта. Военное ведомство разработало новый проект береговой обороны этого порта, но ко времени готовности смет оказалось, что намеченные укрепления уже устарели. Появились дредноуты, и проекты пришлось переделывать снова. Кроме осложнений, связанных с быстрым ростом мощности судовой артиллерии и увеличением дальности действия торпед, появилась новая угроза — подводные лодки. Это новое оружие представляло особенную опасность для маневренных баз, что и показал опять таки опыт Русско-Японской войны, когда единственная атака русских ПЛ по временной базе и привела к гибели крейсера «Акицусима». Помимо вышеприведенных сложностей, задержки происходили и из-за принципиальных расхождений во взглядах на оборону между представителями флота и сухопутного ведомства. Что касается Кромарти, то вопрос разрешился путем передачи его в распоряжение морского ведомства. Это в полной мере удовлетворило Адмиралтейство, которое считало, что передовая база должна быть всецело в его руках, дабы во всех мелочах соответствовать требованиям и нуждам флота. Результатом данного решения стала полная готовность Кромарти к концу июля 1914 года; к этому сроку закончили постройку всех укреплений и установили на них всю артиллерию. В Хамбере дело обстояло иначе — порт прикрывался 2-мя батареями крепостной артиллерии и к установке крупных орудий еще не приступали. Что же касается Скапа-Флоу, то вопрос по-прежнему оставался открытым, и Адмиралтейство предложило устроить там лишь склады жидкого и твердого топлива, ограничившись созданием укреплений против возможного нападения незначительных неприятельских сил, если ввиду экономии нельзя будет произвести оборонительные работы крупного масштаба. Тем не менее и это предложение осталось неосуществленным, и, когда началась война, в Скапа-Флоу не оказалось ничего и наново организованная оборона являлась полной импровизацией. Приблизительно к этому времени, хотя Розайт и был избран в качестве главной базы Гранд-Флита, Скапа-Флоу стали рассматривать как наилучшую передовую базу. Все линейные корабли Объединенного Флота концентрировались на базах Северного моря, что в свою очередь давало возможность Англичанам сконцентрировать Гранд-Флит на новой позиции, оставив для защиты Дуврского пролива минный флот вместе с поддерживающими его крейсерами и устаревшими линейными кораблями. Однако предстоящая война не являлась войной только между Британией и союзом Германии и России, к которым тяготела и Австро-Венгрия. Неясным являлось положение Италии. Ну и уже было в достаточной степени понятно, что Британии необходимо считаться, что в случае разгрома Турции и занятия зоны проливов, в Средиземном море появятся и корабли Черноморского флота. В итоге, учитывая необходимость для французов господства в Средиземном море ради безопасности их колоний в Северной Африке. А так же тем, обстоятельством, что в основу французского плана войны входила перевозка алжирского армейского корпуса в первые дни войны. Было заключено франко-британское морское соглашение, предусматривавшее передачу Средиземного моря под оперативный контроль ВМС Франции, Атлантика же, включая собственно и оборону французских вод становилась задачей англичан. Но если французы (несмотря на сомнения морального или даже сентиментального свойства: «Эти воды полны воспоминаниями о кораблях Турвилля и Дюге-Труэна, там покоятся герои «Венгеура») действительно сосредоточили весь свой флот в Средиземном море. То в свою очередь британцы постоянно держа во внимании контроль над Суэцом, и при этом не оставляя своим вниманием также Черноморские проливы сформировали Средиземноморский флот настолько сильный, насколько это позволяло общее сосредоточение флота в северных водах. Располагая таким образом, к середине мая в Александрии: 2-мя эскадрами линейных кораблей (6-й и 7-й) Таким образом вышеуказанное развертывание Британского флота вкупе с французским развертыванием в Средиземном море, направленные на энергичное и самое полное использование сил Согласия, рассматривалось как соответствующее Франко-Британскому плану войны. Главным минусом новой системы явилось положение в Атлантике. Торговые пути в океане были открыты, и британские крейсера уходили из районов, где они привыкли показывать флаг в мирное время. Что еще более ухудшалось предполагаемым наличием Дальневосточного театра военных действий. Совершенно естественно, что при подобных обстоятельствах Гранд-Флит должен был осуществить свое развертывание при первых же намеках на тревожное положение, дабы предупредить возможность такой попытки. В тоже время такая диспозиция Гранд-флита, не решала проблем защиты торговли, ибо давний противник Россия мог позволить себе производить развертывание вспомогательных крейсеров из отдаленных дальневосточных и северных портов. Что в свою очередь еще в большей степени увеличило расходы на флот и что привело к тому что, для укомплектования крейсеров не хватало офицеров и матросов действительной службы и уже весной 1914 года крейсера стали укомплектовываться тайно призываемыми резервистами. Организация морских сил в отечественных водах предусматривала разделение их на три флота по степени боевой готовности каждого из них. Первый именовался Гранд-Флитом, находился в полной боевой готовности (команды были как правило укомплектованы на три четверти, и должны были быть доукомплектованы в течении суток) и имел следующий состав: флагман - «Айрон Дюк», 1-я, 2-я, 3-я, 4-я эскадры, 1-я эскадра линейных крейсеров, 2-я, 3-я, 18-я эскадры крейсеров, кроме того линейным эскадрам и флагману было придано еще 6 крейсеров, 2-я, 3-я, 4-я флотилии эсминцев и отельная флотилия тральщиков (которая правда была полностью отмобилизована к осени 1914 года). Второй флот – флот Канала, команды которого будучи укомплектованы офицерами имели чуть более половины команд, имел в своем составе 5-ю эскадру линейных кораблей, 5-ю, 6-ю, 9-ю крейсерские эскадры и 10-ю флотилию эсминцев – мог быть приведен в боевую готовность за двое-трое суток. Третий флот, состоял из 10-й эскадры линейных кораблей: состоявшей из 6 кораблей типа «Маджестик», 7-й, 10-й, 11-й, 12-й крейсерской эскадры и эскадры минных заградителей. 7-й и 9-й флотилий эсминцев. Корабли резервного флота в мирное время не были укомплектованы личным составом и подлежали с началом войны укомплектованием резервистами, что заняло бы не менее 2-х недель. Не менее важную роль играл Средиземноморский флот (флагман «Дредноут») располагавший 6-й и 7-й эскадрами линейных кораблей, 2-й эскадрой линейных крейсеров, а так же 1-й крейсерской эскадрой и 7-й флотилией эсминцев. С защитой торговых путей в Атлантике дело обстояло следующим образом – торговые пути прикрывались 8-й, 16-й и 17-й крейсерскими эскадрами базировавшимися на Вест-Индию, Гибралтар и Кейптаун. Кроме этого по решению командующего Грандфлита для охраны торговли могли выделятся дополнительные крейсерские силы. Торговые пути в Индийском океане охраняли 13-я и 15-я крейсерские эскадры базировавшиеся на восточное и западное побережье Индии. Кроме того, для противодействия Русско-Германским дальневосточным силам пришлось содержать полностью боеготовый Восточно-Азиатский флот, в состав которого входила 8-я эскадра линейных кораблей, 4-я и 14-я крейсерские эскадры, 11-я флотилия эсминцев. Кроме того на Австралийскую и Новозеландскую станции базировались 3-я эскадра линейных крейсеров, а так же Австралийская и Новозеландская крейсерские эскадры. Роль британского флота не ограничивалась охраной океанских торговых путей. Оставалась еще забота по охране нашего побережья от налетов малочисленных неприятельских сил. Для этой цели были привлечены несколько флотилий эскадренных миноносцев. Флотилии объединялись в отряды под патрули и флотилии местной защиты (Local Defense). Патрули под номерами 6, 7, 8 и 9 со своими легкими крейсерами находились под командой отдельного флагмана — адмирала патрулей (Admiral of Patrols), в то время контр-адмирала Балларда. Флотилии местной защиты формировались из более старых эскадренных миноносцев и миноносцев и расписывались по портам, которые они и должны были охранять. Ввиду того что нападение на побережье ожидалось только со стороны Северного моря, патрули распределили лишь по восточному побережью.Таковы в общих чертах силы и организация, которыми Британцы располагали для решения стоявших перед ними задач накануне войны. Но организация эта не предусматривала громаднейшего вспомогательного флота, родившегося уже во время войны. До известной степени помощь торгового флота предусматривалась всегда, но трудно было предвидеть, что она развернется до таких гигантских размеров. Несколько пассажирских пароходов состояли на учете в качестве вспомогательных крейсеров, а с 1911 года было положено начало организации вспомогательных тральных судов из зафрахтованных траулеров, которые должны были укомплектовываться резервистами из числа рыбаков. Эти суда входили в состав организации, находившейся в ведении начальника тральщиков и находилась под общим начальством адмирала патрулей. Дело с тральщиками шло настолько успешно, что капитан 1-го ранга Бонхам, начальник тральщиков в 1913 году, во время тогдашнего кризиса мог доложить «о готовности 82 тральщиков на случай военных действий». За год до войны были предприняты также меры к образованию резерва моторных катеров, но и это дело находилось в зачаточном состоянии.

В заключении вновь стоит упомянуть, что согласно Франко-Британскому соглашению французский флот сосредотачивался в Средиземном море. Но тем не менее была сформирована эскадра Ла-Манша состоявшая из 2-х дивизий крейсеров (11 крейсеров) и флотилии эсминцев. Кроме этого на восточном побережье французы располагали еще 3-я дивизионами эсминцев и сторожевыми флотилиями Шербура, Гавра, Бреста, Кале и Ла-Рошели. Относительно не плохо, были укомплектована только эскадра Ла-Манша и 11-й дивизион эсминцев, стоявший в Кале (75-80 процентов личного состава). На остальных судах было не более 10 процентов личного состава, и они подлежали укомплектованию резервистами флота в случае войны.

Объединенный флот

В 1905 году между Германией и Россией был заключен Бьоркский договор, выполнение которого гарантировало в какой то степени мир в Европе на следующие 8 лет. Стоит отметить, что именно во время Русско-Японской войны были установлены первые контакты между русским и германским флотами. В частности германские угольщики обеспечивали переход эскадры Чухнина, а также боевые действия Тихоокеанского флота в целом. Германские наблюдатели, находившиеся на борту русских кораблей, приняли участие в Цусимском сражении. После русско-японской войны контакты, как на официальном, так и неофициальном уровнях продолжились. К примеру, в межвоенный период для Русского флота построено 3 крейсера, германская фирма Крупп разрабатывала и производила 14» орудия для новейших русских линейных кораблей и т.д. В момент очередного обострения Русско-Британских обострений осенью 1908 года адмирал Макаров, с ведома Регента санкционировал первые контакты по вопросам организации совместных операций против британской морской торговли. Осенью 1911 года было заключено новое соглашение между Берлином и Петербургом, который гласил что, что в случае агрессии против Германии Российская Империя выступит на стороне Германии. Помощь русских была куплена дополнительным протоколом к договору, где зона проливов и Константинополь, равно как и северное побережье Турции является зоной российских интересов. Взамен Россия обязуется оказывать военную и экономическую помощь против стран Антанты. Отдельно было прописаны отношения между АВИ и РИ. Заключение договора привело к необходимости организации совместных действий флотов. Результатам напряженной работы стало заключение 2 августа 1912 года русско-германской военно-морской конвенции о совместных действиях, оформленной в виде обмена письмами между министрами иностранных дел России и Германии. Обе стороны договорились о согласованных действиях флотов. В конвенции указывалось на необходимость подготовки морских сил сторон для согласованных действий ещё в мирное время. В этих целях начальники морских генеральных штабов России и Германии уполномочивались на ведение «непосредственных сношений». Им предоставлялось право обмениваться «всеми сведениями, изучать все возможные гипотезы войны и согласовывать между собой все стратегические планы». Начальники морских генеральных штабов обоих флотов обязывались совещаться друг с другом не менее одного раза в год и вести протоколы своих совещаний. Прежде всего было признано необходимым обмен секретными сведениями об иностранных флотах; выработка способов связи, общего шифра для сношений, свода сигналов на случай совместных действий флотов; «выяснение и разбор морской обстановки в связи с военно-сухопутной, имея главной руководящей целью содействие успеху на сухопутных фронтах». Разработанный морским генеральным штабом доклад был доложен императору, который его утвердил в части касающейся. В октябре 1912 начальник русского морского генерального штаба прибыл в Берлин. В ходе совещания были намечены мероприятия по совместным действиям флотов. Итогом послужил подписанный начальниками штабов протокол о совместных действиях флотов, который предусматривал вхождение в состав Германского флота открытого моря русской оперативной эскадры и тем самым организация объединенного флота под германским командованием. При этом командующий русской оперативной эскадры получал права первого заместителя главкома объединенного флота. На Дальнем востоке же предусматривался переход под русский оперативный контроль всех германских сил в акватории Тихого океана. При этом Германская сторона обязывалась не позднее лета-осени 1913 года усилить свои силы на Дальнем востоке эскадрой додредноутов. Осень 1912 года – весна 1913 года прошла в шлифовке и отработке положений конвенции в частности были разработаны шифры НОРД и ОСТ, предназначенные для ввода в действие в случае эскалации обстановки. Резюмируя обмен мнений, по поводу стратегической обстановки в случае общеевропейской войны, морской министр адмирал светлейший князь Ливен высказался так: «Балтийский флот вместе с флотом открытого моря проводит операции против сил Антанты в Северном море обеспечивая тем самым свободу плавания. Черноморский флот проводит операции против Турции, имея целью захват зоны проливов совместно с сухопутными войсками. На Дальнем востоке Русские и Германские силы обеспечивают свободу плавания, в случае же вступления в войну на стороне Антанты Японии проводят против нее совместные операции. Далее совещание морских генеральных штабов рассмотрело вопросы связи (в частности об устройстве мощных радиостанций, обеспечивающих непосредственную радиосвязь Русского и Германского командований), шифров и обмена секретными сведениями. Последний вопрос был нормирован специальной конвенцией. Действительно, в последующие годы Россия получила от Германцев много ценных сведений, как в отношении техники, так и о флотах враждебных государств, особенно о Британском. В 1913 году в Россию приехал начальник Адмирал-штаба адмирал Поль для очередного обмена мнений с русским начальником генерального штаба. В ряде совещаний, имевших место, были, в общем, подтверждены соглашения прошлого года и выдвинуты некоторые новые вопросы:

1) Решено летом-осенью провести совместные маневры в составе объединенного флота, перед этим провести ряд учений меньшим количеством кораблей на Балтийском море.

2) Решено организовать совместную разведывательную службу для выяснения приготовлений к войне и вооружений флотов Антанты.

3) Решено совместные маневры на Дальнем востоке провести весной следующего года.

Наконец, начальник германского генерального штаба разрешил командировку в Германию русских морских офицеров для ознакомления с военно-морской техникой и, в частности, с постановкой дела подводного плавания. Следующее свидание начальников морских генеральных штабов имело место весной 1914 года в преддверии Балканского кризиса, и в основном внимание было сосредоточено на улучшении взаимодействия объединенных сил, в частности результатом стало наличие германских офицеров связи на русских кораблях и соответственно русских на германских кораблях.

С началом общеевропейской войны, как и планировалось, оперативная эскадра Балтийского флота перешла под оперативный контроль германского командования, в свою очередь германские силы на Дальнем востоке перешли под оперативный контроль русского командования. Были введены новые шифры и сигнальные коды.

При составлении плана войны на море германский адмирал-штаб целиком исходил из теории Мэхэна и Коломба. В его основу легли взгляды адмирала А. Тирпица — сторонника этой теории. Главным противником считался английский флот. Поэтому основные силы Объединенного флота надлежало развернуть в Северном море, в базах так называемого «мокрого треугольника» (Вильгельмсгафен — Куксгафен — Гельголанд).

Предполагалось, что английский флот направит значительные силы для осуществления ближней блокады этого района. Объединенный флот получил задачу ослабить английский флот, действуя против блокадных сил противника своими легкими силами и подводными лодками, а когда силы сравняются, уничтожить его в генеральном сражении. Таким образом, морская война разделялась на два этапа: подготовительный (уравнивание сил) и решающий (генеральное сражение).

Незначительные силы в составе нескольких боевых и вспомогательных крейсеров выделялись для борьбы на морских сообщениях Англии. Использование для этой цели мин заграждения и подводных лодок план не предусматривал.

Стоит заметить что немецкое морское командование, так же как и его русский союзник и противники, явно недооценивало новый род сил — подводные лодки.

Основными недостатками немецкого морского плана являлась ориентация на генеральное сражение, вполне отвечавшая доктрине молниеносной войны; неправильная оценка намерений противника; недооценка его сил и возможностей; разрыв между морским и сухопутным планами.

Все эти недостатки пришлось преодолевать уже в ходе войны.

12 июня

Стамбул

Видя для себя выгодную ситуацию, как в политическом, так и в военном плане правительство Турции с одобрения Антанты, а также заручившись обещанием Италии и Греции начать новое наступление против Болгарии, предъявило Болгарии ультиматум, требуя отодвинуть линию границы в европейской части и вернуть Эдирне. Началась полная мобилизация, а также выдвижение частей 1-й армии к границам с Болгарией. Также были закрыты проливы. Болгария ответила отказом, одновременно обратившись в Петербург за помощью.

Берлин

В Германии начата скрытая мобилизация.

Санкт-Петербург

Распоряжением морского министра начата мобилизация Черноморского и Балтийского флотов.

13 июня

Санкт-Петербург.

Ночью прошло заседание СГО, итогом было принятие решения о войне с Турцией. Для России наступил благоприятный момент для проведения операции против Турции. Россия выдвинула свой ультиматум Турции который был выдержан в достаточно жесткой манере. Начата скрытая мобилизация Одесского военного округа. С целью стратегического обеспечения захвата проливов принято решение по взаимному согласованию с Берлином перевести главные силы Балтийского флота в Вильгельмсхафен.

14 июня

Либава

8 часов. Порт покинула 2-я дивизия линейных кораблей в сопровождении эсминцев и направилась в Киль.

15 июня

Петербург .В 12-30 по Петербургскому времени Министр Иностранных дел Российской Империи граф А.П. Игнатьев вручил послу османской Империи Ниязи Фахретдин-бею, ноту с объявлением войны.

Либава.

11 часов. В море вышла 1-я дивизия линейных кораблей в сопровождении эсминцев.

16 июня

Берлин. Правительство Германии заверило Россию, что не откажется от договоренностей 1913 г.

Лондон. Правительство Великобритании разорвало политические отношения с Россией, что фактически ставило обе страны на грань войны.

Изменено пользователем CheshireCat

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

начал хорошо.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну и хде правки коллега ЧК?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эта тема закрыта для публикации сообщений.