Sign in to follow this  
Followers 0

Немецкое танкостроение в Мире Французского Государства


46 posts in this topic

Posted (edited)

Как круги на воде, последствия развилки «Франция объявляет войну Англии после «Катапульты» сказываются на ходе истории. Некоторые локально, некоторые глобально. Докатились изменения и до немецкого танкостроения и танковых войск.

 

Для тех кому не очень интересно следить за развитием событий в теме http://fai.org.ru/forum/index.php?showtopi...t=0&start=0 предлагаю рассматривать данный материал как отдельную АИ с некоторыми допущениями.

 

Материал – полностью разработка коллеги Некроманта 1488. Мои лишь правка и кое где литературная обработка.

 

 

 

Часть 1. Тяжёлые танки и радиоуправляемые машины «Цитадели».

 

Первого июля осада Севастополя закончилась – город-герой пал. В деле взятия этой морской крепости особую роль сыграли трофейные советские и французские тяжелые танки, в том числе огнеметные. На применении последних Гитлер настоял лично. Он правильно понял причину провала первого штурма – массовой героизм частей Красной армии и морской пехоты. Имелось лишь одно верное средство – массирование артиллерии и тяжелых танков (в том числе огнеметных) против защитников. Подход оказался правильным: город был захвачен, а десятки тысяч защитников взяты в плен.

 

Далее был один путь – на Юг. Уничтожить советский Черноморский флот, взять все его базы, захватить Баку и соединится с турецкими войсками, уже готовыми вступить в войну (см. основную тему). Гитлер, фон Арним и Манштейн обсуждая эту перспективу еще во время боев в Крыму, сошлись в мнении что при этом следуют ожидать еще более ожесточенного сопротивления «идейных советских дивизий» и моряков. Нужно было насытить танками целый фронт – у турок не было достаточного количества танковых частей. Разведка докладывала о том что русские лихорадочно строит мощные оборонительные линии в Закавказье и концентрируют там войска. А значит для успеха нужно еще больше артиллерии и танков, в том числе тяжелых.

a335eec2690b.jpg

Трофейные машины должны были значительно усилить немецкие войска, готовившиеся наступать в Закавказье

 

Манштейн уже имел опыт применения трофеев – он предложил и дальше их максимально использовать. Танки пришлось собирать по всей Европе и Африке: от Крыма до Египта. Планируемая операция должна было стать самим массовым применением трофейных французских танков, которые до этого в основном входили в состав оккупационных частей или хранились на складах. Старались также отремонтировать как можно больше захваченных советских машин КВ и Т-34. 30 июня 1942 г.ода ОКХ выпустило приказ о лучшем использовании советских трофейных танков. Чтобы заинтересовать своих солдат, были обещаны премии. За находку даже неисправного Т-34 - 40 бутылок спирта; за двигатель, трансмиссию, прицел к пушке или радиостанцию - 6 бутылок спирта; за пушку, радиатор, стартер и т.п. - от 1 до 3 бутылок спирта (впрочем премию можно было получить и деньгами). За КВ естественно количество бутылок удвоили. За легкие танки давали меньше.

 

Первым делом Манштейн забрал с собой в Турцию те КВ с экипажами, которые он с таким успехом использовал при штурме Севастополя. Они вошли в состав 504-го танкового батальона. Параллельно было приказано обшарить вес Крым и окрестности, где противник за 2 года боев потерял значительное количество КВ, не считая танков других типов. Негодные к восстановлению танки разобрали на запчасти, а годных ремонтировали, частично на месте, в полевых ремонтных мастерских дивизий.

 

11588596_m.jpg

Значительная часть работ выполнялась силами полевых ремонтных мастерских.

 

Однако полевые части не могли проводить правку и сварку деформированных при обстрелах корпусов и другие крупные повреждения танков, капитальный ремонт трансмиссий, двигателей. Поэтому танки с подобными повреждениями отправляли в тыл, на занимающиеся ремонтом фирмы. Чтобы не таскать их в Германии, перегружая железную дорогу, был организован ремонт с помощью фирм MAN, Daimler-Benz и Krupp на танкоремонтных заводах K-Werke (Panzerinstandsetzungs-Kraftfahr-Werke). В K-Werke работали уже не солдаты, а гражданские специалисты различных специальностей. Ремонтные мастерские были снабжены всем необходимым оборудованием, так что могли выполнять трудоемкие и сложные операции при ремонте танков. Panzerinstandsetzungs-K-Werke имелись по одному в группах армий Nord, Mitte и Sud, соответственно в Риге (на вагоностроительном заводе "Vairogs-K"), Минске и Днепропетровске. Запасными частями для трофейной техники K-Werke, в значительной степени, обеспечивали себя сами, собирая их и частично изготавливая на месте или получая от фронтовых частей. Ремонт поврежденных трофейных машин был также налажен в Киеве и Харькове (ХПЗ, где раньше производили Т-34 и сохранилось некоторое оборудование, детали, заготовки и инструменты).

 

Некоторое количества танков поступило непосредственно из Германии и с других фронтов, в основном из группы армий «Север» где оказалось много пригодных для восстановления тяжелых танков КВ. Эта операция потребовала много сил и средств, но в итоге сулила значительное приращение ударных сил южной группировки. Во время восстановительного ремонта некоторую часть КВ вооружили новыми германскими 75-мм длинными пушками. Все танки при модернизации получили немецкие командирские башенки, в основном от разбитых Pz II/III/IV. Также был создан запас запчастей.

 

Из-за огромного объема работ по сбору, ремонту, модернизации техники, комплектованию и обучению подразделений, к началу операции успели создать лишь два батальона (504-й и 505-й), и то их нельзя было отправлять в бой немедленно. Укомплектовали их, в значительной степени, персоналом из танковых и некоторых пехотных дивизий, где уже эксплуатировали трофейные танки. Эти экипажи перебрасывались прямо с их КВ и Т-34.

8c2726708b67.jpg

Все уже воюющие трофеи передавались в новые части вместе с экипажами.

 

После разгрома советских УРов на Кавказе, эти батальоны предполагалось перевооружить уже «тиграми», а уцелевшие русские танки вместе с экипажами и обслуживающим персоналом передать в корпус Роммеля, для использование против англичан.

 

Туда же планировалось отправлять вновь поступающие отремонтированные танки, особенно Т -34, которые на Восточном фронте было опасно использовать, из-за частого «дружеского огня». Полагалось что они пригодятся Роммелю против «Шерманов», в условиях когда основным потребителем новых немецких танков оставался Восточный фронт. K-Werke для этих машин планировали развернуть в Ереване.

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Не нужно немцам столько танков такого качества как тридцатьчетверки выпуска конца 41го - у них бы рембазы даже с французской помощью бы с ними не справлялись бы.. ну а отправлять их в Африку это вообще несерьезно - В-2 и без песка Сахары из-за Помона считай что треть мощности терял, а там бы вообше швах бы был..

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Здесь отправляют не в Африку, а на будующий советско-турецкий фронт в Закавказье. Песка там нет, горы. Последние для танков тоже не очень, но ситуация обстоит так: атаковать пройдется в основном в лоб (по горам особо не обойдешь), на заранее подготовленные позиции (наши уже знают о скором наступлении). Здесь нужны танки прорыва – тараны взлома обороны. Поэтому речь идет в первую очередь о КВ, Т-34 больше как вспомогательная машина (кстати есть не только 1941 года, и посвежее). И далеко ездить не придется – моторесурс не играет особо большой роли.

В общем у немцев выбор – или штурмовать укрепленные позиции практически без танков, или широко использовать трофеи (насытить новый фронт танкам быстро немецкая промышленность не сможет).

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 

 

Часть 1. Тяжёлые танки и радиоуправляемые машины «Цитадели» (продолжение)

 

 

По общему замыслу 504-й и 505-й танковые батальоны должны были в конце концов получить немецкие тяжелые танки, но пока временно укомплектовали солянкой трофейных советских и французских машин. На 20-е августа 1942 года эти батальоны считались боеготовыми, но Манштейна сильно беспокоила слаженность этих новых подразделений. Посему использовать их планировали не раньше октября, дав время освоится на трудной горной местности. Второй причиной отсрочки введения в бой было то, что несмотря на все меры по форсированию обучения, и приданные тяжелым батальонам части радиоуправляемых машин разминирования еще не достигли полной боеготовности.

 

Дистанционно управляемые машины для проделывания проходов в минных полях были созданы сразу после польской кампании. Первым подразделением, получившим на вооружение дистанционно управляемые машины, стал Minenraum Abteilung 1, сформированный в 1940 году. В начале 1942 года он был реорганизован и назван 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин - Pz.Abt. (Funklenk) 300 в составе трех рот. Под Севастополем он показал себя настолько хорошо что было начато формирование дополнительных рот. Манштейн планировал придать каждому из новых тяжелых танковых батальонов роту машин Borgward B-IV и роту танкеток «Goliath». Естественно опять пришлось столкнутся с острой нехваткой людей и техники, из-за чего вместо транспортера взрывчатки Borgward B-IV частично использовали более ранние Borgward B-II с катковыми тралами. Тогда Borgward B-II предписывалось использовать для минной разведки, а Borgward B-IV – для непосредственной очистке взрывом. Эта комбинация оказалась настолько эффективной, что катковыми тралами были оснащены и некоторые Borgward B-IV. Они получили обозначение Borgward B-IVMR.

 

cefa81cac5b1.jpg

Borgward B-IV. Чудо враждебной техники на Восточном фронте

 

Другая кустарная модификация Borgward B-IV Flamm стала детищем особенностей театра военных действий захвата – захват Ирака позволил получить доступ к новым нефтяным источникам. Несколько штатных транспортеров зарядов были переделаны в радиоуправляемое огнеметы. Они переоснащались в мастерских группы армий «Кавказ» - кто-то из техников вспомнил, что выдел подобные машины на базе легких танков у русских в начале войны. На них монтировали переделанные мощные фугасные огнеметы скопированные с русских ФОГ-1. Потом партия подобных машин была поставлена уже заводом производителем.

 

Впрочем в 1942 году эта модификация получила лишь ограниченное распространение – в большинстве случаев сбросить на объект противника заряд взрывчатки весом 500 кг было боле эффективно чем даже выжигать из огнемета. Потому огнеметная модификация как правило использовалось в случаях когда мощный взрыв мог задеть своих, либо повредить важную цель. Использовался Flamm и для выжигания окопов – против малостойких частей это очень хорошо работало.

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 

 

Часть 2. Немецкие тяжелые танки.

 

Конечно, формирование танковых батальонов из трофейных машин было для немцев чистой импровизацией. Гвоздем программы должны были стать новые «Тигры».

 

Вокруг этой машины шла нешуточная подковерная борьба. Разработка тяжелого танка велась с 1941 года, причем конкурентами тут выступали «Porsche» и «Henschel». Доктор Фердинанд Порше являлся фаворитом лично Гитлера и председателем «танковой комиссии» (Panzerkommission). С другой стороны, танк фирмы «Хеншель и сыновья», вообще-то не являлась детищем этой фирмы. Автором первоначального проекта этого тяжёлого танка выступало само Управление Вооружений Сухопутных войск. При этом фирма «Хеншель» была известно как крупнейший спонсор НСДАП, а танк Порше должен был производится на заводе «Nibelungenwerke» австрийского концерна «Штайр» (нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что Гитлер был австрийцем).

 

Положение усугубляла глубокая личная неприязнь между Порше и руководством Управление Вооружений, которое активно вставляла доктору палки в колеса. Таким образом фюрер естественно покровительствовал танку Порше, а руководство Управления Вооружений столь же естественно встало горой за машину Хеншеля. В результате всего этого грызня шла беспощадная. При этом, с одной стороны оба танка имели многочисленные дефекты, а с другой стороны оба танка еще до начала каких-либо серьезных испытаний фактически уже были запущены в производство по инициативе фирм проектировщиков.

 

Уже в марте 1942 года в заводских цехах «Nibelungenwerke» началась сборка опытной партии сразу из 10 машин VK 4501 (Р), а фирме «Krupp» заказали 90 башен для них. Вслед за этим Ф. Порше планировал выпустить 35 танков к январю 1943 года и еще 45 штук к апрелю. Еще дальше пошел его конкурент: изготовление первых 60 машин VK 4501 (Н) началось уже в середине 1941 года, и хотя к весне 1942-го был готов только один экземпляр, узлы и агрегаты остальных не пропали - их использовали впоследствии при сборке серийных «Тигров». 20 апреля 1942 года, в день рождения Гитлера, состоялся первый показ и сравнительные испытания эталонных образцов новых танков. Причем при доставке VK 4501 (Н) возникли определенные трудности, поскольку гусеницы танка выступали за габарит железнодорожной платформы на 50 мм с каждой стороны. На время перевозки танка пришлось перекрывать движение на всех участках железнодорожной линии Кассель-Растенбург. Не обошлось без проблем и с танком Ф. Порше - при выгрузке с платформы своим ходом тяжелая машина увязла в грунте и ее пришлось вытягивать при помощи крана. Впрочем, эта демонстрация танков, по сути, ничего не решала - впереди были настоящие испытания на полигоне Берка, куда в мае 1942 года прибыли два VK 4501 (Р) и один VK 4501 (Н). Информация по поводу результатов обоих испытаний весьма противоречива, но целом можно было констатировать «ничью».

 

«Тигр» Порше превосходил конкурента по скорости. Зато сырая, недовведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование (впрочем после доводки трансмиссии управление машиной стало очень простым). Tiger (P) оснащался двумя бензиновыми двигателями воздушного охлаждения Porsche Typ 101/1, которые приводили в действие электрогенераторы, которые, в свою очередь, питали два электромотора, которые вращали ведущие колёса траков (та еще схемка!). Двигатели оказались с заводским браком, были отремонтированы, но так и остались ненадёжными. Такая конструкция явно не отличалось простотой и дешевизной.

 

Кроме того перетяжеленная машина имела довольно узкие гусеницы (зато не доставляли проблем при ж/д перевозках) – на мягких грунтах прототип часто застревал и буксовал. Необычная трансмиссия требовала особой переподготовки механиков-водителей и специалистов ремонтных служб. Кроме того, машина имела маленький запас хода - всего в 80 км по бездорожью (110 км по шоссе). Разместить же дополнительное количество топлива в танке оказалось невозможно из-за отсутствия места (которую съедали электромоторы).

 

b706d76b9f65.jpg

«Тигр» Порше (VK 4501(Р)) протежировал сам Гитлер. И давалось ему это не легко.

 

С другой стороны была отмечена более удачная ходовая часть танка Порше. Ее особенностью являлось то, что торсионы располагались не внутри корпуса, как у танков KB, PzKpfw III и других, а в тележке, укрепленной за пределами корпуса, причем не поперечно, а продольно. Конструкция тележки была хорошо продумана с тем, чтобы облегчить ее ремонт и обслуживание вне заводов. Так для замены вышедшего из строя катка ремонтникам требовалось не более 3-4 часов, в то время как у «Тигра» Хеншеля на такую операцию могло уйти от одних до трех суток! Для танка прорыва действующего в условиях повышенной миной опасности это было особо важным преимуществом. Тем более было понятно, что противник столкнувшийся со столь сильно забронированной машиной будут стараться бить именно по ходовой части.

 

Превосходила машина Порше своего собрата и по числу выпущенных экземпляров, поскольку к 6 июня 1942 года фирма Нибелунгенверк готова была сдать в войска первые 16 танков VK 4501(Р), для которых на фирме Крупп уже заканчивали сборку башен. Хеншель же мог дать к этому же сроку только одну машину, башня для которой не была готова.

 

«Тигр» Хеншеля тоже был, дорог, ненадежен, сложен в производстве, техобслуживание и ремонте (чтобы заменить КПП надо было снять башню). Опорные катки-тарелочки имели малый ресурс. Значительное увеличение, в ходе доработок, веса танка привело к чрезмерному удельному давлению гусениц на грунт, что могло быть скомпенсировано только применением чрезвычайно широких гусеничных цепей. Но с такими гусеницами танк уже не вписывался в железнодорожный габарит и для него специально ввели вторую пару так называемых «транспортных» гусениц. Таким образом танк должен был «переобуваться» перед боем. Во время испытаний на скорость двигатель VK 4501(H) перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. За то танк имел отличную маневренность - многотонная машина крутилась буквально на пятачке, приводя в восторг зрителей.

 

b96762d3d6fd.jpg

«Тигр» Хеншеля имел не менее влиятельных покровителей.

 

По итогам испытаний, несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла решение в пользу танка фирмы «Henschel». Машина получила обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.H1.

 

Однако Гитлер, поддерживаемый фон Арнимом и Манштейном (требовавшим танки, для взлома советских УРов, как можно быстрее), на этот раз уперся рогом. Он потребовал , чтобы оба танка строились параллельно небольшими сериями и без дополнительных испытаний сдавались в войска. Танки были нужны к сентябрю (по плану наступления в Закавказье), а готовые и находящиеся в сборке шасси «Тигров» Ф.Порше насчитывались в количестве 92 штук (очень не мало). Тем более фирма «Нибелунгенверке» со своим опытнейшим персоналом имела лучшие возможности для серийного производства, чем вагоностроители Хеншеля, и забегая вперед можно отметить что качество изготовления этих машин жалоб не вызывало.

 

Таким образом Гитлер настоял на принятии на вооружение обоих танков - это была единственная возможность получить значительное количество новых танков в поставленный срок. Окончательный выбор можно было сделать после войсковых испытаний.

 

(продолжение следует).

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Меня кста в танке порше всегда прикаловало, а зачем 6 двигателей. что мешает вместо двух дизельгенераторов поставить один помощьней ( или еще лучше многотопливный турбогенератор).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Однако Гитлер, поддерживаемый фон Арнимом и Манштейном (требовавшим танки, для взлома советских УРов, как можно быстрее), на этот раз уперся рогом. Он потребовал , чтобы оба танка строились параллельно небольшими сериями и без дополнительных испытаний сдавались в войска. Танки были нужны к сентябрю (по плану наступления в Закавказье), а готовые и находящиеся в сборке шасси «Тигров» Ф.Порше насчитывались в количестве 92 штук (очень не мало). Тем более фирма «Нибелунгенверке» со своим опытнейшим персоналом имела лучшие возможности для серийного производства, чем вагоностроители Хеншеля, и забегая вперед можно отметить что качество изготовления этих машин жалоб не вызывало.

<{POST_SNAPBACK}>

Так насколько помню в реале почему так много шасси Порше наделали - двигатель воздушного охлаждения считался оптимальным для Африки, планировалось параллельное производство. Тут поскольку жаркие театры более развиты могут и принять в качестве единственного, а Хеншелю в качестве утешительного приза - заказать самоходку 88/71. Скорее всего она будет в стилистике Штурмтигра.

Меня кста в танке порше всегда прикаловало, а зачем 6 двигателей. что мешает вместо двух дизельгенераторов поставить один помощьней ( или еще лучше многотопливный турбогенератор).

<{POST_SNAPBACK}>

Ну, вероятно то же, что и на БТР-70 мешало. :butcher:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 

 

Часть 2. Немецкие тяжелые танки: Турция (продолжение)

 

На самом деле решение Гитлера было не окончанием, а только началом борьбы за право выпускать «Тигр». Первое подразделение (батальон) оснащенное «Тиграми» Ф.Порше предполагалось сформировать к августу 1942 года и направить его под Сталинград или в Турцию. Но неожиданно Управление Вооружений приостановило работы по новому танку на месяц. Гитлеру, державшему под своим личным контролем подготовку «Цитадели», пришлось отменять это распоряжение своим собственным приказом, после чего состоялся неприятный разговор между фюрером и руководителями Управление Вооружений.

 

Начальнику Управления Вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) Зауру было предложено объяснить, почему личное распоряжение Гитлера игнорируется. Тон разговора не сулил управленцам ничего хорошего (было упомянуто даже о саботаже), но Заур неожиданно занял очень твердую позицию. Он последовательно предоставил документы о том, что двигатель воздушного охлаждения Porsche Typ 101/1 не на что негоден и довести его не представляются возможным, задокументированные мнения экспертов о бредовости шестидвигательной схемы движителя, технические данные о мизерной дальности хода танка Порше и так далее.

35d97f5e7ee8.jpg

Прототип VK 4501(Р)

 

Самое же главное он приберег на последок. Это был меморандум владельцев концерна «Хеншель» на имя начальника Управления Вооружений с запросом о ходе сравнительных испытаний VK 4501(Н) и VK 4501(Р). Впрочем было сразу понятно, что конечным адресатом должно было стать не Управление, а именно Гитлер. Сам «меморандум» был составлен в обтекаемых фразах, но между строк отчетливо читалось недовольство промышленных тузов «неспортивными методами» конкурсного отбора машины на должность «Тигра». Мнение крупнейших спонсоров НСДРП не мог проигнорировать даже Гитлер.

 

На сторону танка «Хеншеля» встал и недавно назначенный министром вооружений Альберт Шпеер. Этот на пальцах доказывал Гитлеру, что производственные мощности не справляются с возросшими потребностями армии и только одна из двух тяжёлых машин в настоящее время может строиться массово. К тому же танки Порше потребляют слишком много меди в системе электрической трансмиссии. На такие речи Гитлер саркастически отвечал, что славные солдаты рейха на перед обеспечивают самые смелые запросы промышленников – к услугам Шпеер крупные медные рудники на Кипре. А что касается производственных мощностей, та по мнению Гитлера они вскоре значительно возрастут.

 

По итогу этого нового раунда закулисной борьбы приказ Гитлера о параллельном выпуске малой серией двух танков остался в силе. Если сказать точнее, то Управление Вооружений согласилось на достройку уже находящиеся в сборке шасси первого заказа танков Порше. Для успокоения Министерства вооружений Порше обязали оснастить последние 50 машин серии уже не электрической, а гидравлической трансмиссией. Интересно, что первоначально так и планировалось, но потом доктор увлекся своей электротрансмиссией: в середине мая он успел отдать фирме Круп приказ переделать 40 корпусов с гидравлической трансмиссии в электрическую. Теперь это распоряжение пришлось отменять и некоторое корпуса переделывать по третьему разу. Но большинство переделывать не стали (из-за высокой степени готовности) и по «окончательному решению» гидравлическую трансмиссию получили только 20 машин из первого заказа.

 

«Меморандум» сделал свое дело. Если даже и были мысли назначить танк Порше победителем конкурса, теперь их пришлось похоронить. Более того, у VK 4501(Р) отобрали часть башен для оснащения VK 4501(Н), чьи собственные еще небыли готовы. Заодно похоронили проект конических 75-мм орудий для «Тигра» Хеншеля. Также по настоянию Управления Вооружений была прекращено дальнейшая работа над Porsche Typ 101/1 - это был удар на будущее. Обе стороны конфликта надеялись, что в ходе боевого испытания и доводки их машина окажется лучше и ее оставят в качестве единственного тяжелого танка.

 

Как не странно последнее решение только упрочило позиции Порше. Его танки срочно переделывались для установки двух, хорошо освоенных в производстве, V-образных 12-цилиндровых карбюраторных двигателя водяного охлаждения «Maybach» HL 120 TRM, мощностью по 265 л.с. (такие исправно работали на Pz-IV). Пришлось полностью переделывать и систему охлаждения. Заодно ширину гусениц увеличили с 500 мм до 600 мм, а чуть позже до 640 мм. (максимум, что влезало в ж/д колию при транспортировке). Скорость танка упала до 35км/ч, за то надежность возросла многократно.

 

Первые 50 шасси предполагалось достроить в качестве обычных танков. Кроме того на основе «Тигра» Порше решили создать огнеметный танк (с огнеметом на месте курсового пулемета для перспективной замены трофейных французских В-1), самоходное орудие, а также несколько опытных машин. План выпуска новых тяжёлых танков выглядел так: к октябрю 1942 года планировалось иметь на вооружении 60 танков Порше и 25 - Хеншеля, а к марту 1943 года - 135 тяжелых машин (из них 85 танков конструкции Порше и специальных машин на их базе). Впрочем производство, из за технических трудностей, и необходимости вностить постоянные улучшения в конструкцию, в начале все равно отставало от графика.

3fbae76b0e6c.jpg

PzKpfw VI Ausf. P «Тигр» едет на на фронт

 

Отставание выпуска башен от производства шасси (и изъятие части башен в пользу «Хеншеля»), вместе с поиском оптимальных решений предстоящих боевых задач, породили еще две интересные модификации «Тигра» Порше. Во первых, учитывая недостаточную проходимость по мягким грунтам танка, появилась ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer Tiger (P) (или Bergtiger.P), способная в случае необходимости вытягивать застрявший под вражеским огнем танк. Во вторых, по образцу хорошо известной японской «SS», было создано инженерно-штурмовая машина Pionerpanzer Tiger (P) или Pionertiger.P (с катковимы тралами, бульдозерной лопатой, 6 трубами для метания сжатым воздухом бангалорских торпед, 2 пулеметами (башенка от PzKpfw IF) и огнеметом. Машина была способна также ставить димзавесу и доставить к цели 500 кг подрывной заряд.

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 

 

Часть 2. Немецкие тяжелые танки: Турция

 

В феврале 1942 года в Падеборне был сформирован учебный центр Schwere Panzer Ersatz- und Ausbildung-Abteilung 500. Здесь проходили полный курс подготовки экипажи «Тигров» всех подразделений вермахта, начиная с тяжелых танковых рот 501-ого и 502-ого батальонов. Численность центра в теории всегда примерно должна была соответствовать численности батальона, но на самом деле центр являлся довольно аморфным формированием. Здесь велась подготовка не только экипажей танков «Тигр», но и персонала подразделений обеспечения. Практически всегда численность 500-го батальона превышала численность обычного батальона, поэтому в августе 1944 года его переименовали в полк Panzerausbildung Lehr-Regiment. Тем не менее, центр никогда не достигал штатной численности тяжелого танкового батальона в отношении танков - просто не имело смысла направлять 22-45 полноценных тяжелых танков в учебное подразделение. Получалось, что пока личный состав одной роты работал с танками, то вторая рота могла заниматься теорией, третья - изучать особенности ремонта техники и т.д.

 

В начале августа 1942 года наконец то началось официальное серийное производство танка «Henschel», которое, впрочем, разворачивалось еще медленнее чем производство танка Порше. К 18 августа 1942 года были выпущены первые 4 «Тигра» Хеншеля, которые отправились в Турцию, в 501-й тяжелый танковой батальон. Этот батальон был отправлен в начале августа с прошедшим обучение персоналом, но сильным некомплектом самих тяжелых танков. Пятую и шестую машины отправили туда 27 августа. В результате в состав 501-го батальона, который на начало операции (11 сентября) считался боеготовым на входили 17 PzKpfw VI Ausf. P «Тигр» и 5 PzKpfw VI Ausf. H «Тигр», а также 4 Pionertiger Ausf. P и 2 Bergtiger. P. Остальные машины были средними и легкими танками, которые предназначались для разведки, прикрытия флангов и огневой поддержки. Они же должны были действовать на непроходимых для «Тигров» участках местности. Личный состав 501-го батальона, под мудрим руководством заводских специалистов, вел беспощадную войну с поломками и недоработками новых машин, а также разрабатывал тактику их применения.

 

05b16ab1e931.jpg

Еще довольно сырыми PzKpfw VI Ausf. P «Тигр» отправлялись на Кавказ. Время не ждет

 

Следующие «Тигры» Хеншеля поступали уже в состав 502-го батальона, а «Тигры» Порше направлялись в 503-й батальон. Они оба, в результате малого числа танков, к началу операции так и не достигли боеготовности. Оптимисты рассчитывали отправить их на фронт в конце октября, а пессимисты ставили на ноябрь. На самом деле 503-й батальон был отправлен в Турцию в начале сентября, перед самим началом операции, но часть исправных машин из его состава были переданы в 501-ий батальон. Специальные машины на основе «Тигра» Порше поступили в саперные взводы батальонов, а также отправлялись в состав формировавшихся 301-го и 302-го специальных саперно-огнеметных батальонов. Их боеготовность ожидали на ноябрь – декабрь и планировали использовать для штурма непосредственно Баку.

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 

 

Часть 2. Немецкие тяжелые танки: французский след

 

Учитывая степень надежности и доведенность новых «Тигров», в Турцию регулярно направлялись целые делегации инженеров заводов-изготовителей. В 10-х числа августа под Карс побывал и сам доктор Порше. Здесь специалисты «Нибелунгверке» разворачивали ремонтные мастерские для своих PzKpfw VI Ausf. P. В Карсе немецкий конструктор встретил большую группу французских техников, возглавляемых представителем концерна «Крезо». Галлы работали по контракту – ремонтировали довольно многочисленные танки немецкой и турецкой армий французской сборки.

 

0ba82a8a6ba5.jpg

Командирский PzKpfw VI Ausf. P в Турции

 

К началу 1942 года на вооружении ВС Оси еще находились сотни танков французского производства, а также многочисленные САУ, транспортеры, тягачи, командирские машины и другая техника созданная на их основе. Только в турецких бронетанковых войсках было более 400 экземпляров французской гусеничной техники (часть из них поставки 1942 года). Весь этот внушительный парк требовал запчастей и грамотного технического обслуживания. А кто лучше производителя может справится с подобной задачей? Вот почему на август 1942 года в Турции работало около 200 специалистов-танкостроителей из Франции.

 

Парижское правительство не препятствовало своим компаниям заниматься подобным бизнесом. Во первых так оно демонстрировало немцам свою лояльность, а во вторых подобное сотрудничество приносило стране немалые деньги. Последнее было немаловажным обстоятельством – Франция выплачивала огромные репарации Германии. Поэтому фирмы Hotchkiss, Panhard, Renault, Schneider-Creusot не только активно сбывали свою технику и запчасти за рубежом, но и брали подряды на ремонт и обслуживание техники в иностранных армиях.

 

В Карсе представители компании «Крезо» обучали турецких ремонтников обслуживать довольно многочисленные турецкие В1бис. Французы уже были немного знакомы с немецкими тяжелыми танками по предоставленным им общим отчетам с испытаний в Берка, здесь же удалось увидеть плод германского гения воочию. «Тигр» Порше произвел на галлов самое приятное впечатление. «Да – сетовали они – Франция ограниченна в производстве тяжелых танков. А ведь наши заводы серийно выпускали тяжелый В1, еще тогда когда «Тигров» и в проектах то не было. А теперь наши цеха простаивают».

 

Порше мгновенно ухватился за эту мысль – ведь основным аргументом Шпеера была «нехватка производственных мощностей». Потому узнав что мощные предприятия, строившие В1бис, фактически стоят без дела, решил сделать то, что уже почты два года делали немецкие авиастроители: привлечь французов к производству комплектующих для своего детища. Он даже позволил французским специалистам обкатать первый привезенный в Турцию PzKpfw VI Ausf. P «Тигр». Представители компании «Крезо» сразу поняли что предложение доктора Порше дает им не только возможность подзаработать, но и фактически даром получить, хоть и забракованный Вермахтом, но в целом вполне современный танк, вместе с технологией производства. Тем более, что по их оценкам PzKpfw VI Ausf. P «Тигр» по своей конструкции был ближе к французским танкостроительным традициям чем другие немецкие машины.

 

7ab9e2d75fa5.jpg

Bergtiger.P.

 

Секретные доклады французских техников полетели из Турции в Париж. Из них становились ясными основные перипетии «танковой войны» между Управлением Вооружений и Порше, за которым стоял Гитлер. У французского правительства появилась возможность не только получить доступ к самым последним немецким разработкам, но и выиграть что-то для себя в политическом плане. К тому же самостоятельная разработка подобной машины для французской армии с нуля потребовала бы очень много времени – французы уже примеривали новый танк для своих ВС. Французское командование прекрасно понимало, что с уходом немецких бронечастей побережье становится беззащитным и охранять его нужно теперь самостоятельно. Уж французов то испытать на прочность англичане захотят обязательно. Нужно было средство способное надежно отбить у них такую охоту.

 

В результате полномочные представители Schneider-Creusot («Крезо») прибыли в Германию уже в конце августа. Они посетили «Нибелунгверке», где познакомились с технологией сборки серийных танков и опытными образцами, начиная от «Леопарда» до еще не завершенного прототипа «Тигра» с гидравлической трансмиссией. С благословления Гитлера, был заключен договор о совместном германо-французском производстве танков Порше для Германии. В перечне соглашений был и аккуратный пунктик о теоретической возможности производить «Тигры» и для французский армии.

 

Так же еще в марте 1942 года Гитлер приказал создать тяжёлую противотанковую САУ, вооружённую мощной 88-мм пушкой PaK 43. Собирать такую машину решили на базе «Тигра» Порше. Чтобы не слишком раздражать Шпеера, предполагалось изготовить всего сотню этих САУ, получивших имя «Фердинанд».

 

880b6156489f.jpg

САУ Ferdinand

 

Кроме того еще одну сотню машин было приказано собрать в виде ремонтно-эвакуационных, инженерных, огнеметных и командирских танков, а также САУ с трофейной французской 220-мм мортирой в неподвижной рубке. На статус PzKpfw VI Ausf. H «Тигр» в качестве тяжелого танка вермахта официально пока не покушались.

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Как промежуточный итог: дальнейшая карьера «Тигра» Н под вопросом: Порше в новых обстоятельствах смог оставить вопрос окончательного выбора тяжелого танка открытым. Он устранил основные недостатки своего «Тигра» Р, нашел для него дополнительные производственные мощности и теперь бои на Кавказе станут испытанием, определяющим победителя. Кто им станет покажет время.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 

 

Часть 3. PzKpfw AMC 738 (f). (AMC 35) - «Тяжелый разведчик» Африканского корпуса.

 

18f3fab10676.jpg

Этот танк был разработан фирмой Renault и официально принят на вооружение французской кавалерии 1 ноября 1938 года (полное название A.M.C. modele 1935 type ACG1). На тот момент потребность в такой машине была столь велика, что не дожидаясь полного исправления «детских болезней» армия выдала заказ на 17 серийных экземпляров ACG1. До начла ВМВ 12 этих танков были проданы Бельгии.

 

Изменения и улучшения вносились уже по ходу строительства, что на судьбе танка отразилось весьма плачевным образом: поспешишь – народ насмешишь. В течении 1938-1939 гг. было построено всего 50 (по другим данным - 47) танков ACG1, которые были известны также как АМС 35. Эксплуатация и боевое применение эти французских «кавалеристов» было весьма скоротечной. Успевшие попасть на фронт танки приняли участие в сражениях, где большая их часть была потеряна при различных обстоятельствах. В целом, французские танкисты недолюбливали этот танк за невысокую надежность и низкие ходовые качества. ACG1 развивал скорость всего 42 км/ч. (вместо запланированных 50 км/ч.) и при этом 14,5-тонная машина имела ужасно низкую проходимость по мягкому грунту из-за своих узких гусениц.

 

После разгрома 1940-го уцелевшие танки были отремонтированы немцами и в скором времени поступили в учебные подразделения Panzerwaffe под обозначением PzKpfw AMC 738 (f). Уцелевшие бельгийские машины получили обозначение Panzerkampfwagen AMC 738(b ).

 

Меж тем франко-германский мирный договор предусматривал дополнительные «экономические» соглашения. Фактический Франция должна была выплатить огромные репарации. В рамках торга по этому поводу парижское правительство предложило достроить для немцев незавершенные АМС 35. Сами же французы в тот момент отказались от выпуска разведывательного танка, решив оснащать собственную армию более простыми в производстве и дешевыми броневиками «Панард».

 

Немцы с предложением согласились. АМС 35, при всех своих недоработках, все же был самим современным французским легким танком и, что немаловажно, имел двухместную башню. На танке стоял 180-сильный двигатель Renault – такой же, как на тяжелом танке B1bis, но с четырьмя цилиндрами вместо шести. И хотя 25 мм броня и не спасала от ПТ артиллерии, зато 47-мм танковое орудие SA 35L/28 обладало весьма неплохими показателями бронепробиваемости. Его бронебойный снаряд (AP Shot Mle 1935), имея начальную скорость 700 м/с, мог подбить практически любой английский танк, за исключением «Матильд» и «Валентайнов», а осколочная граната отлично действовала против живой силы противника. Технические дефекты и недоработки французских «кавалеристов», немцы вполне оправданно рассчитывали устранить.

 

11588625_m.jpg

Немецкий АМС 35 (PzKpfw AMC 738 (f) в Ливийской пустыне

 

В начале машины послевоенной сборки направлялись в учебные и оккупационные части. В 1941 году несколько танков отправили на Восточный фронт и в Африку. В России они были бистро потеряны, за то в Африке показали себя гораздо лучше, что послужило причиной заказа на дополнительный выпуск этих машин. Доработки по танку на заводе Renault велись под присмотром немецких техников. В результате улучшенные АМС 35М, с увеличенной шириной гусениц, стали регулярно отправлять в «Африканский корпус», где Роммель включал по одной роте этих танков в состав разведывательных батальонов своих дивизий. Они использовались для усиления рот бронеавтомобилей и для разведки боем, постепенно, по мере устранения недостатков, завоевав определенное уважение немцев. Хоть этот танк и не был шедевром технической мысли, но мог вполне успешно бороться с более крупными «крейсерскими» танками англичан.

 

Темп производства достиг уровня 50 машин в месяц в начале 1942 года. Тогда же АМС 35М заменила новая модификация - АМС 40. Лобовое бронирование корпуса и башни увеличили до 35 мм. Саму башню увеличили, оснастили командирской башенкой и ввели в экипаж 4-го человека.

 

Конечно это было временное решение. На конец 1942 года АМС 35М, со своей 25-мм броней уже порядком устарел. Так легкий танк Hotchkiss H-39 при 45-мм броне имел вес лишь 11 тонн, правда при этом вооружался 37-мм пушкой в одноместной башне, а также показывал меньшую скорость и автономность. Потому еще в начале 1942 года был запущен проект нового легкого танка производства компании Renault – АМС 42 (немецкое обозначение «проект Ягуар»). Предполагалось создать машину весом примерно 15-18 тонн, с 45-мм броней, сварным корпусом, скоростью до 50 км/ч, 47-мм пушкой и экипажем из 3-4 человек. Так как «Ягуар» ожидали не раньше конца 1943 года, то производство АМС 40 продолжалось. С конца 1942 года крепления на заклепках сменила сварка (АМС 40М).

 

4454d5a1c36c.gif

АМС 40М (PzKpfw AMC 738 (f) во французской заводской окраске). Эти машины поступали только в немецкие войска.

 

С началом производства АМС 40 этим танком опять заинтересовались французы. Пока бои шли в пустынях, без легкого танка они вполне обходились, но теперь предстояла кампания в джунглях тропической Африки, где колесная техника не везде пройдет, а средний танк не всякий мост выдержит. К тому же на французов и немцев произвел хорошее впечатление появившийся у англичан очень удачный американский легкий танк «Стюарт». В этой ситуации французские военные сделали и свой заказ на АМС 40, которые немедленно после сборки отправлялись в Западную Африку – готовился штурм Фритауна.

 

Одновременно французские военные поставили фирме Renault задачу быстро разработать «суррогатный» вариант под более мощную пушку, какой планировали оснастить, пока лишь только проектируемый «Ягуар». В результате уже к октябрю 1942 года французы получили глубоко модернизированный АМС 35. Для того, что б не снижать темпы производства на заводе в Бианкуре изменения касались, в основном, башни. В ней разместили длинноствольную 47-мм SA40 (танковый вариант 47mm Mle1937 SA37) с начальной скоростью снаряда 860 м/с. Кроме бронебойных снарядов в комплект входили и осколочные. На танке были применены часть решений «проекта Ягуар» как например сварной корпус. Также резиновые амортизаторы сменили на гидравлические. Новая модификация получила индекс АМС 41

 

80c69333d942.jpg

АМС 41

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А как Вам, Коллеги, вот этот аппарат:

556732e4246b.jpg ?

Он ведь мог ещё до войны появиться.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

А как Вам, Коллеги, вот этот аппарат:

У нас ARL42 (в РИ ARL44) —Базировался на довоенном B1-bis. Гибрид устаревшего шасси 30-х годов и новой КВ образной башни с мощным вооружением (эрзац решение) оказался неудачным (и из за устарелой и дорогой ходовой части, смисла для далшьнейщего соверщенствования тоже нету). На момент середине -конца 1942 года, я так понимаю, находятса в очень мелкосерийном производстве (будут выпущено всего 60 как и в РИ). В январе – марте 1943 года завод полностю переключитса на «тигры». Примерно тогда же «полосатики» начнет поступать и в французскую армию. Но думаю труд всеравно непропадет даром. После поступление «тигров» в товарных количествах, французы сможет продать это добро хотя бы туркам, или финнам, как в реале вроде планировали сплавить их аргентинцам. Боле подробно сможет сказать колега Парафин, когда зайдет суда (счас мы активно делаем следуюшие главы).

Edited by Некромант 1488

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

...Гибрид устаревшего шасси 30-х годов и новой КВ образной башни с мощным вооружением (эрзац решение) оказался неудачным (и из за устарелой и дорогой ходовой части, смисла для далшьнейщего соверщенствования тоже нету). На момент середине -конца 1942 года, я так понимаю, находятса в очень мелкосерийном производстве (будут выпущено всего 60 как и в РИ). В январе – марте 1943 года завод полностю переключитса на «тигры». ...

Конечно, шасси действительно устаревшее. Но танк не такой уж и неудачный. "Он обладал достаточной огневой мощью, хорошей броневой защитой и удовлетворительной подвижностью (http://pro-tank.ru/brone-europa/france/353-tank-arl44)". Сочетание мощной пушки и 80мм брони под оптимальными углами не так уж и плохо. К тому же, для французов он был бы (хотя бы на начальном этапе) более технологичным, чем "Тигр". В послевоенной Франции его перестали выпускать только потому, что начали получать в полуприказном порядке американские "Паттоны". Так что можно размахнуться и на запланированную серию в 300 экземпляров.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Конечно, шасси действительно устаревшее. Но танк не такой уж и неудачный.

<{POST_SNAPBACK}>

Действительно эта машинка нами уже взята на учет. Она запланирована на 1942 год как ARL 42 (выпуск в конце 1942 – начале 1943). Но по логике этой АИ выходит, что это тот момент для французов тяжелые танки еще слишком дОроги, да и немчура с подозрением косится на подобные усиления недавнего оппонента. Посему серия будет ограничена, хотя в условиях военного времени и 300 штук немного.

Кстати есть такая тема – «Танкостроение Новой Франции». Там пока в основном обсуждение – на «чистовик» прописаны пока только Lorraine 39L и Renault YS (последние сообщения) – но именно в это теме потом будут ARL 42, HS 41 и другие штучки галльского танкопрома. Если есть мысли или дельная критика – пишите коллега.

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

У нас ARL42 (в РИ ARL44) —Базировался на довоенном B1-bis.

Не совсем верно. ARL44 базировался на опытном тяжелом танке В40 (кстати, если верить Стефану Феррару, оный шуш по сей день лежит где-то на дне Бискайского заливо и ждет поднятия) и проекте сверхтяжелого танка F1. Преемственность с В1 есть, но ARL44 ему скорее внучатый племянник, чем родной сын.

Гибрид устаревшего шасси 30-х годов и новой КВ образной башни с мощным вооружением (эрзац решение) оказался неудачным (и из за устарелой и дорогой ходовой части, смисла для далшьнейщего соверщенствования тоже нету).

Ходовая часть дорогая, конечно, сравнительно с "Шерманом" или Т-34, а вот сравнительно с "Тигром" Порше дороговизна неочевидна.

Насчет неудачности - вопрос спорный. То есть, для 1947 года танк явно не шедевр, а для 1942 - вполне приличная машина. Сравнительно с "Тигром" француз был высоковат (3,4 м против 2,9), неповоротлив и медлителен, однако они имели равную удельную мощность, так что разница не выглядела драматической (их скорости на шоссе обычно указываются как 35 и 38 км/ч). При этом ARL44 был легче (50 тонн против 57), имел лучшую броню (наклонный на 45 градусов лоб толщиной 120 мм, эквивалентный 170 мм нормали, против 100 мм с малым наклоном у "Тигра") и вооружение (90-мм пушка ARL44 аналогична пушке "Королевского", а не обычного "Тигра"). Дальность хода у ARL44 составляет по документам 350 км, и хотя французы склонны были довольно некритично расчитывать эту характеристику для идеальных условий, все равно разница с "Тигром" велика.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Не совсем верно. ARL44 базировался на опытном тяжелом танке В40 (кстати, если верить Стефану Феррару, оный шуш по сей день лежит где-то на дне Бискайского заливо и ждет поднятия) и проекте сверхтяжелого танка F1. Преемственность с В1 есть, но ARL44 ему скорее внучатый племянник, чем родной сын.

Большое спасибо за уточнение и инфу. Надеюс что Феррара прав и шуш при нашей жизни витащит.

По остальному, у, в целом няшнего, ARL44 в основном две недостатки. Во первих у него много архаичных техрешений и неочевидно перспектива дальнейшего совершенствования. На второе обстоятельство указал колега Парафин –«по логике этой АИ выходит, что это тот момент для французов тяжелые танки еще слишком дОроги, да и немчура с подозрением косится на подобные усиления недавнего оппонента» это чисто французский проект (сложно представить что немцы будут закупать в масовом порядке ARL44) с изначально полным циклом производства. "Тигр" же первоначально производятса как части комплектуюших, для немцев. Причем, даже с началом поставок в французскую армию, первоначально сохраняютса зависимость от поставок башен Крупа. С этом немцы согласитса. А где то с второй половине 43 года французы постепенно освоит и полный цикл производства. Естественно производить французы будут вариант с гидравлической трансмисией и увеличеным запасом топлива. А прочность ходовой части "Тигра" Порше позволяло применять дополнительные бронеэкраны (как на Фердинанде) увеличиваюшие толщину до 200мм (на фотографии наверху они хорошо заметны). К тому же от проектов Порше можно перекинуть мостик к современым германским танкам ведушим свое происхождение от послевоеного Леопарда-1 фирмы «Порше» (и их французским аналогам).

Но конечно главное тут вопрос политики и технической разведки. Помогая Порше и Гитлеру довести до ума и производить их любимий танчег франки получают политических бонусов и доступ к новейшим немецким научным разработкам. А председателя «Танковой комисии» по сути вербуют, да так что тот этого и не осознают. :victory:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Кстати есть такая тема – «Танкостроение Новой Франции»....

Заглохла тема, к сожалению...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Заглохла тема, к сожалению...

<{POST_SNAPBACK}>

Мы ее восстановим, не проблема!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 

 

Десантная бронетехника марки «Шкода-Ансалдо». Часть 1

 

Причиной появления семейства авиатранспортабельных машин, стало бурное развитие немецких и итальянских ВДВ, которые имели свои специфические потребности. Операции по захвату важных объектов в Бельгии, Осло и Крита принесли немецким десантникам заслуженную славу. После Крита, основным полем работы для них стал Ближний Восток. Большие пространства и сравнительно малое количество войск на этом ТВД, заставляло противоборствующие стороны применять тактику маневренных групп и очаговой обороны. Это создавало великолепные условия для применения воздушных десантов.

 

Части знаменитой 7-й воздушно-десантной дивизии сражалась в Сирии, высаживались на Кипре, вели активную подготовку к так и неосуществленной высадке на Мальте (последняя сдалась сама, после того как к британскому средиземноморскому флоту пришлось иметь дело с итальянско-французским «Герасимом»). Далее были тактические десанты в Египте и в Палестине, высадки в Ираке. Специально для штурма Мальты из опытнейших парашютных кадров было создана элитная «Бригада Рамке», которой впервые пришлось повоевать уже в Ираке. 22-я немецкая аэромобильная дивизия (приспособленная для высадок посадочном способом, с помощью планеров и транспортных самолетов) успела поучаствовать в штурме Севастополя и тоже была переброшена в Ирак. Теперь впереди у немецких десантников был Иран. В Германии началось работа по формированию еще несколько парашютных дивизий. Окрыленный успехами Геринг мечтал о «парашютной армии».

770748db7e1a.jpg

Немецкие десантники на Крите

 

Вместе с немцами идти в бой должны были их итальянские коллеги. Италия еще с начала 30-их годов уделяла большое внимание этому новому роду войск. Однако в начале войны первым итальянским парашютным батальонам, один из которых был укомплектован ливийскими арабами, пришлось истечь кровью в качестве обычной пехоты в песках Ливии. До прибытия Роммеля они оставались едва ли не единственными по настоящему боеспособными частями Дуче. Для несостоявшейся высадки на Мальте итальянцы подготовили парашютную дивизию «Фолгоре», аэромобильную дивизию «Ла Специа» и несколько частей спецназа. Теперь все они должны были принять участие в захвате Ирана. Один полк из состава «Фолгоре» уже успел повевать в Ираке. Ближе к концу 1942 года должна было достичь боеготовности парашютная дивизия «Нембо», а парашютная дивизия «Циклоне» находилась в самой начальной стадии формирования.

 

Франция легально преступила к восстановлению своих ВДВ (с прицелом на использование в Африке и Аравии) лишь после победы на Средиземном море. Кой какую работу провели без лишней рекламы и до того. Официально были восстановлены две довоенные роты парашютистов, но немцы имели данные, что все 11-я альпийская дивизия французов прошла специальную подготовку и теперь фактически являлась десантной. Создавались десантные части и в Иностранном легионе.

 

К тому времени уже стало понятно что десантным частям нужна своя бронетехника, которую можно было бы перебросить по воздуху планерами и транспортными самолетами. Иначе возникали ситуации когда десантники несли неоправданные потери при столкновение с бронечастями противника или не могли достаточно бистро захватить некоторые его опорные пункты. Надо отметить что немцы серьезно занимались этим вопросом еще во время подготовки несостоявшийся операции «Морской Лев». Именно тогда был создан и запущен в серию планер Me-321 «Гигант», способный доставить до цели 200 десантников, или 25-тонный средний танк, или 2-3 легких танка. Первоначально Ме-321 на буксире тянули 3 тяжелых истребителя Bf-110, что привело к нескольким катастрофам из-за перехлестывания буксирных тросов. Был разработан специальный самолет-буксировщик «Хейнкел-111Z „Цвилинг“» (Не-111Z (Zwilling)), оснащённый пятью штатными двигателями. Дальнейшее развитье планера – транспортный самолет Ме-323 «Гигант», мог перевезти 11 тонн груза или легкий танк.

 

Впервые планерный выброс танков в боевых условиях был осуществлен во время Иракской операции, когда немецкие парашютисты и бойцы дивизии «Фолгоре» перерезали железную дорогу Багдад – Басра. Тогда 2 Me-321 доставили к цели два танка Pz- IV, а 12 специально приспособленных планеров «Готта-242» доставили 12 итальянских танкеток L3/35. Для этого базовый Go.242 оснастили ракетными ускорителями, а его корпус был дополнительно укреплен. Танкетки максимально облегчили. Это было конечно довольно рискованной операций, но цели оправдывали средства. Кстати после этой операции был заказан более грузоподъемный планер, на базе Go.242.

 

7f7009691254.jpg

Go.242 мог перебрасывать легкую бронетехнику, так нужную ВДВ

 

Было очевидно, что «Гигантов», при всех их достоинствах, некогда не будут слишком много и не везде их использовать удобно. Pz-IV, конечно хорош, но в качестве основной брони для десанта должна была появится небольшая боевая машина весом 4-5 тонн, которую можно доставить к цели средним класса «Готта-242», на буксире обычного самолета. При этом новая машина должна было иметь возможность поражать наиболее распространенные средние танки противника. Чем вооружать десантный истребитель танков вопросов не возникало. Десантники имели на вооружении 28-мм «тяжелые противотанковое ружье» с коническим каналом ствола. Снаряд, выпущенный из этого изделья, пробивал броню танков Т-34 и «Шерман». Но от того, что пушку торжественно обозвали «ружьём» оно не стало весить меньше и установка ее на самоходный лафет помогла бы решить много проблем. Тем более что итальянцы ухитрились впихнуть 20-мм пушки «Солтурн» в некоторые из своих L3/35. Впрочем как вариант принятия на вооружение в ВДВ, хлипкая L3/35 отпала сразу. Новые десантные танки Pz.KpfW.I Ausf.C тоже не вызывали особого энтузиазма у немецких парашютистов. Опытная партия этих машин должна было принимать участие в Иранской операции, но они были вооружены пулеметами 7.92 mm MG141 и 7.92 mm MG34, а весили 8-тонн. То есть для их доставки опять был нужен тот же Ме 323, способный транспортировать и боле серьезную технику.

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 

 

Десантная бронетехника марки «Шкода-Ансалдо». Часть 2

 

2b52b3908425.jpg

С выбором шасси помогли определится афганцы, захотевшие получить, заинтересовавшее их еще до войны, танкетки ?koda ?-I-P (немецкое обозначение Skoda T-2). На танкетке устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель ?koda мощностью 60 л.с. и рабочим объёмом 3990 см.куб. Система охлаждения - жидкостная, в моторном отделении также устанавливался вентилятор. Трансмиссия - механического типа, с карданным валом, дифференциалами и ручной коробкой переключения передач. Ходовая часть на каждый борт включала четыре опорных катка сблокированных в тележки по два, задний независимый опорный каток, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо с ободами для предотвращения соскакивания гусеницы. Тип подвески - тележки имели амортизацию на листовых полуэлиптических рессорах. Дополнительный каток имел пружинную амортизацию. При боевой массе 4,6 тонн танкетка развила максимальную скорость при движении по твердому грунту до 45 км/ч и имела запас хода 250 км. Машина вмещала экипаж из 2 человек.

 

В корпусе устанавливались два пулемета (легкий ZB vz.26 и тяжелый ZB vz.35 - оба калибром 7,92-мм). Корпус имел преимущественно клепаную конструкцию. Бронирование лобовой и бортовой части корпуса достигало 15 мм. По сравнению с танкетками других стран боевая рубка была существенно увеличена, что улучшило условия обитаемости экипажа. Теоретически, танкетку Т-2 можно было использовать в качестве разведывательно-дозорной бронемашины или как передвижной пост артиллерийских наблюдателей, но ни один из этих вариантов вермахт не устроил. Однако работы над машиной продолжались даже когда немецкая армия потеряла к ней всякий интерес. Но усилия чешских патриотов все таки были вознаграждены заказами представителей Люфтваффе.

 

Это шасси по характеристикам идеально подходило для срочных потребностей ВДВ. Тем боле что у танкетки был полезный «большой брат» - истребитель танков ?koda ?-I-D (Skoda T-32). От танкетки он отличался незначительно: вместо тяжелого пулемета с левой стороны корпуса устанавливалось 37-мм танковое орудие, легкий пулемет сохранялся. Ходовая часть самоходки была аналогична танкетке ?-I-P. Тип подвески, двигатель, дальность и экипаж тоже остались прежними. Бронирование лобовой части корпуса достигало 22 мм, что надежно защищало от огня легкого стрелкового оружия на дистанциях до 50 метров, от которого сильно страдали слабобронированные итальянские танкетки. Вес этой машины возрос до 4,8 тонн, а скорость упала до 41 км/ч. Восемь таких истребителей были куплены Югославией и в дальнейшем стали трофеями Вермахта. Один из них был отправлен в Кумерсдорф, а остальные первоначально попали в 11-ю танковую дивизию под названием PzKpfW 32 (j), а потом в немецкие оккупационные силы в Хорватии.

 

e6942d074028.jpg

 

Таким образом установить на чешскую танкетку 28-мм пушку не составляло особого труда. Это было успешно проверенно на одном из наличных T-32. Подвеска на листовых полуэллиптических рессорах было практически идентично той, которая применялось на итальянских средних танках и самоходках на их базе, что позволяло бы бистро наладить производство машины также и в Италии.

 

В качестве альтернативы было рассмотрена и отвергнута возможность изготовление машины для ВДВ на базе Gepanzerte Munitionsschlepper (VK302). Причин отказа от такого варианта было несколько.

 

1) Конструктивные - ходовая часть VK302 обладала меньшей прочностью чем у T-32. Если 28-мм пушку она бы еще осилила, то касательно более тяжелых систем возникали серьезные сомнения. Отрицательный опыт имелся. Ещё в июле 1940 года, поступило предложение переоборудовать несколько машин в противотанковые САУ. Построили всего два прототипа Leichte Panzerjager у которых в кормовой части (над мотором) разместили бронированную рубку с 50-мм противотанковой пушкой KwK 38. Экипаж САУ состоял из двух человек, бронирование не превышало 20 мм. Размещение членов экипажа рациональным назвать было трудно, поскольку боекомплект располагался рядом с водителем. На испытаниях, проводившихся зимой 1940 - весной 1941 г., выяснилось, что орудие имеет большую отдачу, из-за чего пришлось установить специальный спускаемый сошник. После доработок два или три прототипа САУ отправили в августе 1941 года на фронтовые испытания, но дальнейших заказов не последовало.

 

В сентябре 1941 года, по заказу уже ВДВ, на VK 302 предприняли попытку установить 105-мм безоткатную пушку, но дальше прототипа дело не продвинулось. Шасси транспортера оказалось слишком слабым. В целом общие характеристики VK302 уступали машине «Шкоды». Так немецкий транспортер имел бензиновый 6-цилиндровый двигатель Borgward 6M RTBV мощностью 49 л.с., экипаж из 2 человек и броню от 8 – 14,5мм. При массе 3,5 тонн машина развила максимальную скорость при движении по твердому грунту лишь 30 км/ч и имела запас хода 150 км.

 

2) Производственные мощности – фирма «Borgward» и так получила крупные дополнительные заказы на свои радиоуправляемые тралы и подрывные машины (в связи с операцией «Цитадель» и планами штурма Ленинграда). То есть производство в любом случае пришлось бы организовывать на другом заводе и изготавливать для этого оснастку. Но немецкие заводы с весны 1942 года оказались серьезно загруженными заказами на серьезные «панцеры» для панцерваффе, а также для удовлетворения потребностей новоприобретенных германских союзников – всех как один голодранцев.

 

3) Время - у фирмы «Шкода» были готовые образцы которые требовалось лишь немного доработать. Имелись полные отчеты о испытаниях и донесения о эксплуатации из 11-й танковой дивизии. Разработка машины, с нужными характеристиками, на базе VK 302 требовала определенного времени, потом еще время на изготовление опытного образца, проведение испытаний и т.д.

 

4) Итальянский фактор - изначально предполагалось, что десантные боевые машины также будут производится на заводах «Ансалдо». Итальянские танки имели во многом схожую конструкцию с машинами «Шкода» - это обеспечивало возможность быстрого развертывания производства. Более современная торсионная подвеска и сварной корпус VK 302 тут был явным минусом. И если сварку еще можно было заменить на привычные для «римлян» заклепки, то было совершенно неясно смогут ли осилить итальянцы торсионы, и если осилят, то когда.

 

По сей же причине отказались от идеи взять за основу более мощный ?koda ?-I-j (он же T-3D): именно из-за его более современной ходовой части (плюс учитывался больший вес). Тоже опасались, что «римляне» не осилят. Впрочем «Шкоде» поручили создать на базе ?-I-j образец более мощного десантного истребителя танков с 42мм конической пушкой пробивающей 100мм броню. С предполагаемым переходом на боле совершенные десантные машины на базе ?-I-j, планировалось передать оснастку на Т-2/Т32 в Хорватию, где тоже строился танковой завод (или в Турцию).

 

17e8329510a8.jpg

 

Все названные факторы убедили немцев начать производство семейства авиатранспортабельных машин на базе ?-I-P. Кроме чисто технических моментов присутствовали и другие. Вместе с объективной необходимостью снабдить воздушные десанты мощным и подходящим по ТТХ оружием, играла роль и межведомственная конкуренция. Герман Геринг страстно хотел заиметь в структуре Люфтваффе десантные танковые части. Гитлер решил пойти ему на встречу (как раз Редеру было позволено существенно увеличить авиацию флота, что сильно раздражало «командующего всего, что летает») и Управлению вооружений, несмотря на протесты, пришлось подчинится.

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 

 

Десантная бронетехника марки «Шкода-Ансалдо». Часть 3

 

Модификации Т-2

Базовой модификацией стал «Афганский вариант» танкетки ?koda ?-I-P (он же Т-2). От прототипа он отличался 22 мм броней (как на T-32) и установкой только одного 7,92-мм тяжелого пулемета ZB vz.35 в корпусе. От легкого пулемета ZB vz.26 отказались, зато установили радиостанцию, а в бортах появились бойницы для стрельбы из стрелкового оружия. Готовый результат сильно напоминал гусеничный вариант британской «колесной танкетки» - разведывательной бронемашины «Динго». ВДВ Германии приняли его на воружение в качестве разведывательно-дозорной машины, под наименованием Panzerspaehwagen (PzSpw) Т-2 (t).

 

«Тяжелая» танкетка – отличалось установкой авиационного 13-мм пулемета MG-131 (вместо ZB vz.35). Получила наименование sw PzSpw Т-2 (t).

 

Истребитель танков от T-32 отличался наличием радиостанции и вооружением, состоящим из танкового варианта 28/20-мм «тяжелого противотанкового ружья» PzB-41 с коническим каналом ствола и легкого пулемета ZB vz.26 (или авиационного MG-81). Экипаж, за счет боле компактного вооружения, увеличили до 3 человек, хотя это и резко ухудшило условия обитания. Это был самый многочисленный вариант. Получил наименование Jagdpanzer -32(t).

 

Штурмовое орудие с 75мм пехотным орудием leIG 18 калибра 75 мм (длина ствола 11,8 калибров) в открытой сверху рубке. Последнее позволило увеличить боекомплект и обеспечить экипажу из 3 человек лучшие условия работы. Получило наименование StuG-32(t).

 

Зенитная самоходная артиллерийская установка - на шасси за щитом размещалась 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak.38 L/55. Экипаж состоял из 3 человек. Получила наименование Flakpanzer -32(t).

 

САУ ВДВ с 75мм безоткатным орудием. Экипаж состоял из 3 человек. Получила наименование 7.5cm LG.40 (Sf) auf Geschutzwagen 32(t).

 

САУ ВДВ с 105мм безоткатным орудием. Экипаж состоял из 3 человек. Получила наименование 10.5cm LG.40 (Sf) auf Geschutzwagen 32(t).

 

Огнеметная танкетка. Экипаж состоял из 1 человека. В бою управлялась по радио. Получила наименование PzSpw Т-2 (t) Flamm/fkl.

 

Командирская машина. Вместо вооружения имела вторую, дальнюю радиостанцию. Получила наименование Befehlswagen Т-2 (t).

 

Машина передовых артиллерийских наблюдателей. Получила наименование Artillerie-Panzer-Beobachtung Т-2 (t).

 

Артиллерийский тягач. Получил наименование Zugkraftwagen Т-2 (t).

 

Транспортер боеприпасов. Получил наименование Munitionspanzer Т-2 (t).

 

Производство.

Первоначальный немецкий заказ, размещенный на Шкоде, предполагал изготовить 50 стандартных разведывательно-дозорных танкеток для афганцев, а для немецких ВДВ 100 тягачей ПТП на их базе, 15 машин передовых артиллерийских наблюдателей, 15 огнеметных танкеток с возможностью радиоуправления и еще 20 шасси для экспериментов по установке разного вооружения ВДВ: например, 75 и 105мм безоткатных орудий. По ходу подготовки к производству в этот заказ вносились коррективы и дополнения.

 

В окончательном варианте были заказаны: 50 PzSpw Т-2 (t), из которых половину забрали немцы, 16 sw PzSpw Т-2 (t), 40 Jagdpanzer -32(t), 12 StuG-32(t), 8 Flakpanzer -32(t), 8 7.5cm LG.40 (Sf) auf Geschutzwagen 32(t), 4 10.5cm LG.40 (Sf) auf Geschutzwagen 32(t), 12 Munitionspanzer Т-2 (t), 4 Artillerie-Panzer-Beobachtung Т-2 (t), 8 PzSpw Т-2 (t) Flamm/fkl, 14 Befehlswagen Т-2 (t) и 20 Zugkraftwagen Т-2 (t). То есть – материальную часть для двух батальонов.

 

Производство началось в октябре 1942 года. Выпуск на Ансалдо начался на месяц раньше. Там первым заказом предполагалось изготовить материальную часть для еще 4 парашютных батальонов. Дальнейшие заказы предполагалось корректировать по итогам боевого применения машин.

 

 

 

Парашютный танковой батальон

 

Штаб.

Взвод связи 2 PzSpw Т-2 (t). и 1 Befehlswagen Т-2 (t) - командирский.

Легкий взвод 5 PzSpw Т-2 (t).

Огнеметный взвод 4 PzSpw Т-2 (t) Flamm/fkl и 1 Befehlswagen Т-2 (t) - командирский.

Зенитная батарея 4 Flakpanzer -32(t), 2 Munitionspanzer Т-2 (t). и 1 Befehlswagen Т-2 (t) - командирский.

 

1. рота. Штаб: 2 Jagdpanzer -32(t).и 1 Befehlswagen Т-2 (t) - командирский.

_ 1. взвод 4 Jagdpanzer -32(t).

_ 2. взвод 4 Jagdpanzer -32(t).

_ 3. взвод 4 sw PzSpw Т-2 (t).

_ 4. взвод 6 StuG-32(t)., 2 Munitionspanzer Т-2 (t). и 1 Befehlswagen Т-2 (t) - командирский.

2. рота Штаб: 2 Jagdpanzer -32(t). и 1 Befehlswagen Т-2 (t) - командирский.

_ 1. взвод 4 Jagdpanzer -32(t).

_ 2. взвод 4 Jagdpanzer -32(t).

_ 3. взвод 4 sw PzSpw Т-2 (t).

_ 4. взвод 4 7.5cm LG.40 (Sf) auf Geschutzwagen 32(t)., 2 10.5cm LG.40 (Sf) auf Geschutzwagen 32(t)., 2 Munitionspanzer Т-2 (t)., 2 Artillerie-Panzer-Beobachtung Т-2 (t). и 1 Befehlswagen Т-2 (t) - командирский.

Versorgungs-Kompanie

Werkstattzug

 

И того 70 единиц техники – 7 PzSpw Т-2 (t), 8 sw PzSpw Т-2 (t), 20 Jagdpanzer -32(t), 6 StuG-32(t), 4 Flakpanzer -32(t), 4 7.5cm LG.40 (Sf) auf Geschutzwagen 32(t), 2 10.5cm LG.40 (Sf) auf Geschutzwagen 32(t), 6 Munitionspanzer Т-2 (t), 2 Artillerie-Panzer-Beobachtung Т-2 (t), 4 PzSpw Т-2 (t) Flamm/fkl, и 7 Befehlswagen Т-2 (t) - командирские.

Edited by Parafin

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

неясно смогут ли осилить итальянцы торсионы

<{POST_SNAPBACK}>

Система подрессоривания L6/40 имеет короткий торсион (l=750 мм) в каждом узле подвески. Торсионы разных бортов устанавливаются соосно, аналогично подвеске танка Т-64. Передние узлы подвески оборудованы амортизатором.

<{POST_SNAPBACK}>

Ну и в целом все те же возражения, что были по теме Афгана. Вместо чего на Шкоде будут делать (причем оснастку, ибо это не опытное производство всю делать), зачем, когда есть Боргвард, все перечисленное на Боргвард влезает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ладно возражения по торсионам снимаютса, что не отменяют факта что подвеска италянского танка настолько сильно отличаютса от Боргвард что не о какой унификации и речи нету.

зачем, когда есть Боргвард, все перечисленное на Боргвард влезает.

В чего поверить крайне сложно. тем боле в свете реального отрицательного опита. В Шкоде влезут да. а на основе Боргвард пришлос бы делать совершено новую машину с усиленой подвеской, новым мотором, усиленой броней, увеличеными размерами итд. по опиту с немецкими легкими танками нового покаления можно предпологать что сделают, но когда уже небудут нужды. а в нашей ситуации десантные машины нужны срочно. Уже не позже конца 1942 года начало 1943 года.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0