Российский императорский Флот - Вспомогательные и Москитные силы

1780 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Госпитальное судно «Монголия» – 1 единица.

 

«Монголия»

Triest, «Stabilimento Tech­nico Triestino»

1901

ТОФ

 

Водоизмещение:

Размерения:

ГЭУ:

Радиотелеграф:

Экипаж:

8320  тонн (2937 брт)

106,5/104,85х13,11х2,06/5,05 м

2 ПМ ВТР, 5 ПК, 2 винта, 4750 и. л. с., 17,5 узлов.

2 кВт Мор. Вед. обр.1909 года (200 миль).

74 чел.

     

 

 

Бывший грузопассажирский пароход (дедвейт 6970 т, двухпалубный, высота борта 9,45 м, 372 пассажира) построенный по заказу Морского пароходного общества КВДЖ. Проект разработала комиссия из русских специалистов во главе с главным корабельным инженером Д. В. Скворцовым. До начала РЯВ обслуживал линии Владивосток-Нагасаки-Шанхай и Дальний-Нагасаки-Шанхай.

15 февраля 1904 г. мобилизованный и переоборудован в госпитальное судно на 160 койко-мест с операционной и рентгеновским кабинетом. На судне дислоцировались команды 6-го и 7-го подвижных госпиталей. После войны некоторое время использовался русской Восточноазиатской пароходной компании. В 1914 г. мобилизованный и снова превращен в госпитальное судно. 

 

fa5df5b2a9d0t.jpg

 

7285996m.jpg

 

7283948m.jpg

 

7290092m.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А чего там за лацпорты в борту буквально над самой ватерлинией?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А чего там за лацпорты в борту буквально над самой ватерлинией?

Вы, иметете ввиду "Монголию"? Если верить журналу "Моделист-Корабел" так это угольный лацпорты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тральщик «Олимпиада» – 1 единица.

 

 

ТМ-53 (б. «Олимпиада»)

Linz, «Stabilimento Technico Triestino»

1911

ЧФ

 

Водоизмещение:

Размерения:

ГЭУ:

Вооружение:

Радиотелеграф:

Экипаж:

551 брт (дедвейт – 755 т)

58,03х8,6х1,85/3,05 м

2 ПМ т. «копмпаунд», 2 ПК, 2 винта, 370 и. л. с., 9 узлов.

одна 76,2-мм/50 пушка, два 7,62-мм пулемета, тралы. 

Мор. Вед. обр.1911 года (75 миль).

27 чел.

     

 

 

Бывший русский пароход «Олимпия». Мобилизованный в августе 1914 г. Введен в состав флота как тральщик в марте 1915 г. 

7300348m.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

зачем?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тральщики типа «Труд» – 2 единицы.

 

 

ТМ-66 (б. «Труд»), ТМ-67 (б. «Энергия»)

Triest, «Stabilimento Technico Triestino»

1891

ЧФ

 

Водоизмещение:

Размерения:

ГЭУ:

Вооружение:

Радиотелеграф:

Экипаж:

614-664 брт (дедвейт – 700-760 т)

64,72х9,65х1,2/3,3 м

2 ПМ т. «копмпаунд», 2 ПК, 2 винта, 340 и. л. с., 8 узлов.

одна 76,2-мм/50 и две 47-мм/43 пушки, два 7,62-мм пулемета, тралы. 

0,5 кВт Мор. Вед. обр.1911 года (75 миль).

40 чел.

     

 

Бывшие русские пароходы «Труд» и «Энергия». Стальные, высота борта 3,86 м. Мобилизованные в августе 1914 г. Введен в состав флота как тральщики в январе 1915 г. 

7325768m.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллеги, маленькая загадка. Как вы думаете. что ЭТО?

1a7411afe958t.jpg 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Сам спросил, сам и отвечаю. Моя буйная фантазия на основе учебного судна "Николаев" создала вот такой рейдер.

 

68351d919f1at.jpg

Изменено пользователем argonayt

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

еще раз повторяю зачем столько никому не нужных кораблей стоимость которых уже больше содержания 2 линкоров?

вы воюете на СЕВЕРНОМ море , Балтика тыл глубокий. На ДВ у вас вялотекущая война с Японцами которая такого не требует, На севере тупо нет инфраструктуры флота., да и порты там при войне с Англией мертвы. тк каботаж еле-еле.

НА ЧФ Черноморский флот и так господствует на море.

за ким чертом вам надо иметь столько тральщиков и минзагов . Киль оборонять что ли? так там свои есть немецкие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

еще раз повторяю зачем столько никому не нужных кораблей стоимость которых уже больше содержания 2 линкоров? вы воюете на СЕВЕРНОМ море , Балтика тыл глубокий. На ДВ у вас вялотекущая война с Японцами которая такого не требует, На севере тупо нет инфраструктуры флота., да и порты там при войне с Англией мертвы. тк каботаж еле-еле. НА ЧФ Черноморский флот и так господствует на море. за ким чертом вам надо иметь столько тральщиков и минзагов . Киль оборонять что ли? так там свои есть немецкие.

Вообще-то минно-тральный раздел разработывал коллега Кобра. Все вопросы к нему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Еще один рейдер...

256ffab36f27t.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Учебно-артиллерийский корабль «Кронштадт» – 1 единица.

 

«Кронштадт» (б. «Phoenicia»)

Hamburg, «Blohm & Voss»

1894

ЧФ

 

Водоизмещение:

Размерения:

ГЭУ:

 

Вооружение:

Радиотелеграф:

Экипаж:

16400  тонн (7155 брт)

160,56х16,15х7/8,1 м

2 ПМ ВТР, 4 ПК, 2 винта, 4200 и. л. с., 12,5 узлов, 1000/1930 т угля, 8100/8 миль/узлов.

десять 120-мм/45 и две 47-мм/43 пушки, четыре 7,62-мм пулемета. 

5 кВт Мор. Вед. обр. 1907 года (500 миль)

26/368 чел.

     

 

 

Бывший немецкий пассажирский пароход «Phoenicia» (дедвейт 8680 т, 2546 пассажиров, 91 чел. экипаж). Высота борта 9,75 м. Куплен 31 мая 1905 г., предназначался как транспорт для 4-й Тихоокеанской эскадры, использовался как транспорт военнопленных, с 1 июня 1906 г. в Доброфлоте. В 1907 г. перестроен на верфи-строителе в плавмастерскую и плавбазу (вошла в состав ЧФ 16 мая 1907 г.). В 1911 г. вооружен и с тех пор исполнял обязанности еще и учебно-артиллерийского корабля.  

 

c42d3280be35t.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Куплен 31 мая 1905 г., предназначался как транспорт для 4-й Тихоокеанской эскадры

Если речь по-прежнему про МЦМ-7, то никакой 4-й эскадры тут не планировалось

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Плавучая мастерская «Кама» – 5 единиа.

 

«Кама», «Ока», «Мезень», Печера», «Сухона»

СПб., «Невский завод»

1909-1913

БФ

 

Водоизмещение:

Размерения:

ГЭУ:

 

Вооружение:

Радиотелеграф:

Экипаж:

1982  тонн

72,49/68,84х10,97х3,66 м

ПМ ВТР, 2 ПК, 1 винт, 1000 л. с., 10 узлов. Дальность плавания: 750/8 миль/уз.

два 7,62-мм пулемета

2 кВт Мор. Вед. обр.1909 года (200 миль).

«Кама» – 6/132 чел., «Ока» – 9/111 чел.

     

 

 

Серия вспомогательных судов построенных в одном корпусе и с механизмами, но для различных целей. Своим появлением они обязаны капитану 1-го ранга А. А. Кононову, который предложил создать плавучую базу обеспечения для миноносного флота. На Особом совещании под предводительством контр-адмирала Н. А. Римского-Корсакова решили, что такая база должна состоять из мастерской, транспорта боеприпасов, трех угольщиков и водолея. Оригинальность замысла заключалась в том, корпуса, машины и вооружения всех судов (кроме водолея) предполагалось строить по одним чертежам: различия же допускалось только во внутреннем расположении и специальном оборудовании. В акте совещания от 20 сентября 1906 г. говорилось, что «судно-мастерская кроме мастерских не меньших чем на броненосцах, должно еще иметь киллектор (носовую балку) и все принадлежности для стаскивания минных крейсеров с мели».

Наиболее удачным оказался проект Путиловского завода, однако вследствие интриг предпочтение было отдано Невскому заводу, с которым 20 сентября 1910 г. был подписан контракт на постройку 5 транспортов. Суда плавучей базы предназначались для обеспечения и хранения следующих грузов: угольный транспорт («Мезень», «Печера» и «Сухона») – 800 т угля, 20 т машинных материалов и 25 т продовольствия; транспорт боеприпасов («Ока») – 12 тыс. 76,2-мм и 43,6 тыс. 57-мм снарядов (номенклатура перевозимых боеприпасов неоднократно менялась). 1200 тыс. патронов и 20 торпед; транспорт-мастерская («Кама») – 84 т котельной воды, 65 т питьевой воды, 75 т машинных материалов и 75 т прочих грузов. На транспорте мастерской помимо этого размещались литейная, кузнечная, медно-котельная и крупные станки механической мастерской – в грузовом трюме; слесарная и остальные станки механической мастерской – на жилой палубе; железно-котельная мастерская – на верхней палубе. Погрузочное устройство угольного транспорта состояло из четырех стрел суммарной производительностью 250 т/ч при перегрузке с транспорта на миноносец. Цена 599,6 тыс. руб.  

Стапельная сборка всех корпусов началась 1 октября 1909 г. Сошли на воду в 1910-1911 гг. 4 февраля 1911 г. суда зачислили в списки судов Балтийского флота. В составе Балтийского флота с 1913 г. Во время испытаний на судах были выявлены многочисленные недоделки и недочеты. Кроме всего прочего транспорты отличались отвратительной мореходностью, большой рыскливостью и валкостью, сильным боковым сносом. Сильное волнообразование создавала неудачная носовая оконечность ледокольного типа. Тем не менее, командование впоследствии признало их «весьма полезными для флота». 

7452650m.png

 

7439338m.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Плавучая мастерская «Анадырь» – 1 единица.

 

«Анадырь»

Barrow, «Vickers, Sons & Maxim Ltd»

1902-1903

БФ

 

Водоизмещение:

Размерения:

ГЭУ:

 

Вооружение:

Радиотелеграф:

Экипаж:

17350  тонн

145,7х17,1х9 м

2 ПМ ВТР, 6 ПК, 2 винт, 9200 л. с., 13,3 узла. Дальность плавания: 3500/10 миль/уз. и 5760/7,8 миль/уз.

четыре 47-мм/43 пушки и два 7,62-мм пулемета

5 кВт Мор. Вед. обр. 1907 года (500 миль)

16/245 чел. + 350 мастеровых

     

 

 

Бывший британский пароход «Vickerstown», куплен русским Морским министерством в недостроенном виде при посредничестве француза Мориса Ле Буля под названием «Franche-Conte». Прибыл в Либаву в апреле 1904 г. Достроен и зачислен во второй ранг судов флота как «Анадырь». Принял участие в РЯВ в качестве транспорта снабжения. В 1906 г. выведен в вооруженный резерв с сокращенным личным составом. В сентябре 1910 г. началась замена паровых котлов на корабле. 25 февраля 1911 г. «Анадырь» зачислен в списки вспомогательных транспортов Действующего флота Балтийского моря. В тоже время было признано необходимым «срочно» переоборудовать транспорт в плавучую мастерскую. Все работы поручили акционерному обществу «Сандвикский корабельный док и механический завод» в Гельсингфорсе которое разрабатывало и техническую документацию. Переоборудование, изготовление креплений и фундаментов, а также установка станков должны были обойтись в 3 млн. руб., закупка станков, инструментов и приспособлений – 1,8 млн. руб., материалов – около 200 тыс. руб.  В январе 1912 г. начались работы по переоборудованию судна, которое закончилось накануне начала Великой войны.

Во время перестройки на спардеке отремонтировали офицерские каюты, в средней настроек оборудовали жилые помещения администрации мастерских и медперсонала, построили новый полубак с деревянной палубой, под которой устроили жилые и помещения для 134 мастеровых и санитарные для всех 350 рабочих, переделались грузовые и ставились новые световые люки, поменялся такелаж мачт, с которых сняли лишние стрелы. В надстройке на первой (верхней) палубе отремонтировали каюты офицеров и медперсонала, оборудовали лазарет, два кубрика для команды на 70 и 20 человек, камбуз и санитарные помещения. На второй (главной) палубе поставили новые переборки, шахты и трапы, переделались люки, в носовой части оборудовали кубрик для 102 рабочих и камбуз на 350 рабочих, кладовые и мастерские, в корме – каюты мастеров и столовая. На третей палубе сделали новые портики для погрузки угля, шахты грузовых лифтов, различные кладовые и мастерская по ремонту электрооборудования, рефрижераторные отделение, камбуз, баня, прачечная и т. д.; в носовой части – жилые помещение для 132 рабочих и каюты мастеров; заново изготовили четвертую и пятую палубы, где разместили различные мастерские и две столовые на 350 рабочих (в носовой части).

В корпусе установили 220 новых бортовых иллюминаторов с боевыми крышками, водонепроницаемые двери, три грузовых, кухонный и пассажирские лифты; на палубах ставились сходные рубки, трапы с поручнями, провели системы: парового отопления, вентиляции, санитарная, пожарная и питьевой воды, смонтирована электростанция в составе двух турбодинамо-машин Лаваля (950 А, 105 В) и столько же динамо-машин (500 А, 105 В), вращавшихся посредством моторов системы Болиндер. Звонковая сигнализация и телефонная сеть рассчитывались на 20 абонентов, радиорубка оборудовалась на спардеке, на верхней палубе устанавливались шесть электрических грузовых кранов.

На четвертой палубе, в корму от машинного отделения установили кузницу с гидравлическим прессом, двумя паровыми и пневматическим молотами. Котельная мастерская (трюм №5) снабжалась вальцами, дыропробивными прессами, сверлильными и шлифовальными станками, механическими пилами, ножницами для резки металла, гибочными и правильными плитами. Электрический грузовой лифт соединял эту мастерскую с верхней палубой. В трюмах №3 и №2 (четвертая палуба) располагались также трубомедницкая и литейная мастерские, первая из которых оснащалась гидравлическим прессом, сверлильными и шлифовальными станками. Под литейной, имевшей ваграночную, плавильную и четыре нефтяных тигельных печи, располагалась модельная мастерская, оснащенная ленточным и дисковыми пилами, строгальными, токарными и сверлильными станками, верстаками; на той же третей палубе в трюме №6 предусмотрели общую кладовую с грузовым лифтом и нижнюю механическую мастерскую.

Носовую механическую мастерскую (вторая палуба) расположили перед котельным кожухом и снабдили грузовым лифтом, по левому борту (третья палуба) оборудовали помещение для двух рефрижераторных машин и компрессора, на верхней палубе проложили воздушную магистраль, необходимую для пневматических инструментов. Шлюпочное снабжение составляли четыре рабочих моторных 15-сильных катера длиной 12 м, два разъездных (7,5 м) катера с бензиновыми двигателями мощностью 10 л. с., паровой катер, два шестивесельных яла, десятивесельный катер и два спасательных бота.

Накопленный в результате эксплуатации «Ангары» опыт позволил разработать проект переоборудования транспорта «Анадырь» в плавмастерскую с уникальными ремонтными возможностями. С ее появлением Балтийский флот получил одну из крупнейших плавучих мастерских, оборудованную по последнему слову техники своего времени.

 

5cc1cd345dc7t.jpg

 

7483481.jpg                     

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хорошая статья по Судну.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Плавучая мастерская «Ангара» – 1 единица.

 

 

 

«Ангара»

 

West Hartlepool, «W. Gray & Co» (Англия)

 

1900

 

БФ

 

 

 

Водоизмещение:

 

Размерения:

 

ГЭУ:

 

 

 

Вооружение:

 

Радиотелеграф:

 

Экипаж:

 

5920  тонн

 

106,68х13,71х7,37 м

 

1 ПМ ВТР, 2 ПК, 1 винт, 1800-2000 л. с., 12 узлов. Запас угля 1057 т. Дальность плавания: 4032/8 миль/уз.

 

две 47-мм/43 пушки и два 7,62-мм пулемета

 

5 кВт Мор. Вед. обр. 1907 года (500 миль)

 

60 чел. + 129 мастеровых

 

     

 

 

 

 

Бывший английский пароход «Gorjistan» построенный для «Акционерного англо-арабо-персидского пароходства». Позже его владельцем стал немецкий предприниматель Г. Р. Матэи. В 1904 г. судно зафрактовано, а фактически приобретено за 610765 руб. через немецкое акционерное общество «Герхард унд Гей» Российское Главное артиллерийское управление Военного министерства для перевозки орудий, снаряжения и других боеприпасов в порты Дальнего Востока. Следующим и последним владельцем парохода стало Морское министерства перекупив его а ГАУ за ту же цену. Оно же и решило переоборудовать судно под плавучую мастерскую для надобностей флота.

 

«Gorjistan» представлял собой одновинтовой пароход с двойным дном разделенным семью водонепроницаемыми переборками и с двумя палубами. Для груза предназначались пять трюмов (десять стрел и шесть паровых лебедок). В средней надстройке находились каюты первого класса на двенадцать пассажиров. Энергетическая установка включала одну трехцилиндровую паровую машину тройного расширения и двумя главными и одним вспомогательным котлами. Электрическое освещение обеспечивала пародинамомашина (138 А, 65 В). В носу и корме размещались дифферентные цистерны, а междудонное пространство могло вместить 750-тонный водяной баласт, запас питьевой воды составлял 46, угля – 1057 т.

 

К 25 января 1905 г. завершилось составления контракта на переоборудование судна в плавмастерскую, а 1 февраля он был подписан между представителями ГУКиСа и гамбургским судостроительным заводом «Blohm & Voss». Дабы завуалировать размещения заказа воюющей страны немцы использовали как посредника судоходную компанию «Гамбург-Америкен лайн». Согласно заключенному договору требовалось использовать материалы лучшего качества, а станки, инструменты и прочие приспособления лучших образцов и известных фирм. Ввиду спешности и секретности дела, на которое отводилось всего 90 дней, станки, инструменты заказывались в Гамбурге непосредственно наблюдающим за перестройкой корабельным инженером Г. Н. Сиденсневым, имевшим на то особые полномочия.

 

Согласно условиям контракта мастерские парохода должны были удовлетворять требованиям проведения ремонта по корпусу, механизмам и котлам кораблей и всех судов флота; для этого согласно спецификации требовалось 32 различных станка с электроприводами, паровой молот на 250 кг и гидравлический пресс (желательно английской фирмы «Фильдинг энд Плятт» в Рочестере), муфельная печь, трехвальная установка, компрессор для пневматического инструмента и другие приспособления. Предусматривалось электроосвещения (помимо общего) каждого рабочего места, вентиляция (в том числе и переносная) для мастерских. В корме устанавливался кран с роульсом для подъёма за корму миноносцев водоизмещением до 570 т с целью ремонта винтов и рулей.           

 

Грузовые трюмы, часть междупалубных помещений приспособили под производственные площадки, некоторые люки были заделаны. Носовой трюм разделили дополнительной переборкой (158-й шп.), кормовая часть служила дополнительной грузовой ямой. Свободные места в грузовых трюмах использовались для хранения ремонтных материалов, запаса провизии (судовой хранился отдельно), различных частей для механизмов, предметов вооружения обслуживаемых судов.

 

Коснулись изменения и энергетики – добавили вспомогательный цилиндрический котел (рабочее давление пара 6 кг/см2) с конденсатором и помпами, две динамомашины (по 400 А, 105 В) и одну (200-240 А, 105 В) взамен прежней, опреснитель на 15 т в сутки и холодильную машину. Под полубаком на правом борту разместили камбуз на 250 чел. Для команды и хлебопекарню, а на левом разместили шкиперские запасы. В машинном отделении установили паровую помпу (50 т/ч) для перекачки пресной воды в междудонные пространства. Судно снабжалось двумя 60-см прожекторами, беспроволочным телеграфом, располагавшимся в отдельной рубке (радиус действия 180 км), двумя паровыми катерами, столькими же грузовыми шаландами для перевозки 12-15 т угля и шестью гребными шлюпками.

 

Для судового комсостава и инженерно-технического персонала ремонтной бригады предусматривались 23 меблированные каюты, кают-компания, столовая с буфетом, два камбуза. Экипаж парохода (50-60 чел), рабочие (80-90) и запасная команда (100) размещались в отдельных помещениях, оборудованных паровым отоплением и электроосвещением. Стоимость всех работ ГУКиС предварительно оценил в 500 тыс. руб., однако в контракте это не оговорили, что затянуло расчет с германским предприятием.

 

Для дезориентации противника вначале решили было причислить «Gorjistan» к РОПиТу и поручить ему наем команды. Однако открытость этого общества могли привести к немалым затруднениям, поэтому вскоре сочли более удобным зачислить пароход в Добровольный флот. 15 апреля 1905 г. плавмастерскую назвали «Ангара».

 

6 февраля 1905 г. «Gorjistan» прибыл в Гамбург где и началось его переоборудование, завершившееся в назначенный строк. 10 мая пароход прибыл в Либаву, 12 мая на нем был поднят русский коммерческий флаг, а 23 мая мастерскую сдали в казну. Приказом от 28 июня 1905 г. «Ангара» зачислена в списки судов флота как транспорт.

 

Базируясь на Либаву, транспорт-мастерская обслуживала, как правило, минные суда Балтийского флота, а в случае мобилизации выполняла роль их плавбазы. «Выше всякой другой» оценивалась работа ее экипажа. Капитально отремонтирована в 1912 г. с заменой вспомогательных котлов.

 

 

 

382004928f5ft.jpg

 

7568061m.jpg

Изменено пользователем argonayt

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Таки с возвращением давненько вас не было..........

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Коллега Кобра, а не думали ли вы немного побежать впереди паровоза, и сделать русский флот в МЦМ-7 первым, принявшим на вооружение радиоуправляемые корабли-мишени?

Технология в общем-то простая и доступная, расходы невелики - а эффект от учений будет солидным.

Изменено пользователем Граф Цеппелин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да я уже подумал о приспособлении какого либо из броненосцев под мишень после прочтения вашей статьи....

Однако сейчас я в большей степени думаю а не переиграть ли мне РЯВ на СТим энд Айрон:crazy:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

какой статьи?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега написал/перевел крайне толковую статью про радиоуправляемый линкор-мишень..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а где упомянутая статья?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

нашел.

но ранее начала 20-х это невозможно.

а если сажать каторжников в заваренную рубку и пускай управляют в строго ограниченных пределах?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ээ реал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас