87 сообщений в этой теме

Опубликовано:

В 1840-х годах руководство России, рассматривая пути дальнейшего развития внешней политики, осознало, что продолжение борьбы за влияние в Юго-Восточной Европе ( за свободу православных народов Греции и Балкан, права христиан на Святой Земле, а уж тем более за контроль над проливами ) чрезвычайно затратно и болезненно ( и без нас полно желающих, Англия, Франция, Австрия, а потом и Германия и пр., и их возможности для влияния в регионе априори больше наших ), а при этом еще и не сулит особенного эффекта даже в случае частичного успеха ( как в итоге и получилось, когда созданные русским оружием православные государства быстро утекли в западные зоны влияния ). На европейском поприще Россия переходит к преимущественно оборонительной политике, укрепляя армию, но избегая сколь бы то ни было крупных конфликтов.

В качестве альтернативы решено бросить все силы на "поле не паханое" Азии. Благо именно в этот период возникают наконец технические возможности такой смены вектора. Если ранее отсутствие попутных рек и незамерзающих морей ставили крест на масштабных планах, то теперь, с развитием железнодорожного строительства, наконец таки появился способ доставки за приемлемое время больших чисел людей и объемов грузов буквально через всю страну. Так же важно отметить, что на интересующем нас направлении ( Маньчжурия, Корея, Монголия, Средняя Азия, север Персии ) у России не было особенных конкурентов среди других великих держав. Китай - отсталая страна, отгребшая недавно во время Первой Опиумной и разрываемая на части бесконечной войной с мятежными тайпинами. Англия и Франция пока что не имеют свободных сил на колонизацию даже ближнего к их зоне влияния юга Китая, предпочитая просто его разграблять при возможности, малолюдная Маньчжурия или Монголия на северных окраинах Поднебесной на тот момент не представляют для них особенного интереса, Корея тем более. Даже Япония еще не выведена из самоизоляции. Германской империи вообще еще не существует, США так же не рвутся в эти края. В общем, как известно из истории, все эти земли были с успехом вовлечены в сферу влиянии России или официально вошли в состав Империи, даже несмотря на задержку в несколько десятков лет.

В предлагаемой же ситуации события развиваются форсированно. В Сибирь и на ДВ направляется все больше людей, как гражданских, так и военнослужащих. Из-за необходимости серьезного промышленного рывка для проведения подобной политики, Крестьянская реформа происходит еще 1840-х годах, на принципах, даже более жестких к крепостным, нежели они были в реальности. Значительные трудовые массы начинают выдавливаться в города, на стройки или на новые территории.

Железнодорожное строительство активизируется так же уже в 1840-х, а в 1850-х начинается строительство ЖД на Дальний Восток, которая в середине 1860-х достигает Читы. Крымской войны не происходит, Россия особенно не лезет в дела "больного человека". По финансовым соображениям данный конечно проект тяжелый, но не неподъемный - спустя 40 лет, этот же участок Транссиба был построен менее чем за миллиард рублей ( при чем расходы размазаны на несколько лет ), в то время как, например, Балканская война 1877-78 годов стоила стране уже более миллиарда, а Крымская перевалила за три.

Одновременно с эти Россия на 10 лет раньше вынуждает Китай уступить Приамурье и Приморье ( на тот момент почти неизученные и безлюдные ), но не останавливается на этом, а достроив железку, концентрирует на китайских границах хорошо подготовленную армию и заявляет о претензиях уже на Маньчжурию. Тут уже не выходит так просто, как с предыдущими территориями, так как Маньчжурия гораздо более благоприятна для проживания и сельского хозяйства, нежели наш нынешний Дальний Восток, да к тому же священна для правящей династии. ( При этом надо принимать во внимание, что регион этот искусственно поддерживается самим же китайским правительством в малолюдном состоянии, переселение туда китайцам-ханьцам запрещено, и маньчжуры - еще весьма отличный от них народ ). Китай пробует сопротивляться, но силы явно не равны - русская армия марширует в сторону Пекина, а может и занимает его на какое то время, китайцы вынуждены смириться с еще одной потерей. Начинается активное освоение и милитаризация Маньчжурии, строительство КВЖД и ветки на Ляодунский полуостров. Порт-Артур, Дальний и Харбин основываются на 30 лет раньше, при чем первый изначально становится главной базой ТОФа вместо Владивостока. Создаются промышленность и армейские базы, начинается сельскохозяйственная колонизация огромных свободных территорий, благо даже при тогдашних не самых продуктивных методах хозяйствования Маньчжурия могла бы прокормить не один миллионов человек, при гораздо меньшем фактическом населении. Переселенчество всячески подогревается государством, заинтересованном теперь не только в недопущении аграрного перенаселения, но и в закреплении за Россией новых территорий. Переселение активно стимулируется в том числе и пост-крепостническими мерами, вроде отмены выкупных платежей для оставшихся на новом месте. В тоже время русское правительство сохраняет цинскую политику недопуска китайцев в Маньчжурию, недостаток собственных рабочих рук до некоторой степени компенсируется корейцами.

Одновременно с укреплением и развитием Маньчжурии, продолжается русская экспансия в регионе. В 1870-х Китай вынужден уступить обе Монголии и Восточный Туркестан, где уже заранее разжигаются антикитайские настроения, благо теперь русская граница в 100 километрах от Пекина, кризис в Поднебесной идет по нарастающей, и эксперементировать в Пекине уже никому как то не хочется. Тогда же схожая участь постигает Корею. Япония, где только начинается модернизация, пока что может лишь скрежетать зубами, видя как из под носа уводят лакомый кусок. В Корею так же проникает русская торговля и промышленность, прокладывается железная дорога, создается флотская база.

Балканская война 1877-78 годов так же даже не начинается. Турция еще подавляет христианские народы, хотя дряхлеет с каждым десятилетием. В те же годы происходит окончательное закрепление за Россией Средней Азии, и несколько более ускоренное по сравнению с реальностью ее освоение и заселение. Северная Персия так же оказывается в зоне влияния России, хотя формально в состав империи не принимается во избежание конфликта с Англией. По этой же причине вопросу полного ее покорения и выхода к Индийскому океану ходу пока что не дается.

Таким образом к началу двадцатого века мы имеем весьма отличающуюся от той, что была в реальности, азиатскую часть России и совершенно другой Дальний Восток. Вместо узкой полоски относительно пригодных для хозяйствования земель, зажатых между границей и землями совсем уж неприветливыми, мы имеем огромную освоенную территорию, благоприятствующую сельскому хозяйству и промышленному развитию. Теперь это уже не глухая окраина, сидящая на всем привозном, вплоть до хлеба, а крупный и значимый, прибыльный регион - центр транзита, торговли и производства. Россия основательно выходит в Азиатско-Тихоркеански регион. Остальные державы вынуждены считаться с данным фактом. Япония понимает, что надежда победить в возможной войне, рассчитывая на то, что Россия не сможет достаточно быстро перебросить из европейской части ни армию, ни флот - призрачна. На Дальнем Востоке и так сконцентрированы значительные военные силы, Ляодуский полуостров обжит и свех меры укреплен, в гаванях стоит не мало бевых кораблей, русское население, перевалившее уже за десяток миллионов, позволяет провести обширную дополнительную мобилизацию, а давнишняя и уже отлично налаженная железнодорожная связь не заставит долго ждать основную часть русской армии. Русско-японская война не начинается, Токио переориентирует свои империалистические планы на более южные районы Китая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На ФАИ встречал упоминание, что в РИ Россия в 19 веке упустила хорошие возможности влезть в азию. Тут может всё сложиться лучше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

На европейском поприще Россия переходит к преимущественно оборонительной политике, укрепляя армию, но избегая сколь бы то ни было крупных конфликтов.

Европейские коалиции еще никто не отменял.

то теперь, с развитием железнодорожного строительства, наконец таки появился способ доставки за приемлемое время больших чисел людей и объемов грузов буквально через всю страну.

Сейчас придут и скажут,что нет никаких предпосылок для:

-развития железнодорожного строительства(ввиду отсутствия средств в том числе)

что за приемлемое время?(48 суток от Питера до Харбина шел воинский эшелон в начале века,20-го.А в середине 19 века.в 60-х гг?)

И собственно.будут правы.

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сначала надо крепостное право отменять.

http://fai.org.ru/forum/index.php/topic/11438-максимально-раняя-отмена-крепостного-права-в-р/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Железнодорожное строительство активизируется так же уже в 1840-х, а в 1850-х начинается строительство ЖД на Дальний Восток, которая в середине 1860-х достигает Читы.

Строительство ЖД на Дальний Восток в 1840-ых смело проходит по категории нереальных. Уровень технологии не позволяет - даже динамит еще не изобрели, и проводить взрывные работы придется черным порохом. Да и локомотивы 1840-ых, мягко говоря - не тот уровень.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот вам типичный локомотив того времени -

https://en.wikipedia.org/wiki/Saxonia_(locomotive)

- далеко в Сибирь он не уедет. Попросту - вам придется располагать заправочные станции слишком часто, чтобы это было экономически выгодно.

Одновременно с эти Россия на 10 лет раньше вынуждает Китай уступить Приамурье и Приморье ( на тот момент почти неизученные и безлюдные ),

Как? Опиумных войн еще не было; Китай рассматривается как вполне себе опасный противник.

Тогда же схожая участь постигает Корею

В 1870-ых корейцы изоляционисты куда похлеще японцев. Не выйдет без прямого вторжения, и, соответственно, открытой войны с Китаем. К которой вполне может подключиться и вся Европа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Китай пилить надо начинать с Уйгурии...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В качестве альтернативы решено бросить все силы на "поле не паханое" Азии.

Попаданца вводите, ибо без послезнания не взлетит никак

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Китай пилить надо начинать с Уйгурии...

Ну да, Чокан Валиханов там еще в 1850х все разведал и описал.

200px-Chokan_Valikhanov_portrait.jpg

В июне 1858 года Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему было тогда всего 22 года. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под именем купца Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца купцы достигли верховий реки Или и провели там месяц, торгуя с местными киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через хребты Тянь-Шаня в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через снежные перевалы погибла большая часть скота (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в Кашгар караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.

Во время полугодового пребывания в Кашгарии Валиханов хорошо познакомился с местной знатью и другими жителями. Ему удалось собрать важные сведения о населении, кишлаках и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он установил подробности гибели в Кашгаре Адольфа Шлагинтвейта, которому, по приказанию правителя Кашгара, отрубили голову у городской стены.

12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858—1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздан на английском языке.

Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Чокан Валиханов заболел. В начале 1860 года по вызову Военного министра Н. О. Сухозанета исследователь Кашгарии приехал в Петербург, где был встречен, как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана и по личному распоряжению императора Александра II был награждён орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра. Штабс-ротмистр Валиханов остался в столице для продолжения службы: сначала в Генеральном штабе, где составлял карты Средней Азии и Восточного Туркестана, а с конца мая 1860 года, по ходатайству министра иностранных дел — князя Александра Михайловича Горчакова, он высочайшим повелением был определен ещё и в Азиатский департамент Министерства иностранных дел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Интересно, а кого переселять-то собираются коллеги?

1. С Кавказа - только по методу Сталина.

2. Из Польши и Прибалтики - только по методу Сталина.

3. 25 млн крепостных крестьян - помещикам нет резону.

4. Государственные крестьяне - это в основном Нечерноземье, где никакого перенаселения не наблюдалось.

5. Ср. Азия еще не российская ( именно в это время Кунграты объединили Хорезм и вполне успешно вели отношения с казахами и туркменами, а Ак-Мечеть взята Перовским только в 1853 году).

6. Казаков маловато.

7. Остальные сословия поедут, если почуют интерес (прибыль), а надо несколько миллионов к примеру за 10 лет (Аляска не удержалась в первую очередь потому, что так и не смогли организовать более-менее массовую эмиграцию туда).

8. И пр., и пр.,и пр. И это только с колонизацией.

Выход, ПМСМ, только один - привлечь европейцев, как в САСШ, но Россия на это не пойдет ни при каких условиях, кроме, имхо, одного (одна из любимых тем - о декабристах :grin: ) РИ становится республикой.

Изменено пользователем evigon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Действительно некем... Вон даже татары разбегаются по рекам и торговым путям. В Урумчи и Ташкенте 'татар-кала', 'татар-махаля', но настроены они антироссийски.

Немцами?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Немцами?

Так евреями ж!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так евреями ж!

Черта оседлости по Алтаю? или сразу по Гималаям?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Черта оседлости по Алтаю?

По Уралу, но наоборот (с восточной стороны)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Черта оседлости по Алтаю?

По Уралу, но наоборот (с восточной стороны)

Ни у Екатерины, ни у Сталина не получилось...

'Азохен вей и танки наши быстры'.... Чтобы получилось 'штурмовать Алма-Ату и Ташкент' надо что-то вроде Гитлера лет на 100 пораньше.

https://m.youtube.co...h?v=ApDluq1AOfc

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

надо что-то вроде Гитлера лет на 100 пораньше.

Еврейские погромы в Эльзасе годятся?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Выход, ПМСМ, только один - привлечь европейцев, как в САСШ, но Россия на это не пойдет ни при каких условиях, кроме, имхо, одного (одна из любимых тем - о декабристах :grin: ) РИ становится республикой.

Воскресите матушку Екатерину - и Россия не это не то что пойдёт, а побежит. Она почему-то не боялась привлекать всех подряд. и европейцев и не очень. И не к черту на кулички - а в Новороссию, под бок центральной власти. Чехи, греки, немцы, армяне, славяне - привлекались только в путь и не жужжали.

Из реальных массовых потоков мигрантов того времени надо перенаправлять немцев и ирландцев.

Другое дело, что для всей затеи нужен телепорт в Манчжурию, а его - увы. :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Воскресите матушку Екатерину - и Россия не это не то что пойдёт, а побежит. Она почему-то не боялась привлекать всех подряд. и европейцев и не очень. И не к черту на кулички - а в Новороссию, под бок центральной власти. Чехи, греки, немцы, армяне, славяне - привлекались только в путь и не жужжали.

Из реальных массовых потоков мигрантов того времени надо перенаправлять немцев и ирландцев.

Другое дело, что для всей затеи нужен телепорт в Манчжурию, а его - увы. :(

Так разговор 'о входе в Китай' через Кашгар и до 'Стены' или нет? 'Железку' в степи строить проще и быстрее, чем в Манчжурию (американцы смогли же в аналогичных условиях). Только стрелять из окон вагонов будут не бизонов и индейцев, а сайгаков и казахов...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Железнодорожное строительство активизируется так же уже в 1840-х, а в 1850-х начинается строительство ЖД на Дальний Восток, которая в середине 1860-х достигает Читы.

Строительство ЖД на Дальний Восток в 1840-ых смело проходит по категории нереальных. Уровень технологии не позволяет - даже динамит еще не изобрели, и проводить взрывные работы придется черным порохом. Да и локомотивы 1840-ых, мягко говоря - не тот уровень.

ЕНИМП максимум до Казани ветку ЖД могли дотянуть. Автор не рассматривает более быстрый поход на "Юг"? Казахстан, Туркестан на 20 лет раньше должны дать толчок в Китай на десяток лет раньше. Да и с транспортом всяко получше будет-с. (ЖД мост через Волгу, конечно, малореален тогда, но...)

Изменено пользователем Radek

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эх, такая затея обламывается. :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

(американцы смогли же в аналогичных условиях).

Вопрос - когда. 19 век - он шибко разный в начале и в конце. Поконтрастнее 20-го, пожалуй.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

(американцы смогли же в аналогичных условиях).

Вопрос - когда. 19 век - он шибко разный в начале и в конце. Поконтрастнее 20-го, пожалуй.

это точно, почему-то из 'Золотого теленка' вспомнилась встреча казаха и японца :grin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Железнодорожное строительство активизируется так же уже в 1840-х, а в 1850-х начинается строительство ЖД на Дальний Восток, которая в середине 1860-х достигает Читы.

Анрил. Сначала надо определиться с общим направлением маршрута железной дороги. Затем провести разведку и прокладку маршрута. Затем изыскать средства. Затем начать стройку, завозя (как?) рельсы, рабочих, подвижный состав. В конце XIX века на все это ушло несколько больше 15 лет. В середине XIX века в России просто не хватает инженеров-путейцев для проведения изысканий и строительных работ. Значит, придется нанимать за границей, что удорожает проект. Учитывая же, что иностранным инвесторам сей проект неинтересен (экономической отдачи от него в ближайшее время не ожидается, это Вам не дороги в европейской части России), проект будет похерен по причине недостатки средств.

Крымской войны не происходит, Россия особенно не лезет в дела "больного человека". По финансовым соображениям данный конечно проект тяжелый, но не неподъемный - спустя 40 лет, этот же участок Транссиба был построен менее чем за миллиард рублей ( при чем расходы размазаны на несколько лет ), в то время как, например, Балканская война 1877-78 годов стоила стране уже более миллиарда, а Крымская перевалила за три.

Откуда данные, что Крымская стоила 3 миллиарда? И каких рублей? Вы не учитываете, что прогресс второй половины XIX века сильно удешевил строительство Транссиба, сделав его посильным для русского бюджета. А на экономию от отсуствия войн кивать нечего. Это чрезвычайные расходы, они нанесли колоссальный удар по нашему бюджету.

Это типичная ошибка начинающих АИшников: ссылаться на то, что в реале в это время были потрачены такие-то деньги на войну. Нельзя сравнивать несравнимое.

Железнодорожное строительство активизируется так же уже в 1840-х, а в 1850-х начинается строительство ЖД на Дальний Восток, которая в середине 1860-х достигает Читы.

Строительство ЖД на Дальний Восток в 1840-ых смело проходит по категории нереальных. Уровень технологии не позволяет - даже динамит еще не изобрели, и проводить взрывные работы придется черным порохом. Да и локомотивы 1840-ых, мягко говоря - не тот уровень.

В целом, про уровень технологий правильно. Кроме отсутствия динамита можно отметить также отсутствие металлических мостов, без которых преодоление сибирских рек невозможно. А паровозы - это фигня. На строительстве Транссиба как раз работали паровозы 1860-х гг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На 1840 год в России 26 км железных дорог, по всей Европе 3100 км, рельсы из сварочного

железа, срок службы у них 2-3 года, до появления бессемеровского процесса очень дорогие

рельсы получатся.

Золото в Сибири нужно открывать и начать добывать в 1780-е годы, тогда и освоение начнется

чуть раньше

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Золото в Сибири нужно открывать и начать добывать в 1780-е годы

Если открыть якутское золото в этот период - велика опасность, что британцы первыми откроют, где же устье Амура находится, и могут колонизировать приамурье первыми. Со всеми вытекаюшими последствиями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас