Религии и их эволюция

146 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Тред для размышлений о вечном и духовном в приложении к МДС.  )))

Для начала.

1. Коллега Лестар как-то рассуждал, что любая развитая религия должна отвечать на два вопроса:

- что движет миром?

- что будет после смерти?

Вариантов ответа на каждый немного. Миром может двигать Единый Бог, Высшая Сила, две противостоящих силы или бога, либо две взаимодополняющих силы или бога. После смерти мы можем становиться духами предков, реинкарнировать или получить воздаяние после посмертного суда. Все прочие варианты рано или поздно приходят к одному из названных.

Соответственно, любая развитая религия укладывается в эту матрицу на 12 ячеек.

2) Мое наблюдение - и авраамистические, и дхармические религии прошли сходную эволюцию.

1 этап - ранний иудаизм/ведизм. Ортопраксическая (ставящая во главу угла ритуалы) племенная религия, уже, тем не менее, озабоченная общефилософскими вопросами.

2 - христианство/буддизм. Ортодоксальная (ставящая на первое место не внешний культ, а внутренние веру или разумение) универсалистская религия, развивающаяся внутри мощной империи и потому не лезущая в вопросы управления обществом.

Что интересно, христианство в первую очередь аппелирует к эмоциональной сфере, а буддизм - к рациональной. И в Риме и Индии были свои аналоги буддизма и христианства соответственно - неоплатоники и джайны.

3 - ислам/индуизм. Новая ортодоксия, возникающая в ходе или после падения империи и берущая на себя регулирование еще и общественных отношений.

Греко-римская религия и зороастризм не прошли этот путь. Первая зачахла в тени античной философии, второй закостенел, став придатком к имперской власти и погибнув вместе с ней. Иудаизм выжил, интегрировав в себя ортодоксию.

Китайские верования изначально были слаборазвиты, как религии, хотя в появлении даосизма можно усмотреть аналог второй фазы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но всё-таки — могут ли чисто «государственные» религии (по типу Сола Инвиктуса, например) удержаться и сохраниться до современности? Возможны ли шансы у религий такого типа?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

переписываем стартовый пост 

вам три оригинальных альтернативных сценария, которые могли бы коренным образом изменить ход мировой истории, политические системы и культурные коды.

1. Развилка: Мир, в котором реинкарнация становится доминирующей верой

Представим себе альтернативную историю, в которой реинкарнация не просто является одной из религиозных доктрин, как в индуизме или буддизме, а становится центральной духовной концепцией для всего мира. Эта идея не остается локальной и ограниченной географически, а распространяется через торговлю, миграции и политическое влияние, превращаясь в глобальный феномен. Воображая такую реальность, мы можем проследить, как вера в реинкарнацию изменила бы политику, культуру, экономику и даже само мировоззрение людей.

Политика и Власть

Правители — духовные воплощения великих душ:

В этом мире, правление больше не передается по кровным династиям или завоеваниям. Власть и статус правителя основаны на идее, что они —  души великих предков, философов, воинов и святых. В каждом обществе существовали бы институты, похожие на духовные школы или монастыри, которые обучали бы специальных жрецов или мудрецов "опознавать" воплощенные души. Процесс выбора лидера напоминал бы не выборы, а церемонию духовного распознавания — схожий с тем, как в Тибете ищут перевоплощение лам.

Карма и политика:

Влияние реинкарнации распространяется на само устройство политических систем. Карма (духовные заслуги или ошибки) становится основой не только для личной судьбы, но и для оценки правления. Власть обоснована не результатами выборов, а тем, насколько правитель справедливо и гармонично жил в прошлых воплощениях. Если правитель не выполняет свою кармическую миссию, его могут "распознать" как неспособного продолжать правление, и народ будет призывать к нахождению нового  лидера. Это привело бы к нестабильности в ситуациях, где духовные оценки расходятся, и конфликт между претендентами на трон мог бы вызвать постоянные духовные войны.

 Теократическая политическая структура:

Сами государства могли бы быть больше похожи на теократии, где религиозные и духовные лидеры занимают ключевые политические посты. Существовали бы Советы Мудрецов — группы, состоящие из старейшин, жрецов и правителей, ответственных за контроль над соблюдением кармических законов и справедливым управлением. В итоге, власть становилась бы смесью светской и духовной, где духовный авторитет был неотделим от политической власти.

Общество и Культура

Социальная мобильность через реинкарнацию:

Общество строилось бы на идее того, что социальное положение человека в этой жизни является прямым результатом его предыдущих воплощений. Люди верили бы, что те, кто сейчас находятся на вершине, заработали это место своими кармическими заслугами в прошлых жизнях, а те, кто беден или страдает — расплачиваются за прошлые ошибки. Это создавало бы глубокое разделение общества, с одной стороны, но также предоставляло возможность "восхождения" через праведную жизнь и духовное самосовершенствование.

 Институты духовного образования:

Как в нашем мире дети получают светское образование, так в этом мире центральное место заняли бы духовные школы, где ученики обучались не только наукам, но и искусству духовной рефлексии, медитации и пониманию своих прошлых жизней. Самым престижным образованием считалось бы изучение методов воспоминания прошлых жизней и кармического баланса. Это подготовило бы людей к будущим перевоплощениям и сделало бы духовное развитие одной из самых значимых целей общества.

 Искусство и реинкарнация:

Искусство в этом мире было бы не столько направлено на выражение индивидуальности, сколько на создание духовных символов и ритуалов, которые помогали бы людям в их духовном пути. Песни, танцы, картины и скульптуры создавались бы для того, чтобы вдохновлять людей на духовное пробуждение и понимание своих прошлых жизней. Часто произведения искусства служили бы как метафорическое напоминание о кармических циклах и необходимости праведного существования.

Экономика и Труд

Труд как духовное испытание:

Работа в этом мире воспринималась бы не как средство выживания или накопления богатства, а как способ улучшить свою карму. Люди выбирали бы работу не потому, что она дает больше денег, а потому, что она помогает им исправить кармические ошибки прошлых жизней. Например, воины выбирали бы мирные профессии в следующих воплощениях, чтобы искупить насилие, совершенное ранее. Это привело бы к появлению сложной системы духовного труда, где каждый человек стремился бы выполнять свою "кармическую роль".

Кармическая экономика:

Вместо капиталистической или феодальной экономики, в этом мире развилась бы "кармическая экономика". Благосостояние измерялось бы не в деньгах или имуществе, а в духовных заслугах, которые можно было бы накапливать и передавать из жизни в жизнь. Банки и финансовые институты заменялись бы монастырями и храмами, которые помогали людям "накопить карму". Экономические сделки строились бы на принципах справедливости и взаимного духовного роста, что уменьшило бы количество конфликтов и несправедливости.

Религиозные войны и конфликты

Войны за духовные титулы:

Несмотря на миролюбивую основу учения о реинкарнации, неизбежно возникли бы конфликты вокруг того, чьи души достойны править. В разных регионах могли бы возникнуть войны между " лидерами, которые утверждали, что именно они являются воплощением древних великих правителей или мудрецов. Такие конфликты, основанные на духовных претензиях, могли бы быть даже более ожесточенными, чем в нашем мире, так как каждая сторона считала бы себя носителем кармической истины.

 Политическая и духовная изоляция:

Страны и народы, уверенные в своей духовной миссии и превосходстве, могли бы изолироваться от других культур, считая чужие системы неверными. Это привело бы к формированию замкнутых государств, которые не столько стремились к колониальной экспансии, сколько защищали свою уникальную духовную традицию. Международные связи строились бы не на торговле, а на обмене духовных практик и учений.


Таким образом, мир, где реинкарнация стала бы доминирующей верой, был бы принципиально отличен от нашего. Власть основана на духовных заслугах, культура сосредоточена на кармическом балансе, а труд и экономика были бы направлены на духовное совершенствование. Такой мир, несмотря на возможные конфликты и изоляцию, был бы гораздо более сосредоточен на внутреннем развитии и духовной эволюции каждого человека, чем на материальных благах и власти.

 

2. Развилка: Римский неоплатонизм как основа глобальной религиозной системы

Вообразим альтернативную реальность, в которой христианство не становится доминирующей религией Римской империи, а побеждает неоплатонизм — философская система, объединяющая идеи Платона о вечных формах и едином божественном начале с мистическими аспектами религиозного опыта. В этом сценарии Римская империя принимает неоплатонизм в качестве государственной религии, а его философия становится основой глобальной политической и культурной системы. Этот мир, где разум и мистика переплелись, радикально отличается от нашего в плане политического устройства, общественных ценностей, культурных достижений и научного прогресса.

Политика и Власть

1. Философско-теократическая империя:

Вместо принятия христианства в качестве государственной религии, Римская империя во главе с императором Константином принимает неоплатонизм, что приводит к созданию философско-теократического государства. Власть императора и всех государственных институтов теперь обосновывается не только правом на завоевание или династическими узами, но и их мистическим и философским статусом. Император провозглашается "философом-царем", воплощением разума и добродетели, служащим земным проявлением высшего божественного разума.

2. Управление через философию:

Государственная служба и политическое управление также меняются. Высшие государственные должности занимают не только военные и бюрократы, но и философы, способные глубоко размышлять о природе реальности, морали и справедливости. Создается своего рода элитная интеллектуальная правящая каста — аналог философских царей из "Государства" Платона. Те, кто достиг духовного и интеллектуального совершенства, становятся новыми управленцами. Дискуссии и дебаты, касающиеся управления, ведутся не в политических терминах, а в философских категориях — справедливости, красоты и истины.

3. Империя как источник разума и гармонии:

Империя воспринимается как проекция космического порядка на Земле. Политические границы и законы Рима теперь оправдываются не завоеваниями и силами, а необходимостью распространить разум и космическую гармонию на все части мира. Внешняя политика Рима основана на стремлении установить мир, где города и государства управляются по философским и разумным принципам, отражающим божественный порядок. Это создает уникальный тип "мирного завоевания", где империя пытается расширяться через культурное и философское влияние, а не через войну.

Общество и Культура

1. Образование как священная обязанность:

Одной из центральных основ этого мира становится философское образование. В каждой провинции империи создаются философские школы и академии, которые обучают граждан не только искусству войны или управления, но и постижению природы бытия, божественного разума и путей к духовному восхождению. Эти школы, возможно, напоминают академии Платона или Ликея Аристотеля, но с уклоном на духовные практики и мистицизм.

Образование становится священной обязанностью каждого гражданина. Дети обучаются философии с юных лет, учатся разгадывать тайны Вселенной и стремиться к духовному совершенству. Вопросы логики, этики, метафизики и эстетики становятся не просто предметами для интеллектуалов, а основными аспектами жизни каждого человека.

2. Искусство как отражение вечных форм:

Искусство в этом мире было бы пропитано идеями платонизма. Архитектура, живопись и скульптура стремились бы воплощать не земные реалии, а идеальные формы и божественные принципы. Искусство этого мира, возможно, напоминало бы творения древнегреческих мастеров, но с ещё большим акцентом на символизм и мистику.

Города и здания строились бы с учетом принципов космической гармонии. Архитекторы старались бы воплотить в своих проектах математическую точность, соразмерность и пропорции, стремясь отразить идею идеального города, символа порядка и красоты.

3. Мистические ритуалы и философия:

Религиозные ритуалы, которые в нашем мире присущи христианству или другим традиционным религиям, в этом мире заменяются философскими обрядами и мистериями. Люди участвуют в ритуалах, направленных на постижение высшей истины и приближение к Единому — центральной идее неоплатонизма. Эти обряды могли бы напоминать древние мистерии, такие как Элевсинские, но с философским акцентом.

Вместо богослужений, люди собираются на философские симпозиумы, чтобы обсуждать вопросы природы души, космоса и божественного разума. В каждом городе существуют храмы мудрости, где философы обучают всех желающих методам постижения истины.

Наука и Прогресс

1. Философия и наука объединены:

Неоплатонизм, с его акцентом на единство разума и мистицизма, создает среду, где философия и наука объединены. Научные исследования рассматриваются как один из путей постижения божественного разума. Математика, астрономия и медицина развиваются на основе философских принципов, что приводит к гораздо более глубокому и систематическому пониманию мира.

Научные исследования получают религиозное одобрение, так как они воспринимаются как способ приблизиться к божественным законам Вселенной. В этом мире, возможно, великие научные открытия, такие как законы движения планет или принципы геометрии, были бы сделаны на несколько столетий раньше.

 

Религиозные войны и конфликты

1. Философские войны и диспуты:

Несмотря на возвышенные идеалы, империя сталкивается с внутренними конфликтами. Поскольку власть и общественное признание связаны с философией, между школами неоплатоников возникают философские войны — интеллектуальные и мистические споры о природе божественного и его проявлений на земле. Эти философские дебаты могут приводить к реальным политическим расколам и даже к вооруженным конфликтам.

2. Борьба с варварскими религиями:

Поскольку империя стремится распространить философский порядок и рациональность на все уголки мира, она сталкивается с сопротивлением со стороны тех, кто придерживается "варварских" религий и обычаев. Например, германские племена, кельты и другие народы, не принявшие неоплатонизм, могли бы быть объектом завоеваний, не ради ресурсов или территорий, а для духовного просвещения.

Заключение

В этом альтернативном мире, основанном на неоплатонизме, религия и философия соединяются в единое целое, создавая теократическую империю, управляемую мудрыми философами. Наука, искусство и культура направлены на постижение вечных божественных форм и гармонии Вселенной. Это общество, возможно, избегает многих религиозных войн и конфликтов, с которыми сталкивался наш мир, но взамен ведет интеллектуальные и философские споры, которые также могут приводить к внутренним конфликтам и разделениям.

Такой мир мог бы развиваться быстрее в научном и философском плане, но при этом сохранять глубокую мистическую составляющую, где каждый человек стремился бы к постижению не только внешнего, материального мира, но и внутренней истины своего существования и вселенной.

3. Развилка: Даосизм как доминирующая мировая религия

В альтернативной истории, где Китай становится доминирующей мировой державой, даосизм превращается в мировую религиозную систему, распространяясь далеко за пределы Азии. Эта философия, основанная на гармонии с природой, принимает глобальный характер и проникает в Европу и Ближний Восток. В отличие от империалистических религий, таких как христианство или ислам, даосизм распространяется через культурное взаимодействие и мирные связи.

Политика и идеология: В даосском мире, политика и правление основаны на принципах гармонии и невмешательства. Власть правителей определяется их способностью поддерживать баланс в обществе, не вмешиваясь в естественный порядок вещей. Это ведет к появлению децентрализованных государств, где внимание уделяется экологическим и духовным вопросам.

Культура и общество: Даосизм создает культуру, где человек рассматривается как часть природы, а не как её властелин. Экология и баланс становятся основными аспектами общества. Архитектура городов основана на интеграции с природным ландшафтом, что предотвращает массовую урбанизацию и деградацию окружающей среды. Искусство сосредоточено на передаче принципов природной гармонии, а медицина развивает альтернативные подходы к лечению через энергию и внутренний баланс.


Эти три развилки показывают, как альтернативное развитие религиозных систем могло бы изменить мировую историю. В одном случае, реинкарнация создает духовно-политическую систему, где власть принадлежит перерожденным душам. В другом, неоплатонизм превращает империю в философско-научную теократию, способную изменить ход человеческой мысли. А в третьем — даосизм приводит к экологически гармоничному миру,

Изменено пользователем Сеня

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

критика стартового поста

1. "Любая развитая религия должна отвечать на два вопроса: что движет миром и что будет после смерти?"

Это утверждение упрощает сложность и разнообразие религиозных систем. Исторически, не каждая развитая религия ставит эти вопросы в центр своей доктрины. Например, даосизм, хотя является важной философско-религиозной системой, сосредоточен больше на достижении гармонии с природой и внутреннем самосовершенствовании, нежели на вопросах о потустороннем мире или силе, управляющей вселенной.

Даосизм как пример

Действительно, даосизм является ярким примером религиозно-философской системы, которая не вписывается в предложенную схему. Даосизм фокусируется на достижении гармонии с природой и внутреннем самосовершенствовании, а не на вопросах загробной жизни или первопричины мироздания. Основная цель даосизма - адаптация к "естественности" природы, что обеспечивает гармоничное сосуществование индивида со средой.

Концепция Дао и энергии ци

В даосизме центральное место занимает концепция Дао - пути достижения гармонии, и энергии ци - жизненной силы, пронизывающей всё сущее. Эти идеи существенно отличаются от представлений о едином боге или дуалистических силах, упомянутых в анализируемом утверждении.

Практические аспекты

Даосизм предлагает конкретные практики для достижения гармонии, такие как:
  • Дыхательная гимнастика тай-цзыцзюань
  • Искусство саморегуляции организма цигун
  • Медитативные практики
Эти методы направлены на соединение энергии человека с энергией природы, что является ключевым аспектом даосского мировоззрения.

Актуальность даосизма

Несмотря на свою древность, даосизм остается актуальным в современном мире. Его идеи о жизни в гармонии с природой, внутреннем покое и следовании естественному порядку вещей находят отклик у многих людей

. Использование принципов даосизма в повседневной жизни помогает достичь более осознанного и спокойного существования в согласии с миром.Таким образом, даосизм служит прекрасным примером того, как религиозно-философская система может выходить за рамки упрощенных схем и предлагать уникальный взгляд на мир и место человека в нем.

Вполне возможно, что религиозные традиции могут строиться вокруг концепций, не связанных напрямую с тем, что будет после смерти или что движет миром — например, вопросы о правильной жизни в настоящем моменте, как в конфуцианстве.

 Таким образом, подход автора чрезмерно универсализирует религии, упуская их региональные и культурные особенности.

2. "Миром может двигать Единый Бог, Высшая Сила, две противостоящих силы или две взаимодополняющих силы. После смерти — духи предков, реинкарнация или посмертный суд."

Эта классификация религиозных воззрений также чрезмерно упрощена. Мир религиозных концепций значительно разнообразнее. В индуизме, наряду с идеями перерождения (реинкарнации) и кармы, присутствует концепция Мокши — освобождения из цикла перерождений, что уже не вписывается в предложенную систему. Нирвана в буддизме: состояние освобождения от цикла перерождений, которое не является ни существованием, ни несуществованием в обычном понимании.

Что касается вопроса о том, что движет миром, не всегда это воспринимается как единая или дуальная сила. Например, в японском синтоизме важную роль играют духи (ками), которые сосуществуют с людьми и природой, управляя миром через множество форм. Это показывает, что данная схема не охватывает всего богатства религиозных воззрений.

3. "И авраамистические, и дхармические религии прошли сходную эволюцию."

Сравнение авраамистических и дхармических религий интересное, но вызывает возражения с исторической точки зрения. Этапы, описанные автором, хотя и могут казаться правдоподобными, на самом деле представляют собой довольно абстрактную реконструкцию религиозной эволюции, которая не учитывает уникальные исторические обстоятельства. Например, развитие раннего иудаизма и ведизма протекало в совершенно разных культурных и социальных контекстах

Кроме того, идея универсальности религий, таких как христианство или буддизм, в их «ортодоксальной» стадии, как предлагает автор, не совсем точна. Например, буддизм стал глобальной религией благодаря своей гибкости и способности адаптироваться к разным культурам, а не потому, что избегал вопросов управления обществом. Буддизм, будучи рациональной системой, не игнорировал социальные вопросы, как, например, это видно на примере буддийской этики и социальной философии.

4. "Греко-римская религия и зороастризм не прошли этот путь."

Это утверждение также вызывает сомнения. Греко-римская религия, хотя и была тесно связана с философией и политикой, продолжала существовать в форме мистерий и частных культов, и её трансформация в христианство — это скорее продолжение религиозной традиции в изменённом виде, чем упадок. Что касается зороастризма, он, напротив, был важнейшим религиозным столпом до исламизации Персии и оказал глубокое влияние на другие религиозные системы, включая иудаизм, христианство и ислам. Закостенелость зороастризма скорее была вызвана политическими событиями, а не внутренними проблемами религии.

Изменено пользователем Сеня

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

могут ли чисто «государственные» религии (по типу Сола Инвиктуса, например)

Конфуцианство близко к этому.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Но всё-таки — могут ли чисто «государственные» религии (по типу Сола Инвиктуса, например) удержаться и сохраниться до современности? Возможны ли шансы у религий такого типа?

Государственные религии, такие как митраизм, были в значительной степени зависимы от конкретных политических структур. Когда возникали проблемы у власти, это немедленно отражалось на положении религии. Например, митраизм, который был популярен среди военных и использовался для легитимации императорской власти, терял свою значимость при изменении политической ситуации. Императоры, такие как Нерон и Аврелиан, использовали культ Митры для укрепления своей власти, но в условиях кризиса или смены правления этот культ оказывался под угрозой исчезновения.В отличие от митраизма, христианство обладало гораздо более устойчивой организационной структурой и независимой идеологией. Оно развивалось через активное миссионерство и имело систему подготовки кадров, что позволяло ему существовать даже без поддержки государства. Христианские общины были способны к самоуправлению и имели свои финансовые ресурсы, что делало их менее уязвимыми к политическим изменениям.Что касается конфуцианства, то это учение можно рассматривать не как государственную религию в традиционном смысле, а как религию общества. Конфуцианство играло ключевую роль в поддержании порядка и социальной гармонии. При смене династий новое государство часто принимало конфуцианские ценности как основу своей идеологии. Это происходило потому, что конфуцианство предлагало моральные нормы и принципы управления, которые были необходимы для поддержания стабильности в обществе. Таким образом, конфуцианство не зависело от конкретной власти; оно служило универсальной основой для организации общества.

Изменено пользователем Сеня

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

чисто государственные религии во всём зависели от конкретного  государства , когда начинались проблемы у власти-начинались проблемы у религии а христианство вполне себе могло существовать и без него ибо имело мощные организации, свою отдельную идеологию, систему подготовки кадров и финансы.

То есть, аналог Сола Инвиктуса взлететь не сможет. Жаль... :sorry:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

нужен конкретный феодализм этак с 14 века-когда мощный слой военной аристократии может плевать как на короля, так и на холопов. Тогда своя аристократически-военная религия может пойти

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

две противостоящих силы или бога, либо две взаимодополняющих силы или бога

Разные ли это варианты? Диалектика же, единство и борьба противоположностей...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1. Коллега Лестар как-то рассуждал, что любая развитая религия должна отвечать на два вопроса: - что движет миром? - что будет после смерти?

C тех пор я развернул тему...

 

  ФункцияМетодОбоснованиеВопросы
1-йПервобытнаяКонсолидация коллективаРитуалСвод мифовОбъяснение миропорядка, практики общежития
2-йЭтнорелигияУпорядочение правилЭтикаНаказания и наградыЧто такое хорошо и что такое плохо, мораль, принципы мироздания
3-йМироваяСмысл жизни индивидаМетафизикаЗаконы мирозданияСмысл жизни, посмертие

Применительно к социальным моделям структурирования общества

 Предпосылки 2-го этапа   
ДоминантГосударствоРанняя фазаРазвитая фазаПоздняя фаза
ЖречествоСетецентричноеПлеменной богСложный пантеонКультово-философский плюрализм
ВождествоСетецентричноеКульт вождяБоги, полубоги и героиПантеизм
ЖречествоЦентрализованноеПантеон боговМноголикий богМонотеизм
ВождествоЦентрализованноеГенотеизмДуализм

Монотеизм

 

 

Изменено пользователем Lestarh

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но всё-таки — могут ли чисто «государственные» религии (по типу Сола Инвиктуса, например) удержаться и сохраниться до современности? Возможны ли шансы у религий такого типа?

Если сохранится государство их сформировавшееся. Собственно Китай к этому довольно близок.

Разные ли это варианты? Диалектика же, единство и борьба противоположностей...

Не совсем. Но не идентичные. Зороастризм и даосизм как примеры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Эволюция... ритуал... первобытная... функции

Ох уж эти рассуждения о религии с нерелигиозных позиций... По факту пересказ марксизма.

 

чисто «государственные» религии (по типу Сола Инвиктуса

Что в нём чисто государственного? Покровительство нескольких правителей? Легитимизация власти правителя? Так это у большинства религий встречается.

Изменено пользователем hanhnets

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ох уж эти рассуждения о религии с нерелигиозных позиций

Ну а как ещё рассуждать о религии? С религиозных позиций это всегда и только "наша вера истинная, а все остальные - еретики, которые попадут в ад/которых надо рэзать"...

Изменено пользователем Reymet_2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

государство их сформировавшееся

роль государства в создании идеологий для населения сильно преувеличивается до середины 19 века, когда появилась всеобщая грамотность . По крайней мере до появления книгопечатания -для элиты. Если государства что то делали то как то регулировали религии-начиная с Лютера

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

С религиозных позиций это всегда и только "наша вера истинная, а все остальные - еретики, которые попадут в ад/которых надо рэзать"

Для начала было бы неплохо ознакомиться с разными религиозными позициями... Там вопросы возникновения и развития (и деградации) обмусолены давно и основательно.

Конечно если прям не жить не быть нужно рассматривать религию только с позиции материализма и даже в рамках материализма отбросить идеи типа инопланетного участия (боги-инопланетяне), то можно пересказывать догмы марксисткой фантастики, но это как минимум по унылому бедно и избито.

 

А о религии в художественных произведениях с других позиций пожалуй лучшими примерами являются Толкиен с его зарождением мира и вархаммер с его Богом Императором и прочими Слаанешами.

Изменено пользователем hanhnets

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

C тех пор я развернул тему...

А синтоизм к чему относится?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

лучшими примерами являются Толкиен с его зарождением мира

 

Увы, в мире Толкиена организованная религия была ровно одна — нуменорский культ Тьмы. Но о нём, к сожалению, известно очень мало. Ещё имелись некие культы на континенте, аналогичной направленности, созданные некогда самим Мелькором. Но о них известно ещё меньше...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Увы, в мире Толкиена организованная религия была ровно одна

В мире библии организованной религии в современном понимании тоже ещё поискать надо. Однако что библия, что собрание книг толкина являются самыми настоящими религиозными писаниями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А синтоизм к чему относится?

Реконструкция архаики в рамках формируемого после Революции Мэйдзи национального государства...

Ох уж эти рассуждения о религии с нерелигиозных позиций... По факту пересказ марксизма.

В рамках "создадим вымышленный мир с рациональных позиций в рамках научной картины мира", что заявлено в теме изначально это, по существу, единственный вариант.

А о религии в художественных произведениях с других позиций пожалуй лучшими примерами являются Толкиен с его зарождением мира и вархаммер с его Богом Императором и прочими Слаанешами.

В данном случае конструируется не мир художественного произведения, а рационально-научная альтернатива Земле. Так что мифологические версии миротворения и любая мистика сюда не вписываются просто в силу изначально поставленных условий.

 

Изменено пользователем Lestarh

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В рамках "создадим вымышленный мир с рациональных позиций в рамках научной картины мира", что заявлено в теме изначально

Может я не туда смотрю, но ни в этой теме, ни в соседних не увидел таких заявлений.

 

рационально-научная альтернатива Земле. Так что мифологические версии миротворения и любая мистика сюда не вписываются просто в силу изначально поставленных условий.

Я бы поспорил, но смысла не вижу. Тем не менее то что вы скинули про формирование религии - это полная фигня без любой мистики, туда не вписываются ни многие религии в современном состоянии, ни многие религии в их историческом состоянии. Да и в целом по посылу это чистый марксистский формационный подход, который в 21 веке использовать просто неприлично, по причине того что это не более чем натягивание совы на глобус, о чём сказали ещё самому Марксу и если бы не пропихивание его через идеологию, то давно бы забыли, как одну из ошибочных теорий.

 

Ну и сама по себе идея рационально придумывать то, что считаете нерациональным - это конечно забавно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Может я не туда смотрю, но ни в этой теме, ни в соседних не увидел таких заявлений.

Увы, это осталось на ином форуме, откуда мигрировал проект.


Далёкая Земля, лежащая на другом конце Вселенной. Мир, похожий и непохожий на наш. Мы - и не только мы, планирую подключить тот же ФАИ и Форум неоцена - будем медленно, шаг за шагом творить его историю, от звездной пыли до постиндустриальной эпохи.
(Вообще, когда наберётся достаточно контента, надо будет делать сайт или вики-проект какой).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

То есть априори задаются.
1. Наша галактика, наша Вселенная, наши физические и иные природные законы
2. Рационализм, редукционизм (ибо нельзя объять необъятное), детерминизм (собственно эти три фактора гарантированно приводят если не к марксизму, то к чему-то крайне похожему в плане описания исторических процессов).
3. Опора на текущий извод научной картины мира и отсутствие какой-либо дополнительной метафизики. Максимум некоторые "авторские допущения" не выходящие за пределы научного знания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Тем не менее то что вы скинули про формирование религии

Это не про формирование религии. Это про алгоритм придумывания вымышленной и относительно правдоподобной в диахронии и синхронии религии  рационализированному альтисторическому миру, не содержащему мистики, ужасов, магии и метафизики.

Ну и сама по себе идея рационально придумывать то, что считаете нерациональным - это конечно забавно.

Нерациональна мифология и связанные с ней аспекты. Религия как социальный институт - более чем рациональна и функциональна.

Изменено пользователем Lestarh

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Религия как социальный институт - более чем рациональна и функциональна.

Очень интересно. Какой у кого функционал и рациональность? Чур рассматриваем кого угодно, но не католическую и не православные церкви.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очень интересно. Какой у кого функционал и рациональность? Чур рассматриваем кого угодно, но не католическую и не православные церкви.

Выше перечислено.

1. Отделение "своих" от "чужих " и объединение "своих" набором некоторых общих представлений и концепций (которые могут быть какими угодно, но они обязаны быть, религии без вероучения/общей метафизики не бывает, даже такое рыхлое и многогранное образование как индуизм имеет определённый набор общих представлений и определений).

2. Задание этических/моральных ориентиров - правильного и неправильного, одобряемого и порицаемого (это не является её прерогативой, но опять же если оно отсутствует, то о религии можно говорить с серьёзной натяжкой).

3. Попытки ответов на "вечные вопросы" о смысле жизни, взаимоотношениях людей, принятии смерти. Это уже присутствует далеко не во всех религиозных системах, но в достаточно развитых и распространённых является ключевым элементом. Собственно появление этого элемента и маркирует "Осевое время" Ясперса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас