Опубликовано: 5 Dec 2013 15 июня Либава. 17 часов. В море вышли корабли 1-й бригады линейных кораблей. 1-я бригада линкоров: Порт-Артур (к-адм. Небольсин), Дажелет, Цусима, Телин КРЛ Аврора (к-адм. Беренс) I дивизион эсминцев: Сокол, Сапсан, Беркут, Коршун II дивизион эсминцев: Победитель, Орфей, Самсон III дивизион эсминцев: Яростный, Забияка, Десна Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Именно - поправлю. Что-бы не создавать очередь на прохождение канала? ПО крайней мере я именно так предположил. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 А, кто командует? К-адм. Непенин? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 ВОобще командующий оперативной эскадрой БФ. Там после передачи ОПЭСК в распоряжение командующего ФОМ. Под командованием командующего БФ остаеться 2 линейных корабля- додредноута, ЭМ-Добровольцы, 2-я минная дивизия из старых ЭМ, Особая бригада ЗМ, МКПВ, Свеаборг, КРонштадт и пр. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 ВОобще командующий оперативной эскадрой БФ. Там после передачи ОПЭСК в распоряжение командующего ФОМ. Под командованием командующего БФ остаеться 2 линейных корабля- додредноута, ЭМ-Добровольцы, 2-я минная дивизия из старых ЭМ, Особая бригада ЗМ, МКПВ, Свеаборг, КРонштадт и пр. Кирилл,я один из тех очень немногих, которые читают Ваши документы. Не надо рассказывать, что рыба водится в мокрой воде. Там написано: Начальник оперативной эскадры: вице-адмирал Непенин. Это непосредственный начальник эскадры. Не назначило ли высшее руководство Империи отдельного суперкомандира с началом войны? Все-таки контр-адмирал не очень ранжируется с командованием ФОМ (там контр-адмиралов небось, как собак...?). Мы же не бедные родственники просимся на постой..... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Все-таки контр-адмирал не очень ранжируется с командованием ФОМ Так Непенин вице - адмирал.... Не назначило ли высшее руководство Империи отдельного суперкомандира с началом войны? Да и как супер-командира туда назначать и кого? Отдельного заместителя командующего ОБъединенного флота? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Все-таки контр-адмирал не очень ранжируется с командованием ФОМ Так Непенин вице - адмирал.... сорри, вижу, что уже повысили.... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 т.е. мы просто отдали корабли....... А, какое-то ПРАВО голоса имеется? В оперативно-тактическом плане?.....Или, все под козырек...... яволь, арбайтен..... А, то попадется какой-нибуть Поль Реала, и ..... кукуГрыша..... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 такое, впечатление, что здесь паузу в тРактире заполняем..... на улице идет дождь, а у нас идет кооооонцЭрт.... (с) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 .Или, все под козырек...... яволь, арбайтен..... Не совсем так. Флот то коалиционный. И эскадра в оперативном подчинении. т.е. мы просто отдали корабли....... Таки не просто. А, какое-то ПРАВО голоса имеется? В оперативно-тактическом плане?.. Задумывалось что командующий ОПЭСК, 1-й заместитель командующего Объединенного флота. А, то попадется какой-нибуть Поль Это будет... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Задумывалось что командующий ОПЭСК, 1-й заместитель командующего Объединенного флота. какие права? вето есть? например..... на самоубийственный приказ ФОМа ОПЭСК обстрелять Скапу? а, то чевой-то одни слова....... "не совсем так", ...."коалиционный флот", ..... "не все так просто", ..... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Командующий российскими кораблями,является 1-м заместителем германского адмирала VF и его штаб имеет право голоса даже в в обсуждении действий VFЧто означает - если Фридрих дер Гроссе выйдет из строя командовать дальше будет наш Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 простите а сколько совместных маневров проведено за 1912-14 года? сплаванность есть? и какой язык управления? если немецкий то разве в Морском корпусе был немецкий? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Командующий российскими кораблями,является 1-м заместителем германского адмирала VF и его штаб имеет право голоса даже в в обсуждении действий VF Что означает - если Фридрих дер Гроссе выйдет из строя командовать дальше будет наш Никсон стал "клавишем" когда грохнули Кеннеди. До этого вице-президент - НИКТО!!!!! Я, спрашиваю не про бой (там и летеха может вести эскадру. в определенный момент...), а про ПЛАНЫ на войну????? Обсуждение, принятие решений...... Пришли, объединились...... дальше ЧТО????? Кто решает? Кайзер? Наш аНпиратор? Тирпиц?........ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Боевая рубка ЛК " Цусима" - Аркадий Константинович, Вы видите? - Вижу, спасибо. Фридрих дер Гроссе вынесло из линии. Англичане сумели поймать флагман. Германский линкор горел и кренился. - Что дальше - спросил Пышнов у контр-адмирала - Передайте всем - принимаю командование флота - резко ответил Небольсинпростите а сколько совместных маневров проведено за 1912-14 года?одно есть сплаванность есть? и какой язык управления?общий код Я, спрашиваю не про бой (там и летеха может вести эскадру. в определенный момент...), а про ПЛАНЫ на войну????? Обсуждение, принятие решений...... Пришли, объединились...... дальше ЧТО????? Кто решает? Кайзер? Наш аНпиратор? Тирпиц?........ заместителем германского адмирала становится российский, это было решено Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Что происходило во время боя на его мостиках, в боевой рубке, в башнях и на палубах? Кто же именно был тем фактическим командующим, который так талантливо маневрировал в железных тисках японцев? Были ли это командир корабля капитан 1-го ранга Бухвостов, его старший офицер Племянников или под конец последний уцелевший в строю младший из мичманов? А может быть, когда никого из офицеров не осталось, корабль, а за ним и всю эскадру вел старший боцман или простой рулевой? Это навсегда останется тайной. Но поведение этого гордого корабля в самом ужасном морском бою, какой только знает история, у многих будет вызывать удивление. © ===== На каком языке еще спросить? Кто ПЛАНИРУЕТ, ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ на конкретную операцию? КТО ОТДАЕТ ПРИКАЗ (право вето у русских есть?) в объединенном флоте? Кто ответит/получит ордена за ближайший Гельголанд? (хотя, на это всегда найдут кандидатов). общий код НОРД или ОСТ? Или тот, и тот, ..... тогда где, на каком театре? С началом общеевропейской войны, как и планировалось, оперативная эскадра Балтийского флота перешла под оперативный контроль германского командования, в свою очередь германские силы на Дальнем востоке перешли под оперативный контроль русского командования. Были введены новые шифры и сигнальные коды. Просто, для общих фраз в монографии, это сойдет. Но, когда переходим к конкретным действиям, то этого маЛОВАТО....... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 сплаванность есть? и какой язык управления? простите а сколько совместных маневров проведено за 1912-14 года? Летние совместные маневры 1912 и 1913 гг. Остальное здесь........... Общие соображения, вытекающие из военно-политической и стратегической обстановки. План исходит из того, что Россия связана военным союзом с Гермнаией по соглашениям 1913 года. Из чего следует, что в случае согласованного с Россией начала военных действий Германией против Антанты, либо нападения Антанты на Германию, Россия ей окажет любую военную помощь силами армии и флота. Равно и в случае начала военных действий со стороны Росии или в случае нападения на нее, Германия окажет ей военную помощь в полном объеме. Соответственно и Германия окажет военную помощь России. Второстепенные государства, граничащие с Россией — Швеция и Турция, учитываются склоняющимися на сторону врагов России, особенно ввиду определенных усилий направленных на решение вопроса Проливов. Кроме того, план предполагает неприязненное, «с большей или меньшей склонностью к нашим противникам», отношение прибалтийских губерний, Финляндии и Польши. Соответственно МГШ по опыту последних маневров линейных сил совместно с германским флотом разработал 2 варианта «Плана 1914 года». Вариант «А» был признан основным и предполагал действия сил Балтийского флота против Англии, идея плана основывается на Русско-Германских военно-морских конвенциях 1912 и 1913 гг. и формулируется следующим образом: - оперативная эскадра Балтийского флота, состоящая из 8 линейных кораблей-дредноутов, 3 крейсеров и боеготовых дивизионов быстроходных эсминцев 1-й минной дивизии в случае непосредственной угрозы возникновения боевых действий переходит под оперативный контроль командования германского флота и перебазируется в Вильгельмсхафен по Кильскому каналу. Союзный флот с данного момента именуется Объединенным. Для обеспечения бесперебойной связи и управления командующему оперативной эскадрой, командирам бригад линейных кораблей, на линейные корабли, командирам дивизионов миноносцев и полубригады крейсеров командируются офицеры германского флота в качестве офицеров связи. Русские офицеры связи командируются в штабы командующего Объединенного Флота и командующего разведывательными силами и начальникам линейных эскадр и минных флотилий. В случае возникновения угрозы военных действий Объединенный флот в акватории Северного моря переходит на использования специального шифра «Норд». Базирование русских экспедиционных морских сил в Вильгельмсхафене обеспечивается германской стороной. По линии службы связи, согласно конвенции 1913 года, основываясь на русском опыте, германский флот развертывает сеть радиотелеграфных станций предназначенных для перехвата и дешифрования переговоров британского флота с целью анализа, выявления закономерностей и прогнозирования выходов в море Хоум-Флита. Основной задачей поставленной объединенному флоту является поиск и уничтожение сил английского линейного флота по частям ,и нанесение окончательного поражения Британскому флоту с завоеванием господства на море. Стоит отметить, что согласно варианту «А», плана 1914 года, в подчинении командующего Балтийским флотом оставались Морские силы обороны Финского залива в составе полубригады линейных кораблей-додредноутов, бригады заграждения, бригады подплава и 2-й минной дивизии (всего 2 линейных корабля, 6 минных заградителей, 28 эсминцев и 12 подводных лодок), на которые в случае тех или иных непредвиденных ситуаций возлагалась задача минирования центральной и флангово-шхерной позиций прикрытых береговой артиллерий морской крепости Петра Великого, резервной позиции у фортов «Николаевский» и «Алексеевский» и постановка активных заграждений в устье Финского залива на путях движения флота вторжения. В целом задачи минзагов, эсминцев и подводных лодок вполне повторяли таковые согласно Плану 1912 года. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 НОРД или ОСТ? Версия шифра Норд-14 предназначена для использования в акватории Северного моря и Северной атлантике силами объединенного флота. ДЛя Дальнего востока предназначен шифр ОСТ-14 Шифр Зюйд-14 предназначен для рейдерских сил альянса КТО ОТДАЕТ ПРИКАЗ (право вето у русских есть?) в объединенном флоте? Представитель Русской стороны при ставке Кайзера. Русский флот подчинен государю который передал ОПЭСК в оперативное подчинение командования Германского флота. Кто ответит/получит ордена за ближайший Гельголанд? (хотя, на это всегда найдут кандидатов). В работе. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Шифр Зюйд-14 предназначен для рейдерских сил альянса хоть шото новенькое выпытал..... а, какова периодичность смены кодов....... планируемая..... без форс-мажора.... ? Раз в год?..... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Пока раз в год. Но с месячным ключом Шифры то все равно дорабатывались. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 спасиб. дальше не буду мешать. Ждем-с кино, в смысле текст..... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 ПРичем здесь мешать, все вопросы были вполне по существу. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 Из общего таймлайна.... 5 мая ГЕРМАНИЯ Вильгельмсхафен. Утром на внешнем рейде отдал якорь русский крейсер «Дмитрий Донской». На подходам к Бельтам на крейсере произошла авария гребного электродвигателя экономического хода. Немедленно по постановке на якорь на крейсер вызваны специалисты германских фирм для освидетельствования повреждений. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Dec 2013 ...гребного электродвигателя... это как? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 Dec 2013 Когда в 1914 года началась война, подводный флот Великобритании был самым большим в мире. Хотя Англия последней из крупных морских держав приняла на вооружение подводные лодки, она построила их больше, чем любая другая страна. В составе Королевского Флота имелись 64 подводные лодки: 9 типа Е, 8 типа D, 37 типа С, 10 типа В. «Холланды» и тип А устарели и уже были отправлены на слом. Типы В и С принадлежали к прибрежным лодкам и не подходили для дальних походов. Однако в первые годы войны они добились множества успехов, а когда они сыграли свою роль, то были превращены в учебные лодки для подготовки новых добровольцев. Хотя тип D тоже был неплох, именно лодки типа Е стали совершенством. Сегодня, 40 лет спустя, даже трудно представить, насколько они были хороши для своего времени. На фоне современных лодок они выглядят маленькими и неуклюжими, но тогда они были просто великолепны. Чтобы повторить некоторые их достижения, даже современным лодкам пришлось бы выложиться до предела. А кое-что повторить вообще уже не удастся. Вот такой была картина, когда в 1914 мрачные черные тучи над Европой разразились военной грозой. Королевский Флот имел подводные лодки, которые ему требовались, имел людей, готовых сражаться на них. Но если на тот день Великобритания и была лидером мирового подводного кораблестроения, нам все-таки следует помнить, сколь многим мы были обязаны Соединенным Штатам — действительному новатору в области подводной войны. Давайте еще раз вспомним имена великих создателей первых подводных кораблей: Фултона, Бушнелла, неизвестных строителей «Давидов», Холланда, Лейка. Они наметили путь, и Королевский Флот превратил еле заметную тропку в широкую дорогу. Глава 3. Гельголандская бухта, 1914–15 годы Война, начавшаяся в 1914 году, была во многих отношениях новой. Новые корабли, новая тактика, новое оружие, а самое главное, новый противник создал такую ситуацию, в которой не имелось быстрого решения. Даже традиционную стратегию больше нельзя было использовать. В войнах прошлого, обычно против Франции или Испании, для Англии было важным сохранить открытым Ла-Манш. При этом Западная Эскадра действовала из Плимута или Фалмута. Все это являлось краеугольным камнем британской стратегии. Опираясь на него, Королевский Флот одержал много славных побед. Но теперь противник находился на восточном берегу Северного моря, которое имело 2 выхода в океан. Наглухо закрыть одну из дверей не представляло никакой сложности, так как в этом помогала даже география. Ширина восточного входа в Ла-Манш не превышала 20 миль. Для современного флота это практически ничто. Но существовал еще северный выход, вокруг Шотландии. На этом пути примерно 350 лет назад нашла свою гибель Непобедимая Армада, но сегодня он не представлял никакой опасности для плавания. Паровые машины и стальные корпуса сделали его безопасным. И теперь берега Ла-Манша уже не имели первостепенной важности, как в войнах прошлого. В 1914 году более важным стало восточное побережье Англии и особенно его северная оконечность. Стратеги много размышляли над решением этой проблемы. Еще в 1903 году, когда Германия только начала превращаться в первоклассную морскую державу, было решено укрепить Розайт для использования его в качестве главной базы флота. Одновременно началось оборудование Скапа Флоу и Кромарти-Фёрта в качестве вспомогательных баз. Но к 1912 году британский флот так увеличился, что Розайт просто не мог вместить все корабли. В том же году решили построить укрепления в Скапа Флоу и Кромарти, чтобы они также могли служить базой для главных сил флота. Пока происходило все это, над Европой сгущались грозовые тучи. В июле 1914 года главные силы британского флота были переведены в новые базы на восточном побережье. Вместе с ними отправились и подводные лодки. 29 июля первые лодки прибыли в Гарвич. К утру 4 августа все лодки находились в новых базах. 8-я флотилия, известная как «Заморская», состояла из 8 лодок типа «D» и 9 лодок типа «Е» и базировалась в Гарвиче. 5 остальных флотилий, в которые входили более старые 37 лодок типа «С» и 10 лодок типа «В», базировались в Дувре, Хамбере, Тайне и Форте вместе с патрульными флотилиями эсминцев и легких крейсеров. Общее командование подводными лодками в начале войны было возложено на коммодора Роджера Кийза. Его штаб находился в Гарвиче. Кийз не стал терять время на опробование нового оружия, отданного в его распоряжение. Срок ультиматума Германии истекал в полночь 4 августа, а через 3 часа подводная лодка Е-6 капитан-лейтенанта К. П. Тэлбота и Е-8 капитан-лейтенанта Ф. Н. Гудхарта были направлены в Гельголандскую бухту. Они должны были провести разведку, но при этом не атаковать вражеские корабли. Такой приказ исполнить нелегко, обе лодки видели достаточно целей, о которых подводники могут лишь мечтать. Однако им предстояло сыграть более важную роль. В данный момент от них требовалась только информация о характере патрулей и маршрутах вражеских кораблей. Наблюдения в Гельголандской бухте были прерваны 8 июля, когда от Заморской флотилии потребовали выполнить иную задачу. Она должна была прикрывать перевозку Британского экспедиционного корпуса во Францию. В море вышла вся флотилия вместе с приданными эсминцами «Лурчер» и «Файрдрейк». Лодки круглосуточно патрулировали на линии немного восточнее Дуврского пролива. Перевозка войск заняла 7 дней, и лодки получили шанс проверить себя в ходе продолжительного патрулирования в условиях военного времени. Они не испытали никаких трудностей. Выяснилось, что лодка может находиться в море гораздо дольше, чем предполагалось ранее. Это был самый ценный урок. 14 июля патрулирование в Гельголандской бухте возобновилось. Донесения подводных лодок позволили английскому командованию составить ясное представление о составе и методах действия германских патрулей. Это была нелегкая работа, так как Гельголандская бухта мелководна, и противник все время был настороже. Несколько раз немцы обнаруживали лодки и начинали охоту за ними. Однако навыки, выработанные на учениях мирного времени, очень пригодились подводникам. В первый период войны британский флот не потерял ни одной подводной лодки. После того как подводные лодки представили полную диспозицию германских патрулей, командование приступило к выработке плана операции. На 28 августа был назначен рейд крупных сил британского флота во вражеские воды. Хотя главную роль в операции предстояло сыграть надводным кораблям, в ней были задействованы и 8 лодок Заморской флотилии. Это были D-2, D-8, Е-4, Е-5, Е-6, Е-7, Е-8 и Е-9. 3 лодки — Е-4, Е-5 и Е-9 должны были образовать внутреннюю дозорную линию в меридиональном направлении около Гельголанда. Е-6, Е-7 и Е-8 были развернуты на внешней дозорной линии в 40 милях на северо-запад от острова. D-2 и D-8 должны были находиться в устье Эмса, чтобы перехватить возвращающиеся в базу германские корабли. Успех операции зависел от действий лодок внешней дозорной линии. Короче говоря, большая группа британских эсминцев должна была прочесать бухту. Ее поддерживали легкие крейсера и эскадра линейных крейсеров. Первыми в бухту должны были войти 8 подводных лодок. Лодки внешней дозорной линии должны были следовать в надводном положении, чтобы отвлечь на себя патрули противника и увести их как можно дальше на запад. Это им удалось. Несколько германских эсминцев ринулись в погоню. Именно так начался бой у Гельголанда, первое морское сражение новой войны. Немцы потеряли 3 легких крейсера и 1 эсминец. Им еще повезло, так как прекрасная утренняя видимость во второй половине дня сменилась туманом, который укрыл германские корабли. В частности, подводные лодки не сумели атаковать противника. Несколько германских кораблей были повреждены и снизили скорость. В условиях нормальной видимости они стали бы легкой добычей для подводных лодок. Из всех лодок лишь Е-4 сумела принять какое-то участие в бою. Ее командир капитан-лейтенант Э. У. Лэйр в перископ видел первую стычку этого дня. Британские эсминцы потопили германский эсминец V-187, а потом спустили шлюпки, чтобы подобрать команду. Пока они занимались этим, из тумана появился германский легкий крейсер «Штеттин» и открыл огонь по британским кораблям. Они были вынуждены отойти, не забрав шлюпки. Потом крейсер открыл огонь по шлюпкам. Е-4 попыталась атаковать его. Однако «Штеттин» заметил большой воздушный пузырь, выскочивший на поверхность в момент пуска торпед, и повернул на Е-4. Он уклонился от торпед и попытался таранить лодку. Лодка ушла в глубину, и «Штеттин» проскочил над ней. Потом германский крейсер повернул и ушел. Капитан-лейтенант Лэйр снова вернулся к месту гибели германского эсминца, продул цистерны и всплыл. Он забрал на борт лейтенанта и 9 матросов с эсминца «Дифендер». В остальных шлюпках оказались 2 офицера и 26 матросов с V-187, из которых 18 были тяжело ранены. Лэйр забрал 1 офицера и 2 матросов в качестве военнопленных. В своем рапорте он написал «как образец». Остальным немцам он оставил британские шлюпки, чтобы они могли добраться до Гельголанда. Прежде чем покинуть место боя, Лэйр убедился, что немцы имеют достаточно воды и продовольствия, и у них есть компас. Он указал им курс на остров и направился на звуки выстрелов, которые раздавались на юго-востоке. Этот маленький эпизод показывает отвагу и благородство британских подводников. Всплыть днем во вражеских водах — значило играть с огнем. В течение 40 минут Лэйр оказывал помощь своим врагам. В этом бою имелся еще один эпизод, в котором участвовали подводные лодки. Коммодор Гуденаф, командир эскадры легких крейсеров, не знал, где находится внешняя дозорная завеса. В 9.00 его крейсера оказались именно в этом районе. «Саутгемптон», на котором развевался брейд-вымпел коммодора, заметил Е-6 капитан-лейтенанта Тэлбота и полным ходом пошел на нее, чтобы таранить. Аварийное погружение спасло Е-6. К счастью, Тэлбот успел разглядеть, кто именно пытался его таранить, и не выпустил торпеды. В результате этой операции англичане получили один важный урок, который, к величайшему сожалению, был забыт, когда сменилось командование подводными силами. Стало ясно, что в условиях современного боя с его стремительно меняющейся обстановкой подводные лодки не должны действовать совместно с надводными кораблями. Их подводная скорость слишком мала, а само присутствие в районе боя является источником опасности. Крайне трудно определить национальную принадлежность подводной лодки, когда видишь ее на поверхности. Если виден только перископ, это вообще невозможно. Надводный корабль вполне может атаковать собственную лодку, если считает, что его безопасность зависит от этого. Бой в Гельголандской бухте также заставил переоценить истинное значение подводной лодки. Уже в первые 4 недели войны она хорошо показала свои возможности в одном аспекте. Только подводная лодка могла находиться во вражеских водах и добывать информацию, с помощью которой командование составляло для себя картину передвижений вражеского флота. Именно на основании такой информации командование Гранд Флита сумело спланировать и провести успешный бой 28 июля. Но даже находящиеся в районе боя лодки не приняли в нем участия. В действительности они только спутали карты обоим противникам. Развертывание лодок в районе боя стало следствием ошибочных довоенных представлений об их роли. Тем временем британские лодки возобновили патрулирование в Гельголандской бухте, и это почти сразу принесло плоды. Командование сняло запрет на атаки выходящих в море кораблей, и лодкам были полностью развязаны руки. Первый удар нанес командир Е-9 капитан-лейтенант Макс Хортон. Его лодка патрулировала юго-западнее Гельголанда и ночь 12 сентября провела, лежа на дне на глубине 120 футов. На рассвете Е-9 подвсплыла на перископную, глубину, и Хортон увидел старый крейсер «Хела», который использовался в качестве яхты командующим германским флотом. Крейсер шел на расстоянии 2 миль от лодки. Хортон подошел на дистанцию 600 ярдов и выпустил 2 торпеды, одна из которых попала в цель. Е-9 погрузилась, сопровождаемая градом снарядов, падающих вокруг перископа. Лишь через час Хортон всплыл, чтобы в перископ посмотреть на результаты атаки. Ему хватило одного взгляда, чтобы убедиться в гибели «Хелы». Во время следующего похода в Гельголандскую бухту Хортон патрулировал в районе устья Эмса. После нескольких дней ожидания он заметил вражеский эсминец. Времени на атаку почти не было, и Хортон выпустил 2 торпеды, установленные на глубину 8 футов. Эсминец S-116 получил попадание в районе миделя и затонул через несколько минут. Патрулирование в Гельголандской бухте велось в течение всей войны, однако пока мы не будем рассказывать об этом. В начале войны британский флот провел несколько других операций, в которых подводные лодки сыграли важную роль. Они также открыли для себя совершенно незнакомые ранее театры войны. Не следует забывать, что первые походы в Гельголандскую бухту проводили лодки типов «D» и «Е», страдавшие от множества детских болезней этого нового типа оружия. Такие походы были серьезным испытанием умения, и отваги командира и команды, гораздо более жестким, чем на современных лодках. Но в одном отношении их жизнь была гораздо легче. Тогда еще не были созданы изощренные системы противолодочного оружия, которые применяются сегодня. В июле-- сентябре 1914 года подводная лодка была новым и довольно экзотическим оружием. Ей еще предстояло ощупью найти методы действий. Офицеры и матросы первых лодок показали не только умение высочайшего порядка, но и несгибаемую отвагу, когда приходили в мелководные районы вблизи вражеского побережья. Они плавали на лодках, которые сегодня выглядят смешными и неуклюжими. Первые походы обошлись почти без потерь, лишь 18 октября погибла Е-3. Во время первого похода она заметила севший на воду германский гидросамолет и всплыла рядом с ним. Забрав пилота и механика, лодка потопила самолет. Во время октябрьского похода она должна была находиться в районе устья Эмса, но зашла слишком далеко в поисках целей. Германские эсминцы отрезали ее от моря в одной из бухт и потопили артогнем. В ходе этих операций англичане получили еще один урок. Подводная лодка являлась кораблем-одиночкой. Она действовала без всякой поддержки. С момента отхода от борта плавучей базы и до возвращения домой она была предоставлена самой себе, и все было против нее. Лодка полностью зависела от умения ее командира, стойкости и дисциплинированности экипажа. Большую часть времени она проводила во вражеских водах, где не следовало ждать помощи, если что-то пойдет не так. Это была крайне рискованная игра, но такими же остались операции подводных лодок и в будущем. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах