Опубликовано: 22 Aug 2013 А где у сербов тыл? В смысле, где у них база снабжения? для 2-й и 3-й армии я так понял что Крагуевац, насколько я сумел перевести Недева так что удар вдоль Моравы на север вполне оправдан, равно как и на для обеспечения 2А Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 (изменено) Итак,ув. Вандал, я конечно не выпускник Военной академии, а просто опер, тем паче бывший НО считаю наступление 3-й болгарской армии по двум операционным направлениям оправданно (по срокам есть косяк исправляю), это для сербов дает неопределенность направления удара ... 1. на ЮГ - поддерживая 2-ю армию, рассекая Сербию на две части 2. на север в тылы сербской 3-й армии 3. на Ниш, которые есть как Вы правильно сказали вкусная цель... Давайте разбираться. Наступление по двум операционным направлениям производится с какой целью? 1) С целью запутать сербов, 2) с заявленными целями, или 3) с целью разбить 1-ю армию? Если 2, то сил в третьей болгарской армии для этого недостаточно. Если цели 1 + 3, то, как я и написал выше - концептуально ОК, но направления лучше спрямить. С самого начала создать 3-ю армию в двух группировках и действовать по более прямым направлениям (здесь внимательно посмотреть австрийские генштабовские карты и выбрать подходящие пути). Пока, на мой взгляд, северная группа должна бы действовать по тому же направлению, что и в реале действовала вся 3-я армия. Общий рисунок - сочетание фронтального удара с фланговым обходм/охватом, двухсторонний обход требует слишком много сил. Есть еще проблема, что болгары не знают точной силы 1-й армии, поэтому всего три дивизии в их 3-й армии могут быть недостаточны. У сербов есть возможность разбить армию по частям, поэтому каждая часть должна быть по силе такой, чтобы противостоять сербской армии до подхода второй части. за фланги в условиях гористой местности можно особо не беспокоится... кстати в реале болгары ударили на юг... Пока Пирот - вот где сербы могут ударить во фланг и тыл, если болгары пойдут мимо них. Да, и эти горы - не гарантия от флангового удара. Лазить по ним трудно, но можно, они невысокие. В тактическом смысле любые горы преодолимы, вопрос только времени. Действия болгар в реале могут быть ориентиром для нас, так как, безусловно, их анализ местности и пригодных операционных направлений был более тщательным, чем наш, и опирался на тогдашние представления о стратегии и тактике. Изменено 22 Aug 2013 пользователем Вандал Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 А с авиацией что? Сербия В распоряжении командования находились 25 самолетов: 8 Блерио-XI, 6 Фарман-15/16, 5 Ньюпор-4, 6 Моран-G… Спасибо, Я думаю, что отряд из 4-6 самолетов 1-й армии можно выделить. А это значит, что даже с учетом тогдашней ненадежности матчасти на 4 вылета в день можно рассчитывать. Таким образом из Ниша можно обеспечить непрерывное наблюдение сербско-болгарской границы протяженностью более 100 км. Я правильно понимаю, что у Моранов и Ньюпоров дальность полета где-то порядка 150-200 км? А где у сербов тыл? В смысле, где у них база снабжения? для 2-й и 3-й армии я так понял что Крагуевац, насколько я сумел перевести Недева так что удар вдоль Моравы на север вполне оправдан, равно как и на для обеспечения 2А По Вашему плану 200 км по прямой от точки вторжения. С учетом горной местности - в полтора раза больше. Это очень хитрый план. Удар можно было бы планировать, если бы не 1-я армия. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 (изменено) Буду делать краткий анализ возможных путей вторжения. Источники - карты австрийского генштаба: 1) http://lazarus.elte..../200e/40-44.jpg 2) http://lazarus.elte..../200e/40-43.jpg 3) http://lazarus.elte..../200e/40-42.jpg 4) http://lazarus.elte..../200e/41-42.jpg От Дуная по Тимоку. Троп много, но дорог, пересекающих границу, вообще нет. Это серьезно ограничивает темпы наступления войск и, особенно, движение их обозов. От Белоградчика на юг к границе есть шоссированная дорога, однако на границе она обрывается и дальше через хребет идут несколько троп. Впрочем, эти тропы имеют длину всего несколько километров, а дальше при входе в долину реки Трговишки Тимок дорога снова становится шоссированной. Двигаясь по этой дороге на запад, можно выйти к Нишу. Далее опять идет дикая местность, границу пересекают только тропы, причем проложенные по хребтам. Затем горный массив заканчивается и с территории Болгарии на Пирот идут сразу три нормальных дороги, самая южная из них вдоль реки Нишава. Полагаю, это самое удобное место для вторжения. Южнее есть дорога от Радомира и Перника через Брезник (все Болгария). У Трна (?) она разделяется на две дороги. Одна идет на север в долину Нишавы и далее соединяется с указанным выше путем на Пирот. Вторая идет на запад долиной реки Трнска река. У границы (оз. Власинско) она обрывается, однако здесь много троп. Уже с сербской стороны через несколько километров дорога возобновляется и выводит в долину реки Морава. Однако переправ в этом месте через Мораву нет. Если как-то наладить в этом месте переправу, то двигаясь на север долиной реки Морава по хорошей шоссейной дороге можно выйти на Лесковац, а затем на Ниш. При этом местность севернее этой дороги хотя и гористая, изобилует тропами, что позволяет противнику наносить фланговые удары. С другой стороны, и болгары могут двинуться на Лесковац по этим тропам. В любом случае движение здесь может быть только медленным. Следующий удобный путь вторжения Дупница-Кюстендил-Крива Паланка. И до греческой границы это, пожалуй все. Дальше горы высокие и труднопроходимые с малым числом троп. Для крупных войсковых масс здесь действия затруднены. Это Рильские горы и Пирин. Эти места я в свое время "рекогносцировал" лично. Изменено 22 Aug 2013 пользователем Вандал Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 Я думаю, что отряд из 4-6 самолетов 1-й армии можно выделить. Да. А это значит, что даже с учетом тогдашней ненадежности матчасти на 4 вылета в день можно рассчитывать. я не думаю что долго, думаю стоит взять до выхода из строя по естественной аварийности, 10-15 вылетов, примерно суток 12-15, после чего дай бог если они обеспечат 1-2 вылет в день... Это без боевых и небоевых потерь. Кроме того до переборки ротативных моторов они проработают 15-20 часов - тоже ньюанс.СТационарные проработают дольше.... Таким образом из Ниша можно обеспечить непрерывное наблюдение сербско-болгарской границы протяженностью более 100 км. Думаю да вначале операции непрерывное, потом дискретное... Я правильно понимаю, что у Моранов и Ньюпоров дальность полета где-то порядка 150-200 км? Примерно да. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 1) С целью запутать сербов, я исходил из этого... Вы праильно подметили протаскивать дивизии по сложным дорогам лучше и быстрее по-отдельности сербы не знаю - куда будет нанесен основной удар... по двум ущельям двигаются болгарские части По Вашему плану 200 км по прямой от точки вторжения. С учетом горной местности - в полтора раза больше. Это очень хитрый план. Удар можно было бы планировать, если бы не 1-я армия. 178 с курвиметром... и план интересный... обвал серных армий Сербии Пока Пирот - вот где сербы могут ударить во фланг и тыл, если болгары пойдут мимо них.и что им это даст? когда с севера атакуют австрийцы... послезнания у меня нет Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 Теперь, что касается развертывания в болгарской Македонии двух армий в составе 9 пехотных дивизий. Болгарскую Македонию можно охарактеризовать следующий образом. 1) Это горы. Без дураков, самые настоящие. Со всеми вытекающими. 2) Местность присоединена за два года до рассматриваемых событий и развить её не успели. Южнее шоссе дороги на Кюстендил-Криву Паланку нормальных дорог нет, только тропы. Железных дорог тоже нет, ближайшая дорога - одноколейная София-Пловдив-Стамбул(?). 3) Население - как везде в горах в Европе, питание крупной армии за счет местных ресурсов сомнительно. Выводы: 1) Сосредоточение армии возможно только походным порядком и, с учетом сложности рельефа займет много времени (порядка месяца). 2) Питанием за счет местных ресурсов эта армия не будет обеспечена, а подвоз по плохим дорогам превратится в логистический кошмар. 3) Реальное развертывание болгар в 1915 году (основные силы на севере) представляется единственно правильным. На южном направлении возможно задействовать не более одной армии (4 дивизии). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 По Вашему плану 200 км по прямой от точки вторжения. С учетом горной местности - в полтора раза больше. Это очень хитрый план. Удар можно было бы планировать, если бы не 1-я армия. 178 с курвиметром... и план интересный... обвал серных армий Сербии Не может быть 178 км. Короче, чем вот эта прямая, быть не может. Если только Вы изменили маршрут для болгар по сравнению со схемой. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 Я от Пирота считал Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 А это значит, что даже с учетом тогдашней ненадежности матчасти на 4 вылета в день можно рассчитывать. я не думаю что долго, думаю стоит взять до выхода из строя по естественной аварийности, 10-15 вылетов, примерно суток 12-15, после чего дай бог если они обеспечат 1-2 вылет в день... Это без боевых и небоевых потерь. Кроме того до переборки ротативных моторов они проработают 15-20 часов - тоже ньюанс.СТационарные проработают дольше.... Вот именно исходя из необходимости постоянного длительного наблюдения при том, что больше 6 вылетов в день все равно не нужно, лучше и не перегружать авиации. По моторам - должны быть запасные моторы. Я правильно понимаю, что у Моранов и Ньюпоров дальность полета где-то порядка 150-200 км? Примерно да. Значит, каждый самолет может держать только один путь. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 (изменено) Значит, каждый самолет может держать только один путь. Именно. Кстати горный рельф только осложняет боевое приминение авиации. По моторам - должны быть запасные моторы. Я так понял напряг с этим делом был перед ПМВ и не только у России. В общем как я понимаю.... За два-три месяца боевых действий авиация сточиться в хлам... А с новыми поставками пока напряг. Изменено 22 Aug 2013 пользователем Cobra Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 1) Это горы. Без дураков, самые настоящие. Со всеми вытекающими. с долинами, где счас вполне себе нормальные автодороги есть 2) Местность присоединена за два года до рассматриваемых событий и развить её не успели. Южнее шоссе дороги на Кюстендил-Криву Паланку нормальных дорог нет, только тропы. Железных дорог тоже нет, ближайшая дорога - одноколейная София-Пловдив-Стамбул(?). без знака вопроса... если верить болгарам - то там еще была некая странная дорога София-Кюстендил... но подтверждений я не нашел Сосредоточение армии возможно только походным порядком и, с учетом сложности рельефа займет много времени (порядка месяца). не спорю, считал даже больше месяца Питанием за счет местных ресурсов эта армия не будет обеспечена, а подвоз по плохим дорогам превратится в логистический кошмар. в реале это кошмаром не стало, как к примеру в 1-ю Балканскую... Реальное развертывание болгар в 1915 году (основные силы на севере) представляется единственно правильным. На южном направлении возможно задействовать не более одной армии (4 дивизии) бедные болгары - а они и не знали... равно как и союзники . Рельеф Северной сербии, Центральной и Южной, той самой что на границе с Грецией разный... сербы умудрились протащить не только остатки армии, но еще и гражданских через этот "логистический кошмар" Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 Я от Пирота считал От Пирота до Крагуеваца по прямой 165 км. Не может быть, что всего 178. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 (изменено) От Пирота до Крагуеваца по прямой 165 км. Не может быть, что всего 178я учтя Вашу критику считал по проходимости дорог... не силен в переводе сербских названий, точнее македонских, в смысле что не могу толком перевести мелкие деревушки и дороги Изменено 22 Aug 2013 пользователем CheshireCat Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 1) Это горы. Без дураков, самые настоящие. Со всеми вытекающими. с долинами, где счас вполне себе нормальные автодороги есть Коллега, я знаю, был там. Но это сейчас. Вы на карты, ссылки на которые я дал, посмотрите. Это 40-42 и 41-42. При постройке дорог сейчас выполняют значительный объем земляных работ. Ну и нынешние авто меньше страдают от уклонов, чем лошадки. 2) Местность присоединена за два года до рассматриваемых событий и развить её не успели. Южнее шоссе дороги на Кюстендил-Криву Паланку нормальных дорог нет, только тропы. Железных дорог тоже нет, ближайшая дорога - одноколейная София-Пловдив-Стамбул(?). без знака вопроса... если верить болгарам - то там еще была некая странная дорога София-Кюстендил... но подтверждений я не нашел Да, пардон, есть дорога на Кюстендил. Это облегчает развертывание 2-й армии. Но все равно южнее пустота, а это больше ста километров на юг. Сосредоточение армии возможно только походным порядком и, с учетом сложности рельефа займет много времени (порядка месяца). не спорю, считал даже больше месяца В таймлайне болгары уже 31 мая воюют вовсю, взяли Куманово, подошли к Прилепу. Питанием за счет местных ресурсов эта армия не будет обеспечена, а подвоз по плохим дорогам превратится в логистический кошмар. в реале это кошмаром не стало, как к примеру в 1-ю Балканскую... Реальное развертывание болгар в 1915 году (основные силы на севере) представляется единственно правильным. На южном направлении возможно задействовать не более одной армии (4 дивизии) бедные болгары - а они и не знали... равно как и союзники . Рельеф Северной сербии, Центральной и Южной, той самой что на границе с Грецией разный... сербы умудрились протащить не только остатки армии, но еще и гражданских через этот "логистический кошмар" Болгары знали. В первую балканскую они не смогли успешно занять отведленную им Македонию, пришлось просить сербов. Полагаю, рельеф сыграл не последнюю роль. Что касается эвакуации Сербии, то самые серьезные горы как раз в болгарской Македонии. http://en.wikipedia.org/wiki/Pirin И вот через них и надо пройти и организовать снабжение. Кстати, на австрийской карте отметки высот неправильные, высота Вихрена указана 2681, а на самом деле она за 2900. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 А обозы как перемещались? вьючный транспорт или обычные повозки? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 А обозы как перемещались? вьючный транспорт или обычные повозки? Вьючный транспорт - это зло. Его применение крайне ограниченно, даже в горах. 1) На вьюке лошадь не может везти столько, сколько в повозке. 2) К каждому вьюку требуется коновод. С учетом п.1 это приводит к значительному увеличению вьючного обоза. 3) Упавшую навьюченную лошадь надо развьючивать. Лошадь в запряжке встает сама. 4) На привалах лошадей надо развьючивать, лошади в запряжке могут отдыхать запряженными. 5) Привалы надо делать чаще. Все вместе приводит к тому, что вьючный обоз получается неэкономным, поэтому кроме совсем уж особых случаев следует вьючного обоза избегать. Место вьючному обозу - ротный обоз в горных частях, научные экспедиции по горам и всё, пожалуй. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 обстоятельно. Спасибо. Уяснил разницу Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 Коллега, я знаю, был там. Но это сейчас. Вы на карты, ссылки на которые я дал, посмотрите. Это 40-42 и 41-42. При постройке дорог сейчас выполняют значительный объем земляных работ. Ну и нынешние авто меньше страдают от уклонов, чем лошадки.смотрел и прикидывал... я два года в горах провел в 1999-2001, да и потом строителем работал В таймлайне болгары уже 31 мая воюют вовсю, взяли Куманово, подошли к Прилепу. да... фактически они ведут БД уже неделю И ЧТО? В первую балканскую они не смогли успешно занять отведленную им Македонию, пришлось просить сербов. Полагаю, рельеф сыграл не последнюю роль.в 1-ю как бы сыграло то что они чуть Чатталджинские позиции не взяли... если бы не рванули с наскока, вполне могли, а также вынесли по трем направлениям основные БД против Турции Что касается эвакуации Сербии, то самые серьезные горы как раз в болгарской Македонии. http://en.wikipedia.org/wiki/Pirin И вот через них и надо пройти и организовать снабжение. отлично, т.е. все пишут неправильно- смотрю на карты и сроки кампании 1915 г. Нет оказывается проблем было с выходом к Куманово, Велесу, Штипу и потом Прилепу и Монастиру... а сербы уходили через самыйгнусный участок - Косовские горы или как они правильно называются (у меня там сержант был в МС) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 обстоятельно. Спасибо. Уяснил разницу Сытинская военная энциклопедия рулит. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 1) На вьюке лошадь не может везти столько, сколько в повозке. может... видел... повозка не везде пройдет... пример - горная пушка ддя егерей К каждому вьюку требуется коновод. С учетом п.1 это приводит к значительному увеличению вьючного обоза. не требуется... увязывается одной коновязью Упавшую навьюченную лошадь надо развьючивать. Лошадь в запряжке встает сама. их сдвигают и этим занимается отдельная группа коноводов На привалах лошадей надо развьючивать, лошади в запряжке могут отдыхать запряженными.не всегда... к примеру вес "Утеса" сопоставим с горной пушкой типа "Шкода" ... не разьючивали Привалы надо делать чаще.вы забыли про ослов и мулов... повторюсь - я в горах был и виделСытинская военная энциклопедия рулит. и это все? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 Коллега, я знаю, был там. Но это сейчас. Вы на карты, ссылки на которые я дал, посмотрите. Это 40-42 и 41-42. При постройке дорог сейчас выполняют значительный объем земляных работ. Ну и нынешние авто меньше страдают от уклонов, чем лошадки.смотрел и прикидывал... я два года в горах провел в 1999-2001, да и потом строителем работал То, что тропы по хребтам идут, тоже посмотрели? Чем это обернется для конного обоза, понимаете? Поди, когда строителем работали, на лошадках грузов не возили? В таймлайне болгары уже 31 мая воюют вовсю, взяли Куманово, подошли к Прилепу. да... фактически они ведут БД уже неделю И ЧТО? То есть, сосредоточение далеко не закончено? Не, нормально, бывает, только чревато для болгар. В первую балканскую они не смогли успешно занять отведленную им Македонию, пришлось просить сербов. Полагаю, рельеф сыграл не последнюю роль.в 1-ю как бы сыграло то что они чуть Чатталджинские позиции не взяли... если бы не рванули с наскока, вполне могли, а также вынесли по трем направлениям основные БД против Турции Ну, спорить пока не буду, ибо нет времени еще и сюда закапываться. Что касается эвакуации Сербии, то самые серьезные горы как раз в болгарской Македонии. http://en.wikipedia.org/wiki/Pirin И вот через них и надо пройти и организовать снабжение. отлично, т.е. все пишут неправильно- смотрю на карты и сроки кампании 1915 г. Нет оказывается проблем было с выходом к Куманово, Велесу, Штипу и потом Прилепу и Монастиру... а сербы уходили через самыйгнусный участок - Косовские горы или как они правильно называются (у меня там сержант был в МС) "Гнуснее" Пирина и Рилы (гнуснее - в интересном нам плане, а так - красивейшие места, рай для туристов) на всех Балканах ничего нет. Это самые высокие горы на всем полуострове. Да и во всей Европе выше только Альпы, Пиренеи, Сьерра-Невада, Кавказ, да вулкан Этна. И по площади они занимают значительно большую площадь, чем Шар Планина. Насчет того, что сербы через Шар Планину уходили - одно дело, когда деваться некуда, и совсем другое - когда специально туда лезешь, да еще и снабжение через них строишь. А то, что на других участках сложности, еще не значит, что здесь не будет еще хуже. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 1) На вьюке лошадь не может везти столько, сколько в повозке. может... видел... повозка не везде пройдет... пример - горная пушка ддя егерей Не может. Лошадь на вьюке поднимает 100-120 кг. Парная повозка (2 лошади) поднимает >400 кг, в два раза больше в расчете на лошадь. Да, повозка не везде пройдет. Но строить даже дивизионный обоз на вьюках - это абзац. К каждому вьюку требуется коновод. С учетом п.1 это приводит к значительному увеличению вьючного обоза. не требуется... увязывается одной коновязью Упавшую навьюченную лошадь надо развьючивать. Лошадь в запряжке встает сама. их сдвигают и этим занимается отдельная группа коноводов Отдельная группа коноводов? Ну а в сумме что получается? Тот же коновод на вьюк. На привалах лошадей надо развьючивать, лошади в запряжке могут отдыхать запряженными.не всегда... к примеру вес "Утеса" сопоставим с горной пушкой типа "Шкода" ... не разьючивали Вес "Утеса" 41 кг на станке. Вес вьюка, как написано выше - 100-120 кг. В том числе и детали пушки "шкода". А будете вьючить по 40-50 кг на лошадь - это потребует дополнительного раздувания обоза. Вот не надо спорить. Вы не со мной спорите, а с военными начала XX века. Они лучше Вас знали. Привалы надо делать чаще.вы забыли про ослов и мулов... повторюсь - я в горах был и видел Ослы и мулы да. Особенно мулы. А они у болгар были? Сытинская военная энциклопедия рулит. и это все? А Вы почитайте. Статья про вьючение или вьюки, не промахнетесь. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 Поди, когда строителем работали, на лошадках грузов не возили? для примера Р-405, исполнение в кузове ГАЗ-63 ... размещается на 3-х лошадях То есть, сосредоточение далеко не закончено? Не, нормально, бывает, только чревато для болгар.не вижу чем, у сербов тоже не сладкие дни Ну, спорить пока не буду, ибо нет времени еще и сюда закапываться.сие есть реал голимый, которого я не касался... Не может. Лошадь на вьюке поднимает 100-120 кг. Парная повозка (2 лошади) поднимает >400 кг, в два раза больше в расчете на лошадь. Да, повозка не везде пройдет. Но строить даже дивизионный обоз на вьюках - это абзац."Утес" с боезапасом на лошади ... лично видел, тропы козопасов в Чечне не сильно отличаются от сербских А Вы почитайте. Статья про вьючение или вьюки, не промахнетесь. не прочел... Свечина, равно как и Зайончковского нужно читать с умом... завтра сяду и прочитаю еще раз Свечина Ослы и мулы да. Особенно мулы. А они у болгар были?были ... равно как и греков и сербов Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 Aug 2013 Вес "Утеса" 41 кг на станке. Вики иногда не читайте... даже пусть 41 кг, плюс 11-15 кг боекомплекта одного заряжания... плюс 2-3 таких же - выходит, даже по Вики - 41+44 = 85 кг. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах