Победоносная Имджинская война

179 сообщений в этой теме

Опубликовано:

А как быть с периодом изоляции Японии при династии Токугава? Как они тогда будут защищать свою колонию?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А как у Японцев с кавалерией что бы с маньчжурами воевать???

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

наглядный пример низкокачественной темы на ФАИ, уровень средней школы не достигнут.

развилка пролетели с ходу и начали исследовать аж 25 летний от развилки период...

с минимальным пониманием причем.

топикстартер изложите пжалста развилку подробно, в особенности про 200 000 армию.

и с картами..

выиграйте войну сначала...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

наглядный пример низкокачественной темы на ФАИ, уровень средней школы не достигнут.

Наглядный пример "старожильских" понтов на ФАИ, химически чистый снобизм и поиск соринки в чужом глазу, при полном игнорировании своих бревен. Как в своей теме можно воссоздавать зороастрийский Иран и христианский Египет- в 20 веке, что характерно- и ничего, и не жжужим.

А на новичка накинулись.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Похолодание в Европе подняло цены на носимые теплоизоляционные материалы, иначе говоря - меха. Заподноевропейские индивидуальные предприниматели рванули в Северную Америку, а у русских проснулся интерес к турпоходам за Каменный пояс. Если нихондзи имеют контакты с европейскими купцами и охотничьи угодья на дальнем востоке Азии... Где-то они скоро неизбежно столкнутся с представителями Московии...

Это понятное дело. Другой вопрос: когда?

Когда был основан Албазинский острог? В 1651-м. Ну, примерно, в эти же годы казаки Хабарова сталкиваются с японцами. И то, как с японцами - казаки просто в определённых местах на правобережье Сёкако и Кокурюко будут натыкаться на японские дзэнсё с гарнизонами из чжурчжэней с командирами из ниппоизированных корейцев, которые, в отличие от дауров, будут давать казакам крепкий отлуп.

А не будут ли материковые владения Японии склонны к сепаратизму?

Не думаю.

Каким образом будет осуществляться управление континентальными территориями? Так же, как и в Японии: нескольким даймё из отличившихся в Имджинской войне жалуются в Корее земли. Скажем, Кониси Юкинага в Пхёнан, Като Киёмасу в Хамгён, Курода Нагамасу в Кёнсан и т.д. (это я не от балды распределяю, а туда, где данные полководцы отметились). Во время гражданской войны в Японии в 1600-м там получается такой же слоёный пирог, как и на островах: это условно сторонников Токугава называют "восточной коалицией", а сторонников Исиды - "западной". Например, Като и Курода были даймё с Кюсю, а Уэсуги, Иваки, Сатакэ - из Тохоку. Так же и тут получается, Кониси (как христианин) обязательно поддержит Исиду, а Като и Курода - Токугава.

Естественно, местные янбаны в силу своей конформистской сущности будут всячески пытаться породниться с японскими даймё. В 1600-м у многих из них получится выслужиться, встав на сторону своих родственников-сюзеренов из "Восточной коалиции" против их противников из "Западной коалиции". Корейская янбанская молодежь с охотно вербуется в армии японские армии. Кроме того, мы забываем, что самое большое количество нихонмати находилось именно в Корее - а вместе с христианскими беглецами самую большую группу в них составляли ронины (полукриминалитет-полупираты-полунаёмники). Т.е. боевиков чтобы задавить не только Ыйбён, но и японскую оппозицию в Корее у Токугавы предостаточно.

А как у Японцев с кавалерией что бы с маньчжурами воевать???

Я бы не сказала, что у японцев всё было оч.хорошо с конницей (хотя то тут, то там натыкаешься на упоминания о "более подготовленной японской коннице"). Но японцы были оч.хороши как раз в боях с кавалерией: например, разгром многократно превосходящих сил Сон Рипа в бою у Чунджу 28 апреля 1592 года, когда японские стрелки Кониси быстро заняли господствующие высоты и буквально выкосили корейскую кавалерию мушкетным огнём, или битва на Имджинской реке 17-18 мая 1592 года, когда аркебузиры Като уничтожили конницу Ким Мёнвона, убили двух корейских генералов и обратили уцелевших в бегство.

развилка пролетели с ходу и начали исследовать аж 25 летний от развилки период...

Это не я, между прочим, так вперёд забегаю.

Видите, публике интересно, что будет, когда японцы соприкоснуться с русскими?

топикстартер изложите пжалста развилку подробно, в особенности про 200 000 армию. и с картами.. выиграйте войну сначала...

Ишь вы какой, с картами...

Сомнения в том, что с ненарушенным действиями корейского флота снабжением, японцы раскатают корейцев, как они делали в 1596-97 годах, когда Ли сидел в тюрьме, пока что возникли только у вас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

да на карте будут укрепрайоны на границе занятые корейцами и китайцами...

только вы не знаете что укрепления у Кореи были на СЕВЕРНОЙ границе.

вы вообще в курсе почему так японцы продвигались?

так откуда 200 тысячная армия?

делите на 4 минимум.

далее какое снабжение из Японии может так повлиять на вторжение?

Рис на кораблях возят или рыбу?

в те времена снабжение идет от земли.

может тут дело в сопротивлении корейских партизан не дающих фуражирам нормально снабжать армию?

или у вас магазинное ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

То, что японцы в порошок сотрут регулярную корейскую армию это аксиома, даже при вмешательстве китайцев и с перерезанным снабжением островитяне держались довольно долго, но меня беспокоит корейская партизанщина - доводилось видеть данные о том, что японцы покидали гарнизоны не менее, чем по три сотни бойцов иначе могло случиться всякое...

Не могли бы вы подробнее остановиться на вопросе замирения и ассимиляции завоеванной Корее?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Samurai Invasion "Japan's Korean War 1592-98" by Stephen Turnbull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Какой-то был вроде как конфуцианский трактат, где обосновывалось право свержения правителя, если он потеряет мандат и все такое. А у японцев было предание, что корабль который вез этот трактат в Японию неизбежно тонул- типа, чтобы не осквернять Священную Землю подобной ересью. Насколько совместимы окажутся японский и китайский взгляды на сущность императорской власти?

Ну да, есть такая легенда. Но, на самом деле, высшая японская элита была прекрасно знакома с каноном Мэнцзы. Просто он был, так сказать, для внутреннего употребления. Чтобы не смущать простой народ - японская элита знала китайскую историю и то, что практически все династии были свергнуты в результате крестьянских восстаний.

Так "небесный мандат" это все таки несколько иная легитимация, нежели "божественное происхождение". Небесный мандат может быть выдан кому угодно, по большому счету, а вот у тэнно четкая и непрерывная линия происхождения.

Ну, вот. Для Материнских островов у нас "божественное происхождение", а для Китая, если возникнет такая надобность, у нас "Небесный мандат". Т.е. японская династия (вполне возможно, возглавляемая одним из членов императорского дома) вполне может утвердиться в качестве императорской в Китае, как до этого монголы основали династию Юань или как в нашей реальности манчжуры основали Цин.

интересно мнение коллеги Йоланди по поводу перспесктив земледельческой колонизации японского крестьянства на материк, валом не повалят?

Не думаю. Конечно в Корее плотность населения ниже, чем в Японии, примерно, в полтора раза (в Японии население ~18,5 млн. человек, в Корее ~10 млн.; площадь Японии - ок. 290 тыс. кв.км. (в 1600 году Хоккайдо и Рюкю ещё не были в составе страны), Кореи - ок. 220 тыс. кв.км.), но условия ведения сельского хозяйства и климат в Корее более суровы, чем в Японии. Кроме того, японские крестьяне не имели личной свободы, скажем так, крестьяне были государственными и записанная за ними в кадастр земля тоже была государственная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

луки, корейские луки+ ополчение провинций.

никакого снабжения играющего роль в те времена не существовало.

Корея могла снабжать армию вторжения рисом в изобилии , но не стала и вторжение закончилось в укрепленных лагерях.

есть Ли нет ЛИ Армия справедливости при которой жизнь в лагере зависит от проводки конвоя от базы до лагеря выигрывает войну при наличии минимально боеспособной сухопутной армии. ее роль сыграли китайцы.Мины боеспособны. При ее наличии японцы не могут гоняться за Ыйбён и теряют контроль над территорией.

Исчезла воля и самураи ушли...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

да на карте будут укрепрайоны на границе занятые корейцами и китайцами... только вы не знаете что укрепления у Кореи были на СЕВЕРНОЙ границе. вы вообще в курсе почему так японцы продвигались? так откуда 200 тысячная армия? делите на 4 минимум. далее какое снабжение из Японии может так повлиять на вторжение? Рис на кораблях возят или рыбу? в те времена снабжение идет от земли. может тут дело в сопротивлении корейских партизан не дающих фуражирам нормально снабжать армию? или у вас магазинное ?

Честно говоря, плохо вас понимаю.

Да, на северной границе, вдоль рек Тумэн и Ялу, у корейцев были укрепления, которые использовались для обороны страны от чжурчжэней. И что?

Почему так лихо японцы продвигались? Более организованная армия, огнестрел, слабое сопротивление корейских войск.

Откуда взялась 200 тысячная армия? В реале в 1592-м в Корее воевали более 150 тыс. японцев. С нормально организованным снабжением, которому не мешает корейский флот, вполне возможно было бы подтянуть подкрепления, тем более я специально взяла намеренно небольшое подкрепление, менее трети от имеющихся войск (учитывая, что в Нагое стояла резервная армия численностью более 75 тыс. человек).

Что касается снабжения: какой, простите меня, нафиг рис? Рис это еда элитариев, простой солдат - вчерашний крестьянин - ел его считанные разы в жизни. Простой народ, хоть в Японии, хоть в Корее всегда питался чумизой. Продовольствием армия снабжалась точно так же, как и везде - де-факто грабежом местного крестьянства (ну, вместо того, чтобы отдать 2/3 выращенного урожая янбанам, крестьяне отдавали его оккупантам).

Якобы всемогущий Ыйбён, наводивший ужас на японских оккупантов - это миф. Это не "дубина народной войны", как у Толстого. Это отряды ополчения, которые создавались чосонскими офицерами и чиновниками. В общей сложности было создано, по моим прикидкам, 23 отряда общей численностью ок. 20 тыс. человек. Генерал Квак Чэу организовал три отряда - в Ыйрёне, Хёнпуне и Ёнсане. Генерал Ким Мён - два, в Хапчхоне и Учхокхёне. Генералы Ён Гю и Чо Хон - два, в Кымсане и Чхонджу. В среднем, японцы громили отряды за пару месяцев.

Кроме того, местное население с японцами частенько сотрудничало (я бы сказала, скорее сотрудничало): хамгёнские чжурчжэни принимали японцев, как освободителей, китайские экспедиционные силы под руководством Чэнь Лина в 1598 году устроили резню в Намхэ из-за того, что местное население сотрудничало с японскими оккупантами и т.п.

Проблемы со снабжением - это, прежде всего, пополнение в войска и оружие. Порох и пули в Корее достать было проблематично, как вы отметили, в магазинах не продаются.

Samurai Invasion "Japan's Korean War 1592-98" by Stephen Turnbull

Я-то думала, что вы мне что-нибудь пооригинальнее посоветуете. Я Тёрнбулла читала сто один раз.

Не могли бы вы подробнее остановиться на вопросе замирения и ассимиляции завоеванной Корее?

Замирение Кореи - Ыйбён задавят уже в 1594-м, как я говорила, это возглавляемое чосонскими офицерами ополчение. У янбанов единственный выход - стать верными вассалами японских даймё. А учитывая японскую традицию решать острые проблемы при помощи династических браков, янбаны будут стараться всеми силами выдать своих дочерей за самураев, а аристократы рангом повыше будут стараться породниться с даймё, в т.ч. и на Островах.

Насчёт ассимиляции корейцев - не думаю, что она пойдёт, так скажем, "в народ". Аристократия, естессно, будет ниппоизироваться (в т.ч. через браки с японцами), будут учить японский вместе с вэньяном, возьмут nippon-style псевдонимы, японская мода, опять-таки. А что касается народа, то у меня есть пример: во время Имджинской войны японцы вывезли на острова ок. 50 тыс. корейцев. Как правило, это было высококвалифицированные специалисты - книжники-конфуцианцы, специалисты по производству фарфора и пороха и т.д. К концу XIX века дзайнити первой волны (потомки пленных с Имджинской войны) полностью сохраняли свою идентичность. Каноничный пример - японский дипломат времён Второй Мировой Того Сигэнори, который в детстве носил корейское имя Пак Мудок и до семи лет не говорил по-японски.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Исчезла воля и самураи ушли...

Точнее, исчезла мотивация и самураи ушли. Корея была нужна Тоётоми, но Токугаве она оказалась ни к чему. Японцы и так получили от войны нехилый профит.

А так понятно. Вы рассматриваете проблему с т.з. корейского национал-патриотического дискурса. Ыйбён - наше всё. Крестьяне с рисом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Пара вопросов:

1) не-ассимилиция корейцев может привести в итоге к попыткам восстания, спровоцированным в том числе и извне, так может проводить культурную экспансию через энное количество японских поселенцев? присоединять, так присоединять ;)

2) А как именно была связана Сакокку и Адамс - ранее такой версии не встречал? В любом случае - если Япония не закрывается и продолжает экспансию, то нет и 250 лет стагнации общественно-политического строя, ждать ли буржуазных преобразований? :secret:

Изменено пользователем "Ди"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

тогда простите как Ли повлиял на исход войны?

ВЫ писали про снабжение которое он прервал.

Цитаты

1. Новым главнокомандующим флотом становится Вон Гюн, которому не удаётся сколь бы то ни было серьёзно помешать снабжению японской экспедиционной армии в Корее

2. с ненарушенным действиями корейского флота снабжением

Сейчас вы пишете что Корея снабжала продовольствием. так ЧТО в снабжении было критическим для армии вторжения?

Чем ненарушенные коммуникации были важны для армии вторжения и кстати ГДЕ Ли базировался? Они ж всю корею заняли.

200 тысяч миф. Япония физически и ЭКОНОМИЧЕСКИ не может выставить такую армию.

есть данные по флоту Тоетоми? тоннаж флота и число лошадей в армии?

и 75 не может.

50+- реально.

иначе кТО в лавке остался?

эти отряды упоминаются в летописи и не более того.

если бы крестьяне остались лояльны завоевателям, то проблем никаких не было бы.

огнестрел знали и корейцы, но тогда их луки лучше мушкетов именно при мелкой войне.

Сочетание действующей полевой китайской армии, наличие относительно боеспособной корейской и невозможность японцев контролировать страну и решили исход войны. ОНи ее проиграли к 1593. все остальное так... игра на выигрыш при мизере.

организация корейской армии в то время. Комплектовалась она на основе всеобщей воинской повинности (реестровых списков), которая рассматривалась крестьянами как одна из многочисленных повинностей среди многих прочих. И относились к ней как к повинности, тем более что солдат часто использовали не для несения военной службы, а на общественных работах. Статус солдата был невысоким, а армия - достаточно многочисленной, но плоховооруженной и малобоеспособной. В 1537 г. практика откупа от службы в армии была узаконена и превращена в военный налог (кунпхо), введение которого привело к тому, что армия стала страдать от недоукомплектованности и большого числа "мертвых душ".

Попытки создать элитные части из профессиональных воинов периодически предпринимались (чаще - в ответ на требования времени), но были безуспешными, так как шли вразрез с спецификой структуры армии как части бюрократической системы, для которой характерно наличие большого числа солдат, рассредоточенных по всей стране и выполнявших как военные, так и полицейские функции. Армия была ориентирована, в основном, на роль внутренних войск, и, как правило, оказывалась не готовой к вторжению больших профессиональных армий врага.

Основным типом солдата был пеший лучник или копейщик, часто лишенный защитного снаряжения. Офицерский корпус состоял из военных чиновников. Военный чиновник был вооружен несколькими видами оружия и, как правило, имел защитное снаряжение.

Дело в том, что подход к организации армии на базе военного сословия или похожей социальной группы, характерный для большинства земледельческих обществ, где функция обороны страны ложится на плечи военного сословия (рыцарей, самураев и т. п.), в Корее был постепенно вытеснен чиновным, или бюрократическим. Для поступления на военную службу требовалось сдавать экзамены, в программу которых входили стрельба из лука, верховая езда и знание китайских трактатов по стратегии. Однако, военный комплекс подготовки воспитывал из офицера не командира, способного управлять солдатами, а высококлассного индивидуального бойца. Что же до знания трактатов, то на первое место выдвигалась не способность творчески применять их наставления, а просто знание их наизусть и умение к месту привести нужную цитату из них. Кроме того, на экзаменах процветали блат и протекции.

Основным оружием корейского воина, как пехотинца, так и всадника, считался лук. В отличие от японского, корейский лук был составным композитным (при изготовлении его использовался китовый ус или воловий рог), натягивался "монгольским способом" и превосходил японский дайкю (несмотря на большие размеры последнего) как по дальнобойности, так и по убойной силе. Бамбуковая стрела, выпущенная из такого лука, летела на 180 метров (металлическая, как утверждают, на 560) и была способна поражать мишени (Асмолов, том 2, с. 174). Для сравнения: известные состязания в буддийском Храме Тридцати Трех Пролетов включали в себя не стрельбу по мишеням, а заключались в том, что при выстреле по настильной траектории стрела должна была просто коснуться занавеса на противоположном конце галереи, длина которой была 140 м. Корейские луки ХVI-ХVII вв., присутствующие как в Музее Корейской Военной Академии в Сеуле, так и в Музее Антропологии и Этнографии в Санкт-Петербурге, имеют длину от 127,5 до 187 см. Длина стрел, изготовляемых в основном из бамбука, составляла в среднем около метра, и на них часто укреплялся дополнительный зажигательный снаряд.

Стрельба из лука с V11-го века была одним из любимых развлечений аристократов, и когда в дневниках Ли Сун Сина мы встречаем упоминания о военных учениях, в 90% речь идет о стрельбе. Тенденция предпочитать метательное оружие оружию ближнего боя или, иначе говоря, стрельбу рубке, была одним из характерных элементов корейской стратегии начиная с раннего Средневековья. Кстати, на современных Олимпийских играх корейские лучники завоевывают подавляющее большинство медалей.

То, что корейский народ все-таки более или менее сохранил свою традицию стрельбы из лука, было связано и с отсутствием у корейской армии мушкетного вооружения. Против корейских доспехов мушкетная пуля не имела значительного преимущества перед стрелой. Кроме того, лук отличается большей скорострельностью, а в условиях сражения на море фитильное ружье значительно чаще отказывает из-за ветра и сырости.

К тому же, не следует думать, что раз корейская армия не была оснащена ружьями европейского образца, значит, корейцы не имели достаточного представления об огнестрельном оружии, применение которого японцами произвело ужасный психологический эффект. Известно, что первые учебные артиллерийские стрельбы состоялись в Корее в 1356 г., еще в период Корё, а в 1377 г. был создан Департамент пороховой артиллерии. Начиная Х1V в., в Корее было создано несколько трудов, посвященных технике изготовления и применения пушек, а также - процессу изготовления черного пороха. Первый корабль, оснащенный артиллерийским вооружением, был построен в 1389 г. и предназначался для борьбы с вако. По уровню насыщенности войск артиллерией и разработанности этого вида вооружения на момент начала Имджинской войны Корея даже превосходила Японию, а в ходе войны против агрессоров был применен целый ряд интересных инноваций, включая ракетометы, "огненные колесницы", системы залпового огня и др. Среди разнообразных видов этого огнестрельного оружия было и малокалиберное, аналогичное ружьям, но солдатская масса предпочитала лук.

Как и огнестрельное оружие, арбалет был не очень популярен, хотя встречались и крайне интересные его экземпляры наподобие магазинного арбалета, устроенного таким образом, что он одновременно выстреливал 3 небольших болта. Насколько эффективным было это оружие - другой вопрос. К сожалению, в большинстве музеев, в которых мне удалось побывать, приведены не столько сохранившиеся аутентичные средневековые арбалеты, сколько их современные реконструкции, выполненные по рисункам из корейских трактатов по военной технике, в частности, из "Хунгук Синджо Киге Тосоль" (прибл. "Иллюстрированные технические средства для обороны Края"). Правда, эта книга была написана уже в 1831 г. на базе предшествующих ей источников.

Вторым после лука оружием пехотинца было древковое оружие - копье, хотя широко применялся не только классический его вариант, но и трезубец, который по корейской терминологии обычно считают как копьем с дополнительными элементами. Судя по размерам трезубца, представленного в Музее Военной Академии и имеющего общую длину 216 см (из них боевая часть - 25), это оружие относительно пригодно для строевого боя, хотя не столько для протыкающего укола (центральный зубец не очень сильно выдается вперед, а боковые разведены в стороны), сколько для удерживания противника на расстоянии. Наконечник обычного копья прямой, ромбовидный в сечении и имеет ограничительное кольцо на древке. Ниже наконечника часто располагались кисть или флажок.

Следующим по распространенности древковым оружием был "большой меч" - длинное изогнутое лезвие, насаженное на древко (у нас его часто называют бердышом или алебардой, хотя оно ближе к европейской глефе или русской совне). В Корее это оружие китайского происхождения применялось как против всадников, так и самими всадниками, и встречалось в двух вариантах: хёпто и вольдо. Хёпто (меч мужества) имел более длинное лезвие, напоминающее лезвие нагинаты, и чуть более короткую рукоять, часто длиной 90-100 см. Длина лезвия хёпто, обломок которого имеется в Музее Военной Академии, - 66 см. Вольдо был шире и имел на обухе дополнительное расширение, углом которого можно было отводить вражеские удары. Длина лезвия вольдо обычно - 58,5 см, ширина - 9 см. Вне боя на лезвие алебарды надевался деревянный футляр.

Характерной особенностью корейской традиции того времени был выбор цепа как оружия всадников. В несокрушимость его корейцы очень верили, и сбивание цепом определенного числа искусственных голов входило в программу экзаменов корейского военного чиновника (Хальберт, том 1, с.358.). Боевая часть корейского цепа составляла обычно 40-50 см и оковывалась железом как на боевом конце, где имелись выступы, так и со стороны соединительного звена, крепившегося к рукояти при помощи пары металлических колец, а длина рукояти позволяла работать им с коня как двумя, так и одной рукой. Такой цеп есть "оружие одного удара", - технике владения им обучить достаточно просто, изготовление дешево, а попадание гарантированно выводит противника из строя. Однако, в сражении между всадниками он уступает мечу или копью.

Цеп, однако, не был единственным оружием всадников. На картинах, (правда, позднейшего времени), изображающих операции корейцев против чжурчжэней, можно увидеть большие массы конницы, вооруженной трезубцами или различными типами алебарды. Всадников с луком крайне мало. Зато встречаются бойцы, вооруженные двумя мечами и даже (на рисунке не совсем понятно, так ли это) - с мечом в правой руке и пикой - в левой.

Особое внимание я хотел бы уделить корейскому мечу. Дело в том, что в ряде работ западных авторов широко эксплуатируется миф о "коротких корейских мечах, представлявших собой практически обоюдоострые колющие кинжалы" и абсолютно жалких по сравнению с японскими клинками. Миф этот впервые появился в исследованиях Тёрнбулла (с.297), а затем, к сожалению, разошелся по европейским исследованиям по Корее. Я хотел бы его опровергнуть.

В музейных коллекциях сохранилось относительно большое число корейских мечей времен Имджинской войны. Стандартизированной формы меча нет, и изогнутый клинок типа катаны соседствует с прямым обоюдоострым мечом, аналогичным китайскому цзяню, причем в некоторых случаях такой прямой клинок сочетается с длинной рукоятью и маленькой круглой гардой, характерной для катаны. Так, например, выглядит меч соратника Ли Сун Сина, адмирала Ли Ок Ки. Но все эти мечи достаточно длинные ( от 82 до 92 см., из которых 22,6 см. приходится на рукоять) и, судя по их размерам и форме, более удобны для нанесения рубящих, чем колющих, ударов. Так, вышеупомянутый обоюдоострый клинок XVI в., принадлежащий адмиралу Ли Ок Ки и, судя по виду клинка, бывший его рабочим, а не церемониальным, оружием, имеет длину клинка 69,2 см. Только самый короткий из них (погом) имеет общую длину 82 см, из которых 59 составляет лезвие. Им действительно можно и рубить, и колоть.

Если же речь идет о том типе прямого обоюдоострого меча, который известен под названием ингом и упоминается в работе Бутса, то имеющиеся в Музее Корейской Военной Академии образцы этого оружия XVI-XVII вв. имеют общую длину от 115,6 до 134,4 см. при ширине клинка в 5-6 см., являясь достаточно грозным оружием, которое держали преимущественно двумя руками, и "жалким" его назвать сложно (Каталог, с. 19).

Изогнутый клинок встречается значительно чаще прямого. Традиционная форма корейского меча сложилась к ХIIв., и от катаны она отличается не столько внешним видом, сколько качеством выделки и некоторыми деталями оформления. Это хорошо видно на приведенной в той же книге Тёрнбулла в качестве иллюстрации ксилографии, где японцы атакуют убегающее корейское войско, ибо последнее вооружено мечами, не уступающими японским по длине и имеющими ту же форму (с.313). Более короткие клинки для ближнего боя имеют общую длину от 60 до 85 см., в то время как клинки индивидуальных бойцов (командиров) имеют рукоять длиной 30 см и лезвие длиной около 1 м. Длина меча часто определялась не столько функциональностью, сколько рангом владельца: чем выше ранг, тем длиннее меч, и основной тип памятника полководцу в Южной Корее - генерал, опирающийся на такой клинок.

Средняя длина корейского меча для ближнего боя и в самом деле короче катаны, но не настолько, чтобы эти 5-10 см клинка обеспечивали владельцу японского оружия абсолютное преимущество. Более того, рубящее длинноклинковое оружие требует наличия свободного пространства для манипулирования им, что в условиях группового боя отнюдь не всегда возможно. В свалке массовой битвы, когда сражение часто превращается в резню, короткий клинок может оказаться удобнее, а для боя на удлинённой дистанции уместнее использовать копье.

Интересно то, что в музейных экспозициях оружия корейской армии достаточно широко представлено и ударное оружие. Возможно, это связано с тем, что армия в Корее выполняла и полицейские функции, и ударное оружие могло использоваться для взятия пленников живьем. Дубинки были деревянные или цельнометаллические длиной от 31 до 68 см. Некоторые имеют форму булавы с шарообразным навершием, некоторые напоминают формой меч, но имеют в поперечнике 4 или 6 граней. У цельнометаллических вариантов может быть острый конец.

Теперь о доспехах, которые в ранних переводах на русский язык северокорейских книг ошибочно именовались кольчугами. Наиболее часто в корейской армии использовались так называемые бригантинные доспехи, в которых металлические пластинки или чешуйки крепились изнутри к кожаной или тканевой основе с помощью металлических заклепок. Защитное вооружение такого типа неплохо держит атаку ударного оружия и колющие удары. Данный тип доспехов широко представлен в музейных коллекциях, как в России, в музее антропологии и этнографии (МАЭ) в Санкт-Петербурге, так и за рубежом, в том числе в Музее Корейской Армии в Сеуле. Доспехи из металлических пластин назывались, в основном, капчу, из кожаных - пхигап. Этот же тип доспехов можно увидеть на рисунках трактата "Муе тобо тхонджи", демонстрирующих комплекс приемов работы с оружием для всадника.

Корейские доспехи имеют форму халата различной длины с широкими рукавами до локтя. Рукава часто оторочены мехом. Металлические, реже - кожаные, пластины прямоугольной или квадратной формы крепятся к ним изнутри металлическими заклепками, шляпки которых выступают снаружи, придавая доспехам характерный вид. Кроме заклепок поверх доспехов иногда накладывают наплечники, имеющие форму узкой металлической полосы, располагающейся подобно погонам и часто выполненной в виде дракона. Иногда поверх "халата" надевалась безрукавка, представляющая собой чешуйчатые или ламеллярные доспехи. По структуре такие доспехи родственны монгольским стеганым доспехам типа хатангу дегель, которые тоже имели форму халата, укрепленного металлическими пластинами.

По доспехам, изображенным в "Муе тобо тхонджи", относительно четко можно представить себе снаряжение всадника, вооруженного луком со стрелами, мечом и одним из видов древкового оружия. На нем описанные выше доспехи, перехваченные в талии широким поясом, и шлем. Ноги бойца защищены двумя полотнищами "укрепленной ткани", которые, по-видимому, подвязываются на талию под халат, подобно латной юбке, и прикрывают ноги всадника примерно до середины икры.

В более позднее время начали применяться мёнгап - набивные доспехи из хлопка, которые фактически представляли собой толстую двухслойную расширяющуюся книзу безрукавку с застежкой на левом плече и левом боку.

Шлем корейского воина был чаще кожаным, а не цельнометаллическим. Из металла обычно делали каркас, навершие и козырек. Наушники и назатыльник выполняли, как и доспехи, на тканевой основе, к которой заклепками крепились усиливающие элементы.

Доспехи и шлемы хранились в специальных ящиках. Естественно, под шлем и под доспехи надевались подшлемник и поддоспешник из плотной ткани. Из нее же выполнялись наручи, которые прикрывали тыльную сторону ладони, костяшки четырех пальцев и весь большой палец.

Бригантина корейцев является более продвинутым типом доспехов чем чешуйчатые китайские, и предохраняет от меча или стрелы, пожалуй, не хуже японских.

К сожалению, в ситуации, когда армия превратилась в силу, ориентированную не столько на отражение внешней угрозы, сколько на парадные или полицейские функции, доспехи становятся привилегией офицеров.

Японская же армия (особенно ее рядовой состав) была лучше оснащена защитным вооружением, ибо большая часть корейских пехотинцев вообще не имела никаких доспехов, а часто - даже второго, дополнительного, оружия.

Щиты употреблялись исключительно ростовые, а не ручные, и служили главным образом как полевые прикрытия для стрелков.

Каждая война - это взаимодействие различных воинских традиций, отражающих как вооружение и военную технику, так и военную организацию и особенности военного искусства каждой из сторон. В этом отношении очень интересно в заключение остановиться на взаимодействии во время Имджинской войны двух воинских традиций - японской и корейской, тем более что для японской армии это была, собственно, первая попытка продемонстрировать свою мощь за пределами родных островов. Японская в то время была лучшей в Азии, если не во всем мире, по уровню индивидуальной подготовки воина-самурая. Это была хорошо организованная и обученная армия, оснащенная огнестрельным оружием и руководимая полководцами высокой личной храбрости и тактического мастерства. Однако, потерпев ряд сокрушительных поражений на первом этапе войны, корейская воинская традиция сумела выработать эффективные контрмеры против нее, в результате чего применять сильные стороны японской системы организации и ведения боевых действий во время Имджинской войны стало значительно сложнее. Рельеф местности и тактика корейской армии способствовали ведению малой войны, к которой японцы оказались не готовы, и хотя большинство крупных полевых сражений было выиграно японцами, общего хода войны это не изменило. Корейская стратегия активной обороны в городах продемонстрировала свое преимущество перед осадной техникой японцев, которые достаточно поздно включили в свои военные действия серьезную осаду укрепленных каменных замков с применением не только штурма или блокады. Это видно хотя бы по тому, что такие методы осады, как создание виней или сооружение насыпи, которые историки описывают как смелые изобретения японских полководцев, являются достаточно классическими примерами осадной техники как Европы, так и средневекового Китая. Для корейцев, переживших в свое время монгольское нашествие, техника эта отнюдь не была новинкой. В отличие от японского, предпочитающего вести бой на дистанции клинкового оружия, корейский способ ведения боя - ведение его на дистанции полета стрелы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Визард, вы хоть когда возражаете, то разделяйте чтоли- где ваши слова, а где вы копипастите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А как именно была связана Сакокку и Адамс - ранее такой версии не встречал

Скажем так, Эдикт о Сакоку был принят уже после смерти и Адамса, и Токугавы Иэясу. Однако его лоббирование интересов голландских купцов, через дискриминацию испанских и португальских (внук Токугавы Иэясу Токугава Иэмицу после введения эдикта позволил заход в гавань Нагасаки из всех европейских только голландским судам), предвосхитило политику сакоку. Кроме того, именно с подачи Адамса кальвинисты-голландцы получили возможность способствовать антикатолическим репрессиям Токугава вроде запрета на миссионерскую деятельность (которая ударила, прежде всего, по иезуитам) и запрету христианства (поскольку абсолютное большинство христиан в Японии было католиками, то это опять-таки удар по Римско-Католической Церкви).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По вашей версии, Адамс до главного самурая не доплыл, так что в результате стало с христианством и японо-испано-португальскими контактами?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По вашей версии, Адамс до главного самурая не доплыл, так что в результате стало с христианством и японо-испано-португальскими контактами?

В смысле? Адамс неоднократно встречался с Токугавой Иэясу при этом настраивая его против католиков (надо отметить, что Токугава и так католиков не любил) и лоббируя интересы голландских купцов. Первые дискриминационные меры по отношению к европейцам и христианам были применены ещё при жизни Токугавы Иэясу и Уильяма Адамса, а Эдикт о Сакоку был логическим продолжением политики Токугавы Иэясу в отношении европейцев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я про альтернативу...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это один из тех редчайших случаев, когда я не стану искать аналогичную тему в архивах. :) Здесь куда больше подробностей и проработанности.

Нет, конечно, есть о чем поспорить, но надо будет вдохновения набраться.

П.С.

Тут как раз новый фильм про Ли Сун Сина вышел, настоятельно рекомендую:

http://en.wikipedia.org/wiki/The_Admiral:_Roaring_Currents

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я про альтернативу...

А!

Против христиан продолжаются репрессии как во времена Тоётоми (т.к. "Западная коалиция" противников Токугавы была по большей части христианской). Иезуитов периодически казнят и выгоняют из страны. Однако за европейских купцов японские власти держатся - необходимый в войнах с чжурчжэнями огнестрел массово может закупаться только у европейцев. Имея заморские владения ни о каком запрете на выезд японцев из страны и речи быть не может, напротив, крестьянам делается послабление в плане свободного перемещения (что-типа небольшой сельскохозяйственной колонизации - так, процента 2-3 от населения - в малонаселённных районах Кореи, южнее Тумэна и Ялу). О монополизации торговли тоже речи быть не может. Соответственно, уже к середине 30-х формируется прослойка состоятельных европеизированных представителей касты сё, такой японской буржуазии. При сокращении численности католического населения (которое было в основном сельским), растёт число протестантов-реформатов (из городской буржуазии). Соответственно, у сёгуната появляется "пятая колонна" там, где он не ожидает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Может ли в перспективе получиться протестантская Япония?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"пятая колонна" там, где он не ожидает.

А потом начинается самое интересное. К середине XVII века всё более усиливается разрыв между торговцам - "сё", объединеными в мощные картели "кабунакама" и феодалами-самураями.

На бытовом уровне он показан во вступительной сцене фильма "Кайдан":

"Когда-то в Каню, в провинции Симануса, жил иглоукалыватель Соэцу Минагава. Жена его умерла и жил он с дочерьми Осига и Осони. Мало-помалу скопил он денег и понемногу давал их в долг под высокие проценты.

Случилось это под новый год вечером, когда шел снег. Соэцу отправился в усадьбу самурая Синдзаэмоно Фуками, получить долг. Синдзаэмоно брал 30 рё, да за три года набежали проценты. Так что сумма вышла большая, целых 65 рё.

- Господин Фуками, я бы хотел получить свои деньги сегодня...

Синздаэмоно рассмеялся и бросил иглоукалывателю:

- Как вернуть того чего нет?

- Я должен получить хотя бы половину. Дочери готовятся к новому году. - Взмолился Соэцу.

- Как взмахнуть рукавом, которого нет? - Ответил Синдзаэмоно.

- А ведь деньги, чтобы угощаться сакэ у вас есть. - Сказал иглоукалыватель.

Самурай рассердился и вскрикнул:

- Замолчи! Как смеешь ты, иглоукалыватель, поносить меня!

- Что это за разговор, деньги в долг берете, а отдавать отказываетесь. - Соэцу снова взмолился. - Если не можете уплатить сегодня, в какой день мне прийти?

- Оставь свои дерзкие речи или я своей рукой зарублю тебя! - Самурай покраснел от злобы и ударил иглоукалывателя."

А потом самурай жестоко убил незадачливого иглоукалывателя-ростовщика, правда, тот перед смертью успел проклясть весь род Фуками.

А тут ещё играют свою роль вести из Англии. И каста сё начинает себе требовать адекватных своему финансовому положению прав.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И каста сё начинает себе требовать адекватных своему финансовому положению прав.

И самураи ей наглядно объясняют, что в Японии круглоголовые не тянут против кавалеров...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тут весь вопрос в том, как будет устроено управление завоеванной Кореей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас