Мир Возрожденной Византии - обсуждение (3)

2628 сообщений в этой теме

Опубликовано:

всё уйдет киянам

Я бы хотел вернуться к вашему вопросу о взаимоотношениях Виленского Великого Князя и его литвино-чернорусской элиты с южными князьями-магнатами.

Я полагаю что совсем необязательно произойдет разделение на Север-Юг.  Как я понимаю язык и культура на севере и на юге пока одинаковая, а то что на юге князей несколько позволяет Великому Князю использовать стратегию разделяй и властвуй.

Кстати, такой вопрос. Когда Виленский князь королевский титул в Императора получит?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Я полагаю что совсем необязательно произойдет разделение на Север-Юг. Как я понимаю язык и культура на севере и на юге пока одинаковая, а то что на юге князей несколько позволяет Великому Князю использовать стратегию разделяй и властвуй.

Дык она и в Москве практически "пока одинаковая". И не пока, а надолго. Культурной "альма матер" для обоих является Византия, а литературный язык и в Москве и в Киеве испытывает одни и те же греческие и южно-славянские влияния при отсутствии РИ наплыва полонизмов и латинизмов в западную Русь.

 

Но подумав, наверное таки соглашусь с вами. Хорошо было в РИ "лицьвинской" элите (балтским литовским байорам и русским боярам утробно сросшейся с Литвой Чёрной Руси) в РИ при Витовте утверждать свое доминирование, имея за спиной альянс с Польшей. В АИ, где Польша такой же враг как и Орден (возможно даже более опасный) государственность ВКЛ может выжить лишь за счет максимального компромисса элит входящих в нее земель (в данной ситуации прожженый политический интриган Ягайло возможно даже оптимален в качестве главы этого государственного образования). "Лицьвины" не могут давить на юг из опасения потерять всё. С другой стороны - сепаратистские тенденции на юге тоже купируются страхом перед мощью державы Люксембургов.

 

В РИ Ягайло обзавелся наследниками практически чудом, так что в АИ можно смело прописывать его смерть бездетным. Ему наследует очевидно Свидригайло, но у у того нет детей. И поскольку по смерти Свидригайло живых Ольгердовичей нет, а из поколения внуков никто не обладает безусловной легитимностью - власть в ВКЛ возьмет сильнейший. А сильнейшие - Киевские Олельковичи. Получившие Подольщину (где ранее княжил Свидригайло) в обмен на поддержку Свидригайло в воскняжении в Вильне, пробившие выход к морю, завладев участком Дикого Поля между Днепром и Днестром, на востоке в ситуации развала Орды по смерти Едигея раздвинувшие свои рубежи до Донца и Оскола (инкорпорировав вассальные татарские княжества "Глинщины" и "Еголдаевщины").

 

Переедет ли столица ВКЛ в Киев? Не факт. Но статус "второй столицы" и периодическое присутствие монарха гарантированы.

В качестве "ставки главнокомандующего" в войне с Люксембургами Вильно пожалуй актуальнее. После окончания гуситских войн и смерти Сигизмунда, когда его наследник, воспитанный матерью и бабкой как славянин, "немцев не жалующий", ударит по Ордену - скорее всего сложится союз терпящего крах Тевтонского ордена с Литвой. И уцелевший огрызок Ордена - условное "герцогство Прусское" в итоге станет протекторатом православной ВКЛ.

Когда Виленский князь королевский титул в Императора получит?

Да царем он будет именоваться для внутреннего пользования, царем. Так русинам привычнее. Еще Данила Галицкого летописец руский величал не королем, а именно царем. При полном понимании Константинополем того, что "царь" означает "рикс", а не император.

 

На русском языке слово czar обозначает короля [Regem]. Но на общем славянском языке, у поляков, чехов и всех других, на основании известного созвучия... под словом czar понимается император или цесарь; поэтому все, не сведущие в русском языке и письменности, равно как чехи, поляки, а также славяне, подвластные королевству Венгерскому, называют королей другим именем, а именно crall, иные kyrail, некоторые koroll; czar же, по их мнению, называется один только цесарь или император. Следствием этого явилось, что русские переводчики, слыша как государь их именуется таким образом у иноземных народов, начали затем и сами называть его императором, считая, что титул "царь" более почетен, чем "король", хотя они и означают одно и то же. Но если раскрыть все их истории и Священное Писание, то окажется, что слово czar соответствует везде названию "король", а названию "император" соответствует "цесарь" (Kessar)»

 

Писатели русские, каждый раз как вспоминают о Давиде, Соломоне и других царях израильского народа, называют их "царями" (Czaros). От этого слова всякое царство называется существительным именем "царство" (Czarstuvo). В истории страданий Христовых иудеи восклицают: "Не имамы царя, токмо кесаря" ("Regem non habemus, nisi Caesarem") [Ин. XIX, 15]. В этом месте в русском переводе поставлено вместо имени Regis слово Czar, а вместо Caesaris—"Кесарь" (Kesar)."

 

Ну а когда... думаю к середине XV века. Причем почти синхронно появятся "царь Литвы и Малой Руси" и  "царь Великой Руси".

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И уцелевший огрызок Ордена - условное "герцогство Прусское" в итоге станет протекторатом православной ВКЛ.

А Люксембурги не обидяться?

А с Ливонским что?

На русском языке слово czar обозначает короля [Regem]

Воистину. Век живи век учись.  А как же именование монгольского хана царем? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А Люксембурги не обидяться?

Обидятся вестимо. Но обид между ними и Ольгердовичами и так товарное количество. Обидой больше обидой меньше.....

А с Ливонским что?

Да полагаю как и в РИ станет незалежным. А потом сожруть его злобные московиты. ВКЛ подсуетившись успеет получить свою долю без войны (Курляндию точно).

 

А как же именование монгольского хана царем?

Системный глюк.:grin:

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Системный глюк.

????  Разве на Хана в русском восприятии не перенесли достоинства византийского императора?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

???? Разве на Хана в русском восприятии не перенесли достоинства византийского императора?

Перенесли. И на московского царя впоследствии тоже. Но вам же Герберштейн и Бухау только что объяснили что существала бытовая путаница между терминами "царь" и "кесарь", и только книжники понимали смысл фразы кирилло-мефодиевского Евангелия "не имамы царя, токмо кесаря".

 

Ну а то, что в титуловании ханов возобладало царь, а не кесарь - возможно есть завуалированный стёб русских книжников.:grin:

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Прочитал Успенского. Да, хитрО

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Прочитал Успенского. Да, хитрО

Да до сих пор хитро. На русском языке те же Филипп и Александр Македонские, Птоломеи и прочие Селевкиды - "цари". На английском - они несомненно и безусловно "king".....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И уцелевший огрызок Ордена - условное "герцогство Прусское" в итоге станет протекторатом православной ВКЛ.

Не верится! Там ведь еще где то Жмудский герцог Витовт сидит. В лучшем случае Литовцы прихватят Жемайтию, а обрезанная Пруссия (без Гданьска) вообще может стать независимой (у нее поддержка императора и литовско-русского великого князя) либо все же станет протекторатом Польши

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

На выходе получаем греко-адыгское "Боспорское царство", включающее весь Крым, а так же Кубань и "черноморское побережье Кавказа".

Которое при желании и некоторой удаче может со временем вырасти в неплохого такого регионального монстрика, державу 2-го ранга (считая  что 1-й - это уже сверхдержава, то есть ромеи и... ну, может кто-то ещё там, вдали, Китай, скажем,..)

Материальная база вполне, а надстройку надстроить ромеи с итальянцами помогут. Включая, конечно,

упор будет на торговлю и морское дело

- гавани Крыма, Цемесская бухта, устье Дона... такой потенциал странно не использовать. Как и кубанский чернозём

 

И на выходе 

появление в качестве царицы в Москве боспорской принцессы

может оказаться ещё и не самым экстремальным результатом... ;) 

Изменено пользователем Крукс

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Которое при желании и некоторой удаче может со временем вырасти в неплохого такого регионального монстрика, державу 2-го ранга (считая  что 1-й - это уже сверхдержава, то есть ромеи и... ну, может кто-то ещё там, вдали, Китай, скажем,..) Материальная база вполне, а надстройку надстроить ромеи с итальянцами помогут. Включая, конечно,

Мне даже кажется, что предполагаемое Боспорское царство будет еще выполнять роль "банкира" Восточной Европы и посредника при торговле.

- гавани Крыма, Цемесская бухта, устье Дона... такой потенциал странно не использовать. Как и кубанский чернозём

Именно. А если будет как я сказал выше, то никому не будет выгодно портить отношения или воевать с этим государством

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если будет как я сказал выше, то никому не будет выгодно портить отношения или воевать с этим государством

Ливонцы и венецианцы с Вами не согласятся :-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Которое при желании и некоторой удаче может со временем вырасти в неплохого такого регионального монстрика, державу 2-го ранга

Ну второго вряд ли - конкуренты не нужны, греки будут держать на коротком поводке, но но третьего (региональная) - вполне себе :victory:

Там на Кавказе ещё Грузия и, может быть, у дагестанцев склеится. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ливонцы и венецианцы с Вами не согласятся :-)

А ещё, может, эскимосы. :) 

По крайней мере ливонцам дотянуться до Боспора не легче чисто физически. Руки коротки, география против.

 

Венецианцам география не запрещает (только осложняет) - но мешают те. кто контролирует Босфор и Дарданеллы. Тоже, в общем, руки подлиннее, но коротковаты всё равно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На выходе получаем греко-адыгское "Боспорское царство", включающее весь Крым, а так же Кубань и "черноморское побережье Кавказа".

:yahoo:Итало-гото-алано-черкесская мини-империя, Рутения...

А некоторые другие коллеги, не буду показывать пальцем, хотели "слить" это всё московитам. Ересь детерминизма сломлена! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

По крайней мере ливонцам дотянуться до Боспора не легче чисто физически. Руки коротки, география против.

я имел в виду, что статус богатой транщитной державы не спасает от агрессии соседей

 

кстати, в  АИ московиты не могут полезть не в Ливонию, а на Боспор?

с учетом южных черноземов и потребности в экспорте?

Изменено пользователем Neznaika1975

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну второго вряд ли

Ну примерно той же "звёздной величины", что АИ-Москва и АИ - Вильна/Киев. Или АИ-Грузия. Но с несколько другой специализацией, с бОльшим упором на транзит чисто в силу географии. Так что интересы с остальными, кто в орбите греов, не будут так уж сильно пересекаться.

роль "банкира" Восточной Европы

Ну в то время торговый посредник и банкир - почти одно и то же.  И АИ-Москве тоже будут очень нужны денежки.... 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

кстати, в  АИ московиты не могут полезть не в Ливонию, а на Боспор?

Подставляя тыл АИ-Вильне и ссорясь с греками? А, извините, нафига? Толку от владения Боспором, когда владелец Босфора - не друг - чуть больше чем никакого. В РИ-Пётр в этом быстро убедился. 

 

Нуи  прежде чем лезть так далеко, АИ-Москве надо переварить более близкие приобретения, всякие там орловские чернозёмы, да Поволжье... это при самм диком оптимизме пару сот лет... 

В общем, как в "пиковой Даме": рисковать необходимым в надежде приобрести излишнее(с).

 

Да и с чем лезть? Демиург прописал АИ-Москве демилитаризацию и децентрализацию. Поместное войско самосократилось, "каждый взял себе удел, кур завел и в нём сидел, охраняя свой удел не у дел"(с) :) 

 

==========

Да, видимо в этой реальности у Москвы не будет иррациональной "тоски по Проливам". Что,имхо, большая позитива.

Изменено пользователем Крукс

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Волбще, конечно, найти бы климатическую карту 15-16 веков

где там в Диком полетмодно пахать и сеять с учетом тогдашних с/х. Технологий, где только кочевать

 

тогда было бы проще обсуждать

хизер, к примеру, говоря отгуннах 4 века, заявил что восточчнее Дона нельзя выращивать зерновые без ирригации (не знаю, откуда взял и обосновано ли)

 

тогда можно обсуждать где будет гранца между Боспором и Москвой и кто на ней будет жить

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Там на Кавказе ещё Грузия и, может быть, у дагестанцев склеится.

Дагестан слишком прочно привязан к миру ислама (что в АИ "неперспективно"), и к тому же разделен на уже прочные и устоявшиеся государственные образования. Там скорее буферная зона между Грузией и Россией (которая уж на нижний Терек выйдет неизбежно).

 

Итало-гото-алано-черкесская мини-империя

Вы то чего так бурно радуетесь, коллега?:grin: Пусть не будет инфильтрации адыгов в Абхазию (и "абхазский вопрос" тут явно никогда не возникнет), но вот "Джикети" Боспорские цари вполне потребуют у картвелов взад - как "свою исконую вотчину".;)

 

Рутения...

И по этому поводу радость преждевременна. За фасадом православной ВКЛ никто не заметил того эпического факта, что в РИ между Московской и польско-литовской Русью к XVII веку был огромный культурный разрыв, а тут его нетути - одна культура, один литературный язык, одни "вкусы и предпочтения"..... практически Кастилия и Арагон.........;)

 

Подставляя тыл АИ-Вильне и ссорясь с греками? А, извините, нафига?

Я больше скажу. Экономическая значимость "сурожской" колонии в Москве тут будет на порядок больше РИ. Кто тут станет "банкиром" московских государей - думаю объяснять не надо, равно как и кто будет удовлетворять спрос ориентированного на Царьград "престижного потребления", насыщая рынок вином, маслом и пр..... Масса неформальных связей и возможность игры на внутреннем поле Московского государства боспоритам обеспечена.

 

И да, нападение на Боспор означало бы таки войну с Византией.

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Волбще, конечно, найти бы климатическую карту 15-16 веков

где там в Диком полетмодно пахать и сеять с учетом тогдашних с/х. Технологий, где только кочевать

 

тогда было бы проще обсуждать

хизер, к примеру, говоря отгуннах 4 века, заявил что восточчнее Дона нельзя выращивать зерновые без ирригации (не знаю, откуда взял и обосновано ли)

 

тогда можно обсуждать где будет гранца между Боспором и Москвой и кто на ней будет жить

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дагестан слишком прочно привязан к миру ислама (что в АИ "неперспективно"), и к тому же разделен на уже прочные и устоявшиеся государственные образования.

Я бы не преувеличивал степень исламизации Дагестана. 

Предположение о существовании в Хунзахе митрополии грузинской православной церкви исходит из упоминания о « католикосе хундз Окропири», («Златоуст» – в пер. с груз. яз.) в синодике ХIV в. одного из грузинских монастырей на Синае (приписка от 1318 г. в Евангелии, принадлежащем Л.А. Магалашвили). Здесь необходимо пояснить, что в данном случае мы имеем дело не с католикосом в общепринятом, исторически установившемся в Грузии смысле этого термина. По грузинской церковно-исторической терминологии так называются главы автокефальных церквей Иверии, Армении, Сирии, Персии и Албании, т.е. примасы имперских автокефальных церквей на Востоке, но этим же именем называются главы областей, т.е. митрополий. Т.о. термин «католикос» означает как общего, признаваемого всеми другими, главного епископа известной церковной области, будь она целая автокефальная церковь или же составная часть ее – отдельная митрополия, как это происходит в случае с упомянутым хундзским католикосом Окропири .

В начале первой четверти XIV в., во время царствования Георгия V Блистательного (1318-1346 гг.) и святительствования патриарха Грузии Евфимия на территории Аварии предполагается существование двух епархий — Анцухской и Хунзахской. Согласно грузинскому колофону XIV в. (1333 г.) в числе других «… каталикос Евфимий, обозревая свою паству… видел храмы в Анцухе, Цахуре… церковь народа Хундзи… И этот блаженный Евфимий приказал Курмухскому архиепископу и председателю всего нагорья, Квириле Донаури, по всем вышеозначенным церквам послать по Евангелию». По всем перечисленным в колофоне церквам и монастырям по приказу грузинского католикоса Евфимия были отправлены (переписанные священником селения Каки Иасе Катиашвили и его 12 учениками) Евангелия с предписанием руководителям школ преподавать следующие дисциплины: «…веру истинную, философию, жития отцов церкви, жизнь (историю) Грузии и Албании». Очевидно, что в перечисленных христианских центрах, в том числе и аварских, богослужение велось на грузинском языке, для нужд которых и переписывались богословские книги. По всей видимости грузинский язык и грузинское письмо имели в аварских районах сравнительно широкое распространение. Частичный ответ на это предположение заключен в грузинской хронике «Картлис Цховреба» в сообщении об одном из последствий нашествия Тимура: «… И лезгины (т.е. горцы Дагестана – прим.) были христианами и сохраняли язык грузинский до нашествия Тимурленга, который покорил их, то лестью, то угрозами совратил в магометанство и назначил им мулл из арабов, которых обязал учить лезгинских детей письму на арабском языке». Примечательна следующая за ней фраза: «…он издал также строгое повеление, чтобы отныне лезгины не учились ни чтению, ни письму на грузинском языке» .

Существование в Хунзахе митрополии грузинской православной церкви соотносится с интенсификацией христианства на Хунзахском плато в X-XIV вв., которое хорошо иллюстрируется данными письменных источников. Если в 903-912 гг. Ибн Руст отмечал о Сарире с центром в Хунзахе, что « …обитатели замка все – христиане, а остальные жители его все кяфиры» , то уже в 1333 г. католикос Грузии Евфимий, как уже упоминалось, посылает Евангелие «… церкви народа Хундзи» .

Вопрос о границах Хундзской епархии связан с вопросом о границах Хунзахского нуцальства (XI-XIV вв.), и, естественно, подчинен ему. В грузинской научной исторической литературе отмечалось, что основание епископских епархий в Грузии традиционно совпадало с уже существующими территориально-административными единицами – создание епископских кафедр, которые епархиально подчинялись епископу, рассматривалось как церковно-административная мера по организации государства .

Несомненно, территория Хунзахского плато, очерченная выявленными многочисленными памятниками христианской культуры XI-XIV вв. (сс. Хунзах, Гоцатль, Ахалчи, Тануси, Заиб, Амитль, Тадраал, Геничутль, Заиб, Хини, Обода, Ашильта, Батлаич и др.) входила в диоцез Хундзской епархии. Практически она охватывала всю хунзахскую (хундзскую) общину, которая помимо вышеназванных сел исторически включала в свой состав селения, расположенные на Хунзахском плато и прилегающих территориях – сс. Амишта, Баитль, Гозолоколо, Гонох, Гортколо, Джалатури, Ках, Кахикал, Тагада, Текита, Тлайлух, Тукита, Уздалросо, Хариколо, Химакоро, Цада, Цельмес, Цолода, Чалда, Чондотль и Шотода. Очевиден ответ на вопрос о месторасположении центра Хундзской епархии. Хунзах X-XIV вв., оставаясь крупным христианским центром Нагорного Дагестана, сохранял за собой столичный статус и в период политической централизации X-XI вв., и в период феодальной раздробленности XII-XIV вв. Именно здесь, в столице Сарира, позднее – Хунзахского нуцальства, мог располагаться центр Хундзской епархии.

«Тарихи Дагестан» содержит сведения о принятии ислама в качестве государственной религии Хунзахского нуцальства в конце XIII– начале XIV вв. В этот же период грузинские источники сообщают о существовании в Хунзахе и других землях Дагестана православных храмов. Обнаруженные на Хунзахском плато каменные кресты с грузинской эпиграфикой датируются с X в. по ХIV в. включительно. С другой стороны, в Хунзахе известна мусульманская эпиграфика, датируемая ХIII–ХIV вв. Вероятно, в этот период, к началу ХIV в. здесь продолжает функционировать митрополия грузинской православной церкви. Складывается ситуация одновременного сосуществования ислама и христианства в Хунзахском нуцальстве: ислам, став государственной религией Хунзахского нуцальства в начале ХIV в. поддерживается пока только нуцальской властью, православие же опирается здесь на длительную историческую традицию, которое на прямую зависело от поддержки из Грузии, переживающей до ХIV в. (до нашествий Тимура) общий подъем. Весной 1396 г. правители Казикумуха и «Аухара» были утверждены Тимуром в своих владениях. Вслед за тем, Тимур разоряет Аркас (Нергес), значительный торгово-ремесленный центр на пути из Хунзаха на плоскость, сделав «…тамошних заблудших пищей для меча газавата и, разграбив крепость». «История Ирхана» повествует об этом сражении: « … Селение было взято, но оставался один квартал в верхней части селения, где укрылись их раисы и эмиры – таватийал и арнахурал. Мусульмане в течение двух месяцев не могли овладеть этим укрепленным кварталом. … Мусульмане убили всех, кого там застали, за исключением тех, кто принял ислам». Согласно приведенному источнику, к концу XIV в. знать города носит грузинские княжеские титулы – тавади и азнаур. По всей видимости, Аркас подвергался влиянию грузинского православия через христианский Хунзах (вспомним грузинскую феодальную титулатуру «нацвал»-«нуцал», известную в Сарире с ХI в.). Выявленные в Аркасе в результате археологических раскопок христианские церкви (перестроенные позднее в мечети), по всей видимости, существовали вплоть до падения города под ударами войск Тимура в 1396 г. .

Возможно, территория, находившаяся под контролем и юрисдикцией Хундзской епархии, была значительно шире исторических границ нуцальства и включала в себя земли, расположенные и вдоль течений Аварского и Кара Койсу – общества Гидатль и Андалал. Один из наиболее известных путей из Восточной Грузии на Хунзах следовал через земли Андалала и Гидатля, культурно-политических центров Аварии Х-ХIV вв.

В раннее средневековье земли в бассейне Казикумухского Койсу, с которыми граничил Сарир, составляли особое христианское владение — царство Гумик, о котором Масуди (956 г.) писал, что «жители его христиане». Между христианскими владениями Гумиком и Сариром, был известен один из крупных аварских союзов сельских общин Вицху (сс. Чох, Ругуджа, Согратль, Мегеб, Обох, Гамсутль, Кудали, Кегер, Салта, Корода, Гуниб, Хоточ, Гонода, Хиндах), на территории которых рельефно прослеживаются следы христианской культуры и влияние грузинской христианской церкви. По одному из списков «Тарих Дагестан» (XIV вв.) союз Вицху в результате принятия ислама позднее получит название «Андалал». Д.М. Атаев считал вероятным сохранение христианством в этом регионе своих позиций вплоть до XIV-XV вв.. Одно из крупных андалальских селений с. Чох образовали жители близлежащих 11 поселений (заметим, что подъемный материал этих поселений датируется в пределах IX-XIII вв. ). Позднее, автор хроники «История Ирхана» (XIV в.) обозначит всю эту территорию одним целым – «область Чаххал», очертив ее обширные границы признаком конфессиональной принадлежности его населения: «… жители области Чаххал – христиане» . В 1914 г. в с. Чох Л.П. Млокосевич был обнаружен равноконечный христианский крест, он не был описан. Однако в 1941 г. А.Н. Генко ссылаясь на эту находку, приводил сведения о находке в этом селении христианской надписи. Столь незначительное количество памятников христианской культуры объясняется тем, что в середине XIX в. в период Кавказской войны с. Чох неоднократно подвергалось разрушениям.

Основатели другого андалальского селения Ругуджа, по преданию, прежде жили в 12 селениях, расположенных вокруг нынешнего аула. В.Г. Котович отмечает, что среди погребений, раскопанных на этих поселених, нет ни одного, которое могло бы быть датировано временем позже XIII в. На одном из них, Унсоколо, им было обнаружено христианское погребение IX-ХIII вв. Примечателен факт, что вплоть до 1960-х гг. в исторической части села на вершине холма, один из домов был известен как под названием «церковный дом» (авар. гьатIан рокъ). Этот уникальный памятник архитектуры, к сожалению, не стал предметом специального исследования. Здесь же, в кладке стен одного из домов был обнаружен камень с фрагментом поминального текста XIV-XV вв. на древнегрузинском языке: «Крест Христа, святой Георгий, помилуй Дархъви и его детей».

Сохранились упоминания о бытовании еще двух церквей на территории Андалала. Одно из них принадлежит И. Иосселиани, который в 1862 г. сообщал об «остатках древней христианской церкви» в с. Гамсутль . В настоящее время в поздней кладке фасада мечетской стены, примечательной тем, что в нее, по бытовавшей в горах строительной традиции, были уложены фрагменты резных камней из более ранних сооружений, выделяется камень с отчетливым изображением христианского креста.

Другая церковь была известна в с. Накказух, в местности «ГьалгIамалъух», название которой переводится с местного диалекта аварского языка «У церкви». По словам местных жителей, здесь еще до 1940-х годов можно было увидеть колокол, а в 1990-х гг. здесь можно было видеть остатки стен церкви, которые были разобраны в последнее десятилетие на хозяйственные постройки. Они были сложены из хорошо обработанных камней песчаника и скреплены известковым раствором. Подобной кладкой характеризуется Датунская церковь, датируемая XI в., географически расположенная на расстоянии одного дня пешего пути от с. Накказух. По предположению самих старожилов, церковь однажды была сожжена и разрушена, затем вновь восстановлена – в кладке стен перемежались прокаленные камни, со следами сильного пожара. Возможно, как это было и в случае с хунзахскими церквями, этот факт отражает один из эпизодов газийского наступления в горах.

Близлежащее к обществу Андалал территория сел Бацада, Унти, Шулани и Куллаб (известные рядом ярких христианских памятников) с прилегающими хуторами вплоть до XVIII в. в устной и письменной традиции называлась «Гуржихълъи», буквально «грузинство» с ав. яз.

Селения Гидатлинского общества (сс. Урада, Тидиб, Хотода, Мачада, Гентаб, Кахиб и др.), расположенные в непосредственной близости друг от друга представляли собой сильный союз сельских обществ. Автор местной средневековой хроники XIV в. «Истории Ирхана» гидатлинцев — «жителей области Хид», называет «чистыми грузинами», подчеркивая тем самым их конфессиональную принадлежность к грузинской православной церкви. Не случайно Гидатль дает наибольшее количество известных христианских памятников Горного Дагестана. В стены многих старинных гидатлинских домов вставлены резные камни с крестами христианской иконографии, которые, по словам местных жителей, собраны из развалин христианских храмов, сожженых и разрушеных во время исламизации этого союза на рубеже XIV-XV вв.. По тем же сообщениям в Гидатле имелись христианские храмы в сс. Урада, Тидиб, Хотода, Мачада. В с. Тидиб, в местности, где по преданиям была расположена церковь, Д.М. Атаевым было обнаружено бронзовое кадило.

Распространяемый из Кумуха ислам в 1435 г. утвердился в Карахе, а в 1475 г. в Гидатле. Андалал, территориально расположен примерно между двумя этими обществами — и, т. о. время окончательного утверждения здесь ислама оказывается между двумя этими датами, т. е. 80–е годы XIV в. – середина XV в. Высокогорная северо-западная Авария издревле была связана (особенно в экономической сфере) с Алазанской долиной (авар. «ЦIор»), с историческими областями Восточной Грузии, что легло в основу длительного политического и культурно-идеологического влияния Грузии на регион. Ее народности (багулалы, чамалалы, тиндинцы, хваршины и андо-цезские народности) до обращения в ислам формально считались православными христианами.

В высокогорной Аварии в раннесредневековый период, общества, расположенные между Водораздельным и Андийским хребтами, по мнению Д. М. Магомедова начиная с I в. н. э. входили в состав федерации племен Дидури (общество Дидо, Дидоэти), выступавшей на политической карте как самостоятельная единица (в числе племенных союзов, позднее отделившиеся от нее, Д. М. Магомедов называет общества Капуча, Анцух, Гунз, Анцросо, Верхний и Нижний Таш, Ухнада, Джурмут, Ункратль и др).. По «Географии» Вахушти, средневековые пределы Дидоэти охватывали ущелья в верховьях рек Аварского и Андийского Койсу между Водораздельным и Боковым Кавказскими хребтами, т.е. практически весь высокогорный Северо-западный Дагестан.

Согласно церковному преданию, в Дидоэти, еще в I в. н. э. с проповедями христианства выступал святой апостол Андрей Первозванный, который первым «… возвестил Слово Божие» в горах Северного Кавказа . Из христианской агиографии святого апостола Андрея известно, что проповедник: «… отправился в Кавказские горы, оттуда через верхнюю Карталинию прибыл в г. Мцхет, не входя однако в столицу, направился прямо к восточной горе, лежащей против города, на вершине которой, на виду города водрузил деревянный крест. Совершив знамение, отправился в верхнюю Кахетию близ города Греми … В виду города водрузил такой же крест, как и в Мцхете, затем, с проповедью пройдя дидойцев, отправился к кистинам, проповедал Господа и здесь» .

В начале VI в. в Некреси (в Кахетии), была учреждено епископство всей Алазанской области во главе с епископом Авивом. В его пределы, кроме заалазанских территорий входила и Дидоэти (епископы с титулом Гагмамхарских и Дидойских продолжали пребывать в Некреси вплоть до XVII в.) . Деятельность епископа Авива нашла отражение в грузинской церковной агиографии: «…персы-огнепоклонники истребляли в захваченной стране все христианское, совершая при этом свое богомерзкое идолослужение. …. и в Некреси, где была кафедра сего святого мужа, построено было капище и возложено огнище. Блаженный Авив … восстал с полной властью против огнеслужения. …Святитель с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии, искоренял везде грубое суеверие и тушил мерзкие огнища. Дидойцы и жители многих городов Кавказских гор, живущие по левому берегу реки Алазани, благодаря проповеди епископа Авива… оставили огнеслужение и были возвращены в лоно Церкви Христовой» . Однако уже в ХI в. Масуди отзывается о дидойцах «по имени дуданийцы» как о «кяфирах, …они язычники и независимы» . Тем не менее, Дидо в XI-XII вв. продолжает находиться в орбите политического и религиозного влияния Грузии: в результате административных реформ Кахетинский царь Квирике III (1010-1029) назначает своих правителей в том числе и в Дагестане – в Дидоэти и Хунзахе; согласно грузинским письменным источникам Давид IV Строитель (1089-1125 гг.), объединив феодально-раздробленную Грузию, подчиняет своему влиянию себе горцев пограничных районов, в том числе дидойцев. Памятниками этого периода остаются находки христианских могильников VIII-XIV вв. сс. Кванада, Хуштада, Тинди, Ботлих и каменных крестов у селений Кванада и Тинди , остатки церквей близ сел. Хупро у подножия Кодорского перевала , в с. Агвали , с. Хуштада, с. Сильди, с. Хамавуай , с. Гунха . О церкви Миясулгатан, расположенной неподалеку от с. Ботлих, упоминается в завещании Андуник-нуцала (1485 г.) .

Как уже упоминалось, в XIV в. при Георгии V Блистательном (1318-1346 гг.) грузинский католикос Евфимий, перечисляя свою паству наряду с «… церковью народа Хундзи» видел «… храмы в Антцухе». В отличие от Хунзахского плато, территория, занимаемая обществом Анцух (исторически состоящего из 21 селений) археологически не исследована, мы не располагаем здесь известными памятниками христианской культуры. Но одновременное упоминание Анцуха в средневековой грузинской хронике наряду с Хунзахом в числе центров христианства на Северном Кавказе не случайно и позволяет с достаточной долей уверенности предположить бытование здесь церковной организации. В XIV- XVI вв. военно-политический союз Дидо распадается, на его территории образовались союзы сельских общин и их федерации. Капучинцы, гунзибцы и анцухцы образовали один союз — Анцухо-Капучинский, который под давлением Гидатля и Хунзаха принимает ислам в XVI в. Затем Анцухо-Капуча становится форпостом ислама в этом крае. Авторы ХVIII в. передают, что дидойцы в этот период язычники. «Они, – пишет И. Г. Гербер, идолопоклонники». И. Гюльденштедт утверждает, что дидойцы «… не христиане, не магометане, и не исповедуют никакой веры».

С начала XIV в. христианство теряет значение государственной религии в Аварском нуцальстве, а в ходе нашествия Тимура в 1395–1396 гг. и распада Грузии, начавшегося с 60–х гг. XV в., христианство уступает позиции исламу. К рубежу XV–XVI вв. поддержка христианства в Аварии извне прекращается, что, собственно, предрешило его окончательное исчезновение и завершение процесса исламизации Дагестана.

Кто знает, что там выйдет у аварцев при наличии братской-сильной Грузии и единоверной-очень сильной Византии. Я бы их со счетов не сбрасывал.

 

Вы то чего так бурно радуетесь, коллега?

Ну, во-первых, никакой "Южной Авсетии" здесь никогда не будет. Это величайшая альпозитива и победа. Во-вторых, таки да, абхазы здесь так и останутся этнической группой грузин. Но вообще, у кавказцев бытует мнение, что религии и все прочие предрассудки их только разделяют, а так, сообща, они бы покорили всё Средиземье весь мир. Ну или хотя бы половину ;))) И чего бы мне не порадоваться за братский народ, которому в АИ повезёт и с религией, и с государственностью, и с соседями, в то время как РИ всё было абсолютно печально? А Джикети - с чего бы это? Неотъемлемая часть Грузии со времён аргонавтов, вплоть до краха государственности в середине XV века, черкессов там было не особо много, они в большинстве своём растворялись. Это потом их стали теснить османы и кипчаки (как до этого, бывало, теснили всякие гунны и сарматы, ещё в начале эры). Но тут-то просматривается возможность захватить Крым, сделать Азовское море "адыгским озером", ну какое к чёрту Джикети?! Всё равно ничего ценного там нет. 

практически Кастилия и Арагон

Практически скандинавские страны, не так ли? Практически Нидерланды (исторические), практически Италия, практически арабские страны да хоть сейчас, практически... В общем, это всё мелкота, особенно учитывая, сколько потом Кастилия и Арагон "срастались" (практически до Бурбонов). К тому же, греки не одобрят, зачем терять контролируемый и буферный "Киев"? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

практически Кастилия и Арагон.........

Хе-хе. И куда виленские Гедиминовичи, получив московский престол после вымирания тамошних Рюриковичей и АИ-Смуты, столицу перенесут?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

публиковано: 15 минут назад ·

суньте пожалуйста цитату в скрытый текст

куда виленские Гедиминовичи, получив московский престол после вымирания тамошних Рюриковичей и АИ-Смуты, столицу перенесут?

в Одессу :-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в Одессу :-)

Чтобы оказаться под полным контролем Византии?????

 

куда виленские Гедиминовичи, получив московский престол после вымирания тамошних Рюриковичей и АИ-Смуты, столицу перенесут?

В Ригу. Никому не обидно, а географически просто идеально.

 

Кто знает, что там выйдет у аварцев при наличии братской-сильной Грузии и единоверной-очень сильной Византии. Я бы их со счетов не сбрасывал.

Учтём. Но даже в этом случае Дагестан получается разделенным еще и религией. Между единой Грузией и взявшей Астрахань Россией там вряд ли может подняться "самостоятельный игрок".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эта тема закрыта для публикации сообщений.