Украина-1991: Председатель Гуренко и президент Чорновил


297 сообщений в этой теме

Опубликовано:

А прилагательное, Центральная там, Генеральная (и в случае ЦРУ как будем считать созывы?)?

Национальная

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну если пошли карты, то вот ещё интересная есть. Не знаю куда её можно закинуть на ФАИ, пусть пока тут будет

200488_original.png

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Глава 1.

 

ly8NeAM.png

Митинг под Верховной Радой 24 августа 1991 года

 

24 августа в 10:00 по местному времени открылась чрезвычайная сессия Верховной Рады. У ее стен уже шел митинг сторонников независимости Украины численностью 30-50 тыс. человек. Избранный как законодательное собрание советской республики парламент оказался в новых условиях и должен был решать, что делать дальше. Сначала парламентарии избрали нового Председателя Верховной Рады. Иван Плющ был избран практически единогласно. Вокруг него сформировалась коалиция, состоящая из демократов и той части партийной номенклатуры, которая была готова отбросить идеи марксизма-ленинизма и строить новое государство.

Демократы, воодушевленные падением Гуренко, поставили вопрос о провозглашении независимости и запрете Компартии. На Украину влияли события в Москве, где Ельцин забирал в свои руки все больше власти и уже приостановил деятельность КПСС. Украинские коммунисты воспринимали исходящую из Москвы декоммунизацию как угрозу, когда как часть демократов боялась, что номенклатура воспользуется независимостью Украины для сохранения своей власти.

После перерыва Верховная Рада собралась голосовать по вопросу о независимости. Написанный Левком Лукьяненко акт был принят практически единогласно. Кроме этого Рада назначила референдум, на котором народ Украины должен был утвердить этот акт. Он был назначен на 1 декабря – дату второго тура выборов[v1] . Хотя тогда многие, например Вячеслав Чорновил, возражали против референдума, он оказался правильным ходом.

 

АКТ

ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ

Исходя из смертельной опасности, нависшей было над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года,

— продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства на Украине,

— исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами,

— исполняя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно

ПРОВОЗГЛАШАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ

и создание самостоятельного украинского государства — УКРАИНЫ.

Территория Украины является неделимой и неприкосновенной.

Отныне на территории Украины имеют силу исключительно Конституция и законы Украины.

Настоящий Акт вступает в силу со дня его одобрения.

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

 

После этого Рада вернулась к обсуждению запрета КПУ. Соучастие Компартии в попытке переворота было очевидно, но она обладала большинством в Раде. Лидер фракции Александр Мороз пытался свалить вину на Гуренко и ближайший пленум КПУ заявить об отделении партии от КПСС. Чорновил демонстрировал парламенту изъятые из Львовского обкома распоряжения ЦК о поддержке ГКЧП. Постановление о запрете КПУ прошло с небольшим преимуществом [v2] – большая часть фракции предпочла отказаться от борьбы под коммунистическими знаменами.

Чрезвычайную сессию Рада закончила двумя постановлениями. Во-первых, был утвержден сине-желтый национальный флаг, а во-вторых, был сделан первый шаг к реальному утверждению независимости: принято Постановление о вооруженных формированиях на Украине. Оно предусматривало их полное переподчинение украинскому правительству. С этого документа началась история украинской армии.

 

jdY9Vs9.png

Подъем флага Украины над куполом Верховной Рады

 

Осень 1991 года прошла в Украине под знаком выборов Президента, которые должны были состояться 17 ноября. Некоторые предлагали перенести выборы или вообще отменить их, вернувшись к полностью парламентской форме правления, но эти предложения не нашли поддержки – большинство хотело поскорее разобраться с переходным периодом. В Украине не было очевидного победителя будущих выборов – действующий глава государства не баллотировался, а после запрета КПУ крупнейшей политической организацией оставался до недавнего времени оппозиционный Рух.

 

 

G0cbXZa.png

Иван Плющ встречается с людьми у здания Рады

 

Иван Плющ сыграл определяющую роль в переходе от УССР к современной Украине. На посту спикера парламента он быстро показал способность добиваться нужного результата голосования, манипулируя и убеждая депутатов. Важной частью образа Плюща как политика были афоризмы, произносимые им на суржике, характерном для Киевской области. «Коалиция Плюща», включавшая в себя «Народную раду» и реформистскую часть бывшей коммунистической фракции, голосовала за законы, направленные на укрепление независимости Украины и создание рыночной экономики.

Открывшаяся 3 сентября сессия Верховной Рады проводила свои заседания уже без статуи Ленина в зале. Парламент начал ее с кадровых вопросов. На вакантный пост первого вице-председателя баллотировалось двое: лидер бывшей оппозиционной фракции Игорь Юхновский и глава бывшего коммунистического большинства Александр Мороз. Он рассчитывал на голоса членов коммунистической фракции, но большая часть депутатов-коммунистов рванула под знамена победителей. Юхновский стал первым вице-спикером уже в первом туре.

Министром обороны был назначен генерал-майор Морозов. В конце августа также рассматривалась кандидатура командующего Прикарпатским ВО Виктора Скокова, но он отказался от назначения. В дальнейшем он работал в российском Минобороны.

Генеральный прокурор Михаил Потебенько и президент Государственной телерадиокомпании Украины Николай Охмакевич [v3] были отправлены в отставку из-за их деятельности в период ГКЧП. Генеральным прокурором Украины стал демократический народный депутат Украины от Кировоградской области Виктор Шишкин, работавший заместителем председателя Кировоградского областного суда по уголовным делам[v4] .

Если назначение нового генерального прокурора прошло относительно гладко, то вокруг назначения нового президента ДТРКУ разгорелись нешуточные страсти. Все понимали, насколько этот пост важен во время выборов. Рада прокатила трех кандидатов, предложенных различными фракциями. В конце концов, после долгих консультаций Плющ назначил политического обозревателя Зиновия Кулика в качестве исполняющего обязанности президента компании. Кулик с 1980 по 1987 год возглавлял партком Гостелерадио УССР, а в 1990 вышел из рядов КПСС. Дирекция политических программ при новом президенте заняла нейтральную позицию перед первым туром выборов, обеспечив кандидатам равный доступ к вещанию.

20 сентября Рада наконец-то приняла решение относительно КГБ. Парламент постановил учредить на его основе Службу национальной безопасности Украины. Николай Голушко был отправлен в отставку с поста главы госбезопасности[v5] . Позднее он возглавлял некоторое время Министерство безопасности России. На пост председателя СБУ изначально рассматривался первый заместитель министра внутренних дел Василий Дурдинец, но он отказался от этой должности. Тогда Плющ внес в парламент кандидатуру народного депутата Александра Емца[v6] , Центральный избирательный округ №21, Киев, фракция Народной Рады. Емец возглавлял Комиссию Верховой Рады Украины по правам человека. С небольшим перевесом Рада утвердила Емца в должности председателя СНБ.

1 сентября 1991 года Большой Совет Руха выдвинул кандидатуру председателя Львовского областного совета Вячеслава Чорновила на пост президента. Его поддержало множество организаций, таких как Ассоциация демократических советов Украины, объединяющая представителей более ста советов всех уровней. В своей программе Чорновил обещал радикальные рыночные реформы и активное строительство независимой Украины. Экономическая программа Чорновила кроме стандартных требований либерализации, приватизации и введения национальной валюты содержала обещания поддержки промышленности. Как львовский губернатор Чорновил видел польский опыт и стремился заимствовать лучшее из политики западного соседа.

Также Чорновил планировал реформу государственного управления. Кроме естественной для диссидента реформы правоохранительных органов, он планировал расширить полномочия местного самоуправления вплоть до выборности руководителей территориально-административных единиц. Чорновил давно поддерживал расширение самоуправления регионов. В конце 1980-х Чорновил поддерживал идею федерализации Украины, но из-за проблемы крымского сепаратизма он отказался от лозунга федерализации. В отношении национальных меньшинств Чорновил был готов признать их право на национально-культурную автономию.

 

qOPjaSO.png

Предвыборный плакат Чорновила

 

По иронии судьбы наиболее известный «агитационный материал» президентской кампании 1991 года не имеет к ней никакого отношения. До сих пор в СМИ и интернете всплывает известный «предвыборный ролик кампании Чорновила», отсылающий к фильму «Назад в будущее 3». На самом деле он был снят в 1994 году для Субботнего шоу на УТ-2 и шутил над промышленной политикой украинского правительства.

Левко Лукьяненко был главным конкурентом Чорновила на национал-демократическом поле. Тоже старый диссидент, один из лидеров Руха и основатель Украинской республиканской партии, Лукьяненко выступил против Чорновила. Хотя оба они стремились к независимости Украины, Лукьяненко выступал против планируемой Чорновилом децентрализации, так как видел в ней угрозу распада Украины.

Вице-спикер Рады Владимир Гринев баллотировался в президенты на либеральной платформе. Он был кандидатом от правоцентристской Партии демократического возрождения Украины и вторым выбором Ассоциации демократических советов. Гринев призывал к радикальным экономическим реформам. В отличие от Чорновила, Гринев призывал к немедленной федерализации Украины и поддерживал идею создания Содружества Независимых Государств – альянса бывших советских республик на подобие ЕС, который должен был заменить СССР. Гринев находил определенную поддержку среди населения крупных городов Восточной Украины и части деловых кругов, заинтересованной в сохранении единого экономического пространства.

Коммунистическая партия Украины объединяла в своем составе три группы влияния: собственно номенклатуру, красных директоров – руководителей советских промышленных предприятий – и председателей колхозов, контролировавших сельскохозяйственное производство. После падения КПУ их пути разошлись.

14 сентября 1991 года в Киеве прошел съезд Ассоциации промышленности, строительства, транспорта и связи «Украина», на котором был основан [v7] Украинский союз промышленников и предпринимателей. УСПП объединял представителей основных отраслей промышленности. Президентом УСПП был избран Василий Евтухов, возглавлявший Комиссию по вопросам развития базовых отраслей народного хозяйства ВР.

Евтухов выражал интересы двух основных отраслей украинской промышленности – машиностроения, связанного с военно-промышленным корпусом, и металлургии. Принятая на съезде программа сосредотачивалась на экономических вопросах. Евтухов говорил о необходимости кредитной поддержки производства, создании финансово-промышленных групп и поддержке малого бизнеса. Он не касался вопросов государственного устройства, ограничившись поддержкой СНГ – украинская промышленность привыкла работать на российском рынке и была заинтересована в сохранении отношений с Россией.

Раскол в среде номенклатуры не был связан только со стремлением директората лоббировать свои интересы. Ее расколола борьба между бывшим вторым секретарем ЦК КПУ Леонидом Кравчуком и лидером коммунистического большинства Александром Морозом. Александр Мороз объединил вокруг себя ту часть коммунистической номенклатуры, которая не растеряла веру в идеалы социализма, и ту часть аграрно-промышленного комплекса, которая выступала против аграрной реформы. Мороз оказался достаточно честен, чтобы говорить о своей вере в дело социализма, несмотря на то, что это осенью 1991 года было вредно для победы на выборах. Радикальность во взглядах ограничила возможность Мороза вырваться за пределы своей электоральной базы – сельского населения центральной Украины.

Леонид Кравчук, известный своим умением «не намокнув пройти между каплями дождя», не стал баллотироваться на выборах. Вместо этого он сосредоточился на создании собственной политической партии, объединяющей ту часть номенклатуры, которая была готова пойти на компромисс с демократами и принять их программу в обмен на сохранение своего положения. Кравчук, имея связи, как в среде номенклатуры, так и в руховской верхушке (в первую очередь Драч и Павлычко), рассчитывал на обладание «золотой акцией» в парламенте.

Учредительный съезд Украинской социал-демократической рабочей партии прошел в декабре 1991 года. Название новой партии отсылало как к существовавшей до установления советской власти УСДРП, так и к Российской социал-демократической рабочей партии, частью которой была фракция большевиков. Съезд утвердил социал-демократическую программу и поддержал проведение досрочных парламентских выборов.

В начале кампании все кандидаты имели однозначный рейтинг – казалось, что не было явного фаворита. Чорновил имел преимущество в виде крупнейшей партийной организации, пусть Рух тогда не был зарегистрирован как политическая партия. НРУ имел отделения в большей части страны, которые могли агитировать за него. Чорновил сразу же приступил к активной кампании, нацеленной, в первую очередь за восточные и южные регионы Украины. За сентябрь-ноябрь Чорновил объездил всю страну. Программа пребывания в населенных пунктах обязательно предполагала общение с депутатами всех уровней, руководителями предприятий, хозяйственным активом, представителями политических и общественных организаций. Чорновил посещал несколько крупных предприятий, проводил вечерние встречи с жителями городов, в течение дня давал пресс-конференции, выходил в теле- и радиоэфир на областных, районных, городских каналах.

Главным конкурентом Чорновила оказался Александр Мороз. Он также вел активную кампанию, связанную с поездками по стране. Мороз использовал кампанию для активной работы по созданию левой партии, которая должна была заменить КПУ в качестве главной марксистской силы. 26 октября в Киеве прошел учредительный съезд возглавляемой им Социалистической партии Украины. Социалистические лозунги Мороза не находили понимания в широких слоях электората осенью 1991 года. Это обстоятельство стало стеклянным потолком для рейтингов Александра Мороза.

Если Мороз лишился возможности выйти за пределы своей базы из-за своей программы, то Чорновил имел проблемы с приемлемостью для значительной части населения и правящего класса сидевшего по политической статье диссидента. Социалисты стремились всяческими способами очернить Чорновила, пугая население «диссидентским тюремным менталитетом» и выдумывая ложь относительно его программы. Наиболее известным подобным слухом был тот, где Чорновил якобы планирует отменить пенсии.

Чорновилу пришлось убеждать номенклатуру, что его приход к власти не означает для нее люстраций. В этом ему помог опыт руководства Львовской областью, где многие специалисты старого режима сохранили свои места в структуре управления.

Другие кандидаты быстро отстали от фаворитов гонки. Лукьяненко оказался слишком радикальным для украинского избирателя. Он занимал второе место в опросах в Галичине, но за пределами базового региона не показывал значимых результатов. Евтухов еще в начале сентября был малоизвестен широкой публике, но теперь вел кампанию в Восточной Украине, ища поддержки проживающих там рабочих. Как и Лукьяненко, Евтухов был малоуспешен за пределами базового региона, но имел поддержку директоров крупных предприятий, которые могли обеспечить нужное голосование. Поддержка директората была связана с его экономическими интересами, поэтому вся кампания Евтухова имела смысл исключительно в контексте продажи поддержки во втором туре. Гринев также сосредоточился на своем базовом регионе, но его электорат – русскоязычный средний класс Восточной и Южной Украины легко перетекал к Чорновилу и Евтухову.

Если в сентябре руховская верхушка во главе с Председателем НРУ Иваном Драчом [v8] колебалась между поддержкой Чорновила и Лукьяненко, то к началу октября они решили поддержать Чорновила как фаворита выборов. К тому времени стало ясно, что во второй тур выйдут Чорновил и Мороз. Хотя больше половины избирателей еще не определилось, за Чорновила планировали проголосовать 19% избирателей, а за Мороза – 13%.


 [v1]По закону УССР о выборах референдумы нельзя назначать менее чем за 3 месяца.

 [v2]В РИ КПУ была запрещена ВР 30 августа по результатам работы комиссии Гайсинского

 [v3]В РИ Комиссия Гайсинского предлагала его уволить, но подход Охмакевича к политическому вещанию импонировал Кравчуку.

 [v4]Тогдашняя украинская конституция позволяла такое совмещение должностей.

 [v5]В РИ он был и.о. Председателя СБУ до ноября

 [v6]В РИ кандидатуру Емца также предлагали Раде, но он пролетел в пользу Марчука, которого поддерживал Кравчук. В ЭАИ Плющ больше ориентируется на демократов и собирает большинство под эту кандидатуру

 [v7]В РИ в феврале 1992 года

 [v8]Драч и его команда в РИ явно играли на руку «отцу независимости» Кравчуку. В ЭАИ им некуда будет идти предавать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Карта пока у меня выходит близкой к 1999

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Карта пока у меня выходит близкой к 1999

А где же карта?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А где же карта?

вот вам первый тур

PeuV95E.png

 

Синий - Чорновил

Красный - Мороз

Зеленый - Евтухов

Желтый - Лукьяненко

Голубой - Гринев

В прямоугольнике второе место, в кружочке - третье

 

Кампания между первым и вторым туром будет отдавать некоторой шизофреничностью: кандидаты одновременно будут топить за независимость и пояснять, почему именно они укрепят отношения с Россией, а противник - наоборот разрушит их - не определился только один избирательный блок пророссийский электорат Евтухова (который неожиданно для меня хорошо выстрелил на Востоке) и Гринева

Изменено пользователем Владислав

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вот вам первый тур

И кто есть кто?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И кто есть кто?

Синий - Чорновил

Красный - Мороз

Зеленый - Евтухов

Желтый - Лукьяненко

Голубой - Гринев

В прямоугольнике второе место, в кружочке - третье

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Глава 2.

1 октября 1991 года в Алма-Ате представители двенадцати постсоветских республик парафировали договор об экономическом содружестве, подготовленный постпутчевским союзным правительством. Этот договор поставил на первое место в кампании вопросы Союза и экономики. Многие видели в нем средство союзного правительства сохранить ускользающую власть над союзными республиками. Премьер-министр Фокин подвергся критике со стороны демократического крыла парламента и Руха, который призывал к подписанию двухсторонних договоров между Украиной и республиками.

Вопрос экономической независимости обсуждался как в стенах Рады, так и в ходе предвыборной кампании. Еще в начале сентября Президиум Верховной Рады постановил ввести с января 1992 года купоны многоразового использования для расчетов в розничной торговле. Это еще не было введение собственной валюты, но первый шаг по выходу из рублевой зоны был сделан.

Проблема отношений с Союзом была в первую очередь проблемой отношений с Россией, которая обладала половиной населения и 2/3 экономики СССР. Хотя украинцы воспринимали перспективы торговли независимой Украины чересчур оптимистично, они понимали, что Украина зависит от поставок российских энергоносителей. Россия понимала свое центральное положение в постсоветском пространстве и пользовалась этим для грубого достижения своих целей. Российская Федерация сокращала поставки сырья в «братские» республики, стремясь продавать его на запад. 28 октября Борис Ельцин и Съезд народных депутатов России пошли дальше и без какого-либо согласования с другими странами общего экономического пространства утвердили радикальные реформы. Вице-премьер России Егор Гайдар прямо заявил, что не видит смысла в подобном согласовании, так как остальные республики будут вынуждены идти в фарватере России.

Отношения с Россией портились не только из-за экономики. Сразу после провала путча и провозглашения независимости Украины в РСФСР заговорили о территориальных претензиях к новым независимым государствам. 28 августа в Киев прибыла делегация Верховного Совета России во главе с вице-президентом Руцким, который пугал украинцев возможностью потери восточных и южных территорий в случае их отделения. Пресс-секретарь Ельцина Павел Вощанов делал подобные заявления публично. Хотя Ельцин поспешил дезавуировать заявления Вощанова, в Украине остались опасения относительно возможных российских претензий.

4 сентября 1991 года Верховный Совет Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете региона. Хотя Крым не объявлял об отделении от Украины, многие видели в этой декларации повторение прошлогоднего Парада суверенитетов, который привел к превращению союзных республик в новые независимые государства.

Кроме Крыма серьезную попытку автономизации предприняло только Закарпатье. Местная коммунистическая номенклатура столкнулась после Августовского путча с местными демократами, которые добивались самороспуска областного совета. Номенклатура использовала идею русинства – концепции, провозглашающей отдельность местного населения от остального украинского этноса, чтобы получить статус автономной республики и сохранить положение. Рух активно боролся с номенклатурными автономистами, пытаясь предотвратить назначенный на 1 декабря референдум.

В других областях также проявлялось стремление региональных политических элит к большей самостоятельности от центра. Хотя существовали сторонники автономизации других регионов Украины, эти идеи не находили поддержки на верху. Региональные номенклатуры, в первую очередь в регионах, известных сильными группировками, такими как Днепропетровская и Донецкая области, видели свою безопасность в децентрализации, вплоть до федерализации, но предпочитали достичь компромисса с центральным правительством.

Чорновиловский проект реформы местного самоуправления, предусматривающий увеличение полномочий регионов и выборность их глав находил среди региональных элит сочувствие. В мемуарах Евгения Кушнарева, занимавшего в 1991 году должность Председателя Харьковского горсовета, есть эпизод, описывающий встречу его, Чорновила и Александра Масельского, который тогда возглавлял Харьковскую область, состоявшуюся в конце октября 1991 года. На ней Чорновил и Масельский пришли к взаимопониманию в вопросах местного самоуправления. Дружественный нейтралитет региональных номенклатур способствовал победе Чорновила на президентских выборах. Позднее радикалы наподобие Степана Хмары критиковали Чорновила за этот альянс, обвиняя его в засилье номенклатуры в регионах.

2 ноября, за две недели до первого тура выборов, в эфире Украинского телевидения состоялись дебаты кандидатов в президенты. Их главной темой была экономическая реформа. Мороз как самый консервативный кандидат стал главной мишенью нападок других кандидатов. Чорновил прекрасно выступил на дебатах, отбив попытки Мороза свести дело к «тюремному менталитету» вопросом о его отношении к сидевшему Ленину, и раскритиковав пророссийский крен Евтухова и Гринева.

Рост рейтингов Чорновила продолжился и в ноябре. Многие представители номенклатуры, которые до этого колебались и занимали нейтральную позицию, начали переходить на сторону Чорновила. По иронии судьбы одним из главных сторонников победы Чорновила оказался бывший второй секретарь КПУ – возможная победа Мороза была катастрофой для планов Кравчука.

Первый тур, прошедший 17 ноября, не выявил победителя. Вячеслав Чорновил набрал 40% голосов избирателей, а Александр Мороз – 32,4%. Электорат обеих кандидатов оказался географически различным. Твердыней Чорновила стали Западная Украина и Киев, где он набрал долее половины голосов. Также Чорновил получил первое место в Черкасской области во многом за счет того, что он – ее уроженец. В свою очередь в основном сельский электорат Мороза был менее сконцентрирован. Из 17 областей, где Мороз занял первое место, только в четерех областях – Кировоградской, Полтавской, Сумской и Черниговской областей.

В восточных и южных областях конкуренцию Чорновилу и Морозу составили Евтухов и Гринев, набравшие 11,3% и 7,5% голосов соответственно. Вместе они могли бы вытеснить Мороза с первого места в регионе, но их электорат оказался расколот. Евтухов добился своего неожиданного для многих результата благодаря поддержке директората государственных предприятий региона, которые мобилизовали рабочих в поддержку своего кандидата. В родной Днепропетровской области Евтухов с 34% голосов добился первого места среди кандидатов.

Крым был особым случаем, характеризующимся пониженной явкой и повышенным количеством голосов против всех. Это связано с тем, что значительная часть местного русского населения отрицательно относилась к идее независимости Украины и, следовательно, отделения Крыма от России. Если в остальных регионах явка превышала 80% избирателей, то в Крымской АССР она составила 50,6%, а в Севастополе вообще 49,9%.

Борьба между Морозом и Чорновилом после первого тура продолжилась. Гринев и Лукьяненко практически сразу после объявления результатов призвали своих избирателей голосовать за Чорновила. Чорновилу было достаточно прибавить голоса их избирателей, чтобы победить во втором туре, но если электорат Лукьяненко полностью перетекал к Чорновилу, то за избирателей Гринева приходилось бороться.

Евтухов и стоящий за ним директорат с небольшой задержкой тоже поддержали Чорновила. Красные директора увидели в схеме приватизации в пользу трудовых коллективов, которая прошла на концерне «Электрон» во многом при содействии возглавляемого Чорновилом Львовского областного совета, возможность присвоить возглавляемые предприятия. Не только красные директора спешили присягнуть новому лидеру. Доселе колебавшиеся представители номенклатуры тоже умели считать и, увидев неизбежность победы Чорновила, высказывали ему поддержку.

Хотя в победе Чорновила уже практически никто не сомневался, ему еще предстояло побороться за нее. Оба кандидата были вынуждены повернуться к единственному колеблющемуся блоку избирателей – пророссийскому электорату Гринева и Евтухова. Александру Морозу было проще бороться за него. Хотя Мороз по-прежнему призывал проголосовать за независимость, чтобы не потерять свою электоральную базу в Центральной Украине, он обещал заключить после своего избрания ряд соглашений с Россией, образовав фактически конфедеративное образование наподобие будущего ЕС. Больше всего это находило поддержки в Крыму, где русское население считало создание СНГ меньшим злом по сравнению с программой Чорновила.

Выступавший против присоединения Украины к СНГ Чорновил был в несколько проигрышном положении. Он обрушил огонь критики на экономическую программу Мороза, которая была гораздо более консервативной, чем чорновиловская программа и ельцинские реформы. Команда Чорновила обставила дело так, что в глазах пророссийского избирателя программа Мороза выглядела как стремление к изоляции и разрыву связей с Россией, когда как Чорновил стремился к укреплению международных связей Украины.

Кроме второго тура выборов 1 декабря должен был состояться референдум по вопросу о независимости Украины. К ноябрю практически ни у кого не было сомнений в его результатах. И население, и правящий класс страны поддерживали идею независимости. Оба кандидата в президенты призывали своих избирателей отдать голос в пользу независимости. Экономические неурядицы также способствовали идее выхода из состава Союза. Ноябрь 1991 года запомнился унылой картиной россиян, массово едущих скупать то, что еще осталось в украинских магазинах. Тогдашнее украинское общество во многом слишком оптимистично смотрело на экономические перспективы независимой Украины. Самым известным оптимистом оказался председатель комиссии ВР по экономической реформе Владимир Пилипчук, который обещал украинцам вторую Францию. Как известно, первая половина 1990-х годов ознаменовалась тяжелейшей экономической депрессией, выход из которой был связан с тяжелой работой украинского правительства эпохи Чорновила.

Если с голосованием украинцев все было очевидно, то за голоса меньшинств, в первую очередь русских, устроители референдума должны были побороться. В отличие от таких стран как Грузия и Молдова, украинское национальное возрождение и создание независимой Украины не были связаны с дискриминацией некоренного населения. Хотя раздавались голоса в пользу немедленной тотальной украинизации, их никто не воспринимал всерьез. 1 ноября Верховная Рада приняла Декларацию прав национальностей Украины, где декларировалась возможность создания национально-территориальных административных единиц и использования языков меньшинств в местах их проживания наравне с государственным[v1] .

Чорновил поддерживал в своей программе идею создания национально-культурных автономий в зонах компактного проживания меньшинств. Он неоднократно заявлял, что считает неправильным проводить насильственную украинизацию «в отместку» за русификацию, проводившуюся в советский период. В случае Крыма све осложнялось тем, что Чорновил был противником создания Крымской АССР в том виде, в котором она была создана в 1991 году. Он в принципе был готов пойти на создание автономного образования в Крыму, если оно будет в первую очередь крымско-татарским. В отношении существующей Крымской АССР Чорновил предлагал проведение перевыборов в Верховный Совет автономии, созданный из избранного в 1990 году областного совета, с включением в политический процесс в автономии представителей депортированных народов.

Референдум 1 декабря стал огромной победой сторонников независимости Украины. Вопреки предсказаниям скептиков, даже в Крыму за независимость проголосовало больше 50% пришедших на избирательные участки, а в других регионах – более 80%. Многие объясняют победу сторонников независимости в Крыму бойкотом рефенендума со стороны русских ирредентистов. Явка на полуострове действительно была ниже, чем на материке – всего лишь 70%, [v2] когда как в других областях явка составила от 75% (Одесская область) до 97% (Тернопольская область).

В прошедшем в тот же день втором туре выборов победу одержал Вячеслав Чорновил, набравший 55,3% голосов. Александр Мороз получил 39%. Электорат Евтухова и Гринева, за который шла основная борьба перед вторым туром, отдал предпочтение тому кандидату, который обещал необходимые для спасения экономики реформы. Чорновил смог взять верх в большинстве регионов Юга и Востока Украины. Мороз пытался пугать избирателей национализмом Чорновила, но в условиях экономического кризиса эти слова от коммуниста не нашли большого отклика. Хотя в Крыму Мороз получил больше 50% голосов, большая часть противников независимости предпочла голосовать против всех.

История с Закарпатским референдумом закончилась ничем. Видя результаты первого тура выборов, автономисты испугались своего проигрыша и перехода к власти в области к Руху. Они изменили формулировку вопроса, отказавшись от требований автономной республики в пользу «автономной территории как субъекта в составе независимой Украины», не входящей в любые другие административно-территориальные образования. Фактически это означало только то, что закарпатские избиратели, проголосовавшие за новую формулировку, высказывались за сохранение Закарпатья как отдельного региона.

5 декабря Вячеслав Чорновил принял присягу как президент Украины. В своей инаугурационной речи он озвучил программу радикальных реформ, которая должна была вывести Украину из кризиса. Страна и мир вступали в новую эру.


 [v1]Это все РИ акт

 [v2]Чуть выше РИ за счет горячей президентской кампании. Если что все дополнительные голоса засчитаны в противники независимости

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Браво, коллега. Уже хочется прочитать продолжение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В отношении существующей Крымской АССР Чорновил предлагал проведение перевыборов в Верховный Совет автономии, созданный из избранного в 1990 году областного совета, с включением в политический процесс в автономии представителей депортированных народов.

А не дойдет ли до активных действий российского населения Крыма в случае если Чорновилу удастся протолкнуть вариант с Татарской республикой?

Или вообще Крым разделят на Крымскую Автономную Республику Татар и Таврическую область? Не знаю, было ли это где-нибудь раньше, но почему бы и нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Карта

dej8jvu-d08f7a87-bb6e-4bb6-8db6-0d5fdfb2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А не дойдет ли до активных действий российского населения Крыма в случае если Чорновилу удастся протолкнуть вариант с Татарской республикой?

Если

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

российского населения Крыма

это что за население такое?

Особенно в 1991-м? Щас то понятно есть...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

это что за население такое?

Украинизм однако, там и русский язык российский, а не только население

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как я вижу основные вехи

Хотя после выборов 1992 года в Раде #13 рулит пропрезидентская коалиция, не все так просто. Рух сам по себе то ещё стадо кошек, а тут ещё условная "директорская партия" и экономический кризис. Это приведет осенью 1992 года к парламентскому кризису, который скорее всего закончится отставкой Ланового и Евтуховым/Кучмой в премьерах. Это не сильно повлияет на политику правительства, потому что НБУ стоит на жёстких позициях, а курс на поддержку промышленности есть и так

К сожалению, от станка 1992 и большую часть 1993 не уйти так как надо дать возможность адаптироваться к новым ценовым соотношениям и все такое. В то же время НБУ в рамках борьбы с инфляцией задирает вверх ставку дабы замедлить денежное обращение.

Аграрная реформа - важнейшее правительственное мероприятие. Кроме идеологической задачи возрождения селянства она имеет смысл с целью создания класса собственников, которые будут покупать продукцию украинской промышленности и уничтожения электоральной базы коммунистической оппозиции. В село вбухивается бабло, инфраструктура, МТС для фермеров, лизинг все такое

Хотя на Банковой и мечтают об украинских высокотехнологичных товарах как о лучших в мире, основное внимание будет уделяться металлургии, которая готова давать необходимую валюту здесь и сейчас. Вообще слова "экспортная ориентация", "диверсификация" и "импортозамещение" будут главными в лексиконе Минпрома. Про "протекционистский тариф" (который все равно будут снижать в рамках вступления в ВТО) будут вещать в других ведомствах. От директоров придется откупаться акциями их же предприятий.

В рамках борьбы с коррупцией и ОПГ случится массовый выход датчиков иронии из строя - при президенте-диссиденте СБУ и МВД окажутся в хорошем положении, правда не всем сотрудникам понравится применение законов о рекетирских организациях к их коллегам.

Посты губернаторов Донецка и Луганска будут особенно трудными из-за шахтерских движей

Крым ожидает нажим на ирредентистов, особенно если с флотом все пройдет удачно.

Окончательное улаживание отношений с Россией по спорным вопросам будет ближе к 1994.

И да, в 1994 возможны досрочные выборы, если коалиция развалится

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Оживление темы - это хорошо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Оживление темы - это хорошо!

Вы лучше скажите что думаете о парламентских кризисах 11/92 и хх/94

И всем остальном

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вы лучше скажите что думаете о парламентских кризисах 11/92 и хх/94

Ничего не думаю, мне сложно что-то предполагать. Я не понимаю экономических отличий от реала, насколько ситуация будет легче. 94 и парламенские перевыборы - предположим, что то подобное не может не случится, такая коррекция практически по всей В.Европе пошла, но вот конфигурация и расстановка политических сил мне непонятна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Евтуховым/Кучмой в премьерах

Кстати! Евтухов или Кучма? Такое ощущение что в реале авторитета у Кучмы побольше, но Евтухов хорошо о себе заявил на выборах 1991 года и его политический вес повыше реала.

в 1994 возможны досрочные выборы, если коалиция развалится

В реале перевыборы произошли в условиях тотального политического кризиса, если кризиса нет, зачем бы депутатам доводить до роспуска рады? Могут ведь и не выбрать.

И самое главное - о какой коалиции речь? Теоретически, могу поверить что в условиях крена Черновила в сторону директората возмутительями спокойствия могут стать республиканцы и правые руховцы, но это надо смотреть по ситуации. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати! Евтухов или Кучма?

Я пока склоняюсь к Евтухову

 

зачем бы депутатам доводить до роспуска рады? Могут ведь и не выбрать

ну, пшеки в 1993 как-то до досрочных выборов довели

 

И самое главное - о какой коалиции речь?

НРУ + мелкие правые + центристы (читать директорат и либералы с востока)

 

республиканцы и правые руховцы

ну да. С одной стороны у них разногласия с директоратом по отношению к России, с другой - выборы будут по партийным спискам и Чоронвиловыские контролируют выдвижение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я пока склоняюсь к Евтухову

А вообще, что за человек? По Википедии я так и не понял его экономические таланты. С другой стороны, если он слетит по результатам перевыборов 1994 года и уступит место дорогому Леониду Данилычу - тоже неплохо.

другой - выборы будут по партийным спискам

Докажите!

НРУ + мелкие правые + центристы (читать директорат и либералы с востока)

ну что же, тогда

республиканцы и правые руховцы

Верю! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Докажите!

Правые топили за выборы по спискам, а поправки в Конституцию бдут приниматься сразу после выборов 1992 года, пока оппозиция не оклемалась

 

А вообще, что за человек?

не так крут как Кучма, определенно, но не напортачить капитально сможет. Напомню, что до осени 1992 года Кучма почитался за заднескамеечника 

Изменено пользователем Владислав

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

сразу после выборов 1992

напомните, с какой радости должны состоятся выборы в 1992 году? Черновил станет ковать железо пока горячо и распустит Раду???

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Черновил станет ковать железо пока горячо и распустит Раду???

Да

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас