О повороте советского послевоенного автомобилестроения не туда


720 сообщений в этой теме

Опубликовано:

В 1946 году справедливость окончательно восторжествовала – ГАЗ получил почти всё уцелевшее оборудование Audi и Horch из Хемница. Более того, СССР вывез массу техники с двух предприятий BMW в Айзенахе и Мюнхене, хотя последний даже не входил в советскую зону оккупации. Были найдены и изъяты станки, которые немцы пытались рассредоточить на гражданских фабриках, в тюрьмах, пивных погребах. Точные приборы вывозили самолётами, всё остальное – поездами. Это оборудование работало на ГАЗ и других советских заводах ещё много десятилетий.

 Я-таки не зря подозревал, что EMW-340 и ГАЗ М-20-30 - родственники. Оказалось, правда, хоть и родственники очень опосредованные.

 А теперь немного оффтопного ора:

Летом 1943 года Горьковский автозавод практически сравняла с землёй немецкая авиация. Не встречая серьёзного сопротивления, немцы совершили серию налётов, методично выбомбив практически все цеха, а в некоторых случаях ещё и предварительно поливая их горючим с воздуха. Как оказалось, защитой города руководил генерал Осипов, снятый с предыдущей должности за пьянство. После уничтожения ГАЗа его назначили начальником Высшей офицерской школы ПВО.

MbwEK.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

генерал Осипов

Любопытный персонаж. Три раза его пытались поставить на пехоту (после гражданской, после военной школы, после академии), и три раза он убегал с пехоты на ПВО. Видимо, любил очень зенитную артиллерию. А мог бы командовать ПВО Баку... во время (предполагающегося) налета британской авиации 1939 года. Что бы он там накомандовал - ну, понятно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

немцы совершили серию налётов, методично выбомбив практически все цеха

Кстати, типичный так называемый пздж. Пострадало около 30 % цехов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, типичный так называемый пздж. Пострадало около 30 % цехов.

 Тем не менее, производство просело значительно и вопросов к ПВО это не снимает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пострадало около 30 % цехов.

Тут очень сильно "смотря как считать".
По докладной Лоскутова (назначенного после бомбардировки директора ГАЗа) 
полностью были разрушены: главный конвейер,  кузница, цех шасси, колёсный, ремонтно-механический, моторный, монтажный, сборочный цеха, один из деревообрабатывающих цехов ,склад смежных производств, склад резины, склады вспомогательных материалов, склады бумаги и еще 50 зданий и сооружений. Ну а список "поврежденных" вышел совсем длинным. Ну и практически бесплатно.
В общем, залет, конечно, не уровня мостов через Волхов примерно в то же время, но близко.

Ну и надо признать, что нам очень крупно повезло, что немцы с 7 июня начали откровенно страдать фигней: потрошить рабочие поселки, соцобъекты и второстепенные предприятия. Напрочь игнорируя маленький такой и ни разу не важный заводик за номером 21.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Подумал тут, а ведь идея с лоу-стартом послевоенной советской автопромышленности здравая: по сути, что победители, что побеждённые после войны, так или иначе начинали восстановление автопрома с возобновления выпуска серийных довоенных, опытных, не пошедших в серию машин и их модернизаций. Во многом, та же "Победа" первых серий вышла такой кривой и косой именно потому, что имела множество новых узлов и агрегатов, что обусловило высокую степень технического риска.

 Опять же, как выяснилось, гнутый по всей длине борт кузова "Победы" - нифига не технологичней и не дешевле, чем такой же, но плоский, с декоративной выштамповкой, образующей выступающее заднее псевдокрыло.

 Т. е. освоения того же ЗиС-150 (который вовсе даже не ЗиС-150, а, по довоенной номенклатуре - ЗиС-120-181) - не будет в первой послевоенной пятилетке. Он будет допиливаться, испытываться и вылизываться, чтобы родиться сразу в виде 5-тонного ЗиС-125 с верхнеклапанным ЗиС-120ВК или воздушником от немецких друзей. В серию пойдёт сперва ЗиС-5, возвёрнутый в свою довоенную комплектацию, а потом - его модернизированная версия. Что-то похожее на опытные УралЗиС-353, но доработанные до 4-х тонн грузоподъёмности.

 ГАЗ-ММ (который, вообще-то, ГАЗ-86-120) - тоже модернизируется с установкой дефорсированного ГАЗ-11 (от нес лучившегося пока ГАЗ-51), новыми тормозами и передним мостом, рулевым управлением и радиатором от ГАЗ-11-ХХ. Упорный кардан и кантилеверные рессоры с реактивными штангами - долой, грузоподъёмность до 2-х тонн увеличим.

 Опять же, если передний мост от ГАЗ-11-ХХ - то грузовик повышенной проходимости получается просто установкой ведущего переднего моста от ГАЗ-11-61. Возможно, усиленного, ну и раздатка с прочими приблудами, да.

 Вместо "Победы" идёт на конвейер стилизованный под Willys Americar фастбэк о 4-х дверях, с плоским бортом, передней рессорной подвеской и модернизированными агрегатами ГАЗ-11-ХХ. Т. е. из нового - двигатель и несущий, каркасно-панельный кузов. Опять же, полноприводный вариант получаем без долгих извращений, подставив под передок мост от ГАЗ-11-61 или, кстати ГАЗ-67Б ( он же - ГАЗ-67-416, кстати) и раздатку.

 Потом всё это получит пневматические и/или гидравлические тормоза с вакуумными усилителями прочие ништяки.

 Т. е. из новья будут только МЗМА-400-420, ЯАЗ-200-215, ЗиС-110-ХХ, ГАЗ-12-ХХ и НАЗ-253-ХХ. Для последнего я нашёл подходящую площадку - Иркутский Автосборочный Завод (ИрАСЗ или ИАСЗ, который потом станет ИрАЗ или ИАЗ), где собирали из машинокомплектов Studebakker US-6.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ЗиС-110-ХХ

Развитие ЗиС, как раз, вполне можно "остановить" ранее, но на базе 101А/Б, поздние бронетёмкины поносцы (115) строить на нём же.

Делаю небольшой набросок лопатой:

ИМНСХО, давно напрашивается ылтырнытыне развитие семейства от этого мотора, причём не в ту дверь как у Мамая, а вместо и ГАЗ-11, и ГАЗ-20, этцетера. Условно - "топчик" это серийная верхнеклапанная восьмёрка OHV в максимальных для известной конструкции размерениях 89/127 (6,3 литра), 130+ л.с. (поздней OHC с колпачной крышкой ), существуют деривативы -- нижнеклап шестёрка флэтхэд (гибрид доджа и огрызка бьюика, 4.75 л) для крупносерийных средних грузовиков и тягачей на 80+ л.с., возможно - ещё одна шестёрка OHV 110 л.с., а завершает довоенный модельный ряд нижне- четвёрка для массового сегмента (45-60 л.с.). Верхнеклапанная четвёрка на 3.1 л. это до 1999 с головой для всех обозримых целей, как для условных Волг, так и для УАЗов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Развитие ЗиС, как раз, вполне можно "остановить" ранее, но на базе 101А/Б, поздние бронетёмкины поносцы (115) строить на нём же.

 Только ЗиС-103-ХХ, там планировали несущий кузов, 133-сильный движок и переднюю независимую подвеску. Только для этого нужно куда-то Сталина деть - ЗиС-110-ХХ, ЕМНИП - по его прямому указанию делался с "Паккарда".

Условно - "топчик" это серийная верхнеклапанная восьмёрка OHV в максимальных для известной конструкции размерениях 89/127 (6,3 литра), 130+ л.с. (поздней OHC с колпачной крышкой ), существуют деривативы -- нижнеклап шестёрка флэтхэд (гибрид доджа и огрызка бьюика, 4.75 л) для крупносерийных средних грузовиков и тягачей на 80+ л.с., возможно - ещё одна шестёрка OHV 110 л.с., а завершает довоенный модельный ряд нижне- четвёрка для массового сегмента (45-60 л.с.).

 Красиво, конечно, но не вы же сами говорили, что L8 от ЗиС-101 - для грузовика не торт?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ЗиС-110-ХХ, ЕМНИП - по его прямому указанию делался с "Паккарда"

Там и 101 (и даже Л-1) -- реплики (правда, Бьюика). На самом деле и с Пачкартом вполне логичное решение было с большими запасами прочности. Вид мотора-то не главное для членовоза :) 

планировали несущий кузов

вот за это сразу по жопе тряпкой. 

L8 от ЗиС-101 - для грузовика

Для малоресурсной лёгкой бронетехники сойдёт, если обеспечить более производительными насосами масла и ОЖ; для среднего грузовика ГАЗ-11 вполне себе сгодился вплоть до 1994 - а конструкция схожа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Там и 101 (и даже Л-1) -- реплики (правда, Бьюика).

 Йап.

Вид мотора-то не главное для членовоза

 Ну, V8 родить пытались ещё до войны, вроде.

вот за это сразу по жопе тряпкой. 

 На фоне ЗиС-101, собранного на деревянных рейках - терпимо. Тем более, для относительно-малосерийной машины.

Для малоресурсной лёгкой бронетехники сойдёт, если обеспечить более производительными насосами масла и ОЖ

 Тогда, может лучше МБ-27 реанимировать? С его-то 10.3 литрами объёма - крутить - не перекрутить..)

 Кстати, смотрите, что откопал:

scale_1200

 Его урезанная версия БД-14, была V2 с углом развала 45 градусов и мощностью в 70 л. с. при 1625 об/мин.  Вот и альтернатива для "Коджу" нарисовалась. Только в L2-версию переделать надоть.

Изменено пользователем Crusader

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

БД-14

не

урезанная версия

а просто опытно-экспериментальный отсек и без балансирных валов даже в виде I2 ряда как мотор работать не будет. 

Дизель БД-14 работал по четырехтактному циклу и имел следующие основные характеристики: диаметр поршня – 140 мм, ход поршня – 165 мм, мощность в цилиндре с применением наддува – 35 л.с. при частоте вращения коленчатого вала в 1800 об/мин... 

но конструкторы были так себе: 

В дальнейшем планировалось просто «пристыковывать» отсеки друг к другу, получая дизели требуемой конфигурации. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а просто опытно-экспериментальный отсек

 Да, что-то меня после полуночи попячило..)

 Тем не менее, балансировочные валы - не бином Ньютона.

 Кстати, там был ещё ДТ-26, который завернули потому, что он-де в МТО Т-26 без переделок не лез (вот проблема - там места на это МТО аж по самый погон башни) и завёрнутый по причине слабосильности Д-300, который V8.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

балансировочные валы - не бином Ньютона

Вплоть до конца 1950-х вполне себе. 

был ещё ДТ-26, который завернули потому, что он-де в МТО Т-26 без переделок не лез

вы всё перепутали:

 Попытку создать истинно танковый дизель предприняли на заводе имени Ворошилова в 1935 году, когда разработали мотор ДТ-26 для легкого танка Т-26. Мотор имел массу в 500 кг, рабочий объем 7,16 л и развивал 91 л. с., однако испытания провалил, наработки по нему отложили. 

125 мм диаметр цилиндра, 146 мм ход поршня, масса примерно как у оригинального мотора Т-26 и, возможно, наработки по нему легли в основу бензомотора 26М (совпадает Дц).

В 1937 на заводе опытного машиностроения имени Кирова приступили к постройке сразу двух дизелей для Т-26 – первый был 4-тактный Д-16-4, а второй 2-тактный Д-16-2. Оба агрегата развивали 130 л. с. и имели восемь цилиндров (Д-16-4 был V-образным, а Д-16-2 — оппозитным). Собственно, тогда и пришло понимание того, что наиболее оптимальным для танка будет V-образная компоновка дизеля с 4-тактным циклом. Д-16-4 по причине излишних габаритов (не влез в МТО Т-26) так и не пошел в серию, что окончательно оставило советский легкий танк без мотора на тяжелом топливе. 

От подчёркнутого -- взоржал. Ну и опять же всплыло уё:

в 1936 году на заводе имени Кирова стартовал новый проект постройки дизеля для средних и тяжелых танков ДМТ-8. Инновацией для 2-тактных моторов того времени была модульность конструкции – каждый сегмент имел два цилиндра, общую камеру сгорания, впускной и выпускной клапаны. Из четырех модулей или отсеков собирали 8-цилиндровый дизель, а из пяти, соответственно, 10-цилиндровый. … А в 1939 году мотор ДМТ-8 отправился на испытания, но он показал неудовлетворительные результаты – вибрации при работе, высокий расход масла и топлива, а также прогорание поршней. 

Немудрено -- схема Цоллера. Про клапаны - пздж.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вы всё перепутали:

 Точно. Д-16-4.

 А ДМТ-8, там, да. Там всё печально, но я его и не предлагал, памятуя о прошлых темах на форуме, где касались сего поделия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

схема Цоллера

Но как? В смысле, как они добились дизельной степени сжатия в системе с ТРЕМЯ блин поршнями и общей камерой сгорания у двух?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 В общем, тема с Д-16, что 2-тактным оппозитом, что 4-тактным двухрядником - прям эпик фейл на ровном месте.

Изменено пользователем Crusader

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

как они добились дизельной степени сжатия

Полноценных чертежей не видел, по описанию похоже на асимметричные головки поршней с вытеснителями. Третий поршень у продувочного насоса, последний может быть любым, хоть центробежным или объёмным типа Рутс, ну или как у тех же ДКВ/Звезды -- ротативно-лопаточным.

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Прикупил тут намедни:

6157956122.jpg

 Изучаю. Клюква в виде зловещего Берии - имеется, но, в целом, объективно товарищ излагает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

От подчёркнутого -- взоржал.

 Определённая логика в предпочтении V-образному варианту есть: он уже. Оппозитник - вестимо ниже, но шире и радиаторы или бензобаки по бокам от него не войдут, а схема охлаждения по типу "Пантеры", ИМХО, слишком хай-тек для СССР в те годы. Это чисто в сфероконическом вакууме и без привязки конкретно к Т-26. Так-то, капотному грузовику и V8 и B8 - одноединственно, а вот бескапотнику плоский B8 лучше, думаю.

Изменено пользователем Crusader

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а вот бескапотнику плоский B8 лучше

Хуже, его трудно скомпоновать. В раму он не встает из-за колесных арок и переднего моста, за кабиной оказывается уязвим для повреждений на бездорожье и плохо стыкуется с КПП и раздаткой. плюс чтобы что-либо чинить надо скидывать не кабину, а кузов. Над рамой он тоже так себе стыкуется с КПП и не дает никакого выигрыша по габаритам.

В бескапотник хорошо компонуются рядные моторы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Ну хз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Ну хз.

Боксер хорошо компонуется либо в спортивную легковушку, либо слойкой в танк. Причем к танку должна прилагаться БРЭМ со стрелой, иначе это  не компоновка, а вредительство. А лучше всего в легкий самолет или мотоцикл.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Кстати, а ведь в 1952-м году оборудование разорившейся американской Crosley-таки предлагали за границу продать, судя по некоторым данным. Так-то, если пойти по пути Большой АИ - оно может и в СССР уплыть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

оборудование разорившейся американской Crosley-таки предлагали за границу продать, судя по некоторым данным.

Вопрос конечно в цене и в составе оного. Нужен ли СССР завод, выпускавший в прыжке 10 тысяч малолитражек? Разве что усилить какой уже существующий машиностроительный или мотоциклоклепательный - Ижевск там, Запорожье, Калугу, Ирбит...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так-то, если пойти по пути Большой АИ - оно может и в СССР уплыть.

А смысл? У СССР был полный набор документации на куда более вменяемый КИМ (метризованный младший Форд какой-то) В реале стали делать еще более вменяемый Москвич (Опель) и всякие инвалидки местной конструкции.

Разве что чисто как набор станков по дешевке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас