362 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Первый, пока еще подготовительный залп "Тюленьей войны" между Норвегией и РСФСР (позднее - СССР) состоялся в 1920 году. Норвежские промысловики, пользуясь полной беззащитностью северного побережья Советской России, развернули хищнический браконьерский промысел тюленя, войдя во внутренние воды РСФСР и безжалостно уничтожая десятки тысяч морских зверей, включая беременных самок и только что родившихся детенцшей.

Поэтому в 1921 году Совнарком РСФСР издал распоряжении об аресте и конфискации судов-нарушителей. Летом 1921 года в Белом море было задержано несколько зверобойных шхун. МИД Норвегии отреагировал нотой, в которой требовал не только отпустить нарушителей, но и вообще ликвидировать понятие территориальных вод РСФСР, объявив все северные моря открытыми, а границы РСФСР считать исключительно по береговой линии. Что, с некоторой точки зрения, логично: не имеешь флота - не выёживайся на морях. Естественно, данная нота была проигнорирована, и в 1922 году катерами погранохраны было арестовано уже более 10 норвежских шхун, что, в свою очередь вызвало эскалацию напряженности между РСФСР и Норвегией. Можно было смело предположить, что король Хокон не слишком доволен арестами судов, принадлежащих его подданным, а потому ответные меры неизбежно воспоследуют.

Неизвестно, кто именно из чекистов подложил на стол Феликсу Эдмундовиуч Дзержинскому информацию о перевооружении корабля охраны рыболовства (и, по совместительству, королевской яхты) "Хемдаль" с 2.5-дюймовых на 3-дюймовые пушки (состоявшееся еще в прошлом, 1921 году), но это сообщение вызвало лавину весьма значимых последствий.

 

Находившийся в жестких контрах с предреввоенсовета Троцким Феликс Эдмундович увидел в этом возможность несколько подточить влияние соперника и, пользуясь возникшей в связи с тяжелой болезнью Ленина неразберихой, провел в июне 1922 года декрет о создании вместо скромной Морской Погранохраны в составе Пограничных войск будущего ОГПУ более солидного отдельного управления Береговой Охраны.

 

Троцкий, несмотря на свою широко известную нелюбовь к флоту, в целях недопущения создания альтернативной флотской структуры отказался выделять для Береговой Охраны корабли из состава РККФ, и Дзержинский с совершенно невозмутимым лицом завершил двухходовку: Следующим постановлением Совнаркома Береговая Охрана ВЧК (а позднее ОГПУ) получала эксклюзивные полномочия использовать ту матчасть бывшего Российского Императорского Флота, которая не заинтересует РККФ (причем только и исключительно ту матчасть).

В любое другое время это "только и исключительно" было бы шахом и матом еще не ставшей на ноги Береговой Охране - но в 1922 году готовилась грандиозная сделка по продаже на металл десятков кораблей бывшего РИФ - от древних миноносцев до новейших, но не законченных линкоров и линейных крейсеров. Учитывая, что все подлежащие продаже на металл корабли были одобрены к продаже флотскими, Дзержинский наложил на сделку вето, подкрепленное всей жутковатой репутацией и не такой уж малой мощью пока-еще-ВЧК.

 

Скандал был эпичен, но на финансовое положение РСФСР (а позднее - СССР) серьезного влияния он не оказал, предположительно из-за крайне высокой коррупционной составляющей в сделке, либо изначально заложеной целью вывода средствв за рубеж с целью организации мировой революции. Единственным заметным последствием оказалась внезапная смерть от рук уличных бандитов Михаила Яковлевича Маршака - крупного экономиста, имевшего некое загадочное отношение к данной афере.

 

Вторым следствием стал интересный разговор, состоявшийся в ноябре 1922 года в Фузане между флагманом белой Сибирской флотилии контр-адмиралом Георгием Карловичем Старком и военно-морским атташе РСФСР Владимиром Александровичем Белли. Неизвестно, что стало ключевым  фактором согласия Старка на предложение Белли вернуться в Советскую Россию: нелюбовь к норвегам, отделившимся не столь давно от Швеции (тут могли сыграть шведские корни Старка), сочувствие несчастным беломорским белькам, или же отмена распродажи кораблей Российского флота. В любом случае, контр-адмирал Старк согласился вернуться в РСФСР с частью флотилии и занять предложенный ему пост начальника Северного Округа Береговой Охраны (СОБО) ПВ ГПУ при НКВД СССР.

 

Контр-адмирал Георгий Карлович Старк

46624_1.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Расстреляют или в 33м или в 37... Вот и все о Старке...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Расстреляют или в 33м или в 37...

Как говорили Ильф с Петровым, "Это мы еще посмотрим, кто кого распнёт"

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

комдив Шмидт вообще Сталину башку свернуть обещал. А в итоге сам во рву сгнил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

комдив Шмидт вообще Сталину башку свернуть обещал

Вывод простой: не надо обещать свернуть башку Сталину

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ознакомившись с доставленными курьером документами, Старк собрал совещание с участием местных чекистов и тех офицеров (ныне командиров), которые были готовы последовать за своим флагманом. Исходя из состояния флота Норвегии, следующей весной следовало ожидать визита как минимум двух кораблей охраны рыболовства: 226-тонного "Михаеля Сарса" с парадным ходом в 9 узлов и двумя 47-миллиметровками, и упомянутой "королевской яхты" - 12-узлового "Хемдаля", модернизация которого вряд ли была простым совпадением. 

При этом морские силы красных на Белом море составляли почти полный ноль: несколько моторных и паровых катеров еще как-то могли справиться с промысловыми шхунами, имевшими из вооружения только ружья команд, но против любого из шлюпов (а тем более обоих) они не плясали примерно никак. Соответственно, не позже следующего лета карьера новоиспеченного флагмана должна была потерпеть блистательный крах.

Приведенный с собой остатки Сибирской флотилии тоже не могли помочь: во-первых, бОльшая часть кораблей и судов осталась в Гензане и Фузане, во-вторых - на вернувшиеся корабли наложил мозолистую лапу славный РККФ, а в-третьих, четыре корабля, способные хоть как-то противостоять норвежским шлюпам - минонсцы типа "Сокол" - "Статный, Скорый", "Смелый" и "Сердитый" - были выведены из строя японскими интервентами при уходе из Владивостока. Быстрый осмотр показал, что подорванные машины и гребные валы не могут быть восстановлены. В связи с этим представители РККФ выразили свою полную незаинтересованность в кораблях.

 

Однако для нового командующего СОБО ПВ ГПУ НКВД тов. Старка эти калеки представляли изрядную ценность: тихоокеанские эсминцы изначально выполнялись разборными для перевозки по железной дороге.

Крайне удачным было то, что председатель ГПУ Дзержинский одновременно выполнял также и функции наркома путей собщения. Да и часть кассы от продажи судов Сибирской флотилии удалось по приказу Дзержинского провести как фонд СОБО. В результате к концу января 1923 года все четыре эсминца были разобраны (окзалось, что оплата труда рабочих в иностранной валюте, даже в японских йенах, резко повышает производительность труда), разбитые взрывами машины, валы и орудия были демонтированы, и из полученных секций были отобраны два наиболее сохранившихся комплекта.

Эти комплекты были погружены на предоставленные НКПС спецплатформы и литерным эшелоном доставлены на станцию Исакогорка на левом берегу Северной Двины недалеко от Архангельска. К этому времени рабочие НКПС совместно с частью моряков бывшей Сибирской Флотилии наморозили деревянно-ледовые насыпи через Северную Двину и Кузнечиху по этим насыпям были проложены временные рельсовые пути, и уже к 20 февраля секции двух, по меткому выражению Старка, "миноносных Франкенштейнов" были доставлены на судоремонтный завод "Красная Кузня", не входивший, в силу отдаленности, в сферу интересов РККФ и поэтому отжатый Дзержинским для нужд СОБО.

 

Одновременно один из немногих кавказских чекистов, имевших хоть какое-то техническое образование, зампред ГПУ Грузии Л.П.Берия вынужден был вновь на время вернуться в Баку, где и организовал демонтаж машин, гребных валов, орудий и различных дельных вещей с выведенных из состава РККФ миноносцев "Ретивый" и "Прочный" с отправкой их литерным эшелоном на Север. Учитывая, что незадолго до этого тов. Берия подвергался не вполне приятной процедуре расследования его участия в работе мусаватистской разведки, им были приложены все силы для выполнения личного задания тов. Дзержинского.

 

Сборка миноносцев из частей шести разных кораблей столкнулась с существенными трудностями, однако сбереженные Старком фунты и доллары из остатков специального фонда вновь способствовали резкому повышению производительности труда и даже позволили закупить для "Красной Кузни" кое-какое оборудование в Британии и Швеции.

В результате миноносец "Упорный" был выведен портовым ледоколом в северо-западную, свободную ото льда часть Белого моря на послесборочные испытания 12 апреля 1923 года, показав на чистой воде скорость в 23.2 узла, а "Упрямый", выведенный на испытания неделей позже, достиг 22.5-узловой скорости.

Костяк команд составили кондуктОры и матросы Сибирской флотилии, последовавшие за своим флагманом. Большинство моряков были опытными, прошедшими и Первую мировую, и Гражданскую войну, однако встречались и 15-16-летние юнцы, в основном из семей офицеров и унтеров, последовавшие и в изгнание, и обратно в Россию за своими отцами.

 

Корабль охраны рыболовства (по соовместительству королевская яхта) Хемдаль

HNoMS_Heimdal_OPV.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Норвежские зверобои появились у кромки беломорских льдов в самом начале мая 1923 года. На этот раз они действовали под прикрытием "Хемдаля", капитан которого получил инструкцию препятствовать задержанию норвежских промысловых шхун вне четырехмильной (на всякий случай норвежцы набросили милю) зоны от берегов СССР, не применяя, однако, силовых методов против "русских правительственных кораблей".

Однако после первой же попытки пограничного катера СОБО взять на абордаж норвежскую шхуну "Хемдаль" произвел выстрел из 37мм орудия по курсу катера. На последующем разборе командир "Хемдаля" Якобсен утверждал, что попытка задержания произошла вне трехмильной границы территориальных вод, признаваемых Норвегией, толда как СССР считал своей полосу в 12 миль.

 

Катер отвернул и пустил две красных ракеты. подавая сигнал ледокольному пароходу "Александр Сибиряков" и следующим по пробитому им каналу через остатки льда "Упорному и "Упрямому". Заметив и разглядев приближающиеся корабли, Якобсен, не ожидавший встречи с пусть и устаревшими, но вполне боеспособными миноносцами, растерялся. Британская разведка, отследившая отправку корпусных секций, машин и вооружения в Архангельск, по какой-то причине проигнорировала либо не сообщила норвежским коллегам о строительстве временной ледовой переправы, в результате чего достижение "Упорным" и "Упрямым" боеготовности ожидалось не ранее 1924 года. А теперь под угрозой был не только сам "Хемдаль", но и около сотни зверобойных шхун, чья судьба после возможного потопления "Хемдаля", лишенного из-за провала разведки поддержки остального норвежского флота, представлялась безнадежной.

Постредством сигналов прожектором "Хемдаль" запросил намерения советского отряда, в ответ на что державший флаг на "Упорном" Старк сообщил, что имеет приказ силой оружия препяствовать нарушению границ СССР и ведению незаконной промысловой деятельности.

Быстро прикинув соотношение сил (из четырех его тредюймовых орудий огонь на один борт могли вести только два - против четырех 75мм Канэ на миноносцах и еще двух трехдюймовок, спешно установленных на "Сибирякове"; не говоря уже о наличии у советских кораблей торпедных аппаратов) и вероятную судьбу порученных его попечению зверобоев, Якобсен просигналил о готовности способствовать удалению норвежских промысловых судов из советских вод, тем самым де-факто признав заявленную СССР двенадцатимильную территориальную зону. Старк, вполне удовлетворенный таким исходом, дал "Хемдалю" сутки на сбор норвежских шхун и конвоирование их подальше от советских берегов. Однако комиссар СОБО и одновременно замначальника Архангельского управления ПВ ГПУ Зиновий Канцельсон счел поставленные условия слишком мягкими и фактически пораженческими. К сожалению, во время его исполненной пролетарского гнева речи товарища Канцельсона хватил удар, послуживший причиной кровоизлияния в мозг и последующей смерти пламенного революционера.

undefined

Зиновий Канцельсон

 

Председатель Реввоенсовета тов. Троцкий, получив сведения с Белого Моря, немедленно потребовал суда и расстрела для Старка. Однако прецедент фактического признания двенадцатимильных территориальных вод СССР, юридически зафиксированный чуть позже в договоре об установлении дипломатических отношений между СССР и Норвегией, а также вполне выгодный для Советского Союза договор об угольных, зверобойных и рыболовных концессиях оказались слишком большой дипломатической удачей. В результате как тов. Старк, так и тов. Канцельсон были награждены орденами Красного Знамени (тов. Канцельсон - посмертно).

Возможно, позиция норвежцев была бы более жесткой, если бы до них дошли сведения о последовавших за сей славной дипломатический викторией конфузах. Уже после удаления норвежской флотилии на достаточное расстояние Старк приказал провести учебные стрельбы имеющимися в аппаратах торпедами. Из четырех пущеных по брошенной шхуне самодвижущихся мин ни одна не отработало штатно: две, пущенные из аппаратов "Упорного", затонули почти сразу после пуска, как и первая торпеда "Упрямого", а четертая вследствие неисправности прибора Обри описала полную циркуляцию и поразила самого "Упрямого" в левый борт в районе кормового котельного отделения, К счастью, взрыватель торпеды тоже не сработал.

В дополнение к этому, уже на подходе к Соломбале "Упрямый" пропорол обшивку левого борта льдиной почти в месте попадания собственной торпеды, и лишь своевременные действия опытного экипажа позволили кораблю избежать затопления, а флагману - практически неизбежного в этом случае расстрела.

 

Приложение - инструкция командиру "Хемдаля" от 1922 года.

Hemsdal.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

По результатам первого боевого выхода кораблей СОБО Старк составил докладную записку, в которой развил и обосновал несколько тезисов:

1. Имеющиеся корабли не могут быть эффективно использованы для охраны морских границ СССР на Северном театре. Нужны корабли специальной постройки, приспособленные для плавания в как минимум простой ледовой обстановке

2. Имеющееся артиллерийское вооружение является приемлемым на ближайшее время, однако уже в среднесрочной перспективе требует как минимум модернизации.

3. Имеющееся торпедное вооружение абсолютно неспособно противостоять даже норвежскому флоту в случае обострения отношений, не говоря уже о флоте британском.

4. Задача охраны морских границ СССР требует усовершенствования приборов связи и наблюдения

5. Необходим специальный бюджет на разработку и создание специализированных кораблей,их  силовых установок, вооружения и средств наблюдания для Береговой Охраны.

 

Председатель ГПУ тов. Дзержинский с запиской согласился, однако указал тов. Старку, что возможности финансирования программы вследствие, с одной стороны, плохого финансового положения СССР, а с другой стороны - противодействия тов. Троцкого крайне ограничены, и рекомендовал практиковать тот же подход, что и в случае с "Упорным" и "Упрямым" - восстановление отвергнутых РККФ кораблей.

Тов. Старк запросил тов. Дзержинского, обязательно ли использовать ресурсы списанных кораблей РИФ в натуральной форме или можно в денежной.

Тов. Дзержинский запросил уточнений.

Тов. Старк уточнения предоставил.

 

В результате тов. Белли был отозван с дальнего Востока и назначен начальником Разделочной Комиссии Сил Береговой Обороны ГПУ. Сам тов. Старк провел несколько совещаний с руктоводством Нефтяного Треста, недавно созданных совместных предприятий ДеРуНафта, ДеРуМет, Мостострительного Треста, Судостроительного Треста, Госпланом и ряда других организаций, включая находящиеся в системе ГПУ ЭПРОН и Остехбюро.

Первой ласточкой нового подхода стал заказ на разделку устаревших линейных крейсеров "Громобой" и "Россия", исключенных, как и многие другие корабли, из состава РККФ с сохранением всех деталей и механизмов, которые могут быть использованы в кораблестроении и народном хозяйстве. В распоряжение тов. Кржижановского были переданы 64 котла Бельвилля с угольным отоплением и 5 паровых машин тройного расширения общей мощностью ок. 25 МВТ под строительство угольной электростанции рядом с заводом "Красная Кузня". Орудия, броневые плиты, якоря, приборы, даже оборудование камбузов - всё демонтировалось и склдировалось под охрану войск ГПУ. Даже изношенный набор крейсеров не резался, а аккуратно расклёпывался и частично вывозился в сторону Архангельска, благо дефицита готовой работать за паёк малоквалифицированной рабочей силы (а равно отставных флотских унтер-офицеров для руководство оной) в Советской России не было.

Еще более двухсот котлов различных систем и паровые машины общей мощностью свыше 60МВТ предполагалось передать на цели электрификации под расчёт, что обеспечило финансирование разделочных работ. При этом в распоряжении Разделочной Комиссии еще оставалась 4 комплекта паровых машин от ЭМ типа "Сокол" (включая возвраенне финнами по Юрьевскому договору "Резвый" и "Послушный"), 4 7200-сильных комплекта ЭМ типа "Доброволец" разных серий, а также паровые машины линкоров "Андрей Первозванный" и "Император Павел I", крейсеров "Рюрик-II", "Богатырь", "Баян-II" и "Адмирал Макаров", а также вооружение и оборудование с разбираемых кораблей.

 

Тов. Лев Давыдович Троцкий рвал и метал: из старых кораблей, предполагаемых к продаже по цене металлолома тов. Дзержинский и тов. Старк вытянули в разы большие суммы, сэкономив СССР значительные валютные средства и значительно ускорив планы электификации, не говоря уже об обеспечении конкурирующей кораблестроительной программы, которая, какой бы скромной она ни была, смотрелась на фоне фактически отсутствующей программы строительства РККФ просто блестящей.

Еще хуже было то, что особая экспедиция  ЭПРОН также входила в структуру ОГПУ, так что тов.  Дзержинский имел все возможности наложить лапу не только на потопленный британцами крейсер "Олег" и несколько затопленных в Новороссийске эсминцев, включая турбинные, но и на линкоры "Императрица Мария" и "Императрица Екатерина". В связи с этим предполагавшийся саботаж получения от Франции кораблей Бизертской эскадры был не к месту, совсем не к месту...

 

Корпус крейсера "Рюрик-II" в 1925г. РИ

scale_2400

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно, в каком году Троцкого подменили по старой традиции в Европе?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в каком году Троцкого подменили

А зачем подменять принципиально беспринципных оппортунистов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

товарища Канцельсона хватил удар

...кранбалкой по темечку.

 

Альзо, кажется я знаю, к чему всё идёт :3

 

Альзо (2), там где-то еще валяется полуубитая "Чесма", и целая одна миниподлодка итальянской постройки, при желании можно перевести по рекам еще парочку лодок с Балтики. Плюс достраивается несколько "Демосфенов", которые хотели ирл использовать для арктической экспедиции. Оне, конечно, мелкосидящие, зато явно лучшие орудийные платформы чем истребители

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Однако самый болезненный удар по самолюбию председателя Реввоенсовета и руководства РККФ был нанесен в августе 1923 года. Предназначенные для разборки на металл корпуса трех линейных крейсеров типа "Измаил" - "Бородино", "Наварина" и "Кинбурна" - все же отправились в Германию, ободранные до обшивки и лишенные брони, только отнюдь не на разборку. В машиные отделения бывших крейсеров установили дизели фирмы MAN с наддувом конструкции инженера Бюхи, общей мощностью 5600 лошадиных сил. Бывшие погреба боезапаса и котельные отделения были загерметизированы и превратились в нефтяные танки, надстройка с ходовой рубкой переехала в корму, а на гладкой длинной палубе разместились насосы (с дизельным же приводом) и стрелы для манипуляций с погрузочно-разгрузочными шлангами. Каждый из танкеров теперь уверено держал 12 узлов и вмешал около 17,5 тысяч тонн нефти или нефтепродуктов при полной загрузке.

Kinburn, Russian Empire/USSR Tanker laid down 1912 (Engine 1923)

Displacement:
    14 843 t light; 15 478 t standard; 31 763 t normal; 44 790 t full load

Dimensions: Length overall / water x beam x draught
    735,00 ft / 735,00 ft x 100,00 ft x 27,50 ft (normal load)
    224,03 m / 224,03 m x 30,48 m  x 8,38 m

Armour:
   - Belts:        Width (max)    Length (avg)        Height (avg)
    Main:    3,00" / 76 mm    735,00 ft / 224,03 m    16,50 ft / 5,03 m
    Ends:    Unarmoured
      Main Belt covers 154% of normal length

   - Torpedo Bulkhead:
        1,00" / 25 mm    500,00 ft / 152,40 m    27,50 ft / 8,38 m

   - Armour deck: 2,00" / 51 mm

Machinery:
    Diesel Internal combustion motors,
    Direct drive, 4 shafts, 5 600 shp / 4 177 Kw = 12,21 kts
    Range 145 500nm at 10,00 kts
    Bunker at max displacement = 29 312 tons

Complement:
    1 189 - 1 546

Cost:
    £0,546 million / $2,183 million

Distribution of weights at normal displacement:
    Armament: 0 tons, 0,0%
    Armour: 3 753 tons, 11,8%
       - Belts: 1 346 tons, 4,2%
       - Torpedo bulkhead: 509 tons, 1,6%
       - Armament: 0 tons, 0,0%
       - Armour Deck: 1 898 tons, 6,0%
       - Conning Tower: 0 tons, 0,0%
    Machinery: 187 tons, 0,6%
    Hull, fittings & equipment: 8 403 tons, 26,5%
    Fuel, ammunition & stores: 16 920 tons, 53,3%
    Miscellaneous weights: 2 500 tons, 7,9%

Overall survivability and seakeeping ability:
    Survivability (Non-critical penetrating hits needed to sink ship):
      330 196 lbs / 149 774 Kg = 3 057,4 x 6 " / 152 mm shells or 143,5 torpedoes
    Stability (Unstable if below 1.00): 1,88
    Metacentric height 13,8 ft / 4,2 m
    Roll period: 11,3 seconds
    Steadiness    - As gun platform (Average = 50 %): 56 %
            - Recoil effect (Restricted arc if above 1.00): 0,00
    Seaboat quality  (Average = 1.00): 1,75

Hull form characteristics:
    Hull has raised forecastle
    Block coefficient: 0,550
    Length to Beam Ratio: 7,35 : 1
    'Natural speed' for length: 27,11 kts
    Power going to wave formation at top speed: 14 %
    Trim (Max stability = 0, Max steadiness = 100): 32
    Bow angle (Positive = bow angles forward): 0,00 degrees
    Stern overhang: 0,00 ft / 0,00 m
    Freeboard (% = measuring location as a percentage of overall length):
       - Stem:        30,00 ft / 9,14 m
       - Forecastle (20%):    30,00 ft / 9,14 m (19,00 ft / 5,79 m aft of break)
       - Mid (50%):        19,00 ft / 5,79 m
       - Quarterdeck (15%):    19,00 ft / 5,79 m
       - Stern:        19,00 ft / 5,79 m
       - Average freeboard:    21,20 ft / 6,46 m

Ship space, strength and comments:
    Space    - Hull below water (magazines/engines, low = better): 15,5%
        - Above water (accommodation/working, high = better): 156,1%
    Waterplane Area: 51 295 Square feet or 4 765 Square metres
    Displacement factor (Displacement / loading): 479%
    Structure weight / hull surface area: 120 lbs/sq ft or 584 Kg/sq metre
    Hull strength (Relative):
        - Cross-sectional: 1,05
        - Longitudinal: 0,99
        - Overall: 1,00
    Hull space for machinery, storage, compartmentation is excellent
    Room for accommodation and workspaces is excellent
    Excellent seaboat, comfortable, rides out heavy weather easily

Правда, работы по переоборудованию недостроенных линейных крейсеров чуть было не сорвались из-за вспыхнувшей в октябре 1923 года революции в Германии. Возможно, финансовая поддержка восставших и была несколько ниже, чем могла бы быть в случае реализации сделки по продаже на металл кораблей, но, с другой стороны, рабочие германских судостроительных и судоремонтных заводов не получили так необходимой им работы по разборке кораблей русского флота (таковая работа досталась советским братьям по классу), так что помимо Тюрингии и Саксонии полыхнули и Гамбург с Бременом. Впрочем, восстание было быстро подавлено решительными действиями рейхсвера, и работы по переоборудованию были завершены к концу 1924 года. Формальным владельцем танкеров стала новообразованная шанхайская компания "Винтерфелл" "ДеРуНафта", использовавшая танкеры на маршрутах "Батуми-Гамбург", "Батуми-Марсель", а затем и "Туапсе-Лондон" и "Туапсе-Таранто".

 

Самым обидным было то, что средства за корпуса поступили не в отказавшийся от недостроя РККФ, а на счета Разделочной Комиссии Береговой Охраны ГПУ под руководством тов. Белли, а сковырнуть или раскулачить его было невозможно из-за плотного прикрытия со стороны тов. Дзержинского, который недрогнувшей рукой вваливал безумные по меркам тогдашней хилой экономики средства и ресурсы в архангельскую "Красную Кузню" и строительство железнодорожных путей к ней (попутно улучшая свои показатели и по Наркомату Путей Сообщения).

 

В сентябре в Соломбалу прибыли первые пароходы, а в Исакогорку - первые поезда с награбленным. То есть, простите, с полученными в результате разборки машинами, котлами, вооружением и корпусными конструкциями "Громобоя" и "России". Машины и котлы проходили по ведомству тов. Кржижановского, а вот корпусные конструкции, против ожидания, поступили в распоряжение тов. Патона, сманенного тов. Старком из Киева. Рядом с бывшей ледовой переправой, на месте полуразрушенного деревянного моста через остров Шилов на Кузнечихе развернулось строительство уже постоянного ЖД моста стандартной колеи. На о. Соломбала железная дорога от моста шла вдоль ул. Вал пересекала речку Соломбалку, огибала кладбище и, описав петлю, выходила к "Красной кузне" на берег Северной Двины. На юге однопутная колея, проходя вдоль русла Банного ручья, выходила к бывшей ледовой переправе через Северную Двину севернее Исакогорки.

Мостовой переход состоял из проходящей по острову Шилов укрепленной дамбы и двух русловых пролётов, фермы которых имели слегка необычную - закругленную и бочкообразную в плане - форму. Рамы южного пролета составили перевернутые днищевой частью вверх шпангоуты "России", а северного - "Громобоя".  Одновременно на месте временного ледового перехода через Северную Двину также развернулись изыскательские работы. Почти километровая река была никак не меньшим вызовом таланту тов. Патона, чем Днепр.

 

Немецкая аэрофотосхемка Архенгельска времен войны. У правого обреза - дамба через остров Шилов на р. Кузнечихе, Северная Двина и "Красная Кузня" - слева

aero013_s.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Весна 1924 года выдалась спокойной для СОБО. Норвежские шхуны, в соответствии с выданными лицензиями, били тюленя, а их шкиперы скражетали зубами: расплодившиеся вследствие срыва охотничьего сезона 1923 года зверьки усеивали льдины и берега подобно гладкой серой гальке. Однако попытка превысить квоты либо добыть белька - детеныша тюленя - могла кончиться довольно плохо. "Упорный" и "Упрямый" (снизивший после ремонта скроость до 19 узлов, но шхунам и этого хватало) легко догоняли любого браконьера и тщательно контролировали добычу, тем более, что доходы с конфискации шхун-нарушителей по дореволюционной еще традиции Пограничной Стражи частично поступали в фонд СОБО. Выслушав (и, в силу шведского происхождения, поняв) угрозы очередного шкипера, комСОБО Старк осознал, что спокойствие продлится недолго. Рассказы о расплодившейся потенциальной добыче наверняка взбудоражат остальных норвежских зверобоев, и те наверняка попросят своего доброго короля прислать на их охрану что-нибудь посерьезнее своей любимой яхты, дабы не быть столь глупо связанными варварскими правилами красных.

Яхта, к слову, хоть и маячила поблизости, вела себя предельно корректно, и все же удержавшийся на должности командира "Хемдаля" Якобсен даже засвидетельствовал четыре протокола о нарушении правил добычи.

 

Поэтому, вернувшись на миноносце в Архангельск, тов. Старк немедленно отбыл в Москву.

 

В Москве тов. Старка ожидало сразу несколько неприятных сюрпризов.

Во-первых, собранная им в свежепереименованном Ленинграде группа по разработке малогабаритных турбозубчатых агрегатов для сторожевых кораблей в составе тт. Сперанского, Рамзина, Папмеля и нескольких других талантливых инженеров была отжата начальником Технического управления УВМС РККА Власьевым в пользу РККФ. Разве что разработчик собственно корабля под эти агрегаты, молодой инженер Никитин, отказался от перевода и уже готов был выехать в Архангельск.

Во-вторых, приказом по Нефтетресту весь кораблельный мазут и нефть для корабельных нужд резервировались исключительно для РККФ. Это объяснялось возросшим экспортом за рубеж, приносившим стране столь необходимую валюту. Таким образом, афера с "Измаилами", обеспечившая Береговую Охрану вообще и СОБО в частности необходимыми денежными вложениями, теперь сыграла роль топливной удавки для СОБО.

В-третьих, вербовка клепальщиков на московских и ленинградских заводах полностью провалилась: профсоюз, вероятно, подзуживаемый тов. Троцким, выставил совершенно невообразимые требования по северным надбавкам.

 

Тов. Старк выматерился по-норвежски, отстучал телеграмму в Архангельск, Патону, а затем разыскал в Москве находящегося в глубокой меланхолии патриарха советского инженерного дела Шухова. Почти непрерывный недельный мозговой штурм в номере-люкс гостиницы "Националь" зародил во всех участниках совещания определенную надежду. Правда, одна из частей плана была совершенно авантюрной, но это была уже далеко не первая авантюра в карьере комСОБО Старка. После скромных посиделок в ресторане гостиницы тт. Патон, Шухов и Никитин отправились на Север, а тов. Старк (после еще нескольких визитов в Наркоминдел) дождался сопровождения из нескольких бывалых кондуктОров и офицеров Сибирской флотилии и направился на юг..

 

Инженер Владимир Григорьевич Шухов

340878.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Штаб Черноморского Округа Береговой Охраны, сокращенно ЧОБО, размещался, само собой разумеется, в Одессе.

Во-первых, нелюбовь между "чоботами" и "ботинками", которой неоткуда было взяться на Севере за отсутствием в составе РККФ Северного Флота, на Черном море цвела пышным цветом. Так что разместись штаб ЧОБО в Севастополе - следовало бы ждать конфликтов плюс-минус уровня эсеровского мятежа в Ярославле.

Во-вторых, специфика работы округов была совершенно разной: если на Севере главной задачей было противодействие незаконному лову рыбы и добыче морского зверя соседями, то на юге главным противником были многочисленные контрабандисты, а где контрабанда - там и Одесса. Ну или наоборот.

Ну и, в-третьих, сыграла роль уникальная личность совершенно внезапно назначенного на должность командующего ЧОБО героя гражданской войны (не иначе как для контраста с бывшим белым адмиралом).

 

Командующий ЧОБО принял коллегу с Севера на своей даче в поселке Чабанка, в 30 км от Одессы, что, пожалуй, было и правильно - подальше от лишних глаз и ушей. Вопреки надеждам комЧОБО, несколько даже показушная роскошь дачи совершенно не впечатлила бывшего адмирала.

 

Поначалу разговор не клеился но после третьей рюмки комЧОБО в запале произнес фразу "Да я ж не мзду беру, мне за Державу обидно!"

После этого комСОБО на правах старшего и более опытного товарища прочитал комЧОБО лекцию о тонкой разнице между коррупцией и пополнением специальных организационных фондов, а равно между контрабандой и легальными экспортно-импортными операциями.

После четвертой рюмки стороны обсудили различия между банальным гоп-стопом и цивилизованным налогообложением, причем комЧОБО заявил, что всегда предпочитал бескровные методы, пусть даже и с использованием огнестрельного оружия.

В середине второй бутылки были сформулированы различия между пиратством и цивилизованным каперством.

В конце третьей бутылки были подробно разобраны ТТХ различных кораблей и судов, с особым упором на достоинства и недостатки паровых машин в сравнении как с прямоходными, так и с редукторными и электротрансмиссионными турбинами, а также набросаны детали раздела материальных благ между Севером и Югом в случае успеха предстоящей операции, коя была признана обеими сторонами а) осуществимой и б) желательной.

"Я на Вас рассчитываю, Григорий Иванович", - резко кивнул Старк и твердым строевым шагом вышел к ожидающему его авто.

 

Несостоявшийся мавзолей комЧОБО

i?id=024d65945cc6881a0fdd06dcf6cd7768_l-

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В Ленинграде Старк первым делом направился к руководителю Особого Технического Бюро Бекаури. Со смертью Ленина выписанный товарищу Бекаури лично Вождём мандат несколько поблек в своей грозности, и выделение в распоряжение авантюристов от научно-технического прогресса производственных мощностей изрядно затормозилось. Поэтому к озабоченности имевшего в своем практически единоличном распоряжении "Красную Кузню" Старка товарищ Бекаури отнесся со всем вниманием. А озабоченность была серьезной: 450мм торпеды образца 1912 года и аппараты к ним до сих пор были лучшим, чем располагал РККФ, и надежды получить хотя бы несколько единиц на случай визита норвежских броненосцев береговой обороны просто не было. Удалось собрать около полусотни пятнадцатидюймовых самодвижущихся мин обр.1898 года, но на их тактико-технические характеристики невозможно было глядеть без слёз: всего 64 килограмма боевой части при шестистах метрах хода на 30 узлах. Правда, боевая масса торпеды - всего 430кг - давала надежду на ее применение даже с аэропланов, но это было делом будущего.

 

Как и всякий уважающий себя авантюрист, Бекаури с радостью согласился на предложение другого авантюриста: довести дальность хода 381мм торпед до минимум трех тысяч метров при 32-узловой скорости, попутно увеличив мощность БЧ минимум вдвое. Вероятно, рожденный в горах Грузии Бекаури краем уха слышал от соседей-мусульман историю об обучении ишака богословию.

Впрочем, его настроение довольно быстро испортилось: помимо очевидной "схемы с подогревом" не чуждый торпедного дела Старк предложил для достижения поставленных целей использовать в качестве окислителя не воздух, а чистый кислород, а для повышения мощности БЧ ичпользовать открытую недавно австрийским химиком фон Герцем взрывчатку на основе уротропина. Такая компетенность заказчика обычно не сулила ничего хорошего, но фонды есть фонды, производственные мощности есть производственные мощности, а там авось пронесёт.

Старк обязался выделить в распоряжение Архангельского филиала Остехбюро лабораторное здание и недостроенный цех с подключением оных к централизованному отоплению и электроснабжению от уже давшей первый ток Краснокузненской электростанции. Кроме того, товарищу Бекаури было предоставлено две недели на составление заявки на станки и иное оборудование иностранного производства для Архангельской Торпедной Лаборатории.

 

Следующая встреча состоялась в номере гостиницы "Англетер". Серьезный юноша, представившийся Лазарем Лихтерманом, предъявил рекомендательные письма от одесских товарищей и показал должные знания предмета, разъяснив некоторые тонкости международного положения и международной же торговли. На замечание тов. Лихтермана, что сделку лучше бы проводить на фоне глобального экономического кризиса и глобальной же паники, тов. Старк заметил, что глобального кризиса ждать придется слишком долго, а вот паника - фактор достаточно субъективный для того, чтобы с этим можно было что-то сделать. Молодому человеку был вручен документ за подписью Председателя Архангельского губкома ВКП(б) Попова и немного одесской контрабанды на представительские расходы.

 

Финальной остановкой в одиссее комСОБО Старка стал Стокгольм, где флагман третьего ранга имел беседу с видным советским дипломатом тов. Коллолнтай. Тов. Коллонтай пронесла через всю свою жизнь одну-единственную любовь: это были моряки.

Неудивительно, что недавно овдовевший флагман Старк нашел в этой авантюристке (пусть и на службе мировой революции) интересного и конструктивного собеседника.

 

Так что, когда флагман Старк в середине июля 1924 года все же добрался до своего штаба на Соломбале, его уже ждали.

 

Первым в кабинет комСОБО прорвался представитель РККФ, требующий немедленной передачи Красному флоту двенадцати- и шестидюймовых орудий броненосца "Чесма" (бывшего до попадания в японский плен "Полтавой"). С орудиями Старк расстался легко, а вот паровые машины старого броненосца в скором времени должны были увеличить мощность Краснокузненской ТЭС еще на 8 мегаватт.

Вторым заявился инженер Никитин в сопровождении инженеров Шухова и Патона. Представленные им проекты малого и большого патрульных шлюпов Старк одобрил и подписал распоряжение о начале строительства двух кораблей по первому проекту и двух - по второму, для чего в распоряжение товарища Патона выделялся лимит в один мегаватт электрической мощности с последующим увеличением до пяти мегаватт.

Третьим на прием попал товарищ Лихтерман с папочкой, содержащей распоряжение ВСНХ об организации треста "Арктикуголь" в целях снабжения северо-западных регионов СССР топливом и сырьем для металлургии.Товарищ Лихтерман был снабжен контактами товарища Старка за рубежом, несколькими бумажками с длинными рядами цифр (которые пришлость немедленно и накрепко запомнить, а после сжечь в присутствии тов. Старка) и рядом инструкций, после чего тов. Лихтерман отбыл в направлении тов. Коллонтай.

Четвертым в кабинет проследовал товарищ Бекаури в сопровождении товарищей Пшенецкого, Киткина и Ломана с жалобами на условия размещения и недостаток оборудования. Делами торпедной группы пришлось заниматься две полных недели (на десятый день забот добавил вернувшийся с очередной поломкой и, увы, предназначенный под очередной разбор "Упрямый"), к концу которых прибыла телеграмма комСОБО Старку от товарища Дзержинского с распоряжением к концу сентября прибыть в Севастополь для выполнения специального задания Председателя теперь-уже-ОГПУ при СНК СССР.

 

Операция началась.

 

Приложение: тов. Лихтерман не утратил вкус к работе с трофеями как минимум до 1944 года. А учитывая, что одна из спасеннных им во время войны девочек даже узнав уже после войны свою настоящую фамилию, отказалась менять на нее данную спасителем, человек он был правильный.

Lichterman.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В самом конце августа флагман Старк прошел на "Упорном" ("Упрямый" уже встал под разбор) по Северной Двине мимо кессонов на месте быков будущего моста и со станции Исакогорка отправился поездом в Москву. Получив приказы, инструкции и, что немаловажно, нужные (причем письменые, на бланках и с печатями) гарантии лично от Феликса Эдмундовича Дзержинского и еще какого-то высокопоставленного большевика, рябого и невысокого, говорящего медленно и с легким акцентом, он отбыл по железной дороге в Севастополь вместе с бывшим капитаном 1 ранга Беренсом, академиком Крыловым и целой группой флотских командиров и инженеров-кораблестроителей. Его собственная группа, включая команду "Упрямого" и почти всех офицеров Сибирской Флотилии, отбыла еще раньше через Одессу, причем без особой помпы.

 

В пути читали газеты и обсуждали утку, запущенную с неделю тому как кем-то из зарубежных щелкопёров: якобы Советская Россия не признает Парижского трактата о принадлежности Шпицбергена Норвегии и готовит к выходу линкоры "Парижская Коммуна", "Марат" и "Октябрьская Революция" для аннексии архипелага. Впрочем, уже на подъезде к Севастополю и в "Правде", и в "Известиях" можно было прочесть официальное опровержение, сделанное тов. Коллонтай: СССР, хоть и не является участником соглашения, приветствует положение о свободе хозяйственной деятельности на Шпицбергене и в прилегающих водах и не имеет планов аннексии архипелага, а все линейные корабли СССР находятся в местах базирования.

На небольшую заметку в подвале третьей полосы газеты "Труд" о покупке три дня назад советским трестом "Арктикуголь" нескольких угольных шахт в районе поселения Баренцбург и о развернутой в связи с этим вербовке рабочих, инженеров и техников горных специальностей мало кто обратил внимание.

 

Скандалов с командованием и штабом Черноморского Флота в Севастополе комСОБО, к счастью, удалось избежать, чего не скажешь о диспуте (перешедшем в дебаты и затем чуть не дошедший до дебоша) с академиком Крыловым на идущем в Бизерту пароходе. Тов. Крылов так нахваливал "Севастополи" и родственные им "Императрицы", утверждая, что те имеют площадь защиты борта, недостижимую даже самыми современными кораблями иных держав, что по уши погрязший (еще со времен Фузана и Гензана) в коммерции, да еще и вдоволь наговорившийся недавно с тов. Лихтерманом Старк вежливо поинтересовался - мы таки покупаем или мы таки продаем?

Выяснилось, что дальность разлета слюны тов. Крылова ненамного уступает 12-дюймовым орудиям "Севастополей" и "Императриц", а вот над меткостью, к счастью, предстояло поработать. Так что тов. Старк обтер белоснежным платочком китель чисто из военно-морского форсу, а затем скучным голосом напомнил тов. Крылову результаты натурных испытаний брони на "Чесме" (не той "Чесме", что прямо сейчас разбиралась на составляющие на "Кузне", а старой, черноморской).

Упомянув, что балтийские линкоры пробиваются британскими 15-дюймовыми снарядами в обширнейший 225мм борт на любой представимой дистанции (а на временно непредставимой - в палубу), он сформулировал главный принцип защиты "Севастополей" - "всё от ничего". 270мм броня черноморцев также не внушала доверия, за исключением, может быть, прочно застрявшего на стапеле "Николая 1-го", на котором внутренняя переборка была усилена с 50 до 75мм. Наметившуюся было драку разнял флагман Беренс, значительно более вежливо, но твёрдо приняв сторону флагмана Старка, так что академику Крылову оставалось только обиженно сопеть.

 

Примерно так же обиженно тов. Крылов сопел и в Бизерте: было видно, что ему очень хочется погордиться своими детищами перед французскими коллегами, недавно признавшими-таки Советскую Россию и теперь вынужденными вернуть законному правительству угнанную у него эскадру, однако, присутствие рядом флагмана Старка душило эти прекрасные порывы на корню.

Хорошо, что тов. Крылов не догадался, что основные силы флагмана Старка уходили на недопущение драки, дуэли или иного смертоубийства между двумя Беренсами (что характерно - родными братьями) - командиром Красного флота Евгением Андреевичем и контр-адмиралом флота Белого (с недавних пор - несуществующего) Михаилом Андреевичем.

 

Академик Алексей Николаевич Крылов

krylov.JPG

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Сделанный французам намёк оказался недостаточно прозрачным - то ли галлы не сообразили, то ли из-за врожденной галантности не передали в прессу мнение сразу двух красных флагманов о полной никчемности вставшего уже под флаг РККФ линкора, в очередной раз переименованного в "Диктатуру Пролетариата". Пришлось задействовать голландскую прессу (товарищу Лихтерману так было ближе). Так что газеты заполнили насмешки над собирающими старьё большевиками, и волну протеста против усиления РККФ поднять не удалось. Что-то попытались вякнуть британцы, которым любой не принадлежащий Королевскому Флоту линкор был как заноза в заднице, но заметка, утверждающая, что за счет исключительно удачных снарядов русские 52-калиберные 12-дюймовки оказались примерно эквивалентными более тяжелым британским орудиям в 13.5 дюймов, была замечена исключительно специалистами - поскольку сама Британия свои сверхдредноуты с 343мм орудиями из боевого состава выводила.

Тем не менее, сюрприз, на который флагман Старк уже и не надеялся, морально готовясь довольствоваться программой-минимум, всё же произошел. Уже после подписания акта о передаче французы выкатили РККФ требования об оплате расходов на базирование эскадры в течение четырех лет. ПредРВС Троцкий со своей Брестской еще тактикой затяжек и заматывания вопросов не подвёл: флагман Беренс имел строгий приказ ни на какие выплаты не соглашаться, частью из мелочной экономии, а частью из непризнания каких-либо долгов СССР перед Францией. Переговоры зашли в тупик и оставались в оном достаточно долго для того, чтобы терпение обиех сторон истощилось. Наконец, когда соглашение о передаче кораблей и судов о разделке на металл было достигнуто, флагман Старк предъявил французской стороне две заранее заготовленные бумаги.

Первой был тот самый декрет СНК о передаче Разделочному Управлению Береговой Охраны всех кораблей и судов, от которых окатказался РККФ, а второй - аккредитив в банк Марселя на запрашиваемую французами сумму. После чего корабли в очередной раз сменили флаги - ну, точнее, синиюю полосу на советском военно-морском флаге заменили зеленой (традиционный цвет пограничников).

 

Оставив французов и представителей РККФ в несколько фраппированном состоянии, комСОВО направился в Морское Собрание, организованное офицерами Белого флота. Разумеется, некая предварительная работа была проведена, и стороны пришли к соглашению обойтись без рукоприкладства хотя бы в первые тридцать минут, а без стрельбы - еще пятнадцать. Так что свое выступление флагман Старк начал в тяжелом гробовом молчании.

Прежде всего он поделился своим двухгодичной давности опытом возврата части Сибирской эскадры и сообщил, что весомая доля от стоимости кораблей, которые он все же был вынужден продать в Гензане и Фусане была разделена между матросами и офицерами его эскадры, включая и тех, кто отказался вернуться в Россию. И добавил, что работа адмиралов, офицеров и матросов Бизертской эскадры по сохранению кораблей в надлежащем техническом состоянии оценена ведомством флагмана Белли, так что с завтрашнего дня начнутся выплаты личному составу эскадры - по минимальной ставке, но излишка денег в советской казне просто нет.

Молчание стало чуть менее гробовым.

Старк продолжил. Как желающим, так и нежелающим вернуться в Советский Союз матросам и офицерам предлагался трехлетний контракт вне территории СССР, что позволило бы подписавшим его и решившим остаться за рубежом начть жизнь хоть с какими-то сбережениями. Правда, легкой работы и приятного климата Старк не обещал, но хотя бы удушающей тунисской жары в месте предполагаемой работы не будет.

В ответ на вопрос, а зачем краснюкам корабли, если их всё равно передают на разделку, Старк передал по рядам фотографии, на которых наличиствовали танкер "Кинбурн" под нефтяной погрузкой (что характерно - на текущий момент крупнейший нефтевоз мира), паровые машины "России" на Краснокузненской ТЭС, вращавшие мощные генераторы, "Упрямый" (еще до аварии), берущий на абордаж норвежскую шхуну и Громобойный мост чере Кузнечиху.  Длинные ряды снятых с кораблей и не подоходящих РККФ по калибрам орудий (а равно провода, телефоны, прожектора, приборы управления огнем и даже поля стальных шаров для погонных подшипников) на складах Береговой Охраны не пропустила цензура..

 

Линейный корабль "Генерал Алексеев" в Бизерте

image-6.png

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Бурление в личном составе бывшей белой эскадры длилось все время подготовки кораблей к выходу. Решивших вернуться было мало, решивших подзаработать по контракту вне территории СССР - уже намного больше: безденежьем все наелись досыта, а премии, выплаченные большевиками за сохранение кораблей и судов, как-то подозрительно быстро рассосались, оставив, впрочем, после себя приятное послевкусие. Так что укомплектовать экипажи "Георгия Победоносца", шести "Новиков", гидроавиаматки "Алмаз", подводных лодок и базы ПЛ, транспортов и буксиров, идущих в Одессу, удалось.

 

Второй отряд, в составе "Диктатуры Пролетариата", крейсера "Кагул", угольного эсминца "Капитан Сакен", миноносцев "Жаркий", "Зоркий" и "Звонкий", ледокола "Илья Муромец" и быстроходного транспорта "Рион" поступил под командование Николая Фёдоровича Измайлова, только полгода назад освобожденного из тюрьмы, к которой он был приговорён за хищения и моральное разложение на посту комиссара Балтийского флота. Тем не менее, флагман Старк счёл бывшего матроса лучшей кандидатурой. Во-первых, в хищениях и моральном разложении комСОБО разбирался лучше, чем ему хотелось бы. А от дела Измайлова за версту несло интригами Троцкого, продолжавшего яростно мстить всем организаторам Ледового Похода Балтфлота, в числе которых тов. Измайлов занимал не последнее место. Во-вторых, то, что предстояло эскадре, мало отличалось по степени отчаянности от этого самого Ледового Похода, так что опыт мобилизации на такое важное, опасное и муторное дело уже, к тому времени, деморализованной и расхристанной матросской толпы был неоценимым преимуществом.

Разумеется, тов. Измайлов был со всех сторон подпёрт бывшими офицерами Сибирской флотилии и молодой порослью командиров СОБО. Флагман Старк с огромным удовольствием повел бы отряд сам, но его присутствие требовалось в Архангельске.

 

В Архангельск Старк прибыл в декабре. Насыпь на льду Северной Двины уже была наморожена, рельсошпальные решетки уложены, и комСОБО из окна вагона с удовльствием разглядывал уже поднявшиеся выше уровня льда быки будущего моста.

 

Даже не заезжая на квартиру (жена флагмана скончалась еще полгода назад, а дети давно выросли), Старк проследовал на "Красную Кузню",

Корпуса двух малых и двух больших патрульных шлюпов уже обрели форму, рядом стояли готовые к загрузке паровые машины - четыре от "Соколов", включая "Упрямого", и четыре от "Добровольцев". Еще дальше располагался ряд новеньких угольных котлов "от Шухова" с механизированными углезагрузчиками, общим числом двенадцать - по два на малый и по четыре на большой шлюп. 

"Не лопнет?" - Старк провёл рукой по непривычному, без круглых заклепочных головок, корпусному шву. "Не должно!" - уверенно ответил инженер Патон.

 

Тем временем далеко на Юге комЧОБО Григорий Иванович Котовский с тоской погладил борт эсминца "Цериго" и, тяжело вздохнув, подписал приемопередаточный акт в пользу РККФ. Эсминцы были еще вполне современными, не то, что Старковская рухлядь - но гонять на более чем тысячетонном корабле контрабандистов было слишком уж накладным делом. Не окупится. Никакой конфискованной контрабандой не окупится, хоть чистый марафет перехватывай.

 

Хорошо, что хотя бы "Алмаз" удалось сохранить: были у Григория Иваныча, не чуждого современных методов как по части криминала, так и в разрезе противодействия оному, кое-какие идеи. Теперь надо было заехать в Сухую Балку, где ЧОБО в обмен на эсминцы было выделено место для строительства уже его собственного маленького судостроительного заводика (ясное дело, заодно с фондами), а затем махнуть в Батуми к учёным ботаникам: слышал краем уха Григорий Иванович во время бурной молодости, что красное дерево хорошо не только для богатых мебелёв, но и для строительства не слишком больших корабликов, и к тому же растёт довольно быстро.

 

Строительство моста через Северную Двину, РИ, 1960-е гг.

b5uhVgwfv1I.jpg?size=604x401&quality=95&

 

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

молодой порослью командиров СОБО

А звания в береговой охране какие? Молодая поросль - это военруки в белоснежной парадной форме и звездой на  эполетах? Тогда понятно неприятие Троцкого, он то думал что униформа его личной охраны самая-самая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Молодая поросль - это военруки в белоснежной парадной форме и звездой на эполетах?

Не, тужурочки скромного вида, но с воспринятым от старших товарищей "ранешним" форсом

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В начале февраля на Соломбале почти сгорела торпедная лаборатория. Почти.

Чистый кислород охотнейшим образом воспламеняет масло. Смазки в механизмах торпеды предостаточно, а краны и фитинги всегда хоть немного, но травят. Хорошо хоть жертв не было, да и оборудование (в основном) удалось спасти.

После третьего пожара Старк вспомнил, что в ведении ОГПУ находится весьма примечательный остров Мудьюг, где, возможно, еще уцелели построенные еще при англичанах бараки, и, возможно, торпедную лабораторию стоит переселить именно туда. Приехавшего драть глотку за своих Бекаури Старк даже свозил на этот примечательный остров на экскурсию, на санях, по льду и очеть попросил остаться с командой торпедистов либо до успеха проекта, либо до переезда на назначенный остров. После этого кто-то из торпедной группы внезапно вспомнил трактаты восемнадцатого еще века о неплохих смазочных свойствах молибденита - дисульфида молибдена. Причём этот самый дисульфид с кислородом реагировал как раз довольно вяло. А сами кислородные баки решили на всякий случай наглухо герметизировать подрываемыми при пуске торпеды диафрагмами. Уж год-то такой бак, забитый кислородом до 150 атмосфер, должен был выдержать в заправленном виде, ну а к ледоставу торпеду все равно предстояло отстрелять - либо на войне, либо, если ее вдруг не случится - на учениях. А там видно будет.

Приборы Обри модифицировали по образцу завалявшейся на складе завода Лесснера английской торпеды, обеспечив их работу на все 3700 метров хода, а в нитрированный уротропин БЧ намешали, помимо церезинового флегматизатора, дефицитного алюминиевого порошка (да сколько их, тех торпед-то?). В результате боевая часть взрывалась примерно как мина образца 1908 года. Для линкора это было, конечно, по новым временам маловато, но вот не имеющему (как правило) ПТЗ крейсеру, эсминцу или какому трампу мощи хватило бы за глаза.

 

На Балтике красные военморы готовились принимать четвёртый (или, если считать сгоревшую "Полтаву", пятый) линкор, хотя и без огонька - видимо, не верили своему счастью. Датчане и разные прочие шведы на всякий случай готовились заблокировать его проход Зундами, ну, если англичане попросят, а сами англичане внезапно! ввязались в войну с собственными шахтерами, не слишком довольными увеличением рабочих смен, снижением расценок и прочими мерами экономии работодателей, так что Королевский Флот был главным образом всерьез обеспокоен скоростью опустошения собственных угольных складов.

 

Поэтому внезапное прибытие целой эскадры к городку Баренцбург, вокруг которого функционировало несколько принадлежащих теперь уже "Арктикуглю" шахт, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Или, точнее, двенадцати двенадцатидюймовых снарядов. О, нет, не в буквальном смысле - "Диктатура Пролетариата" спокойно стояла себе  и грузила в бункера уголь, наслаждаясь перегрузкой оного не на ходу с зафрахтованных угольщиков, а в практически комфортных условиях, посредством германских углепогрузочных конвееров. Миноносцы и эсминец занимались съемкой береговой линии, ледокол, как ему и положено, колол лёд, а "Рион" выгружал бывших  моряков Белого Флота, изъявивших желание поработать три года на шахтах, в порту, ну или половить в окрестностях рыбку на бывших норвежских шхунах.

 

Поэтому вышедший в начале апреля из горла Белого Моря отряд в составе миноносца "Упорный", двух малых шлюпов - "Бдительного" и "Бессмертного" (проименованого так из-за меняющих уже третий корабль паровых машин) и двух шлюпов больших - "Внимательного" и "Вдумчивого" - никто не встречал. Старый знакомый "Хемдаль" увидел отряд только когда тот уже подходил к Баренцбургу. Отряд (за исключением уже привычного "Упорного", оставшегося на всякий случай патрулировать горло Белого моря), надо сказать, производил впечатление.

Даже малые шлюпы, вооруженные одной семидесятимиллиметровкой Канэ и одним "пом-помом" каждый (и еще четыре пулемёта Максима на одном станке), имели семифутовый надводный борт с пятнадцатифутовым полубаком, причем опытному взгляду было видно, что обшивка в районе ледового пояса этого не слишком большого кораблика имеет толщину миллиметров двадцать. При этом кораблик бодро пёр на вполне пристойных для патрульного шлюпа двадцати четырех узлах.

Bditelniy, USSR Coastal Guard Patrol Sloop laid down 1924 (Engine 1912)

Displacement:
    259 t light; 266 t standard; 308 t normal; 342 t full load

Dimensions: Length overall / water x beam x draught
    200,00 ft / 200,00 ft x 21,00 ft x 7,00 ft (normal load)
    60,96 m / 60,96 m x 6,40 m  x 2,13 m

Armament:
      1 - 2,95" / 75,0 mm guns in single mounts, 11,29lbs / 5,12kg shells, 1891 Model
      Quick firing gun in deck mount
      on centreline forward, 1 raised gun
      1 - 1,57" / 40,0 mm guns in single mounts, 1,95lbs / 0,88kg shells, 1915 Model
      Anti-aircraft gun in deck mount
      on centreline aft, 1 raised gun
      4 - 0,30" / 7,6 mm guns (1x4 guns), 0,01lbs / 0,00kg shells, 1908 Model
      Machine guns in deck mount
      on centreline amidships
    Weight of broadside 13 lbs / 6 kg
    Shells per gun, main battery: 150
    1 - 15,0" / 381 mm above water torpedoes

Armour:
   - Belts:        Width (max)    Length (avg)        Height (avg)
    Main:    0,50" / 13 mm    200,00 ft / 60,96 m    7,00 ft / 2,13 m
    Ends:    Unarmoured
      Main Belt covers 154% of normal length
      Main belt does not fully cover magazines and engineering spaces

   - Conning tower: 0,50" / 13 mm

Machinery:
    Coal fired boilers, complex reciprocating steam engines,
    Direct drive, 2 shafts, 3 800 ihp / 2 834 Kw = 24,00 kts
    Range 1 200nm at 15,00 kts
    Bunker at max displacement = 75 tons (100% coal)

Complement:
    36 - 47

Cost:
    £0,098 million / $0,393 million

Distribution of weights at normal displacement:
    Armament: 2 tons, 0,6%
    Armour: 26 tons, 8,6%
       - Belts: 26 tons, 8,4%
       - Torpedo bulkhead: 0 tons, 0,0%
       - Armament: 0 tons, 0,0%
       - Armour Deck: 0 tons, 0,0%
       - Conning Tower: 0 tons, 0,2%
    Machinery: 151 tons, 49,0%
    Hull, fittings & equipment: 74 tons, 23,9%
    Fuel, ammunition & stores: 49 tons, 16,0%
    Miscellaneous weights: 6 tons, 1,9%

Overall survivability and seakeeping ability:
    Survivability (Non-critical penetrating hits needed to sink ship):
      94 lbs / 43 Kg = 7,3 x 3,0 " / 75 mm shells or 0,2 torpedoes
    Stability (Unstable if below 1.00): 1,45
    Metacentric height 0,9 ft / 0,3 m
    Roll period: 9,2 seconds
    Steadiness    - As gun platform (Average = 50 %): 82 %
            - Recoil effect (Restricted arc if above 1.00): 0,05
    Seaboat quality  (Average = 1.00): 1,41

Hull form characteristics:
    Hull has raised forecastle
      and transom stern
    Block coefficient: 0,367
    Length to Beam Ratio: 9,52 : 1
    'Natural speed' for length: 16,52 kts
    Power going to wave formation at top speed: 62 %
    Trim (Max stability = 0, Max steadiness = 100): 58
    Bow angle (Positive = bow angles forward): -1,00 degrees
    Stern overhang: -1,00 ft / -0,30 m
    Freeboard (% = measuring location as a percentage of overall length):
       - Stem:        15,80 ft / 4,82 m
       - Forecastle (25%):    14,80 ft / 4,51 m (7,30 ft / 2,23 m aft of break)
       - Mid (50%):        6,80 ft / 2,07 m
       - Quarterdeck (25%):    7,30 ft / 2,23 m
       - Stern:        8,30 ft / 2,53 m
       - Average freeboard:    9,28 ft / 2,83 m

Ship space, strength and comments:
    Space    - Hull below water (magazines/engines, low = better): 165,1%
        - Above water (accommodation/working, high = better): 90,5%
    Waterplane Area: 2 647 Square feet or 246 Square metres
    Displacement factor (Displacement / loading): 56%
    Structure weight / hull surface area: 14 lbs/sq ft or 70 Kg/sq metre
    Hull strength (Relative):
        - Cross-sectional: 0,44
        - Longitudinal: 1,87
        - Overall: 0,50
    Hull space for machinery, storage, compartmentation is cramped
    Room for accommodation and workspaces is adequate
    Ship has slow, easy roll, a good, steady gun platform
    Good seaboat, rides out heavy weather easily

* Steam engines 1900, coal-fed triangular boilers 1924, (1900+1924)/2=1912
** 20mm Ice Belt = (by weight) standart 0.25" hull + 0,5" armor belt

 

Но два больших шлюпа, без проблем державших ту же скорость, впечатляли значительно больше. Имея водоизмещение под килотонну, они несли по четыре стодвадцатки в двух двухорудийных башнях (прикрытых, что характерно, лёгкой противопульной бронёй), по одной Лендеровской зенитке и по одному пом-пому. Ну и пулемёты. По огневой мощи эти так называемые "шлюпы" явно превосходили новейшие норвежские эсминцы, причем даже в бою двое на трое.

Vnimatelniy, USSR Patrol/Convoy Sloop laid down 1924 (Engine 1915)

Displacement:
    825 t light; 866 t standard; 1 069 t normal; 1 231 t full load

Dimensions: Length overall / water x beam x draught
    288,00 ft x 32,00 ft x 11,00 ft (normal load)
   87,78 m x 9,75 m  x 3,35 m

Armament:
      4 - 4,72" / 120 mm guns (2x2 guns), 52,72lbs / 23,92kg shells, 1907 Model
      Quick firing guns in deck mounts with hoists
      on centreline ends, evenly spread, all raised mounts
      1 - 3,00" / 76,2 mm guns in single mounts, 13,50lbs / 6,12kg shells, 1916 Model
      Anti-aircraft gun in deck mount
      on centreline aft, 1 raised gun
      1 - 1,57" / 40,0 mm guns in single mounts, 1,95lbs / 0,88kg shells, 1915 Model
      Anti-aircraft gun in deck mount
      on centreline aft, 1 raised gun
      8 - 0,30" / 7,6 mm guns (2x4 guns), 0,01lbs / 0,00kg shells, 1908 Model
      Machine guns in deck mounts
      on side, all amidships, all raised mounts - superfiring
    Weight of broadside 226 lbs / 103 kg
    Shells per gun, main battery: 150
    2 - 15,0" / 381 mm above water torpedoes

Armour:
   - Belts:        Width (max)    Length (avg)        Height (avg)
    Main:    0,50" / 13 mm    288,00 ft / 87,78 m    7,00 ft / 2,13 m
    Ends:    Unarmoured
      Main Belt covers 154% of normal length

   - Gun armour:    Face (max)    Other gunhouse (avg)    Barbette/hoist (max)
    Main:    0,50" / 13 mm    0,50" / 13 mm        0,50" / 13 mm
    2nd:    0,50" / 13 mm          -                  -
    3rd:    0,50" / 13 mm          -                  -
    4th:    0,50" / 13 mm          -                  -

   - Armour deck: 0,50" / 13 mm, Conning tower: 0,50" / 13 mm

Machinery:
    Coal fired boilers, complex reciprocating steam engines,
    Direct drive, 2 shafts, 7 200 ihp / 5 372 Kw = 24,00 kts
    Range 3 000nm at 15,00 kts
    Bunker at max displacement = 366 tons (100% coal)

Complement:
    93 - 121

Cost:
    £0,337 million / $1,347 million

Distribution of weights at normal displacement:
    Armament: 28 tons, 2,6%
    Armour: 99 tons, 9,3%
       - Belts: 37 tons, 3,5%
       - Torpedo bulkhead: 0 tons, 0,0%
       - Armament: 7 tons, 0,7%
       - Armour Deck: 54 tons, 5,0%
       - Conning Tower: 1 tons, 0,1%
    Machinery: 402 tons, 37,6%
    Hull, fittings & equipment: 255 tons, 23,8%
    Fuel, ammunition & stores: 244 tons, 22,8%
    Miscellaneous weights: 40 tons, 3,7%

Overall survivability and seakeeping ability:
    Survivability (Non-critical penetrating hits needed to sink ship):
      327 lbs / 148 Kg = 6,2 x 4,7 " / 120 mm shells or 0,3 torpedoes
    Stability (Unstable if below 1.00): 1,30
    Metacentric height 1,5 ft / 0,4 m
    Roll period: 11,1 seconds
    Steadiness    - As gun platform (Average = 50 %): 74 %
            - Recoil effect (Restricted arc if above 1.00): 0,40
    Seaboat quality  (Average = 1.00): 1,25

Hull form characteristics:
    Hull has raised forecastle
      and transom stern
    Block coefficient: 0,369
    Length to Beam Ratio: 9,00 : 1
    'Natural speed' for length: 19,92 kts
    Power going to wave formation at top speed: 55 %
    Trim (Max stability = 0, Max steadiness = 100): 59
    Bow angle (Positive = bow angles forward): 10,00 degrees
    Stern overhang: 3,00 ft / 0,91 m
    Freeboard (% = measuring location as a percentage of overall length):
       - Stem:        19,00 ft / 5,79 m
       - Forecastle (25%):    16,50 ft / 5,03 m (8,50 ft / 2,59 m aft of break)
       - Mid (50%):        8,00 ft / 2,44 m
       - Quarterdeck (25%):    8,50 ft / 2,59 m
       - Stern:        9,50 ft / 2,90 m
       - Average freeboard:    10,75 ft / 3,28 m

Ship space, strength and comments:
    Space    - Hull below water (magazines/engines, low = better): 146,2%
        - Above water (accommodation/working, high = better): 90,7%
    Waterplane Area: 5 810 Square feet or 540 Square metres
    Displacement factor (Displacement / loading): 82%
    Structure weight / hull surface area: 27 lbs/sq ft or 134 Kg/sq metre
    Hull strength (Relative):
        - Cross-sectional: 0,46
        - Longitudinal: 1,02
        - Overall: 0,50
    Hull space for machinery, storage, compartmentation is cramped
    Room for accommodation and workspaces is adequate
    Ship has slow, easy roll, a good, steady gun platform
    Good seaboat, rides out heavy weather easily

* Steam engines 1906, coal-fed triangular boilers 1924, (1906+1924)/2=1915
** 20mm Ice Belt = (by weight) standart 0.25" hull + 0,5" armor belt

Единственной слабостью новых русских кораблей казались торпедные аппараты несерьезного калибра - по одному на малых и по два на больших шлюпах. Но испытывать эту слабость норвежцам как-то не особо хотелось.

 

 

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

После третьего пожара Старк вспомнил, что в ведении ОГПУ находится весьма примечательный остров Мудьюг

Может, все-таки, Орджоникидзе, он же Двуякорный, он же Бубновка? Там и купаться приятно, и жить, и местно уединенное. Или оставите его для РККФ?
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Может, все-таки, Орджоникидзе, он же Двуякорный, он же Бубновка? Там и купаться приятно, и жить, и местно уединенное

Мудьюг - бывший организованный англичанами концлагерь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мудьюг - бывший организованный англичанами концлагерь

Эт понятно, что место знаковое, намоленное, да и Северный флот - плюнь ему в рот не подведет! надо развивать, но для опытов там как, нормальненько? Жить ученые и прочие люди и дети будут с комфортом? Или чай приятнее в Крыму?

...
А так, конечно, слежу затаив дыхание! С одной стороны - развесистая, с другой стороны - еще и сочная, так что приятно, спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

но для опытов там как, нормальненько?

Это был толстый намёк от тв. Старка, что невыполнение обязательств повлечёт за собой репрессии (тов. Старку кровь из носу нужны приличные торпеды уже к 1925 году). А тов. Бекаури, как главному авантюристу, ещё и лично показали, что его ждет, если попробует отпетлять. К слову. работало - вон, Поликарпов в таких условиях И-5 сделал...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас