327 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

какие-то асимметричные действия против японской рыболовной мощи на Тихом океане планируются?

там сложно. норвежская мощь подкреплена 2 брбо, а японская - 6 лк, 4 лкр и 4 ав

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Тов. Галлер коротко выдохнул.

 

Во-первых, отметил тов. Галлер, следует рассмотреть пригодность линкоров типа "Севастополь" к современной войне вообще.

 

Ходовая часть устарела и требует полной замены.

23-узловая по паспорту и 21-узловая по факту скорость не позволяют диктовать дистанцию боя потенциальному противнику. Соответственно, необходима полная замена машинной части аналогично "Народной Демократии" и "Диктатуре Пролетариата". И даже в этом случае "Севастополи" по этому параметру будут уступать строящимся германским БрБО типа "Дойчланд", не говоря уже о возможности быстрого нового строительства британцами специальных ЛКР для Балтики типа "Глориес" и "Корейджес", чьи 15-дюймовые башни тщательно законсервированы после переоборудования "балтийских" ЛКР в авианосцы, возможно - именно с этими целями.

Дальность хода балтийских ЛК также является недостаточной и требует перевода отопления котлов с угля на нефть.

 

Защита балтийских ЛК была признана слишком слабой еще до революции.

225мм броня основного пояса пробивается даже 11-дюймовыми германскими орудиями с дистанции меньше 80кбт, давая приемлемую защиту лишь от орудий калибром 10дм и менее. При этом орудия в 15дм, что британские, что германские, пробивают пояс на любых дистанциях боя, а внутренняя 50мм переборка и скосы бронепалубы не в состоянии, как показали дореволюционные еще эксперименты, сдержать силу взрыва.

Шестидюймовая защита барбетов с использованием в качестве внешних преград 125мм брони казематов и 37мм внутренних переборок, не обеспечивает должной защиты наиболее уязвимых частой корабля. То же можно сказать и о 8дм броне башен главного калибра.

Горизонтальное бронирование, как показали те же эксперименты, выполнено с ошибками конструирования и должно быть усилено минимум в два раза для противостояния огню 15- и 16-дюймовых орудий с дальнних дистанций. Это тем более актуально, что американский флот в настоящий момент проводит эксперименты по поражению кораблей бронебойными бомбами, сбрасываемыми аэропланами с крутого пикирования. Следует ожидать, что подобные методы воздушного нападения будут исследованы и другими флотами.

Противоторпедная защита также является недостаточной и ослабеет еще больше при переводе отопления котлов на нефть, т. к. угольные ямы конструктивно являются ее частью. Соответственно, необходима наделка булей глубиной не менее 10 футов, одновременно с установкой дополнительных противоторпедных переборок аналогично "Демократии" или модернизируемой в настоящее время "Диктатуре".

Таким образом, все без исключения элементы защиты должны быть усилены, модернизированы, заменены или дополнены.

 

Касательно вооружений.

52-калиберные 12-дюймовые орудия главного калибра имеют живую силу снаряда в 14 тысяч тонно-метров, что меньше, чем у сравнимых британских, американских и германских 50-калиберных пушек, имеющих живую силу около 15 тысяч тонно-метров и тем не менее снятых с вооружения. Более того, отечественные орудия несколько уступают даже австрийским 45-калиберным орудиям с живой силой в 14 с половиной тысяч тонно-метров. Однако именно с этими орудиями все не так плохо: береговые версии пушек с удлинненной на 9 дюймов зарядной каморой и соответственно повышенным давлением имеют живую силу около 16 тысяч тонно-метров, что позволяет надеяться на возможность существенной модернизации и корабельных орудий. Кроме того, исключительно удачная конструкция тяжелого бронебойного снаряда, по признанию британских экспертов, делает эти орудия в боевом смысле почти равными 13.5 дюймовым орудиям первых сверхдредноутов, а разрабатываемый в настоящее время удлинненный снаряд оптимальной аэродинамической формы позволит еще больше повысить бронепробитие и дальность стрельбы. Тем не менее, 12-дюймовые пушки не могут рассматрвиаться как достаточное орудие по борьбе с тяжелобронированными кораблями, хотя вполне достаточны для поражения устаревших боевых кораблей наподобие итальянских и французских линкоров, а также крейсеров, броненосцев береговой обороны, и в благоприятных условиях боя в состоянии пробивать броню британских и японских линейных крейсеров, за исключением "Худа".

Что же касается главной задачи МСБМ, обстрела побережья в целях поддержки операций РККА, то испытанный летом облегченный фугасный снаряд оптимальной аэродинамической формы обр. 1928 года, снаряжанный 55 килограммами тринитротолуола, очень хорош в работе по берегу. При этом наличие двенадцати стволов главного калибра позволяет совершать мощнейшие концентрированные по времени огневые налеты огромной интенсивности. Однако болшая осадка "Севастополей" не позволяет в полной мере использовать это достоинство их артиллерии в условиях Балтики, ограничивания как географию воздействия на береговые позиции, так и глубину такового воздействия. Этот недостаток будет еще более усугублен неизбежным минированием акватории в случае войны.

120мм потивоминный калибр балтийских линкоров значительно уступает 130мм орудиям "Народной Демократии" и "Диктатуры Пролетариата". К тому же размещение вспомогательного калибра в казематах относительно низкобортного корпуса делает крайне затрудненной стрельбу при сильном волнении, особенно из носовых казематов (тут тов. Зоф согласно кивнул и добавил, что во время "Грумантской вахты" четыре носовых каземата "Дикаттуры Пролетариата" были постоянно задраены и ставился даже вопрос о демонтаже орудий и заглушении амбразур).

Однако самой большой проблемой являются зенитные возможности вооружения "Севастополей", Казематные орудия вспомогательного калибра в принципе неспособны бороться с авиацией, и даже опытовая стрельба по низколетящим "У-1" с приборами "Сперри" не дала результатов. Установка же специализированных зенитных орудий калибра около 3 дюймов возможна либо на крышах башен главного калибра, либо в спонсонах на месте демонтированных казематов (с весьма ограниченным углом обстрела). Оба варианта при этом не позволяют вести борьбы с самолетами противника во время артиллерийского боя, так как открытые установки, расположенные либо на башнях, либо в секторах стрельбы главного калибра, перекрывающих практически всю площадь палубы вследствие линейно-распределенного расположения башен ГК (и, главное, расчеты установок), жестоко страдают от выброса пороховых газов.

Кроме того, согласно проведенным учениям, борьба с крупными соединениями самолетов противника должна начинаться на дистанциях свыше 10-12 километров в целях разбиения плотного строя эскадрилий и срыва синхронизированной атаки больших групп торпедоносцев или бомбовозов. Это требует применения зенитной артиллерии калибра в четыре или даже пять дюймов, размещение которой возможно только в случае снятия одной из башен ГК. Однако такая переделка приведет к снижению бортового залпа до совершенно неприемлемых значений: если в настоящее время вес залпа главного калибра составляет ок. 5600 килограммов, что соответствует или даже несколько превосходит бортовой залп фразнцузских и итальянских линкоров, японских линейных крейсеров или британских ЛКР типа "Ринаун", то при снижении залпа на четверть линейные корабли СССР однозначно можно будет считать слабейшими в классе.

Что же касается средств наблюдения, связи и управления огнем, то таковые средства должны модернизироваться постоянно и поэтому их устарелость не может считаться существеным и неисправимым недостатком кораблей.

 

Исходя из изложенного, линейные корабли типа "Севастополь" не могут быть основой Балтийского флота ни сейчас, ни тем более в будущем. Поэтому от проектов модернизации "Севастополей" в целом предлагается отказаться, сосредотчившись на проектировании и строительстве нового ядра Балтфота и модернизации орудий главного калибра до современных стандартов для использования модернизированных орудий в будущем.

 

Рябой большевик прищурился и спросил тов. Галлера, не жалеет ли он, что вывел линкоры из Гельсингфорса? Может быть, следовало оставть их германцам и пусть бы они сами мучались?

Тов. Галлер ответил, что в то время линкоры были пусть и несколько неудачными, но еще и не окончательно устаревшими. К примеру, авиация десять лет назад еще не была столь серьезным фактором борьбы на море, и даже сейчас далеко не все флоты осознают ее значение. К тому же, развитие авиации идет очень быстрыми темпами и ее возможности, продемонстрированные на учениях, будут значительно превзойдены еще через десять лет.

Кроме того, "Севастополи" в течение 10 лет играли роль сдерживающего фактора для лимитрофов и будут играть таковую вплоть до ввода в строй новых артиллерийских кораблей. Однако рассчитывать на них в случае большой войны даже без участия Великих Держав означает без толку расходовать как материальные, так и, главное, человеческие ресурсы.

 

Большевик кивнул, переглянулся с тов. Ворошиловым и попросил доложить, каким именно корабли МСБМ считают необходимым выстроить на замену "Севастополям".

 

Броневая защита линкоров типа "Севастополь". "Всё от ничего"

1594308057_pic_32.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Тов. Галлер встал, подошел к расставленным в сторонке планшетам и взял в руки указку.

 

Для действий на стесненных мелководных театрах, - сказал он, - Британский флот разрабатывал два типа артиллерийских кораблей. Первый - мониторы с крупнокалиберной артиллерией калибром двенадцать, тринадцать с половиной, пятнадцать и вплоть до восемнадцати дюймов. Второй - легкие линейные крейсеры с четырьмя пятнадцатидюймовыми орудиями для действий в относительно просторной центральной части Балтики. Но вплоть до решения вопроса о безопасности тыловых баз второй тип кораблей для МСБМ не актуален, хотя проработки по нему и ведутся.

Поэтому главное внимание было уделено первому типу кораблей, тем более что еще в 1915 году был разработан проект монитора для Балтийского моря с дизельными машинами и одной четырнадцатидюймовой трехорудийной башней от крейсера "Измаил".

 

Проект 14-дюймового дизельного монитора для Балтики, 1915 год

Monitor1915_Draw_01.jpg

 

К сожалению, в настоящий момент в СССР отсутствуют полноценные четырнадцатидюймовые орудия, поскольку выработанные Виккерсом пушки имеют ослабленную конструкцию и могут вести огонь только на сокращенном заряде, а обуховские орудия того же образца не были закончены. Доработка же обуховских орудий, находящихся в разной стадии готовности, займет, по опыту предыдущих проектов, не менее трех лет.

Соответственно, был выработан эскизный проект уменьшенного монитора под двенадцатидюймовые пушки, вполне достаточные для стрельбы по берегу, что является основной задачей арткораблей МСБМ на ближайшем этапе. После же оборудования минных позиций в удобных для этого местах (тов. Галлер явно имел в виду хорошо знакомые ему Ирбены) данные мониторы в состоянии прикрыть заграждение в соответствии с хорошо отработанной практикой.

При этом мониторы смогут иметь значительно более адекватное, чем у старых линкоров, противоминное и зенитное вооружение, а также малую осадку, с одной стороны значительно расширяющую их район действия на балтийском мелководье, а с другой, в сочетании с развитыми булями и противоторпедной защитой современной конструкции, будут значительно менее "Севастополей" уязвимы для мин и торпед.

В качестве артустановок предполагается истребовать у УОР ОГПУ четыре находящиеся на хранении башни линкора "Полтава", а также поднимаемые в настоящее время затопленной в Новороссийске "Екатерины" (тов. Котовский поудобнее равернулся в инвалидном кресле и заметил, что одна башня уже поднята, вторая ожидается через две недели, а две оставшиеся могут быть подняты только после корпуса линкора; против самой идеи он не возражал).

Соответственно, восемь таких мониторов будут обладать общей огневой мощью двух линкоров типа "Севастополь" и при этом иметь значительно лучшую гибкость в применении по береговым целям.

 

Силовая установка укаждого монитора должна включать четыре безнаддувных дизеля 42-БМ лодочного типа мощностью 1100 лошадиных сил каждый, уже уверенно освоенных промышленностью, что обеспечит монитору 15-узловую скорость, позволяющую ему, в отличие как от британского, так и от царского прототипов, действовать в составе эскадр, имеющих тот же экономический ход.

Корпус предполагается выполнять сварным, для чего будет востребована помощь специалистов "Красной Кузни", недавно освоивших сварку пятидюймовой брони.

Тов. Старк кивнул, подтверждая неизбежное. Ну что же, он и не ожидал, что выстраданной северянами технологией не придется когда-нибудь поделиться. Но, пожалуй, надо будет выбить тов. Патону какой-нибудь пролетарский орден.

 

12дм монитор типа "Железняков", спроектированный под башни ЛК "Полтава"

Zheleznyakov, USSR Monitor laid down 1929

Displacement:
    5 565 t light; 5 893 t standard; 6 201 t normal; 6 448 t full load

Dimensions: Length overall / water x beam x draught
    366,70 ft / 360,00 ft x 40,00 ft (Bulges 60,00 ft) x 16,00 ft (normal load)
    111,77 m / 109,73 m x 12,19 m (Bulges 18,29 m)  x 4,88 m

Armament:
      3 - 12,00" / 305 mm guns (1x3 guns), 1 038,38lbs / 471,00kg shells, 1907 Model
      Breech loading guns in a turret (on a barbette)
      on centreline forward, all raised guns - superfiring
      2 - 5,12" / 130 mm guns (1x2 guns), 73,63lbs / 33,40kg shells, 1930 Model
      Dual purpose guns in a deck mount with hoist
      on centreline aft, all raised guns - superfiring
      4 - 5,12" / 130 mm guns (2x2 guns), 73,63lbs / 33,40kg shells, 1930 Model
      Dual purpose guns in deck mounts with hoists
      on side, all aft, all raised mounts - superfiring
      8 - 1,46" / 37,0 mm guns (4x2 guns), 1,55lbs / 0,70kg shells, 1930 Model
      Anti-aircraft guns in deck mounts
      on side, all amidships, all raised mounts - superfiring
      4 - 0,30" / 7,6 mm guns (1x4 guns), 0,01lbs / 0,00kg shells, 1908 Model
      Machine guns in deck mount
      on centreline forward, all raised guns - superfiring
    Weight of broadside 3 569 lbs / 1 619 kg
    Shells per gun, main battery: 100

Armour:
   - Belts:        Width (max)    Length (avg)        Height (avg)
    Main:    4,92" / 125 mm    360,00 ft / 109,73 m    13,50 ft / 4,11 m
    Ends:    Unarmoured
      Main Belt covers 154% of normal length

   - Torpedo Bulkhead and Bulges:
        2,95" / 75 mm    265,00 ft / 80,77 m    16,00 ft / 4,88 m

   - Gun armour:    Face (max)    Other gunhouse (avg)    Barbette/hoist (max)
    Main:    7,90" / 201 mm    4,92" / 125 mm        5,90" / 150 mm
    2nd:    1,00" / 25 mm    1,00" / 25 mm        1,00" / 25 mm
    3rd:    1,00" / 25 mm    1,00" / 25 mm        1,00" / 25 mm
    4th:    0,50" / 13 mm          -                  -
    5th:    0,50" / 13 mm          -                  -

   - Armour deck: 3,94" / 100 mm, Conning tower: 5,90" / 150 mm

Machinery:
    Diesel Internal combustion motors,
    Direct drive, 4 shafts, 4 400 shp / 3 283 Kw = 15,00 kts
    Range 2 750nm at 15,00 kts
    Bunker at max displacement = 555 tons

Complement:
    349 - 454

Cost:
    £2,118 million / $8,470 million

Distribution of weights at normal displacement:
    Armament: 376 tons, 6,1%
    Armour: 2 445 tons, 39,4%
       - Belts: 885 tons, 14,3%
       - Torpedo bulkhead: 463 tons, 7,5%
       - Armament: 267 tons, 4,3%
       - Armour Deck: 788 tons, 12,7%
       - Conning Tower: 43 tons, 0,7%
    Machinery: 135 tons, 2,2%
    Hull, fittings & equipment: 2 559 tons, 41,3%
    Fuel, ammunition & stores: 636 tons, 10,3%
    Miscellaneous weights: 50 tons, 0,8%

Overall survivability and seakeeping ability:
    Survivability (Non-critical penetrating hits needed to sink ship):
      8 424 lbs / 3 821 Kg = 9,8 x 12,0 " / 305 mm shells or 3,0 torpedoes
    Stability (Unstable if below 1.00): 1,10
    Metacentric height 1,5 ft / 0,5 m
    Roll period: 20,5 seconds
    Steadiness    - As gun platform (Average = 50 %): 73 %
            - Recoil effect (Restricted arc if above 1.00): 0,67
    Seaboat quality  (Average = 1.00): 1,30

Hull form characteristics:
    Hull has raised forecastle
    Block coefficient: 0,628
    Length to Beam Ratio: 6,00 : 1
    'Natural speed' for length: 18,97 kts
    Power going to wave formation at top speed: 39 %
    Trim (Max stability = 0, Max steadiness = 100): 56
    Bow angle (Positive = bow angles forward): 10,00 degrees
    Stern overhang: 3,00 ft / 0,91 m
    Freeboard (% = measuring location as a percentage of overall length):
       - Stem:        21,00 ft / 6,40 m
       - Forecastle (25%):    16,50 ft / 5,03 m (9,00 ft / 2,74 m aft of break)
       - Mid (50%):        8,00 ft / 2,44 m
       - Quarterdeck (25%):    9,00 ft / 2,74 m
       - Stern:        11,00 ft / 3,35 m
       - Average freeboard:    11,33 ft / 3,45 m

Ship space, strength and comments:
    Space    - Hull below water (magazines/engines, low = better): 109,4%
        - Above water (accommodation/working, high = better): 50,1%
    Waterplane Area: 10 810 Square feet or 1 004 Square metres
    Displacement factor (Displacement / loading): 107%
    Structure weight / hull surface area: 135 lbs/sq ft or 661 Kg/sq metre
    Hull strength (Relative):
        - Cross-sectional: 0,94
        - Longitudinal: 1,64
        - Overall: 1,00
    Hull space for machinery, storage, compartmentation is adequate
    Room for accommodation and workspaces is cramped
    Ship has slow, easy roll, a good, steady gun platform
    Good seaboat, rides out heavy weather easily

 

Рябой большевик поинтересовался, правда ли, что тов. Галлер считает приход в восточную Балтику крупных артиллерийских кораблей противника маловероятным, и что МСБМ намерены предпринять, если таковой приход все же случится?

Тов. Галлер ответил, что из серьезных противников прийти могут только британцы (немцы - вряд ли, поскольку их строящиеся "Дойчланды" все-таки больше напоминают океанские рейдеры, чем броненосцы береговой обороны), и в этом случае они попадут примерно в ту же ситуацию, что и РККФ на командно-штабных играх: МСБМ планирует развернуть на южном берегу Финского залива сеть аэродромов, а также возложить задачу борьбы с крупными кораблями на минные заграждения, малые подводные лодки прибрежного действия и торпедные катера, эффективность которых в условиях стесненности противника в маневре значительно вырастет. Однако на случай такого прихода планируется использовать опыт Черноморского флота времен ПМВ, использовавшего эскадренное управление огнем в бою у мыса Сарыч, для чего отрабатываются методы и протоколы связи между кораблями для передачи данных о противнике и падении залпов, а также для новых бронебойных снарядов планируются цветовые маркеры, позволяющие различить всплески от снарядов разных кораблей. В целом ожидается, что четыре сведенных в один отряд монитора будут обладать огневой эффективностью, примерно соответствующей трехбашенному линкору с той же артиллерией.

Рябой и кивнул и пробормотал "Своего рода составной линкор".

 

Распределенный линкор - послевоенный концепт ВМФ СССР. Правда, уже с двумя 16-дюймовками. А ведь и 18-дюймовые варианты были, и пятиорудийные...

%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%9B%D0

Тов. Ворошилов обеспокоенно спросил, не разорится ли СССР на столь большой серии кораблей.

Тов. Зоф отметил, что, поскольку одна из самых дорогих частей - артиллерия главного калибра - нуждается не в изготовлении, а исключительно в модернизации, а дизель-моторы для силовой установки уже производятся серийно как для военного, так и для гражданского (танкеры и тепловозы) применения, суммарные затраты на восемь мониторов ождаются лишь ненамногим больше, чем на достройку "Народной Демократии" и модернизацию "Диктатуры Пролетариата" - всего около ста шести миллионов рублей в течение шести лет, из которых нужно бы еще вычесть около тридцати миллионов рублей затрат на отменяемую модернизацию корпусов, надстроек и ходовой части трех "Севастополей", а еще тридцать и так предполагалось потратить на модернизацию их артиллерии главного калибра.

Тов. Котовский добавил, что в случае если с вводом мониторов в строй будет принято решение о выводе "Севастополей" из состава РККФ, то их котлы и турбины установочной мощностью приблизительно в сто мегаватт будет возможно использовать для дополнительного алюминиевого производства и в перспективе удвоить производство дуралюмина в СССР. Корпуса же можно, по примеру "Полтавы" и "Марии", переделать в танкеры, что позволить высвободить даже не один, а два "Измаила" для перестройки в авианосцы.

 

Рябой поднял бровь и поинтересовался у тов. Белли, готов ли ЧОБО ОГПУ представить свой проект переделки танкера в авианосец (с упомянутой им ранее косой палубой), чтобы можно было сравнить два разных подхода, так сказать, вживую.

Тов. Галлер возразил, что вплоть до сдачи МСБМ хотя бы первой четверки мониторов он будет категорически возражать против вывода из состава флота даже одного-единственного линкора, не говоря уже о его переделке в танкер. Хотя передать один из балтийских линкоров на Север по окончании модернизации "Дикатуры Пролетариата" он не против, дабы "Демократия" воссоединилась с "Диктатурой" в диалектическом единстве, а черноморцы перестали бы жадно поглядывать на балтийские корабли.

Тов. Старк поблагодарил тов. Галлера, но заявил, что модернизировать линкор за счет Береговой Охраны он не намерен, поскольку после окончания двух БрБО с 10дм орудиями СОБО намерен заложить на 500-футовых стапелях два патрульных авианосца с той самой косой палубой и не будет иметь свободных мощностей.

 

Тов. Ворошилов, поймав взляд рябого, прервал скатывающиеся в дебош дебаты и предложил тов. Зофу подготовить проект программы модернизации тяжелой артиллерийской компоненты МСБМ. Но потом не удержался и поинтересовался, нельзя ли после вывода линкоров из эксплуатации передать в РККА 120мм орудия, к которым он питал определенную слабость еще с Гражданской войны. Ни тов. Старк, предполагавший вскоре заменить на своих больших шлюпах 120мм пушки на 102мм лендеровские универсальные "Б-2", ни представители РККФ, не слишком довольные эффективностью стодвадцаток, не возражали.

 

Представленная тов. Галлером программа развития легких сил - легких крейсеров, эсминцев, особо актуальных для Балтики тральщиков и минзагов, строжевиков, малых и средних подводных лодок, а также береговой торпедоносной, разведывательно-корректировоной и истребительной авиации - возражений не вызвала, лишь количество крейсеров было урезано с шести до трех, да эскадренная лодка класса "П" пала жертвой ехидства тов. Старка, заявившего, что вот именно-то эскадренной подводной лодке мощная 130мм артиллерия не нужна, поскольку в эскадре и без нее есть кому пострелять.

 

Пл типа "П" с двумя 130мм орудиями, одна из самых неудачных конструкций ПЛ предвоенного РККФ

00023769.jpg

 

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Составной линкор... Такую комбинацию для японского флота французы уже делали. Хасидате + Ицукусима + Мацусима. (Чин-Иен на картинке лишний, но не хотелось замазывать) Получилось весьма так себе.

СмешнойФлот.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Получилось весьма так себе.

Вопрос в уровне коммуникаций между кораблями. У мыса Сарыч уже лучше вышло

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

По вовзвращении с совещания тов. Старк не застал в гостинице никого из уважаемых людей за исключением Авдотьи Семёновны, задержавшейся в столице за-ради покупок подарков многочисленной родне и знакомым.

Если тов. Коллонтай всеми с нею знакомыми признавалась женщиной исключительно умной и начитанной, то Авдотья Семёновна была исполнена народной мудрости и знания глубинной северной жизни, что и немудрено: шебутные Шенкурские, за бедностию почв, шастали повсюду от Оркнеев до Новой Земли, собирая попутно всякие местные слухи, байки и предания. Так что разговоры двух руководителей немалых структур за самоваром получились хоть и не исполненными аристократического изящества, но весьма и весьма интересными.

В частности, тов. Старка изрядно заинтересовала байка о том, что британские моряки с эсминца, давеча державшего вахту неподалеку от Груманта, сказывали в норвежском кабаке, что какой-то там их прибор, назначенный для обнаружения возможных большевистских подводных лодок, регулярно поднимал у них тревогу, засекая рыбные косяки, кои принимались то ли за сами лодки, то ли за их торпеды. Тов. Старк был доволен, что Иван Никифорович уже выехал исполнять оговоренное накануне, а то старика точно задушила бы грудная жаба, и черкнул записочку профессору Вологдину, дабы тот разобрался, что за чудо-устройство может перепутать подводный корабль с косяком трески или там селедки. Авдотья Семёновна разъяснений тов. Старка по поводу возможного устройства таковой устройствы не поняла, но пользе от рассказанной ею байки порадовалась.

 

Сам тов. Старк байками до слухами делиться права не имел, но Авдотья Семёновна всё одно осталась не в обиде.

 

Следующий день заседания начался с отчета тов. Кожанова, вместе с остатками Сибирской Флотилии перешедшего из РККФ в БО ОГПУ. Отчет был исполнен негодования и обиды на японских рыбаков, обнаглевший под прикрытием Императорского Флота до такой степени, что некоторые шхуны стали уже нападать на охранные катера ДВОБО. Тов. Кожанов слёзно молил прислать хотя бы полдюжины больших шлюпов, однако увы - даже скорлупки типа "А" для переброски по железной дороге были великоваты, так что максимум, на что приходилось пока рассчитывать дальневосточникам - четыре скоростных катера Сухолиманского завода.

 

Тов. Галкин, выступавший от Каспийского Округа, напротив, жизнью окадался весьма доволен: шлюпы типа "А", уступавшие по всем параметрам, кроме мореходности и удобств для работы экипажа даже старым "Соколам", на Каспии уверенно занимали экологическую нишу линейных кораблей и достигли изрядных успехов в деле пресечения поставок оружия вечно гадящей англичанкой поднявшим было голову туркменским басмачам.

 

Сам тов. Старк, выступивший после докладов командиров речных флотилий, поделился планами подготовки к очередному визиту к Шпицбергену британской эскадры, на этот раз, предположительно, в составе уже пары крупных линейных кораблей и пары же авианосцев - если, разумеется, британская казна такое расточительство потянет.

Сам комСОБО полагал иметь на самом Груманте ко времени визита уже минимум четыре дюжины торпедоносцев и две - истребителей. К сожалению, оба броненосца береговой охраны к лету следующего года войти в строй не успевали. В качестве помощи от РККФ тов. Старк запросил перевод в Мурманск хотя бы пары наиболее исправных подводных лодок с Балтики, обосновав свою просьбу подслушанной шенкурскими байкой. Моряки заинтересовались, а тов. Старк заметил, что раскрытие принципов действия прибора для обнаружения поводных лодок - дело, безусловно, великое, но вот засечение рыбных косяков - не только великое, но и прибыльное.

Увы, первые лодки типа "Д" должны были выйти на испытания только через два года, а старые субмарины находились в столь ужасном техническом состоянии, что потопли бы еще на пути к Груманту, хоть ты их до Мурсманска на ЖД платформах вези.

Впрочем, кое-какую помощь тов. Старк получил. Авиация РККФ согласилась передать тов. Хиони (а через него СОБО) еще чертову дюжину списываемых "Юнкерсов" (два из 21 закупленных героические красморвоенлёты уже успели разбить), а комЗОБО тов. Измайлов - выслать к Груманту по весне пару малых шлюпов типа "Б", но только непременно с возвратом.

 

Поскольку особых неожиданностей в докладах обнаружено не было, совещание закончилось практически вовремя. Часть руководства, спаянная тесными дружескими узами, удалилась на авто куда-то на дачу, а тов. Старк, решив приобщиться пролетарскому искусству, сводил Авдотью Семеновну на хит сезона - идущий по соседству в Большом балет "Красный Мак". Благо на афише проглядывали пароходные трубы и было что-то про Китай, который Старк знал довольно (для европейца) неплохо.

Это оказалось ошибкой: к подобной длительности и интенсивности рыданий не слишком искушеннй в искусстве, а потому особо впечатлительной спутницы тов. Старк готов не был. Но что ж поделаешь - пришлось справляться.

 

Сцена из балета "Красный Мак"

Glier_RedPoppy01.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

живую силу снаряда

А можно пояснительную бригаду! Что имеется в виду? Дульная энергия?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Дульная энергия?

Она, терминология тех лет. Живая сила в килограммо-метрах равна кинетической энергии в джоулях, деленной на 9.8

У русской корабельной 12/52 дульная энергия была 137МДж (до 142 после 1928 года), у береговой - 162МДж. У англичан (12/50) - 147МДж, у немцев - от 148 до 157 разными снарядами, у американской на ЛКР типа "Аляска" (1943) - чуть выше 150МДж

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Третий день совещания был посвящен проблеме создания Северного и воссоздания Тихоокеанского флотов или, в новой термиологии, МССЛО и МСТО.

Тов. Старк, как наиболее близко знакомый с пролематикой обоих театров, был назначен докладчиком.

 

Прежде всего тов. Старк подчеркнул, что все строительство флотов должно исходить из того, что не позже 1939 года морские пути из Балтики и Черного Моря на Север и Дальний Восток будут перекрыты.

Собрание недовольно замолчало, и тов. Старку предложили пояснить позицию.

Тов. Старк отметил, что Компьенский мир и Версальский договор не разрешили противоречия между Германией и Францией, поэтому лишь только подрастет новое поколение солдат, как сразу бои между старыми врагами возобновятся, о чем предупреждал и маршал Фош своим "Это не мир, это перемирие на двадцать лет". При этом Франция, явно серьено относясь к этому предупреждению, тщательно конструирует привычную схему безопасности, только вместо Российской Империи Германию с востока на этот раз подпирают лимиторфы, а сама Германия, очевидно, попытается реализовать план Шлиффена, только на этот раз нанося первый удар не на запад, а на восток, за отсутствием у восточных союзников Франции столь глубокого тыла и ресурсов, какие были у Российской Империи. В любом случае, пререброска сил через Балтику через одиннадцать или даже десять лет может стать невозможной.

Правда, Германии для этого придется пройти ремилитаризацию, но ей наверняка помогут англичане, не привыкшие оставлять континентального гегемона (в данном случае Францию) без противовеса.

В Средиземноморье Италия почти наверняка попытается под шумок занять африканские территории и понадкусывать соседей, иначе активное флотское строительство Дуче объяснить невозможно, соответственно - выход из Черного моря тоже будет закрыт.

 

Тов. Ворошилов предложил тов. Старку не уделять столь много влимания политике, на что тов. Старк возразил, что для грамотного планирования предельные сроки являются категорически необходимыми, иначе желаемого результата можно добиться тогда, когда он уже никому не будет нужен.

Тов. Ворошилов обронил "ну-ну".

 

Тов. Старк продолжил.

С военной точки зрения Северный театр является открытым с запада, полностью закрытым льдами с Севера и труднопроходимым с Востока.

Исходя из этого, помимо оборонительных задач Северный Флот может использоваться для свободного выхода корабельных соединений в Атлантику и для обеспечения связи с Тихоокеанским театром.

 

Северный театр военных действий характерен наличием одного слабого противника - Норвегии и одного сильного - Британской Империи.

При этом Британия находится в крайне неблагоприятной ситуации: ее финансы не позволяют содержать флот, равный по силе двум ближайшим конкурентам, что и было зафиксировано в инициированном Британией же Вашингтонском соглашении. А учитывая все еще сохранающиеся обширнейшие морские коммуникации Британской Империи, остро нуждающиеся в защите, Королевский Флот не в состоянии концентрировать на столь периферийном театре существенные силы. Это и стало залогом успеха спланированной лично Феликсом Эдмундовичем Дзержинским операции по обеспечению Северо-Западного куста промышленности СССР сырьем и топливом посредством вынуждения Норвегии к сдаче в аренду части Груманта.

Фактически, с учетом необходимости держать линейные силы вблизи самой Британии, в Средиземном море - для защиты Гибралтара, Мальты и Суэцкого канала, в Индийском океане и на Китайской станции, максимум, что в состоянии выделить Британская Империя на Север в самой острой ситуации - это два линкора или линейных крейсера и один либо два авианосца. Именно такой наряд сил ожидается вблии Груманта летом следующего года, и если Советскому Союзу удастся показать возможность парирования таких сил, Британия утеряет интерес к региону.

Рябой пробурчал что-то вроде "по принципу лисы и винограда"

 

Разумеется, - продолжил тов. Старк, - следует ожидать регулярных визитов британских крейсеров, в том числе и тяжелых. Именно для решительного противостояния британским тяжелым крейсерам следует иметь на Севере минимум два (но лучше четыре - по два на каждый возможный британский линейный корабль или линейный крейсер усиления) больших крейсера.

Учитывая напряженное экономическое положение СССР и необходимость готовиться к той самой войне 1939 года - а избежать в ней участие СССР может только если будет достаточно силен, чтобы не стать следующей целью победителя (если только Правительство СССР не решит поддержать одну из противостоящих сторон) - данные корабли должны максимально использовать существующие элементы бронирования, механизмы и артиллерию.

 

Тов. Ворошилов поинтересовался, не имел ли тов. Старк в виду те же самые двенадцатидюймовые башни, на которые претендует Балтийский флот.

Тов. Старк ответил, что да, башни, в принципе, те же самые, но получить их предполагается, снимая их с выводимых из состава Балтфлота линкоров типа "Севастополь". Двенадцатидюймовые орудия будут достаточно хороши против относительно тонкой брони британских крейсеров и могут быть ограниченно полезны в бою с линейными крейсерами типа "Ринаун".

Кроме того, слабые против 15-дюймовых британских орудий 225мм бронеплиты главного пояса "Севастополей" вполне достаточны для защиты от крейсерских орудий калибра 8дм и выше, что позволит также снизить стоимость постройки крейсеров.

При этом максимальная скорость такого крейсера должна быть не ниже, чем у тех же "Худа", "Рипалса" или "Ринауна", то есть не менее 32 узлов.

На вопрос "А почему нэ большэ" тов. Старк ответил, что он сам предпочел бы узлов тридцать пять, но, учитывая ранее озвученное ограничение по времени готовности, закладка кораблей должна состояться не позднее 1933 года, а лично он сомневается в возможности получения от промышленности или по импорту машин необходимой для обеспечения такого хода общей мощностью в 180 тысяч лошадиных сил, не говоря уже об удвоении стоимости 35-узлового крейсера относительно 32-узлового. То же касается и увеличения количества башен с двух до трех - резко растет стоимость и потребная мощность машин.

Предварительные прикидки показали, что крейсер с водоизмещением 25 тысяч тонн с двумя трехорудийными башнями для достижения необходимой скорости должен иметь силовую установку мощностью 120 тысяч лошадиных сил, каковая мощность уже достигнута многими флотами и может быть к нужному сроку закуплена (либо разработана самостоятельно) и освоена промышленностью. Тов. Старк рекомендовал присмотреться к силовой устанвоке свежезаложенных итальянских легких крейсеров типа "Кондотьери", с предполагаемой агрегатной мощностью в 45 тысяч лошадиных сил, что при нужной доработке позволит достичь мощности в 60 тысяч сил на один вал и сделать установку двухвальной, а значит - более дешевой и более компактной. К тому же такая силовая установка может быть использована как по прямому назначению - для установки на 36-узловые легкие крейсеры - так и для использования в проектах быстроходных линейных кораблей для Севера, Балтики и Тихого океана.

 

Общая компоновка крейсеров может быть заимствована с германских рейдеров типа "Дойчланд", также имеющих, согласно проекту, две трехорудийные башни главного калибра (по реакции аудитории тов. Старк понял, что своей отсылкой попал в яблочко: абстрактный проект, получив подкрепление с отсылкой на передовой зарубежный опыт, приобрёл флер серьезности и авторитетности)

 

Примерные ТТХ "Большого крейсера"

Frunze, USSR Battlecruiser laid down 1933

Displacement:
    23 219 t light; 24 130 t standard; 25 198 t normal; 26 053 t full load

Dimensions: Length overall / water x beam x draught
    767,44 ft / 756,00 ft x 80,00 ft (Bulges 84,00 ft) x 28,00 ft (normal load)
    233,92 m / 230,43 m x 24,38 m (Bulges 25,60 m)  x 8,53 m

Armament:
      6 - 12,00" / 305 mm guns (2x3 guns), 1 038,38lbs / 471,00kg shells, 1907 Model
      Breech loading guns in turrets (on barbettes)
      on centreline ends, evenly spread, all raised mounts
      4 - 5,12" / 130 mm guns (2x2 guns), 73,63lbs / 33,40kg shells, 1930 Model
      Dual purpose guns in deck mounts with hoists
      on centreline ends, evenly spread, all raised mounts
      8 - 5,12" / 130 mm guns (4x2 guns), 73,63lbs / 33,40kg shells, 1930 Model
      Dual purpose guns in deck mounts with hoists
      on side, all amidships, all raised mounts - superfiring
      16 - 1,46" / 37,0 mm guns (8x2 guns), 1,55lbs / 0,70kg shells, 1930 Model
      Anti-aircraft guns in deck mounts
      on side ends, evenly spread, all raised mounts - superfiring
    Weight of broadside 7 139 lbs / 3 238 kg
    Shells per gun, main battery: 100
    6 - 21,0" / 533,4 mm above water torpedoes

Armour:
   - Belts:        Width (max)    Length (avg)        Height (avg)
    Main:    8,86" / 225 mm    456,00 ft / 138,99 m    16,50 ft / 5,03 m
    Ends:    1,50" / 38 mm    300,00 ft / 91,44 m    16,50 ft / 5,03 m
      Main Belt covers 93% of normal length

   - Torpedo Bulkhead and Bulges:
        1,50" / 38 mm    456,00 ft / 138,99 m    28,00 ft / 8,53 m

   - Gun armour:    Face (max)    Other gunhouse (avg)    Barbette/hoist (max)
    Main:    7,90" / 201 mm    3,94" / 100 mm        8,86" / 225 mm
    2nd:    0,50" / 13 mm    0,50" / 13 mm        0,50" / 13 mm
    3rd:    0,50" / 13 mm    0,50" / 13 mm        0,50" / 13 mm

   - Armour deck: 3,94" / 100 mm, Conning tower: 5,90" / 150 mm

Machinery:
    Oil fired boilers, steam turbines,
    Geared drive, 2 shafts, 119 999 shp / 89 519 Kw = 32,00 kts
    Range 4 750nm at 15,00 kts
    Bunker at max displacement = 1 923 tons

Complement:
    999 - 1 299

Cost:
    £9,140 million / $36,562 million

Distribution of weights at normal displacement:
    Armament: 752 tons, 3,0%
    Armour: 8 045 tons, 31,9%
       - Belts: 3 097 tons, 12,3%
       - Torpedo bulkhead: 709 tons, 2,8%
       - Armament: 1 088 tons, 4,3%
       - Armour Deck: 3 043 tons, 12,1%
       - Conning Tower: 109 tons, 0,4%
    Machinery: 3 496 tons, 13,9%
    Hull, fittings & equipment: 10 826 tons, 43,0%
    Fuel, ammunition & stores: 1 979 tons, 7,9%
    Miscellaneous weights: 100 tons, 0,4%

Overall survivability and seakeeping ability:
    Survivability (Non-critical penetrating hits needed to sink ship):
      37 932 lbs / 17 206 Kg = 43,9 x 12,0 " / 305 mm shells or 5,8 torpedoes
    Stability (Unstable if below 1.00): 1,02
    Metacentric height 3,7 ft / 1,1 m
    Roll period: 18,3 seconds
    Steadiness    - As gun platform (Average = 50 %): 70 %
            - Recoil effect (Restricted arc if above 1.00): 0,85
    Seaboat quality  (Average = 1.00): 1,20

Hull form characteristics:
    Hull has a flush deck
      and transom stern
    Block coefficient: 0,496
    Length to Beam Ratio: 9,00 : 1
    'Natural speed' for length: 31,66 kts
    Power going to wave formation at top speed: 51 %
    Trim (Max stability = 0, Max steadiness = 100): 58
    Bow angle (Positive = bow angles forward): 15,00 degrees
    Stern overhang: 3,00 ft / 0,91 m
    Freeboard (% = measuring location as a percentage of overall length):
       - Stem:        31,50 ft / 9,60 m
       - Forecastle (25%):    24,00 ft / 7,32 m
       - Mid (50%):        21,00 ft / 6,40 m
       - Quarterdeck (25%):    23,00 ft / 7,01 m
       - Stern:        25,00 ft / 7,62 m
       - Average freeboard:    23,88 ft / 7,28 m

Ship space, strength and comments:
    Space    - Hull below water (magazines/engines, low = better): 91,8%
        - Above water (accommodation/working, high = better): 165,0%
    Waterplane Area: 41 749 Square feet or 3 879 Square metres
    Displacement factor (Displacement / loading): 119%
    Structure weight / hull surface area: 167 lbs/sq ft or 815 Kg/sq metre
    Hull strength (Relative):
        - Cross-sectional: 0,96
        - Longitudinal: 1,38
        - Overall: 1,00
    Hull space for machinery, storage, compartmentation is adequate
    Room for accommodation and workspaces is excellent
    Ship has slow, easy roll, a good, steady gun platform
    Good seaboat, rides out heavy weather easily

* Sevastopol-type turrets and main belt armor, Italian-licenced TV-7 geared turbines

 

После довольно длительной дискуссии об осмысленности проекта с одной стороны и его реализуемости с другой, тов. Орлов с подозрением заметил, что даже четыре таких крейсера используют башни всего двух "Севастополей", и что тов. Старк собирается делать с еще четырьмя башнями третьего линкора?

Тов. Старк отметил, что подобные крейсеры вполне могут быть применены и на Черноморском театре для озвученной ранее задачи по атакам конвоев, так что еще пару аналогичных кораблей, с учетом местной специфики, можно заложить на Черном море вместо восьмидюймовых тяжелых крейсеров и тем самым обойтись без разоружения береговых башенных батарей.

Тов. Галлер выпятил губу и предложил делить крейсеры по два на театр - пара таких вполне пригодилась бы и для действий в Центральной Балтике, тем более что зенитное вооружение проекта представляется вполне адекватным.

Тов. Старк чисто из принципе возразил, что на Балтике ожидается серьезное противодействие со стороны тяжелых кораблей либо Британии, либо Германии, и для данного театра желательно иметь более крупные крейсеры, вполне возможно - такой же компоновки, но с 14-дюймовым вооружением.

Тов. Галлер заявил, что как тлько МСБМ получат эти самые более мощные крейсеры, так вот сразу и немедленно отдадут 12-дюймовую пару на Север, а до того шиш тов. Старку, а не еще четыре балтийских башни сверх минимума.

 

Перерастание дебатов в дебош снова прервал рябой большевик, заметивший, что программа строительства таких кораблей еще не утверждена, что следует выслушать широкий круг военно-морских специалистов, сопоставить потребности СССР в таких кораблях с его экономическими возможностями, а уже потом начинать делить шкуру не убитой пока акулы.

Но тов. Старк, видя, как закусились товарищи военморы, ощутил, что идея будет как минимум принята к самому серьезному рассмотрению.

 

Теперь оставалось лишь как-то ограничить позывы бесконечно улучшать, утяжелять и удорожать проект вплоть до полной его, этого проекта, нереализуемости.

 

Условынй прототип "Большого Крейсера" - карманный линкор типа "Дойчланд"

00032405.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ты ж хотел на них дизеля экономического хода впиндюрить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ты ж хотел на них дизеля экономического хода впиндюрить?

Так еще пять лет до закладки, успеют всякого наворотить (включая а-ля Дюнкерк), причем три театра - три модификации

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

После спадания ажиотажа относительно каких-никаких (маленьких, хиленьких) но все-таки линейных крейсеров, тов. Старк перешел к авианосцам, поскольку именно такое сочетание - ЛКР плюс АВ - уже отметилось в начале лета у Груманта, и если бы не эпопея с Нобиле (а вернее - тридцать две торпеды в залпе; подвесить два изделия под "Юнкерс", чего опасались англичане, просто не смогли, по крайней мере до модернизации) еще неизвестно, чем бы обернулось дело.

Огромные пространства Севера и Северной Атлантики представляли собою полную противоположность Балтике и здесь-то авианесущим кораблям было и где развернуться, и чем заняться; одна только разведка уже многократно окупала бы их наличие, не говоря уже об их ударных и истребительных возможностях. Однако длинная полярная ночь и ужасающее обледенение как самолетов, так и кораблей в частую здесь штормовую погоду делали применение палубной авиации на театре весьма сложным.

Поэтому Береговая Охрана и планировала сначала провести эксперименты с двумя относительно небольшими (хотя и заметно больше "Алмаза") авианесущими кораблями, которые, с одной стороны, обеспечили бы патрулирование акватории, включая ледовую разведку, а с другой - обеспечили бы накопление опыта. При этом в случае если опыт окажется положительным, возможно создание уже специализированных авианосцев, унифицированных по корпусу с малыми линейными крейсерами. Такие авианосцы смогут иметь как бОльшую самолетовместимость, так и бОльший размер одновременно выпускаемой группы самолетов - из-за предположительно более длинной, чем у "Измаила", палубы и бОльшей скорости хода.

 

Тов. Ворошилов поинтересовался, как скорость хода влияет на размер выпускаемой авианосцем группы самолетов.

Тов. Белли, как ведущий эксперт СССР по применению авианесущих корабей, пояснил, что чем быстрее набегающий поток воздуха, складывающийся из скорости встречного ветра и собственной скорости корабля, тем меньше необходимая для взлета самолета длина палубы. А значит, тем дальше вперед может быть вынесена взлетная позиция и, соответственно, тем больше готовых к взлету самолетов можно выстроить от этой позиции до кормы. Разумеется, для сокращения взлетной дистанции можно использовать и пороховые либо паровые катпульты, как это сделано на "Алмазе", но пока непонятно, как паровые катапульты будут работать в условиях Арктики - конденсирующийся на холодном воздухе пар может вызвать сильнейшее обмерзание. А может и не вызвать.

 

Обмерзание. Кросивое.

article-0-11865A7E000005DC-493_1024x615_

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

их котлы и турбины установочной мощностью приблизительно в сто мегаватт будет возможно использовать для организации алюминиевого производства в районе Красноярска, где найдены довольно богатые запасы бокситов неподалеку от месторождений бурого угля

В то время про красноярские бокситы (не разрабатываемые, к слову, до сих пор) информация сугубо обрывочная.

Если уж нужен алюминий, то вероятнее предположить ускорение уральского алюминиевого проекта. В РИ целенаправленную разведку на бокситы на Урале организовали как раз в 1928 г.

На Урале и уголь есть, и инфраструктура лучше развита.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Знакомые какие ЛКР и АВ :3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

красноярские бокситы

может все таки имеются в виду ачинские нифелиновые руды? Чадобецкое месторождение бокситов вообще было открыто в 1956м.

Блин посмотрел... но кия-шалтырское месторождение нифелинов тоже в 50-х годах открыли

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

может все таки имеются в виду ачинские нифелиновые руды? Чадобецкое месторождение бокситов вообще было открыто в 1956м. Блин посмотрел... но кия-шалтырское месторождение нифелинов тоже в 50-х годах открыли

Про бокситы: гальки боксита впервые были найдены в 1915 г. минералогом П.Л. Дравертом на р. Индыглы (Енисейский кряж).

Да, в реале на Ачинском комбинате используются кия-шалтырские нефелины, но переработка нефелинов требует более сложной технологии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

гальки боксита впервые были найдены в 1915 г

а коренное месторождение в 1956м. кроме того  эти бокситы высокожелезистые, и, в отличие от всех остальных, требуют больше затрат на переработку. Схема более сложная и более технологичная».

с точки зрения доступности - кия-шалтырь ближе и удобнее. До енисейских (точнее нижнеангарских) бокситов 300 км. гор и тайги а так же нужен мост через нижнюю ангару

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ачинские нифелиновые руды?

именно они. Там как раз и бурый уголь рядом

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

именно они.

понятно. учтите. первые проявления руд нашли в 30-х. нормальную геологоразведку начали после войны, полностью оконтурили месторождение и подсчитали балансы в 1956м

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

а коренное месторождение в 1956м.

Да, видимо придется конкретику убирать, я как-то помнил что планы по глиноземам в Ачинске-Назарово (где я родился) еще довоенные были. Ну ладно, локация не слишком критична

 

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А Тихвинское месторождение, с которого в РИ фактически началась добыча алюминиевой руды в СССР упоминалось? Если да, то можно прописать более раннее открытие крупнейшего в СССР Северо-Онежского месторождения бокситов. Как раз европейский север Союза.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Знакомые какие ЛКР и АВ :3

Тут надо учитывать что это 5 лет до закладки ну и прислушиваться к опасениям главного героя (по законам драматургии)

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А Тихвинское месторождение, с которого в РИ фактически началась добыча алюминиевой руды в СССР упоминалось?

Да, там уже тов. Старк маленький (примерно на 1-2 тыс тонн в год) свечной заводик ОГПУ строит

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Что касается легких сил, то тов. Старк указал, что предназначенные для базирования на Севере эсминцы, крейсеры, торпедные катера и подводные лодки (даже в случае базирования на свободный ото льда незамерзающий Мурманск) должеы иметь усиленный корпус и значительно бОльшую автономность, нежели балтийские или тем более черноморские корабли. Тов. Старк решительно выступил против недавно появившейся идеи копировать конструкцию итальянских кораблей, поскольку средиземноморские требования к прочности, мореходности, обитаемости и дальности действия (автономности) совершенно не соответствуют условиям Северного (как, впрочем, и Дальневосточного) театра.

Соответственно, для Севера и Дальнего Востока необходимы отдельный тип эскадренного миноносца, отдельный тип легкого крейсера и отдельный проект тяжелой крейсерской подводной лодки дальнего действия.

 

Тов. Ворошилов спросил про авиацию.

Тов. Старк ответил, что производимый в настоящее время тип одномоторного патрульного самолета хоть и создавался для Черного моря, но изначально был заложен с учетом требования Севера. То же относится и к истребителю цельнометаллической конструкции. Что же касается дальнего патрульного смолета, то требования к нему будут сформированы по результатам эксплоатации переделанных на заводе тов. Хиони "Юнкерсов".

 

Относительно эсминцев тов Зоф завил, что в настоящее время на базе ТЗА в 17500 сил для "Новиков", "Светлан" и "Диктатуры" с "Демократией" ведется разработка турбозубчатого агрегата повышенного до 27 атмосфер рабочего давления с мощностью ориентировочно 22-23 тысячи лошадиных сил. По расчетам, двух таких ТЗА будет достаточно для достижения эскадренным миноносцем "балтийско-черноморского типа" в 1700 тонн 36-узловой скорости. Будет ли достаточно для северных и дальневосточных ЭМ трех таких агрегатов?

Тов. Старк ответил, что сам будучи миноносником, он крайне отрицательно относится к трехвальным силовым установкам на эсминцах, которые являются своего рода "хлебом морской войны". Стоит вспомнить хотя бы историю с великолепным, но слишком дорогим "Новиком", которого сменили в постройке значительно менее скоростные и совершенные, но зато массовые корабли. Так что тов. Старк рекомендует сразу после запуска в производство новых турбин начать разработку ТЗА увеличенной мощности, на 25-30 тыс. лошадиных сил и проектировать эсминцы для Северного Ледовитого и Тихого океана именно на этой базе.

 

Рябой большевик спросил, не слишком ли низкой будет 36-узловая скорость - по слухам, итальянцы и французы разрабатывают 40-узловые легкие корабли - контрминоносцы и легкие крейсера.

Тов. Старк ответил, что за каждый узел сверх необходимого придется платить либо прочностью конструкции (что могут позволить себе флоты Средиземноморья, но не Севера), либо надежностью, либо массовостью. А как показывает пример того же "Новика", войны на море выигрываются не рекордными характеристиками отдельных образцов, а массовостью и грамотным применением сбалансированных, надежных и укомплектованных подготовленными экипажами кораблей. А уровень подготовки есть в том числе функция от надежности и стоимости эксплоатации материальной части.

К примеру, экипажи относительно медленных, но надежных и дешевых в эксплоатации шлюпов БО показывают в целом более высокий уровень подготовки, чем миноносники РККФ.

 

Представители Флота оскалились и уже совсем было рванулись в очередной раунд переходящих в дебош дебатов, но тов. Ворошилов кивнул и предложил тов. Старку перейти к тихоокеанской проблеме.

 

В процессе эволюции "Новики" лишились одной машины (и одной трубы), потеряв в скорости, но выиграв в (относительной) многочисленности

08-6745585-otlichiya-novikov-chast-1.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Тихоокеанский театр, - начал Старк, - хоть и является даже более обширным, чем Северо-Атлантический, является для СССР наиболее сложным. Прежде всего, главная база СССР на Дальнем Востоке - Владивосток - жестко блокирована Южным Сахалином, Японскими островами, Кореей и островами Цусима. Охотское море с востока ограничено Курльской грядой, также входящей в состав Японской Империи. Таким образом, на данном этапе выход в Тихий Океан для СССР практически заблокирован, так как единственный открытый океанский порт - Петропавловск-Камчатский - не связан с основной частью страны надежными трансопртными потоками.

При этом, в отличие от находящейся на пути к упадку Британской Империи, империя Японская находится на восходящем этапе своего развития и заинтересована даже не в удержании награбленного, а в дальнейшей экспансии. Соответственно если реакция Великобритании на аренду СССР  части Груманта является достаточно вялой, и, если нам удастся продержаться еще два-три года, и вовсе сойдет на нет, то попытка создания СССР мощного Тихоокеанского флота неизбежно вызовет прямую атаку со стороны Японской Империи.

В ответ на реплику тов. Ворошилова "Да что там той Японии" тов. Старк заявил, что население собственно Японии в настоящее время составляет около 62 миллионов человек, население контролируемой ею Кореи - ок. 18 миллионов, а Формозы - 2 миллиона человек. Таким образом, общее население Японской Империи составляет более половины от населения СССР, причем это население практически поголовно имеет как минимум начальное образование, поскольку закон об обязательном трехлетнем начальном образовании был принят в Японии еще в 1872 году, а с 1900 года обящательное начально образование стало четырехлетним. В связи с этим ни промышленность, ни армия, ни флот не испытывают недостатка в образованных кадрах. Это позволяет Японской Империи содержать флот, лишь немногим уступающий флотам Великобритании или Соединенных Штатов Америки, причем на Вашингтонской Конференции Япония всячески стремилась к признанию за собой квоты, равной как Великобритании, так и США, а в настоящее время регулярно саботирует британские предложения о дальнейшем ограничении морских вооружений.

 

Весь японский флот на одной картинке. Лет на десять позже описываемого момента, но порядок ясен.

Sb1dI__cmRY.jpg?size=604x395&quality=95&

Рябой большевик недовольно пробурчал, что сложность положения руководством СССР и так прекрасно осознается, так что тов. Старк может предложить?

 

Тов. Старк отметил, что у Японии имеется одна ахиллесова пята - малое количество доступных природных ресурсов. А поскольку Япония приняла как образец модель развития Британской Империи, также имеющией метрополию на острове на окраине Евразии, в ближайшие годы она неизбежно развернет колониальную экспансию.

Здесь следует учесть, что в Японии де-факто существует двухпартийная система. Однако в отличие от Британии, где двумя основными партиями являются консерваторы и сменившие либералов лейбористы, или США с республиканцами и демократами, в Японии сформировались партии Армии и партии Флота. В настоящий момент обе партии находятся в состоянии консенсуса в отношении дальшейшей экспансии - это должен быть Китай. Но даже сейчас армейская партия выступает в основном за отторжение от Китая Манчжурии, а флотская - за оккупацию и аннексию южных регионов. И тот, и другой вариант несколько облегчат ситуацию с ресурсами, и тот и другой вариант по большому счету не противоречат друг другу. А поскольку с подачи британцев Гоминдан прервал отношения с СССР и не может более рассчитывать на помощь со стороны Советского Союза, операция против Китая практически гарантированно начнется в течение ближайших пяти лет.

Рябой поинтересовался, возможно ли восстановление отношений с Гоминданом для нейтрализации японских усилий.

Тов. Старк ответил, что, во-первых, на месте японцев он бы устроил еще несколько провокаций, призванных окончательно рассорить СССР с Китаем, а во-вторых, если Китай покажется японцам слишком трудной целью, те могут в полисках ресурсов попытаться вторгнуться  на советский Дальний Восток, хотя это не является вероятным, поскольку освоение Дальнего Востока и Сибири требует внешнего подвоза продовольствия, что для испытывающей проблемы с обеспечением даже текущих территорий Японии возможно только после захвата сельскохозяйственных земель в Китае.

 

Исходя из этого, требуется усилить оборону Дальнего Востока, используя опыт Груманта. В частности, необходимо иметь на театре минимум шесть сотен торпедоносных самолетов, из которых на рубеж пуска торпед выйдут четыреста, дав в сумме от шестидесяти до ста двадцати торпедных попаданий, в зависимости от уровня подготовки пилотов и организации налета. Эти же самолеты могут быть использованы и для бомбежки вторгшихся японских войск и воздействия на их коммуникации. А учитывая наливие в японском флоте четырех авианосцев, ударные самолеты должны иметь соответствующее истребительное прикрытие. При этом рекомендуется после окончания развертывания авиации широко оповестить об этом факте мировую общественность, чтобы сделать идею нападения на СССР непривлекательной как для флотской, так и для армейской партий.

При этмо инфраструктура базирования должна прикрывать всю протяженность дальневосточных границ СССР от Владивостока до Чуктотки с опорой на собственно Владивосток, Николаевск-на-Амуре и Петропавловск-Камчатский. При этом особое внимание должно быть уделено Владивостоку, как единственному пункту, имеющему устойчивую связь с европейской частью СССР по железной дороге.

 

Согласно проведенной наморси тов. Зофом ревизии, в СССР имеется восемь четырнадцатидюймовых морских стволов производства Виккерса обр. 1913 года, один полностью законченный и испытанный на полигоне ствол береговой артиллерии производства Обуховского завода, восемь стволов береговой артиллерии, готовых на 90%, один - на 80%, и еще шесть стволов в разной степени готовности от 15 до 60%. При этом британские стволы являются некондиционными и имеют возможность вести огонь только ослабленным 203кг зарядом: попытки стрельбы полным 233кг зарядом привели к разрушению еще двух виккерсовских стволов. Обуховский ствол испытывался усиленным 247кг зарядом береговой артиллерии и показал результаты, превышающие по живой силе британские 15-дюймовые пушки: 27 тысяч тонно-метров против 25 тысяч.

В дополнение к собственно стволам, имеется шестнадцать станков и комплектов механизмов для четырнадцатидюймовых орудий, два комплекта брони для береговых двухорудийных и два комплекта - для морских трехорудийных башен, набор погонных шаров для четырех башенных установок (как береговых, так и корабельных) и большое количество вспомогательного оборудования.

В 1925 году предполагалось использовать имеющееся имущество для оборудования Горовалдайской двухбашенной батареи западнее форта Красная Горка и строительства двух 14-дюймовых мониторов по проекту 1915 года. Однако этот проект был отменен в пользу достройки ЛК "Народная Демократия" и модернизации "Диктатуры Пролетариата". Предлагается использовать наработки по данному проекту по строительству четырехорудийной двухбашенной батареи на о. Русский, а также постройки на Дальзаводе (освоившем с помощью проф. Вологдина сварку корабельных корпусов) двух мониторов, конструктивно аналогичных балтийским 12-дюймовым мониторам, но более крупных и с наддувными дизелями "42-БМРН-6" агрегатной мощностью 1400л.с. вместо безнаддувных мощностью 1100 л.с.. Для вооуржения батарей и мониторов предлагается использовать обуховские орудия берегового образца, из которых одно готово и испытано, а еще девять нуждаются в небольшой доделке.

 

ТТХ четырнадцатидюймового монитора для Дальнего Востока

Lazo, USSR Monitor laid down 1930

Displacement:
    7 621 t light; 8 093 t standard; 8 389 t normal; 8 626 t full load

Dimensions: Length overall / water x beam x draught
    368,88 ft / 360,00 ft x 52,00 ft (Bulges 72,00 ft) x 16,00 ft (normal load)
    112,43 m / 109,73 m x 15,85 m (Bulges 21,95 m)  x 4,88 m

Armament:
      3 - 14,00" / 356 mm guns (1x3 guns), 1 646,85lbs / 747,00kg shells, 1913 Model
      Breech loading guns in a turret (on a barbette)
      on centreline forward, all raised guns - superfiring
      2 - 5,12" / 130 mm guns (1x2 guns), 73,63lbs / 33,40kg shells, 1930 Model
      Dual purpose guns in a deck mount with hoist
      on centreline aft, all raised guns - superfiring
      4 - 5,12" / 130 mm guns (2x2 guns), 73,63lbs / 33,40kg shells, 1930 Model
      Dual purpose guns in deck mounts with hoists
      on side, all aft, all raised mounts - superfiring
      8 - 1,46" / 37,0 mm guns (4x2 guns), 1,55lbs / 0,70kg shells, 1930 Model
      Anti-aircraft guns in deck mounts
      on side, all amidships, all raised mounts - superfiring
      4 - 0,30" / 7,6 mm guns (1x4 guns), 0,01lbs / 0,01kg shells, 1908 Model
      Machine guns in deck mount
      on centreline forward, all raised guns - superfiring
    Weight of broadside 5 395 lbs / 2 447 kg
    Shells per gun, main battery: 100

Armour:
   - Belts:        Width (max)    Length (avg)        Height (avg)
    Main:    4,92" / 125 mm    360,00 ft / 109,73 m    14,00 ft / 4,27 m
    Ends:    Unarmoured
      Main Belt covers 154% of normal length

   - Torpedo Bulkhead and Bulges:
        2,95" / 75 mm    230,00 ft / 70,10 m    16,00 ft / 4,88 m

   - Gun armour:    Face (max)    Other gunhouse (avg)    Barbette/hoist (max)
    Main:    11,8" / 300 mm    7,90" / 201 mm        9,70" / 246 mm
    2nd:    1,00" / 25 mm    1,00" / 25 mm        1,00" / 25 mm
    3rd:    1,00" / 25 mm    1,00" / 25 mm        1,00" / 25 mm
    4th:    0,50" / 13 mm          -                  -
    5th:    0,50" / 13 mm          -                  -

   - Armour deck: 4,92" / 125 mm, Conning tower: 5,90" / 150 mm

Machinery:
    Diesel Internal combustion motors,
    Direct drive, 4 shafts, 5 600 shp / 4 178 Kw = 15,00 kts
    Range 2 000nm at 15,00 kts
    Bunker at max displacement = 533 tons

Complement:
    437 - 569

Cost:
    £3,204 million / $12,816 million

Distribution of weights at normal displacement:
    Armament: 566 tons, 6,8%
    Armour: 3 226 tons, 38,5%
       - Belts: 917 tons, 10,9%
       - Torpedo bulkhead: 402 tons, 4,8%
       - Armament: 479 tons, 5,7%
       - Armour Deck: 1 375 tons, 16,4%
       - Conning Tower: 52 tons, 0,6%
    Machinery: 170 tons, 2,0%
    Hull, fittings & equipment: 3 628 tons, 43,3%
    Fuel, ammunition & stores: 769 tons, 9,2%
    Miscellaneous weights: 30 tons, 0,4%

Overall survivability and seakeeping ability:
    Survivability (Non-critical penetrating hits needed to sink ship):
      10 630 lbs / 4 822 Kg = 7,7 x 14,0 " / 356 mm shells or 3,5 torpedoes
    Stability (Unstable if below 1.00): 1,11
    Metacentric height 2,3 ft / 0,7 m
    Roll period: 19,9 seconds
    Steadiness    - As gun platform (Average = 50 %): 72 %
            - Recoil effect (Restricted arc if above 1.00): 0,49
    Seaboat quality  (Average = 1.00): 1,20

Hull form characteristics:
    Hull has raised forecastle
    Block coefficient: 0,708
    Length to Beam Ratio: 5,00 : 1
    'Natural speed' for length: 18,97 kts
    Power going to wave formation at top speed: 42 %
    Trim (Max stability = 0, Max steadiness = 100): 60
    Bow angle (Positive = bow angles forward): 10,00 degrees
    Stern overhang: 5,00 ft / 1,52 m
    Freeboard (% = measuring location as a percentage of overall length):
       - Stem:        22,00 ft / 6,71 m
       - Forecastle (25%):    19,10 ft / 5,82 m (8,50 ft / 2,59 m aft of break)
       - Mid (50%):        7,50 ft / 2,29 m
       - Quarterdeck (25%):    8,50 ft / 2,59 m
       - Stern:        10,50 ft / 3,20 m
       - Average freeboard:    11,44 ft / 3,49 m

Ship space, strength and comments:
    Space    - Hull below water (magazines/engines, low = better): 95,5%
        - Above water (accommodation/working, high = better): 52,7%
    Waterplane Area: 15 112 Square feet or 1 404 Square metres
    Displacement factor (Displacement / loading): 103%
    Structure weight / hull surface area: 158 lbs/sq ft or 771 Kg/sq metre
    Hull strength (Relative):
        - Cross-sectional: 0,94
        - Longitudinal: 1,71
        - Overall: 1,00
    Hull space for machinery, storage, compartmentation is adequate
    Room for accommodation and workspaces is cramped
    Ship has slow, easy roll, a good, steady gun platform
    Good seaboat, rides out heavy weather easily

 

 

Кроме того, согласно рапорту инженера Дукельского, предлагается изготовить шесть железнодорожных транспортеров с виккерсовскими ослабленными орудиями, непригодными для стрельбы утяжеленными бронебойными снарядами оптимальной аэродинамический формы по образцу 8дм снарядов обр. 1927 и 10- и 12-дюймовых снарядов обр. 1928 года. Эти орудия, однако, имеют возможность вести огонь облегченными фугасными снарядами оптимальной аэродинамической формы с наполнением 88 кг тротила на дистанцию 34800 метров даже с ослабленным метательным зарядом, что значительно усилит оборону Владивостока как с моря, так и против возможного наступления японских войск из Кореи.

Оставшиеся шесть обуховских орудий, находящиеся в низкой степени готовности должны быть закончены и, так же как и два ослабленных виккерсовских орудия, должны сформировать подменный фонд на  случай ремонта стволов береговых башенных установок и мониторов, либо железнодорожных транспортеров соответственно.

 

Следует также использовать опыт царского правительства по переброске легких кораблей по железной дороге. На базе черноморского патрульного катера следует разработать мореходный торпедный катер увеличенного водоизмещения и с более мощными моторами, на базе шлюпа "А" - малый сторожевой корабль с сильной зенитной артиллерией, приспособленный для переброски по железной дороге в разобранном виде, а также спроектировать малую подводную лодку, также предназначенную для посекционной перевозки по железной дороге на Дальний Восток.

Сочетание шестнадцати 14-дюймовых стволов береговой башенной, береговой железнодорожной и мониторной артиллерии, легких сил и торпедоносной, разведывательно-корректировочной и истребительной авиации сделает прямое нападение на Владивосток слишком дорогостоящим, вынудив и армейскую, и японскую партию предпочесть основной вариант - вторжение в Китай.

 

Монеумент "Восемь углов мира под одной крышей" построен в 1940 году, однако сама идея впервые высказана в начале 20 века

1200px-HakkoIchiu10sen.jpg

 

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас