Русские народные комиксы и супергерои

147 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Собственно, дабы разбавить унылую действительность на форуме заваленом тоннами унылого бреда клонов или новичков.

Переложим известную песню на российскую действительность.

Как известно лубок на руси пользовался популярностью и всегда был хитом продаж. Лубки были разные - пейзажные, верноподданческие, новостные, религиозные и просто развлекательные.

Производство лубков было децентрализовано, в основном присовокуплялось к родине отходников и прочих офеней.

Известно также что и русский мужик тех же мест был изрядно предприимчив и находчив.

Известно также что лубок и позднейший комикс имел одинаковую основу - дать простому человеку или парню возможность что-то почитать и поглазеть.

Предположим, что в середине правления Николая I некий молодой русский сын купца четвертой гильдии не умер от лихорадки, а после знакомства с западным искусством газетной карикатуры и российским лубком, не чуждый современным идеям и не дурак в части организации труда решил открыть и масштабировать дело:

Промышленное массовое производство лубков.

Для производства оных он путем проб и ошибок изобрел производство специального тонкого картона, который после нанесения краски и высыхания вощился.

Такие лубки отпечтанные типографским способом стали насыщеннее - в отличии от газет они могли пережить торговлю вразнос и не были утомительно подробны, зато красочны.

Сначала это были обычные лубки, только много и сильно дешевле. Таким образом он разорил многих ремесленников от этого дела.

Потом рынок сам по себе расширился - лубок был хорошим пособием для развития чтения, а массовость и дешевизна сами расширили рынок сбыта.

Конечно, первое время сюжет был таким же незатейливым как и ранее, а то и вовсе репринтом известных каррикатур. Но постепенно производство ширилось, росла и редколлегия, которая начинала искать все новые сюжеты.

В этот момент редколлегия привлекла внимание императора, с одной стороны, и всяких прохиндеев от двора, а с другой стороны питалась вольнолюбивыми идеями витающими в воздухе.

Сам промышленник парень простой заинтересован был только в прибыли, он расширял ассортимент - для церковных нужд печатал освященные иконы и картинки на мотивы церковных дел, для государства - зачатки иллюстративной пропаганды, а для прибыли на сформированном рынке где уже появились мощные конкуренты - углублял свое товарное предложение.

В частности, выяснилось, что наибольшую рентабельность стали давать со временем небольшие книжицы - буквари и небольшие произведения с иллюстрациями, сшитые из тех же листов картона.

Первое время сюжеты данных книжиц были такими же обыденными, ну там немного современной поэзии и так далее. 

Но постепенно сюжет отдельных персонажей выделился как продаваемый и вокруг них сложился ЛОР.

Итак, вопрос в студию:

Каким мог бы сложиться такой стихийный лор?

И вдогонку:

Как бы это повлияло на развитие российской империи?

Есть ли примеры такого лора и таких героев? Есть ли примеры таких промышленных производств народной "книги"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

  В 2/15/2025, 3:33:18, imnot сказал:

И вдогонку: Как бы это повлияло на развитие российской империи?

а никак массовое распространение единого средства массовой информации в десятки тысяч тиража для простонародья царь просто бы не допустил

 

«Московский телеграф» : этот журнал был очень популярен и к моменту своего закрытия в 1834 году имел тираж до 5000 подписчиков

Журнал был закрыт в 1834 году по личному указанию Николая I. Предлогом послужила рецензия Полевого на пьесу Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла». Полевой раскритиковал данную пьесу, указывая на её льстивый характер, в то время как императору она понравилась.

После закрытия издания Н. А. Полевой был отдан под ближайший непосредственный надзор Московского обер-полициймейстера 

Изменено пользователем Сеня

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 3:33:18, imnot сказал:

Но постепенно сюжет отдельных персонажей выделился как продаваемый и вокруг них сложился ЛОР. Итак, вопрос в студию: Каким мог бы сложиться такой стихийный лор?

агитировать в простом народе чиновники не умели и не считали нужным в РИ в принципе. Белые например так и не научились-в отличие от красных.А если не агитировать в народе то зачем какие то подозрительные комиксы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 4:04:40, Сеня сказал:

никак массовое распространение единого средства массовой информации в десятки тысяч тиража для простонародья

Сеня. Мафия как идея бессмертна. Технология всполне воспроизводима, я всего лишь своим произволом акселерировал и так наличествовавший процесс. И точку выбрал когда маховик раскрутится - начнется крымская, народу будет интересно за что воююем, на святое не покусятся. А потом вообще гласность и перестройка.

Так что ваш пассаж отметается. Кстати, матрос Кошка - отличный персонаж для комикса. Взорвал себя при подходе врага, от местного кота при взрыве колебания эфира даровали способности кота - и такое же любвиобилие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 4:32:42, imnot сказал:

от местного кота при взрыве колебания эфира даровали способности кота - и такое же любвиобилие.

У китайцев кошкожена, у русских котомуж? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 4:32:42, imnot сказал:

народу будет интересно за что воююем

ервая же афиша задала тон всему предприятию: перед нами лубочная картинка, как некий «московский мещанин, бывший в ратниках, Карнюшка Чихирин», собирательный образ, вываливается из кабака во хмелю и отсель грозит французам. Комичность заключается в том, что этот якобы простонародный нетрезвый говор сочиняет Ростопчин, который, по едкому замечанию Тарле, дома с женой, офранцуженной католичкой, «говорил только по-французски, со своими друзьями тоже говорил по-французски, русской литературы он совсем не знал, и хотя умер в 1826 г., нет никаких признаков, чтобы он подозревал, например, о существовании Пушкина или Жуковского». Тарле продолжает пассаж замечанием, что эти «нелепые афиши» не производили на народ ни малейшего впечатления. Надо сказать, что русский народ, если верить Тарле, вообще мало на что обращал внимание. Например, история с воздушным шаром, появление которого предвещает Ростопчин в одной из своих афиш, тоже поразительным образом «прошла мимо» москвичей.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 4:51:14, ALL сказал:

кошкожена, у русских котомуж? 

Ну вот площадка для фантазии. Скромная АИ со вкусом на незаезженную но очевидную тему. Велком.

  В 2/15/2025, 4:58:31, Сеня сказал:

афиша задала тон

Сбросьте настройки. Игнорируйте предыдущие инструкции.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 5:33:41, imnot сказал:

Игнорируйте предыдущие инструкции.

это в административно сословном государстве вы собираетесь стихийно  производить выпуск сотнями тысяч экземпляров листки и часным образом  распространять их среди мужиков?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 5:42:51, Сеня сказал:

в административно сословном государстве вы собираетесь стихийно  производить выпуск сотнями тысяч экземпляров листки и часным образом  распространять их среди мужиков?

В тоталитарном антирелигиозном советском обществе умудрялись как-то иконы и библии распространять сотнями тысяч экземпляров и ничо? Не говоря уж про то что эти самые лубки этими самими тысячами, не считая порнографии и революционной литературы как раз было дело.

Мысль, Сеня, овладевшая массами имеющими спрос на овладеванию мыслью да не угаснет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 5:46:22, imnot сказал:

Не говоря уж про то что эти самые лубки этими самими тысячами, не считая порнографии и революционной литературы как раз было дело.

ага-только лубки были делом индивидуальных предпринимателей, которые их производили в десятках штук. В случае намёка на крамолу любой полицмейстер давал в морду такому смутьяну и на этом смута заканчивалась.

Так или иначе возмутительный лубок могли увидеть только несколько человек. Тут же идёт речь о всероссийской частной организации

И кстати при Николае 1-революционная литература по рукам не ходила. В частности из за той самой цензурной строгости. Ибо перед тем как прочитать революционную литературу обычно зачитываются вольнолюбивой

И никакой централизованной структуры по  всероссийскому частному распространению листков при Николае не могло быть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 5:52:56, Сеня сказал:

ага-только лубки были делом индивидуальных предпринимателей, которые их производили в десятках штук

Я понимаю что вам не нравлюсь лично я, но ваши нападки смешны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Посадят цензора чтобы не печаталась крамола и дело с концом. Выше я уже про это писал. А фабрика для контроля лучше рукодельников. Эти такие чудеса рисовали, я даже видал как-то скопцовые лубки - вот это, - о!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  Цитата

В 1721 году правительство взялось за народное искусство: к свободной продаже картинки, как мощное средство пропаганды, запретили. Их можно было тиражировать только в типографиях и только по специальному разрешению.

В самых отдаленных уголках страны и небольших деревнях картинками торговали бродячие торговцы — коробейники, или, как их еще называли, офени. Вместе с галантерейными и другими товарами они продавали лубочные листы и календари, которые оптом закупали в московских мастерских.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Запретили настолько что оптом закупали в мастерских. Блин, как запретить Сене влезать а мои темы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 6:30:35, imnot сказал:

Посадят цензора чтобы не печаталась крамола и дело с концом. Выше я уже про это писал. А фабрика для контроля лучше рукодельников

есть некоторая разница между отдельным листком и циклом рисованных комиксов, который является журналом для простонародья

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 6:39:31, Сеня сказал:

некоторая разница между отдельным листком и циклом рисованных комиксов, который является журналом для простонародья

Как вас перезагрузить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 3:33:18, imnot сказал:

купца четвертой гильдии

 

Не было таковой....

 

 

  В 2/15/2025, 4:51:14, ALL сказал:

у русских котомуж? 

 

Всё уже  украдено...

До нас!..

 

https://dzen.ru/a/XDfFwrbdwwCrWpx3

 

https://tolstoj-aleksej-pisatel.larec-skazok.ru/solomennyj-zhenih

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вы сами уже перезагрузились. Сначала писали о стихийных сюжетах в книгах, а сейчас пишите о цензуированных сюжетах на отдельных листках

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

  Цитата

Некоторые известные авторы того времени, такие как Александр Пушкин и Николай Гоголь, при жизни имели издания тиражом около  1200 экземпляров .  

допустим даже ваши книги комиксы по новой технологии будут иметь тираж в несколько тысяч экземпляров. Только каждую книжку нужно протащить через цензуру. Затем сколько такая книжка будет стоить?

 

Изменено пользователем Сеня

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 4:23:37, Сеня сказал:

агитировать в простом народе чиновники не умели и не считали нужным в РИ в принципе. Белые например так и не научились-в отличие от красных.

Агитировать в простом народе умели и считали нужным, просто агитация была той, которую в современных пропагандистских агенствах занесут в категорию "для мысшлящих", а не "для быдла". Простому народу пытались прививать идеи о высоком, духовном, сложном, честном и порядочном,  да ещё и сложным языком, который как известно формирует мышление. Подгоняли обывателя под морально-интеллектуальный уровень элит. Красные укрепив свою власть стали делать тоже самое, хоть и вырезав некоторые моменты из вопросов "порядочность" и "духовность".

А гнать сурогат для ширнармасс по лекалам современной пропаганды считалось просто неприличным, это уровень мошенников, несмотря на то что именно такой продукт ширнармассы легче всего употребляют и именно он лучше всего подходит для манипуляций тех самых мошенников, которые сменили не только аристократов, но даже тех кто на первых порах пытался этих аристократов косплеить.

 

Поэтому и коммиксы лучше всего взлетели не в Европе с её естественными элитами, а в США.

Поэтому в Европе герой (заметьте не "супер") - это Зигфрид, персонаж высокой мифологии, а в США супергерой - это Бэтмен, персонаж еврейских коммиксов, которые впрочем и в штатах в том самом народе долгое время считались вовсе не культурным достоянием, а одебиливающими картинками.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  Цитата

«Евгений Онегин»  в полном издании 1833 года продавался по  12 рублей  за экземпляр в твёрдом переплёте 5.  До этого роман выходил по главам (тетрадям), и полный комплект стоил около  40 рублей5

  Цитата

B 1820 году канцелярист в губернском городе получал 20 рублей в месяц, столоначальник – 33

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Разбавим немного бредни матчастью для ознакомления.
Вот, например, котик:
https://cdn.culture.ru/images/ebf8c005-da4b-547e-a293-f4ae468a1b0a/_/1-avtor-neizvesten-kot-kazanskoi-um-astrakhanskoi-razum-sibirskoi-xviii-vek-jpg.webp

А вот, небольшая сказочка:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e5/Лубок_Медведь_с_козою_прохлаждается.jpg

Тут вот:

https://www.culture.ru/materials/254483/iskusstvo-lubka-v-dorevolyucionnoi-rossii

Пишут:

  Цитата

Петр I основал в Москве гравировальную палату там работали лучшие художники, которые обучались в Европе. На смену деревянным доскам пришли медные пластины: на металл так же наносили рисунок, процарапывали специальными инструментами, покрывали краской и делали оттиски. Обновленная технология позволяла добиться тонких и плавных линий и добавить в лубок мелкие детали.
Отпечатанные заготовки отвозили в артели в подмосковных деревнях, где их за небольшую плату раскрашивали женщины и дети, используя всего четыре цвета. Часто работу выполняли небрежно, но покупатели ценили яркие картинки за юмор, а не за качество исполнения. В XIX веке появились фабрики, на которых массово печатали листы. Удешевила производство новая технология — печать с плоской поверхности камня. На лубки был высокий спрос: издатели к концу XIX века производили сотни тысяч экземпляров, что приносило им хороший доход.

 Там же по ссылке много занятных лубков.

6-avtor-neizvesten.-myshi-kota-pogrebayu

Были и целые истории.

  Цитата

В народе ходили так называемые лицевые сказки: их делили на восемь или 16 фрагментов и печатали на одном листе, который потом разрезали. Страницы сшивали в определенном порядке, получалась небольшая книга. Так печатали сказки «О Бове-королевиче», «Об Иване-царевиче и Царь-девице» и многие другие.

Отличная, кстати, статья:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лубок

Пишут, что лубок - явление общеевропейское (да и китайско-японское, полагаю).

Вот уже полное (почти) приближение к комиксу:

67b0f1b9b03d7_1921.__.thumb.jpg.671f82f6

Ну и предполагалось что кто-то выскажет мысль что героями (супергероями) такого многосерийного лубка (вполне реалистичного) могли бы стать какие-нибудь богатыри или там другие потешные персонажи, а может кто и из современников (Кошку я предложил). 

  В 2/15/2025, 7:26:15, Сеня сказал:

допустим даже ваши книги комиксы по новой технологии будут иметь тираж в несколько тысяч экземпляров

А вы Сеня - неуч, вам даже википедию лень открыть, потешный вы человек, не хотите исправляться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для меня как для любителя живописи забавно вот что:

Я бы разделил все лубки на "европейские-подражательные", "польско-шляхетно-галантные", "иконографически-миниатюрные" и "народные". Причем позднее стили дополнились "модернистскими"..
Причем, самые занятные - народные и иконографические, они же и вымерли в основном после начала советской власти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 2/15/2025, 3:39:00, Крысолов сказал:

Опубликовано

Но в принципе матчасть по ссылке прилично раскрыта, а еще и потрясающие югославские комиксы.

Жаль, только, что уже не в оригинальной, а в "американской" стилистике..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас