А что такое "Развилка в результате научного открытия"?


156 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Прошел на форуме очередной литературный конкурс, в правилах которого было сказано:

Развилка происходит вследствие какого-то научного наблюдения, открытия или изобретения

По ряду причин лично я в этом конкурсе участие не принял, одной из оных было некое непонимание мною вопроса, озвученного в заголовке настоящей темы. В самом деле, а что такое "Развилка в результате научного открытия"? В каких науках это открытие может состояться?

Участники конкурса, на мой взгляд, в явном виде развилку в результате открытия так и не прописали.

Но вернемся к нашим баранам, т.е. наукам и открытиям.

Проще притянуть за уши открытия географические, что сделали авторы двух из рассказов. Как более ранние или более поздние открытия существующих территорий (классика: Америку открыли македонцы, викинги, ирландцы, китайцы, монголы (нужное подчеркнуть); Колумб рано умер и экспедицию на поиски нового пути в Индиюникто не организовывал), так и открытия географических объектов в реале не существующих ("Плутония" и "Земля Санникова" Обручева). Но, на мой взгляд, такое АИ не совсем удовлетворяет требованиям. "Научного" в таком открытие мало.

Что ещё может быть? Более ранние изобретения приходят в голову. Команданте Че Бурашка, помнится, как-то римский порох предлагал. С обоснованием, почему это могло быть. Мой приятель лет десять назад говорил, что все удивляется, почему в том же Риме не изобрели книгопечатания.

Что скажите, коллеги?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Оспопрививание в том же Риме. И вообще, берём "Агента Византии"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, а книгопечатанье бесполезно без бумаги или аналога. Пергамент дорог.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А переписчики не сожгут типографию? В отличие от средневековья с редкой грамотностью в риме присутствовали целые организации, размножающие книги.

Изобретение может быть какое угодно. От машины Дженни до паровой. Если их внедряют начинается огромное АИ. Вопрос нужны ли они.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Лично мне , при ознакомлении с условиями забрела в голову идея о Ньютоне и притяжении. Вместо яблока - градина. Довольно крупная. Вместо Ньютона - кто угодно и в каком угодно полушарии. :grin: Время тоже можно привязать.

Даже название забрело... , всё в ту же голову , да... :grin:;)

Рассказ. Очарованный Яйцевидным ЛЬдом. :grin:

Но , настроения нет , увы... :stop:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Изобретение может быть какое угодно. От машины Дженни до паровой.

Паровую, ЕМНИП, уже обсуждали и вынесли вердикт - сначала нужна более совершенная металлообработка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, а книгопечатанье бесполезно без бумаги или аналога. Пергамент дорог.

А папирус - не так чтобы очень.

Чисто технически книгопечатание могли бы реализовать ещё египтяне. Или финикийцы.

А глиняные таблички, да ещё обожженные - вообще готовый штамп. Лепи по той же глине.... Причем и идея печати (девайса) им знакома и широко использовалась, аж до того же Крита минойского включительно...

Потребности не было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Человек животное глупое и ленивое. Прогресс идет за счет развития потогонных систем, которым по мере развития надо ухитряться и в бессловесное состояние работников не забивать, и от окружающих обороняться и прочее прочее. Достаточно посмотреть на ту же историю паровых машин. Конденсация пара в цилиндре струей воды открыта почти случайно, простейшая тризовская задача отделения конденсатора от цилиндра заняла полсотни лет.

Так что развить случайно открытую идею до того масштаба когда она начнет менять мир в большинстве случаев не получится. Есть небольшое множество открытий которые и крайне просты, и достаточно действенны, классический набор попаданца - оспопрививание, стремена, минье, компас. Но это все уже обсосано.

Есть еще "ложные друзья" попаданца - паровики, порох и пенницилин. Там при внимательном рассмотрении столько затыков, что впадаешь в ересь детерменизма.

Изобретение может быть какое угодно. От машины Дженни до паровой.

Паровую, ЕМНИП, уже обсуждали и вынесли вердикт - сначала нужна более совершенная металлообработка.

А можно ссылку? А то, насколько я знаю, первые машины Ньюкомба делались на крайне примитивной основе. Откуда там можно выкопать проблему с металлообработкой...

Вот капиталоемкость и емкость ниш рынка может быть проблемой, если уж в античном мире даже водяные колеса не были так распространены как в новое время.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А можно ссылку? А то, насколько я знаю, первые машины Ньюкомба делались на крайне примитивной основе. Откуда там можно выкопать проблему с металлообработкой...

Ссылку поищу, но проблема, насколько помню, была в подгонке поршня к цилиндру. Зазор резко снижал КПД.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Паровую, ЕМНИП, уже обсуждали и вынесли вердикт - сначала нужна более совершенная металлообработка.

Не возражая по сути, здесь речь идет о понятии развилка и рассказе. В худлите и не такие чудеса возможны

проблема, насколько помню, была в подгонке поршня к цилиндру. Зазор резко снижал КПД.

Первые вообще были в этом смысле отвратными. Их лет сто доводили до нормального паровоза.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не возражая по сути, здесь речь идет о понятии развилка и рассказе. В худлите и не такие чудеса возможны

Тогда давайте антигравитацию с фотонными двигателями. Худлит так худлит. Если серьёзно, то зачем Риму Дженни, автоматическая прялка и паровоз? Рабы справляются не хуже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если серьёзно, то зачем Риму Дженни, автоматическая прялка и паровоз? Рабы справляются не хуже.

Значит надо создать условия при которых рабов мало. Император ввел драконовский налог в пользу арми (это чтоб не отвертелись), цены на рабов после прекращения расширения серьезно поднялись. Вот здесь и поле для АИ рассказа. Причины, последствия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Значит надо создать условия при которых рабов мало. Император ввел драконовский налог в пользу арми (это чтоб не отвертелись), цены на рабов после прекращения расширения серьезно поднялись.

Коллега, а может поискать в нетехнологической области? Оптический телеграф, подзорная труба....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, а может поискать в нетехнологической области? Оптический телеграф, подзорная труба....

Все можно. Но это не интересно. Уже было вами же упомянуто в Агенте Византии. Правда при этом у него в истории практически ничего не изменилось, хотя оспопрививание даст неминуемый скачок роста населения. хочется нечто свежего и оригинального. Тем более

Развилка происходит вследствие какого-то научного наблюдения, открытия или изобретения

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Паровую, ЕМНИП, уже обсуждали и вынесли вердикт - сначала нужна более совершенная металлообработка.

Не возражая по сути, здесь речь идет о понятии развилка и рассказе. В худлите и не такие чудеса возможны

проблема, насколько помню, была в подгонке поршня к цилиндру. Зазор резко снижал КПД.

Первые вообще были в этом смысле отвратными. Их лет сто доводили до нормального паровоза.

Понятно. Очередное запугивание детерменистов, неразбирающихся в реальной технологии.

До того как в 1760х сделали специальный станок для цилиндров их просто либо отливали небольшими и сверлили пушечным сверлом. Или отливали большими и потом доводили, шуруя внутри обычным бревно с закрепленным на нем резцом или абразивом. Стенки виляли на несколько миллиметров, но с кожаной манжетой/пенькой все прекрасно работало. Ничего что не было бы известно римлянам.

Вообще конкретно зазор с цилидром для паровиков низкого давления некритичен. Даже в середине 19 века их для экономии разтачивали в один проход и от износа резца у них создавалась заметная конусность порядка миллиметра другого. Прокладка все прекрасно компенсировала.

Паровую машину можно сделать хоть в древнем египте. Уровня 18 века. Те тонна-полторы на лошадиную силу и 2-3 процента кпд (

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Оптический телеграф, подзорная труба....

Совсем классика однако! 1939г, попаданец в Рим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Паровую, ЕМНИП, уже обсуждали и вынесли вердикт - сначала нужна более совершенная металлообработка.

Не возражая по сути, здесь речь идет о понятии развилка и рассказе. В худлите и не такие чудеса возможны

проблема, насколько помню, была в подгонке поршня к цилиндру. Зазор резко снижал КПД.

Первые вообще были в этом смысле отвратными. Их лет сто доводили до нормального паровоза.

Понятно. Очередное запугивание детерменистов, неразбирающихся в реальной технологии.

(улыбаясь всеми 42 зубами) И как там поживает ваша электростанция на средневековых железно-воздушных аккумуляторах? Прошедшего года вам на написание ТЭО хватило?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

До того как в 1760х сделали специальный станок для цилиндров

Не то чтобы я ставил под сомнение техническую компетенцию, в 1733г в Великобритании было около сотни паровых двигателей, используемых в основном для шахт. Двигатели Ньюкомена пахали почти исключительно на откачке воды из шахт. В 1800 за тысячу. И только потом началось массовое производство. Мне лично представляется что рание 2% не всех устраивали. О чем и сказал. Кстати и по углю тоже экономия ЕМНИП раза в три первые и последние.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

До того как в 1760х сделали специальный станок для цилиндров

Не то чтобы я ставил под сомнение техническую компетенцию, в 1733г в Великобритании было около сотни паровых двигателей, используемых в основном для шахт. Двигатели Ньюкомена пахали почти исключительно на откачке воды из шахт. В 1800 за тысячу. И только потом началось массовое производство. Мне лично представляется что рание 2% не всех устраивали. О чем и сказал. Кстати и по углю тоже экономия ЕМНИП раза в три первые и последние.

У двигателей ньюкомена КПД был 0.5% Потому и на шахтах. Просто отделили конденсатор и стало 2-3% И как то поперло не только на шахты.

(улыбаясь всеми 42 зубами) И как там поживает ваша электростанция на средневековых железно-воздушных аккумуляторах? Прошедшего года вам на написание ТЭО хватило?

Неплохо поживает, у великих людей - великие ошибки. А вы как, глупостей про безумно дорогое средневековое железо больше не говорите?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У двигателей ньюкомена КПД был 0.5% Потому и на шахтах. Просто отделили конденсатор и стало 2-3% И как то поперло не только на шахты.

То есть появление усовершенствованого относится как раз к концу 1700г. О чем тогда спор? Сказано было буквально

Первые вообще были в этом смысле отвратными. Их лет сто доводили до нормального паровоза.

Каюсь, про проценты не интересовался конкретно. Знаю не шли первые именно из за малой производительности. Могли конечно сделать и египтяне, только вот у них не было того, этого, включая дрова, уголь и дешевого металла. Нет этого в Египте. Даже в Риме не особо. Это как с тем пергаментом - не выгодно из него книги делать, бумаги еще нет. Поэтому и существуют АИ. Только сначала нужно создать условия, чтоб бабки вложили. Уатт так вроде пролетел очень серьезно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У двигателей ньюкомена КПД был 0.5% Потому и на шахтах. Просто отделили конденсатор и стало 2-3% И как то поперло не только на шахты.

То есть появление усовершенствованого относится как раз к концу 1700г. О чем тогда спор? Сказано было буквально

Читайте внимательно.

Не то чтобы я ставил под сомнение техническую компетенцию, в 1733г в Великобритании было около сотни паровых двигателей, используемых в основном для шахт. Двигатели Ньюкомена пахали почти исключительно на откачке воды из шахт. В 1800 за тысячу. И только потом началось массовое производство. Мне лично представляется что рание 2% не всех устраивали. О чем и сказал. Кстати и по углю тоже экономия ЕМНИП раза в три первые и последние.

У ранних движков, которые пахали почти искл. на шахтах не было 2%, было 0.5, хотя тут тоже можно уточнять - поздние двигатели, по проектам Smeaton'a выдавали в 2 раза больше ранних чисто за счет вылизывания. Потому и пахали на шахтах. Первая идея Уатта - отделить конденсатор абсолютно никаких технологических вызовов не создает, они на первых порах тем и занимались что тупо добавляли конденсаторы к старым движкам ньюкомена. Посмотрели на экономию - посыпались заказы на движки уже не для шахт. И начали они это делать немного раньше 1800.

Проблема с построением паровика в большую часть исторического времени заключалась не в металлообработке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проблема с построением паровика в большую часть исторического времени заключалась не в металлообработке.

Ну хорошо. Вы совершено правы. Осталось написать расказ по АИ, где уровень металлургии в Древнем Египте и Риме соответствует тогдашнему английскому. А то мне, возможно ошибочно, представляется нет в античности таких сплавов сплавов, способных выдержать нагрузку котла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проблема с построением паровика в большую часть исторического времени заключалась не в металлообработке.

Ну хорошо. Вы совершено правы. Осталось написать расказ по АИ, где уровень металлургии в Древнем Египте и Риме соответствует тогдашнему английскому. А то мне, возможно ошибочно, представляется нет в античности таких сплавов сплавов, способных выдержать нагрузку котла.

Бронза, цилиндры первых атмосферников из нее и делали. И для атмосферного двигателя давления нужны не сильно большие - десятая доля атм, только пихнуть пар в цилиндр. Ньюкомб котлы для своих делал из листов меди снизу и свинца сверху.

Другое дело что правдоподобно описать историю изобретения паровика в античности не так просто. В РИ до Уатта каждый изобретатель добавлял дай бог одну новую идею. Разрекламированный у нас Ползунов и того не сделал. А ведь и население уже намного больше и философы опыты обсуждают... Прыгнуть от наблюдения за чайником до уровня Уатта разом для доиндустриального изобретателя нереально.

Нужен промежуточный этап. Если чтото уровня Фултоновского Клермонта пожалуй окупит себя и в Римской империи, то как окупаться более ранним и примитивным моделям? Дико богатые но затопляемые золотые шахты? Если рентабельность запредельная то и быками откачают, а то и рабами. Если малая - заглохнет. Тут надо идти по лезвию бритвы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

ИМХО, распространение того же парового двигателя процесс сильно детерминированный. И с самими технологиями металлообработки оно связано опосредованно.

Долгое время в Англии было очень много лесов. Но, прорыв в ряды величайших стран мира требовал очень много железа, как для изготовления ядер, шпаг и стволов для мушкетов, так и на ТНП, качеством и количеством которых Англия выдавливала конкурентов. Кроме того, промозглый климат требовал обогрева.

Дерево кончилось, пришлось постепенно переходить на уголь, как для получения кокса, так и для обогрева. Верхние угольные пласты быстро кончились, пришлось зарываться глубже. Одна из крупнейших проблем шахт - вода. При достижении определенных глубин мощности водоооткачивающих насосов на конной тяге уже не хватало, точнее становилось нерентабельно держать такое количество лошадей, которое могло приводить в действие тогдашние примитивные насосы. Тут-то и пришлись ко двору паровые машины. Дальше - больше.

Изменено пользователем prostak_1982

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Долгое время в Англии было очень много лесов. Но, прорыв в ряды величайших стран мира требовал очень много железа, как для изготовления ядер, шпаг и стволов для мушкетов, так и на ТНП, качеством и количеством которых Англия выдавливала конкурентов

В теории можно приложить к Египту или Италии. Или там Парфии. Рим ЕМНИП в смысле империя, не город, выплавлял железа не меньше всей Европы вплоть до 16 или 17 века. Но для этого надо ведь иметь уголь. А там где он был, вроде Германии или Англии тогда леса имелись. Вобщем без божественного вмешательства никак. Тут скорее поверишь в электричество в Египте посредством плотины.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас