148 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Норвегия бурлила. На середину августа 1925 года была назначена официальная аннексия Шпицбергена в соответствии с Парижским трактатом, но проводить ее под дулами дюжины двенадцатидюймовых орудий было бы несколько некомильфо.

 

Посол Коллонтай была вызвана в МИД Королевства Норвегия, и, в ответ на жёсткие прямые вопросы (заданные, однако, несколько нервным тоном), отметила, что во-первых, Советский Союз не является участником Парижского трактата, так как не был приглашён на соответствующую конференцию.

Во-вторых, нечего тут кивать на Брестский мир и выход из войны: Норвегия вообще была в той войне нейтральной, так что и связи этих двух вопросов нет и быть не может.

В третьих, Советский Союз всячески поддерживает свободу экономический деятельности на архипелаге Грумант. И, к слову, вот еще одна пачка официально зарегистрированных норвежскими нотариусами бумаг о продаже тресту "Артктикуголь" единоимённых шахт. Да, суммы всех сделок несколько ниже, чем был готов заплатить СССР, но что поделать - такова экономическая коньюнктура настоящего момента. Кто же виноват, что бизнесмены бывают настолько впечатлительными?

Нет, Советский Союз не планирует со своей стороны аннексировать Грумант, уважая интересы Королевства Норвегия ровно в той же степени, в которой Королевство Норвегия уважает интересы СССР.

 

Норвежский посол в Британии тем временем обивал пороги Адмиралтейства, но последнее изо всех сил скребло по сусекам, в попытках найти уголь хотя бы для текущих операций на фоне набиравшей силу забастовки шахтёров. Американцы сделали вид, что вообще не поняли, в чём дело: в конце концов большевики ведь заявили, что не собираются аннексировать Шпицберген в нарушение Парижского трактата? Французы даже в Крымскую не совались на Север, а уж сейчас это было бы совсем не с руки. Япония была далеко и хотя могучие линкоры Тенно теоретически могли бы дойти до архипелага за эту навигацию, но практически для этого требовалось пройти Севморпутём, который все еще не был проложен коварными русскими. Прочие мелкие участники Парижской конференции без поддержки Британии могли оказать Норвегии с ее двумя БрБО с всего-то 210мм орудиями разве что чисто символическую поддержку.

 

Посол Коллонтай тем временем имела в Стокгольме встречу с директором треста "Арктикуголь" тов. Лихтерманом и тов. Куком, председателем Федерации шахтёрских профсоюзов Британии. Тов. Кук разъяснил, что в настоящее время Правительство Его Величества приняло решение о выделении шахтовладельцам субсидий, направленных на временную отмену ужесточения условий труда (увеличение рабочего дня с 7 до 8 часов одновременно с понижением расценок). Уголь, добытый в результате отказа от мер по экономии и, соответственно, прекращения забастовки, предполагалось переводить в специальный запас, который будет расходоваться в 1926 году, чтобы провести локаут участников неизбежной новой забастовки (от мер по экономии жадные капиталисты отказываться не собирались). Тов. Кук поинтересовался, не следует ли ему обраться за поддержкой к тов. Зиновьеву как к главе Коминтерна.

Тов. Коллонтай отметила, что это не было бы хорошей идеей: тов. Зиновьев уже был неоднократно замечен в приступах словесного недержания, за что в 1917 году был подвергнут порицанию (увы, не окончательному) со стороны самого тов. Ленина.

Тов. Кук поинтересовался, можно ли подвергнуть порицанию, только желательно окончательному, создавамые угольные запасы: в этом случае забастовка следующего, 1926 года, имела бы значительно бОльшие шансы на успех.

Тов. Лихтерман возразил, что это не наш метод: надо чётко понимать, что экономика является первичной, а вот, например, идея об установлении на шахтах Груманта даже не семи-, а шестичасовой рабочей смены и перехода на четырёхсменную работу является, в связи с тяжёлыми погодно-климатическими условиями, весьма перспективной. Особенно (да-да, не "несмотря", а "особенно") в связи с тем, что выкупленные "Арктикуглём" шахты испытывают серьёзный недостаток квалифицированного персонала.

Тов. Кук задумался и рекомендовал создать рядом с каждой шахтой паб с досками для дартс, футбольное поле (пусть даже оно будет функционировать всего три месяца в году) и боксёрский ринг.

 

Тов. Коллонтай резюмировала, что даже в самой неблагоприятной ситуации Королевский Флот сможет проводить активные операции не ранее 1927 года (в 1926 году создаваемый в текущем, 1925 году, угольный запас будет использован для обеспечения повседневных нужд Британии во время локаута). Тов. Кук и тов. Лихтерман согласились с оценкой. Тов. Коллонтай улыбнулась: стервой она была первостатейной (точнее, перворанговой), а тут ей гарантировали минимум полтора года мотания нервов много возомнившим о себе альфа-самцам.

 

Британский профсоюзный лидер Артур Дж. Кук (слева) с экс-премьером от лейбористов Рамси Макдональдом

TUcookAJ2.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

К концу августа, когда стало ясно, что Королевский Флот не собирается являться к Шпицбергену "в силах тяжких", переговоры в Стокгольме перешли в вязкую фазу меряния древностию документов, величиной экономических интересов и убойностью юридических казусов. У тов. Коллонтай сложилось чёткое впечатление, что норвежская делегация тянет время, ожидая радикального изменения на военно-морских весах - если не в следующем, 1926-м, то в 1927-м году точно. Собственно, ее цели были абсолютно такими же, так что заведение переговоров в болото мелких претензий было осуществлено ко взаимному удовольствию, при полном непротивлении сторон.

 

Тем временем на "Красной Кузне" были спущены на воду и отведены к достроечной стенке еще два малых и два больших шлюпа, еще четыре кораблика были заложены под спуск в следующем году, а на двух пятисотфутовых стапелях начали собирать два уже вполне приличных, с крейсер примерно, корпуса. Старики с неодобрением смотрели на искры электросварки (жалуясь затем на боль в глазах), укоризненно качали головами и утверждали, что вот в следующую-то "карскую" (навигацию) бесовские швы всенепременно разойдутся и новомодные калоши обязательным образом потопнут. Впрочем, тщательное обследование вернувшихся на зимовку шлюпов ничего подобного не выявило, но когда такое мешало старикам каркать?

А вот с ходовой частью всё было не так радужно. Новые котлы показали себя неплохо, но вот старые машины регулярно выдавали если и не совсем уж поломки, то заметное снижение мощности. Товарищ Старк созвал совещание и заявил, что плавание в Северном Океане требует повышения надежности машин до почти абсолютного уровня, особенно учитывая возможность начала через год ограниченных, а через два - уже и не вполне ограниченных боевых действий.

Поэтому инженерному отделу было приказано проанализировать наиболее узкие места имеющихся машин и бросить все силы на повышение надежности и долговечности силовых установок. Благо электропечь "Кузни" наконец заработала и, скажем, те же эксцентрики в парораспределительных коробках теперь можно было делать из легированной стали. Студенты открытого на Соломбале судостроительного техникума, те, что из поморов и худо-бедно могли понимать по-английски, рылись в доставленных контабандой зарубежноых технических журналах, выписывая новые идеи, которые можно было бы применить для решения поставленной задачи.

Одно хорошо: после установки на Краснокузненской ТЭС еще и машин "Чесмы" появилась возможность проводить опыты с гальванопластикой, обещавшие серьезный эффект как раз в плане повышения жвиучести ответственных узлов, к примеру - уплотнительных поршневых колец.

 

Озадачив подчинённых, комСОБО снова прошёл на "Упорном" до строящегося моста и отбыл в Ленинград, где поделился своими (и товарища Котовского) проблемами с одним из научных руководителей Центральной Радиолаборатории профессором Вологдиным. Товарищ Вологдин, обрадованный беседой с понимающим и денежным заказчиком, а также впечатлённый мощью Краснокузненнской электростанции, частью лимитов которой тов. Старк был готов поделиться. согласился создать филиал лаборатории на "Красной Кузне", рядом с лабораторией торпедной, так и не переехавший на о. Мудьюг по причине прохождения первой модернизированной (а фактичеси изготовленной заново) 381мм самодвижущейся миной сдаточных испытаний.

В принципе, товарищ Бекаури вполне занимался и радиоделами, но в данном случае тов. Старк решил разнести столь важное яйцо сразу по двум корзинам.

 

Увы и ах, ленинградские оптики с тов. Старком разговаривать отказались, так что на Черное море комСОБО поехал не в лушем настроении.

 

Торпеда обр. 1898 года (до модернизации; модернизированную торпеду обр. 1898/1925 года можно отличить по короткому кислородному баллону вместо длинного воздушного и отсеку подогревательного аппарата за ним)

20.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Личная переписка и флейм скрыты, баллы выданы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Добравшись, наконец, до недавно возникшего на берегу Сухого Лимана городка с наскоро выстроенными причалами и, напротив, весьма основательной "Георгиевско-Победоносной" электростанцией, Старк в изумлении замер.

"Ну да, - пожал могучими плечами тов. Котовский, прекращая на время трясти за горло маленького (по сравнению с монументальной фигурой комЧОБО) круглоголового человечка в почти спавших с носа очках, - раньшее-то он покрасившие был. Но бесполезнее: контрабандисты что его, что "Шмидта" с "Марти" за полсотни миль по запаху дыма чуют, улов вообще никакой"

"А сейчас?" - поинтересовался тов. Старк, разглядывая бывший гидрокрейсер "Алмаз", на корме которого под бесячим углом градусов в пятнадцать к диаметральной плоскости, перекрывая световые люки и пеньки срезанных грот- и бизань-мачт, разместилась крытая дощатым настилом плоская ферма шириной метров десять и длиной под восемьдесят, далеко выходящая углами за обрезы обоих бортов.

"А сейчас - посмотрим", - Котовский выпустил ворот косоворотки человечка и с легким поклоном пригласил Старка на изуродованный крейсер.

 

"Алмаз" задымил и довольно бодро двинулся из лимана.

"Скорость восемнадцать, ветер... - хорошо знакомый Старку командир крейсера прищурился, разглядывая наддутый потоком воздуха полосатый конус, установленный на короткой мачте перед рубкой, - Ветер по оси! Радист, добро на аэрополе!"

 

Минут через пятнадцать за кормой послышался характерный треск. Аэроплан заходил вдоль оси накладной палубы, прямо против ветра. Стоявший в дальнем от кормы конце полосы матрос подавал флажками сигналы. За мгновение до посадки морячок с похвальной резвостью метнулся вбок, спрыгнул фута на три вниз и спрятался в тени рубки.

Аэроплан коснулся выбеленных досок, попрыгнул, зацепил торчащим из-под хвоста гаком натянутый попрек трос и покатился по доскам, постепенно замедляясь. Казалось, все обошлось. Но уже на последних метрах побега кончики левых плоскостей цепанули вторую дымовую трубу: то ли корабль рыскнул на курсе, то ли налетел внезапный порыв капризного осеннего ветра. Раздался треск, самолёт развернуло, и не рассчитанная на изламывающие нагрузки хвостовая балка разломилась пополам. Хвост самолёта замер, удерживаемый тросом, а кабина пилота с оставшейся парой крыльев, шасси и продолжающим трещать мотором закрутилась и, свалившись с обреза палубы, нырнула в серые волны.

"Человек за бортом! - меланхолично произнёс командир, наблюдая, как спасательная команда, не дожидаясь приказа, спускает краном каплевидный в плане катер с поперечным уступом поперёк днища. - Вестовой! Самовар и коньяк!"

 

Старк в некотором оцпенении наблюдал, как взревевший явно мощными моторами катер наполовину выскочил из воды и, оставляя за собой шлейф пены, рванулся к раскиданным на воде обломкам и ярко-оранжевой точке рядом. Аварийная команда уже скидывала в море остатки плоскостей и хвоста и закрашивала царапины на кожухе дымовой трубы.

 

Приложение: схема изуродованного "Алмаза"

Almaz-CV.thumb.jpg.5e5e0fbf1c7dbe4076a90

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Радист, добро!"

Получается на аэроплане радио стоит? Богато живут одесситы!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Получается на аэроплане радио стоит?

На аэродроме

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

"Беда, - вздохнул Котовский, уже почти аристократично доливая в стакан коньяка вместо отпитого чая. - Если даже Константин Константинович не сядет - никто не сядет".

"Не сяду, - подтвердил пилот, освобождённый от выкрашенного ядовито-оранжевой краской пробкового жилета и переодетый в сухое. - И никто не сядет. Надо расширять полосу раза в два."

Он с наслаждением отпил горячую, источающую тонкий французский аромат жидкость.

"Кильнётся". - уже не меланхолично, а флегматично ответил командир корабля.

"Может, и не кильнётся, - возразил комСОБО. - Сместить трубы к левому борту..."

"К правому. - поправил его пилот. - И палубу на другой борт переставить, одновременно с расширением. Большинство пилотов предпочитают уходить вверх-влево, а не вправо, так что аварий меньше будет", - пояснил он.

"Заодно и рубку туда же, к борту сместить, и проложим мимо нее палубу непоспедственно до катапульты, только уже прямую, а не кривую-косую, и можно будет без переставления аэроплана краном обойтись", - заметил командир.

"А ангар никак? - просительно взглянул на собеседников комЧОБО. - Там же всего футов на десять палубу приподнять надо..."

"Тогда точно кильнётся," - вздохнул командир.

"Гарантированно." - подтвердил Старк.

"Значит, придется аэропланы дуралюминиевые заказывать, - заметил пилот. - Если перкалевые на палубе, где-то вне полосы, держать - их первый же шторм на тряпочки порвёт"

"Только не товарищу Туполеву заказывать буду, - нахмурился комЧОБО. - Да он и сам теперь не возьмется. Сбежал уже, наверное. Если оклемался."

"А за что Вы его так, Григорий Иваныч?" - поинтересовался Старк.

"А за катера. Бекаури по моей просьбе заказал ему быстроходный катер для перехвата контрабандистов по типу английских, которые в девятнадцатом Кронштадту побудку сыграли. Он вроде как сделал. Ну, Вы его видели, Георгий Карлович, это та самая лоханка, что за Константином Константиновичем гоняла."

"Так уж и лоханка, Григорий Иванович! Сколько эта лоханка узлов дает? Сорок пять?"

"Сорок три, на лимане меряли. Только вот как в море вышли... Вы думаете, я этого Туполева бил, Георгий Карлович? Не-ет, я ему просто демонстрировал, как на этой его чёртовой лоханке на всего-то двухбалльной волне трясёт."

"А свыше трёх баллов этот катерок уже на едва шести узлах с волны на волну переползает", - добавил командир крейсера.

"Значит, не выйдет на таком контрабандистов гонять?"

"Не выйдет..."

 

Торпедный катер ГАНТ-3, созданный позднее А.Н.Туполевым на основе конструкции быстроходного патрульного катера, заказанного ЧОБО

%D0%90%D0%9D%D0%A2-3%20%D0%9F%D0%95%D0%A

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Утром двое командиров округов и один пилот направились в Первые Авиаремонтные Мастерские Береговой Охраны (бывший завод "Анатра"), где были встречены начальником мастерских тов. Хиони. Тов. Хиони безо всякой расписки выдал тов. Арцеулову очередной аэроплан (что характерно, с той же самой окраской и тем же номером на киле, что и у разбитого вчера аппарата), а на недоумевающий взгляд тов. Старка разъяснил, что в рамках ликвидации излишков военного имущества шестьдесят самолётов "Авро" в ящиках были закуплены в Британии по цене дров, а восемьдесят моторов "Гном-Рон" к ним - во Франции, по цене металлолома. А учитывая, что тов. Арцеулов получает в рамках программы отработки посадки на авианесущий крейсер уже седьмой самолёт (и еще две машины были потеряны в при отработке взлёта с установленной над бушпритом катапульты), проводить означенные дрова и означенный металлолом по всем положенным документам как полноценный самолёт - излишне хлопотное дело.

Товарищ Старк с чувством лёгкой зависти одобрил здравый подход к учёту и бухгалтерии, после чего заинтересованные лица сели обсуждать тактико-технические требования к будущему самолёту береговой охраны.

Как показали прошлогодние эксперименты тов. Котовского с поплавковыми версиями "Авро", современные гидропланы уже при трех баллах волнения становятся небоеспособными, и даже перспективные машины вряд ли смогут выполнять взлёт и посадку при волнении более трёх баллов. Соответственно, основным типом самолёта должен был стать колёсный вариант берегового и корабельного базирования с поплавковой (и, для Севера - лыжной) версией лишь в качестве дополнения. Максимальная скорость устанавливалась не менее ста узлов, посадочная - не более сорока, взлётная с нормальной нагрузкой - не более пятидесяти, время патрулирования с нормальным запасом горючего - не менее трёх часов.

Экипаж был установлен в составе двух человек - пилота и штурмана-радиста, поскольку отсутствие на аэроплане радиостанции немедленно сводило ценность авиации для целей Береговой Охраны примерно к нулю. Разработку компактных радиостанций весом не более трёх пудов и низким энергопотреблением было решено поручить как тов. Бекаури, так и тов. Вологдину, а то, что оба товарища друг друга терпеть ненавидели, было сочтено дополнительным плюсом подобного подхода.

Вооружение должно было состоять из оборонительного пулемёта у штурмана, синхронного курсового пулемёта для борьбы с возможными воздушными нарушителями священных границ СССР, а также подвеса для 381мм торпеды массой до 30 пудов.

Материалом для строительства аэроплана был выбран дуралюмин, для чего тов. Старк обязался выделить паровые машины дождавшегося своей очереди на разбор крейсера "Адмирал Макаров" в целях строительства в г. Тихвин электростанции, а также прилагающихся к ней глинозёмного и алюминиевого заводов БО ОГПУ.

 

Учебный самолет У-1, под который на заводе "Анатра" маскировались закупленные в Англии и Франции дрова и металлолом

i?id=0d73f774a0d90982577f83367805674f_l-

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

дуралюмин

Не кольчугалюминий?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не кольчугалюминий?

Кольчугалюминий - дефицитнейший материал, кто ж его из Кольчугино береговой охране выделит? Не, только своё.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А мороженое "Север помнит" за 2.20 ВЧК-ОГПУ-МГБ наладит в производстве ближе к кульминации?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А мороженое "Север помнит" за 2.20 ВЧК-ОГПУ-МГБ наладит в производстве ближе к кульминации?

В текст вставляются все пасхалки, которые приходятся к месту

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Из Одессы комСОБО Старк отправился в Москву, пропустив, увы, интереснейшее зрелище - операцию ЭПРОН по переворачиванию уже лишённого поясной брони корпуса "Императрицы Марии" килем вниз. С другой стороны, "Мария" по прошлогодней договорённости отходила тов. Котовскому (поскольку любая контрабанда или же борьба с ней всё-таки слабовата по сравнению с легальными экспортно-импортными операциями), а смещение тов. Троцкого с постов Наркомвоенмора и предРеввоенсовета открывало слишком много возможностей для нормализации отношений между РККФ и БО ОГПУ.

 

Нормализация отношений началась с жестокого наката Наморси (командующего и одновременно комиссара РККФ) тов. Зофа на комСОБО тов. Старка по поводу нагло угнанного им на Север линкора "Диктатура Пролетариата".

Тов Старк привычно предъявил Акт о передаче Бизерской Эскадры на разделку и и распоряжение ВСНХ и СНК о передаче разделываемых кораблей Разделочной Комиссии БО ОГПУ.

Тов. Фрунзе, поддержав тов. Зофа, обвинил тов. Старка в формализме.

Тов. Дзержинский, в свою очередь, неформально объяснил тов. Фрунзе и тов. Зофу, что в настоящий момент "Диктатура Пролетариата" занята диктовкой непреклонной пролетарской воли реакционному правительству Норвегии. Но по окончании операции ни тов. Дзержинский, ни тов. Старк не возражают против передачи "Диктатуры" РККФ - в обмен, разумеется, на недостроенный "Измаил" и сгоревшую "Полтаву".

Тов. Зоф вопросил, не слишком ли жирно будет БО ОГПУ?

Тов Старк заявил, что совсем не жирно, и если балтийские линкоры и далее будут поддерживаться в столь ужасном состоянии, то лет через пять РККФ сам от них избавится за полной уже бессмысленностью восстановления.

Тов. Зоф вздохнул и посетовал на слабую техническую подготовку красвоенморов.

Тов. Старк искренне посочувствовал тов. Зофу (квалификация которого в морских делах была еще хуже, чем у его подчинённых) и выразил готовность принять стажёров из красных командиров, старшин и матросов на временной передовой базе "Грумант" для обмена опытом поддержания боеготовности кораблей в условиях ограниченных возможностей пункта базирования.

Тов Фрунзе поинтересовался, в чём тут интерес СОБО.

Тов. Старк пояснил, что в настоящее время экипаж "Диктатуры Пролетариата" укомплектован всего на 45 процентов, а уже через полтора года возможен дружественый визит Королевского Флота к берегам Груманта. И, хотя кризис предполагается разрешить политическими методами, наличие полностью боеготовых кораблей с полностью укомплектованными экипажами будет важным фактором этой самой политики. Кстати, еще одним важным фактором стало бы указание тов. Поликарпову оказывать полное содействие Береговой Охране в деле разработки специализированного патрульного самолёта-торпедоносца на базе промежуточного "2У-Б3", раработкой которого тов. Поликарпов занят в настоящее время и который заранее признан не соответствующим требованиям ВВС РККА к учебному самолёту.

 

Тов. Зоф отступил на заранее подготовленные позиции и поинтересовался, нельзя ли получить хотя бы механизмы, орудийные башни, 130мм противоминные орудия и часть 270мм брони главного пояса с успешно поставленной на ровный киль "Марии" в целях достройки линкора "Демократия".

Тов Старк ответил, что с бронёй и стотридцатками проблем нет вообще (за исключением, возможно, финансовых проблем у РККФ - эпоха коммунизма, долженствующего раз и навсегда уничтожить деньги, еще не наступила), ЭПРОН, насколько он знает, вполне готов принять заказ на подъем всех четырёх башен главного калибра, а вот с механизмами он связываться не рекомендует. Во-первых, турбины Парсонса с "Марии" уже обещаны тов. Кржижановскому (а с тов. Кржижановским даже тов. Держинский предпочитал без особой нужды не спорить), а во-вторых, прямоходные турбины уже устарели и не могут рассматриваться в качестве современных ходовых машин, особенно для единственного потенциально-приемлемого по ТТХ линейного корабля РККФ.

Тов. Фрунзе отметил, что РККФ в настоящее время не располагает современными турбозубчатыми агрегатами, которые, предположительно, имел в виду тов. Старк.

Тов. Старк возразил, что зато РККФ располагает группой товарищей Папмеля, Сперанского и Рамзина, два года назад отжатой тов. Власьевым у СОБО и в настоящее время занятой мартышкиным трудом в виде проектирования маломощной турбинной силовой установки для недоэсминцев типа "Ураган". Если переориентировать данную группу на завершение работ 16-го еще года по созданию ТЗА для последней серии эсминцев типа "Корфу" с масштабированием уже произведенных наработок, то можно получить агрегаты единичной мощностью в 17-18 тысяч лошадиных сил при достаточно умеренном давлении пара, а четыре таких агрегата будут в состоянии разогнать "Демократию" до вполне пристойных 25 узлов. Кроме того, аналогичные агрегаты могут быть использованы как для достройки крейсеров типа "Светлана" с увеличением проектной скорости с 29.5 до 31-32 узлов, так и для ввода в строй остающихся на стапелях "Новиков" последних серий.

 

Тов. Фрунзе заявил, что идея неплоха, но создание сторожевых кораблей также является крайне важной задачей для восстановления боевой мощи РККФ.

Тов. Старк полностью согласился с мнением тов. Фрунзе, но отметил, что текущие тактико-технические требования к "Ураганам" не подтверждаются практикой эксплуатации патрульных шлюпов береговой охраны: прочность корпуса и мореходность являются значительно более важными характеристиками для подобного корабля, чем рекордная скорость, и, к примеру, единственный оставшийся в составе СОБО миноносец "Упорный", становящийся в зимнюю кампанию 1925/26 года под замену котлов и модернизацию машин, получит усиленную ледовую обшивку и подкрепления набора в ущерб скоростным качествам.

Тов. Фрунзе поинтересовался, имеются ли у Береговой Охраны ОГПУ предложения по насыщению РККФ малыми кораблями с учётом наработанной практики (которая, по выражению тов. Ленина, является критерием истины).

Тов. Старк подтвердил: да, такие предложения имеются. В 1926 году все комплекты паровых машин, оставшихся от "Добровольцев" и "Соколов", будут установлены на новые шлюпы, корабельный состав лёгких сил СОБО достигнет планируемых величин, и малые стапеля на "Красной Кузне" вполне могут быть задействованы в интересах РККФ.

Тов. Зоф поинтересовался, значит ли это, что РККФ придется довольствоваться архаичными паровыми машинами вместо современных турбин?

Тов. Старк отметил такие достоинства паровых машин, как надёжность, неприхотливость и долговечность, но рекомендовал обратить внимание на отпыт эксплуатации танкеров "Бородино", "Наварин" и "Кинбурн", дизельная силовая установка которых показала себя за год регулярных рейсов вполне надежной, а входящие в ее состав моторы фирмы "МАН" уже локализуются в СССР под индексом "42-БМ", так что вопрос только в освоении производства систем наддува инженера Бюхи, повышающей мощность единичного агрегата с 1100 до 1400 лошадиных сил, то есть приблизительно до показателей дизелей английской фирмы "Бирдмор", изначально планировавшихся к установке на "Ураганы".

 

По результатам переговоров чертёжная "Красной Кузни" получила заказ на разработку проекта сторожевого корабля для РККФ на основе шлюпов ледового класса, а также двухорудийных 130мм башен для шести признаннных годными к достройке "Светлан" по образцу 120мм установок "Внимательного". В обмен тов. Фрунзе откомандировывал в Архангельск тов. Лендера для дальнейших работ по развитию его зенитного орудия обр. 1915 года (тов. Старк поделился некоторыми проблемами при заряжании старой зенитки на больших углах возвышения и выразил обеспокоенность относительно явной недостаточности баллистики 30-калиберного ствола).

Кроме того, тов. Фрунзе выразил заинтересованность в совместной разработке упомянутого ранее дуралюминового патрульного аэроплана для использования как в РККФ, так и в БО ОГПУ, в связи с чем тов. Фрунзе и тов. Дзержинский издали совместное распоряжение тов. Поликарпову об оказании содействия тов. Котовскому в адаптации учебного самолёта "2У-Б3" под требования Береговой Охраны.

 

Также тов. Фрунзе командировал тов. Зофа для изучения положения дел как в Архангельске, так и у о. Грумант, выразив сожаление, что сам не может присоединиться к товарищам Старку и Зофу по приичне необходимости приготовиться к предстоящей операции на желудке.

 

 

Наморси Вячеслав Иванович Зоф, 1919

250px-%D0%A1%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в г. Тихвин электростанции, а также прилагающихся к ней глинозёмного и алюминиевого заводов БО ОГПУ.

Ну это перебор, КМК – целый уникальный металллургический комплекс береговой обороне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ну это перебор, КМК – целый уникальный металллургический комплекс береговой обороне.

там вопрос в размерах этого комплекса. Мощность машин "Макарова" - порядка 12МВт (да еще и не вся она пойдет на выделку алюминия), то есть производство будет относительно мелким, только на собственные нужды хватит.

 

УПД тонна алюминия - порядка 17МВт*ч. Для сравнения, Кольчугинский завод с проектной мощностью 12 тыс тонн в год "висел" на Волховской ГЭС мощностью 58МВт. Тут мощность раз в пять меньше, соответственно, будет выдаваться около 2.5 тыс тонн в год максимум, а учитывая что машины будут гонять явно не на максимальной мощности - порядка килотонны в год. В масштабах страны - мало, а вот для собственных целей (причём не СОБО, а всего ОГПУ) - вполне

 

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

там вопрос в размерах этого комплекса. Мощность машин "Макарова" - порядка 12МВт (да еще и не вся она пойдет на выделку алюминия), то есть производство будет относительно мелким, только на собственные нужды хватит.   УПД тонна алюминия - порядка 17МВт*ч. Для сравнения, Кольчугинский завод

Тогда да, наверное, возможно. Только при Волховской ГЭС стоит не Кольчугинский, а, собственно, Волховский завод.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Только при Волховской ГЭС стоит не Кольчугинский, а, собственно, Волховский завод.

Ну порядок мощности понятен. И, если мне не изменяет склероз, к 41-му общее производство алюминия в СССР еле добралось до 60 тыс тонн в год, так что мне кажется, что 1 (в перспективе 2) килотонны с одной стороны, не сильно повлияют на общий баланс, а с другой - до поры до времени позволят ОГПУ вести независимую авиастроительную программу.

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Телеграмма о кончине тов. Фрунзе на операционном столе пришла в Архангельск через трое суток после отбытия тов. Зофа к о. Грумант.

Новый предРВС и наркомвоенмор, тов. Ворошилов, по природе осторожный и не склонный к авантюрам, тем не менее счел активность текущего начморси правильной, и в результате присмотренный им на замену тов. Зофу тов. Муклевич прибыл в Архангельск в прежней должности замначальника ВВС РККА с целью подтверждения достигнутой с тов. Фрунзе договорённости о совместной разработке морского патрульного самолёта. Тов. Муклевич, как выяснилось, ехал в одном вагоне с тов. Вологдиным и несколькими сотрудниками создаваемой на "Красной Кузне" радиотехнической лаборатории. Тов. Лендер, также направленный в Архангельск ещё тов. Фрунзе, по какой-то причине ехал в вагоне третьего класса и сильно простудился в пути.

Тов. Старк, изрядно раздосадованный подобным отношением к ценнейшему кадру, передал тов. Лендера в цепкие руки краснокузненской медчасти и приказал выделить инженеру наиболее тёплый из имеющихся домов рядом с заводом, а также следить, чтобы суровой архангельской зимой уважаемый Франц Францевич обязательно надевал меховые шубу и шапку, шарф, варежки и специально пошитые для него унты поверх шерстяных носков, для чего к тов. Лендеру было посменно приставлено целых две медсестры.

 

Пока тов. Лендер выздоравливал, тов. Старк согласовал с тов. Муклевичем график поставок моторов типа "М-5-400" (про закупленные тов. Котовским, опять же по цене металлолома, оригинальные "Либерти" он решил не упоминать), и обсудил с тов. Вологдиным требования к самолётной (она же экспедиционная), лёгкой корабельной (одна же береговая маячная) и тяжелой корабельной (она же береговая командная) радиостанциям. Обещанные товарищем Вологдиным массогабариты и энергопотребление станций почти вдвое превосходили (в худшую сторону) аналогичные показатели, обещанные тов. Бекаури, но именно этот фактор вызвал у тов. Старка значительно больше доверия. Вероятно, именно поэтому тов. Старк пожаловался тов. Вологдину на всё больше беспокоящую его проблему: единственным типом дальномеров, которые он мог получить в распоряжение береговой охраны (исключая уже имеющиеся дальномеры "Кагула" и "Диктатуры Пролетариата") были трехфутовые устройства времён русско-японской войны.

Тов. Вологдин занюхал брусничную настойку горбушкой чёрного хлеба с заводской пекарни и поинтересовался, обязательно ли дальномер должен быть оптическим? В конце концов, если удастся выдать достаточно короткий и достаточно мощный узконаправленный радиоволновой импульс, можно засечь время между испусканием этого импульса и приёмом отражённого сигнала...

 

Выслушав объясняния тов. Вологдина, тов. Старк осознал, что остров Мудьюг всё же придется осваивать, хотя и не с предполагавшимися ранее целями: уж больно интересной (в том числе и для внешних врагов, и для внутренних конкурентов) была идея тов. Вологдина.

Оставались, правда, проблемы с чёткой отсечкой импульса и минимизацией его длины, с чуткостью приёмника (отражённый сигнал рассеивался пропорционально аж четвёртой степени расстояния до цели), с размером антенны, линейно зависящим от длины волны, которой можно было достичь с помощью предпочитаемой тов. Вологдиным механической многополюсной генерации. Но тов. Вологдин сказал, что ему нужно обратиться к свежим журналам: вроде бы какой-то то ли чех, то ли немец в прошлом году обнаружил эффект генерации высокочастотных колебаний посредством давно известного, но не нашедшего особых применений магнетрона. А если удастся построить дальномер на основе соответствующих этим частотам дециметровых волн, то мало того что резко уменьшится размер антенн, но и точность измерений вырастет: теоретически - до единиц метров, а практически - примерно до четверти кабельтова.

В принипе, штатных динамомашин малой мощности с разбираемых кораблей в распоряжении комСОБО было в достатке, так что оставалось по весне завезти на Мудьюг несколько серийно собираемых (а затем разбираемых и складируемых для транспортировки на Грумант) срубов и к ним протянуть от электростанции сгибаемые и свариваемые прямно на "Кузне" трубы для обогрева помещений попутным теплом.

 

Тем временем на двух спущенных в сентябре больших корпусах уже монтировались машины пришедшего с Груманта перед самым ледоставом "Жаркого" - по одному трёхтысячесильному паровику на каждом. Кормовая надстройка почти в точности повторала танкерную, а вот почти всю свободную площадь палубы занимали огромные люки потребовавшие усиления комингсов и довольно сложной конструкции закрывающих их щитов, но зато отлично приспособленные под грейферную погрузку и разгрузку навалом угля и иных подобных грузов. Впрочем, в первый рейс обоим кораблям предстояло льправиться гружёными крепёжным лесом для шахт и теми самыми срубами.

Grumant, USSR Coal Transport laid down 1925 (Engine 1915)

Displacement:
    4 381 t light; 4 647 t standard; 13 259 t normal; 20 149 t full load

Dimensions: Length overall / water x beam x draught
    450,00 ft / 450,00 ft x 70,00 ft (Bulges 75,00 ft) x 25,00 ft (normal load)
    137,16 m / 137,16 m x 21,34 m (Bulges 22,86 m)  x 7,62 m

Armour:
   - Belts:        Width (max)    Length (avg)        Height (avg)
    Main:    2,00" / 51 mm    450,00 ft / 137,16 m    12,00 ft / 3,66 m
    Ends:    Unarmoured
      Main Belt covers 154% of normal length

Machinery:
    Coal fired boilers, complex reciprocating steam engines,
    Direct drive, 1 shaft, 3 010 ihp / 2 245 Kw = 12,00 kts
    Range 46 000nm at 12,00 kts
    Bunker at max displacement = 15 502 tons (100% coal)

Complement:
    617 - 803

Cost:
    £0,592 million / $2,369 million

Distribution of weights at normal displacement:
    Armament: 0 tons, 0,0%
    Armour: 400 tons, 3,0%
       - Belts: 400 tons, 3,0%
       - Torpedo bulkhead: 0 tons, 0,0%
       - Armament: 0 tons, 0,0%
       - Armour Deck: 0 tons, 0,0%
       - Conning Tower: 0 tons, 0,0%
    Machinery: 197 tons, 1,5%
    Hull, fittings & equipment: 2 834 tons, 21,4%
    Fuel, ammunition & stores: 8 878 tons, 67,0%
    Miscellaneous weights: 950 tons, 7,2%

Overall survivability and seakeeping ability:
    Survivability (Non-critical penetrating hits needed to sink ship):
      100 145 lbs / 45 425 Kg = 927,3 x 6 " / 152 mm shells or 18,7 torpedoes
    Stability (Unstable if below 1.00): 1,83
    Metacentric height 7,8 ft / 2,4 m
    Roll period: 11,3 seconds
    Steadiness    - As gun platform (Average = 50 %): 100 %
            - Recoil effect (Restricted arc if above 1.00): 0,00
    Seaboat quality  (Average = 1.00): 2,00

Hull form characteristics:
    Hull has raised forecastle, raised quarterdeck
    Block coefficient: 0,550
    Length to Beam Ratio: 6,00 : 1
    'Natural speed' for length: 21,21 kts
    Power going to wave formation at top speed: 23 %
    Trim (Max stability = 0, Max steadiness = 100): 50
    Bow angle (Positive = bow angles forward): -1,00 degrees
    Stern overhang: -1,00 ft / -0,30 m
    Freeboard (% = measuring location as a percentage of overall length):
       - Stem:        24,00 ft / 7,32 m
       - Forecastle (20%):    22,00 ft / 6,71 m (14,00 ft / 4,27 m aft of break)
       - Mid (50%):        13,00 ft / 3,96 m
       - Quarterdeck (15%):    16,00 ft / 4,88 m (14,00 ft / 4,27 m before break)
       - Stern:        18,00 ft / 5,49 m
       - Average freeboard:    15,89 ft / 4,84 m

Ship space, strength and comments:
    Space    - Hull below water (magazines/engines, low = better): 14,5%
        - Above water (accommodation/working, high = better): 88,9%
    Waterplane Area: 21 321 Square feet or 1 981 Square metres
    Displacement factor (Displacement / loading): 760%
    Structure weight / hull surface area: 87 lbs/sq ft or 423 Kg/sq metre
    Hull strength (Relative):
        - Cross-sectional: 0,96
        - Longitudinal: 1,50
        - Overall: 1,01
    Hull space for machinery, storage, compartmentation is excellent
    Room for accommodation and workspaces is cramped
    Ship has slow, easy roll, a good, steady gun platform
    Excellent seaboat, comfortable, rides out heavy weather easily

 

 

 

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В Москву комСОБО тов. Старк вернулся через Мурманск, вместе с наморси тов. Зофом.Тов. Зоф, проведший три недели на кораблях Грумантской эскадры, был тих и печален, что для самоуверенных пролетариев, внезапно выбившихся в вершители судеб, было не слишком характерно.

Тов. Ворошилов, принявший обоих моряков в здании наркомата обороны, был, с одной стороны, доволен (тов. Зиновьев, с которым у тов. Ворошилова были изрядные разногласия, только что был снят со всех постов - и с поста фактического хозяина Ленинграда, и с поста вождя Коминтерна), с другой - замотан (принимать дела после Фрунзе было делом хлопотным), а с третьей - удивительно равнодушен к делам флота.

Что впрочем, было неудивительно - человеком Климент Ефремович был абсолютно сухопутным и единственное, что ему во флоте нравилось - так это 120мм пушки, которые он успешно применял в Гражданскую с железнодорожных платформ. Впрочем, начштаба РККА Тухачевский оказался еще бОльшим флотоненавистником, считавшим, что критической угрозы с моря СССР нет и быть не может, все мыслимые морские операции империалистических держав будут иметь локальный характер, и Красной Армии выгоднее всего будет запереть противника на плацдармах и просто подождать, пока угнетенный пролетариат стран-агрессоров не восстанет и не свергнет зарвавшиеся милитаристские верхи. В конце концов, такой подход сработал в Гражданскую! Так что правильнее всего будет порезать корабли и пустить металл на производство пяти, нет, лучше десяти тысяч танков.

 

Спорить с тов. Тухачевским тов. Старк  не стал, но, заметив некую напряженность между наркомвоенмором и начштаба РККА, уже в более узком составе довел до тов. Ворошилова тот факт, что снабжение углём всего северо-запада СССР осуществляется с Груманта, и если империалистам (например, британским) удастся прервать сообщение с островом, то только-только начавшая дышать металлургия Севера снова ляжет. Такой аргумент бывшему слесарю из угольно-стального Луганска был вполне понятен, а какие-то старые счеты с тов.Тухачевским подкрепили рациональные доводы еще и эмоциональной убеждённостью. В результате тов. Ворошилов подтвердил договорённость о строительстве на "Красной Кузне" сторожевиков для РККФ, да еще и щедрой рукой подписал распоряжение о передаче БО ОГПУ недостроенного (а потом еще и разграбленного) моторного завода в Рыбинске - для производства дизелей "42-БМ" и систем наддува Бюхи для них. Тем более, что дизеля этого типа все равно планировались и для подводных лодок типа "Д", и для железнодорожных локомотивов нового образца.

 

Заехав в Теплотехнический Институт, тов. Старк, вежливо поздоровавшись с тов. Рамзиным, памятным по конфузии с паротурбинными установками (впрочем, что ни делается - всё к лучшему: паромашинные шлюпы, пусть и не добирали двух-трёх узлов относительно турбинных, демонстрировали совершенно фантастический даже для "старого" РИФ коэффициент оперативного напряжения), проследовал в кабинет тов. Гаккеля, занимавшегося тепловозной темой. Тов. Гаккель был в миноре: несмотря на великолепные результаты испытаний тепловоза его конструкции с тем самым дизелем, тема была задвинута на дальнюю полку под предлогом недостаточности запаса нефти в СССР. Так что убедить тов. Гаккеля принять пост директора Рыбинского завода оказалось несложным, особенно после того, как тов. Старк сообщил, что помимо корабельных и тепловозных дизелей ОГПУ планирует производить на этом заводе моторы типа "Либерти". Товарищ Гаккель, являвшийся к тому же одним из пионеров отечественной авиации, против такого соблазна устоять не смог.

 

Заехав по совету тов. Гаккеля в НАМИ и переговорив там с молодым инженером тов. Климовым, изрядно тяготившимся сухопутно-наземной тематикой, тов. Старк отправился на телеграф и отбил депешу тов. Котовскому: в истории с недостаточностью запасов нефти следовало разобрться. А тов. Котовский, во-первых, был поближе к нефтяному району, во-вторых, имел богатый опыт задушевных разговоров с промышленниками (в том числе и с нефтепромышленниками) и в-третьих, должен же перестроенный из "Марии" танкер, к которму планировали вскоре присоединить еще и "Екатерину" с "Полтавой" и "Измаилом", что-то возить? Так что тов. Котовский был кровно заинтересован в разъяснении данного вопроса.

 

 

Самолет Гаккель-IX, 1912г

rdkz5kcm8w2zrkql7m.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Возвращаться в Архангельск Старку пришлось через Ленинград. Товарищ Ворошилов, впечатлённый угольно-морской лекцией и оценивший зачатки компетентности, начавшие пробиваться из пролетарского нутра тов. Зофа после устроенной тому тов. Старком экскурсии, пригласил комСОБО на заседание флотского арткомитета в качестве независимого эксперта. Тем более, что рассматриваемая тема теоретически могла коснуться богатых запасов Разделочной Комиссии Береговой Обороны. Не то чтобы тов. Ворошилов не мечтал запустить в эти закрома мозолистую рабочую руку, но такие вещи всегда лучше делать после соответствующего размягчения раскулачиваемой стороны.

 

Тов. Старк с интересом выслушал доклад главного конструктора завода "Большевик" тов. Чернявского относительно создания нового 180мм орудия для РККФ. После окончания доклада тов. Старк приступил к исполнению обязанностей независимого эксперта и начал задавать тов. Чернявскому вопросы.

 

Тов. Старк поинтересовался у тов. Чернявского, из каких соображений был выбран калибр в 180мм.

Тов. Чернявский ответил, что семидюймовый калибр считается экспертами, в том числе зарубежными, максимальным калибром, допускающим ручное заряжание. В качестве примера можно рассмотреть американские 178мм и германские 173мм орудия.

Тов. Старк поинтересовался, является ли фактором, лимитирущим возможность ручного заряжания, собственно калибр или же вес снаряда.

Тов. Чернявский ответил, что, разумеется, вес.

Тов. Старк поинтересовался весом американских и германских семидюймовых снарядов.

Тов. Чернявский с чувством полного интелелектуального превосходства над осколком старого мира заявил, что это 75 и 64 кг соответственно.

Тов. Старк спросил, намеревается ли завод "Большевик" применять в предлагаемом орудии современные снаряды оптимальной аэродинамической формы с хвостовым сужением?

Тов. Чернявский ответил, что разумеется, тем более, что подобные снаряды в настоящее время разрабатываются не только для 12-дюймовых орудий, но и для сухопутных гаубиц калибра 107 и 122мм.

Тов. Старк спросил, какова будет длина таких снарядов в калибрах и как она соотносится с 3-3.5-калибернымии американским и германским снарядами?

Тов. Чернявский, нахмурившись, заявил, что для достижения максимальной дальности предполагается установить длину снаряда в пять - пять и два калибра.

Тов. Старк поинтересовался ожидаемой массой такого снаряда.

Тов. Чернявский, помявшись, назвал цифру в девяносто семь с половиной килограмм.

Тов. Старк с удивлением отметил, что названная масса значительно больше признаваемой зарубежными экспертами в качестве предельной для ручного заряжания. Более того - по опыту Русско-Японской и Мировой войн ручное заряжание восьмидюймовых снарядов подобного (или даже меньшего, 88-килограммового) веса является крайне затруднённым. Так что, возможно, имеет смысл обратиться к несколько меньшему калибру. Вот к примеру, - Старк сделал несколо быстрых подсчётов на подвернувшейся бумажке, - сташестидесятипятимиллиметровый снаряд подобного удлиннения весил бы как раз около семидесяти пяти килограмм, что соответствует весу американского снаряда. А шестидюймовый пятикалиберный снаряд оптимальной формы немного недобрал бы до шестидесяти килограмм, что ближе к германскому образцу.

Тов. Ворошилов нахмурился.

 

Далее товарищ Старк поинтересовался у тов. Чернявского, за счет чего завод "Большевик" намеревается достичь начальной скорости в тысячу метров в секунду.

Тов. Чернявский заявил, что зарубежные специалисты (к примеру, классик современной артиллерии французский генерал Эрр) считают достижимым давление внутри ствола при выстреле в четыре тысячи килограмм на квадратный сантиметр. В частности, применение технологии автофреттажа позволит орудиям выдерживать такие давления без риска разрыва ствола.

Тов. Старк удовлетворённо кивнул и спросил, сколько выстрелов выдержит такой ствол до полного выгорания нарезов и потери снарядом ориентации в полёте.

Тов. Чернявский не понял вопроса.

Тов. Старк разъяснил, что тяжелый 139кг снаряд образца 1913 года для восьмидюймовки обр. 1905г был снят со снабжения и заменён более лёгким 112кг снарядом обр. 1915 года по той причине, что при повышении максимального давления с 2300 до 2700-3000 килограмм на квадратный сантиметр, необходимых для стрельбы этим снарядом, живучесть ствола снизилась до двухсот выстрелов, после чего снаряды из-за выгорания нарезов теряли закрутку и начинали кувыркаться в полёте, что было признано неприемлемым. При этом, как утверждают итальянские инженеры, понижение давления на четверть увеличивает срок службы ствола в четыре раза. Соответственно, повышение давления на треть, с трёх до четырёх тонн на квадратный сантиметр, напротив, снизит ресурс нарезной части в те же четыре раза. Таким образом, орудие с подобными показателями по давлению будет обладать живучестью в пятьдесят-шестьдесят выстрелов, что составит менее одного боекомплекта.

Тов. Чернявский заявил, что красная металлургия явдяется более передовой, чем царская.

Тов. Старк поинетресовался, какие именно достижения современной металлургии собирается использовать завод "Большевик": хромирование стволов? Борирование? Азотирование? Цианирование? Поверхностную закалку по методу профессора Вологдина?

Тов. Чернявский гордо заявил, что все вышеперечисленные.

Тов. Старк грустно вздохнул и пояснил, что нитрирование, к примеру, значительно уменьшает коэффициент трения металла по металлу, чем завод "Красная Кузня" пользуется при направленных на повышение надёжности и ресурса модернизациях паровых машин, но не способствует термической стойкости изделий, особенно при высоких давлениях. А поверхностная закалка, хоть и значительно повышает твёрдость поверхности металла и, соответственно, ресурс узлов трения, неизбежно сойдёт на нет после первого же выстрела за счет высокой температуры пороховых газов.

Тов. Ворошилов нахмурился ещё больше: как и всякий выбившийся из низов начальник он не любил, когда подчинённые выставляли его дураком, а тут со стороны тов. Чернявского явно планировалось нечто подобное.

 

Напоследок тов. Старк поинтересовался, из каких соображений был выбран вариант клинового затвора?

Тов. Чернявский ответил, что в целях достижения скорострельности в 6-8 выстрелов в минуту.

Тов. Старк поминтересовался, сколько времени тратится на открывание и закрывание поршневого и клинового затвора соответственно и какова доля этих процессов в циклограмме выстрела, особенно при применении электрического привода затворов.?

Тов. Чернявский заявил, что клиновой завтор является более передовой конструкцией.

Тов. Старк поиинтересовался. на каком станочном парке завод "Большевик" намеревается производить клиновые затворы такого калибра с необходимой для предотвращения прорыва газов точностью? И каковы лимиты на расход латуни для требующихся при клиновом заряжании гильз? И сколько времени в циклограмме будет занимать удаление стреляной гильзы во избежание задымления внутренного пространства башни либо каземата?

Тов. Чернявский заявил, что эти вопросы пока не проработаны и предложил выделить из фондов Разделочной Комиссии БО ОГПУ пятидесятикалиберный 203мм ствол казематного орудия для проведения экспериментов.

 

Тов. Ворошилов поинтересовался у тов. Старка, каково его отношение к данному предложению.

 

Тов. Старк заявил, что Береговая Охрана не слишком заинтересована в 180мм калибре, каковой калибр, как только что доказал всем присутствующим тов. Чернявский, является слишком крупным для ручного заряжания. К тому же все 20 50-калиберных восьмидюймовых казематных орудий, снятые с последних додредноутных броненосцев, уже расписаны по предназначенным к постройке тяжелым кораблям береговой охраны (тут тов. Старк немного преувеличил: расписано было всего 16, но ведь запас тоже надо иметь!).

Однако в распоряжении Разделочной Комиссии имеется примерно такое же количество более старых соракапятикалиберных восьмидюймовок, и Береговая Охрана может приянть конструкторское бюро тов. Чернявского в Архангельске для разработки, скажем, 152мм орудия в 60 калибров с максимально возможной баллистикой, всё еще допускающего при этом ручное заряжание. Тем более что методы современной металлургии, за исключением, разве что, автофреттажа, уже освоены на "Кузне" в целях ремонта и продления ресурса паровых машин. Со своей стороны, ОГПУ окажет тов Чернявскому всю организационную помощь в целях своевременного выполнения задания, дабы избежать отвлечения тов Чернявского от работы и контролировать сроки и качество выполнения задания. В этом случае Береговая Охрана готова поделиться с РККФ всем наличным запасом 45-калиберных восьмидюймовых стволов.

В качестве альтернативы (либо дополнения) к данному заданию ОГПУ может предложить тов.Чернявскому доработать имеющиеся восьмидюймовки в целях возврата к давлениям порядка 3000кгс/см и тяжёлым снарядам, геометрически подобным предложенному тов. Чернявским 180мм коммону. Это позволило бы подтянуть до современного уровня не только орудия, хранящиеся на складах РК БО ОГПУ, но и находящиеся в распоряжении РККФ 12 двухорудийных 203мм башен, снятых с "Андрея", "Павла" и "Рюрика" и используемых в качестве установок береговой обороны. Кроме того, опыт повышения рабочего давления при обеспечении живучести стволов на приемлемом уровне можно использовать и для модернизации других орудийных систем, как меньших, так и более крупных калибров.

 

Тов. Ворошилов, только что спихнувший с себя совершенно неинтересную ему тему, счёл предложение дельным, усомнившись,однако, в необходимости перевода группы тов. Чернявского в Архангельск. В конце концов, ОГПУ в состоянии проконтролировать работу тов. Чернявского и в Ленинграде.

 

Мало кто заметил, как обменялись усмешками пристутствовавшие на заседании, но не проронившие ни единого слова товарищи Дукельский и Дурляхов.

 

Чертежи 180мм снарядов: идеальная форма при бестолковой концепции

0ea7cde602add8c4d9f187a3a099bbc5.jpg

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В конце концов, ОГПУ в состоянии проконтролировать работу тов. Чернявского и в Ленинграде.

Хм, значит ли что "Большой дом" постоят раньше? И будет его проектировать самый прогрессивный архитектор тов. Татлин, даёшь башню Татлина! 

tAkfjEHlanE.jpg?size=1280x903&quality=96

Изменено пользователем Telserg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Непонятна бизнес-схема добычи шпицбергенского угля.

1. На северо-западе, ЕМНИП, до постройки Череповецкого комбината (после ВОВ) доменный передел и коксовое производство отсутствовали как класс.

2. А при использовании угля в энергетических нуждах критична себестоимость в сравнении с другими энергоресурсами. Учитывая условия добычи и схему транспортировки (море + перевалка в Мурманске на ж/д?) как бы такой уголь не вышел золотым. Тем более тут у нас 1920-е, вовсю план ГОЭЛРО с использованием местных дешёвых ресурсов (торф для северо-запада).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

На северо-западе, ЕМНИП, до постройки Череповецкого комбината (после ВОВ) доменный передел и коксовое производство отсутствовали как класс.

Та же мощнейшая в СССР на то время промышленность Ленинграда - Сестрорецка - имела свои литейки и уже поэтому отчаянно нуждалась в угле. Плюс сам Архангельск. Плюс транспорт. Плюс уже существующие угольные электростанции. Причем в Лениинград вполне можто везти уголь вокруг Скандинавии - морской транспорт дёшев, ну а архангельский уголь - непосредственно в Архангельск, для того и ледовый пояс на углевозах, для того и ледокол у Котовского отжали

 

Но да, если удастся удержаться на Груманте - Череповецкий комбинат построят значительно раньше.

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Та же промышщленность Ленинграда - Сестрорецка - имела свои литейки и уже поэтому отчаянно нуждалась в угле. Плюс сам Архангельск. Плюс транспорт. Плюс уже существующие угольные электростанции.

Этим потребителям и донецкий уголь пойдёт, плюс энергетику на торф замещают. Тут стоимость надо прикинуть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Этим потребителям и донецкий уголь пойдёт,

А нету его: причерноморским заводам не хватает, плюс ЖД транспорт тогда в нокауте был. Собственно не случайно и в реале "Арктикуголь" создали и Шпицбергенские шахты купили. Правда, на семь лет позже, на фоне Великой Депрессии, а не искусственно созданной паники, но ровно в тех же целях. А потом еще и Воркуту основали, и воспетую в фольклоре ветку "Воркута-Ленинград" проложили

 

Причем заметим, что такая же ситуация существовала и до революции:

https://statehistory.ru/5966/Integratsiya-evropeyskogo-ugolnogo-rynka-i-rossiyskiy-import-uglya/?ysclid=lz8h8id8fl810662757

Недостаток внутренней добычи не был единственной причиной ввоза угля в страну. Снабжение собственным углем некоторых регионов страны, в частности и главным образом промышленного Северо-Запада, было нерентабельным из-за больших расстояний от места добычи до места потребления. Так, провозная плата каменного угля из копей Донецкого бассейна до Санкт-Петербурга составляла 14 коп. с пуда. Выгоднее было использовать доставляемый морем английский уголь, поскольку фрахт и пошлина равнялись 5—7 коп. с пуда. Санкт-Петербург, важный промышленный центр России, основной потребитель и распределитель импортного угля, следует рассматривать как центр третьего кластера.

 
Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас