Танкостроение Французского Государства


343 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Il est tout ? fait possible... Пардон - вполне возможно, что французы и сооберут полдюжины таких "мауси" пока не поймут, что... иль не па резонабле.

...техническая комиссия, которой был представлен FCM F1, одобрила проект и сделала предварительный заказ на 12 танков, первый из которых предполагалось получить в мае 1941 г., а затем наладить выпуск этих машин с темпом 3-4 единицы в месяц.

Впрочем - понятно, что махины должны были крушить "Линию Зигфрида". Но... Я не знаю, захотят ли французы это делать?

Изменено пользователем kinhito

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вобще ничего сверх тут нет - французы похожий аппарат еще в ПМВ осилили (в соответствующих технологиях)

1504464_m.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Скажите коллега, а где французы возьмут шасси для этой (или подобной) САУ?

Не забудьте, в МФГ Франция - небогатое государство, только что освободившееся от неподъемных репараций. Готовых шасси для таких САУ нет. А даже если случайно и есть - где цели для таких САУ?

Изменено пользователем Якош Белин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С надобности подобных агрегатов можно понять, если узнать их применение во 2МВ. Я имею в виду существовавшие пушки...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не забудьте, в МФГ Франция - небогатое государство

Увы, это так.

С надобности подобных агрегатов можно понять, если узнать их применение во 2МВ. Я имею в виду существовавшие пушки...

Как обычная артиллерия РГК соответствующего калибра.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллеги!

Новые тяжелые САУ французам совершенно без надобности.

Во-первых, у них уже есть Canon de 194 mle GPF. http://aviarmor.net/tww2/tanks/france/gpf194.htm

gpf_194_4.jpg

Выпускалась серийно, есть в наличии (в начале войны в строю было 50 машин). В порядке эксперимента на этом же шасси устанавливались и 280-мм мортиры (Mortier de 280 mod?le 1914 Schneider). Правда, думаю, что большую часть этих машин заберут немцы, но что-то останется, да и новые подобные машины можно производить.

Во-вторых, серьезных осад французы не проводят, и позиционного фронта у них нет. Так что имеющихся орудий им вполне должно хватить. Можно конечно производить подобные САУ для немцев, на Восточной фронте целей для них достаточно. Может быть, в счет репараций.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если есть потребность (коллега Некромант1488?) - без проблем. Кстати, смотрел французскую кинохронику тех лет - эти САУ довольно живо двигаются т.е. имеют неплохую, для таких орудий, тактическую маневренность. Оперативную обеспечат эти штуки:

1518240_m.jpg

Французы продадут низкорамные прицепы вместе с тягачами. Покупатели будут?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если есть потребность (коллега Некромант1488?) - без проблем. Кстати, смотрел французскую кинохронику тех лет - эти САУ довольно живо двигаются т.е. имеют неплохую, для таких орудий, тактическую маневренность. Оперативную обеспечат эти штуки:

Французы продадут низкорамные прицепы вместе с тягачами. Покупатели будут?

Будут потребность. И будут покупатели. Собственно трофейные самоходки Canon de 194 mle GPF немцы применяли при штурме Севастополя. Тепер их же будут применять на Кавказском фронте. После Манштейн и италянцы наверно захочет увеличить тактическую мобильность например 305мм мортир Шкода. Перспектива - штурм Ленинграда где то во второй половине 1943 года. При услове конечно что кампания 1942 года под Сталинградом окончится для немцев боле удачно чем в РИ о чем пока не совсем понятно что там будут. Я как раз подумивал заказать ли вариант этой старой шасси либо вариант на ходовой от Тигра Порше. Когда высвобожусь будем думать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я как раз подумивал заказать ли вариант этой старой шасси либо вариант на ходовой от Тигра Порше.

Поинтересуйтесь - для начала - скоростью этого "фаргештелля" ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

4-8 км/ч, коллега!

"Этот лафет представлял собой комплекс из двух гусеничных машин - машины-генератора и машины-носителя вооружения. На машине-генераторе имелся четырехцилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 120 л.с., рабтавший на бензине, бензоле или так называемом "национальном горючем" - смеси из 50% бензина и 50% спирта. Двигатель приводил в действие генератор, вырабатывавший электрический ток для электродвигательной гусеничной ходовой части обоих машин.

На машине-генераторе был предусмотрен кузов для размещения боекомплекта орудия, а в ее передней части - место для механика-водителя.

Машина-носитель вооружения использовалась в качестве лафета артиллерийского орудия. В ее передней части также было оборудовано место механика-водителя, а ток для электродвигателей ее ходовой части поступал от машины-генератора.

На марше машина-генератор двигалась впереди,за ней на гибкой сцепке перемещалась машина-носитель вооружения. Скорость движения не превышала 4-8 км/ч, ее задавал водитель машины-генератора. Из-за невысокой надежности гусеничной ходовой части комплекс не мог совершать длительные переходы по дорогам. Поэтому его перебрасывали по железной дороге на специальных платформах до ближайшей к выбранной огневой позиции станции. На огневой позиции машина-генератор отводилась в укрытие, а носитель вооружения вел стрельбу как обычное артиллерийское орудие."

0_a1c4a_146551fa_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, еще забыл!

"Херр майор, Большой Фриц не лезет в Большую Берту!"(с).

В смысле, 305-мм мортира Шкода (которая ?koda 30.5 cm M?rser M. 11 ), на это шасси просто не влезет. Слишком тяжелая. Даже французская 280-мм мортира Шнейдера Mortier de 280 mle 1914 Schneider это шасси перегружала и все 26 выпущенных самоходок с мортирами в итоге были перевооружены на 194-мм пушки.

Так что пользоваться надо тем, что есть. Производство подобного порождения "острого галльского смысла" в 1940-х годах выглядит как саботаж. Разве что французы разработают новую САУ с такими орудиями. Так что и французы и немцы будут пользоваться тем, что есть в наличии, постепенно разрабатывая и новые машины. Особенно французы, которые не ведут серьезных осад.

Кстати, огневую мощь этих САУ можно и увеличить. В РИ был проект по перестволению 194-мм орудий до 220-мм по мере износа. Только вот в ходе кампании 1940-го года орудия износится не успели, а потом их немцы отобрали. :grin:

0_a1c57_cbe160ee_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Производство подобного порождения "острого галльского смысла" в 1940-х годах выглядит как саботаж.

Я не чтоб борюсь за французские САУ, но самодвижущиеся лафеты все же лучше чем буксируемые (типа наших). Особенно если стрелять можно прямо с них, без сборки из походного положения.

Изменено пользователем Parafin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Небольшой оффтоп:

Наткнулся на вот этот видеоролик, посвященный румынской бронетехнике Второй мировой.

Там в кадре вместе с R-35 видны грузовики Laffly (кстати, вот этот кадр!). Но какие - определить не смог.

Не подскажете, какие именно машины марки Laffly поставлялись румынам и когда это происходило? До капитуляции Франции или после?

Изменено пользователем Якош Белин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

До. На фото - скорее всего - 2-ой бронетанковый полк. 41 R-35 получены из Франции, 34 - польских (интернированных).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Laffly S15T (они на фото) были поставлены Румынии вместе с 41 танком Renault R-35 в августе-сентябре 1939 года. Сколько - неизвестно. Попали во 2-й бронетанковый полк.

Кстати, на заднем плане похоже грузовики Renault AGP или AGR.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, соглано моим источникам - вместе с "лаффли" были поставлены и "рено".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

История 521 танкового полка (521 RCC) или опыт использования

среднего танка Char D1

2050415_m.jpg

Полк сформирован в октябре 1939 года как 521-я Группа танковых батальонов (521 GВС). Группа включала 4 танковых батальона (BCC) и дислоцировалась в Тунисе, кроме 64 ВСС, который находился в Алжире (Константина). На вооружении тунисских батальонов состояли средние танки D1, которые к началу Второй мировой войны уже порядком устарели. 64е BCC был вооружен машинами еще времен Первой мировой – ветеранами FT17/31, не имеющими практически никакой боевой ценности. Всего в Группе числилось 135 танков D1 и 45 FT17/31.

521 GВС

61 танковый батальон (61e BCC, 45 D1)

64 танковый батальон (64е BCC, 45 FT17/31)

65 танковый батальон (65e BCC, 45 D1)

67 танковый батальон (67e BCC, 45 D1)

Танки Char D1 являлся прямым наследником FT-17 – лучшей боевой машины ПМВ. Впрочем, военных уже не устраивало слабое бронирование, невысокая скорость и проходимость ветерана, хотя вооружение (37-мм пушка и 7,5-мм пулемет) нареканий не вызывало. Исходя из этого, были сформированы требования к новому танку сопровождения пехоты (программа D): прежний состав вооружения и более высокие параметры подвижности и бронирования. Именно эта машина стала первой новинкой во французском танкостроении со времен выпуска FCM 2C (1921 год) и выпускалась с 1926 по 1932 год.

Корпус танка собирался из катаных броневых листов при помощи клепки. Толщина брони в лобовой части корпуса и бортов составляла 30 мм, нижняя часть борта – 16 мм (по другим данным – тоже 25), крыши и днища – 10 мм. Бортовые экраны имели толщину 10 мм. В наследство от FT-17 на D1 остался скошенный верхний бронелист машинного отделения, что отчасти компенсировало недостаточность бронирования. На корме устанавливался фирменный «хвост», увеличивавший длину танка до 5,76 м. Ширина корпуса также была увеличена (до 2,16 метров), что позволило нормально разместить 3-х человек экипажа. Впрочем, в башне ST2 находился только один человек, совмещающий функции командира, наводчика и заряжающего.

2049875_m.jpg

Вооружение танка состояло из 47-мм пушки SA34 со спаренным 7,5-мм пулеметом Reibel в башне и еще одного 7,5-мм пулемета, неподвижно закрепленного на месте механика-водителя. Боекомплект составлял 35 снарядов и 2000 патронов к пулеметам. В моторном отделении устанавливался карбюраторный 4-цилиндровый двигатель Renault мощностью 74 л.с. Танк мог преодолевать 50% наклон, переходить через стенку высотой 110 см и преодолевать брод глубиной 90 см. В то же время, на испытаниях D1 развил скорость всего 18,5 км/ч и имел радиус действия порядка 90 км, что было очень мало даже по тогдашним меркам. Не отличался танк Renault и дешевизной – машина стоила 400000 франков без башни Schneider, за которую военному ведомству приходилось платить отдельно.

Тем не менее, начало 30-х годов Char D1 оказались самыми современными танками французской армии и поступали в распоряжение 507е, 508е и 510е RCC – элитных танковых батальонов. Кроме сопровождения пехоты им поставили задачу бороться с вражеской бронетехникой, чему в немалой степени должна была способствовать 47-мм пушка с длиной ствола 34 калибра. Постепенно были выявлены многочисленные проблемы технического характера. Более 50% парка танков были в непригодном к эксплуатации состоянии. Чаще всего сгорали элементы бортовых передач и гнулись бортовые бронелисты по причине их плохого качества материала и недостаточно жесткого крепления. К 1936 году было принято решение избавиться от проблемной техники в течении следующего года D1 были отправлены в Северную Африку где их включили в состав 61е, 65е и 67е ВСС из 521 группы танковых батальонов. Она должна была оборонять Тунис от вторжения итальянских войск из Ливии. Каждый танковый батальон включал 45 «боевых» танков и один «радийный». Остальные 14 машин предполагалось использовать как источники запасных частей.

2050395_m.jpg

Первоначально в боевых действиях начавшейся Второй мировой войны 521-я Группа батальонов участия не принимала – итальянцы не спешили атаковать Линию Марет. Зато вскоре сложилось тяжелое положение в Метрополии, и французское командование решило перебросить часть 521 GВС во Францию. После проведения ревизии выяснилось, что боеспособными на тот момент были только 43 танка D1, которые свели в 67е ВСС. Отправка из Туниса состоялась в первых числах июня и уже 11-го часть 67-го батальона подошла к Souain. Здесь 12 июня Char D1 принял первый бой с танковыми подразделениями немецкой 9 PzD. После нескольких вражеских атак удалось подбить четыре немецких танка, но как только D1 были выдвинуты для проведения контратаки ситуация изменилась. Немцы оперативно подтянули батарею 37-мм противотанковых пушек и, ударив во фланг французской группе, вывели из строя семь танков. Откатившись назад, французы смогли сдержать еще несколько контратак, подбив несколько вражеских танков, однако вскоре получили приказ отходить. В ночь с 12 на 13 июня танковый батальон попал в засаду, потеряв значительное количество техники. В ходе двухдневных боев потери среди D1 составили 25 танков. Остальные 18 находились в более-менее исправном состоянии и попали в руки Вермахта под обозначением Panzerkampfwagen 732 (f).

Перемирие застало 61 BCC в Безерте, 65 BCC – в Гебесе, а 64 BCC – в Константине. Согласно подписанному акту о капитуляции Франции разрешалось сохранить часть бронетанковых сил. Среди нескольких сотен машин оставалось 106 D1, находившихся в Тунисе большей частью в непригодном для нормальной эксплуатации состоянии. Французские колониальные власти решили скрыть 18 танков, предъявив итальянской инспекционной комиссии только 82 машины. Их разрешили распределить между 2 и 4 Chasseurs d'Afrique, передав им 20 и 40 машин соответственно. Два танка предназначались для обучения личного состава. Иметь эти достаточно мощные танки у себя под боком в Тунисе итальянцы все же опасались. Ситуация изменилась зимой 1940-1941 годов, с приближением к Тунису британских войск. С разрешения немцев и итальянцев D1 были возвращены в 521 GВС, которая была переформирована в танковый полк (521е RCC). Машины получили 61-й и 65-й батальоны: их удалось довести до штатного состава, достав из схронов припрятанные 18 единиц Char D1.

2050408_m.jpg

521-й танковый полк принял участие в контрнаступлении Роммеля, продвигаясь вдоль побережья вместе с итальянскими войсками. Французские батальоны неожиданно показали довольно приличную боеспособность, несмотря на откровенно устаревшую и малоэффективную технику. 521 RCC смог продвинутся до Сирта и взял участие в его штурме, но к этому моменту его материальная часть была уже в жалком состоянии. Изношенные и ненадежные D1 часто выходили из строя во время марша, постоянно ощущалась нехватка запчастей, сильно мешала крайне малая дальность хода танков – всего 90 км. Всего было потеряно 17 машин по боевым и 24 по не боевым причинам. После занятия Сирта в этом порту были собраны все оставшиеся D1, которые вместе с тылами и личным составом 521 RCC были морем отправлены в Бизерту.

Из книги воспоминаний полковника Фарро «Боевая секира франков»:

«Наш тяжелый марш закончился в Сирте старой доброй дракой. На острие штурмующей колонны находилось 12 D1 и еще 9 машин Лурье держал в резерве. Мои ребята двигались первыми. Артподготовка оказалась довольно жиденькой, но зато нас поддерживал целый батальон тиральеров. Ожесточенное сопротивление продолжалось примерно до полудня, а потом все разом стихло – немцы где-то в впереди перерезали пути отступления и англичане с австралийцами сочли за благо отступить. Правда удрать удалось не всем – один только наш полк взял в плен полтысячи пленных и богатые трофеи.

В Сирте мы были вынуждены остановиться, ведь наступать было практически нечем. Наши танки неплохо держались под вражеским огнем, но совершенно не выносили маршей. В пустыне мы оставили три десятка машин, вышедших из строя по техническим причинам. В таких случаях Лурье оставлял у очередного вставшего D1 полдюжины тиральеров и двигал наш батальон дальше. Африканцы разбивали свой скромный бивуак и охраняли танк день, два, неделю пока не прибывали грузовики нашей ремонтно-транспортной службы. Располагаясь в Сирте, мы вскоре начали принимать эти «посылки», которые доставляли на своих платформах огромные «Берлие». Все что могли мы ремонтировали сами, а остальную технику размещали в порту. Потом всю эту рухлядь забрали вместе с личным составом нашего полка, погрузив прямо на палубу прибывшего в апреле танкера «Дельфин».

2050410_m.jpg

Вспоминая позже это время, я с удивлением думал о том, насколько быстро мы привыкли воевать вместе с немцами, а не против них. Мои парни воспринимали ситуацию вполне спокойно, и никаких эксцессов по этому поводу в роте не было. В свою очередь германские тыловые службы вполне аккуратно обеспечивали наше снабжение топливом и водой. Боеприпасы и провизия доставлялись французскими интендантами с гораздо более ощутимыми перебоями. Я чувствовал удовлетворение от того, что наше командование сумело поставить себя на одну ногу с немецким, и на сколько я знаю наши заявки удовлетворялись даже быстрее чем итальянские. Вот последних мы жаловали не особо, хотя до открытых конфликтов дело обычно не доходило».

Летом 1941 года началось возрождение 521 танкового полка. На военно-морском арсенале Бизерты все уцелевшие D1 прошли капитальный ремонт и модернизацию: по немецкому образцу было решено превратить танки в САУ. Башни ST2 были сняты и на их месте установлены открытые неподвижные бронерубки с длинноствольными противотанковыми 47-мм орудиями SА 37/40. Теперь в боевом отделении удобно работалось двум членам экипажа. Лобовой лист рубки имел толщину 40-мм, а боковые – по 20-мм. Дополнительные стальные листы наварили и на лобовую часть корпуса танка. Для самообороны на рубке установили 7,5-мм пулемет. Кроме того убрали «хвост» в корме, а по бокам корпуса установили съемные топливные баки – с ними дальность хода увеличилась почти в трое. Также заменили демаскирующие антенны на более компактные аналоги. В итоге получилась неплохая, для африканского театра военных действий, ПТ САУ с довольно пробивной пушкой, для которой также имелись и осколочно-фугасные снаряды. Всего переделке подверглись 55 D1, которыми укомплектовали 61e BCC. Последний фактически превратился в противотанковый батальон (45 машин в первой линии, 10 машин в резерве и 2 командирских танка с башней).

2050428_m.jpg

Одновременно с этим базирующийся в Константине 64 BCC сдал свои допотопные FT17/31 местной Городской Гвардии и стал получать прибывшие из Франции новенькие S40, вооруженные танковым аналогом 47-мм орудия SА 37/40. Вместе с танками из Метрополии доставили транспорт и вспомогательные машины на весь 521 RCC. Тогда же из Франции прибывает заслуженный 67-й танковый батальон. На его вооружении также состоят S40, причем на родине подразделение было пополнено людьми и техникой. Учитывая боевой опыт батальона, а также длительную учебную подготовку его персонала, 67 BCC представлял собой отличную боевую часть. Всего же на 1 августа 1941 года 521-й танковый полк имел 90 танков S40, 2 танка D1 и 55 САУ D1. Кстати, еще 12 уцелевших D1 были определены в кавалерийскую школу в городе Алжир.

61 танковый батальон (61e BCC, 55 САУ D1 и 2 D1)

64 танковый батальон (64е BCC, S40)

67 танковый батальон (67e BCC, S40)

В составе трех батальонов 521-й танковый полк был по железной дроге переброшен сначала в Касабланку, а оттуда – на юг Марокко (Агадир и Эс-Сувейра со штабом в Марракеше). При помощи местных жителей силами персонала полка начинается постройка боксов для техники, казарм, складов, стрельбища и другой необходимой инфраструктуры. Не смотря на значительные усилия по сбережению материальной части, постоянно проводятся учения и стрельбы. При этом прибытие в Марокко сильной танковой части не скрывалось: французское командование рассчитывало на то, что такая информация станет дополнительным фактором, препятствующим планам англичан высадиться в Северной Африке.

23 октября 1941 года полк поднимают по тревоге – английская эскадра атаковала Дакар, не исключалась возможность ударов по портам Марокко и высадки вражеского десанта. Батальоны 521 RCC в срочном порядке выдвигаются на позиции близ Агадира и Эс-Сувейры. 61-й танковый (противотанковый) батальон образцово совершает 57 км ночной марш и прибывает в расчетную точку точно в назначенный срок. Проверка батальона командованием показала, что в строю находилось 42 САУ, а это в процентном соотношении к штатной численности оказалось даже выше, чем в вооруженных более современной техникой 64е BCC и 67e BCC. Высадки так и не произошло, но командиру 61-го танкового батальона майору Ферро по итогам неожиданных «учений» была объявлена благодарность по округу, а САУ D1 признали годными к дальнейшей службе.

В канун нового 1942 года в Марокко начинается подготовка мероприятия, реализованного окончательно только через год – создание новой танковой дивизии. Она получила второй номер и создавалась из наличных сил – ее основу составили 521-й и 522-й танковые полки, расположенные в Марокко. Вообще по штатам французская танковая дивизия (Division Cuirass?e) включала два танковых полка (Regiment des Chars de Combat) по два танковых батальона, два моторизованных полка стрелков (chasseurs port?s), разведывательный полк, артиллерийский полк (два дивизиона 105-мм гаубиц, 1 дивизион 105-мм САУ), противотанковый батальон, зенитный батальон, саперный моторизованный батальон, роту связи, две транспортные роты и вспомогательные подразделения.

2050432_m.jpg

Формально 2-я танковая дивизия была создана 12 сентября 1942 года из 521 RCC и 522 RCC, причем 61 батальон 521-го полка, вооруженный ПТ САУ, стал противотанковым батальоном дивизии, сохранив свой номер. В качестве разведывательного полка в 2 DС определили молодой 6-й Марокканский полк спаги, в котором, как дань здешнему ТВД, сохранили два конных эскадрона. Первоначально обоих моторизованных полков в дивизии не было, но очень скоро специально для нее были сформированы новые 11-й и 12-й Полки марокканских стрелков. Из каждого старого марокканского полка, расположенного в Северной Африке, эти подразделения получили по одной полной строевой роте (всего по 8 рот), а до штатов укомплектовывал новобранцами из местных маршевых (учебных) полков (Regiment de Marche du Maroc). Таких полков было два (Оriental и Оccidental) и они полностью справлялись с подготовкой пополнений для марокканских пехотных частей.

Таким образом САУ D1 укомплектовали противотанковый батальон 2 DС, продолжая базироваться в окрестностях Марракеша. Создание танковой дивизии не только укрепило оборону Северной Африки, но и вызвало сильное недовольство Берлина. Тем не менее, формирование нового соединения активно продолжалось и уже к ноябрю 1942 года основная работа была уже проделана. Правда необходимо учитывать, что началась она еще год назад. В дивизии числилось 94 средних НS41, 90 средних S40, 2 танка D1, 45 САУ D1 и 62 пушечные бронемашины. При этом еще 2 САУ D1 оказались в учебном батальоне Division Cuirass?e, а остальные 8 – были списаны и разобраны на запчасти.

Конец 1 части.

Изменено пользователем Parafin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

БТР на экспорт – Laffly W15VBD

2357590_m.jpg

Парижская фирма Laffly, основанная в 1859 году, начинала с паровых двигателей и дорожных катков. К началу первой мировой войны уже дети Мориса Лаффли сделали ставку на автомобильную продукцию и не прогадали. В 1920-30-е годы компания выпускала самые разнообразные автомобили – от броневиков и тяжелых армейских тягачей до пожарных и коммунальных машин. Гамма грузовиков включала в себя двухосные модели грузоподъемностью 3-7 тонн, которые первыми во Франции получили двухтактные дизели с двумя противоположно движущимися поршнями в каждом цилиндре.

Автомобили Laffly отличались надежностью, экономичностью и хорошими характеристиками проходимости. Одна из моделей – 5-тонный грузовик «Сахара» образца 1930 года успешно совершил в 1933 году пробег в 13 тысяч километров от Парижа до африканской территории Чад и обратно, расходуя всего 18 л топлива на 100 км. В те же годы у «Лаффли» завязывается плодотворное сотрудничество с другой французской фирмой схожего профиля – «Гочкисс» (Hotchkiss), двигатели разработки которой стали устанавливаться на машины обеих компаний. В свою очередь, многие машины «Лаффли» выпускались на предприятиях партнера под именем «Гочкисс».

В преддверии войны Laffly приступила к созданию специальной серии универсальных армейских автомобилей повышенной проходимости. Планировалось выпускать целую серию вездеходов: небольшие V10/V15 (4х4), среднеразмерные S15/W15 (6х6) и S20/S25 (6х6) и тяжелые S35/S45 (6х6). Мощность моторов этих машин колебалась в диапазоне от 38 до 110 л.с., а в основе конструкции лежала бортовая схема трансмиссии, впервые выдвинутая и реализованная на армейских автомобилях фирмой «Панар». В ней, после коробки передач, была предусмотрена раздаточная коробка с единственным (межбортовым) блокируемым дифференциалом. Главная передача каждого колеса имела свой понижающий редуктор, свой карданный вал с двумя шарнирами каждый. Трансмиссия получалась очень сложной, но все ее механизмы сосредотачивались вдоль бортов, и в кузове с низким полом было достаточно места для пассажиров или вооружения. Дифференциал же существовал в единственном числе, чем удешевлялось производство и ремонт.

Кузов вездеходов Laffly был простым, технологичным в производстве и обслуживании, мог иметь как традиционные двери, так и упрощенные вырезы вместо них. Все шесть колес были односкатными, а еще по два пневматика (катки небольшого диаметра) монтировались на вытянутом передке и под средней частью кузова для облегчения преодоления рвов и окоп. Различные модели «Лаффли» стали поступать в войска с 1936 года, преимущественно в кавалерийские части, которые в это время как раз активно переформировывались в моторизованные.

Одним из самых массовых вариантов «Лаффли» должен был стать трехосный артиллерийский тягач Laffly/Hotchkiss W15T (6х6). Эта модель отличалась низким силуэтом, что было немаловажным преимуществом для роли тягача противотанковой артиллерии, действующего поблизости от переднего края (обычно буксировалась 47-мм пушка SA Mle.1937). При длине в 4,5 метров и ширине 1,9 метров, высота вездехода составляла всего 1,3 метра (фактически, вместе с бортами и ящиками для инструментов – до 1,7 метров). Масса снаряженная – 3300 кг, полная – 4500 кг (грузоподъемность 1,2 т. + возможность тянуть прицеп весом 1,8 т.). Кроме водителя в машине могли свободно разместиться 5 человек, а также довольно вместительные емкости-рундуки для боезапаса буксируемого орудия, инструментов и другого военного имущества по бортам кузова.

2357604_m.jpg

Laffly W15Т

В качестве силового агрегата на Laffly W15Т использовался рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель Hotchkiss 486 рабочим объемом 2,3 л и мощностью 65 л.с. Он обеспечивал тягачу 51 км/ч максимальной и 45 км/ч «крейсерской» скорости. Диаметр разворота составлял 10,7 м. Шесть односкатных ведущих колес дополняли две пары пневматиков: одна крепилась на передней оконечности рамы, а другая – под днищем в средней части машины. Первая пара помогала взбираться на крутые склоны, тогда как вторая – перебираться через вертикальные препятствия. Еще одним штатным приспособлением, предназначенным для повышения проходимости, являлись три пары крючков на внешних и внутренних сторонах колесных дисков, служащих для быстрого закрепления цепей. Вооружение включало один 7,5-мм пулемет FM 24/29, брони не предусматривалось.

По планам, к концу 1940 года кавалерия должны была получить 1222 Laffly W15T, но к завершению весенне-летней кампании Hotchkiss успела выпустить всего около 75-80 машин. Помимо этого, производством W15T с 1940 года занялась Citroen, причем машина выпускалась для перевозки 25-мм зенитных пушек Hotchkiss CA Mle.1938 и CA Mle.1939. От базовой модели Laffly W15T такие тягачи отличались кузовом с более высокими бортами, кроме того, на них устанавливался двигатель Citroen объемом 1,9 литра и мощностью 55 л.с. Общее число выпущенных Citroen машин неизвестно и варьируется от 50 до 100 штук.

В моторизованных частях Laffly W15T должен был заменить полугусеничные тягачи Citroen-Kegresse P17E. Заказы на эти машины были переданы «дружественной» компании Hotchkiss. В дальнейшем именно Laffly W15T станут базой для колесных истребителей танков Laffly W15TCC, вооруженных все той же 47-мм противотанковой пушкой APX SA Mle.1937. Новый вездеход обладал поразительными качествами проходимости, практически недоступные своим современникам. Казалось бы избыточные для европейского театра военных действий внедорожные возможности предназначались для перемещения противотанковой пушки по переднему краю – мертвой земле, изрытой воронками и траншеями до состояния «лунной поверхности». Причем за счет небольшой высоты, открытая трехосная машина почти сливалась с окружающим пейзажем.

Впрочем, выдающиеся качества вездеходов Laffly, как и все другие «технические изыски», не помогли французам выиграть войну, которая закончилась сначала Перемирием, а затем тяжелым миром. Немцы, кроме всего прочего, захватили довольно большое количество «Лаффли», в том числе и Laffly W 15T (W15 Tracteur). И в 1940-м году, и в следующем, новые владельцы использовали тягачи по прямому назначению, постепенно прейдя к выводу, что отличные характеристики «Лаффли» необходимо использовать по максимуму. Было решено попробовать создать на базе вездехода легкую бронемашину. Озадачили такой идеей небезызвестную Baukommando Becker, которая занималась ремонтом и переделкой трофейной французской техники. До лета 1942 года Беккер успех изготовить 24 экземпляра БТР: честь в варианте 6х6, а часть – в 4х4. Для изготовления бронекорпуса использовались части немецкого бронетранспортера Sd.Kfz.251, тогда как основные узлы и агрегаты получились унифицированными с «донором» – Laffly W15T. В целом вышла вполне удачная боевая машина, но в запасах трофейного имущества подходящих к переоборудованию машин больше не было.

2357610_m.jpg

Переделанный Baukommando Becker в штабную машину трофейный «Лаффли»

Тем временем сами французы продолжили производство Laffly W15T небольшими партиями. Обладая отличными специалистами, фирма «Лаффли» могла обеспечить великолепное качество сборки своих вездеходов, но их сложность не позволяла наладить массовый выпуск. Постепенно довели количество спускаемых с конвейера тягачей до 40 в месяц, при том, что одновременно выпускались также «драгунские» Laffly S20 и тяжелые трехосные машины типа S45. Компания Hotchkiss добавляла к этому еще 30-40 Laffly W15T, что в целом было вполне достаточно для пока еще небольшой сухопутной армии французов. Одновременно в конструкцию линейки «Лаффли» был внесен ряд изменений, направленных на упрощение ее производства и адаптацию этой техники к среднесерийному производству.

Внимательно присматривались французы и к немецких экспериментам – их привлекали как консультантов к работам Baukommando Becker. Когда стало понятно, что у немцев скоро закончатся «подопытные» Laffly W15T, руководство компании пошло на неординарный шаг. С благословления Парижа было решено создать свой БРТ, практически точную копию поделок Беккера, и предложить его немцам как уже серийный колесный бронетранспортер – плод нетривиального французского ума.

И перспективы закупок были! Немцы с большим удовольствием пользовались Laffly W15T, а также другими трофейными вездеходами фирмы «Лаффли» и в Африке, и на Восточном фронте. Захваченных в 1940 году машин вскоре оказалось совершенно не достаточно и с лета 1941 года «Вермахт» стал в небольших количествах закупать вездеходные автомобили Laffly для оснащения ими спецподразделений в Африке, Сирии и Ираке. Там они участвовали в разведке и рейдах в тыл противника, при этом тягачи обычно использовались не по назначению, а в качестве «боевых машин»: по итальянскому и британскому образцу они вооружались пулеметами, противотанковыми и легкими зенитными пушками. Очень скоро переняли эту тактику и французские подразделения. Опыт использования Laffly W15T в роли «боевого автомобиля» оказался успешным: машина обладала низким силуэтом, отличной проходимостью, достаточной скоростью и являлась очень удобной оружейной платформой. Практически все переделанные в БТР «Лаффли» также попали на Ближний Восток, где и они показали себя очень хорошо. В общем, французы знали, что предлагать немцам.

За основу французы взяли уже обкатанный Laffly W15T 6х6, сохранив практически все технические особенности автомобиля. Конструктивно это выглядело следующим образом. Несущая система - лонжеронная рама лестничного типа, с дополнительной продольной балкой, проходящую по центру хвостовой части (к ней крепились опоры задних полуосей). Главных пар нет, вместо них бортовые передачи - конические пары, встроенные непосредственно в каждый рычаг. Крутящий момент от четырехступенчатой коробки передач подводится карданными валами от двухступенчатой раздаточной коробки, образуя так называемую бортовую схему трансмиссии. Задние колеса приводятся дополнительными карданными валами от проходных бортовых передач среднего моста.

2357614_m.jpg

2357628_m.jpg

Основной «движущей силой» являлись задние колеса, а в тяжелых условиях жестко подключались средние и передние (каждое - к валу своего борта, причем по необходимости можно было задействовать каждое из них отдельно). Принципиальным отличием бортовой схемы от мостовой является то, что она в ряде случаев позволяет обойтись одним межбортовым дифференциалом - при преодолении диагональных неровностей вывешивание колес не приводит к остановке машины. Вторым достоинством бортовой схемы является то, что угловые передачи в ней получаются более компактными, позволяя увеличить клиренс машины или уменьшить ее высоту. Зато в итоге трансмиссия получилась неоправданно сложной, что негативно сказалось на серийном производстве до войны.

Но то, что было слишком сложным для довольно массового артиллерийского тягача, было в целом приемлемо для разведывательно-дозорной бронированной машины повышенной проходимости. Зато технические характеристики в комплексе: независимая подвеска всех колес, качающиеся полуоси, балансирная рессорная схема сзади и пружинная спереди, обеспечили великолепные внедорожные качества боевой машины. При этом, если серийные Laffly W15T уже во многом упростили, БТР на их основе получил «все по высшему разряду». Например, радиатор системы охлаждения был выполнен в виде 12 независимых блоков, которые в случае их повреждения могли быть индивидуально отключены от системы. Результатом использования такой схемы стала повышенная живучесть машины на поле боя, при некоторой дополнительной сложности.

Двигатель, трансмиссия, практически все узлы ходовой и подвески «перешли» на новый БТР с тягача Laffly W15T и были полностью взаимозаменяемые. Удалось сохранить практически все динамические и вездеходные характеристики машины-прототипа, в том числе максимальную и среднюю скорость. Запас хода по топливу (два бака по 48 л под сиденьями водителя и командира) составлял 378 км. Общий вес машины приблизился к 5 тоннам (4,7 т.), что было вполне допустимо при первоначальной полной массе в 4500 кг. Экипаж включал водителя, командира и до 8 десантников.

Открытый сверху корпус машины имел 12-мм лобовую, 8-мм бортовую и кормовую наклонную броню, обеспечивавшую защиту от пуль ружейного калибра и мелких осколков снарядов. Бортовых дверей не было – экипаж и десант мог покинуть машину через задние двери или через борта открытого ДО. Броневые плиты, закрывающие моторное отделение и часть других броневых деталей, соответствовали по форме аналогичным бронелистам бронетранспортера Sd.Kfz.251, что вводило некоторую степень унификации между этими двумя машинами.

Бронетранспортер, как правило, вооружался 7,92-мм пулеметом MG 42, установленным за бронированным щитком в передней части машины, а также 1-2-мя такими же пулеметами, установленными на бортах. Боекомплект состоял из 8000 патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Для обеспечения самовытаскивания часть машин снабжалась лебедкой, монтируемой перед двигателем. Для повышения надежности ходовой части использовались колеса с усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем.

2357632_m.jpg

Laffly W15VBD

Новый БТР получился отлично управляемым даже на сложных скоростных или горных участках. Laffly W15VBD (V?hicule Blind? de D?couverte) без труда держал «крейсерскую» скорость без потери курсовой устойчивости. Для уменьшения нагрузки на руль был установлен усилитель. На пересеченной местности БТР легко преодолевал противотанковые рвы, крутые придорожные кюветы, окопы, уклоны до 50 градусов, уверенно двигался по болотистой местности и размытой колее. Сравнительно маломощный мотор обладал большим крутящим моментом на низких оборотах и в сочетании с пониженной передачей вытягивал машину из, казалось бы, безнадежных ситуаций. В целом Laffly W15VBD показал удивительную сбалансированность массы и крутящего момента.

Нишей нового БТР должна была стать дозорная служба, ведение разведки и доставка разведывательных партий, боевое охранение и буксировка артиллерийских систем близ переднего края. При несколько ограниченной скорости по дороге, Laffly W15VBD имел практически не ограниченную подвижность на пересеченной местности, что было принципиально важным для обслуживания разведгрупп, моторизованных саперных частей, спецподразделений в горных, пустынных и других сложных природных условиях.

Работы над прототипом были закончены очень быстро – при наличии практически неизменяемой базы сделать фактически оставалось только бронекорпус. В июне 1942 года, то есть за два месяца после начала сборки первого образца, машина была выпущена на приемочные испытания. В полевых условиях были подтверждены все запланированные технические характеристики Laffly W15VBD, после чего БТР передали для пробной эксплуатации во 2-й Полк французской гвардии (моторизованный). Машина очень понравилась военным, а подводя итоги испытаний, комиссия положительно охарактеризовала Laffly W15VBD, правда указав на ряд незначительных замечаний.

Тем временем компания «Лаффли» заканчивала еще два прототипа: один в качестве командирской машины, а второй в варианте боевой машины разведки (БМР). Первая модификация не имела бронещитка с пулеметом, зато оснащалась двумя рациями (КВ и УКВ) в кузове, перископом, дополнительными аккумуляторами и зарядным агрегатом, плоским сейфом для документов и откидывающимися сидениями для удобства проведения совещаний. Экипаж: водитель, два офицера и два радиста – всего 5 человек. Модификация Laffly W15VBD в виде БМР имела возможность транспортировать группу из 7-ми разведчиков (при необходимости – 9-ти) и могла «постоять за себя» используя смонтированный в передней части кузова 13,2-мм пулемет на поворотной турели. Еще пара 7,5-мм пулеметов десанта могла быть установлена на специальных держателях в задней части бронекорпуса. Предусмотрены места для укладки 2 пистолетов-пулеметов (без учета оружия десанта), 15 ручных гранат, 6 противопехотных или 4 противотанковых мин и сигнального пистолета. Оба эти прототипа оснащались новым, более мощным, 2,5-литровым двигателем Hotchkiss 488 мощностью 82 л.с. С ним максимальная скорость БТР возросла до 60 км/ч.

Сразу после окончания сборки и обкатки оба эти экземпляра отправились в «рекламный тур» в составе автоколонны, составленной из вездеходных машин фирмы «Лаффли». Среди них были два тягача Laffly W15Т с прицепами, тягач Laffly V15Т, два «драгунских» Laffly W20TL, колесная САУ Laffly W15TCC модели 1941 года, 120-мм миномет на базе Laffly W15Т, бронемашина Laffly W15TOE и, как уже было сказано выше, два Laffly W15VBD. Все это великолепие сопровождала подвижная автомастерская Laffly S35. Французы хотели продемонстрировать унифицированную линейку полноприводных автомобилей, которые для подвижного соединения (например, моторизованной дивизии) закрывали бы все позиции по колесному транспорту: транспортеры пехоты, артиллерийские тягачи, штабные автомобили, специальный транспорт, БТР и даже носители тяжелого оружия. Первоначально планировали проехать из южной Франции в Италию, оттуда в Мюнхен и дальше в Париж, но немцы не разрешили двигаться по своей территории и окончательный маршрут выглядел как Лион-Турин-Лион-Париж.

2357640_m.jpg

Итальянцам вполне понравились представленные им машины. Сразу о начале закупок речь конечно же не шла, но к колонне был прикомандирован итальянский наблюдатель для непосредственной оценки характеристик вездеходов «Лаффли» в полевых условиях. Такой ход только подогрел интерес немцев к проекту и поэтому, когда пробег завершился в Париже на базе Baukommando Becker колонну встретили довольно тепло. Специальная комиссия из Берлина пришла к выводу, что вполне целесообразно будет закупать несколько видов вездеходных автомобилей, а также БТР на их базе, для оснащения моторизованных дивизий, действующих на сложных ТВД: горах Ирана и Кавказа, песках Судана и Аравии, джунглях Индии, в конце концов. Конкретно Laffly W15VBD хотели видеть в вариантах командирской машины, «скаута» разведкоманд и тягача ПТА «поля боя». В Вермахте бронетранспортер получил незамысловатый индекс Leichter Sch?tzpanzerwagen Laffly W15(f). 6-Rad (leSPW Laf W 15 (f)) и уже к октябрю 1942 года французы были готовы отгрузить первые экземпляры.

Конец первой части.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Дополненная статья по развитию БТР Lorraine

Основной БТР Французского Государства – Lorraine 37L/38L/39L/41L

2416273_m.jpg

Сокрушительный разгром Франции в 1940 году наложил на ВС этой страны того периода печать «неудачников» и «пораженцах». Если же речь идет о технике, то сразу натыкаемся на распространенные мнения о «одноместных башнях», «сложных конструкциях», «коротких пушках», «распыленности танков» и т.п. Все так, но кто начинает разбираться более внимательно, пытаясь взглянуть на ситуацию непредвзято, вскоре убеждается, что в тридцатые годы французы сумели создать целый ряд передовых образцов военной техники. Здесь речь пойдет об одной из таких машин, справедливо считающейся лучшим БТР начального периода Второй Мировой войны - Lorraine 37L/38L/39L.

2416277_m.jpg

В 1935 году французская армия разработала технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру пехотных и танковых подразделений. В ТТЗ включили ограничение по массе до 2600 кг и возможность транспортировки не менее 500 кг нагрузки в грузовом отсеке и до 1000 кг на прицепе. Первыми свою машину показали инженеры фирмы Lorraine de Dietrich – в апреле 1937 года прототип Lorraine 37L был готов. Транспортер оказался простым и надежным. Клепаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм, двигатель Delahaye 103ТТ, расположенный в передней части, имел 70 л.с., а открытый грузовой отсек имел грузоподъемность до 800 кг (при использовании специального прицепа грузоподъемность возрастала до 1900 кг).

Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения (интересно, что такая схема ходовой будет применена на новом французском среднем танке НS-41). Емкости бака (144 литров) хватало на 140 км хода. БТР Lorraine обладал неплохими тактико-техническими характеристиками: эффективной защитой, прочной ходовой, достаточной проходимостью. Вооружение на 37L не устанавливалось, хотя в дальнейшем предлагалось вооружить его 7,5-мм пулеметом.

После успешных испытаний было заказано всего 100 серийных Lorraine 37L, хотя потребность в подобных машинах была очень велика. Вскоре планировали выйти на темп 70 машин в месяц. Всего же за год впуска до остановки производства летом 1940 было изготовлено 378 экземпляров транспортеров 37L. Они поступали на вооружение французских танковых частей: на отдельный танковый батальон полагалось 12 «Лоррейнов», столько же на легкую танковую бригаду, на батальон танков В1 – 18 машин, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 или Н-35 – по 3. Таким образом, потребности войск на 1 марта 1940 года составляли 695 БТР сопровождения танков (в конце концов, заказы достигли количества 1012 экземпляров). Они, в первую очередь, предназначались для сопровождения танковых частей в прорывах. Двигаясь со скоростью в 35 км/ч. и буксируя бронированные цистерны, Lorraine 37L должны были снабжать ушедшие в наступление танки боеприпасами и топливом.

2416294_m.jpg

Кроме транспортера на этой же начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты – Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes). Корпус был значительно переделан, увеличившись по высоте для более комфортного размещения солдат и экипажа. Также был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей. Теперь он мог перевозить до 1000 кг груза или 4 солдат в грузовом отсеке, а в прицепе можно было разместить еще 6 человека – всего 12 человек с водителем и пассажиром кабины. В основном эта модификация использовалась для перевозки отделения мотопехоты или расчета буксируемой 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета. Всего было построено 130 единиц 38L (были вооружены батальоны моторизованной мотопехоты из 1-й и 2-й бронетанковых дивизий).

2416295_m.jpg

Lorraine 37L

2416304_m.jpg

Lorraine 38L VBCP

Последней серийной модификацией стала Lorraine 38L РС, представлявшая собой командирскую машину командиров танковых рот, батальонов и дивизий. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Общий объём выпуска Lorraine 38L РС оказался невелик – составив 10 единиц. Кстати изготавливался и «урезанный» вариант «Лоррейна» - как замена Renault UE2. Нехватка мощностей для производства полноценных машин не позволила запустить их в серийное производство.

2416305_m.jpg

Lorraine 37L с 2 тележками.

После разгрома Франции в 1940 году большая часть «Лоррейнов» досталась немцам в качестве трофеев, и поначалу использовались по прямому назначению. Интересно, что немцы даже не пытались восстановить производство Lorraine 37L/38L для своих нужды – видимо «не вписывались в концепцию танковых войск вермахта» (хотя французы продолжали помаленьку впускать гражданский вариант транспортеров). Когда же обозначились первые проблемы в ходе восточной компании и обнаружилась нехватка мобильных противотанковых средств, вспомнили о французах. Так из 330 трофейных «Лоррейнов» соорудили 179 противотанковых САУ оснащенных 75-мм пушкой (Sd.Kfz.135 или «Marder I»), 12 САУ со 105-мм гаубицей leFH18 и 94 САУ с гаубицей leFH13 (Sd.Kfz.135/1). Плюс 30 машин артиллерийских наблюдателей, а также несколько транспортеров амуниции и снаряжения Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper. Хотя масса этих САУ увеличилась практически в двое, основные характеристики остались на уровне оригинальной машины, что говорит о надежности и запасе прочности французских транспортеров. Но немецкие переделки это уже совсем другая история.

2416318_m.jpg

«Marder I»

2416343_m.jpg

Машина артиллерийских разведчиков на базе Lorraine 37L

После окончания франко-германской войны в вооруженных силах Франции Lorraine 37L/38L осталось всего пару десятков. Меж тем необходимость подобных машин осознавалась после поражения гораздо острее. В ноябре 1940 года было принято решение возобновить производство БТР в варианте Lorraine 39L (благо немецкие ограничения на них не распространялись). Первый прототип 39L был разработан в 1940 году, незадолго до падения Франции. Теперь это был полноценный бронетранспортер без всяких нелепых буксируемых тележек. Закрытая рубка была существенно увеличена и теперь вмещала 2 человека экипажа и 8 драгун. Именно этот вариант и был запущен в производство.

2416349_m.jpg

Lorraine 39L VBCP

Первоначально выпуск наладили в неоккупированной зоне на заводе компании Fouga в Безье. Довоенные объемы производства в 30 машин были достигнуты весной 1941 года. К тому времени производство возобновила и фирма Lorraine (Люневиль) – к концу 1941 года собиралось уже сотня БТР в месяц. Кроме того был запущен новый завод в Bagn?res-de-Bigorre (Atelier de Bagn?res). Машины охотно брали во французские легкие моторизованные дивизии – так удалось существенно повысить мобильность и устойчивость в бою их моторизованных драгун. Малые размеры 39L в сочетании с разумно скомпонованной броней – 9 мм для передней и боковых бронеплит, 6 мм для верхних и нижних плит и 12-мм для литой закругленной носовой части – обеспечили БТР небольшой вес: всего 6 тонн. Учитывая это, подвеска оказалась не перегруженной, очень надежной и, что немало важно, простой в изготовлении. Шесть больших колес объединенных в три тележки обеспечивали низкое давление на грунт и хорошее распределение веса.

2416361_m.jpg

Lorraine 39L VBCP

К началу 1941 года на вооружение была принята новая модель бронетранспортера – Lorraine 41L. Корпус БТР значительно расширили – практически до 2 м – что объяснятся, в первую очередь, необходимостью разместить более мощный двигатель. Последний представлял собой новый 125-сильный бензиновый Panhard, который обеспечил машине максимальную скорость в 55 км/ч. Была также увеличена и длинна корпуса (на 42 см), что позволило увеличить вместимость десантного отсека, а также разместить дополнительный 100 литровый бак. Теперь с наличным запасом топлива Lorraine 41L мог преодолеть 210 км по дороге и примерно 140 км по бездорожью. С последним БТР справлялся великолепно (удельное давление на грунт в два раза меньше чем у Т-34), а для компенсации возросшего веса была увеличена ширина гусениц.

Для усиления защищенности механика-водителя, который размещался перед двигателем, лобовая бронеплита была доведена до 16-мм, тогда как борта, верх и низ корпуса остались неизменными. При этом высота машины была увеличена для того что бы полностью закрывать броней десант в сидячем положении. У ставшего боле просторным ДО крыши не было, зато в передней части теперь была установлена турель для 7,5-мм пулемета. Второй такой пулемет можно было укрепить на специальных шкворневых держателях в задней части корпуса. Кроме того драгуны могли вести огонь из личного оружия через закрывающиеся щели в броне. В состав штатного вооружения (без учета личного вооружения перевозимого десанта) входили также 10 гранат, 10 противотанковых мин, которые хранились на специальных полках-стеллажах, расположенных на переборке между двигателем и отделение десанта. Кроме механика-водителя БТР вмещал полное отделение: командира (рядом с водителем) и 8 солдат в ДО. Покидать десантное отделение предлагалось через двойные двери в задней части корпуса или просто через борта. Командир бронетранспортера мог воспользоваться радиостанцией КВ, которая обеспечивала внешнюю двустороннюю связь на дальность до 10 км.

Ходовые испытания прототипа Lorraine 41L продемонстрировали отличные характеристики машины. Увеличилась скорость, динамика и проходимость БТР, при этом ходовая не была перегружена и допускала размещение в десантном отделении до 1 т. груза без потери основных ТТХ. «Лоррейн» хорошо чувствовал себя на бездорожье, преодолевал траншеи до 140 см и мог подняться под уклон в 50%. Сохранилась возможность использования бронированного гусеничного прицепа с двумя опорными катками с каждой стороны в виде 565 литрового топливного бака или открытой тележки, воды и грузоподъемностью 700 кг. Бронированный бак снабжался насосом Vulcano, способный перекачать все 565 литров топлива за 12 минут. Lorraine 41L без особых проблем буксировал две такие тележки.

После испытаний Lorraine 41L сразу же был поставлен на поток, заменив модификацию 39L на всех производственных линиях. Его предполагалось использовать для перевозки пехоты на поле боя, ведения разведки и боевого охранения, а также для буксировки артиллерийских систем, транспортирования боеприпасов и других грузов. Единственным серьезным усовершенствованием по сравнению с прототипом стала установка перископических смотровых приборов механику-водителю и командиру. Новый БТР остался прост в производстве (особенно после введения сварки корпуса) и очень быстро завоевал популярность в войсках.

Конец первой части.

Изменено пользователем Parafin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Как-то раз мне повезло - коллега, который умеет классно рисовать в 3Д редакторе согласился изобразить мой SH-41 из МФГ. Представляю Вам эту работу коллеги El Mariano:

2900172_m.jpg

2900191_m.jpg

2900193_m.jpg

(по клику они больше)

Изменено пользователем Parafin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Красота!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Симпатичный :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

согласился изобразить мой SH-41 из МФГ

Шерман с тележками от Лоррейна, и надутой (наверно через пушку - главное люки закрыть) башней от СОмуа

Но красавчик, Предлагаю ему имя собственное "Даву"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Parafin,

Простите Коллега а не могли бы Вы спросить в каком редакторе рисовались эти шедевры?

(мне кажется это не Три-Д-Макс)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На Google sketchup похоже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас