Опубликовано: 5 Apr 2013 Вот вариант начала войны Российская Кавказская армия была рассредоточена на две группы в соответствии с двумя главными операционными направлениями:Карское направл. (Карс - Эрзерум) - ок. 6 див. в районе Ольты - Сарыкамыш,Эриванское направл. (Эривань - Алашкерт) - ок. 2 див. и конница в районе Игдыря. Грузинская армия отмобилизовав резервы, была рассредоточена на грузино-турецкой границе в три корпуса:1-й корпус (1 бр. МОРИГЕ, 2 бр. ЛАШКАРИ, 1 кав. полк, 1 отд. арт.двзн.) – Батуми, ком. ген.-лейт. Дадиани2-й корпус (1 бр. МОРИГЕ, 2 бр. ЛАШКАРИ, 1 кав. полк, 1 отд. арт.двзн.) – Артвини, ком. ген.-лейт. Одишелидзе3-й корпус (1 бр. МОРИГЕ, 2 бр. ЛАШКАРИ, 1 кав. полк, 1 отд. арт.двзн.) – Артануджи, ком. ген.-лейт. Амилахвари кроме того были сформированы резервные корпуса4-й корпус (3 бр. ЛАШКАРИ, 1 отд. арт.двзн.) формировался в районе Ахалцихе, ком. ген.-майор Мазниашвили5-й корпус (3 бр. ЛАШКАРИ, 1 отд. арт.двзн.) формировался в районе Озургети, ком. ген.-майор Квинитадзе Главнокомандующий грузинскими войсками генерал Бараташвили 1914 2 (15) ноября 1914 Сарыкамышский отряд (1-й Кавказский и 2-й Туркестанский корпуса с приданными частями — всего ок. 53 батальонов, 138 орудий и 40 казачьих сотен) перешел турецкую границу и к 6 (19) ноября овладел Кара-Дербентским горным проходом и Кепри-кейской позицией, находившейся посреди пути от турецкой границы до Эрзерума. Ольтинский отряд (бригада пехоты с артиллерией и 6 казачьих сотен) продвинулся до Ида. На Эриванском направлении русские войска перешли через хребет Агрыдаг и овладели Диадином, Алашкертом и Каракилисой, надёжно прикрыв левый фланг и тыл Сарыкамышского отряда, а также приграничный район от курдской конницы. Одновременно русские отряды, выдвинувшись из персидского Азербайджана, заняли турецкие опорные пункты в районе турецко-персидской границы. Турки, в спешном порядке собрав резервы, бросили их навстречу Сарыкамышскому отряду, вынудив его 13 (26) ноября отступить на линию Алакилиса — Ардос — Хоросан. На грузинском участке фронта 16 (29) ноября турецкие войска перешли в наступление в прибрежной зоне и при содействии восставшего мусульманского населения, подошли к Батуми, войска 1-го корпуса, остановили наступавших. Часть турецких войск обойдя г. Батуми попытались развить наступление на север по направлению Озургети и были остановлены, а после и отброшены назад силами 5-го корпуса возле селения Кеда. На направлении Артвини и Артануджи турки перешли границу и вступили в бой с силами 2-го и 3-го корпусов. Однако попытка прорыва в Ахалцихе провалилась. На помощь обороняющимся груз. корпусам выдвинулся и формировавшийся в Ахалцихе 4-й корпус. Постепенно наступательный пыл турок сошел на нет, сил не хватало, снабжение не поспевало, да и потери они понесли серьезные. С наступлением холодов фронт стабилизировался приблизительно по линии границ на начало войны Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 (изменено) Предлагаю так.(за основу взят труд Корсуна). С началом войны русские войска, действовавшие на Эрзерумском, Ольтинском и Эриванском направлениях, 19 октября вторглись в Турцию, выйдя на фронт Ардост, Экрек, Кош, Али-килиса, Хоросан, овладели проходом Кара — Дербент, служившим для связи между Эрзерумской и Алашкертской группами турок, и вторглись в Бая-зетскую и Алашкертскую долины .Сарыкамышский отряд русской кавказской армии должен был укрепиться на достигнутом рубеже и установить наблюдение в сторону Эрзерума, поддерживая связь с подчиненными ему в оперативном отношении Ольтинским и Кагызманским отрядами,а также взаимодействовать с союзными силами грузин.Однако действия частных начальников не соответствовали скромным задачам, возложенным на Сарыкамышский отряд. Легкость, с какой была выполнена первая задача, дала основание начальнику отряда генералу Берхману опрометчиво двинуться для захвата позиции у с. Кепри-кей. 24 октября эта позиция была взята с боя. Главные силы Сарыкамышского отряда наступали тремя колоннами севернее р. Араке, а 1-я кавказская казачья дивизия — южнее ее. Турки в ответ на вторжение русских направили из Эрзерума в г. Гасан-кала 2-ю кав. дивизию на поддержку 1-й и 4-й курдских конных дивизий, а 18-ю и 34-ю. пех. дивизии 11-го корпуса из этого пункта оттянули к Эрзеруму. Здесь оказались сосредоточенными 4 пехотные дивизии 9-го и 11-го корпусов, откуда они могли противодействовать Сарыкамышскому и Ольтинскому отрядам. Вместе с тем турки решили сосредоточить против левого крыла Сарыкамышского отряда маневренную группу. Для этого 1-я и 4-я курдские дивизии были направлены в район с. Топчи-кей (20 км южнее Кепри-кей), 33-я пех. дивизия 11-го корпуса— из с. Дутах в район восточнее Эрзерума, а 37-я пех. дивизия 13-го корпуса — из г. Муш в район южнее с. Кепри-кей. 17-я пех. дивизия 9-го корпуса переходила из Испира в Эрзерум и 2-я курдская дивизия— из с. Алашкерт к с. Дели-баба. Главным силам 3-й армии с целью выигрыша времени до прибытия 10-го корпуса военный министр Энвер-паша приказал 22 октября перейти в наступление и разбить разрозненные группировки русских, сковав их части, находившиеся в Азербайджане, действиями курдских и других местных формирований. Этот приказ начал выполняться с опозданием на двое суток. 24 октября 18-я и 34-я пех. дивизии 11-го корпуса, сосредоточенные на линии фортов Эрзерума, выступили в район Гасан-кала с целью контрнаступления оттуда по северному берегу р. Араке; левее их 2-я кав. дивизия должна была обойти правый фланг Сарыкамышского отряда. 1-я и 4-я курдские дивизии с 33-й и 37-й пех. дивизиями должны были нанести удар по левому флангу русских. 9-й корпус, к которому подходила из с. Испир его 17-япех. дивизия, был оставлен в Эрзеруме как армейский резерв. На фронте Ольтинского отряда турки ограничились подвижной обороной пограничных частей. В подготовке контрманевра турок были допущены существенные ошибки; особенно следует отметить бесцельное форсированное передвижение двух дивизий 11-го корпуса из Гасан-кала в Эрзерум и обратно, что сильно утомило войска. Кроме того, резерв был расположен неудачно, ибо рисковал опоздать с подходом к полю сражения. 25 октября главные силы Сарыкамышского отряда русских продолжали наступление к Гасан-кала тремя колоннами. Правая, обеспечившая фланг отряда силой в 11/2полка пехоты, имела уступим за наружным флангом пехотный полк. Вследствие тумана турецкие части запоздали с выступлением и не вели разведку. В результате левофланговые части 18-й турецкой пех. дивизии, наступавшие на с. Падыжван, внезапно попали при прояснившейся погоде, под сосредоточенный огонь наступавших русских. В дикой панике 18-я пех. дивизия бежала, увлекая за собой наступавшую южнее 34-ю пех. дивизию. Порядок в этих частях был восстановлен турецким командованием лишь у Гасан-кала, куда был подтянут 83-й пех. полк 28-й пех. дивизии 9-го корпуса. В тот же день 1-я кавказская казачья дивизия, отбросив 82-й пех. полк 28-й дивизии к с. Кетеван, продвинулась до Сюлюгю. В то же время 33-я турецкая . пех. дивизия достигла района с. Топчи-кей; 1-я и 4-я курдские дивизии, сведенные в курдский корпус, в итоге столкновения с русскими понесли тяжелые потери и были в значительной степени деморализованы. 2-я кав. дивизия заняла с. Сырбаган. 26 октября обе стороны продолжали наступление, в результате которого турецкая 18-я пех. дивизия овладела горным отрогом восточнее с. Падыжван, а 34-я пех. дивизия — высотами западнее с. Кепри-кей; 82-й полк отбросил 1-ю кавказскую казачью дивизию из района селений Кардабах и Тензилер, ликвидировав этим угрозу правому флангу турок. Русские отошли на линию с. Тертекер, высоты севернее с. Кепри-кей. 2-я турецкая кав. дивизия совершая обход, встретилась у с. Чермык-су с 1-м Горско-моздокским казачьим полком из Ольтинского отряда и потеснила его. Создавшаяся обстановка заставила русских начать переброску частей армейского резерва (2-го Туркестанского корпуса).И просить содействия у грузинского командования выдвижением на ольтинское направление(к югу и юго-востоку от Ардагана заслона и развертыванием у Ардануча помимо 3-го корпуса резервов из числа бригад Лашкари. 27 октября 2-я турецкая кав. дивизия ночной атакой Ольтинского отряда была отброшена от района Чермык-су к с. Шербаган; 82-й полк 28-й пех.) дивизии занял район с. Кардабах; Курдский корпус, продвинувшийся до с. Омраком, был рассеян артиллерией русских. 9-й турец-.. кий корпус получил задачу перейти в наступление силами 29-й пех. дивизии, обходя правый фланг Сарыкамышского отряда. В предвидении общего наступления турок, назначенного на 29 октября, было образовано четыре оперативных группы:первая группа — курдский корпус, имевший задачей «нажимать» на левый фланг и тыл русских;вторая группа — части 28-й пех. дивизии, 33-я. и 37-я пех. дивизии, которые должны были наступать на фронте Хоренкер, Кепри-кей;третья группа — 34-я и 18-я пех. дивизии — наступала на фронте Кепри-кей, Кизил-оран;четвертая группа — 29-я пех. дивизия — охватывала правый фланг Сарыкамышского отряда; на его тыл должна была оказывать давление 2-я кав. дивизия. Обе эти дивизии выделяли часть сил для заслона против Ольтинского отряда совместно с пограничниками. 29 октября на рассвете в густом тумане турки перешли в общее наступление, преодолевая упорное сопротивление русских. В результате сражения турки заняли селения Кош и Чермык-су, а также высоты севернее с. Кепри-кей; на их правом крыле 33-я пех. дивизия и курдский корпус успеха не имели. 37-я пех. дивизия вследствие сильного давления русских на Эриванском направлении была направлена в район с. Дутах. Ввиду создавшейся угрозы правому флангу и.тылу Сарыкамышского отряда русское командование 27 октября направило на его усиление 4-ю Туркестанскую стрелковую бригаду (12 батальонов и 22 орудия), находившуюся в армейском резерве Головные части этой бригады начали высаживаться в Сарыкамыше с утра 28 октября. Кроме того, подтягивались на фронт последние эшелоны резерва первой группы, находившиеся в Александрополе и 1-я кубанская пластунская бригада, входившая в Кагызманский отряд. Надобность в последнем отпала ввиду занятия частями Эриванского отряда Алашкертской долины. Итак, 29 октября на правом фланге Сарыкамышского отряда ясно обозначился обход турок, который мог при дальнейшем развитии серьезно угрожать флангу и тылу русских. 30 октября правое крыло турок продвинулось до линии селений Арди, Омраком, Хорум, Карабыих; русские без давления со стороны противника отошли на рубеж селений Али-килиса, Ардос, Хоросан, имея уступом за правым флангом части, противодействовавшие обходу турок. 31 октября обстановка для русских ухудшилась на их правом фланге, где 2-я турецкая кав. дивизия достигла селений Хошаб, Сычан-кала, 29-я пех. дивизия — с. Маслагат, 18-я пех. дивизия — с. Педреванц и 34-я пех. дивизия — с. Герян. На грузинском участке кавказского фронта тем временем происходили следующие события.19-го октября 1914г. турки перебросили морем и высадили в Хопе два полка пехоты из состава 1-го константинопольского корпуса с двумя батареями(общее командование осуществлял герм.офицер Штанке).Оттеснив грузинские передовые посты ,турки продвинулись в направлении Батума и вышли к реке Чорох.Для противодействия наступлению отряда майора фон-Штанке (7-й и 8-й турецкие пех. полки) из Батума выдвинулся 1-й грузинский корпус.Турки спешно пребрасывали морем из Трапезунда резервные части(17-ю пех.дивизию) имея целью овладеть Батумом и Батумским районом и не предполагая серьезного сопротивления со стороны грузинского командования.а также рассчитывая на поддержку мусульманского населения Аджарии(готовившего восстание).Грузинское командование было вынуждено предпринять в связи с угрозой восстания некоторые меры военного характера. Изменено 5 Apr 2013 пользователем master1976 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Только зачитался и? на самом интересном месте )) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 (изменено) Думаю,дальше,альтернативных вариантов может возникнуть больше. Впрочем,альтернативное развитие событий можно предположить и расписать в виде военно-исторического очерка еще на стадии планирования кампании. Дальше надо покумекать в альтернативном планировании,Просто я на работе сейчас. Изменено 5 Apr 2013 пользователем master1976 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Думаю,дальше,альтернативных вариантов может возникнуть больше. Впрочем,альтернативное развитие событий можно предположить и расписать в виде военно-исторического очерка еще на стадии планирования кампании. если позволите я возьму Ваше описание начала боевых действий это отсюда? Н.Г. КОРСУН кавказский фронт ПЕРВОЙ МИРОВОЙ войны Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 (изменено) В целом-больше внимания уделить Батумскому направлению,маневру турок в обход сарыкамышского отряда,боестолкновению турок с грузинскими войсками на ардаганском направлении.Это на первом этапе кампании 1914г. Я взял за основу очерк Корсуна в военно-историческом журнале.Там в сжатой форме,выкладки и схемки есть.Я смотрел в ретропрессе. http://www.retropressa.ru/kampaniya-1914-g-na-kavkazskom-fronte/ Здесь. Изменено 5 Apr 2013 пользователем master1976 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 master1976, ОК спасибо за наводку, займусь написанием очерка "Начало боевых действий на грузинском направлении в 1914 г." Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 На грузинском участке кавказского фронта тем временем происходили следующие события.19-го октября 1914г. турки перебросили морем и высадили в Хопе два полка пехоты из состава 1-го константинопольского корпуса с двумя батареями(общее командование осуществлял герм.офицер Штанке). Интересно, он Штанке или Штанге? В немецкой википедии его нет. Хотя обе такие фамилии есть. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Интересно, он Штанке или Штанге? В немецкой википедии его нет. Хотя обе такие фамилии есть. У Корсуна и у Гончарова(более поздний очерк о Сарыкамышской операции)дается майор Штанке.По-моему есть еще упоминание в мемуарах Лимана фон Сандерса.но ручаться не могу. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Создавшаяся обстановка заставила русских начать переброску частей армейского резерва (2-го Туркестанского корпуса). Ввиду создавшейся угрозы правому флангу и.тылу Сарыкамышского отряда русское командование 27 октября направило на его усиление 4-ю Туркестанскую стрелковую бригаду (12 батальонов и 22 орудия), находившуюся в армейском резерве В реале эти части перебрасывались из-под Тифлиса.В альтернативе коллеги ГОРЦА данные части будут сосредотачиваться в армейском резерве в полосе действий русской кавказской армии.Значит время прибытия к месту ввода в сражение сокращается.Скажем,их переброска осуществлялась из района Эриваня. Вопрос-как будет строится взаимодействие русского черноморского флота и грузинских военно-морских сил в районе Батума.Вообще,как будет осуществляться взаимодействие грузинского и русского командования на уровне высшего военного управления?вероятно-на основе межправительственных соглашений и довоенного сотрудничества генштабов,успешно продолженное и в ходе начавшейся кампании(думаю не столь успешное.ибо тянуть одеяло будут каждый на себя.во всяком случае траты времени на излишние согласования,транзит грузов и войск, будут иметь место).Как бы сие все сформклировать и вкусно подать? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Интересно, он Штанке или Штанге? В немецкой википедии его нет. Хотя обе такие фамилии есть. У Корсуна и у Гончарова(более поздний очерк о Сарыкамышской операции)дается майор Штанке.По-моему есть еще упоминание в мемуарах Лимана фон Сандерса.но ручаться не могу. Это они могли друг у друга заимствовать или из какого-то общего первоисточника. Англовикипедии здесь веры больше, но тоже не истина в последней инстанции. Создавшаяся обстановка заставила русских начать переброску частей армейского резерва (2-го Туркестанского корпуса). Ввиду создавшейся угрозы правому флангу и.тылу Сарыкамышского отряда русское командование 27 октября направило на его усиление 4-ю Туркестанскую стрелковую бригаду (12 батальонов и 22 орудия), находившуюся в армейском резерве В реале эти части перебрасывались из-под Тифлиса.В альтернативе коллеги ГОРЦА данные части будут сосредотачиваться в армейском резерве в полосе действий русской кавказской армии.Значит время прибытия к месту ввода в сражение сокращается.Скажем,их переброска осуществлялась из района Эриваня. Вопрос-как будет строится взаимодействие русского черноморского флота и грузинских военно-морских сил в районе Батума.Вообще,как будет осуществляться взаимодействие грузинского и русского командования на уровне высшего военного управления?вероятно-на основе межправительственных соглашений и довоенного сотрудничества генштабов,успешно продолженное и в ходе начавшейся кампании(думаю не столь успешное.ибо тянуть одеяло будут каждый на себя.во всяком случае траты времени на излишние согласования,транзит грузов и войск, будут иметь место).Как бы сие все сформклировать и вкусно подать? Для начала хотелось бы видеть транспортную сеть Закавказья в этом мире. В первую очередь - железнодорожную. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 К вопросу о восстании в Аджаристане мусульманского населения. основные этнические группы населения территориально расселялись следующим образом: 1. Грузины-мусульмане (аджарцы и лазы) занимали весь Батумский округ и высокогорные ущелья Артвинского округа. 2. Остальная территория Артвинского округа, то есть «собственно Шавшет, весь Арданучский участок и южная часть Артвинского, населена турками. Кроме того, они же населяют Гонию, некоторые прибрежные селения Кинтришского участка и отчасти г. Батум, где их считается почти 3 т. душ» . 3. Немногочисленное сельское армянское население, проживало преимущественно в южной части области. «В Шавшете армяне населяют сс. Цхикиур и Окробакет и два посёлка селений Самджеля и Маманелиса, которые называют «рабатами»; в Арданучском участке — местечко Ардануч, с. Танзот и с. Эни-рабат; в Кинтришском участке они встречаются только в немногих селениях, где ведут торговлю».. Кроме того, армяне составляли 4/5 населения г. Артвин и 1/10 населения г. Батум, где армянскую колонию сформировал главным образом «пришлый» элемент, К началу Первой мировой войны, согласно данным уже упоминавшегося «Энциклопедического словаря Русского библиографического института Гранат», население округов Батумской области по национальному составу распределялось следующим образом: 1. Батумский округ — «…преобладают грузины, составляющие 63,9%; остальное население состоит главным образом из русских (10,1%), армян (8,1%), греков (5,3%) и турок (3,6 %)» . Все население округа оценивалось в 96,5 тыс. человек (по данным на 1908 год). 2. Артвинский округ — «преобладают турки — 73,9%, армян — 14%, грузин — 9,8 %, русских — всего 2%». Численность населения округа — 62,8 тыс. человек. существовал особый (местный) план действий, основанный на специфике района. Суть этого плана отражена в документе под названием «Инструкция начальнику Чорохского отряда на случай войны с Турцией». Вариант инструкции, датированный 1906 годом и не подвергавшийся существенным коррективам вплоть до начала Первой мировой войны, содержал следующую информацию: «Страна эта, ни по физическим своим свойствам, ни по стратегическому значению, по всей вероятности, не сделается театром серьёзных военных операций. Отсутствие в ней важных пунктов, овладение которыми принесло бы нашему противнику существенные выгоды, дислокация сил его, бедность в путях сообщения, дикий характер природы, и наконец, отсутствие хороших путей на турецкой территории, ведущих в долину Чороха и к гор. Арданучу, делают маловероятным наступление более или менее значительных сил турок в наши пределы в этом месте границы. Но можно с уверенностью сказать, что они не преминут воспользоваться расположением к себе мусульманского населения округов Батумского и Артвинского и постараются поднять его против нас, чтобы причинить нам затруднения на этом второстепенном театре военных действий и тем самым отвлечь хотя бы часть сил с главного — Карского театра или оказать содействие противнику, оперирующему против батумской крепости…» Вооружённый мятеж, охвативший населённую мусульманами Батумскую область, имел множество специфических особенностей. Наиболее неприятным моментом для грузинской администрации явился, конечно же, факт скоординированного и массового характера вспыхнувшего мятежа. Как следствие все планы, разрабатывавшиеся в мирное время, оказались не соответствующими реальному положению дел. К тому же исполнители этих планов показали в военном отношении, свою полную профнепригодность. Цитирую по мартиросяну с некоторыми купюрами.Можно использовать при описании той непростой ситуации,сложившейся в Батуме и его окрестностях. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 К вопросу о восстании в Аджаристане мусульманского населения. основные этнические группы населения территориально расселялись следующим образом: 1. Грузины-мусульмане (аджарцы и лазы) занимали весь Батумский округ и высокогорные ущелья Артвинского округа. 2. Остальная территория Артвинского округа, то есть «собственно Шавшет, весь Арданучский участок и южная часть Артвинского, населена турками. Кроме того, они же населяют Гонию, некоторые прибрежные селения Кинтришского участка и отчасти г. Батум, где их считается почти 3 т. душ» . 3. Немногочисленное сельское армянское население, проживало преимущественно в южной части области. «В Шавшете армяне населяют сс. Цхикиур и Окробакет и два посёлка селений Самджеля и Маманелиса, которые называют «рабатами»; в Арданучском участке — местечко Ардануч, с. Танзот и с. Эни-рабат; в Кинтришском участке они встречаются только в немногих селениях, где ведут торговлю».. Кроме того, армяне составляли 4/5 населения г. Артвин и 1/10 населения г. Батум, где армянскую колонию сформировал главным образом «пришлый» элемент, К началу Первой мировой войны, согласно данным уже упоминавшегося «Энциклопедического словаря Русского библиографического института Гранат», население округов Батумской области по национальному составу распределялось следующим образом: 1. Батумский округ — «…преобладают грузины, составляющие 63,9%; остальное население состоит главным образом из русских (10,1%), армян (8,1%), греков (5,3%) и турок (3,6 %)» . Все население округа оценивалось в 96,5 тыс. человек (по данным на 1908 год). 2. Артвинский округ — «преобладают турки — 73,9%, армян — 14%, грузин — 9,8 %, русских — всего 2%». Численность населения округа — 62,8 тыс. человек. существовал особый (местный) план действий, основанный на специфике района. Суть этого плана отражена в документе под названием «Инструкция начальнику Чорохского отряда на случай войны с Турцией». Вариант инструкции, датированный 1906 годом и не подвергавшийся существенным коррективам вплоть до начала Первой мировой войны, содержал следующую информацию: «Страна эта, ни по физическим своим свойствам, ни по стратегическому значению, по всей вероятности, не сделается театром серьёзных военных операций. Отсутствие в ней важных пунктов, овладение которыми принесло бы нашему противнику существенные выгоды, дислокация сил его, бедность в путях сообщения, дикий характер природы, и наконец, отсутствие хороших путей на турецкой территории, ведущих в долину Чороха и к гор. Арданучу, делают маловероятным наступление более или менее значительных сил турок в наши пределы в этом месте границы. Но можно с уверенностью сказать, что они не преминут воспользоваться расположением к себе мусульманского населения округов Батумского и Артвинского и постараются поднять его против нас, чтобы причинить нам затруднения на этом второстепенном театре военных действий и тем самым отвлечь хотя бы часть сил с главного — Карского театра или оказать содействие противнику, оперирующему против батумской крепости…» Вооружённый мятеж, охвативший населённую мусульманами Батумскую область, имел множество специфических особенностей. Наиболее неприятным моментом для грузинской администрации явился, конечно же, факт скоординированного и массового характера вспыхнувшего мятежа. Как следствие все планы, разрабатывавшиеся в мирное время, оказались не соответствующими реальному положению дел. К тому же исполнители этих планов показали в военном отношении, свою полную профнепригодность. Цитирую по мартиросяну с некоторыми купюрами.Можно использовать при описании той непростой ситуации,сложившейся в Батуме и его окрестностях. Большое количество шарящих по горам суровых дядек в форме и с винтовками - лучшее средство предотвращения любого мятежа в зародыше. Думаю, что никакого мятежа здесь не будет, несмотря даже на подстрекателей и диверсантов. По самым скромным оценкам к моменту предполагаемого начала мятежа у Грузии здесь будет в два раза больше батальонов, чем смогли собрать русские в нашей реальности уже после начала мятежа, когда возникла угроза Батуму. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 (изменено) АРТВИН В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА. Город Артвин расположен в отрогах Лазистанского хребта Восточно-Понтийских гор. Все дома и садово-огородные участки находятся на склоне, спускающемся постепенно к реке Чорохи. В нижней части города, т.е. начиная от р.Чорохи, расположены садовые участки. Довольно мягкий климат позволяет выращивать здесь табак, гранаты, грецкий орех. Здесь же можно увидеть рощи оливкового дерева - маслин, очень ценной субтропической культуры. Участки поливаются водами р.Чорохи, примитивной оросительной сетью. Собственно город расположен выше по склону. Дома большей частью трех- и даже четырехэтажные. При каждом доме имеется садово-огородный участок, где растут и хорошо плодоносят яблони, груши, айва, а также огородные культуры - помидоры, огурцы, зелень разная. Склоны позади домов большей частью террассированы. Террасы шириной до 2-3 метров закреплены стенами, сложенными из бутового камня. Во многих дворах имеется родник с хорошей прохладной водой, этой водой поливаются и овощные культуры. Террасы в основном заняты виноградной лозой. По сравнению с сортами винограда, растущими в субтропической зоне, в Аджарии, здешний виноград очень сладкий - на Батумском рынке сорт “Ркацители” продается под названием “Артвинский виноград”. Выше по склону идут смешанные леса и далее на плато раскинулись альпийские дуга. По своим климатическим условиям г.Артвин мог бы стать первоклассным климатологическим курортом, особенно для легочных больных. Недалеко от города, в местечке Шекинохов, имеются даже термальные воды. Мать моя рассказывала, что они ездили туда верхом на лошадях для принятия ванн. Ввиду того, что склон, на котором расположен город, очень крутой, в городе нет улиц для движения гужевого транспорта и автомобилей, и для подъема в город приходится пользоваться верховой лошадью, поклажу везти на трудолюбивых осликах, а самим большей частью идти пешком или садиться на ослика. Так как город находится недалеко от Черного моря, климат здесь влажный, зимой выпадают осадки в виде снега, которого в верхней части города выпадает очень много, иногда до метра и больше глубиной, бывает и минусовая температура. Сообщение: по шоссейной дороге - 60 верст до Батуми и по реке Чорохи на каюках до ст. Кютиб-Хан, а оттуда на линейках, фаэтонах, а в последнее время перед войной 1914-го года и на автомобилях. Фургоны и линейки в город не подымаются и отходят от постоялого двора, находящегося у моста через р.Чорохи. Недалеко вверх по реке от этого моста отходят и каюки и доплывают до Кятиб-Хана, а оттуда на линейках, фаэтонах до Батума.Стоимость билета первого класса от Батума до Артвина - 5р.50к., второго класса - 5р., а обратно из Артвина, соответственно, 2р.50к. и 2р. Из Артвина каюк плывет по течению, а из Батума его тянут бечевой. Как я помню, каюк - это заостренная с двух концов плоскодонка длиною метров в десять и шириною в два и более метров. На дно укладываются вещи, а на поперечных сидениях-скамейках садятся пассажиры. Лодку несет с невероятной быстротой, впереди скала, гора или пороги, но вы спокойны, так как стоящий на передней корме “водитель” (настоящее его название не припомню) с ломом в руках - ударом по скале отводит судно в сторону и так до самого Кятиб-Хана. По дороге остановка в с.Борчха и Марадиди. Поездка из Артвина до Батума на фургонах (фурах) занимает не менее двух суток. Делается остановка на полпути, название постоялого двора не помню. В фургон запряжены четыре лошади. Дневной переход около 30 верст, ночью отдых. По реке Чорохи на каяке путь до Батума покрывается гораздо быстрее, наверное за несколько часов, но с остановкой в с.Борчха. http://forum.vardana...p?showtopic=135 Изменено 5 Apr 2013 пользователем master1976 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Сообщение: по шоссейной дороге - 60 верст до Батуми и по реке Чорохи на каюках до ст. Кютиб-Хан, а оттуда на линейках, фаэтонах, а в последнее время перед войной 1914-го года и на автомобилях. Шоссе - это хорошо. Плохо то, что его легко могут перерезать. Еще один довод за наступление с первых дней войны. Поездка из Артвина до Батума на фургонах (фурах) занимает не менее двух суток. Делается остановка на полпути, название постоялого двора не помню. В фургон запряжены четыре лошади. Дневной переход около 30 верст, ночью отдых. В зимнее время до трех суток. По реке Чорохи на каяке путь до Батума покрывается гораздо быстрее, наверное за несколько часов, но с остановкой в с.Борчха. Можно было бы использовать как резервную линию связи делегатами с Батумом, но зимой, скорее всего, такое сообщение невозможно. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Можно было бы использовать как резервную линию связи делегатами с Батумом, но зимой, скорее всего, такое сообщение невозможно. Чоро?х Чорух, река в Грузии и Турции, длина 438 км, пл. басс. 22 тыс. км?, протекает по Армянскому нагорью, в осн. в тектонической долине между хребтами Лазистан и Чорох, впадает в Чёрное море вблизи г. Батуми. Сред. расход воды 285 м?/с. Весенне-летний подъём воды, зимняя межень. Зимой будет небезопасно.согласен. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 В реале эти части перебрасывались из-под Тифлиса.В альтернативе коллеги ГОРЦА данные части будут сосредотачиваться в армейском резерве в полосе действий русской кавказской армии.Значит время прибытия к месту ввода в сражение сокращается.Скажем,их переброска осуществлялась из района Эриваня. Эривань слишком близко к ТВД я думаю штаб в Баку а базы резерва армии скорее всего в Елисаветополе Вопрос-как будет строится взаимодействие русского черноморского флота и грузинских военно-морских сил в районе Батума. Состав флота Грузии на 1914 г 2 КЛ тип Донец 1500 т, 14 узл., 2х203, 1х152 (устаревшие) 2 Брпл Кр т Эльсвик 2500т., 18 узл., 2х203, 2х152 (устаревшие) 2 Брпл Кр т Боярин 3400т., 22,5 узл., 6х120 2 КЛ проекта Вулкан 1850т. 25 узл. 2х120, 4х75 3 ЭМ проекта Вулкан 1200 т. 34 узл. 4х102 4ТА 4 ЭМ проекта Шихау 750 т. 27 узл. 2х102, 3ТА 8 Мин 350т. класса 350т. 26,5 узл. 1х75, 5х47, 3ТА 8 Мин 120т. класса 120 т. 24 узл. 1х47 2ТА (устаревшие) 1 ПЛ типа Минога 2 ПЛ типа Акула Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Для начала хотелось бы видеть транспортную сеть Закавказья в этом мире. В первую очередь - железнодорожную. Вот из другой темы выжимка http://fai.org.ru/forum/index.php/topic/31006-таймлайн-мира-полу-великой-грузии/ В 1861 г. была принята программа строительства железных дорог. Строительство дороги начато в 1865 году сооружением Поти — Тбилисской железной дороги. Участок Поти — Зестафони был открыт 14 августа 1871 года, вся линия открыта в 1872 году. С развитием Бакинских нефтяных промыслов назревает необходимость в её вывозе в порты и вот в 1883 году открыты для движения участки Самтредия — Батум и Тбилиси — Баку. Основные линии: Поти - Тбилиси (движение открыто в 1872), Баку - Тбилиси - Батуми (1883), Тбилиси - Карс (1899) В 1872 году началось строительство Тбилисского паровозостроительного завода. Первые паровозы начали выходить там в 1876 г. Крупные металлургические предприятия были построены в Зестафони и Рустави. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Большое количество шарящих по горам суровых дядек в форме и с винтовками - лучшее средство предотвращения любого мятежа в зародыше. Думаю, что никакого мятежа здесь не будет, несмотря даже на подстрекателей и диверсантов. По самым скромным оценкам к моменту предполагаемого начала мятежа у Грузии здесь будет в два раза больше батальонов, чем смогли собрать русские в нашей реальности уже после начала мятежа, когда возникла угроза Батуму. соглашусь с Вами кроме того есть вот такой факт 1894-99 Массовое переселение армян и греков из Турции в Грузию тоже из темы таймлайн, они вполне могли поселится тут Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 (изменено) ЗАКАВКАЗСКІЯ ЖЕЛ?ЗНЫЯ ДОРОГИ, обслуживаютъ Закавказье. Общая длина ихъ — 1.714 вер. (по дан. 1911 г.), изъ коихъ 842 вер. приходится на глав. линію Батумъ — Баку, 517 вер. на южную в?твь Тифлисъ — Джульфа, 270 вер. — на бок. линіи и подъ?зд. пути и 85 вер. на узкокол. в?тви: Шаропань — Сачхера и Михайлово — Бакуріани. Воен. значеніе им?ютъ сл?д. линіи: 1) Баку — Тифлисъ — Александрополь, какъ глав. коммуникац. путь Закавказ. театра войны, съ разв?твленіями на Карсъ и Эривань; эти разв?твленія связываютъ два важн. фронта: Карскій и Эриванскій (на к-рые наиб. в?роятно ожидать наступленіе глав. тур. силъ) и т?мъ самымъ даютъ возм-сть перебрасывать войска на бол?е угрожаемый фронтъ. 2) Баку — Тифлисъ — Самтреди съ в?твями на Поти и Батумъ, какъ глав. коммуникац. путь Ріонскаго района, а въ связи съ мор. путями отъ Баку до Астрахани и отъ Батума до Новороссійска эта линія соединяетъ Закавказ. театръ съ внутр. областями Россіи; Потійская и Батумская в?тви облегчаютъ оборону наиб. важнаго участка Черномор. побережья между Сухумомъ и Батумомъ. Существующая с?ть З. ж. д. не вполн? отв?чаетъ назначенію, п. ч. связана съ центромъ Имперіи лишь единственнымъ круж. ж.-д. путемъ (Баку — Бесланъ — Ростовъ) и не доведена до гр-цы съ Турціей. В подвижном составе 646 паровозов, 13 518 товарных и 568 пассажирских вагонов. В ходе прокладки железнодорожных путей строились мастерские (в Тифлисе, Баку, Елизаветполе, Михайлове, Самтредиа, Александрополе, Нахичевани); возводились искусственные сооружения: 412 мостов, 11 виадуков, 13 тоннелей, в т. ч. 4-километровый тоннель через Сурамский перевал - самый протяжённый в России (открыт в 1890; проект Ф. Д. Рыдзевского, К. Н. Симберга, Н. А. Виноградова, А. Л. Камбиаджио, Ф. Ф. Дарагана; пропускная способность - до 30 пар поездов в сутки), а также Джарджурский тоннель (1,6 км; до 15 пар поездов в сутки). Изменено 5 Apr 2013 пользователем master1976 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Для начала хотелось бы видеть транспортную сеть Закавказья в этом мире. В первую очередь - железнодорожную. Вот из другой темы выжимка http://fai.org.ru/fo...великой-грузии/ В 1861 г. была принята программа строительства железных дорог. Строительство дороги начато в 1865 году сооружением Поти — Тбилисской железной дороги. Участок Поти — Зестафони был открыт 14 августа 1871 года, вся линия открыта в 1872 году. С развитием Бакинских нефтяных промыслов назревает необходимость в её вывозе в порты и вот в 1883 году открыты для движения участки Самтредия — Батум и Тбилиси — Баку. Основные линии: Поти - Тбилиси (движение открыто в 1872), Баку - Тбилиси - Батуми (1883), Тбилиси - Карс (1899) В 1872 году началось строительство Тбилисского паровозостроительного завода. Первые паровозы начали выходить там в 1876 г. Крупные металлургические предприятия были построены в Зестафони и Рустави. То есть железнодорожная сеть по большей части как в реале? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 Apr 2013 Справочно. 12 мая 1895 года правительство дало решение на строительство Тифлис-Карсской железной дороги и 5 июля 1895 года император Николай II подписал Высочайший именной Указ о ее строительстве. Финансирование строительства осуществлялось за счет средств государственной казны. На стройку были привлечены не только жители окрестных сел, но и доставленные из российских регионов русские рабочие и специалисты, которые проживали во временных бараках. Так, по данным учета 1897 года, русских рабочих, проживавших во временных бараках, насчитывалось 6805 человек, из них в бараках станции Манес (Алаверди) — 2433 чел., на ст. Шамлуг — 862 чел., на ст. Караклис — 2378 чел., на ст. Сисимадан — 252 чел., на ст. Айрум — 444 чел., на ст. Амамлу — 436 чел. Здесь не учтены проектировщики, изыскатели, руководящий персонал и некоторые другие категории специалистов, обслуживающих технику и подвижной состав. Эта огромная армия работала в невыносимо тяжелых условиях от рассвета и до самой ночи. На трассе было построено 535 искусственных сооружений (мосты, трубы, виадуки, 13 тоннелей и т.п.). Все тоннели имели двухпутное полотно. Особенно значительным объектом был Джаджурский тоннель, протяженность которого составила 799 саженей (1,68 км). Он расположен на отметке 1843 метра над уровнем моря и является самым высокогорным в Европе. При прокладке Джаджурского тоннеля впервые применялись буровые машины и электрические вентиляторы. Для откачки воды также использовалось электричество. Новинкой явилось и электрическое освещение штольни тоннеля вместо факелов и керосиновых ламп, загрязнявших воздух и взрывоопасных. Чтобы обеспечить пропуск через тоннель поездов, была создана колокольная сигнализация на двух соседних с тоннелем станциях для оповещения о выходе поезда из него. Тоннель был построен в короткий срок — начат в 1896 году и закончен в 1898 г. Первый поезд через него прошел 7 февраля 1899 года. На всем протяжении железнодорожной трассы Тифлис — Карс было построено девять пассажирских зданий. На всех станциях были сооружены пассажирские платформы. При сдаче дороги в эксплуатацию представители военного ведомства потребовали немедленной постройки также и воинских платформ в Александраполе, Караклисе и Карсе. На строительстве дороги имело место большое количество несчастных случаев, которые, в частности, были вызваны недостаточным освещением масляными лампами тоннельных работ, несоблюдением техники безопасности и халатностью. Общее количество погибших и изувеченных составило 494 человека, при этом, однако, большое количество несчастных случаев не протоколировалось, подрядчики скрывали гибель людей. Нередко в рядах рабочих возникали волнения и недовольство и для удержания рабочих в повиновении существовала система штрафов и перемещений. В конце января 1899 года железная дорога до Караклис была полностью завершена и был издан приказ об открытии движения Тифлис — Караклис. Фактически этот приказ явился первым расписанием пассажирского железнодорожного движения на территории Армении. Им было положено начало железнодорожного движения на древней земле армян. В Александраполь первый поезд прибыл 7 февраля 1899 года, где, несмотря на сильный мороз, его встречало множество военных и жителей города. Полное завершение работ по строительству железной дороги Тифлис — Карс состоялось в июне 1899 года, и 21 июня на станцию Карс прибыл первый поезд. В тот день на станции собрались жители Карса и окрестных сел, из крепости прибыли отряды пехотинцев и казаков. Взвод казаков с интервалом в 2 версты был расставлен вдоль дороги для сигнализации о появлении поезда. С обеих сторон станции расположились военные оркестры и зурначи. Точно в 10 час. 55 мин. первый поезд остановился перед красной лентой. Губернатор Карса забил последний костыль, была перерезана лента и поезд медленно подошел к зданию станции. Так, с 21 июня 1899 года началось регулярное движение по трассе Тифлис — Карс. Поезда прибывали и отправлялись со станции Карс в неделю 2 раза. Общая протяженность трассы составила 282 версты (302 км). Открытие регулярного движения Тифлис — Карс оживило торговлю. Появились торговые представители российских и зарубежных фирм. Вдоль трассы стали появляться промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в дальнейшем появились промышленные узлы, давшие начало созданию крупных промышленных городов: Алаверди, Кировакан, Ленинакан. Еще в процессе строительства Тифлис-Карсской железной дороги общественность и губернатор Эривани стали поднимать перед правительством вопрос о строительстве железной дороги Александраполь — Джульфа. Правительство дало разрешение на производство изыскательских и строительных работ. В 1899 году началось строительство участка железнодорожной линии Александраполь — Эривань с дальнейшим продолжением ее до Джульфы. При этом предлагалось два варианта трассы. Первый вариант предусматривал направление Александраполь — Сардарапат — Эчмиадзин — Паракар, затем трасса должна была следовать на Эривань по территории нынешнего третьего участка, где ныне расположен Госцирк (место именовалось "Муханат-тапи”). Здесь предусматривалось построить железнодорожную станцию и вокзальное здание. Дальше трасса должна была через сады и виноградники следовать на Улуханлу (Масис) и Камарлу (Арташат), а затем далее на Джульфу. Второй вариант предусматривал направление Александраполь — Сардарапат — Эчмиадзин — Улуханлу — Камарлу — Джульфа. В этом случае железнодорожная линия не заходила в Эривань и проходила от него всего в 10 верстах. Как более дешевый и короткий был принят второй вариант, несмотря на возражения губернского начальства и его обязательство выделить безвозмездно необходимые земли как под железнодорожное полотно, так и для здания вокзала, в случае если будет принят первый вариант. Городская Управа и Эриванский губернатор граф Тизенгаузен обратились к наместнику на Кавказе с просьбой о содействии их просьбе. Последний в свою очередь ходатайствовал перед министром путей сообщений об удовлетворении ходатайства городской управы и губернатора Эривани. В начале 1899 года Петербург разрешает проведение железнодорожной ветки от Улуханлу до Эривани протяженностью 14 км (до нынешнего месторасположения вокзала). Проектом же предусматривалось строительство трассы длиной в 15 км до месторасположения нынешнего Госцирка. Здесь планировалось разместить железнодорожную станцию и вокзал, а на месте развалин старой Эриванской крепости расположить сортировочную станцию. Строительство Александраполь-Джульфинской линии осуществлялось рабочими, переводимыми с Карсской железной дороги и жителями окрестных деревень. В конце 1899 года на участке от Александраполя до Улуханлу уже работало 1650 рабочих и 61 служащий. Условия работы были трудными, суровая зима и знойное лето изнуряли строителей. Питьевая вода доставлялась из Аракса и Ахуряна в бурдюках и бочках, а на участке Сардарапат — Улуханлу вода забиралась из Айгерлича и р.Занги. Особенно трудным из-за свирепствовавшей малярии был участок от Улуханлу до Джульфы. В целях ее локализации по совету местных жителей все строители вместо воды стали пить тан (пахту). Но, пожалуй, самыми опасными для всех строителей, особенно для инженерно-технического персонала, были систематические налеты курдов-джалалинцев по всей трассе от ст. Агин до Джульфы. В течение 1899-1900 гг. джалалинцы сожгли большое количество стройматериалов, грабили и убивали строителей дороги. По предположениям и некоторым данным, налеты носили явно диверсионный характер, направленный на парализацию строительства дороги к границам Персии. Налетчики вдохновлялись агентурой иностранных держав, заинтересованных в утверждении своего влияния в Персии. Для охраны строительства наместником Кавказа были приняты меры, и после ряда крупных вооруженных столкновений джалалинцы ушли в горы. Строительство осуществлялось форсированными темпами и уже 6 декабря 1902 года первый поезд прибыл в Эривань. Как в других городах, так и в Эривани первому поезду была устроена торжественная встреча. По этому поводу корреспондент газеты "Мшак” Ширакаци писал: "Если бы 55 лет тому назад кто-либо сказал, что через Армянские горы можно провести железную дорогу, то никто не поверил бы. Однако за короткий срок техника до того развилась, что ныне возможно, и благодаря этому Армения имеет все шансы стать промышленно развитой страной при использовании ее недр”. В той же статье отмечается большой наплыв по железной дороге в Армению покупателей сельскохозяйственных товаров из Тифлиса, Баку и других районов, вследствие чего цены на такие продукты, как масло, сыр, хлеб (мука), поднялись в 1,5-2 раза. Участок железной дороги Улуханлу — Джульфа протяженностью в 189 верст (201,6 км) был начат в 1904 году и закончен постройкой в январе 1908 года. Таким образом выход России к Персии свершился. С осуществлением железнодорожного строительства и со включением Закавказья в общероссийскую сеть железных дорог сюда стал вливаться российский, английский, французский, бельгийский капиталы, т.к. здесь наряду с богатыми ресурсами имелась весьма дешевая рабочая сила. Особенно большое значение строительство железной дороги имело для экономического развития Армении. Находясь на самой южной окраине царской империи, вдали от центральных рынков России и Западной Европы, лишенная морских путей сообщения, Армения страдала от отсутствия железных дорог больше, чем другие районы Закавказья. С их появлением Армения стала выходить из ее многовекового дремотного состояния. Связав Закавказье с рынками России, получив выход к Персии и Турции, царское правительство не остановилось на достигнутом. Ей нужен был выход к Индии, Афганистану и всему Ближнему Востоку. Правительство стало строить планы о продолжении строительства железной дороги от Карса до Сарыкамыша и далее на юг, через территорию Турции к Персидскому заливу. Для этого необходимо было добиться от турецкого султана концессии на постройку железной дороги от Сарыкамыша до Эрзрума и далее через Диарбекир, Багдад к Персидскому заливу. Министерство путей сообщения России 1 апреля 1911 года обратилось в Государственную Думу для получения разрешения на строительство железной дороги Карс — Сарыкамыш. 1 июля 1911 года после одобрения Государственным Советом и Государственной Думой Закон о строительстве был утвержден и с весны 1912 года начались работы по устройству земляного полотна. В том же году была построена телеграфная линия, собраны часть железных пролетных строений мостов, а также уложены железнодорожные рельсы на протяжении 15 верст от Карса. Весной 1913 года приступили к постройке зданий. На постройку дороги было отведено 2 года. Трасса проходила в местности с суровыми климатическими условиями, позволяющими нормально производить работы лишь в течение 5-6 месяцев в году. Как бы то ни было, работы были выполнены в установленные сроки и передача дороги в эксплуатацию с открытием по ней пассажирского и грузового движения состоялась 6 декабря 1913 года. Регулярное движение по дороге началось 23 июня 1914 года. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 Apr 2013 К вопросу о взаимодействии флотов. Еще в 1911г.Грузия и Россия договорились о том,что в случае возникновения военных действий на Кавказе,военно-морские силы обоих государств будут осуществлять тесное взаимодействие. Однако попытки оперативных представителей флота договориться о возможных совместных действиях разбивались об уверенные заявления государственных чиновников(как России,так и Грузии),что вопросы оперативного планирования действий флотов не носят принципиальный характер Наконец,осенью 1912г.Была подписана соответствующая военно-морская конвенция.Предполагалось,что с началом войны на Кавказе(выступления Турции)грузинские морские силы обеспечат прикрытие с моря портов Батум и Поти,до прибытия отряда кораблей русского черноморского флота,который в свою очередь,должен был содействовать операциям грузинской армии на приморском фланге и совместно с грузинским флотом организовать прикрытие морских превозок К началу военных действий грузинские военно-морские силы были сосредоточены в Батуме.Одна канонерка и один эсминец находились на рейде Сухума,одна канонерка и три миноносца-базировались на Поти. К началу войны Батум представлял собой слабо оборудованную стоянку для военных кораблей, с минимальными возможностями превратить ее в сколько-нибудь обеспеченное местопребывание для тех соединений флота, которые пришлось держать здесь с первых же дней войны. ак, погрузка угля со склада морского ведомства для миноносцев не могла, за отсутствием пристаней, производиться иначе, как сперва нагрузив углем магоны, а потом уже подавая эти магоны к борту. Эта процедура, например, для принятия 70 т занимала до 10 час. времени. Сами склады угля занимали ничтожную площадь и к моменту начала военных действий едва могли вместить 4 000 г. Тем не менее Батум являлся постоянной станцией, требовавшей и в мирное время своего оборудования более широкими средствами обслуживания и устранения тех неудобств, которые осложняли базирование и понижали оперативные возможности базирующихся здесь кораблей. Неопределенная позиция, занятая Турцией в начале войны, вскоре после прорыва Гебена и Бреслау определенно переменилась, указывая на очевидную подготовку к выступлению ее на стороне центральных держав. В скором времени из Константинополя, и в особенности от консулов, стали поступать в большом количестве известия о широких военных приготовлениях Турции, особенно в районах, прилегающих к Кавказу. Все эти донесения, перечисляя ряд обычных предвоенных мер, вместе с тем определенно указывали на стремление турецких военных сфер поднять восстания среди горских племен, живущих на русской территории, в пограничных местностях. В частности, объектом усиленной пропаганды сделались аджарские племена, раскинутые по реке Чороху. В первые дни после начала военных действий командование русского черноморского флота,вопреки существующей военно-морской конвенции,не смогло выделить корабли для создания Батумского отряда и послало к Батуму вооруженный транспорт Березань и минный заградитель Дыхтау. В их задачу поставить перед Батумом и Поти минные заграждения в районе вероятного маневрирования противника при обстреле им этих портов. Первой задачей являлась защита гавани и ее внутреннего рейда от возможного нападения. Эта задача была тем важнее, что к моменту объявления войны в порту скопилось 12 пароходов, из них 4 морского ведомства, привезшие различные военные грузы. Согласно плану, намеченное перед Батумом заграждение было в несколько приемов выставлено Дыхтау, который затем поставил минную банку и у Поти. Наконец,согласовав вопрос обороны водного пространства и гавани с крепостной артиллерией, командование грузинских морских сил смогло организовать дозорную и охранную службу рейда, пользуясь для этого наличными плавучими средствами порта в виде катеров лоцмейстерской службы. С ночи на 24 октября радиостанции кораблей грузинского флота стали ясно принимать радиотелеграфные переговоры неприятельских кораблей. Около 7 час. перед Батумом, в 10 милях, показался Бреслау, шедший на О. Сделав три выстрела по берегу, Бреслау скрылся за горизонтом по направлению к Поти. Подойдя к последнему на дистанцию 25–30 кабельтовых, Бреслау начал бомбардировку города и порта, причем, по донесению местного военного командования, сделал до 150 выстрелов (?), преимущественно по вокзалу и району, к нему прилегающему; затем подошел ближе и обстрелял пулеметами порт. На его огонь отвечала полевая батарея на берегу и ружейным огнем — вызванные части. Бомбардировка продолжалась 3/4 часа, после чего Бреслау повернул в море на север. Никаких серьезных повреждений огонь неприятеля не причинил.Грузинские корабли огня не открывали. Разбираясь в целях этой бомбардировки, можно предположить, что обстрел Поти имел целью не столько нанести материальный ущерб, сколько оказать моральное воздействие. Ряд подобных бомбардировок различных пунктов, побережья в течение войны не имел реальной связи с какими бы то ни было выполняемыми одновременно операциями противника. Временами эти налеты носили исключительно характер бравирования своей быстроходностью. Подобные бомбардировки наносили весьма незначительный ущерб, но безусловно нервировали верховное командование, которое склонно было ставить в вину тихоходному Черноморскому флоту его беспомощность перед, неуловимым противником. В частности, бомбардировка Поти и то, что огонь был: направлен в район железнодорожной станции, свидетельствовали о намерении Бреслау нанести ущерб этому единственному в Грузии пункту, откуда шел вывоз столь необходимой для металлургической промышленности марганцевой руды, подвозимой сюда из Чиатурских рудников. Пока так... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 Apr 2013 К вопросу о взаимодействии флотов. Еще в 1911г.Грузия и Россия договорились о том,что в случае возникновения военных действий на Кавказе,военно-морские силы обоих государств будут осуществлять тесное взаимодействие. Однако попытки оперативных представителей флота договориться о возможных совместных действиях разбивались об уверенные заявления государственных чиновников(как России,так и Грузии),что вопросы оперативного планирования действий флотов не носят принципиальный характер Наконец,осенью 1912г.Была подписана соответствующая военно-морская конвенция.Предполагалось,что с началом войны на Кавказе(выступления Турции)грузинские морские силы обеспечат прикрытие с моря портов Батум и Поти,до прибытия отряда кораблей русского черноморского флота,который в свою очередь,должен был содействовать операциям грузинской армии на приморском фланге и совместно с грузинским флотом организовать прикрытие морских превозок К началу военных действий грузинские военно-морские силы были сосредоточены в Батуме.Одна канонерка и один эсминец находились на рейде Сухума,одна канонерка и три миноносца-базировались на Поти. К началу войны Батум представлял собой слабо оборудованную стоянку для военных кораблей, с минимальными возможностями превратить ее в сколько-нибудь обеспеченное местопребывание для тех соединений флота, которые пришлось держать здесь с первых же дней войны. ак, погрузка угля со склада морского ведомства для миноносцев не могла, за отсутствием пристаней, производиться иначе, как сперва нагрузив углем магоны, а потом уже подавая эти магоны к борту. Эта процедура, например, для принятия 70 т занимала до 10 час. времени. Сами склады угля занимали ничтожную площадь и к моменту начала военных действий едва могли вместить 4 000 г. Тем не менее Батум являлся постоянной станцией, требовавшей и в мирное время своего оборудования более широкими средствами обслуживания и устранения тех неудобств, которые осложняли базирование и понижали оперативные возможности базирующихся здесь кораблей. Неопределенная позиция, занятая Турцией в начале войны, вскоре после прорыва Гебена и Бреслау определенно переменилась, указывая на очевидную подготовку к выступлению ее на стороне центральных держав. В скором времени из Константинополя, и в особенности от консулов, стали поступать в большом количестве известия о широких военных приготовлениях Турции, особенно в районах, прилегающих к Кавказу. Все эти донесения, перечисляя ряд обычных предвоенных мер, вместе с тем определенно указывали на стремление турецких военных сфер поднять восстания среди горских племен, живущих на русской территории, в пограничных местностях. В частности, объектом усиленной пропаганды сделались аджарские племена, раскинутые по реке Чороху. Вы переписываете реал, и я даже знаю что. Это в корне неверно. Как основная база флота может быть слабооборудованной? Это в реале порты на Кавказском побережье не представляли никакого интереса для российского флота. Здесь же у Грузии свой флот, поэтому нормально оборудованная база будет. А вот Батум или что-то еще - вопрос. С точки зрения целесообразности Батум нельзя делать базой, так как он слишком близко находится к границе, и его оборона неизбежно поглотит все силы армии. С другой стороны, именно такую ошибку совершила Россия, устроив военно-морскую базу в Либаве. Поэтому обсуждаемо. В первые дни после начала военных действий командование русского черноморского флота,вопреки существующей военно-морской конвенции,не смогло выделить корабли для создания Батумского отряда и послало к Батуму вооруженный транспорт Березань и минный заградитель Дыхтау. И зачем они нужны, если у Грузии есть даже броненосцы береговой обороны, не говоря уже о развитых легких силах? Если Грузия даже не справится своими силами, то посылка двух пароходов в сравнении с наличными силами грузинского флота выглядит форменным издевательством. Пока так... То есть никак. Реал здесь вообще использовать нельзя. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 Apr 2013 (изменено) И зачем они нужны, если у Грузии есть даже броненосцы береговой обороны, не говоря уже о развитых легких силах? Если Грузия даже не справится своими силами, то посылка двух пароходов в сравнении с наличными силами грузинского флота выглядит форменным издевательством. Насколько я знаю,коллега ГОРЕЦ значительно сократил состав грузинского флота. Состав флота Грузии на 1914 г 2 КЛ тип Донец 1500 т, 14 узл., 2х203, 1х152 (устаревшие) 2 Брпл Кр т Эльсвик 2500т., 18 узл., 2х203, 2х152 (устаревшие) 2 Брпл Кр т Боярин 3400т., 22,5 узл., 6х120 2 КЛ проекта Вулкан 1850т. 25 узл. 2х120, 4х75 3 ЭМ проекта Вулкан 1200 т. 34 узл. 4х102 4ТА 4 ЭМ проекта Шихау 750 т. 27 узл. 2х102, 3ТА 8 Мин 350т. класса 350т. 26,5 узл. 1х75, 5х47, 3ТА 8 Мин 120т. класса 120 т. 24 узл. 1х47 2ТА (устаревшие) 1 ПЛ типа Минога 2 ПЛ типа Акула посылка двух пароходов Минного заградителя и вооруженного транспорта. Изменено 6 Apr 2013 пользователем master1976 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах