Сражение в заливе Петра Великого.


127 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Уважаемые коллеги, позвольте предложить вашему вниманию реконструкцию предполагаемого хода событий при прорыве Второй тихоокеанской эскадры во Владивосток, все цифры и факты либо взяты из реальной истории, либо логически, на взгляд автора, вытекают из них, время для удобства восприятия везде указано русское.

11 апреля 1905 г. два остававшихся в строю владивостокских крейсера были отправлены в поход к берегам Индокитая. Обогнув Японию, «Россия» и «Громобой» под флагом контр-адмирала К. П. Иессена прибыли 25 апреля в район бухты Куа-Бе, назначенный им для встречи с эскадрой З. П. Рожественского, значительно усилив крейсерские силы эскадры. Двумя днями позже к эскадре присоединился отряд контр-адмирала Н. И. Небогатова.

post-9480-0-60259300-1401411647.jpg

Стоянка в Куа-Бе продолжалась ещё четверо суток, это время корабли и суда эскадры посвятили осмотру и по возможности приведению в исправность механизмов и котлов, а также погрузке угля и приёму запасов провизии и материалов с транспортов.

1 мая 1905 г. в пять часов утра получившая подкрепление Вторая тихоокеанская эскадра при благоприятной погоде начала выходить в море. Построение продолжалось почти до девяти утра, и в 09:20, после присоединения транспортов с миноносцами на буксире, вся эскадра, выстроившись в походный порядок, легла на курс N.

post-9480-0-26250200-1401411684.jpg

12 мая 1905 г., на подходе к Седельным островам, расположенных у устья Янцзы, недалеко от Шанхая, на руле «Сисоя Великого» отошли металлические листы, что вызвало очередную задержку всей эскадры. Ремонтные работы затянулись на несколько дней, интересно, что всё это время на корме броненосца постоянно находились вооружённые матросы, выстрелами из винтовок отгонявшие акул, подбиравшихся к водолазам, работавших на большой зыби день и ночь.

Как следствие, неделей ранее в очередной раз потерянная из виду японским разведчиком «Shinano-Maru» русская эскадра, ввиду задержки с ремонтом руля «Сисоя Великого», 13 мая до 11:33 (12:00 по-японскому) на ожидаемом японцами направлении не появилась, и адмирал Того во второй половине того же дня, согласно заранее составленного плана, в 14:12 начал переход в северо-восточном направлении.

post-9480-0-90794400-1401411734.jpg

Основные силы Объединённого флота (Боевые отряды и отряды истребителей) со скоростью 12 узлов пошли от островков Намхёнджедо до точки 780 (25 миль к северу от острова Дого), от которой берут курс на остров Осима. На тот случай, если во время перехода русские всё же появятся в Корейском проливе, для получения оперативной информации об этом посыльные суда «Tatsuta», «Chihaya» и «Yaeyama», назначенные кораблями связи, взяли курс южнее островов Оки с тем, чтобы проходить посты СНиС (службы наблюдения и связи), оборудованные на м. Хадзики, в б. Минадзуки и на м. Нюдо, на удалении не более 5 миль, обеспечивая постоянную связь с ними. (В мае 1905 г. в состав военно-морских районов и баз входило 96 постов СНиС, из которых 19 были оснащены станциями беспроволочного телеграфа, 52 – телеграфной и 44 – телефонной связью). Они вышли на три часа раньше основных сил, поддерживая скорость 14 узлов. Все плавбазы и отряды миноносцев, четыре вспомогательных крейсера, минные заградители и один угольный транспорт курсом кораблей связи следовали на N вдоль побережья к месту якорной стоянки, находящейся к северу от мыса Кодомари, куда 16 мая в 02:30 прибыли также и основные силы Х. Того.

post-9480-0-58755400-1401411784.jpg

Около девяти утра 14 мая 1905 г. в 90 милях от Шанхая отряд заведующего транспортными судами 2-й эскадры флота Тихого океана, капитана I ранга О. Л. Радлова, в составе транспортов «Воронеж», «Ярославль», «Владимир», «Метеор», «Ливония» и «Курония», сопровождаемый вспомогательными крейсерами «Рион» и «Днепр», отделился от эскадры и ушёл в Шанхай, куда и прибыл в 14:30 того же дня.

16 мая вспомогательный крейсер «Shinano-Maru», в 02:28 заметивший огни госпитального судна «Орёл», в 04:28 отправил шифрованное сообщение, что русская эскадра обнаружена.

Телеграмма была передана по кабелю в Нагасаки, откуда уже телеграфом через всю Японию по эстафете была послана адмиралу Х. Того. Японский командующий, пришедший к выводу, что эскадра Рожественского будет прорываться Корейским проливом, начал готовиться к экстренному выходу в море, а «Shinano-Maru» и находившимся вблизи русской эскадры вспомогательным крейсерам «America-Maru», «Sado-Maru» и «Sanju Maru» был отдан приказ следовать за неприятелем, освещая по ходу движения обстановку.

Русская эскадра тем временем, будучи обнаружена неприятелем, постепенно увеличила ход с восьми до десяти узлов.

post-9480-0-30395900-1401411825.jpg

16 мая в начале девятого утра Ренго кантай, в составе четырёх боевых отрядов (1-й – 4-й), уже шёл в открытое море курсом на Владивосток, оставив в районе острова Осима 5-й и 6-й боевые отряды, состоявшие из сравнительно устаревших кораблей, а также все пять отрядов истребителей (1-й – 5-й), поскольку реальная дальность плавания этих кораблей на скоростях, превышавших десять узлов, не соответствовала предстоящим переходам.

Погода во время прохождения Цусимского пролива была свежей, что сильно затрудняло плавание японских миноносцев, вследствие большой волны укрывшихся в заливе Миура. Таким образом, возможных торпедных атак, отважившись на них японцы, заочно удалось избежать. 14-й отряд миноносцев (3-й боевой отряд) : «Chidori», «Hayabusa», «Manazuru», «Hato» ; 9-й отряд миноносцев (2-й боевой отряд) : «Aotaka», «Kari», «Tsubame» ; 19-й отряд миноносцев (2-й боевой отряд) : «Otori» ; 15-й отряд миноносцев : «Uzura», «Hashitaka», «Sagi». Помимо этих судов, в Корейском проливе были собраны приписанные к Куре и Такесики четыре отряда миноносцев, включавшие в себя 12 номерных миноносцев и миноносцы «Shirataka» и «Fukuryu».

Вторая Тихоокеанская эскадра шла кратчайшим путём, сопровождаемая несколькими японскими вспомогательными и лёгкими крейсерами, периодически обменивавшимися телеграммами с берегом, где у японцев были оборудованы наблюдательные пункты. Японские корабли несколько раз теряли русских, но вследствие неизменности курса и скорости последних, японцам вскоре опять удавалось обнаружить противника.

В ночь с 16 на 17 и с 17 на 18 мая русская эскадра не несла топовых огней, оставлены были лишь гакобортные и смотрящие внутрь походного порядка отличительные огни. Благодаря пассивности русской эскадры и всем положенным огням, включая гафельные, которые несли госпитальные суда «Орёл» и «Кострома», японские суда успешно поддерживали визуальный контакт с русской эскадрой во время движения последней во Владивосток.

Русская эскадра продолжала идти во Владивосток походным строем, имея по ночам в голове колонны цепь длиной около мили, развернувшейся перпендикулярно основным силам и состоявшей из крейсеров «Светлана», «Алмаз», «»Урал», «Жемчуг» и «Изумруд». Цепь эта служила заслоном от возможных встречных торпедных атак, причём на сигнальных постах и у заряженных орудий неустанно бодрствовали люди, хорошо видевшие ночью.

post-9480-0-99280900-1401411881.jpg

Из боязни разминуться с Рожественским, прибывший к полудню 17 мая в район архипелага Римского-Корсакова Того остался на месте и стал ждать сообщений от следующих за русской эскадрой вспомогательных крейсеров.

В 11:40 18 мая 1905 г. со вспомогательного крейсера «America-Maru», находящегося примерно в 76 милях юго-западнее, поступает первое донесение с указанием места нахождения, курса, скорости и состава русской эскадры. На то, чтобы выйти в открытое море, японцам понадобилось менее двух часов.

Русская эскадра двигалась в компактном походном строю, имея при себе ряд транспортов, два буксира и два госпитальных судна. Дозорные суда шли в непосредственной близости от головы эскадры и, находясь слишком близко от неё, не могли расширить её обзор. Разведка не предпринималась, ибо могла ослабить эскадру на несколько крейсеров и дать японцам дополнительные преимущества.

План Того был прост, он сам с 1-м и 2-м боевыми отрядами атакует голову вражеской эскадры, наседая на неё справа, с очевидным намерение оттеснить русских на прибрежные скалы, крейсера же атакуют транспорты и крейсера, обходя их с тыла.

Расстояние от «Князя Суворова» до острова Большой Пелис, крупнейшего из островов Римского-Корсакова, составляло около 35,5 миль, когда в 15:31 противники оказались в поле зрения друг друга.

Основные силы Объединённого флота пересекли курс нашей эскадры и через пять минут, находясь в четырёх румбах впереди правого траверза «Князя Суворова», в 16:09 Того приказал начать поворот на 15 румбов влево, описывая своей эскадрой петлю. Поместясь на курс, почти параллельный нашей эскадре, постепенно стал «нажимать», как потом писал он в боевом донесении , «на неприятельские головные части». Адмирал Х. Камимура уклонился сперва несколько вправо и затем последовал движению Того, описывая такую же петлю. Японские корабли делали последовательный поворот в пределах огня почти всей русской эскадры, при этом значительная часть их артиллерии длительное время не могла быть задействована.

В 16:12, когда из японской эскадры успели лечь на новый курс только «Mikasa» и «Shikishimа», с расстояния 32 кабельтовых из правой носовой 6" башни «Князя Суворова» был сделан пристрелочный выстрел. Следом за флагманом открыли огонь остальные корабли 1-го и 2-го броненосных отрядов.

post-9480-0-59900900-1401411956.jpg

Из-за большого количества снарядов, падавших вокруг «Mikasa», управляющим огнём было крайне сложно отличить «свои» всплески от «чужих», что сильно усложняло корректировку стрельбы, вдобавок, русские снаряды не взрывались при падении в воду, поэтому на расстоянии в несколько десятков кабельтовых всплески были плохо видны. Несколько минут японцы не отвечали, и только в 16:15 «Mikasa» c дистанции 6 500 метров (35 каб.) выпустил первый снаряд по «Князю Суворову». Идущие сзади корабли, ложась на новый курс, также последовательно открывали огонь по противнику, и через две минуты по русскому флагману вели огонь уже все четыре японских броненосца. В дальнейшем японские корабли переносили огонь с одной цели не другую, в зависимости от меняющихся условий стрельбы. Расстояние между противниками непрерывно уменьшалось, составив к 16:30 около 5 500 метров (29,7 каб.), постепенно увеличившись затем к 16:35 до 5 800 метров (31,3 каб.).

Окрашенные в шаровый цвет, японские корабли были мало заметны в дымке, в отличие от русских кораблей, чёрные корпуса и жёлтые трубы которых блестели на солнце и облегчали японцам наводку.

Корабли русской эскадры, вследствие низкого качества угля, в отличие от японских кораблей, сильно дымили. За уголь мы вынуждены были платить бешеные деньги, от 90 до 110 шиллингов за тонну, т. е. 67 – 82 копейки за пуд, что было дороже, чем пуд ржи. Но, вследствие английских санкций, по тройной цене вынужденно получали мы не бездымный кардиф, а скверный низкокалорийный уголь, дающий много дыма и засорявший топки котлов.

Оптические прицелы лейтенанта Перепёлкина обр. 1899 г. после первых же залпов стали затуманиваться от копоти бездымного пороха и брызг и дыма от неприятельских снарядов, а сотрясения от выстрелов быстро и с лёгкостью рассогласовывали шкалу прицела, саму прицельную линию и ось орудия. Приборы управления огнём вскоре перестали работать.

Бездымный порох, который использовался в зарядах, после длительного пребывания в тропиках, вследствие испарения эфира, изменил свои химические свойства. Как следствие, изменились и его баллистические свойства. Таблицы стрельбы составлялись для пороха с одними характеристиками, но в орудие загружали заряды уже с другими.

В кратчайшие сроки на многих кораблях были повреждены провода, по которым передавались указания из боевой рубки к циферблатам Гейслера. Каждому плутонговому офицеру пришлось определять дистанцию на глаз, в итоге мы стреляли, не видя падений своих снарядов и не зная дистанции. Совокупность всех этих факторов, вкупе со множившимися повреждениями материальной части и выходом из строя оптических дальномеров, постепенно свели боевую подготовку русских артиллеристов на нет.

post-9480-0-90773600-1401412010.jpg

1-й боевой отряд удерживал «Князя Суворова» на траверзе 3-го – 4-го корабля, и, используя своё преимущество в эскадренной скорости, обгонял голову русской колонны, пересекая её курс.

Японские корабли переносили огонь с одной цели на другую в зависимости от изменяющихся условий стрельбы.

post-9480-0-10259300-1401412169.jpg

По «Ослябя» вели огонь сначала два, позже один броненосец, и пять броненосных крейсеров, из них три – из отряда Камимуры.

«Князь Суворов» в 16:49, получивший к этому времени около восьми – десяти 12" снарядов, меняет курс, поворачивая на четыре румба влево, но в этот момент у него очередным снарядом перебивает рулевой привод, и потерявший управление корабль покатился на 16 румбов

влево. Одновременно был повреждён и телеграф в левую машину, что лишило корабль возможности управляться машинами. Флагман имел крен на правый борт, на спардеке и ходовом мостике бушевали пожары, но он продолжал вести огонь по противнику.

post-9480-0-32386000-1401412063.jpg

В это же время выходит из строя избитый «Ослябя». Первый снаряд главного калибра броненосца «Fuji», открывшего огонь по «Ослябе» в 16:16, попал во второй русский флагман уже три минуты спустя. Разорвавшись по правому борту в районе жилой палубы, он проделал большую подводную пробоину в носовой части «Осляби». Хлынувшая внутрь корабля вода попала в первый и второй отсеки, через трещины в палубе и раздробленные вентиляторные трубы в носовой шестидюймовый погреб и подбашенное отделение. Заделка пробоины, вследствие хода и зыби, была невозможна, дальнейшее распространение воды по жилой палубе было задержано третьей переборкой впереди носового траверса, а внизу вода дошла до отделения носовых торпедных аппаратов и динамо-машин. В 16:32 броненосец, по якорные клюзы осевший носом и с креном 150 на правый борт, вышел из строя. В 16:41 в носовую часть корабля с правой стороны, недалеко от первой крупной пробоины, напротив носовой башни, попал второй 12" снаряд, проделавший взрывом большую пробоину в борту, сквозь которую, как писал очевидец, «тройка проедет», сквозь которую внутрь корабля сплошным потоком пошла вода. Отверстие было так велико, что через него вываливались наружу незаряженные корпуса мин заграждения, хранившиеся в одном из помещений напротив этого места. Одновременно третий 12" снаряд сделал пробоину у ватерлинии, напротив 10-й угольной ямы, и вода, заполнив яму и запасную крюйт-камеру, выпучила давлением уже повреждённую в результате взрыва переборку, отделявшую её от жилой палубы. Внутрь корабля, рядом с перевязочным пунктом, устремилась вода. Вследствие всё увеличивающегося крена и дифферента, окутанный чёрным дымом и весь в пожарах «Ослябя» ещё глубже сел носом. Корабль застопорил машины и вышел из строя, заваливаясь на правый борт. Для спрямления крена начали было затоплять патронные погреба левого борта, но вследствие малого сечения клапанов эта попытка не увенчалась успехом.

Стремительно вливавшаяся вода опрокидывала и уносила доски, койки – всё, чем люди старались заделать пробоины. Чем сильнее кренился броненосец, тем большее количество воды попадало в него из отверстий, проделанных снарядами в надводном борту. Вода распространялась как через негерметичные швы водонепроницаемых переборок, так и через износившиеся резиновые уплотнения дверей, люков и горловин.

Когда крен дошёл до батарейной палубы, в пробоины и порта нижней батареи, которые невозможно было задраить из-за перебитых полупортиков, хлынула вода, вследствие чего броненосец быстро лёг на борт, зарывшись в воду носом. Некоторое время корабль продержался на боку, все три его трубы были отчётливо видны, и в 17:15 он затонул, плавно уйдя носом под воду. Немедленно подошедшие к месту гибели «Осляби» миноносцы «Бравый», «Бурный» и «Быстрый» сумели спасти несколько офицеров и около половины нижних чинов.

post-9480-0-38460700-1401412122.jpg

Переворот и уход под воду был до такой степени неожиданным для экипажа, что во время крена на правый борт орудия левого борта продолжали вести огонь.

В 16:31 японские 3-й («Kasagi», «Chitose», «Otowa» и «Niitaka») и 4-й («Naniva», «Takachiho», «Akashi» и «Tsushima») боевые отряды, увеличив ход, обошли снаружи 1-й и 2-й боевой отряды и обогнули русскую эскадру, зайдя ей с кормы. В 17:14 оба этих соединения с расстояния примерно 7 000 метров открыли огонь по русским крейсерам и транспортам. 3-й боевой отряд, выйдя слева от русского крейсерского отряда, шёл с ним почти рядом и совместно с 4-м отрядом поддерживал огонь по русским кораблям. Транспорты практически не пострадали, поскольку японские крейсера были вынуждены в основном вести огонь по крейсерам противника. Около 17:31 флагман 3-го отряда крейсер «Kasagi» получил попадание 6" снарядом. В результате взрыва были затоплены 26-я и 27-я угольные ямы, откуда вода проникла в котельное отделение, вследствие чего в части топок пришлось погасить огонь. Ввиду значительной прибыли воды крейсер (флаг вице-адмирала С. Дева) в сопровождении «Chitose» покинул поле боя и направился к корейскому побережью. Остатки 3-го отряда вошли в состав 4-го отряда, под командование вице-адмирала С. Уриу. Отделившиеся от отряда крейсера «Россия», «Громобой» и «Аврора», двинувшиеся на противника строем фронта,

post-9480-0-27446800-1401412289.jpg

несмотря на ряд попаданий, вызвавших пожары, сумели, ввиду явного превосходства, оттеснить японские крейсера. Неприятельская колонна из шести лёгких крейсеров, четыре из которых в ходе перестрелки получили различные повреждения, опасаясь попасть в сложное положение, изменила курс, выйдя из боя, а затем, увеличив скорость, ушла на север с целью следовать в кильватер 2-му боевому отряду.

Далее эскадру повёл «Император Александр III», на котором был сосредоточен огонь броненосных крейсеров 2-го боевого отряда. В 17:03 он, охваченный пожарами, с разбитым форштевнем и развороченным баком, на несколько минут вышел из строя, и эскадру возглавил «Бородино». Таким образом, с 16:53, после выхода флагмана из строя, эскадрой никто не управлял, ибо контр-адмирал Н. И. Небогатов не предпринимал попыток принять на себя руководство действиями эскадры, и линия броненосцев, согласно предписания Рожественского № 243 от 10 мая 1905 г., следовала за остававшимся в строю головным кораблём.

«Император Александр III» вскоре оправился и вступил в строй между «Сисоем Великим» и «Навариным». Около 17:01 броненосный крейсер «Iwate», осмелев, вышел из строя и, приблизившись к «Бородино» на 13,5 кабельтовых, в 17:11 выпустил по последнему две торпеды, прошедших мимо.

Менее чем за час после начала сражения русская эскадра лишилась двух флагманских броненосцев, один из которых вскоре погиб, а второй, как писал очевидец с миноносца «Бедовый», имел «вид кузова без мачт и труб, и от него стлался дым по горизонту».

Примерно за это же время (16:12-17:03/17:05) японцы получили ряд попаданий 12" снарядами, из них четыре в «Mikasa», по три в «Asama» и в «Adzuma», два в «Fuji» и по одному в «Iwate» и «Kassuga». «Asama», осевший кормой на пять футов, с повреждённым рулём и обширными затоплениями кормовых отсеков в 17:32 вышел из строя до конца сражения, на «Fuji» и «Kassuga» 12" снаряды взорвались внутри башен главного калибра, причём в последнем случае осколки поразили людей на носовом мостике.

Броненосцы Того, выпустившие в течение первого часа от 60 до 65 12" снарядов, вряд ли за первые сорок – пятьдесят минут сражения добились намного большего количества попаданий. Очевидно, судьбу «Осляби» и «Князя Суворова» решили как удачные попадания «чемоданов», так и низкое качество строительных материалов, трагическим образом наложившиеся на естественный износ корпусных конструкций, неудовлетворительное качество постройки и конструктивное несовершенство отдельных узлов кораблей.

Окраска японских кораблей так хорошо сливалась с туманом, что они стали едва заметны, и их месторасположение определялось главным образом по вспышкам выстрелов. Японская эскадра далеко продвинулась на север, последнее судно её находилось впереди головного русского корабля, и появилась возможность скрыться от японцев во мгле.

В 17:29 Того, потерявший в тумане русскую эскадру, повернул на четыре румба влево, позже, так и не обнаружив противника, японцы делают ещё два поворота по восемь румбов вправо. Имея «Mikasa» в голове отряда, японцы отправились на норд-ост, разыскивая русскую эскадру.

Тем временем «Бородино» повернул на зюйд-ост и русская эскадра после короткой перестрелки разошлась в тумане на контр-курсах с отрядом Камимуры, после чего русские, ведомые броненосцем «Бородино», повернули на норд-ост, рассчитывая прорваться во Владивосток.

2-й боевой отряд, потерявший контакт с русской эскадрой, около 17:33 - 17:39 наткнулся на избитого «Суворова», который недавно был встречен и обстрелян 1-и боевым отрядом, разыскивающим основные силы русских. В терпящий бедствие броненосец было выпущено несколько торпед, но они не достигли цели.

Между тем, японские броненосцы, за дымом и туманом потерявшие было на некоторое время нашу эскадру, снова нагнали её с тылу, и, поравнявшись с передними судами, в 18:06 открыли огонь по головному «Бородино»,

post-9480-0-34306100-1401412248.jpg

около часа шедшему с непотушенным пожаром на корме. Четверть часа спустя попадания стали следовать одно за другим, за каждым следовал огромный столб чёрного дыма.

С 12 по 15 апреля 1905 г. японцы между островами архипелага Римского-Корсакого и островом Аскольд на очень большой для того времени 92-х метровой глубине выставили большое минное заграждение из 715 мин, чтобы воспрепятствовать свободному проходу Второй тихоокеанской эскадры в случае её прорыва через Корейский пролив.

К исходу шестого часа сражающиеся стороны приблизились к линии заграждения, ввиду чего «Mikasa», дав в 18:47 последний залп из орудия главного калибра, резко свернул вправо от русских и вышел из боя. За ним последовательно легли на обратный курс остальные корабли.

В 18:52 – 19:00 последний выпущенный с русских броненосцев 12" снаряд, предположительно с эскадренного броненосца "Сисой Великий", пробив верхнюю и батарейную палубы крейсера «Idzumo», проник в котельное отделение № 2 и ударил в один из котлов, нарушив его целостность. Силой взрыва в котельном отделении № 2 были повреждены переборки, отделяющие пострадавшее отделение от соседних, а также смяты флоры и деформировано двойное дно, что было, по заключению послевоенной комиссии, вызвано излишней жёсткостью днищевого набора и хрупкостью стали, из которой изготавливались листы обшивки. На участке между 68 и 72 шпангоутами повреждённые листы внутренней обшивки оказались вдавленными внутрь между шпангоутами. Листы наружной обшивки разошлись, и через образовавшиеся щели, сквозные трещины и пострадавшие от сотрясения заклёпочные соединения с глубины семь метров под сильным давлением в значительном количестве начала поступать вода. По всем котельным отделениям был отдан приказ стравливать пар и выгребать жар из топок, чтобы предотвратить взрыв котлов, корабль застопорил ход.

Несмотря на сложные условия, борьба за живучесть крейсер продолжалась.

Тем временем на русских кораблях, идущих самым малым ходом, старались, пока не посвежело, на тихой воде заделать наиболее опасные пробоины. Везде убирали раненых и убитых, стреляные гильзы, тушили пожары, исправляли повреждения. Сигнальщики внимательно следили за горизонтом.

Головным стал броненосец «Орёл», так как на нём сохранился целым магнитный компас в боевой рубке, и он мог провести корабли по входному фарватеру. Следом шёл сильно избитый «Бородино», за ним отставшие и с неравными интервалами «Император Николай I», «Сисой Великий», «Наварин», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», несколько в стороне шли «Адмирал Ушаков» с «Адмиралом Нахимовым». С развевающимся сигналом «Терплю бедствие» обгоревший «Император Александр III» , имевший большой крен на правый борт, сильно избитый, севший в воду почти до портов нижней батареи, держался справа от эскадры. Позади колонны броненосцев следовали крейсера «Россия» и «Громобой», ещё левее остальные крейсера, транспорты и миноносцы, смешавшиеся в нестройную кучу.

Из броненосцев не хватало «Осляби» и «Князя Суворова», прочие корабли и суда были налицо.

«Орёл» вёл броненосцы в строю кильватера, когда в 19:14, в 30 милях южнее острова Попова, с него увидели дрейфующую мину неподалёку от левого борта. Уже было поздно перекладывать руля, поэтому броненосец остался на курсе, короткими свистками и семафором предупредив идущий за ним «Бородино». Мина прошла менее чем в пяти метрах от борта «Орла». В свою очередь «Бородино» застопорил машины, в результате чего его бурун оттолкнул мину, прошедшую в трёх футах от борта. «Император Николай I» также благополучно миновал угрозу, но следующему мателоту не удалось избежать касания мины. На момент получения предупреждения с «Орла» «Сисой Великий» был слегка левее колонны и потому имел руль переложенным влево, чтобы вернуться на своё место в строю. На броненосце немедленно переложили право руля, но мина коснулась корпуса под трапом на раковине левого борта и взорвалась. Повреждения оказались небольшими, взрывом срезало несколько заклёпок и вдавило несколько броневых плит, но ходовые качества броненосца при этом практически не пострадали. Образовавшиеся щели между разошедшимися плитами за ночь были заделаны бетоном. При форсировании минного заграждения пострадал ещё один корабль, «Громобой», подорвавшийся на мине, стоявшей на углублении три метра. Крейсер получил пробоину у первой кочегарки в районе 38 шпангоута. Подведя пластырь и уменьшив ход, крейсер благополучно дошёл до Владивостока, остальные же корабли и суда эскадры сумели благополучно пройти по заграждению.

Приблизившиеся к Амурскому проливу русские корабли, предполагая наличие минных заграждений в Амурском заливе, встали на якоря в бухте острова Рикорда и её окрестностях, дожидаясь помощи из Владивостока, куда беспроволочным телеграфом было отправлена телеграмма с перечнем основных событий дня.

Примерно в это же время при свете керосиновых фонарей экипаж «Idzumo» пытался бороться с распространением воды путём заделки отверстий, конопатки швов и установки подпор. Однако вода заливала отсек за отсеком благодаря прогрессирующим затоплениям, вызванных полученными ранее боевыми повреждениями. Вследствие того, что паропроводы к водоотливным турбинам частично проходили через уже затопленные помещения, пар переохлаждался и конденсировался, что отрицательно сказывалось на работе водоотливных средств. Воду стали откачивать ручными помпами и вычерпывать большими вёдрами.

Через некоторое время удалось подвести под предполагаемое повреждённое место штатный пластырь, но мера эта помогла лишь отчасти, вода продолжала прибывать. Крен на левый борт достиг девяти градусов, и для его выравнивания приняли воду в коридоры правого борта. Благодаря принятой мере крен уменьшился до одного градуса, но вскоре крейсер стал крениться уже на правый борт. Затопление коридоров прекратили, к этому времени крейсер погрузился на два метра и положение стало критическим, аварийные партии стали подниматься на верхнюю палубу. Через некоторое время практически все помещения нижней палубы, несмотря на усилия экипажа, оказались затопленными, и погружение «Idzumo», принявшего к тому времени свыше трёх тысяч тонн воды, ускорилось. Борьба за живучесть корабля длилась около десяти часов, когда экипажу была дана команда покинуть судно, последним оставил его борт, перейдя на крейсер «Iwate», сорокавосьмилетний командир корабля, капитан 1-го ранга Идзити Суэтака. Вскоре «Idzumo» повалился на левый борт и в 06:21 скрылся под водой.

Несколько часов спустя после ухода под воду японского броненосного крейсера русские корабли, с помощью владивостокского тралящего каравана, высланного навстречу, завершили переход в бухту Золотой Рог, где были встречены радостными жителями, восторженно приветствовавших давно ожидавшуюся эскадру. Вечером того же дня во Владивосток пришёл, управляясь машинами, «Князь Суворов». На корабле отсутствовали обе трубы и мачты, была выведена из строя почти вся артиллерия, крен на правый борт составлял около восьми градусов.

Прорыв эскадры изменил ход войны, придав ей затяжной характер. Русская армия, получив значительное пополнение, готовилась перейти в наступление в Маньчжурии, флот тем временем усилиями команд и прибывших балтийских рабочих и инженеров ремонтировал получившие повреждения корабли и готовился к грядущим боевым действиям, реализуя на практике принцип Fleet in being.

Изменено пользователем земляк

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Прорыв эскадры изменил ход войны, придав ей затяжной характер. Русская армия, получив значительное пополнение, готовилась перейти в наступление в Маньчжурии, флот тем временем усилиями команд и прибывших балтийских рабочих и инженеров ремонтировал получившие повреждения корабли и готовился к грядущим боевым действиям, реализуя на практике принцип Fleet in being.

Не будет никакой затяжной войны, - в России уже началась революция, и войска требуются на родине, а не в Маньчжурии. Единственно, что изменит прорыв второй эскадры - требования японцев на переговорах станут более умеренными, удасться сохранить Сахалин.

Да, на Балтике в 1914-17 гг. вместе со "Славой" будет не один "Цесаревич", а целая компания "бородинцев". Вот, пожалуй, и всё.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Покамест, увы, некогда, прочитал по диагонали. Лепота:)))) Вечером буду внимательно перечитывать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Не будет никакой затяжной войны, - в России уже началась революция, и войска требуются на родине,

Невозможно себе представить, что ветеранов Мукдена и Ляояна в реальности сотнями тысяч снимали с фронта и использовали в качестве карателей.

окамест, увы, некогда, прочитал по диагонали. Лепота))) Вечером буду внимательно перечитывать

Спасибо большое, уважаемый коллега, за отзыв и оценку. Прошу извинить, если погорячился несколько дней назад. Вы ведь в курсе, период у меня не простой был, а тут этот.

Изменено пользователем земляк

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Японцы не особенно активными получились.

На следующий день они будут обстреливать Владивосток и/или попытаются повторить Порт-артурский сценарий - атака миноносцами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На следующий день они будут обстреливать Владивосток и/или попытаются повторить Порт-артурский сценарий - атака миноносцами.

Как же они смогут обстреливать Владивосток, если расположения минных полей не знают ? Зато они отлично знают, что могут в любой момент нарваться на подводные лодки. Миноносцы аналогично легко могут нарваться на мины, их там полно было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Не будет никакой затяжной войны, - в России уже началась революция, и войска требуются на родине,

Невозможно себе представить, что ветеранов Мукдена и Ляояна в реальности сотнями тысяч снимали с фронта и использовали в качестве карателей.

Нет, просто в Маньчжурию подкрепления присылать перестанут. И финансирование прекратят. По этой причине, кстати, ремонт повреждённых в бою кораблей отложат на послевоенное время.

Изменено пользователем швамбран

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Вот это может быть. А нехватки войск в европейской России нет. Все войска и гвардия на месте, но ТБД посылались запасные...

Изменено пользователем Старший Матрос

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот это может быть. А нехватки войск в европейской России нет. Все войска и гвардия на месте, но ТБД посылались запасные...

Не напомните, чем там Меллер-Закомельский в 1906 году занимался?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1906 году? С отрядом аж в 200 человек (из европейской России:))) востанавливал порядок на трансибирской железной дороге. В октябре того же года бл временным губернаторо в прибалтийских губерниях. Или вы о ком другом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1906 году? С отрядом аж в 200 человек (из европейской России :))) востанавливал порядок на трансибирской железной дороге.

Именно. Вот потому снабжения для манчжурских армий и не будет, что Меллер-Закомельский еще пока не приехал и порядка не навел. А для них это весьма болезненно, так как отойдя к Сыпингаю, русская армия лишилась местной продовольственной базы и оказалась весьма зависимой от подвоза.

Нет, Вы всерьез считаете, что сразу после прорыва во Владивосток Россия "встанет с колен" и наваляет японцам? И революция сама собой сойдет на нет? И войска воодушевятся? И толковые генералы сами собой выдвинутся?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Говоря по совести, нет. Просто японские ресурсы тоже исчерпаны. Так что, как минимум, более выгодный мир вытрговать, вполне возможо....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Говоря по совести, нет. Просто японские ресурсы тоже исчерпаны. Так что, как минимум, более выгодный мир вытрговать, вполне возможо....

Японские ресурсы не были исчерпаны. Конечно, положение было тяжелое, кредиторы тоже давили. Более выгодный мир? Если японцы не рискнут проводить десант на Сахалин, то да. С десантом - будет то же самое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Все же отличие АИ достаточно велики от реала. Большая часть второй эскадры прорвалась. Линевич фронт стабилизировал и без того. Положение Японии гораздо хуже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не исчерпаны ресурсы... Что же говорить о России где даже всеобщей мобилизации не провели.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Все же отличие АИ достаточно велики от реала. Большая часть второй эскадры прорвалась. Линевич фронт стабилизировал и без того. Положение Японии гораздо хуже.

Японцам наверняка станет известно состояние прорвавшейся эскадры. Фронт-то стабилизирован, но проку? Наступать далее Россия не может, снабжать армии тяжело.

Не исчерпаны ресурсы... Что же говорить о России где даже всеобщей мобилизации не провели.

А зачем её проводить? Армию снабжать надо, а нитка Транссиба армии существенно большей, чем уже была, не вытянет. Пехом? Так это порядка года только на переброску войск.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Блин, никак не могу вспомнить как выделять цитаты на ФАИ.

Поэтому я и говорю, что ситуация патовая, ни японцы ничго толком сделать не могут,ни наши. пому боле выгодный мир. я б го еще у Мадагаскара заключил

Сахалин говорите? Плюнуть и растереть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Во :good: !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Окрашенные в шаровый цвет, японские корабли были мало заметны в дымке, в отличие от русских кораблей, чёрные корпуса и жёлтые трубы которых блестели на солнце и облегчали японцам наводку.

Окраска японских кораблей так хорошо сливалась с туманом, что они стали едва заметны, и их месторасположение определялось главным образом по вспышкам выстрелов.

Может почитать что пишут Кемпбелл и джапы по этому поводу? А не жевать древний миф

проник в котельное отделение № 2 и ударил в один из котлов, нарушив его целостность

Странная фраза.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дальнейшие варианты

1 Россия и Япония заключают мир. Россия войну продолжать не может (политическая обстановка, ситуация на эскадре), но не может продолжать и Япония (финансы поют романсы). За Россией остается Сахалин, сохраняется большое число моряков и офицеров, так что Эссен адмиралом может и не стать.

2 Война.

2.1. Инициатор Россия. Раз эскадра во Владивостоке, значит японцам надо преподать урок. На Балтике формируется и отправляется третья эскадра. Англия опять не довольна Россией. Бирелев назначен командующим 2ТЭ

2.2. Инициатор Япония. Японцы начинают демонстративную высадку на Сахалине что бы выманить русскую эскадру и разгромить ее.

2.2.1. Русские побеждены, но Япония в более худшем экономическом положении

2.2.2. Оба флота несут огромные потери, но у русских по крайне мере есть еще одно подкрепление..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По Новикову-Прибою, в принципе Рожественский мог бы проскочить Цусимский пролив в ночной темноте, но - предпочёл дать бой...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

просто в Маньчжурию подкрепления присылать перестанут

В реальности не перестали ведь.

И финансирование прекратят. По этой причине, кстати, ремонт повреждённых в бою кораблей отложат на послевоенное время

Вы слишком пессимистично смотрите на состояние финансов империи, на самом деле оно было гораздо лучше.

Японские ресурсы не были исчерпаны.

Они находились в плачевном состоянии, страна была в долгу, как в шелку, и без внешних заимствований, в отличие от России, воевать не могла.

Может почитать что пишут Кемпбелл и джапы по этому поводу?

Японцы именно так и пишут.

Странная фраза.

Скорее, корректная :-) Слово "проник" использовали японцы в "ОВД" при описании того самого попадания в "Ивате".

По Новикову-Прибою, в принципе Рожественский мог бы проскочить Цусимский пролив в ночной темноте

Новиков просто не знал, на каком уровне у японцев было поставлено наблюдение. Никаких шансов проскочить у Рожественского не было, ни днём, ни ночью, ни через один пролив.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Японские ресурсы не были исчерпаны.

Они находились в плачевном состоянии, страна была в долгу, как в шелку, и без внешних заимствований, в отличие от России, воевать не могла.

Во-первых, новые кредиты им дали бы, если было бы нужно. Во-вторых, вот как Вы себе это представляете? Япония капитулирует, потому что на продолжение войны у неё нет денег? Это просто смешно.

Первая мировая показала, что у любой страны есть внутренние резервы, о которых раньше и не подозревали. В этом мире первой была бы Япония.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Блин, никак не могу вспомнить как выделять цитаты на ФАИ.

Поэтому я и говорю, что ситуация патовая, ни японцы ничго толком сделать не могут,ни наши.

Японцы сделали всё, что им нужно. Порт-Артур взят, флот сведен на ноль (состояние 2-й тихоокеанской эскадры после боя в заливе Петра Великого не позволит использовать её в бою), русские вытеснены из Кореи и даже из южной Маньчжурии.

Вы, надеюсь, понимаете, что никто не рассчитывал на такой разгром, который был при Цусиме? Даже японцы. Значит, они строили свою стратегию на том, что значительная часть второй эскадры прорвется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Японцы именно так и пишут.

Да ну! можете сослаться, а то мой опыт походов в том регионе говорит об обратном..

В условиях плохой видимости теже желтые трубы значительно изменят силуэт...............

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас