Кое что о месте России среди великих держав

1628 сообщений в этой теме

Опубликовано:

В 1916 году Особое совещание под председательством товарища министра путей сообщения И.Н.Борисова разработало план железнодорожного строительства на предстоящие 5 лет. Все включённые в план линии делились на две группы. К первой относились линии, призванные разгружать уже имеющиеся дороги. Первоочередными среди них были признаны магистрали Москва - Донецкий бассейн (1.000 вёрст), Харьков - Пенза - Инза (900 вёрст), Александров Гай - Эмба и Кунграт - Чарджуй (1.100 вёрст). Первая из них должна была ускорить доставку угля в Московский и Петроградский промышленные районы. Её намечалось строить по кратчайшему расстоянию с применением наиболее простых технических решений. Совещание высказалось за переустройство или перешивку узкоколейной линии Рязань - Владимир, для направления угля во Владимирский промышленный район, минуя Московский узел. Следующая магистраль должна была облегчить эксплуатацию линии Харьков - Балашов - Пенза, не справлявшейся с потоком переселенческого движения из Малороссии и юго-западных губерний в Поволжье и Прикамье. Наконец, третья магистраль намечалось провести в районы нефтедобычи и хлопководства.

Вот совершенно не понимаю логики. Постройка новых линий - долго и дорого. Проложить же вторую колею, с учетом того, что полотно традиционно делалось под две колеи - намного проще и дешевле. Прокладываем вторую колею, оборудуем дорогу автоблокировкой - и пропускная способность возрастает раза в три-четыре.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

СССР ее так и не осилил, только при Путине

У СССР вообще с новым ж/д строительством после 1920ых(в их второй половине ЕМНИП почти вернулись к дореволюционным темпам) был швах. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот совершенно не понимаю логики. Постройка новых линий - долго и дорого. Проложить же вторую колею, с учетом того, что полотно традиционно делалось под две колеи - намного проще и дешевле. Прокладываем вторую колею, оборудуем дорогу автоблокировкой - и пропускная способность возрастает раза в три-четыре.

Вероятно в рамках новостроя проще обеспечиваются интересы частных карманов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вероятно в рамках новостроя проще обеспечиваются интересы частных карманов.

Никого не хочу обидеть, но Чрезвычайная комиссия Временного правительства, таки не смогла обнаружить ни одного факта коррупции царской семьи и высших государственных чиновников за полгода работы. Так что не в тему.

 

Постройка новых линий - долго и дорого. Проложить же вторую колею, с учетом того, что полотно традиционно делалось под две колеи - намного проще и дешевле.

А разве существовавшие не были двухколейными? Ну и возможно по принципу у страха глаза велики. Увидев чем реально чревата большая война решили перестраховаться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А разве существовавшие не были двухколейными?

Там на схеме видно, какие двухколейные, а какие одноколейные. Рисуются, соответственно, двойной и ординарной линиями.

Николаевская дорога была двухколейной. Если затык на ней, то автоблокировка и использование паровозов "Э", способных водить более длинные составы, должны решить проблему. Следующее решение (требующее больших вложений, но все равно более рациональное, чем прокладка линий) - это оборудование всего вагонного парка автоматическими тормозами. Их использование позволит повысить путевую скорость выше 25 км/ч. Далее - переход к четырехосным товарным вагонам и автосцепке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот совершенно не понимаю логики. Постройка новых линий - долго и дорого. Проложить же вторую колею, с учетом того, что полотно традиционно делалось под две колеи - намного проще и дешевле. Прокладываем вторую колею, оборудуем дорогу автоблокировкой - и пропускная способность возрастает раза в три-четыре.

Насколько мне известно, территории, непосредственно прилегающие к железной дороге, испытывают мощное позитивное экономическое влияние. Так называемый "мультикапликативный эффект". Поэтому в плане перевозки грузов - вы правы. А с точки зрения экономики в целом - выгодней (в долгосрочной перспективе) строить новые линии

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насколько мне известно, территории, непосредственно прилегающие к железной дороге, испытывают мощное позитивное экономическое влияние. Так называемый "мультикапликативный эффект". Поэтому в плане перевозки грузов - вы правы. А с точки зрения экономики в целом - выгодней (в долгосрочной перспективе) строить новые линии

Тогда надо было бы прокладывать маршруты с учетом захода на новые территории по максимуму. А пишут просто Петербург - Саратов (понятно, что не напрямую, но это правило еще со времен первых ЖД - соединять как можно ближе к прямой, чтобы минимизировать издержки, смотрите, например, Головачова).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что-то как-то в свое время публикация мимо меня прошла. Обсуждали, нет? На всякий случай, положу здесь:

Про образование в Российской империи. Тоже, в общем, к вопросу о месте России среди великих держав.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Про образование в Российской империи. Тоже, в общем, к вопросу о месте России среди великих держав.

Кстати да. Никогда не мог понять кто был идеологом и организатором образовательной политики. Везде видел, мол спасибо Николаю. А есть более конкретные данные?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пётр Миха?йлович фон-Ка?уфман (фон-Кауфман-Туркестанский)[1] (1857—1926) — русский государственный деятель; сенатор (1900), министр народного просвещения (1906—1908)

Pyotr_Kaufman.jpg

С 24 апреля 1906 года по 1 января 1908 года —министр народного просвещения. При нём в Государственную думу, 1 ноября 1907 года, был внесён законопроект о введении всеобщего начального образования. Закон так и не был принят: предварительное рассмотрение в комиссии по народному образованию затянулось почти на 2 года, до 10 декабря 1910 года; в Государственный совет законопроект поступил 19 марта 1911 года; поправки Госсовета Дума отклонила, и 6 июня 1912 года закон был отклонён окончательно[2].

Тем не менее, в годы министерства Кауфмана кредиты на развитие народного образования начинают увеличиваться в большем размере, нежели за предшествующую половину царствования Николая II; был упрощён порядок открытия народных училищ, при них учреждены попечительства; разрешён приём девочек в городские училища вместе с мальчиками; разработаны новые положения о начальных и городских училищах и женских учительских семинариях. Выработаны новые правила о народных училищах для инородцев; разрешено открывать частные учебные заведения для евреев на общих основаниях, а также школы для старообрядцев и сектантов, детей старообрядцев разрешено принимать в учительские семинарии; разработан проект Положения о высших городских училищах. В средних учебных заведениях восстановлена система переводных экзаменов (циркуляр от 15 марта 1906 года), что вызвало протест учащихся и резкую критику в печати; запрещены сход и собрания учащихся средних учебных заведений (циркуляр от 15 ноября 1906 года). В Совет министров внесён законопроект об улучшении пенсионного обеспечения народных учителей; созван съезд представителей учительских институтов. За время руководства Кауфмана министерством открыто 139 мужских и женских гимназий и 375 частных средних учебных заведений, а 52 прогимназии преобразованы в гимназии.

В сфере высшего образования выработаны «правила о студенческих организациях и об устройстве собраний в стенах высших учебных заведений» (утверждены 11 июня 1907 года), направленные на развитие студенческого самоуправления. Учреждён институт проректоров вместо инспекции; составлен новый проект университетского устава, в основу которого положен принцип самостоятельности университетов в организации научно-учебной жизни и подчинение университетов как государственных учреждений контролю Министерства по хозяйственным и административным вопросам. Выработан проект учреждения Саратовского университета, открыты Археологический институт в Москве, Психоневрологический институт, Педагогическая академия и Курсы востоковедения в Санкт-Петербурге, Казанские и Одесские высшие женские курсы, медицинское отделение при Киевских высших женских курсах, в Государственную думу внесено представление об открытии в Москве Народного университета А. Л. Шанявского. В 1906 году Кауфман выступил с предложением узаконить приём женщин в высшие учебные заведения наравне с мужчинами, однако Совет министров его не поддержал.

После 1908 года Кауфман работал в Государственном совете, в комиссиях по народному образованию, по вопросам вероисповедания, о порядке издания касающихся Великого княжества Финляндского законов и постановлений общегосударственного значения.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пётр Миха?йлович фон-Ка?уфман (фон-Кауфман-Туркестанский)

Двигал-то его кто? Сам Николай?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Двигал-то его кто?

Сенатор Половцев. известный двумя вещами - неофициальным владением через родственников и друзей неизвестно какой, но заметной (ходили слухи про 10%) российской промышленности, и своим тихим продвижением прогрессивных идей типа Государственной Думы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сенатор Половцев. известный двумя вещами - неофициальным владением через родственников и друзей неизвестно какой, но заметной (ходили слухи про 10%) российской промышленности

а где об этом написано. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Владение 10% российской промышленности это явное преувеличение. В первую десятку российских олигархов входил, это правда (капитала как у Рябушинских). 

Половцовы

30 млн рублей*

 

банки, промышленность

Основа одного из крупнейших российских состояний была заложена в начале XIX века последним придворным банкиром империи — выходцем из Германии Людвигом Штиглицем. Разбогатев на торговых операциях в период войны 1812 года, он получил баронский титул и оставил сыну Александру Людвиговичу (1814–1884) состояние 18 млн рублей серебром.

Александр участвовал в переговорах о получении Россией иностранных займов и активно занимался предпринимательством — основал несколько фабрик, построил Петергофскую железную дорогу, состоял в правлениях многих компаний и банков. В 1860 году, нажив более чем 70-миллионное состояние, Штиглиц перешел на госслужбу — был назначен первым управляющим Государственного банка России. К концу жизни его состояние уменьшилось почти вполовину, но все равно наследники во главе с приемной дочерью Надеждой Михайловной Половцовой (женой государственного секретаря Александра Половцова) получили около 20 млн рублей.

Половцова вложила большую часть полученного наследства в покупку Богословского горнозаводского округа на Урале, находившегося в кризисном состоянии. В 1895 году супруги Половцовы образовали акционерное Богословское горнозаводское общество. В 1901 году в связи с экономическим кризисом положение компании ухудшилось. Итог: к 1913 году компания перешла под контроль банков (в частности, Азовско-Донского) и сторонних акционеров.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Надеждой Михайловной Половцовой

между прочим очень интересный персонаж. 

Внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича. По совету императора Николая Первого (родного дяди девочки) была удочерена бароном Штиглицем, главой крупнейшего в России банковского дома Штиглиц и К°, который позже стал управляющим Государственным Банком России.

На середину 19 века, унаследовав огромное состояние Штиглицей стала богатейшей невестой России.

Двоюродная сестра императора Александра Второго .

Вот такая у сенатора Половцова была жена. 

 :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

такая у сенатора Половцова была жена. 

Ага. Видимо, отсюда были и слухи - к сожалению ссылки на желтую прессу 1890х привести затруднительно :(

 

В целом, картина складывается так себе - либеральную реформу задумывали и проводили люди, не сумевшие преумножить наследства.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

целом, картина складывается так себе - либеральную реформу задумывали и проводили люди, не сумевшие преумножить наследства.

Вы вообще о чем?????

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

сдерживать их будет только проведённая с японской помощью китайская индустриализация и построение сильной армии

что китайская индустриализация  создаст  для  Санкт-Петербурга  много головной боли 

Я так подозреваю что русская индустриализация случится раньше китайской. А там по заветам Адольфа Алоизовича - вчера было рано, а завтра будет поздно. Да густо замешано на поисках лебенсраума и "защите русских" в Маньчжурии.

желтая опасность сменится красной опасностью!

После красно-желтых дней...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я так подозреваю что русская индустриализация случится раньше китайской. А там по заветам Адольфа Алоизовича - вчера было рано, а завтра будет поздно. Да густо замешано на поисках лебенсраума и "защите русских" в Маньчжурии.

Индустриализация - это, во многом, эволюционный процесс. И в России, и в Китае она началась ещё в XIX веке. Здесь же речь идёт о форсированной индустриализации, по типу такой, которую осуществлял СССР в 20-30-е голы или тот же Китай в 50-60-е. Для Суня индустриализация - это неотъемлемая часть революционных преобразований китайского общества (т.е., грубо говоря, революция делалась не только ради того, чтобы свергнуть маньчжур, отрезать мужчинам косы, а женщинам разбинтовать ноги, а ещё и для того, чтобы Китай крепко вошёл во второй эшелон капитализма, как до этого сделала Япония - Сунь мечтал о мартенах, химзаводах, ГЭС, коптящих трубах заводов - об экологии тогда никто не думал, а вот клубами дыма из заводских труб прогрессивные восточноазиаты восторгались). Всё необходимое, в данном случае, у Суня для форсированной индустриализации Китая есть - "революционный мандат" на коренные преобразования в обществе, поддержка развитого в промышленном отношении государства (Японии), огромные массы крестьянского населения.

Как и в РеИ, в нашей альтернативе, в 1918 году Сунь составит "План индустриального преобразования Китая", с 1919-го начнётся его реализация. Первоочередная задача - создание транспортной инфраструктуры (железнодорожное строительство) и электрификация страны. С начала 20-х (примерно, с 1922-23 годов) в Китае вводится плановая экономика (лучше короткие трёхлетние планы как у Цзяна, чем длинные пятилетние, как у Сталина или Аикавы-Хосино) - там уже большие проекты типа строительства Ханьчжоу-Гуйянской железной дороги или комплексных проектов развития больших промышленных районов типа Уханьского (трёхградье Учан-Ханькоу-Ханьян сольётся в единый город во время "второго скачка" индустриализации после Мировой Войны) или Сычуаньского.

 

Что же касается России, то, на мой взгляд, форсированной индустриализации в ней проводиться не будет - будет эволюционно протекать в нулевых-десятых не меняя темпа, а затем замедлится во время Войны. Без того самого "революционного мандата" даже план электрификации, разработанный немецкими инженерами, работавшими на Петербургскую электрическую компанию, а затем реализованный большевиками как "план ГОЭЛРО" будет слит. Показательный пример Волховской ГЭС: http://blog.rushydro.ru/?p=9821.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Здесь же речь идёт о форсированной индустриализации, по типу такой, которую осуществлял СССР в 20-30-е голы или тот же Китай в 50-60-е

А, ну тогда милости просим. Сколько по ветру пустят ресурсов и угробят народу - это ж любо дорого. Оставшиеся наперебой побегут сдаваться Цинскому правительству когда русские войну затеят.

Показательный пример Волховской ГЭС: http://blog.rushydro.ru/?p=9821.

Это там где уйму сельхоз земли залили без толку? Спасибо не надо.

Без того самого "революционного мандата" даже план электрификации, разработанный немецкими инженерами, работавшими на Петербургскую электрическую компанию, а затем реализованный большевиками как "план ГОЭЛРО" будет слит

А мне кажетя наоборот, будет более продуманно внедрен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Оставшиеся наперебой побегут сдаваться Цинскому правительству когда русские войну затеят.

Могут даже и не дожидаясь войны побежать.

С Уважением

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это там где уйму сельхоз земли залили без толку? Спасибо не надо.

Вы бы по ссылочке сходили для начала: "Проекты строительства ГЭС на волховских порогах высказывались ещё до революции - особенности створа позволяли разместить на нем мощную гидроэлектростанцию с минимальными площадями затопления". При царизме руки до строительства не дошли из-за лобби тепловиков-угольщиков, которые прямо мешали строительству скупая земли в створе реки, а вот после Февральской революции капиталистам по рукам надавали.

Что касается ГЭС, при строительстве которой, как вы изящно выразились, "уйму сельхоз земли залили", то это Рыбинская ГЭС, которую строили в конце 30-х. А насчёт "без толку", ГЭС - это сама по себе настолько хорошая вещь, что под неё никаких земель не жалко: удельная стоимость электроэнергии, производимой на ГЭС, минимальная из возможных, гидроэлектростанциям не требуется топливо, ГЭС является объектом комплексного назначения, обеспечивая водоснабжение и работу водного транспорта (который также является самым дешёвым из возможных) - водохранилища ГЭС также позволяют бороться с наводнениями, аккумулируя паводковые воды, тепловые электростанции крайне инерционны, а гидравлические - высокоманёвренны, за счёт них покрывается неоднородность графика нагрузок, из всех объектов энергетики ГЭС наиболее экологичны. Возможно, проблема затопления сельхоз земель стоит перед гидростроителями в перенаселённой Европе, но в России с её неисчерпаемыми возможностями внутренней колонизации и проблема крестьянского малоземелья, и проблема "лебенсраума", описанная вами выше, - это искусственные проблемы. Первая - проблема феодального землевладения, решаемая аграрной реформой (по типу той, что провели большевики после "Декрета о земле"), а вторая - это вовсе империалистическая фикция.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это там где уйму сельхоз земли залили без толку? Спасибо не надо.

10000 десятин = 100 кв. км. Квадрат 10 х 10 км, грубо говоря. На землях, сельскохозяйственная ценность которых не очень высока.

Какая альтернатива-то? Уголь по железной дороге возить? Нет, если мы хотим индустриализации, нам нужна электрификация, а если нам нужна электрификация, без ГЭС не обойтись, строить электрификацию на одних ТЭС - слишком велики накладные расходы с такими плечами подвоза.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А мне кажетя наоборот, будет более продуманно внедрен.

Как он может быть внедрён, если политическая воля отсутствует? Если капиталистам сходит с рук саботаж строительства, в целом, стратегического  объекта? При Ленине "план ГОЭЛРО" был разработан за год и выполнен за 10 лет, при этом даже не выполнен, а перевыполнен. В Российской империи даже близко ничего подобного ожидать не приходилось. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Первая - проблема феодального землевладения

А где оно феодальное? Самое что ни на есть капиталистическое. См. "Миф о русском дворянстве".

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас